👉 Ответы к странице 22. Русский родной язык 4 класс учебник. Авторы: О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая.
Задание
Сколько значений имеет слово добрый? Одинаковое ли значение имеет слово в каждом из примеров.
Ответ:
В приведенных примерах слово добрый имеет разные значения.
- Добрый человек – человек, который делает добро другим, всегда готов прийти на помощь, доброжелательный.
- Добрый знакомый – человек, которого давно знаешь, отзывчивый, располагает к себе других.
- Доброе здоровье – хорошее, крепкое здоровье.
- Доброе имя – человек, о котором нельзя сказать или вспомнить чего-то плохого, уважаемый человек, честный.
- Добрый ломоть хлеба – значительный, большой, внушительных размеров.
Задание
Как ты понимаешь выражения «в добрый путь», «в добрый час», «будьте добры»?
Ответ:
В добрый путь – так говорят, когда хотят пожелать человеку счастливого пути, когда надеются, что путешествие пройдет без происшествий.
В добрый час – в подходящее время, спокойное время.
Будьте добры – так говорят, когда просят человека о чем-то, как бы прося его проявить свою доброту и оказать помощь.
Задание 3
Прочитай текст и на его основе подготовь небольшое сообщение «Добрый молодец в русском фольклоре». Дополни свой текст примерами из сказок, песен, былин.
Ответ:
Героями произведений древнерусской литературы часто становились добры молодцы. Такими считались мужчины, которые всегда готовы прийти на помощь, которые обладают большой физической силой, хорошо сложены, добры, отзывчивы. Ярким примером является великий богатырь Илья Муромец. Он один не побоялся выступить против разбойников, расположившихся в лесах. Благодаря его храбрости люди были освобождены от бесконечных грабежей и нападений. Кроме того, была расчищена дорога на Киев.
Также добры молодцы славятся своей преданностью не только стране и народу, но и своей собственной семье: жене, детям, родителям.
Задание 4
В русских народных сказках и былинах слово добрый часто становится эпитетом: добрый конь, люди добрые, добрый товар, доброе место, доброе дело. Вспомни сказки и былины, в которых встречались эти словосочетания.
Ответ:
Добрый конь – былины о «Трёх богатырях».
Люди добрые – «Еруслан Лазаревич».
Добрый товар – былина «Садко».
Доброе место – «Сорока».
Доброе дело – «Пятеро Добрых Друзей».
Задание 5
Составь предложения с сочетаниями слов.
Ответ:
Добрый конь – верный товарищ в бою.
Добрый молодец всегда готов прийти на помощь.
Доброе слово может от любой беды спасти.
На человека с доброй улыбкой всегда приятно смотреть.
Не посрами свое доброе имя.
С добрым утром, любимая мама.
Нужно пожелать туристам доброго пути.
Обновлено: 08.01.2023
Актуальность. Дети очень любят слушать и читать русские народные сказки. Они очень добрые, весёлые и поучительные. В них много положительных героев, но есть и другие, которые хотят им навредить и помешать. Больше всего в моих сказках встречается сказочный герой — Иван-Царевич.
Иван-Царевич — один из главных персонажей русского фольклора. Как сказочный персонаж он появился в конце XVIII-начале XIX века. Сказки об Иване — Царевиче, очень многочисленные, изданы у Афанасьева, Садовникова, Эрленвейна, Худякова и др.
И нам захотелось больше о нем узнать, поближе познакомиться. Какой он бывает в русских народных сказках.
Объект исследования – Иван-Царевич в волшебных сказках.
Предмет исследования – роль Ивана-Царевича в волшебных сказках.
Цель работы – определение роли Ивана-Царевича в жизни сказочного героя: добрый, отважный молодец или трусливый человек.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач :
Изучить литературные энциклопедии, прочитать волшебные русские народные сказки, в которых одним из персонажей является Иван-Царевич.
Проследить эволюцию образа Ивана-Царевича.
Реконструировать обрядовый смысл и последовательность действий Ивана-Царевича над сказочным героем.
Проанализировать и обобщить полученные данные.
Гипотеза: основана на предположении о том, что Иван-Царевич – добрый, отважный молодец, поскольку:
он всем помогает ;
преодолевает на пути трудности ;
у него красивый внешний вид.
