Добрые молодцы в сказках песнях былинах

Обновлено: 08.01.2023

Актуальность. Дети очень любят слушать и читать русские народные сказки. Они очень добрые, весёлые и поучительные. В них много положительных героев, но есть и другие, которые хотят им навредить и помешать. Больше всего в моих сказках встречается сказочный герой — Иван-Царевич.

Иван-Царевич — один из главных персонажей русского фольклора. Как сказочный персонаж он появился в конце XVIII-начале XIX века. Сказки об Иване — Царевиче, очень многочисленные, изданы у Афанасьева, Садовникова, Эрленвейна, Худякова и др.

И нам захотелось больше о нем узнать, поближе познакомиться. Какой он бывает в русских народных сказках.

Объект исследования – Иван-Царевич в волшебных сказках.

Предмет исследования – роль Ивана-Царевича в волшебных сказках.

Цель работы – определение роли Ивана-Царевича в жизни сказочного героя: добрый, отважный молодец или трусливый человек.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач :

Изучить литературные энциклопедии, прочитать волшебные русские народные сказки, в которых одним из персонажей является Иван-Царевич.

Проследить эволюцию образа Ивана-Царевича.

Реконструировать обрядовый смысл и последовательность действий Ивана-Царевича над сказочным героем.

Проанализировать и обобщить полученные данные.

Гипотеза: основана на предположении о том, что Иван-Царевич – добрый, отважный молодец, поскольку:

он всем помогает ;

преодолевает на пути трудности ;

у него красивый внешний вид.

Основная часть Образ Ивана-Царевича

Иван-Царевич — любимый герой русских сказок («Царевна-лягушка», «Финист — Ясный Сокол», «Одноглазка, Двуглазка, Трехглазка», «Иван-царевич и серый волк», «Молодильные яблоки», «Мертвая царевна» и т. п.). Ему с готовностью служит и серый волк, и ворон, и злая баба яга, указывающая ему путь к зачарованному замку, где находится красавица, цель его исканий.

Нередко Иван-Царевич наделен способностью перевоплощения, необычными внешними признаками («по колено ноги в золоте», «по локоть руки в серебре»), ему помогают чудесные слуги и помощники. Сюжеты об Иване-Царевиче связаны с поисками суженой, вокруг которых происходят разного рода приключения, испытания и т. д.

Кроме того, положение ИВАНА ЦАРЕВИЧА в начале сказки более всего осложняется исходной “недостачей”: ИВАН ЦАРЕВИЧ или наказывается родителями и изгоняется из дому за какой-то поступок или обязан — по повелению извне или по собственному долгу — выполнять некую опасную и сложную задачу, в любом случае связанную с риском и геройством, что вызывает прохождение ИВАНА ЦАРЕВИЧА через такие испытания, которые и делают его достойным статуса “царевича”.

ИВАН — ЦАРЕВИЧ в сказочных сюжетах связан с братьями (иногда и сестрой, которая, между прочим, временно становится его женой), помощниками (дядька Катома, Никанор — богатырь , слепой богатырь, старичок, старушка и т.п.), с царевной- невестой ; с Иваном Сученко, Иваном Быковичем, Иваном Коровьим сыном (Буря — богатырь), Иваном Кобылиным сыном, Белым Полянином, Вертодубом, Вертогором (ср. также Горыня, Дубыня и Усыня ); с злой сестрой, ведьмой , Ягишной, Норкой — зверем , Кощеем Бессмертным , Змеем; с Солнцевой сестрой, Василисой (или Еленой ) Прекрасной, Марьей Моревной , с Жар- птицей , серым волком и т.п.

Многие исследователи считают Ивана — царевича идеальным сказочным героем. Действительно, в сказке Иван — царевич всегда изображается как молодой, красивый, деятельный и отважный герой.

В образе Ивана-Царевича преобладают качества идеального сказочного героя: он молод, хорош собой, отважен, добр и честен , смел, силён, храбр, наблюдателен, что обеспечивает ему получение чудесных средств и содействие чудесных помощников.

Иван — положительный персонаж , борющийся со злом, помогающий обиженным или слабым. Очень часто в начале сказки Иван-Царевич беден, потерян родителями, преследуется врагами, не знает о своем царском происхождении. В таких сказках как награду за героическое поведение и добрые дела Иван-Царевич получает назад свое царство, трон или находит своих царственных родителей. Но даже если он изначально царевич, то в конце сказки он обычно получает своеобразный приз в виде чужого полцарства, царской или королевской дочери, волшебного или дорогого коня, драгоценных или волшебных предметов или даже дополнительного ума или волшебных умений.

Таким образом, Иван – Царевич в волшебных сказках бывает положительным героем.

Подвиги Ивана-Царевича

Повзрослев, Иван предпринимает дальние экспедиции в поисках различных волшебных вещей и животных (молодильных яблок, живой воды, Жар-птицы , которая прилетает в царский сад клевать эти яблоки). Попутно Иван-Царевич встречает неожиданного помощника-животное: Серого Волка или волчицу, зайчиху, утку, сокола, щуку. Часто животное он добывает или спасает и оно ему верно служит: Сивка-Бурка или другой волшебный конь. Часто животное-помощник оживляет убитого Ивана-царевича и убивает его врагов (например, коварных братьев). В ряде сюжетов Иван-Царевич ищет свою похищенную Кощеем жену. Одолеть Кощея помогает Баба-Яга .

ИВАН — ЦАРЕВИЧ отправляется на поиски исчезнувшей (похищенной) царевны или царицы; ею нередко сопровождают два старших брата, которые оказываются мнимыми помощниками. Когда путешественники приходят к яме, провалу, дыре, колодцу , пещере то ИВАН — ЦАРЕВИЧ спускается по веревке вниз, а его братья (спутники) предательски обрывают веревку — сразу же или в конце, когда он, выполнив задачу, хочет вернуться на землю. ИВАН — ЦАРЕВИЧ оказывается покинутым: он одинок, и теперь он может надеяться только на себя. В царстве он обнаруживает царевну, вступает в смертный бой с прилетевшим внезапно Змеем , пленившим царевну (царевен). Он отсекает ему три головы , освобождает царевну. При этом сам ИВАН — ЦАРЕВИЧ близок к смерти или даже оказывается убитым, но возрождается с помощью “живой” воды . Приобретает силу благодаря “сильной” воде и, наоборот, лишает Змея его мощи, вынудив его хитростью отведать “бессильной” воды. В заключение ИВАН — ЦАРЕВИЧ выбирается из подземного царства с помощью данного ему волшебного яйца (или трех яиц), в которое “скатывается” царство, или высокого дерева , орла , выносящего его на землю, и т. п.

