Добрые молодцы в русских сказках примеры

ОБРАЗ ДОБРОГО МОЛОДЦА ПО ДАННЫМ ЯЗЫКА РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ

С.В.Парфенова

Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского,

Россия, г. Нижний Новгород

Словосочетание `добрый молодец` является устойчивым в русской народной традиции. Статья представляет собой попытку сопоставительного анализа образа доброго молодца, составленного по данным различных словарей, с образом, представленным в русской народной сказке. Приведены черты сходства и отличия.

The word-combination ` dobry molodets` is steady in russian national tradition. Article represents attempt of the comparative analysis of an image of the `dobry molodets` fellow made according to various dictionaries, with the image presented in russian national fairy tale. Features of similarity and difference are resulted.

Добрый молодец – центральный персонаж любой народной сказки, защитник слабых, спаситель красных девиц, он обладает всеми наилучшими достоинствами, какими только может обладать мужчина. Таким представляется сказочный добрый молодец, на первый взгляд. Но насколько этот образ совпадает с образом, восстановленным из лексического значения слов, образующих словосочетание `добрый молодец`?

Лексема молодец — дериват от прилагательного молодой, образованная с помощью суффикса –ец со значением «лицо». Дериватор, по словарю Фасмера, является общеславянским по происхождению, присутствует во многих славянских языках в значении `моложавый, юный`: укр. молодий, блр. малады, болг. млад, с.-хорв. млад, словен. mlad, чеш. mlady. Этимологически родственно др.-прус. maldai `мальчики`, др.-в.-нем. malz `нежный`, `мягкий`, `слабый`, латин. mollis `мягкий`, `нежный`, др.-инд. mrdu `мягкий`, `слабый`. В словаре П.Я. Черных в целом подтверждается версия словаря М. Фасмера. Указывается др.-рус. молодый, молодь в значении `молодежь`, ст.-сл. младъ; индо-европейская база meld-(*mold-) — `нежный`, `мягкий`, `слабый`. Таким образом, исходя из этимологической памяти слова, можно утверждать, что основу его составляют семы `юный` и `нежный` (о возрасте).

Лексема добрый, по Фасмеру, встречается примерно в одинаковом значении практически во всех славянских языках: укр. добрий `добрый`, `хороший`, `настоящий`, болг. добър `добрый`, `хороший`, `полезный`, с.-хорв. добар `добрый`, словен. dober, чеш. и словац. dobry `добрый`, `хороший`, польск., в.-луж. и н.-луж. dobry `добрый`, `хороший`. В словаре Фасмера находим др.-рус. (с ХI в.) и ст.-сл. добръ, добрый `хороший`, `доброкачественный`, `добрый`, `знатный`. И.-е. корень *dhabh- `соответствовать`, `подходить`, `быть удобным`. Как видно, лексическая наполненность прилагательного практически не изменялась со времен принятия христианства на Руси. Тем не менее, в истории слова есть и более древние семы `подходящий`, `удобный`.

Современные словари указывают значение слова `добрый` как `отзывчивый`, `нравственный`, `хороший`. Существительное же `молодец`, по словарю Ожегова, означает `храбрец`, `удалец` и, на данный момент, характерно только для народной словесности. Получается, что добрый молодец – это некий храбрый человек, обладающий положительными, причем, прежде всего, нравственными качествами.

Обратившись к контексту русских народных сказок под ред. А.Н.Афанасьева, находим следующие особенности семантики этого словосочетания:

Едва ли высокими нравственными качествами может обладать злодей-похититель, тем не менее, в сказках встречается именование `добрый молодец` по отношению к отрицательному персонажу: налетел Вихрь, ударился о землю, сделался добрым молодцем [1:191]. В другой сказке так зовут двух завистливых и трусливых братьев: не ссорьтесь, добрые молодцы, там есть краше меня девица [1;197]. В сказке «Иван Быкович» добрые молодцы «оглянулись – нет ни старухи, ни Ивана Быковича, и со страху поскакали домой» [1:229]. Таким образом, выражение `добрый молодец` часто используется в качестве вежливого обращения к нестарому мужчине, часто далекому от высоконравственного поведения.

Для сказочного языка также характерно обращение `добрый молодец` к незнакомцу: кто таков, добрый молодец? [1:189]; скажись, добрый молодец, кто ты таков? [1:51].

Отмечен случай использования существительного молодец в значении `молодой человек`(нестарый): Посмотри-ка, царь! За кого мне замуж идти: за тебя ли, старого, или за него, доброго молодца? [1:199]. Противопоставление старый (царь) / добрый молодец обращает наше внимание на то, что `молодец`, прежде всего, молод и потому привлекателен.

Внешняя привлекательность – ещё одно качество, характеризующее доброго молодца. В сказке «Марья Моревна» «ворон… сделался добрым молодцем», царевна именно его выбирает в женихи, потому что предыдущие претенденты «были хороши собой, а этот ещё лучше» [1:300]. Вот ещё одна характеристика, подтверждающая внешнюю привлекательность сказочного доброго молодца: Девица… увидала в окно добра молодца; полюбились ей кудри черные, очи соколиные, брови соболиные, ухватки богатырские [1:312].

Добрыми молодцами могут быть как царевичи, так и простые, незнатные люди. Часто уже с детского возраста они очень отличаются от сверстников. Такие дети «растут не по дням, а по часам, как хорошее тесто на опаре поднимается, так и они вверх тянутся» [1:225]; «кто растет по годам, а они растут по часам; кто в год – они в час таковы, кто в три года – они в три часа» [1:217]. Вырастают такие дети в богатырей могучих. Неслучайно, в контексте выражение `добрый молодец` может заменяться выражением “богатырь”. В сказке «Иван Быкович» главный герой именуется и добрым молодцем, и богатырем: запросил богатырь роздыху, …ударился оземь и стал по-прежнему добрым молодцем [1:229]. В данном случае, добрый молодец, это, прежде всего, защитник, физически сильный человек, способный победить чудовище.

Но при всей своей богатырской силе добрый молодец не всегда оказывается победителем, иногда темные силы всё же одерживают победу над ним, и он погибает: так и сгинули сильномогучие богатыри, извела их сестра змеиная [1:284].

Семы `защитник`, `воин` эксплицируются в следующих примерах: где бы сражаться добру молодцу, а он стадо пасет [1:314]; …мизгиря-борца, добра молодца, в живе нет [1:106].

Выражение `добрый молодец` является устойчивым в народной словесности, это в определенной степени определяет синтагматические особенности входящего в его состав существительного. Оно обладает широким потенциалом глагольной сочетаемости, но с прилагательными употребляется редко. Зафиксирован случай сочетаемости выражения с прилагательным `удалой`: проявился мизгирь, удалой добрый молодец [1:106]. Данный пример служит ещё одним подтверждением, что дериватом `молодец` в народном сознании именуется не просто удалец, как указывают словари, существительное сохраняет в своем значении сему `молодость`, в противном случае, выражение `удалой добрый молодец` теряет выразительность, становится бессмысленным.

Добрый молодец не способен на бесчестный поступок, при возможности убить спящего (беспомощного) врага, он не использует ее: не честь, не хвала мне, доброму молодцу, загубить его! Сонный что мертвый! Лучше разбужу его [1:311].

Таким образом, по данным языка народной сказки оказывается, что добрым молодцем может быть и знатный человек, царевич, и простолюдин. Как правило, это человек, обладающий большой физической силой, способный защитить слабых и отразить нападение врага. Современные словари указывают единственное значение существительного `молодец` как `храбрец`, `удалец`, но для языка сказки очевидно использование слова в значении `молодой человек`, `юноша`. Добрый молодец не всегда храбр, не всегда одерживает победу над нечистью. Часто добрым молодцем называют просто незнакомца. Всё это дает основание утверждать, что добрый молодец в сказке – это, прежде всего, довольно молодой мужчина, не обязательно наделенный нравственными качествами. Лексема `добрый` при существительном `молодец` скорее используется для придания большей выразительности языку и имеет значение `хороший`, `положительный` человек.

Литература:

1. Афанасьев, А.Н. Народные русские сказки в 3-х томах. Т.1 – М.: Наука, 1980.

2. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов / под ред. Н.Ю. Шведовой. – 18-е изд. – М.: Русский язык, 1986. – 797с.Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка. – М.: «Прогресс», 1986.- В 4-х тт. Т.1

3. Черных, П.Я. Историко–этимологический словарь современного русского языка: в 2-х томах. – М., 2001

Светлана Владимировна Парфенова, соискатель ст. канд. филол.н.

Email: parf04@yandex.ru

Достарыңызбен бөлісу:

Обновлено: 08.01.2023

Актуальность. Дети очень любят слушать и читать русские народные сказки. Они очень добрые, весёлые и поучительные. В них много положительных героев, но есть и другие, которые хотят им навредить и помешать. Больше всего в моих сказках встречается сказочный герой — Иван-Царевич.

Иван-Царевич — один из главных персонажей русского фольклора. Как сказочный персонаж он появился в конце XVIII-начале XIX века. Сказки об Иване — Царевиче, очень многочисленные, изданы у Афанасьева, Садовникова, Эрленвейна, Худякова и др.

И нам захотелось больше о нем узнать, поближе познакомиться. Какой он бывает в русских народных сказках.

Объект исследования – Иван-Царевич в волшебных сказках.

