Добротой себя измерь рассказ

Цель: продолжить работу по нравственному
воспитанию детей, развивать умение
анализировать черты характера, формировать
правильную самооценку и потребность в работе по
самовоспитанию, самосовершенствованию.

Ход классного часа

-Послушайте внимательно песню из известного
вам мультфильма. Приложение 1.

-Ребята, о каком человеке поёт кот Леопольд? Как
вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на
нашем занятии? Слайд 1

-Правильно тема нашего классного часа о
доброте, а называется он «Добротой себя измерь»
Слайд 2

Что для вас означает «Доброта». Слайд 3

Доброта- это : (Добрый — делающий добро другим,
отзывчивый).

-Многие из вас верно понимают, что такое
доброта. В «Словаре русского языка» Сергея
Ивановича Ожегова слово доброта определяется
так:

«Доброта — отзывчивость, душевное
расположение к людям, стремление делать добро
для других»
Слайд 4

-Добрый человек — это тот, кто любит людей и
помогает им.

-Никому не нравятся люди совершающие
плохие поступки. Хорошие поступки человека
говорят о том, что он хороший человек.

Послушайте, какое замечательное стихотворение
о доброте написал А.Чепуров (читает
подготовленный ученик).

Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!

-Каким русским словам дает начало слово
«добро»?

Учащиеся:

Доброжелательность. Добросердечность
Добропорядочность Добрососедство Слайд 5

Видите как много слов содержит в себе корень
«добр» У вас на столах лежат листочки со
словами, подумайте как вы понимаете это слово и
приходилось ли вам в жизни сталкиваться с этим
понятием.

-Рядом с добром часто употребляют зло.

— Чего же больше в людях добра или зла?

А теперь прослушайте притчу

Притча это рассказ с нравоучением.

Притча о Добре и Зле. Слайд 6.

Когда-то давно старый индеец открыл своему
внуку жизненную истину:

В каждом человеке идет борьба, очень похожая на
борьбу двух волков. Один волк представляет зло —
зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь:

Другой волк представляет добро — мир, любовь,
надежду, истину, доброту, верность:

Маленький индеец, тронутый до глубины души
словами деда, на несколько мгновений задумался, а
потом спросил:

А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

-Как вы понимаете слова в конце притчи? Всегда
побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Педагог предлагает учащимся, разделив лист
пополам, и поставив в одной части +, а в другой —
записать свои положительные и отрицательные
качества, отвечая на вопрос: «Какой я»?

Ребята, кто из вас отметил в себе такое
качество, как доброта?

Готовясь к классному часу я прочитала много
стихотворений. Вот одно из них которое мне очень
понравилось, оно даёт повод для размышления.

Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
Рождает зверя зверь,
Рождает птица птицу.
От доброго — добро,
От злого — зло родится.
Добро, сколь ни было б оно мало,
Гораздо лучше, чем большое зло.

Нужно уметь слушать себя, говорить злым
чувствам «Стоп» и не давать им подавлять добрые.

Чтобы делать добро, надо, прежде всего, им
обладать. У каждого человека свой путь к доброте.
Она нам не дается с рождения, не передается по
наследству. Необходимо стараться упорно, день за
днем воспитывать в себе — Доброту.

А как? (совершать добрые поступки, замечать в
людях хорошее, проще говоря способность
представить себя на на месте другого человека).

— Расскажите о добром поступке, который
совершили вы сами или такой поступок оставил
добрую отметину в вашем сердце.

-Когда мы совершаем добрые дела, иногда нам
приходится жертвовать собственными интересами.
Например, тебе хочется сидеть в автобусе, но ты
уступаешь место женщине. Или тебе хочется
поиграть, посмотреть телевизор, но ты делаешь
уборку в доме. И от этого ты становишься не только
добрее, но и сильнее.

— Ребята, послушайте рассказ В. Осеевой «На
берегу реки»

НА БЕРЕГУ РЕКИ.

Юра и Толя шли неподалеку от берега реки.

— Интересно,- сказал Толя,- как это свершаются
подвиги? Я очень хотел бы совершить какой-
нибудь подвиг!

— А я об этом даже не думаю…- ответил Юра и
вдруг остановился.

С реки донеслись отчаянные крики о помощи.

Оба мальчика помчались на зов. Юра на ходу
сбросил туфли, отшвырнул в сторону книги и,
достигнув берега, бросился в воду.

А Толя бегал по берегу и кричал:- Кто звал? Кто
кричал? Кто тонет?

Между тем Юра с трудом вытащил на берег
плачущего малыша.

— Ах, вот он! Вот кто кричал! — обрадовался
Толя.- Живой? Ну и хорошо! А ведь не подоспей мы
вовремя, кто знает, что было бы.

-Какой поступок совершил Юра?

Можно ли его поступок назвать подвигом?

Не стой в стороне равнодушно
Когда у кого-то беда,
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря.

-А можно ли человека заставить быть добрым?

Правда, не всякий может сделаться добрым, иначе
не было бы в мире зла. Научиться

быть добрым трудно, если говорить о доброте
устойчивой, постоянной, а не той, которая
возникает раз в году от хорошего настроения,
когда самому так радостно, что в этот момент
готов полюбить весь мир.

Да, это трудно — всегда быть готовым утешить
того, кому плохо, разделить чье-то горе, помочь.
Этому надо учиться. А в нашем классе есть ребята
,которые так поступают? Обсудите в группе и
назовите их.

— В народе к доброте всегда относились
по-особому. Недаром говорят: «Доброе слово и
кошке приятно». Вот сейчас мы вспомним
пословицы, где звучит слово доброта. Назовите
такие пословицы.

«Живи добрее будешь всем милее».

«Без добрых дел нет доброго имени».

