Добрые герои и злые герои сказки о мертвой царевне и семи богатырях


5

Все плохие и хорошие персонажи в Сказке о мертвой царевне и и о семи богатырях

2 ответа:

Нян2 года назад



0



0

В произведении можно выделить таких главных героев — Царица-мачеха ( это отрицательный герой); молодая Царевна , королевич Елисей, семь Богатырей — этих героев можно отнести к положительным персонажам произведения А.С.Пушкина.

Конечно также можно встретить и второстепенных персонажей . К ним можно отнести — Царь, Чернавка (отрицательный персонаж), Силы природы (Ветер, Солнце, Месяц), собака Соколко, Зеркальце.



0



0

Добрые — молодая царевна, 7 богатырей, королевич Елисей, солнце, ветер, месяц, зеркальце, можно и собаку. Отрицательные герои: <span>злая мачеха -</span>Королева
Помощники: Чернавка

Читайте также

В романе Лермонтова композиция и стиль подчинены одной задаче: как можно глубже и всестороннее раскрыть образ героя своего времени, проследить историю его внутренней жизни. Лермонтов нарушает естественную хронологию событий с тем, чтобы постепенно ввести читателя во внутренний мир Печорина, героя своего времени, который в результате раскрывается именно в последних трех главах романа через дневник главного героя. Итогом философских рассуждений Печорина, а также и Лермонтова – его создателя, становится заключительная глава произведения – «Фаталист» , которая несет в себе важные и многом итоговые умозаключения Печорина.

Ангичанин Павля написан  в 1965 год. Рассказ  входит в сборник «Денискины рассказы». цикл пишется с 1959 года.  

 Мне нравится читать финалы. Все тайны раскрыты, проблемы разрешены. » Вон из Москвы, сюда я больше не ездок ! » — восклицает Чацкий, умный, красивый человек.  А сердце щемит от того, что его замечательные речи о крепостном праве, о нравах Москвы, об образовании и воспитании так и не были услышаны. И он опять — вечный странник и  едет блуждать по свету, где оскорбленному  ( Софьей и всем «фамусовским»обществом) есть чувству уголок. У каждого из нас своя карета…

Маша, воробей и ворона.

В этом рассказе лис все время хочет поймать кролика но у него никогда не получается. похоже как в ну погоди

План-конспект урока

Урок литературы в 5 классе

Базовый учебник: Коровина В.Я. и др. Литература.5 класс: В 2ч. — М.: Просвещение, 2021г

Тема урока: «А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».Добро и зло в нашей жизни и сказке»

Урок – исследование

Цели урока.

  1. Содержательная. Рассмотреть образы героев сказки в их сопоставлении.
  2. Деятельностная.  Помочь учащимся научиться анализировать текст сказки.
  3.   Развивать навыки монологической, диалогической речи и выразительного чтения.
  4. Формировать умения сравнивать, обобщать. Формировать прочную нравственную позицию, положительные ориентации на распознавание истинной красоты.

Планируемые результаты.

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям.

Метапредметные УУД.

Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно)  необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных задач.

Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания,, осуществлять сотрудничество с одноклассниками

Ход урока

I. Актуализация прошлых знаний.

 Вступительное слово учителя.

Учитель рассказывает притчу:  

— Когда-то давным-давно жил Человек на свете и не знал, что существует на земле Добро и Зло. Отправился человек в дорогу, встретилась ему на пути гора. На вершине горы стояли  два сосуда. Один  сосуд был наполнен Добром, другой – Злом. Заинтересовало Человека содержимое сосудов, решил он заглянуть  вовнутрь и узнать, что же такое  Добро и Зло. Разбил он кувшины, перемешалось всё их содержимое.  Наполнило содержимое кувшинов душу человека. Живёт человек и не знает,  так что же такое добро и зло, чего в его душе больше.

— Ежедневно мы сталкиваемся с вами с добром и злом. Сегодня на уроке мы постараемся разобраться в этих человеческих качествах. А помогут нам в этом сказки А.С.Пушкина. Именно сказка может предостеречь нас от неверных шагов, рассказать о том, как жить в мире и добре.

