Добрая хозяюшка осеева чему учит рассказ

Жанр: рассказ о детях

Читайте краткое содержание других рассказов Валентины Осеевой:
«Просто старушка»
«До первого дождя»

Главные герои рассказа «Добрая хозяюшка» и их характеристика

  1. Девочка-хозяюшка. Не умеет дружить, непостоянная, легкомысленная.

План пересказа рассказа «Добрая хозяюшка»

  1. Девочка и петушок
  2. Девочка и курочка
  3. Девочка и уточка
  4. Девочка и щенок.
  5. Совсем одна

Кратчайшее содержание рассказа «Добрая хозяюшка» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Жил у девочки петушок, и она его очень любила.
  2. Но поменяла девочка петушка на курочку, и стала любить курочку.
  3. Потом поменяла девочка курочку на уточку, и стала любить уточку.
  4. Уточку девочка поменяла на щенка, и решила любить щенка.
  5. Но щенок узнал о судьбе друзей девочки, и убежал от нее.
  6. Осталась девочка совсем одна.

Главная мысль рассказа «Добрая хозяюшка»
Дружбой нужно дорожить и друзьями не разбрасываться.

Чему учит рассказ «Добрая хозяюшка»
сказка учит уметь дружить, дорожить дружбой и своими друзьями, никогда не предавать своих друзей, тех кто тебя любит. Учит ответственности перед своими питомцами.

Отзыв на рассказ «Добрая хозяюшка»
Это очень правильный рассказ. Нельзя относиться к домашним животным, как к обычным вещам. Нельзя их раздавать кому ни попадя, нельзя ими меняться. Животные привыкают к хозяину и становятся верными друзьями. А друзей нельзя предавать.

Пословицы к рассказу «Добрая хозяюшка»
Старый друг лучше новых двух.
Верный друг лучше сотни слуг.
Доброе братство лучше богатство.
Друг не гриб — в лесу не найдешь.
Легко друзей найти, да трудно сохранить.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Добрая хозяюшка»
Жила-была девочка и был у нее золотой петушок. Будил девочку петушок по утрам, зерна с руки клевал.
Но приглянулась девочке курочка, что у ее соседки жила, и поменяла она петушка на курочку. Грустным уходил петушок к новой хозяйке, да делать нечего.
А девочка с курочкой играть стала. Та хорошая, пушистая, тепленькая, каждый день яичко несет хозяюшке.
Да только понравилась девочке уточка и поменяла она курочку на уточку. Грустной уходила курочка, да только делать нечего.
Стала девочка с уточкой дружить, вместе на речку плавать ходить.
Но однажды увидела девочка щенка, и предложила соседу на уточку сменяться. Взял сосед уточку, а та кричит, слезами заливается, да делать нечего.
А девочка гладит щенка, да приговаривает, как она петушка на курочку сменяла, курочку на уточку, а уточку на щенка.
Услышал эти слова щенок и ночью сбежал от девочки. Не захотел жить с той, кто дружбой не дорожит. Проснулась девочка, а никого у нее нет.


0

Чему учит рассказ Осеевой «Добрая хозяюшка»?

1 ответ:



3



0

Валентина Осеева написала много детских поучительных рассказов, в том числе «Добрая хозяюшка».

Добрая она, конечно же , в кавычках, поскольку, на самом деле, скорее должно быть написано с частицей «не».

Рассказ про девочку, которая не ценила друзей и один за другим меняла их. В конце концов осталась одна-одинёшенька. При чём последний друг — щенок — убежал от неё сам, иначе его ждала бы та же участь, что и других.

Что самое ужасное, девочка сама рассказала собачке, как поступала с предыдущими друзьями, тем самым показывая, что даже не осознавала, как плохо поступала. Она не раскаялась в своих поступках, была эгоистичной, думала только о себе.

Произведение учит читателя дорожить дружбой и беречь своих близких.

К рассказу подходит пословица:

  • Старый друг лучше новых двух.

И ещё одна:

  • Новых друзей наживай, а старых не теряй.

SNEGINKA для Большого вопроса.ru

Читайте также

Сказка Сергея Михалкова «Праздник непослушания».

Сказка написана для детей и родителей.

Впервые повесть-сказка опубликована в 1971 году, в журнале Новый мир.

Главные герои: непослушный мальчик, он же Малыш; Мама Малыша, которая недовольна его поведением, и постоянно ставит его в угол за его непослушание; Бумажный Змей, который предлагает Малышу улететь туда, где не наказывают маленьких детей.

Немного о сказке.

Сказка, повествует нам о том, что в один прекрасный день, все родители решили оставить своих непослушных детей одних, и что из этого вышло.

Главная мысль.

Я вижу смысл такой, если слишком много дать свободы своему ребёнку, то эта свобода перерастёт в полный беспорядок, и хаос. Полная свобода, это полный беспорядок.

Чему учит.

Учит родителей быть строже со своими детьми, и не поддаваться на их капризы. Но конечно в меру разумного, ребёнка тоже надо баловать, и любить.

Советую прочитать эту сказку.

Рассказ Нины Артюховой «Подружки» учит настоящей дружбе. В рассказе мы узнаем историю двух подружек — Гали Серебряковой и Маруси Ильиной. Они были подругами, и вместе пошли в первый класс. Но Галя умела читать очень хорошо, а Маруся пока плохо. И все бы наладилось со временем, но Галя так хотела понравиться новой учительнице, так хотела, чтобы она её похвалила, что переусердствовала и начала указывать при всех на ошибки Маруси. А Марусе стало обидно, что её подруга не поддерживает её, а наоборот стыдит при всех. Дружба чуть не погибла, но Галя вовремя осознала свою ошибку и попыталась её исправить. Дружба была спасена. Этот рассказ учит всех ребят дорожить дружбой, поддерживать друг друга в трудную минуту, не указывать при всех на ошибки друзей, а постараться и помочь вместе с другом их исправить.