Основная часть Образ Ивана-Царевича
Иван-Царевич — любимый герой русских сказок («Царевна-лягушка», «Финист — Ясный Сокол», «Одноглазка, Двуглазка, Трехглазка», «Иван-царевич и серый волк», «Молодильные яблоки», «Мертвая царевна» и т. п.). Ему с готовностью служит и серый волк, и ворон, и злая баба яга, указывающая ему путь к зачарованному замку, где находится красавица, цель его исканий.
Нередко Иван-Царевич наделен способностью перевоплощения, необычными внешними признаками («по колено ноги в золоте», «по локоть руки в серебре»), ему помогают чудесные слуги и помощники. Сюжеты об Иване-Царевиче связаны с поисками суженой, вокруг которых происходят разного рода приключения, испытания и т. д.
Кроме того, положение ИВАНА ЦАРЕВИЧА в начале сказки более всего осложняется исходной “недостачей”: ИВАН ЦАРЕВИЧ или наказывается родителями и изгоняется из дому за какой-то поступок или обязан — по повелению извне или по собственному долгу — выполнять некую опасную и сложную задачу, в любом случае связанную с риском и геройством, что вызывает прохождение ИВАНА ЦАРЕВИЧА через такие испытания, которые и делают его достойным статуса “царевича”.
ИВАН — ЦАРЕВИЧ в сказочных сюжетах связан с братьями (иногда и сестрой, которая, между прочим, временно становится его женой), помощниками (дядька Катома, Никанор — богатырь , слепой богатырь, старичок, старушка и т.п.), с царевной- невестой ; с Иваном Сученко, Иваном Быковичем, Иваном Коровьим сыном (Буря — богатырь), Иваном Кобылиным сыном, Белым Полянином, Вертодубом, Вертогором (ср. также Горыня, Дубыня и Усыня ); с злой сестрой, ведьмой , Ягишной, Норкой — зверем , Кощеем Бессмертным , Змеем; с Солнцевой сестрой, Василисой (или Еленой ) Прекрасной, Марьей Моревной , с Жар- птицей , серым волком и т.п.
Многие исследователи считают Ивана — царевича идеальным сказочным героем. Действительно, в сказке Иван — царевич всегда изображается как молодой, красивый, деятельный и отважный герой.
В образе Ивана-Царевича преобладают качества идеального сказочного героя: он молод, хорош собой, отважен, добр и честен , смел, силён, храбр, наблюдателен, что обеспечивает ему получение чудесных средств и содействие чудесных помощников.
Иван — положительный персонаж , борющийся со злом, помогающий обиженным или слабым. Очень часто в начале сказки Иван-Царевич беден, потерян родителями, преследуется врагами, не знает о своем царском происхождении. В таких сказках как награду за героическое поведение и добрые дела Иван-Царевич получает назад свое царство, трон или находит своих царственных родителей. Но даже если он изначально царевич, то в конце сказки он обычно получает своеобразный приз в виде чужого полцарства, царской или королевской дочери, волшебного или дорогого коня, драгоценных или волшебных предметов или даже дополнительного ума или волшебных умений.
Таким образом, Иван – Царевич в волшебных сказках бывает положительным героем.
Подвиги Ивана-Царевича
Повзрослев, Иван предпринимает дальние экспедиции в поисках различных волшебных вещей и животных (молодильных яблок, живой воды, Жар-птицы , которая прилетает в царский сад клевать эти яблоки). Попутно Иван-Царевич встречает неожиданного помощника-животное: Серого Волка или волчицу, зайчиху, утку, сокола, щуку. Часто животное он добывает или спасает и оно ему верно служит: Сивка-Бурка или другой волшебный конь. Часто животное-помощник оживляет убитого Ивана-царевича и убивает его врагов (например, коварных братьев). В ряде сюжетов Иван-Царевич ищет свою похищенную Кощеем жену. Одолеть Кощея помогает Баба-Яга .