Заканчивается все женитьбой на спасенной царевне, приобретением богатств (добра, драгоценностей), царской властью .

Один из самых распространенных сюжетов об Иване — царевиче — «Иван — царевич и Серый волк». Завязка сюжета связана с тем, что в царский сад повадился загадочный вор. Им оказывается Жар — птица. Иван -царевич пытается поймать ее, но упускает и добывает лишь золотое перо.
По приказу царя братья — царевичи отправляются на поиски волшебной птицы. По дороге они расстаются и продолжают свой путь поодиночке.
Иван — царевич встречает волшебного помощника — серого волка, тот помогает герою достать не только Жар — птицу, но и волшебного коня, и красавицу невесту. На обратном пути Иван — царевич встречает братьев, которые убивают его и забирают все, что он добыл.
Серый волк спасает Ивана — царевича, он возвращается домой и разоблачает обманщиков. Сказка заканчивается свадебным пиром. Таким образом, сказочный персонаж, Иван-Царевич связан чаще всего только с несколькими определенными сюжетами . Каждый такой сюжет от сказки к сказке почти не меняется, меняются только описания действующих лиц и их имена.

Обыкновенно является младшим сыном старика царя, которому приходит мысль испытать сыновей. Из трех братьев счастливейшим оказывается И. Царевич, благодаря кротости, незлобивости и доброте душевной.

Композиция сказок с участием Ивана — царевича традиционна — события развиваются от рождения до свадьбы героя. Иван — царевич является младшим из трех братьев. Как и в варианте с Иваном — дураком , двое — «умные», «правильные» и, часто, безнравственные; третий — «глупый», «неправильный», но честный и добрый; он то и выходит победителем из всех испытаний).

У Ивана-Царевича два старших брата (Фёдор и Василий) и три сестры (Марья, Ольга и Анна). В начале сказки Иван-Царевич третируется своими старшими братьями или родственниками, а в конце занимает главенствующее место среди них.

Отец обещает Ивана-Царевича Морскому (Подземному, заморскому царю) или могущественному волшебнику прежде его рождения. Один из сказочных сюжетов описывает побег Ивана из царства такого царя или волшебника.

Женами Ивана-Царевича оказываются то Елена Прекрасная (образ греческого происхождения), то дочь Кощея Василиса Премудрая ( Царевна-Лягушка ), то степная королева-воительница Марья Моревна .

Иван-Царевич в русских народных сказках

Ивана-Царевича можно назвать настоящим героем всех русских народных сказок. Это не просто красивый, смелый и умелый молодец – это человек, который побеждает в любых обстоятельствах.

Иван-Царевич – фольклорный супергерой

Герою практически во всех сюжетах приходится страдать понапрасну – его то изгоняют из дома за поступок, которого он не совершал, либо отправляют на верную смерть бороться с неведомым чудом, страшащим весь город.

Происхождение у Ивана-Царевича всегда благородное, что, однако, не дает ему преимущества перед братьями и сестрами. Так же, как и Иван-дурак, Царевич занимает второе, а то и третье место в семье, на него редко рассчитывают и относятся слегка снисходительно. Никто не возлагает на него особых надежд, поэтому любая победа в смертельной схватке воспринимается с приятным удивлением.

В древнем эпосе любого народа найдется герой, которому можно поручить любое, даже самое сложное задание по спасению чьей-то жизни. В русском фольклоре эту роль играет Иван-Царевич. Ему всегда помогают редкие и умные животные (Серый волк, Сивка-Бурка), а в награду достается самая красивая девушка – Елена Прекрасная, Василиса Премудрая или Марья Моревна. Причем служить удалому молодцу не отказывается даже коварная Баба-Яга.

Он прибегает к смекалке, пользуется не только своим добрым сердцем, но и умом. Честное имя, друзья и открытость – вот, что в итоге позволяет Ивану-Царевичу победить зло и доказать, что добро всегда будет вознаграждено.

Мункуева Туяна Балдановна

Сказка – один из основных видов устного народного творчества. Художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.

Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с самого раннего детства. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости. Сказки любят и дети и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты. Сказки пришли к нам из глубокой древности. Рассказывали их нищие странники, портные, отставные солдаты.

Самого главного героя русских народных сказок мы все хорошо знаем. Это Иван, Иванушка, Ивашка… Он может быть как царским сыном, так и простым крестьянином, но самое главное – чаще всего он просто … Иван – дурак.

Мужественный, верный, благородный герой самоотверженно преодолевает все препятствия, побеждает тёмные силы сказочного царства, завоёвывает счастье.

Цель и задачи исследования

Цель исследования: Составить характеристику героя русских народных сказок Ивана.

Объектом исследования является: образ главного героя Ивана.

Предметом исследования : русские народные сказки.

Способы и методы исследования

  • Изучить мнение своих одноклассников об Иване.
  • Прочитать сказки, где главным героем которых является Иван.
  • Проанализировать произведения и полученную информацию опроса.
  • Узнать о значении имени Иван и соотнести его с образом Ивана в сказках.
  • Способы и методы исследования:
  • Анкетирование
  • Анализ, сравнение и обобщение полученной информации

Образ Ивана – главного героя русских народных сказок

Герои русских народных сказок отличаются такими светлыми человеческими качествами, как благородство, добросердечность, храбрость, находчивость, а добрые силы в сказках всегда одерживают верх. Среди положительных героев русских народных сказок есть и храбрые царевичи, и былинные богатыри, и простые крестьяне, и целый ряд женских образов.