В этом рассказе Евгения Пермяка нет главного героя, точнее Вовка — это антигерой, т.к. он не только сильный, но и жестокий, злой. Если кратко пересказать содержание истории про «Самое страшное», то суть в том, что этот мальчик всех терроризирует. Ребят бьёт, бабушке грубит, над животными издевается. И в один из дней все от него отворачиваются. Никто не хочет с ним играть, разговаривать и дружить. А ёжик и вовсе давно покинул комнату, где живёт Вовка, найдя себя более гостеприимных хозяев.

Тут вот и понял Вовка, что остался совсем один, и стало ему страшно от такого одиночества, т.к. стал он понимать, что своей грубостью оттолкнул всех от себя. А разве может жить счастливо человек один, понимая, что он сам стал причиной того, что от него все отвернулись?

Рассказ учит, показывает читателям то, что грубость и жестокость — это не просто отвратительные черты характера, это губительные и разрушительные силы, меняющие жизнь человека к худшему. Кому ты сделал хуже, когда обидел человека? Ему? Нет, себе, потому что может тебя и простят пару раз, а на 3-й не поверят, и останешься в итоге наедине со своей злостью, которая и тебя самого съест, как ржа железо.

Уже само название этого рассказа Михаила Зощенко учит нас тому, как следует поступать в своей жизни, а именно не надо врать, а надо всегда говорить правду.

Мальчик Минька понимал, что родителям врать нехорошо, но сестра Леля предложила ему обмануть папу, чтобы тот не узнал о единице в дневнике, пока не подарит Миньке фотоаппарат.

Минька соврал и одна ложь потянула за собой следующую.

Рассказ учит ас тому, что соврав один раз очень сложно остановиться и чтобы никто не разоблачил ложь, человеку приходится долго изворачиваться и врать снова и снова. А в итоге он путается и правда все равно выходит наружу.

Это второй урок рассказа — правду не скрыть никакой ложью.

И наконец третий урок — правда хоть и может быть горькой, но все равно лучше лжи.

Потому что утром вам, не хватает времени что бы собраться, возможно, из-за неумения планировать время. В учебном заведении же вам скучно, вы считаете что нечем заняться на парах, вы ждете окончания этой тягомотины из-за этого время, кажется, медленно тянется.

Формирование читательских компетенций
на уроках литературного чтения на родном языке
на примере сказки В.Осеевой «Добрая хозяюшка»

Автор: Барышпол Инна Владимировна

Организация: МБОУ СОШ №187

Населенный пункт: Новосибирская область, г. Новосибирск

Цели урока:

  • Совершенствовать сознательное, беглое, правильное и выразительное чтение.
  • Учить определять идею произведения и характеризовать поступки героев.
  • Развивать устную речь учащихся, обогащая словарный запас.
  • Воспитывать дружелюбие, чувство ответственности перед друзьями.

Задача урока: формировать умение пересказа с опорой на картинный план.

Тип урока: комбинированный урок

Формы урока: практическое занятие, игра

Методы:

  • словесные: рассказ, беседа;
  • использование иллюстраций и ИКТ;
  • частично-поисковый метод;
  • игровой метод;
  • работа с книгой, словарем;
  • работа с дифференцированными карточками;
  • поощрение.

Оборудование:

  • смарт доска, ноутбук, презентация к уроку;
  • таблицы Вальтера Шульта для каждого учащегося;
  • толковые словари – 4 шт.;
  • выставка книг В. Осеевой;
  • портрет писательницы;
  • заголовки-названия к выставке;
  • «мордашки-настроения»;
  • таблица «Жанры»;
  • карточки для составления картинного плана – 8 экз.;
  • карточки с пословицами – 7 экз.;
  • стихотворение о доброте на карточках – 5 шт.;
  • песня «Настоящий друг»;
  • поощрения «солнышки» – 34 экз.;
  • книги В.Осеевой у детей.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент – актуализация знаний (Слайд1)

– Как называется раздел, с которым мы работаем?
– Как понимаете, название раздела «Учимся работать с текстом»?
– В чем заключается польза чтения?
– С чего начнем наш урок? Как думаете, почему?

II. Речевая разминка

  1. Таблица на активизацию внимания (1 ученик работает у доски) (Слайд2)

– читаем в алфавитном порядке-1 человек
– усложним работу, ищем буквы в разброс все стоя у своих парт

  1. Таблица Вальтера Шульта

(работаем по вариантам – 30 сек.;

1 вариант проверяет, 2 вариант читает.)

– Кто справился без ошибок?
 

3. Упражнение на дыхание «Улыбка»

– Сели прямо, спинки выпрямили, головку подняли, улыбнулись. Правую руку положили на верхнюю часть живота, почувствовали нижнюю часть ребер. Вдохнули. Плечи неподвижны, «работают» живот и грудная клетка. Плавно, не спеша, выдохнули. Повторим 3–4 раза.

4. Работа в группах (Слайд 3 – скороговорка)

1, 2, 3,4, 5, 6 гр. – заучивание скороговорки

Дятел лечит древний дуб,
Добрый дятел дубу люб.

– Какое слово пропущено?
– Почему употребили именно слово «добрый»?
– Что значит люб?

  • жужжащее чтение;
  • по слогам хором;
  • хором целыми словами;
  • увеличивая темп;
  • по желанию в темпе скороговорки.

7 и 8 гр. – работа со словарем и лупой

– Выяснить значение слов «добрый» и «доброта», «добрый»…(однокоренные слова)

  • Доброта – отзывчивость, душевное расположение к окружающим, стремление делать добро.
  • Добрый – делающий добро другим, отзывчивый.

