Сказка — ложь, да в ней намек, / Добрым молодцам урок!
- Сказка — ложь, да в ней намек, / Добрым молодцам урок!
-
- Сказка — ложь, да в ней намек, / Добрым молодцам урок!
-
Из «Сказки о золотом петушке» (1834) А. С. Пушкина (1799—1837).
Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс».
.
2003.
.
Смотреть что такое «Сказка — ложь, да в ней намек, / Добрым молодцам урок!» в других словарях:
-
ложь — лжи, ж. Неправда, намеренное искажение истины; обман. [Петя] был правдивый мальчик. Даже самая маленькая ложь приводила его в смущение. Катаев, Катакомбы. || Выдумка, вымысел. Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок. Пушкин, Сказка о… … Малый академический словарь
-
сказка — и, ж. 1) Повествовательное (народное или литературное) произведение о вымышленных лицах и событиях волшебного, авантюрного или бытового характера. Русские народные сказки. Рассказывать сказку. Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок… … Популярный словарь русского языка
-
ложь — лжи, ло/жью, только ед., ж. Намеренное искажение истины. Уличить во лжи. Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок (Пушкин). Синонимы: вранье (разг.), лганье, непра/вда, обма/н Антонимы … Популярный словарь русского языка
-
Пушкин Александр Сергеевич — (1799 1837) Российский поэт, писатель. Афоризмы, цитаты Пушкин Александр Сергеевич. Биография • Презирать суд людей нетрудно, презирать суд собственный невозможно. • Злословие даже без доказательств оставляет поти вечные следы. • Критики… … Сводная энциклопедия афоризмов
-
Крылатые фразы — Афоризмы можно разделить на две категории: одни попадаются нам на глаза, запоминаются и иногда используются при желании блеснуть мудростью , другие же становятся неотъемлемой частью нашей речи и переходят в категорию крылатых фраз . Об авторстве… … Сводная энциклопедия афоризмов
Конспект
организованной
образовательной деятельности
с
детьми старшего дошкольного возраста
по
ознакомлению с русским народным творчеством
«Сказка
ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»
Приоритетная образовательная область — речевое развитие в интеграции с образовательными областями
познавательное и социально-коммуникативное развитие.
Цель: формирование интереса к русским народным
сказкам.
Задачи:
Обучающие:
— обобщить знания
детей о русских народных сказках, их героях, характерных качествах;
— формировать
умение узнавать сказку по иллюстрациям, героям, загадкам, эпизодам, соотносить
волшебный предмет с героем сказки с использованием интерактивной игры;
— закрепить
навыки детей краткого пересказа сказок.
Развивающие:
— развивать у
детей мышление, внимание, память, речь;
— развивать
инициативу и умение действовать согласованно;
— развивать умения
собирать пословицу по картинкам и объяснять её смысл.
Воспитательные:
— воспитывать
у детей доброту, заботу, честность, уважение к старшим, отзывчивость на
примере поступков сказочных героев.
Материалы и оборудование:
— проектор,
ноутбук, экран, презентация интерактивной игры-ходилки «Путешествие по русским
народным сказкам»;
—
детские рисунки «Моя любимая русская народная сказка»;
— большие
картинки героев сказок: Царевна-лягушка, Курочка Ряба, Змей Горыныч, Василиса
Прекрасная, Емеля;
—
сундук, муляж книги и книга «Русские народные сказки», кубик для игры «ходилка»,
конверт с иллюстрациями сказок: «Гуси-лебеди», «Крылатый, мохнатый да
масляный», «Зимовье»;
—
дидактическая игра «Собери пословицу»;
— разрезные
картинки сказок: «Царевна-лягушка», «Емеля», «Заюшкина избушка», «Бычок — смоляной
бочок», «Маша и медведь»;
—
дидактическая игра «Что сначала, что потом» (наборы картинок к сказкам: «Смоляной
бычок», «Лисичка со скалочкой», «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок»);
— игрушки по 2
штуки: лиса, волк, заяц, медведь, петушок; чудесный мешочек.
Ход:
I этап: организационно-мотивационный
Воспитатель
с детьми в группе, рассматривает книги с русскими народными сказками.
Воспитатель: Ребята,
вы недавно вместе со своими мамами, папами рисовали свою любимую русскую
народную сказку. Давайте вместе еще раз посмотрим на ваши рисунки.
Дети
проходят к стенду и рассматривают рисунки, которые рисовали вместе с родителями
на тему «Моя любимая русская народная сказка».
Воспитатель: В каких
сказках живут эти герои? (рассуждения детей)
Воспитатель: Как вы думаете, что такое сказка?
