Доброта в рассказе конь с розовой гривой

  • Сочинения
  • По литературе
  • Астафьев
  • Уроки доброты в рассказе Конь с розовой гривой Астафьева

Сочинение Уроки доброты в рассказе Конь с розовой гривой Астафьева

Меня сильно впечатлил рассказ Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой». В нем воедино сплелись суровая правда жизни и такие важные чувства, как любовь и прощение. С самого начала рассказ берет за душу, заставляя постоянно переживать и волноваться, до самого конца произведения. Благодаря простым и понятным словам, автору удается донести то, что именно уроки доброты — одни из самых главных в нашей жизни.

Действие происходит в семье, где Витя живет в деревне с бабушкой и дедушкой. Суровая бабушка, Катерина Петровна, очень нежно и трепетно относилась к внуку. Юный мальчик мечтает о пряничном коне. Он для него больше, чем просто сладость. Это возможность показать свои достижения перед другими детьми. Такое угощение было крайне редким в то время, все соседские дети даже и мечтать не могли о таком подарке.

Однако для достижения этой цели нужно преодолеть преграды – суметь устоять от соблазна поиграть и повеселиться, а вместо этого кропотливо собрать землянику для бабушки. Да не несколько горстей, а целый туесок. Санька быстро приходить на помощь и дает коварный совет – набить травой котомку, а сверху немного присыпать земляникой.

Бабушка уже на следующий день замечает подвох. Читатель начинает догадываться о дальнейшей судьбе озорника – такой поступок должен быть строго наказан. Мальчик, понимая и чувствуя такой исход, плохо спит, сильно волнуется. Весь день тревожится и переживает. В конце концов, он осознает свое поведение. Ему хочется провалиться под землю от совершенных деяний.

Вернувшийся с заимки дедушка хочет утешить внука. Проявление любви и сочувствия меняет до неузнаваемости мальчика. Появляются мысли о будущем прощении, он плачет. Его слезы льются из глубины души. Мысли о покаянии и сожалении не покидают его голову ни на минуту.

В финале рассказа бабушка прощает Витю и дарит озорнику его мечту – пряничного коня. Он становится символом любви и добра, раскаяния и сожаления. Эту историю внук запомнил на всю жизнь и уже никогда не забудет.

Вариант 2

Каково главное качество человека? Честность, достоинство, прямота, верность? Это все очень важные черты, которые можно пожелать каждому. Но главным качеством, на мой взгляд, все же является доброта. Именно она отличает хорошего человека от людей, которые думают только о себе. И это не только моё мнение. Виктор Астафьев в своём рассказе «Конь с розовой гривой» тоже говорит нам, что доброта – одно из важнейших человеческих достоинств.

Рассказ имеет много автобиографичного. Астафьев, как и его герой, также рано потерял родителей и вырос в деревне на попечении родственников. Но, несмотря на это, он не озлобился на мир, а всю жизнь продолжал смотреть на него с оптимизмом и радостью. Рассказ повествует нам о проступке главного героя перед своей бабушкой – понукаемый своими знакомыми, он обманул её, принеся неполное лукошко ягод, которые бабушка собиралась продавать. Мальчик понимает, что рано или поздно его обман раскроется и со стыдом и ужасом представляет, что будет дальше. В голове его рождаются самые разные идеи: от мысли сбежать  к дедушке до надежд на то, что все обойдется, и никто ничего не заметит. Но, в конце концов, его обман раскрывается, и он должен волей-неволей понести за него наказания.

И как раз тут Астафьев доносит до читателя самую главную мысль рассказа – бабушка не наказывает внука (хоть и сильно ругается на него в начале). Она понимает, что он сделал ошибку и теперь раскаивается в своем поступке. В следующий раз он будет умнее и поддастся на подколки леонтьевских детей. А наказанием делу не поможешь, и оно ничего не принесет, кроме обид и злости. Поэтому бабушка прощает внука и отдает ему заветный гостинец – пряник «с розовой гривой». Не потому, что нужно поощрять обман и воровство. Просто иногда нужно понять своих близких и дать им право на ошибку – ведь никто от них не застрахован. Порой не стоит ругаться с человеком – лучше ему помочь понять свою оплошность, и тогда он её не будет повторять.

Писатель хочет донести до нас одну простую вещь – нужно быть добрее к родным и близким. Прощать им ошибки, порой идти на уступки. Ведь все отношения строятся на хороших чувствах к друг другу, и любые обиды и необдуманные поступки могут разрушить отношения. Как говорится в одном известном советском мультфильме: «Делай добро, бросай его в воду. Оно не пропадет – к тебе добром вернется».