– Догадались, о чём будет наше следующее произведение?

III. Сообщение темы урока

1. Сведения об авторе

– Назовите произведения по началу названия.(Слайд4)

«СИНИЕ ____листья________________»
«ПРОСТО _____старушка______________»
«ВОЛШЕБНОЕ ____слово__________»
«ТРИ _______товарища_________________»

– Кто автор этих произведений?
– Что знаете о Валентине Александровне Осеевой? ( Слайд 5, биография, рассказывают подготовленные обучающиеся)

Валентина Александровна Осеева

Валентина Александровна Осеева появилась на свет 28 апреля 1902 года в Киеве, в семье редактора газеты. С 1919 года обучалась актерскому мастерству в Киевском институте. В 1923 года Валя, вместе с семьей, переезжает в Москву, после -в Солнечногорск. Валентине пришлось отказаться от детской мечты о сцене. Своё истинное призвание, воспитание детей, Осеева нашла во время посещения трудовой коммуны для беспризорных детей.

В течение 16-ти лет Валентина (с 1924 по 1940 гг) Валентина Александровна работал воспитателем в государственных учреждениях для детей-сирот. В период Второй Мировой войны была эвакуирована в Башкирскую АССР, где работала воспитателем в детском саду. Осеева очень любила работать с детьми. Это стало главной причиной того, что писательница полностью посвятила своё творчество детской литературе. Её первая книжка «Рыжий кот» была напечатана в 1940 году.

В 1952 году была награждена Сталинской премией третьей степени за повесть «Васёк Трубачёв и его товарищи». В этом же году вместе с мужем, В. Д. Охотниковым, переезжает в Старый Крым поселок Изюмовка.

Повесть «Динка», написанная в 1957 году, во многом отражает жизнь писательницы. Главная героиня повести честная, добрая и смекалистая девчонка полюбилась советским детям.

Все произведения Осеевой имеют поучительный характер. Они учат детей доброте, смелости, чувству справедливости, любви к Родине и уважению к семье, показывают как правильно поступить.

Валентина Александровна скончалась в Москве, 5 июля 1969 года.

2. Выставка книг

– Рассмотрите книги на выставке?
– Определите тип нашей выставки:

На доске

  • о любви к природе;
  • о дружбе; Что пишет о доброте В.А. Осеева (у детей на партах высказывание автора)
  • о трудолюбии;
  • юмористические.

3. Постановка цели: демонстрация книги
– Сегодня мы познакомимся произведением В. Осеевой «Добрая хозяюшка». (Слайд6)

Мы должны решить может ли эта книга присоединиться к нашей выставке и определить его жанр.

IV. Новая тема

1) Чтение произведения учителем.

2)Первичное восприятие

-Совпало ли наше первоначальное предположение о произведении

с его содержанием?

-Почему девочка осталась одна?

-Определите жанр произведения и покажите карточкой

V. Словарная работа

1. Подготовительная работа перед чтением по предложению (работа в группах, чья группа быстрее закончит читать текст, делает сигнал, поднятые руки)

– Что такое ЗАВАЛИНКА? (Слайд7)

Зава́линка — сооружение-насыпь вдоль наружных стен в основании по периметру деревянного дома (бани), служит для предохранения постройки от промерзания зимой. Завалинка может быть просто земляной насыпью вдоль стен. В более продвинутом варианте устраивается из досок

В настоящее время завалинкой часто называют просто лавку (скамейку), стоящую у стены дома.

2. Первичное чтение

Жужжащее чтение эпизода о петушке.

– Скажите, была девочка петушку настоящим другом?
– Объясните свое мнение.

Чтение эпизода про курочку – по линейке (быстро читающий ученик закрывает линейкой прочитанную строчку, его сосед старается за ним успеть прочитать);

– Понравилась девочке курочка?
– Чем закончилась эта дружба?

Чтение эпизода про уточку – простукивание.(как только прочитает 1 предложение, то стук карандашиком)

– Может быть, дружба с уточкой получилась?

Чтение эпизода о щенке – про себя «пальчик».

– Как развивались события дальше?
– Почему же девочка осталась одна?
– Определите жанр произведения.

Бинарное чтение (один текст читают два ученика одновременно)

Физкультминутка (проводит ученик)

Вышли уточки на луг: – Кря-кря-кря! (Шагаем)
Пролетел веселый жук: – Ж-ж-ж! (Машем крыльями)
Гуси шеи выгибают: – Га-га-га! (Круговые вращения головой)
Клювом перья расправляют. (Повороты туловища)
Ветер ветки раскачал. (Руки вверх-вниз)
Шарик тоже зарычал: – Р-р-р! (Приседания)
Зашептал в воде камыш: – Ш-ш-ш! (Потянулись)
И опять настала тишь. (Сели)

3. Выборочное чтение

– Прочитайте, какое настроение было у петушка, когда он услышал слова хозяйки.
– Может быть, курочка обрадовалась?
– А уточка?
– Давайте, определим наше настроение от прочитанного? Выбираем настроение – «мордашку»

https://pickimage.ru/wp-content/uploads/images/detskie/mug/smail16.jpg
– А как поступил щенок?

4. Работа в группах – слайд8,9

Составление картинного плана, поиск «ловушек»

– Нашли ловушку? Докажите.
– Расположите картинки по порядку знакомства животных с хозяюшкой.

— Ловушки в отрывке, исправляем, будьте внимательными… и у вас всё получится

Проверка по слайду.

