Добрые и злые персонажи в сказке о мертвой царевне и семи богатырях


5

Все плохие и хорошие персонажи в Сказке о мертвой царевне и и о семи богатырях

2 ответа:

Нян2 года назад



0



0

В произведении можно выделить таких главных героев — Царица-мачеха ( это отрицательный герой); молодая Царевна , королевич Елисей, семь Богатырей — этих героев можно отнести к положительным персонажам произведения А.С.Пушкина.

Конечно также можно встретить и второстепенных персонажей . К ним можно отнести — Царь, Чернавка (отрицательный персонаж), Силы природы (Ветер, Солнце, Месяц), собака Соколко, Зеркальце.



0



0

Добрые — молодая царевна, 7 богатырей, королевич Елисей, солнце, ветер, месяц, зеркальце, можно и собаку. Отрицательные герои: <span>злая мачеха -</span>Королева
Помощники: Чернавка

Читайте также

…..неожиданно впереди бойцов появляется ИИсус.Появление ИИсуса одни воспронимают его появление как попытку осветить дело,другие как кащунство.

Иисус с красныи флагом олицетворяет не только оправдание злобы революционного народа,но и искупления Христом очередного кровавого греха людей
 

<span>В «Капитанской дочке» А.С. Пушкина государем, а уж тем более великодушным, можно назвать только одного персонажа – Екатерину II. Пугачева же, самозванца и убийцу, путем насилия и принуждения подчинившего себе целые крепости, можно охарактеризовать лишь как разбойника. Однако при всех его отрицательных качествах, Пугачев обладал разумом высшим, чем у обычного разбойника. Он не убивал всех без разбора, а имел способность прощать. Пугачевское прощение корыстно: он оставляет в живых Гринева только за то, что он помог ему в метель и отдал свой заячий тулуп. Его логика понятна, и самозванец даже истинно гордится собой, обсуждая собственный поступок с Гриневым. Пугачеву присуща некоторая человечность, что заметно, когда он помогает вызволить Марью из плена Швабрина, но она не оправдывает всю жестокость его поступков. 
    Государыня императрица в повести является воплощением справедливости и чистоты всепрощения. Она утверждает, что «убеждена в невинности» Гринева, то есть, имеет веские основания для прощения. Эпизод, в котором благородная Марья Ивановна, в недалеком прошлом робкая девочка, идет просить к самой императрице за жениха, является развязкой повествования и служит своеобразным ориентиром для читателя в системе образов. Образ Екатерины II, реально существовавшей государыни, является для главных героев, Гринева и Марьи Ивановны, высшей инстанцией суда по совести и обстоятельствам. 
    Великодушным государем в «Капитанской дочке» является Екатерина II. Ее образ несет в себе светлые и теплые оттенки как внешних, так и внутренних качеств, в то время как Пугачев является отрицательным, но сохранившим в себе достоинство персонажем.</span><span>
</span>

<span>О герое этого произведения сказано, что он своим голосом «всех людей устрашает»-</span>в)

Сначала попробуй разделить текст на части потом Выдели все эти части в книге а уже попозже напиши план Если уверен что все правильно

Ответ : потому что он был оооооооооочень добрый, и не мог оставить человека в беде.

­Пример сочинения 1

Как известно, сказки любят за то, что в них добро всегда побеждает зло. Эта тема является главной и в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» великого русского поэта А. Пушкина.

Олицетворением зла в этом произведении предстает мачеха, которая специально делала много зла юной царевне. Она все время пыталась уничтожить бедную девушку. Чего мачеха только не придумывала: и в лес отправила, чтобы ее волки съели, и яблоко дала отравленное.

Но злая ведьма не учла того, что любовь королевича Елисея оказалась сильнее любых злых чар. Кроме того, королевич оставался верным царевне, а любовь и верность — это очень мощная сила, которую разрушить не под силу злым чарам.

Человеческая доброта семи богатырях, их порядочность в отношении к царевне, любовь, для которой нет преград, — это та мощная сила, которая способна победить зло. И это не сказочные чудеса, а реальность, в которую верит каждый читатель.

Так литературная сказка воплощает вековую мечту народа о том, что правда и добро всегда побеждают зло. И человечество испокон веков верит в добрую силу, а сказки это наши древние друзья, которые учат добру.


Пример сочинения 2

Победа добра над злом в сказке А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Добро
и зло являются главным моральным понятием в жизни. Добром считают
нравственную ценность, которую относят к образцу человеческих отношений и
поступков. Противоположностью добра считается зло, которое нужно
исправить или вообще удалить. Зло нельзя причинять или вообще допускать –
вот главная задача морального поведения человека.

Русские
народные сказки дают возможность, лучше, узнать о сложном мире, находясь
еще маленьким ребенком. А для подрастающего поколения граница между
добром и злом должна быть четкой и ясной. Именно так дети смогут
разглядеть, что плохо, а что хорошо.

В народных сказках зло и
добро всегда выглядят ярко, их очень хорошо заметно. При этом все плохие
и злые персонажи никогда не могут исправиться, они просто-напросто
оказываются побежденными и униженными, то есть – ни с чем. Тот, кто
несет с собой зло, в конце концов, обязательно будет наказан. А добро,
наоборот, будет хорошо вознаграждено и получит все, а может даже и
больше

В течение своей жизни А. С. Пушкин написал много сказок.
Вот уже двести лет они волнуют нас красотой поэтического языка,
утверждением в них добра, правды, справедливости, истинной красоты и
человечности.

В «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»
поэт просто и трогательно рассказывает историю царевны и ее мачехи —
царицы.

Хотя героиня сказки не простая девушка, а царская дочь, ей тоже
пришлось перенести много горя, как и всем героиням народных сказок,
которые остались без матери.

Новая жена царя была «высока,
стройна, бела, … но зато горда, ломлива, своенравна и ревнива».
Особенно гордилась мачеха своей красотой. Когда царевна подросла, она
затмила мачеху. Царевна была не только хороша собой внешне, «белолица,
черноброва», но и в отличие от царицы очень добра. «Черной зависти
полна», царица решила сжить со света свою юную соперницу. Она приказала
служанке «весть царевну в глушь лесную и, связав ее, живую под сосной
оставить там на съедение волкам». Но служанка пожалела девушку. А семь
богатырей приютили ее у себя, пока мачеха не дозналась от говорящего
зеркальца о том, что царевна жива. В ней было столько злобы и зависти,
что она не поленилась сама пойти в лес и отравить свою падчерицу.  