«Доброе слово и железные ворота открывает».

«Доброе слово, что солнышко в ненастье».

«Час в добре пробудешь — всё горе забудешь».

«Доброе слово лечит, злое калечит».

«Делай другим добро — будешь сам без беды».

«Добру человек у человека учится» Каждой
команде выдаются рассыпанные пословицы. Вам
нужно из слов и словосочетаний собрать
пословицу, наклеить ее на лист, обсудить в группе,
в чем заключается смысл этой пословицы, а затем
всем рассказать ваше общее мнение

-Но не только народ сочинял пословицы о доброте.
Тема доброты затрагивали и известные во всём
мире люди. Автора вы можете не знать, но
послушайте какие высказывания они посвящали
доброте. Слайд 7

«Чтобы поверить в добро, надо начать делать
его.» Л.Н Толстой

«Доброта — это то, что может услышать глухой и
увидеть слепой.» Марк Твен

«Добрый человек — не тот, кто умеет делать
добро, а тот, кто не умеет делать зла».

В.О. Ключевский.

«Трудно привести к добру нравоучениями, легко
примером».
Ч. Айтматов.

«Кто сделал доброе дело, тот молчит — говорит
пусть тот, для кого оно было сделано» (читает
учитель)

«Из всех добродетелей и достоинств души
величайшее достоинство — доброта» М. Горький

Какое высказывание вам больше всего
понравилось? Почему?

Самая большая цель жизни — увеличивать добро в
окружающем нас. А добро- это, прежде всего,
счастье всех людей. Оно слагается из многого, и
каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу,
которую нужно уметь решать.

Когда случилась авария в Чернобыле,
землетрясение в Японии, когда трагически погибла
атомная лодка «Курск», вся страна откликнулась
на чужую боль.

(Учащиеся приводят конкретные примеры
взаимопомощи и любви человека к человеку).

Педагог:

Все это достойно уважения. Но как вы думаете, а
можно ли в повседневной жизни проявлять доброту,
человеколюбие? Если да, то как?

(Учащиеся приводят примеры заботы о младших
братьях, о престарелых соседях, о субботниках по
очистке школьной территории).

Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и
о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя
разделять. Большая цепь добра начинается с
малого — с желания добра своим близким, но,
расширяясь, она захватывает все более широкий
круг вопросов. Слайд 8-11

А теперь посмотрим инсценировку стихотворения
А.Барто «Человечество» (исполняют два ученика)

О ЧЕЛОВЕЧЕСТВЕ.

Готов для человечества
Он многое свершить,
Но торопиться нечего,
Зачем ему спешить?
Пока ещё он подвига
Себе не приглядел,
А дома (что поделаешь!)
Нет подходящих дел!
Когда судьбой назначено
Вселенную спасти,
К чему сестрёнку младшую
На скверике пасти?!
Пока ещё он подвига
Себе не приглядел,
А дома (что поделаешь!)
Нет подходящих дел!
В своём платочке клетчатом
В углу ревёт сестра:
— Я тоже человечество!
И мне гулять пора!
Дед от простуды лечится,
Лекарство дать велит,
Но он не человечество,
Он старый инвалид.
С утра Наташка мечется
(Гуляйте с ней с утра!).
Она не человечество,
А младшая сестра.

Педагог:

Как вы думаете, есть ли настоящая доброта в этом
мальчике?

А какие полезные, добрые дела вы сами ежедневно
делаете?

Учащиеся высказывают свои мысли, обмениваются
мнениями.

Идя по улице с мамой, помоги нести ей тяжелую
сумку.

Пишите письма, звоните домой, когда уезжаете.

Не допускайте грубости.

Старайтесь во всем помочь ближнем.

Будьте добрым людьми. Не забывайте, что каждый
из вас несёт в себе частичку солнышка и его тепла!

Учитель предлагает вернуться к заданию «Какой
я»?

Прочтите написанное вами, не появилось ли
желание что-либо дописать или вычеркнуть.
Считаете ли вы себя добрым человеком? Вспомните,
какие добрые дела вы сделали за эту неделю?

Педагог:

Сознание сделанного добра — это уже награда
для человека. Просто делая добро, никогда не надо
ожидать благодарности. Добро ведь делают не из
корысти, а из любви к ближнему.

Наверное, у всех вас, ребята, есть хорошие
друзья.

Расскажите, как вы относитесь к ним, спешите ли
к ним на помощь в трудную минуту или, зная о
людской неблагодарности, не любите лишних хлопот
и огорчений. Что вы цените в них, прежде всего?
(Все высказываются).

Педагог:

Читает стихотворение А.Барто.

ДРУГ НАПОМНИЛ МНЕ ВЧЕРА…

Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра:
Карандаш мне дал однажды
(Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете, чуть не в каждой.
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок —
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка,
Откусить мне дал когда-то,
А теперь поставил в счёт.
И меня к нему, ребята,
Что-то больше не влечёт.

Педагог:

Можно ли такого друга назвать добрым?

Почему к такому другу не влечет?

Какой вывод вы сделали для себя из нашего
разговора?

Давайте вместе зачитаем законы дружбы:

  1. Не обзывай и не унижай своего друга.
  2. Помогай другу в беде.
  3. Умей с другом разделить радость.
  4. Не смейся над недостатками друга.
  5. Выбирай друзей по душевным качествам.
  6. Выбирай друзей по душевным качествам, а не по
    одежде.
  7. Умей признать свои ошибки и помирись с другом.
  8. Не предавай своего друга.

Путь к доброте — нелегкий, долгий путь, на
котором человека ожидают взлеты и падения,
спуски и подъемы, чередование добра и зла.
Научиться быть по-настоящему добрым — трудно.
Человек должен чаще останавливаться и
размышлять о своих совершенных поступках.