Предмет исследования – роль Ивана-Царевича в волшебных сказках.

Цель работы – определение роли Ивана-Царевича в жизни сказочного героя: добрый, отважный молодец или трусливый человек.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач :

Изучить литературные энциклопедии, прочитать волшебные русские народные сказки, в которых одним из персонажей является Иван-Царевич.

Проследить эволюцию образа Ивана-Царевича.

Реконструировать обрядовый смысл и последовательность действий Ивана-Царевича над сказочным героем.

Проанализировать и обобщить полученные данные.

Гипотеза: основана на предположении о том, что Иван-Царевич – добрый, отважный молодец, поскольку:

он всем помогает ;

преодолевает на пути трудности ;

у него красивый внешний вид.

Основная часть Образ Ивана-Царевича

Иван-Царевич — любимый герой русских сказок («Царевна-лягушка», «Финист — Ясный Сокол», «Одноглазка, Двуглазка, Трехглазка», «Иван-царевич и серый волк», «Молодильные яблоки», «Мертвая царевна» и т. п.). Ему с готовностью служит и серый волк, и ворон, и злая баба яга, указывающая ему путь к зачарованному замку, где находится красавица, цель его исканий.

Нередко Иван-Царевич наделен способностью перевоплощения, необычными внешними признаками («по колено ноги в золоте», «по локоть руки в серебре»), ему помогают чудесные слуги и помощники. Сюжеты об Иване-Царевиче связаны с поисками суженой, вокруг которых происходят разного рода приключения, испытания и т. д.

Кроме того, положение ИВАНА ЦАРЕВИЧА в начале сказки более всего осложняется исходной “недостачей”: ИВАН ЦАРЕВИЧ или наказывается родителями и изгоняется из дому за какой-то поступок или обязан — по повелению извне или по собственному долгу — выполнять некую опасную и сложную задачу, в любом случае связанную с риском и геройством, что вызывает прохождение ИВАНА ЦАРЕВИЧА через такие испытания, которые и делают его достойным статуса “царевича”.

ИВАН — ЦАРЕВИЧ в сказочных сюжетах связан с братьями (иногда и сестрой, которая, между прочим, временно становится его женой), помощниками (дядька Катома, Никанор — богатырь , слепой богатырь, старичок, старушка и т.п.), с царевной- невестой ; с Иваном Сученко, Иваном Быковичем, Иваном Коровьим сыном (Буря — богатырь), Иваном Кобылиным сыном, Белым Полянином, Вертодубом, Вертогором (ср. также Горыня, Дубыня и Усыня ); с злой сестрой, ведьмой , Ягишной, Норкой — зверем , Кощеем Бессмертным , Змеем; с Солнцевой сестрой, Василисой (или Еленой ) Прекрасной, Марьей Моревной , с Жар- птицей , серым волком и т.п.

Многие исследователи считают Ивана — царевича идеальным сказочным героем. Действительно, в сказке Иван — царевич всегда изображается как молодой, красивый, деятельный и отважный герой.

В образе Ивана-Царевича преобладают качества идеального сказочного героя: он молод, хорош собой, отважен, добр и честен , смел, силён, храбр, наблюдателен, что обеспечивает ему получение чудесных средств и содействие чудесных помощников.

Иван — положительный персонаж , борющийся со злом, помогающий обиженным или слабым. Очень часто в начале сказки Иван-Царевич беден, потерян родителями, преследуется врагами, не знает о своем царском происхождении. В таких сказках как награду за героическое поведение и добрые дела Иван-Царевич получает назад свое царство, трон или находит своих царственных родителей. Но даже если он изначально царевич, то в конце сказки он обычно получает своеобразный приз в виде чужого полцарства, царской или королевской дочери, волшебного или дорогого коня, драгоценных или волшебных предметов или даже дополнительного ума или волшебных умений.

Таким образом, Иван – Царевич в волшебных сказках бывает положительным героем.

Подвиги Ивана-Царевича

Повзрослев, Иван предпринимает дальние экспедиции в поисках различных волшебных вещей и животных (молодильных яблок, живой воды, Жар-птицы , которая прилетает в царский сад клевать эти яблоки). Попутно Иван-Царевич встречает неожиданного помощника-животное: Серого Волка или волчицу, зайчиху, утку, сокола, щуку. Часто животное он добывает или спасает и оно ему верно служит: Сивка-Бурка или другой волшебный конь. Часто животное-помощник оживляет убитого Ивана-царевича и убивает его врагов (например, коварных братьев). В ряде сюжетов Иван-Царевич ищет свою похищенную Кощеем жену. Одолеть Кощея помогает Баба-Яга .

ИВАН — ЦАРЕВИЧ отправляется на поиски исчезнувшей (похищенной) царевны или царицы; ею нередко сопровождают два старших брата, которые оказываются мнимыми помощниками. Когда путешественники приходят к яме, провалу, дыре, колодцу , пещере то ИВАН — ЦАРЕВИЧ спускается по веревке вниз, а его братья (спутники) предательски обрывают веревку — сразу же или в конце, когда он, выполнив задачу, хочет вернуться на землю. ИВАН — ЦАРЕВИЧ оказывается покинутым: он одинок, и теперь он может надеяться только на себя. В царстве он обнаруживает царевну, вступает в смертный бой с прилетевшим внезапно Змеем , пленившим царевну (царевен). Он отсекает ему три головы , освобождает царевну. При этом сам ИВАН — ЦАРЕВИЧ близок к смерти или даже оказывается убитым, но возрождается с помощью “живой” воды . Приобретает силу благодаря “сильной” воде и, наоборот, лишает Змея его мощи, вынудив его хитростью отведать “бессильной” воды. В заключение ИВАН — ЦАРЕВИЧ выбирается из подземного царства с помощью данного ему волшебного яйца (или трех яиц), в которое “скатывается” царство, или высокого дерева , орла , выносящего его на землю, и т. п.

Заканчивается все женитьбой на спасенной царевне, приобретением богатств (добра, драгоценностей), царской властью .

Один из самых распространенных сюжетов об Иване — царевиче — «Иван — царевич и Серый волк». Завязка сюжета связана с тем, что в царский сад повадился загадочный вор. Им оказывается Жар — птица. Иван -царевич пытается поймать ее, но упускает и добывает лишь золотое перо.
По приказу царя братья — царевичи отправляются на поиски волшебной птицы. По дороге они расстаются и продолжают свой путь поодиночке.
Иван — царевич встречает волшебного помощника — серого волка, тот помогает герою достать не только Жар — птицу, но и волшебного коня, и красавицу невесту. На обратном пути Иван — царевич встречает братьев, которые убивают его и забирают все, что он добыл.
Серый волк спасает Ивана — царевича, он возвращается домой и разоблачает обманщиков. Сказка заканчивается свадебным пиром. Таким образом, сказочный персонаж, Иван-Царевич связан чаще всего только с несколькими определенными сюжетами . Каждый такой сюжет от сказки к сказке почти не меняется, меняются только описания действующих лиц и их имена.

Обыкновенно является младшим сыном старика царя, которому приходит мысль испытать сыновей. Из трех братьев счастливейшим оказывается И. Царевич, благодаря кротости, незлобивости и доброте душевной.

Композиция сказок с участием Ивана — царевича традиционна — события развиваются от рождения до свадьбы героя. Иван — царевич является младшим из трех братьев. Как и в варианте с Иваном — дураком , двое — «умные», «правильные» и, часто, безнравственные; третий — «глупый», «неправильный», но честный и добрый; он то и выходит победителем из всех испытаний).

У Ивана-Царевича два старших брата (Фёдор и Василий) и три сестры (Марья, Ольга и Анна). В начале сказки Иван-Царевич третируется своими старшими братьями или родственниками, а в конце занимает главенствующее место среди них.

Отец обещает Ивана-Царевича Морскому (Подземному, заморскому царю) или могущественному волшебнику прежде его рождения. Один из сказочных сюжетов описывает побег Ивана из царства такого царя или волшебника.

Женами Ивана-Царевича оказываются то Елена Прекрасная (образ греческого происхождения), то дочь Кощея Василиса Премудрая ( Царевна-Лягушка ), то степная королева-воительница Марья Моревна .

Иван-Царевич в русских народных сказках

Ивана-Царевича можно назвать настоящим героем всех русских народных сказок. Это не просто красивый, смелый и умелый молодец – это человек, который побеждает в любых обстоятельствах.

Иван-Царевич – фольклорный супергерой

Герою практически во всех сюжетах приходится страдать понапрасну – его то изгоняют из дома за поступок, которого он не совершал, либо отправляют на верную смерть бороться с неведомым чудом, страшащим весь город.

Происхождение у Ивана-Царевича всегда благородное, что, однако, не дает ему преимущества перед братьями и сестрами. Так же, как и Иван-дурак, Царевич занимает второе, а то и третье место в семье, на него редко рассчитывают и относятся слегка снисходительно. Никто не возлагает на него особых надежд, поэтому любая победа в смертельной схватке воспринимается с приятным удивлением.

В древнем эпосе любого народа найдется герой, которому можно поручить любое, даже самое сложное задание по спасению чьей-то жизни. В русском фольклоре эту роль играет Иван-Царевич. Ему всегда помогают редкие и умные животные (Серый волк, Сивка-Бурка), а в награду достается самая красивая девушка – Елена Прекрасная, Василиса Премудрая или Марья Моревна. Причем служить удалому молодцу не отказывается даже коварная Баба-Яга.

