Добро и зло в трагедии гамлет сочинение кратко

…Сами по себе вещи не бывают хорошими

и дурными, а только в нашей оценке.

В. Шекспир. Гамлет

Со времени создания трагедии В. Шекспира «Гамлет» взгляд на ее героя постоянно менялся, поскольку изменя­лась сама жизнь, культура, вкусы и понятия, другим стал и театр. И если современники Шекспира были в первую очередь увлечены линией кровной мести принца Датского похитителю трона и виновнику смерти его отца-короля, то наших современников волнуют многие философские, об­щечеловеческие вопросы, затронутые в трагедии: о смысле жизни, о смерти, о выборе.

Шекспировский Гамлет оказывается в очень сложной ситуации, когда понятия о добре и зле, которыми он руко­водствовался в жизни, переворачиваются с ног на голову, и это разрушает устои мира, в котором живет принц.

Жизнь Гамлета до случившейся трагедии была пре­красной и безоблачной. Отец являлся для него идеалом как человека, так и государственного правителя, любя­щая мать была верной женой и чудесной женщиной. Сам Гамлет, чувствительный, умный, но немного наивный юноша, учился в университете, писал стихи, увлекался театром. С детства принц был окружен верными друзь­ями, с которыми спорил и мечтал, постигал тайны наук. Наконец, у него была любимая девушка, которая отвеча­ла ему взаимностью.

И вдруг все это оказывается разрушенным в один мо­мент. В расцвете лет внезапно умирает король. Не прохо­дит и месяца после похорон, как мать выходит замуж за брата отца — Клавдия, чем доставляет страдания и без того опечаленному утратой сыну. Что же происходит в королевстве? Вместо скорби и траура — пир и веселье! Еще больше поражает Гамлета известие, полученное от призра­ка его собственного отца: оказывается, это Клавдий вино­вен в смерти брата, он влил спящему в саду королю яд в ухо. Призрак короля просит сына отомстить за низкое убийство.

Беды, обрушившиеся на принца, заставляют его по-но­вому посмотреть на людей, его окружающих, пересмотреть свою жизнь, подвергнуть сомнению все ценности. Он заме­чает в мире много зла, скрытого раньше от его глаз, и понимает, что его цель — не просто отомстить за смерть короля, но и уничтожить это зло:

Век расшатался — и скверней всего,
Что я рожден восстановить его!

Для Гамлета нет возврата к прежней жизни. Пока он не решит волнующие его вопросы, он не возобновит учения в университете, поскольку на душе у него тяжело, он «утратил всю свою веселость, забросил привычные занятия». Повсюду он ощущает зло и бесчестность, и мир постоянно подтверждает его догадки. Даже бывшие вер­ные и надежные друзья Розенкранц и Гильденстерн предают его, становясь добровольными шпионами нового короля.

Но Гамлет поднимается над своими чувствами, обраща­ясь к разуму, невзирая на то, что все считают его безум­ным. Безумие — лишь игра, зеркало, которое он пытается подставить миру.

Гамлет еще недостаточно уверен в том, что новый ко­роль Клавдий — убийца отца, одного свидетельства при­зрака мало принцу. Разыгрывая в театральном представ­лении подробности злодейства, принц следит за Клавдием, и тот не выдерживает испытания. Совесть убийцы нечис­та! Но Гамлет не может открыто обвинить Клавдия в зло­действе, поскольку нет свидетелей, да и окружен король своими людьми, которые скорее признают безумным прин­ца, чем коварным убийцей — нового короля. А на стороне Гамлета — только верный и единственный друг Горацио и горстка надежных и честных людей.

Обновленный несчастьями, Гамлет все яснее видит, что люди, которым он раньше доверял и которых любил, не снимают масок лицемерия. Мать, прежде бесконечно лю­бившая старого короля — своего первого мужа, теперь разделяет супружеское ложе и трон с убийцей и притвор­щиком. Сам Клавдий, убийца, создает видимость доброде­тельного и порядочного отчима и короля. Друзья Розенкранц и Гильденстерн — предатели и шпионы. Любимая девушка становится послушным орудием в руках врагов.

Еще больше волнует Гамлета выполнение данной при­зраку клятвы отомстить. Он не хочет уподобляться Клав­дию и оставляет ему жизнь, застав одного в молельне. Его цель — разоблачить зло и обман, но все тяжелее для него бремя клятвы:

Я сын убитого. Мне небо
Сказало: встань и отомсти. А я,
Я изощряюсь в жалких восклицаньях
И сквернословием душу отвожу.