(это волшебная история, которую люди рассказывали друг другу, сочиняли для
своих детей. Расскажет бабушка историю своей дочке, а та перескажет её своей
дочке, добавит что-то новое, так и получались сказки).
Воспитатель: Да, сказки
передавали друг другу словами, т.е. устно. Поэтому
сказка это устное народное творчество. Ребята, что еще относится к
устному народному творчеству? (пословицы и поговорки, потешки, загадки,
песни, считалки, заклички).
Воспитатель: У каждого
народа есть свои сказки и у русского народа есть сказки. В русских народных
сказках говорится о том, как можно честно жить, не бросать друг друга в беде,
прилежно трудиться, уважать старших, почитать отца и мать, любить свой дом.
Родину. Как и в жизни, герои сказок пахали землю, ловили рыбу, охотились. В
сказках люди отражали и то, о чем мечтали. О чем мечтали русские люди? (мечтали
они о коврах- самолетах, о дворцах, построенных за одну ночь, о
скатерти-самобранке, которая сможет накормить всех голодных, о разных волшебных
предметах).
Воспитатель: В сказках
отражали и то, чего боялись.
Чего боялись, русские люди? (войны, голода).
А
ещё кого боялись? (Бабу Ягу, Кощея Бессмертного, Змея Горыныча).
Воспитатель:
Правильно, а еще люди боялись лешего, кикимору, водяного. В лесу
хозяйничал леший, в реках и озерах — водяной, в болоте — кикимора.
Воспитатель: А что
всегда прославлялось в русских народных сказках? (добро, помощь старшим,
умение трудиться).
Воспитатель: Всегда в русских народных сказках
торжествовала справедливость, а добро побеждало зло. А еще ребята, сказки нужно
очень внимательно слушать, каждая из них чему-то учит, а что-то осуждает или
высмеивает. Как гласит народная мудрость — Сказка ложь, да в ней намек, добрым
молодцам урок.
Воспитатель: Ребята, сегодня я вам принесла
новую книгу с интересными русскими народными сказками. Она лежит на полочке в
книжном уголке. Давайте, почитаем её.
Воспитатель с детьми подходят к
книжному уголку и находят большую книгу.
Воспитатель: Ой! Что такое?! Здесь нет ни
одной страницы, один переплет. Куда же всё пропало? Что же делать? (дети дают свои версии, как поступить в данной ситуации).
На экране появляется Баба Яга.
Баба Яга:
— Книгу я
заколдовала.
Унесла из книги
сказки,
Чтоб не знали дети
ласки.
Коли сказки вам
нужны,
Попытайтесь их
спасти.
Сделать это тот
сумеет,
Кто все преграды
одолеет.
А сказки ваши я
спрятала в сундуке под пятью замками. Ключи от замков вы получите, если
выполните мои задания, которые находятся в конвертах. А поможет вам моя
сказочная карта и кубик. (За каждое выполненное задание на экране появляется
ключ)
На карте изображена игра-ходилка с
цветными кружкам и героями сказок с заданиями (см. правила игры — приложение1)
Воспитатель: Вот ведь, какая вредная Баба Яга,
новую книгу с русскими народными сказками забрала. Видно самой интересно их
почитать. Так попросила бы, мы ведь не жадные, почитали бы и ей дали. Ну, что
ребята, будем искать сказки из нашей новой книги или
просто так отдадим Бабе Яге? (нет, не отдадим, будем искать).
Воспитатель и дети внимательно
смотрят на карту. На карте расположены сказочные герои со стрелками.
Старт Царевна-Лягушка
Курочка Ряба Змей Горыныч Василиса Прекрасная Емеля
Баба Яга
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что нам сейчас
делать? (рассуждения детей)
II этап: основной
Последовательность
заданий будет зависеть от кубика и от правил игры
(см. правила игры — приложение1)
Дети бросают кубик.
Полянка Царевны-Лягушки.
Воспитатель: Посмотрите, здесь лежит конверт,
давайте прочитаем задание: «Угадайте название русской народной сказки по
картинке».
Картинка «Гуси-лебеди».
Воспитатель: Ребята как называется эта сказка?
(русская народная сказка «Гуси-Лебеди»).
Воспитатель: Правильно, о чём говорится в этой
сказке? (в сказке говорится о том, как
девочка не послушала, что ей наказывали отец с матерью, и её братик попал в беду. Его украли
гуси-лебеди. Девочка испугалась и побежала искать его).
Воспитатель: Ребята,
а у кого она помощи просила? (у
яблони, у печки, у речки).
