Добродетель и порок примеры из сказок

Слайд 1

Добродетели и пороки . Добродетели и пороки в сказках , былинах.

Слайд 2

Добродетель и порок — это две противоположные характеристики личности, по которым её оценивают другие .

Слайд 3

ДОБРОДЕТЕЛЬ — ЭТО СПОСОБНОСТЬ ВО ВСЁМ ПОСТУПАТЬ НАИЛУЧШИМ ОБРАЗОМ.

Слайд 4

Иван-Царевич — персонаж русских сказок и фольклора Иван-Царевич — один из главных персонажей русского фольклора. Как сказочный персонаж он появился в конце XVIII-начале XIX века, борющийся со злом, помогающий обиженным или слабым. Очень часто в начале сказки Иван-Царевич беден, потерян родителями, преследуется врагами, не знает о своем царском происхождении. В таких сказках как награду за героическое поведение и добрые дела Иван-Царевич получает назад свое царство, трон или находит своих царственных родителей. Но даже если он изначально царевич, то в конце сказки он обычно получает своеобразный приз в виде чужого полцарства, царской или королевской дочери, волшебного или дорогого коня, драгоценных или волшебных предметов или даже дополнительного ума или волшебных умений.

Слайд 5

Илья Муромец — самый известный русский богатырь Илья Муромец (полное былинное имя — Илья Муромец сын Иванович) — один из главных героев русского былинного эпоса, богатырь, воплощающий народный идеал героя-воина, народного заступника. Фигурирует в киевском цикле былин: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром», «Бой Ильи Муромца с Жидовином ».

Слайд 6

Иван-дурак — герой русских сказок Иван-дурак , или Иванушка-дурачок — один из главных прототипических персонажей русских сказок. По некоторым версиям, имя с эпитетом дурак является именем-оберегом, предотвращающим сглаз. Воплощает особую сказочную стратегию, исходящую не из стандартных постулатов практического разума, а опирающуюся на поиск собственных решений, часто противоречащих здравому смыслу, но, в конечном счете, приносящих успех.

Слайд 7

Никита Кожемяка — народный богатырь Киевской Руси. Никита Кожемяка — народный богатырь, герой сказок Киевской Руси. Никита занимался выделкой кож и, в результате своей тяжелой работы, развил в себе необычайную силу. Однажды, змей украл у киевского князя дочь. Та, вместе с голубем отправила отцу письмо, в котором написала, что змей боится только одного богатыря — Никиту Кожемяку. Князь с трудом убедил его сразиться со змеем. Никита обмотался пенькой, обмазался смолой и пошел на змея. В тяжелом сражении Никита одолел его и освободил княжескую дочь.

Слайд 8

Дед Мороз Дед Мороз — сказочный герой, хозяин и повелитель зимы. Считается, что дед Мороз живёт в лесу в большом расписном деревянном тереме со своей внучкой Снегурочкой. Основное занятие деда Мороза — укутывать землю снегами, серебрить инеем ёлочки и деревья, рисовать узоры на окнах, его помощниками являются: метель, пурга и вьюга. Дед Мороз добрый, мудрый, справедливый, рассудительный, но строгий. Он очень любит детей и лесных зверят, каждый Новый год он готовит для них подарки, поздравления и зажигает огни на ёлке. Его ещё называют: Мороз Иванович или Морозко . Самые известные сказки: » Морозко «, «Дед Мороз и серый волк», «Дед Мороз и лето», «Снеговик — детский почтовик» и многие другие.

Слайд 9

ПОРОК — тяжёлый предосудительный недостаток , позорящее свойство. Порок – действия , результатом которых оказывается причинение зла себе или другим.

Слайд 10

Соловей-разбойник Соловей-разбойник — злой богатырь, грабящий и убивающий людей по дороге от города Черниговым в Киеву у речки Смородинки. Он сидел на огромном дубе(…на семи дубах…) и караулил прохожих. Главная сила Соловья разбойника была в его необыкновенном свисте и крике, кроме того он «..шипел по змеиному…». Дорога, на которой разбойничал Соловей, была длинной 500 верст и вся заросла, поскольку около 30 лет, ею боялись пользоваться.

Слайд 11

Змей Горыныч Змей Горыныч — многоголовый огнедышащий дракон, один из ярких отрицательных героев русских сказок и былин. Связан с огнем и водой, летает по небу, но одновременно соотносится и с низом — с рекой, норой, пещерой, где у него спрятаны богатства, похищенная царевна (или три царевны), знатная невеста, «русские полоны»; там же находится и многочисленное потомство Змея Горыныча — «змееныши» (впрочем, они часто бывают и «во чистом поле», где их «потаптывает» своим конем эпический герой.

Слайд 12

Кощей Бессмертный Кощей Бессмертный — отрицательный персонаж русских сказок и в русском фольклоре. Царь, иногда — всадник на волшебном говорящем коне. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя. Изображается в виде худого высокого старика, часто представляется скряжистым и скупым

Слайд 13

Кот Баюн Кот Баюн — чудовище-людоед из волшебных русских сказок. Кот обладает чарующим голосом и, рассказывая сказки, завлекает людей, усыпляет их и убивает. Сидит Баюн на железном столбе. Баюн очень похож на сирен из древнегреческих мифов и «Одиссеи». » Баюн » означает «говорун, рассказчик», от глагола баять — «рассказывать, говорить». Сходства с глаголом «убаюкивать» указывает на волшебные свойства Кота.

Слайд 14

Баба-Яга — ведьма из русских сказок Баба-Яга — популярный персонаж фольклора у славян, старуха, наделённая магической силой, ведунья. По своим свойствам ближе всего к ведьме. Она умеет колдовать, а также летать в ступе.

Слайд 15

Кикимора Кикимора, шишимора, шишига — злой дух дома, божество ночн ых кошмаров. В некоторых местах кикиморой могли называть не только демоническое существо, обитающее в доме и вредящее хозяйству, но и других женских демонических персонажей: лесную русалку, лешачиху, водяницу, лихорадку; женского духа, сходного с полудницей , охраняющего поля огромной сковородой; женщину-кликушу и духа, вызывающего кликушество; чертовку, шишигу и т.п.

Слайд 16

Добродетель: Порок: Трудолюбие. Жадность. Работоспособность. Лень. Ответственность. Лживость. Дружелюбие. Скупость. Вежливость. Хвастовство. Щедрость. Вредность. Сочувствие. Трусость.

Слайд 17

СОСТАВИТЕЛИ: УЧЕНИКИ — 4 КЛАСС УЧИТЕЛЬ – Нестерова Антонина Николаевна

Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение  «Аникановская основная общеобразовательная
школа»

Орловская область, Мценский район, д.
Аниканово

Ул. Центральная д. 13

« Добродетель и порок 

   в сказках Г.Х.Андерсена»

Проектная работа по модулю учебного курса
ОРКСЭ

«Основы светской этики»

                                      
Выполнили:
 ученики 4 класса

                                                
          Колесникова Дарья,

Митюхин
Егор          

                                           
          Руководитель: Гамидова Тамай Рамазановна, учитель

начальных 
классов,

стаж
работы 10 лет.                                                                                                  

2014-2015 уч. год

Содержание:

1.    Введение_________________________________________3-5

1.1.Почему мы стали заниматься этим проектом?  
_______ 3

1.2.
Добродетель и порок.___________________________ 4-5         

2.     Какие
добродетельные поступки  совершают герои

 в
сказках?__________________________________________5-6

3.     Какие
порочные поступки совершают герои

в
сказках?_________________________________________7

4.     Как
в сказках награждается добродетель и

наказывается  порок?________________________________8

5.    Результаты
анкетирования___________________________8-10

5.1 
Методика исследования. _________________________8-9

  5.2
Анализ результатов анкетирования.________________9-10

6.    Заключение_______________________________________10-11

7.    Источники________________________________________12

8.
Приложение_______________________________________13-15

Введение

«Не
для того мы рассуждаем, чтобы знать,

что
такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми»

Аристотель.  

Проблема:
— как  в сказках  Г.Х.Андерсена   показывается проявление нравственных  и
отрицательных  свойств  характера человека

Объект: сказки 
Г.Х.Андерсена  

Цель:  изучить
интерес к сказкам  и  узнать оценку  школьников поступков главных героев сказок 
Г.Х.Андерсена  

Задачи:

1.    
Раскрыть определение  слов «добродетель» и
«порок».

2.    
Рассмотреть какие добродетельные  и
порочные поступки  совершают герои в сказках.

3.    
Определить,  как в сказках награждается добродетель
и наказывается порок.

4.    
 Исследовать   и  проанализировать  при
помощи анкетирования интерес школьников к сказкам Г.Х. Андерсена .

Практическая значимость   работы
заключается в возможности её использования на уроках «Основы светской этике», 
литературного чтения, классных часах

1.1.Почему мы стали  заниматься этим проектом?

 На современном этапе актуальной проблемой 
воспитания  детей  стала проблема формирования  нравственности. Эту проблему
поднимают не  только учителя, она беспокоит  и родителей, и общество в  целом.
Проблема рассматривается широко на телевидении и в печати. Частично изучается и
в школе, но мы считаем, что этого не достаточно, чтобы знать о том, как  можно
повлиять на нравственное воспитание школьника.