ИВАН — ЦАРЕВИЧ отправляется на поиски исчезнувшей (похищенной) царевны или царицы; ею нередко сопровождают два старших брата, которые оказываются мнимыми помощниками. Когда путешественники приходят к яме, провалу, дыре, колодцу , пещере то ИВАН — ЦАРЕВИЧ спускается по веревке вниз, а его братья (спутники) предательски обрывают веревку — сразу же или в конце, когда он, выполнив задачу, хочет вернуться на землю. ИВАН — ЦАРЕВИЧ оказывается покинутым: он одинок, и теперь он может надеяться только на себя. В царстве он обнаруживает царевну, вступает в смертный бой с прилетевшим внезапно Змеем , пленившим царевну (царевен). Он отсекает ему три головы , освобождает царевну. При этом сам ИВАН — ЦАРЕВИЧ близок к смерти или даже оказывается убитым, но возрождается с помощью “живой” воды . Приобретает силу благодаря “сильной” воде и, наоборот, лишает Змея его мощи, вынудив его хитростью отведать “бессильной” воды. В заключение ИВАН — ЦАРЕВИЧ выбирается из подземного царства с помощью данного ему волшебного яйца (или трех яиц), в которое “скатывается” царство, или высокого дерева , орла , выносящего его на землю, и т. п.
Заканчивается все женитьбой на спасенной царевне, приобретением богатств (добра, драгоценностей), царской властью .
Один из самых распространенных сюжетов об Иване — царевиче — «Иван — царевич и Серый волк». Завязка сюжета связана с тем, что в царский сад повадился загадочный вор. Им оказывается Жар — птица. Иван -царевич пытается поймать ее, но упускает и добывает лишь золотое перо.
По приказу царя братья — царевичи отправляются на поиски волшебной птицы. По дороге они расстаются и продолжают свой путь поодиночке.
Иван — царевич встречает волшебного помощника — серого волка, тот помогает герою достать не только Жар — птицу, но и волшебного коня, и красавицу невесту. На обратном пути Иван — царевич встречает братьев, которые убивают его и забирают все, что он добыл.
Серый волк спасает Ивана — царевича, он возвращается домой и разоблачает обманщиков. Сказка заканчивается свадебным пиром. Таким образом, сказочный персонаж, Иван-Царевич связан чаще всего только с несколькими определенными сюжетами . Каждый такой сюжет от сказки к сказке почти не меняется, меняются только описания действующих лиц и их имена.
Обыкновенно является младшим сыном старика царя, которому приходит мысль испытать сыновей. Из трех братьев счастливейшим оказывается И. Царевич, благодаря кротости, незлобивости и доброте душевной.
Композиция сказок с участием Ивана — царевича традиционна — события развиваются от рождения до свадьбы героя. Иван — царевич является младшим из трех братьев. Как и в варианте с Иваном — дураком , двое — «умные», «правильные» и, часто, безнравственные; третий — «глупый», «неправильный», но честный и добрый; он то и выходит победителем из всех испытаний).
У Ивана-Царевича два старших брата (Фёдор и Василий) и три сестры (Марья, Ольга и Анна). В начале сказки Иван-Царевич третируется своими старшими братьями или родственниками, а в конце занимает главенствующее место среди них.
Отец обещает Ивана-Царевича Морскому (Подземному, заморскому царю) или могущественному волшебнику прежде его рождения. Один из сказочных сюжетов описывает побег Ивана из царства такого царя или волшебника.
Женами Ивана-Царевича оказываются то Елена Прекрасная (образ греческого происхождения), то дочь Кощея Василиса Премудрая ( Царевна-Лягушка ), то степная королева-воительница Марья Моревна .
Ивана-Царевича можно назвать настоящим героем всех русских народных сказок. Это не просто красивый, смелый и умелый молодец – это человек, который побеждает в любых обстоятельствах.
Иван-Царевич – фольклорный супергерой
Герою практически во всех сюжетах приходится страдать понапрасну – его то изгоняют из дома за поступок, которого он не совершал, либо отправляют на верную смерть бороться с неведомым чудом, страшащим весь город.
Происхождение у Ивана-Царевича всегда благородное, что, однако, не дает ему преимущества перед братьями и сестрами. Так же, как и Иван-дурак, Царевич занимает второе, а то и третье место в семье, на него редко рассчитывают и относятся слегка снисходительно. Никто не возлагает на него особых надежд, поэтому любая победа в смертельной схватке воспринимается с приятным удивлением.
