Добро и зло в сказках андерсена

Слайд 1

Добро и зло в сказках Ганса – Христиана Андерсена ГБДОУ Детский сад № 100 Санкт-Петербург, Выборгский район Подготовила воспитатель Андреева Елена Владимировна

Слайд 2

Цель Показать борьбу добра и зла на примере сказок Г-Х Андерсена, торжество добра над злом, показать что все эти сказки объединяет тема доброты и милосердия.

Слайд 3

Задачи 1.Привлечь внимание детей к сказкам Г-Х Андерсена, доказать, что на примере этих произведений можно научиться быть добрыми и милосердными. 2. Научить выделять главное в произведении, оценивать поступки главных героев, обобщать, делать выводы.

Слайд 4

3. Воспитывать уважение и верность к дружбе, любви, состраданию, учить ценить и беречь эти чувства.

Слайд 6

Дюймовочка Снежная королева Дикие лебеди

Слайд 7

«Девочка спит, и пока что не знает, Что в этой сказке её ожидает Жаба под утро её украдёт, в нору упрячет бессовестный крот. Впрочем, довольно, нужна ли подсказка? Кто эта девочка? Чья это сказка?

Слайд 8

Положительные герои

Слайд 9

Отрицательные герои

Слайд 10

«Доброе сердце без награды не остаётся» «Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу» К какому герою сказки подходят эти пословицы? ( Дюймовочке )

Слайд 11

А теперь новая загадка и новая сказка. «Хоть и жгла крапива руки, Но она терпела муки, обет молчания храня, Шила рубашки под светом огня.» Кто эта девочка и из какой она сказки? «Дикие лебеди» девочку звали Элиза .

Слайд 15

Вывод. Без любви спасти человека нельзя, зло и колдовство оказываются бессильны перед добрыми поступками людей.

Слайд 16

Владея снегом, льдом и стужей, Она надменно холодна, И снежной вьюгой злою кружит Зимой у тёплого окна, И вышивание морозом Узоров чудных на стекле, Она предпочитает розам, Взращённым в комнате, в тепле. Холодной льдинки злой осколок Вонзит в сердечко малыша. Её правленья век не долог, Когда есть добрая душа. (Снежная королева)

Слайд 17

Добрые герои сказки «Снежная королева»

Слайд 18

Злые герои сказки Снежная королева.

Слайд 19

Ч ему научила сказка? Дружбе, любви терпению. Лишь сто преград преодолев, поверишь до конца, Сильнее Снежных королев горячие сердца! Что побеждает в сказке? Конечно же добро!

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №13 г. Йошкар-Олы»

  III  Поволжский научно-образовательный форум школьников

«Мой первый шаг в науку»

Клуб юных исследователей

Исследовательская
работа

Добро всегда побеждает зло

 (по мотивам сказок Г.Х.Андерсена)

Выполнила Мосунова Татьяна
обучающаяся 4 «б» класса

Руководитель: Вайся Нина Анатольевна,
учитель английского языка

г. Йошкар-Ола

2015 г.

Оглавление

  Введение………………………………………………………………………………………….. 3

1. Основная часть………………………………………………………………………………….. 5

1.1. Творчество
Г.Х. Андерсена  и его сказки………………………………………….. 5

1.2. Сказка «Снежная королева» …………………………………………………………… 5

1.3. Сказка «Дикие лебеди»………………………………………………………………….. 6

1.4. Сказка «Стойкий оловянный
солдатик»……………………………………………. 6

1.5. Сказка «Русалочка» ………………………………………………………………………. 7

2. Анкетирование……………………………………………………………………………….. 8

3. Выводы………………………………………………………………………………………….. 9

Заключение………………………………………………………………………………………. 10

Список используемой литературы………………………………………………………. 11

Приложения……………………………………………………………………………………… 12

Введение

Меня зовут Мосунова Татьяна.
Я учусь в 4 «Б» классе. На уроках литературного чтения мы постоянно читаем и
обсуждаем сказки разных жанров. Читая сказки, мы часто сталкиваемся с фразой:
«Добро всегда побеждает зло». А в реальной жизни всегда ли добро побеждает зло?
Что нужно сделать, чтобы наша жизнь стала добрее? Я задумалась над этим
вопросом и  мне захотелось понять  истину добра.

Тема работы: «Добро побеждает зло» (по
материалам сказок Г.Х.Андерсена).
В работе рассматривается проблема существования и влияния сути
добра не только в сказках, но и в реальной жизни.

Цель: доказать положительное
влияние 
добра
не только в сказках
Г.Х.Андерсена, но  и в окружающей нас жизни.

         Задачи:

1.                
Понять
суть добра;

2.                
Прочитать и проанализировать сказки Г.Х. Андерсена;

3.                
Провести опрос среди одноклассников с последующей обработкой
данных;

4.                
Представить результаты исследования в виде диаграмм;

5.                
Разработать и провести викторину по сказкам Андерсена;

6.                
Разработать
правила доброго и внимательного  отношения друг к другу и рекомендовать  их
своим одноклассникам;

Для достижения
поставленных задач были отобраны следующие методы исследования:

      
изучение и анализ сказок
Андерсена;

      
поиск полезных источников в
Интернете;

      
беседа со своими
одноклассниками;

      
проведение опроса-анкетирования
среди ребят в нашем классе с последующей обработкой данных и графическими
представлениями результатов;

      
разработка задания к викторине;

      
 разработка
памятки
«Твори добро» для обучающихся младших
классов

 Гипотеза: я
предполагаю и хочу верить, что добро побеждает зло не только в сказках, но и  в
реальной жизни, что добрых людей гораздо больше, чем злых.  