Изготовление коллажа. Приложение 1.

Народная мудрость гласит: доброта, что солнце. А
добрые люди, как лучи этого солнца добротой своей
согревают нашу Землю. Доброта очень нужна и вам
самим, и близким вам людям, вашим друзьям, и
просто тем, кто вас окружают.

Первая команда изобразит нам на этом листе
солнце. Сейчас я раздам вам высказывания Вашей
команде нужно выбрать добрые мысли и наклеить их
на солнце вместо лучиков.

Солнце дает жизнь на Земле, значит на Доброй
земле должны цвести сады, петь птицы, потому что
природа тоже радуется доброте.

Вторая команда приклеит к дереву корни ,на них
напишет свои добрые слова ,ведь дерево вырастет
сильным только тогда ,когда у него будут
добрые(крепкие) корни .

Третья команда напишет на плодах добрые дела.

Добрые мысли-солнце.

Добрые слова — корни. Слайд 12

Добрые дела — плоды.

Добрые сердца — сады. (открыть в последнюю
очередь )

Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему
зарастать сорняками, наполняйте его солнечным
светом, добрыми словами и добрыми делами.

Пусть эти слова станут вашим девизом на всю
жизнь.

Добрым быть, совсем не просто!
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Надо только добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем не просто!
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта как солнце светит,
Радуются взрослые и дети. Слайд 13,14

Много славных дел ждёт вас, но прежде всего вы
должны вырасти настоящими людьми — добрыми,
отзывчивыми, вежливыми Этому нужно учиться с
детства. Вежливость, честность, доброта радуют
людей и делают их стойкими и весёлыми.

Я всех благодарю за теплый, доверительный
разговор, за добрые, умные мысли, за творческое
отношение к работе.

Предлагаю взяться за руки и исполнить песню
«Дорогою добра»:

Спроси у жизни строгой — Приложение 1.
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом.
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
Забудь свои заботы,
Падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба себя
Ведёт не как сестра.
Но если с другом худо —
Не уповай на чудо.
Спеши к нему, всегда иди
Дорогою добра.
Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов!
Не забывай, что эта жизнь —
Не детская игра!
Ты, прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный:
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!

Фамилия, имя, отчество автора (соавторов),

Клиновицкая Алия Серикболовна

Место работы

КГУ «Средняя школа №11 города Зыряновска»

Должность

учитель начальных классов

Наименование материала

«Добротой измерь себя».

Рубрика

  • Начальные классы

План урока самопознания

Школа: КГУ «Средняя школа № 11 города Зыряновска»

Дата: 11.11.2016г. № 9

Тема урока:  «Добротой измерь себя».

Ценность: радость.

Качество: «общечеловеческие ценности», «самопознание».

Педагог : Клиновицкая А.С.

Класс: 2 «Б» Количество учащихся: 26

Цель: воспитание у учащихся стремление помогать другим через ценность «любовь». 
Задачи: 
— раскрыть значение слов «доброта», «добрые поступки». 
— расширять представления о добром и отзывчивом человеке; развивать способность осмысливать и оценивать различные жизненные ситуации. 
— воспитывать уважение друг к другу и окружающим, стремления прийти на помощь, совершать добрые дела, поступки. 

Ресурсы: Музыка «Звуки природы», фотография Эзопа, видеозапись «Что такое доброта?» Барбарики, Сказка о доброте «Муравей и мотылёк», рисунок солнца, тест на каждого ученика, аудиозапись песня «Дорогою добра».

Ход урока.

I.Организационный момент.  

Давайте мысленным взором попробуем заглянуть в своё сердце. Представьте, что внутри вашего сердечка раскинулся великолепный сад — сад вашей души. Светит солнце любви и тепла. Переливается радуга доброты. Каждый цвет радуги наполняет ваше сердце «радужной добротой» и разными добрыми поступками. Может быть, вы увидите там дерево, покрытое зелёной кроной. Это дерево доверия, уважения, радости, честности. Полюбуйтесь цветами любви и добра, пройдитесь по саду своей души, насладитесь красотой. А теперь медленно вернитесь в класс и откройте глазки. 

— Что ребята вы испытали?

— Что вам понравилось, что запомнилось?

— Что или кого представляли рядом, что почувствовали?

Я рада, что вы чувствуете себя хорошо, что вам комфортно. И вы готовы работать вместе со мной. 

Анализ хода урока

II.Проверка домашнего задания. 

Защита коллаж «Моя любимая школа».

— Как вы считаете, осуществляться ваши пожелания или нет?

— Почему? 

III. Позитивное высказывание (цитата). 
1. Цитата нашего урока… 

«Доброта, даже самая маленькая, никогда не пропадает даром.» Эзоп 
(полулегендарный древнегреческий поэт-баснописец. Предположительно жил около 600 г. до н.э. Был рабом некого Иадмона с острова Самос, потом был отпущен на волю, жил во времена египетского царя Амасиса (570—526 до н. э.,) и был убит дельфийцами;) 
(повторим хором цитату) 

2. Беседа по содержанию цитаты 
Вопросы: 
О чем хотел сказать Эзоп? 

– Что же такое доброта? (отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям) 
– Какого человека можно назвать добрым? 
– Расскажите о самом добром человеке в своей жизни. 
– Расскажите, как ваша доброта помогла кому-нибудь. 
Что значит «доброта никогда не пропадает даром»? 
Для чего нужна доброта? 

Физминутка.

«Что такое доброта?» Барбарики.

IV. Рассказывание истории (беседа). Подарок. 
1. Сказка о доброте «Муравей и мотылёк»
Автор сказки: Ирис Ревю

Жили-были муравей и мотылек. Жили не тужили, радовались солнечным дням и зеленому гулу леса.

