Дмитрий быков как написать рассказ

Если вы давно хотели написать лучший рассказ в своей жизни, то сейчас — самое время. Чтобы читатели «РП» могли с пользой провести время в самоизоляции, мы опубликуем на сайте уроки Дмитрия Быкова «Как написать рассказ». Курс снимался для онлайн-проекта «Русского пионера» — «Тотальный писатель». Первый урок уже доступен для просмотра.

Здравствуйте. Это урок №1. Сейчас, когда я сюда ехал, мне неожиданно позвонили пранкеры Лексус [Алексей Столяров] и Вован [Владимир Кузнецов]. Это был мой первый с ними телефонный контакт. Они спросили, не хочу ли я написать рецензию на их только что вышедшую книгу. Уже и пранкеры Лексус и Вован написали книгу. Я сказал: нет. Они очень опешили, и спросили: почему? Я сказал: «Потому что я вас считаю ублюдками и ваше занятие преступно». «Но ведь вы читаете, всё, что мы пишем»,— сказали они,— «и пользуетесь нашими прослушками». «Нет, я с брезгливостью отворачиваюсь». «Хорошо»,— сказали они.— «Мы знаем, куда вы сейчас едете, и если вы не напишите рецензию, мы сорвём вашу сегодняшнюю запись». «Любопытно будет посмотреть»,— сказал я. Вот так пишется рассказ. Причём всё, что я вам сейчас рассказал, чистая правда. И мы действительно сейчас посмотрим, как они будут срывать нашу запись. Но при этом то, что я говорил, было организовано таким образом, чтобы вам интересно было это слушать.

И вот наш первый урок мы посвятим феномену интересного. Феномен интересного это вещь, которая имеет отношение, конечно, не только к рассказу, хотя рассказ обязан, обречён быть интересным, и об этом мы поговорим потом. Но специфики жанра мы коснёмся на следующих занятиях. А сегодня мы поговорим о том, что интересно вообще, как быть интересным. Вот как ни странно, этой проблеме посвящено, до обидного мало текстов. Но, видимо, потому что это кажется такой очевидной вроде бы вещью. Ну, например. Григорий Перельман прославился тем, что объяснил почему бублик не является шаром. Ну, ведь это и так понятно, скажете вы. А, оказывается, нет, не понятно, оказывается, это нуждается в обосновании. Мало постулировать очевидную вещь, надо привести разумное доказательство. Ну так и здесь. Вот что такое красивое, что такое прекрасное — этому посвящены тома эстетических работ. Гегель ломал голову [Georg Wilhelm Friedrich Hegel], Лессинг [Gotthold Ephraim Lessing] занимался этой проблемой, [Николай] Чернышевский концептуализировал неутомимо. А вот что такое интересное — об этом написаны, ну, две-три сколько-нибудь серьёзные работы: «Феномен интересного» [«Интересное», 2004] Михаила Эпштейна, «Феномен интересного» [????] Елены Иваницкой, ну, и несколько, может быть, менее значительных американских работ на эту тему. Вот что интересно? Вся мировая эстетика умудрилась сформулировать всего пять вещей, которые в принципе вызывают у человека интерес. Самая простая и самая обидная: человеку интересно всё, что касается его самого. Как мы знаем, человек о многом говорит с удовольствием, но только о себе со жгучим наслаждением, с интересом. Так вот в чём проблема — текст должен в идеале касаться вас. Как это сделать, как обеспечить читателю такую идентификацию — над этим, собственно, мировая литература бьётся очень давно. Ну, самый простой вариант это когда предсказывает вам ваше будущее. Это гороскоп, который интересен всегда. Ну, классическое описание такого текста это «Сто лет одиночества» [Gabriel García Márquez «Cien años de soledad», 1967]. Помните, почему Хосе Аркадио Буэндиа (насколько я помню; я их путаю всех) с таким интересом читает пергаменты Мельки́адеса? Потому что в пергаментах Мельки́адеса описано будущее Макондо. И он расшифровывает эти пергаменты, и когда заканчивает расшифровывать, поднимается страшный ветер и сносит город с лица земли, т.е. литература синхронизирована с жизнью. Так вот и здесь, понимаете, когда вы читаете про себя, ваша жизнь синхронизирована с процессом повествования. Как это сделать, как этого добиться — это очень сложно. Пока вот из всех известных мне литераторов это удалось добиться только мне в романе «Квартал» [2013], который сделал читателя главным героем. Там написано, что вы должны делать, вы являетесь героем книги. Для того, чтобы вы как-то ощутили личную идентификацию с героем, герой должен быть на вас похож. Поскольку одновременно нельзя быть похожим на всякого читателя, он должен быть одержим теми же проблемами, которыми одержимы вы. Это прежде всего страх будущего или желание понять это будущее, страх другого, страх, который чаще всего соединён с желанием проникнуть в этого другого (речь идёт о сексе), и страх смерти, потому что опять-таки с любопытством что будет за гробом. Если текст касается этих трёх тем, т.е. будущее, секс или смерть, ему в общем гарантирована интересность, какая-никакая интрига здесь уже есть.

