Добро в сказке символизирует образ а зло образ ответ

Цели:

  • раскрыть нравственный смысл сказки Пушкина,
    рассмотреть категории добра и зла на примере
    “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”;
  • продолжить обучение элементам анализа
    художественного текста, умению сравнивать,
    обобщать;
  • формирование прочной нравственной позиции,
    положительных ориентаций на распознавание
    истинной красоты.

Эпиграф:

Лишь добро одно бессмертно.
Зло подолгу не живет.

Шота Руставели

Методические приемы: беседа, анализ
эпизодов, выразительное чтение.

Оборудование: текст “Сказки о мертвой
царевне и семи богатырях”, иллюстрации к сказке,
слайды, мультипликационный фильм по сказке.


Ход урока

1. Организационный этап.

2. Слово учителя.

Учитель: С какой сказкой А. С. Пушкина мы
познакомились на прошедших уроках?

Ученики: Со “Сказкой о мертвой царевне и
семи богатырях”

Учитель: Что мы узнали об этой сказке и ее
героях?

(Учащиеся рассказывают о сюжете, главных
героях, о противоположных образах царицы и
царевны. )

Учитель: Сегодня на уроке мы будем
беседовать о героях “Сказки
о мертвой царевне
и семи богатырях”;

Цель нашей работы – раскрыть значение
терминов “добро” и “зло” на примере сказки. Мы
будем учиться сравнивать образы героев,
анализировать текст.


3. Подготовка к активному и сознательному
усвоению
нового материала. Проверка
индивидуального домашнего задания.

Учитель: Нам всем знакомо выражение “В
сказках Добро всегда побеждает Зло”. Что же это
такое – Добро и Зло? Вам необходимо было найти в
толковом словаре значение этих слов.


(Ученик зачитывает определения терминов из
толкового словаря )

“Добро – это то, что хорошо, полезно, нужно
человеку, с чем связаны надежды людей,
представления о свободе и счастье.

Зло всегда имеет отрицательный смысл и
обозначает плохое, влекущее за собой беды,
страдания, горе, несчастье” (Школьный
философский словарь)

“Добро – в духовном значении благо, что честно
и полезно, все чего требует от нас долг человека

Зло – худое, лихое. Злой человек – причиняющий
зло другим: вредный, пагубный” (Словарь живого
русского языка Владимира Даля)

Учитель: Можем ли мы утверждать, что добро
и зло являются противоположными понятиями?

Ученик: Да, добро и зло – противоположные
понятия.

Учитель: Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили
не только значения слов, данные в словаре, но и
попытались увидеть, как А. С. Пушкин показывает
добро и зло в “Сказке о мертвой царевне и семи
богатырях”.

На первом уроке по этой сказке мы с вами
сделали вывод, что она близка к народным
(фольклорным ) сказкам.

4. Этап проверки знаний.

Беседа

Учитель: В народных сказках всех героев можно
распределить на положительных и отрицательных.
Назовите положительных героев народных сказок
(они олицетворяют добро) и отрицательных
(олицетворяют зло).

Ученик: Добро – Иван-царевич,
Царевна-лягушка, Иван — крестьянский сын. Зло –
Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Чудище поганое.

Учитель: Можем ли мы так же четко
разграничить положительных и отрицательных
героев в “Сказке о мертвой царевне и семи
богатырях”?

(Учащиеся перечисляют героев сказки и
приходят к выводу, что в сказке больше
положительных героев, предполагают, что образ
Чернавки невозможно отнести ни к положительным,
ни к отрицательным )

Учитель: Подумайте, в образах каких
героев заметна наиболее яркая характеристика
Добра и Зла?

Ученики: Царевны и царицы.

Учитель: Для того, чтобы представить
образы Царевны-мачехи и Царицы, мы обратимся ко
второй части вашего домашнего задания – устному
словесному рисованию портретов Царевны и Царицы.


(Учащиеся представляют словесные портреты
Царевны и Царицы )

Учитель: Необходимо было также выписать
определения, характеризующие героинь. Посмотрим,
что у вас получилось, и сравним с таблицей.

(Учащиеся зачитывают определения и
сравнивают с таблицей, представленной в виде
слайда)





  Царица Царевна
Внешность высока

стройна

бела

белолица

черноброва

Поведение характер горда

ломлива

своенравна

ревнива

злая

красавица-душа

милая

приветливая

Цвет черный белый

красный


Учитель: Почему царица решила погубить
царевну? В чем суть конфликта между ними?


Ученики: Царица-мачеха считает себя самой
красивой, а царевна становится ее соперницей,
потому что волшебное зеркало сообщает, что
падчерица “милее и белее”, чем она.


Учитель: Какими словами мы можем выразить
отношение царицы к царевне?


Ученики: Ненависть, зависть.


Учитель: Обладает ли добрый человек такими
чувствами?

Ученики: Нет, эти чувства характерны для
злых людей.


Учитель: А как относится царевна к царице,
которая ее решила погубить, к Чернавке, которая
уводит девушку в темный лес?

Ученики: Она даже к своим врагам
относится хорошо, не держит на них зла, не
пытается им отомстить

Учитель: И царица, и царевна – внешне
красивы. Про какую из героинь мы можем сказать,
что она обладает и внутренней, душевной красотой?

Ученики: Царица красивая, но злая, никого
не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит
душа у нее черная. А царевна по-настоящему
красива, она всех любит, творит добро, и все ей
помогают.


5. Объяснение нового материала. (Беседа, анализ
текста)

Учитель: Мы составили словесные портреты
героинь, а теперь обратимся к иллюстрациям
сказки и сравним образы Царицы и Царевны.


(Показ иллюстраций, комментарии)

К сказке Пушкина созданы не только
иллюстрации, но и фильмы.

Сейчас мы посмотрим эпизоды из
мультипликационного фильма “Сказка о мертвой
царевне и семи богатырях”.


Просмотр эпизодов

1. “Царица и зеркало”(комментарии )

2. “Но царевна молодая

Тихомолком расцветая”(комментарии. )


Учитель: С чем сравнивает автор царевну,
говоря “…росла, росла, поднялась – и расцвела”?


Ученики: С цветком. Она так же прекрасна,
как роза.


Учитель: Как вы считаете, правильно ли
представил режиссер образы Царицы и Царевны?

(Учащиеся сравнивают свои представления об
образах героинь с представлением режиссера
фильма)

А сейчас для того, чтобы доказать, что царица
олицетворяет зло, а царевна – добро, обратимся к
чтению и анализу эпизодов, в которых видна яркая
характеристика образов героинь.