Однажды муравей и мотылек встретились на полянке.

— Чем бы нам сегодня заняться? – думали они.

— А давай добрыми делами займемся, — предложил муравей.

И пошли они по лесу добрые дела делать. Помогли божьей коровке крышу починить, стрекозе крыльцо подправили, обувь сороконожки сдали в ремонт. У неё оказалось так много обуви, что друзья ходили к ежу-обувщику несколько раз.

Заглянули к старой бабочке, что жила у корявого пня, сделали ей красивые полочки в кладовке.

К вечеру друзья собрались домой. Они уже добрались до старой березы, как вдруг потемнело, и пошёл сильный дождь.

— Где бы спрятаться, где бы укрыться? — раздумывали они.

И вдруг услышали, как их кто-то зовёт. Это был светлячок. Он направил свет своего фонарика на муравья и мотылька, чтобы те в темноте видели, куда двигаться.

…И вот они на пороге дома светлячка.

Какое счастье, какая радость оказаться в теплом, уютном доме светлячка! Хозяин поставил на стол чай и сладкие баранки.

— У тебя доброе сердце, — сказали гости светлячку.

Тому было радостно слышать хорошие слова.

— От добрых друзей приятно слышать добрые слова, — сказал светлячок и улыбнулся.

Беседа по вопросам: 

— Кто герои сказки?

— Чем решили заняться муравей и мотылек?

— Кому они помогли?

— Что произошло когда к вечеру друзья собрались домой?

— Какой смысл этой сказки?

***
Главный смысл сказки заключается в том, что очень важно, чтобы добрые отношения царили в этом мире. Доброта, добро – это, несомненно, лучше, чем равнодушие, безучастие, безразличие. С добром жить интереснее.

Дети слушают сказку.

Дети отвечают на вопросы и высказывают свою точку зрения.

V. Творческая деятельность.

— Солнышко – это источник тепла, оно дарит его всем. Давайте мы станем «лучиками добра». Предлагаю каждому написать доброе слово или добрый поступок на лучиках, и приклеим к нашему солнышку.

— Пусть оно греет добротой нас, наших близких людей.

ТЕСТ

— Давайте проверим себя: добрый ли ты человек. Нужно поставить напротив каждого вопроса один ответ « ДА» или «НЕТ»

1. У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все , что у тебя есть на подарки друзьям или родным?

2. Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не  интересна, дашь ли ты понять собеседнику?

3. Твой партнер плохо играет в шахматы или другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не потерял интерес к игре?

4. Нравится ли тебе говорить приятное людям, чтобы поднять им настроение?

5 Часто ли ты используешь злые шутки?

6. Свойственна ли тебе злопамятность, мстительность?

7 Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?

8. С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?

9 Бросаешь ли ты игру , когда очевидно  что ты проиграешь?

10 Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?

11 Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей , если она не входит в твои обязанности?

12 Станешь ли ты передразнивать кого – то , чтобы развеселить своих друзей?

Результаты:

Больше 8 очков. Ты любезен, нравишься окружающим, У тебя много друзей. Одно предостережение: никогда никому не позволяй злоупотреблять твоей добротой. 

От 4 до 8 очков. Твоя доброта – вопрос случая. Добр ты не с каждым. Для кого – то  ты идешь на все, но старайся быть ровным со всеми, чтобы не было на тебя обид..

Менее 4 очков. Тебе предстоит сложная работа над собой. 

Молодцы, ребята. Каждый из вас очень добр. Самое главное не быть добрым только на словах, а совершать как можно больше хороших поступков. 

Дети работают в группах и отвечают на вопросы учителя.

VI. Групповое пение. 

«Дорогою добра» Автор текста (слов):

Энтин Ю.

Композитор (музыка):

Минков М.

Спроси у жизни строгой какой идти дорогой, 
Куда по свету белому отправиться с утра, 
Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом, 
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра. 
Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра. 
Забудь свои заботы, падения и взлёты, 
Не хнычь, когда судьба себя ведёт не как сестра. 
Но если с другом худо, не уповай на чудо, 
Спеши к нему, всегда иди дорогою добра. 
Но если с другом худо, не уповай на чудо, 
Спеши к нему, всегда иди дорогою добра. 
Ах, сколько будет разных сомнений и соблазнов,
Не забывай, что эта жизнь не детская игра. 
Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный, 
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.
Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра. 
Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный, 
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра. 
Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.

Дети разучивают песню. Исполнение песни под аудиозапись

VII. Домашнее задание на выбор.

1) Нарисовать иллюстрации к прочитанным произведениям о добрых людях, рассказать о них. 
2) Написать сказку, рассказ, стихотворение о добрых людях, о доброте. 

VIII. Заключительная минута тишины.

Обобщаем: В каждом из вас есть маленькое солнышко. Это солнышко-доброта. Добрый человек любит детей животных и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет ее. А любовь и помощь согревают как солнце. 

Лучик, лучик золотой, 
Луч везде и луч со мной. 
Добро в тебе, добро во мне, 
Добро кругом на всей Земле! 

Каждый ваш хороший поступок, это частица добра, вложенная в огромный мир доброты, от нее становится светлее и радостнее.

Тема: «Добротою себя измерь»

Цель: формировать представление учащихся о достоинствах человека, ценность которых

признана в обществе.

Задачи: раскрыть нравственное содержание доброты, способствовать развитию у

воспитанников мотивацию к совершению добрых поступков.

Форма проведения: лаборатория нерешенных проблем

Оборудование: стикеры, листы А4, карточки с характерами, притча, стихи.

Аудитория:14 15 лет

Ход мероприятия:

Вступительное слово:

Наше мероприятие сегодня пройдет в форме лаборатория нерешенных проблем.