Запишем тему урока в тетради: «Добро и зло в сказке и  нашей жизни».  СЛАЙД 2

 — Давайте вспомним, что мы знаем об А.С.Пушкине.

(Примерные ответы уч-ся)

Ученик:

       Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве в 1799 году. Пушкин рос в семье, где очень любили литературу, особенно  поэзию. И отец, и дядя мальчика сочиняли стихи. Страсть к поэзии у Пушкина проявилась очень рано. Уже в семь лет он сочинял на французском языке маленькие комедии и разыгрывал их перед своей сестренкой Оленькой. К одиннадцати годам он перечитал всю библиотеку отца. Учился Пушкин в Царскосельском лицее. Лицеистов учили прекрасные преподаватели. Рядом, во дворце, жил царь Александр I. Дворец и лицей окружал прекрасный парк. Пушкин любил гулять там с друзьями. Лицейской дружбе поэт остался верен всю жизнь. После окончания лицея Пушкин стал известен своими вольнолюбивыми стихами. За это он был отправлен сначала в южную ссылку, а затем в собственное имение Михайловское. После ссылки он женился на Наталье Николаевне Гончаровой, жил в Москве и в Петербурге. Пушкин погиб на дуэли, когда ему было 37 лет.

Ученик:

         В жизни маленького Пушкина  большую роль сыграли  бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна, которые вносили в жизнь мальчика женственную ласку, баловали его, дарили ему тепло и любовь .Бабушка ему много читала книг, прививала любовь к прекрасному, няня любила маленького Пушкина как родного, осталась с ним до последних своих дней. Часто долгими вечерами нянюшка рассказывала удивительные сказки о красавицах и добрых молодцах, о чудищах и богатырях…

Учитель:

Пушкин-лицеист в стихотворении «Сон» с благодарностью описал заботливых женщин.

Но детских лет люблю воспоминанье.
Ах! Умолчу ль о мамушке моей, 
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
Она, духов моментом уклоня,
С усердием перекрестит меня
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы…

Ученик

         Когда много лет спустя Пушкин повзрослеет, то  будет по вечерам перед сном, рассказывать собственным детям сказки и вспоминать ласковое лицо своей  старой няни. Арина Родионовна была не только ласковая няня, но и удивительная сказочница.

       Пушкин запомнил сюжеты её сказок и,  став поэтом, использовал их для своих сказок.

Учитель:

— Александр Сергеевич Пушкин написал 5 сказок. Давайте вспомним их названия.

(«Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке»).

2  Постановка цели

Учитель:

—Когда я так же, как и вы, училась в 5-м классе, то читала много  книг. И уже тогда я поняла, что в художественном произведении всё неслучайно, любая художественная деталь, любое слово в книге что-то значат. И ещё я поняла, что книги учат добру… Они мне очень помогли.

— Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

(Ученики отвечают, что мы  будем говорить о добрых и злых героях  в сказке А.С.Пушкина, о царевне и мачехе, будем сравнивать их, анализировать и оценивать их поступки.)

— Правильно, молодцы.  Вот вы и сформулировали цель нашей работы – раскрыть значение  терминов «добро» и «зло» на примере анализа сказки А.С.Пушкина. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.   Слайд 4                                                                                                            

Учитель:                                           

                                               « …Лишь добро одно бессмертно.

                                                 Зло подолгу не живет…»

                                                                                 Шота Руставели.

— Это эпиграф к нашему уроку. Согласны с поэтом? Как вы думаете, так ли это?

( Ответы)

— Сразу тяжело ответить  на этот вопрос.  Предлагаю проверить, анализируя сказку А.С.Пушкина.

3. Актуализация знаний и пробного учебного действия.