Иван (Иванушка) — один из популярнейших героев русских волшебных сказок. Воплощает особую сказочную стратегию, опирающуюся на поиск собственных решений, часто противоречащих здравому смыслу, но, в конечном счете, приносящих успех.

У кого ты ни спроси –

Всем известно на Руси:

То он царь, то из крестьян,

А зовут его … Иван

Имя Иван по происхождению – древнееврейское (Yohanan – Бог милует). Это имя очень полюбилось народам Европы, и до сегодняшнего дня существуют его варианты: английское Джон, немецкое Иоганн (Йоханнес, Йоханн), Ганс (Ханс), французское Жан, итальянское Джованни, болгарское Йован, Йотан, молдавское Ион, шведское Юхан, датское Енс, Йенс, испанское Хуан, арабское Юханна и др.

Любимый герой русских народных сказок – Иван–царевич. Это известный всем положительный персонаж, который борется со злом, помогает слабым и обиженным. Чаще всего — это младший из трёх сыновей царя. В некоторых сюжетах Иван и вовсе не знает о своём царском происхождении, но, тем не менее, олицетворяет собой благородство и добрые качества души. Например, он борется с Кощеем, одолевает его, спасает жену или прекрасную царевну. И за своё героическое поведение и добрые дела этот герой народных сказок получает полагающееся ему царство или чужие полцарства, и царскую дочь, и прочие волшебные умения.

Иванушка – дурачок – также очень важный герой русских сказок, стоящих на стороне добрых и светлых сил. Иван — дурак – всего лишь крестьянский сын и он совсем не похож на благородного сказочного героя. Его особенность в том, что внешне он совсем не таков, как другие положительные герои русских сказок. Он не блещет умом, но именно благодаря своему нерациональному поведению и нестандартному мышлению проходит все сказочные испытания, побеждает своего противника и получает богатство.

Добрый он, Иванушка, правдив, искренен, простодушен и прямодушен, за это и помогают ему все, с кем он встречается. Вместо черных корочек, которые он хочет разделить с прохожим стариком, в мешке белые булки появляются. Скатерть-самобранка разворачивается, конь из серебра в деньги рассыпается. Здоровенные молодцы из рожка выпрыгивают или из сумы вылезают, бьют-колотят всех обидчиков. Зверей-птиц дурак из беды избавляет, на волю отпускает, и те ему в тяжелую минуту пригождаются: и собака, и кошка, и утка, и щука, и рак. И награждают его за доброту: дурак спит, а летучий корабль сам собою строится, мост хрустальный через реку протягивается, дворец на море становится лучше королевского. Умные братья то и дело впросак попадают, а дурак честно пшеницу стережет – и Сивку-бурку в награду получает, жар-птицу за хвост ловит. Перстень царевнин достает – с пальца снимает – а царевна-то в высокой башне сидит. А, в конце концов, на прекрасной царевне женится, в приданое полцарства получает.

Рядом с основным героем в волшебной сказке стоят его чудесные помощники: Сивка – Бурка, серый волк, Старик и другие. Они дополняют и довершают действия основного героя, помогают ему в борьбе, в разрешении трудных задач, добывании диковинок, завоевании невесты. Положительный герой, его помощники и удивительные предметы, которыми он овладевает, создают безупречный, светлый, радостный мир. Мир этот противостоит злу жизни, тёмным силам.

Я провел анкетирование, чтоб узнать об Иване как главном герое волшебных сказок у своих сверстников. Я предложила учащимся 2-4 классов ответить на вопросы. Мной было опрошено 47 человек. Я выяснил, что практически все ребята любят сказки (95 % — 45 чел.) Главным добрым героем сказок дети считают Ивана-царевича или Ивана-дурака – 42 %, богатырей – 34 %, другие персонажи – 24% .

Получился такой портрет Ивана:

— По отношению к другим людям: добрый, добродушный, доверчивый.

— По отношению к себе: уверенный, скромный, самоотверженный.

— По отношению к труду: ленивый, лежебока, безынициативный.

— Нравственные качества: человечный, справедливый, честный, хороший.

— Волевые качества: сильный, смелый, мужественный, герой, храбрец.

Таков Иван практически во всех волшебных сказках, прочитанных мной.

Учитывая все характеристики, становится очевидно, что Иван смел, надёжен, довольно умён, удачлив.

Можно сделать вывод, что Иван — надёжный, простой, хороший сказочный герой.

В результате проведённого исследования я выяснил, что любимый герой русских сказок – Иван. Иван — самое «русское» из всех имен, означающее «хороший» и «простой», которому присущи качества: красивый, светлый, безопасный, надежный, радостный, яркий, добрый и величественный. В волшебных сказках это бесстрашный, добрый и благородный герой, который побеждает всех врагов, помогает слабым и завоевывает себе счастье.

Список использованной литературы

Гуллер Ю. И весёлый, и музыкальный… // Детская энциклопедия, №12, 2012

Ненаглядная Красота: Русские волшебные сказки /обраб. И.Карноуховой – М.: Детская литература, 1983

Data: 05.10.2010 04:55 | Автор: Administrator

null

Иван-Царевич — один из главных персонажей русского фольклора. Как сказочный персонаж он появился в конце XVIII-начале XIX века.

Источник: русские сказки

Иван-Царевич выступает в сказках в двух разных ипостасях:

положительный персонаж, борющийся со злом, помогающий обиженным или слабым. Очень часто в начале сказки Иван-Царевич беден, потерян родителями, преследуется врагами, не знает о своем царском происхождении. В таких сказках как награду за героическое поведение и добрые дела Иван-Царевич получает назад свое царство, трон или находит своих царственных родителей. Но даже если он изначально царевич, то в конце сказки он обычно получает своеобразный приз в виде чужого полцарства, царской или королевской дочери, волшебного или дорогого коня, драгоценных или волшебных предметов или даже дополнительного ума или волшебных умений.

