Что такое добро?
(По повести Антуана де Сент-Экзюпери
«Маленький принц»)
сочинение-рассуждение
Добро – понятие, которое относится к основополагающим морально-этическим категориям, характеризующим главные принципы человеческого общежития. На антитезе «добро и зло» построено все наше мироздание. Конечно, нельзя разделить людей на злых и добрых, как, впрочем, и животных, и растения, а вот поступки можно. Анализируя поступки человека, мы делаем соответствующие выводы. Эти выводы и ведут к условному делению на злодеев и добряков, но это легко только в случае крайностей. В большинстве своём люди неоднозначны, поэтому и видят они друг друга и себя по-разному.
Лис просит мальчика приручить его, но тот вначале отказывает ему. Принц знает, что скоро покинет это место и самого Лиса, поэтому ему кажется, что приручить Лиса – это не самый правильный и добрый поступок. Он не хочет делать Лису больно, но незнакомец настаивает. Лису было скучно и одиноко без друга. Ему было бы легче, знай он о том, что у него есть друг, пусть даже очень далеко. И Принц соглашается, несмотря на то, что у мальчика почти нет на это времени.
Один из ярчайших примеров доброты – поступок девочек из рассказа Анатолия Приставкина «Золотая рыбка». Главная героиня – маленькая Люсенька. В детском доме было очень голодно, но тяжелее всего было малышам. И Люсенька постоянно думала о еде. Внезапно стали пропадать рыбки в аквариуме. Все искали вора, и вот однажды старшие девочки заметили, как Люся вылавливает рыбок и ест. Вначале девчонки разозлились, но потом, увидев её бледную, прозрачную кожу, тонкие ручки с голубыми венками, простили её и решили взять под свою опеку. Девочки проявили искреннюю доброту по отношению к Люсеньке. Они не ругали её за съеденных рыбок, наверное, не только из сострадания, но и потому что чувствовали свою вину в этой ситуации. Ведь они недоглядели, и девчушка оставалась голодной.
Таким образом, мы можем утверждать, что добро, действительно, основополагающее начало мироздания и любых человеческих отношений. Им всё движется, им определяется степень человечности в человеке.
Антуан де Сент-Экзюпери — французский летчик-истребитель, погибший на боевом вылете, который прославился во всем мире как писатель. Он создал не так уж много произведений, но одно из них сделало его самым любимым писателем для миллионов детей и взрослых людей. Я говорю о его сказочной и вместе с тем философской повести «Маленький принц».
Сюжет для Сент-Экзюпери играет не главную роль. Главное в его сказке — это мысли и чувства героев, которые находят выражение в их словах и поступках. Маленький принц прилетел на Землю с далекого астероида, который известен в звездных атласах под номером В-612. В бескрайних песках Сахары он встречается с летчиком, самолет которого разбился. У летчика почти нет воды и еды, он один и, возможно, скоро умрет, потому что никто не найдет его, но Маленький принц становится ему другом, заставляет забыть о жажде, об одиночестве, о страхе смерти. Маленький принц пробуждает в летчике другую жажду — жажду жизни, уверенность в победе.
Возможно, Маленький принц привиделся в бреду умирающему от жажды человеку, но этот бред, эта сказка спасли ему жизнь, потому что только благодаря помощи Маленького принца летчик сумел починить самолет и выжить. Маленький принц, может быть, частица души самого летчика, уже взрослого и достаточно скучного, с точки зрения ребенка, человека. Но в каждом взрослом сохраняются частица детства, детской непосредственности и доверчивости к миру, немножко наивный, но очень добрый и поэтому правильный взгляд на вещи.
И Маленький принц у Сент-Экзюпери — живая частица человеческой души, в которой сохраняется все самое лучшее. Маленький принц полон доброты ко всему миру. Он трудолюбив, не стремится к деньгам и к власти, которые кажутся ему ненужными и смешными. Зато он очень постоянен в своей любви и дружбе. Он путешествует по Вселенной с перелетными птицами, но помнит о своей маленькой планете и о своей розе, которая скучает по нему и ждет его.