Вторая вещь, которая сопряжена с феноменом интересного,— это описание того, что приятно. Долгое время я пытался выяснить, что, собственно, делает текст приятным для чтения, и обнаружил только одну, ужаснувшую меня самого, закономерность. Почему ужаснувшую вы сейчас поймёте. С наслаждение читается то, что с наслаждением пишется. Но с наслаждением пишет только графоман. Есть гениальная формула Бориса Стругацкого: «Профессионал от графомана отличается тем, что профессионал не получает удовольствие». Для профессионала это работа, а для графомана — наслаждение. Ну, вы все, вероятно, читаете огромное количество «фейсбуков». Когда говорят, что современный читатель не читает, это очень глупо. Он читает страшное количество текстов. Другое дело, что это «Twitter» и «Facebook». И вот когда вы читаете в «Facebook»’е описание дня, проведённого на курорте глупой самовлюблённой девушкой, или описание охоты, которую осуществляет такой же глупый самовлюблённый мачо, безумно гордящийся употреблением терминов, или записки домохозяйки, которая описывает приготовление ею чего-нибудь особенно «увкуснюсенького» (как говорил Набоков), ну, мы испытываем наслаждение. Другое дело, что это наслаждение примерно такого же рода, с которым выдавливается прыщ, или давится особенно кровососущее насекомое. Т.е. мы не наслаждаемся эстетически. Эстетически перед нами лажа. Но мы наслаждаемся по-человечески, потому что герой, который это писал, он был в восторге, в самоупоении, и это каким-то образом транслируется нам. Всё, что с удовольствием описывается — еда, опять же эротика, какие-то высокие достижения личные, — оно передаётся это удовольствие, это читается, это становится интересным. Это, конечно, знаете, из таких shameful pleasures, это sinful pleasure. Оно такое немножко грешное, постыдное удовольствие. Но это удовольствие, ничего не поделаешь. И кстати говоря, по этой же причине так безумно популярны «50 оттенков серого» [E.L.James «Fifty Shades of Grey», 2011]. Ну, признайтесь, ну, вы читали «50 оттенков серого», ну, вы хотя бы открывали «50 оттенков серого», признайтесь, вы испытывали удовольствие. Почему? Потому что пишет очень глупый автор. А чужой идиотизм всегда приятен. Мы такие умные на его фоне. Потому что она испытывала наслаждение, потому что речь шла о приятных вещах в конце концов. Да, безусловно. И кулинарную книгу, поваренную книгу вы тоже хоть раз читали, и всегда с удовольствием. Потому что ну приятно же описывать бульон, не говоря уже о пироге. Секс довольно труден в описании, потому что секс вообще довольно трудный процесс. Он в чём-то сродни производственному, надо учитывать много обстоятельств. Надо самому быть на высоте. Ну, это не дилетантское занятие. Иначе размножаться было бы слишком легко и люди уже давно заселили бы Землю. Но тем не менее, секс — это вещь, которая вызывает приятную идентификацию, причём, особенно приятную, когда человек описывает как не получилось. Потому что читать записки секс-гиганта всем стыдно, а вот читать, как например, Эдуард Лимонов признаётся, что у него не всегда получается. Приятно! И мы понимаем, что и в общем не боги горшки обжигают.

Третья вещь, которая является всегда безусловно интересной, — динамическое повествование. По определению Юрия Тынянова, литература — это динамическая речевая конструкция. Ничего не поделаешь. В тексте должна наличествовать динамика. Я должен вам признаться с тоской, что я, начиная читать большинство современных повествований, испытываю скуловоротную скуку с первой страницы, и до последней это ощущение почти никуда не девается. Герой с массой многословных ненужных отступлений описывает ненужные мне вещи. Я понимаю, что этот текст написан, скорее всего, без удовольствия и главное не для себя, не для решения собственных проблем. Почему? Потому что редактор потребовал, потому что денег захотелось, потому что надо что-то написать — все уже написали, у всех уже есть эта визитная карточка, а у меня ещё нет, ну, все пишут — что такое?! И вот он пинками загоняет себя за стол, начинает писать, как Иван Иванович вышел из дому… Господи, ну, это катастрофа. Зачем? Ведь есть такое множество нарративных техник, о которых мы сейчас с вами будем говорить. А человек всё время пишет в манере «у меня одна струна — Казахстан моя страна». (Разумеется, ничего оскорбительного для Казахстана в этом не существует. Они сейчас очень обидчивые стали.) Вот в этом, понимаете, и заключена серьёзная проблема. Человек пишет без движения и между первой фразой и последней не пролегает бездна. Есть один безошибочный способ выбрать книгу в книжном магазине. Обычно все мы — люди не богатые — задумываемся потратить ли ещё немного денег, а в сети есть далеко не всё. Поэтому… Да и вообще просто тратить ли свою жизнь на чтение этой книжки. Очень простой ответ: читаем первую и последнюю фразу. Если между этими полюсами существует некоторая дуга, напряжение, магнитное поле, читайте. Книга, которая начинается с одного и заканчивается чем-то совершенно другим… это да, безусловно. А книга, которая начинается фразой «Смеркалось…» и заканчивается «Стал накрапывать дождь», к сожалению, почти наверняка не оставит вас новым, другим. Она… Хотя «Стал накрапывать дождь» это замечательная последняя фраза, она из [Антона] Чехова. Но какая там первая в повести «Дуэль»? Она совсем другая. [«Было восемь часов утра — время, когда офицеры, чиновники и приезжие обыкновенно после жаркой, душной ночи купались в море и потом шли в павильон пить кофе или чай».] Т.е. если вы чувствуете поле, пролегающее между ними, значит, динамика нелегко… налицо. Человека интересует всегда быстрая смена событий, стремительная смена настроений, как правило, переход из одного статуса в другой (ну, потому что это цель жизни). Так что, если в тексте нет событий и их стремительных переходов, этот текст, скорее всего, не вызовет интереса.