6 класс

Также читают:

Картинка к сочинению Уроки доброты в рассказе Конь с розовой гривой Астафьева

Уроки доброты в рассказе Конь с розовой гривой Астафьева

Популярные сегодня темы

  • Критика о поэме Медный всадник Пушкина (отзывы критиков о произведении)

    Многие критики оставили свое мнение о поэме, написанной Александром Сергеевичем Пушкиным и получившей название «Медный всадник».

  • Тема любви в лирике Некрасова 10 класс сочинение

    Н.А. Некрасов был одним из тех поэтов, которые писали на разные темы, но особое значение уделяли любовной лирике

  • Образ прекрасной дамы в творчестве Блока сочинение, текст для реферата

    Образ Прекрасной Дамы очень важен для Александра Блока, он даже так назвал один из самых своих известных циклов. Этот образ постоянно встречается в его стихах.

  • Основная мысль рассказа Телеграмма Паустовского сочинение

    Главной героиней рассказа «Телеграмма» К. Паустовского является Катерина Петровна женщина преклонного возраста, проживающая в селе Заборье, в доме своего отца-художника. Она находится в нем одна

  • Характеристика и образ Карандышева в пьесе Островского Бесприданница сочинение

    Одним из основных персонажей произведения является Юлий Капитоныч Карандышев, официальный жених главной героини пьесы Ларисы Дмитриевны Огудаловой.

  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Астафьев

Сочинение Уроки доброты в рассказе Конь с розовой гривой Астафьева

По мнению Виктора Астафьева, доброта — это одно из главных человеческих достоинств. Это то чувство, на котором стоит весь мир. Человеку важно научиться быть добрым. Это происходит с накоплением жизненного опыта, в процессе которого он получает уроки доброты. Однажды такой урок получил и Витя — главный герой автобиографического рассказа «Конь с розовой гривой».

Витя рано потерял родителей и воспитывался бабушкой и дедушкой. Мальчик мечтал получить фигурный пряник в виде коня, но для этого он должен был собрать целую корзину земляники для бабушки. Для маленького, активного, неусидчивого ребёнка эта работа была слишком тяжёлой и кропотливой. Витя никак не мог устоять перед возможностью поиграть со сверстниками. Он хотел и повеселиться, и получить подарок. Но такого не бывает. Его друг сподвигнул Витю на обман. Мальчик наполнил корзину травой, а сверху насыпал земляники.

нейросеть

Мальчику было стыдно и совестно. Он очень тревожился и боялся, что обман вскроется. Ребёнок не спал, не ел и боялся видеться с бабушкой. Она узнала правду на следующий день, когда продавала землянику на рынке. Старушке было очень стыдно, она думала, как ей поступить с внуком.

А Витя тем временем уже пожалел, что пошёл на поводу у друга! Мальчик был готов извиниться. Здесь появляется дедушка, узнавший правду. Он пытается ободрить Витю и видит, как сильно он осознаёт свою вину за содеянное.

Настоящим уроком доброты становится встреча с бабушкой. Она не ругает своего внука, а дарит ему заветный пряник. Мальчик рад, что его простили и поняли. Желанный подарок стал для него символом прощения, доброты.

Бабушка поступила мудро. Она знала, что наказания не принесут пользы и не исправят ситуацию. Бабушка решила просить своего внука, который сделал зло не специально, по глупости, по собственному незнанию. Мальчик вырастет и станет мудрее, поняв урок бабушки: нужно быть добрым и делать добро для всех, тогда оно обязательно вернётся. Нужно уметь прощать ошибки близких, ведь каждый может сделать неверный шаг. Человек должен всегда сохранять в себе доброту и не позволять злу ожесточить своё сердце.

Для героя пряник стал не просто десертом, а знаком примирения и доброты. Подарок наполнился новым смыслом и сделал Витю умнее, мудрее. Теперь он никогда не будет обманывать окружающих. Мальчик на всю жизнь запомнит, что на всё стоит отвечать добром, а оно тогда обязательно вернётся. В этом и заключаются уроки доброты.