Но
Пушкин не дает восторжествовать злобе и несправедливости. На поиски
царевны отправляется ее жених, королевич Елисей. Много пришлось
постранствовать королевичу по свету, пока Ветер не помог ему отыскать
пещеру, где в хрустальном гробу спала вечным сном царевна. Любовь и
преданность Елисея оказались сильнее смерти: гроб разбился, и царевна
ожила.А царица умерла от тоски и злости.

В своей сказке Пушкин не
только порадовал читателя верой в силу добра и справедливости, но и
заслуженно наказал злую мачеху, чтоб она уже никогда не смогла помешать
счастью царевны и королевича Елисея.


Пример сочинения 3

Однажды Александр Сергеевич Пушкин восклик­нул: «Что за прелесть русские сказки! Каждая есть поэма». Он с детства полюбил их. Множество старинных сказоч­ных сюжетов рассказала ему любимая няня Арина Роди­оновна. Наверно, одним из них был тот, который поэт ис­пользовал в «Сказке о мёртвой царевне и семи богаты­рях». И у него действительно получилась прекрасная поэма!

 ]В этой сказке, как во множестве других, происходит борьба сил добра и зла. Добрых героев в сказке немало. Это и сама царевна, и семеро богатырей, и королевич Елисей. И даже собачка, которая пыталась спасти царев­ну от отравленного яблока.

 А зло воплощено в образе жестокой и завистливой царицы, ставшей мачехой главной героини. Ей захоте­лось остаться единственной красавицей на свете. Чёрная зависть грызла её оттого, что зеркальце не соглашалось признать её первенство, пока царевна была жива. И я ду­маю, что зависть является причиной многих преступле­ний в жизни. Мачеха добилась своей цели путём пре­ступления.

 Но любящая душа королевича Елисея сумела побо­роть зло. Он не захотел смириться с потерей любимой, решил отыскать её во что бы то ни стало. Он ездил по све­ту, обращался за помощью к солнцу, к месяцу. Но только ветер, который «всюду веет на просторе», помог короле­вичу в его поисках. И оказалось, что царевна не умерла, а только заснула долгим сном. А может быть, сила любви жениха воскресила царевну. Точно мы этого не знаем. Да это и не так важно. Таким концом своей сказки А. С. Пуш­кин показывает, что в итоге добро всегда побеждает, а любовь сильнее самой смерти.

«Сказка о мертвой царевне» главные герои

«Сказка о мертвой царевне» главные герои

Традиционно яркими и глубокими чертами наделяет Пушкин главных героев “Сказки о мёртвой царевне”. Торжество добра и справедливости, чудесные события, волшебные персонажи — всё это характерно для пушкинских сказок. Эти произведения — жемчужины русской литературы. В “Сказке о мёртвой царевне” герои интересны и понятны даже самым маленьким читателям, а сюжет прост для восприятия.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Характеристика героев “Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”

Царевна

Главная героиня, юная добрая девушка.

При родах Царица умерла. У царевны через год появилась мачеха. Девушка выросла удивительно красивой, умной, хозяйственной, умелой и доброй. Мать ненавидит её за красоту. Отправляет свою служанку в лес с молодой девушкой, чтобы Чернавка привязала её к дереву на растерзание зверям. Царевна долго бродит по лесу и находит терем, где хозяйничает, готовит, остаётся ночевать. Семь богатырей принимают её как родную сестру. Девушка живёт счастливо, лишь грустит по своему жениху Елисею.

Королевич Елисей

Жених царевны.

Узнав о её пропаже, отправляется на поиски. Он умён, красив, смел, настойчив и целеустремлён. В поисках царевны обращается к Солнцу, Месяцу, Ветру. Последний рассказывает королевичу о горе, на которой в глубокой скале находится хрустальный гроб с девушкой. Королевич зарыдал, узнав такое известие, однако решил последний раз взглянуть на возлюбленную. Он находит царевну, целует её, она оживает, удивляясь своему долгому сну.

Она ревнива, хитра, завистлива. Красива, но имеет тяжёлый характер. В приданое ей досталось зеркало, с которым женщина разговаривает, чтобы убедиться в своей красоте. Узнав, что молодая царевна красивее её, мачеха отправляет её в лес на гибель. Спустя время зеркало сообщает, что царевна жива. Мачеха переодевается монашкой и приносит отравленное яблоко своей падчерице. В финале сказки, узнав, что царевна жива и по-прежнему красивее её, царица умирает “с тоски”.

Семь богатырей

Молодцы-красавцы, в чей терем забредает царевна.

Они принимают её, как родную сестру. Привыкнув к ней и полюбив, братья начинают ссориться и идут к ней на честный разговор: они предлагают выйти замуж за одного из них, чтобы разрешить ситуацию. Девушка признаётся, что у неё есть жених, которого она любит. Однажды, вернувшись с охоты, семь богатырей находят её мёртвой и оставляют в хрустальном гробу в скале.

Второстепенные персонажи

Чернавка

Служанка царицы.

Она жалеет девушку и, отведя в лес, не привязывает к дереву, а отпускает. Своей госпоже говорит, что сделала всё, как приказано.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Цели:

  • раскрыть нравственный смысл сказки Пушкина,
    рассмотреть категории добра и зла на примере
    “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”;
  • продолжить обучение элементам анализа
    художественного текста, умению сравнивать,
    обобщать;
  • формирование прочной нравственной позиции,
    положительных ориентаций на распознавание
    истинной красоты.

Эпиграф:

Лишь добро одно бессмертно.
Зло подолгу не живет.

Шота Руставели

Методические приемы: беседа, анализ
эпизодов, выразительное чтение.

Оборудование: текст “Сказки о мертвой
царевне и семи богатырях”, иллюстрации к сказке,
слайды, мультипликационный фильм по сказке.


Ход урока

1. Организационный этап.

2. Слово учителя.

Учитель: С какой сказкой А. С. Пушкина мы
познакомились на прошедших уроках?

Ученики: Со “Сказкой о мертвой царевне и
семи богатырях”

Учитель: Что мы узнали об этой сказке и ее
героях?

(Учащиеся рассказывают о сюжете, главных
героях, о противоположных образах царицы и
царевны. )

Учитель: Сегодня на уроке мы будем
беседовать о героях “Сказки
о мертвой царевне
и семи богатырях”;

Цель нашей работы – раскрыть значение
терминов “добро” и “зло” на примере сказки. Мы
будем учиться сравнивать образы героев,
анализировать текст.