Четвёртая часть — чисто прагматическая, тоже совершенно очевидная — человека привлекает тайна. Тайна привлекает его потому, что жизнь… Ну вот сейчас я очень сложную вещь скажу. Жизнь, она сама по себе развивается в жанре тайны. Потому что мир, который мы видим, он больше, шире прагматики. Мимикрия бабочки, например, красивее и сложнее чем нужно для выживания. Человеку дано больше, чем нужно для простого успешного функционирования. Любовь обставлена таким количеством сложностей, что явно не сводится к размножению. Мы всё время видим в мире какой-то зазор между прагматикой и чем-то ещё. Вся идея Бога держится на том, что мир не до конца объясним рационально. Если бы мы знали, что мы сделаем в следующую секунду, жизнь не была бы интересной. Но это тоже тайна. Вот замечательная формула Воннегута [Kurt Vonnegut]: «Сам создатель вселенной не знал, что скажет человек в следующую минуту». И человек, там развлекая Бога, всё время говорит какие-то непредсказуемые глупости. Но это очень интересно. Вот именно таинственность мира обеспечивает чтению… (ну, если это хороший текст) обеспечивает ему неотрывность читательского внимания. Поэтому человек так любит всё необъяснимое. Ну вот, например, единственный текст, который я прочёл за последнее время с неотрывным вниманием, это энциклопедическая статья о «человеке из Сомертона» [Tamam Shud case, 1948]. «Человек из Сомертона» это одна из самых главных, самых привлекательных, самых страшных загадок XX-го века. Я не буду вам ничего о нём рассказывать. Я запущу вам этого ежа под череп, и вы с ним останетесь. Но вечером вы прочтёте про «человека из Сомертона», или про женщину из Исдален [Isdalskvinnen, 1970]. «Женщина из Исдален» — вот скажешь, и уже все выпучивают глаза от страха, потому что это действительно страшно. А, понимаете, я почему с лёгкостью обмениваюсь этой информацией, потому что мой следующий роман, который, наверное, будет моей главной книгой и сложит к моим ногам все деньги мира, он как раз о «человеке из Сомертона». Ну, понимаете, ведь не бывает так, чтобы умер на пляже человек в 49-м [48] году, лежал в костюме с билетом в кармане, со срезанными бирками на одежде… Умер ещё очень странно там, странные телодвижения перед этим делал. И о нём… В Австралии в людном месте. И о нём ничего не было бы известно. И двухлетние розыски ничего бы не дали. Но все, кто приближался к этому делу, погибали таинственным образом. А потом, когда уж как следует обследовали его одежду, в одном из карманов нашли бумажку с надписью «Тамам шуд», и это дело получило название «Дело Тамам Шуд». А потом, когда выяснили, что такое Тамам Шуд, да ещё из какой книги это взято, тут появился совершенно новый поворот у этой истории. А уж когда 30 лет спустя заметили, что форма ушей этого человека такая, какая встречается только у 3% [1-2%] населения [представителей европеоидной расы], и из этого сделали далеко идущие выводы, о, ребята, какими шлейфами, какими павлиньими хвостами обросла эта история. До сих пор не знаем мы, кто такой «человек из Сомертона», хотя 40 лет спустя одна женщина в архиве своих родителей нашла его фотографию и его удостоверение. Беда в том, что оказалось, что моряка с такими данными никогда не существовало. Так что кому выписано это удостоверение тоже непонятно. Как сказал [Максим] Горький в моём любимом рассказе «О тараканах» [1926]: «Ведь не может же такого быть, чтобы посреди русского леса лицом в лужу лежал мёртвый человек и о нём ничего нельзя было бы рассказать». [«Но все существует лишь для того, чтоб о нем было рассказано. И совершенно недопустимо, чтоб какой-то человек валялся мёртвым ночью, у камня, на берегу лужи, и чтоб поэтому нельзя было ничего рассказать.»] Можно. Ребята, можно. Есть среди нас люди, которые проходят по жизни, не оставив следа, люди из ниоткуда. Оказывается, ореол тайны — это единственное, что по-настоящему влечёт читателя. Я вам перечислю несколько таких тайн, о которых вы, может быть, и не слышали никогда, потому что вы живёте, слава богу, в рациональном, познаваемом мире. Но нас страшно влечёт, влечёт как тайный нарыв, влечёт как, может быть, тайная страсть, эта удивительная аура, которая, собственно, и показывает нам, что помимо нашей жизни есть другая. Тайна «перевала Дятлова» [1959] — одна из главных советских тайн XX-го века. Тайна манускрипта Войнича, до сих пор никем неразгаданная. Тайна свинцовых очков [O Caso das Máscaras de Chumbo, 1966], одна из самых страшных аргентинских историй. Два механика пошли на склон холма за каким-то странным экспериментом, приняли странные таблетки самодельные, надели свинцовые очки. А через два дня их там нашли, и у них была при себе странная записка, где им приказывали так поступить. До сих пор эта тайна не раскрыта. И масса таких историй. Кстати говоря, их позы на склоне холма были совершенно идентичны позе «человека из Сомертона». Но это уже моё собственное расследование. Короче, то, что не рационально, не разгадуемо, то, что влечёт к себе как вечная тайна, это одна из главных пружин расследования. Детектив именно поэтому и пользуется такой славой… (но о схемах детектив мы поговорим чуть ниже) Но как раз детектив-то это довольно просто. А вы пойдите напишите детектив без разгадки, где только читателю предполагалось бы самому решить. Кстати, жизнь пишет такие истории лучше всего. Возьмём тайну Горгоновой. «Дело Горгоновой» [«Sprawa Gorgonowej», 1977] — фильм Януша Маевского [Janusz Majewski], ну, это вероятно лучшая польская картина когда-либо снятая. Во всяком случае, когда я посмотрел её в детстве (это [19]79-й год), я её запомнил по кадру, по кадру. И должен вам сказать, что две недели я не спал, так это было страшно. И действительно страшно. Особенно страшно потому, что это подлинная история. До сих пор никто не знает — была Горгонова виновата или нет. Тем более, что из ран, которые были обнаружены на трупе её падчерицы, три могли быть нанесены вот предполагаемым орудием убийства, а четвёртая не могла, мы не знаем откуда она. Почитайте, занятная история. Т.е. всё, что на самом деле непознаваемо, как-то напоминает нам общую тайну жизни, общую неразгаданность её, божественный замысел.