Выразительное чтение. . Анализ эпизодов

Анализ эпизода “Но невеста молодая

До зари в лесу блуждая” (Выразительное
чтение)

Учитель: Почему царевна решила, что в
тереме “люди добрые живут”?


Ученики: Есть иконы, в горнице чисто,
светло.

Учитель: Что сделала героиня в доме?

Ученики: Зажгла свечу, затопила печь.

Учитель: Как это характеризует героиню?

Ученики: Она не только красивая,
скромная, но и трудолюбивая.

Учитель: Пушкин рисует образ Царевны в
духе народно-сказочной традиции, когда в первую
очередь ценится скромность, душевная щедрость,
хозяйственность.

Можем ли мы про царицу сказать, что она
трудолюбивая?

Ученики: Нет, она всегда сидит без дела,
только в зеркало смотрится, любуется своей
красотой.


Выразительное чтение и анализ эпизода “Раз
царевна молодая”

Учитель: Кто приходит к царевне с целью
погубить ее?

Ученики: Царица, переодетая монахиней.

Учитель: На чьей стороне Соколко? Почему?


Ученики: Соколко пытается помочь Царевне,
он даже съедает отравленное яблоко, чтобы
объяснить богатырям, что произошло с Царевной.


Учитель: Получается, что Зло победило.
Царица торжествует, устранив соперницу. Так ли
это?

Ученики: Нет! Царевич Елисей, обратившись
к помощи Солнца, месяца, ветра спасает свою
невесту.


Учитель: В сказках у добра всегда много
помощников, а зло – одиноко.

В “Сказке о мертвой царевне” мы видим, что даже
явления природы помогают Елисею найти невесту.

Что же происходит со злой царицей-мачехой?

Найдите строки, в которых говорится о последних
минутах ее жизни.

Учащиеся зачитывают строки:


“Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала
Тут ее тоска взяла,
И царица умерла. ”


Учитель: Пять раз в сказке царица названа
злой. И она действительно причиняет зло тем, кто
рядом с ней.

Но справедливость восстановлена. Добро
торжествует.

А сейчас обратите внимание на эпиграф.

Можем ли мы , рассмотрев образы царицы и
царевны, согласиться с высказыванием поэта
Руставели “Лишь добро одно бессмертно.

Зло подолгу не живет”?

Ученики: Да, ведь Царица умирает, а
царевна оживает. Значит добро победило.


6. Закрепление изученного материала.

Учитель: В произведениях литературы
отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу
добра со злом.

В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не
можем разделить людей на добрых и злых. В душе
каждого человека наблюдается противостояние
добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки,
и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же
завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.

Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка
А. С. Пушкина. Считаете ли вы себя добрыми?

Запишите ответ на этот вопрос.

7. Информация о домашнем задании.

Выберите для чтения наизусть понравившийся
отрывок. (Границы отрывка определите
самостоятельно).

Выучите его.

8. Итог.

  • Вспомните прочитанные и услышанны сказки.Образы каких существ олицетворяют в них добро?Зло?А в библейских мифах?

    • Предмет:

      Обществознание

    • Автор:

      hayleycohen823

    • Создано:

      3 года назад

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • istoriya
    История

    3 минуты назад

    Как называется система руководства, которая базируется на основе единства государственной власти….

  • drugie-predmety
    Другие предметы

    3 минуты назад

    Повседневная жизнь и фольклор народов Кубани 17-18 век

  • algebra
    Алгебра

    10 минут назад

    При каком значении a система имеет бесконечно много решений?

    {x+y-2z=7

    {x+ay+4z=3

    {2x+y+az=12a^2

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    13 минут назад

    Английский всего 1 задание помогите пж

  • geometriya
    Геометрия

    14 минут назад

    Задача по геометрии 8 класс

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Образ Добра и Зла в народной литературе

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Окунева В.В. 1


1МОБУ ООШ № 27 им. Е.С.Рязанцева ст. Советской

Окунева Н.Ф. 1


1МОБУ ООШ № 27 им. Е.С.Рязанцева ст. Советской


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Введение:

Давным-давно жила прекрасная птица. Возле ее гнезда находились дома людей. Каждый день птица исполняла их заветные желания. Но однажды счастливая жизнь людей и птицы-волшебницы кончилась. Так как в эти места прилетел злой и страшный дракон. Он был очень голоден, и его первой добычей стала птица Феникс. Съев птицу, дракон не утолил свой голод и стал поедать людей. И тогда произошло великое разделение на два человеческих лагеря. Одни люди, не желая быть съеденными, перешли на сторону дракона и сами стали людоедами, а другая часть людей постоянно искала надежное убежище, страдая от притеснений жестокого чудовища.
Наконец дракон насытившись, улетел в свое мрачное царство, а люди стали населять всю территорию нашей планеты. Они не остались под одним кровом, потому что не могли жить без доброй птицы, кроме того они постоянно ссорились. Так на свете появились добро и зло.

Древняя легенда гласит, что после сотворения мира и человека, страдания и горя, а значит и ЗЛА не существовало, повсюду царило счастье, благополучие, ДОБРО. Откуда же взялось ЗЛО? Кто в нашей жизни носитель зла? Можно ли его искоренить? Эти философские вопросы задает каждый житель планеты.

С детских лет мы, еще не умея читать, слушали сказки, рассказанные мамой или бабушкой, восторгались красотой и мудростью Василисы Прекрасной, которая благодаря своему уму и смекалке способствовала торжеству справедливости в борьбе с Кощеем Бессмертным. Даже три легкомысленных поросенка смогли противостоять злому и коварному разрушителю — волку. Дружба, взаимовыручка, любовь и ДОБРО смогли победить коварство и ЗЛО.

Я росла и постепенно знакомилась с произведениями устного творчества. И невольно на ум приходили слова народной мудрости: «Кто добро сеет, добро — его плод; кто зло посеет – тот злодейство пожнёт».

Любое произведение нашей литературы в своей основе содержит эти два понятия.

Итак «добро и зло» — является главным моральным понятием в жизни. Добром считают нравственную ценность, которую относят к образцу человеческих отношений и поступков. Противоположностью добра считается зло, которое нужно исправить или вообще удалить. Зло нельзя причинять или вообще допускать – вот главная задача морального поведения человека.

Цель исследования:

Образ добра и зла в русских сказках

Задачи исследования:

Роль добра и зла в русских народных сказках

Выяснить характер добрых и злых сил

Исследовать ряд произведений

Основная часть

Энциклопедия мудрых мыслей

Проблема добра и зла волновала человечество всегда и лучшее доказательство этого высказывание великих мыслителей.