Практическая значимость
исследования:

      
выступление на классных часах перед
сверстниками и обучающимися младших классов
о
сути добра, человечности, сопереживании и сострадании,
без которых человек — не человек;

      
выступление на конференциях различного
уровня;

      
выступление на школьных родительских собраниях.

  
Продукты проекта:

       презентация;

       задания
к викторине
«Мир сказок
Андерсена удивителен»
(Приложение 2);

       памятка
«Твори добро» (правила и советы для обучающихся младших классов) (Приложение
3).

 Объект исследования: обучающиеся

Предмет исследования: сказки
Г.Х. Андерсена;

1.Основная часть

1.1 Творчество Г.Х. Андерсена  и его сказки

Ганс  Христиан Андерсен – знаменитый датский сказочник, написавший
множество замечательных произведений
родился в 1805г. в старинном городе Оденсе в
семье сапожника.

Но уже в раннем творчестве Андерсена отчетливо проявилась склонность
поэта к сказке.
С детства он увлекался
театром и писал пьесы. Андерсен очень любил
детей и часто развлекал малышей в семьях, где бывал, рассказывал им «истории,
которые либо сам тут же придумывал, либо брал из известных сказок».[2]

Андерсен
написал очень много сказок.
Мне нравятся в
его сказках интересные сюжеты, герои и приключения, которые с ними случаются. Он
пишет простым языком и поэтому читается очень легко.

В своих сказках Андерсен показывает «чудесное» в
самых простых предметах и явлениях и подчеркивает обыденное,  простое в
«волшебном» мире. Его неодушевленные предметы приобретают человеческую
душу.[2]

Что касается произведений, то я прочитала такие сказки как: «Гадкий утенок»,
«Снежная королева», «Дикие лебеди», «Русалочка», а «Огниво» и «Принцесса на
горошине» смотрела по телеканалу.

1.2 Сказка «Снежная Королева»

Я заметила, что добро и зло –
вот те две силы, которые противостоят друг другу в его сказках. А что такое
добро и зло?
В Толковом
словаре Ожегова «добро» означает нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное
злу; добрый поступок. А «зло» – это 1
.нечто
дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок; 2.беда, несчастье,
неприятность.[1]

Одной из моих
любимых сказок является
 «Снежная Королева».

Мне  нравится
эта сказка потому, что главная героиня – простая, смелая девочка Герда
выступает против самой злой, могущественной  Снежной Королевы и непобедимого коварного
тролля. Никакая сила не может противостоять им. Но доброта и отвага Герды
привлекает на свою сторону и людей, и животных. Но главная суть этой сказки —
это утверждение активности силы добра. Силы добра олицетворяет, прежде всего,
Герда. Эта сказка утверждает силу добра, огромную силу гуманности.

1.3 Сказка «Дикие лебеди»

Андерсен в своих сказках всегда использует добро и правду, в
противостоянии темным силам — зле. В центре его сказок – неизменно добрые
качества героев, вера и ожидание чуда, героизм, смелость и способность
пожертвовать всем, полностью забыв о себе во имя добра.

Герои его добрые, честные, смелые и во имя добра готовы пожертвовать
всем, полностью забыв о себе.
Например, в сказке «Дикие лебеди» Элиза очень
любит своих братьев. И это огромное чувство любви к своим братьям, помогает ей
пройти через все испытания. Она также самоотверженная и трудолюбивая. Она,
болезненно обжигая свои нежные пальцы, шьет из острой крапивы, одиннадцать
рубашек, которые могут спасти братьев; идет против своего страха, противостоит
сказочной колдунье, ищет братьев по болотам и полям, крепко хранит молчание –
ведь если она заговорит, братья навечно останутся лебедями.[2]

1.4 Сказка «Стойкий оловянный солдатик»

Герой сказки «Стойкий оловянный
солдатик
», прошедший множество испытаний, – отражение человеческого
достоинства и воли, идеал самоотверженности. Один маленький мальчик подарил
писателю одноногого оловянного солдатика, и эта игрушка стала символом
преданной и грустной истории любви, которая побеждает даже смерть.

Главный смысл сказки – это вера в победу, вера в  силу добра в
противостоянии зла.[2]

1.5 Сказка «Русалочка»

          Одной
из самых прекрасных и добрых сказок Андерсена – «Русалочка». Русалочки являются
воплощением благородства, доброты и красоты. Заветная мечта Русалочки — не
только добиться любви принца, но и обрести человеческую душу. Она спасает
принца, совершая, тем самым, добро для человека и погибает в волнах. Самое
большое испытание выпадает на ее долю, когда сестры приносят ей нож для того, чтобы
убить принца и вернуться в море к русалкам, а иначе с первыми лучами солнца она
погибнет. Маленькая Русалочка побеждает и здесь: она не может убить любимого. Я
считаю, что любовь всегда совершает добро, она не может быть злой. И поэтому
Русалочка выбирает себе смерть, тем самым, подарив  принцу жизнь и счастье. Ее
любовь и добрые дела дают ей возможность обрести бессмертную душу. Здесь идет
борьба светлых, добрых чувств с темными силами.

Главная суть этой  сказки, прежде всего, огромная
 вера в силу добра[2].

1.6 Анкетирование

Мною проведен опрос-анкетирование «Что я знаю о добре и зле в
сказках Андерсена»? в своем классе. В анкетировании приняли участие 23
одноклассника. Я предложила ответить на несколько вопросов:

1.    
Как вы считаете, что такое добро в вашем понимании?

2.    
Делали ли вы добро когда- либо?

3.    
Кому вы делали добро?

4.    
Знаете ли вы сказки Андерсена?

5.    
Существует ли добро в сказках Андерсена?

6.    
Согласны ли вы с утверждением «Добро всегда побеждает зло»?