В древнем эпосе любого народа найдется герой, которому можно поручить любое, даже самое сложное задание по спасению чьей-то жизни. В русском фольклоре эту роль играет Иван-Царевич. Ему всегда помогают редкие и умные животные (Серый волк, Сивка-Бурка), а в награду достается самая красивая девушка – Елена Прекрасная, Василиса Премудрая или Марья Моревна. Причем служить удалому молодцу не отказывается даже коварная Баба-Яга.
Он прибегает к смекалке, пользуется не только своим добрым сердцем, но и умом. Честное имя, друзья и открытость – вот, что в итоге позволяет Ивану-Царевичу победить зло и доказать, что добро всегда будет вознаграждено.
Сказка – один из основных видов устного народного творчества. Художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.
Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с самого раннего детства. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости. Сказки любят и дети и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты. Сказки пришли к нам из глубокой древности. Рассказывали их нищие странники, портные, отставные солдаты.
Самого главного героя русских народных сказок мы все хорошо знаем. Это Иван, Иванушка, Ивашка… Он может быть как царским сыном, так и простым крестьянином, но самое главное – чаще всего он просто … Иван – дурак.
Мужественный, верный, благородный герой самоотверженно преодолевает все препятствия, побеждает тёмные силы сказочного царства, завоёвывает счастье.
Цель и задачи исследования
Цель исследования: Составить характеристику героя русских народных сказок Ивана.
Объектом исследования является: образ главного героя Ивана.
Предметом исследования : русские народные сказки.
Способы и методы исследования
- Изучить мнение своих одноклассников об Иване.
- Прочитать сказки, где главным героем которых является Иван.
- Проанализировать произведения и полученную информацию опроса.
- Узнать о значении имени Иван и соотнести его с образом Ивана в сказках.
- Способы и методы исследования:
- Анкетирование
- Анализ, сравнение и обобщение полученной информации
Образ Ивана – главного героя русских народных сказок
Герои русских народных сказок отличаются такими светлыми человеческими качествами, как благородство, добросердечность, храбрость, находчивость, а добрые силы в сказках всегда одерживают верх. Среди положительных героев русских народных сказок есть и храбрые царевичи, и былинные богатыри, и простые крестьяне, и целый ряд женских образов.
Иван (Иванушка) — один из популярнейших героев русских волшебных сказок. Воплощает особую сказочную стратегию, опирающуюся на поиск собственных решений, часто противоречащих здравому смыслу, но, в конечном счете, приносящих успех.
У кого ты ни спроси –
Всем известно на Руси:
То он царь, то из крестьян,
А зовут его … Иван
Имя Иван по происхождению – древнееврейское (Yohanan – Бог милует). Это имя очень полюбилось народам Европы, и до сегодняшнего дня существуют его варианты: английское Джон, немецкое Иоганн (Йоханнес, Йоханн), Ганс (Ханс), французское Жан, итальянское Джованни, болгарское Йован, Йотан, молдавское Ион, шведское Юхан, датское Енс, Йенс, испанское Хуан, арабское Юханна и др.
Любимый герой русских народных сказок – Иван–царевич. Это известный всем положительный персонаж, который борется со злом, помогает слабым и обиженным. Чаще всего — это младший из трёх сыновей царя. В некоторых сюжетах Иван и вовсе не знает о своём царском происхождении, но, тем не менее, олицетворяет собой благородство и добрые качества души. Например, он борется с Кощеем, одолевает его, спасает жену или прекрасную царевну. И за своё героическое поведение и добрые дела этот герой народных сказок получает полагающееся ему царство или чужие полцарства, и царскую дочь, и прочие волшебные умения.
Иванушка – дурачок – также очень важный герой русских сказок, стоящих на стороне добрых и светлых сил. Иван — дурак – всего лишь крестьянский сын и он совсем не похож на благородного сказочного героя. Его особенность в том, что внешне он совсем не таков, как другие положительные герои русских сказок. Он не блещет умом, но именно благодаря своему нерациональному поведению и нестандартному мышлению проходит все сказочные испытания, побеждает своего противника и получает богатство.