В своих путешествиях Маленький принц встречался с разными взрослыми людьми, которые посвятили свою жизнь никому не нужным вещам. Это король, который правит всем миром, но живет на маленьком астероиде; пьяница, у которого, кроме выпивки, нет ничего в жизни; «деловой человек», считающий звезды и заключающий бессмысленные сделки и др. И на Земле таких людей Маленький принц видел очень много. С его точки зрения, абсолютно разумной, жизнь взрослых людей неправильна и скучна. И именно взрослые делают мир неправильным, потому что красота души, доброта, нежность, любовь, правдивость делают человека слабым, и лишь неразумное и бессмысленное имеет силу и ценность. Мир взрослых людей, с которым столкнулся Маленький принц, перевернут с ног на голову. Но и здесь есть настоящие ценности. Это привязанность, любовь. Когда любишь, то сердце видит правду о мире и человеке. «Вот мой секрет, — сказал Маленькому принцу Лис, — он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».
Маленький принц и летчик выучили свой урок: мир невыносим из-за людей, которые в нем живут. Но без людей жизнь невозможна вообще. И поэтому каждый из нас родился для того, чтобы прожить свою жизнь для людей и вместе с людьми, но не для одиночества. В этом мораль сказки о Маленьком принце.
В конце сказки Сент-Экзюпери задает всем читателям и своим героям вопрос: если в конце жизни смерть неизбежна, то не делает ли смерть все на свете бессмысленным? Ведь она разрушает и любовь, и дружбу, она уничтожает саму жизнь. На этот вопрос отвечает Маленький принц: да, смерть неизбежна. Но она не делает жизнь ненужной и бессмысленной. Ради своей розы, которую он очень любит и которой он очень нужен, Маленький принц готов умереть. Ведь иногда смерть — это просто путь вернуться домой, к тем, кто тебя ждет.
Такой подход Сент-Экзюпери к смерти парадоксален, но очень оптимистичен. В конце концов, военный летчик, который видел смерть не один раз в своей жизни и научился ее не бояться, может судить об этих вопросах гораздо лучше тех, кто живет только боязнью смерти, ни разу ее не увидев. Философская сказка А. де Сент-Экзюпери — это ответ пессимистам, мизантропам и всем тем, кто не видит смысла в человеческой жизни.
Место действия этой повести — пустыня. Но искренняя дружба Маленького принца и летчика — это оазис, в котором каждый читатель найдет родник доброты, окунется в теплые чувства, любовь, глубокую привязанность, где научится доверять себе и окружающим.
Уроки истины и доброты
( по сказке «Маленький принц» А. де Сент- Экзюпери )
Эпиграф:
Быть человеком – это значит чувствовать, что ты за все в ответе. А. де Сент- Экзюпери
Ход урока
- Слово учителя
Давайте поклоняться доброте-
На кладбище военном, на плите,
Я прочитал и в жизнь унес когда-то.
И лучевой строкой в моем труде
Вдруг стала эта заповедь солдата:
« Давайте поклоняться доброте…
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте земля добра,
Она дарит нас хлебом, живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за ДОБРОТУ.
Я неслучайно начала урок с чтения стихотворения М. Дудиной . Оно перекликается с темой и эпиграфом нашего урока.
Знакомясь с произведением «Маленький принц» французского писателя А. де Сент-Экзюпери, вы поняли, что страницы сказки требуют целостного и трепетного прочтения и рассчитаны на тончайший слух. Но как говорит один из героев произведения, мудрый Лис: « Зорко одно лишь сердце,… самого главного глазами не увидишь».
Мы сегодня с вами постараемся по-новому взглянуть на сказку, попытаемся осознать ее, прочувствовать символический подтекст, увидеть за фантастическим сюжетом то, что напомнит нам о реальной жизни, то, что может случиться с каждым из нас… Все наши рассуждения должны подвести к выводу, который вы сделаете в конце урока , ответив на вопрос:
Какие истины жизни открыл для себя и для нас Маленький принц, путешествуя по планетам? (проблемный вопрос записан на доске).
А сейчас давайте вспомним.
- Вопросы для учащихся:
– Кто автор сказки?