«Злой человек вредит самому себе прежде, чем вредит другому». В. Гюго

« Чтобы поверить в добро, надо начать делать его». Л.Н.Толстой

«Там, где нет различия между счастьем и несчастьем, между радостью и
горем, там нет различия и между добром и злом. Добро — это утверждение; зло — отрицание стремления к счастью». Л.Фейербах.

«Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла». В. О. Ключевский

«Доброта – отзывчивость, сочувствие, друже­ское расположение к людям; все положительное, хорошее, полезное».  Л.Толстой

«Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое. 
Доброта избавляет нас от оди­ночества, душевных ран и непрошеных обид». В. Розов

«Доброта – солнечный свет, под которым рас­пускается цветок добродетели». А. Грин

Пословицы и поговорки:

Злой плачет от зависти, а добрый – от радости.

Добро – не лихо, ходит тихо.

Добра желаешь – добро и делай.

Доброе дело без награды не останется.

Доброе смолчится, худое молвиться.

Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

Доброму и сухарь в пользу, а злому и мясное не впрок.

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

Не ищи красоты, ищи доброты.

Добро творишь — себя возвышаешь, зло творишь — себя унижаешь.

Лучше всех знает, что такое добро тот, кто испытал зло.

Спеши делать добро.    

Добрые дела красят человека.

Без добрых дел нет доброго имени.

Жизнь дана на добрые дела.

Злой не верит, что есть добрые люди.  

Добро век не забудется.

Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит    

От добра – добра не ищут.      

Доброе сердце лучше богатства.

Доброе слово – половина счастья.

При солнышке тепло, при матушке добро.

Доброе слово и кошке приятно.

Добро, сделанное втайне, оплатится явно.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Не ищи красоты – ищи доброты.  

Доброе дело дороже богатства.     

Красоту уносят годы, доброту не унесут.

3. Символы добра и зла

Символы добра

Символы зла

   

Образ добра и зла :

Русские народные сказки дают возможность, лучше, узнать о сложном мире, находясь еще маленьким ребенком. А для подрастающего поколения граница между добром и злом должна быть четкой и ясной. Именно так дети смогут разглядеть, что плохо, а что хорошо.

В народных сказках зло и добро всегда выглядят ярко, их очень хорошо заметно. При этом все плохие и злые персонажи никогда не могут исправиться, они просто-напросто оказываются побежденными и униженными, то есть – ни с чем. Тот, кто несет с собой зло, в конце концов, обязательно будет наказан. А добро, наоборот, будет хорошо вознаграждено и получит все, а может даже и больше.

Вот почему каждая русская сказка наводит пример противостояния добра и зла. Какими бы не были злые герои, их всегда побеждают сильные, смекалистые, удачливые и просто добрые персонажи. Все это благодаря их нему доброму сердцу, жалости к другим беззащитным персонажам, которым необходима помощь. Добрым героям помогают все, даже птицы и звери. Вот яркие примеры: Ивану царевичу помогал Серый волк, а заяц, рак и утка оказали помощь в поисках иголки, чтобы победить злого Кощея и спасти Василису.

На протяжении многих веков русский народ производил устное народное творчество, в котором закладывалась народная мудрость, свое стремление и надежду. Русская народная сказка – это не только развлечение, скрашивающее долгий вечер, а еще и урок как должен вести себя человек и к чему он должен стремиться. Книга с Русскими народными сказками является самой любимой, как для детей, так и для взрослых. Она – проста, добра и светла. В ней исключено место для предательства, фальши и лжи. Каждый злой поступок получает заслуженное наказание.

Вспомним слова, написанные великим русским поэтом – Александром Сергеевичем Пушкиным. «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок! Народные сказки пишутся в принципе для детей, что бы подрастающее поколение впитывало в себя важные моменты и уроки, которые скрыты в сказочных героях и их забавных приключениях. Но и многим взрослым они тоже приходятся по душе. В сказках всегда добро побеждает зло. За добрые поступки каждый будет награжден. Наверное, немного найдется людей, которые скажут, что не помнят ни одного сказочного персонажа. Это из-за того, что фольклор пропитан душой всего русского народа.

злые силы и места где они обитают:

-Кощей Бессмертный

-Баба Яга

-Змей Горыныч

-Колдун

-Ведьма.

Зло в народных сказках

Рассмотрим зло в народных сказках, которое всегда изображалось безобразным и страшным.

Зло имеет непобедимую силу и власть, навеивает на всех героев страх и подавляемость. Создает чувство полной беззащитности. Злой персонаж, наделенный магическими способностями, всегда имел безобразную, не очень приятную, отталкивающую от себя внешность. Но благодаря уму, смелости, доблести и отваги, сказочным героям все-таки удаётся его победить. Такие персонажи как Баба Яга, трехглавый Змей Горыныч и Кощей Бессмертный несут народу только беду, горе и слезы. Они обеспечены огромным войском разной нечисти. Например: злых ведьм поедающих маленьких детей. Но в то же время Баба Яга оказывает незаменимую помощь главному герою. Существа, олицетворяющие зло, обитают в дремучих лесах, в подземельях, норах и пещерах. Там находится царство зла.

Положительные герои и где они обитают:

Русский народ достаточно интересно изображал понятия «добро и зло». Есть два типа сказочных героев — отрицательные и положительные. Положительными героями являются:

— Иван Царевич

-Андрей-стрелок

— Иванушка-дурачок

-Марья Кудесница

— Елена Прекрасная

— Василиса Премудрая

-Иван-крестьянский сын, Аленушка и многие другие. Все эти сказочные персонажи обладают скрытой внешней красотой. Например: Иванушка дурачок – это объект для насмешек и издевательств. Все, даже братья, смеются над ним и без жалости издеваются. Но, не смотря на эту ситуацию, герой лучше всех справляется с отцовскими поручениями, потому, что он более ответственный за свои дела и поступки, более наблюдательный, наделенный храбростью и смекалкой. За свои благие и правильные поступки Иванушка дурачок получил полцарства и красавицу царевну. Герои, олицетворяющие добрые силы, живут в семье, сказочном лесу, на зелёных лугах, в прекрасной стране.

Поступки героев сказок, соотнести их с добром или злом.

В нашем русском фольклоре злые персонажи всегда точно противопоставлены добрым. В сказках нет героев, которые на половину плохие или немножко хорошие. Они либо от самого начала темные, злые завистливые, либо же полностью светлые, добрые, великодушные, сочувствующие другим персонажам. Обычно это относится не только человеческих персонажей, но и животных. Например: Конек-Горбунок, Серый Волк, Сивка-Бурка и множество других.