 На первый вопрос восемнадцать
опрошенных дали ответ, что добро — это «когда ты делаешь приятное для  других»
(100%). На второй вопрос ответили утвердительно все обучающиеся (100%). На
третий вопрос 61% ответили — родственникам, 22% — одноклассникам и 17% —
многим. На четвертый и пятый вопросы ответили утвердительно все респонденты
(100%). На шестой вопрос ответили «да» — 94% и «иногда» -6%. (Приложение 1)

Таким
образом, в результате исследований, гипотеза подтвердились, что творивших добро
людей больше в окружающем нас мире.

2. Вывод

Мною
проведена исследовательская работа по материалам сказок Г.Х.Андерсена. Цель
исследования достигнута. В ходе проведенного исследования выдвинутая гипотеза
подтвердилась: все ребята стараются 
быть добрыми, совершают хорошие поступки  и уважительно относятся друг к другу
и к окружающим. В этом им помогают родители,  учителя и сказки Андерсена.
 В
своей работе отношение одноклассников к добру и злу  я показала через
анкетирование и через мое выступление перед ними о сути добра, человечности, сопереживании, сострадании, без
которых человек — не человек.

    
Поставленные задачи выполнены:
изучены понятия «добра» и «зла»;  проанализированы сказки
Андерсена;  разработана памятка о правилах
доброго и уважительного отношения к окружающим людям; разработана и проведена
викторина по сказкам Андерсена; проведен опрос-анкетирование; результаты
обработаны и представлены в виде диаграммы.

Заключение

 Я
согласна с пословицей «Добро всегда побеждает зло» и оно побеждает не только в
сказках, но и  в реальной жизни, что добрых людей гораздо больше, чем злых в
окружающем нас мире. Считаю, что эта
работа  подтолкнет многих людей задуматься о своей жизни и у них
возникнет желание помогать людям больше, стать добрыми, воспитанными,
доброжелательными  и уважительней относиться друг к другу.

Новизна моей работы заключается в том, что я
показала, что и в сказках и в реальной жизни во все времена всегда ценились и
ценятся в человеке такие качества, как доброта, порядочность, честность,
самопожертвование, милосердие, любовь к людям. Поделись своей добротой, и она
победит зло!

Список использованной литературы

1.    
Ожегов С.И. Словарь русского языка.- М., «Советская энциклопедия»,
1964 г. – 846с.

2.     Василевич
Г.Н. Библиотека зарубежных сказок: для детей:  в 9 т./ Пер. с дат./ Ханс
Кристиан Андерсен; — Мн.: «Фридригер», 1993г. — 304
c.

3.     http://5class.ru/107-sochinenienatemudobroizlovskazkeandersenasnezhnayakoroleva.html.

                Приложения                            (Приложение 1)

Результаты анкетирования обучающихся 4 «б»
класса

 (Приложение 1 продолжение)


(Приложение 2)

Проведение анкетирования и викторины


(Приложение 3)

Викторина «Мир сказок Андерсена удивителен»

1. В какой стране жил
великий сказочник Х.К.Андерсен? (жирным шрифтом отмечен верный ответ)

       Швеция

       Германия

       Дания

2 .Какое из трех произведений не принадлежит перу Андерсена?
Назовите его:

       «Гадкий утенок»

       «Дикие лебеди»

       «Золотой гусь» (братья Гримм)

3. Определите лишний предмет из сказки «Огниво».

       Монеты

       Сабля

       Оловянный солдатик

4. Из какой сказки эта песенка? «Ах, мой милый Августин, все
прошло, все!»

       Русалочка»

       «Свинопас»

       «Оле-Лукойе»

5. Кто из героев Андерсена мог
сказать о себе такое: «Это было тогда, когда на наших окнах зацвели прекрасные
розы. Мы жили дружно и весело, но однажды мне в глаза попал осколок зеркала троллей,
и я все стал видеть злым и безобразным»

       Кай

       Герда

       Солдат

6. Как зовут главного героя сказки «Золотой мальчик».

       Петер

       Иоганнес

       Кай

7. В кого превратился Гадкий утенок?

       Утку

       Лебедя

       Павлина

Приложение 4

http://1portable.ru/uploads/posts/2009-06/1245502674_ramki1.jpgПамятка «Твори добро»

http://ok.ya1.ru/uploads/posts/2010-11/1289290306_dobro.jpg

Правила дружбы и доброты
«Твори добро»

Ø Не
ссорится

Ø Уступать
друг другу

Ø Не
бояться просить прощения, если обидел друга

Ø Не
грубить, быть вежливым

Ø Не
злиться

Ø Не
жадничать

Ø Помогать
другу

Ø Быть
честным

Ø Быть
вежливым

Ø Доверять
друг другу

Ø Делиться
успехами и неудачами

Ø Не
оставлять друга в беде, не ждать просьбы о помощи, а самому предлагать ее

Ø http://maxpark.com/static/u/photo/3833876046/740_351616.jpegСтараться,
чтобы другу было приятно в твоем обществе, не создавать неловких ситуаций.

Прежде всего, в вере во всепобеждающую активную силу добра, в стремлении показать самое существенное, самое настоящее в человеке во влюбленности в красоту природы. В первом сборнике эти качества раскрылись наиболее полно, почти все его сказки стали самыми любимыми и читабельными произведениями. Активность добра, способность пожертвовать даже жизнью во имя его утверждения формируют сюжет и характеры в “Дорожном приятеле”, “Диких лебедях “, “Русалочке”, “Стойком оловянном солдатике”. Одна из наилучших, самых поэтичных и добрых сказок Андерсена – “Русалочка”.