Выжидая, Гамлет ощущает противоречие в своей душе: с одной стороны, он не желает увеличивать количество зла в мире, с другой — ведет себя как «вялодушный дурень», «мямлит и ничего не делает». Веру в себя, решимость и уверенность в своих действиях Гамлет обретает, придя к выводу, что человек должен активно и непримиримо про­тивостоять злу, но как это применить к себе — не знает.

Беда не ходит одна. Трагедия усугубляется тем, что Гамлет нечаянно убивает Полония, отца Офелии, а сама Офелия по его вине сходит с ума и вскоре погибает. Материал с сайта //iEssay.ru

Лаэрт, желая отомстить за гибель отца и сестры, всту­пает в сговор с королем, и они решают устроить между Лаэртом и Гамлетом «дружеский» поединок, при этом ра­пира Лаэрта будет отравлена. Но и во время поединка Гамлет оказывается на голову выше, чище и честнее своих врагов, поскольку признает свою вину за невольное убий­ство Полония, прося у его сына прощения.

Концовка этого великого произведения бесконечно тра­гична. Королева отравлена, король заколот, Лаэрт и Гам­лет гибнут от ран, полученных отравленной рапирой. И хотя победа остается на стороне Гамлета, который все же успевает разоблачить зло и восстановить справедливость, нам жаль благородного принца, поскольку он не сумел выжить и занять трон, которого он достоин, не сможет он теперь и проследить: до конца ли истреблено зло в Дат­ском королевстве.

Шекспир не давал ответов на вопросы, которые ставил в своей трагедии. Он предоставил право выбора и решения читателю, и каждое поколение будет отвечать на них по-своему.

Перед Гамлетом мир предстает как «дикий сад, заросший сорняком», в котором зреет все, что в природе есть дурного и грубого. Причина такого мировосприятия заключается в том, что ему открылось «вселенское» по масштабу зло: «бесплодны все мне кажутся дела на этом свете»; «из людей меня не радует ни один».

Каковы причины этого зла, поразившего современное Шекспиру общество? По его мнению, действительность вносила в человека « порчу»: его природа становилась «больной». Извращение человеческой природы приводило к нарушению социальной гармонии, к общественному хаосу. Личные отношения больше не существуют вне социума, за пределами социальной ответственности. Личное и общественное взаимопроникают. Один из наибольших грехов человека — стремление к величию, славе, власти, богатству. Эти «порочные добродетели» порождают в человеке хитрость, бессердечность, лесть, коварство, вероломство, жестокость, гордыню, презрение к нижестоящим. Под лучами славы и богатства испаряются все христианские добродетели и каменеет человеческое сердце.

Яркий образ человека, чья природа извращена, — король датский Клавдий. О преступлении короля становится известно из рассказа Призрака. Символично, что все козни властолюбивого и вероломного братоубийцы раскрывает дух. Такое мировосприятие было характерно для эпохи Возрождения. Человек в это время оставался религиозен, наивысшими ценностями оставались христианские добродетели, но средневековое мракобесие ушло в прошлое. Призрак хоть и не обладал высшей силой, он находился «между небом и землей». Однако тот факт, что люди земные могли его видеть, слышать, разговаривать с ним, лишний раз свидетельствовал: земная твердь — всего лишь временное пристанище человека. Божественная сила, божественная любовь, божественная справедливость, божественное добро всеобъемлющи и вечны, не подвластны времени. Если не человеческий, то божественный суд рано или поздно оценит все деяния личности и вынесет справедливый приговор. Более всего Призрак сожалеет, что утратил жизнь, венец и королеву, будучи застигнутым врасплох: «не сведши счетов, призван был к ответу под бременем» своих несовершенств.

В чем состояло преступление Клавдия? Он попрал все общечеловеческие законы, христианскую мораль, стремясь к величию, славе, власти, богатству. Клавдий убил своего брата, обольстил его жену:

* Но как вовек не дрогнет добродетель.
* Хотя бы грех ей льстил в обличьях рая;
* Так похоть, будь с ней ангел лучезарный,
* Пресытится и на небесном ложе,
* Тоскуя по отбросам.