Он прибегает к смекалке, пользуется не только своим добрым сердцем, но и умом. Честное имя, друзья и открытость – вот, что в итоге позволяет Ивану-Царевичу победить зло и доказать, что добро всегда будет вознаграждено.

Мункуева Туяна Балдановна

Сказка – один из основных видов устного народного творчества. Художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.

Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с самого раннего детства. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости. Сказки любят и дети и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты. Сказки пришли к нам из глубокой древности. Рассказывали их нищие странники, портные, отставные солдаты.

Самого главного героя русских народных сказок мы все хорошо знаем. Это Иван, Иванушка, Ивашка… Он может быть как царским сыном, так и простым крестьянином, но самое главное – чаще всего он просто … Иван – дурак.

Мужественный, верный, благородный герой самоотверженно преодолевает все препятствия, побеждает тёмные силы сказочного царства, завоёвывает счастье.

Цель и задачи исследования

Цель исследования: Составить характеристику героя русских народных сказок Ивана.

Объектом исследования является: образ главного героя Ивана.

Предметом исследования : русские народные сказки.

Способы и методы исследования

  • Изучить мнение своих одноклассников об Иване.
  • Прочитать сказки, где главным героем которых является Иван.
  • Проанализировать произведения и полученную информацию опроса.
  • Узнать о значении имени Иван и соотнести его с образом Ивана в сказках.
  • Способы и методы исследования:
  • Анкетирование
  • Анализ, сравнение и обобщение полученной информации

Образ Ивана – главного героя русских народных сказок

Герои русских народных сказок отличаются такими светлыми человеческими качествами, как благородство, добросердечность, храбрость, находчивость, а добрые силы в сказках всегда одерживают верх. Среди положительных героев русских народных сказок есть и храбрые царевичи, и былинные богатыри, и простые крестьяне, и целый ряд женских образов.

Иван (Иванушка) — один из популярнейших героев русских волшебных сказок. Воплощает особую сказочную стратегию, опирающуюся на поиск собственных решений, часто противоречащих здравому смыслу, но, в конечном счете, приносящих успех.

У кого ты ни спроси –

Всем известно на Руси:

То он царь, то из крестьян,

А зовут его … Иван

Имя Иван по происхождению – древнееврейское (Yohanan – Бог милует). Это имя очень полюбилось народам Европы, и до сегодняшнего дня существуют его варианты: английское Джон, немецкое Иоганн (Йоханнес, Йоханн), Ганс (Ханс), французское Жан, итальянское Джованни, болгарское Йован, Йотан, молдавское Ион, шведское Юхан, датское Енс, Йенс, испанское Хуан, арабское Юханна и др.

Любимый герой русских народных сказок – Иван–царевич. Это известный всем положительный персонаж, который борется со злом, помогает слабым и обиженным. Чаще всего — это младший из трёх сыновей царя. В некоторых сюжетах Иван и вовсе не знает о своём царском происхождении, но, тем не менее, олицетворяет собой благородство и добрые качества души. Например, он борется с Кощеем, одолевает его, спасает жену или прекрасную царевну. И за своё героическое поведение и добрые дела этот герой народных сказок получает полагающееся ему царство или чужие полцарства, и царскую дочь, и прочие волшебные умения.

Иванушка – дурачок – также очень важный герой русских сказок, стоящих на стороне добрых и светлых сил. Иван — дурак – всего лишь крестьянский сын и он совсем не похож на благородного сказочного героя. Его особенность в том, что внешне он совсем не таков, как другие положительные герои русских сказок. Он не блещет умом, но именно благодаря своему нерациональному поведению и нестандартному мышлению проходит все сказочные испытания, побеждает своего противника и получает богатство.

Добрый он, Иванушка, правдив, искренен, простодушен и прямодушен, за это и помогают ему все, с кем он встречается. Вместо черных корочек, которые он хочет разделить с прохожим стариком, в мешке белые булки появляются. Скатерть-самобранка разворачивается, конь из серебра в деньги рассыпается. Здоровенные молодцы из рожка выпрыгивают или из сумы вылезают, бьют-колотят всех обидчиков. Зверей-птиц дурак из беды избавляет, на волю отпускает, и те ему в тяжелую минуту пригождаются: и собака, и кошка, и утка, и щука, и рак. И награждают его за доброту: дурак спит, а летучий корабль сам собою строится, мост хрустальный через реку протягивается, дворец на море становится лучше королевского. Умные братья то и дело впросак попадают, а дурак честно пшеницу стережет – и Сивку-бурку в награду получает, жар-птицу за хвост ловит. Перстень царевнин достает – с пальца снимает – а царевна-то в высокой башне сидит. А, в конце концов, на прекрасной царевне женится, в приданое полцарства получает.

Рядом с основным героем в волшебной сказке стоят его чудесные помощники: Сивка – Бурка, серый волк, Старик и другие. Они дополняют и довершают действия основного героя, помогают ему в борьбе, в разрешении трудных задач, добывании диковинок, завоевании невесты. Положительный герой, его помощники и удивительные предметы, которыми он овладевает, создают безупречный, светлый, радостный мир. Мир этот противостоит злу жизни, тёмным силам.

Я провел анкетирование, чтоб узнать об Иване как главном герое волшебных сказок у своих сверстников. Я предложила учащимся 2-4 классов ответить на вопросы. Мной было опрошено 47 человек. Я выяснил, что практически все ребята любят сказки (95 % — 45 чел.) Главным добрым героем сказок дети считают Ивана-царевича или Ивана-дурака – 42 %, богатырей – 34 %, другие персонажи – 24% .

Получился такой портрет Ивана:

— По отношению к другим людям: добрый, добродушный, доверчивый.

— По отношению к себе: уверенный, скромный, самоотверженный.

— По отношению к труду: ленивый, лежебока, безынициативный.

— Нравственные качества: человечный, справедливый, честный, хороший.

— Волевые качества: сильный, смелый, мужественный, герой, храбрец.

Таков Иван практически во всех волшебных сказках, прочитанных мной.

Учитывая все характеристики, становится очевидно, что Иван смел, надёжен, довольно умён, удачлив.

Можно сделать вывод, что Иван — надёжный, простой, хороший сказочный герой.

В результате проведённого исследования я выяснил, что любимый герой русских сказок – Иван. Иван — самое «русское» из всех имен, означающее «хороший» и «простой», которому присущи качества: красивый, светлый, безопасный, надежный, радостный, яркий, добрый и величественный. В волшебных сказках это бесстрашный, добрый и благородный герой, который побеждает всех врагов, помогает слабым и завоевывает себе счастье.

Список использованной литературы

Гуллер Ю. И весёлый, и музыкальный… // Детская энциклопедия, №12, 2012

Ненаглядная Красота: Русские волшебные сказки /обраб. И.Карноуховой – М.: Детская литература, 1983

Data: 05.10.2010 04:55 | Автор: Administrator

null

Иван-Царевич — один из главных персонажей русского фольклора. Как сказочный персонаж он появился в конце XVIII-начале XIX века.

Источник: русские сказки

Иван-Царевич выступает в сказках в двух разных ипостасях:

положительный персонаж, борющийся со злом, помогающий обиженным или слабым. Очень часто в начале сказки Иван-Царевич беден, потерян родителями, преследуется врагами, не знает о своем царском происхождении. В таких сказках как награду за героическое поведение и добрые дела Иван-Царевич получает назад свое царство, трон или находит своих царственных родителей. Но даже если он изначально царевич, то в конце сказки он обычно получает своеобразный приз в виде чужого полцарства, царской или королевской дочери, волшебного или дорогого коня, драгоценных или волшебных предметов или даже дополнительного ума или волшебных умений.

отрицательный персонаж, который противопоставляется другим царевичам, но чаще персонажам простого происхождения, например, Ивану-рыбацкому сыну. В этом случае Иван-царевич зол, коварен и различными способами пытается погубить положительных героев и отнять у них заслуженную награду. В конце бывает посрамлен и наказан, но практически никогда — убит.
Как сказочный персонаж, Иван-Царевич связан чаще всего только с несколькими определенными сюжетами. Каждый такой сюжет от сказки к сказке почти не меняется, меняются только описания действующих лиц и их имена.

Обычно Иван-царевич (как и Иван-дурак) является младшим из трех сыновей царя.

Типовые сценарии сказки

У Ивана-Царевича два старших брата (Фёдор и Василий) и три сестры (Марья, Ольга и Анна).

В начале сказки Иван-Царевич третируется своими старшими братьями или родственниками, а в конце занимает главенствующее место среди них.

Отец обещает Ивана-Царевича Морскому (Подземному, заморскому царю) или могущественному волшебнику прежде его рождения. Один из сказочных сюжетов описывает побег Ивана из царства такого царя или волшебника.

Повзрослев, Иван предпринимает дальние экспедиции в поисках различных волшебных вещей и животных (молодильных яблок, живой воды, Жар-птицы, которая прилетает в царский сад клевать эти яблоки).

Попутно Иван-Царевич встречает неожиданного помощника-животное: Серого Волка или волчицу, зайчиху, утку, сокола, щуку.