Нам всем хорошо знакомо выражение: «В сказках Добро  всегда  побеждает Зло». Почему?                                                                      Слайд 5

-ЭТО ПРОБЛЕМА, ТРЕБУЮЩАЯ РЕШЕНИЯ. Вы решите её за урок

Работа в  группе. Посоветуйтесь с соседом по парте и ответьте, что же такое Добро, а что такое Зло. Слушаем ответы.

— Хорошо, ребята, молодцы.  Заглянем в словари и дадим определение этим понятиям.

   Можем ли мы добро и зло назвать противоположными понятиями?
(Ученики отвечают: Да, эти понятия являются противоположными)
Мы идём  с Вами дальше. В сказке встречаются два ярких образа. Слайд
Кто эти героини? (Ученики отвечают: Царевна и царица-мачеха).
Мы должны с Вами противопоставить их друг другу. Нам встретилось новое понятие ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ – указание на различие признаков одного от другого. 

 -Записываем в тетрадь: противопоставление — антитеза—  ТЕСТ «Проверим себя» на знание содержания сказки                 Слайды 6-10 
1.    Куда забрела царевна, блуждая по лесу? 
а) во дворец ;
б) в царство гномов;
в) в терем.
2. Видит девица, что тут люди … живут.
а) смирные;
б) добрые;
в) злые.
3. «Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь …» 
а) Семь богатырей, семь румяных усачей;
б) Семь рыцарей без страха и упрёка;
в) Семь витязей прекрасных.
4. Какой способ расправы с Царевной придумала Царица? 
а)  отравить персиком;
б) отравить яблоком;
в) отравить апельсином.
Как звали собачку в сказке? 
а) Миколко;
б) Елисейко;
в) Соколко.Мы ответили на вопросы, а теперь, правильные ответы. Проверим!
                                                                                                     Слайд 11
Правильно ли мы ответили?
(Ученики отвечают: Да, правильно).Физкультминутка:

— Наш путь очень долгий. Поэтому нам нужно немного отдохнуть. Располагаемся на привал. Послушаем птичий щебет, как его слушала молодая царевна, блуждая по лесу, насладимся лесным покоем и тишиной, половим бабочек, потопаем по травке, присядем отдохнуть … и вновь за работу.

4.  Работа над темой урока. Построение проекта выхода из затруднения.

Образы каких героев в сказке, по – вашему, самые яркие, самые запоминающиеся?

— (Царевны и царицы).                                                                        Слайд 12.

—ЧТОБЫ РЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ, надо определить основные задачи:

1) Проанализировать таблицу «Добрые и злые герои сказки»

2) Сравнить образы царицы и царевны (внешность)

3 Проанализировать поступки героев

4) Выявить помощников у добрых и злых героев

5)Ответить на контрольный вопрос

— Вспомним героев сказки, совершающих добрые дела. (Царевна, Елисей, Соколко, ветер, месяц, солнце, зеркальце). Ученики рассказывают отрывки из сказки, где они заметили проявление добрых качеств героев.

— Мы встретились в сказке не только с положительными, но и с отрицательными героями. Кого отнесём к отрицательным героям?  ( Царицу – мачеху).

Работа с иллюстрациями, на которых изображена царица – мать и царица – мачеха.

                                                                                                         Слайд 13

— А кто эти героини? Почему иллюстрация с изображением царицы – матери обведена жёлтым, а царицы – мачехи – чёрным. Как вы думаете, почему?

( Царица-мать – положительный герой, она олицетворяет нежное материнское начало. Царица-мачеха – отрицательный герой, олицетворяющий злые силы).

Составление небольшого монологического высказывания по иллюстрациям к сказке.

— Как  разворачиваются события дальше?

(Царица умирает. Царь женится на другой. Новая царица умна, красива, но очень злая и любит только себя. Проходит время, подрастает дочь царя. Она становится самой красивой девушкой. У неё появляется жених – Елисей.)

5.  Первичное закрепление.

 Работа над образом царевны и царицы-мачехи         Слайд 14  -15                                                                          

Работа в группах по заданному плану.