К теме неразделенной любви русалки к человеку писатель обращался неоднократно еще в ранних стихотворных сказках (“Русалка с острова Самсе” и др.), эту же тему он затрагивал в очерке “Теневые картины”.

Тем не менее, Андерсен создал целиком самостоятельное произведение, где мысль автора о красоте человеческой души, о добре, которое побеждает в мире, раскрывается не только с помощью напряженного развития сюжета, как в первых сказках сборника, а и благодаря убедительному психологизму, который раскрывает поэтичность самой Русалочки и изображает человека воплощением благородства, доброты и красоты. Именно поэтому заветной мечтой Русалочки является не только влюбить в себя принца, а и получить человеческую душу. Этот путь сложный.

Наибольшее испытание выпадает на ее судьбу, когда сестры-русалки приносят ей весть, что лишь убив принца, она сможет снова вернуться в море к русалкам, а иначе с первыми лучами солнца погибнет.

Маленькая Русалочка побеждает и здесь: она не может убить возлюбленного. Трактуя народную легенду, Андерсен писал о том, что он изменил в ней: у него “бессмертная душа русалки не зависит от чужого существа, от любви человека. Это определение несправедливое!

Так как в этом заложен элемент случайности… Я позволил русалке идти естественным, лучшим путем”. Это путь развития духовных сил.

Уроки добра здесь более сложные, чем в предыдущих сказках.

Андерсен поместил перед “Русалочкой” обращение “К взрослым”, утверждая этим, что у его сказок расширяется аудитория. Сказки Андерсена раскрывают истинное в человеке, его сущность. Писатель часто использует слово “настоящий”.

И это не случайно. Его солдат с “Огнива” – настоящий солдат, т. е. решительный и смелый человек.

В “Принцессе на горошине” принцесса также настоящая, она настолько чувствительная, что находит горошину под всеми перинами, но важнейшее в ней то, что она как настоящий человек способен преодолевать тяжелейшие испытания. Моральное мужество Русалочки – также путь к ее настоящей сущности, к “настоящему” в ней. От своего настоящего – поэтического – содержания не может отказаться Дюймовочка, как бы тяжело ей не приходилось.

Отказ от самого себя, даже при условии осуществления мечтаний, невозможен для героя Андерсена в “Калошах счастья”. Герой попадает в любимые им Средние века, но все там кажется ему плохим. Возвращение в свое время он воспринимает как милость.

Стражник в этой самой сказке завидует лейтенанту, но, став на некоторое время лейтенантом, мечтает снова быть бедным стражником. Наибольшей силы эта тема достигает в “Новом платье короля”, где человек подменяется. Король не руководит страной, а лишь переодевается, хотя изысканные костюмы не могут спрятать его настоящую сущность.

Характерно, что развенчивает обман ребенок из толпы: истина в простых, естественных людях, считают романтики. Андерсен показывает также, что случается, если человек теряет хотя бы одно качество истинной, “настоящей” личности.

Происходит это по обыкновению с богатыми и вельможными. Здесь великий сказочник находит емкие образы и выразительные поступки персонажей, которые однозначно утверждают неприемлемость зла. Зло у Андерсена не страшное, а чаще всего беспредельно смешное, абсурдное.

Задача писателя – сделать для читателя совсем невозможным выбор позиции осмеянного, поскольку она явным образом бессмысленная, а из-за этого и морально безобразная. В “Свинопасе” авторская идея раскрывается в сюжете, в действиях персонажей.

Loading…

ГКОУ РО Красносулинская школа-интернат№1

Конспект урока по чтению и развитию речи

В 6 классе

«Добро и Зло в сказках Г. Х. Андерсена.»

Подготовила и провела:

Калюжная В.В.

2018г.

Цель: показать борьбу добра и зла на примере сказок Андерсена, торжество добра над злом, показать   что все эти сказки объединяет тема доброты и милосердия .

Задачи :

  1. расширить представления учащихся о литературном наследии знаменитого сказочника, пробудить интерес к чтению его произведений, привлечь внимание детей к сказкам Г. Х.Андерсена, доказать, что на примере этих произведений можно научиться быть добрыми и милосердным.

  1. Научить выделять главное в произведении, оценивать поступки главных героев, обобщать, делать выводы.

3.Развивать и формировать коммуникативную культуру учащихся, воображение, творческую фантазию, интерес к предмету через игровую форму.

4.Воспитывать уважение и верность к дружбе, любви, состраданию, учить ценить и беречь эти чувства.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, раздаточный материал.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний. 

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, поисковые, проблемные, игровые. 

Формы обучения: коллективная, работа в парах и группах, индивидуальная. 

Здравствуйте, ребята.

У нас сегодня немного необычный урок. Урок-исследование. Я предлагаю вам некоторое время побыть сегодня в роли юных исследователей. А кто из вас знает, кто такие исследователи?

Ответы детей.

Слайд2

Исследователи-это люди, которые что-то изучают более подробно, детально.

Исследователь наблюдает, задаёт вопросы, рассуждает, работает с литературой, сравнивает и анализирует.

Сейчас я предлагаю вам прослушать небольшую притчу( это небольшой поучительный рассказ, в котором заключена мудрость народа, поучительный смысл).

Слушайте внимательно и постарайтесь найти в моём рассказе тему нашего урока, т.е то, что мы будем с вами сегодня исследовать.

Слайд 3 притча о добре и зле. Чтение.

-Итак, какой вопрос нам предстоит сегодня рассмотреть на уроке?

Ответы детей.

Правильно, кто сильней в сказках Г.Х.Андерсена добро или зло? Это и будет темой нашего урока.