Часто животное он добывает или спасает и оно ему верно служит: Сивка-Бурка или другой волшебный конь.

Часто животное-помощник оживляет убитого Ивана-царевича и убивает его врагов (например, коварных братьев).

В ряде сюжетов Иван-Царевич ищет свою похищенную Кощеем жену. Одолеть Кощея помогает Баба-Яга.

Женами Ивана-Царевича оказываются то Елена Прекрасная (образ греческого происхождения), то дочь Кощея Василиса Премудрая (Царевна-Лягушка), то степная королева-воительница Марья Моревна.

Читайте также:

      

  • Ласка сообщение 4 класс окружающий мир
  •   

  • Больший интерес у меня вызовет сообщение о
  •   

  • Сообщение с японией сегодня
  •   

  • Канал инициатор отправляющий сообщение
  •   

  • Сообщение о старинной посуде 2 класс кратко

Цитаты из русской классики со словосочетанием «добрый молодец»

Эх, — ты восчувствуй, добрый молодец! —

Вдоль по улице метелица метет;
За метелицей и милый друг идет.
«Ты постой, постой, красавица моя!
Еще дай ты насмотреться на себя,
На твою, радость, прекрасну красоту;
Красота твоя с ума меня свела:
Сокрушила добра молодца меня».

Потом Обломову приснилась другая пора: он в бесконечный зимний вечер робко жмется к няне, а она нашептывает ему о какой-то неведомой стороне, где нет ни ночей, ни холода, где все совершаются чудеса, где текут реки меду и молока, где никто ничего круглый год не делает, а день-деньской только и знают, что гуляют всё добрые молодцы, такие, как Илья Ильич, да красавицы, что ни в сказке сказать, ни пером описать.

— Анюта едет фельдшерицей, — объяснила Аграфена Петровна. — Что же, оно, может, и хорошо, а притом и муж все-таки на глазах. Мало ли что на войне может случиться… Эти лупоглазые турчанки как раз изведут добра молодца.

— Поверю, добрый молодец, жисть такая…

— Ну, да обойдется теперь, как старый князь глаза ему открыл, каков он на самом деле есть добрый молодец! — продолжала Таня.

Попила-то моя головушка,
Попила-то, погуляла-а-а!..
И, эх, хотят-то меня, добра молодца,
Поймати у прилуки, у моей сударышки,
У милушки у Аннушки… и! и!..

— «Месяц светит, мертвец едет, не боишься ли ты меня, добрый молодец?» — спрашивает Дора.

— Ишь, подлая, как повернула… Для меня больной он, это верно… Притворяется… А для нее-то, что твой добрый молодец

„Исполать тебе, добрый молодец, — сказала жена, — что умел меня любить, умел и мечом добыть; и за то я тебя люблю пуще жиз-ни, пуще свету, пуще старого поганого мужа мово Змиевича!“

— Исполать тебе, добрый молодец, что сослужил ты мне службу последнюю, не служить тебе больше в опричниках, коли поднял ты меч на братьев своих, но и не отдам тебя в руки катские…

— Хорошо, юнкер. И одет безупречно. За версту видно бравого александровца. Видно сову по полету, добра молодца по соплям.

— Ничего: тебе, добру молодцу, исполать, и полезай теперь скорей на полать да получше прячься.

— Чтоб язык отсох! по маковому зернышку меня бы разорвало! — возразил Филя. — У меня самого песня эта была заветная; я берег ее за теплою пазушкой для света-радости, красной девицы в тоске, в разлученьице, по добром молодце, по офицерчике. Гм! (Кашляет.) За нее подарила бы она меня словом ласковым, приветливым и рублевиком серебряным. Господа командеры! Дайте мне ордер разведать, какой окаянный певчий передражнивает нас?

— И опять через неделю уйдешь. Ты знаешь, что он сделал прошлой весной, — сказал, обращаясь ко мне, Челновский. — Поставил я его на место, сто двадцать рублей в год платы, на всем готовом, с тем чтобы он приготовил ко второму классу гимназии одного мальчика. Справили ему все, что нужно, снарядили доброго молодца. Ну, думаю, на месте наш Овцебык! А он через месяц опять перед нами как вырос. Еще за свою науку и белье там оставил.

Изошё-ол я, добрый молодец
Эх, со устья до-о вершинушки…
И оба голоса слились в жалобу:
Всю сиби-ирскую сто-оронушку,
Да всё искал домой до-оро-женьку…

— Что, добрые молодцы, кого ограбили? Я думал: так и есть — подлет, но узнал по голосу, что это тот мясник, о котором я сказывал.

Что заутра мне, доброму молодцу, в допрос идти
Перед грозного судью, самого царя.

То в них плачет мать по сыне или невеста по жениху; то молодая жена жалуется на суровость мужа и злость свекрови; то добрый молодец на чужой дальней стороне тоскует по родине, в разлуке со всеми милыми его сердцу; то бедняк, убитый своим горем, сокрушается, что ничего не имеет и живет в презрении.

По селу до высокой околицы
Провожал их огулом народ…
Вот где, Русь, твои добрые молодцы,
Вся опора в годину невзгод.

— Живей, добрые молодцы! живей! садись! — закричали атаманы.

— Что, — говорю, — добрый молодец?

Однажды, дожидаясь парохода на волжской отмели, я услышал от рыбака песню о прусском плене русского доброго молодца, Чернышова Захара Григорьевича.

— Вот это — молодчина, за это люблю! — воскликнула радостно и зло Женя, ударив кулаком о стол. — Сразу видно сову по полету, доброго молодца по соплям!

Удалась операция исполать тебе, добру молодцу! не удалась — разиня!

— Рыба ищет — где глубже, добрый молодец — что хуже…

Отвещал ей тогда добрый молодец:»Пожди мало, Пахомовна! впереди еще будет узок путь, будет узок путь и ужасен путь!»

— А коли не взашей… так в дом пустите путника. Накормите, напоите да спать уложите… А наутро уже и спрашивайте: что ты, добрый молодец, мне поведаешь…

— Где побывал, добрый молодец, что последним поспел на совет наш? — спросил его старик рассказчик.

Я тоже не спала ночи и сидела около отца, и вдруг — здравствуйте, победила добра молодца!

Добрый молодец кличет девицу в степь.

Ой! ночка, ночка пьяная!
Не светлая, а звездная,
Не жаркая, а с ласковым
Весенним ветерком!
И нашим добрым молодцам
Ты даром не прошла!
Сгрустнулось им по женушкам,
Оно и правда: с женушкой
Теперь бы веселей!
Иван кричит: «Я спать хочу»,
А Марьюшка: — И я с тобой! —
Иван кричит: «Постель узка»,
А Марьюшка: — Уляжемся! —
Иван кричит: «Ой, холодно»,
А Марьюшка: — Угреемся! —
Как вспомнили ту песенку,
Без слова — согласилися
Ларец свой попытать.

То ли дело на зорьке выйдешь, местечко выберешь, камыш прижмешь, сядешь и сидишь, добрый молодец, дожидаешься.

Ступай, ступай в наш дом, добрый молодец!

На берегу реки Волхов сидел пригорюнившись добрый молодец.

Это был высокий молодой человек в собольей поддевке и такой же шапке, совсем удалой добрый молодец, единственный сын старообрядки-богачки.

Да, были и раньше случаи, засматривались на красавицу-молодку добрые молодцы, женатые и холостые, красивые были, только никому ничего не досталось: вздохнет Татьяна Власьевна, опустит глаза в землю — и только всего.

— Смотрите, братцы! — говорил другой, поднимая черепок из горшка, которого одна только уцелевшая половина держалась на голове Черевика, — какую шапку надел на себя этот добрый молодец!

А вот, изволите видеть: ходит-бродит он, добрый молодец, по таким палестинам, что другому и на ум не взойдет.

Провожу-то ли я дружка далекохонько,
Я до города-то его, до Владимира,
Я до матушки-то его, каменной Москвы.
Середи-то Москвы мы становилися.
Господа-то купцы на нас дивовалися.
Уж и кто это, да с кем прощается?
Или муж с женой, или это брат с сестрой,
Добрый молодец с красной девицей?

Как донской-то казак, казак вел коня поить,
Добрый молодец, уж он у ворот стоит.
У ворот стоит, сам он думу думает,
Думу думает, как будет жену губить.
Как жена-то, жена мужу возмолилася,
Во скоры-то ноги ему поклонилася,
Уж ты, батюшко, ты ли мил сердечный друг!
Ты не бей, не губи ты меня со вечера!
Ты убей, загуби меня со полуночи!
Дай уснуть моим малым детушкам,
Малым детушкам, всем ближним соседушкам.

Его очень русское лицо «удалого добра молодца» сказки очень картинно, и говорит он так сказочно, что минуту, две даже Клим Самгин слушает его внимательно, с завистью к силе, к разнообразию его чувствований.

Илья. Где погулял, добрый молодец?

Не шуми, мати зелена дубровушка!
Не мешай добру молодцу думу думати,
Как заутра мне, добру молодцу, на допрос идти
Перед грозного судью, самого царя…

Акулька-то стала, словно испужалась сначала, а потом поклонилась ему в пояс, да и говорит: «Прости и ты меня, добрый молодец, а я зла на тебя никакого не знаю».

— И близко не подходит к затвору… Ну, пусть погорюет, а Охони все-таки не воротит… Уела добра молодца дивья красота.