`

Уроки доброты в рассказе Конь с розовой гривой

Уроки доброты в рассказе Конь с розовой гривой

Популярные сочинения

  • Сочинение Мцыри как романтический герой 8 класс

    Любовь Лермонтова к Кавказу появилась еще в детстве. Царственные горы, прозрачные и чистые реки, роскошная зелень и гордые, мужественные люди, настолько потрясли будущего поэта

  • Сочинение Маленький человек в Петербургских повестях Гоголя 10 класс

    Короткие повести содержат описание мелких чиновников и незначительных людей, которые занимают незначительное положение и на них не обращают внимание

  • Сочинения по картинам К. Маковского

    Константин Егорович Маковский – художник, чьё имя, в отличие от, например, Левитана или Перова, на устах людей звучит не так часто, но чьи картины ничем не уступают картинам других творцов.

  1. Сочинения
  2. 6 класс
  3. Уроки доброты по рассказу Конь с розовой гривой Астафьева

Рассказ ведется от первого лица, автор вспоминает события своего детства. Мальчишка отправился в лес с другими ребятами, чтоб насобирать ягод на продажу. Бабушка обещала ему после продажи ягоды на вырученные средства купить пряник «конем». Такой пряник очень ценный, потому что его можно брать с собой на улицу, хвастаться перед другими, и он очень вкусный, все мальчишки в деревне о нем мечтают.

Но мальчик не сберег собранные ягоды, и, поддавшись уговорам других ребят, наложил в туес травы и сверху положил ягод. И с этого момента начались его мучения. Сначала он боялся, что его сразу же раскроют, потом он попался на шантаж соседских ребят, которые обещали рассказать все его бабушке. Пришлось даже воровать калачи, чтоб этого не произошло. Вечером он не мог заснуть, пока не решился, наконец, утром во всем признаться. Но утром бабушка уплыла в город и нашего героя вновь посетили муки совести. «Вон как хорошо было жить! Ходи, бегай и ни о чём не думай. А теперь?» К вечеру бабушка вернулась, она конечно купила внуку пряник, хоть тот и обманул её. Но взбучку крепкую получил главный герой. Бабушка долго ругала мальчишку, а он в ответ плакал.

Вот после всех страданий и мучений мальчик с опущенной головой сидит за столом и не говорит ни слова, даже молока не попросит, чтоб запить краюху. Когда же он поднял голову, то не поверил своим глазам – перед ним лежал тот самый конь с розовой гривой.

В сердце ребенка этот момент был запечатлен навсегда — доброта, несмотря на проступок.

6 класс

Виктор Астафьев в рассказе «Конь с розовой гривой» представил самые яркие моменты своего детства. Взгляд взрослого человека на себя маленького, анализ поступков наивного мальчишки с позиции взрослого умудренного жизненным опытом мужчины.

Описываемые события, охватывают голодные послевоенные годы. Отгремела гражданская война, люди налаживают мирную жизнь. Главного героя воспитывают бабушка с дедушкой. Мать мальчика утонула, отец же вновь женился. Старики пытаются не только окружить сироту любовью и теплотой, но и дать ему правильное воспитание, чтобы он вырос хорошим человеком. Бабушка с дедушкой запомнились мальчишке своей добротой. И тут же он отмечает, что они были строгими и справедливыми.

Витя дружит с соседскими детьми. Отец ребят человек пьющий и ленивый, хозяйством не занимается, в пьяном угаре бьет и ломает, то немногое, что есть в доме. Левонтий не привык заботиться о семье, о своих детях, они прозябают в нищете, голодают. Но при этом автор явно симпатизирует пьянице, отмечая его искреннюю доброту. При всем своем равнодушии к собственным детям, он сочувствует соседскому сироте, балует его при возможности.

Бабушка поручила внуку набрать лукошко ягод. Продав их на рынке, она сможет купить ему гостинец, заветный пряник в виде коня с розовой гривой. Такой пряник был настоящим сокровищем для любого мальчишки их деревни. Витя собирал ягоды с детьми соседа Левонтия. Дети, испытывающие постоянную нужду, рано приспособились хитрить, подворовывать, обманывать. Они то и подговорили главного героя обмануть бабушку, когда свои ягоды съели, и потребовали, чтобы Витя поделился с ними.

Вдохновителем злодеяний был самый зловредный из детей Левонтия Санька, очень умело он обвиняет героя в трусости и жадности, вынуждая поделиться ягодами. Этот же Санька подробно инструктирует, как именно смошенничать, показывает, как укладывать траву на дно корзинки, а сверху присыпать оставшимися ягодами. На этом подлый товарищ не останавливается, и начинает шантажировать мальчика. Вите ничего не остается, как пойти еще дальше, чем просто подлый обман, он решается на воровство, крадет калач и отдает его шантажисту за молчание.

