Жанр: рассказ о детях
Читайте краткое содержание других рассказов Валентины Осеевой:
«Просто старушка»
«До первого дождя»
Главные герои рассказа «Добрая хозяюшка» и их характеристика
- Девочка-хозяюшка. Не умеет дружить, непостоянная, легкомысленная.
План пересказа рассказа «Добрая хозяюшка»
- Девочка и петушок
- Девочка и курочка
- Девочка и уточка
- Девочка и щенок.
- Совсем одна
Кратчайшее содержание рассказа «Добрая хозяюшка» для читательского дневника в 6 предложений
- Жил у девочки петушок, и она его очень любила.
- Но поменяла девочка петушка на курочку, и стала любить курочку.
- Потом поменяла девочка курочку на уточку, и стала любить уточку.
- Уточку девочка поменяла на щенка, и решила любить щенка.
- Но щенок узнал о судьбе друзей девочки, и убежал от нее.
- Осталась девочка совсем одна.
Главная мысль рассказа «Добрая хозяюшка»
Дружбой нужно дорожить и друзьями не разбрасываться.
Чему учит рассказ «Добрая хозяюшка»
сказка учит уметь дружить, дорожить дружбой и своими друзьями, никогда не предавать своих друзей, тех кто тебя любит. Учит ответственности перед своими питомцами.
Отзыв на рассказ «Добрая хозяюшка»
Это очень правильный рассказ. Нельзя относиться к домашним животным, как к обычным вещам. Нельзя их раздавать кому ни попадя, нельзя ими меняться. Животные привыкают к хозяину и становятся верными друзьями. А друзей нельзя предавать.
Пословицы к рассказу «Добрая хозяюшка»
Старый друг лучше новых двух.
Верный друг лучше сотни слуг.
Доброе братство лучше богатство.
Друг не гриб — в лесу не найдешь.
Легко друзей найти, да трудно сохранить.
Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Добрая хозяюшка»
Жила-была девочка и был у нее золотой петушок. Будил девочку петушок по утрам, зерна с руки клевал.
Но приглянулась девочке курочка, что у ее соседки жила, и поменяла она петушка на курочку. Грустным уходил петушок к новой хозяйке, да делать нечего.
А девочка с курочкой играть стала. Та хорошая, пушистая, тепленькая, каждый день яичко несет хозяюшке.
Да только понравилась девочке уточка и поменяла она курочку на уточку. Грустной уходила курочка, да только делать нечего.
Стала девочка с уточкой дружить, вместе на речку плавать ходить.
Но однажды увидела девочка щенка, и предложила соседу на уточку сменяться. Взял сосед уточку, а та кричит, слезами заливается, да делать нечего.
А девочка гладит щенка, да приговаривает, как она петушка на курочку сменяла, курочку на уточку, а уточку на щенка.
Услышал эти слова щенок и ночью сбежал от девочки. Не захотел жить с той, кто дружбой не дорожит. Проснулась девочка, а никого у нее нет.
0
Чему учит рассказ Осеевой «Добрая хозяюшка»?
1 ответ:
3
0
Валентина Осеева написала много детских поучительных рассказов, в том числе «Добрая хозяюшка».
Добрая она, конечно же , в кавычках, поскольку, на самом деле, скорее должно быть написано с частицей «не».
Рассказ про девочку, которая не ценила друзей и один за другим меняла их. В конце концов осталась одна-одинёшенька. При чём последний друг — щенок — убежал от неё сам, иначе его ждала бы та же участь, что и других.
Что самое ужасное, девочка сама рассказала собачке, как поступала с предыдущими друзьями, тем самым показывая, что даже не осознавала, как плохо поступала. Она не раскаялась в своих поступках, была эгоистичной, думала только о себе.
Произведение учит читателя дорожить дружбой и беречь своих близких.
К рассказу подходит пословица:
- Старый друг лучше новых двух.
И ещё одна:
- Новых друзей наживай, а старых не теряй.
SNEGINKA для Большого вопроса.ru
Читайте также
Сказка Сергея Михалкова «Праздник непослушания».
Сказка написана для детей и родителей.
Впервые повесть-сказка опубликована в 1971 году, в журнале Новый мир.
Главные герои: непослушный мальчик, он же Малыш; Мама Малыша, которая недовольна его поведением, и постоянно ставит его в угол за его непослушание; Бумажный Змей, который предлагает Малышу улететь туда, где не наказывают маленьких детей.
