Добрые силы и злые силы в сказке о мертвой царевне и семи богатырях

­Пример сочинения 1

Как известно, сказки любят за то, что в них добро всегда побеждает зло. Эта тема является главной и в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» великого русского поэта А. Пушкина.

Олицетворением зла в этом произведении предстает мачеха, которая специально делала много зла юной царевне. Она все время пыталась уничтожить бедную девушку. Чего мачеха только не придумывала: и в лес отправила, чтобы ее волки съели, и яблоко дала отравленное.

Но злая ведьма не учла того, что любовь королевича Елисея оказалась сильнее любых злых чар. Кроме того, королевич оставался верным царевне, а любовь и верность — это очень мощная сила, которую разрушить не под силу злым чарам.

Человеческая доброта семи богатырях, их порядочность в отношении к царевне, любовь, для которой нет преград, — это та мощная сила, которая способна победить зло. И это не сказочные чудеса, а реальность, в которую верит каждый читатель.

Так литературная сказка воплощает вековую мечту народа о том, что правда и добро всегда побеждают зло. И человечество испокон веков верит в добрую силу, а сказки это наши древние друзья, которые учат добру.


Пример сочинения 2

Победа добра над злом в сказке А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Добро
и зло являются главным моральным понятием в жизни. Добром считают
нравственную ценность, которую относят к образцу человеческих отношений и
поступков. Противоположностью добра считается зло, которое нужно
исправить или вообще удалить. Зло нельзя причинять или вообще допускать –
вот главная задача морального поведения человека.

Русские
народные сказки дают возможность, лучше, узнать о сложном мире, находясь
еще маленьким ребенком. А для подрастающего поколения граница между
добром и злом должна быть четкой и ясной. Именно так дети смогут
разглядеть, что плохо, а что хорошо.

В народных сказках зло и
добро всегда выглядят ярко, их очень хорошо заметно. При этом все плохие
и злые персонажи никогда не могут исправиться, они просто-напросто
оказываются побежденными и униженными, то есть – ни с чем. Тот, кто
несет с собой зло, в конце концов, обязательно будет наказан. А добро,
наоборот, будет хорошо вознаграждено и получит все, а может даже и
больше

В течение своей жизни А. С. Пушкин написал много сказок.
Вот уже двести лет они волнуют нас красотой поэтического языка,
утверждением в них добра, правды, справедливости, истинной красоты и
человечности.

В «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»
поэт просто и трогательно рассказывает историю царевны и ее мачехи —
царицы.

Хотя героиня сказки не простая девушка, а царская дочь, ей тоже
пришлось перенести много горя, как и всем героиням народных сказок,
которые остались без матери.

Новая жена царя была «высока,
стройна, бела, … но зато горда, ломлива, своенравна и ревнива».
Особенно гордилась мачеха своей красотой. Когда царевна подросла, она
затмила мачеху. Царевна была не только хороша собой внешне, «белолица,
черноброва», но и в отличие от царицы очень добра. «Черной зависти
полна», царица решила сжить со света свою юную соперницу. Она приказала
служанке «весть царевну в глушь лесную и, связав ее, живую под сосной
оставить там на съедение волкам». Но служанка пожалела девушку. А семь
богатырей приютили ее у себя, пока мачеха не дозналась от говорящего
зеркальца о том, что царевна жива. В ней было столько злобы и зависти,
что она не поленилась сама пойти в лес и отравить свою падчерицу.  

Но
Пушкин не дает восторжествовать злобе и несправедливости. На поиски
царевны отправляется ее жених, королевич Елисей. Много пришлось
постранствовать королевичу по свету, пока Ветер не помог ему отыскать
пещеру, где в хрустальном гробу спала вечным сном царевна. Любовь и
преданность Елисея оказались сильнее смерти: гроб разбился, и царевна
ожила.А царица умерла от тоски и злости.

В своей сказке Пушкин не
только порадовал читателя верой в силу добра и справедливости, но и
заслуженно наказал злую мачеху, чтоб она уже никогда не смогла помешать
счастью царевны и королевича Елисея.


Пример сочинения 3

Однажды Александр Сергеевич Пушкин восклик­нул: «Что за прелесть русские сказки! Каждая есть поэма». Он с детства полюбил их. Множество старинных сказоч­ных сюжетов рассказала ему любимая няня Арина Роди­оновна. Наверно, одним из них был тот, который поэт ис­пользовал в «Сказке о мёртвой царевне и семи богаты­рях». И у него действительно получилась прекрасная поэма!

 ]В этой сказке, как во множестве других, происходит борьба сил добра и зла. Добрых героев в сказке немало. Это и сама царевна, и семеро богатырей, и королевич Елисей. И даже собачка, которая пыталась спасти царев­ну от отравленного яблока.

 А зло воплощено в образе жестокой и завистливой царицы, ставшей мачехой главной героини. Ей захоте­лось остаться единственной красавицей на свете. Чёрная зависть грызла её оттого, что зеркальце не соглашалось признать её первенство, пока царевна была жива. И я ду­маю, что зависть является причиной многих преступле­ний в жизни. Мачеха добилась своей цели путём пре­ступления.

 Но любящая душа королевича Елисея сумела побо­роть зло. Он не захотел смириться с потерей любимой, решил отыскать её во что бы то ни стало. Он ездил по све­ту, обращался за помощью к солнцу, к месяцу. Но только ветер, который «всюду веет на просторе», помог короле­вичу в его поисках. И оказалось, что царевна не умерла, а только заснула долгим сном. А может быть, сила любви жениха воскресила царевну. Точно мы этого не знаем. Да это и не так важно. Таким концом своей сказки А. С. Пуш­кин показывает, что в итоге добро всегда побеждает, а любовь сильнее самой смерти.

Добрые
и злые силы
 в «Сказке о мёртвой царевне»
А.С.Пушкина

Цель урока –
раскрыть смысл борьбы добра и зла в сказке.

Для достижения
цели урока  выполняются  следующие учебно-воспитательные задачи:

обучающая: раскрыть
особенности приёма противопоставления, дать представление о добре и зле на
примере сказки А.С. Пушкина;

развивающая:
продолжить развитие умения лаконично формулировать и высказывать свои мысли,
умения сравнивать и сопоставлять, делать выводы;

воспитательная:
продолжить формировать доброжелательное отношение к окружающим, способствовать
формированию у учащихся навыков взаимодействия друг с другом.

Урок проводился в
5 классе, характеризующемся высокой активностью, работоспособностью, достаточно
развитой техникой чтения, проявляющем интерес к предмету.

 Эпиграф 
к уроку
:    … Сказка ложь, да в ней намек!

                                    Добрым молодцам урок.
(А.С. Пушкин)

Оформление
доски:

1.      Проблемный
вопрос
:

 Что
нужно сделать, чтобы победило добро? Как Пушкин отвечает на этот вопрос?

2.      Эпиграф  :    Сказка ложь, да в ней намек!

                                    Добрым молодцам урок.

                                                                                         
 
(А.С. Пушкин)

3.     
Оргмомент.

I.                  
Мотивация

В
нашей жизни встречаются добрые и злые люди, но мы с вами знаем, что добро
всегда побеждает зло, поэтому мы должны быть добрыми, совершать добрые дела,
помогать младшим, уважать старших. И этому нас учит литература.

II.               
Проверка домашнего задания.

Вам
нужно было заполнить таблицу.