Витя почти сразу раскаялся в содеянной подлости, осознание того, что поступил плохо, терзает его, страх, отчаяние лишают покоя. Мальчик понимал, что за такой проступок, никакого гостинца ему не видать.

Бабушка оказалась великодушным человеком. Она вложила в нравоучительную лекцию всю гамму чувств переполнявших ее встревоженную душу. Она так ярко описала внуку картину его морального падения, что Витя расплакался, испугавшись, что не стать ему уже честным человеком.

Самое невероятное, что волшебный пряник мальчик все-таки получил. Внук совершил безобразный поступок, но любящее сердце бабушки не лишает его радости. Поучения стариков не прошли даром, Витя вырос достойным гражданином.

Уроки доброты по рассказу Конь с розовой гривой Астафьева

Уроки доброты по рассказу Конь с розовой гривой Астафьева

Несколько интересных сочинений

  • Почему доктор Старцев стал превращаться в Ионыча? Чехов

    Чехов является поистине настоящим писателем и талантливым человеком. В своих произведениях он рассказывает все, что происходит в мире. Многие его произведения небольшие и короткие

  • Сочинение Отношение Чичикова к помещикам

    В бессмертном произведении Гоголя Мертвые души мы встречаем большое количество персонажей, которые, несомненно, отражали русскую действительность и передавали отношение Николая Васильевича к таким людям, как помещики

  • Сочинение Школьные годы чудесные

    Самое лучшее время – детство. И практически все приятные воспоминания связаны со школой. Это самая беззаботная пора. Ты уже вырос и начинаешь соображать, а жизненных проблем еще нет.

  • Сочинение Хорь и Калиныч сравнительная характеристика героев в рассказе Тургенева

    Хорь в рассказе показан очень деловым и самодостаточным человеком. В современном мире он, наверное, стал бы предпринимателем-бизнесменом

  • Белогорская крепость в жизни Петра Гринёва сочинение

    «Капитанская дочка» — произведение А.С. Пушкина. События, описанные в данном романе (повести) происходят во время пугачёвского бунта. Основным местом действия является Белогорская крепость

Урок — исследование  по литературе в 6 классе.

Уроки доброты и нравственности  в  рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

ТИП УРОКА    Обобщающий урок- исследование.                        

МЕТОДЫ1. Словесные:

                         — рассказ;                                                                                                     — эвристическая беседа;                                                        

                         — элементы учебной дискуссии;

                         — работа с книгой: а) выразительное чтение;

                                                        б) инсценирование;

                                                        в) анализ художественного текста.

                         2. Частично поисковый:

                       — индивидуальное исследование, групповое исследование;

                       — метод шести шляп (технология критического мышления)

                       — эвристическая беседа, ведущая к выводу;

 — поиск примеров и фактов, коллективное формулирование   вывода.

ФОРМА

ОБУЧЕНИЯ:коллективная, индивидуальная.

ПРИНЦИПЫ

ОБУЧЕНИЯ1. Воспитывающее обучение (формирование духовно развитой

                             личности).

                         2. Связь обучения с практикой (формирование своей точки

                             зрения на проблему, поднятую на уроке).

                         3. Доступность.

                         4. Сознательность и активность.

ЦЕЛИ:

Образовательные:1.  Продолжить знакомство с творчеством В. П. Астафьева. Продолжить формирование  умения работать с книгой, умения анализировать текст.

                                   2. Продолжить работу над изобразительно-выразительными средствами языка.

Воспитательные:1.Содействовать формированию нравственной позиции у учащихся.                                                                                            

   2.Формировать этические ценности духовной  стойкости, порядочности, совестливости.

    3. Воспитывать  чувство ответственности за свои поступки, милосердие, сострадание.

Развивающие:1.Развивать познавательный интерес, самостоятельность суждений, способствовать формированию исследовательской культуры учащихся.                                  

  2.Развивать речевую культуру учащихся.

Оборудование:  компьютер, проектор, презентации, словари.

ДОСКА

ЭПИГРАФ:    «Вина – благородное чувство воспитанного человека.»

Гегель

ХОД УРОКА.

  1. Подготовка к восприятию темы.