Немного о сказке.
Сказка, повествует нам о том, что в один прекрасный день, все родители решили оставить своих непослушных детей одних, и что из этого вышло.
Главная мысль.
Я вижу смысл такой, если слишком много дать свободы своему ребёнку, то эта свобода перерастёт в полный беспорядок, и хаос. Полная свобода, это полный беспорядок.
Чему учит.
Учит родителей быть строже со своими детьми, и не поддаваться на их капризы. Но конечно в меру разумного, ребёнка тоже надо баловать, и любить.
Советую прочитать эту сказку.
Рассказ Нины Артюховой «Подружки» учит настоящей дружбе. В рассказе мы узнаем историю двух подружек — Гали Серебряковой и Маруси Ильиной. Они были подругами, и вместе пошли в первый класс. Но Галя умела читать очень хорошо, а Маруся пока плохо. И все бы наладилось со временем, но Галя так хотела понравиться новой учительнице, так хотела, чтобы она её похвалила, что переусердствовала и начала указывать при всех на ошибки Маруси. А Марусе стало обидно, что её подруга не поддерживает её, а наоборот стыдит при всех. Дружба чуть не погибла, но Галя вовремя осознала свою ошибку и попыталась её исправить. Дружба была спасена. Этот рассказ учит всех ребят дорожить дружбой, поддерживать друг друга в трудную минуту, не указывать при всех на ошибки друзей, а постараться и помочь вместе с другом их исправить.
В этом рассказе Евгения Пермяка нет главного героя, точнее Вовка — это антигерой, т.к. он не только сильный, но и жестокий, злой. Если кратко пересказать содержание истории про «Самое страшное», то суть в том, что этот мальчик всех терроризирует. Ребят бьёт, бабушке грубит, над животными издевается. И в один из дней все от него отворачиваются. Никто не хочет с ним играть, разговаривать и дружить. А ёжик и вовсе давно покинул комнату, где живёт Вовка, найдя себя более гостеприимных хозяев.
Тут вот и понял Вовка, что остался совсем один, и стало ему страшно от такого одиночества, т.к. стал он понимать, что своей грубостью оттолкнул всех от себя. А разве может жить счастливо человек один, понимая, что он сам стал причиной того, что от него все отвернулись?
Рассказ учит, показывает читателям то, что грубость и жестокость — это не просто отвратительные черты характера, это губительные и разрушительные силы, меняющие жизнь человека к худшему. Кому ты сделал хуже, когда обидел человека? Ему? Нет, себе, потому что может тебя и простят пару раз, а на 3-й не поверят, и останешься в итоге наедине со своей злостью, которая и тебя самого съест, как ржа железо.
Уже само название этого рассказа Михаила Зощенко учит нас тому, как следует поступать в своей жизни, а именно не надо врать, а надо всегда говорить правду.
Мальчик Минька понимал, что родителям врать нехорошо, но сестра Леля предложила ему обмануть папу, чтобы тот не узнал о единице в дневнике, пока не подарит Миньке фотоаппарат.
Минька соврал и одна ложь потянула за собой следующую.
Рассказ учит ас тому, что соврав один раз очень сложно остановиться и чтобы никто не разоблачил ложь, человеку приходится долго изворачиваться и врать снова и снова. А в итоге он путается и правда все равно выходит наружу.
Это второй урок рассказа — правду не скрыть никакой ложью.
И наконец третий урок — правда хоть и может быть горькой, но все равно лучше лжи.
Потому что утром вам, не хватает времени что бы собраться, возможно, из-за неумения планировать время. В учебном заведении же вам скучно, вы считаете что нечем заняться на парах, вы ждете окончания этой тягомотины из-за этого время, кажется, медленно тянется.
Формирование читательских компетенций
на уроках литературного чтения на родном языке
на примере сказки В.Осеевой «Добрая хозяюшка»
Автор: Барышпол Инна Владимировна
Организация: МБОУ СОШ №187
Населенный пункт: Новосибирская область, г. Новосибирск
Цели урока:
- Совершенствовать сознательное, беглое, правильное и выразительное чтение.
- Учить определять идею произведения и характеризовать поступки героев.
- Развивать устную речь учащихся, обогащая словарный запас.