Воспитатель: Да, смелая
была девочка, не побоялась одна идти к Бабе Яге и спасла братика. Чему эта
сказка учит? (сказка учит любить своих
родных, не бросать в беде и слушаться взрослых).
Воспитатель: Правильно
не зря в поговорке говорится: «Друзья познаются в беде».
Картинка
«Крылатый, мохнатый да масляный»
Воспитатель: Ребята, что это за сказка? (русская
народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный»).
Воспитатель: Кто главные герои этой сказки? (воробей,
мышонок и блин).
Воспитатель: Какая история с ними произошла? (в
начале сказки воробей, мышонок и блин жили дружно, каждый свою работу делал.
Воробей еду приносил, мышонок дрова рубил, блин — щи да кашу варил. Потом
воробью показалось, что только он работает, а другие нет).
Воспитатель: Что воробей предложил своим
друзьям? (поменяться работой).
Воспитатель: Да и ничего у них не получалось.
Только в беду попали. Что случилось с героями этой сказки? (мышка
ошпарилась, когда щи варила, у блина на охоте полбока лиса откусила, воробей
клюв себе поранил, когда дрова рубил).
Воспитатель: Сидят, плачут, что ничего-то у
них не получается. Стыдно воробью стало, и каждый опять стал делать то, что
умеет. Воробей еду приносил, мышонок дрова рубил, блин — щи да кашу варил.
Ребята, чему эта сказка учит? (сказка учит тому, что каждый должен заниматься
своим делом, то, что умеет).
Воспитатель: Верно, сказано: «Других не суди,
на себя посмотри».
Картинка «Зимовье»
Воспитатель: Ребята, а эти герои из какой
сказки? (русская народная сказка «Зимовье»).
Воспитатель: О чем эта сказка? (эта сказка о
зверях, которые решили жить в лесу. Лето прошло, наступила осень, и в лесу
стало холодно. Они решили построить для себя теплый дом).
Воспитатель: А кто нарушил их спокойную жизнь?
(голодные злые волки хотели проверить, кто в зимовье живет. Но звери
испугали волка, напали на него. Волки больше не приходили в дом).
Воспитатель: Как говорится: «Один за всех и
все за одного». По одному может и не справились бы, а вместе одолели волка.
На экране появляется ключ (со
звуком)
Воспитатель: У Царевны – Лягушки мы выполнили
задания и появился ключ от сундука. Бросайте кубик снова.
Последовательность заданий будет
зависеть от кубика и от правил игры
(см. правила игры- приложение1)
Поляна Курочки — Рябы.
Воспитатель: Пойдемте к Курочке — Рябе. Нужно
посмотреть задание в конверте.
Дидактическая игра «Собери и
назови пословицу»
Воспитатель: Ребята, здесь написано задание «Собери
и назови пословицу», а что такое пословица? (это мудрое
выражение, которое чему-то учит).
Воспитатель: Правильно это выражение, имеющее
поучительный смысл. А о
чём в них говорится?(о том, как правильно себя вести,
как нужно трудиться, учиться чему – то).
Воспитатель: Ребята доставайте картинки,
возьмите себе по одной. Найдите себе пару, чтобы получилась целая пословица.
Дети собирают пословицу из двух
картинок «За двумя зайцами погонишься -ни одного не поймаешь»
Воспитатель: Что за пословицу вы собрали? (
«За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь»).
Воспитатель: Правильно, а что эта пословица означает?
(когда делаешь два дела сразу, то ничего не сделаешь).
Воспитатель: Правильно, если побежать сразу за двумя зайцами, они
обязательно тебя перехитрят: один вправо, а другой влево, так ни кого и не
поймаешь. Так и в деле, лучше не торопиться, одно дело сделать, чем начать два
дела и ни одного хорошо не сделать.
Дети собирают следующую
пословицу
«Без труда — не
вытащишь рыбку из пруда»
Воспитатель: Как вы понимаете эту пословицу? (чтобы
что-то получилось, нужно потрудиться).
Воспитатель: Чтобы рыбу поймать, надо потрудиться: и
место выбрать хорошее, и наживку насадить старательно, и за поплавком следить:
не клюет ли рыба. А в других делах можно ли без труда обойтись? Например, ягоды
можно без труда набрать? (ответы детей).
Воспитатель: Конечно, нет! Чтобы ягод набрать, надо в
лес сходить, за каждой ягодкой наклониться, в корзинку положить. То есть эта
пословица не только про рыбку, а про любое дело, где потрудиться надо.
Пословица «Не спеши языком, торопись делом»
Воспитатель: Как эта пословица звучит? (не
спеши языком, торопись делом).
