Художественные эпитеты в сказках Пушкина
В сказках Александра Сергеевича Пушкина применяется огромное количество самых разнообразных эпитетов. Они придают истории яркость, а также сближают их с русскими народными произведениями.
Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
- белешенька земля
- гость желанный
- тяжелешенько вздохнула
- ломлива
- тихомолком расцветая
- румяней и белее
- черноброва
- мать брюхатая
- черной зависти
- глушь лесную
- светлой горнице
- с лежанкой изразцовой
- красная девица
- зеленого вина
- люблю сердечно
- пес проклятый
- наливное, молодое, золотое … яблочко
- жалко смотрит,
- грозно воет
- свежо, душисто, румяно-золотисто (про яблоко)
- алым губкам
- белы руки
- тиха, недвижна стала
- мертвою царевной
- горести душевной
- тиха, свежа лежала
- пустую гору
- поклон земной
- доброй вести
- красну солнцу
- теплою весной
- круглолицый, светлоокий (про месяц)
- месяц ясный
- ветер могуч
- ветер буйный
- речкой тихоструйной
- во тьме печальной
- изумленными глазами
- беседуя приятно
Сказка о царе Салтане
- крещеный мир
- тихонько заскрыпела
- красная девица
- пир честной
- царицей молодой
- честные гости
- кровать слоновой кости
- Государевой жене
- добра коня
- неведому зверюшку
- царева возвращенья
- законного решенья
- Допьяна поят
- суму пустую
- гонец хмельной
- Тайно бросить
- царску волю
- злую долю
- синем небе
- синем море
- горькая вдовица
- волна гульлива и вольна
- морские камни
- широком поле
- Дуб зеленый
- добрый ужин
- тугой лук
- снурок шелковый
- лук дубовый
- Тонку тросточку
- Стрелкой легкой
- дело лихо
- Клёв кровавый
- Гибель близкую
- могучий избавитель
- частыми зубцами
- белыми стенами
- святых монастырей
- Оглушительный трезвон
- Хор церковный
- колымагах золотых
- Пышный двор
- Княжей шапкой
- раздутых парусах
- знакомом острову
- Город новый златоглавый
- крепкою заставой
- Чорнобурыми лисами
- славного Салтана
- душой печальной
- бег дальный
- текучих вод
- Лебедь белая
- князь прекрасный
- день ненастный
- желанная страна
- грустной думой
- остров крутой, не привальный, не жилой
- пустой равниной
- дубок единый
- Чудный остров
- Подмигнув лукаво
- орешки не простые
- скорлупки золотые
- чистый изумруд
- Распроклятая мошка
- Чудо чудное
- двор широкий
- елкою высокой
- честном народе
- хрустальный дом
- донскими жеребцами
- путь далек
- Усмехнувшись исподтиха
- Море вздуется бурливо
- шумном беге
- красавцы удалые
- Великаны молодые
- молвить справедливо
- Гости умные
- витязи морские
- братья родные
- Славный город
- вод морских
- Тяжек воздух
- сама-то величава
- Старой бабушки
- Пораздумай путем
- душою страстной
- царевною прекрасной
- вздохнув глубоко
- белой груди
- милой матушке
- Дочь послушную
- иконой чудотворной
- главою покорной
- лазоревой дали
- Матушка родная
- княгиня молодая
- Незнакомой стороне
- веселый пир
Сказка о попе и о работнике его Балде
- Толоконный лоб
- рано поднялся
- Служителя не слишком дорогого
- служить славно, усердно, исправно
- вареную полбу
- русский авось
- поповом доме
- думает частенько
- срок близенько
- Ум догадлив, повадлив
- Верный работник
- оброк полный
- проклятое племя
- положенного срока
- великая помеха
- голодный котенок
- меньшего брата
- ближний лесок
- бесенок молоденек, слабенек
- берегу морскому
- братец любимый, родимый