Рассмотрим следующего сказочного персонажа «Ивана Царевича». Русский народ тоже изобразил его смелым и отзывчивым, добрым и умным. Именно из-за этих положительных качеств ему в помощь пришла сила природы, которая позволила царевичу преодолеть трудные задачи возникших на его не легком пути. Женский образ в Русской народной сказке всегда наделен невероятной красотой, Как говорится «ни в сказке сказать, ни пером описать». Он мудр и добр, заботлив и трудолюбив, вот именно из-за таких качеств к ним на помощь спешат красивые, смелые и умные герои. Добрый персонаж всегда имеет мягкий характер, хорошие манеры поведения и приятную внешность.

Народная мудрость:

Поединок Добра и Зла происходит каждую секунду в сердце каждого человека, ибо сердце и есть поле битвы, где сражаются ангелы и демоны. На протяжении многих тысячелетий бьются они за каждую пядь, и так будет продолжаться до тех пор, пока один из противников не уничтожит другого.

Добро обязательно победит зло, особенно если в человеке доброе сердце. Поэтому во всех русских сказках добро противостоит злу, каким бы страшным оно не было и побеждает его с помощью силы, смекалки, удачи.

Заключение:

Мною был проведен опрос, анкетирование.

Тест « У добра предела нет»

Из 22 опрошенных 21 человек согласны с утверждением, что добро победит зло.

20 человек считают, что доброе дело на века.

21 человек согласны, что лихо помнится, а добро никогда не забудется.

20 человек считают, что добрый скорее дело сделает, чем сердитый.

14 человек считают, что вместо мести надо делать больше добра, 8 – не согласны с этим утверждением.

Из ответов видно, что люди помнят добро, уверены, что добро победит зло, но не все готовы на зло ответить добром, переступить через свою обиду.

В. Тест «Добрый ли Вы человек?»

Видя, что люди ценят доброе отношение к себе, мы решили проверить, а на сколько они добры к другим.

В опросе участвовали 12 человек.

Для 7 человек – доброта вопрос случая, добры они далеко не со всеми. Это не так уж плохо, но, наверное, надо стараться быть ровными со всеми, чтобы люди не обижались.

5 человек стараются быть добрыми со всеми, у них много друзей, они умеют общаться с людьми и быть любезными. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь.

Г. Опрос «Какой человек полетел бы с Вами на планету добра?»

В опросе участвовали 22 человека.

добрый   18 чел.                         Злой — 0
заботливый   11                           эгоист- 0
справедливый   12                       самолюбивый — 1
внимательный    13               грубый —  0
вежливый    14                             лживый — 0
чуткий  11                                     жадный — 0
гуманный 3
надежный 18
верный 16
душевный 8
жалостливый 2
сочувствующий 7

Из ответов видно, что люди хотят, чтобы у спутника были добрые качества, а злого с собой никто бы не взял.

Когда ребенок слушает сказку, то он практически сразу определяет для себя доброго героя для подражания, на кого он хочет быть похожим. Вот таким простым образом устное народное творчество закладывало в ребенке понятие зла и добра, что плохо, а что хорошо.

Добро — словно солнечный лучик!

Согреет — и всё расцветёт.

Оно, как невидимый ключик

От дверцы, где радость живёт!

А зло — это чёрные тучи,

Друзей нет, как их не зови

Со злом не встречаться вам лучше

Желаю добра и любви!

Источники:

Чтение книг, интернет-ресурсы, размышления, анализ результатов

Просмотров работы: 4412

Итак «добро и зло» — является главным моральным понятием в жизни. Добром считают нравственную ценность, которую относят к образцу человеческих отношений и поступков. Противоположностью добра считается зло, которое нужно исправить или вообще убрать. Зло нельзя причинять или вообще допускать – вот главная задача морального поведения человека.

Русские народные сказки дают возможность, лучше, узнать о сложном мире, находясь еще маленьким ребенком. А для подрастающего поколения граница между добром и злом должна быть четкой и ясной. Именно так дети смогут разглядеть, что плохо, а что хорошо.

В народных сказках зло и добро всегда выглядят ярко, их очень хорошо заметно. При этом все плохие и злые персонажи никогда не могут исправиться, они просто-напросто оказываются побежденными и униженными, то есть – ни с чем. Тот, кто несет с собой зло, в конце концов, обязательно будет наказан. А добро, наоборот, будет хорошо вознаграждено и получит все, а может даже и больше.

Вот почему каждая русская сказка наводит пример противостояния добра и зла. Какими бы не были злые герои, их всегда побеждают сильные, смекалистые, удачливые и просто добрые персонажи. Все это благодаря их нему доброму сердцу, жалости к другим беззащитным персонажам, которым необходима помощь. Добрым героям помогают все, даже птицы и звери. Вот яркие примеры: Ивану царевичу помогал Серый волк, а заяц, рак и утка оказали помощь в поисках иголки, чтобы победить злого Кощея и спасти Василису.

На протяжении многих веков русский народ производил устное народное творчество, в котором закладывалась народная мудрость, свое стремление и надежду. Русская народная сказка – это не только развлечение, скрашивающее долгий вечер, а еще и урок как должен вести себя человек и к чему он должен стремиться. Книга с Русскими народными сказками является самой любимой, как для детей, так и для взрослых. Она – проста, добра и светла. В ней исключено место для предательства, фальши и лжи. Каждый злой поступок получает заслуженное наказание.

Вспомним слова, написанные великим русским поэтом – Александром Сергеевичем Пушкиным. «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок! Народные сказки пишутся в принципе для детей, что бы подрастающее поколение впитывало в себя важные моменты и уроки, которые скрыты в сказочных героях и их забавных приключениях. Но и многим взрослым они тоже приходятся по душе. В сказках всегда добро побеждает зло. За добрые поступки каждый будет награжден. Наверное, немного найдется людей, которые скажут, что не помнят ни одного сказочного персонажа. Это из-за того, что фольклор пропитан душой всего русского народа.

Рассмотрим зло в народных сказках, которое всегда изображалось безобразным и страшным.

Зло имеет непобедимую силу и власть, навеивает на всех героев страх и подавляемость. Создает чувство полной беззащитности. Злой персонаж, наделенный магическими способностями, всегда имел безобразную, не очень приятную, отталкивающую от себя внешность. Но благодаря уму, смелости, доблести и отваги, сказочным героям все-таки удаётся его победить. Такие персонажи как Баба Яга, трехглавый Змей Горыныч и Кощей Бессмертный несут народу только беду, горе и слезы. Они обеспечены огромным войском разной нечисти. Например: злых ведьм поедающих маленьких детей. Но в то же время Баба Яга оказывает незаменимую помощь главному герою.