3. Подготовка к активному и сознательному
усвоению
нового материала. Проверка
индивидуального домашнего задания.

Учитель: Нам всем знакомо выражение “В
сказках Добро всегда побеждает Зло”. Что же это
такое – Добро и Зло? Вам необходимо было найти в
толковом словаре значение этих слов.


(Ученик зачитывает определения терминов из
толкового словаря )

“Добро – это то, что хорошо, полезно, нужно
человеку, с чем связаны надежды людей,
представления о свободе и счастье.

Зло всегда имеет отрицательный смысл и
обозначает плохое, влекущее за собой беды,
страдания, горе, несчастье” (Школьный
философский словарь)

“Добро – в духовном значении благо, что честно
и полезно, все чего требует от нас долг человека

Зло – худое, лихое. Злой человек – причиняющий
зло другим: вредный, пагубный” (Словарь живого
русского языка Владимира Даля)

Учитель: Можем ли мы утверждать, что добро
и зло являются противоположными понятиями?

Ученик: Да, добро и зло – противоположные
понятия.

Учитель: Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили
не только значения слов, данные в словаре, но и
попытались увидеть, как А. С. Пушкин показывает
добро и зло в “Сказке о мертвой царевне и семи
богатырях”.

На первом уроке по этой сказке мы с вами
сделали вывод, что она близка к народным
(фольклорным ) сказкам.

4. Этап проверки знаний.

Беседа

Учитель: В народных сказках всех героев можно
распределить на положительных и отрицательных.
Назовите положительных героев народных сказок
(они олицетворяют добро) и отрицательных
(олицетворяют зло).

Ученик: Добро – Иван-царевич,
Царевна-лягушка, Иван — крестьянский сын. Зло –
Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Чудище поганое.

Учитель: Можем ли мы так же четко
разграничить положительных и отрицательных
героев в “Сказке о мертвой царевне и семи
богатырях”?

(Учащиеся перечисляют героев сказки и
приходят к выводу, что в сказке больше
положительных героев, предполагают, что образ
Чернавки невозможно отнести ни к положительным,
ни к отрицательным )

Учитель: Подумайте, в образах каких
героев заметна наиболее яркая характеристика
Добра и Зла?

Ученики: Царевны и царицы.

Учитель: Для того, чтобы представить
образы Царевны-мачехи и Царицы, мы обратимся ко
второй части вашего домашнего задания – устному
словесному рисованию портретов Царевны и Царицы.


(Учащиеся представляют словесные портреты
Царевны и Царицы )

Учитель: Необходимо было также выписать
определения, характеризующие героинь. Посмотрим,
что у вас получилось, и сравним с таблицей.

(Учащиеся зачитывают определения и
сравнивают с таблицей, представленной в виде
слайда)





  Царица Царевна
Внешность высока

стройна

бела

белолица

черноброва

Поведение характер горда

ломлива

своенравна

ревнива

злая

красавица-душа

милая

приветливая

Цвет черный белый

красный


Учитель: Почему царица решила погубить
царевну? В чем суть конфликта между ними?


Ученики: Царица-мачеха считает себя самой
красивой, а царевна становится ее соперницей,
потому что волшебное зеркало сообщает, что
падчерица “милее и белее”, чем она.


Учитель: Какими словами мы можем выразить
отношение царицы к царевне?


Ученики: Ненависть, зависть.


Учитель: Обладает ли добрый человек такими
чувствами?

Ученики: Нет, эти чувства характерны для
злых людей.


Учитель: А как относится царевна к царице,
которая ее решила погубить, к Чернавке, которая
уводит девушку в темный лес?

Ученики: Она даже к своим врагам
относится хорошо, не держит на них зла, не
пытается им отомстить

Учитель: И царица, и царевна – внешне
красивы. Про какую из героинь мы можем сказать,
что она обладает и внутренней, душевной красотой?

Ученики: Царица красивая, но злая, никого
не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит
душа у нее черная. А царевна по-настоящему
красива, она всех любит, творит добро, и все ей
помогают.


5. Объяснение нового материала. (Беседа, анализ
текста)

Учитель: Мы составили словесные портреты
героинь, а теперь обратимся к иллюстрациям
сказки и сравним образы Царицы и Царевны.


(Показ иллюстраций, комментарии)

К сказке Пушкина созданы не только
иллюстрации, но и фильмы.

Сейчас мы посмотрим эпизоды из
мультипликационного фильма “Сказка о мертвой
царевне и семи богатырях”.


Просмотр эпизодов

1. “Царица и зеркало”(комментарии )

2. “Но царевна молодая

Тихомолком расцветая”(комментарии. )


Учитель: С чем сравнивает автор царевну,
говоря “…росла, росла, поднялась – и расцвела”?


Ученики: С цветком. Она так же прекрасна,
как роза.


Учитель: Как вы считаете, правильно ли
представил режиссер образы Царицы и Царевны?

(Учащиеся сравнивают свои представления об
образах героинь с представлением режиссера
фильма)

А сейчас для того, чтобы доказать, что царица
олицетворяет зло, а царевна – добро, обратимся к
чтению и анализу эпизодов, в которых видна яркая
характеристика образов героинь.


Выразительное чтение. . Анализ эпизодов

Анализ эпизода “Но невеста молодая

До зари в лесу блуждая” (Выразительное
чтение)

Учитель: Почему царевна решила, что в
тереме “люди добрые живут”?


Ученики: Есть иконы, в горнице чисто,
светло.

Учитель: Что сделала героиня в доме?

Ученики: Зажгла свечу, затопила печь.

Учитель: Как это характеризует героиню?

Ученики: Она не только красивая,
скромная, но и трудолюбивая.

Учитель: Пушкин рисует образ Царевны в
духе народно-сказочной традиции, когда в первую
очередь ценится скромность, душевная щедрость,
хозяйственность.

Можем ли мы про царицу сказать, что она
трудолюбивая?

Ученики: Нет, она всегда сидит без дела,
только в зеркало смотрится, любуется своей
красотой.


Выразительное чтение и анализ эпизода “Раз
царевна молодая”

Учитель: Кто приходит к царевне с целью
погубить ее?

Ученики: Царица, переодетая монахиней.

Учитель: На чьей стороне Соколко? Почему?


Ученики: Соколко пытается помочь Царевне,
он даже съедает отравленное яблоко, чтобы
объяснить богатырям, что произошло с Царевной.


Учитель: Получается, что Зло победило.
Царица торжествует, устранив соперницу. Так ли
это?