- поглядывает боком
- Балдову победу
- сивая кобыла
- Бедненький бес
- Глупый бес
- Бедный поп
- приговаривал с укоризной
Сказка о рыбаке и рыбке
- синего моря
- ветхой землянке
- травой морскою
- непростою рыбкой, золотою
- Голосом человечьим
- Дорогой откуп
- ласковое слово
- великое чудо
- По-нашему говорила
- пуще старуха бранится
- кирпичною, беленою трубою
- дубовыми, тесовыми вороты
- черной крестьянкой
- столбовою дворянкой
- Не спокойно синее море
- Высокий терем
- собольей душегрейке
- Парчовая кичка
- золотые перстни
- красные сапожки
- усердные слуги
- вольною царицей
- целое царство
- поведут поневоле
- сидит она царицей
- царские палаты
- заморские вины
- пряником печатным
- грозная стража
- грозная царица
- взашеи затолкали
- старый невежа
- владычицей морскою
- черная буря
- сердитые волны
- проклятою бабой
- глубокое море
Сказка о золотом петушке
- тридевятом царстве
- тридесятом государстве
- славный царь
- был грозен он
- Наносил обиды смело
- ратных дел
- старого царя
- Страшный вред
- Многочисленную рать
- лихие гости
- Золотого петушка
- верный сторож
- всё мирно
- сидеть смирно
- силы бранной
- беды незваной
- высокой спицы
- Страшным шумом
- Им невмочь
- надгробного кургана
- высоких гор
- шелковый шатер
- безмолвии чудесном
- ущелье тесном
- Рать побитая
- страшная картина
- протоптанной траве
- кровавой мураве
- тяжким стоном
- Всяким яством
- парчовую кровать
- Покорясь безусловно
- силой ратной
- девицей молодой
- сарачинской шапке белой
- Весь поседелый
- Старый друг
- чин боярский
- конюшни царской
- Усмехнулся умильно
- легкий звон
- Добрым молодцам
«У лукоморья…»
- дуб зеленый
- Златая цепь
- кот ученый
- неведомых дорожках
- невиданных зверей
- курьих ножках
- брег песчаный и пустой
- видений полны
- витязей прекрасных
- вод ясных
- дядька морской
- грозного царя
- верно служит
- русский дух
Сказка о медведихе
- весенней теплою порою
- утренней белой зорюшки
- лесу дремучего
- бурая медведиха
- милыми детушками
- белой березою
- малых детушек
- глупых медвежатушек
- он догадлив
- сыру землю
- медвежия шуба
- медведя чернобурого
- брюхо белое
- Вдовца печального, горемычного
- Веселой игры
- большому боярину
- звери большие
- зверишки меньшие
- зубы закусливые
- глаза завистливые
- торговый гость
- жирный хвост
- Зайка беленький, серенький
Примеры художественных определений, или эпитетов, которые известны из народного поэтического творчества, можно было бы нанизывать еще и еще. Скажем, как рисуется в былинах конь? — Всегда добрый. А трава? — Зеленая. Солнце — красное, ветер — буйный, слово — верное. Чудесный мир, созданный фантазией народа, расцвечен яркими и веселыми красками, потому что неотъемлемой чертой стиля этих произведений стало употребление постоянных эпитетов. Интересно, что в сказках, песнях, как и в произведениях, написанных в духе устного народного творчества, солнце называется красным, даже если упоминается осенний, пасмурный день — Померкло солнце красное; море всегда синее, даже если изображается буря. Так, у А.С. Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбке»: Почернело синее море; Вот идет он к синему морю, Видит, на море черная буря. В этом особенность употребления постоянных эпитетов как средства стилизации.
Поэты нашего времени ищут яркие речевые краски в эпитетах иного рода.