отрицательный персонаж, который противопоставляется другим царевичам, но чаще персонажам простого происхождения, например, Ивану-рыбацкому сыну. В этом случае Иван-царевич зол, коварен и различными способами пытается погубить положительных героев и отнять у них заслуженную награду. В конце бывает посрамлен и наказан, но практически никогда — убит.
Как сказочный персонаж, Иван-Царевич связан чаще всего только с несколькими определенными сюжетами. Каждый такой сюжет от сказки к сказке почти не меняется, меняются только описания действующих лиц и их имена.

Обычно Иван-царевич (как и Иван-дурак) является младшим из трех сыновей царя.

Типовые сценарии сказки

У Ивана-Царевича два старших брата (Фёдор и Василий) и три сестры (Марья, Ольга и Анна).

В начале сказки Иван-Царевич третируется своими старшими братьями или родственниками, а в конце занимает главенствующее место среди них.

Отец обещает Ивана-Царевича Морскому (Подземному, заморскому царю) или могущественному волшебнику прежде его рождения. Один из сказочных сюжетов описывает побег Ивана из царства такого царя или волшебника.

Повзрослев, Иван предпринимает дальние экспедиции в поисках различных волшебных вещей и животных (молодильных яблок, живой воды, Жар-птицы, которая прилетает в царский сад клевать эти яблоки).

Попутно Иван-Царевич встречает неожиданного помощника-животное: Серого Волка или волчицу, зайчиху, утку, сокола, щуку.

Часто животное он добывает или спасает и оно ему верно служит: Сивка-Бурка или другой волшебный конь.

Часто животное-помощник оживляет убитого Ивана-царевича и убивает его врагов (например, коварных братьев).

В ряде сюжетов Иван-Царевич ищет свою похищенную Кощеем жену. Одолеть Кощея помогает Баба-Яга.

Женами Ивана-Царевича оказываются то Елена Прекрасная (образ греческого происхождения), то дочь Кощея Василиса Премудрая (Царевна-Лягушка), то степная королева-воительница Марья Моревна.

Читайте также:

      

  • Ласка сообщение 4 класс окружающий мир
  •   

  • Больший интерес у меня вызовет сообщение о
  •   

  • Сообщение с японией сегодня
  •   

  • Канал инициатор отправляющий сообщение
  •   

  • Сообщение о старинной посуде 2 класс кратко

ОБРАЗ ДОБРОГО МОЛОДЦА ПО ДАННЫМ ЯЗЫКА РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ

С.В.Парфенова

Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского,

Россия, г. Нижний Новгород

Словосочетание `добрый молодец` является устойчивым в русской народной традиции. Статья представляет собой попытку сопоставительного анализа образа доброго молодца, составленного по данным различных словарей, с образом, представленным в русской народной сказке. Приведены черты сходства и отличия.

The word-combination ` dobry molodets` is steady in russian national tradition. Article represents attempt of the comparative analysis of an image of the `dobry molodets` fellow made according to various dictionaries, with the image presented in russian national fairy tale. Features of similarity and difference are resulted.

Добрый молодец – центральный персонаж любой народной сказки, защитник слабых, спаситель красных девиц, он обладает всеми наилучшими достоинствами, какими только может обладать мужчина. Таким представляется сказочный добрый молодец, на первый взгляд. Но насколько этот образ совпадает с образом, восстановленным из лексического значения слов, образующих словосочетание `добрый молодец`?

Лексема молодец — дериват от прилагательного молодой, образованная с помощью суффикса –ец со значением «лицо». Дериватор, по словарю Фасмера, является общеславянским по происхождению, присутствует во многих славянских языках в значении `моложавый, юный`: укр. молодий, блр. малады, болг. млад, с.-хорв. млад, словен. mlad, чеш. mlady. Этимологически родственно др.-прус. maldai `мальчики`, др.-в.-нем. malz `нежный`, `мягкий`, `слабый`, латин. mollis `мягкий`, `нежный`, др.-инд. mrdu `мягкий`, `слабый`. В словаре П.Я. Черных в целом подтверждается версия словаря М. Фасмера. Указывается др.-рус. молодый, молодь в значении `молодежь`, ст.-сл. младъ; индо-европейская база meld-(*mold-) — `нежный`, `мягкий`, `слабый`. Таким образом, исходя из этимологической памяти слова, можно утверждать, что основу его составляют семы `юный` и `нежный` (о возрасте).

Лексема добрый, по Фасмеру, встречается примерно в одинаковом значении практически во всех славянских языках: укр. добрий `добрый`, `хороший`, `настоящий`, болг. добър `добрый`, `хороший`, `полезный`, с.-хорв. добар `добрый`, словен. dober, чеш. и словац. dobry `добрый`, `хороший`, польск., в.-луж. и н.-луж. dobry `добрый`, `хороший`. В словаре Фасмера находим др.-рус. (с ХI в.) и ст.-сл. добръ, добрый `хороший`, `доброкачественный`, `добрый`, `знатный`. И.-е. корень *dhabh- `соответствовать`, `подходить`, `быть удобным`. Как видно, лексическая наполненность прилагательного практически не изменялась со времен принятия христианства на Руси. Тем не менее, в истории слова есть и более древние семы `подходящий`, `удобный`.

Современные словари указывают значение слова `добрый` как `отзывчивый`, `нравственный`, `хороший`. Существительное же `молодец`, по словарю Ожегова, означает `храбрец`, `удалец` и, на данный момент, характерно только для народной словесности. Получается, что добрый молодец – это некий храбрый человек, обладающий положительными, причем, прежде всего, нравственными качествами.

Обратившись к контексту русских народных сказок под ред. А.Н.Афанасьева, находим следующие особенности семантики этого словосочетания:

Едва ли высокими нравственными качествами может обладать злодей-похититель, тем не менее, в сказках встречается именование `добрый молодец` по отношению к отрицательному персонажу: налетел Вихрь, ударился о землю, сделался добрым молодцем [1:191]. В другой сказке так зовут двух завистливых и трусливых братьев: не ссорьтесь, добрые молодцы, там есть краше меня девица [1;197]. В сказке «Иван Быкович» добрые молодцы «оглянулись – нет ни старухи, ни Ивана Быковича, и со страху поскакали домой» [1:229]. Таким образом, выражение `добрый молодец` часто используется в качестве вежливого обращения к нестарому мужчине, часто далекому от высоконравственного поведения.