Ученики: Нет! Царевич Елисей, обратившись
к помощи Солнца, месяца, ветра спасает свою
невесту.


Учитель: В сказках у добра всегда много
помощников, а зло – одиноко.

В “Сказке о мертвой царевне” мы видим, что даже
явления природы помогают Елисею найти невесту.

Что же происходит со злой царицей-мачехой?

Найдите строки, в которых говорится о последних
минутах ее жизни.

Учащиеся зачитывают строки:


“Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала
Тут ее тоска взяла,
И царица умерла. ”


Учитель: Пять раз в сказке царица названа
злой. И она действительно причиняет зло тем, кто
рядом с ней.

Но справедливость восстановлена. Добро
торжествует.

А сейчас обратите внимание на эпиграф.

Можем ли мы , рассмотрев образы царицы и
царевны, согласиться с высказыванием поэта
Руставели “Лишь добро одно бессмертно.

Зло подолгу не живет”?

Ученики: Да, ведь Царица умирает, а
царевна оживает. Значит добро победило.


6. Закрепление изученного материала.

Учитель: В произведениях литературы
отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу
добра со злом.

В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не
можем разделить людей на добрых и злых. В душе
каждого человека наблюдается противостояние
добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки,
и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же
завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.

Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка
А. С. Пушкина. Считаете ли вы себя добрыми?

Запишите ответ на этот вопрос.

7. Информация о домашнем задании.

Выберите для чтения наизусть понравившийся
отрывок. (Границы отрывка определите
самостоятельно).

Выучите его.

8. Итог.

Описание сюжета

Царь женился на молодой красивой женщине с завистливым характером. Она сразу невзлюбила свою падчерицу, дочь мужа от первого брака. Женщину волновала только собственная внешность. Своей красотой она каждый день любовалась в волшебное зеркало. Оно могло разговаривать и всегда подтверждало царице, что она является самой красивой на свете. Но так было до того момента, пока не подросла юная принцесса.

Злость мачехи

Красотой она превосходила свою мачеху. Но характер имела добрый и покладистый. Её сосватали за царевича Елисея, и в скором времени, должна была состояться свадьба. Но злая царица не могла допустить, чтобы кто-то на белом свете превосходил её по красоте. Она велела Чернавке, своей девушке-прислужнице отвести молодую принцессу в лес, привязать к дереву и оставить на съедение диким зверям.

Однако Чернавка пожалела царевну, и привязывать её не стала. Дочь царя долго бродила по лесу и, наконец, вышла на резной терем. Хозяев дома не было, тогда она решила:

  • прибраться в доме;
  • истопить печь;
  • приготовить еду.

Оказалось, что терем принадлежал семи братьям богатырям. Они вернулись со службы и были очень удивлены порядку в доме. Похвалили девушку и оставили у себя жить.

Отравленное яблоко

А в это время царица через своё волшебное зеркало узнала, что царевна жива. Отругала она свою Чернавку и велела закончить задуманное. Та притворилась старухой-нищенкой и пришла к терему богатырей.

Её очень не хотел подпускать к царевне верный пёс Соколко. Он лаял и бросался на нищенку. Но добрая принцесса всё же смогла кинуть бабушке хлеб, за что в благодарность получила от старушки яблоко. Оно было отравлено, но девушка об этом не знала. Она откусила кусочек и упала замертво.

Вернувшиеся с похода богатыри нашли её бездыханное тело. Они долго горевали. Даже не стали хоронить названую сестру в землю, потому что казалось, та просто уснула. На третий день юноши положили царевну в хрустальный гроб и приковали его цепями к столбам в пещере. Там и осталась спать мёртвым сном юная принцесса.

Поиски невесты

Тем временем царевич Елисей разыскивал свою возлюбленную. Он обращался с вопросом о ней ко всем прохожим, но никто ничего не знал. Отчаявшись, он спросил о царевне у Солнца, Месяца и Ветра. Последний рассказал ему про хрустальный гроб в пещере, и царевич отправился взглянуть на тело любимой в последний раз.

Прибыв на место, он действительно увидел свою невесту в хрустальном гробу. Боль его была столь велика, что он разбил крышку. И тут случилось чудо. Царевна будто очнулась от долгого сна, открыла глаза и села в гробу.

Молодые люди обрадовались встрече и отправились в обратную дорогу. Тем временем весть о возвращении царевны разнеслась по округе. Злая царица как увидела падчерицу, так, тотчас умерла. А влюблённые сыграли свадьбу и стали жить долго и счастливо.

Краткое содержание

Повествование начинается со сцены прощания царя, отправляющегося в дальний путь, со своей супругой. Царица долгое время сидит у окна, смотрит вдаль и ждёт своего мужа.

План основных событий сказки:

  • Пока муж отсутствует, царица рожает ему дочь.
  • Царь возвращается, но в тот же день его супруга, ставшая матерью, умирает.
  • Монарх долго скорбит, но всё же женится на своенравной и гордой девушке, обладающей привлекательной внешностью и довольно сложным характером. Среди приданого оказывается волшебное зеркало, умеющее разговаривать. Новоявленная царица любит смотреться в него и спрашивать о своей красоте. Ответ всегда один — «Ты на свете всех милее».
  • Между тем маленькая царевна растёт, расцветает и превращается в прекрасную девушку. К ней сватается королевич Елисей. Готовится свадьба.
  • Царица внезапно узнаёт от волшебного зеркала, что она уже не самая милая: её переплюнула молодая царевна. Подчинившись чувству зависти, мачеха решает убить падчерицу. Для этого она приказывает служанке отвести девушку в глухой лес и оставить привязанной к дереву. Но та проявляет сострадание и отпускает царевну.
  • Пропажи хватились, и царевич Елисей отправился на поиски своей невесты.
  • Блуждая по лесу, юная царевна находит пустую избу и укрывается в ней. Это дом, в котором живут семь богатырей.
  • Вернувшись, хозяева обнаруживают гостю и разрешают жить вместе с ними.
  • Злая мачеха узнаёт, что её конкурентка жива, и посылает к ней служанку с отравленным яблоком.
  • Девушка съедает кусочек яблока и умирает. Богатыри хоронят её в хрустальном гробу, подвешенном на цепях в тёмной пещере.
  • Елисей странствует в поисках своей невесты, но, к сожалению, не находит ее. Он обращается к солнцу и месяцу, но они ничего не знают. Ветер рассказывает, что царевна находится в хрустальном гробу. Царевич отправляется к ней.
  • Войдя в пещеру, королевич в отчаянии ударяет по гробу. Тот разбивается, девица оживает. Влюблённые возвращаются в царский дворец.
  • Царица вновь разговаривает с зеркальцем и узнаёт, что её падчерица жива. В гневе она разбивает волшебный предмет, выбегает в дверь, сталкивается с молодой конкуренткой и умирает на месте.