Заполняем таблицу
выписывая ключевые слова из описания Царицы и Царевны)

Царица

Царевна

Внешность

 Высока,
стройна, бела

Белолица,
черноброва, красавица

Поведение,
характер

Горда///////ломлива
своенравна, ревнива, злая

Нрава
кроткого такого, душа,  милая, приветливая

Цвет

Черный

Белый,
красный

Другие
качества

И
умом, и всем взяла, Черной завести полна, бездельница

Невеста
молодая, царевна молодая, трудолюбивая

Отношение
автора

Баба
гневная, царица злая, злая мачеха

моя
душа, царевна молодая, милая девица

III.
Актуализация знаний

— Мы продолжаем работу над «Сказкой о мёртвой
царевне и семи богатырях» .  Вы уже успели понять, ребята, что Пушкин  велик.
Он является нашим классиком, т.е. человеком, который  смог увидеть и донести до
нас такое, что,  оказывается,  может быть и в нашей с вами жизни. У нас другая
одежда, другие прически, другой уровень жизни по сравнению с тем, что было 200
лет назад,  но Александр Сергеевич сумел увидеть через время очень много важных
и главных вопросов, которые трогают и нас с вами.

II
Подведение к теме урока

На сегодняшнем уроке мы рассматриваем один
из таких вечных вопросов бытия, жизни. Ребята, на доске карточки, 
расположенные вразнобой. Распределите их по двум группам: положительные и
отрицательные качества человека. (Один из обучающихся выполняет эту работу)

На доске появляется ряд:

Положительные
качества
:    

 Доброта
, любовь, отзывчивость,

 верность,
кротость

Отрицательные
качества
:    

Зависть,
злоба, ревность,   эгоизм, предательство

— Что причиняют
людям те, кто обладает положительными качествами? А отрицательными?

 (Возможные
ответы:

1)добро, радость,
удовольствие, счастье, тепло, любовь   

2) боль,
страдание, досада, обиду, несчастье

— О чем мы  будем сегодня говорить?
добре и зле)

Они дружат? (Нет, конфликтуют)

— Попытайтесь сформулировать тему урока.

 Тема  демонстрируется на слайде  (Дети
делают запись в тетрадях)

III.            
Беседа, подводящая к проблемному вопросу 
и к определению целей урока.

         
Рамиль, прочти, пожалуйста, эпиграф к
сегодняшнему уроку.

         
«Добрые молодцы»  в данном случае – это
кто? (Мы,  ученики).

         
А нам, взрослым, уроки не нужны? (Люди
учатся всю свою жизнь
)  

— Ребята, Пушкина 
мы потому и называем великим, что он взял великую, вечную тему. Почему эта тема
вечная? (Она существовала всегда. Она присутствовала до Пушкина и существует
до сих пор, в нашей жизни)

 А ведь сюжет
сказки нам тоже знаком. Где еще присутствовал данный сюжет , где злые люди
покушались на красоту? (Шарль Перро. «Спящая красавица». В.А. Жуковский . «
Спящая красавица»).

— Это свидетельство
того, что тема имеет действительно вневременное,  всеобщее и жизнеполагающее 
звучание. Это один из важнейших вопросов и для Пушкина, и для всего
человечества, и для нас с вами.

— Что вы можете
сказать о заглавии пушкинской сказки?(«Сказка о мертвой царевне»)

_ Кто жестче? (Пушкин.
У него царевна мертвая. Убили красоту. Чтобы её оживить,  нужно совершить
подвиг?)

_Почему данный
сюжет привлекал великих творцов?(Красота – это все, что есть хорошего в
нашей жизни. Когда есть ум, красота, чистая душа, естественность – это вызывает
у злых людей зависть, злобу, желание уничтожить эту красоту )

—  А почему
все-таки злые люди хотят уничтожить красоту?  (Она мешает им, на фоне
красоты и доброты четче выделяются их собственные недостатки)

— Какие вопросы
могут у нас сегодня возникнуть?

 Возможные
варианты, предложенные детьми:

1. Кто в сказке
совершает добрые, а кто злые поступки?

2. А легко ли
распознать добро и зло?

3. Легко ли и
всегда ли побеждает добро?

Итак, на какой вопрос мы должны ответить в
конце урока?

Что нужно сделать, чтобы победило
добро? Как Пушкин отвечает на этот вопрос?

— А мы с Пушкиным? (Да)

— Важно ли это сегодня? (Очень)

Чтобы ответить на проблемный вопрос,
мы должны вместе поработать и достичь определенных целей.

1.                 
обучающая: мы
должны увидеть ЗЛО в сказке А.С. Пушкина и научиться приемам сопоставления
образов, олицетворяющих добро и зло.

2.                 
развивающая: продолжить
развитие умения кратко и красиво формулировать и высказывать свои мысли, умения
сравнивать и сопоставлять, делать выводы; продолжать развивать свою речь,
чувства. А для этого слушать выразительную речь и самим учиться говорить
выразительно.

3.                 
воспитательная: мы
должны научиться видеть и побеждать добро

В конце урока вы сами сделаете  выводы.

— А что нам
необходимо в первую очередь сделать, чтобы найти ответы на эти вопросы?

(Обратиться к
тексту сказки, сделать наблюдения по тексту).

IV.            
Деятельность обучающихся по освоению  новых
первичных знаний и выработке новых умений

1.      Инсценированное
чтение фрагментов текста

— Пушкин – это
великое искусство. Его язык и образы  — это великая музыка русского языка.

2. Работа в группах по
добыванию знаний.
Сейчас
поработаем в группах.. Каждая группа составляет со словами, которые вы видите
на слайдах, предложения, характеризующие сцену, которую вы сейчас наблюдали.
Критерии оценок вы знаете: логичность размышлений, аргументация выводов,
правильная речь.  Разрешается добавлять другие слова и менять форму слова.

На слайде слова,
распределенные по частям речи:

1) царица-мачеха,
 убийство, зло, зависть,  злоба,  гнев,  подтверждение,
 самоутверждение,  кривляние,  доброта;

 3)
красива,  тщеславна,  лишён (а),  доверчива,  отвратителен (а),  коварна, 
обречено;

 4) несправедливо, жестоко, эгоистично;

5) иметь
право,  
не уверена в себе,  красота души,  красота  внутренняя,  нуждается в защите,  внутренняя несостоятельность и
обречённость зла, автор показывает.

— Какие слова непонятны? (самоутверждение,  
кривляние,  подтверждение)

Словарная работа:

 Самоутверждение
это утверждение себя, своей личности, своего значения,
ценности.

Подтверждение  это чья-либо окончательная уверенность в истинности, правдивости чего-либо,
отсутствие сомнений в чём-либо.

Предложения
запишите в тетрадь.( Ребята составляют предложения).

Возможные ответы:

Царица тщеславна,
она считает себя самой красивой и постоянно  хочет слышать подтверждение этому.
Однако при всей своей красоте она не уверена в себе. Зеркальце необходимо ей
для самоутверждения. Рассказывая о доброте и кротости юной царевны, автор
подчёркивает, что красота души важнее всего.
   Изображая кривляние царицы-мачехи, её гнев, зависть и злобу, Пушкин
показывает, как отвратителен может быть внешне красивый человек, если лишён
красоты внутренней.
   Доброта доверчива, она нуждается в защите, потому что зло жестоко и коварно,
но изначально обречено.
    Таким образом, автор показывает внутреннюю несостоятельность и обречённость
зла.

— А теперь
взгляните на слайд. Если ваши мысли логически совпадали с предложениями данного
текста, то вы дали правильные ответы. Читай,  Руслан.

Вывод:
Нет сомнения в том, что царица злая.

3.Работа
со словом-концептом.

·        
Выделите
корень в слове ломлива

·        
Запишите
однокоренные слова

·        
Случайно
ли автор употребил именно это слово для характеристики царицы? Что, по-вашему,
он хотел подчеркнуть?

·        
Работа
с разными лингвистическими словарями (выдаются): толковые словари Даля и
Ожегова, фразеологический словарь (работа в парах, выписки)

·        
Какие
мысли появились после словарной работы? Узнали ли вы что-то новое?