Для сказочного языка также характерно обращение `добрый молодец` к незнакомцу: кто таков, добрый молодец? [1:189]; скажись, добрый молодец, кто ты таков? [1:51].

Отмечен случай использования существительного молодец в значении `молодой человек`(нестарый): Посмотри-ка, царь! За кого мне замуж идти: за тебя ли, старого, или за него, доброго молодца? [1:199]. Противопоставление старый (царь) / добрый молодец обращает наше внимание на то, что `молодец`, прежде всего, молод и потому привлекателен.

Внешняя привлекательность – ещё одно качество, характеризующее доброго молодца. В сказке «Марья Моревна» «ворон… сделался добрым молодцем», царевна именно его выбирает в женихи, потому что предыдущие претенденты «были хороши собой, а этот ещё лучше» [1:300]. Вот ещё одна характеристика, подтверждающая внешнюю привлекательность сказочного доброго молодца: Девица… увидала в окно добра молодца; полюбились ей кудри черные, очи соколиные, брови соболиные, ухватки богатырские [1:312].

Добрыми молодцами могут быть как царевичи, так и простые, незнатные люди. Часто уже с детского возраста они очень отличаются от сверстников. Такие дети «растут не по дням, а по часам, как хорошее тесто на опаре поднимается, так и они вверх тянутся» [1:225]; «кто растет по годам, а они растут по часам; кто в год – они в час таковы, кто в три года – они в три часа» [1:217]. Вырастают такие дети в богатырей могучих. Неслучайно, в контексте выражение `добрый молодец` может заменяться выражением “богатырь”. В сказке «Иван Быкович» главный герой именуется и добрым молодцем, и богатырем: запросил богатырь роздыху, …ударился оземь и стал по-прежнему добрым молодцем [1:229]. В данном случае, добрый молодец, это, прежде всего, защитник, физически сильный человек, способный победить чудовище.

Но при всей своей богатырской силе добрый молодец не всегда оказывается победителем, иногда темные силы всё же одерживают победу над ним, и он погибает: так и сгинули сильномогучие богатыри, извела их сестра змеиная [1:284].

Семы `защитник`, `воин` эксплицируются в следующих примерах: где бы сражаться добру молодцу, а он стадо пасет [1:314]; …мизгиря-борца, добра молодца, в живе нет [1:106].

Выражение `добрый молодец` является устойчивым в народной словесности, это в определенной степени определяет синтагматические особенности входящего в его состав существительного. Оно обладает широким потенциалом глагольной сочетаемости, но с прилагательными употребляется редко. Зафиксирован случай сочетаемости выражения с прилагательным `удалой`: проявился мизгирь, удалой добрый молодец [1:106]. Данный пример служит ещё одним подтверждением, что дериватом `молодец` в народном сознании именуется не просто удалец, как указывают словари, существительное сохраняет в своем значении сему `молодость`, в противном случае, выражение `удалой добрый молодец` теряет выразительность, становится бессмысленным.

Добрый молодец не способен на бесчестный поступок, при возможности убить спящего (беспомощного) врага, он не использует ее: не честь, не хвала мне, доброму молодцу, загубить его! Сонный что мертвый! Лучше разбужу его [1:311].

Таким образом, по данным языка народной сказки оказывается, что добрым молодцем может быть и знатный человек, царевич, и простолюдин. Как правило, это человек, обладающий большой физической силой, способный защитить слабых и отразить нападение врага. Современные словари указывают единственное значение существительного `молодец` как `храбрец`, `удалец`, но для языка сказки очевидно использование слова в значении `молодой человек`, `юноша`. Добрый молодец не всегда храбр, не всегда одерживает победу над нечистью. Часто добрым молодцем называют просто незнакомца. Всё это дает основание утверждать, что добрый молодец в сказке – это, прежде всего, довольно молодой мужчина, не обязательно наделенный нравственными качествами. Лексема `добрый` при существительном `молодец` скорее используется для придания большей выразительности языку и имеет значение `хороший`, `положительный` человек.

Литература:

1. Афанасьев, А.Н. Народные русские сказки в 3-х томах. Т.1 – М.: Наука, 1980.

2. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов / под ред. Н.Ю. Шведовой. – 18-е изд. – М.: Русский язык, 1986. – 797с.Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка. – М.: «Прогресс», 1986.- В 4-х тт. Т.1

3. Черных, П.Я. Историко–этимологический словарь современного русского языка: в 2-х томах. – М., 2001

Светлана Владимировна Парфенова, соискатель ст. канд. филол.н.

Email: parf04@yandex.ru

Достарыңызбен бөлісу:

Русские былины – это отражение реальных исторических событий, которые народ пересказал на свой лад. В итоге в них появилось множество изменений, дополненных вымыслом людей. Обычно каждый богатырь и злодей – это реально существующие личности. Их жизнь и род деятельности брали за основу персонажа. Богатыри считались настоящими «супергероями», которые защищали нашу землю от врагов и нечисти.

Герои былин

Впервые древние сказания были записаны в девятнадцатом столетии Павлом Николаевичем Рыбниковым и Александром Фёдоровичем Гильфердингом. До этого былины считались устным творчеством и передавались от старшего поколения к младшему. Конечно, каждый дед, повествуя внукам захватывающую историю, дополнял ее собственными деталями.

Русские богатыри условно делятся на младших и старших. Вторые – древние герои, существовавшие в дохристианские времена. Порой они представлялись магическими существами, наделенными сверхъестественными способностями, например, оборотнями. Именно к ним применимо выражение «Было ль – не было ль». Сказания передавались устно, и основная часть историков считает их мифами.

Младшие богатыри – это человеческий облик. Герои характеризовались наличием огромной силы. Почти все они обитали во времена правления Владимира (с 980 по 1015 г.). В старых летописях сохранилось много сведений, свидетельствующих о том, что события, которые обрели статус древних сказаний, действительно происходили в реальности.

Святогор. Богатырь-Гора

Герой былин славился своим огромным ростом. Старший богатырь высотой с гору, которого не может удержать даже матушка-земля. Поэтому он вынужден находиться в постоянном бездействии. В былинах повествуют о его встрече с землей и гибели в волшебной могиле.