(Презентация учителя.№1)

Слайд №1 Здравствуйте, ребята. Сегодня мы начнем урок эмоционально . Прочитаем отрывок из рассказа «Последний поклон»,  давшего название целой книге, и подумаем  над вопросами:

1.Кому посвящены эти строки?(Бабушке Катерине Петровне)

2. Какое чувство испытывает автор письма и почему?(чувство вины)

Слайд №2

«Чувство вины – благородное чувство воспитанного человека»,- говорил Гегель.

Но не только чувство вины испытывал  автор долгие годы, но и  чувство признательности, благодарности за урок , который вынес он из детства и о котором   поведал нам в рассказе «Конь с розовой гривой». Поэтому тема нашего урока «Уроки доброты и нравственности  в рассказе «Конь с розовой гривой».

Слайд №3

— Бывает ли  у вас так? «Сон не брал меня». Почему герой называет себя преступником , какое совершил преступление  и какие уроки вынес из этого,  мы и постараемся сегодня расследовать.

«Сон не брал меня…»

«Вон как хорошо было бы жить! А теперь? Сон не брал меня, как окончательно запутавшегося преступника.»

Слайд №4

II.Проведем лингвистическое исследование и определим состав преступления. Сравним лексическое значение двух слов  и ответим на вопрос: Что же совершил герой — преступление или проступок?

Преступление, я, ср. –  наиболее существенное нарушение законности и правопорядка, влекущее за собой уголовное наказание.

Преступление против государства. Уголовное преступление.

Проступок, м. –  поступок, по своему содержанию представляющий нарушение требований нравственности; провинность.

—   В чем состав преступления? (Обманул бабушку, украл калачи).

— Мог ли семилетний мальчик, которому бабушка старалась дать хорошее воспитание , сам это совершить?  Кто подтолкнул его к обману? («Левонтьевские ребятишки»)

II.Слайд №5:Установим личности тех, кто подтолкнул его к обману и проведем следующее  групповое исследование:

Какое определение наиболее полно характеризует  соседских детей:

  1. «Левонтьевские орлы»
  2. «Левонтьевская орда»
  3.  «Левонтьевские ребятишки»

Слайд №6:

1 группа. Анализ эпизода «По дороге за земляникой».

А)  Выразительно прочитайте отрывок.

Б) Найдите в отрывке глаголы. Как они характеризуют ребят?

В) Почему автор использует так много глаголов ?

Г) Как автор относится  ребятам?

« …Левонтьевские орлы бросали  друг в друга посудой, барахтались, раза два принимались драться, плакали, дразнились. По пути они заскочили в чей-то огород и поскольку там ещё ничего не поспело, напластали беремя луку-батуна, наелись до зеленой слюны, а недоеденный побросали. Оставили всего несколько перышек на свистульки. В обкусанные перья они пищали всю дорогу,  и под музыку мы скоро пришли в лес, на каменистый увал.»

Слайд №7:

2 группа. Анализ эпизода «Сбор ягод»

А)Выразительно прочитайте отрывок.

 Б) Каково отношение «Левонтьевских»  друг к другу?

В)Как вы думаете, почему они так себя ведут?

 Г) Каково отношение автора к «Левонтьевским»?

«…Вдруг крышка чайника забренчала нервно, послышалась возня.

 — Ешь, да? Ешь, да? А домой че? – спрашивал старшой и давал кому-то пинка после каждого вопроса.

  — А-га-а-а-а! – запела Танька.- Санька тоже пожрал, так ничего-о-о-о…

   Попало и Саньке. Он рассердился, бросил посудину и свалился в траву.             Старшой брал, брал ягоды, и видать, обидно ему сделалось. Берет он, старшой, ягоды, для дома старается, а те вот жрут ягоды либо вовсе на траве валяются. Подскочил старшой и пнул Саньку ещё раз. Санька взвыл, кинулся на старшого. Зазвенел чайник, брызнули из него ягоды. Бьются братья Левонтьевы, катаются по земле, всю землянику раздавили».

Слайд№8:

3 группа. Анализ эпизода «На речке».

А) Выразительно прочитайте отрывок.

Б)  Какие поступки совершали ребята на речке?

 В) Как вы их расцениваете?

 Г) Как автор относится здесь к ребятам?

       «… Мы брызгались из речки студеной водой, бродили по ней и руками ловили подкаменщика. Санька ухватил эту мерзкую на вид рыбину, и мы растерзали её на берегу за некрасивый вид. Потом пуляли камнями в пролетающих птичек и подшибли стрижа. Мы отпаивали стрижа водой из речки, но он пускал в речку кровь, а воды проглотить не мог, и умер, уронив головку. Мы похоронили стрижа на берегу, в гальке, и скоро забыли о нем, потому что занялись захватывающим , жутким делом: забегали в устье холодной пещеры, где жила( это в селе доподлинно  знали) нечистая сила.   Дальше всех в пещеру забежал Санька. Его и нечистая сила не брала!»