·        
Стало
ли для вас это слово-характеристика более объемным с точки зрения оттенков
смысла?

Слово
ломлива объясняется как «упряма», «капризна». Однако у Ожегова для слова
ломаться есть и другое объяснение – «кривляться», а у Даля – и
«кривляться», и «корчиться», и «коверкаться». Найдите подтверждение в тексте
(дети зачитывают, что говорила царица, смотрясь в волшебное зеркало).

Какие
еще свойства слова ломлива имел в виду Пушкин? Дело здесь не только в
«кривлянии», смысл гораздо глубже: душа царицы «искривлена», «сломана»,
«исковеркана» – ею владеют зависть, ненависть, злоба. Поэтому и сотворить
ничего хорошего такой человек не может – а наоборот, коверкает судьбы ни в чем
не повинных людей.

4. Предварительные выводы и их
обобщение

Еще кто противопоставлен злой царице?
Обратили внимание?  (первая царица) Опишите её. (Ждет  «с поля глаз
не сводит» , родила дочь, любит
«день
и ночь так долго жданный»,  «восхищенья не снесла /И к обедне умерла»).

Вторая царица: Не любит
мужа, ревнует , сварливая, капризная, бездельница

Вывод:  несчастливый
муж

_- Он за что-то наказан? Он
злой? (Нет, это нейтральный персонаж, а хотя

Долго
царь был неутешен,
Но как быть? и он был грешен;
Год прошел, как сон пустой,
Царь женился на другой. )


Пушкин осуждает его? (Нет, скорее всего, он его понимает)

— Кого
ещё отнесем к нейтральным? (зеркало, Чернавка (делает черную работу)

 – Что вы скажете
о Чернавке? Ведь именно она отвела Царевну в лес (но у нее доброе сердце, и,
не осмелившись ослушаться госпожу, она отводит Царевну в лес, но там, желая ей
добра и надеясь на лучшее, отпускает).

Поработаем
в рабочих тетрадях. Распределим персонажей в 2 колонки, злые и добрые . Работаем
в темпе
.

Вы забыли ещё один персонаж. На
чьей стороне Соколко? Почему?
(Соколко
пытается помочь Царевне, он даже съедает отравленное яблоко, чтобы объяснить
богатырям, что произошло с Царевной
).


Каких персонажей больше? Добрых или злых? Кто добрые? (царевна, королевич
Елисей, месяц, ветер, семь богатырей)

Злые?(царевна, королевич Елисей, Соколко, ветер, месяц)

— Что мы можем сказать об этих образах? По какому
принципу они существуют в произведении (по принципу контраста,
противопоставления, антитезы).

На
каких уровнях проявляется эта антитеза (на уровне цвета, света, речи,
поступков и др.)

Запись
в тетрадях

Физкультминутка

На тему добра и зла пишут
музыку и композиторы.  Сделаем физкультминутку под музыку П.И. Чайковского.
Звучит вальс из балета «Спящая красавица».

V.               
Первичная проверка уровня освоенности
новых знаний и сформированности умений, их практическое применение

-Получается, ребята, что
Зло победило. Царица торжествует, устранив соперницу. Так ли это? (Нет!
Царевич Елисей, обратившись к помощи Солнца, месяца, ветра спасает свою невесту).

Вывод:

-В сказках у добра
всегда много помощников, а зло – одиноко.

В “Сказке о
мертвой царевне и о семи богатырях” мы видим, что даже явления природы помогают
Елисею найти невесту.

Что
же происходит со злой царицей-мачехой?
Найдите
строки, в которых говорится о последних минутах ее жизни.


Пять
раз в сказке царица названа злой. И она, действительно, причиняет зло тем, кто
рядом с ней. Но справедливость восстановлена. Добро торжествует
.

Что вы можете
сказать о сказке Пушкина. Сравните со сказкой «Спящая царевна Жуковского. (Народный
язык, царевна мертвая, у Жуковского красавицу только усыпили, а здесь она
мертвая. Пушкин более реалистичен. У него зло слишком конкретное, непоправимое
народная речь).

Что нужно сделать, чтобы победить такое
зло? (Бороться, совершить подвиг, стараться, предпринимать конкретные
действия)

Вывод В
произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра
со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на
добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла.
Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И
тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.

VI.
Рефлексия

1.      Ответ
на проблемный вопрос

— А теперь, ребята, мы
подошли к самой ответственной части нашего урока. Вспомните проблемный вопрос,
который звучал в начале урока

Что
нужно сделать, чтобы победило добро? Как Пушкин отвечает на этот вопрос?

Сначала послушаем
ваши рассуждения

— Зло иногда
бывает в красивой оболочке. Вспомните наливное яблоко, символ зла. В жизни тоже
есть много примеров красивого зла.

— В одном человеке
или образе могут уживаться и добро, и зло (Чернавка, зеркало)

— Нужно стремиться
творить добро. Этим мы спасаем многие жизни

— Чтоб добро
победило, нужно действовать,   даже совершать подвиг (Россия против ИГИЛ).

 Итак, что же нужно сделать, чтобы
победило добро?

— Надо
научиться распознавать добро в нашей жизни

— Нужно
творить добро

— Нужно
действовать, иногда даже совершать подвиг

1.      Проверка
освоения знаний

Мир будет добрее, если….

Мы будем счастливее,
если…

Россия будет успешной
страной и мы будем счастливы, если…

Почему должно
победить добро?  Это вопрос сохранения жизни человечества и каждого отдельного
человека.  

ВЫВОД:
Если б победили отравители, то мир бы стал черным и для них тоже.  Мир без
красоты,  доброты  и мужества станет мерзким болотом. Прежде всего,  для самих
отравителей.

— Аргументируйте данный вывод. (Человек,
погубивший другого,  не сможет быть счастливым)

2. Проставление оценок

VII. Домашнее задание (по выбору):

1.       Найти
и выписать
по 5 пословиц,
какие, по-вашему мнению, могут быть отнесены к царице-мачехе,
 к царевне?

2.      Запишите
ответ
на вопрос  «Чему научила вас сказка А. С.
Пушкина, и считаете ли вы себя добрыми?»


3

Как Пушкин выражает добро и зло в сказке «о мертвой царевне»?

Как А.С. Пушкин выражает добро и зло в сказке «о мертвой царевне и семи богатырях»?

10 ответов:



3



0

Всем известная сказка А.С. Пушкина «о мёртвой царевне и о семи богатырях» рассказываем читателю о вражде царевны и царицы. Как и повелось во всех сказках — добро побеждает зло. Царица здесь является олицетворением зла, а царевна, соответственно-добра­<wbr />.

Пушкин описывает Царевну как очень добрую, тихую, скромную, услужливую и трудолюбивую девушку.

Мачеха же выступает в сказке злой, завистливой, жадной и она мечтает избавиться от царевны. Царица пыталась это осуществить дважды, и казалось, во второй раз зло восторжествовало. Но на самом деле все сложилось иначе. Сказка очень поучительная и мудрая.



2



0

В сказке Пушкина «О мертвой царевне» добро и зло четко разделено, как впрочем в любой его сказке. Да и вообще для сказок характерно отсутствие полутонов. Зло всегда страшно и уродливо, добро прекрасно и чисто.

Добро в этой сказке представлено сразу несколькими запоминающимися образами. Это сама молодая царевна, сама кротость и невинность, которая оказалась слишком красивой и потому вызвала зависть мачехи.

Это богатыри, которые ведут себя как настоящие джентльмены, они обращаются с царевной как с младшей сестрой, любят ее и уважают.

Это королевич Елисей, который стремиться во чтобы то ни стало найти любимую и даже обращается за советом к силам природы.