Изобразительные эпитеты, в отличие от постоянных, живо и наглядно рисуют предметы и действия и дают нам возможность увидеть их такими, какими их видел писатель, создавая произведение. Например: молоткастый, серпастый советский паспорт (В. Маяковский). Погубленных березок вялый лист, Еще сырой, еще живой и клейкий, Как сено из-под дождика, душист (А. Твардовский).
Найти точные изобразительные эпитеты нелегко. Часто писатели по многу раз правят текст, подбирая нужное определение. Например, А. Твардовский подставил эпитет вялый вместо прежнего блеклый в процитированном стихотворении «Береза», уже когда оно было набрано для журнала. Иногда писатели ставят рядом несколько близких по значению эпитетов, дополняющих, обогащающих друг друга. Например, К. Паустовский так описывает белую ночь на Онежском озере:
Сторож пробил на колокольне… этот звон долетел до нас, миновал пароход и ушел по водной глади в прозрачный сумрак, где висела луна.
Я не знаю: как назвать томительный свет белой ночи? Загадочным? Или магическим?
Эти ночи всегда кажутся мне чрезмерной щедростью природы — столько в них бледного воздуха и призрачного блеска фольги и серебра.
К. Паустовский. «Золотая роза».
Поэтическое ви́дение не бывает стереотипным, и каждый художник слова находит свои краски для описания одних и тех же предметов. Так, у С. Есенина береза зеленокудрая, в юбчонке белой, у нее золотистые косы и холщовый ее сарафан. У В. Луговского береза, вся сквозная, тусклым золотом звенит.
В поэзии и лирической прозе употребляются и эмоциональные эпитеты, которые передают чувства, настроение автора. Например: Вечером синим, вечером лунным Был я когда-то красивым и юным. Неудержимо, неповторимо Все пролетело… далече… мимо (С. Есенин). Назначение их не изобразительное, а лирическое, поэтому слова, выступающие в роли эмоциональных эпитетов, часто получают условное, символическое значение. Например, цветовые эпитеты розовый, голубой, синий, золотой и другие обозначают радостные, светлые чувства. У Есенина: Заметался пожар голубой; Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне. Эпитеты черный, серый и подобные передают мрачные, тягостные переживания: Вечер черные брови насопил… (С. Есенин).
В роли эпитетов могут выступать не только определения, но и обстоятельства, выраженные качественными наречиями, которые живописно рисуют действия. Попробуйте указать эпитеты в таких, например, пушкинских строчках: Сквозь волнистые туманы пробирается луна, На печальные поляны льет печально свет она. Первые два (волнистые, печальные) определяют предметы, последний эпитет — печально — характеризует действие.
Однако к эпитетам можно отнести далеко не все определения и обстоятельства, ведь употребление многих из них обусловлено необходимостью точно выразить мысль, а не стремлением создать художественный образ. Например, какие из определений следует отнести к эпитетам в четверостишии М.Ю. Лермонтова:
Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурен гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот наконец докатился до Черного моря?
Лишь одно из них — жестокая— выражает эмоциональное отношение поэта к предмету и, следовательно, выступает как эпитет, остальные выполняют смысловую функцию.
Создание ярких, образных эпитетов обычно связано с употреблением слов в переносном значении (сравните: лимонный сок — лимонный свет луны; седой старик — седой туман; Лакей лениво прислуживал хозяину. — Река лениво катит свинцовые волны). Эпитеты, выраженные словами, выступающими в переносных значениях, называются метафорическими. Они выполняют в речи особенно яркую изобразительную функцию. Например:
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана.
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя.