Воспитатель: Ребята, о чём в этой
пословице говорится? (если какое — то дело хочешь сделать, надо не говорить
про него, а делать).
Пословица «Не имей 100 рублей, а
имей 100 друзей»
Воспитатель: Ребята, как вы можете объяснить
эту пословицу? (деньги не всегда могу помочь в жизни, а вот верные друзья
всегда придут на помощь, надо дорожить не деньгами, а друзьями).
Пословица «Доброе слово и кошке
приятно»
Воспитатель: Что означает эта пословица? (всем
приятно слышать добрые слова, когда обращаются друг к другу вежливо и спокойно).
Воспитатель: Молодцы, все правильно сказали. Ребята,
а какие сказки подходят к этим пословицам. (рассуждения детей).
На экране появляется второй ключ.
Воспитатель: Бросайте кубик, пойдемте дальше.
Последовательность
заданий будет зависеть от кубика и от правил игры
(см. правила игры- приложение1)
Поляна Змея-Горыныча.
Воспитатель: Давайте откроем конверт и
прочитаем задания.
Дидактическая игра «Собери сказку»
(разрезные картинки «Царевна-лягушка»,
«Емеля», «Заюшкина Избушка», «Бычок — смоляной бочок», «Маша и медведь»)
Воспитатель: Вот Баба Яга и здесь свою руку
приложила, все картинки со сказками разрезала. Нам необходимо их собрать, чтобы
быстрее получилось, давайте разделимся на пары. Каждая пара будет собирать свою
сказку.
Воспитатель: Молодцы, быстро справились, из
каких же сказок эти герои? (дети называют героев и название сказок).
Воспитатель: Третий ключ появился. Давайте
двигаться дальше, бросайте кубик.
Последовательность
заданий будет зависеть от кубика и от правил игры
(см. правила игры- приложение1)
Поляна Василисы Прекрасной.
Воспитатель: А вот и конверт с заданием.
Дидактическая игра «Что сначала,
что потом»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь
надо сделать? (собрать сказку по порядку).
Воспитатель: Все картинки из сказок
перепутались. Необходимо их расставить по порядку: что было в начале сказки,
что в середине, и что в конце. Ничего страшного, мы же с вами много сказок
знаем. Ребята посмотрите, кто какую сказку будет собирать? Можете разделиться
на пары.
Воспитатель: Давайте все вместе посмотрим,
правильно ли мы всё сделали. (Рассуждения детей). Ребята, у каждой
сказки есть начало – зачин, с каких слов начинается сказка? (жили-были,
давным-давно, в тридевятом царстве, однажды).
Воспитатель: Правильно, потом основная
часть-середина, где что-то происходит, случается. И конец сказки – развязка. Ребята
какими словами заканчиваются сказки. (стали они жить — поживать да добра
наживать, и стали они жить в мире и согласии, тут и сказки конец, а кто слушал
молодец).
На экране появляется ключ.
Воспитатель: Вот еще ключ нашли, ребята
бросайте кубик.
Последовательность
заданий будет зависеть от кубика и от правил игры
( см. правила игры- приложение1)
Поляна Емели
Воспитатель:
Ребята, здесь мешочек лежит, а вот и задание написано: «Назвать
по пять русских народных сказок с героями, которые лежат в чудесном мешочке».
Дидактическая игра
«Чудесный мешочек»
Воспитатель: Отгадайте, какой герой русских
народных сказок вам достался. Затем мы вместе вспомним сказки, где они
встречаются.
Лиса («Лисичка со скалочкой», «Лисичка
сестричка и серый волк», «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Лиса и
дрозд», «Снегурушка и лиса»);
Медведь («Теремок», «Колобок», «Три медведя»,
«Маша и медведь», «Мужик и медведь», «Снегурушка и лиса»);
Заяц («Колобок, «Теремок», «Заяц-хваста»,
«Заюшкина избушка», «Рукавичка»);
Волк («Лисичка сестричка и серый волк»,
«Колобок», «Рукавичка», «Волк и семеро козлят», «Смоляной бычок», «Зимовье»,
«Снегурушка и лиса»);
Петушок («Зимовье», «Заюшкина избушка», «Кот,
дрозд и петух», «Петушок и бобовое зернышко», «Петушок золотой гребешок и
чудо-меленка»);
Воспитатель: Какие вы молодцы, сколько сказок
знаете, где встречаются волк, лиса, петушок, заяц, медведь. Смотрите, пятый ключ
появился. Мы собрали все пять ключей. А где же сундук с нашими сказками? (сказки
забрала Баба Яга, надо к ней идти).