На протяжении нескольких месяцев мы с вами читали много сказок великого сказочника, но сегодня остановимся лишь на самых ярких из них. Мы будем переходить из одной сказки в другую, вспоминать героев , их поступки и действия, сюжет , сравнивать и делать выводы. А поможет нам в этом план исследования, который вы видите на доске. (прочитать)

Если в сказке побеждают добрые силы, то на доску крепим красное сердце, если же побеждает зло, то чёрное.

Для того , чтобы начать нашу работу, давайте с вами определим, что же такое добро?

Ответы детей.

Слайд4.

Если заглянуть в толковый словарь С.И.Ожегова, известного языковеда, то мы прочитаем как там трактуется слово добро.

Добро- всё положительное, хорошее, добрые поступки, дела, хорошее отношение ко всему живому.

Принято считать, что мир детства — это мир добра. Добро исходит от нежных маминых рук, от бабушкиной заботы, прячется в новогодних подарках и сюрпризах ко дню рождения. Но , к сожалению, в мире есть зло. Оно имеет много разных лиц, оно может быть большим и маленьким, а иногда совершенно неузнаваемым.

Приведите примеры зла.

Ответы детей.

Один человек посмеялся над другим, над его недостатками, придумал обидное прозвище, не помог в трудную минуту ни словом, ни делом,

прошёл мимо чужого горя- всё это зло. И особенно пышно зло растёт там, где добро спит. Поэтому важно всем людям, а особенно детям ,сеять зёрна добра, растить его и приумножать.

Я сейчас вам загадаю загадку, а вы должны отгадать название сказки, с которой мы начнём.

« В детстве над ним все смеялись,

Оттолкнуть его старались,

Ведь никто не знал, что он

Белым лебедем рождён.

Как называется эта сказка?

«Гадкий утёнок»

Анализируя эту сказку, мы немного отступим от плана ,потому что она несколько отличается от других сказок Андерсена. Скоро вы поймёте почему.

Я предлагаю вам вспомнить сюжет этой сказки по плану, который вы видите не экране.

Слайд5

1.рождение птенца.

2.знакомство на птичьем дворе.

3.побег утёнка.

4.жизнь в избушке.

5.встреча с прекрасными птицами.

6.чудесное превращение.

При пересказе 2 части (задаю вопрос: почему утенка прогнали с птичьего двора?

Он был не такой ,как все.

А надо ли быть таким как все?

Нет, т.к. каждый человек индивидуален, чем-то интересен. Надо учиться понимать и прощать друг друга.

Что чувствовал утёнок когда его обижали?

А вас обижали когда –нибудь, что чувствовали вы в этот момент?

(обиду, боль , страх, унижение)

На 4ч. Жизнь в избушке. Предлагаю диалог курицы с утёнком.

А что умеешь делать , умеешь ли ты нести яйца?

Нет, ответил печально утёнок..

Умеешь ли ты пускать искры из глаз? Спросил кот.

Тогда убирайся отсюда!

Что испытал утёнок, когда превратился в лебедя?

Найдите в тексте и прочитайте.

«он был невыразимо счастлив, но ничуть не возгордился, тк.

доброму сердцу чуждо высокомерие!»

Чему мы научились у героя сказки?

Ответы детей.

Доброте, терпению к окружающим тебя людям. Такая доброта не требует героических поступков, она рядом, в отношениях людей друг к другу.

Какое же сердце мы прикрепим на доску? Красное или чёрное? Доброта душевная победила.

Но именно такой доброты, душевной, людской не хватало Андерсену при жизни. Так уж сложилось, что люди, восхищались его сказками, признавали его талант, но реальная жизнь была очень жестока к нему.

— В жизни Андерсена было много разочарований огорчений и обид. Слишком часто, даже в старости, ему давали понять, что он «бедный родственник» в датской литературе и что ему – сыну сапожника и бедняка – следует знать свое место среди господ, советников и профессоров. Андерсен говорил, что за свою жизнь он выпил не одну чашу горечи. Его не называли в числе выдающихся литераторов, о нем говорили неправду, над ним насмехались. Недоброжелатели шипели ему в след: «Откуда только взялся такой благословенный дар у этого долговязого сына башмачника? Должно быть, он все- таки колдун! «Все хорошее во мне топтали в грязь», — говорил о себе Андерсен. Говорил он и более горькие вещи, сравнивая себя с тонущей собакой, в которую мальчишки швыряли камни, ради забавы. А началось все с детства. Он был очень некрасивым ребенком. У него был очень длинный нос, а уши походили на маленькие крылышки. Над внешними недостатками человека, над людской некрасивостью смеются почти все и с большим удовольствием. Им, смеющимся, нет никакого дела до переживаний, обид и отчаяния того, над кем смеются. А люди проносят эту боль, пережитую в детстве, через всю свою жизнь.

Сказка «Гадкий утёнок» это жизнь самого сказочника, как поступали с утёнком, точно также поступали и с Андерсеном.

Сейчас, в настоящее время, в далёкой скандинавской стране Дании, в маленьком городе Оденсе, где родился Андерсен, жители помнят и любят этого доброго сказочника.

В самом городе много сказочных замков и красивых скульптур из сказок Андерсена.

Предлагаю вам совершить небольшое путешествие в этот сказочный город.

Просмотр клипа . «Андерсен и его герои».

Клип на 1м 37с.выключить. памятник в Словакии.

Переходим к следующей сказке, послушайте загадку.

«Девочка спит, и пока что не знает,

Что в этой сказке её ожидает

Жаба под утро её украдёт, в нору упрячет бессовестный крот.

Впрочем, довольно, нужна ли подсказка?

Кто эта девочка? Чья это сказка?

Правильно. «Дюймовочка»

Слайд6

чтобы вспомнить сюжет сказки я предлагаю вам в помощь карту, на которой изображены сюжетные картинки, но нет номеров. вы должны в правильной последовательность соединить картинки стрелками и пронумеровать их.(кубики)

Кто готов пересказать сказку по картинкам?