М.Ю. Лермонтов
Ни в сказке сказать, ни пером описать
(Сравнение)
В любой сказке, в любом произведении, принадлежащем перу художника слова, вы найдете сравнения — образные выражения, основанные на сопоставлении двух предметов: Снег, словно мед ноздреватый, лег под прямой частокол (С. Есенин); Лед неокрепший на речке студеной,Словно как тающий сахар лежит (Н.А. Некрасов); Нарядней модного паркета блистает речка, льдом одета (А.С. Пушкин). Многие сравнения входят в наше сознание с раннего детства. Помните «Мойдодыра» К.И. Чуковского, где подушка, как лягушка, ускакала от грязнули? Или «Федорино горе»? Там, как черная железная нога, побежала, поскакала кочерга. Какую наглядность речи придают эти тропы! Не случайно сравнения считают одним из самых сильных средств изобразительности. И в то же время сравнение представляет собой простейшую форму образной речи. Почти всякое образное выражение можно свести к сравнению. Например: золото листьев — листья желтые, как золото; дремлет камыш — камыш недвижим, как будто он дремлет, и т. д. Однако в отличие от других тропов сравнение всегда двучленно: в нем называются оба сопоставляемых предмета или явления, качества, действия. Сравнение вносит иногда удивительную ясность в самые сложные вещи. Астронома Джинса спросили однажды, каков возраст нашей Земли. Ученый ответил на этот вопрос сравнением: «Представьте себе исполинскую гору, хотя бы Эльбрус на Кавказе. И вообразите единственного маленького воробья, который беспечно скачет и клюет эту гору. Так вот, этому воробью, чтобы склевать до основания Эльбрус, понадобится примерно столько же времени, сколько существует Земля».
Сравнения нередко выполняют в речи разъяснительную функцию, что значительно расширяет рамки их применения. Этот троп может быть использован в различных стилях речи. К сравнениям обращаются не только художники слова, но и ученые. Вот, например, как с помощью сравнения описывается устройство кристалла в одной из научно-популярных книг: «Как же устроен кристалл? Идеально упорядоченно, как забор, как пчелиные соты, как кирпичная кладка… Кристалл — символ идеального порядка, так же, как газ — символ хаоса». Самое широкое применение получает сравнение в художественной литературе, здесь оно выступает как сильное образное средство речи.
В любом сравнении можно выделить предмет сравнения, образ сравнения и признак сходства. Например, в пушкинском описании Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит предмет сравнения — снежный покров, образ сравнения — ковер, признак сходства — закрывает землю. На этих трех элементах построено сравнение: снег ковром лежит на земле.
Сравнение может помогать образному изображению самых различных признаков предметов, качеств, действий. Очень часто сравнение дает точное описание цвета, например: густое, как синька, море; запаха: запах рассола, острый, как нашатырь; формы: ветла, усыпанная серебряными барашками — мягкими на ощупь и теплыми, похожими на птенцов крошечной птицы. Сравнения могут уточнять характер действия: Мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч… Он не звенит, а шепчет что—то свое, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах,будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой. Все эти сравнения создал большой мастер художественного слова К. Паустовский, горячо любивший русскую природу.
Сравнения могут быть различны по своей структуре. Чаще всего они выступают в форме сравнительного оборота и присоединяются с помощью союзов, как, точно, словно, будто, как будто. Например у В. Маяковского: …Берет, как бомбу, берет, как ежа, как бритву обоюдоострую…
Эти же подчинительные союзы могут присоединять и придаточные сравнительные предложения: Мы открывали Маркса каждый том, как в доме собственном мы открываем ставни. Но и без чтения мы разбирались в том, в каком идти, в каком сражаться стане (В. Маяковский). Часто встречается форма сравнения, выраженного существительным в творительном падеже. Например: Я волком бы выгрыз бюрократизм (В. Маяковский). Еще пример: Дуют ветры в феврале, Воют в трубах громко. Змейкой мчится по земле белая поземка (С. Маршак). К этим сравнениям близки и такие, которые выступают в форме сравнительной степени прилагательных, наречий: Из мрака куст ползет, мохнатей медвежонка (В. Луговской). Есть сравнения, которые вводятся словами похож, напоминает: Кленовый лист напоминает нам янтарь (Н. Заболоцкий); …Я уснул в горах …в громадном за глохшем саду, похожем на девственный лес (К. Паустовский). Сравнение может выступать даже в форме вопросительного предложения. Например, А.С. Пушкин в поэме «Медный всадник» обращается к Петру I: О мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной, На высоте уздой железной Россию поднял на дыбы? Известны отрицательные сравнения, в которых один предмет противопоставляется другому: Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи, Мороз-воевода дозором обходит владенья свои (Н.А. Некрасов). А когда писатель не находит слов, чтобы выразить свой восторг, восхищение, похвалу, он может употребить и неопределенное сравнение, в котором дается высшая оценка описываемого, не получающая, однако, конкретного образного выражения. Вот тогда и пишут: ни в сказке сказать, ни пером описать… Например, у А. Твардовского: Не расскажешь, не опишешь, Что за жизнь, когда в бою За чужим огнем услышишь Артиллерию свою.