Ну а зло — это царица. Она красива, но душа ее безобразна. Надменна и чванлива, как пишет сам автор. Зависть, которая ее обуревает, заставляет царицу решиться на преступление, причем не испытывая ни малейших сомнений и угрызений совести. Это самое черное сердце и самое черное зло в сказке.



2



0

Царевна — это олицетворение доброты, девушка поплатилась за что была слишком красива и юна, злая мачеха не смогла стерпеть, что ни она теперь самая красивая в мире, а ее падчерица, поэтому и подослала Чернавку отравить ее яблоком.

Елисей — тоже пример добра, добрый молодец ищет свою царевну, он просит помочь ему и ветер и солнце и месяц.

Богатыри — тоже добрые, они поддерживают царевну в трудную минуту, всячески ее оберегают и уважают.

Зло же Пушкин выразил в образе мачехи, которая от зависти и злобы решила во что бы не стало избавиться от своей красивой падчерицы. Мачеха надменна, своенравна, безжалостная.



2



0

Добром и злом в данном произведении Пушкина являются его главные герои. Царица до такой степени любила себя и восхищалась своей красотой, что готова была даже убить ту, которую волшебное зеркало признало ещё краше и милей. Тут чистой воды и ненависть и злость и коварство. Царевна наоборот была настолько милой и наивной что и подумать не могла о том что Чёрнавка заведёт её в лесную чащу или о том что безобидная с виду женщина угостит её отравленным яблоком. В данном случае царевна конечно же олицетворяет добро. Этим же качеством обладают и некоторые другие персонажи, например богатыри, которые очень заботились о своей гостье.



2



0

В этой сказке Пушкин словно противопоставляет между собой добро и зло. По началу между ними идет жесточайшая борьба, но в конце концов добро побеждает. Добрых персонажей здесь больше чем злых. Если возьмем главных героев, то это царевна и ее жених Елисей. Девушка была мягкой по характеру, послушной, доброй, не завистливой. В противовес ей — мачеха (злая колдунья), которая на протяжении всей сказки показывает свой характер: гордыню, зависть, злость, надменность. Она хоть и пыталась свою падчерицу со свету сжить, но не вышло у нее ничего. Царевич Елисей очень долго ищет свою любимую, обращается за помощью к стихиям и природе, и в конце концов находит царевну и будит ее ото сна поцелуем. В итоге, как и во всех сказках добро побеждает зло.



2



0

Сказка Александра Сергеевича Пушкина о мертвой царевне («О мертвой царевне и семи богатырях») любима мною с детства.

В этой сказке есть несомненное противостояние между добром и злом.

Воплощением зла стала Царица.

Она не смогла стерпеть тот факт, что подросшая падчерица затмила ее и молодостью, и красотой, да и добрым нравом тоже.

Царица не только завистлива, но и коварна, она способна на запланированные действия, которые должны привести к гибели царевны.

Царевна же в этой сказке — воплощенное добро. Она не кичлива, добра, не желает никому зла, да и с Царицей в соперничество вступать не собиралась.

Также добрые персонажи в этой сказке — жених царевны Елисей и семь богатырей.



1



0

В сказке «О мертвой царевне» Пушкин ярко представил добро и зло в лице главных героинь произведения.

Олицетворением зла в сказке является Царица. Она прекрасна внешне, но имеет черную душу. Она завистливая, зла и коварна, из-за своей зависти к красоте своей падчерецы она готова на самый страшный поступок. Этот персонаж является негативным, плохим персонажем, который и является злом в сказке.

Добро в сказке олицетворяет молодая царевна. Она красива, добра, нежна и покладиста. Её любят все вокруг за её чистое сердце.

На стороне добра в сказке так же богатыри и царевич Елисей, который своей искренней любовью смог спасти царевну.



1



0

Сказка Александра Сергеевича Пушкина «О мёртвой царевне и семи богатырях» знакома всем ещё с детства. Эта сказка как никакая другая рассказывает читателям о добре и зле, показывая все на примерах.

Царевна (падчерица царицы) — положительный персонаж, олицетворяющий доброту, искренность и нежность. Её красота и невинность располагает и привлекает к себе.

Царица — отрицательный персонаж. Она красива и умна, но при этом очень завистливая и злая. Она не может смириться с тем, что у неё такая прекрасная падчерица и что её любят гораздо больше чем царицу.

Царица боится, что молодая царевна займёт её место. В душе царицы живёт злоба и ненависть в беззащитной девушке.



0



0

В этой сказке А.С. Пушкин очень отчётливо выражает и добро, и зло.

В сказке о мертвой царевне и семи богатырях, идёт противопоставление зависти и злобе царицы, это молодость и наивность, и душевная доброта ее падчерицы.

Смарт окружающие противопоставляют дружбу и любовь, и ещё верность конечно же.

Любовь же сильнее страха смерти.

Поэтому добро и зло выражено и в умении прощать, и в поступках человека, в умении поддержать.



0



0

Сказка А.Пушкина о мертвой царевне вообще полностью состоит из выражения добра и зла, это заметно невооруженным глазом. Падчерица (царевна) это положительный герой произведения, она притягивает к себе добротой и искренностью.

А вот Царица (мачеха) — злой и отрицательный герой, ею движет злоба и невероятная зависть. Ради того чтобы падчерица не заменила, она идет на плохие действия. Детям с первого прочтения станет ясно, кто из них добрый, а кто злой герой. Поучительная и интересная сказка, на мой взгляд.

Читайте также

Момент в «Руслане и Людмиле», когда Рогдай догоняет Руслана и в знак серьезности своих намерений посылает стрелу в соперника является кульминационным — сейчас должна начаться кровавая схватка и победить в ней должен только один. Именно в этот момент Пушкин вдруг покидает своих героев и показывает нам Людмилу, которая находится в плену карлика-волшебника. Мне кажется делается это по двум причинам. Прежде всего чтобы заставить читателя дольше переживать за исход поединка Руслана и Рогдая, растягивая паузой кульминацию сюжета. Второй момент, это логичное отражение поисков Руслана, которые привели его к поединку, в сопротивлении Людмилы потугам Черномора, соблазнить его чудесами. Это сопротивление также логично подошло к своей кульминации, когда Людмила бьет Черномора. Таким образом, получают развязку два кульминационных момента одновременно, что конечно придает рассказу большую стройность и привлекательность.

Безусловно гением перевода Александр Сергеевич Пушкин мог назвать только того величайшего переводчика, который перевел для нас со старославянского языка «Слово о полку Игореве», а так же сделал много переводов с латинского языка, а так же с французского и немецкого.

Так же вообще не стоит забывать, что этот человек считается родоначальником вообще всей школы русского перевода. Это безусловно Жуковский Василий Андреевич.

Пущин же Иван Иванович славен другой деятельностью, связанной с тайным обществом декабристов. Имел военную карьеру и карьеру заговорщика, был судим, приговорен к каторге. И переводов после себя никаких не оставил.

Портрет Жуковского кисти Ореста Кипренского прилагается.

Реальные люди, современники А.С. Пушкина, появляются уже в первой главе романа «Евгений Онегин». Это прежде всего театр. Пушкин упоминает и трагическую актрису Семенову, и балерину Истомину, и драматургов Шаховского и Катенина, и балетмейстера Дидло.

Когда Татьяну Ларину привозят на ярмарку невест в Москву, ее окружают москвичи. В частности, Вяземский, друг Пушкина, подсел к ней на одном из вечеров. В путешествии Онегина появляется Мицкевич.

В романе присутствуют и скрытые современники, которые не называются по имени. Например, отдельные строчки посвящены Марии Николаевне Раевской-Волконской:

rz7bWrLUnFAsJLKGzHwWYEucFWGPQc9I.png

И подобных примеров в «Онегине» несколько.