 
  Министерство образования нашего государства создаёт новые учебные предметы,
разрабатывает новые методики, но извечный вопрос школьной системы и любой
семьи: «Как воспитать нравственного  человека?» остается.

  
 В 4 классе мы  изучаем новый предмет
— «Основы
светской этики». Эти  уроки дают нам знания о добре и зле, добродетели  и
пороке. И в итоге мы должны научится  совершать моральные поступки, т.е.
сознательно совершать добродетельные поступки, избегая порочных.

  
На уроках «Основы светской этики»  мы часто на примерах  сказок  рассматриваем
ситуации борьбы добра и зла, оцениваем качества главных героев.

И
нам захотелось выяснить:

 
— как  в сказках  Г.Х.Андерсена   показывается проявление нравственных  и
отрицательных  свойств  характера человека;

 
— узнать какие сказки  Г.Х.Андерсена  известны нашим школьникам;

 
— и что особенно важно, нам было интересно, как ученики оценивают качества
главных героев. 

 Для
своих исследований мы  взяли   учеников 2 и 3 класса.

1.2.
Добродетель и порок

    Добродетель и
порок — это две противоположные характеристики личности, по которым ее оценивают
другие люди. Совершая хорошие поступки, человек учится быть добрым, становиться
добродетельным. Что же такое добродетель?

        
Добродетель – это положительное
нравственное свойство характера человека.
Обратите
внимание: это старинное слово, пришедшее из старославянского языка, является по
сути суммой двух слов: добро+детель (т.е. действие, дело, деятельность). Таким
образом, добродетель – это, изначально, добрая деятельность.

   
  Гельвеций утверждал «Лишь по поступкам людей общество может судить об их
добродетели».
Добродетель — это способность во всем
поступать наилучшим образом.
Добродетель выражает
стремление человека к добру, стремление быть похожим на нравственную личность,
которая является для него образцом. Одними из таких образцов могут быть литературные
герои.

    
Добродетельные  качества  человека: трудолюбие, работоспособность,
ответственность,  дружелюбие, вежливость, способность сопереживать, сочувствовать.

Цицерон считал, что три добродетели украшают душу: красота, мудрость и
любовь.                                                                                 

·       
Порок  – недостаток,
изъян, заслуживающий порицания, осуждения; отрицательное свойство кого или
чего-либо;

           
— действия, результатом которых оказывается причинение зла себе и другим людям.

Пороком можно
назвать и предосудительный недостаток человека, свойство характера, которое
позорит его. Например, жадность, лень, лживость, хвастовство, зазнайство и т.п.
По
мнению  Боэция, римского  философа,
порок не остается безнаказанным, так как быть порочным
— это уже наказание.

2.
Какие добродетельные поступки  совершают герои в сказках?

    
 Так уж издавна повелось, что во все времена и у всех народов долгими зимними
вечерами, когда за окошком завывала вьюга, а луна тускло светила из-за туч,
люди слушали сказки. Слушали их и в деревнях, и на хуторах, уютно устроившись у
тёплых очагов, слушали в городах у каминов. И вставал перед слушателями волшебный
мир. Его населяли эльфы и русалки, колдуны и лешие, гномы, великаны, Баба Яга и
Кощей Бессмертный.

  
 Сказка говорит о смысле жизни, объясняет явления природы, свойства растений,
животных и птиц. Сказка повествует о фантастических мирах и о предметах,
которые повседневно окружают человека, она уносит в мир неизведанного. В
сказках переплетаются волшебство с весёлой шуткой и серьёзными нравоучениями.

  
 Много таких сказок написал датский писатель Ханс Кристиан Андерсен. Не всегда
добродушный и безобидный, а зачастую ироничный и насмешливый, он не стеснялся
открывать глаза людям на их общественные и житейские пороки.

  
  За долгую жизнь он создал множество сказок. Ярких, неповторимых и
увлекательных, которые превозносили благородные качества человека. И разве не о
преданности, верности, благородстве рассказывают «Стойкий оловянный солдатик» и
«Пастушка и трубочист», «Дикие лебеди» и

 «Русалочка»,
и многие, многие другие сказки?

   
Вот поглядите.

  
 Давайте вспомним маленькую Элизу в сказке « Дикие лебеди», которая
самоотверженно борется с волшебными злыми чарами, чтобы спасти своих братьев,
превращённых злой королевой в диких лебедей. Она даже сплела из жгучей крапивы
рубашки. А Фея – помогла принцессе Элизе расколдовать братьев.

   Красавица 
Русалочка, которая жертвует жизнью во имя любви к человеку.

 Соловей
– прослышав  про болезнь императора, прилетел утешить и ободрить его своей
песней, тем самым спас его от смерти.

В
поисках своего друга  Кая, плутает по дорогам мужественная девочка Герда, из
сказки «Снежная королева».Она попадает к разбойникам, борется с морозом, мчится
на олене и всё-таки добивается своей цели: спасает Кая от злых чар Снежной
королевы. Вот это добродетель, имя которого – любовь, великая сила любви,
упорство и мужество.

 Дюймовочка —  своей
заботой оживила ласточку.

А
вот смело карабкается по своей лесенке фарфоровый трубочист, решивший показать
кукле – пастушке звёздный мир ночного неба. Какие только невероятные
приключения они не переживают на пути. И всё-таки мужество трубочиста
побеждает.

 На
птичьем дворе разыгрывается трагическая и прекрасная история гадкого утёнка,
который превратился в прекрасного лебедя. Сказочник хочет сказать этой
историей, что лучшие достоинства и дарования могут быть скрыты под убогой
одеждой и неприглядной внешностью. Он убеждён: рано или поздно талант, доброта,
сила, смелость победят, даже если люди, которым они свойственны,  родились в
нищете.

 
   Сказка «Гадкий утёнок» учит широкому взгляду на мир, учит видеть величие и
благородство души, познать красоту жизни, любить природу.

     Герои
Андерсена обычно добиваются счастья благодаря своей мудрости, доброте,
благородству.

3.
Какие порочные поступки совершают герои в сказках?

    
В каждой сказке есть олицетворение добра и зла. Вот и в сказках Андерсена есть
герои, которые совершают порочные поступки.

 
   В сказке «Дикие лебеди» мачеха  сразу невзлюбила  детей и решила погубить
их.

    
В сказке  «Русалочка»  морская  ведьма, отдавая русалочке напиток, отрезала ей
язычок, и русалочка стала немая, не могла больше ни петь, ни говорить! А когда
русалка танцевала, и ножки ее касались земли, ей было так больно, как будто она
ступала на острые ножи.

   В сказке «Соловей»
настоящего соловья император объявил изгнанным из пределов страны, а
искусственный пел   у его постели. По сути – это было предательство императора
по отношению к настоящему соловью.

     В « Снежней королеве»
 Каю заморозила сердце Снежная королева.

    
В сказке «Дюймовочка» старый  крот думал всегда только о своей выгоде.

    
В сказке «Пастушка и трубочист» — старый китаец, который против воли  пастушки,
хотел ее выдать замуж за обер-унтер-генерал-кригскомиссар-сержанта Козлонога.

   
В сказке  «Гадкий утенок» весь птичий двор и даже мама – утка отвернулись от
гадкого утенка, каждый старался его оскорбить и в итоге изгнать.

    Вот так  автор в  каждой сказке  в сравнении с добродетельными качествами показывает проявление порока. Иногда даже в одном человеке. Пример маленькой  разбойницы   в «Снежной королеве». Она была необузданная и своевольная, ужасно избалована и упряма. Каждый вечер  щекотала  северного оленя  под  шеей  своим острым ножом – ее веселило, что он этого страшно боялся. Но история Герды ее взволновала, и она отпустила  и Герду и северного оленя. И даже дала с собой  хлеб и ветчину.

 Вот так в одном
герое присутствует и добродетель и порок.

4.
Как в сказках награждается добродетель и наказывается порок?

Сказки  Андерсена   фантастичны,  но добро
всегда побеждает зло:

— Дюймовочка нашла свое счастье в стране
эльфов;

— Герда, пройдя все испытания, нашла Кая и
растопила его сердце;

 — к Элизе вернулись расколдованные
братья;

-император вновь признал  настоящего
соловья;

— гадкий утенок стал прекрасным лебедем.

   
И принц, и Кай, и братья-лебеди были спасены теми, кто их любит.

И  большей наградой этим героям и не надо, они готовы  идти на  любые жертвы 
ради  близких и любимых.
Ралф Эмерсон, американский поэт и философ, когда-то сказал: «Единственная
награда за добродетель есть сама добродетель». Это так,
ведь
недаром же маленькая русалочка  жер­твуют жизнью ради высокой любви.
Во
имя светлой веры в победу  доброго  сердца над злом.

Тема немой, обреченной, но
самоотверженной, верной до конца любви, всесильной наперекор обстоятельствам,
наперекор беспомощности и униженности героя, постоянно повторяется в сказках
Андерсена.

В сказках все взаимосвязано.  Это
относится и к лю­дям, и к животным, и к растениям. Отношения любви, дружбы,
взаимопомощи охватывают в андерсеновских сказках весь мир. И сила  добра, в конечном
счете, торжествует над силами зла. И эта победа и есть главная награда
добродетели и наказание порока.