Художественная сила сравнений как выразительного средства речи находится в прямой зависимости от их неожиданности, новизны. Так, наше воображение не поразит сравнение румянца с розой, глаз с голубым небом, седых волос со снегом. Но яркий образ создают такие, например, сравнения: Был он рыжий, как из рыжиков рагу, Рыжий, словно апельсины на снегу… Стали волосы смертельной белизны (Р. Рождественский). В таких сравнениях особенно ярко отражается присущее только автору восприятие действительности, поэтому сравнения в значительной мере определяют особенности слога писателя.
Однако не следует думать, что сравнения всегда делают речь выразительной и употребление их неизменно является достоинством стиля. Нужно уметь использовать сравнения, чтобы не оказаться в таком смешном положении, как злополучный автор, о котором А.П. Чехов писал: «У плохого поэта был стих: как саранча летел он на свиданье». Сам А.П. Чехов пародировал подобные неудачные сравнения в своих письмах и записных книжках, например: Почва такая хорошая, что если посадить в землю оглоблю, то через год вырастет тарантас.
М. Горький критиковал одного из молодых писателей, который, не вникая в смысл сравнения, «украсил» им фразу: «Мечта о перевороте безжалостно смята царизмом, как бывает сорван порывом бури нежный пух одуванчика». По поводу этого «образа» М. Горький заметил: «Революционное движение 1905–1906 годов нельзя и смешно сравнивать с „одуванчиком“. Тут уж Вы обнаруживаете малограмотность социальную. А для того, чтобы разнести семена одуванчика, — не требуется „порыва бури“, а достаточно дуновения ребенка».
Плохо, если автор придумывает сравнения, чтобы «украсить» свой слог. Засорение речи такими «красивыми» сравнениями в свое время осмеял еще Н.В. Гоголь, заставив Чичикова в беседе с Маниловым использовать такой риторический образ: Да, действительно, чего не потерпел я? Как барка какая-нибудь среди волн, каких гонений!
А как вы, друзья, пользуетесь сравнениями в своих сочинениях? Надеюсь, вы не уподобляетесь авторам, написавшим: «Вчера мы смотрели этот замечательный фильм, он звучал как первая ласточка в новом сериале на военно-патриотическую тему, и она сделала весну»; «Катерина в „темном царстве“ как безгрешная жертва, задавленная палачом Кабанихой…»
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 351 человек из 64 регионов
- Сейчас обучается 65 человек из 38 регионов
- Сейчас обучается 28 человек из 11 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Составитель Новикова Т.М.
Учитель первой квалификационной категории -
2 слайд
Тебе уже знакомы традиционные русские образы, такие как молодец, девица, сокол, яблоко и др.
В фольклорных и художественных произведениях, чтобы придать образу яркость, художественную выразительность, используют определения – эпитеты, многие из которых стали постоянными: -
3 слайд
Постоянные эпитеты
Добрый молодец, красная девица, ясный сокол, наливное яблочко. -
4 слайд
Такие постоянные эпитеты – основа
народного – поэтического языка.