Все выспросил, больше, говорит, тебя учить, добрый молодец, нечему.

— А ты не кручинься раньше времени, добрый молодец. Все, быть может, наладится. Ведь не думал же ты, не гадал в светлицу-то попасть к хозяюшке, а Бог привел, и вхож стал… Так и дальше, не ведаешь иной раз, как все устроится…

— Кто бы ни был ты, добрый молодец, спаси меня, коли есть крест на груди твоей! — услыхал он молящий голос.

— И здорова, может быть, и занедужится ей может, это как ты скажешь, Ермак Тимофеевич… Затем я пришла, поспросить… Да что же ты, добрый молодец, меня на ногах держишь? Я и так пристала, сюда бежавши. Сядь-ка. И я присяду…

Неточные совпадения

— Краля-то, кажись, знакомая… Кабы по добру бы обратился ко мне, наградил бы я тебя, царского слугу, этим сокровищем… Отец ее, Афанасий Горбач, в изменном деле уличен и на правеже сдох под палками, а молодая, видно, сгрубила нашим молодцам

Молодцов схватили, скрутили по рукам и по ногам и повели к заседателю, присутствующему на базаре для наблюдения порядка; заседатель, отпотчевав, как водится, добрым порядком, отправил их к становому.

— Не посмотрел бы я ни на что, — отвечал ему Иоанн, — сам бы сжег ваш город и закалил бы в нем праведный гнев мой смертью непокорных, а после залил бы пепел их кровью, но не хочу знаменовать начало владения моего над вами наказанием. Встань, храбрый молодец. Если ты так же смело будешь защищать нынешнего государя своего, как разбойничал по окрестностям и заслонял мечом свою отчизну, то я добрую стену найду в плечах твоих. Встань, я всех вас прощаю!

— Ведь я охотой за брата пошел, — рассказывал Авдеев. — У него ребята сам-пят! А меня только женили. Матушка просить стала. Думаю: что мне! Авось попомнят мое добро. Сходил к барину. Барин у нас хороший, говорит: «Молодец! Ступай». Так и пошел за брата.

— Называй меня вперед просто шведским музыкантом. Вижу, что ты молодец хоть куда, а мне такие огненные ребята нужны. Вот тебе для первого знакомства добрая серебряная монета.

Не цветочек в поле вянет, не былинка, —
Вянет, сохнет добрый молодец-детинка.
Полюбил он красну девицу на горе,
На несчастьице себе да на большое.
Понапрасну свое сердце парень губит,
Что неровнюшку девицу парень любит:
Во темну ночь красну солнцу не всходити,
Что за парнем красной девице не быти.

— Помилуйте, сударь! да если я не потешу Владимира Сергеевича, так не прикажите меня целой месяц к корыту подпускать. Смотрите, молодцы! держать ухо востро! Сбирай стаю. Да все ли довалились?.. Где Гаркало и Будило? Ну что ж зеваешь, Андрей, — подай в рог. Ванька! возьми своего полвапегова-то кобеля на свору; вишь, как он избаловался — все опушничает. Ну, ребята, с богом! — прибавил ловчий, сняв картуз и перекрестясь с набожным видом, — в добрый час! Забирай левее!

Этак станешь посылать-то без разбору — так, чего доброго, — напляшешься с ними; повадятся: давай да давай… я ведь знаю нашего молодца: вот Терентий Федорыч пишет, что он опять стал ездить на игру; как напишет, что проигрался, да к горлу пристало, тут ему и деньги будут, а раньше не пошлю, хоть он себе там тресни в Петербурге-то!

— Где поймать, улизнул!.. Да не до того и было: тебя подняли чуть не мертвого, — исполать Панкратьевне, что выправила, опять молодцом стал, хоть сейчас под венец веди, — улыбнулся князь доброю улыбкою.

— Да-с, вот тоже у нашего молодца скандал один вышел. Тоже рассудить слишком трудно. Тоже попалась такая женщина, что распутевая. И пошла чертить. А малый степенный и с развитием. Сначала с конторщиком. Уговаривал он тоже добром. Не унялась. Всякие пакости делала. Его деньги стала красть. И бил он ее. Что ж, всё хужела. С некрещеным, с евреем, с позволенья сказать, свела шашни. Что ж ему делать? Бросил ее совсем. Так и живет холостой, а она слоняется.

Сын Алексей нисколько не походил на отца ни наружностью, ни характером, потому что уродился ни в мать, ни в отца, а в проезжего молодца. Это был видный парень, с румяным лицом и добрыми глазами. Сила Андроныч не считал его и за человека и всегда называл девкой. Но Татьяна Власьевна думала иначе — ей всегда нравился этот тихий мальчик, как раз отвечавший ее идеалу мужа для ненаглядной Нюши.

— Тише, князь, это я! — произнес Перстень, усмехаясь. — Вот так точно подполз я и к татарам; все высмотрел, теперь знаю их стан не хуже своего куреня. Коли дозволишь, князь, я возьму десяток молодцов, пугну табун да переполошу татарву; а ты тем часом, коли рассудишь, ударь на них с двух сторон, да с добрым криком; так будь я татарин, коли мы их половины не перережем! Это я так говорю, только для почину; ночное дело мастера боится; а взойдет солнышко, так уж тебе указывать, князь, а нам только слушаться!

Не изменит добрый конь:
С ним — и в воду и в огонь;
Он, как вихрь, в степи широкой,
С ним — всё близко, что далеко.
Не женися, молодец,
Слушайся меня:
На те деньги, молодец,
Ты купи коня!

— Ладно, далеко не убежит! — сказал Федот Кузьмич. — Пачпорта не успел захватить. Искать надо в Комареве либо в Болотове: дальше не пойдет, а может статься, и весь в реке Оке остался… Завтра все объявится, на виду будет!.. Добро хошь этого-то молодца скрутили: придем не с пустыми руками… Веди его, ребята!

— И дело, молодец девка, ихнего брата баловать — добра от них не видать… Надо держать в ежовых рукавицах… Чуть что, чтобы знал место… Милуй, ласкай, а госпожа над тобою я… Вот как…

— Oh, mes braves, oh, mes bons, mes bons amis! Voilà des hommes! oh mes braves, mes bons amis! [О, молодцы! О, мои добрые, добрые друзья! Вот люди! О, мои добрые друзья!] — и как ребенок, головой склонился на плечо одному солдату.

— Да как убили опричники матушку да батюшку, сестер да братьев, скучно стало одному на свете; думаю себе: пойду к добрым людям; они меня накормят, напоят, будут мне братьями да отцами! Встретил в кружале вот этого молодца, догадался, что он ваш, да и попросил взять с собою.

Он вдруг оживился и так и помчался, как добрый конь, лихо и резко отчеканивая каждый слог, каждую букву, как молодец-кадет на выпускном экзамене, и сильно, но не в лад размахивая руками.

— Спасибо тебе, молодец! — сказал Морозов парню, — спасибо, что хочешь за правду постоять. Коли одолеешь ворога моего, не пожалею для тебя казны. Не все у меня добро разграблено; благодаря божьей милости, есть еще чем бойца моего наградить!

— А! Живоглот! — говорит Алексей Дмитрич, — добро пожаловать! Молодец, брат, молодец! Ни соринки в суде нет! Молодец, господин Живоглот!

— Они добром не кончат, эти молодцы.

Бульба по случаю приезда сыновей велел созвать всех сотников и весь полковой чин, кто только был налицо; и когда пришли двое из них и есаул Дмитро Товкач, старый его товарищ, он им тот же час представил сыновей, говоря: «Вот смотрите, какие молодцы! На Сечь их скоро пошлю». Гости поздравили и Бульбу, и обоих юношей и сказали им, что доброе дело делают и что нет лучшей науки для молодого человека, как Запорожская Сечь.

Он им подушек пару дал:
«Уснете на диване».
И доброй ночи пожелал
И молодцу, и Тане.

Добро! — сказал Иоанн, зевая, — люблю молодцов за обычай: начинайте сказку про Добрыню, убогие; авось я, слушая вас, сосну!

«Об этих взглядах, видно, и говорит Танюша, что он на нее закидывает буркалы. Да с чего же это он? Ужели она ему полюбилася, не только как родная, или по играм подруженька, а как красная девица полюбиться должна добру-молодцу, как хочет Танюша полюбиться ему?» — задает себе княжна мысленно вопросы.

— Жаль тебя, молодца, прирезывать, а добром не отдашь грамотку, придется с тобою управиться…

— Да с полсорока больше своих не дочтемся! Изменники дрались не на живот, а на смерть: все легли до единого. Правда, было за что и постоять! сундуков-то с добром… серебряной посуды возов с пять, а казны на тройке не увезешь! Наши молодцы нашли в одной телеге бочонок романеи да так-то на радости натянулись, что насилу на конях сидят. Бычура с пятидесятью человеками едет за мной следом, а другие с повозками поотстали.

Словом сказать, во всех статьях»добрый русский молодец«.

— В Кашине… была? — спросил он ее в упор. Конторщица взглянула на него с недоумением, но по лицу ее пробежала чуть заметная улыбка: ей, очевидно, польстило, что»доброго русского молодца«так сразу прошибло.

Елена. Он — ничего, так себе, русский молодец… кажется, добрый и нежный человек. Я ведь сужу его по его же словам; он мне всю свою душу открывает.