– Подготовьте пересказ своего отрывка.(если останется время)

 

VI . Итог урока

– Почему девочка осталась без домашних питомцев?
– Можем ли мы уважать ее за такие поступки?
– Почему же В.Осеева назвала свою сказку «Добрая хозяюшка»? Может быть это ошибка?
– Какие чувства вложила автор в свою сказку: уважение, иронию, насмешку, гордость?
– Конечно, В.Осеева нарочно назвала девочку доброй, чтобы заставить своих читателей задуматься над ее поступками.

– Может ли эта сказка занять место на нашей выставке? Объясните свое мнение.

1, 2, 3, 4, 5,6,7 гр. – работа с пословицами Слайд 10

– Из группы пословиц выбирайте только ту, которая подходит к нашей сказке?
– Какие это пословицы?
– Какую мысль они должны до вас донести?

8гр. – подготовить выразительное чтение стихотворения

Добрым быть, совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.

Выразительное чтение стихотворения «Доброта» под песню «Настоящий друг».

Слайд 11 Вручение поощрений.(солнышки) 

— Молодцы, вы были внимательны и старательны на уроке. Спасибо за вашу работу. Творите ДОБРО!!!

Валентина Александровна Осеева

Добрая хозяюшка
Жила-была девочка. И был у неё петушок. Встанет утром петушок, запоёт:
— Ку-ка-реку! Доброе утро, хозяюшка!
Подбежит к девочке, поклюёт у неё из рук крошки, сядет с ней рядом на завалинке. Пёрышки разноцветные, словно маслом смазаны, гребешок на солнышке золотом отливает. Хороший был петушок.
Увидала как-то раз девочка у соседки курочку. Понравилась ей курочка. Просит она соседку:
— Отдай мне курочку, а я тебе своего петушка отдам.
Услыхал петушок, свесил на сторону гребень, опустил голову, да делать нечего — сама хозяйка отдаёт.
Согласилась соседка — дала курочку, взяла петушка. Стала девочка с курочкой дружить. Пушистая курочка, тёпленькая, что ни день — свежее яичко несёт.
— Куд-кудах, моя хозяюшка! Кушай на здоровье яичко! Съест девочка яичко, возьмёт курочку на колени, перышки ей гладит, водичкой поит, пшеном угощает.
Только раз приходит в гости соседка с уточкой. Понравилась девочке уточка. Просит она соседку:
— Отдай мне твою уточку — я тебе свою курочку отдам.
Услыхала курочка, опустила перышки, опечалилась, да делать нечего — сама хозяйка отдаёт.
Стала девочка с уточкой дружить. Ходят вместе на речку купаться.
Девочка плывёт — и уточка рядышком.
— Тась-тась-тась, моя хозяюшка! Не плыви далеко — в речке дно глубоко!
Выйдет девочка на бережок — и уточка за ней. Приходит раз сосед. За ошейник щенка ведёт. Увидала девочка:
— Ах, какой щеночек хорошенький! Дай мне щенка — возьми мою уточку!
Услыхала уточка, захлопала крыльями, закричала, да делать нечего. Взял ее сосед, сунул под мышку и унёс.
Погладила девочка щенка и говорит:
— Был у меня петушок — я за него курочку взяла, была курочка — я её за уточку отдала, теперь уточку на щенка променяла.
Услышал это щенок, поджал хвост, спрятался под лавку, а ночью открыл лапой дверь и убежал.
— Не хочу с такой хозяйкой дружить! Не умеет она дружбой дорожить.
Проснулась девочка — никого у неё нет!

Список используемой литературы:

1.Книги В.А. Осеевой

2.Толковые словари (Д.Н.Ушаков, С.И.Ожегов, В.И. Даль)

3. https://biographe.ru/znamenitosti/valentina-oseeva/ Биография В.А. Осеевой

4. Заровнядный Н.А. Самостоятельная работа с книгой / Н. Заровнядный. — Москва : Воениздат, 1940

5. Т. Г. Фирсова «Современный урок литературного чтения: методический конструктор»

6. Современный урок в начальной школе мет.лит-ра. Сухаревская Е.Ю.

7. Технологическая карта урока как инструмент достижения планируемых результатов в начальной школе. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением. ФГОС

8. Наумова, О. Развиваем внимание и повышаем скорость чтения / О. Наумова. — http://naymenok.ru/

9. Литературные жанры. 3 класс. Ким Анастасия

https://quizlet.com/kr/522789644/%D0%9B%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D1%80%D1%8B-3-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81-%D0%9A%D0%B8%D0%BC-%D0%90%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%81%D0%B8%D1%8F-flash-cards/

Полный текст статьи см. Приложение.

Приложения:

  1. file0.docx.. 2,0 МБ

  2. file1.ppt.zip.. 2,7 МБ

Опубликовано: 15.11.2021

ОТКРЫТЫЙ
УРОК

Предмет: литературное чтение.

Класс: 2 класс.

УМК: «Гармония»

Учитель: Куренкова Елена Александровна,
высшая квалификационная категория.

МБОУ «Булановская СОШ им. И.И.Таранова»                                                                         

Дата
проведения: 20 марта 2018 год.

Тема
урока

В.Осеева
«Добрая хозяюшка»

Цель
деятельности педагога

Создание
условий для осознанного восприятия и усвоения содержания рассказа В.Осеевой
«Добрая хозяюшка»

Задачи:

Образовательная

Развивающая:

Воспитывающая:

познакомить
обучающихся с новым произведением,  организовать деятельность по восприятию и
осмыслению текста;

содействовать
формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших
школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными
видами чтения, содействовать развитию коммуникативной культуры обучающихся;

помочь детям осознать нравственную и
личностную значимость нового материала; содействовать осознанию учениками
ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки, помочь обучающимся осознать
ценность совместной деятельности.