План.(Распечатан заранее)

  1. Представление сказочного персонажа.
  2. Описание внешности.
  3. Черты характера.
  4. Отношение к окружающим.
  5. Отношение окружающих к героине
  6. Кому героиня противопоставлена в сказке?

Учитель распределяет задания по группам. Учащиеся готовятся и выступают

 Снятие утомления с глаз.    (Зарядка для глаз )                                                

6.  Самостоятельная работа. Работа в парах.

Составление сравнительной характеристики. (Заполнение таблицы сравнений)                                                                                          

(Отмечают сходства и различия. И только про царевну молодую мы можем сказать, что она обладает ещё и душевной красотой)

Учитель:

— Чтобы сделать окончательны вывод в сравнительной таблице, обратимся к эпизоду, где самый напряжённый момент настаёт. Какая часть экспозиции это? (Кульминация)

Анализ эпизода: «Царевна в тереме у семи богатырей».

— Что предпринимает царица в очередной раз, чтобы избавиться от царевны?

(Выразительное чтение отрывка, подготовленное учеником)

Зло победило?!

(Нет, Королевич Елисей спасает Царевну)

-Таблица сравнений заполнена. Каков вывод?

Учащиеся делают выводы, что зло не может победить. Царица умирает.В сказках у добра много помощников. Добро сильнее, так как добрых людей больше. Добро побеждает зло. Но за добро надо бороться

7.  Рефлексия деятельности.

Учитель:

-Как вы поняли сказку, чему она учит нас?

— В сказках у Добра всегда много помощников, а Зло одиноко. Зло слабее и т.п

8 . Закрепление изученного материала. Самостоятельный вывод учащихся.

-Можем ли мы , рассмотрев образы Царевны и Царицы, согласиться с высказыванием грузинского поэта Шота Руставели «Лишь Добро одно бессмертно. Зло подолгу не живёт»?

(Да, ведь Царица умирает, а Царевна оживает. Значит, Добро победило)

— Почему в сказках Добро побеждает Зло?

(Добро сильнее. Всегда есть хорошие люди, которые придут на помощь. Пока такие люди есть, добро будет побеждать. Но за добро надо бороться.)

— В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу Добра над Злом.

-И считаете ли вы себя добрыми?

 -Какой урок мы для себя  извлекли из  «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях?-Какими нельзя быть?

Итог урока.

Учитель:

-Дорогие ребята, сегодня мы увидели на своём пути много плохого, но и много хорошего; наблюдали борьбу добра со злом; пришли к выводу, что быть добрым – это хорошо, а злым – плохо. Храните добро в себе, не давайте злым мыслям становиться сильнее Вас. Относитесь по-доброму к окружающим Вас людям. Поступая по-доброму с людьми, Вы увидите, что и они будут так же относиться к вам. Добро должно побеждать не только в сказках, но и в нашей  жизни. Оцените свою работу на уроке по оценочной лестнице.(  Выставляют себе оценки, учитель контролирует).

Д/З  Сочинение «Какое добро я могу совершить»

Путешествие в мир сказки

1833 год

Добро и зло в « Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина

Герои сказки
Положительные

  • Молодая царевна
  • Семь богатырей
  • Собачка
  • Королевич Елисей
  • Силы природы: солнце, месяц, ветер
  • Зеркальце (всегда говорит правду)

Отрицательные

  • Царица – мачеха
  • Чернавка

ДОБРО и ЗЛО

  • Добро – всё положительное, хорошее, полезное.
  • (Словарь С.И. Ожегова)

  • Добро – нечто положительное, хорошее, полезное; добрый поступок.
  • (Большой толковый словарь русского языка)

  • Зло – нечто дурное, вредное.
  • (Словарь С.И. Ожегова)

  • Зло – действие, имеющее отрицательный смысл и всегда влекущее за собой беды, страдания, горе.
  • (Большой толковый словарь русского языка)

Противопоставление
Словесное рисование
Найдите в тексте описание Царевны
«Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась — и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей.»

Обладает ли добрый человек злыми чувствами?

  • Почему царица решила погубить царевну?