В кабаке бурлит, бахвалится
Тем же вечером лесник:
«Пейте, пейте, православные!
Я, ребятушки, богат;
Два бекаса ныне славные
Мне попали под заряд!
Много серебра и золотца,
Много всякого добра
Бог послал!» Глядят, у молодца
Точно — куча серебра.
Подзадорили детинушку —
Он почти всю правду бух!
На беду его — скотинушку
Тем болотом гнал пастух:
Слышал выстрелы ружейные,
Слышал крики… «Стой! винись…

— Большой, сильный, одной рукой десять пудов поднимает… Как крикнет: гей, малый! — так по всему дому слышно. Славный такой, добрый… и молодец! Ни перед кем, бывало, не струсит. Отличное было наше житье, пока нас не разорили! Говорят, он теперь совсем седой стал, а прежде такой же был рыжий, как я. Си-и-лач!

— Ну, молодец девка моя Вера, — говорила мужу Марья Алексевна, удивленная таким быстрым оборотом дела: — гляди — ко, как она забрала молодца-то в руки! А я думала, думала, не знала, как и ум приложить! думала, много хлопот мне будет опять его заманить, думала, испорчено все дело, а она, моя голубушка, не портила, а к доброму концу вела, — знала, как надо поступать. Ну, хитра, нечего сказать.

— Ты, — говорит, — молодец, не буянь, да цигарку-то кинь, не то, чего доброго, городничий увидит.

Зашумели буйны молодцы посередь двора; зазвенели мечи булатные по крутым бедрам; застучали палицы железные у красна крыльца, закидали шапки разнорядь по поднебесью. Надевают могучи богатыри сбрую ратную, садятся на добрых коней, выезжают во чисто поле…»

Ассоциации к словосочетанию «добрый молодец»

Синонимы к словосочетанию «добрый молодец»

Предложения со словосочетанием «добрый молодец»

  • Из вездехода вышли три добрых молодца в красных кафтанах, надетых поверх скафандров.
  • Птица-гриф невольно помогает добрым молодцам, которые отправляются в тридесятое царство, в тридесятое государство отыскивать невест, переправиться через море, где нет переправы через необозримую водную пустыню.
  • А певчая птаха так и зовёт доброго молодца девку в кусты пригласить!
  • (все предложения)

Значение словосочетания «добрый молодец»

  • Добрый мо́лодец (нар.-поэт.) — молодой человек, удалец (о действующих лицах в песне или сказке). См. также добрый. (Толковый словарь Ушакова)

    Все значения словосочетания ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ

Отправить комментарий

Дополнительно

Учебно-исследовательская работа

Про красну девицу, добра молодца и другие эпитеты

в русских народных сказках

Автор

Купреева Екатерина,

учащаяся 7 класса

МБОУ «Гимназия № 5» г. Брянска

Руководитель

Легоцкая В.С.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия № 5» г. Брянска

Оглавление

Введение……………………………………………………………..3

1. Что такое эпитет…………………………………………………..4

2. Классификация эпитетов…………………………………………6

3. Стилистическая роль эпитетов в русских народных сказках…..7

Заключение…………………………………………………………..10

Список использованной литературы………………………………11

Приложение 1………………………………………………………..12

Приложение 2………………………………………………………..15

Введение

Актуальность

В 5 классе мы продолжили изучение средств выразительности, в частности, эпитетов. Мы обнаружили, что не все ребята понимают, что такое эпитеты. Еще мы увидели, что эпитеты играют большую роль в русских народных сказках. Именно этим обусловлен интерес к данной теме.

Гипотеза

Мы предполагаем, что эпитеты играют важную роль в сказках, делают их красивее, понятнее, интереснее.

Цель

Выяснить роль эпитетов в русских народных сказках.

Задачи

1) изучить научную литературу об эпитетах и их роли в русских народных сказках;

2) описать эпитеты из русских народных сказок;

3) определить роль эпитетов в русских народных сказках.

Объектом исследования являются эпитеты, зафиксированные в сборнике русских народных сказок (автор-составитель О.Б.Алексеева).

Предметом изучения являются стилистические функции эпитетов.

Методы исследования. Для достижения намеченной цели использовались следующие методы исследования: анализ научной и справочной литературы, аналитические чтение, лингвистический анализ, статистический метод.

Практическая значимость работы. В перспективе данная работа может быть использована на уроках литературы в 5 классе, на факультативных занятиях, при подготовке к олимпиадам.

1. Что такое эпитет

Одним из самых ярких средств выразительности, используемых в устном народном творчестве, является эпитет. Из курса начальной школы нам известно, что это прилагательное в переносном значении, которок создает образ. Изучим подробнее определение понятия и обратимся с этой целью к различным источникам.

Толковый словарь С.И.Ожегова, к которому мы обратились в первую очередь, дает следующее определение термину: «В поэтике: образное, художественное определение. Постоянный эпитет (в народной словесности, например синее море, златые кудри). Нелестный эпитет (переносное: о неодобрительной характеристике кого- чего- нибудь)» [5, 847 с.]. Литературный энциклопедический словарь под редакцией В.М.Кожевникова уточняет и расширяет наше представление об эпитете: «.. Один из тропов, образное определение предмета (явления), выраженное преимущественно прилагательным, но также наречием, именем существительным, числительным, глаголом. В отличие от логического определения, которое выделяет данный предмет из многих (тихий звон), эпитет выделяет в предмете одно из его свойств («гордый конь»), либо-как метафорический эпитет- переносит на него свойства другого предмета («живой след»). Народно-поэтическое творчество знает обычно постоянный эпитет, отличающийся простотой и неизменностью («добрый молодец», «чистое поле», «красна девица»)» [2, 513 с.]. Очень много интересного об эпитете как термине узнали мы и из Терминологического словаря (сложная, но очень интересная книга!) «Выразительные средства современной русской речи» В.П.Москвина. Автор, в частности, пишет: «Эпитет-уточняющее определение, подчиненное задаче художественного изображения и эмоционально-образной интерпретации объекта» [4, 899 с.]. Очень интересным в этом словаре нам показалась представленная автором классификация эпитетов по значению- цветовые, звуковые, оценочные эпитеты, а также эпитеты, «дающие психологическую, поведенческую, портретную характеристику лица, либо характеризующие объекты по форме, размеру, температуре и т.д…» [4, 900 с.]. В учебнике Л.Г.Смирновой «Культура русской речи» мы узнали о силистической функции эпитета, который, как пишет лингвист, «отличается от простого сравнения художественной выразительностью, он передает чувство автора к изображаемому предмету, создает живое, яркое представление о нем» [10, 134 с.]. Большой интерес при изучении данного вопроса вызвала у нас и книга известного педагога Г.С.Меркина «Развитие речи. Выразительные средства художественной речи». «Эпитеты- это все красочные определения, выраженные прилагательными», -пишет автор. Ученый призывает изучать эпитеты с разных позиций, предлагая при этом различные классификации: «Эпитеты, выраженные словами, выступающими в переносных значениях, называются метафорическими… В основе эпитета может быть метонимический перенос названия, такие эпитеты называются метонимическими… С генетической точки зрения их можно разделить на общеязыковые (гробовое молчание, молниеносное решение), индивидуально-авторские (холодный ужас, изнеженная небрежность, леденящая вежливость), народно-поэтические (красная девица, добрый молодец»). Последние называют также еще постоянными, т.к. словосочетания с ними приобретают в языке устойчивый характер» [3, 52 с.].

Из Энциклопедического словаря юного филолога мы также узнали о том, что такое постоянный эпитет- «эпитеты, постоянно сопровождающие определенное существительное» [12, 346 с.].

Все изученные нами источники подчеркивают огромную роль эпитетов в произведениях фольклора, в частности, в сказках: «Эпитеты – одно из главных средств художественной выразительности былин и песен, сказаний и легенд» [11, 697 с.]. Также все справочники и словари указывают на то, что эпитетами в художественном тексте могут быть не только прилагательные. И в этом мы убедились, обратившись к текстам сказок. Например, в сказке «Баба-Яга и ягоды» для передачи настроения девочки, у которой Баба-Яга отобрала собранные ягоды, используется эпитет «горько заплакала», выраженный наречием [8, 97 с.]. А в сказке «Василиса Прекрасная» героиня, красоте которой завидовали мачеха и сестры, мучили всевозможными работами, «все переносила безропотно» (эпитет, опять же, выражен наречием) [8, 107 с.].

Таким образом, мы расширили наше представление об эпитетах, узнали, что, во-первых, это определение, рисующее художественный образ, во-вторых, эпитет чаще всего выражен прилагательным в переносном значении, реже –наречием.

2. Классификация эпитетов

Познакомившись с различными определениями эпитетов мы поняли, что их можно разделить на группы в зависимости от того, каким образом выражается авторская оценка в произведении: изобразительные и выразительные.

К изобразительным относят те, при помощи которых рисуются, изображаются герои сказок. Например, очень часто в сказках мы встречаем выражения: «красная девица», «красота невоображаемая», «добрый молодец» и многие другие. Всё это образы героев русских народных сказок. Если речь идёт об описании девицы, то она непременно будет красивой, мудрой, доброй, трудолюбивой. Если на страницах сказки мы встречаем молодца, то он обязательно будет добрым, сильным, смелым. Даже если в начале мы встречаем Иванушку-дурачка, то к концу сказки он становится «добрым молодцем». В этом выразилось отношение русского народа к сказочным героям, любование молодыми, красивыми, сильными и успешными людьми.