Тип
урока

урок
ознакомления с новым материалом

Планируемые
результаты:

Предметные

Универсальные
учебные действия

(метапредметные)

Формировать:
умения: работать с текстом, определять тему и главную мысль текста, 
ориентироваться в книге.

Уметь:
объяснять авторское отношение к героям текста; оценивать события, героев
произведения, анализировать сказку

Регулятивные:
прогнозировать
содержание произведения по его названию,
формировать
способность к контролю и самоконтролю

Познавательные:
ориентироваться  в тексте, в книгах; анализировать произведение с целью
выявления главной мысли, отношения автора к персонажу

Коммуникативные:.вступать
в общение, выражать свою точку зрения, слушать других, соблюдать правила
общения; аргументировать высказывания

Личностные:
развивать эмпатию, формировать нравственно-этическую ориентацию, развивать
рефлексию

Ресурсы:

основные

-дополнительные

— Учебник «Любимые
страницы», 2класс, 3- я часть. О.В.Кубасова

Тетрадь к учебнику
«Любимые страницы», 2 класс, 2-я часть, О.В.Кубасова

-Учебная презентация, видеоролик,
компьютер, экран, портрет В.А.Осеевой, выставка книг, карточки для парной
работы, толковые словари С.И.Ожегова, Д.Н.Ушакова, сигнальные карточки,
оценочные листы, карточки для характеристики героини.

Организация
пространства

Фронтальная
работа, индивидуальная работа, работа в парах

Технологии

Проблемное
обучение, системно-деятельностный метод обучения, здоровьесберегающие
технологии, технология оценивания учебных успехов,
информационно-коммуникативные технологии, игровые технологии, педагогика
сотрудничества.

Организационная
структура урока.

Основные этапы организации учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

I. Мотивация к
учебной деятельности

Цели:

включение в учебную деятельность на
лично-значимом уровне

Слайд 1.

Организует обучающихся на
начало урока.

Мотивирует обучающихся к учебной деятельности.

У: Ребята, сегодня у нас на уроке
присутствуют гости. Давайте их поприветствуем.

У: Обычно, когда идёшь в гости, надеешься,
что там будет не скучно, а интересно. Так давайте будем настоящими радушными
хозяевами для наших гостей и будем так работать на уроке, чтобы им было
интересно!

Организует деятельность по выполнению
речевой разминки.

У:Давайте покажем гостям, что мы очень
рады всех видеть. Выполним дыхательное упражнение «Улыбка».

1) Упражнение на
дыхание «Улыбка»:

Сели прямо, спинки выпрямили, головы
подняли, улыбнулись. Правую руку положили на верхнюю часть живота,
почувствовали нижнюю часть рёбер. Вдохнули. Плечи наподвижны, «работают»
жтвот и грудная клетка. Плавно, не спеша, выдохнули. Повторим 4 раза. 

Следующая часть нашей речевой разминки —
скороговорка.

У: Ребята, для чего мы используем на
уроках работу со скороговорками?

У: А зачем мы тренируемся произносить
звуки ясно и чётко?

Слайд 2.

Дятел лечит древний дуб,

Добрый дятел дубу люб.

У:Какие слова в сороговорке не совсем
понятны? Что значит древний?(очень старый), люб?(дятел любит
дуб).

Какое слово в сороговорке выделено
красным цветом? Как вы понимаете, что значит добрый?

***по слогам хором

***по словам хором

***1-й ряд хором

***2-й ряд хором

***девочки хором

***мальчики хором

***по желанию в темпе скороговорки

Проверяют свою готовность к уроку.

Здороваются с гостями.

Проявляют интерес, эмоционально
настраиваются на работу

.

Под контролем учителя выполняют
дыхательные упражнения.

ОБ: Для того, чтобы мы могли произносить
звуки чётко и ясно.

ОБ:Чтобы речь была ясной, понятной и
красивой.

Объясняют значение слов.

ОБ: Делающий добро другим, отзывчивый.

Проговаривают скороговорку.

Личностные
УУД
:

 —
осознанность учения

Личностные
УУД
:

-развитие
доброжелательности к людям

Регулятивные
УУД:


проявление  инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция.

Регулятивные
УУД
:
целеполагание.

Коммуникативные
УУД
:

-речевая деятельность;

-умение оформлять свои мысли в устной форме

Познавательные
УУД
:


осознанное построение речевого высказывания

— поиск
и выделение необходимой информации;

— анализ
объектов с целью выделения признаков.

II.
Формулирование темы урока, постановка цели.

Цель: формулирование
темы урока обучабщимися; организовать постановку цели урока обучающимися

Организует формулировку темы урока обучающимися.

Работа с корректурными пробами.(зачеркнуть
все буквы Г, буквы И обвести в кружок, буквы Н обвести в квадратик)

ГОНСИЕНЕГВИАНГИ

НДИОГБГНРИАИЯГН

ХИОНГЗГЯНЮГШКИА

У: Какие буквы остались не вычеркнутыми?

У: Какая сегодня тема урока?

Работают
на листочках, вычёркивают буквы. Один обучающийся работает у доски.

ОБ:
Сегодня мы познакомимся с произведением В.Осеева «Добрая хозяюшка».

Познавательные
УУД
:

— поиск
и выделение необходимой информации;

— анализ
объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные УУД: -уметь
определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

III.   
Подготовка к восприятию сказки.

Цель:
знакомство с биографией автора

выполнение
подготовительных упражнений,

Знакомит  детей с биографией
писательницы.

У: Валентина
Осеева родилась в Киеве в семье инженера-строителя. Своё детство она описала
в  произведениях «Динка» и «Динка прощается с детством», где рассказала, в
какой атмосфере проходило её детство, как формировался её характер, что
повлияло на её взгляды и судьбу.