– Каким вы его себе представляете?
–Почему только это произведение автор сопроводил собственными рисунками?
— Когда сказка была написана?
— Какие эпизоды сказки вам бы хотелось проиллюстрировать?
Сент-Экзюпери писал своей матери: «Мир воспоминаний детства ,нашего языка, наших игр…всегда будет мне казаться безнадежно более истинным, чем любой другой»
- Слово учителя
Мы с вами — жители огромной планеты Земля. Сказка Экзюпери помогла осуществиться, может быть, давней мечте многих из нас – встретиться с инопланетянином, прилетевшим к нам с крошечной планетки-звездочки под названием «астероид В-612». Имя этого героя тоже необычное, сказочное — Маленький принц.
– Каким предстает перед вами Маленький принц при первом знакомстве? Опишите его портрет, характер. Вспомните его главные правила жизни.
— Почему герой сказки отправляется в путешествие? Как он сам об этом говорит?(гл.8)
— Кто является виновницей его сомнений?
— Мини-конкурс (подберите эпитеты, характеризующие Розу) Какая она? Какой у нее характер?
Слово учителя
Вы правы. Этот прекрасный и капризный цветок доставляет принцу много забот и беспокойства. Поэтому и решился он оставить Розу и улететь с перелетными птицами.
— Как Роза отнеслась к решению Маленького принца ? Поняла ли она свое поведение? Подтверждаем словами текста (9 гл. )
Текст:
— Прощайте, — сказал он. Красавица не ответила.— Прощайте, — повторил Маленький принц. Она кашлянула. Но не от простуды. — Я была глупая, — сказала она наконец. — Прости меня. И постарайся быть счастливым. И ни слова упрека. Маленький принц был очень удивлен. Он застыл, смущенный и растерянный, со стеклянным колпаком в руках. Откуда эта тихая нежность?— Да, да, я люблю тебя, — услышал он. — Моя вина, что ты этого не знал. Да это и не важно. Но ты был такой же глупый, как и я. Постарайся быть счастливым… Оставь колпак, он мне больше не нужен.
— Но ветер…
— Не так уж я простужена… Ночная свежесть пойдет мне на пользу. Ведь я — цветок.
— Но звери, насекомые…
— Должна же я стерпеть двух-трех гусениц, если хочу познакомиться с бабочками. Они, должно быть, прелестны. А то кто же станет меня навещать? Ты ведь будешь далеко. А больших зверей я не боюсь. У меня тоже есть когти.
И она в простоте душевной показала свои четыре шипа. Потом прибавила:
— Да не тяни же, это невыносимо! Решил уйти — так уходи.
Она не хотела, чтобы Маленький принц видел, как она плачет. Это был очень гордый цветок…
- Слово учителя
Свои чувства надо уметь выражать, проявлять. А для этого нужно обладать культурой сердца. Сам герой поначалу бесцельно путешествует, не понимая до конца, что гонит его от Розы и чего он ищет. Лишь постепенно планеты, куда попадает наш герой , проявляют свое предназначение. Давайте и мы заочно совершим экскурсию на эти планеты и познакомимся с их обитателями.
Домашнее задание: рассказ о планетах от лица их жителей.
- Планета короля (10 гл.)
- Планета честолюбца ( 11 гл.)
- Планета делового человека ( 13 гл.)
– Какие планеты еще посещает Маленький принц? С кем там знакомится? Какие планеты показались герою бесполезными, бессмысленными? Почему?
— Могут ли обитатели этих планет называться людьми, «человеками»?
Слово учителя
Здесь живут честолюбцы, властолюбцы, эгоисты, порочные личности, «грибы», которые любят только себя , восхищаются только собой, занимаются бесполезными, бесмыссленными делами. Это характерно только для взрослых. Из их обихода исчезает хозяйская заботливость о своей планете , за цифрами доходов, честолюбием, алчностью они – взрослые – забыли о своем призвании. Каком? (см. эпиграф ). Не случайно, Маленький принц несколько раз произносит одну и ту же фразу: «Странный народ эти взрослые…»
5. Правда, одна планета показалась герою занятной, здесь он захотел даже остаться ,подружиться с ее жителем. Узнали ее?