Добрый он, Иванушка, правдив, искренен, простодушен и прямодушен, за это и помогают ему все, с кем он встречается. Вместо черных корочек, которые он хочет разделить с прохожим стариком, в мешке белые булки появляются. Скатерть-самобранка разворачивается, конь из серебра в деньги рассыпается. Здоровенные молодцы из рожка выпрыгивают или из сумы вылезают, бьют-колотят всех обидчиков. Зверей-птиц дурак из беды избавляет, на волю отпускает, и те ему в тяжелую минуту пригождаются: и собака, и кошка, и утка, и щука, и рак. И награждают его за доброту: дурак спит, а летучий корабль сам собою строится, мост хрустальный через реку протягивается, дворец на море становится лучше королевского. Умные братья то и дело впросак попадают, а дурак честно пшеницу стережет – и Сивку-бурку в награду получает, жар-птицу за хвост ловит. Перстень царевнин достает – с пальца снимает – а царевна-то в высокой башне сидит. А, в конце концов, на прекрасной царевне женится, в приданое полцарства получает.
Рядом с основным героем в волшебной сказке стоят его чудесные помощники: Сивка – Бурка, серый волк, Старик и другие. Они дополняют и довершают действия основного героя, помогают ему в борьбе, в разрешении трудных задач, добывании диковинок, завоевании невесты. Положительный герой, его помощники и удивительные предметы, которыми он овладевает, создают безупречный, светлый, радостный мир. Мир этот противостоит злу жизни, тёмным силам.
Я провел анкетирование, чтоб узнать об Иване как главном герое волшебных сказок у своих сверстников. Я предложила учащимся 2-4 классов ответить на вопросы. Мной было опрошено 47 человек. Я выяснил, что практически все ребята любят сказки (95 % — 45 чел.) Главным добрым героем сказок дети считают Ивана-царевича или Ивана-дурака – 42 %, богатырей – 34 %, другие персонажи – 24% .
Получился такой портрет Ивана:
— По отношению к другим людям: добрый, добродушный, доверчивый.
— По отношению к себе: уверенный, скромный, самоотверженный.
— По отношению к труду: ленивый, лежебока, безынициативный.
— Нравственные качества: человечный, справедливый, честный, хороший.
— Волевые качества: сильный, смелый, мужественный, герой, храбрец.
Таков Иван практически во всех волшебных сказках, прочитанных мной.
Учитывая все характеристики, становится очевидно, что Иван смел, надёжен, довольно умён, удачлив.
Можно сделать вывод, что Иван — надёжный, простой, хороший сказочный герой.
В результате проведённого исследования я выяснил, что любимый герой русских сказок – Иван. Иван — самое «русское» из всех имен, означающее «хороший» и «простой», которому присущи качества: красивый, светлый, безопасный, надежный, радостный, яркий, добрый и величественный. В волшебных сказках это бесстрашный, добрый и благородный герой, который побеждает всех врагов, помогает слабым и завоевывает себе счастье.
Список использованной литературы
Гуллер Ю. И весёлый, и музыкальный… // Детская энциклопедия, №12, 2012
Ненаглядная Красота: Русские волшебные сказки /обраб. И.Карноуховой – М.: Детская литература, 1983
Data: 05.10.2010 04:55 | Автор: Administrator
Иван-Царевич — один из главных персонажей русского фольклора. Как сказочный персонаж он появился в конце XVIII-начале XIX века.
Источник: русские сказки
Иван-Царевич выступает в сказках в двух разных ипостасях:
положительный персонаж, борющийся со злом, помогающий обиженным или слабым. Очень часто в начале сказки Иван-Царевич беден, потерян родителями, преследуется врагами, не знает о своем царском происхождении. В таких сказках как награду за героическое поведение и добрые дела Иван-Царевич получает назад свое царство, трон или находит своих царственных родителей. Но даже если он изначально царевич, то в конце сказки он обычно получает своеобразный приз в виде чужого полцарства, царской или королевской дочери, волшебного или дорогого коня, драгоценных или волшебных предметов или даже дополнительного ума или волшебных умений.
отрицательный персонаж, который противопоставляется другим царевичам, но чаще персонажам простого происхождения, например, Ивану-рыбацкому сыну. В этом случае Иван-царевич зол, коварен и различными способами пытается погубить положительных героев и отнять у них заслуженную награду. В конце бывает посрамлен и наказан, но практически никогда — убит.
Как сказочный персонаж, Иван-Царевич связан чаще всего только с несколькими определенными сюжетами. Каждый такой сюжет от сказки к сказке почти не меняется, меняются только описания действующих лиц и их имена.