Вывод:  Больше подходит выражение «Левонтьевская орда». Дети перенимают устои семьи.

 Большое количество глаголов говорит о том, что они только действуют, порой необдуманно, порой агрессивно, легкомысленны, драчливы, эгоистичны, безответственны. Отношение автора несколько иронично: добродушно подсмеивается  над их легкомысленностью, но при этом нет негативного отношения.

IV.Человека характеризует его поведение в  ситуации нравственного выбора. Как вы понимаете  выражение « нравственный выбор»?

(Человек на перепутье добра и зла, нравственности и безнравственности.

Анализ ситуации нравственного выбора  героя методом « шести шляп».

Метод « шести шляп».( Технология критического мышления)

Правила работы в  «шляпах»:

Белая шляпа: факты, информация.

Желтая шляпа: плюсы, только положительные стороны.

Черная шляпа: минусы, только отрицательные стороны.

Красная шляпа: чувства, эмоции.

Зеленая шляпа: новые идеи, творчество.

Синяя шляпа: итоги, выводы, оценки.

Слайд №9

Белая шляпа: инсценировка эпизода «Разговор Саньки и героя».

Санька: Бабушки Петровны испугался! Эх ты!

Герой: Зато мне бабушка пряник конем купит!

Санька: Может, кобылой? Скажи уж лучше- боишься её, и ещё жадный!

Герой: Я?!

Санька: Ты!

Герой: Жадный?

Санька: Жадный!

Герой: А хочешь, все ягоды съем?

Санька: Слабо!

Герой: Мне слабо? Мне слабо? Вот! Ешьте вместе со мной!

Слайд №10

Вывод:  не хотел потерять друзей, не хотел ссориться, конфликтовать. Ему было важно не спасовать, не струсить, не опозориться,  не показаться жадным. Не хотел выделяться, быть как все.

Слайд №11.

Вывод: оказался бесхарактерным, нерешительным, безвольным, не умеющим сказать Нет, пошел на поводу у Саньки, попался на уду, оказался в зависимости  от чужого мнения, проявил слабость.

Слайд №12

Вывод:  вызывает сожаление, что так поступил, иронию, чувство стыда за него.

Слайд №13

Как следует вести себя в этой ситуации, что говорить?  Подобрать ответ Саньке .(Творческая работа).

Слайд №14

Вывод:  надо уметь говорить нет,  уметь быть твердым, проявлять решительность, не поддаваться на провокацию, не пытаться показаться храбрым во что бы то ни стало, надо стоять на своем взгляде на мир, т.е. не бояться быть личностью. Герой не выдержал испытание на прочность характера.

IV.Чувство вины – благородное чувство воспитанного человека. —Испытывает это чувство наш герой или ему все равно, что он совершил, как Левонтьевским ребятишкам.?  Через речь, портрет, внутренние монологи автор показывает душевные переживания  героя. Большую роль в этом сыграл и пейзаж.

Слайд №15

Проведем следующее исследование:

Какую роль играет пейзажная зарисовка   ясного летнего дня?

 1. Какие слова  использует автор для передачи цвета: ясный день,  рябенькие кукушкины слезы, синие колокольчики и др.

 2. Какие слова использует автор для передачи звуков: хрустких стеблях, колокольчики,  пчелы,  цветы-граммофончики.

3.Какие  изобразительно-выразительные  средства языка  мы видим в  отрывке и для чего они использованы?

4.Какое настроение вызывает пейзаж? ( Радостное, возвышенное. Цветут колокольчики, кукушкины слезки, день ясный, летают шмели.)

 5. Что происходит в природе  и что происходит в душе героя?

Вывод: На фоне красоты, спокойствия, гармонии природы ещё ярче видны переживания героя : «Вон как хорошо было жить! А теперь?» Жизнь главного героя омрачена безобразным поступком- обманом.  Мир природы, красота и гармония  летнего дня контрастируют с миром обмана, эгоизма, куда был вовлечен мальчик. Обман делает человека несчастным.