— Инсценирование ( гл. 14)
Пятая планета была очень занятная. Она оказалась меньше всех. На ней только и помещались фонарь и фонарщик.
Маленький принц: — Добрый день! Почему ты сейчас погасил свой фонарь?
Фонарщик: — Такой уговор. Добрый день!
М.п.- А что за уговор?
Ф.- Гасить фонарь. Добрый вечер! (включил фонарь)
М. п. – Не понимаю.
Ф. – И понимать нечего, уговор есть уговор. Добрый день! ( погасил фонарь, красным клетчатым платком утер пот со лба). Тяжкое у меня ремесло. Когда-то это имело смысл. Я гасил фонарь по утрам, а вечером опять зажигал. У меня оставался еще день, чтобы отдохнуть, и ночь, чтобы выспаться.
М. п. – А потом уговор переменился?
Ф.- Уговор не менялся. В том-то и беда! Моя планета год от года вращается быстрее ,а уговор остается прежним.
М. п. – И как же теперь?
Ф. – Да вот так. Планета делает полный оборот за одну минуту, и у меня нет ни секунды передышки. Каждую минуту я гашу фонарь и опять его зажигаю.
М. п. – Вот забавно! Значит, у тебя длится день всего одну минуту!
Ф. – Ничего тут нет забавного. Мы с тобой разговариваем уже целый месяц.
М. п. –Целый месяц?
Ф. – Ну да. 30 минут- 30 дней. Добрый вечер! ( опять засветил фонарь)
М. п. – Послушай, я знаю средство: ты можешь отдыхать, когда захочешь…
Ф. – Мне все время хочется отдыхать.
М. п. – Твоя планета такая крохотная, ты можешь обойти ее в три шага… Когда тебе захочется отдохнуть, ты просто иди, иди… и день будет тянуться столько времени, сколько ты пожелаешь.
Ф. – Ну от этого мне мало толку. Больше всего на свете я люблю спать.
М. п. – Тогда плохо твое дело!
Ф. – Плохо мое дело… Добрый день! (погасил фонарь)
5. Вопросы для учащихся:
— Почему из всех жителей планет Маленький принц выделяет фонарщика особенно?
— Как называется качество человека и сам человек, который думает и действует для пользы других бескорыстно? ( альтруизм, альтруист)
— Почему лишь географ заставляет вспомнить героя о его Розе? Найдите подтверждение своим словам в тексте ( 15 гл.)
Текст: — Слушаю тебя, — сказал географ.
— Ну, у меня там не так уж интересно, — промолвил Маленький принц. — У меня все очень маленькое. Есть три вулкана. Два действуют, а один давно потух. Но мало ли что может случиться…
— Да, все может случиться, — подтвердил географ.
— Потом у меня есть цветок.
— Цветы мы не отмечаем, — сказал географ.
— Почему?! Это ведь самое красивое!
— Потому, что цветы эфемерны.
— Как это — эфемерны?
— Книги по географии — самые драгоценные книги на свете, — объяснил географ. — Они никогда не устаревают. Ведь это очень редкий случай, чтобы гора сдвинулась с места. Или чтобы океан пересох. Мы пишем о вещах вечных и неизменных.
— Но потухший вулкан может проснуться, — прервал Маленький принц. — А что такое «эфемерный»?
— Потух вулкан или действует, это для нас, географов, не имеет значения, — сказал географ. — Важно одно: гора. Она не меняется.
— А что такое «эфемерный»? — спросил Маленький принц, который, раз задав вопрос, не успокаивался, пока не получал ответа.
— Это значит: тот, что должен скоро исчезнуть.
— И мой цветок должен скоро исчезнуть?
— Разумеется.
«Моя краса и радость недолговечна, — сказал себе Маленький принц, — и ей нечем защищаться от мира, у нее только и есть что четыре шипа. А я бросил ее, и она осталась на моей планете совсем одна!»
Это впервые он пожалел о покинутом цветке.
— Почему Маленький принц пришел в отчаяние, когда увидел сад с розами на Земле, которую он посетил по совету географа? Чем вызваны горестные слезы малыша? Читаем эпизод ( 20 гл.)