Сказка завершается счастливым концом. Молодые люди венчаются, играют свадьбу, а все люди, включая рассказчика, гуляют на пышном пиру.

Персонажи сказки

Действующих лиц в сказке не очень много. Для читательского дневника их можно оформить в таблицу или сделать список персонажей «Мёртвой царевны» с характеристикой и небольшим описанием:

  • Царица — она же злая мачеха, отправившая юную принцессу на верную смерть в лес.
  • Царевна — дочь царя и падчерица царицы. Очень красивая девушка с добрым характером.
  • Елисей — царевич, жених принцессы. Отважный молодой человек.
  • Семь богатырей — братья, ведущее отшельнический образ жизни в лесном тереме.
  • Чернавка — служанка злой царицы. Девушка с добрым сердцем, но трусливым характером.
  • Соколко — верный пёс, который пытался спасти царевну от отравления.
  • Волшебное зеркало — приданое злой царицы, которое всегда говорило правду.
  • Солнце, Месяц, Ветер — одушевлённые силы природы, которые указали путь Елисею к хрустальному гробу.

В сказке также присутствуют персонажи, которые влияют на сюжет только косвенно. Например, царь. В тексте про него почти не упоминается, только то, что он женился на злой царице и горевал по потерянной дочери.

В самом начале произведения автор описывает царицу — мать принцессы. Но о ней известно лишь то, что она год прождала мужа из похода, сидя у окна, родила дочь в день его возвращения и умерла.

Царевна и её мачеха

Прочитав сказку Пушкина о мёртвой царевне, можно выделить двух главных героев, определяющих композиционную целостность произведения. Этими сказочными персонажами является молодая царевна, олицетворяющая добро, и её мачеха — антагонист, стоящий на стороне зла.

О новой жене царя сказано, что она была самой красивой женщиной в мире. Скорее всего, именно это качество послужило главным критерием выбора монарха. Однако психологический портрет царицы не столь впечатляет. В нём преобладают следующие черты:

  • своенравие;
  • гордость;
  • ревность.

Главные герои сказки о мёртвой царевне и семи богатырях

В сказке нет описания отношений мачехи с падчерицей или царём, лишь с чернавкой. Больше всего она любит разговаривать с волшебным зеркальцем, упиваясь своей красотой и превосходством: в этом заключается её смысл жизни. Неудивительно, что известие о перещеголявшей её молодой царевне приводит мачеху в неописуемый гнев.

Требуется принимать решительные меры, иначе жизнь царицы будет разрушена. Единственным выходом становится убийство юной девушки. Проявив коварство, злая мачеха всё-таки добивается поставленной цели и радуется. Отрицательный характер персонажа проявляется во всей красе. Но торжество зла длится недолго. Чудесным образом царевна воскресает из мёртвых и встречается со своей убийцей. Мачеха не может вынести столь сильного потрясения и умирает от тоски.

Читатель не имеет представления о детстве царевны. Она росла тихомолком и вдруг расцвела. Сразу же после этого девушка становится жертвой своей завистливой мачехи. Тут читатель проникается к бедной девушке хорошими чувствами. Чернавка любит свою жертву и не может причинить ей зла. Дальнейшее описание поступков героини раскрывает всё больше положительных качеств.

Царевна является идеальным положительным персонажем. Её внешний облик прекрасен, а поведение — выше всех похвал. Это завораживает и заставляет окружающих персонажей хорошо к ней относится. Семеро богатырей называют себя братьями девушки и защищают её от всех опасностей.

Казалось бы, ей ничего не угрожает. Но коварная мачеха нашла хитрый способ устранить конкурентку. Она играет на добрых чувствах и отравляет девушку. Такой поворот событий накаляет страсти и усиливает эффект от последующего хеппи-энда.

Характеристика главных героев

Безусловно, роль каждого из персонажей рассказа важна для общей атмосферы сюжета. Однако главных героев, вокруг которых происходит всё повествование истории можно выделить всего 3.

Злая царица

Вторая жена царя, мачеха юной принцессы. Её образ прописан очень ярко и подробно. Используя цитатный пример, женщину можно описать так:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива…

Она привыкла выглядеть лучше всех, поэтому честность волшебного зеркала её очень злила. Поведение царицы можно описать как зависть, основанная на злобном характере. Красавица не могла смириться, что кто-то может в чём-то её превосходить, поэтому была готова даже убить, лишь бы оставаться первой красавицей на всё белом свете.

Судя по тому, как царицу боялась её девушка-служанка Чернавка, можно представить, каким характером обладала красавица мачеха. Несчастной подневольной даже пришлось пойти на убийство, так она опасалась гнева своей хозяйки.

В этой сказочной истории царица яркий отрицательный персонаж. Все её действия направлены только в угоду себе и во зло другим людям.

Мёртвая царевна

Дочь царя от первого брака. Красивая и добрая девушка. Весь её образ прописан как сопоставительный злой царице. Например, обе они были красивы, но одна была злая, другая добрая. И мачеха, и падчерица — царских кровей. Но одна всё время проводит перед зеркалом, а вторая с лёгкостью занимается обычной людской работой.

Об этом можно судить из фрагмента сказки, когда девушка оказалась в тереме у семи богатырей:

Дом царевна обошла,

Все порядком убрала,

Засветила богу свечку,

Затопила жарко печку…

По всей видимости, девушка была обучена простой работе по дому, что говорит о её трудолюбии и уме. О добром характере можно судить по поступку с нищенкой. Несмотря на то что умный пёс чуял в старухе неладное, принцесса всё же смогла передать голодной женщине хлеб.

Скромность и честность также были отличительной чертой царской дочери. Она могла бы выбрать себе в мужья одного из братьев богатырей, но честно призналась им, что уже помолвлена с другим. При этом сделав это таким образом, чтобы не обидеть никого из юношей.

Даже для учеников 5 класса сравнительная характеристика царевны и царицы проста и понятна. Дочь царя — яркий положительный персонаж в этой истории, чего нельзя сказать о её мачехе.