Русский народ достаточно интересно изображал понятия «добро и зло». Есть два типа сказочных героев — отрицательные и положительные. Положительными героями являются: Иван царевич, Андрей стрелок, Иванушка дурачок, Марья кудесница, Елена прекрасная, Василиса премудрая, Иван крестьянский сын, Аленушка и многие другие. Все эти сказочные персонажи обладают скрытой внешней красотой. Например: Иванушка дурачок – это объект для насмешек и издевательств. Все, даже братья, смеются над ним и без жалости издеваются. Но не смотря на эту ситуацию герой лучше всех справляется с отцовскими поручениями, потому, что он более ответственный за свои дела и поступки, более наблюдательный, наделенный храбростью и смекалкой. За свои благие и правильные поступки Иванушка дурачок получил полцарства и красавицу царевну.

В нашем русском фольклоре злые персонажи всегда точно противопоставлены добрым. В сказках нет героев, которые на половину плохие или немножко хорошие. Они либо от самого начала темные, злые завистливые, либо же полностью светлые, добрые, великодушные, сочувствующие другим персонажам. Обычно это относится не только человеческих персонажей, но и животных. Например: Конек-Горбунок, Серый Волк, Сивка-Бурка и множество других.

Рассмотрим следующего сказочного персонажа «Ивана царевича». Русский народ тоже изобразил его смелым и отзывчивым, добрым и умным. Именно из-за этих положительных качеств ему в помощь пришла сила природы, которая позволила царевичу преодолеть трудные задачи возникших на его не легком пути. Женский образ в Русской народной сказке всегда наделен невероятной красотой, Как говорится «ни в сказке сказать, ни пером описать». Он мудр и добр, заботлив и трудолюбив, вот именно из-за таких качеств к ним на помощь спешат красивые, смелые и умные герои. Добрый персонаж всегда имеет мягкий характер, хорошие манеры поведения и приятную внешность.

Когда ребенок слушает сказку, то он практически сразу определяет для себя доброго героя для подражания, на кого он хочет быть похожим. Вот таким простым образом устное народное творчество закладывало в ребенке понятие зла и добра, что плохо, а что хорошо.

Муниципальное  общеобразовательное  учреждение

Средняя  общеобразовательная  школа с.Ния

                       Игорь Мазнин - Волшебные сказки: Царевна-лягушка обложка книги                           241

                   

                 

                                             реферат  по  литературе      

                                                                                                Белов  Иван

                                                                                                5  класс  

                                                                                                Руководитель:    

                                                                                                Гогошидзе Л.В.

                                                                                                учитель русского

                                                                                                языка и литературы

                                                      с.Ния  2014                                                                                                                        

                                                      СОДЕРЖАНИЕ

Введение___________________________________________________3

Основная  часть:

Глава 1     Сказка  и  сказочные  герои___________________________5

  1. Толкование слова «сказка»__________________________5
  2. Сказочные  герои__________________________________5

Глава 2      Иван – царевич_____________________________________6

            2.1.     Кто  такой  Иван – царевич?________________________6

            2.2.     Иван-царевич в сказке «Царевна-лягушка»____________6

Глава 3      Баба  Яга___________________________________________8

            3.1.    Кто такая Баба Яга?________________________________8

            3.2.    Баба Яга в русских народных сказках_________________9

Глава  4      Ваше  мнение…____________________________________10

             4.1.    Результаты анкеты учащихся школы  по теме

                       «Русские народные сказки»_________________________10

Глава 5     Заключение_________________________________________11

Список используемых источников_______________________________12

                                                                                                                               2.

                                                    Введение

                                          Актуальность  работы

        Мир   сказок  удивителен.  Только  в  сказках  на  каждом  шагу  —  чудеса  и  волшебство,  там   можно  встретить  принцессу,  говорящих  зверей  и  даже  самую  настоящую  Бабу Ягу!  Сказки  входят  в  жизнь  человека  в  раннем  детстве  и  остаются  с  ним  на  всю  жизнь.   Слайд 2

        На  моей  книжной  полке  на  самом  видном  месте  стоят  русские  народные  сказки.  Я  с  удовольствием  читаю  и  перечитываю  их.  Чтобы  попасть  в  сказочный  мир,  нужно  богатое  воображение,  а  сказки  как  раз  и развивают нашу фантазию. Без неё не представишь  ни         Слайд 3 волшебную  жар – птицу,  ни  многоголового  Змея – Горыныча,  ни  Бабу Ягу,  что  летает  в  ступе,  ни  смелого  и  доброго  Ивана — царевича.

         В  сказке  всегда  происходит  борьба  добра  и  зла.  Хорошие  сказочные  герои  обязательно  выходят  победителями,  какие  бы  препятствия   им  не  приходилось  преодолевать.  И  хотя  сказки  рассказывают  о  необычных  событиях,  но  всё  равно  в  каждой   выдумке  есть  что – то  от  настоящей  жизни.  

          В  современном  мире  проблема  добра  и  зла  очень  актуальна.  В  нашей  жизни  не  хватает  доброты  и  бескорыстия.  Этому  есть  множество  примеров:  брошенные  собаки  и  кошки  на  улицах  городов  и  посёлков,  преступления  людей,  войны.  А  ведь  люди  должны  быть  людьми:  делать  добро  для  других,   беречь  животных  и  нашу  планету,  помогать  всем.

          Читая  русские  народные  сказки,  я  понял,  что  народ  уже  в  глубокой  древности  размышлял  об  этой  проблеме  и  создавал  вымышленные  истории  со  счастливым  концом  и  обязательной  победе  добра  над  злом.  В  своей  исследовательской  работе  я  решил  рассмотреть  вопрос  о  добре  и  зле,  обратившись  к  русским  народным  сказкам,  ведь  с  ними  связаны  мои  первые  представления  о  справедливости,  о  том,  что  добро  обязательно  побеждает  зло.

                                                                                                                           3.

                                                                                                                         Слайд 4                                                                                                                                

              Цель  моей  работы:    изучить  сказочные  персонажи,  выяснить,  действительно  ли   Иван – царевич  и  Баба Яга  являются  представителями  добра  и  зла     в  русских  народных   сказках   и   составить  обобщённую  характеристику  этих  героев.

     В  своём  проекте  я  постараюсь  решить  следующие  задачи:   Слайд 5

  1. проанализировать  поступки  Ивана – царевича  и  Бабы  Яги,  соотнести  их  с  добром  и  злом;
  2. определить  роль  добра  и  зла  в  сказках;
  3. понять,  чему  учат  сказки.