— Добрый день, — сказал он.
Перед ним был сад, полный роз.
— Добрый день, — отозвались розы.
И Маленький принц увидел, что все они похожи на его цветок.
— Кто вы? — спросил он, пораженный.
— Мы — розы, — отвечали розы.
— Вот как… — промолвил Маленький принц.
И почувствовал себя очень-очень несчастным. Его красавица говорила ему, что подобных ей нет во всей вселенной. И вот перед ним пять тысяч точно таких же цветов в одном только саду!
«Как бы она рассердилась, если бы увидела их! — подумал Маленький принц. — Она бы ужасно раскашлялась и сделала вид, что умирает, лишь бы не показаться смешной. А мне пришлось бы ходить за ней, как за больной, ведь иначе она и вправду бы умерла, лишь бы унизить и меня тоже…»
А потом он подумал: «Я-то воображал, что владею единственным в мире цветком, какого больше ни у кого и нигде нет, а это была самая обыкновенная роза. Только всего у меня и было что простая роза да три вулкана ростом мне по колено, и то один из них потух и, может быть, навсегда… какой же я после этого принц…»
Он лег в траву и заплакал.
6. Вопросы для учащихся:
— Кто появляется перед принцем в минуты разочарования?
— Чему учит Лис мальчика?
— Как вы понимаете смысл слова «приручить»?
— Что необходимо, чтобы узнать лучше человека?
— Удалось ли Маленькому принцу приручить Лиса.
Сцена прощания Маленького принца с Лисом (прослушивание записи или чтение по ролям заранее подготовленных учеников) (21 гл. ) Текст:
И вот настал час прощанья.
— Я буду плакать о тебе, — вздохнул Лис.
— Ты сам виноват, — сказал Маленький принц. — Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно, ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил…
— Да, конечно, — сказал Лис.
— Но ты будешь плакать!
— Да, конечно.
— Значит, тебе от этого плохо.
— Нет, — возразил Лис, — мне хорошо. Вспомни, что я говорил про золотые колосья.
Он умолк. Потом прибавил:
— Поди взгляни еще раз на розы. Ты поймешь, что твоя роза — единственная в мире. А когда вернешься, чтобы проститься со мной, я открою тебе один секрет. Это будет мой тебе подарок.
Маленький принц пошел взглянуть на розы.
— Вы ничуть не похожи на мою розу, — сказал он им. — Вы еще ничто. Никто вас не приручил, и вы никого не приручили. Таким был прежде мой Лис. Он ничем не отличался от ста тысяч других лисиц. Но я с ним подружился, и теперь он — единственный в целом свете.
Розы очень смутились.
— Вы красивые, но пустые, — продолжал Маленький принц. — Ради вас не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но мне она одна дороже всех вас. Ведь это ее, а не вас я поливал каждый день. Ее, а не вас накрывал стеклянным колпаком. Ее загораживал ширмой, оберегая от ветра. Для нее убивал гусениц, только двух или трех оставил, чтобы вывелись бабочки. Я слушал, как она жаловалась и как хвастала, я прислушивался к ней, даже когда она умолкала. Она — моя.
И Маленький принц возвратился к Лису.
— Прощай… — сказал он.
— Прощай, — сказал Лис. — Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.
— Самого главного глазами не увидишь, — повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.
— Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю душу.
— Потому что я отдавал ей всю душу… — повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.
— Люди забыли эту истину, — сказал Лис, — но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу.
— Я в ответе за мою розу… — повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.
— Какие истины добра, любви, дружбы открыл Лис своему другу и нам ?
7. Слово учителя
Каждое чувство , даже самое прекрасное, нужно заслужить неустанной работой сердца, душевной работой. Любовь – это труд души. Не случайно , Маленький принц повторяет эти слова несколько раз, чтобы не забыть. Он возвращается на свою планету , потому что в ответе за всех, кого приручил.