5.
Результаты анкетирования

5.1  Методика исследования.

      Чтобы изучить интерес к сказкам
Андерсена, вместе с учителем Гамидовой Тамай Рамазановной мы составили анкету
для учеников, которая проводилась во 2 — 4 классах.  В анкетировании участвовали
всего 7 учеников: 2 человека из 2 класса и 3 человека из 3 класса, 2 человека
из 4 класса.  Анкета состояла из 2  вопросов о сказках Андерсена.
<Приложение 1>. По каждому вопросу было подсчитано количество одинаковых
вариантов ответов и переведено в процентное соотношение.

Так же на уроке учитель  попросил  нарисовать
свое представление о добре и зле.

5.2 Анализ результатов анкетирования.

На первый вопрос:- Какие из перечисленных сказок 
Г.Х.Андерсена вы знаете? Ответы по большинству положительных ответов  расположили
сказки следующим образом:

1. «Снежная
королева» — 100%

2. «Дикие лебеди»
— 100%

3. «Дюймовочка» — 100%

3. «Русалочка» — 100%

4. «Гадкий утёнок»
— 86%

5.«Пастушка и
трубочист» — 86%

6.  «Соловей» — 43%

Это значит, что большинство современных школьников
10-11 лет знают сказки Г.Х.Андерсена.

 Второй вопрос — задание показал
следующие результаты.

Надо
было знаком «+» отметить  тех главных героев, которые на ваш взгляд  в 
сказках обладают  добродетельными  качествами, а знаком « » тех
героев, которые в сказках обладают порочными качествами.

«Дикие  лебеди»

+

«Русалочка»

+

Принцесса  Элиза

100%

Русалочка

100%

Фея

100%

Морская  ведьма

100%

Мачеха

100%

«Снежная королева»

+

_

         «Дюймовочка»

+

_

Снежная королева

14%

86%

Дюймовочка

100%

Герда

100%

Крот

28%

72%

Маленькая  разбойница

71%

29%

Мышь

34%

66%

«Гадкий утенок»

+

_

«Пастушка и трубочист»

+

__

Гадкий утенок

100%

Пастушка

100%

Птичий двор

71

29%

Трубочист

100%

Два диких гусака

86%

14%

Китаец

14%

86%

      Результаты  показывают что, 
что большинство учащихся, верно,  определяют добродетельные и порочные качества
главных героев сказок. Радует что, некоторые даже смогли  указать проявление
одним героем и добродетельных поступков и порочных.

 
Дети  ценят и любят сказки этого доброго, насмешливого, великого сказочника.
Андерсен   помогает  людям ценить красоту жизни, любить труд, добро, мужество и
справедливость.

6.Заключение.

Сказки
Андерсена  учат нас большим человеческим чувствам, учат и детей и взрослых, их
знают и любят дети и взрослые всего мира.

   Работая над
этим проектом, мы еще раз в этом убедились. Нам было интересно узнать,

как  в сказках  Г.Х.Андерсена   показывается проявление нравственных  и
отрицательных  свойств  характера человека — и у нас это получилось.  Даже в
процессе работы над проектом мы вновь прочитывали уже известные нам сказки  и по-новому
оценивали  действия главных героев. Узнали,  какие сказки  Г.Х.Андерсена 
известны нашим школьникам. Нам было интересно узнать, как ученики оценивают
качества главных героев.

Конечно, нашей
работой мы  не решим  проблему воспитания нравственного  человека, но
получилось  показать, что сказки помогут это сделать. Так же мы предлагаем
памятку «Как стать добрым человеком» и игру «Гадаем на ромашке». Надеемся, они
пригодятся учителям и школьникам.

 Ни
один человек никогда не сможет стать полностью добродетельным, но мы призываем
всех  стремиться к этому, стараться поступать добродетельно и избегать
порочного поведения.

А
закончить мы хотим строчками  песенки Леопольда

 «Если
добрый ты это хорошо,

 а
когда наоборот —  плохо…»

7.
Источники

1. Основы
религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы:
учебное пособие для общеобразоват. учреждений.  – М. : Просвещение, 2012.

2. Сказки  Г.Х.Андерсена.

3. Результаты опроса.

4.Интернет-ресурсы

8.
Приложения

Приложение 1.

Анкета

Цель:
изучить интерес  к сказкам Г.Х.Андерсена

1.Какие из
перечисленных сказок  Г.Х.Андерсена вы знаете? ( да,нет)

«Дикие 
лебеди»____________  «Снежная королева»___________________

«Русалочка»________________ 
«Дюймовочка»______________________

«Соловей»______________«Пастушка
и трубочист»____________________

 «Гадкий
утенок»_________________

2.
Знаком «+» отметьте тех главных героев, которые в  сказках обладают
добродетельными качествами, а знаком « — « тех героев, которые в сказках
обладают порочными качествами

«Дикие 
лебеди»

«Русалочка»

«Соловей»

«Снежная
королева»

Принцесса 
Элиза

Русалочка

Соловей

Снежная
королева

Фея

Морская 
ведьма

Император

Герда

Мачеха

Кай

Маленькая 
разбойница

«Дюймовочка»

«Пастушка
и трубочист»

«Гадкий
утенок»

Дюймовочка

Пастушка

Гадкий
утенок

Крот

Трубочист

Птичий
двор

Мышь

Китаец

Два
диких гусака

Я ученик
___________________ класса

Приложение 2.

ПАМЯТКА

Как
стать добрым человеком

1.      Старайся
видеть в людях, прежде всего, хорошее и доброе. От этого все окружающие
становятся добрее и симпатичнее.

2.      Будь
добрым к людям!

3.      Учись
добру у добрых людей!

4.      Не бойся
предлагать свою помощь тем, кто в ней нуждается, помогай, в первую очередь,
людям, попавшим в беду, слабым, больным.

5.      Не
причиняй зла, тогда будешь становиться добрее.

Приложение 3.

Игра
«Гадаем  на  ромашке».

Работа
в группах.

Сердце: ГердаНа
доске ромашка с 6 лепестками, на обратной стороне каждого  лепестка —  имя
героя сказки «Снежная королева» (тролль, Снежная королева, Кай, Герда,
маленькая разбойница, ворон), каждая группа выбирает лепесток и называет
добродетельные и порочные качества своего героя.

Сердце:      КайСердце:   Ворон

Сердце:  Тролль

Сердце: Маленькая 
разбойница

Сердце: Снежная 
королева
                                                       

Арсений редко просит помощи при выполнении домашних заданий. Но в этот раз задание было нетривиальное. По новому предмету «Основы светской этики» задали разбор сказки на предмет выявления добродетели или порока у главных героев.

— Мам, я взял сказку «Морозко». У Настеньки добродетель – трудолюбие и покорность. А у мачехи пороки – лень и злость. Правильно?

Как все просто… Лучше бы Арс с мамой не советовался…

— Арсений, а с чего ты взял, что Настенька трудолюбивая?

— Так она же работала «от зари до зари»

— Правильно, работала. Потому что иначе ей мачеха «все косы повыдергает» и «со свету сживет». Где же тут про любовь к труду? Это самосохранение. Можешь найти пример, что Настенька по своему желанию трудилась и с удовольствием? А то, что она деспотичной мачехе перечить не смела, свои интересы не могла отстаивать, так это вообще слабость, а слабость – это, наверное, ближе к пороку… Теперь про мачеху. Вот если бы мачеха Настьку работать не принуждала, то Настенька бы ничего делать-то и не умела. А так у Насти любое дело в руках спорилось. С такими умениями она и замуж сразу вышла и жила «долго и счастливо». А то так бы неумехой в девках сидела… Мачеха была строгой, требовательной, подготовила Настеньку к семейной жизни. Получается, мачеха Настеньке добро сотворила? .

— И что мне теперь делать? – голос у Арса растерянный.

(Ну вот, я сбила стройную мысль ребенка своей психологической привычкой рассматривать все под разными углами.)

Варианты моего ответа могли быть разные:

1. Ты прав. Пиши так.

2. Ты не прав. Надо писать вот так…

Лично мне больше нравится третий вариант. Как психологу. И как педагогу.

3. А почему ты так считаешь? А если так рассмотреть? Какой пример можешь привести? А что ты ответишь на такое возражение?

После череды вопросов говорю Арсению:

— Пиши так, как считаешь нужным.

Запутываю ребенка я сознательно. Запускаю работу мысли. Подвергаю сомнениям и критике.  Учу формировать свое собственное мнение, подбирать аргументы в его защиту.

А сама для себя так и не определилась, что же есть добродетель, а что – порок. Залезла в Википедию и на сайты с методическими пособиями по данному предмету. Поняла, что порок — это любая крайность. А добродетель — это золотая середина. Например, жадность и расточительность — пороки, а щедрость и экономность — добродетели. Но объективности все равно тут быть не может. Ведь нет четкого критерия, где заканчивается добродетель «экономность» и начинается порок «скупость». А что между строптивостью и покорностью — вообще не знаю… Может быть,  трудовая дисциплина и исполнительность? Может быть, способность принимать осознанные решения, способные изменить ситуацию? Или принимать ситуацию, которую пока не можешь изменить?