Воспитатель и дети подходят к Бабе
Яге и находят сундук, в котором лежит новая книга с русскими народными
сказками.
Воспитатель: Не обманула Баба Яга, вернула нам
сказки.
III этап: оценочно -рефлексивный
Воспитатель: Какое интересное сказочное
путешествие у нас сегодня было. Все задания Бабы Яги выполнили.
Воспитатель: А какое самое интересное задание
для вас было? (называли русские народные сказки по картинке, угадывали из
какой сказки слова, предмет, угадывали героя сказки по словам, собирали
пословицы, расставляли картинки сказки по порядку).
Воспитатель: А справились мы с заданиями,
потому что всё делали дружно, любите и знаете русские народные сказки. А теперь
давайте посмотрим новую книгу и выберем сказку, которую бы вы хотели почитать.
А потом обязательно покажем инсценировку понравившейся сказки малышам, они так
их любят.
Приложение 1
Правила интерактивной игры – ходилки
«Путешествие по русским народным
сказкам»
Необходимо пройти
поле от начала до конца по разноцветным кружкам и выполнить все задания. Каждому
цвету кружка соответствует задание. Красный круг – «Угадай героя сказки». Синий
круг – «Угадай, из какой сказки предмет». Желтый круг – карточка сюрприз,
(перемещение хода назад, либо вперед, либо по стрелке), Зеленый круг « Угадай
из какой сказки слова».
Игроки по очереди
бросают кубик. На экране передвигается фишка на выпавшее на нем количество
ходов. На карте также есть персонажи сказок, к которым необходимо подойти и
выполнить задания. (Царевна-лягушка, Курочка Ряба, змей Горыныч, Василиса
Прекрасная, Емеля).
От Старта
до «Царевны – лягушки»:
Красный круг —
Разбойники белые! Вот беды наделали: В деревню прилетали и мальчика украли.
Только смелая сестра всё равно его нашла. Помогли ей печка, Яблонька и речка. (сказка
Гуси-лебеди)
Синий круг –
«Рукавичка»
Желтый круг – «Назови начало (зачин) сказки»
Зеленый круг — «Ловись, рыбка, и мала, и велика!»
(Сказка «Лисичка – сестричка и серый волк»
Задания от
«Царевны – лягушки» до «Курочки рябы»:
Красный круг — Жизнь её не весела: На болоте век
жила. Прилетела к ней стрела, но Иванушка пришел, со стрелой её нашел.
(Царевна-лягушка).
Синий круг – «Печка» (Гуси-лебеди)
Желтый круг – «Назови начало (зачин) сказки»
Зеленый
круг — «Спи, глазок, спи, другой» (Сказка «Хаврошечка»)
Задания от
«Курочки Рябы» до «Змея Горыныча»
Красный круг — Он сумел поймать волчишку, он поймал лису и мишку. Он
поймал их не сачком, а поймал он их бочком. (Бычок – смоляной бочок).
Синий круг – «Скалочка» (Лисичка со
скалочкой)
Желтый круг – «Назови начало (зачин) сказки»
Зеленый круг — «Алёнушка, сестрица моя! Выплынь, выплынь
на бережок. Костры горят высокие, Котлы кипят чугунные, Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!» ( Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
Задания от «Змея Горыныча» до
«Василисы Прекрасной»
Красный круг — Вёдра он послал на речку, Сам спокойно спал на печке, Спал
он целую неделю, И зовут его…(Емеля).
Синий круг – «Яичко» (Курочка Ряба)
Желтый круг – «Назови начало (зачин) сказки»
Зеленый круг — «Несёт меня лиса за тёмные леса, за
высокие горы! Котик – братик, выручи меня!» (Сказка «Кот, петух и лиса»)
Задания от «Василисы Прекрасной»
до «Емели»
Красный круг – Не в санях, не на коне, мчится баба на
метле, хитрая и злая, кто она такая? (Баба Яга)
Синий круг – Полотна ткани, закатанные в
трубы (Хаврошечка)
Желтый круг – «Назови начало (зачин) сказки»
Зеленый круг — Кука-ре-ку! Иду на пятах, несу косу
на плечах, Хочу Лису посечи, слезай, Лиса, с печи! Поди, Лиса, вон. (Заюшкина
избушка)
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
Департамент образования
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 69
603035, , г.Нижний Новгород, ул.Черняховского, 8А
тел/факс (831) 276-80-63, 276-32-52, 276-33-05, E-mail: Shcola69@yandex.ru
Моё исследование
«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!»