Давайте подумаем!

  • Какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?
  • Как относится царевна к царице, которая ее решила погубить; к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?
  • Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внешней, и внутренней (душевной) красотой?

Развитие дальнейших событий

Царица злая,

Ей рогаткой угрожая,

Положила иль не жить,

Иль царевну погубить.

Тест

  • Куда забрела царевна, блуждая по лесу?

  • а) во дворец ;
    б) в царство гномов;
    в) в терем.

Тест
2. Видит девица, что тут люди … живут.

а) смирные;
б) добрые;
в) злые.
Тест
3. «Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь …»

а) Семь богатырей, семь румяных усачей;
б) Семь рыцарей без страха и упрёка;
в) Семь витязей прекрасных .
Тест
4. Какой способ расправы с Царевной придумала Царица?

а) отравить персиком ;
б) отравить яблоком;
в) отравить апельсином.
Тест
5. Как звали собачку в сказке?

а) Миколко;
б) Елисейко;
в) Соколко.

Правильные ответы

Между тем всё шла да шла

И на терем набрела

В руки яблочко взяла,

К алым губкам поднесла

Входят семь богатырей, Семь румяных усачей

Треплет нежною рукою

Что, Соколко, что с тобою?

Видит девица, что тут

Люди добрые живут

Борьба добра и зла?

Можем ли мы сказать, что добро борется со злом?

Сложная лексика
Нрав – характер, душевные качества.
Кроткий – незлобливый, покорный, смирный.
Гордый – сознающий своё превосходство.
Ломлива – капризна.
Своенравный – упрямый, поступающий так, как вздумается.
Ревнива

здесь:

мучительно желающая быть лучшей.
Сравнение

Царского происхождения, умны, красивы

Царица

Царевна

Злая

Завистливая

Гордая

Своенравная

Ленивая

Грубая

Надменная

Жестокосердная

Добрая

Бескорыстная

Скромная

Кроткая

Трудолюбивая

Вежливая

Простая

Добродетельная

Какие силы помогают Елисею в поисках Царевны?

Счастливый конец

«Свадьбу тотчас учинили,

И с невестою своей

Обвенчался Елисей;

И никто с начала мира

Не видал такого пира…»

Пожелание от путешественников

Постоянная доброта может творить чудеса. Подобно тому как солнце может растопить лед, так и доброта изгоняет непонимание, недоверие и враждебность.

мыслитель Швейцер Альберт

Итоги урока
1. Насколько ты доволен собой, своим участием в общем деле?
а) очень доволен;
б) доволен;
в) не доволен;
г) остался безразличным.
2. Как тебе понравился наш класс, хорошо ли мы вместе работали, уважительно ли относились друг к другу?
3. Насколько важным, полезным, интересным было «путешествие»?
а) очень понравилось (укажи почему);
б) да, понравилось, но в нём надо изменить следующее (укажи);
в) не понравилось (напиши, что конкретно не понравилось).
Домашнее задание

  • Написать поздравление Королевичу и Царевне.
  • Выучить наизусть любой понравившийся отрывок из сказки.

Информационные ресурсы

  • http://diafilmy.su/150-skazka-o-mertvoy-carevne-1.html
  • http://kinsburg.ru
  • http://litera-puschkin.narod.ru
  • http://majokko.ru
  • http://myltiki.at.ua
  • http://www.fraznik.ru
  • http://www.qcd.ru
  • http://www.planetaskazok.ru
  • http:// www.tyt-skazki.ru

«Сказка о мертвой царевне» главные герои

«Сказка о мертвой царевне» главные герои

Традиционно яркими и глубокими чертами наделяет Пушкин главных героев “Сказки о мёртвой царевне”. Торжество добра и справедливости, чудесные события, волшебные персонажи — всё это характерно для пушкинских сказок. Эти произведения — жемчужины русской литературы. В “Сказке о мёртвой царевне” герои интересны и понятны даже самым маленьким читателям, а сюжет прост для восприятия.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Характеристика героев “Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”

Царевна

Главная героиня, юная добрая девушка.