Слайд №16

V. Почему , осуждая внука за мошенничество, бабушка  купила все-таки  ему  пряник конем?

Индивидуальная исследовательская работа «Уроки  доброты и прощения  в рассказе «Конь с розовой гривой» и «Притче о блудном сыне». Защита исследовательской работы. ( См. презентация  №2)

VI .  Слайд №17. Рефлексия.  Какие уроки нравственности  я получил  после прочтения рассказа? Составление кластера: Уроки доброты и нравственности в рассказе.( Ученик на компьютере заполняет кластер).

1.Умей говорить нет.2.Не будь жестоким.

 3. Будь честным. 4. Помогай другим.

 5. Умей прощать . 6. Умей признать ошибку, покаяться.

  7.Делай  правильный выбор 8.Будь  решительным.

VII.Заключительное слово учителя.

— Рассказы В. П. Астафьева – это обращение ко всем людям на этой земле о нобходимости любить и прощать, продлевать жизнь друг другу, наполняя её радостью и красотой.

VII. Домашнее задание. Прочитать другие рассказы из сборника «Последний поклон» . Подготовить сообщение «Уроки доброты бабушки Катерины».

Методическая ценность:

Предмет, класс

Литература 6 класс

Тема урока

 Уроки доброты и нравственности в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

Актуальность использования средств ИКТ

Наглядный показ материала, экономия времени, элемент новизны объясняемого материала, объем материала, повышение познавательного интереса.

1. Место данного урока в системе уроков

Данный урок –  заключительный  урок в системе уроков по  рассказу В. П. Астафьева.

2. Тип урока, вид урока

Обобщающий урок; урок – исследование.

3.Цели урока

Образовательные:

1.  Продолжить знакомство с творчеством В. П. Астафьева. Продолжить формирование  умения работать с книгой, умения анализировать текст.

2. Продолжить работу над изобразительно-выразительными средствами языка.

Воспитательные:

1.Содействовать формированию нравственной позиции у учащихся.                                                                                            

2.Формировать этические ценности духовной  стойкости, порядочности, совестливости.

3. Воспитывать  чувство ответственности за свои поступки, милосердие, сострадание.

Развивающие:

1.Развивать познавательный интерес, самостоятельность суждений, способствовать формированию исследовательской культуры учащихся.                                  

2.Развивать речевую культуру учащихся.

4. Задачи урока  

Развивать потребность в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды работ, развивать умение самостоятельно подбирать и анализировать материал, прививать любовь к чтению.

Воспитывать любовь к творчеству писателя.   Помочь учащимся  определить необходимые условия духовно – нравственного развития.

5. Чем обоснован выбор структуры урока

Такая структура урока позволяет активизировать познавательную и мыслительную деятельность ребят, привить навыки самостоятельной исследовательской  работы с источником, отбирать нужный материал, проявлять творчество.

6. Обоснование выбранных методов обучения

Информационные, частично-поисковые, иллюстративно-объяснительные методы  помогают добиться поставленных целей. Позволяют активизировать познавательную и мыслительную активность учащихся, создать атмосферу сотрудничества на уроке, ситуацию успеха. Метод шести шляп  развивает критическое мышление. Метод составления кластера помогает  провести рефлексию.

7. Какие новые технологии  использованы на уроке.

 Урок построен с учетом психологических особенностей школьников. (Здоровьесберегающие)

 Эмоциональное объяснение материала сочетается с яркими необычными наглядными пособиями (презентация) (ИКТ)

 Прослеживается межпредметная связь

 Используются возможности  Л/О обучения

 Метод « шести шляп» . (Технология критического мышления).

Технология проектно-исследовательских работ учащихся.

Рассказ Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой» погружает читателя в легкий и волнующий мир детства. Сюжет рассказа реалистичен от начала и до конца, однако читателя не покидает ощущение сказки, волшебства происходящего. От первого до последнего слова повествование исполнено любви и доброты. Автор доносит до читателя идею о том, что самые важные в жизни уроки – именно такие уроки доброты.

Повествование ведется от первого лица. Главный герой, маленький мальчик, мечтает о розовом пряничном коне. Этот конь – просто чудо! Им можно любоваться, его так приятно прятать за пазухой, благодаря ему можно почувствовать свою власть и превосходство над леонтьевскими ребятишками. И какой же он вкусный!

Чтобы заслужить такое чудо, нужно немало постараться – набрать в лесу целый туесок земляники. Но как его наберешь, когда рядом шумная компания озорных малышей, которые так и норовят то подраться, то подурачиться. И так оно самой собой получилось, что главный герой возвращается вечером к бабушке с пустым туеском и в подавленном состоянии духа. С легкой руки коварного Саньки, решение находится быстро – мальчик набивает туесок травой, которую сверху присыпает ягодами, и отдает его бабушке.