Ну и пятая вещь, которая всегда была и будет интересна. Это постыдное, скрываемое, интимное, это личные грехи, это то, что человек стесняется. И он про это с наслаждением читает, в порядке самооправдания читает для того, чтобы ему себя не считать патологией. Как сказал доктор Спок [Benjamin Spock], человек очень неглупый: «Подросток боится двух вещей. Первая: неужели я такой как все. И вторая: неужели я не такой как все». Вот то, что говорит нам — оказывается, наш случай не патология, а норма — это мы читаем всегда с наслаждением. Описание болезни, перверсии, извращённые страсти, мании. Например, значит, клаустрофобии или агорафобии — боязни закрытых или открытых пространств. Страх перед пауками, змеями, числом 13. Всё это человека интересует безумно. Потому что его собственная жизнь является для него такой же загадкой. Но мы всё время нуждаемся, чтобы нам внушали: да, мы живём правильно. Я мог бы назвать несколько текстов, которые удовлетворяют всем этим условиям. Ну, например, у Льва Толстого «крючок всажен в плоть читателя» (пользуясь его собственным сравнением) с первой фразы «Анны Карениной» [1873–1877]: «Все счастливые семьи счастливы одинаково. Каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». [«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».] Господи, какое счастье (думаем мы), не только наша семья несчастлива, но это ещё и делает нас уникальными, потому что каждая несчастливая семья [нрзб.] как скучно это счастье, и как оригинальны в своём несчастье мы, да? Равным образом… А о гипнотизирующей первой фразе мы поговорим ещё много раз. Но разумеется, первая фраза должна сразу намекать читателю о том, о чём пойдёт речь. Это интересно лично ему, это касается лично его. Может быть, именно поэтому правильно пишет Гессе [Hermann Hesse] в названии… в начале «Степного волка» [«Der Steppenwolf», 1927] — «Это только для сумасшедших». Ура-ура, это мне! Или Марк Данилевский [Mark Z. Danielewski] в начале романа «Дом листьев» [«House of Leaves», 2000] — «Это точно не для тебя». Ну, значит, для меня (с облегчением думает читатель).

В общем, если у вас есть какие-то вопросы, на этом мы первый урок закончим. Но по крайней мере нам будет ясно, о чём надо писать. Вопросы есть какие-то или мы их прибережём? Прибережём. Это был урок №1. Увидимся.

*НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ БЫКОВЫМ ДМИТРИЕМ ЛЬВОВИЧЕМ, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА БЫКОВА ДМИТРИЯ ЛЬВОВИЧА, СОДЕРЖАЩЕГОСЯ В РЕЕСТРЕ ИНОСТРАННЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА 29.07.2022.

С 16 по 19 сентября писатель Дмитрий Быков проведет 4-дневный очный курс писательского мастерства в лектории «Прямая речь».

На этом курсе вы научитесь писать увлекательные короткие тексты: рассказ, статью, пост в соцсетях. Разберете композицию, сюжет, динамику, конфликты, образ героя,  любовную линию, финал и многое другое.

Курс ведет Дмитрий Быков лично.

Как построено обучение:

— каждый день встречаемся очно в лектории «Прямая речь» на Патриарших,

— занимаемся в группе,

— изучаем секреты писательского мастерства и феномен интересного,

— выполняем задания на отработку практических навыков на каждом уроке,

— получаем домашнее задание,

— после прохождения курса каждый участник пишет свой рассказ, и Дмитрий Быков дает на этот текст отзыв.