В Святогоре отражены черты библейского героя Самсона. Определить происхождение богатыря практически невозможно. В старинных легендах древний воин передает свою мощь Илье Муромцу.

Микула Селянинович. Богатырь-Плуг

Упоминание о нем встречается в двух повествованиях: о Святогоре и Вольге Святославиче. Микула славился на всю Русь не силой, а выносливостью. Он является первым героем из крестьян, представляющий народную профессию пахарь.

Его могучую силу впору сопоставлять с мощью Святогора. Подобное сравнение указывает на то, что образ Микулы сложился под воздействием мифов о магических существах, олицетворяющих землю. Однако сам крестьян не ассоциировался со стихией. Представлял собой идею оседлой жизни земледельца, в которую он вкладывает множество сил.

Илья Муромец. Святой богатырь

Первый герой, канонизированный православной церковью. Главный покровитель и защитник Руси. Обладает чертами реальной исторической личности. Однако его подвиги и походы все еще относят к мифическим сказаниям.

Илюша сидит на печи на протяжении тридцати лет, но затем получает богатырскую мощь от Святогора и исполняет первую работу. После этого Муромец отправляется в Киев, по дороге прихватывает Соловья-Разбойника и освобождает Чернигов от полчища татар.

Не все похождения Ильи в одинаковой мере отражены в литературе. Одним походам посвящено огромное количество исследований, другие до сих пор покрыты тайной. Причем герой славился не только богатырской, но и нравственной силой. Он отличался спокойствием, простотой, скромностью, благодушием.

Со временем в описании богатыря наметился крен в религиозную сторону. В итоге он становится святым угодником. После блестящей карьеры воина и получения серьезного ранения, Муромец решает провести остаток жизни в монастыре и принимает постриг.

Многие былинные богатыри совершали аналогичный «подвиг»: меняли железный меч на духовный. Мощи преподобного Ильи до сих пор хранятся в Киево-Печорской Лавре. Судя по ним это был действительно большой и сильный человек.

К тому же по мощам видно, что Муромца не зря считали отважным воином. На руке осталась округлая рана, подобное повреждение в левой области груди. Кажется, что дланью Илья прикрывал торс и ее пригвоздили к сердцу ударом копья.

Добрыня Никитич. Богатырь-Львиное Сердце

Его сопоставляют с летописным Добрыней, который являлся дядей князя Владимира. Имя в переводе означает «богатырское мягкосердие». Обладал огромной силой, но при этом никого не обижал и всегда был на стороне слабых. Никитича считали артистом, он хорошо пел и неплохо играл на гуслях.

Добрыня относится к высшему обществу, некое подобие князя-дружинника. Богатырь состоятелен, получил хорошее образование, отлично стреляет и борется. Характеризуется изысканными манерами и грамотной речью.
Вернуться к оглавлению 

Алёша Попович. Младшенький

Помните, кто самые популярные былинные герои Древней Руси? Правильно, Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алешенька. Младший из отважных воинов далек от образа «супермена». Ему были свойственны такие качества, как эгоизм, хитрость и корыстолюбие.

Иными словами, с одной стороны, это бравый воин, но с другой – горделивый и спесивый юнец. В сражениях он дерзок и хитёр. Однако к дальнейшему развитию эпоса, Алёша превращается в бабьего пересмешника и неудачливого донжуана.

Сложно понять, каким образом богатырь претерпел такие изменения в глазах народа. Скорей всего виной тому непомерная хвастливость и спесивость.

Михаил Потык. Верный муж

Ведет неустанную борьбу со злобным змеем, который согласно библейским преданиям является первородным врагом человечества. Именно он принял на себя облик искусителя и затеял вражду между мужем и женой, обольстив последнюю и тем самым, введя людей в искушение.

Потык является представителем земской силы, он непоседлив. Изначально его имя звучало как Поток, то есть «кочевой». Герой являлся символов кочевого образа жизни.

По одному из преданий, Михаил с супругой Авдотьей дали зарок, кто бы из них ни умер первым, второго закопают рядом живьем. Когда погибает жена, Потыка засыпают землей.

При этом он остается на коне и в полном военном обмундировании. Его ждет жесткая схватка с драконом. Одержав победу, герой с помощью его крови оживляет Авдотью. Когда умер Михаил, супругу закопали рядом.

Чурила Пленкович. Богатырь заезжий

Помимо старых и молодых героев былин существуют так называемые заезжие удальцы. В прозвищах воинов имеется четкое указание на то, из какой местности они родом. В старые времена Крым именовали Сурожем или Сугдаей, поэтому богатыри, происходившие оттуда, звались Суровцом или Суздальцем.

Родом из Сурожа был и Чурило Пленкович. Его имя расшифровывается, как Кирилл сын Плёнка, Франка, проще говоря, итальянского купца (под Феленком турки и татары Крыма всегда имели в виду генуэзцев).

Богатырь символизировал молодость, состоятельность и дерзость. Слава шла намного впереди него. Свое знакомство с князем Владимиром Чурило обыграл следующим образом. На дворянство навел страху, заинтересовал правителя своей наглостью, за что и получил приглашение в имение. В результате Пленкович согласился служить князю.

Однако молодой герой стал жертвой своей дерзости. Он страстно полюбил супругу старого боярина. Когда мужчина вернулся домой и застал пикантную картину, то просто отрубил парню голову. Девушка бросилась грудью на вилы.

Садко. Новгородский богатырь

Один из самых популярных героев русских былин. Считается, что у него был реальный прототип – щедрый купец из Нижнего Новгорода Сотко Сытинич. Богач много сделал для родного города. Например, на его средства был возведен храм Бориса и Глеба. Однако лишь одна из многочисленных версий «происхождения» богатыря.

В отличие от своих собратьев Садко не совершал великих подвигов, не защищал Русь от врагов. Славу он приобрел, как человек торговли. Подобным образом былины впервые восхваляли купцов.