Выразительные эпитеты определяют отношение к описываемым предметам и явлениям. Например, положительную оценку несут эпитеты

«ясен сокол», «зеленый сад», «серебряный дворец», «добрый конь», «зеленый луг», «сизокрылый орёл», «красное солнышко», «дремучий лес», «море широкое», «златопёрый ёрш», «богатырские кони», «тихий пруд», «белокаменные палаты» и т.п.

Отрицательное отношение к изображаемому выражается при помощи эпитетов «тучи черные», «гроза страшная», «старая кляча», «паршивый жеребенок», «голос скрипучий», «лютые звери», «темные люди», «дурные мысли», «худая речь», «избушка кособокая».

В своей работе мы предприняли попытку создать свой толковый словарь эпитетов (Приложение 1), в котором наглядно представлены изобразительные и выразительные функции эпитетов, положительное и отрицательное отношение к изображаемому.

3. Стилистическая роль эпитетов в русских народных сказках

Прочитав 26 сказок, мы убедились в том, что эпитеты позволяют сделать ярче и выразительнее образ изображаемых явлений, предметов. Так, в сказке «Белая уточка» эпитеты позволяют зримо представить героев и их впечатления: «Стань, белая береза, у меня позади, а красная девица –впереди»! Белая береза вытянулась у него позади, а красная девица стала впереди, и в красной девице князь узнал свою молодую княгиню». Эпитет «красная» как нам стало известно, означает не только красивую девушку, но и «связан с понятием добра, высоких нравственных качеств, совершенства», если в сказках используется этот эпитет, то он относится к незамужней девушке, чьей-то возлюбленной, которая «наделена глубокими чувствами, страдает, тоскует, редко счастлива» [7, 287 с.]. Молодая княгиня из сказки «Белая уточка» действительно добрая, трудолюбивая, терпеливая, страдает в разлуке с любимым, подвергается домогательствам темных сил.

В сказке «Волшебная дудочка» эпитеты рисуют положительный образ главной героини: «В стародавние годы жили были муж с женой. И росла у них дочка пригожая.  Глядя на нее, люди радовались: со всеми девушка приветливая, ласковая, обходительная». Эпитет «пригожий» в сказках используется для характеристики не только привлекательных внешне героев, красивых, но и добрых, сердечных, дружелюбных и вообще хороших.

Но эпитеты выполняют и другие роли в русских народных сказках.

Подчеркивают какие-то характерные признаки и свойства описываемого объекта. Приведем примеры: «Вышел солдат из дворца, забрел в дремучий лес, сел под кустик, задумался-закручинился: «Ах, дух нечистый! Все из-за тебя пропадаю!» (Сказка «Елена Премудрая») [8, 108 с.]. .Дремучим лесом на Руси называли глухой темный лес, непроходимый, страшный. Слово дремучий этимологически связано с глаголом дремать, значит, дремучий -это еще и никем не потревоженный лес, спящий, безлюдный. Обычно с героями, попадающими в дремучий лес, происходят различные чудеса, встречи с чудовищами, как в сказке «Елена Премудрая».

Также эпитеты поясняют, уточняют признаки, отличающие предмет (например, цвет, размер, запах). Например, в сказке «Баба-Яга» как раз представлена такая функция эпитетов: «Стоит в лесу за высоким тыном избушка на курьих ножках, а в избушке сидит Бабьа-Яга, костяная нога, холст ткет». При слове костяная нога каждый читатель, конечно же, представляет лесную старуху-волшебницу, пожирающую людей. И избушка на курьих ножках в воображении всех читатателей сказок окружена забором из человеческих костей, а на заборе-черепа человеческие.

Прочитав сказки, мы убедились и в том, что эпитеты позволяют автору выразить свое отношение к описываемому явлению, дать свою оценку и передать это восприятие читателям. Например, «Стал было уже засыпать кузнец, как дверь отворилась, и вошло в избу целое стадо баранов, а за ними Лихо — баба огромная, страшная, об одном глазе». («Лихо одноглазое»)

Помогают создать живое представление о предмете. Так, в сказке «Марья Моревна» читаем: «Только пришли во дворец — как грянул гром, раздвоился потолок и влетел к ним в горницу ясен сокол. Ударился сокол об пол, сделался добрым молодцем и говорит…»

Создают определенную атмосферу, вызывают нужное эмоциональное состояние. Например, «берега у этого озера были высокие, обрывистые. Повадился ходить на берег чёрт. И ходил каждую ночь. Как только настанет полночь, выходит из воды косматый, седой старик, сядет на берег и закричит…» («Черт и мужик»)

Формируют у читателей определенное отношение к явлению, предмету или герою. Примеры: «Казак не стал долго раздумывать, отдал старику бочонок, а себе взял меч-саморуб, сел на коня и вздумал к королю вернуться. А под стольный город того короля подошел сильный неприятель; казак увидал рать-силу несметную, махнул на нее мечом: 
— Меч-саморуб! Сослужи-ка службу; поруби войско вражее». («Царевна змея».

Чтобы оценить роль эпитетов в отдельно взятой сказке, нами был проведен эксперимент. Мы внимательно прочитали сказки «Иван Быкович», «Иван Запечин» и «Василий сын», выписали все эпитеты и определили стилистическую функцию каждого из них. Данные нашего эксперимента представлены в приложении 2, из которого видно, как велика роль данного тропа в создании образов и авторского отношения к изображаемому.

Таким образом, роль эпитетов в художественной литературе бесценна. Именно эти выразительные слова делают сказки, которые все мы любим с раннего детства, живыми, увлекательными, способными вызвать самые яркие эмоции, настроения, оценки.
 

Заключение

Таким образом, проведя исследование, мы пришли к слудующим выводам:

во-первых, эпитет-это определение, рисующее художественный образ, чаще всего выраженный прилагательным в переносном значении, реже –наречием;

во-вторых, по значению эпитеты можно разделить на группы в зависимости от того, каким образом выражается авторская оценка в произведении: изобразительные и выразительные;

в-третьих, эпитеты в сказках выполняют важные стилистические функции- позволяют сделать ярче и выразительнее образ изображаемых явлений, предметов, подчеркивают какие-то характерные признаки и свойства описываемого объекта, поясняют, уточняют признаки, отличающие предмет (например, цвет, размер, запах), создают определенную атмосферу, вызывают нужное эмоциональное состояние, а также формируют у читателей определенное отношение к явлению, предмету или герою.

Список использованной литературы

1. Аникин В. П. Теория фольклора. Курс лекций.-М., 1996. — 408 с.

2. Литературный энциклопедический словарь (Под общей редакцией В.М.Кожевникова и др.)-М.: Советская энциклопедия, 1987.-752 с.

3. Меркин Г.С. и др. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: Пособие для учителя.-2-е изд., испр.- М.: ООО «ТИД «Русское слово –РС», 2005.-208 с.

4. Москвин В.П. Выразительные средства современной русской речи. Тропы и фигуры. Терминологический словарь.-3-е изд., испр. и доп.-Ростов на /Д:Феникс, 2007.-940 с.

5. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: Ок. 53000 слов/С.И. Ожегов; Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова.- 24-е изд., испр.-М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2005.- 896 с.

6. Российский энциклопедический гуманитарный словарь. Т 1: А-Ж/. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002.-688 с.

7. Российский энциклопедический гуманитарный словарь. Т 2: З-О/. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002.-720 с.

8. Русские народные сказки. Т.1/Сост., авт. вступ. статьи и коммент. О.Б. Алексеева.-М.: Современник, 1987.-509 с.

9. Русские народные сказки. Т.2/Сост., авт. вступ. статьи и коммент. О.Б. Алексеева.-М.: Современник, 1987.-489 с.

10. Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи.-2-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово –РС», 2005.-336 с.

11. Энциклопедия для детей. Т.10. Языкознание. Русский язык.-3-е изд., перераб. и доп./Гл.ред.М.Д.Аксенова.-М.: Аванта+, 2001.-704 с.

12. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/Сост. М.В.Панов.- М.: Педагогика, 1984.-352 с.

Приложение 1

Толковый словарь эпитетов

Белая береза -белоствольная береза, со времен язычества символ русской земли.

Белокаменные палаты — палаты, состоящие из белого камня.

Белый свет –жизнь на Земле в данное время.

Благословенная скотинушка -домашние животные (здоровые, приносящие прибыль)

Богатырский конь — очень сильный, могучий конь.

Божий свет-жизнь на Земле

Булатный нож-нож из многослойной стали, крепкий и надежный

Быстрая реченька-река с быстрым течением

Волшебная книга — книга, обладающая магическими свойствами.

Волшебный ковёр — ковёр, обладающий магическими свойствами.

Высокая гора — гора, на которую очень трудно или невозможно забраться.

Глубокое море — море очень большое (глубокое).

Глухая полночь — полночь, когда царит тишина, спит всё, даже растения.

Горемычная доля-несчастная судьба

Горькие слезы — слезы, которые проливает герой из-за большого горя.

Грехи великие — смертные грехи.

Громким голосом — геройским голосом.

Добрая воля — герой делает что-то по собственной воле, а не по принуждению.