А просто покорность деспотичной мачехе в моей системе ценности — это порок. Это непротивление злу, это слабость духа. Я бы не хотела транслировать ребенку сценарий: «Просто терпи. Когда-нибудь тебе воздастся. Может быть.»

Вот если бы Машенька из сказки «Маша и медведь» была покорной, то так бы и жила с медведем до старости. А она нашла способ вернуться к маме с папой. Но ведь при этом Маша медведя обманула! Подставила! Его собаки покусали! А медведь к ней хорошо относился, не обижал, прихоть ее с гостинцем для родителей согласился исполнить… Так хорошо Маша поступила, обманув медведя или плохо? Где тут порок? Где добродетель?

Какие, однако, непростые темы проходят в 4 классе…

психолог Анна Быкова

logo

    • Предмет:

      Обществознание

    • Автор:

      erickgallegos815

    • Создано:

      3 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • istoriya
    История

    4 минуты назад

    Как называется система руководства, которая базируется на основе единства государственной власти….

  • drugie-predmety
    Другие предметы

    4 минуты назад

    Повседневная жизнь и фольклор народов Кубани 17-18 век

  • algebra
    Алгебра

    11 минут назад

    При каком значении a система имеет бесконечно много решений?

    {x+y-2z=7

    {x+ay+4z=3

    {2x+y+az=12a^2

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    15 минут назад

    Английский всего 1 задание помогите пж

  • geometriya
    Геометрия

    15 минут назад

    Задача по геометрии 8 класс

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • algebra
    Алгебра

    11 минут назад

    При каком значении a система имеет бесконечно много решений?

    {x+y-2z=7

    {x+ay+4z=3

    {2x+y+az=12a^2

  • psihologiya
    Психология

    22 минут назад

    помогите пожалуйста придумать ПРОБЛЕМУ проекта на тему «Страх-быть отвернутым» 🙏🙏🙏❤️

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20448

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    zlatikaziatik

    2275

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

ЧУДО «ЦЕНТР «ДУХОВНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ»

ПЛАН-КОСПЕКТ

урока по духовно-нравственному воспитанию

для учащихся 2-3 классов

по теме

«ДОБРОДЕТЕЛИ В СКАЗКАХ»

Разработала: педагог

дополнительного образования

Шмакова Я.В.

Урай, 2016г.

План урока

Тема урока: Добродетели в сказках

Тип урока: комбинированный урок с элементами игры и беседы

Цель урока: создать условия для понимания термина «добродетель», формировать умение собирать, обрабатывать информацию по указанной теме.

Задачи урока:

Обучающая:

  • обобщить и закрепить знания о христианских добродетелях, их проявлениях в жизни;

  • раскрыть значение понятий «смирение», «честность», «послушание», «милосердие», «забота», «любовь», «трудолюбие»;

Развивающая:

  • развивать читательский интерес;

  • развивать мышление, воображение, речь, память, умение анализировать, сопоставлять;

  • развивать умение выслушивать мнение других и работать в группе.

Воспитательные:

  • воспитывать нравственное сознание школьников, милосердие, человеколюбие, уважение к старшим, послушание.

Методы:

• репродуктивно-словесный;

• диалогический;

• проблемный

Оборудование: компьютер, презентация, проектор, экран.

Ход урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте дети!

Вы любите сказки? (да)

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране сказок.

Как сказал А.Н. Толстой: «Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа».

  1. Актуализация знаний

Абсолютно каждый из нас с вами слушал сказки. Почти все сказки возникли очень давно (более тысячи лет назад) — это настолько давно, что теперь никто даже не может узнать, когда именно. В последние 100 лет сказки чаще стали рассказывать детям. А раньше народные сказки играли в жизни человека такую же роль, как в наше время книги, журналы, газеты, телевидение, радио, Интернет. Сказки — это настоящая бытовая энциклопедия прошлого, настоящего и даже, возможно, будущего.

А что же такое сказка и когда появилось само слово «сказка»?

  1. Сообщение темы урока.

Сказка — весьма популярный жанр устного народного творчества. Она не поется, как песня, а рассказывается. Предметом повествования в ней служат необычные, удивительные, а нередко таинственные события, а действие имеет приключенческий характер.

Слово «сказка» в его современном смысле появилось только в 17 веке. До этого говорили «байка» или «басень» (от слова «баять» — рассказывать).

Итак, отправляемся в путешествие. И для начала давайте вспомним, какие сказки вы знаете. А для этого предлагаю вам отгадать загадки.

Девочка спит и пока что не знает,
Что в этой сказке ее ожидает,
Жаба под утро ее украдет,
В нору упрячет бессовестный Крот.
Впрочем, довольно! Нужна ли подсказка?
Кто эта девочка? Чья это сказка?
(«Дюймовочка» Г-X. Андерсен)

Охраняют град не зря

Тридцать три богатыря.

В граде том богатства есть,

Злата, серебра не счесть.

(Сказка о царе Салтане , А.С.Пушкин)

Возле леса на опушке

Трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?
(Три медведя, русская народная)

Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поднял её кто-то.

Кто, распростившись с зелёною кожей,

Сделался мигом красивой, пригожей?
(Царевна-лягушка, русская народная )

А теперь про чей-то дом

Разговор мы заведём.

В нем богатая хозяйка

Припеваючи жила,

Но пришла беда нежданно

Этот дом сгорел дотла!
(Кошкин дом, Самуил Маршак)

Конь ретивый, Долгогривый.

Скачет полем, Скачет нивой.

Конь росточком малый,

Но зато удалый.
(Конёк-горбунок, Петр Ершов )

С букварём шагает в школу

Деревянный мальчуган.

Попадает вместо школы

В полотняный балаган.

Как зовётся эта книжка?

Кто герой её — мальчишка?
(Буратино, Алексей Толстой)

А вы знаете, какие бывают сказки в зависимости от того, кто их написал? Русские народные и авторские.

Русские народные сказки — это одно из самых прекрасных творений русского народа. С одной стороны сказка — это выдуманный сюжет, вымысел. А с другой она показывает реальную жизнь народа, а именно: знакомит с языком, показывает отношение людей друг к другу, что они ценят, отражает мечты народа, передает его мысли. Живя в нужде, простые люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло. Русские народные сказки всегда со счастливым концом. и они учат нас добродетелям, без которых человек не может быть счастливым.

Ребята, а что такое добродетели? Каких добродетелей вы знаете?

(ответы детей: терпение; смирение; кротость; целомудрие; усердие; умеренность; любовь).

Конечно, каждый из вас знает, что такое хорошо и что такое плохо. Как говорил герой известного мультфильма: «Если добрый ты — это хорошо, а когда наоборот — плохо!» Однако, в отличие от норм морали и этикета, добродетель — это внутренняя потребность творить добро не потому, что «так надо», а просто потому, что иначе человек не может. Ведь бывает так, что не всякое, на первый взгляд, доброе дело является добрым. Так как мотивом для его совершения может быть не любовь к людям и Богу, а тщеславие и желание получить что-то взамен. Например, дети пришли домой, вымыли посуду. Если они сделали это для того, чтобы помочь маме – это доброе дело. Но если для того, чтобы мама похвалила или купила мороженого, или пустила погулять, то это дело с корыстными мотивами вряд ли можно назвать добрым.

Так вот сказка учит нас добру и тому, что без добродетелей, которые мы назвали невозможно счастье.

А теперь попробуем отыскать в сказках добродетелей.

Итак, первую сказку, в которой мы найдем добродетелей, угадайте по картинке.

Это сказка «Морозко».

Давайте вспомним, о чем эта сказка. (могут кратко пересказать дети).

В сказке говорится о девочке-сиротке, которую невзлюбила злая мачеха. Свою родную дочку баловала и лелеяла, а старикову дочку работой тяжёлой изводила и при этом сильно обижала. И вот по настоянию мачехи младшую дочь отвезли в лес, чтобы она там замерзла в сильный мороз. Обратимся к тексту сказки. «Осталась, бедненькая, трясется и тихонько молитву творит. Приходит Мороз, попрыгивает, поскакивает, на красную девушку поглядывает:

– Девушка, девушка, я Мороз красный нос!

– Добро пожаловать, Мороз, знать Бог тебя принес, по мою душу грешную.

Мороз хотел её тукнуть и заморозить, но полюбились ему её умные речи, жаль стало!»

Чем же тронула Мороза добрая девочка?

СМИРЕНИЕМ. Она смирилась с тем, что ей приготовила судьба, не грубила и не злилась, хотя и замерзла. Смирение – это отсутствие гнева, человек видит свои недостатки, а не других людей.

Ребята, как смирение помогает нам в нашей реальной жизни? Приведите примеры (ответы детей).

Приведу вам такой пример: вы идете по улице, вбросили фантик мимо урны, может случайно. К вам подходит бабушка и говорит, что так нельзя поступать.

Как вы поступите? Поднимите руку, кто скажет, что и так все знает и пойдет дальше? А теперь те, кто выслушает бабушку, извиниться и скажет, что так больше не поступит?

Во втором случае – это проявление СМИРЕНИЯ. Достичь этой добродетели нелегко, но нужно очень стараться.