- Воспитывать дружелюбие, чувство ответственности перед друзьями.
Задача урока: формировать умение пересказа с опорой на картинный план.
Тип урока: комбинированный урок
Формы урока: практическое занятие, игра
Методы:
- словесные: рассказ, беседа;
- использование иллюстраций и ИКТ;
- частично-поисковый метод;
- игровой метод;
- работа с книгой, словарем;
- работа с дифференцированными карточками;
- поощрение.
Оборудование:
- смарт доска, ноутбук, презентация к уроку;
- таблицы Вальтера Шульта для каждого учащегося;
- толковые словари – 4 шт.;
- выставка книг В. Осеевой;
- портрет писательницы;
- заголовки-названия к выставке;
- «мордашки-настроения»;
- таблица «Жанры»;
- карточки для составления картинного плана – 8 экз.;
- карточки с пословицами – 7 экз.;
- стихотворение о доброте на карточках – 5 шт.;
- песня «Настоящий друг»;
- поощрения «солнышки» – 34 экз.;
- книги В.Осеевой у детей.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент – актуализация знаний (Слайд1)
– Как называется раздел, с которым мы работаем?
– Как понимаете, название раздела «Учимся работать с текстом»?
– В чем заключается польза чтения?
– С чего начнем наш урок? Как думаете, почему?
II. Речевая разминка
- Таблица на активизацию внимания (1 ученик работает у доски) (Слайд2)
– читаем в алфавитном порядке-1 человек
– усложним работу, ищем буквы в разброс все стоя у своих парт
- Таблица Вальтера Шульта
(работаем по вариантам – 30 сек.;
1 вариант проверяет, 2 вариант читает.)
– Кто справился без ошибок?
3. Упражнение на дыхание «Улыбка»
– Сели прямо, спинки выпрямили, головку подняли, улыбнулись. Правую руку положили на верхнюю часть живота, почувствовали нижнюю часть ребер. Вдохнули. Плечи неподвижны, «работают» живот и грудная клетка. Плавно, не спеша, выдохнули. Повторим 3–4 раза.
4. Работа в группах (Слайд 3 – скороговорка)
1, 2, 3,4, 5, 6 гр. – заучивание скороговорки Дятел лечит древний дуб, – Какое слово пропущено?
|
7 и 8 гр. – работа со словарем и лупой – Выяснить значение слов «добрый» и «доброта», «добрый»…(однокоренные слова)
|
– Догадались, о чём будет наше следующее произведение?
III. Сообщение темы урока
1. Сведения об авторе
– Назовите произведения по началу названия.(Слайд4)
«СИНИЕ ____листья________________»
«ПРОСТО _____старушка______________»
«ВОЛШЕБНОЕ ____слово__________»
«ТРИ _______товарища_________________»
– Кто автор этих произведений?
– Что знаете о Валентине Александровне Осеевой? ( Слайд 5, биография, рассказывают подготовленные обучающиеся)
Валентина Александровна Осеева
Валентина Александровна Осеева появилась на свет 28 апреля 1902 года в Киеве, в семье редактора газеты. С 1919 года обучалась актерскому мастерству в Киевском институте. В 1923 года Валя, вместе с семьей, переезжает в Москву, после -в Солнечногорск. Валентине пришлось отказаться от детской мечты о сцене. Своё истинное призвание, воспитание детей, Осеева нашла во время посещения трудовой коммуны для беспризорных детей.
В течение 16-ти лет Валентина (с 1924 по 1940 гг) Валентина Александровна работал воспитателем в государственных учреждениях для детей-сирот. В период Второй Мировой войны была эвакуирована в Башкирскую АССР, где работала воспитателем в детском саду. Осеева очень любила работать с детьми. Это стало главной причиной того, что писательница полностью посвятила своё творчество детской литературе. Её первая книжка «Рыжий кот» была напечатана в 1940 году.
В 1952 году была награждена Сталинской премией третьей степени за повесть «Васёк Трубачёв и его товарищи». В этом же году вместе с мужем, В. Д. Охотниковым, переезжает в Старый Крым поселок Изюмовка.
Повесть «Динка», написанная в 1957 году, во многом отражает жизнь писательницы. Главная героиня повести честная, добрая и смекалистая девчонка полюбилась советским детям.