1. «Устами младенца»

Послушайте рассуждения ребят и догадайтесь, о чем у нас с вами пойдет речь.

-Что должно быть у всех людей?

— За что мы любим наших близких?

— Это такое качество?

— Без него человеку плохо. И чтобы ему стало хорошо нужно что-то сделать.

(ответы детей) (доброта, добро)

Тема нашего мероприятия «Добротою себя измерь»

Как вы думаете, зачем нужно говорить о доброте? Что такое доброта?

И что значит. По-вашему, добрый человек? (ответы детей)

Добрый – значит относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием

к ним, готовый помочь, отзывчивый. (по словарю)

2.Ассоциации

Придумайте ассоциации к слову добро, доброта(ответы детей).

3.Игра «Взгляд» (два круга учащихся: внешний и внутренний)

Игроки внешнего круга должны быть лицом к лицу к игрокам внутреннего круга. Дети смотрят, молча в глаза друг друга, стараясь выразить свое доброе отношение. Все передвигаются по кругу (обмен мнениями).

4.«Качества человека» (работа в группах)

(остается один ученик, который затем выберет себе группу по душе)

Учащиеся выбирают сердечки с характерами человека и делятся на две группы (один из учеников выбирает себе группу и объясняют почему). Посмотрите на эти качества и нарисуйте смайлики – лица с такими качествами.

Талантливый, жадный, плаксивый. Великодушный, умеющий прощать, грубый, сдержанный, спокойный, непоседливый. Говорливый, ответственный, врун, обидчивый, жертвенный, мстительный. Черствый, щедрый, агрессивный, обаятельный, сострадающий.

Вывод: У человека всегда есть выбор, но основное назначение человека – творить добро, а для этого требуются усилия.

5.Стихотворение: «Добро и зло»

Добро и зло творить всегда во власти всех людей.

Но зло творится без труда. Добро творить трудней.

Рождает зверя зверь. Рождает птица птицу.

От доброго — добро, от злого – зло родится.

6.Проблемный вопрос (обсуждение)

-Что нужно делать, чтобы добрые отношения между людьми не распались?

7.Правила добрых отношений: (пишут на доске)

— Уступать.

— Не бояться просить прощения, если обидел друга.

— Не грубить. Не злиться.

— Не жадничать.

— Помогать своему другу.

— Быть честным.

8.«Объяснить смысл высказывания» (работа в группах)

-Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добро в людях. (Блез Паскаль).

— Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям. (Жан Жак Руссо)

9.Конкурс «Ромашка»

На лепестках записано описание качества человека, дети должны догадаться и выбрать лепесток с названием данной черты характера.

-Человек, на которого всегда и во всем можно положиться, называют (добропорядочным)

-Человек, у которого доброе сердце, называют(добросердечным)

-Человек, который желает другим только добра, называют (доброжелательный)

-Человека с доброй душой и мягким характером, незлопамятного, называют (добродушным)

-человека, обладающего добрым, хорошим нравом, называют (добронравным).

10.Тест «Добрый ли ты человек»

(На против каждого вопроса один ответ: «да» или «нет»).

1. У тебя появились деньги. Смог бы ты исправить все, что у тебя есть, на подарки друзьям близким?

2. Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты понять собеседнику?

3. Твой партнер плохо играет в шахматы или другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не потерял интерес к игре?

4. Нравится ли тебе говорить приятное людям, чтобы поднять их настроение?

5. Часто ли ты используешь злые шутки?

6. Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?

7. Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебе совершенно не интересует?

8. С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?

9. Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграешь?

10. Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?

11. Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности( по дому, например)

12. Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?

Подсчет очков. Одно очко за каждый утвердительный ответ на вопросы:1, 3, 4, 7, 11. За отрицательный ответ на вопросы:2, 5, 6, 8, 9, 10,12.

Результаты:

Больше 8 очков. Ты любезен, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У тебя много друзей одно предостережение: никогда никому не позволяй злоупотреблять твоей добротой.

От 4 до 8 очков. Твоя доброта – вопрос случая: добр ты не с каждым. Для кого-то ты идешь на все, но старайся быть ровным со всеми, чтобы не было на тебя обид.

Менее 4 очков. Тебе предстоит сложная работа над собой.

А теперь на этих листочках напишите, какое доброе дело вы смогли бы сделать уже сегодня.

11.Притча «О доброте».

Утро было очень холодное. Мальчик, который продавал газеты, очень замерз, и от голода у него уже не было сил. Ему нужно было продавать газеты, так как необходимо было зарабатывать на проезд на автобусе в школу, так как в его поселке не было старших классов. Мальчик настолько был голодным, что набрался смелости и решил подойти к ближайшему дому и попросить еды. Когда ему отворили дверь, то ему стало неловко, и он попросил только попить. Женщина, которая открыла ему дверь, поняла, взглянув на мальчика, что он голоден. Она вынесла ему молоко в большом стакане. Когда мальчик выпил все молоко, он спросил: — Сколько мне нужно заплатить за молоко? — Ничего, -женщина с улыбкой на лице ему ответила, — меня учили с детства не брать деньги за добрые дела. Я буду молиться за Вас, — тихо прошептал мальчик. Он почувствовал себя полным сил, когда он отошел от дома, и вера его стала сильнее. Он понял, что Бог всегда помогает страждущим и приходит на помощь в самый тяжелый момент. Прошло много лет и все вокруг изменилось. Та молодая женщина, уже стала старушкой и ее одолела тяжелая болезнь. Доктора, которые были в том поселке, не могли ей помочь. Ее перевели в городскую больницу. Все равно диагноз никто не мог поставить. Для этого вызвали доктора медицинских наук. Как только доктор узнал откуда эта женщина, то он сразу же пошел осматривать эту женщину. Это был тот самый мальчик, который подрабатывал, продавая газеты. Он узнал эту женщину и делал все возможное и невозможное, чтобы ей помочь. Лечение заняло много времени и усилий от доктора, но, в конце концов, болезнь покинула старушку. После лечения доктор сказал, чтобы счет за лечение сначала был предоставлен ему. Когда он получил счет, то он написал что-то внизу счета и только тогда распорядился, чтобы счет передали женщине. Женщина ждала, когда ей придет счет за ее лечение и понимала, что оно обойдется ей очень дорого и, возможно, ей придется продать все свое имущество. Когда ей принесли счет, то она молилась Богу. Она начала пристально смотреть на счет с кругленькими цифрами и увидела внизу счета надпись: «Счет полностью оплачен за один стакан молока» и подпись доктора. Женщина расплакалась и тут же вспомнила голодного мальчика и стакан молока, который она ему вынесла.