Итак, первую добродетель мы нашли – это СМИРЕНИЕ (одному из учащихся выдается листок, на котором написано «смирение»).

Путешествуем дальше. Следующую сказку надо угадать по ребусу.

М=К ,,,,,

Каша из топора

Сказка «Каша из топора» учит своих читателей тому, что пытаясь обмануть других, можно обмануть самого себя. Главный герой сказки- солдат, который пришел из похода на постой к хозяйке. Солдат попросил у хозяйки еду, а та стала притворяться, что в доме нечего есть. Солдат сказал, что тогда он сварит кашу из топора. Варил топор,  варил в пустой воде, потом попробовал и говорит, мол, очень вкусно, но крупы не хватает. Хозяйке стало любопытно, и она принесла крупы. Потом принесла еще масла и соли. В результате получилась очень вкусная каша, которую солдат с хозяйкой вместе съели. «А топор не доварился»,- сказал солдат и унес топор с собой. Если бы хозяйка угостила солдата кашей добровольно, не обманывала его, то он бы ей помог по хозяйству- дров бы наколол или починил что-нибудь. Сказка «Каша из топора» учит быть честным, учит, что обман ведет к обратному результату- к потерям. 

Итак, еще одну добродетель мы нашли. ЧЕСТНОСТЬ.

Что это такое? (ответы детей)

Честность – это избегание обмана лжи, недаром сложена в народе поговорка «Не в силе Бог, а в правде». Например, вы идете по улице, видите, что человек потерял 1000 рублей. Как вы поступите? (ответы детей)

Ребята, можете ли вы привести пример, когда вы проявили честность по отношению к другому человеку, сказали правду, хотя могли и не делать этого?

Итак, еще одна добродетель – это ЧЕСТНОСТЬ (одному из учащихся выдается листок, на котором написано «честность»).

А теперь отгадайте загадку.

У Алёнушки-сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят,

Далеко они глядят.
(Гуси-лебеди, русская народная )

Гуси – лебеди

Давайте вспомним ее. О чем сказка?

В сказе «Гуси-лебеди» мы видим, что девочка не послушалась отца с матерью, бросила братца одного. Господь наказал ее: «Налетели гуси – лебеди, подхватили братца, унесли на крыльях». Когда же она отправилась на поиски братика, то в ней еще была гордыня. Помните, девочка отказывалась скушать лесное яблоко, ржаной пирожок. И кисельку выпить.

Страдания и лишения, желание искупить грехи, любовь к братцу помогли девочке смирить свою гордыню. И дал Господь надежду на спасение. Протянула девочка руку помощи яблоньке — съела лесное яблочко – заслонила яблоня ее ветвями. Помогла девочка печке, съела ржаного пирожка – спрятала ее печь в самом устьице. Послушала девочка речку, поела ее простого киселька – речка укрыла ее под кисельным бережком. Гуси – лебеди не увидали, пролетели мимо. Так и спаслась девочка от злой Бабы – Яги и братца спасла.

Ответственность, послушание, трудолюбие, сострадание помогли девочке в трудную минуту. А за терпение и учтивость наградил ее Господь спасением: «Гуси – лебеди полетали – полетали, покричали – покричали и ни с чем улетели к Бабе – Яге. Девочка сказала печке спасибо и вместе с братцем побежала домой.

Какие же добродетелей мы здесь встречаем, ребята?

Любовь, терпение, смирение, ответственность. А какая добродетель отсутствовала у девочки в начале сказки, но потом она ее приобрела?

ПОСЛУШАНИЕ – это основа крепких семейных отношений.

Кого вы должны слушаться? (ответы детей). Родителей.

Родителей надо слушаться, так как они вас любят и хотят вам только добра. Родители больше знают, у них есть опыт, поэтому они умнее вас. Вспомним 5 заповедь: «Чти отца и мать твою».

Я думаю, у каждого из вас был случай, когда вы не послушались в чем-то родителей, а потом пожалели об этом, да?

Итак, еще одна добродетель – это ПОСЛУШАНИЕ (одному из учащихся выдается листок, на котором написано «послушание»).

Мы с вами путешествовали по русским народным сказкам, а теперь отправимся в гости к авторским сказкам. Авторская сказка — это волшебный мир, в который автор погружает нас с тем, чтобы показать, что лучше быть добрым, честным, трудолюбивым и послушным.

Есть сказки бытовые, в которых описывается жизнь простых людей. Есть сказки о животных, в таких сказках животные могут говорить, ходить друг другу в гости и даже учиться в школе. А есть сказки волшебные, в них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы.

На слайде волшебный предмет. Из какой он сказки и кто ее написал?

Такую замечательную сказку создал русский писатель Валентин Катаев «Цветик — семицветик».

Давайте вспомним, о чем эта сказка. Кто главный герой этой сказки?

Сказка о девочке Жене, которая шла из магазина с баранками и, замечтавшись, оказалась в дивном саду. Старушка – хозяйка этого сада подарила Жене сказочный цветок, который исполнял желания. Какие свои желания исполнила Женя? (беседа по содержанию сказки)

Желтый лепесток Женя потратила на то, чтобы оказаться дома с баранками, красный — чтобы мамина любимая вазочка сделалась целая, синий лепесток, чтобы сейчас же оказаться на Северном полюсе, зеленый чтобы вернуться обратно. В пятый раз оранжевый лепесток исполнил ее желание и все игрушки, какие есть на свете, стали Женины, а фиолетовый лепесток потратила на то, чтобы игрушки вернулись в магазин.

Посмотрела Женя на свой цветик-семицветик и видит, что остался всего один лепесток. «Вот так штука! Шесть лепестков, оказывается, потратила, и никакого удовольствия. Ну, ничего. Вперед буду умнее», – сказала девочка.

Как вы думаете, почему девочка, потратив шесть лепестков, не была счастлива? (Раньше Женя не встречалась с горем людей, не знала, что бывают больные дети и им необходима чья-то помощь.)

Женя вдруг увидела превосходного мальчика, который сидел на лавочке у ворот. Она хотела с ним поиграть в салки, но оказалось, что мальчик хромой.

А понравился ей мальчик? Ей жалко стало мальчика? Почему?

И тогда девочка бережно оторвала последний, голубой лепесток, на минутку прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья:

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли-

Быть по-моему вели.

Вели, чтобы Витя был здоров!

-Почему она захотела потратить последний лепесток на выздоровление Вити?(желание не для себя, а для Вити)

-Пожалела Женя, что потратила последний лепесток?(нет)

Какую добродетель показала нам девочка Женя? МИЛОСЕРДИЕ (одному из учащихся выдается листок, на котором написано «милосердие»).

Милосердие – это сострадание, проявление добра, готовность оказать помощь людям безвозмездно: бедным, больным, всем, кто в этом нуждается. Нам всем надо быть внимательными к людям. Надо научиться видеть, как живут другие, иметь чувства сострадания и милосердия, если это возможно, постараться помочь им, как это сделала Женя

Пока вы можете учиться проявлять милосердие по отношению к животным, ухаживать за ними.

Некоторые авторы сказок слышали их в детстве, а потом написали по-своему, но смысл и сюжет остался. Так, например, Сергей Тимофеевич Аксаков в детстве слушал сказки ключницы Пелагеи. Одна из них «Аленький цветочек». В последние годы жизни писатель вспомнил про Пелагею и написал сказку «Аленький цветочек» по памяти.

Эта сказка учит, в первую очередь, быть чутким, внимательным, заботливым. Главная героиня Настенька очень добрая и заботливая. О ком она заботится? Об отце, когда отправляется вместо него к чудищу, ведь это из-за ее желания достать аленький цветочек, отец оказался в такой ситуации. Когда чудище отпустило Настеньку повидаться с отцом и сестрами, она могла остаться дома. Но ей было жаль чудище, она проявила сострадание и вернулась. Героиня сказки заботилась о чудище и полюбила его. Если бы младшая дочь купца Настенька не была такой заботливой и сердечной, то человек в обличье страшного чудовища, заколдованный злыми силами, так бы и остался тем, кем был. Сказка учит добру, душевности и заботе. Очень волнующая и трепетная детская сказка! В этой сказке мы нашли – добродетель – ЗАБОТУ (листок учащемуся с этим словом). Заботу о родителе, близких и любимых людях.

Но не только Аксакову случилось слышать в детстве народные сказки. Так, например, Александру Сергеевичу Пушкину много сказок рассказывала его няня Арина Родионовна. Какие сказки Пушкина Вы знаете?

Как называл страну сказок А.С. Пушкин? (Лукоморье)

В одну из сказок А.С. Пушкина случайно попал персонаж из другой сказки.

Кто из героев сказки лишний? (Золотой петушок)

Прочитай объявление и выбери правильный вариант ответа

а) «Сказка о рыбаке и рыбке»

б) «Сказка о царе Салтане»
в) «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» )

Эту сказку знают и любят и дети и взрослые. Злая мачеха хочет погубить юную царевну, завидуя её красоте. Девушка вынуждена бежать в лес, где её готовы приютить семь богатырей. Отношение богатырей к забредшей к ним девушке уважительное и нежное. Это сказка о верности и любви. Царевне был мил только королевич Елисей, она ждала его и любила. И также любовь Елисея к царевне дала ему надежду и веру, что он найдет свою невесту. И Бог ему в этом помог. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» учит нас, что только доброе сердце, чистота души и помыслов, любовь являются истинными волшебниками и помогают победить злую, напыщенную, коварную, мачеху. О верности в любви, доброте, незлобивости — об этом сказка.