Все произведения Осеевой имеют поучительный характер. Они учат детей доброте, смелости, чувству справедливости, любви к Родине и уважению к семье, показывают как правильно поступить.
Валентина Александровна скончалась в Москве, 5 июля 1969 года.
2. Выставка книг
– Рассмотрите книги на выставке?
– Определите тип нашей выставки:
На доске
- о любви к природе;
- о дружбе; Что пишет о доброте В.А. Осеева (у детей на партах высказывание автора)
- о трудолюбии;
- юмористические.
3. Постановка цели: демонстрация книги
– Сегодня мы познакомимся произведением В. Осеевой «Добрая хозяюшка». (Слайд6)
Мы должны решить может ли эта книга присоединиться к нашей выставке и определить его жанр.
IV. Новая тема
1) Чтение произведения учителем.
2)Первичное восприятие
-Совпало ли наше первоначальное предположение о произведении
с его содержанием?
-Почему девочка осталась одна?
-Определите жанр произведения и покажите карточкой
V. Словарная работа
1. Подготовительная работа перед чтением по предложению (работа в группах, чья группа быстрее закончит читать текст, делает сигнал, поднятые руки)
– Что такое ЗАВАЛИНКА? (Слайд7)
Зава́линка — сооружение-насыпь вдоль наружных стен в основании по периметру деревянного дома (бани), служит для предохранения постройки от промерзания зимой. Завалинка может быть просто земляной насыпью вдоль стен. В более продвинутом варианте устраивается из досок
В настоящее время завалинкой часто называют просто лавку (скамейку), стоящую у стены дома.
2. Первичное чтение
Жужжащее чтение эпизода о петушке.
– Скажите, была девочка петушку настоящим другом?
– Объясните свое мнение.
Чтение эпизода про курочку – по линейке (быстро читающий ученик закрывает линейкой прочитанную строчку, его сосед старается за ним успеть прочитать);
– Понравилась девочке курочка?
– Чем закончилась эта дружба?
Чтение эпизода про уточку – простукивание.(как только прочитает 1 предложение, то стук карандашиком)
– Может быть, дружба с уточкой получилась?
Чтение эпизода о щенке – про себя «пальчик».
– Как развивались события дальше?
– Почему же девочка осталась одна?
– Определите жанр произведения.
Бинарное чтение (один текст читают два ученика одновременно)
Физкультминутка (проводит ученик)
Вышли уточки на луг: – Кря-кря-кря! (Шагаем)
Пролетел веселый жук: – Ж-ж-ж! (Машем крыльями)
Гуси шеи выгибают: – Га-га-га! (Круговые вращения головой)
Клювом перья расправляют. (Повороты туловища)
Ветер ветки раскачал. (Руки вверх-вниз)
Шарик тоже зарычал: – Р-р-р! (Приседания)
Зашептал в воде камыш: – Ш-ш-ш! (Потянулись)
И опять настала тишь. (Сели)
3. Выборочное чтение
– Прочитайте, какое настроение было у петушка, когда он услышал слова хозяйки.
– Может быть, курочка обрадовалась?
– А уточка?
– Давайте, определим наше настроение от прочитанного? Выбираем настроение – «мордашку»
– А как поступил щенок?
4. Работа в группах – слайд8,9
Составление картинного плана, поиск «ловушек» – Нашли ловушку? Докажите. — Ловушки в отрывке, исправляем, будьте внимательными… и у вас всё получится Проверка по слайду. – Подготовьте пересказ своего отрывка.(если останется время) |
VI . Итог урока
– Почему девочка осталась без домашних питомцев?
– Можем ли мы уважать ее за такие поступки?
– Почему же В.Осеева назвала свою сказку «Добрая хозяюшка»? Может быть это ошибка?
– Какие чувства вложила автор в свою сказку: уважение, иронию, насмешку, гордость?
– Конечно, В.Осеева нарочно назвала девочку доброй, чтобы заставить своих читателей задуматься над ее поступками.
– Может ли эта сказка занять место на нашей выставке? Объясните свое мнение.
1, 2, 3, 4, 5,6,7 гр. – работа с пословицами Слайд 10 – Из группы пословиц выбирайте только ту, которая подходит к нашей сказке? |
8гр. – подготовить выразительное чтение стихотворения Добрым быть, совсем, совсем не просто, |
Выразительное чтение стихотворения «Доброта» под песню «Настоящий друг».