Выполнил:
Пелевин Андрей
ученик 3 а класса.
г.Нижний Новгород
2016
Содержание
Введение ………………………………………………………………………. |
3 |
Основная часть…………………………………………………………………. |
4 |
1. Понятие сказки………………………………………… |
4 |
2. Роль добра и зла в сказках (анализ исследуемых сказок)………………………………………… |
5 |
3. Чему учат сказки…………………………………….. |
6 |
Заключение…………………………………………………………………….. |
6 |
Список литературы……………………………………………………………. |
7 |
Введение
Издавна русские люди придумывали сказки: себе на забаву, младшим на поучение. И чаще всего в них говорилось о борьбе добра со злом, и изображалось это по-разному: на примере людей, зверей или необычных существ. Но черты характера оставались неизменными. Злые персонажи как правило имели отталкивающую внешность, скверный характер и вредные привычки. А добрые персонажи, наоборот, имели приятную внешность, ласковый характер и хорошие манеры. Во всех русских сказках добро противостоит злу и побеждает его с помощью силы, смекалки, удачи и, конечно, доброты.
Сказки всегда были актуальны, т.к. они входят в жизнь человека в раннем детстве и остаются с ним на всю жизнь. И хотя сказки рассказывают о необычных событиях, но всё равно в каждой выдумке есть что – то от настоящей жизни.
В современном мире проблема добра и зла очень актуальна. В нашей жизни не хватает доброты и бескорыстия. Этому есть множество примеров: брошенные собаки и кошки во дворах, равнодушие и чёрствость людей к горю ближнего, преступления людей, войны. А ведь люди должны быть людьми: делать добро для других, беречь животных и нашу планету, помогать всем.
Читая русские народные сказки, я понял, что народ уже в глубокой древности размышлял об этой проблеме и создавал вымышленные истории со счастливым концом и обязательной победе добра над злом. В своей исследовательской работе я решил рассмотреть вопрос о добре и зле, обратившись к русским народным сказкам, ведь с ними связаны мои первые представления о справедливости, о том, что добро обязательно побеждает зло. Читая сказки, сравнивая их, мы можем понять, о чём «намекают» сказки и какова главная мысль сказок.
Цель исследования – изучить, всегда ли добро побеждает зло на примере русских народных сказок.
Задачи исследования:
- Узнать, что такое сказка.
- Определить роль добра и зла в сказках;
- Понять, чему учат сказки.
Методы исследования:
- чтение сказок,
- изучение литературы по теме.
Место исследования
- уроки литературного чтения в классе
- чтение дополнительной литературы дома
Основная часть
- Понятие сказки
«Сказка – повествовательное, народно — поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил», — читаем мы в толковом словаре русского языка С.И.Ожегова.
Сказка появилась много веков назад, когда люди ещё не умели читать и писать. Она живёт в устном исполнении и в книге, её любят дети и взрослые, в городе и в деревне.
Само название «Сказка» возникло далеко не сразу. Вначале в Древней Руси появились произведения , которые рассказывались для развлечения, они назывались байками (от слова «баить» — говорить).
А сказками назывались документы, в которых сообщались различные сведения о количестве и составе населения.
Впервые термин «сказка» в современном значении был употреблён в 1649 году. Очень быстро его значение перешло только на волшебные,
сказки, в основе сюжета которых были фантастические приключения или подвиги главного героя.
- Роль добра и зла в сказках
Добро и зло. Это основные нравственные понятия, которыми руководствуется каждый человек в своей жизни. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории. Вот как даёт эти определения в своём словаре В.И. Даль: Добро – это всё то, что полезно людям и обществу, что способствует улучшению жизни, возвышению личности, совершенствованию общества. Зло – это всё то, что противоположно добру, что губит душу человека и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду. Другими словами: Добро — понятие нравственности, означающее намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему, а также незнакомому человеку, животному и растительному миру. Зло — понятие нравственности, означающее намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий. Эрих Фромм: Добро — это все, что служит жизни; зло — все, что служит смерти.
Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности. Как существует добро, так есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его.
Тема добра и зла ярко отражается в сказках. И в сказках всегда добро побеждает зло. Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра. Почему же добро всегда одерживает победу над злом? У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и в конечном результате всегда побеждает добро.
Для исследования мы взяли три русские народные сказки. Прочитав сказки, можно выделить положительные и отрицательные черты характера главных персонажей каждой сказки и её основные мысли.