Обычно Иван-царевич (как и Иван-дурак) является младшим из трех сыновей царя.
Типовые сценарии сказки
У Ивана-Царевича два старших брата (Фёдор и Василий) и три сестры (Марья, Ольга и Анна).
В начале сказки Иван-Царевич третируется своими старшими братьями или родственниками, а в конце занимает главенствующее место среди них.
Отец обещает Ивана-Царевича Морскому (Подземному, заморскому царю) или могущественному волшебнику прежде его рождения. Один из сказочных сюжетов описывает побег Ивана из царства такого царя или волшебника.
Повзрослев, Иван предпринимает дальние экспедиции в поисках различных волшебных вещей и животных (молодильных яблок, живой воды, Жар-птицы, которая прилетает в царский сад клевать эти яблоки).
Попутно Иван-Царевич встречает неожиданного помощника-животное: Серого Волка или волчицу, зайчиху, утку, сокола, щуку.
Часто животное он добывает или спасает и оно ему верно служит: Сивка-Бурка или другой волшебный конь.
Часто животное-помощник оживляет убитого Ивана-царевича и убивает его врагов (например, коварных братьев).
В ряде сюжетов Иван-Царевич ищет свою похищенную Кощеем жену. Одолеть Кощея помогает Баба-Яга.
Женами Ивана-Царевича оказываются то Елена Прекрасная (образ греческого происхождения), то дочь Кощея Василиса Премудрая (Царевна-Лягушка), то степная королева-воительница Марья Моревна.
Читайте также:
- Ласка сообщение 4 класс окружающий мир
- Больший интерес у меня вызовет сообщение о
- Сообщение с японией сегодня
- Канал инициатор отправляющий сообщение
- Сообщение о старинной посуде 2 класс кратко
Добрый
в русских былинах
Представление о добре как эталоне
нравственного поведения, как результате синтеза национального и общечеловечного
восприятия добра складывалось на протяжении длительного периода развития
общества и являли собой обобщенное типизированное понятие лучших человеческих
качеств. Несмотря на субъективность в толковании понятия «добро», можно
восстановить некий эталон доброго, положительного человека. Доминантным
признаком доброго в человеке является факт высокой духовности, нравственности
(порядочный, милосердный, совестливый, сострадательный, хороший, отзывчивый,
достойный, благодетельный и т.д.) [Колесов 1999: 119].
Семантическая трансформация
прилагательного добрый в истории русского языка подробно описана в работе Ж.
Соколовской. В индоевропейском языке слово имело следующие значения: 1)
‘имущий, имеющий добро’; 2) позднее ‘родовитый, знатный’; 3) ‘приносящий
добро’, т.е. ‘благо, счастье, благоприятный’; 4) ‘хороший, такой, какой должен
быть’, по отношению к предметам – ‘такой, который достоин образца, которому
подражали’; 5) ‘хороший в отношении к человеку’, т.е. ‘такой, который смог
сделать как нужно, как требовалось’ [Соколовская 1993: 212]. В русском языке
оно было неодинаковым в разные эпохи и не совпадает с общеславянским в современном
состоянии. Анализ ряда словарей и памятников позволяет предположить, что в
древнерусском языке значение ‘хороший’, ‘такой, какой должен быть’ было
основным для слова. ‘Высоконравственный’, ‘милосердный’, ‘не злой’– семы
вторичного значения адъективной лексемы. В памятниках XVI – XVII вв.
наблюдается и дополнительный семантический сдвиг в употреблении: добрый
начинает обозначать обобщенную положительную оценку – ‘хороший вообще’. Этот
сдвиг окончательно закрепляется в живом употреблении в XVIII в. Таким образом,
в семантической структуре русского добрый происходит перегруппировка значений,
на место основного выдвигается значение ‘не злой’, а значение ‘хороший’ с
появившимся оттенком переходит в число неосновных [Соколовская 1993: 213].
В настоящей статье мы рассматриваем
развитие семантики прилагательного добрый в русском языке.
Материалом для нашего исследования
послужил сборник «Древние российские стихотворения, собранные Киршею
Даниловым». Нами были выявлены прилагательное добрый/добр (121), недобрый
(3), наречие добре (3), краткие формы прилагательного добры (9).
Чаще всего в былинах зафиксированы сочетания добрый конь (64) и добрый
молодец (47).