Эпитеты помогают нам узнать о внешности
героя, его характере, понять добрый это герой
или злой. -
5 слайд
Эпитеты, характеризующие отрицательного
героя, отличаются особым многообразием,
указывают на необычные свойства -
-
7 слайд
Кощей бессмертный
-
8 слайд
Баба – яга костяная нога
-
9 слайд
Змей двенадцатиголовый
-
10 слайд
Постарайтесь вспомнить, какие образы в народных сказках, песнях, былинах сопровождают данные эпитеты.
-
11 слайд
Буйная головушка
Лютый мороз
Тугой лук
Несметные богатства
Богатырская сила
Горючие слёзы
Белокаменные палаты
Чистое золото -
12 слайд
В русских народных сказках и былинах слово добрый часто становится эпитетом:
Добрый конь
Люди добрые
Добрый товар
Доброе место
Доброе дело
Вспомни сказки и были, в которых
встречались эти словосочетания. -
13 слайд
Добрый конь – постоянный спутник доброго молодца в фольклорных текстах:
Походил он на конюшню белодубову,
Ко своему доброму коню
Слово добрый в данных примерах означает ‘хороший, отличный’, ‘без изъяна’, т.е. отличный конь, хороший парень.
Сели оне на добрых коней
И поехали все ко городу ко Киеву -
14 слайд
Делающий добро другим, отзывчивый, а
также выражающий эти качества
Простите, люди добрые,
Учите уму-разуму,
Как жить самой? -
15 слайд
Составьте предложения с сочетанием слов:
Добрый конь, добрый молодец, доброе слово, добрая улыбка, доброе имя, с добрым утром, доброго пути. -
16 слайд
Прочитай текст. Почему старый охотник желает встречным «доброй тропы»? Когда, по мнению охотника, тропа «оживает», «делается родной»? Подтверди свой ответ примерами из текста.
-
17 слайд
-Почему встречным в лесу ты не говоришь «здравствуй» или «добрый день», а желаешь «доброй тропы»? — спросил я у Андреича.
-Раз человек идёт лесом, значит, здоровье у него и так окрепчает. И без моих слов будет здравствовать, — отвечал старый охотник. — Утро — коротко, день — невелик, вечер — и того меньше. А тропа тянется долго. Иную за неделю не пройти. Вот я и желаю встречным добра на весь лесной путь.
Идти по лесной тропе надо с добрым сердцем. И тогда тропу сделаешь доброй, и у самого сердце потеплеет.И. И. Левитан. Тропинка в лиственном лесу
-
18 слайд
Повалилась на тропу сушина — убери её. Попал в беду зверь или птица — помоги.
Встретишь на тропе человека — выслушай его. Дай совет. И оживёт для тебя тропа, сделается родной. С ней можно и поговорить, поделиться бедой и усталостью.
Насмехаться будешь над ней, так и она посмеётся над тобой. Закружит по тайге и на старое место выведет. Не рад будешь своему смеху…
(В. Бурлак) -
19 слайд
Домашнее задание:
Как можно назвать слова тропа, дорожка, тропинка, стёжка?Подбери к каждому существительному подходящие прилагательные. Запиши словосочетания.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 054 532 материала в базе
- Выберите категорию:
-
Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 09.11.2020
- 138
- 1
- 09.11.2020
- 268
- 3
- 09.11.2020
- 898
- 25
- 09.11.2020
- 341
- 3
- 09.11.2020
- 199
- 1
- 09.11.2020
- 781
- 106
- 08.11.2020
- 142
- 0
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Правовое обеспечение деятельности коммерческой организации и индивидуальных предпринимателей»
-
Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»
-
Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»
-
Курс повышения квалификации «Финансы предприятия: актуальные аспекты в оценке стоимости бизнеса»
-
Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»
-
Курс повышения квалификации «Актуальные вопросы банковской деятельности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»
-
Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»
-
Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»