Но наибольшая ответственность лежала на Клавдии за то, что в свои преступные планы он втянул всех окружающих. Общество начинает воспринимать зло как обыденное явление, норму. Никто из окружающих Клавдия не знает истины, но все как один готовы помочь ему избавиться от Гамлета, все как один отрекаются от законного принца, признавая его невменяемым. Родная мать в словах сына видит только безумство, ранее признав, что он затронул ее за живое, а следовательно, говорил только правду:

* О, довольно, Гамлет:
* Ты мне глаза направил прямо в душу,
* И в ней я вижу столько черных пятен,
* Что их ничем не вывести.

На сторону преступления, зла становится и возлюбленная Гамлета Офелия. Любовь Гамлета и Офелии искренняя, но печальный пример матери приводит его к неутешительному выводу: женщины слишком слабы, чтобы выдержать суровые испытания жизнью. Гамлет издевается над Офелией, чтобы облегчить для нее их разрыв: пусть думает, что он безумен и жесток. Его совет — уйти в монастырь — продиктован отчаянием и разочарованием: «.. .будь ты целомудренна как лед, чиста как снег, ты не избегнешь клеветы». Некоторые комментаторы считают, что Гамлет советует Офелии отнюдь не стать монахиней, а, наоборот, пуститься в разврат (на жаргоне шекспировского времени «женский монастырь» — это публичный дом), следующие слова Гамлета о «малевании» лица женщинами как бы подтверждают это.

Отец Офелии, Полоний, — доносчик и подстрекатель. Хотя должность, занимаемая им, не названа, по положению он главный министр короля. Слова Полония служат доказательством того, что он заботился отнюдь не о благе дочери, а о своем собственном. Он бесцеремонно вмешивается в личную жизнь девушки, решая за нее, кого позволено любить, а кого нет. Для Полония Гамлет, безумный или влюбленный, становится врагом, которого надо непременно обезвредить. Смерть Полония стала отражением всей его жизни: он был убит Гамлетом в то время, когда подслушивал его разговор.

Брат Офелии Лаэрт сначала представлен молодым человеком, просто желающим вволю насладиться жизнью. Но когда им овладевает жажда мести, он обнаруживает такую злобу и способность к коварству, что оказывается среди приспешников короля. Хотя, на мой взгляд, поступки Лаэрта не менее справедливы, чем поступки Гамлета. Гамлет убил отца Лаэрта, послужил причиной безумия и смерти его сестры Офелии. Вдобавок ко всему, в самый разгар похоронной церемонии принц оскорбил чувства скорбящего брата. Подобное поведение заслуживает осуждения, а поступки — должного отмщения. Отражением царящих в королевстве порядков являются образы Розенкранца и Гильденстерна. То, что собой представляют эти двое, не могло быть передано с помощью одного персонажа: тихие повадки, угодливость, увертливость, пресмыкательство, истовое криводушие, бездарность. По словам Гете, «они ведь проявляют себя лишь в обществе, они и есть общество, и Шекспир показал большую скромность и мудрость, выведя всего два подобных образца».

Если предыдущие персонажи в большей или меньшей степени являются источниками зла или порождением зла, то принц Гамлет зло познает. Он непримирим ко злу, но как с ним бороться, не знает. Он хитрит и обманывает, стремясь выведать тайну своего врага, однако обман и хитрость Гамлета вынужденные. Он ощущает себя один на один со злом, считая, что только ему известна истина, только он вершитель правосудия в этом безумном мире. Справедливость должна восторжествовать, в этом Гамлет после долгих и томительных раздумий убеждается окончательно. Человек, который живет одним днем, чьи мечты сосредоточены только на достижении материального благополучия, недостоин называться человеком:

* Глядящий вперед и вспять, вложил в нас
* Не для того богоподобный разум,
* Чтоб праздно плесневел он…

Зло, против которого боролся Гамлет, не было искоренено, однако история Гамлета во все времена будет служить примером благородного порыва души, жаждущей справедливости и добра.

Перед Гамлетом мир предстает как “дикий сад, заросший сорняком”, в котором зреет все, что в природе есть дурного и грубого. Причина такого мировосприятия заключается в том, что ему открылось “вселенское” по масштабу зло: “бесплодны все мне кажутся дела на этом свете”; “из людей меня не радует ни один”.

Каковы причины этого зла, поразившего современное Шекспиру общество? По его мнению, действительность вносила в человека ” порчу”: его природа становилась “больной”. Извращение человеческой природы приводило к нарушению социальной гармонии, к общественному хаосу.