     
После окончания гимназии Осеева поступила в институт им. Н.В. Лысенко в
Киеве, но не закончила его, так как семья переехала жить на подмосковную
станцию Подсолнечная, где мать писательницы организовала детскую трудовую
колонию.Там же работала и Валентина Алек-сандровна. Она стала педагогом и
писателем.

   Для
своих воспитанников она сочиняла разные истории, писала пьесы. Стихи и
рассказы Осеевой печатались в детских журналах «Затейник», «Мурзилка»,
«Дружные ребята» и других.

  
Валентина Александровна  постоянно обращалась к детям в своих книгах. Первым
был издан сборник рассказов «Рыжий кот», потом появилось знаменитое
«Волшебное слово».

В рассказах «Три
товарища», «Синие листья», «На катке», «Печенье» и других Осеева препо-дает
человековедение. Её герои задумываются над своими и чужими поступками, учатся
анализировать их и делать правильные нравст-венные выводы.

Работа с выставкой книг.

У: Посмотрите, правильно ли подобрана
выставка книг данного автора. Все ли книги на своём месте?

У: К сожалению, на нашей выставке
представлены книги, которые были изданы уже достаточно давно. Но книги
В.А.Осеевой переиздают и в настоящее время, потому что они пользуются большим
интересом среди детей. Вот на следующем слайде вы можете эти книги увидеть.

Слайд 3

Организует деятельность класса по прогнозированию
содержания по названию произведения.

У:Заголовок- это не просто слова,

Эти слова- всему голова.

-Кого можно назвать доброй хозяюшкой 
или хозяином?

Слайд 4.

Слушают биографию
В.Осеевой.

Один
ребёнок проверяет книги на выставке, находя неподходящую, обосновывает,
почему её нужно убрать.

Создают
речевые высказывания о чём может идти речь в этом произведении.

Коммуникативные УУД:

-слушать
и понимать речь других

Познавательные
УУД
:

— поиск
и выделение необходимой информации;

— анализ
объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные УУД:

вступать в общение, выражать свою точку
зрения, слушать других, соблюдать правила общения; аргументировать 
высказывания.

IV. Первичное восприятие. Обсуждение прочитанного.

Цель: знакомство
с текстом, первичный анализ текста.

Организует и контролирует качество
первичного восприятия.

(прослушивание аудиозаписи и просмотр ролика)

Задает вопросы по содержанию 
прочитанного
.

У: — К какому литературному жанру можно отнести это
произведение?(сказка) Почему? (разговаривают домашние животные).

— Понравилась ли вам сказка? Чем?

— Хотите ли вы иметь такоую подружку, как эта
девочка?

Просматривают
видеоролик.

Отвечают на вопросы
учителя
.

Коммуникативные УУД:
вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать других, соблюдать
правила общения, аргументировать высказывания.

V.
Этап физической разрядки

Цель:
смена вида деятельности.

Организует проведение физкультурной
минутки.

Под презентацию физминутки выполняют
упражнения.

Личностные:

умения применять правила охраны своего
здоровья

VI. Подготовительная
работа перед чтением.

Цель: актуализировать личный(житейский) и читательский опыт
детей; раскрыть значение непонятных слов

Организует подготовительную работу перед
чтением.

Слайд 5.

Читай слова слитно.

РАЗ-НО-ЦВЕТ-НЫ-Е—РАЗНОЦВЕТНЫЕ

СО-ГЛА-СИ-ЛАСЬ—СОГЛАСИЛАСЬ

У-СЛЫ-ХА-ЛА—УСЛЫХАЛА

ЗА-ВА-ЛИН-КА—ЗАВАЛИНКА

У: Что такое завалинка? Что нам может
помочь объяснить значение непонятного слова?(толковый словарь)

— С какими толковыми словарями мы уже
работали на уроках?(Ожегова, Ушакова)

Организует работу с толковыми словарям
по рядам.

Слайд 6.

Картинка дома с завалинкой.

Работа в печатной тетради (стр.44)

Контролирует качество чтения.

Читают
слова по слогам и слитно.

Ищут
значение слова в толковом словаре.

Читают по очереди предложения из сказки,
находят смысловые ошибки, исправляют.

Регулятивные УУД:

уметь
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; действовать
по инструкции, контролировать  себя при чтении

Познавательные
УУД
:


осознанное построение речевого высказывания

— поиск
и выделение необходимой информации;

Коммуникативные УУД:

-слушать
и понимать речь других

 VII.
Повторное чтение с
остановками
с элементами анализа текста

Цель:

проверка качества
усвоения содержания прочитанного  на основе выборочного чтения от эпизода к
рисунку

Организует работу по выборочному чтению.

про петушка 
Слайд 7.

— Какими словами петушок приветствовал
девочку?
-Опишите, какой был петушок. (перышки красивые, словно маслом смазаны,
гребешок, как золото блестит)
— Почему же она захотела его променять на курочку? (та ей понравилась)
— Почему петушок опустил голову? (он очень огорчился)

про курочку  Слайд 8.

— Какая была курочка?  Опишите.
— Как курочка называла девочку? (моя хозяюшка, она её полюбила)
— Как она заботилась о девочке? (каждый день несла яички)

про уточку   Слайд 9.

— Как дружили девочка с уточкой?
— Как уточка заботилась о девочке? (не плыви далеко; выйдет на бережок-уточка
за ней)
— Почему же она захотела её променять на щенка? (он такой хорошенький)

про щенка  Слайд 10.

— Какие
слова приговаривала девочка, когда гладила щенка?

— Почему
щенок убежал от девочки?

— Что
увидела девочка, когда проснулась?

Организует работу по составлению
характеристики героини.  Слайд 11.