По моему мнению,самая короткая сказка из всех сказок Александра Сергеевича Пушкина это «Сказка о попе и его работнике Балде».

Сказка повествует нам о том,как поп искал себе работника на все руки,а денег хотел платить за эту работу по меньше.В итоге поп попал в ловушку к хитроумному Балде и вскоре пожалел о своей жадности,ведь казавшийся простачком Балда на деле оказался вовсе не так и прост!

Я думаю, что Александр Сергеевич Пушкин воплотил свой идеал в Татьяне Лариной. Она полюбила и не побоялась в этом признаться в те времена, когда это было совсем не принято. А потом, любя Евгения, сохранила верность мужу, которого только уважала. Для нашего времени это не тот идеал, конечно, но ведь то была другая эпоха и другие принципы.


1


Борьба добрых и злых сил в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина


2


А.С. Пушкин Арина Родионовна, няня Пушкина А.С.


3


Проблемный вопрос Как автору удается показать борьбу добрых и злых сил в сказке?


4


Добрые силы Злые силы 1. ? 2. ? 3. ? 4. ? 5. ? Как А.С.Пушкину удается показать борьбу добрых и злых сил в сказке?


5


Борьба добрых и злых сил в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина Добрые силы Злые силы 1. Герои царевна Царица 2. Качества 3. Поступки 4. Речь 5. Отношение автора


6


Борьба добрых и злых сил в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина Добрые силы Злые силы 1. Герои царевна Царица, черница (?) 2. Качества«Нраву кроткого такого». Скромная, трудолюбивая, верная… «Горда, ломлива, своенравна и ревнива». Капризная, эгоистичная, властная, завистливая, жестокая… 3. Поступки Никого ни в чем не винит, не желает зла Отправляет чернавку отвести царевну в лес «на съедение волкам», отправляет черницу с отравленным яблоком к царевне. 4. Речь«Всех я вас люблю сердечно»«Ах ты мерзкое стекло!» «Как ты смела! Обмануть меня? И в чем!» 5. Отношение автора«Милая девица», «моя душа» «баба гневная», «Царица злая», «старуха», «злая мачеха»


7


Добрые силы 1. Герой 2. Качества 3. Поступки 4. Речь 5. Отношение автора


8


Добрые силы 1. Герой 7 богатырей 2. Качества Доброта, гостеприимство, умение любить, защищают Родину, дружные, довольствуются малым 3. Поступки Приняли царевну в свой дом, приняли отказ в просьбе быть чьей- нибудь женой, приковали гроб хрустальный в пещере 4. Речь Старший молвил: «Что за диво!», «Спрос не грех. Прости ты нас» 5. Отношение автора «семь богатырей», «братья дружною толпой» Художник – Билибин И.Я.


9


Дружно встали – раз, два, три. Мы теперь богатыри. Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим, Поворачиваясь вправо Оглядимся величаво. И налево надо тоже Поглядеть из–под ладошек. И направо, и ещё Через левое плечо. Буквой Л расставим ноги, Точно в танце – руки в боки. Наклонились влево, вправо, Получается на славу! Художник А.М. Куркин


10


Добрые силы 1. Герой Соколко 2. Качества Верность, самоотверженность, жертвенность 3. Поступки Пытался не пустить черницу, не дать царевне съесть яблоко, сам съел отравленное яблоко, когда пришли богатыри 4. Речь — 5. Отношение автора положительное Художник – Билибин И.Я.


11


Добрые силы 1. Герой Королевич Елисей 2. Качества Любовь, верность, преданность, целеустремленность 3. Поступки Ищет свою невесту, готов пойти на край света, не отчаивается, нашел царевну 4. Речь 5. Отношение автора«к красну солнцу наконец обратился молодец» Художник – Билибин И.Я.


12


Как А.С.Пушкин показывает борьбу добрых и злых сил в сказке? Добрые силы Злые силы 1. Герои первая царица, царевна, Соколко, 7 богатырей, Елисей, Солнце, Месяц, Ветер, … Царица, черница 2. Качества 3. Поступки 4. Речь 5. Отношение автора


13


АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ 1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании? Какая была цель, что нужно было получить в результате? 2 шаг. Удалось получить результат? 3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)? 4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)? Какую оценку ты себе ставишь?


14


Буквица


15


План-конспект урока

Урок литературы в 5 классе

Базовый учебник: Коровина В.Я. и др. Литература.5 класс: В 2ч. — М.: Просвещение, 2021г

Тема урока: «А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».Добро и зло в нашей жизни и сказке»

Урок – исследование

Цели урока.

  1. Содержательная. Рассмотреть образы героев сказки в их сопоставлении.
  2. Деятельностная.  Помочь учащимся научиться анализировать текст сказки.
  3.   Развивать навыки монологической, диалогической речи и выразительного чтения.
  4. Формировать умения сравнивать, обобщать. Формировать прочную нравственную позицию, положительные ориентации на распознавание истинной красоты.

Планируемые результаты.

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям.

Метапредметные УУД.

Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно)  необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных задач.

Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания,, осуществлять сотрудничество с одноклассниками

Ход урока

I. Актуализация прошлых знаний.

 Вступительное слово учителя.

Учитель рассказывает притчу:  

— Когда-то давным-давно жил Человек на свете и не знал, что существует на земле Добро и Зло. Отправился человек в дорогу, встретилась ему на пути гора. На вершине горы стояли  два сосуда. Один  сосуд был наполнен Добром, другой – Злом. Заинтересовало Человека содержимое сосудов, решил он заглянуть  вовнутрь и узнать, что же такое  Добро и Зло. Разбил он кувшины, перемешалось всё их содержимое.  Наполнило содержимое кувшинов душу человека. Живёт человек и не знает,  так что же такое добро и зло, чего в его душе больше.

— Ежедневно мы сталкиваемся с вами с добром и злом. Сегодня на уроке мы постараемся разобраться в этих человеческих качествах. А помогут нам в этом сказки А.С.Пушкина. Именно сказка может предостеречь нас от неверных шагов, рассказать о том, как жить в мире и добре.

Запишем тему урока в тетради: «Добро и зло в сказке и  нашей жизни».  СЛАЙД 2

 — Давайте вспомним, что мы знаем об А.С.Пушкине.

(Примерные ответы уч-ся)

Ученик:

       Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве в 1799 году. Пушкин рос в семье, где очень любили литературу, особенно  поэзию. И отец, и дядя мальчика сочиняли стихи. Страсть к поэзии у Пушкина проявилась очень рано. Уже в семь лет он сочинял на французском языке маленькие комедии и разыгрывал их перед своей сестренкой Оленькой. К одиннадцати годам он перечитал всю библиотеку отца. Учился Пушкин в Царскосельском лицее. Лицеистов учили прекрасные преподаватели. Рядом, во дворце, жил царь Александр I. Дворец и лицей окружал прекрасный парк. Пушкин любил гулять там с друзьями. Лицейской дружбе поэт остался верен всю жизнь. После окончания лицея Пушкин стал известен своими вольнолюбивыми стихами. За это он был отправлен сначала в южную ссылку, а затем в собственное имение Михайловское. После ссылки он женился на Наталье Николаевне Гончаровой, жил в Москве и в Петербурге. Пушкин погиб на дуэли, когда ему было 37 лет.

Ученик:

         В жизни маленького Пушкина  большую роль сыграли  бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна, которые вносили в жизнь мальчика женственную ласку, баловали его, дарили ему тепло и любовь .Бабушка ему много читала книг, прививала любовь к прекрасному, няня любила маленького Пушкина как родного, осталась с ним до последних своих дней. Часто долгими вечерами нянюшка рассказывала удивительные сказки о красавицах и добрых молодцах, о чудищах и богатырях…

Учитель:

Пушкин-лицеист в стихотворении «Сон» с благодарностью описал заботливых женщин.