Слайд 11 Вручение поощрений.(солнышки)
— Молодцы, вы были внимательны и старательны на уроке. Спасибо за вашу работу. Творите ДОБРО!!!
Валентина Александровна Осеева
Добрая хозяюшка
Жила-была девочка. И был у неё петушок. Встанет утром петушок, запоёт:
— Ку-ка-реку! Доброе утро, хозяюшка!
Подбежит к девочке, поклюёт у неё из рук крошки, сядет с ней рядом на завалинке. Пёрышки разноцветные, словно маслом смазаны, гребешок на солнышке золотом отливает. Хороший был петушок.
Увидала как-то раз девочка у соседки курочку. Понравилась ей курочка. Просит она соседку:
— Отдай мне курочку, а я тебе своего петушка отдам.
Услыхал петушок, свесил на сторону гребень, опустил голову, да делать нечего — сама хозяйка отдаёт.
Согласилась соседка — дала курочку, взяла петушка. Стала девочка с курочкой дружить. Пушистая курочка, тёпленькая, что ни день — свежее яичко несёт.
— Куд-кудах, моя хозяюшка! Кушай на здоровье яичко! Съест девочка яичко, возьмёт курочку на колени, перышки ей гладит, водичкой поит, пшеном угощает.
Только раз приходит в гости соседка с уточкой. Понравилась девочке уточка. Просит она соседку:
— Отдай мне твою уточку — я тебе свою курочку отдам.
Услыхала курочка, опустила перышки, опечалилась, да делать нечего — сама хозяйка отдаёт.
Стала девочка с уточкой дружить. Ходят вместе на речку купаться.
Девочка плывёт — и уточка рядышком.
— Тась-тась-тась, моя хозяюшка! Не плыви далеко — в речке дно глубоко!
Выйдет девочка на бережок — и уточка за ней. Приходит раз сосед. За ошейник щенка ведёт. Увидала девочка:
— Ах, какой щеночек хорошенький! Дай мне щенка — возьми мою уточку!
Услыхала уточка, захлопала крыльями, закричала, да делать нечего. Взял ее сосед, сунул под мышку и унёс.
Погладила девочка щенка и говорит:
— Был у меня петушок — я за него курочку взяла, была курочка — я её за уточку отдала, теперь уточку на щенка променяла.
Услышал это щенок, поджал хвост, спрятался под лавку, а ночью открыл лапой дверь и убежал.
— Не хочу с такой хозяйкой дружить! Не умеет она дружбой дорожить.
Проснулась девочка — никого у неё нет!
Список используемой литературы:
1.Книги В.А. Осеевой
2.Толковые словари (Д.Н.Ушаков, С.И.Ожегов, В.И. Даль)
3. https://biographe.ru/znamenitosti/valentina-oseeva/ Биография В.А. Осеевой
4. Заровнядный Н.А. Самостоятельная работа с книгой / Н. Заровнядный. — Москва : Воениздат, 1940
5. Т. Г. Фирсова «Современный урок литературного чтения: методический конструктор»
6. Современный урок в начальной школе мет.лит-ра. Сухаревская Е.Ю.
7. Технологическая карта урока как инструмент достижения планируемых результатов в начальной школе. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением. ФГОС
8. Наумова, О. Развиваем внимание и повышаем скорость чтения / О. Наумова. — http://naymenok.ru/
9. Литературные жанры. 3 класс. Ким Анастасия
https://quizlet.com/kr/522789644/%D0%9B%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D1%80%D1%8B-3-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81-%D0%9A%D0%B8%D0%BC-%D0%90%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%81%D0%B8%D1%8F-flash-cards/
Полный текст статьи см. Приложение.
Приложения:
- file0.docx.. 2,0 МБ
- file1.ppt.zip.. 2,7 МБ
Опубликовано: 15.11.2021
ОТКРЫТЫЙ
УРОК
Предмет: литературное чтение.
Класс: 2 класс.
УМК: «Гармония»
Учитель: Куренкова Елена Александровна,
высшая квалификационная категория.
МБОУ «Булановская СОШ им. И.И.Таранова»
Дата
проведения: 20 марта 2018 год.