Отдельного внимания заслуживает характер богатыря: он был щедрым, легко расставался с имуществом, отличался честностью и удивительными музыкальными способностями. Однако были у него и отрицательные черты: азартность и хвастовство.

Вольга Святославич. Богатырь маг

Исследователи уверены, что прототипом героя является князь Всеволод Полоцкий. Некоторые проводят параллели между Вещим Олегом и Вольгой. Его знаменитый поход в Индию сравнивают с путешествием Олега в Царьград.

Вольгу считали непросто воином, он был оборотнем и хорошо понимал язык птиц и зверей.

Никита Кожемяка. Змееборец

В русских сказках прежде чем вступить в схватку со змием, богатырь руками разрывает двенадцать шкур, доказывая свою несокрушимую мощь. Кожемяке не только удается победить Змея, он запрягает его в соху и пропахивает всю землю вплоть от Киева до Чёрного моря.

Из-за подвигов Никиты оборонительные редуты под Киевом получили названием Змиевы.

Ставр Годинович. Черниговский боярин

Сюжет былины о славном герое основан на реальных событиях, происходивших в 1118 году под Киевом. Боярин Ставре Годинович смог освободиться из плена князя Владимира вместе с женой Василисой Микулишной, которая была одной из дочерей Микулы Селяновича.

Богатырь считался богатым человеком, обладал недюжинно силой и был творческой личностью. Ставра описывали как героя с независимым характером, иначе стал бы он спорить с самим князем, рискуя оказаться в темнице. Куда он собственно и попал за пререкания с правителем.

Вернуться к оглавлению 

Сухман Одихмантьевич. Оскорбленный богатырь

По мнению историка Всеволода Миллера, прототипом героя былин стал князь из Пскова по имени Довмонт, который стоял у власти в период с 1266 по 1299 года. В повествовании говорится о том, что Сухман отправился по поручению князя Владимира за белым лебедем. По дороге он столкнулся с полчищем татар и вступил с ними в неравный бой.

Однако богатырю удалось одержать верх, но в схватке он получает многочисленные травмы. Чтобы не истечь кровью, прикрывает повреждения листочками. Приехав в столицу без птицы, удалец рассказывает правителю о жестокой битве.

Владимир не верит удалому воину и велит заточить его в темницу. На речку Непру за лебедем отправляют Добрыню Никитича, он видит многочисленные трупы татар и понимает, что Сухман не лгал. Но было слишком поздно. Богатырь почувствовал себя униженным и опозоренным, отклеил все листики и истек кровью.

Дунай Иванович. Трагический богатырь

Согласно древним преданиям именно из крови славного героя начинается великая река Дунай. Мужчина проигрывает супруге Настасье в соревнованиях по стрельбе из лука. В попытке отыграться богатырь попадает стрелой в жену.

Затем совершенно случайно узнает, что Настасья ждала ребёнка и натыкается на саблю.

Хотен Блудович. Богатырь-жених

Ради бракосочетания с завидной невестой Чайной Часовой герой избивает девятерых ее братьев. Затем в одиночку сражается с целым войском, которое наняла тёща. В итоге ему удается добиться желаемого. Хотен получает богатое приданое и так остался в истории, как воин, который «удачно женился».

Василий Буслаев. Рьяный богатырь

Самый удалой персонаж былин. Имел необузданный нрав, поэтому часто становился зачинщиком схваток с новгородскими мужиками. Он без устали буянил, бился об заклад, что способен победить всех парней Новгорода. И ему таки почти удалось выполнить угрозу. Благо мать вовремя остановила.

В другом сказании он представлен зрелым богатырем, который отправляется в Иерусалим, чтобы замолить многочисленные грехи. Но буйного Буслаева исправить невозможно. Он вновь берется за старое и глупо погибает, доказывая свою силу.

Дюк Степанович. Богатырь-мажор

Герой прибывает в Киев из загадочной Индии. По мнению фольклористов, в данном случае, имелась в виду Галицко-Волынская земля. Он устраивает в славном граде настоящий марафон хвастовства, проходит многочисленные княжеские испытания и продолжает на каждом углу рассказывать о своих подвигах.

Вскоре Владимир узнает, что Дюк является зажиточным человеком и предлагает ему стать гражданином Руси. Но Степанович отказывается от заманчивого предложения, поскольку, по его словам, «если продать Киев вместе с Черниговым да приобрести бумаги для описи владений Дюка, то её все равно будет недостаточно».

Бова Королевич. Лубочный богатырь

На протяжении длительного времени оставался одним из самых популярных героев. С восемнадцатого по двадцатое столетие лубочные сказке о храбреце выходили сотнями. Знаменитая повесть А. С. Пушкина «О царе Салтане» частично основана на сюжетах историй о Бове Королевиче. Прототипом героя стал рыцарь из Франции Бово де Антон.

Аника воин. Богатырь на словах

Даже в наши дни подобным именем называют человека, который хвастается своей удалью и силой вдали от опасных событий. Необычное имя для героя русских былин взято из византийских сказаний о Дигенисе. Там его постоянно упоминают вместе со словом anikitos.

Аника воин хвастается силой и обижает тех, кто слабей его. За подобное поведение его стыдит сама Смерть. Но богатырь и ей бросает вызов, в результате чего глупо погибает.
Вернуться к оглавлению 

Антигерои былин

В русских сказаниях помимо положительных персонажей встречались и злодеи. А куда же без них! С кем бы тогда сражались славные войны? Все русские богатыри имели в своей «копилке» главного отрицательного героя, с которыми любо-дорого в очередной раз сойтись в схватке и одержать верх.

Соловей-разбойник (антигерой)

Основной противник Ильи Муромца. В отличие от собратьев по злодейскому лагерю имел небольшой рост и не мог за один присест съесть огромное количество хлеба. Его сила заключалась в убивающем и громогласном свисте, который сбивает с ног простого человека и способен справиться даже с отважным богатырем.

Встречаются разные описания Соловья-разбойника. В одних источниках его представляют змеем, сидящем в гнезде на двенадцати дубах. Другие утверждают, что это был простой человек по силе сопоставимый с мощью самого Муромца.