Мораль.

Носите в сердцах любовь и доброту и дарите ее окружающим Вас людям. Да, мир может показаться, на первый взгляд, жестоким и беспощадным. Но это только на первый взгляд. Если Вы несете в мир искренне добро и любовь, то Вы получаете от мира в десятки раз больше. Мир — это то, что у нас внутри, в сердце.

Стихотворение «Добро»

Мой добрый товарищ, пожалуйста,

Добро совершать не бойся,

Но только прошу, не жалуйся,

Пожалуйста, мне больше

Не ожидай благодарности

За сделанное тобою.

За те нежданные радости,

Подаренные добротой.

Добро – не доблесть! Не жалуйся.

Добро совершить не бойся.

Помог человеку и радуйся,

Награды не нужно большей.

12.Рефлексия.

Цель: Учащиеся должны распознавать добрые намерения в словах, поступках и действиях людей.

углубление представления учащихся об общечеловеческой ценности «доброта».

Задачи:

Все: смогут поразмышлять о доброте в жизни человека, проявить стремление быть добрыми;

Большинство: приобретут навык осмысливать и оценивать различные жизненные ситуации;

Большинство: Будут учеть проявлять внимательное, доброжелательное отношение к окружающим.

Ресурсы:(материалы, источники)

Ход урока:

Орг.момент. Позитивный настрой. Концентрация на Свете.

Песня «О доброте» из м/ф «Приключения поросенка Фунтика»

-О чем эта песенка? (о доброте)

-О чем будем сегодня говорить на уроке? Какую ценность будем рассматривать?

С чем ассоциируется у вас слово доброта? Что вы видите, когда слышите это слово? А что такое доброта по — вашему? (это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим, это любовь к людям и желание помочь, это душевность, ласка, тепло, счастье, веселье, жизнь, мама, смех, улыбка, семья и т. д. )

 — Какие звуки вы слышите, когда произносите это слово? (звон колокольчика, нежный, ласковый шепот и т. д. )

 — А если это слово положить на язычок, то, что вы ощутите? (сладкое, как карамелька, вкусное, воздушное, как пирожное и т. д. )

 — А каково это слово на ощупь? (теплое, круглое, ворочается в кулачке, шевелится, щекочет, сердечко радостно стучит)

 — С каким животным у вас ассоциируется слово доброта? ( игривый, ласковый котёнок, бабочка, и т. д. )

 — Какими бы красками вы его нарисовали?

 — А как вы думаете, где живет доброта?

Значит доброта — это всё самое хорошее, полезное, это расположение к людям, отзывчивость. Она, как солнышко живет в душе каждого человека и согревает его.

Проверка опережающего домашнего задания.

рассказ Валентины Осеевой «Просто старушка»

Просто старушка
По улице шли мальчик и девочка, а впереди шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
— Подержи мои книги! — крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке.
Когда он вернулся, девочка спросила его:
— Это твоя бабушка?
— Нет, — ответил мальчик.
— Мама? — удивилась подружка.
— Нет!
— Ну, тетя! Или знакомая?
— Да нет же, нет! — улыбаясь, сказал мальчик. — Это просто старушка.
Вопросы:
— Что вы можете сказать о поступке мальчика? Каким он оказался человеком?
— А что вы можете сказать о девочке?
— Могла ли эта история произойти с кем-нибудь из вас?
— Чему учит нас этот рассказ?

Примечания

Музыкальное сопровождение

Хрустальная грусть

Отрывок из м/фа Приключения поросенка Фунтика

Слайд 1

Позитивное высказывание (цитата).

Доброта-это солнце, которое согревает душу человека. М.Пришвин

Вопросы:

— Как вы понимаете смысл данного высказывания?

— С чем сравнивают доброту? Почему?

— Перечислите дела повседневной жизни, которые ассоциируются у вас с пониманием доброта?

Вывод: В каждом из вас есть маленькое солнышко. Это солнышко-доброта. Добрый человек любит детей животных и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет ее. А любовь и помощь согревают как солнце. 

— Что такое доброта?

Работа с учебником. С. 70

Прочитайте. Что такое доброта.

Рассмотрите рисунки. Найдите те, на которых изображены добрые поступки. Объясните свой выбор.
Вывод: Доброта — это одно из главных качеств человека. Совершая добрые дела, человек становится лучше, благороднее.

Подарок учителя.Рассказывание истории (беседа).

«Жил был один богач. Все у него было но — не было счастья. Однажды ночью он проснулся, и почувствовал, что жизнь его пуста и никчемна. Служил ему старый слуга. В этот день богач был не в духе и выгнал старого слугу. Вышел слуга за ворота и заплакал, потому что некуда ему было идти.