При родах Царица умерла. У царевны через год появилась мачеха. Девушка выросла удивительно красивой, умной, хозяйственной, умелой и доброй. Мать ненавидит её за красоту. Отправляет свою служанку в лес с молодой девушкой, чтобы Чернавка привязала её к дереву на растерзание зверям. Царевна долго бродит по лесу и находит терем, где хозяйничает, готовит, остаётся ночевать. Семь богатырей принимают её как родную сестру. Девушка живёт счастливо, лишь грустит по своему жениху Елисею.

Королевич Елисей

Жених царевны.

Узнав о её пропаже, отправляется на поиски. Он умён, красив, смел, настойчив и целеустремлён. В поисках царевны обращается к Солнцу, Месяцу, Ветру. Последний рассказывает королевичу о горе, на которой в глубокой скале находится хрустальный гроб с девушкой. Королевич зарыдал, узнав такое известие, однако решил последний раз взглянуть на возлюбленную. Он находит царевну, целует её, она оживает, удивляясь своему долгому сну.

Она ревнива, хитра, завистлива. Красива, но имеет тяжёлый характер. В приданое ей досталось зеркало, с которым женщина разговаривает, чтобы убедиться в своей красоте. Узнав, что молодая царевна красивее её, мачеха отправляет её в лес на гибель. Спустя время зеркало сообщает, что царевна жива. Мачеха переодевается монашкой и приносит отравленное яблоко своей падчерице. В финале сказки, узнав, что царевна жива и по-прежнему красивее её, царица умирает “с тоски”.

Семь богатырей

Молодцы-красавцы, в чей терем забредает царевна.

Они принимают её, как родную сестру. Привыкнув к ней и полюбив, братья начинают ссориться и идут к ней на честный разговор: они предлагают выйти замуж за одного из них, чтобы разрешить ситуацию. Девушка признаётся, что у неё есть жених, которого она любит. Однажды, вернувшись с охоты, семь богатырей находят её мёртвой и оставляют в хрустальном гробу в скале.

Второстепенные персонажи

Чернавка

Служанка царицы.

Она жалеет девушку и, отведя в лес, не привязывает к дереву, а отпускает. Своей госпоже говорит, что сделала всё, как приказано.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Цели:

  • раскрыть нравственный смысл сказки Пушкина,
    рассмотреть категории добра и зла на примере
    “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”;
  • продолжить обучение элементам анализа
    художественного текста, умению сравнивать,
    обобщать;
  • формирование прочной нравственной позиции,
    положительных ориентаций на распознавание
    истинной красоты.

Эпиграф:

Лишь добро одно бессмертно.
Зло подолгу не живет.

Шота Руставели

Методические приемы: беседа, анализ
эпизодов, выразительное чтение.

Оборудование: текст “Сказки о мертвой
царевне и семи богатырях”, иллюстрации к сказке,
слайды, мультипликационный фильм по сказке.


Ход урока

1. Организационный этап.

2. Слово учителя.

Учитель: С какой сказкой А. С. Пушкина мы
познакомились на прошедших уроках?

Ученики: Со “Сказкой о мертвой царевне и
семи богатырях”

Учитель: Что мы узнали об этой сказке и ее
героях?

(Учащиеся рассказывают о сюжете, главных
героях, о противоположных образах царицы и
царевны. )

Учитель: Сегодня на уроке мы будем
беседовать о героях “Сказки
о мертвой царевне
и семи богатырях”;

Цель нашей работы – раскрыть значение
терминов “добро” и “зло” на примере сказки. Мы
будем учиться сравнивать образы героев,
анализировать текст.


3. Подготовка к активному и сознательному
усвоению
нового материала. Проверка
индивидуального домашнего задания.

Учитель: Нам всем знакомо выражение “В
сказках Добро всегда побеждает Зло”. Что же это
такое – Добро и Зло? Вам необходимо было найти в
толковом словаре значение этих слов.