Добрая минута — минута отдыха или удачи.

Добрый конь — конь, который верно служит своему хозяину.

Добрый молодец — 1) физически сильный мужчина; 2) человек, внушающий доверие; 3) человек с высокими нравственными качествами.

Дремучий лес — очень густой лес.

Дурные речи – 1) нецензурная речь.2)неправда, ложь, вымолел.

Живая вода — вода, которая обладает свойством «вдыхать жизнь».

Звери лесные — звери, которые обитают в лесу.

Зеленый луг — луг гладкий, покрыт травой только зеленого цвета.

Зеленый сад -сад, в котором растут вечнозеленые, красивые деревья

Земля сырая — обычная земля.

Золотая клетка — клетка, сделанная из чистого золота.

Золотой трон — трон, сделанный из чистого золота.

Кипучий котел-котел, в котором кипит вода.

Кособокая избушка-старая, ветхая, покривившая ся от времени.

Красная девица — обычная девушка, ничем не хуже и не лучше других.

Красота ненаглядная — красота девушки, на которую невозможно не смотреть (очень красивая девушка).

Красное солнышко — 1) солнце на закате или рассвете; 2) очень яркое солнце.

Кровные денежки-заработанные собственным трудом.

Ласковое слово-приятное слуху.

Лютые звери-злые, способные съесть человека.

Мёртвая вода — вода, которая залечивает любые раны.

Нечистый дух — дух, который побуждает человека совершать грехи.

Облака-тучи черные — всё небо черное, ни единого просвета.

Огненная река — река, которая горит пламенем.

Паршивый жеребенок — самый неприглядный, но обладающий особыми свойствами.

Поле чистое — поле, где ничего нет, кроме травы.

Путь долгий-1) путь, который длится несколько суток; 2) путь в далекую страну.

Сизокрылый орёл — очень могучая и зоркая птица.

Синее море — море синего цвета.

Старая кляча — старой клячей называют коня отрицательные герои.

Старо-древние годы — время, когда государства русского еще не существовало.

Страшная гроза -непогода, гроза с великими громом и молнией.

Студеная водица-холодная вода.

Темные люди -необразованные, не обладающие элементарными знаниями.

Тихий пруд- пруд со стоячей водой.

Тридесятое царство — царство, которое находится далеко (за тридевять земель) от царства Русского.

Уста сахарные — уста прекрасной героини (героя), привлекательные, сладкие, как сахар.

Хрустальная вода -прозрачная, чистая.

Худая речь-неприятные слова, недобрые, злые, осуждающие.

Черная туча-темные грозовые тучи, несущие град, сопровождаемые молнией, вихрем.

Чудесный дворец — очень красивый дворец, имеющий весьма необычные архитектурные особенности.

Чужие земли — земли, находящиеся за пределами Русского государства.

Чудесный конь — конь, обладающий сверхъестественными свойствами.

Чужедальняя сторонушка — страна, находящаяся далеко от Российского государства.

Ясные зори-чистые, солнечные, без тумана, без росы.
 

Приложение 2

Эпитеты и их роль в сказке

Иван Быкович

эпитет

пример

Роль в сказке

Тихий пруд

На заре пришли рыбаки на тихий пруд.

Изображает спокойный пруд со стоячей водой.

Златоперый ерш

В том пруде златоперый ерш плавает.

Изображает ерша, подчеркивает его необычный цвет, яркость.

Богатырский конь

В подвале три коня богатырские.

Изображает силу и мощь коней.

Добрый молодец

Есть на чем добрым молодцам разгуляться.

Изображает героя и выражает положительное отношение к нему

Чужие земли

Благослови нас в чужие земли ехать

Выражает отрицательное отношение к чужбине

Дремучий лес

По зеленым лугам и приехали в дремучий лес.

Изображает лес, показывает его таинственность, неизученность, выражает чувство страха

Чужедальняя сторона

Мы заехали в чужедальнюю сторону.

Выражает отрицательное отношение к чужбине

Нечистая сила

Не хвались, нечистая сила.

Изображает силы зла, выражает негативное отношение к ним

Страшный бой

Я на страшный бой иду

Изображает бой, подчеркивает его опасность для жизни, выражает чувства страха

Огненный палец

Черкнул по ним своим огненным пальцем

Изображает палец как страшное оружее, способное уничтожать так же страшно, как огонь

Чистое поле

Поутру вышел Иван Быкович в чистое поле

Изображает непаханое поле

Золотые и серебряные яблочки

Сама выйду на дорогу и сделаюсь яблоней с золотыми и серебряными яблочками.

Изображает яблоню,

подчеркивая то прекрасное, что связано с мечтой

Невиданное царство

Съезди в невиданное царство, небывалое государство.

Изображает неизведанное,

таинственное, выражает

любопытство, восхищение

непознанным

Небывалое государство

Золотые кудри

И достань мне царицу-золотые кудри

Изображает необычный цвет волос царицы

Нехитрая наука

Нехитрая наука! Ну да полезай на корабль.

Выражает отношение к делу как к чему-то простому, что все умеют делать

Иван Запечин

Глубокая старость

Отец их дожил до глубокой старости.

Возраст, достигший предела.

Чистое поле

Ивашко взял узду пошел в чистое поле.

Поле, где не растет ничего, кроме травы.

Богатырский голос

Крикнул он богатырским голосом.

Громкий, сильный голос.

Добрый конь

Увидел братьев своих на добрых конях.

Мудрый, верный и сильный конь.

Добрый молодец

Царевна давно уже дожидалась доброго молодца.

Положительный, умный, молодой человек.

Великая радость

Братья Ивашковы собираются к царю на пир с великою радостью.

Хорошее настроение, счастье, ощущение удовлетворения всех желаний.

Удалый молодец

Где те удалые молодцы, которые привели кобылицу?

Быстрый, хитрый,

Ловкий, сильный

молодой человек.

Василий -сын купечески

Мелочный торговец

Жила-пожила молодайка, с одним познакомилась с мелочным торговцем.

Жадный, скупой

торговец.

Необитаемый остров.

А на том море есть необитаемый остров.

Место, где никто не живет, которого нет на карте.

Старый леший

И выходит оттуда старый дед, старый леший.

Мудрый, человек с большим жизненным опытом.

Катя Купреева
PPTX / 2.75 Мб

👉 Ответы к странице 22. Русский родной язык 4 класс учебник. Авторы: О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая.

Задание

Сколько значений имеет слово добрый? Одинаковое ли значение имеет слово в каждом из примеров.


Ответ:

В приведенных примерах слово добрый имеет разные значения.

  1. Добрый человек – человек, который делает добро другим, всегда готов прийти на помощь, доброжелательный.
  2. Добрый знакомый – человек, которого давно знаешь, отзывчивый, располагает к себе других.
  3. Доброе здоровье – хорошее, крепкое здоровье.
  4. Доброе имя – человек, о котором нельзя сказать или вспомнить чего-то плохого, уважаемый человек, честный.
  5. Добрый ломоть хлеба – значительный, большой, внушительных размеров.

Задание

Как ты понимаешь выражения «в добрый путь», «в добрый час», «будьте добры»?


Ответ:

В добрый путь – так говорят, когда хотят пожелать человеку счастливого пути, когда надеются, что путешествие пройдет без происшествий.

В добрый час – в подходящее время, спокойное время.

Будьте добры – так говорят, когда просят человека о чем-то, как бы прося его проявить свою доброту и оказать помощь.

Задание 3

Прочитай текст и на его основе подготовь небольшое сообщение «Добрый молодец в русском фольклоре». Дополни свой текст примерами из сказок, песен, былин.


Ответ:

Героями произведений древнерусской литературы часто становились добры молодцы. Такими считались мужчины, которые всегда готовы прийти на помощь, которые обладают большой физической силой, хорошо сложены, добры, отзывчивы. Ярким примером является великий богатырь Илья Муромец. Он один не побоялся выступить против разбойников, расположившихся в лесах. Благодаря его храбрости люди были освобождены от бесконечных грабежей и нападений. Кроме того, была расчищена дорога на Киев.

Также добры молодцы славятся своей преданностью не только стране и народу, но и своей собственной семье: жене, детям, родителям.

Задание 4

В русских народных сказках и былинах слово добрый часто становится эпитетом: добрый конь, люди добрые, добрый товар, доброе место, доброе дело. Вспомни сказки и былины, в которых встречались эти словосочетания.


Ответ:

Добрый конь – былины о «Трёх богатырях».

Люди добрые – «Еруслан Лазаревич».

Добрый товар – былина «Садко».

Доброе место – «Сорока».

Доброе дело – «Пятеро Добрых Друзей».

Задание 5

Составь предложения с сочетаниями слов.


Ответ:

Добрый конь – верный товарищ в бою.

Добрый молодец всегда готов прийти на помощь.

Доброе слово может от любой беды спасти.

На человека с доброй улыбкой всегда приятно смотреть.

Не посрами свое доброе имя.

С добрым утром, любимая мама.

Нужно пожелать туристам доброго пути.

  • Добрые и злые поступки героев из сказок
  • Добрые и злые поступки в сказке о мертвой царевне и семи богатырях
  • Добрые и злые персонажи сказок 4 класс
  • Добрые и злые персонажи в сказке о мертвой царевне и семи богатырях
  • Добрые и злые герои сказок список