 А вам бы хотелось с такой девочкой
дружить?
— Так какая же девочка хозяйка, добрая или злая? (девочка нехорошая,
недобрая)
— Разве она била животных? (нет)
— Может быть она им есть не дает? (нет)
— Так чем же она их обижает? (Она их не любит, она ими забавляется, а
надоедят — бросит, отдаст соседям, обменяет. А они то её любят, искренне о
ней заботятся. И это очень больно, когда на любовь отвечают безразличием,
когда обманывают в дружбе).

Выберите
слова, которые относятся к девочке и её поступку. На доске карточки слов:

«дружелюбие,
равнодушие, трудолюбие, болтливость, честность, жадность, преданность,
аккуратность, справедливость, вежливость, смелость, трусость, внимательность,
безразличие, безответственность.

У: Что
бы вы посоветовали девочке изменить в себе, чтобы она могла стать настоящим
другом?( когда знакомишься с новым другом, нельзя бросать прежнего друга)

 Вывод.

— А
почему В. Осеева назвала свою сказку «Добрая хозяюшка»? (она нарочно так
назвала, чтобы заставить читателей задуматься над её поступками)
— Вспомните-ка, не бывало ли у вас, что вы натворите что-нибудь недоброе,
неумное, а старшие увидят, разведут руками и скажут: — Ай- да молодец!

Чему учит
нас это произведение?

Выполняют задания по
выборочному чтению, отвечают на вопросы, направленные  на анализ содержания
прочитанного..

Ученик выбирает слова, характеризующие
девочку.

Обучающиеся оценивают работу, показав цветовой
светофор.

Создают речевые
высказывания .

Личностные УУД:

— развитие эмоционально-нравственной
отзывчивости

Познавательные
УУД
:

— поиск
и выделение необходимой информации;

— анализ
объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные УУД:

уметь
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; действовать
по инструкции, контролировать  себя при чтении

VIII. Включние
в систему знаний.

Цель: организация
литературно-творческой деятельности

Организует
работу в парах.

У:У вас распечатаны
на листочках некоторые правила дружбы, но в них пропущены некоторые слова,
постарайтесь дополнить их подходящими по смыслу словами. (работа в парах)

ЧТОБЫ У ТЕБЯ ВСЕГДА БЫЛО МНОГО ДРУЗЕЙ.

1.ЗАКОНЧИ
ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Чтобы у тебя всегда было много друзей

Никогда не _____________ своим
товарищам. Не _________________ обидными словами.

Не __________________ им прозвищ.

2.ЗАКОНЧИ
ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Чтобы у тебя всегда было много друзей

Помогай _______________. Если умеешь
что-то делать_________________  своего друга. Если товарищ попал в бед 
___________________________, чем можешь.

3.ЗАКОНЧИ
ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Дружить можно и нужно и с
_________________, и с большими ребятами, и с _______________

и с  девочками.

4.ЗАКОНЧИ
ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Если ты обиделся на своего друга, постарайся
__________________ ему свою обиду. Не злись!

5.ЗАКОНЧИ
ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Если твой друг просит у тебя
какую-нибудь игрушку или книгу __________________. Не жадничай!

6.ЗАКОНЧИ
ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Останови товарища, если он делает что-
то ______________________. Если друг в чем-то не прав     
___________________  ему об этом.

Работа в парах.

Познавательные УУД:

— установление причинно-следственных
связей;

— поиск
и выделение необходимой информации;

Регулятивные
УУД:


проявление  инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция.

Коммуникативные УУД:

— слушать и понимать речь других;

— учиться работать в паре;

-выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Личностные УУД:

— адекватное реагирование на трудности;

— развитие эмоционально-нравственной
отзывчивости

 IX. 
Итог урока.
Рефлексия учебной деятельности.

 Инструктаж о домашнем
задании.

Цель: оценивание
качества своей работы на уроке, выполнение рефлексии  деятельности

Подводит итог урока.

У: А теперь подведём итог нашего урока.
Чему он нас научил? Что запомнилось и было самым интересным?

Организует рефлексию.

-Работа с рефлексивным плакатом.  Слайд
12.

У:- Кому бы вы сегодня хотели поставить
оценки на уроке?

— Возьмите светофоры и оцените наш урок.

У: Поставьте себе оценку в оценочный
лист.

Оценивают свою работу на
уроке.

Личностные УУД: способность
к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

РегулятивныеУУД:
уметь
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные
УУД:


контроль и оценка процесса и результатов деятельности

X. Домашнее задание.

Цель: закрепление знаний, полученных на уроке и
формирование интереса  к учебному предмету. 

Слайд 13.

У:- Выберите домашнее задание, которое вы
захотите выполнить дома.
а) Написать письмо девочке от имени кого-либо из животных.
б) Придумать продолжение сказки.
В) Пересказать сказку стр. 6-8.

Личностные УУД:


самооценка;


осознанность учения;


адекватное реагирование на трудности.

Технологическая карта урока

Предмет: литературное чтение «Любимые страницы»- 2 класс, автор Кубасова О.В. часть 2.

Тема: В.Осеева «Добрая хозяюшка»

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Цель: знакомство учащихся с произведением В. Осеева «Добрая хозяюшка».

Задачи:

Образовательные:  учить определять идею произведения и характеризовать поступки героев. Совершенствовать сознательное, беглое, правильное и выразительное чтение.
Развивающая: развивать устную речь учащихся, обогащая словарный запас.
Воспитательная: воспитывать дружелюбие, чувство ответственности перед друзьями.

Планируемые результаты урока:

Предметные:

Уметь: объяснять авторское отношение к героям текста; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения, анализировать сказку.