Вдруг услышал богач, что его слуга разговаривает с кем-то и смеется. Выглянул богач в окно и увидел странника, который говорил слуге:

— Можешь жить в моей хижине, сколько хочешь. Возле хижины есть сад, который прокормит тебя.

Слуга долго благодарил странника, а потом ушел, радостно напевая.

— Странник, неужели тебе не жаль отдать свою хижину незнакомцу? – удивился богач.

— Нет, радость бедного старика стоит гораздо больше, чем моя хижина, а счастья, которое я получил, увидев эту радость, не купишь ни за какие деньги, — ответил странник».

Вопросы для обсуждения:

  1. О чем эта притча?

  2. Почему богач выгнал слугу из своего дома?

  3. Почему странник пустил слугу в свою хижину и сказал, что он может там жить, сколько хочет?

  4. Какими качествами обладает странник? (Добрый, щедрый, бескорыстный, чуткий и отзывчивый)

  5. Как вы думаете, кто счастливее: странник или богач? Кто из них уже обрел внутренний покой?

  6. Чему вы научились из притчи?

  7. Испытывали ли вы когда-нибудь счастье из-за того, что помогли другому человеку?

Вывод: Ребята, когда человек осознает истину, совершает праведные поступки с любовью, то в его душе расцветают благоуханные цветы внутреннего покоя.

  1. Пословицы о добре. Знаете ли вы пословицы о доброте? Давайте вместе попробуем собрать пословицы и объяснить их.

Задание: в группах собрать из частей пословицу, попробовать объяснить её.

Группы собирают пословицы. Ваша задача найти начало и конец каждой пословицы.

Спешите делать добро. 

Жизнь дана на добрые дела. 

Добро помни, а зло забывай.

Красив тот, кто красиво поступает. 

Когда хочешь себе добра, то никому не делай зла.

Доброе слово лечит, а злое калечит.

Вывод: Из пословиц мы видим, что добро приносит радость окружающим людям, первый шаг к доброте – это доброе слово.

3.Сейчас сказочные герои расскажут о себе, а вы узнайте их.^ Я очень люблю свою бабушку, которая живет за лесом. Я забочусь о ней и часто ношу ей пирожки. (Красная Шапочка.)
Я в трудную минуту всегда рядом со своим хозяином. Ради его сча­стья мне пришлось сразиться с Людоедом. (Кот в сапогах.)
^ Я, несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку. (Дюймовочка.)
Я спас больных зверей Африки. (Айболит)
Я оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена. (Герда)

4.- Наши герои рады, что вы знаете об их добрых поступках.
— А какие добрые поступки совершали вы в своей жизни? 

Учитель раздает сердечки, вырезанные из цветной бумаги. Учащиеся на них пишут добрые дела, совершенные за последние две недели, и наклеивают на дерево доброты.

А сейчас попробуйте ответить на вопросы, которые наверняка волнуют каждого из вас. 
1. Как вы думаете, легко ли быть добрым? 
2. Можно ли человека заставить быть добрым? 
3. Можно ли стать добрым на время? 
4. Как вы понимаете смысл народной пословицы «За добро добром и платят»? А если не заплатили, тогда как поступить? 
5. Говорят, добрый человек всегда окружен настоящими друзьями. Согласны ли вы с этим? 
6.Что бы вы могли сделать для людей, если бы всё могли?

Карточки с

заданиями

Групповое пение. Песня «Что такое доброта ». гр. Барбарики

караоке

Домашнее задание. (на выбор)

  1. 2) Написать сказку, рассказ, стихотворение о добрых людях, о доброте. 
    3) Пофантазировать, как выглядит доброта, с чем она ассоциируется, какие краски преобладают, нарисовать образ доброты, аргументировать свой выбор

Заключительная минута тишины. (звучит тихая мелодия)

 Халиль Джебран.

  Пускай на всем, что совершаешь ты,

Проступит след душевной чистоты:

Ведь сила не во внешности твоей,

А только в человечности твоей.

-А теперь сядьте поудобней, закройте глаза, вспомните всё хорошее, что было на этом уроке, все добрые слова, поступки, о которых вы говорили, поместите это добро в своё сердце и живите с ним. Сохраните эти чувства на весь день. А теперь откройте глаза, спасибо вам за работу.

Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла.

Звучит тихая мелодия.

Слайд

План урока «Самопознание»

Школа : №8 г. Костанай Дата_____________________ Урок № 8

Тема: «Добротой себя измерь»

Ценность: Праведное поведение

Качества: доброта, умение проявлять заботу, совершать добрые поступки.

Педагог Червякова О.В. Класс 2 Кол-во уч-ся___________

Цель: углубление понимания учащимися общечеловеческой ценности Праведное поведение через стремление совершать добрые поступки.

Задачи:

1. Формировать стремление быть добрыми, отзывчивыми и дружелюбными.

2. Развивать коммуникативные навыки учащихся, умение выражать свое доброе отношение к окружающим.

3. Воспитывать умение учащихся совершать добрые поступки, проявлять заботу об окружающих людях.

Ресурсы:

Компьютер, учебник рабочая тетрадь, аудиозапись «Дождь и скрипка»;

Ход урока:

Орг.момент. Круг радости.

Ребята, я приглашаю вас в  круг  и поприветствовать друг друга,  сказав что-нибудь приятное.

Позитивное высказывание

От доброго человека, как и от доброго дела – всем польза.

Казахская пословица

— Как вы понимаете смысл этой цитаты?

Сообщение темы урока. Беседа.

Ребята, мы начнем наше занятие с одной удивительной песни. Послушайте её и подумайте, чему будет посвящен наш урок самопознания (Дети слушают аудиозапись песни «О доброте» из м/ф «Приключение поросенка Фунтика»)

— Вы послушали песню. О чём она? (о добре, о доброте…..).