                                                                                                                     Слайд 6

             Объект  исследования :     образы   Ивана – царевича  и   Бабы Яги.

             Предмет   исследования:      русские  народные  сказки.

       Для  проведения  исследования  по  теме  реферата  я  определил  следующие   этапы   работы:                                                                Слайд 7

  1. работа  с  книгой – (теория,   чтение  и  анализ   русских  народных  сказок);
  2.  описание   сказочных  героев;
  3. анкетирование  учащихся  школы  с.Ния;
  4. оформление  результатов  работы;
  5. создание  презентации.

                                                                                                                    Слайд 8

                 Гипотеза:     добро   побеждает  зло.

                                                                                                                          4.

                                Глава 1     Сказка  и  сказочные  герои

              1.1.       Толкование  слова  «сказка»              Слайд 9

              Сказка —  один   из  видов  устного  народного  творчества.

 «Сказка  –  повествовательное,  народно — поэтическое  произведение  о вымышленных   лицах   и   событиях,  преимущественно  с  участием  волшебных,  фантастических  сил», —  читаем   мы  в  Толковом   словаре  русского   языка   С.И.Ожегова.                                                                                

              Само  название  «Сказка»  возникло  далеко  не сразу.  Вначале  в  Древней   Руси  появились  произведения  ,  которые   рассказывались   для  

развлечения,   они   назывались   байками   (от  слова   «баить»   —  говорить).

А   сказками   назывались   документы,   в  которых   сообщались   различные  сведения   о   количестве   и   составе   населения.

Впервые   термин   «сказка»   в   современном   значении   был   употреблён  в   1649 году.   Очень  быстро его  значение  перешло  только на волшебные,

 сказки, в  основе  сюжета  которых  были   фантастические  приключения или  подвиги главного героя.

              В  волшебных  сказках  светлому  миру  положительных  героев  и  их  помощников  противостоят  враждебные  им  тёмные  силы  сказочного  царства,   именно  эти  образы  являются  представлением  народа  о  зле  и  коварстве.  Но  особенно  ярко  выражалась  в  волшебных  сказках  любовь  народа  к  родине,  мечта  о  стране,  где  побеждены  зло  и  несправедли-вость и где  царит  мирная  жизнь и  труд.

                                       1.2.     Сказочные  герои

              Все  герои  русских  народных  сказок  делятся  на  два  типа:

главными  героями  наших  сказок  являются  сильные,                     Слайд 10

находчивые,    добрые  и  благородные  герои:  Иван – царевич,  

Елена  Прекрасная,  Елена  Премудрая;  кроме  добрых  героев,  в  сказках  всегда  присутствуют  и  злые:                                                               Слайд 11

 Баба Яга,  Кащей  Бессмертный,  Змей  Горыныч,  Леший,  Кикиморы.      

                                                                                                                               5.                                                                                                        

                  Глава   2      Иван – царевич                                 Слайд 12

                                        2.1.      Кто  такой  Иван – царевич? 

             В  устном  народном  творчестве   Иван —  царевич  –  один  из  самых  известных  героев   русских  народных  сказок.  

Каково  же происхождение  имени  Иван?

 Самое  распространѐнное  мужское  имя  на  Руси  –  Иван.

 О  происхождении  этого  имени  рассказывает   Лев Успенский: «Тысячелетия назад  среди   малоазиатских  иудеев  было  распространено  имя Иехоханан,  что  означало  «милость  божия»,  «дар  бога».  Когда  широкое распространение  получило  христианство,  то  вместе  с  ним  пришли  к  народам  имена  «святых  людей».  Пришло  оно  и  на  Русь,  и  в  русском языке  стало  звучать  «Иван».

            Как  сказочный  персонаж  он  появился  в  конце XVIII  –  начале  XIX   века.   Иван – царевич  выступает   в  сказках  как положительный    герой,  который борется  со злом,  помогает   обиженным или   слабым.  Этот  сказочный  герой  всегда  изображался  народом  умным  и  смелым,  добрым  и  отзывчивым,  потому  ему и  приходят   на  помощь  силы  природы,  чтобы  помочь  справиться  с  трудностями.

            Очень  часто  в  начале  сказки  Иван –  царевич  беден,  потерян  родителями,   преследуется  врагами,  не  знает  о  своём  царском  происхождении.   В  таких  сказках  как  награду   за  героическое  поведение  и  добрые   дела  Иван – царевич  получает   назад  своё  царство,  трон  или находит своих  родителей.   Это настоящий сказочный герой.

         Действительно,   в сказке   Иван — царевич   всегда   изображается   как молодой,   красивый,   деятельный   и   отважный   герой.  В  этом  я  совершенно  убедился,  перечитав  ещё  раз  русские  волшебные  сказки  такие,  как:  «Царевна – лягушка»,   «Финист – ясный  сокол»,      Слайд 13 «Молодильные   яблочки»,   в  которых   Иван – царевич   —  один  из  главных    действующих   лиц.                                                            Слайд 14

                        2.2.    Иван – царевич   в  сказке  «Царевна – лягушка»

         Сказка  «Царевна- лягушка»  – это  русская  народная  волшебная  сказка.  В  волшебных  сказках  добро  всегда  борется  со  злом.  К  добрым  героям  относится  Иван — царевич.  Он  прошел много  испытаний,                                

 чтобы  найти  Василису  Премудрую.    Иван – царевич   предстаёт  перед  нами  мужественным  и  бесстрашным,   он  не  побоялся  в  одиночку        6.

пойти  искать  свою  жену,  от  других   героев  он  отличается  активностью,  которая  больше  всего  проявляется  тогда,  когда  исчезает  Василиса  Премудрая  и   царевич  отправляется  на  её  поиски.

Теперь  он  сам  принимает  решения  и  начинает  действовать  самостоятельно,  ни  минуты  не  раздумывает.  

           «…Загоревал  царевич  неутешно.  Снарядился,  взял  лук  да  стрелы,  надел  железные  сапоги,  положил  в  заплечный  мешок  три  железных  хлеба  и  пошёл  искать  жену  свою,  Василису  Премудрую…»  

 «Долго  ли  шёл,  коротко  ли,  близко  ли,  далёко  ли – скоро  сказка  сказывается,  да  не  скоро  дело  делается, — две  пары  железных  сапог  протёр,  два  железных  хлеба  сглодал»  —   эти  строки  очень  ярко  описывают  большое  желание  Ивана – царевича  найти  свою  жену,  он  очень  терпелив  и  настойчив  в  достижении  своей  цели.