Царевич Елисей

Характеристика Елисея из «Сказки о мёртвой царевне» также проста для понимания. Это положительный со всех сторон персонаж. Он не пустил на самотёк пропажу своей невесты, а сам поехал на её поиски, что говорит об упорстве и смелости молодого человека.

Несмотря на свой статус царевича, Елисей отличался вежливостью. Иначе не смог бы получить помощь от сил природы в поиске своей возлюбленной. Он обращается к ним с почтительностью и благодарностью.

Физической силой, молодой жених, по-видимому, тоже не был обижен. Он с лёгкостью разбивает крышку гроба, в котором лежала царевна, а ведь тот был изготовлен богатырями. В целом образ королевича Елисея вырисовывается довольно ярко — красивый и умный молодой человек с упорным характером и добрым сердцем.

АНАЛИЗ «СКАЗКИ О МЁРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ» ПУШКИНА

3.3

(24)

«Сказка О мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина опирается на традиционный сказочный сюжет о злой мачехе и красивой доброй падчерице. Достаточно вспомнить народные сказки: русские — «Морозко», «Василиса Прекрасная», «Крошечка-хаврошечка», немецкие — «Госпожа Метелица» и «Снегурочка», французскую «Золушку» и другие. Но Пушкин сумел наполнить традиционный сюжет особой глубиной, пронизанной светом добра. Как и всё пушкинское, эта сказка, как драгоценный камень, сверкающий тысячами граней смысла, поражающий нас многоцветьем слова и ясным, ровным сиянием, исходящим от автора, — не ослепляющим, а просветляющим наши невидящие глаза и спящие духовно сердца.

Свои клады пушкинская сказка открывает любому читателю, будь ему десять или пятьдесят лет — было бы только желание открыть. Но юного читателя должен повести за собой взрослый. Хорошо, если это мама, папа, бабушка, дедушка …

После чтения сказки «О мертвой царевне и семи богатырях» попробуем проанализировать её, ответив на ряд вопросов.

Какое впечатление произвела на вас сказка? Что особенно понравилось, запомнилось? Почему? Сказка детям нравится прежде всего тем, что добро побеждает зло. Их очень привлекает образ молодой царевны добротой и верностью. С удовольствием они говорят о чудесном зеркальце: волшебное всегда близко детскому сердцу. Из понравившихся эпизодов выделяют странствия Елисея в поисках невесты, возвращение царевны к жизни, сватовство богатырей. Жалеют преданного Соколко. А ещё восхищаются мелодичными стихами, что радует особенно.

От беседы о первых впечатлениях перейдём к попытке композиционного анализа сказки:

Кто в сказке в центре внимания автора? Почему? В центре внимания царица-мачеха и царевна, потому что они представляют два жизненных полюса: добро и зло. Есть ли в сказке персонажи, которые близки молодой царевне и воплощают в себе силы добра? Есть. Это царица-мать, королевич Елисей, богатыри, Соколко, солнце, месяц, ветер. А кто воплощаёт силы зла? Откровенно злой персонаж в сказке один — мачеха. Но будь она совершенно одна, не могла бы она вершить злые дела и хоть на какое-то время добиваться успеха. Кто же помогал ей творить зло? Чернавка. Чернавка сама по себе злая или нет? Тогда почему она становится исполнительницей злой воли? Нет, она любит молодую царевну, о Чернавке сказано: «Та, вдуше её любя … » Ей совсем не хочется выполнять приказ царицы, но … Чёрт ли сладит С бабой гневной? Спорить нечего … Страх наказания оказывается сильнее милосердия, и Чернавка ведёт царевну в чащу леса … А спустя некоторое время приносит ей отравленное яблоко. Выходит, что страх и безволие помогают злу осуществляться, и в таком случае даже неплохой человек меняется в своей сути. Откуда же в царице ненависть к царевне? Зеркальце сказало ей правду о том, что царевна красивее её, и вызвало гнев мачехи. Она не может жить без постоянных подтверждений её непревзойдённости. Хотя, вероятнее всего, красота падчерицы рано или поздно стала бы очевидной для всех, и, следовательно, не уйти от беды молодой царевне. А зло даже правду может сделать поводом к преступлению — ведь на то оно и зло, чтобы достичь своих целей … Самое страшное свойство зла заключается в том, что его можно не увидеть и, значит, не распознать. Добрых героев мы видим сразу, а зло, как микробы, рассеяно повсюду и до поры до времени незаметно. Вспомните: когда у царевны появилась мачеха? Через год после смерти родной матери: Год прошёл, как сон пустой, Царь женился на другой. Можно ли узнать из сказки об отношении новой жены царя к его дочери? Нам ничего неизвестно об этом. Но мы можем догадаться, что царица её даже не замечала. царевна росла «тихомолком» — значит, без внимания, сама по себе. Когда же мачеха вспомнила о падчерице? Когда пришла пора выдавать царевну замуж, мачеха, «на девичник собираясь», задала зеркальцу любимый вопрос и получила на него ответ: Ты прекрасна, спору нет; Но царевна всех милее, Всех румяней и белее. Итак, девочка выросла без матери, мачеха ею не интересовалась, да и отец, видимо, был занят больше молодой женой, чем дочерью. Не случайно год после смерти жены обозначен именно «годом» (так долго он тянулся для царя!), а остальное время (верно, не меньше 16 — 17 лет) промелькнуло быстро, так что уже и дочь выросла и стала невестой. Однако несмотря на всё это, царевна «поднялась и расцвела».

Найдите её описание и выделите в нём ключевые слова. Пятиклассники называют слова: нраву кроткого такого. Объясните: что значит «нрава кроткого»? (Тихая, спокойная, скромная, приветливая. ). Царевна не требовала к себе особого внимания, жила и росла «тихомолком». Когда она по воле злой мачехи оказалась в лесу, а потом в тереме богатырей, то приняла это со смирением, ни на кого не затаила злобы, осталась такой же доброй и приветливой (вспомним её поведение в незнакомом доме, отношение к «нищей чернице»), любящей, верной своему жениху.