Но детских лет люблю воспоминанье.
Ах! Умолчу ль о мамушке моей, 
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
Она, духов моментом уклоня,
С усердием перекрестит меня
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы…

Ученик

         Когда много лет спустя Пушкин повзрослеет, то  будет по вечерам перед сном, рассказывать собственным детям сказки и вспоминать ласковое лицо своей  старой няни. Арина Родионовна была не только ласковая няня, но и удивительная сказочница.

       Пушкин запомнил сюжеты её сказок и,  став поэтом, использовал их для своих сказок.

Учитель:

— Александр Сергеевич Пушкин написал 5 сказок. Давайте вспомним их названия.

(«Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке»).

2  Постановка цели

Учитель:

—Когда я так же, как и вы, училась в 5-м классе, то читала много  книг. И уже тогда я поняла, что в художественном произведении всё неслучайно, любая художественная деталь, любое слово в книге что-то значат. И ещё я поняла, что книги учат добру… Они мне очень помогли.

— Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

(Ученики отвечают, что мы  будем говорить о добрых и злых героях  в сказке А.С.Пушкина, о царевне и мачехе, будем сравнивать их, анализировать и оценивать их поступки.)

— Правильно, молодцы.  Вот вы и сформулировали цель нашей работы – раскрыть значение  терминов «добро» и «зло» на примере анализа сказки А.С.Пушкина. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.   Слайд 4                                                                                                            

Учитель:                                           

                                               « …Лишь добро одно бессмертно.

                                                 Зло подолгу не живет…»

                                                                                 Шота Руставели.

— Это эпиграф к нашему уроку. Согласны с поэтом? Как вы думаете, так ли это?

( Ответы)

— Сразу тяжело ответить  на этот вопрос.  Предлагаю проверить, анализируя сказку А.С.Пушкина.

3. Актуализация знаний и пробного учебного действия.

Нам всем хорошо знакомо выражение: «В сказках Добро  всегда  побеждает Зло». Почему?                                                                      Слайд 5

-ЭТО ПРОБЛЕМА, ТРЕБУЮЩАЯ РЕШЕНИЯ. Вы решите её за урок

Работа в  группе. Посоветуйтесь с соседом по парте и ответьте, что же такое Добро, а что такое Зло. Слушаем ответы.

— Хорошо, ребята, молодцы.  Заглянем в словари и дадим определение этим понятиям.

   Можем ли мы добро и зло назвать противоположными понятиями?
(Ученики отвечают: Да, эти понятия являются противоположными)
Мы идём  с Вами дальше. В сказке встречаются два ярких образа. Слайд
Кто эти героини? (Ученики отвечают: Царевна и царица-мачеха).
Мы должны с Вами противопоставить их друг другу. Нам встретилось новое понятие ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ – указание на различие признаков одного от другого. 

 -Записываем в тетрадь: противопоставление — антитеза—  ТЕСТ «Проверим себя» на знание содержания сказки                 Слайды 6-10 
1.    Куда забрела царевна, блуждая по лесу? 
а) во дворец ;
б) в царство гномов;
в) в терем.
2. Видит девица, что тут люди … живут.
а) смирные;
б) добрые;
в) злые.
3. «Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь …» 
а) Семь богатырей, семь румяных усачей;
б) Семь рыцарей без страха и упрёка;
в) Семь витязей прекрасных.
4. Какой способ расправы с Царевной придумала Царица? 
а)  отравить персиком;
б) отравить яблоком;
в) отравить апельсином.
Как звали собачку в сказке? 
а) Миколко;
б) Елисейко;
в) Соколко.Мы ответили на вопросы, а теперь, правильные ответы. Проверим!
                                                                                                     Слайд 11
Правильно ли мы ответили?
(Ученики отвечают: Да, правильно).Физкультминутка:

— Наш путь очень долгий. Поэтому нам нужно немного отдохнуть. Располагаемся на привал. Послушаем птичий щебет, как его слушала молодая царевна, блуждая по лесу, насладимся лесным покоем и тишиной, половим бабочек, потопаем по травке, присядем отдохнуть … и вновь за работу.

4.  Работа над темой урока. Построение проекта выхода из затруднения.

Образы каких героев в сказке, по – вашему, самые яркие, самые запоминающиеся?

— (Царевны и царицы).                                                                        Слайд 12.

—ЧТОБЫ РЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ, надо определить основные задачи:

1) Проанализировать таблицу «Добрые и злые герои сказки»

2) Сравнить образы царицы и царевны (внешность)

3 Проанализировать поступки героев

4) Выявить помощников у добрых и злых героев

5)Ответить на контрольный вопрос

— Вспомним героев сказки, совершающих добрые дела. (Царевна, Елисей, Соколко, ветер, месяц, солнце, зеркальце). Ученики рассказывают отрывки из сказки, где они заметили проявление добрых качеств героев.

— Мы встретились в сказке не только с положительными, но и с отрицательными героями. Кого отнесём к отрицательным героям?  ( Царицу – мачеху).

Работа с иллюстрациями, на которых изображена царица – мать и царица – мачеха.

                                                                                                         Слайд 13

— А кто эти героини? Почему иллюстрация с изображением царицы – матери обведена жёлтым, а царицы – мачехи – чёрным. Как вы думаете, почему?

( Царица-мать – положительный герой, она олицетворяет нежное материнское начало. Царица-мачеха – отрицательный герой, олицетворяющий злые силы).

Составление небольшого монологического высказывания по иллюстрациям к сказке.

— Как  разворачиваются события дальше?

(Царица умирает. Царь женится на другой. Новая царица умна, красива, но очень злая и любит только себя. Проходит время, подрастает дочь царя. Она становится самой красивой девушкой. У неё появляется жених – Елисей.)

5.  Первичное закрепление.

 Работа над образом царевны и царицы-мачехи         Слайд 14  -15                                                                          

Работа в группах по заданному плану.

План.(Распечатан заранее)

  1. Представление сказочного персонажа.
  2. Описание внешности.
  3. Черты характера.
  4. Отношение к окружающим.
  5. Отношение окружающих к героине
  6. Кому героиня противопоставлена в сказке?

Учитель распределяет задания по группам. Учащиеся готовятся и выступают

 Снятие утомления с глаз.    (Зарядка для глаз )                                                

6.  Самостоятельная работа. Работа в парах.

Составление сравнительной характеристики. (Заполнение таблицы сравнений)                                                                                          

(Отмечают сходства и различия. И только про царевну молодую мы можем сказать, что она обладает ещё и душевной красотой)

Учитель:

— Чтобы сделать окончательны вывод в сравнительной таблице, обратимся к эпизоду, где самый напряжённый момент настаёт. Какая часть экспозиции это? (Кульминация)

Анализ эпизода: «Царевна в тереме у семи богатырей».

— Что предпринимает царица в очередной раз, чтобы избавиться от царевны?

(Выразительное чтение отрывка, подготовленное учеником)

Зло победило?!

(Нет, Королевич Елисей спасает Царевну)

-Таблица сравнений заполнена. Каков вывод?

Учащиеся делают выводы, что зло не может победить. Царица умирает.В сказках у добра много помощников. Добро сильнее, так как добрых людей больше. Добро побеждает зло. Но за добро надо бороться

7.  Рефлексия деятельности.

Учитель:

-Как вы поняли сказку, чему она учит нас?

— В сказках у Добра всегда много помощников, а Зло одиноко. Зло слабее и т.п

8 . Закрепление изученного материала. Самостоятельный вывод учащихся.