Итак, главная добродетель, которая живет в этой сказке ЛЮБОВЬ (листок учащемуся с этим словом). Ребята, а вы знаете, какой смысл предавали наши предки этому слову. Как нам его расшифровать: «Люди Бога ведают».

Любовь – эта основа всех добродетелей. Если вы будете любить родителей, друзей, близких и просто всех людей, вам легче будет совершать добрые дела. Они будут идти от сердца, а не потому, что «надо».

А теперь отгадайте добродетель по пословицам.

Без труда не выловишь рыбку из пруда.

Терпенье и труд – все перетрут.

Труд кормит, а лень портит

Маленькое дело лучше большого безделья

Работай до поту — поешь в охоту

ТРУДОЛЮБИЕ

А теперь давайте вспомним сказки, в которых живет трудолюбие (слайды)

► «Морозко» – «Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела – еще до свету»
► «Маша и медведь» – «Напекла она пирожков… »
► «Колобок» – «Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила» .
► «Мужик и медведь» (другое название – «Вершки и корешки» ) – мужик сеет сначала репу, а на следующий год – рожь.
► «Репка» – «Посадил дед репку» .
► «Зайкина избушка» – «Решили они избушки на зиму построить. Лисичка построила себе избушку из сыпучего снежка, а зайчик – из сыпучего песка» .
► «Кривая уточка» – «…уточка обернулась девушкой, избу вымыла, воды наносила и пирогов испекла» .
► «Волшебная дудочка» – «С петухами сирота вставала, слезами умывалась, до полуночи по хозяйству управлялась. И пряла, и ткала, и по воду ходила, и дрова носила, и коров доила».

Зачем нам трудиться? (ответы детей) Молодцы!

Итак, наше путешествие по сказочной стране подходит к концу. Чему может научить мудрость сказок? Самое главное – быть смиренным, честным, послушным, милосердным, заботливым, любящим и трудолюбивым. (перечисляя добродетели получился кроссворд на слайде) (КРОССВОРД)

У нас получилось слово СЧАСТЬЕ.

И правда, без добрых дел и помыслов не бывает счастья у людей. И сказочные повествования рассказывают о том, что злые дела не останутся безнаказанными, а добрые не останутся не замеченными. Ведь зло оно никогда не говорит о том, что оно плохое, а всегда притворяется хорошим. Вспомните, как в сказке «Волк и семеро козлят» Волк обманул козлят, притворился мамой, хорошей. Ведь если бы он назвался плохим волком, козлята дверь ему не открыли. Так и в жизни: зло скрывается под маской добродетелей.

Очень важно то, что недостаточно отвыкнуть от плохих привычек: злобы, зависти, непослушания, ябедничества. Нужно еще и стараться воспитывать в себе добродетели. Псалмопевец Давид восклицает: «Уклонись от зла и сотвори благо!» Значит нужно и то, и другое делать: от зла уклоняться и добродетели приобретать. Помогают этому молитва и добрые дела.

Т

Р

П

У

О

Д

С

Л

О

Л

М

З

Ю

Л

У

И

А

Б

Ю

Ш

Л

Б

О

Б

А

О

О

В

И

С

Ч

А

С

Т

Ь

Е

М

Е

Н

Е

А

И

С

И

Р

Р

Т

Е

Д

Е

Н

И

Н

О

Е

И

С

Е

Т

Ь

Валерий ДАНИЛЕНКО

ЧЕМ МИР СПАСЁТСЯ?

Главные добродетели в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина

    Уничтожьте идеалы (хотя бы и мужицкие),

заставьте замереть желание лучшего, и вы увидите,

как быстро загрубеет окружающая среда.

         М.Е. Салтыков-Щедрин. За рубежом (1;47)

Есть у Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина (1826-1889) сказка, которая называется «Добродетели и пороки». Это его единственная сказка, где добродетели и пороки выступают как живые люди. В число первых попали Смиреномудрие, Смирение, Благочиние, Умеренность, Аккуратность, Воздержание, Непрелюбысотворение и Галантерейное Обращение, а в число последних – Любострастие, Прелюбодеяние, Вольномыслие, Мздоимство, Любоначалие, Уныние, Лжесвидетельство, Предательство, Суемудрие, Пустомыслие, Гордость, Человеконенавистничество, Измена, Вероломство, Наушничество, Объедение, Ябеда, Распутство, Пьянство, Мордобитие и Ложь. Между добродетелями и пороками произросло существо среднего рода – Лицемерие – несчастный плод любви между Смирением и Любострастием. Оно оказалось способным примирить добродетели с пороками.

Селение Пороков оказалось многочисленнее, чем у Добродетелей. Тем более, что при перечислении последних «и проч.» отсутствует, а при перечислении первых оно повторяется несколько раз. В этом нет ничего удивительного, если принять во внимание, что «Пороки жили весело и ловко свои дела обделывали; а Добродетели жили посерее, но зато во всех азбуках и хрестоматиях как пример для подражания приводились. А втихомолку между тем думали: «Вот кабы и нам, подобно Порокам, удалось хорошенькое дельце обделать!». Да, признаться сказать, под шумок и обделывали» (2; 359). Кроме того, «порок-то шустрый был и на выдумки гораздый. Как пошёл он, словно конь борзый, пространство ногами забирать, да в парчах, да в шелках по белу свету щеголять – Добродетели-то за ним и не поспели» (там же). Не поспели, стало быть, они за Пороками и в плодовитости.

Нельзя также не учитывать и тот немаловажный факт, что М.Е. Салтыков-Щедрин был сатириком, а следовательно, на пороки у него был глаз намётан больше, чем на добродетели. Но отсюда не следует, что в его сказках нравственные идеалы отсутствуют. Однако, поскольку пороки в них явно преобладают над добродетелями, небезынтересно выяснить, какие же добродетели в них выдвинуты на первый план, какие из них он считал главными. Но для начала будет уместно сделать небольшой экскурс в историю этики, чтобы проследить, какие добродетели считали главными её некоторые выдающиеся представители.

 Сократ относил к главным добродетелям истину, справедливость, свободу, мужество и воздержанность, Аристотель – мужество, благоразумие, щедрость, великолепие, величавость, честолюбие, ровность, правдивость, дружелюбие и любезность[1], Августин – веру, надежду, милосердие (любовь), справедливость, мужество, умеренность и благоразумие. Но как только мы начинаем приближаться к Новому времени, так сразу же обнаруживаем, что моралисты этого времени, как правило, избегали давать точный список добродетелей (см. раздел «Нравственность» в 3). Естественно, что и в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина мы не найдём такого списка. Но если охватить мысленным взором все его сказки (в его 10-томное собрание сочинений включено 32 сказки), то мы всё-таки обнаружим нравственные приоритеты их автора. В его сказках на первый план выдвинуто только две добродетели – совесть и правда.

СОВЕСТЬ

На передний план эта добродетель выдвинута, по крайней мере, в двух сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина – «Пропала совесть» и «Бедный волк». Но, разумеется, вскользь она упоминается и в некоторых других сказках. Так, она упоминается в «Вяленой волбе». В ней говорится, в частности, о том, как трудно живётся людям с лишней совестью и как легко – без совести: «Лишняя совесть наполняет сердца робостью, останавливает руку, которая готова камень бросить, шепчет судье: «Проверь самого себя!». А ежели у кого совесть, вместе с прочей требухой, из нутра вычистили, у того робости и в заводе нет, а зато камней – полна пазуха» (2; 385).

В сказке «Пропала совесть» совесть выступает как её главный герой. Правда, этот герой имеет жалкий вид: его, как тряпку, выбросили на дорогу. Лежала там совесть «истерзанная, оплеванная, затоптанная ногами пешеходов. Всякий швырял её, как негодную ветошь, подальше от себя; всякий удивлялся, каким образом в благоустроенном городе, и на самом бойком месте, может валяться такое вопиющее безобразие» (там же. – С.325). Может быть, людям от этого стало хуже? Ничего подобного!

Как и в «Вяленой волбе», пропажа совести в сказке «Пропала совесть» расценивается людьми как благо: «Пропала совесть. По-старому толпились люди на улицах и в театрах; по-старому они то догоняли, то перегоняли друг друга; по-старому суетились и ловили на лету куски, и никто не догадывался, что чего-то вдруг стало недоставать и что в общем жизненном оркестре перестала играть какая-то дудка. Многие начали даже чувствовать себя бодрее и свободнее. Легче сделался ход человека: ловчее стало подставлять ближнему ногу, удобнее льстить, пресмыкаться, обманывать, наушничать и клеветать. Всякую болесть вдруг как рукой сняло; люди не шли, а как будто неслись; ничто не огорчало их, ничто не заставляло задуматься; и настоящее, и будущее – всё, казалось, так и отдавалось им в руки, – им, счастливцам, не заметившим о пропаже совести» (там же. – С.324).