Откуда же эти замечательные качества у царевны? От родной матери. Перечитаем начало сказки и посмотрим, какой она была. Ждёт-пождёт с утра до ночи, Смотрит в поле, инда очи Разболелись глядючи С белой зори до ночи; Не видать милого друга! Только видит: вьётся вьюга, Снег валится на поля, Вся белёшенька земля. Девять месяцев проходит, С поля глаз она не сводит. Всё время разлуки она провела у окна, ожидая «милого друга». Любовь и верность- главные качества её характера. Отчего умерла царица? От счастья, что наконец видит мужа:

На него она взглянула, Тяжелёшенько вздохнула, Восхищенья не снесла И к обедне умерла. Так велика была её любовь …Умение любить, быть верной, терпеливой передались дочери от матери. Обратим внимание детей на то, когда родилась девочка: Вот в сочельник в самый, в ночь Бог даёт царице дочь. Можете ли вы назвать дату рождения царевны? Да — 6 января, накануне Рождества. С давних времён люди, рождённые накануне больших религиозных праздников или в самые праздничные дни, считались отмеченными Богом, любимыми им. Вспомним, когда кротость, смирение, терпение приходили на помощь царевне, выручали её из беды, помогали преодолеть трудности. Когда царевна оказалась в дремучем лесу с Чернавкой и поняла, что ей грозит, она … взмолилась: «Жизнь моя! В чём, скажи, виновна я, Не губи меня, девица! А как буду я царица, Я пожалую тебя». и Чернавка пожалела бедную девушку: Не убила, не связала, Отпустила и сказала: «Не кручинься, Бог с тобой». Богатыри, пленившись её скромностью и красотой, приютили в своём доме: и царевна к ним сошла, Честь хозяям отдала, В пояс низко поклонилась; Закрасневшись, извинилась, Что-де в гости к ним зашла, Хоть звана и не была. Вмиг по речи те спознали, Что царевну принимали; Усадили в уголок, Подносили пирожок; Рюмку полну наливали, На подносе подавали. От зелёного вина Отрекалася она; Пирожок лишь разломила, Да кусочек прикусила, И с дороги отдыхать Отпросилась на кровать.

С радостью принял царевну даже пёс: Ей навстречу пёс, залая, Прибежал и смолк, играя; В ворота вошла она, На подворье тишина. Пёс бежит за ней, ласкаясь … А когда царевне грозила беда, Соколко пытался её предотвратить. Богатыри не решились похоронить царевну и это помогло Елисею вернуть её к жизни. Ради неё он был готов на всё и без устали искал свою невесту — значит, заслужила она такую самоотверженную любовь своим кротким нравом …

Задумайтесь, почему в приданое царице было дано только «зеркальце одно» (тогда как за царевной давали «семь торговых городов /да сто сорок теремов»)? Царица считала, что главное в ней — красота, она же её главное приданое. Разве ей не достались города и терема? Достались, конечно, но поэт почему-то подчеркнул именно зеркальце. Почему? Наверно, потому что в зеркальце она видела себя, любовалась своей красотой, а это было для неё самым важным. Быть красивей всех стало целью её жизни, потому-то она и не видит ничего вокруг, кроме самой себя … Может ли внешняя красота стать жизненной целью? И можно ли о человеке судить только по внешней красоте? Всё ли она говорить нём? Нет, сама по себе внешняя красота не может быть единственной ценностью человека. Хотя с царицей именно так и было: красота — единственное её достоинство. Внешняя красота должна дополниться внутренней — красотой души. Так, как это соединилось в молодой царевне, которая любила всех и ко всем была добра. А царица была добра только с зеркальцем. Чем стало для неё это зеркальце? Почему? Оно стало, по сути, её единственным собеседником, «С ним одним она была; Добродушна, весела, ; С ним приветливо шутила … ». Выходит, другим напрасно было ждать от царицы приветливого слова … Почему только с зеркальцем царица была «добродушна, весела»? Она была зависима от него. Ей хотелось слышать только о своей красоте, всё остальное её не интересовало. Может ли предмет(даже такой необычный, говорящий!), к примеру телевизор, компьютер, заменить живых людей? Разумеется, нет: ведь это всего лишь предмет, без души и сердца …

Что же невольно укрепляло и развивало зеркальце в царице? Гордость, уверенность в своей несравнимости и красоте, самовлюблённость. Интересно, что, говоря о царице, дети вспомнили о Нарциссе: ведь и он гляделся в воду, как в зеркало, и любовался собой. Рассмотрим и сравним иллюстрации к этому эпизоду разных художников.

Царица. Зворыкин Царица. Куркин

На первой иллюстрации Зворыкина царица кажется неприступной в своей горделивости, она будто памятник себялюбию и гордыне. На второй подчёркнуты её ломливость и своенравие. Какие же качества может породить в человеке гордыня? Почему? Гордыня порождает высокомерие, ревность, зависть, эгоизм, злобу, гнев, себялюбие. Всё это становится естественным её проявлением, потому что человек, одержимый гордыней, ощущает себя центром Вселенной … Вот почему сообщение зеркальца о том, что «царевна всё ж милее, / Всё ж румяней и белее … » вызвало такую бурю гнева у мачехи. Что стало следствием гнева царицы? Какое чувство толкнуло её на преступление? Царица решила погубить свою падчерицу, зависть толкнула её на преступление. Почему царица с её кознями и коварством оказалась бессильной перед кроткой царевной? Кроткую царевну все любили и приходили ей на помощь, она ко всем была приветлива и добра, никого не обижала и готова была каждому помочь. Вспомните причины смерти царицы-мачехи и родной матери царевны. Родная мать царевны умерла от восхищения, счастья, что видит любимого мужа, царица-мачеха — от зависти и злобы …

3.3 / 5. 24

.

Краткий анализ

Характеристика героев сказки поможет составить представление о мире персонажей и его атмосфере, а краткий анализ произведения понять его главную мысль. Для читательского дневника в 5 классе упрощённый разбор сказки будет выглядеть следующим образом:

  • Год написания — 1833.
  • Полное название — «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
  • Автор — Александр Сергеевич Пушкин.
  • Жанр — стихотворная сказка.
  • Тема — любовь бессмертна.
  • Основная мысль — доброта, любовь и взаимовыручка может противостоять любому злу, даже смерти.

Есть версии, что в основе этого произведения лежат фольклорные мотивы и даже некоторые сказки зарубежных авторов. Однако все критики сходятся во мнении, что сказка — полноценное авторское произведение, написанное в особой Пушкинской манере.

В основе текста цепная композиция с троекратными повторами. Этот метод написания намного облегчает восприятие сюжета даже для самых юных читателей. К тому же система образов, основанная на их противостоянии, чётко квалифицирует каждого из персонажей.

В сказке сразу понятно, кто положительный герой, а кто отрицательный. Причём первых гораздо больше, что делает историю доброй и позитивной.

Произведение учит детей добру и взаимовыручке. Всегда помогать людям, попавшим в трудную ситуацию. Оставаться честным с собой и окружающими, какие бы трудности ни преподносила жизнь.