Пересказ.

Не забываем,что мы исследователи и наша главная задача определить, что же побеждает в сказке, добро или зло.

Давайте вспомним героев и разделим их на положительных и отрицательных.

Положительные: Дюймовочка, ласточка, мышь, эльфы

Слайд7

Отрицательные: жаба, жук, крот.

Слайд8

Как попала девочка в дом к полевой мыши?

Чем она там занималась? (убирала и рассказ.сказки)

А какая по характеру была полевая мышь? (добрая,она любила сказки и пожалела девочку?

А крот? (он не любил солнце, тепло, свет, был равнодушен к птицам его не волновала замёрзшая ласточка.

Слайд9

На доске вы видите пословицы.

Ребята читают вслух.

«Доброе сердце без награды не остаётся»

«Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу».

К какому герою сказки подходят эти пословицы? (дюймовочке)

Как вы их понимаете?

О какой доброте идёт речь в сказке?

(дюймовочка спасла ласточку, несмотря на то. Что она была вдвое больше, чем девочка)

Какими душевными качествами обладала Дюймовочка?

Слайд10 посмотрите на доску и выберите те качества, которые можно отнести к дюймовочке.

Доброта, лень, отзывчивость, милосердие, хвастливость, жадность, трудолюбие.

А к кроту? (лень,жадность)

Как ласточка отплатила Дюймовочке за её доброту?

Улетели с ней в тёплые края.

Что побеждает в сказке?

Добро.

Какое сердце определим на доску? Картинка ,сердце

Физминутка. — Встали. Если называю сказку Андерсена — хлопаем в ладоши над головой, если нет — приседаем.

«Огниво. Колобок. Принцесса на горошине. Дюймовочка. Журавль и цапля. Русалочка. Зимовье зверей. Новое платье короля. Морозко. Стойкий оловянный солдатик. Крошечка — Хаврошечка. Дикие лебеди. Оле-Лукойе. Свинопас. Гуси-лебеди. Гадкий утёнок. Ель. Снежная королева. Штопальная игла. Царевна-лягушка. Старый уличный фонарь.

— Кроме произведений Андерсена, названия каких сказок, использованы. (Русских народных)

А теперь новая загадка и новая сказка.

«Хоть и жгла крапива руки,

Но она терпела муки, обет молчания храня,

Шила рубашки под светом огня.»

Кто эта девочка и из какой она сказки?

Слайд 11«Дикие лебеди» девочку звали Элиза.

Слайд 12 посмотрите на доску и подумайте. Почему одних героев я выделила красным цветом, а других чёрным?

Одни несут добро, другие связаны со злобными поступками в сказке.

Вам предстоит опираясь на эпизоды из сказки,

Слайд 13 которые вы видите на доске кратко передать её содержание.

Пересказ.

В одном королевстве жил король со своими детьми, жена у него умерла, а злая королева невзлюбила детей.

Рассердилась на Элизу и решила сделать её лицо безобразным.

Что она сделала для этого?

Приказала жабам, чтобы они прыгнули ей на голову, грудь и сердце, но девочка была так добра и невинна, что злые чары оказались бессильны, а по воде поплыли алые маки.

У меня в руках предмет, грецкий орех.

Как он связан с Элизой? (королева натёрла Элизу соком гр.ореха,чтобы её не узнал даже родной отец.)

Что случилось с принцами? Их превратили в лебедей.

Девушка ушла из дома.

Зло торжествует? Нет. Ночью ей приснился сон, в котором добрая фея рассказывает Элизе о том, как спасти братьев.

Чем жертвует девушка ради спасения братьев?

Своей жизнью.

Что хотели с ней сделать жители королевства?

Сжечь на костре, они считали её ведьмой. Чем закончилась сказка? Что победило в ней?

Вывод.

Без любви спасти человека нельзя, зло и колдовство оказываются бессильны перед добрыми поступками людей.

Переходим к последней сказке нашего исследования, но чтобы её угадать вы должны собрать 2 картинки.

Собирают разрезные картинки –зеркало и роза.

Какие картинки у вас получились? К какой сказке они относятся?

Слайд14

Снежная королева.

Чьи это предметы?

Зеркало-тролля, роза – Герды.

Что изобрёл тролль и как этот предмет повлиял на людей?

Работа с учебником. Найдите в 1главе и прочитайте.

Давайте вспомним героев сказки .

У вас у каждого на листках написаны герои сказки, разделите их на полож.и отриц.героев.

Добро- Герда, старушка волшебница,

Ворон и ворона, принц и принцесса, маленькая разбойница, сев.олень. (читают)

Слайд15

А зло? (читают)

Зло- тролль и его ученики. Снежная королева.

Слайд 16

Как вы думаете почему маленькая хрупкая Герда оказалась сильнее Снежной королевы?

Для того ,чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю вам сравнить Герду и Снежную королеву.

Слайд17

Давайте начнём с внешности героинь вспомним их глаза.

Какие они были у Сн.королевы?

Холодные, пустынные, сияли ,как звёзды.

А Герда? У неё было тёплое, приветливое личико.

Как вы думаете зачем автор противопоставляет двух главных героинь друг другу?

Чтобы показать насколько они разные.

Холод и тепло, добро и зло.

Как вы думаете, любила ли кого-нибудь Сн.королева? нет, в её чертогах было холодно и пустынно.

Мир Сн.королевы-зло, холод, жестокость

А Герда? Какая была она?

Какую свою драгоценность хотела отдать Герда в обмен на Кая? (новые башмачки)

Применимо ли к Герде слово любовь?

Давайте вспомним ,через какие испытания ей пришлось пройти,чтобы отыскать Кая?