           Во  время  долгого  пути    Иван – царевич  встречает  первого  волшебного  помощника – старого  старичка,  получает  в  дар  волшебный  предмет – клубочек.  От  голода  он  хочет  съесть  сначала  медведя,  потом  зайца,  затем  щуку,  но  жалеет  и  отпускает  их.  В  этих  поступках  проявились  не  только  жалость  и  доброта  царевича,  но  и  бережное  отношение  к  природе,  умение  по – доброму  распорядиться  ею.  Они  тоже  становятся  потом  волшебными  помощниками  Ивана – царевича.   Жалость  к  животным,  смелость,  терпение,  выносливость  —  вот  самые  яркие  черты  Ивана – царевича.    Он  проявляет  решимость,  мужество,  упорство,  терпит  нужду,  холод  и  голод.  Иван – царевич  доверяет  старичку,  который  даёт  ему  клубочек,  проявляет  сочувствие  и  желание  помочь,  когда  жалеет  животных  и  отпускает  щуку  в  море,  проявляет  бесстрашие,  когда  смело  отвечает  Бабе  Яге.  В  этих  испытаниях  раскрываются  его  самые  хорошие  черты:  он  достоин  уважения   за  то,  что  добрый,  терпеливый,  выносливый,  смелый,  боролся  против  Кащея.  

         Сказка  «Царевна – лягушка»  рассказала  о  том,  как  герой  добивался  победы,  добра  и  справедливости.  Он  нашёл  свою  Василису  Премудрую.  Добро  и  справедливость  торжествуют,  но  для  этого  герою  пришлось  пройти  через  трудности  и  испытания.   Я  считаю,  что  Иван – царевич  смело  боролся  со  злом,  показал  себя  достойным  представителем  «добрых  сил».

       Эта  сказка  убеждает  нас  в  том,  что  и  в  жизни  человек  может  многого  добиться    благодаря  уму,   доброте,  труду  и  смелости.

                                                                                                                             7.

        Волшебная  сказка  «Царевна – лягушка»  посвящена  верности  людей  своему  слову  и  делу,  настойчивости  в  преодолении  препятствий  для  достижения  своей  цели.

                                 Глава  3     Баба  Яга                                              Слад 15

                                           3.1.    Кто  такая  Баба  Яга?

        Очень  часто  в  русских  народных  сказках  присутствует  такой  персонаж,  как  Баба Яга.   Она  хорошо   известна всем  с  самого  детства.  Но  многие  ли  из  нас  задумывались  над  тем,  кто  она  такая,  что  означает  её  имя?  

       Чтобы  узнать  значение  имени  Бабы  Яги,  я  обратился  к  энциклопедии  и  толковому  словарю.  Итак,  Баба  – первая  часть   имени  говорит  о  её  возрасте,  о том,  что  она  старая  женщина,  ведь  наши  русские  слова  «баба»,  «бабушка»  обозначают  людей  старшего  возраста.

Современный  толковый  словарь  Ефремовой  даёт  два  толкования  второй  части  имени:  

1). Яга – это  злая  старуха  колдунья  как  персонаж  русской  народной  сказки.

2).  Яга  — шуба  мехом  наружу.  

          А  в  «Толковом  словаре  живого  великорусского  языка»  Владимира   Даля  сказано,  что «Яга  —  шуба  шерстью  наружу  из  жеребячьих  шкур».  А  слово   «яга»  произошло  от  древнего  русского  слова  «ягать»,  что  означает  «ругаться»,   «кричать».  Получается,  что  Баба  Яга  — это  пожилая  женщина,  которая  носит  шубу  мехом  наружу  и  ругается,  громко  кричит.

         И  очень  интересный  материал  об  этом  сказочном  персонаже  я  нашёл  в  энциклопедии  «Мифы  народов  мира»,  где  сказано,  что  «Баба  Яга  —  это  лесная  старуха – волшебница,  живёт  в  лесу   в  избушке  на  курьих  ножках,  пожирает  людей,  забор  вокруг  избы —   из  человеческих  костей,  на  заборе – черепа»,   у  Бабы  Яги   костяная  нога,  нос  крючком,  горб  на  спине.  Вот  такой  образ  Бабы  Яги  мы  знаем  с  раннего  детства.

         Работая  над  темой  своего   реферата,  я  вновь  обратился  к  русским  народным  сказкам,  в  которых  действует – злодействует  Баба  Яга.

                                                                                                                                8.

                         3.2.    Баба  Яга в русских народных сказках.

        «Василиса  Прекрасная»,   «Гуси – лебеди»,   «Марья  Моревна»,   «Финист – ясный  сокол»  —   это  первые    волшебные   сказки  нашего  детства,  в  которых  мы  встречаемся  с  отрицательным  сказочным  персонажем  —    Бабой  Ягой.  

          Во  всех   сказках  Баба  Яга  —  это  всегда  старуха  с  костяной  ногой.   В  некоторых  сказках  она  выглядит  устрашающе:  например,  в  сказке  «Финист – ясный  сокол»  Баба  Яга  описана  так:   «…Баба  Яга  костяная  нога,  ноги  из  угла  в  угол,  губы  на  грядке,  а  нос  к  потолку  прирос…»

В  сказке  «Царевна – лягушка»  мы  читаем: « …на  печи,  на  девятом  кирпиче  лежит  Баба  Яга  костяная  нога,  зубы  —  на  полке,  а  нос  —  в  потолок  врос»,  а  в  сказке  «Марья  Моревна» :  «…в  избушке  сидит  Баба  Яга  костяная  нога,  нос  в  потолок   врос,  руки  как  крюки».        Слайд 16

         Передвигается  Баба  Яга  в  ступе,  погоняя  её  пестом,  заметает  следы  помелом.  «Земля   дрожит,  ходуном  ходит.  Это  Баба  Яга  в  ступе  летит…» —  так   говорится  о  появлении  Бабы  Яги  в  сказке  «Василиса  Прекрасная».

         В   сказках  Баба  Яга  —  старая  и  некрасивая,  у  неё  мало  зубов,  нечёсаные  волосы,  большой  горб,  одежда  на  ней  вся  в  заплатках,  на  ногах  —  лапти.  Она  всегда  летает  в  своей  ступе,  в  некоторых  сказках  она  такая  злая,  что  даже  ворует  маленьких  детей.  Злобная  Яга  живёт  в  дремучем  лесу  в  своей  избушке  на  курьих  ножках,  которая  всегда  выполняет  её  приказания,    на  службе  у  неё  разные  лесные  жители:  змеи,  лягушки,  черти,  кикиморы,  лешии.