Метапредметные:

Регулятивные: формировать способность к контролю и самоконтролю

Познавательные: ориентироваться  в тексте, в книгах; анализировать произведение с целью выявления главной мысли, отношения автора к персонажу

Коммуникативные:.вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать других, соблюдать правила общения; аргументировать высказывания

Личностные: развивать эмпатию, формировать нравственно-этическую ориентацию, развивать рефлексию

Оборудование и материалы: ИКТ (проектор, компьютер, интер.доска), доска, презентация к уроку, сюжетные картинки, учебник «Литературное чтение. Любимые страницы» автор: Кубасова О.В. ч.2

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Ход урока

Формируемые УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

включение в учебную деятельность на лично-значимом уровне

Организует учащихся на начало урока.

Мотивирует учащихся к учебной деятельности.

Организует деятельность по выполнению речевой разминки

Проявляют интерес, эмоционально настраиваются на работу

Проговаривают  правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила

.

  -Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро»

«Доброе утро» улыбчивым лицам

И каждый становится добрым, доверчивым

Доброе утро длится до вечера…

.

Речевая разминка

Как хорошо, что дружба есть на свете

Она, как воздух, нам с тобой нужна

Так пусть шагает дружба по планете

Пускай, как солнце, светит нам она!

 Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные:

планирование учебного

сотрудничества с учителем и

сверстниками.

II.Проверка домашнего задания        

Цель:  

проверить усвоение  изученного материала

Организует деятельность по выполнению домашнего задания, осуществляет контроль выполнения

Отвечают на поставленные вопросы, выполняют задания, читают   выразительно, разыгрывают сценку отрывка из  этой сказки. Демонстрируют знания и умения.

-По иллюстрации догадайтесь о каком произведении идет речь?

-Назовите автора.(Н.Сладков «Медведь и Солнце»

-Расположите картинки по порядку.

-Какие тайны природы открыл автор?

Познавательные: делать самостоятельные выводы, развитие операции мышления, формирование умения работать с текстом

Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей

Личностные: формировать положительное отношение к познанию

 III. Формулирование темы урока, постановка цели.

Цель: формулирование темы урока учащимися; организовать постановку цели урока учащимися

Организует формулирование темы урока учащимися.

Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися

.

.

С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель.

-Прочитайте пословицы. О чем они?

Крепкую дружбу и водой не разольёшь. Добрый человек добру и учит. Птица сильна крыльями, а человек дружбой. Друзья познаются  в беде.

-Что такое доброта?

— О чем  сегодня на уроке мы будем говорить:

-Сегодня мы познакомимся с произведением В.Осеева «Добрая хозяюшка»

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

IV.    Подготовка к восприятию сказки.

Цель: выполнение подготовительных упражнений, знакомство с биографией автора

Организует деятельность класса по выполнению подготовительных упражнений

Отвечают на поставленные вопросы. Выполняют подготовительные упражнения в учебнике.

Слушают биографию В.Осеевой. Выполняют словарную работу .Выполняют задания  в парах.

-Заголовок- окошко для взгляда вперед

Посмотри и подумай: что тебя ждёт

Заголовок- это не просто слова

Эти слова- всему голова.

-Кого можно назвать доброй хозяюшкой  или хозяином?

— Объясните  значение слова «завалинка»

Коммуникативные.

Познавательные.

вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать других, соблюдать правила общения; аргументировать  высказывания

V. Первичное чтение. Обсуждение прочитанного.

Цель: знакомство с текстом, первичный анализ текста.

Этап физической разрядки

Цель: смена вида деятельности.

Организует и контролирует качество первичного чтения.

Задает вопросы по содержанию  прочитанного.

Под руководством учителя выполняют упражнения.

Выполняют первичное чтение вслух.

Отвечают на вопросы по содержанию.

Дети выполняют упражнения под музыку

-Захотелось ли вам быть похожей на эту хозяюшку? Почему?

— Познавательные: ориентироваться в тексте, анализировать произведение.

Коммуникативные: вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать других, соблюдать правила общения, аргументировать высказывания

Личностные:

умения применять правила охраны своего здоровья

VI/Повторное чтение с элементами анализа текста

Цель:

проверка качества усвоения содержания прочитанного  на основе выборочного чтения эпизода к рисунку

Организует работу по выборочному чтению. Контролирует качество чтения.

Выполняют задания по выборочному чтению, отвечают на вопросы, направленные  на анализ содержания прочитанного.

-Как звери относились к девочке?

-Прочитайте, какое настроение  было у петушка, когда он услышал слова хозяйки.

-Может быть курочка обрадовалась?

-А уточка?

-Определим настроение от  прочитанного.

-А как поступил щенок?

-Действительно девочка была доброй хозяюшкой?

-Какие чувства вложила в  название В.Осеева?(ирония, насмешка)В.Осеева нарочно назвала девочку доброй, чтобы заставить читателя  задуматься над поступком девочки.

-Расположите картинки по порядку знакомства с хозяюшкой(работа на доске и в учебнике)

— Регулятивные: уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; действовать по инструкции, контролировать  себя при чтении

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: оценивание качества своей работы на уроке, выполнение рефлексии  деятельности

VIII. Д/з

Инструктаж о домашнем задании.

Организует рефлексию, выставляет отметки за урок.

Даёт инструкцию по домашнему заданию.

Оценивают свою работу на уроке.

-О каких человеческих качествах  заставляет задуматься сказка?(верность, преданность, дружба, доброта)

-Работа с рефлексивным плакатом.

-Оцените свою работу и покажите цветовым сигналом.

— Придумайте продолжение сказки.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

  • Добрая сказка отель сочи адлер хоста
  • Добрая сказка николь 2019
  • Добрая сказка на ночь с хорошим концом
  • Добрая сказка на ночь для девочки 5 лет
  • Добрая сказка каменномостский официальный сайт