Обман вскрывается быстро, буквально на следующий день: бабушка чуть не продала «землянику», которую собирал «бедный сиротиночка», на рынке. Конечно, пожилая женщина натерпелась позора, и маленького проказника, казалось, ждало неминуемое и суровое наказание. Предчувствуя беду, мальчик плохо спит накануне, весь день проводит в тревоге. Выбора нет, ему приходится идти домой. А там… конечно, бабушка вне себя от переживаний и негодования. На маленького шалуна накатывает волна раскаяния, он чувствует себя таким виноватым, таким пропащим…

На помощь приходит дедушка, пытаясь ободрить внука. И эта неожиданная доброта в ответ на его шалость вызывает у мальчишки обильные слезы, которые идут из самой глубины сердца, как чистое раскаяние. Сейчас он хочет только одного – чтобы его простили, чтоб у него на душе было легко, чисто и радостно, как раньше.

Кульминация рассказа – примирение с бабушкой и неожиданный подарок в виде заветного пряничного коня. Этот конь – даже больше, чем сбывшаяся мечта, он становится символом примирения, прощения и бескорыстной любви. Мальчишка прекрасно понимает, что своим поведением заслужил только наказание, поэтому для него конь становится гораздо большим, чем просто лакомство. Это урок любви, который он запомнил на всю жизнь и вспоминает с теплотой, уже став взрослым.

Уроки доброты (по рассказу «Конь с розовой гривой», Астафьев)

  • Автор: В. П. Астафьев
  • Произведение: Конь с розовой гривой
  • Это сочинение списано 50 460 раз

Рассказ Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой» погружает читателя в легкий и волнующий мир детства. Сюжет рассказа реалистичен от начала и до конца, однако читателя не покидает ощущение сказки, волшебства происходящего. От первого до последнего слова повествование исполнено любви и доброты. Автор доносит до читателя идею о том, что самые важные в жизни уроки – именно такие уроки доброты.

Повествование ведется от первого лица. Главный герой, маленький мальчик, мечтает о розовом пряничном коне. Этот конь – просто чудо! Им можно любоваться, его так приятно прятать за пазухой, благодаря ему можно почувствовать свою власть и превосходство над леонтьевскими ребятишками. И какой же он вкусный!

Чтобы заслужить такое чудо, нужно немало постараться – набрать в лесу целый туесок земляники. Но как его наберешь, когда рядом шумная компания озорных малышей, которые так и норовят то подраться, то подурачиться. И так оно самой собой получилось, что главный герой возвращается вечером к бабушке с пустым туеском и в подавленном состоянии духа. С легкой руки коварного Саньки, решение находится быстро – мальчик набивает туесок травой, которую сверху присыпает ягодами, и отдает его бабушке.

Обман вскрывается быстро, буквально на следующий день: бабушка чуть не продала «землянику», которую собирал «бедный сиротиночка», на рынке. Конечно, пожилая женщина натерпелась позора, и маленького проказника, казалось, ждало неминуемое и суровое наказание. Предчувствуя беду, мальчик плохо спит накануне, весь день проводит в тревоге. Выбора нет, ему приходится идти домой. А там… конечно, бабушка вне себя от переживаний и негодования. На маленького шалуна накатывает волна раскаяния, он чувствует себя таким виноватым, таким пропащим…

На помощь приходит дедушка, пытаясь ободрить внука. И эта неожиданная доброта в ответ на его шалость вызывает у мальчишки обильные слезы, которые идут из самой глубины сердца, как чистое раскаяние. Сейчас он хочет только одного – чтобы его простили, чтоб у него на душе было легко, чисто и радостно, как раньше.

Кульминация рассказа – примирение с бабушкой и неожиданный подарок в виде заветного пряничного коня. Этот конь – даже больше, чем сбывшаяся мечта, он становится символом примирения, прощения и бескорыстной любви. Мальчишка прекрасно понимает, что своим поведением заслужил только наказание, поэтому для него конь становится гораздо большим, чем просто лакомство. Это урок любви, который он запомнил на всю жизнь и вспоминает с теплотой, уже став взрослым.

  • Добролюбов н а собрание сочинений в 9 томах
  • Добролюбов и писарев о катерине сочинение
  • Добролюбов и писарев о грозе сочинение
  • Доброй ночи по английскому как пишется
  • Доброжелательный как пишется правильно