(Ученик зачитывает определения терминов из
толкового словаря )

“Добро – это то, что хорошо, полезно, нужно
человеку, с чем связаны надежды людей,
представления о свободе и счастье.

Зло всегда имеет отрицательный смысл и
обозначает плохое, влекущее за собой беды,
страдания, горе, несчастье” (Школьный
философский словарь)

“Добро – в духовном значении благо, что честно
и полезно, все чего требует от нас долг человека

Зло – худое, лихое. Злой человек – причиняющий
зло другим: вредный, пагубный” (Словарь живого
русского языка Владимира Даля)

Учитель: Можем ли мы утверждать, что добро
и зло являются противоположными понятиями?

Ученик: Да, добро и зло – противоположные
понятия.

Учитель: Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили
не только значения слов, данные в словаре, но и
попытались увидеть, как А. С. Пушкин показывает
добро и зло в “Сказке о мертвой царевне и семи
богатырях”.

На первом уроке по этой сказке мы с вами
сделали вывод, что она близка к народным
(фольклорным ) сказкам.

4. Этап проверки знаний.

Беседа

Учитель: В народных сказках всех героев можно
распределить на положительных и отрицательных.
Назовите положительных героев народных сказок
(они олицетворяют добро) и отрицательных
(олицетворяют зло).

Ученик: Добро – Иван-царевич,
Царевна-лягушка, Иван — крестьянский сын. Зло –
Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Чудище поганое.

Учитель: Можем ли мы так же четко
разграничить положительных и отрицательных
героев в “Сказке о мертвой царевне и семи
богатырях”?

(Учащиеся перечисляют героев сказки и
приходят к выводу, что в сказке больше
положительных героев, предполагают, что образ
Чернавки невозможно отнести ни к положительным,
ни к отрицательным )

Учитель: Подумайте, в образах каких
героев заметна наиболее яркая характеристика
Добра и Зла?

Ученики: Царевны и царицы.

Учитель: Для того, чтобы представить
образы Царевны-мачехи и Царицы, мы обратимся ко
второй части вашего домашнего задания – устному
словесному рисованию портретов Царевны и Царицы.


(Учащиеся представляют словесные портреты
Царевны и Царицы )

Учитель: Необходимо было также выписать
определения, характеризующие героинь. Посмотрим,
что у вас получилось, и сравним с таблицей.

(Учащиеся зачитывают определения и
сравнивают с таблицей, представленной в виде
слайда)





  Царица Царевна
Внешность высока

стройна

бела

белолица

черноброва

Поведение характер горда

ломлива

своенравна

ревнива

злая

красавица-душа

милая

приветливая

Цвет черный белый

красный


Учитель: Почему царица решила погубить
царевну? В чем суть конфликта между ними?


Ученики: Царица-мачеха считает себя самой
красивой, а царевна становится ее соперницей,
потому что волшебное зеркало сообщает, что
падчерица “милее и белее”, чем она.


Учитель: Какими словами мы можем выразить
отношение царицы к царевне?


Ученики: Ненависть, зависть.


Учитель: Обладает ли добрый человек такими
чувствами?

Ученики: Нет, эти чувства характерны для
злых людей.


Учитель: А как относится царевна к царице,
которая ее решила погубить, к Чернавке, которая
уводит девушку в темный лес?

Ученики: Она даже к своим врагам
относится хорошо, не держит на них зла, не
пытается им отомстить

Учитель: И царица, и царевна – внешне
красивы. Про какую из героинь мы можем сказать,
что она обладает и внутренней, душевной красотой?

Ученики: Царица красивая, но злая, никого
не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит
душа у нее черная. А царевна по-настоящему
красива, она всех любит, творит добро, и все ей
помогают.


5. Объяснение нового материала. (Беседа, анализ
текста)

Учитель: Мы составили словесные портреты
героинь, а теперь обратимся к иллюстрациям
сказки и сравним образы Царицы и Царевны.


(Показ иллюстраций, комментарии)

К сказке Пушкина созданы не только
иллюстрации, но и фильмы.