-Можем ли мы , рассмотрев образы Царевны и Царицы, согласиться с высказыванием грузинского поэта Шота Руставели «Лишь Добро одно бессмертно. Зло подолгу не живёт»?

(Да, ведь Царица умирает, а Царевна оживает. Значит, Добро победило)

— Почему в сказках Добро побеждает Зло?

(Добро сильнее. Всегда есть хорошие люди, которые придут на помощь. Пока такие люди есть, добро будет побеждать. Но за добро надо бороться.)

— В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу Добра над Злом.

-И считаете ли вы себя добрыми?

 -Какой урок мы для себя  извлекли из  «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях?-Какими нельзя быть?

Итог урока.

Учитель:

-Дорогие ребята, сегодня мы увидели на своём пути много плохого, но и много хорошего; наблюдали борьбу добра со злом; пришли к выводу, что быть добрым – это хорошо, а злым – плохо. Храните добро в себе, не давайте злым мыслям становиться сильнее Вас. Относитесь по-доброму к окружающим Вас людям. Поступая по-доброму с людьми, Вы увидите, что и они будут так же относиться к вам. Добро должно побеждать не только в сказках, но и в нашей  жизни. Оцените свою работу на уроке по оценочной лестнице.(  Выставляют себе оценки, учитель контролирует).

Д/З  Сочинение «Какое добро я могу совершить»

Цели:

  • раскрыть нравственный смысл сказки Пушкина,
    рассмотреть категории добра и зла на примере
    “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”;
  • продолжить обучение элементам анализа
    художественного текста, умению сравнивать,
    обобщать;
  • формирование прочной нравственной позиции,
    положительных ориентаций на распознавание
    истинной красоты.

Эпиграф:

Лишь добро одно бессмертно.
Зло подолгу не живет.

Шота Руставели

Методические приемы: беседа, анализ
эпизодов, выразительное чтение.

Оборудование: текст “Сказки о мертвой
царевне и семи богатырях”, иллюстрации к сказке,
слайды, мультипликационный фильм по сказке.


Ход урока

1. Организационный этап.

2. Слово учителя.

Учитель: С какой сказкой А. С. Пушкина мы
познакомились на прошедших уроках?

Ученики: Со “Сказкой о мертвой царевне и
семи богатырях”

Учитель: Что мы узнали об этой сказке и ее
героях?

(Учащиеся рассказывают о сюжете, главных
героях, о противоположных образах царицы и
царевны. )

Учитель: Сегодня на уроке мы будем
беседовать о героях “Сказки
о мертвой царевне
и семи богатырях”;

Цель нашей работы – раскрыть значение
терминов “добро” и “зло” на примере сказки. Мы
будем учиться сравнивать образы героев,
анализировать текст.


3. Подготовка к активному и сознательному
усвоению
нового материала. Проверка
индивидуального домашнего задания.

Учитель: Нам всем знакомо выражение “В
сказках Добро всегда побеждает Зло”. Что же это
такое – Добро и Зло? Вам необходимо было найти в
толковом словаре значение этих слов.


(Ученик зачитывает определения терминов из
толкового словаря )

“Добро – это то, что хорошо, полезно, нужно
человеку, с чем связаны надежды людей,
представления о свободе и счастье.

Зло всегда имеет отрицательный смысл и
обозначает плохое, влекущее за собой беды,
страдания, горе, несчастье” (Школьный
философский словарь)

“Добро – в духовном значении благо, что честно
и полезно, все чего требует от нас долг человека

Зло – худое, лихое. Злой человек – причиняющий
зло другим: вредный, пагубный” (Словарь живого
русского языка Владимира Даля)

Учитель: Можем ли мы утверждать, что добро
и зло являются противоположными понятиями?

Ученик: Да, добро и зло – противоположные
понятия.

Учитель: Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили
не только значения слов, данные в словаре, но и
попытались увидеть, как А. С. Пушкин показывает
добро и зло в “Сказке о мертвой царевне и семи
богатырях”.

На первом уроке по этой сказке мы с вами
сделали вывод, что она близка к народным
(фольклорным ) сказкам.

4. Этап проверки знаний.

Беседа

Учитель: В народных сказках всех героев можно
распределить на положительных и отрицательных.
Назовите положительных героев народных сказок
(они олицетворяют добро) и отрицательных
(олицетворяют зло).

Ученик: Добро – Иван-царевич,
Царевна-лягушка, Иван — крестьянский сын. Зло –
Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Чудище поганое.

Учитель: Можем ли мы так же четко
разграничить положительных и отрицательных
героев в “Сказке о мертвой царевне и семи
богатырях”?

(Учащиеся перечисляют героев сказки и
приходят к выводу, что в сказке больше
положительных героев, предполагают, что образ
Чернавки невозможно отнести ни к положительным,
ни к отрицательным )

Учитель: Подумайте, в образах каких
героев заметна наиболее яркая характеристика
Добра и Зла?

Ученики: Царевны и царицы.

Учитель: Для того, чтобы представить
образы Царевны-мачехи и Царицы, мы обратимся ко
второй части вашего домашнего задания – устному
словесному рисованию портретов Царевны и Царицы.


(Учащиеся представляют словесные портреты
Царевны и Царицы )

Учитель: Необходимо было также выписать
определения, характеризующие героинь. Посмотрим,
что у вас получилось, и сравним с таблицей.

(Учащиеся зачитывают определения и
сравнивают с таблицей, представленной в виде
слайда)





  Царица Царевна
Внешность высока

стройна

бела

белолица

черноброва

Поведение характер горда

ломлива

своенравна

ревнива

злая

красавица-душа

милая

приветливая

Цвет черный белый

красный


Учитель: Почему царица решила погубить
царевну? В чем суть конфликта между ними?


Ученики: Царица-мачеха считает себя самой
красивой, а царевна становится ее соперницей,
потому что волшебное зеркало сообщает, что
падчерица “милее и белее”, чем она.


Учитель: Какими словами мы можем выразить
отношение царицы к царевне?


Ученики: Ненависть, зависть.


Учитель: Обладает ли добрый человек такими
чувствами?

Ученики: Нет, эти чувства характерны для
злых людей.


Учитель: А как относится царевна к царице,
которая ее решила погубить, к Чернавке, которая
уводит девушку в темный лес?

Ученики: Она даже к своим врагам
относится хорошо, не держит на них зла, не
пытается им отомстить

Учитель: И царица, и царевна – внешне
красивы. Про какую из героинь мы можем сказать,
что она обладает и внутренней, душевной красотой?

Ученики: Царица красивая, но злая, никого
не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит
душа у нее черная. А царевна по-настоящему
красива, она всех любит, творит добро, и все ей
помогают.


5. Объяснение нового материала. (Беседа, анализ
текста)

Учитель: Мы составили словесные портреты
героинь, а теперь обратимся к иллюстрациям
сказки и сравним образы Царицы и Царевны.


(Показ иллюстраций, комментарии)

К сказке Пушкина созданы не только
иллюстрации, но и фильмы.

Сейчас мы посмотрим эпизоды из
мультипликационного фильма “Сказка о мертвой
царевне и семи богатырях”.


Просмотр эпизодов

1. “Царица и зеркало”(комментарии )

2. “Но царевна молодая

Тихомолком расцветая”(комментарии. )


Учитель: С чем сравнивает автор царевну,
говоря “…росла, росла, поднялась – и расцвела”?


Ученики: С цветком. Она так же прекрасна,
как роза.


Учитель: Как вы считаете, правильно ли
представил режиссер образы Царицы и Царевны?

(Учащиеся сравнивают свои представления об
образах героинь с представлением режиссера
фильма)

А сейчас для того, чтобы доказать, что царица
олицетворяет зло, а царевна – добро, обратимся к
чтению и анализу эпизодов, в которых видна яркая
характеристика образов героинь.