К уроку , по моей просьбе, вы сделали бумажные самолетики. Сейчас напишите на них те истины жизни, которые открыл для себя и для нас Маленький принц и которые вам особенно понравились и запомнились. Выучите их наизусть, а самолетики подарите своим друзьям, товарищам. (если времени на уроке не остается,можно сделать это дома)
На фоне мелодии «Нежность» А. Пахмутовой звучат финальные слова учителя
Маленький принц в конце сказки покидает Землю ради оставленной им своей Розы, которую он приручил, сделал своей. Ради того, чтобы улететь, он должен умереть на Земле, освободиться от груза своего тела. И как бы смерть ни пугала его, он приемлет ее, потому что он в ответе за то, что будет с его планетой. Это чувство он передает и нам, землянам. Вся жизнь А. де Сент- Экзюпери была бесстрашным поиском истины. Он ушел из жизни так же, как его герой, в небо, не вернувшись из рокового полета. Даже могилы с его прахом не осталось на Земле, но живы книги, дневники, письма. Сам Экзюпери говорил: «Ищите меня в том, что я пишу…»
За несколько месяцев до своей гибели Сент-Экзюпери написал аллегорическую сказку “Маленький принц” (1943). Мотивы, звучащие в ней – вера в торжество добра, гуманизм, презрение к обывательскому равнодушию,- характерны для всего творчества писателя. Сказка адресована детям, но она хороша и для взрослого читателя, так как понять до конца ее глубину, философскую направленность может только человек, умудренный жизненным опытом.
Сюжет сказки внешне не сложен: потерпевший аварию в песках Сахары летчик встречается с Маленьким принцем. Маленький принц просит нарисовать ему барашка. После многих неудачных попыток летчик нарисовал ящик, сказав, что барашек находится внутри. “Вот такого как раз я и хотел!” – сказал Маленький принц, которому, видимо, понравилась эта шутка, и между ними установилось взаимопонимание.
В сказке много аллегорий. Так, Маленький принц рассказывает своему другу о вулканах, которые он прочищает, чтобы они давали больше тепла, о борьбе с баобабами, корни которых настолько сильны, что могут раздавить планету. Маленький принц поведал своему другу о встрече с прекрасной Розой, которая полюбила его. Но он, не поверив в ее добрые чувства, отправился путешествовать по чужим мирам, надеясь именно там найти подлинную любовь и дружбу.
Однако и это не удовлетворило его: всюду живут эгоистичные, занятые лишь собой люди. Так, на одной планете он сталкивается с королем, смысл жизни которого – властолюбие. Король делает Маленького принца своим подданным, думая, что совершает для него великое благо. На другой планете происходит встреча с честолюбцем, главйой целью которого было, чтобы все люди почитали лишь его одного.
Рассказывает Маленький принц и о встрече с деловым человеком, занятым подсчетом звезд; с географом, который, никуда не выезжая, пишет о морях, горах.
Единственное светлое воспоминание у малыша осталось от встречи с фонарщиком, который гасил и зажигал фонарь на своей маленькой планете, где очень часто сменялись дни и ночи. И лишь только на Земле Маленький принц узнал, что такое настоящая любовь и дружба. Мудрый Лис объяснил ему, что счастье человек создает сам, оно вокруг него, вокруг него истинные друзья. Нужно только “приручить” чужое сердце, а взамен отдать свое:
“Но, подумав, спросил [Маленький принц]: – А как это – приручать?.. – Это давно забытое понятие,- объяснил Лис.- Оно означает привязывать к себе. – Привязывать? – Вот именно,- сказал Лис.- Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других маленьких мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя всего лишь лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц.
Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете…”
И далее: “Но если ты меня приручишь, моя жизнь точно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других…” Значит, дружба – это огромная ценность, с ней ничто не сравнимо, все другие ценности меркнут перед ней. К сожалению, “у людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах.
Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей”. Таким образом, сказка вырастает в протест против разобщенности людей, обывательского равнодушия, пассивного отношения к злу на земле.
Каждый эпизод сказки, каждое иносказание выражают общую гуманистическую направленность этого замечательного произведения. Светлыми, чистыми глазами смотрит на мир не только Маленький принц, но и сам автор, девизом которого было “действовать и во всем развивать в себе совершенство”.
Loading…