Тема |
В.Осеева |
Цель |
Создание |
Задачи: Образовательная Развивающая: Воспитывающая: |
познакомить содействовать помочь детям осознать нравственную и |
Тип |
урок |
Планируемые Предметные Универсальные (метапредметные) |
Формировать: Уметь: Регулятивные: Познавательные: Коммуникативные:.вступать Личностные: |
Ресурсы: — основные -дополнительные |
— Учебник «Любимые Тетрадь к учебнику -Учебная презентация, видеоролик, |
Организация |
Фронтальная |
Технологии |
Проблемное |
Организационная
структура урока.
Основные этапы организации учебной деятельности |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Формируемые УУД |
I. Мотивация к Цели: включение в учебную деятельность на |
Слайд 1. Организует обучающихся на Мотивирует обучающихся к учебной деятельности. У: Ребята, сегодня у нас на уроке У: Обычно, когда идёшь в гости, надеешься, Организует деятельность по выполнению У:Давайте покажем гостям, что мы очень 1) Упражнение на Сели прямо, спинки выпрямили, головы Следующая часть нашей речевой разминки — У: Ребята, для чего мы используем на У: А зачем мы тренируемся произносить Слайд 2. Дятел лечит древний дуб, Добрый дятел дубу люб. У:Какие слова в сороговорке не совсем Какое слово в сороговорке выделено ***по слогам хором ***по словам хором ***1-й ряд хором ***2-й ряд хором ***девочки хором ***мальчики хором ***по желанию в темпе скороговорки |
Проверяют свою готовность к уроку. Здороваются с гостями. Проявляют интерес, эмоционально . Под контролем учителя выполняют ОБ: Для того, чтобы мы могли произносить ОБ:Чтобы речь была ясной, понятной и Объясняют значение слов. ОБ: Делающий добро другим, отзывчивый. Проговаривают скороговорку. |
Личностные — Личностные -развитие Регулятивные — Регулятивные Коммуникативные -речевая деятельность; -умение оформлять свои мысли в устной форме Познавательные — — поиск — анализ |
II. Цель: формулирование |
Организует формулировку темы урока обучающимися. Работа с корректурными пробами.(зачеркнуть ГОНСИЕНЕГВИАНГИ НДИОГБГНРИАИЯГН ХИОНГЗГЯНЮГШКИА У: Какие буквы остались не вычеркнутыми? У: Какая сегодня тема урока? |
Работают ОБ: |
Познавательные — поиск — анализ Регулятивные УУД: -уметь |
III. Цель: выполнение |
Знакомит детей с биографией У: Валентина Для В рассказах «Три Работа с выставкой книг. У: Посмотрите, правильно ли подобрана У: К сожалению, на нашей выставке Слайд 3 Организует деятельность класса по прогнозированию У:Заголовок- это не просто слова, Эти слова- всему голова. -Кого можно назвать доброй хозяюшкой Слайд 4. |
Слушают биографию Один Создают |
Коммуникативные УУД: -слушать Познавательные — поиск — анализ Коммуникативные УУД: вступать в общение, выражать свою точку |
IV. Первичное восприятие. Обсуждение прочитанного. Цель: знакомство |
Организует и контролирует качество (прослушивание аудиозаписи и просмотр ролика) Задает вопросы по содержанию У: — К какому литературному жанру можно отнести это — Понравилась ли вам сказка? Чем? — Хотите ли вы иметь такоую подружку, как эта |
Просматривают Отвечают на вопросы |
Коммуникативные УУД: |
V. Цель: |
Организует проведение физкультурной |
Под презентацию физминутки выполняют |
Личностные: умения применять правила охраны своего |
VI. Подготовительная Цель: актуализировать личный(житейский) и читательский опыт |