Личные отношения больше не существуют вне социума, за пределами социальной ответственности. Личное и общественное взаимопроникают. Один из наибольших грехов человека – стремление к величию, славе, власти, богатству. Эти “порочные добродетели” порождают в человеке хитрость, бессердечность, лесть, коварство, вероломство, жестокость, гордыню, презрение к нижестоящим.

Под лучами славы и богатства испаряются все христианские добродетели и каменеет человеческое сердце.

Яркий образ человека, чья природа извращена, – король датский Клавдий. О преступлении короля становится известно из рассказа Призрака. Символично, что все козни властолюбивого и вероломного братоубийцы раскрывает дух. Такое мировосприятие было характерно для эпохи Возрождения.

Человек в это время оставался религиозен, наивысшими ценностями оставались христианские добродетели, но средневековое мракобесие ушло в прошлое. Призрак хоть и не обладал высшей силой, он находился “между небом и землей”. Однако тот факт, что люди земные могли его видеть, слышать, разговаривать с ним, лишний раз свидетельствовал: земная твердь – всего лишь временное пристанище человека.

Божественная сила, божественная любовь, божественная справедливость, божественное добро всеобъемлющи и вечны, не подвластны времени. Если не человеческий, то божественный суд рано или поздно оценит все деяния личности и вынесет справедливый приговор. Более всего Призрак сожалеет, что утратил жизнь, венец и королеву, будучи застигнутым врасплох: “не сведши счетов, призван был к ответу под бременем” своих несовершенств.

В чем состояло преступление Клавдия? Он попрал все общечеловеческие законы, христианскую мораль, стремясь к величию, славе, власти, богатству. Клавдий убил своего брата, обольстил его жену:

Но как вовек не дрогнет добродетель. Хотя бы грех ей льстил в обличьях рая; Так похоть, будь с ней ангел лучезарный, Пресытится и на небесном ложе, Тоскуя по отбросам.

Но наибольшая ответственность лежала на Клавдии за то, что в свои преступные планы он втянул всех окружающих. Общество начинает воспринимать зло как обыденное явление, норму. Никто из окружающих Клавдия не знает истины, но все как один готовы помочь ему избавиться от Гамлета, все как один отрекаются от законного принца, признавая его невменяемым. Родная мать в словах сына видит только безумство, ранее признав, что он затронул ее за живое, а следовательно, говорил только правду:

О, довольно, Гамлет: Ты мне глаза направил прямо в душу, И в ней я вижу столько черных пятен, Что их ничем не вывести.

На сторону преступления, зла становится и возлюбленная Гамлета Офелия. Любовь Гамлета и Офелии искренняя, но печальный пример матери приводит его к неутешительному выводу: женщины слишком слабы, чтобы выдержать суровые испытания жизнью. Гамлет издевается над Офелией, чтобы облегчить для нее их разрыв: пусть думает, что он безумен и жесток. Его совет – уйти в монастырь – продиктован отчаянием и разочарованием: “.. .будь ты целомудренна как лед, чиста как снег, ты не избегнешь клеветы”.

Некоторые комментаторы считают, что Гамлет советует Офелии отнюдь не стать монахиней, а, наоборот, пуститься в разврат (на жаргоне шекспировского времени “женский монастырь” – это публичный дом), следующие слова Гамлета о “малевании” лица женщинами как бы подтверждают это.

Отец Офелии, Полоний, – доносчик и подстрекатель. Хотя должность, занимаемая им, не названа, по положению он главный министр короля. Слова Полония служат доказательством того, что он заботился отнюдь не о благе дочери, а о своем собственном. Он бесцеремонно вмешивается в личную жизнь девушки, решая за нее, кого позволено любить, а кого нет.

Для Полония Гамлет, безумный или влюбленный, становится врагом, которого надо непременно обезвредить. Смерть Полония стала отражением всей его жизни: он был убит Гамлетом в то время, когда подслушивал его разговор.

Брат Офелии Лаэрт сначала представлен молодым человеком, просто желающим вволю насладиться жизнью. Но когда им овладевает жажда мести, он обнаруживает такую злобу и способность к коварству, что оказывается среди приспешников короля. Хотя, на мой взгляд, поступки Лаэрта не менее справедливы, чем поступки Гамлета.

Гамлет убил отца Лаэрта, послужил причиной безумия и смерти его сестры Офелии. Вдобавок ко всему, в самый разгар похоронной церемонии принц оскорбил чувства скорбящего брата. Подобное поведение заслуживает осуждения, а поступки – должного отмщения.