Иван-царевич и серый волк (русская народная сказка) |
|
Рисунок к сказке |
Главные персонажи: Иван – царевич, братья Ивана, серый волк Положительные черты: смелость, мудрость, готовность прийти на помощь другу. Отрицательные черты: глупость, хитрость, коварство Основные мысли сказки: не будь глупцом – не попадайся на «удочку»; выручай друга из беды; не мирись со злом, умей ему противостоять. |
Морозко (русская народная сказка) |
|
Рисунок к сказке |
Главные персонажи: Морозко, старикова дочка, дочка мачехи, мачеха Положительные черты: трудолюбие, доброта, уважение к старшим Отрицательные черты: злость, коварство, жадность, глупость Основные мысли сказки: Не злись на других, не обижай слабых. Как аукнется, так и откликнется. |
Пётр и Петруша (русская народная сказка) |
|
Рисунок к сказке |
Главные персонажи: солдат, царь, разбойники. Положительные черты: смелость, храбрость, щедрость, находчивость, ум. Отрицательные черты: жадность, коварство, злодейство. Основные мысли сказки: умей разбираться в людях; не унижай ближнего; сам погибай, а товарища выручай, поплатишься за своё коварство. |
Зло кажется непобедимым, потому что злые герои сказок очень сильны, хитры. Но добро все равно одолевает зло!
Как мы видим, во всех сказках добро победило, а зло было наказано.
- Чему учат сказки
Прочитав выбранные сказки, мы сравнили их основные мысли и черты характеров героев. Мы думаем, что не обязательно быть самым сильным, самым умным. Надо быть смелым, трудолюбивым, рассудительным, добрым, находчивым и, главное, не оставлять в беде товарищей, помогать тем, кто слабее тебя, уметь постоять за себя. И практически через все сказки проводится идея торжества правды и справедливости. Зачастую положительные герои становятся победителями в борьбе, а отрицательные герои наказываются.
Также сказки учат нас рассуждать, развивают фантазию, творческие способности и эмоциональную отзывчивость к неудачам других людей.
Заключение
Результаты нашего исследования доказывают, что основной мыслью любой сказки является борьба добра со злом. Ведь добро и зло в сказках играют очень важную роль, потому что помогают нам с ранних лет понимать, что добро – это хорошо, а зло – это плохо. Поэтому можно сделать вывод: сказки учат доброте, отличать хорошее от плохого, терпению, трудолюбию, смелости, верить в свои силы, преодолевать трудности, бороться со злом, защищать слабых. А ещё любая сказка учит жить. А.С. Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намёк…» Этот «намёк» – есть правда сказки. Сказка не даёт прямых наставлений, но в её содержании всегда заложен какой-то урок. В сказке всегда хороший конец: побеждает тот, кто любит людей, помогает слабым, уважает старших и родителей.
И закончить свою работу хочется следующими пословицами: «Лихо тому, кто добро не творит никому!» Всегда и всем надо помнить: «На добрый привет добрый и ответ».
Список литературы
- Книга «Русские народные сказки»
- Толковый словарь С. И. Ожегова.
- Толковый словарь В. И. Даля
- Русское народное творчество / под ред. Н.А. Захарова
- Ресурсы Интернета.
- Microsoft Office Pover Point-программа для создания презентации.
Сказка — ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок. Поучительные сказки
- Авторы
- Руководители
- Файлы работы
- Наградные документы
Казиханова Ю.А. 1
1МАОУ СОШ 25
Анфимова Н.А. 1
1МАОУ СОШ 25
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ
Год назад наша семья стала больше. У меня появилась младшая сестра Ирочка. Этим летом, читая сестричке сказки, я задумалась – оказывается, сказки учат детей правилам поведения, уважительному отношению к старшим. Спросила об этом у мамы, а она предложила найти ответ самой. Я пошла в библиотеку, взяла сборник русских народных сказок и выяснила много интересных фактов. Так и началось моё исследование.
Сказки любят все. В детстве нам их читали родители, воспитатели, учитель, а сейчас мы сами можем знакомиться с народной мудростью.
Сказка — это волшебный мир, в который мы часто окунаемся. Мы испытываем чувство грусти, радости… Сказка — это чудо!
Прекрасен сказок мир воздушный,
К нему с младенчества привык:
Мне мил и дорог простодушный
Животворящий их язык.
Древние традиции нашего народа заложены в русских народных сказках. Недаром говорят: «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок». Каждая сказка нас учит чему-то. Только надо присмотреться и прислушаться к ней.
Актуальность работы:
Когда мы пришли в начальную школу, многие из моих одноклассников не выполняли правила поведения и неуважительно относились к старшим. Но, когда учитель задавал вопрос, все правильно отвечали по поводу правил поведения и хороших манер. Получается, что ответы все давали верные, а поступали не всегда правильно. Почему так получается? Может быть, из сказок дети узнают правила поведения? Возможно, если с детства читать поучительные сказки, можно многому научиться?