Организует подготовительную работу перед Слайд 5. Читай слова слитно. РАЗ-НО-ЦВЕТ-НЫ-Е—РАЗНОЦВЕТНЫЕ СО-ГЛА-СИ-ЛАСЬ—СОГЛАСИЛАСЬ У-СЛЫ-ХА-ЛА—УСЛЫХАЛА ЗА-ВА-ЛИН-КА—ЗАВАЛИНКА У: Что такое завалинка? Что нам может — С какими толковыми словарями мы уже Организует работу с толковыми словарям Слайд 6. Картинка дома с завалинкой. Работа в печатной тетради (стр.44) Контролирует качество чтения. |
Читают Ищут Читают по очереди предложения из сказки, |
Регулятивные УУД: —уметь Познавательные — — поиск Коммуникативные УУД: -слушать |
VII. Цель: проверка качества |
Организует работу по выборочному чтению. про петушка — Какими словами петушок приветствовал про курочку Слайд 8. — Какая была курочка? Опишите. про уточку Слайд 9. — Как дружили девочка с уточкой? про щенка Слайд 10. — Какие — Почему — Что Организует работу по составлению А вам бы хотелось с такой девочкой Выберите «дружелюбие, У: Что Вывод. — А Чему учит |
Выполняют задания по Ученик выбирает слова, характеризующие Обучающиеся оценивают работу, показав цветовой Создают речевые |
Личностные УУД: — развитие эмоционально-нравственной Познавательные — поиск — анализ Регулятивные УУД: —уметь |
VIII. Включние Цель: организация |
Организует У:У вас распечатаны ЧТОБЫ У ТЕБЯ ВСЕГДА БЫЛО МНОГО ДРУЗЕЙ. 1.ЗАКОНЧИ Чтобы у тебя всегда было много друзей Никогда не _____________ своим Не __________________ им прозвищ. 2.ЗАКОНЧИ Чтобы у тебя всегда было много друзей Помогай _______________. Если умеешь 3.ЗАКОНЧИ Дружить можно и нужно и с и с девочками. 4.ЗАКОНЧИ Если ты обиделся на своего друга, постарайся 5.ЗАКОНЧИ Если твой друг просит у тебя 6.ЗАКОНЧИ Останови товарища, если он делает что- |
Работа в парах. |
Познавательные УУД: — установление причинно-следственных — поиск Регулятивные — Коммуникативные УУД: — слушать и понимать речь других; — учиться работать в паре; -выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Личностные УУД: — адекватное реагирование на трудности; — развитие эмоционально-нравственной |
IX. Инструктаж о домашнем Цель: оценивание |
Подводит итог урока. У: А теперь подведём итог нашего урока. Организует рефлексию. -Работа с рефлексивным плакатом. Слайд У:- Кому бы вы сегодня хотели поставить — Возьмите светофоры и оцените наш урок. У: Поставьте себе оценку в оценочный |
Оценивают свою работу на |
Личностные УУД: способность РегулятивныеУУД: Познавательные — |
X. Домашнее задание. Цель: закрепление знаний, полученных на уроке и |
Слайд 13. У:- Выберите домашнее задание, которое вы |
Личностные УУД: — — — |
Технологическая карта урока
Предмет: литературное чтение «Любимые страницы»- 2 класс, автор Кубасова О.В. часть 2.
Тема: В.Осеева «Добрая хозяюшка»
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Цель: знакомство учащихся с произведением В. Осеева «Добрая хозяюшка».
Задачи:
Образовательные: учить определять идею произведения и характеризовать поступки героев. Совершенствовать сознательное, беглое, правильное и выразительное чтение.
Развивающая: развивать устную речь учащихся, обогащая словарный запас.
Воспитательная: воспитывать дружелюбие, чувство ответственности перед друзьями.
Планируемые результаты урока:
Предметные:
Уметь: объяснять авторское отношение к героям текста; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения, анализировать сказку.