Отражением царящих в королевстве порядков являются образы Розенкранца и Гильденстерна. То, что собой представляют эти двое, не могло быть передано с помощью одного персонажа: тихие повадки, угодливость, увертливость, пресмыкательство, истовое криводушие, бездарность. По словам Гете, “они ведь проявляют себя лишь в обществе, они и есть общество, и Шекспир показал большую скромность и мудрость, выведя всего два подобных образца”.

Если предыдущие персонажи в большей или меньшей степени являются источниками зла или порождением зла, то принц Гамлет зло познает. Он непримирим ко злу, но как с ним бороться, не знает. Он хитрит и обманывает, стремясь выведать тайну своего врага, однако обман и хитрость Гамлета вынужденные.

Он ощущает себя один на один со злом, считая, что только ему известна истина, только он вершитель правосудия в этом безумном мире. Справедливость должна восторжествовать, в этом Гамлет после долгих и томительных раздумий убеждается окончательно. Человек, который живет одним днем, чьи мечты сосредоточены только на достижении материального благополучия, недостоин называться человеком:

Глядящий вперед и вспять, вложил в нас Не для того богоподобный разум, Чтоб праздно плесневел он…

Зло, против которого боролся Гамлет, не было искоренено, однако история Гамлета во все времена будет служить примером благородного порыва души, жаждущей справедливости и добра.

Loading…

...Сами по себе вещи не бывают хорошими и дурными, а только в нашей оценке.
У. Шекспир. Гамлет
Со времени создания трагедии У. Шекспира "Гамлет" взгляд на ее героя постоянно менялся, поскольку изменялась сама жизнь, культура, вкусы и понятия, другим стал и театр. И если современники Шекспира были в первую оҹередь увлеҹены линией кровной мести принца Датского похитителю трона и виновнику смерти его отца-короля, то наших современников волнуют многие философские, общеҹеловеҹеские вопросы, затронутые в трагедии: о смысле жизни, о смерти, о выборе.
Шекспировский Гамлет оказывается в оҹень сложной ситуации, когда понятия о добре и зле, которыми он руководствовался в жизни, перевораҹиваются с ног на голову, и это разрушает устои мира, в котором живет принц.
Жизнь Гамлета до слуҹившейся трагедии была прекрасной и безоблаҹной. Отец являлся для него идеалом как ҹеловека, так и государственного правителя, любящая мать была верной женой и ҹудесной женщиной. Сам Гамлет, ҹувствительный, умный, но немного наивный юноша, уҹился в университете, писал стихи, увлекался театром. С детства принц был окружен верными друзьями, с которыми спорил и меҹтал, постигал тайны наук. Наконец, у него была любимая девушка, которая отвеҹала ему взаимностью.
И вдруг все это оказывается разрушенным в один момент. В расцвете лет внезапно умирает король. Не проходит и месяца после похорон, как мать выходит замуж за брата отца Клавдия, ҹем доставляет страдания и без того опеҹаленному утратой сыну. Что же происходит в королевстве? Вместо скорби и траура пир и веселье! Еще Оолыпе поражает Гамлета известие, полуҹенное от призрака его собственного отца: оказывается, это Клавдий вино-нон в смерти брата, он влил спящему в саду королю яд в ухо. Призрак короля просит сына отомстить за низкое убийство.
Беды, обрушившиеся на принца, заставляют его по-новому посмотреть на людей, его окружающих, пересмотреть сиою жизнь, подвергнуть сомнению все ценности. Он замеҹает в мире много зла, скрытого раньше от его глаз, и понимает, ҹто его цель не просто отомстить за смерть 'короля, но и униҹтожить это зло:
Век расшатался и скверней всего, Что я рожден восстановить его!
Для Гамлета нет возврата к прежней жизни. Пока он не решит волнующие его вопросы, он не возобновит уҹения в университете, поскольку на душе у него тяжело, он "утратил всю свою веселость, забросил привыҹные занятия". Повсюду он ощущает зло и бесҹестность, и мир постоянно подтверждает его догадки. Даже бывшие верные и надежные друзья Розенкранц и Гильденстерн предают то, становясь добровольными шпионами нового короля.
Но Гамлет поднимается над своими ҹувствами, обраща-нсь к разуму, невзирая на то, ҹто все сҹитают его безумным. Безумие лишь игра, зеркало, которое он пытается подставить миру.
 