Сейчас мы посмотрим эпизоды из
мультипликационного фильма “Сказка о мертвой
царевне и семи богатырях”.


Просмотр эпизодов

1. “Царица и зеркало”(комментарии )

2. “Но царевна молодая

Тихомолком расцветая”(комментарии. )


Учитель: С чем сравнивает автор царевну,
говоря “…росла, росла, поднялась – и расцвела”?


Ученики: С цветком. Она так же прекрасна,
как роза.


Учитель: Как вы считаете, правильно ли
представил режиссер образы Царицы и Царевны?

(Учащиеся сравнивают свои представления об
образах героинь с представлением режиссера
фильма)

А сейчас для того, чтобы доказать, что царица
олицетворяет зло, а царевна – добро, обратимся к
чтению и анализу эпизодов, в которых видна яркая
характеристика образов героинь.


Выразительное чтение. . Анализ эпизодов

Анализ эпизода “Но невеста молодая

До зари в лесу блуждая” (Выразительное
чтение)

Учитель: Почему царевна решила, что в
тереме “люди добрые живут”?


Ученики: Есть иконы, в горнице чисто,
светло.

Учитель: Что сделала героиня в доме?

Ученики: Зажгла свечу, затопила печь.

Учитель: Как это характеризует героиню?

Ученики: Она не только красивая,
скромная, но и трудолюбивая.

Учитель: Пушкин рисует образ Царевны в
духе народно-сказочной традиции, когда в первую
очередь ценится скромность, душевная щедрость,
хозяйственность.

Можем ли мы про царицу сказать, что она
трудолюбивая?

Ученики: Нет, она всегда сидит без дела,
только в зеркало смотрится, любуется своей
красотой.


Выразительное чтение и анализ эпизода “Раз
царевна молодая”

Учитель: Кто приходит к царевне с целью
погубить ее?

Ученики: Царица, переодетая монахиней.

Учитель: На чьей стороне Соколко? Почему?


Ученики: Соколко пытается помочь Царевне,
он даже съедает отравленное яблоко, чтобы
объяснить богатырям, что произошло с Царевной.


Учитель: Получается, что Зло победило.
Царица торжествует, устранив соперницу. Так ли
это?

Ученики: Нет! Царевич Елисей, обратившись
к помощи Солнца, месяца, ветра спасает свою
невесту.


Учитель: В сказках у добра всегда много
помощников, а зло – одиноко.

В “Сказке о мертвой царевне” мы видим, что даже
явления природы помогают Елисею найти невесту.

Что же происходит со злой царицей-мачехой?

Найдите строки, в которых говорится о последних
минутах ее жизни.

Учащиеся зачитывают строки:


“Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала
Тут ее тоска взяла,
И царица умерла. ”


Учитель: Пять раз в сказке царица названа
злой. И она действительно причиняет зло тем, кто
рядом с ней.

Но справедливость восстановлена. Добро
торжествует.

А сейчас обратите внимание на эпиграф.

Можем ли мы , рассмотрев образы царицы и
царевны, согласиться с высказыванием поэта
Руставели “Лишь добро одно бессмертно.

Зло подолгу не живет”?

Ученики: Да, ведь Царица умирает, а
царевна оживает. Значит добро победило.


6. Закрепление изученного материала.

Учитель: В произведениях литературы
отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу
добра со злом.

В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не
можем разделить людей на добрых и злых. В душе
каждого человека наблюдается противостояние
добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки,
и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же
завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.

Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка
А. С. Пушкина. Считаете ли вы себя добрыми?

Запишите ответ на этот вопрос.

7. Информация о домашнем задании.

Выберите для чтения наизусть понравившийся
отрывок. (Границы отрывка определите
самостоятельно).

Выучите его.

8. Итог.

  • Добру учит добро или зло сочинение рассуждение
  • Добротой себя измерь рассказ
  • Доброта это сочинение рассуждение
  • Доброта это сочинение пример из жизни
  • Доброта это сочинение огэ