Учителем сообщается тема урока («Добротой себя измерь»). Выясним значение доброты в жизни человека.

1.Что такое доброта?

2. Какие поступки мы можем назвать добрыми? Расскажите.

Доброта – это отношение к окружающему миру, основанное на любви. Доброта делает нас отзывчивыми, искренними, заботливыми, милосердными. Доброго человека любят все окружающие.

Чтение текста. (беседа).

Добротой себя измерь

К. Абаилдаева

В то утро Караш, гуляя во дворе, нашѐл рогатку. Он решил опробовать еѐ, бездумно стреляя в разные стороны. И вдруг прямо под ноги ему упал трепещущий живой комочек. Караш испугался… Комочек оказался молодым скворцом. Птенец захлопал крылышками, взлетел, но снова упал. Караш увидел, что у скворца перебита лапка. В глазах мальчика заблестели слѐзы. Караш бережно поднял с земли подбитого птенца и отнѐс домой. Дома он осторожно выправил сломанную лапку, обернул еѐ плотной бумагой и перевязал мягкой тряпочкой. Потом разыскал в сарае старую клетку и посадил в неѐ скворца. Поставил в клетку блюдечко с водой, смастерил из дощечек кормушку. Но птенец неподвижно лежал на боку в углу клетки и испуганно смотрел на мальчика. Караш наловил для птенца жучков, накопал дождевых червей, но бедный скворец ни к чему не притрагивался: ни к воде, ни к пище. Потом он проголодался и стал понемногу есть, лѐжа на боку. 39

Шли дни. Караш не забывал ухаживать за больным скворцом. Птенец стал постепенно поправляться, он уже ходил, прихрамывая по клетке. Услыхав голоса скворцов, сидевших во дворе на ветках берѐзы, птенец отвечал им писком. Потом он подходил к дверце клетки, трогал еѐ клювом, словно хотел выбраться на свободу. Караш увидел это однажды и решил, что пора выпустить пленника на свободу. Мальчик развязал птице подбитую лапку и посмотрел, как он теперь ходит. Птенец хромал почти незаметно. Тогда мальчик вынес его во двор, где галдела стая скворцов. Мальчик раскрыл ладони. Птенец неумело взмахнул крыльями и полетел, но тут же вернулся. Караш замахал на него руками и закричал: «Лети, лети, мой хороший. Лети к своим братьям и сѐстрам. Ты уже здоров!» Птенец словно понял его и полетел к стае. Но на следующее утро «хромоножка» прилетел под окно Караша. Мальчик очень обрадовался ему и насыпал на землю перед окном зѐрна и хлебных крошек. Скворушка поклевал и улетел.

А потом каждое утро он прилетал к мальчику, и тот кормил его. 40

Наступила осень, задули холодные ветры. Птицы стали собираться в дальнюю дорогу – в жаркие страны. Собрались улетать и скворцы. И скоро потянулись они стая за стаей. Однажды хромой скворец, как всегда, прилетел под окно Караша, склевал зѐрна, но улетать не спешил. День стоял холодный, поэтому окно было закрыто, и Караш наблюдал за своим питомцем через стекло. Скворушка поглядел на мальчика своим чѐрным блестящим глазом и вдруг взлетел и застучал клювом в раму. Караш понял, что его питомец прилетел проститься. – Прощай, мой друг, – воскликнул Караш. – Не сердись на меня. Прощай! Нет, до свидания! До будущей тѐплой весны! Счастливого пути! Весной я построю тебе скворечник, и ты прилетишь в собственный дом…

Обсуждение:

  1. Как вы думаете, что почувствовал Караш, увидев скворца с перебитой лапкой?

  2. Как мальчик ухаживал за скворцом?

  3. Какие добрые дела совершаете вы?

Физминутка

Игра «Добрые дела»

Ученики становятся друг против друга парами. Когда учитель проговаривает предложение, они одновременно хлопают в ладоши и говорят: «Да!».

Я готов для всех всегда

Делать добрые дела.

Совершив такой поступок, говорю я – да, да, да!

Будем старших уважать? – Да!

А братишку одевать? – Да!

Позаботимся о кошке? – Да!

Птицам мы насыплем крошки? – Да!

Позаботимся о друге? – Да!

И цветы польем на клумбе? – Да!

Будем добрыми всегда,

Кто мне скажет – Да, да, да!

Творческая деятельность

Задание 1.

Прочитайте начало пословиц. Найдите окончание каждой из них. Какие пословицы у вас получились?

О чѐм эти пословицы?

  • Спешите

  • Красив тот,

  • Жизнь дана

  • Доброе слово лечит,

  • Лучше потерять глаз,

  • Людей сближает

улыбка.

делать добро.

на добрые дела.

чем доброе имя.

кто красиво поступает. а злое калечит.

Задание 2. Предложите свое решение ситуаций и разыграйте их. Помогите друг другу добрыми делами и ободрите добрыми словами.

Ситуация 1. У твоего друга пропала любимая собака.

Ситуация 2. Твой товарищ забыл дома тетрадь и ручку.

Ситуация 3. У твоей одноклассницы день рождения, но ребята забыли ее поздравить.

Ситуация 4. В вашем классе новенький. Помогите ему познакомиться с ребятами.

Групповое пение

Песня кота Леопольда

Сл. А. Хайта Муз. Б. Савельева

Заключительная минута тишины

Вспомните все хорошее и полезное, что было на уроке. Всем спасибо за урок!

  • Доброта это единственное одеяние которое никогда не ветшает сочинение
  • Доброта что это такое сочинение
  • Доброта тезис для сочинения
  • Доброта сила доброты сочинение
  • Доброта понятие для сочинения