У слова добрый в толковых
словарях русского языка традиционно отмечается несколько значений:
1.
Делающий добро другим, отзывчивый, а также выражающий эти качества. 2. Несущий
благо, добро, благополучие. 3. Хороший, нравственный. 4. Хороший, отличный. 5.
Дружески близкий, милый 6. Безукоризненный, честный [Ожегов, Шведова: 158].
В произведениях Кирши Данилова лексема
добрый фиксируется в большинстве контекстов в основном значении
‘хороший, нравственный’:
То
коли ты пойдешь на добрыя дела,
Тебе
дам благословение великое (К.Д., № 19:92).
Я
приехал о деле о добром к тебе,
О
добром-то деле – о сватонье (К.Д., № 11: 57).
В данном контексте нужно определять
значение не адъектива, а словосочетания в целом. Прилагательное добрый
может употребляться тогда, когда необходимо подчеркнуть положительное отношение
(как правило, к человеку).
Также можно отметить использование
слова добрый в противоположном значении ‘нехороший, плохой’: И тем
солдатам показалося, что те люди стоят недобрыя, зачат с казаками
дратися (К.Д., № 13: 67).
А
с таво время – часу захворала она скорбью недоброю:
Слегла
княгиня в великое агноище (К.Д., № 22: 116).
Помимо названных у слова добрый
было еще одно значение, соотносимое со значением слова добро ‘имущество’:
добрые люди – люди, обладающие имуществом, люди ‘знатные, почтенные’
[Срезневский: 682]. Отметим, что в собранном материале отсутствуют примеры с
существительным добро.
Он
им молвил:
«Бог
вам помочь,
Добрым
людям!
(К.Д., № 11: 203).
В древнерусских и старорусских
памятниках добрые люди – это некое сословие, не бояре, но те, кого мы
сейчас называли бы «средний класс» [Срезневский 1893: 682]. Вот что пишет в
этой связи Л.Я. Боровой: «Добрые люди были долгое время юридическим термином.
Так назывались заслуживающие доверия люди, которые одни только и могли быть
полномоченными свидетелями. «Добрые люди» означало непременно богатые, житые и
пр., потому что такие люди способны отвечать за свои слова, не безответственны.
По позднейшей терминологии это цензовики» [Боровой 1974: 321].
Значение ‘хорошее, отличное качество’
лексема добрый приобретает в следующих примерах:
Никакой
я прытки-скорби не видавал над собой
И
в добром здоровье от тебе отошел (К.Д.,
№ 14: 143).
Ко
ласкову князю Владимеру.
В
добром здоровье их бог перенес (К.Д.,
№ 5:90).
Читатель, не искушенный в этимологии,
может удивиться, встретив в текстах фразу «пребывать в добром здоровье». Как
это здоровье может быть добрым? Первоначальное значение праславянского * dobrъ
(jь) было ‘годный, подходящий’. Отсюда развились значения ‘доброкачественный’,
‘добротный’, и только потом (в связи с прогрессом в общественных отношениях) –
‘добрый’, ‘милосердный’. Так что «доброе здоровье» – ‘подходящее’, а
встречающееся в диалектах доб, доб-здоров – ‘силен, здоров, в совершенном
здоровье’ буквально означает ‘годен’ [Мельникова 2011:108].
В словаре М. Фасмера этимология слова
добрый объясняется через родственное латинское faber «ремесленник»,
«художник», арм. Darbin «кузнец», нов. -в. -н. tapfer ‘храбрый, сильный,
крепкий, плотный’ [СРНГ]. Эта стадия семантического развития находит отражение
в фольклорном материале, особенно в таких сочетаниях, как добрый конь, добрый
молодец.
Высокий
рейтинг прилагательного добрый в былинах, очевидно, связан с тем, что
данная лексема является постоянным эпитетом к высокочастотным существительным
конь и молодец.
В.Я. Пропп считал, что молодец в
эпосе добрый «не потому, что эпитет застыл, а потому, что согласно
народной эстетике, никакой молодец, кроме доброго, не может быть воспет» [Пропп
2001:127].
Употребление слова добрый в
составе таких конструкций как добрый молодец и добрый конь, мы
отметили в следующих примерах:
Выезжал
удача доброй молодец,
Молоды
Дюк сын Степанович (К.Д., № 2: 20).