Какой же оказалась судьба совести, выброшенной на улицу? Слава богу, нашёлся какой-то пьянчужка, который подобрал её, но сразу же его стали мучить угрызения совести. Вот почему он подсунул её новому владельцу. Поочерёдно совесть перемещается от пропойцы к хозяину питейного заведения, вору и финансисту. Каждому из них она не в милость. Вот почему каждый норовит от неё побыстрее избавиться.

Особенно тяжко пришлось финансисту Самуилу Давыдычу Бржоцкому. Когда он получил конверт с совестью, его стало корёжить. «Едва взял Самуил Давыдыч в руки конверт, как заметался во все стороны, словно угорь на угольях.

– И сто зе это такое! и зацем мне эта вессь! – завопил он, трясясь всем телом» (там же. – С.333).

Но всё-таки он оказался самым стойким среди других владельцев совести: как настоящий герой, он ей не поддался. «Я не стану описывать здесь мучения, – читаем мы дальше, – которые претерпел Самуил Давыдыч в этот памятный для него день; скажу только одно: этот человек, с виду тщедушный и слабый, геройски вытерпел самые лютые истязания, но даже пятиалтынного возвратить не согласился.

– Это сто зе! это ницего! только ты крепце дерзи меня, Лия! – уговаривал он жену во время самых отчаянных пароксизмов, – и если я буду спрасивать скатулку – ни-ни! пусть луци умру!» (там же. – С.333-334). Как и другие владельцы совести, Самуил Давыдыч сумел её сбыть с рук.

 «И долго таким образом шаталась бедная, изгнанная совесть по белому свету, и перебывала она у многих тысяч людей. Но никто не хотел её приютить, а всякий, напротив того, только о том думал, как бы отделаться от неё и хоть бы обманом, да сбыть с рук» (там же. – С.335).

Но финал сказки «Пропала совесть» внушает надежду. По просьбе самой совести некий мещанинишка вложил её в чистое сердце маленького русского ребёнка. В последнем абзаце читаем: «Растёт маленькое дитя, а вместе с ним растёт в нём и совесть. И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нём большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама» (там же. – С.335). Только один вопрос возникает: «Когда же это русское дитя вырастет?». Сколько ещё-то можно ждать?

В сказке «Бедный волк» у совести менее безысходная судьба, чем в предшествующей. Бедного волка она тоже очень долго мучила за все его бесчисленные злодеяния, которые он принёс животным и людям. Но мучить она его стала только в старости. А в былые времена всё было спокойно. Вот как он объяснял своё кровожадное поведение медведю: «А ведь я, кроме мясного, – ни-ни! Вот хоть бы ваше степенство, к примеру, взять: вы и малинкой полакомитесь, и медком от пчёл позаимствуетесь, и овсеца пососёте, а для меня ничего этого хоть бы не было! Да опять же и другая вольгота у вашего степенства есть: зимой, как заляжете вы в берлогу, ничего вам, кроме собственной лапы, не требуется. А я и зиму, и лето – нет той минуты, чтобы я о пище не думал! И всё об мясце. Так каким же родом я эту пищу добуду, коли прежде не зарежу или не задушу?» (там же. – С.355). На Топтыгина эти слова произвели сильное впечатление. Он только и сумел ему сказать: «Да ты бы хоть полегче, что ли…» (там же. – С.356).

Любопытна здесь позиция автора сказки. В самом начале мы читаем у него о волке: «…ничего он, кроме мясного, есть не может. А чтобы достать мясную пищу, он не может иначе поступать, как живое существо жизни лишить. Одним словом, обязывается учинить злодейство, разбой. Не легко ему пропитание его достаётся. Смерть-то ведь никому не сладка, а он именно только со смертью ко всякому лезет. Поэтому кто посильнее – сам от него обороняется, а иного, который сам защититься не может, другие обороняют» (там же. – С.353).

Уж не всерьёз ли М.Е. Салтыков-Щедрин поддался здесь чарам социал-дарвинизма? Этот вывод поспешен. Он говорит здесь устами волка, а не своими собственными. Обнаружить здесь у него хоть осколки социал-дарвинизма не позволяет основная идея сказки «Бедный волк». Эта идея заключается в том, чтобы показать, что совесть может проснуться даже в волчьем положении. Вот почему его бедный волк добровольно ради неё идёт на смерть. В результате волк в этой сказке оказался лучше людей, описанных в сказке «Пропала совесть», где не нашлось ни одного человека, который бы оставил у себя совесть.

ПРАВДА

Ещё до написания сказок в 1883-1886 гг. М.Е. Салтыков-Щедрин поместил в шестую главу своей книги «За рубежом» (1880-1881) свой сказочный сон, который оформил в виде прерванной сцены, названной им «Торжествующая свинья, или разговор свиньи с правдою». В этой сцене он даёт такой портрет правды: «Особа, которой, по штату, полагается быть вечно юною, но уже изрядно побитая. Прикрыта, по распоряжению начальства, лохмотьями, сквозь которые просвечивает классический полный мундир, то есть нагота» (1; 222). Правда здесь, как видим, изображается в виде жалкой девицы. Ведущая роль в её разговоре со свиньёй принадлежит не ей, а свинье. Этому способствует и обстановочка: он происходит в хлеве.

Свинья задаёт, в частности, такой вопрос: «Правда ли, что ты говорила: законы-де одинаково всех должны обеспечивать, потому-де что, в противном случае, человеческое общество превратится в хаотический сброд враждующих элементов… Об каких это законах ты говорила? По какому поводу и кому в поучение, сударыня, разглагольствовала? ась?» (там же. – С.223).

На большинство вопросов свиньи правда не отвечает, отделываясь возгласом: «Ах, свинья!». Но, по крайней мере, на один вопрос она сумела свинье ответить. «Где корень зла? – спрашивает свинья. П р а в д а (растерянно). Корень зла, свинья? корень зла… корень зла… (Решительно и неожиданно для самой себя.) В тебе, свинья!» (там же).

Сон автора, тем не менее, оканчивается для правды весьма печально: её чавкает свинья под улюлюканье счастливой публики. Одно утешение: на этом сон обрывается. Поэтому нам не дано узнать, съела свинья правду или не съела. Но мы догадываемся, что ей это не удалось сделать. Вот почему она появляется в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина в новом обличье. Это происходит в сказках «Ворон-челобитчик» и «Рождественской сказке».

В сказке «Ворон-челобитчик» М.Е. Салтыков-Щедрин употребляет слово «правда» в значении «справедливость». Это вполне соответствует этимологическому духу русского языка. Ворон в этой сказке – борец за правду-справедливость. «Всё сердце у старого ворона изболело. Истребляют вороний род: кому не лень, всякий его бьет. И хоть бы ради прибытка, а то просто ради потехи. Да и само вороньё измалодушничалось» (4; 42).

Преодолев собственное малодушие, ворон летит искать правду-матку к ястребу, кречету и коршуну. Из уст первого из них он услышал: «Ты говоришь, что копчики корм у вас на лету отнимают, что я сам, ястреб, ваши гнезда разоряю, что мы не защитники ваши, а разорители. Что ж: вы кормиться хотите – и мы кормиться хотим. Кабы вы были сильнее – вы бы нас ели, а мы сильнее – мы вас едим. Ведь это тоже правда. Ты мне свою правду объявил, а я тебе – свою; только моя правда воочию совершается, а твоя за облаками летает. Понял?» (там же. – С.47).

Дряхлый коршун продолжил мысль ястреба о плюрализме мнений: «Жестокое тебе слово ястреб сказал, но правильное. Хороша правда, да не во всякое время и не на всяком месте её слушать пригоже. Иных она в соблазн ввести может, другим – вроде укоризны покажется. Иной и рад бы правде послужить, да как к ней с пустыми руками приступиться! Правда не ворона – за хвост её не ухватишь. Посмотри кругом – везде рознь, везде свара; никто не может настоящим образом определить, куда и зачем он идет… Оттого каждый и ссылается на свою личную правду» (там же. – С.51).

Но заканчивает свою речь коршун сладкими словами о единой правде – правде для всех: «Но придёт время, когда всякому дыханию сделаются ясными пределы, в которых жизнь его совершаться должна, – тогда сами собой исчезнут распри, а вместе с ними рассеются как дым и все мелкие «личные правды». Объявится настоящая, единая и для всех обязательная Правда; придёт и весь мир осияет. И будем мы жить все вкупе и влюбе. Так-то, старик!» (там же). «Жаль в это время прекрасное, – добавлю я от Н.А. Некрасова, – жить не придётся ни мне, ни тебе».

О зловещих последствиях разнузданного плюрализма мнений нам поведал в притче «Правда» А.К. Толстой; притча была написана в 1868 г. Вот как её автор обрисовал правду (Тютчев Ф.И., Толстой А.К., Полонский Я.П., Апухтин А.Н. Избранное. Сост. В.Б. Иовик. – М., 1984. – С.216):

Ах ты гой еси, правда-матушка!

Велика ты, правда, широка стоишь!

Ты горами поднялась до поднебесья,

Ты степями, государыня, раскинулась,

Ты морями разлилася синими,

Городами изукрасилась людными,

Разрослася лесами дремучими!

Не объехать кругом тебя во сто лет,

Посмотреть на тебя – шапка валится!