Выразительное чтение. . Анализ эпизодов

Анализ эпизода “Но невеста молодая

До зари в лесу блуждая” (Выразительное
чтение)

Учитель: Почему царевна решила, что в
тереме “люди добрые живут”?


Ученики: Есть иконы, в горнице чисто,
светло.

Учитель: Что сделала героиня в доме?

Ученики: Зажгла свечу, затопила печь.

Учитель: Как это характеризует героиню?

Ученики: Она не только красивая,
скромная, но и трудолюбивая.

Учитель: Пушкин рисует образ Царевны в
духе народно-сказочной традиции, когда в первую
очередь ценится скромность, душевная щедрость,
хозяйственность.

Можем ли мы про царицу сказать, что она
трудолюбивая?

Ученики: Нет, она всегда сидит без дела,
только в зеркало смотрится, любуется своей
красотой.


Выразительное чтение и анализ эпизода “Раз
царевна молодая”

Учитель: Кто приходит к царевне с целью
погубить ее?

Ученики: Царица, переодетая монахиней.

Учитель: На чьей стороне Соколко? Почему?


Ученики: Соколко пытается помочь Царевне,
он даже съедает отравленное яблоко, чтобы
объяснить богатырям, что произошло с Царевной.


Учитель: Получается, что Зло победило.
Царица торжествует, устранив соперницу. Так ли
это?

Ученики: Нет! Царевич Елисей, обратившись
к помощи Солнца, месяца, ветра спасает свою
невесту.


Учитель: В сказках у добра всегда много
помощников, а зло – одиноко.

В “Сказке о мертвой царевне” мы видим, что даже
явления природы помогают Елисею найти невесту.

Что же происходит со злой царицей-мачехой?

Найдите строки, в которых говорится о последних
минутах ее жизни.

Учащиеся зачитывают строки:


“Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала
Тут ее тоска взяла,
И царица умерла. ”


Учитель: Пять раз в сказке царица названа
злой. И она действительно причиняет зло тем, кто
рядом с ней.

Но справедливость восстановлена. Добро
торжествует.

А сейчас обратите внимание на эпиграф.

Можем ли мы , рассмотрев образы царицы и
царевны, согласиться с высказыванием поэта
Руставели “Лишь добро одно бессмертно.

Зло подолгу не живет”?

Ученики: Да, ведь Царица умирает, а
царевна оживает. Значит добро победило.


6. Закрепление изученного материала.

Учитель: В произведениях литературы
отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу
добра со злом.

В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не
можем разделить людей на добрых и злых. В душе
каждого человека наблюдается противостояние
добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки,
и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же
завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.

Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка
А. С. Пушкина. Считаете ли вы себя добрыми?

Запишите ответ на этот вопрос.

7. Информация о домашнем задании.

Выберите для чтения наизусть понравившийся
отрывок. (Границы отрывка определите
самостоятельно).

Выучите его.

8. Итог.

Путешествие в мир сказки

1833 год

Добро и зло в « Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина

Герои сказки
Положительные

  • Молодая царевна
  • Семь богатырей
  • Собачка
  • Королевич Елисей
  • Силы природы: солнце, месяц, ветер
  • Зеркальце (всегда говорит правду)

Отрицательные

  • Царица – мачеха
  • Чернавка

ДОБРО и ЗЛО

  • Добро – всё положительное, хорошее, полезное.
  • (Словарь С.И. Ожегова)

  • Добро – нечто положительное, хорошее, полезное; добрый поступок.
  • (Большой толковый словарь русского языка)

  • Зло – нечто дурное, вредное.
  • (Словарь С.И. Ожегова)

  • Зло – действие, имеющее отрицательный смысл и всегда влекущее за собой беды, страдания, горе.
  • (Большой толковый словарь русского языка)

Противопоставление
Словесное рисование
Найдите в тексте описание Царевны
«Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась — и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей.»

Обладает ли добрый человек злыми чувствами?

  • Почему царица решила погубить царевну?

Давайте подумаем!

  • Какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?
  • Как относится царевна к царице, которая ее решила погубить; к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?
  • Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внешней, и внутренней (душевной) красотой?

Развитие дальнейших событий

Царица злая,

Ей рогаткой угрожая,

Положила иль не жить,

Иль царевну погубить.

Тест

  • Куда забрела царевна, блуждая по лесу?

  • а) во дворец ;
    б) в царство гномов;
    в) в терем.

Тест
2. Видит девица, что тут люди … живут.

а) смирные;
б) добрые;
в) злые.
Тест
3. «Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь …»

а) Семь богатырей, семь румяных усачей;
б) Семь рыцарей без страха и упрёка;
в) Семь витязей прекрасных .
Тест
4. Какой способ расправы с Царевной придумала Царица?

а) отравить персиком ;
б) отравить яблоком;
в) отравить апельсином.
Тест
5. Как звали собачку в сказке?

а) Миколко;
б) Елисейко;
в) Соколко.

Правильные ответы

Между тем всё шла да шла

И на терем набрела

В руки яблочко взяла,

К алым губкам поднесла

Входят семь богатырей, Семь румяных усачей

Треплет нежною рукою

Что, Соколко, что с тобою?

Видит девица, что тут

Люди добрые живут

Борьба добра и зла?

Можем ли мы сказать, что добро борется со злом?

Сложная лексика
Нрав – характер, душевные качества.
Кроткий – незлобливый, покорный, смирный.
Гордый – сознающий своё превосходство.
Ломлива – капризна.
Своенравный – упрямый, поступающий так, как вздумается.
Ревнива

здесь:

мучительно желающая быть лучшей.
Сравнение

Царского происхождения, умны, красивы

Царица

Царевна

Злая

Завистливая

Гордая

Своенравная

Ленивая

Грубая

Надменная

Жестокосердная

Добрая

Бескорыстная

Скромная

Кроткая

Трудолюбивая

Вежливая

Простая

Добродетельная

Какие силы помогают Елисею в поисках Царевны?

Счастливый конец

«Свадьбу тотчас учинили,

И с невестою своей

Обвенчался Елисей;

И никто с начала мира

Не видал такого пира…»

Пожелание от путешественников

Постоянная доброта может творить чудеса. Подобно тому как солнце может растопить лед, так и доброта изгоняет непонимание, недоверие и враждебность.

мыслитель Швейцер Альберт

Итоги урока
1. Насколько ты доволен собой, своим участием в общем деле?
а) очень доволен;
б) доволен;
в) не доволен;
г) остался безразличным.
2. Как тебе понравился наш класс, хорошо ли мы вместе работали, уважительно ли относились друг к другу?
3. Насколько важным, полезным, интересным было «путешествие»?
а) очень понравилось (укажи почему);
б) да, понравилось, но в нём надо изменить следующее (укажи);
в) не понравилось (напиши, что конкретно не понравилось).
Домашнее задание

  • Написать поздравление Королевичу и Царевне.
  • Выучить наизусть любой понравившийся отрывок из сказки.

Информационные ресурсы

  • http://diafilmy.su/150-skazka-o-mertvoy-carevne-1.html
  • http://kinsburg.ru
  • http://litera-puschkin.narod.ru
  • http://majokko.ru
  • http://myltiki.at.ua
  • http://www.fraznik.ru
  • http://www.qcd.ru
  • http://www.planetaskazok.ru
  • http:// www.tyt-skazki.ru

  • Добрые рассказы для вас яндекс дзен
  • Добрые поступки примеры из жизни для сочинения
  • Добрые поступки людей примеры из жизни сочинение
  • Добрые поступки в жизни человека сочинение
  • Добрые персонажи из русских народных сказок