Для былинного эпоса характерен эпитет
добрый, прилагаемый к слову молодец, что означает не доброту, а
совокупность всех тех качеств, которыми должен обладать истинный герой:
Подносит
девушка-Чернавушка
Тем
удалым добрым молодцам (К.Д., № 11: 98).
Добрый молодец
– это устойчивое выражение в произведениях фольклора, в том числе в народных
песнях. Известно, что выражения, подобные этому, входят в число устойчивых
сочетаний в устной народной поэзии с так называемыми «постоянными эпитетами»,
вроде сине море, сыра земля, зелена трава, поле чистое, мать-земля и т.д. и
представляют в своих истоках очень древнее явление [СРНГ].
Добрый конь
– постоянный спутник доброго молодца в фольклорных текстах:
Походил
он на конюшню белодубову,
Ко
своему доброму коню (К.Д., № 4:40).
Слово добрый в данных
примерах означает ‘хороший, отличный’, ‘без изъяна’, т.е. отличный конь,
хороший парень.
Сели
оне на добрых коней
И
поехали все ко городу ко Киеву (К.Д., № 11: 101).
Для данных сочетаний характерна также
краткая форма прилагательного добрый:
Поскокали
удалы добры молодцы,
Скоро
оне улицу очистели (К.Д., № 5: 50).
Ты
садися, Никита Романович,
На
добра коня (К.Д., № 2: 29).
В части контекстов слова с корнем —добр—
теряют предметно- понятийную соотнесенность и по значению приближаются к
оценочным словам — знакам сверхположительных оценок:
Во
слезах не может слово молвити,
Добре
жалобна причитаючи (К.Д., № 8: 113).
Ах,
знаю я крестьянина, богат добре,
Живет
на высокой горе, далеко в стороне (К.Д., №12: 217).
В данных контекстах лексема добрый
является превосходной степенью наречия и приобретает значение ‘весьма, очень’.
Проанализировав изменение семантики
адъектива добрый в текстах русских былин, мы установили, что,
действительно, помимо исходного значения ‘хороший, нравственный’, наблюдается
развитие таких значений, как ‘хорошее, отличное качество, годен’, ‘нехороший,
злой, плохой’, а также ‘знатный, почтенный’. Следует указать и на то, что
прилагательное добрый может употребляться тогда, когда необходимо
подчеркнуть положительное отношение (как правило, к человеку), например, добра
честь.
В целом можно сказать, что
рассмотренные нами примеры свидетельствуют о сложной семантической структуре
слова добрый, реализация того или иного значения слова может зависеть от
нескольких факторов, но прежде всего от условий контекста и сочетаемости
лексемы.
Список
источников
Древние российские
стихотворения, собранные Киршею Даниловым (второе дополненное издание,
подготов. А.П. Евгеньева и Б.Н. Путилов). М.: Наука, 1977. 671 с.
Список
использованных словарей
Ожегов
С.Н., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка:
80000 слов и фразеологических выражений. РАН, Ин-т рус.яз. им. В.В.
Виноградова. 4-е изд.,доп. М.: ООО «ИТН Технологии», 2008. 994 с.
СНРГ—
Словарь русских народных говоров / Под ред. Ф.П. Филина, Ф.П. Сороколетова. М.;
Л., 1965 -2013. Вып. 1-46 (издание продолжается)
Срезневский
И.И. Материалы для словаря древнерусского
языка по письменным памятникам. СПБ.: Типография Императорской Академии Наук,
1893. Т. 1.774 с.
Фасмер
М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. Т.1
(А-Д) / Пер. с нем. и доп. О.Н. Трубачева; под ред. И с предисл. Б.А. Ларина.
3-е изд., стер. СПб: Терра – Азбука,
1996. 576 с.
Библиографический список
Боровой
Л.Я. Путь слова. М.: Сов. писатель, 1974.
557с.
Колесов
В.В. «Жизнь происходит от слова…» М.:
Златоуст, 1999. 368 с.
Мельникова
С.А. Здоровый – добрый, годный // Рус.речь.
2011. № 5. С. 107-111.
Соколовская
Ж.П. «Картина мира» в значениях слов. “Семантические
фантазии” или “Катехизис семантики”? Симферополь:
Таврия, 1993. 231 с.