Вот что говорит Дмитрий Быков о своем авторском курсе:

«Самый сложный и в то же время самый важный жанр в литературе — это рассказ. Потому что на его маленьком пространстве надо выполнить иногда совершенно романную задачу, то есть рассказать жизнь, поставить главный вопрос, обозначить литературный метод.

Уметь писать увлекательно и владеть сторителлингом — это soft skills современного человека. Умение писать развивает креативность, адаптивность, умение презентовать себя и встать на место другого человека.

Как это сделать, как этому научиться, структурировать, писать увлекательно, быть интересными и востребованными? Уверяю вас: после нашего четырехдневного курса каждый сможет этому научиться. А после окончания наших занятий у каждого из вас будет две недели на написание своего рассказа, который вы можете мне выслать, и я обещаю, что я его прочту и дам вам обратную связь. Уверен, наш курс сделает вас увереннее в себе, приходите».

Расписание занятий:

16 сентября, 19:00

Сюжетная линия: как ее найти и не потерять?

Учимся находить сюжет для рассказа. Дмитрий Быков раскроет секрет пяти составляющих, которые необходимы для увлекательного и интересного сюжета.

17 сентября, 19:00

Блоги и посты — это тоже рассказы!

Учимся писать короткий текст в соцсетях. Когда говорят, что современные люди не читают, — это ошибка: они читают страшное количество текстов в соцсетях. Самые увлекательные и интересные тексты в соцсетях пишутся именно по законам рассказа.

18 сентября, 19.00

Любовный сторителлинг

Описывать любовь очень трудно, но без любовной линии невозможен почти никакой интересный текст. Как писать про любовь, чтобы не было мучительно стыдно, — на нашем третьем уроке.

19 сентября, 19:00

Фантастические твари, где они обитают и как про них писать

На четвертом занятии мы займемся фантастической и мистической линией в рассказе. Монтаж любой темы с мистической имеет огромные перспективы, а лучше всего стыкуются финансы, политика и мистика. А еще поговорим о том, как написать финал.

Если вы давно хотели научиться писать, то самое время это сделать на весеннем курсе вместе с писателем Дмитрием Быковым, который еще и потрясающий педагог.

Трансляции не будет.

Стоимость участия — 20 тыс. рублей за весь курс.

Занятия проходят в небольшой группе в лектории «Прямая речь»: м. «Маяковская», Ермолаевский пер., 25.

После курса вы получите:

— конспект каждого занятия,

— книгу Дмитрия Быкова с подписью автора,

— диплом,

— подарочный сертификат на 5 лекций Дмитрия Быкова.

В конце курса запланировано чаепитие и обсуждение итогов с Дмитрием Быковым.


Close Modal

  • Как купить билеты

    1. Зарегистрируйтесь или авторизируйтесь на сайте.

    2. Выберите нужное мероприятие.

    3. Выберите места, и нажмите кнопку «Купить».

    4. На странице оплаты проведите необходимые действия для осуществления платежа. Время на оплату – 30 минут,
    по истечении заказ автоматически аннулируется. Билеты снова поступают в продажу.

    5. По факту оплаты на электронную почту придет письмо с электронными билетами в виде PDF-файлов.

    Билеты будут храниться на сайте в вашем личном кабинете в разделе «Билеты/Заказы».

  • Билет в подарок

    Все купленные в подарок билеты будут высланы на вашу личную электронную почту. На билетах мы не указываем имя владельца.

  • Какие способы оплаты возможны?

    Мы принимаем к оплате российские банковские карты VISA, MasterCard, Maestro, МИР и

    электронные кошельки ЮMoney и QIWI Wallet.

    Оплата происходит с помощью защищенной платежной системы Platron.

  • Есть ли дополнительные сборы?

    При покупке взимается комиссия платежной системы в размере 5% от стоимости покупки.

  • Промокоды и скидки

    Промокоды имеют разный номинал и действуют в течение указанного времени на определенную группу мероприятий
    или выборочно на отдельное событие.

    Скидки по промокодам не суммируются.

  • Правила использования и возврата билета

    1. Покажите электронный билет с экрана телефона или предъявите распечатанный билет для прохода на мероприятие.

    2. Штрих-код, указанный на билете, действителен только для однократного прохода на мероприятие.

    3. Проверка электронных билетов и проход на мероприятие осуществляются в соответствии с правилами,
    установленными организатором.

    4. Опоздавшие зрители теряют право на места, указанные на билетах.

    5. «Прямая речь» оставляет за собой право в исключительных случаях вносить изменения в даты мероприятий,
    программы и состав лекторов.

    6. Возврат стоимости электронных билетов возможен не позднее трех календарных дней до начала мероприятия.
    А также в случае отмены, замены или переноса мероприятия организатором.
    Сервисный или иные дополнительные сборы, взимаемые при продаже электронного билета, возврату не подлежат.

    Запрос на возврат билетов осуществляется путем обращения покупателя по адресу электронной почты info@pryamaya.ru с приложением бланков билетов, подлежащих возврату.

  • Пользовательское соглашение сервиса

    Вы можете ознакомиться на сайте с условиями оферты

  • Поддержка пользователей

    Обратитесь к нашим специалистам на почту: info@pryamaya.ru или по телефону +7 (495) 542 88 06


Close Modal

  • В чем разница между видео и онлайн-трансляцией

    Онлайн-трансляция – это показ события (лекции/курса) в режиме реального времени с места
    проведения. Для просмотра нужен интернет.
    Видео – это запись онлайн-трансляции лекции или курса.