У вас на столах картинки. посмотрите, и кратко опишите путь Герды в поисках Кая.

А все ли герои в сказке были лишь только добрыми , или только злыми?

Почему маленькая разбойница в конце сказки становится доброй?

Как она проявляет заботу о Герде?

Герда своим рассказом и слезами растопила сердце маленькой разбойницы, она поняла, что в мире, кроме зла существуют ещё любовь, верность.самопожертвование.

Какие же качества помогли Герде спасти Кая от С.королевы?

Любвь, верность, преданность, храбрость, добро.

Сила любви скрыта в её сердце! Слезами любви девочка растопила холодное сердце Кая.

Клип. К сказке «снеж.королева». до 1м45с.

Посмотрите ещё раз прекрасные моменты сказки, послушайте прекрасную музыку.

И последнее задание.я вам раздам пазлы ,вы должны их собрать и найти отрывок в последней главе сказки и прочитать его.

Пазлы.

чему научила сказка? Дружбе, любви терпению.

Лишь сто преград преодолев, поверишь до конца,

Сильнее Снежных королев горячие сердца!

Что побеждает в сказке? Конечно же добро!

Ещё одно красное сердце.

Давайте подведём итог нашему исследованию. Чем похожи в сказках главные героини? Дюймовочка, Элиза, Герда?

Слайд18

Душевными качествами: добротой, милосердием, стойкостью, любви к ближнему.

Сможем ли мы теперь ответить на вопрос, кто сильнее в сказках добро или зло?

Добро всегда побеждает и в жизни.

Если в жизни по отношению к вам совершили плохой поступок, не отвечайте злом, оно всегда будет наказано. Не обижайтесь на людей и их злые шутки, будьте добрее, умнее ,выше этих людей.

В заключении урока мне хотелось бы дать вам небольшой совет.

Слайд. Последний презентации.

Не бойся сказки, бойся лжи,

А сказка, сказка не обманет,

Тихонько сказку расскажи,

На свете добрых больше станет! (поделки,оценки) викторина .

«Человек только тогда Человек, когда он добрый».- гласит русская пословица. Сказки великого датского писателя Ганса Христиана Андерсена учат нас доброте и милосердию, а значит, учат оставаться людьми. Я думаю, если каждый из нас будет чаще перечитывать сказки Андерсена и задумываться над их содержанием, то мир, в котором мы живем, станет чуточку добрее!

Если останется время ,включ. Презениацию викторину по сказкам . игра волшебный колокольчик. Угадай героя сказки.

Награждение за поделки.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Добро и зло в сказке Снежная королева

Два противоположных начала Бытия – Добро и Зло представлены в произведении в виде двух очень разных персонажей. Каждый из них является носителем нескольких качеств, значение которых раскрывается в сказке.

Снежная Королева – воплощение могущества Зла. Она – повелительница холода, который сковывает и лишает жизни, обладающая магической силой.

Однако при этом она одинока. Подчиняя себе людей, Снежная Королева делает их своими рабами, поэтому она не умеет взаимодействовать с другими, не интересуется ими. Дети, которых завлекает к себе Снежная Королева, становятся просто ее копиями, также как и она, всецело погруженными в себя.

Герда – полная противоположность ее, она маленькая девочка. Однако при этом подруга Кая обладает важными качествами, позволяющими побеждать ее могущественного врага. Она искренне и доброжелательно относится к людям. Вследствие этого, ей помогают такие разные персонажи, встретившиеся на пути, как вороны, Принц и Принцесса и даже маленькая разбойница.

Герду отличает способность дружить, побудившая ее отправится на помощь Каю. Дружба немыслима без способности видеть интересы другого человека, способности смотреть на мир его глазами. Снежная Королева этого лишена, поэтому потерпев первое поражения, теряя власть над человеком, оказавшимся в ее власти, она просто бежит. Несмотря на все свое могущество, повелительница зла и холода не умеет бороться, она слишком замкнулась в себе.

В том, что Герда не встречается лично со Снежной Королевой, также показывает понимание природы Зла автором сказки. Андерсен, вероятно, видел во Зле просто отсутствие Добра. Герда живет и активно действует. Она приносит горячие чувства в мертвый мир Снежной Королевы, в котором оказался Кай, углубившийся в самого себя и свое одиночество. Герда принесла с собой жизнь и движение в застывший холодный мир Небытия и он просто исчез.

Горячие слезы, растопившие замороженное сердце Кая представляют собой символ горячего сочувствия, деятельности, побеждающей одиночество и эгоизм.

Андерсен стремился показать, что Добром является настоящая и искренняя любовь к людям, а Злом – одиночество, питаемое равнодушием к другим людям.

Вариант 2

Всеми любимая сказка Ганса Христиан Андерсена, показывает противостояние добрых и злых сил. Все доброе и светлое в этом произведении олицетворяет девочка Герда, которая ради того, чтобы спасти своего брата решается на борьбу с могущественной Снежной королевой.

Снежная королева, это злые силы в данной сказке, она красива, но в то же время абсолютно холодна, могущественна и не обладает никакими чувствами. Ее поцелуй приносит смерть или обледенение, поэтому Кай, попав в ее плен, был околдован силами холода и жестокости.

Он стал таким же холодным и бесчувственным как Снежная королева, даже когда к нему приходит Герда, ее Кай не узнает, а продолжает заниматься своим делом. Виной всему злые, холодные чары, которыми околдовала его королева, он не помнит свою бабушку и Герду.

Герда же в свою очередь только узнала о том, что Кая похитила Снежная королева, сразу бросилась к нему на помощь. Она обошла много стран, ей помогали звери и люди, но никто не знал где находиться царство снежной королевы.