Персонажи

Главные герои

  • Варвара Краса — Длинная Коса

    Екатерина Гороховская
  • Василиса — Царевна Лягушка

    Юлия Рудина
  • Дарья — Царевна Несмеяна

    Наталья Терешкова
  • Царевна Елена Прекрасная

    Елизавета Захарьева
  • Спящая Царевна Соня

    Алёна Кононова

Второй план

  • Кощей Бессмертный

    Станислав Концевич
  • Кот

    Сергей Мардарь
  • Марлен

    Мария Цветкова
  • Сова

    Светлана Кузнецова
  • Баба Яга

    Сергей Дьячков
  • Улыбка кладовой

    Галина Чигинская
  • Закадровый голос

    Михаил Черняк

Тема урока.А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Герои сказки. Добро и зло.

Тип урока.  Урок рефлексии.

Планируемые достижения обучающихся.

Знакомство с истоками пушкинских сказок.

Раскрытие нравственного смысла сказки.

Осознание понятий «добро» и «зло».

Формирование умения характеризовать героев на основе текста и иллюстраций.

Формирование умения выбирать интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста.

Формирование у обучающихся способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии коррекционно — контрольного типа.

Коррекция и тренинг изученных  способов действий — понятий, алгоритмов.

Оборудование. Компьютер, карточки, таблицы, словари.

    Ход урока.

1.Самоопределение к деятельности.

Эпиграф «Лишь добро одно бессмертно.

                  Зло подолгу не живёт»   Шота Руставели

— Как вы понимаете это высказывание?

2.Актуализация знаний.

— « У каждого возраста свой Пушкин» — сказал как-то С.Я.Маршак. Это очень верно. Верно и то, что любой человек возвращается к поэзии Пушкина и, по-новому, уже воспринимает его творчество, и снова открывает для себя что-то новое и неведомое. Когда ты маленький, то тебе читают сказки Пушкина, и ты переживаешь вместе с героями этих сказок под «мелодичный голос», заключённый в стихотворном ритме. Когда ты становишься взрослым, то читаешь эти сказки своим детям, по-новому воспринимая их, но не переставая их любить и дарить эту любовь своим детям. Сказки Пушкина не являются точным переложением народных сказок. Большая же часть заимствована им из немецких сказок братьев Гримм. («Белоснежка и семь гномов») Выбирая занимательный сказочный сюжет и переделывая его свободно по вкусу русских народных сказок, Пушкин совершенно не заботился о подлинности рассказываемых сказок. Из вышесказанного можно сделать вывод, что сказкам присущ вымысел и романтизм, но интерес к сказкам Пушкина был, есть и остаётся.

Интересно почему?

3.Локализация затруднений.

— Сказки Пушкина  народны. В них отражены эпизоды из жизни простых крестьян, их уклад жизни, слова и обороты речи, свойственные большинству людей того времени. Мысль о правде, о справедливости, о добре и зле глубоко волновали человека всегда.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

— Сегодня на уроке мы будем беседовать о героях «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях». Цель нашей работы – раскрыть значение терминов «добро» и «зло» на примере  сказки. Мы будем сравнивать образы героев – царицы и царевны.

5.Обобщение затруднений во внешней речи.

— Нам знакомо выражение «В сказках добро всегда побеждает зло».

— Каково лексическое значение этих слов?

— Где мы можем точно узнать лексическое значение слов добро и зло?

Толковый словарь С.И.Ожегова.

Добро – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное  злу; добрый поступок.

Зло – нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок.

— Можем ли мы утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями?

— В  сказках всех героев можно распределить на положительных и отрицательных.

— Назовите положительных и отрицательных героев сказок?

Добро –Белоснежка, семь гномов, Золушка, Красная Шапочка, Мальчик-с-пальчик, Элиза.

Зло – королева, мачеха, волк, людоед.

— В «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» возможно ли разграничение положительных и отрицательных героев?

Положительные                              Отрицательные  

ЦаревнаЦарица

Чернавка  

Богатыри

Царевич Елисей  

Соколко

Солнце

Месяц

Ветер

— У добра всегда много помощников, а зло одиноко.

— В образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?

— Найдите и прочитайте описание царицы и царевны.

Заполнение таблицы.

Зло

Добро

Главные героини

Царица

Царевна

Внешность

Высока

Стройна

Бела

Белолица

Черноброва

Характер

Горда

Ломлива

Своенравна

Ревнива

Злая

Красавица- душа

Приветлива

Милая

— Почему царица решила погубить царевну?

— Какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне? (ненависть, зависть)

— Обладает ли злой человек такими качествами?

— Как относится царевна к царице, которая решила её погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в тёмный лес?

— И царевна и царица внешне красивы. Про какую из героинь можно сказать, что она обладает и внутренней и внешней красотой?

Показ слайдов.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

— Подберите пословицы, подходящие к сказке.

Работа с «Большим объяснительным словарём. Пословицы и поговорки русского народа».

Жизнь дана на добрые дела.

Злой человек — злое и мыслит.

Злой человек- как уголь: не обожжёт, так замарает.

Доброму человеку — бог помогает.

Злой не верит, что есть добрые люди.

Рыба не без кости, человек не без злости.

Не ищи красоты, ищи доброты.

Красно говорит, а сам зло творит.

Кто зло творит, сам от зла и погибает.

7.Включение в систему знаний и повторение.

— Чем заканчивается сказка?

— Найдите и прочитайте отрывок.

— Пять раз в сказке царица названа злой. И она действительно причиняет зло тем, кто рядом с ней. Но справедливость восстановлена.  Добро торжествует.

Показ слайдов.

Обратим внимание на эпиграф. Рассмотрев образы царицы и царевны, согласны ли вы с высказыванием поэта Руставели «Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живёт»?

  8. Рефлексия деятельности.

— В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни всё происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.

 9. Домашнее задание.

— Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка А.С.Пушкина?

Запишите ответ на этот вопрос.

Характеристика главных героев сказки.

Зло

Добро

Главные героини

Внешность

Характер

Положительные

Отрицательные

Царевна

Царица

Чернавка

Богатыри

Царевич Елисей

Соколко

Солнце

Месяц

Ветер

  • Добрые и злые герои сказки морозко
  • Добрые и злые герои русских народных сказок
  • Доброе утро по турецки как пишется
  • Доброе утро по итальянски на русском как пишется
  • Доброе утро по гречески как пишется