  • Как оплатить просмотр

    Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте
    Окно регистрации появится при попытке
    посмотреть контент, либо нажмите на кнопку входа в личный кабинет.
    Вы можете оплатить просмотр с
    помощью банковской карты или активировать промокод.
    Кнопки оплаты:
    Оплатить в корзине — для покупок нескольких видеозаписей событий.
    Оплатить сразу — для покупок только одной видеозаписи российской картой.
    Pay Stripe — для оплаты банковской картой иностранного банка

  • Видео в подарок

    Ссылка для просмотра будет отправлена на вашу личную электронную почту. Чтобы подарить доступ — перешлите письмо получателю.

  • Где смотреть

    После оплаты вам станет доступен просмотр видео:

    – на странице мероприятия;

    – в личном кабинете в разделе «Видео»;

    – по персональной ссылке, которая придет на ваш email;

    Одновременный доступ к просмотру видео с разных устройств по одной ссылке невозможен.

  • Сколько времени доступен просмотр

    Период доступа к видео указан на странице события: от 30 до 60 дней с даты оплаты видео.
    После оплаты информация о сроке доступа отображается на странице оплаченного события и в личном кабинете.

  • Не хотите смотреть сейчас? Смотрите позже

    Добавляйте в избранное все, что не хотите потерять.
    Из раздела «Избранное» в личном кабинете есть быстрый доступ к видео, которые вас заинтересовали.

  • На каких устройствах смотреть

    На вашем компьютере, планшете или мобильном устройстве в актуальном браузере
    без установки дополнительных плагинов.

    Смотреть видео онлайн можно неограниченное количество раз.

    В плеере трансляции доступны пауза и перемотка.

    Запись лекции нельзя будет скачать или скопировать.

  • Как проверить качество

    Мы рекомендуем перед оплатой просмотреть тестовое видео. Если оно проигрывается в хорошем качестве, то и с просмотром архива будет все в порядке.

  • В каких странах работает

    Видеосервис работает без географических ограничений.

  • Пользовательское соглашение сервиса

    Вы можете ознакомиться на сайте с условиями оферты

  • Поддержка пользователей

    Обратитесь к нашим специалистам на почту: info@pryamaya.ru или по телефону +7 (495) 542 88 06

Светловка просвещает: Дмитрий Быков о том, как писать книги

Светловка просвещает: Дмитрий Быков о том, как писать книги

10.10.2019

Как начать писать, если есть идея для книги? Гость Светловки – писатель, поэт и литературный критик Дмитрий Быков – ответил на несколько вопросов о том, как писать книги. Вы узнаете, на какие крючки ловится читатель, почему писателю не нужен редактор, что такое феномен толстого журнала и правило трех минут.

И это только коротко о главном! Полную версию смотрите здесь:

Текст интервью:

Даша: Если кажется, что есть очень важные, полезные и интересные мысли, хочется написать книгу. Что делать, с чего начать, каким должен быть первый шаг?

Дмитрий Быков: Понимаете, я за свою жизнь получил два полезных профессиональных совета. И оба я получил в возрасте 18-ти лет. И мне с тех пор ничего более дельного не посоветовали.

Был такой Сева Богданов, который работал в газете, где я проходил практику в Истре после 1 курса, и он там сказал: «Журналистский материал надо писать как письмо другу. Представь себе, что ты пишешь другу, и тогда лишнее отпадёт само. Ты в правильном порядке расскажешь главное». Вот прозу надо писать, как вы рассказывали бы матери или сыну о главном, тогда вы поймёте, с чего начать.

И второй совет мне дал Геннадий Павлович Ни-Ли, редактор отдела в «Собеседнике», где я тогда работал, уже ныне покойный, к сожалению. «Прежде чем писать, подумай 3 минуты, не более», — он сказал. – «Из современных журналистов большинство не задумывается вовсе. Один думает две». И назвал человека, который через год после этого возглавил «Коммерсант». Это правильно было. То есть подумайте 3 минуты, прежде чем писать. Этого достаточно. Больше тоже не нужно, но 3 минуты конкретного размышления выстроят компактно первую страницу, а от первой оно пойдёт само. Это как в вязании: когда вы начали, у вас первый ряд вывязывается, а дальше все от него.

Д: А вы долго обдумываете, прежде чем начать?

ДБ: Нет, обдумываю я очень долго. Я пытаюсь понять, в чем заключается некое концептуальное зерно книги. Как только оно мне понятно, вот то принципиально новое, что я хочу сказать, — дальше все выстраивается само. Книга проступает по мере ее написания. Но сначала я должен понять, зачем я вообще это делаю? В чём заключается главная фраза?

Д: А вы с кем-то делитесь новыми идеями, обсуждаете?

ДБ: Я всегда ими делюсь. У меня для этого есть целая программа «Один». Но это делаю отчасти и потому, чтобы застолбить какие-то идеи. Идеи же приходят всем одновременно, но если ты успеваешь о ней первым рассказать, то другому уже трудно.

Д: А вы больше любите читать или писать?

ДБ: Писать. 

Д: А сколько часов в день вы в среднем пишите?