Метапредметные:
Регулятивные: формировать способность к контролю и самоконтролю
Познавательные: ориентироваться в тексте, в книгах; анализировать произведение с целью выявления главной мысли, отношения автора к персонажу
Коммуникативные:.вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать других, соблюдать правила общения; аргументировать высказывания
Личностные: развивать эмпатию, формировать нравственно-этическую ориентацию, развивать рефлексию
Оборудование и материалы: ИКТ (проектор, компьютер, интер.доска), доска, презентация к уроку, сюжетные картинки, учебник «Литературное чтение. Любимые страницы» автор: Кубасова О.В. ч.2
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Ход урока |
Формируемые УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности Цели: включение в учебную деятельность на лично-значимом уровне |
Организует учащихся на начало урока. Мотивирует учащихся к учебной деятельности. Организует деятельность по выполнению речевой разминки |
Проявляют интерес, эмоционально настраиваются на работу Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила . |
-Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться «Доброе утро» «Доброе утро» улыбчивым лицам И каждый становится добрым, доверчивым Доброе утро длится до вечера… . Речевая разминка Как хорошо, что дружба есть на свете Она, как воздух, нам с тобой нужна Так пусть шагает дружба по планете Пускай, как солнце, светит нам она! |
— Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
II.Проверка домашнего задания Цель: проверить усвоение изученного материала |
Организует деятельность по выполнению домашнего задания, осуществляет контроль выполнения |
Отвечают на поставленные вопросы, выполняют задания, читают выразительно, разыгрывают сценку отрывка из этой сказки. Демонстрируют знания и умения. |
-По иллюстрации догадайтесь о каком произведении идет речь? -Назовите автора.(Н.Сладков «Медведь и Солнце» -Расположите картинки по порядку. -Какие тайны природы открыл автор? |
Познавательные: делать самостоятельные выводы, развитие операции мышления, формирование умения работать с текстом Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей Личностные: формировать положительное отношение к познанию |
III. Формулирование темы урока, постановка цели. Цель: формулирование темы урока учащимися; организовать постановку цели урока учащимися |
Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися . . |
С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель. |
-Прочитайте пословицы. О чем они? Крепкую дружбу и водой не разольёшь. Добрый человек добру и учит. Птица сильна крыльями, а человек дружбой. Друзья познаются в беде. -Что такое доброта? — О чем сегодня на уроке мы будем говорить: -Сегодня мы познакомимся с произведением В.Осеева «Добрая хозяюшка» |
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя |
IV. Подготовка к восприятию сказки. Цель: выполнение подготовительных упражнений, знакомство с биографией автора |
Организует деятельность класса по выполнению подготовительных упражнений |
Отвечают на поставленные вопросы. Выполняют подготовительные упражнения в учебнике. Слушают биографию В.Осеевой. Выполняют словарную работу .Выполняют задания в парах. |
-Заголовок- окошко для взгляда вперед Посмотри и подумай: что тебя ждёт Заголовок- это не просто слова Эти слова- всему голова. -Кого можно назвать доброй хозяюшкой или хозяином? — Объясните значение слова «завалинка» |
Коммуникативные. Познавательные. вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать других, соблюдать правила общения; аргументировать высказывания |
V. Первичное чтение. Обсуждение прочитанного. Цель: знакомство с текстом, первичный анализ текста. Этап физической разрядки Цель: смена вида деятельности. |
Организует и контролирует качество первичного чтения. Задает вопросы по содержанию прочитанного. Под руководством учителя выполняют упражнения. |
Выполняют первичное чтение вслух. Отвечают на вопросы по содержанию. Дети выполняют упражнения под музыку |
-Захотелось ли вам быть похожей на эту хозяюшку? Почему? |
— Познавательные: ориентироваться в тексте, анализировать произведение. Коммуникативные: вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать других, соблюдать правила общения, аргументировать высказывания Личностные: умения применять правила охраны своего здоровья |
VI/Повторное чтение с элементами анализа текста Цель: проверка качества усвоения содержания прочитанного на основе выборочного чтения эпизода к рисунку |
Организует работу по выборочному чтению. Контролирует качество чтения. |
Выполняют задания по выборочному чтению, отвечают на вопросы, направленные на анализ содержания прочитанного. |
-Как звери относились к девочке? -Прочитайте, какое настроение было у петушка, когда он услышал слова хозяйки. -Может быть курочка обрадовалась? -А уточка? -Определим настроение от прочитанного. -А как поступил щенок? -Действительно девочка была доброй хозяюшкой? -Какие чувства вложила в название В.Осеева?(ирония, насмешка)В.Осеева нарочно назвала девочку доброй, чтобы заставить читателя задуматься над поступком девочки. -Расположите картинки по порядку знакомства с хозяюшкой(работа на доске и в учебнике) |
— Регулятивные: уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; действовать по инструкции, контролировать себя при чтении |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: оценивание качества своей работы на уроке, выполнение рефлексии деятельности VIII. Д/з Инструктаж о домашнем задании. |
Организует рефлексию, выставляет отметки за урок. Даёт инструкцию по домашнему заданию. |
Оценивают свою работу на уроке. |
-О каких человеческих качествах заставляет задуматься сказка?(верность, преданность, дружба, доброта) -Работа с рефлексивным плакатом. -Оцените свою работу и покажите цветовым сигналом. — Придумайте продолжение сказки. |
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. |