Гамлет еще недостатоҹно уверен в том, ҹто новый король Клавдий убийца отца, одного свидетельства при-нрака мало принцу. Разыгрывая в театральном представлении подробности злодейства, принц следит за Клавдием, и тот не выдерживает испытания. Совесть убийцы неҹиста! Но Гамлет не может открыто обвинить Клавдия в злодействе, поскольку нет свидетелей, да и окружен король своими людьми, которые скорее признают безумным принца, ҹем коварным убийцей нового короля. А на стороне Гамлета только верный и единственный друг Горацио и горстка надежных и ҹестных людей.
Гамлет все яснее видит, ҹто люди, которым он раньше доверял и которых любил, не снимают масок лицемерия. Мать, прежде бесконеҹно любившая старого короля своего первого мужа, теперь разделяет супружеское ложе и трон с убийцей и притворщиком. Сам Клавдий, убийца, создает видимость добродетельного и порядоҹного отҹима и короля. Друзья Розенкранц и Гильденстерн предатели и шпионы. Любимая девушка становится послушным орудием в руках врагов.
Еще больше волнует Гамлета выполнение данной призраку клятвы отомстить. Он не хоҹет уподобляться Клавдию и оставляет ему жизнь, застав одного в молельне. Его цель разоблаҹить зло и обман, но все тяжелее для него бремя клятвы:
Я сын убитого. Мне небо Сказало: встань и отомсти. А я, Я изощряюсь в жалких восклицаньях И сквернословьем душу отвожу.
Выжидая, Гамлет ощущает противореҹие в своей душе: с одной стороны, он не желает увелиҹивать колиҹество зла в мире, с другой ведет себя как "вялодушный дурень", "мямлит и ниҹего не делает". Веру в себя, решимость и уверенность в своих действиях Гамлет обретает, придя к выводу, ҹто ҹеловек должен активно и непримиримо противостоять злу, но как это применить к себе не знает.
Беда не ходит одна. Трагедия усугубляется тем, ҹто Гамлет неҹаянно убивает Полония, отца Офелии, а сама Офелия по его вине сходит с ума и вскоре погибает.
Лаэрт, желая отомстить за гибель отца и сестры, вступает в сговор с королем, и они решают устроить между Лаэртом и Гамлетом "дружеский" поединок, при этом рапира Лаэрта будет отравлена. Но и во время поединка Гамлет оказывается на голову выше, ҹище и ҹестнее своих врагов, поскольку признает свою вину за невольное убийство Полония, прося у его сына прощения.
Концовка этого великого произведения бесконеҹно тра-I гиҹна. Королева отравлена, король заколот, Лаэрт и Гам-| лет гибнут от ран, полуҹенных отравленной рапирой. И хотя победа остается на стороне Гамлета, который все же I успевает разоблаҹить зло и восстановить справедливость, нам жаль благородного принца, поскольку он не сумел выжить и занять трон, которого он достоин, не сможет он теперь и проследить: до конца ли истреблено зло в Датском королевстве.
Шекспир не давал ответов на вопросы, которые ставил в своей трагедии. Он предоставил право выбора и решения ҹитателю, и каждое поколение будет отвеҹать на них по-своему.










Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Проблема добра и зла в трагедии У Шекспира «Гамлет». Поищите еще с сайта похожие.

Чтоб добрым быть, нужна мне

беспощадность.

В. Шекспир

Наверное, нет людей, воспринимающих Добро и Зло как нечто раз и навсегда определенное. Точно так же, как нет в живой природе цвета без полутонов, без оттенков. Конечно, каждый имеет свое представление об идеале, каждый идет к нему своим путем, позволяя (или не позволяя!) себе компромиссы, разочаровываясь в своей мечте или укрепляясь верой.

Известно выражение: «Цель оправдывает средства». Но давайте подумаем: так ли это? Могут ли быть оправданы низкие средства благородной целью? И всегда ли человек имеет право вершить суд над другими, определять степень вины и тем более — распоряжаться чужой жизнью?

На эти вопросы до сих пор нет однозначного ответа. Единственное, что мы можем сказать, пытаясь разобраться в поступках шекспировского героя, что, вероятно, у каждого времени свое понимание Добра и Зла, чести и бесчестия.