ДБ: Это совершенно не принципиально, это… it depends. Как правило, я работаю 5-6 часов в день. Это не очень много. А продуктивно часа 2-3. Остальное время я иногда думаю, гуляю, езжу на соловиле, езжу в машине, хожу за покупками. То есть… это тоже форма писательства. Я иду и думаю, что бы мне написать.

Д: Где вы черпаете вдохновение?

ДБ: Есть несколько мест в Москве, где оно приходит самостоятельно. Я стараюсь чаще посещать эти места. Это один небольшой участок Беговой, это улица Дружбы и это улица Правды.

Д: Как вы думаете, другим они могут принести, эти места, вдохновение? Или каждый должен искать своё?

ДБ: Нет, нет, нет. Каждый зависит от своей геофизики и у каждого эти места свои.

Д: А как вы думаете, что нужно сделать, чтобы книга была интересной? Чем зацепить читателя? Есть ли какой-то секрет?

ДБ: Понимаете, на этот вопрос очень давно отвечено. Читатели цепляются на 5 всего крючков, и шестого пока никто не придумал.

Читатель ловится на тайну. Она может быть по-разному оформлена, и стилистически это уж от вас зависит.

Читатель ловится на идентификацию, то есть на то, что касается непосредственно его. Вот скажите, что в этой книге рассказано о вас и о вашем будущем – читатель не оторвётся. Но надо ему эту идентификацию внушить, что он читает про себя. Когда вы читаете про себя, вам люто интересно. По этой же причине ходят к гадалкам.

Третье — читатель любит динамику, быстрое чередование событий, и скупой рассказ о быстрых и ярких событиях всегда цепляет. По этой причине читатели любят хорошие репортажи, всегда, даже если это их совсем не касается.

Читатель любит хорошее описание еды. Ну и секс цепляет читателя. Надо уметь это тоже писать. Вот еда и секс — это самое трудное в пластическом смысле. 

Д: Как вы считаете, можно написать книгу, хорошую книгу, за одну неделю? 

ДБ: Да, легко. 

Д: Вы так делали?

ДБ: Нет, но за две недели было. «Икс»
написан за две недели — не знаю, насколько хороший. В принципе, книгу можно… Вы знаете, очень хорошо сказано у Валерия Попова: «Нет ничего на свете, чего нельзя было бы сделать за 3 минуты». Очень глубокая мысль… 3 минуты — это не случайная цифра. Так что у того же Попова сказано: «Моральные изменения, в отличие от физических, времени не требуют».

Д: А есть ли какой-то секрет, если пишешь, остановился — и не можешь. Как заставить себя довести начатое до конца?

ДБ: Ну, видите, обычно пока вещь не дописана, как будто у тебя на дороге лежит какое-то бревно или камень. Этот камень надо убирать. Ты не можешь ни за что браться. Это довольно мучительное ощущение, его стараешься преодолеть. А недописанная вещь напоминает о себе, как неотданный долг, как невыполненная задача… Это мучительная штука. Как неразложенный пасьянс. Так что я бы всё-таки… Это не главная вещь в работе писателя — довести до конца, гораздо труднее эффектно и по-настоящему закончить, и вовремя остановиться, и вовремя поставить точку. А так, чтобы человек бросал вещь незаконченной — ну это очень редкий случай. Обычно незаконченная вещь морализует, как бы модернизирует собой, выражает собой, моделирует какую-то неразрешённую внутреннюю проблему. То есть вы просто не знаете, что делать. Бывают незаконченные вещи, когда история сняла проблему, и тогда нет смысла. Как говорил Блок: «Не чувствую ни нужды и ни охоты заканчивать вещь полную революционных предчувствий, когда революция уже произошла». И не стал дописывать «Возмездие». Но обычно импульс закончить также силён как в сексе.

Д: Кто нужен писателю, чтобы написать книгу и издать?

ДБ: В идеале ему нужен образ читателя, для которого он работает. Жена, которой интересно. Сын, который напоминает, что там у них дальше. Как, собственно, сын Кристофер Робин напоминал Милну, что там дальше будет с Винни-Пухом. Нужен заинтересованный читатель. Издать сейчас настолько не проблема, что, в общем, этого вопроса нет.

Д: Нужно искать редактора, иллюстратора? 

ДБ: Нет, редактор вообще не нужен. У меня в моей жизни было несколько хороших редакторов. И главная добродетель редактора — не вмешиваться туда, куда не надо. В писательской деятельности… Вы понимаете, это вот при родах нужен акушер, а писателю акушер не нужен. Писателю нужен в идеале…

Д: Прежде всего читатель?

ДБ: …да, в идеале только читатель, а привлечь внимание читателя очень легко. Достаточно затронуть тему, которая будет его волновать, вот и все. А если вы не можете затронуть такую тему, то на фига такая книга? Попробуем сделать книгу, которая на полке не будет застаиваться, которая будет постоянным спутником, которая будет каждый день что-то человеку говорить, которую будут читать и перечитывать, а иначе зачем? Вот это и есть главный императив: написать такую книгу, которая сегодня бы отвечала на самый мучительный вопрос. Как мне кажется, именно такую книгу я сейчас и пишу. Самое ужасное, что мне это каждый раз кажется. Чем бы я ни занимался, мне каждый раз кажется, что вот сейчас-то я пишу вещь абсолютно необходимую человечеству. 