          Баба  Яга  вместе  с  Кащеем  Бессмертным,  Змеем  Горынычем  представляет  в  сказках   страшные   чудовища,   тёмные  силы,  которые  часто  очень  жестокие,  коварные.  Так  русские  люди  в  далёком  прошлом  выражали  своё  представление  о  зле.  Сказочники  не  жалели  красок,  чтобы  показать  борьбу  между  добром  и  злом.

         Баба  Яга  умеет   пугать,  колдовать,  мешает   положительным  героям  совершать  добрые  поступки.                                                              

         В  сказке  «Финист – ясный сокол»  образ  Бабы Яги  несёт  в  себе  зло, она  состоит  в  родственных  отношениях  с  мачехой  главной  героини  и помогает  злой  мачехе  извести  падчерицу.

          В сказке «Гуси – лебеди»  Баба Яга является похитительницей детей, пытается их зажарить, она отрицательный персонаж.                                    

          А  в  сказке  «Марья Моревна»  Баба Яга   хотела  погубить  Ивана – царевича.                                                                                                              9.

 В сказках,  которые  я  перечитал,  по характеру Баба Яга  очень  злая,  хитрая,  жестокая,  командует  нечистой  силой.  Она  всем  вредит,  создаёт  на  пути  трудности,  похищает  детей,  может  посадить  героя  на  лопату  и  отправить  в  печь,  чтобы  потом  съесть.                                        Слайд 17

          Во всех этих сказках Баба Яга  предстаёт  очень  коварной. Она всегда хочет  навредить  добрым  героям.  Очень  хорошо,  что сказок  со  злой  Бабой Ягой  не  так  уж  и  много.  Но  без  таких  героев  тоже  нельзя,  иначе  не  было  бы  сказки.    

           Подводя  итог  этой  части  работы,  можно  сказать  о  важности  и незаменимости  этого  образа  для  русской  волшебной  сказки.  Баба Яга  и страху  нагонит,  и  героя  на  выносливость  испытает,  и  волшебство проявит, а где-то  и  уму-разуму  научит. В  сказочном  образе  Бабы Яги проявилось  творчество  русского  народа,  умение  через  слово  выразить свою  фантазию  и  мастерство  сказителя.

                               Глава  4.      Ваше  мнение…                             Слайд 18

                                           4.1.   Результаты  анкеты  учащихся  СОШ

                                           с.Ния  по  теме  «Русские  народные  сказки»

       В  ходе  своей  работы  мне  было  интересно  узнать, как  ученики  нашей  школы  знают  русские  народные  сказки  и  их  героев.  Я  решил  провести  небольшое  исследование:  подходил  к  ученикам  разных  классов  и  задавал  вопросы:

  1. Читали  ли  вы  русские  народные  сказки?
  2. Назовите  главных  героев  русских  народных  сказок.
  3. Какие  герои  вам  больше  нравятся: положительные или отрицательные, или  те  и  другие?
  4. Иван – царевич :  какой  он?
  5. Баба Яга:  кто  такая,  где  живёт,  как  выглядит,  чем  занимается?
  6. Что  вам  нравится  в  русских  народных  сказках?

      Результаты  опроса  получились  следующие:                             Слайд19

  1. Русские  народные  сказки  читали  все  опрашиваемые ученики – 40 человек.
  2. Главные  герои  русских  народных  сказок:  Иван-царевич,  царевна – лягушка —   10,   Баба Яга –  12,   Кащей Бессмертный – 8,  Кикимора,  Водяной – 3,   Змей  Горыныч   — 5,   Дед и Баба —   2.

                                                                                                                    10.

  1. Нравятся  герои:  положительные  (добрые)  — 20,   отрицательные  (злые) —  10,   те и другие –  10.                                                Слайд 20                 
  2. Иван – царевич:    добрый,  смелый,  честный,  храбрый  -40.          
  3. Баба  Яга:  колдунья  —  32,   ведьма  — 8;

                   живёт   на  болоте – 30,  в  избушке -5,  в лесу – 5;

                   злая, страшная, некрасивая, старая, вредная, кривой нос,

                   лохматая – 30;

                   колдует,  варит  зелье,  всех ловит,  ест  людей,  летает,

                   превращается,  обманывает – 30.

  1. В  русских  народных  сказках  всем  ребятам  нравится  победа  добра  над  злом.

        Меня  очень  порадовали  итоги  проведённого опроса среди

учеников:  все  они  знают  русские  народные  сказки  и  их  героев,  представителей  добрых  и  злых  сил,  очень  хорошо,  что  ребята  знают,  что  главным  в  сказках  является  то,  что  добро  всегда  побеждает  зло.

                              Глава  5.       Заключение                           Слайд 21

Итак,  работая  по  теме  исследования,  я  ещё  раз  перечитал

русские  народные  сказки,  чтобы  рассмотреть  вопрос  о  добре  и  зле,  я  изучал  образы  Ивана – царевича  и  Бабы  Яги,  анализировал  их  поступки,  составил  характеристики  этих  героев  и  убедился  в  том,  что  они  действительно  являются  яркими  представителями  добра  и  зла  в  русских  народных  сказках.  Ведь  добро  и  зло  в  сказках  играет  очень  важную  роль,  потому  что  помогает  нам  уже  с  ранних  лет  понимать, что  добро – это  хорошо,  а  зло – это  плохо.  Поэтому  можно  сделать  вывод:  сказки  учат  доброте,  отличать  хорошее  от  плохого,  терпению,  трудолюбию,  смелости,  верить  в  свои  силы,  преодолевать  трудности,  бороться  со  злом,  защищать  слабых.  В  сказке  всегда  хороший  конец:  побеждает  тот,  кто  любит  свой  народ,  уважает  старших,  родителей.                Слайд 22

И закончить  свою  работу  хочется  следующей  пословицей: « Хоть  зло  сильно —   всему  вредит,   добро  на  свете  победит!»

                                                                                                                   11.

                            Список  используемых  источников:

  1. Книга «Русские  народные  сказки»
  2. Толковый  словарь  С.И.Ожегова.
  3. Энциклопедия «Мифы народов мира».
  4. Ресурсы Интернета.
  5. Microsoft  Office Pover  Point-программа для создания презентации.

                                                                                                                                                                                      12.

  • Добрая хозяюшка осеева это сказка или рассказ
  • Добрая хозяюшка осеева чему учит рассказ
  • Добрая улыбка предложение из сказки
  • Добрая сказка симферополь казанская улица
  • Добрая сказка симферополь детский сад