Разнятся данные и о знаменитом свисте. Ряд исследователей предполагают, что это ветер, сбивающий с ног. Остальные уверены, раз Соловей татарин, значит его «трель» сопоставима со свистом захватнических войск.

Главное предназначение антигероя – продемонстрировать мощь русского народа в лице богатыря. Ведь в итоге Муромец его победил и отвез к царю.

Змей Горыныч (змей-дракон)

Дышит огнем и имеет три головы. Согласно преданиям, он обитает неподалеку от царства мёртвых, охраняя его вход. В некоторых сказаниях Змей меняет дислокацию и перебирается в густую чащу или горы. Обладает своеобразной внешностью. Способен перемещаться по воздуху и земле. Имеет длинное тело, покрытое чешуей, когтистые лапы и мощный хвост.

Однако людей пугает не устрашающий вид злодея, а то, что он из пасти испускает пламя. Горыныч способен превратить в пепел целое поселение за несколько минут. Непробиваемая чешуя надежно защищает от стрел.

Уникальная особенность Змея – регенерация отрубленных голов. В самой кровопролитной битве он способен одержать верх над противником, поскольку на месте снесенной «черепушки» появляется новая.

Еще один «талант» Горыныча – умение имитировать звуки разных животных и возможность воспроизводить человеческие голоса.

Справиться со злодеем можно только в том случае, если одновременно уничтожить три головы. При этом они не должны отделиться от туловища. Если полностью срубить конечность, она отрастет вновь.

Есть у Змея и уязвимые места. Это его беззащитные детеныши и болевая точка, расположенная за головой. Здесь чешуя мягкая и ее легко пробить.

Идолище Поганое (злодей)

В русских былинах много коварных персонажей (Баба-Яга, Кощей, Горыныч), которые пытаются помещать богатырям и добрым молодцам. Они являются прототипами зла, но негативных эмоций не вызывают. Некоторые даже помогают положительным героям. Иными словами, это нечисть, которой можно дать второй шанс.

Другое дело – Идолище. Поведение и поступки злодея невозможно оправдать, даже если он переметнется на сторону добра.

Общеизвестный факт, что на протяжении четырех столетий на Руси было татаро-монгольское иго. Страшная орда, сметающая все на своей дороге. Захватчики уничтожали ни в чем не повинных людей, грабили села, пытались приучить славян жить по новым правилам. Это не просто враг, а настоящее чудовище.

По описаниям Идолище тащат двадцать лошадей, за раз съедает каравай размером с печь. Иными словами, огромный и ужасный, как и иго. По уровню страха, который он наводил на людей, Идолище сравнивают с Тугарином Змеем. Но второй мифическое создание, а первый – реальный персонаж. Победить чудовище смог Илья Муромец.

Заключение

Русский богатырь – это доблестный воин, который готов отдать жизнь за Родину. Некоторые из них популярны и известны, о других знают только историки. Неважно выдуманный это персонаж или реальный человек, отважные герои стали частью русской культуры и нашим наследием.

Посмотрите интересный видеосюжет о былинных богатырях.

Вернуться к оглавлению 

👉 Ответы к странице 22. Русский родной язык 4 класс учебник. Авторы: О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая.

Задание

Сколько значений имеет слово добрый? Одинаковое ли значение имеет слово в каждом из примеров.


Ответ:

В приведенных примерах слово добрый имеет разные значения.

  1. Добрый человек – человек, который делает добро другим, всегда готов прийти на помощь, доброжелательный.
  2. Добрый знакомый – человек, которого давно знаешь, отзывчивый, располагает к себе других.
  3. Доброе здоровье – хорошее, крепкое здоровье.
  4. Доброе имя – человек, о котором нельзя сказать или вспомнить чего-то плохого, уважаемый человек, честный.
  5. Добрый ломоть хлеба – значительный, большой, внушительных размеров.

Задание

Как ты понимаешь выражения «в добрый путь», «в добрый час», «будьте добры»?


Ответ:

В добрый путь – так говорят, когда хотят пожелать человеку счастливого пути, когда надеются, что путешествие пройдет без происшествий.

В добрый час – в подходящее время, спокойное время.

Будьте добры – так говорят, когда просят человека о чем-то, как бы прося его проявить свою доброту и оказать помощь.

Задание 3

Прочитай текст и на его основе подготовь небольшое сообщение «Добрый молодец в русском фольклоре». Дополни свой текст примерами из сказок, песен, былин.


Ответ:

Героями произведений древнерусской литературы часто становились добры молодцы. Такими считались мужчины, которые всегда готовы прийти на помощь, которые обладают большой физической силой, хорошо сложены, добры, отзывчивы. Ярким примером является великий богатырь Илья Муромец. Он один не побоялся выступить против разбойников, расположившихся в лесах. Благодаря его храбрости люди были освобождены от бесконечных грабежей и нападений. Кроме того, была расчищена дорога на Киев.

Также добры молодцы славятся своей преданностью не только стране и народу, но и своей собственной семье: жене, детям, родителям.

Задание 4

В русских народных сказках и былинах слово добрый часто становится эпитетом: добрый конь, люди добрые, добрый товар, доброе место, доброе дело. Вспомни сказки и былины, в которых встречались эти словосочетания.


Ответ:

Добрый конь – былины о «Трёх богатырях».

Люди добрые – «Еруслан Лазаревич».

Добрый товар – былина «Садко».

Доброе место – «Сорока».

Доброе дело – «Пятеро Добрых Друзей».

Задание 5

Составь предложения с сочетаниями слов.


Ответ:

Добрый конь – верный товарищ в бою.

Добрый молодец всегда готов прийти на помощь.

Доброе слово может от любой беды спасти.

На человека с доброй улыбкой всегда приятно смотреть.

Не посрами свое доброе имя.

С добрым утром, любимая мама.

Нужно пожелать туристам доброго пути.

  • Добрые и злые поступки героев из сказок
  • Добрые и злые поступки в сказке о мертвой царевне и семи богатырях
  • Добрые и злые персонажи сказок 4 класс
  • Добрые и злые персонажи в сказке о мертвой царевне и семи богатырях
  • Добрые и злые герои сказок список