Д: Это же важно.

ДБ: Важно, конечно, важно, «энергией заблуждения» называл это Толстой.

Д: (смех) А как вы считаете, в каком формате нужно издавать первую книгу, вот самую первую? В электронном, в печатном виде, может быть, маленькую по размеру?..

ДБ: Понимаете, раньше, пока ещё существовали журналы, книга выходила порциями, и это самое лучшее. Читатель с интересом ждёт…

Д: По статьям, по главам?..

ДБ: …да, следующего куска. Для меня порционное такое печатание очень важно. И поэтому феномен толстого журнала для меня был важен, но сейчас этого больше нет. Приходится смириться с тем, что современный читатель получает книгу as it is, всю целиком и сразу. Ну и что делать, давайте… давайте с этим мириться. А электронная, не электронная — совершенно неважно.

Д: Что, вы думаете, будет интересовать читателя завтра, завтрашнего читателя?

ДБ: Смерть… то, что после смерти, болезнь, физиология. Примерно то, что всегда. Я думаю, что проблема бесконечного продления жизней и проблема всё-таки фиксации  души — она будет становиться главной. Это ближайшая тема. Эволюция будет интересовать, история, управляемость историей, манипулируемость человеком — это будут главные проблемы.

Д: Есть такая проблема, и мне кажется, она может встречаться у молодого поколения, когда вроде мы хотим читать, но у нас не хватает какой-то усидчивости. Мы читаем короткие тексты, часто переключаемся. Это от книги ли зависит? Как бороться с собой, как приучить себя читать и не отвлекаться на какие-то другие вещи?

ДБ: Понимаете, это же долгое время считалось болезнью СДВГ — неспособностью сосредоточиться. А потом оказалось, что это такая эволюционная особенность нового поколения. Они быстрее усваивают, им не нужно сосредотачиваться, они в более быстрый срок все понимают. Ну хотите читать короткий текст, читайте — это нормально. У меня раньше на объяснение темы в классе уходило полчаса, а сейчас 10 минут. Они понимают все быстрее. Ну а остальные 20 минут мы разговариваем о жизни, о любви. Значит вы просто будете больше успевать — вот и всё. Хотите читать короткие — читайте короткие. Вряд ли сегодня можно написать эпический роман. Сегодня даже сериалы уже в некотором кризисе, потому что больше 2-х сезонов мало что может выдержать.

Д: Что вы можете посоветовать начинающим молодым писателям? Какой-нибудь совет? 

ДБ: Первым делом найти профессию, потому что писательство не может быть профессией. Это хобби, это занятие для свободного времени. Если писательство поглощает всё ваше время, у вас что-то нет так. Писатель должен не зависеть от своего труда, материально прежде всего.

Первое дело — найти профессию, второе дело — найти оптимальный для себя ритм. Писателя нельзя научить, но его можно научить жить с талантом, а внушить талант ему нельзя.

Прежде всего, надо научиться спокойно относиться к творческим паузам. Если вам не пишется, значит вам сейчас не должно писаться. Это не трагедия, не торопитесь, не пишите. Пелевин очень точно сказал: «Настоящему писателю важно молчать, и молчать иногда важнее, чем говорить». То есть не писать — это тоже форма творчества. Молчание Сэлинджера было мощным художественным фактом, поэтому научитесь не впадать в отчаяние, когда вам не пишется.

Не старайтесь всё время написать хорошо, иногда надо писать плохо. Если вы осваиваете новый для себя прием, поймите, что ваша следующая книга необязательно будет лучше предыдущей, она может быть и хуже, а, может быть, она и должна такой быть. И как говорил Сальвадор Дали: «Не бойтесь совершенства, вам его не достичь».

Д: А вы разделяете мнение, что талант — не самое важное? Может, можно просто очень много часов посвящать этому мастерству и тогда достигнуть настоящего…

ДБ: Нет, талант самое важное, ничего не поделаешь. Мастерство нужно на момент реализации замысла. А когда он приходит, тут, к сожалению, талант и только талант, ничего не сделаешь. Придумать книгу может талант, написать может и посредственность. Но всё-таки, первотолчок, зерно — это зависит от предрасположенности. Не нужно думать, что это умеет каждый. Каждый может быть журналистом, писателем не каждый. 

Д: То есть журналистом может быть каждый?

ДБ: Абсолютно. Уметь рассказать о событии, уметь взять интервью должен каждый грамотный человек. Хорошим журналистом могут быть единицы. Для того, чтобы быть писателем, даже посредственным, надо быть немного ку-ку. Это, к сожалению, особый склад ума.

Д: Если бы вы встретились с самим собой в студенческом возрасте, вы бы что-то себе сказали, подсказали, передали или прошли бы мимо?

ДБ: Самый здравый совет, который вообще можно дать молодому человеку, вообще любому человеку, содержится в последней фразе книги Марины и  Сергея Дяченко «Vita Nostra»: «Не буду лишать вас удовольствия самостоятельного поиска». 

  • Дмитриев рассказы старичка лесовичка все
  • Дмитриев для чего нужен снег читать рассказ читать
  • Для чехова подобные суждения словно заготовки будущих рассказов
  • Для чего я хожу в школу сочинение 2 класс
  • Для чего я учусь в школе сочинение