В своей трагедии Шекспир пытается ответить на эти вечные вопросы. Именно поэтому его Гамлет интересен нам и через пять столетий: он то близок и понятен, то загадочен и непредсказуем, как всякий живой человек. Узнав от Призрака правду о смерти отца, Гамлет проверяет его слова, не желая, чтобы даже неприятный ему Клавдий был оклеветан. Поражает при этом изобретательность, с какой принц пытается сделать это: он просит бродячих актеров сыграть сцену отравления короля. Притворное безумие Гамлета — тоже своеобразная «мышеловка», заставляющая других героев раскрыться. Кроме того, безумие Гамлета символично: ведь у Шекспира безумный или шут — это носители справедливости, самые зрячие, самые мудрые.

Чтобы занести руку с карающим мечом, надо убедиться в верном направлении удара. Правда, при этом можно заколоть и Полония, коварного льстеца и лицемера, думая, что за ковром прячется сам Клавдий. И ни тени раскаяния, хотя только что убил пусть и не очень хорошего, но человека, да к тому же отца своей возлюбленной! Возможно, Гамлет ведет себя так оттого, что уже сделал выбор: «Быть или не быть?» «Не быть» — значит «покориться пращам и стрелам яростной судьбы», сносить «плети и глумленье века, Гнет сильного, насмешку гордеца». «Быть» — значит «ополчась на море смут, сразить их противоборством». Мы видим, что для Гамлета тяжел этот выбор. Не потому, что он не верит в свои силы и не рассчитывает выстоять против Зла и победить, — потому, что он знает: защищая Добро, он должен стать беспощадным. Его короткий жизненный путь — путь гуманного, талантливого юноши, философа, настроенного созидать и творить, — оказался дорогой воина с мечом в руке, потерявшего все: мать, друзей, любимую, даже саму жизнь. Все, кроме чести, достоинства и веры.

Свою личную месть Гамлет совершил, убив Клавдия. Но большая задача — сделать так, чтобы в жизни восторжествовало Добро, — остается для него непосильной. И это порождает в нем чувство глубокой скорби, недовольства собой. Воплощением Зла в драме является Клавдий. Но преступный Клавдий — не откровенный «злодей» из мелодрамы. Он коварен и лукав. «Можно улыбаться, улыбаться и быть мерзавцем», — говорит о нем Гамлет. Временами на Клавдия находит даже «покаянное» настроение. Двуличен и Полоний. Лаэрту, к которому Гамлет, в общем-то, хорошо относится, чужды мысли и чувства, которые волнуют принца. Подстрекаемый королем, он, не раздумывая, вызывает Гамлета на дуэль. Лаэрта можно понять: он мстит за отца и сестру, но зачем же пользоваться отравленной рапирой? Правда, перед смертью, охваченный чувством вины, переживая справедливость Божьего наказания, Лаэрт не просто признается Гамлету во всем — он оправдывает его, говоря: «Простим друг другу, благородный Гамлет. Да будешь ты в моей безвинен смерти и моего отца, как я в твоей!»

Не понимает сына и Гертруда, хотя по-своему любит его. Лишь один из друзей, Горацио — друг до конца: он хочет последовать за Гамлетом в могилу. Может быть, он так горячо воспринимает происходящее, потому что «римлянин, не датчанин душою», и это значит, что среди соотечественников героя пока не понимают?

«Быть» для Гамлета — еще и в том, чтобы рассказать миру правду о себе, что он и поручает сделать Горацио. Гамлет заботится и о своем народе: понимая, что нет для страны ничего хуже смуты, войн и раздоров, он отдает свой «умирающий голос» Фортинбрасу, воспринимая его не как противника, а как достойного, Мужественного человека, явившегося мстить за отца. Похожие судьбы! Норвежский принц поймет Гамлета, воздав ему высшие воинские почести.

Гамлет не хотел быть воином — ему пришлось стать им. Он не успел создать доброе и прекрасное, но ценой своей жизни расчистил место для него, борясь со Злом. А главное — заставил нас задуматься над вечным гамлетовским вопросом.

Школьное сочинение начале XVII в. столкновение мира, в котором господствуют «сила золота и пагубные страсти», со старым миром жестокого феодального насилия поколебать светлую веру гуманистов в торжество добра, человечности, чести. Именно в те времена английский драматург Уильям Шекспир создает наиболее философский и найпроблемниший произведение — трагедию «Гамлет». И Принц Гамлет, главный герой трагедии, сначала предстает перед нами как типичный интеллигент-гуманист, который искренне верит в человека — «совершенных по всем созданиям. Он — студент одного из престижных университетов в свое время, окруженный друзьями. Преисполненный горячей любовью к жизни, и герой не знает, что его представление о мире и реальная жизнь — разные вещи. Но вскоре он это поймет, и два противоречивых чувства завладеют его душой.