Девочка не отчаивалась, а продолжала поиски, даже встречая на пути злых и коварных людей, Герда очаровывала их своей добротой и наивностью. Даже девочка, которая была разбойницей и та стала помогать, хотя сразу хотела убить Герду.

Благодаря общению с Гердой молодая разбойница увидела, что люди могут не только грабить и убивать, а еще могут любить, верить и помогать другим людям. Поэтому разбойница отпустила Герду, показала ей путь к северному полюсу, и отдала девочке своего лучшего оленя.

Но не только с разбойницей пришлось разговаривать, перед встречей с ней она была в королевстве. Где случайно перепутали маленького принца с ее Каем, но правда открылась, это был совсем другой мальчик.

Герда настолько переживала, что ей стало совсем плохо, когда она узнала, что это не ее брат. Но принц с принцессой ей помогли и дали в путь карету, одежду и еду. Карета была золотой, поэтому на экипаж напали разбойники, и девочке опять пришлось попасть в плен. Кроме разбойницы, Герду хотела опоить зельем старая колдунья, которая жила совсем одна в своем доме, ей было скучно, и она хотела оставить жить Герду у себя.

Но девочка смогла преодолеть все трудности, ведь ей во что бы то ни стало нужно найти Кая. И когда она его нашла, то глазам своим не поверила, он совсем изменился и не узнавал Герду. Получилось так, что она его обняла и заплакала, ее слезы растопили лед в сердце Кая, и он вспомнил свою сестру и бабушку.

Так Герда победила Снежную королеву, благодаря своему доброму сердцу, сильному характеру и уверенности в своих действиях.

5 класс

Также читают:

Картинка к сочинению Добро и зло в сказке Снежная королева

Добро и зло в сказке Снежная королева

Популярные сегодня темы

  • Анализ главы О корени происхождения глуповцев (роман Салтыкова-Щедрина История одного города)

    Глава «О корени происхождения глуповцев» является частью романа М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города». Произведение было создано в 1870 году.

  • Сочинение по картине Казахский вальс Исмаиловой

    Каждый уважающий себя художник, знает культуру и обычаи своего народа, которые исходят еще от далеких предков, ведь во всем этом храниться культурное наследие нации

  • Анализ сказки Лиса и журавль

    Сказки о животных отличаются аллегоричностью. В них животные разговаривают, их поступки либо вскрывают пороки людей, либо, наоборот, высвечивают все лучшее, что накоплено в человеческих взаимоотношениях.

  • План рассказа Борьба за огонь (роман Жозефа Рони-старшего)

    В племени уралмов беда, после проигранного сражения со своими врагами сбежал их вождь. Племя потеряло много людей, но главной потерей стал огонь. Возникла угроза смерти всего племени.

  • Сочинение Общение в интернете

    В мире высоких технологий и инновации, интернет является неотъемлемой частью жизни человека. Можно отметить, что большую часть своего времени люди проводят в интернете.

Добро и зло в сказке Г. Х. Андерсена «Снежная Королева

5 класс. Сочинение на тему «Добро и зло в сказке Г. Х. Андерсена «Снежная Королева» .

В современном мире вряд ли найдется ребенок, который не слышал сказки Ганса-Христиана Андерсена. На его сочинениях выросло уже не одно поколение людей. Они насыщенны глубокой моралью и чистотой помыслов. Даже взрослые, иногда перечитывая своим детям сказки, подчеркивают для себя все новые и новые интересные моральные аспекты.

Ганс-Христиан Андерсен — замечательный датский писатель, который произвел на свет бесчисленное количество детских сказок, чем и прославился на весь мир. Одной из моих любимых и прочитанных в первых рядах была история о «Снежной королеве». В ней главной героиней выступает простая девочка по имени Герда. Она — воплощение доброты и чистоты, ласки и любви. Ее забота о брате стала главной задачей и воплотила в себе борьбу со злом, противостояние, которое из по кон веков царит в нашем неоднозначном мире. Как противоположность ей автор изображает Снежную Королеву, которая примкнула а сторону злых сил и не желает проигрывать свой бой. В ней сосредоточены все качества, которые осуждает и сам автор.

Герда, обладая огромной смелостью и отвагой, решила выступить против величественной колдуньи. Она смогла привлечь на свою сторону и людей и зверей, которые очень помогли в ее длинном и сложном пути.

Эта, казалось бы на первый взгляд, хрупкая маленькая девочка отчаянно сражается за своего брата Кая, не оставляя Снежной Королеве и ее верному злому тролю и шанса на победу. Жаркий поцелуй любящей сестры смог разрушить все, казалось бы, непреодолимые чары злой волшебницы.

На пути Герду ожидали многие опасности. Старушка, которая хотела с помощью колдовства оставить девочку у себя, ведь своих детей у нее не было; дочка разбойника, желающая жить вместе с Гердой, как с одной сестрой. Эта девочка была изначально на стороне зла, но наша главная героиня поразила ее своей смелостью и отвагой, показала, что кроме зля существует и прекрасная любовь. Но были на ее пути и многие помощники, среди которых были принц и принцесса, одарившие ее золотой каретой и хорошей одеждой. Они провели Герду до границ королевства и отправили в помощь ворона.

Но самым злым на пути Герды был именно троль, который создал зеркало, искажающее все увиденное в нем. Он был слугой Снежной Королевы, от взгляда которой погибало все вокруг.

Противостояние добра и зла — это основа всех сказок, ведь они учат молодых людей видеть и различать в окружающих то, что им необходимо.

  • До луны и обратно сказка про маленького зайца
  • До кромки воды как пишется слитно или раздельно
  • До которого часа как пишется
  • До конца этой недели или неделе как пишется
  • До конца следующей недели как пишется