Прекрасный образ! Но зачем он понадобился автору? А вот зачем:

Выезжало семеро братиев,

Семеро выезжало добрых молодцев,

Посмотреть выезжали молодцы,

Какова она, правда, на свете живет?

А и много про неё говорено,

А и много про неё писано,

А и много про неё лыгано.

Поскакали добры молодцы,

Все семеро братьев удалыих,

И подъехали к правде со семи концов,

И увидели правду со семи сторон.

Речь, как видим, идёт о том, что каждый из семи братьев увидел правду со своей стороны. Чем же обернулась эта односторонность? Чем обернулся их плюрализм взглядов? Кровавой бойней:

Посмотрели добры молодцы,

Покачали головами удалыми

И вернулись на свою родину;

А вернувшись на свою родину,

Всяк рассказывал правду по-своему;

Кто горой называл её высокою,

Кто городом людным торговыим,

Кто морем, кто лесом, кто степию.

И поспорили братья промеж собой,

И вымали мечи булатные,

И рубили друг друга до смерти,

И, рубяся, корились, ругалися,

И брат брата звал обманщиком.

Наконец полегли до единого

Все семеро братьев удалыих;

Умирая ж, каждый сыну наказывал,

Рубитися наказывал до смерти,

Полегти за правду за истину;

То ж и сын сыну наказывал,

И доселе их внуки рубятся,

Все рубятся за правду за истину,

На великое себе разорение.

Вот вам и плюрализм мнений! Вот вам и «у каждого своя правда»! «У каждого своя правда» – это не что иное, как отсутствие мировоззренческого единства. Это разброд и шатание, которое может обернуться кровавой бойней. Между тем правда в идеале, как вещал коршун в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Ворон-челобитчик», для всех одна.

Неожиданным оказалось у М.Е. Салтыкова-Щедрина введение правды в «Рождественскую сказку». Неожиданным для атеистических убеждений её автора. Он вкладывает здесь правду в уста батюшки. В своей проповеди он сказал: «В чём же заключается Правда, о которой я беседую с вами? На этот вопрос отвечает нам евангельская заповедь. Прежде всего, люби Бога, и затем люби ближнего, как самого себя. Заповедь эта, несмотря на свою краткость, заключает в себе всю мудрость, весь смысл человеческой жизни» (4; 53). Эти слова запали в душу маленького Серёжи. Но он заболел и умер – со словами: «Мама! смотри! весь в белом… это Христос… это Правда… За ним… к нему….» (там же. – С.62).

Как понимать финал этой сказки? Видимо, его надо понимать так: нет правды на земле, она – в небесах, у Бога. Вот как объясняют этот финал В.Н. Баскаков и А.С. Бушмин: «Салтыкову не свойственна апелляция к религии и церкви, он прекрасно понимал и неоднократно разоблачал в своей сатире их реакционную сущность… Почему же Салтыков прибегнул к религиозной форме, не соответствующей сущности его социального и поэтического мировоззрения? …Выбор «религиозной формы» повествования… навязан писателю конкретно-историческими условиями времени» (2; 561).

Если освободить правду, выраженную в последней сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина, от религиозной формы, то она должна звучать так: «Люби ближнего». А если этот ближний окажется похожим на майора Топтыгина, который, как только появился в своём воеводстве, так сразу же чижика съел? А если этот ближний похож на щуку, которая съела карася-идеалиста? Именно он собирался эту щуку до седьмого пота прошибить правдой. Например, такой: «Зло душило, давило, опустошало, предавало мечу и огню, а зиждущей силой являлось только добро. Оно устремлялось на помощь угнетённым, оно освобождало от цепей и оков, оно пробуждало в сердцах плодотворные чувства, оно давало ход парениям ума» (2; 401).

Так в чём же правда? Высшая правда заключена в смысле человеческой жизни. М.Е. Салтыков-Щедрин видел её прежде всего в том, чтобы открывать людям глаза на мир, в котором они живут. Он делал это блестяще. Об этом, в частности, свидетельствуют его бессмертные сказки. Из них следует, что мир спасётся совестью и правдой.

_______________________________________________________________

ЛИТЕРАТУРА:

1. Салтыков-Щедрин М.Е. Собр. Соч. в десяти томах. Т.7. – М.: Правда, 1988.

2. Салтыков-Щедрин М.Е. Собр. Соч. в десяти томах. Т.8. – М.: Правда, 1988.

3. Даниленко В.П., Даниленко Л.В. Основы духовной культуры в картинах мира. – Иркутск: ИГУ, 1999.

4. Салтыков-Щедрин М.Е. Собр. Соч. в десяти томах. Т.9. – М.: Правда, 1988.

 


[1] Под мужеством он имел в виду способность человека безбоязненно встретить смерть, под благоразумием – умеренность в получении телесных удовольствий, под щедростью – способность легко делиться с людьми своим имуществом, под великолепием – отсутствие мелочности, под величавостью – честь, под честолюбием – желание славы, под ровностью – спокойствие, под правдивостью – отсутствие лживости, под дружелюбием – способность находить общий язык с любым человеком и под любезностью – способность к остроумию.


1


Добродетель и порок в сказке А.Н. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино»


2


Книга Алексея Николаевича Толстого очень поучительна тем, что раскрывает нам понятие добродетели и порока, то есть, проще говоря – добра и зла. Кто же из героев олицетворяет добро, а кто зло? Книга Алексея Николаевича Толстого очень поучительна тем, что раскрывает нам понятие добродетели и порока, то есть, проще говоря – добра и зла. Кто же из героев олицетворяет добро, а кто зло?


3


Главный герой книги – Буратино. Каким он был сначала? Какие поступки совершал? Выгнал умного сверчка, продал азбуку, которую купил папа Карло на последние деньги и не пошёл в школу. Можно сказать, что это порок. Главный герой книги – Буратино. Каким он был сначала? Какие поступки совершал? Выгнал умного сверчка, продал азбуку, которую купил папа Карло на последние деньги и не пошёл в школу. Можно сказать, что это порок.


4


Но, мы видим, что, попав в удивительные приключения, Буратино стал другим. Он спас многих героев от злого Карабаса-Барабаса, открыл тайну золотого ключика не для себя, а для всех и сделал папу Карло счастливым. Но, мы видим, что, попав в удивительные приключения, Буратино стал другим. Он спас многих героев от злого Карабаса-Барабаса, открыл тайну золотого ключика не для себя, а для всех и сделал папу Карло счастливым.


5


Мы понимаем, что Буратино в приключениях вырос, как растёт ребёнок. Поэтому раньше, только что родившись из полена, он просто был несмышлёным, а вовсе не злым. Мы понимаем, что Буратино в приключениях вырос, как растёт ребёнок. Поэтому раньше, только что родившись из полена, он просто был несмышлёным, а вовсе не злым.


6


К добродетели относятся и другие герои сказки: добрый папа Карло, печальный Пьеро, верный Артемон, умная черепаха Тортилла и куклы – друзья Буратино. К добродетели относятся и другие герои сказки: добрый папа Карло, печальный Пьеро, верный Артемон, умная черепаха Тортилла и куклы – друзья Буратино.


7


А вот главные персонажи, которые олицетворяют зло. Это, конечно, Карабас- Барабас, Дуремар, кот Базилио и лиса Алиса. А вот главные персонажи, которые олицетворяют зло. Это, конечно, Карабас- Барабас, Дуремар, кот Базилио и лиса Алиса.


8


Карабас-Барабас – злой и жестокий. Он мучает кукол и может сжечь их в камине в качестве дров. Поэтому и все спектакли, которые этот кукольник ставит получаются грустными. Карабас-Барабас – злой и жестокий. Он мучает кукол и может сжечь их в камине в качестве дров. Поэтому и все спектакли, которые этот кукольник ставит получаются грустными.


9


Дуремар – корыстный любитель пиявок, которому ничего не нужно, кроме наживы. Он заодно с Карабасом- Барабасом. Дуремар – корыстный любитель пиявок, которому ничего не нужно, кроме наживы. Он заодно с Карабасом- Барабасом.


10


Кот Базилио и лиса Алиса – лживые, хитрые и трусливые персонажи. Они живут путём обмана и за чужой счёт, изображая из себя слепого и больного. Кот Базилио и лиса Алиса – лживые, хитрые и трусливые персонажи. Они живут путём обмана и за чужой счёт, изображая из себя слепого и больного.


11


Что же всегда побеждает в сказке? Конечно, добродетель. К сожалению, так не всегда бывает в жизни. Но, это обязательно может произойти, если каждый человек будет добрее. Как это сделать? Начните с любви к букашке, к цветку, к веточке дерева, и добродетель сама зайдёт в Ваше сердце. Что же всегда побеждает в сказке? Конечно, добродетель. К сожалению, так не всегда бывает в жизни. Но, это обязательно может произойти, если каждый человек будет добрее. Как это сделать? Начните с любви к букашке, к цветку, к веточке дерева, и добродетель сама зайдёт в Ваше сердце.


12


КОНЕЦ

  • Добровольное рабство в рассказах чехова
  • Добровольно спортивный как пишется
  • Добровольно принудительно как пишется
  • Добро это своими словами для сочинения
  • Добро понятие для сочинения