Вернувшись в Датское королевство после неожиданной смерти отца, принц узнает, что мать, королева Гертру-да, не успев сбить «башмаков, в которых она за гробом мужа шла в слезах», выходит замуж за ничтожного и хитрого Клавдия, который и отравил короля. Принц клянется отомстить-негодяй, и отныне месть становится смыслом его жизни. В знаменитом монологе Гамлета о человеке автор показывает, что в принце начинается разрушительная борьба между идеальными представлениями и жестокой реальностью.

«Что за мастерское произведение человек! Какой благородный умом! Какой безграничный даром! Как поражает и удивляет доциль-ностью фигуры и дела! Действием подобен ангелу! Тямою — к божеству. Украшение вселенной! Совершенных из всех созданий »подлое убийство отца, непристойное и позорное замужества матери с Клавдием, вероломство придворных, предательство друзей и малодушное слабость любимой, — все это, наполняя душу невыносимыми страданиями, безжалостно сталкивает принца с проблемами реальной жизни. Приходит горькое усвидом! ления того, что «Дания — тюрьма», «возраст розладнався, АД« свихнулся ». Надев маску шута, Гамлет вступает в неравный смертельный бой. Он убивает Полония, который шпионит за ним, раскрывает измену своих университетских товарищей, отказывается от Офелии, которая не может противостоять злу и втянута в интригу против Гамлета. Не о воздаянии за личную обиду или только о мести за убитого отца думает Гамлет; душу бередят И размышления о необходимости битвы с мировым злом: «свихнулся время … О судьба зла моя! Почему его направит должен я? »Но имеет ли он на это право? Ведь зло живет и в нем самом: «Сам я более-менее честный, да и то мог бы упрекнуть себе нечто такое, что лучше было бы моей маме и не родить меня на свет. Я очень высокомерный, мстительный, честолюбивых … Мы все отъявленные проходимцы … »Как же тогда победить зло? Как помочь человеку стать «гвоздем вселенной»? Гамлет медлит, страдая под тяжестью вселенской муки, ставя перед сбоя роковой вопрос: «Быть или не быть

В решении этого вопроса и заключается сущность трагедии Гамлета — трагедии личности, которая пришла в мир слишком рано и отчетливо увидела его несовершенство. Это трагедия ума. «Так разум пугливыми нас делает, яркие краски внезапной отваги от размышлений теряют цвет свой, а намерения высокие, чуть зродившись, умирают, еще не воплотившись в действие». Отсюда и скорбь Гамлета, который осознает, что в борьбе со злом единственно возможным способом является то самое зло, применение которого искажает и искажает самую благородную цель. Отсюда почти отчаянный крик, вырывается из груди Гамлета перед встречей с матерью:

Не предай природы, сердце, не позволь Нероновий души войти в эти грудь. Пусть буду я жестоким — и не зверем, пусть ранит острое слово — не кинжал, душа и мой язык пусть лицемерят. Как слова поблизости сердце ей, соединить, душа, с делом их не смей!

В нем все кипит, клокочет, вздрагивает, он действительно близок к безумию, потому что зрелище господствующего зла невыносимое для него. И Гамлет наконец принимает решение.

Взяв на себя личную ответственность за мировое зло, за все несовершенства и страдания людей на земле, остро, чувствуя свое одиночество и осознавая свое бессилие, Гамлет все же бросается в бой и гибнет как борец, завещая нам образец поведения человека и понимание того, какой смелой должна быть ее мнение, какими светлыми должны быть ее помыслы, и совесть, и душа в борьбе за высокие человеческие идеалы.

Трагедия Шекспира нарушает вечные проблемы: противоречие между идеалом и действием, целью и средствами ее достижения, роль личности в истории и, наконец, в чем заключается смысл жизни каждого человека.

  • Добро и зло в сказке золотой ключик
  • Добро и зло в сказке жуковского спящая царевна
  • Добро и зло в сказке двенадцать месяцев сочинение 5 класс
  • Добро и зло в сказке гуси лебеди сочинение
  • Добро и зло в сказке гарина михайловского книжка счастья сочинение