Цель нашего исследования: проследить, как русский народ через сказки учил детей относиться к старшим, правилам поведения в той или иной ситуации. И ответить на вопрос: нужны ли поучительные сказки современным детям?
Чтобы выполнить цель, мы поставили задачи:
изучить русские народные сказки;
провести опрос среди детей начальной школы «Чему учат сказки»;
анкетирование родителей «Как Вы понимаете смысл пословицы «Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок»;
выявить ситуации, в которые попадали сказочные герои из-за того, что не выполняли правил поведения и хорошего тона;
проследить, какими приёмами пользовались составители сказок для того, чтобы научить героев уважительному отношению к старшим;
привлечь внимание учащихся к этой проблеме;
сочинить поучительные сказки для своей младшей сестры.
Объектом исследования выступают герои русских народных сказок.
Предметом исследования являются русские народные сказки.
Гипотеза:
Мы предположили, что сказки учат нас соблюдать правила поведения, уважительно относиться к старшим, не грубить взрослым и друг другу, хорошо учиться в школе.
Методы работы: изучение литературы, анализ, практическое исследование, обобщение.
ГЛАВА 1. ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ!
1.1 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СКАЗОК
Сказка проходит через всё наше детство, через всю нашу жизнь. Изучив разную литературу по данной теме, мы узнали, как возникло слово «сказка».
«Скоро сказка сказывается…». Если подобрать к слову сказка однокоренные слова, то получим ряд слов, который в определенной мере раскроет нам его смысл: сказка — сказывать — рассказывать [9; 16].То есть сказка — это то, что рассказывается, это устный рассказ о чем-либо интересном как для исполнителя, так и для его слушателей.
Согласно научному определению, сказка – это «эпический литературный жанр, повествование о каких-либо волшебных или авантюрных событиях, которое имеет четкую структуру: зачин, середина и концовка» [10]. То есть, сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.
Из любой сказки читатель должен извлечь какой-то урок, то есть мораль. Именно сказка поставила резкую грань между добром и злом. Она является суровой обличительницей, поясняя читателям, что действительно хорошо, а что, наоборот, плохо. Всю свою любовь и симпатию сказка отдает добру, а зло старается уничтожить. Сказка всегда идет в ногу со временем.
Никто не знает, где появилась первая сказка. Никто не знает, почему эти древние сказания пережили столько эпох и до сих пор радуют взрослых и детей. Сказка полна светлой веры в победу добра, сказка показывает возможность чуда; в ней уживается фантастическое и самое реальное, и мы начинаем верить в мир древний и живой, полный светлых видений и существ, способных помочь нам и указать верный путь.
Если сказку внимательно читать или слушать, то обязательно поймешь, что в ней главное, всегда отыщешь зерно мудрости. Без намека сказок не бывает, недаром же они часто кончаются лукавой присказкой: «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!».
1.2 КЛАССИФИКАЦИЯ СКАЗОК
Сказки бывают фольклорные (народные) и литературные (авторские).
Фольклорные сказки – это творчество самого народа. Они передаются из уст в уста, из поколения в поколение. В этих сказках имеет место отражение общенародных идеалов. Именно народной сказке нередко присущ определенный мерный склад – «и я там был, мед пил, по усам текло, да в рот не попало». Поэтический характер сказочного языка выражается также в обычных эпических повторениях, обыкновенно до трех раз – повторяется подвиг героя, важное изречение, ключевая встреча. Да и героев в сказках тоже часто бывает трое – например, три медведя, три брата, три сестры [6; 12].
Литературные сказки чаще всего имеют одного автора. Персонажи литературных сказок, так же как и фольклорных, обычно вымышленные. Текст сказок такого рода не изменяется со временем, так как зафиксирован автором в письменном виде. Литературные сказки писали многие русские, немецкие, французские и другие иностранные писатели. В основном писатели используют доступные народные сказочные сюжеты, мотивы или создают свои собственные оригинальные авторские сказки.
Кроме того, все сказки можно классифицировать по их содержанию и действующим в них лицам. Фольклористами выделяются 3 вида русских народных сказок. Это сказки о животных, бытовые и волшебные сказки. А известный собиратель и исследователь сказки В.Я.Пропп разделил сказки на 4 вида: волшебные, авантюрные, бытовые, сказки о животных [7; 13].
В сказках о животных («Лиса и Журавль», «Лиса и волк», «Теремок» и т. п.) обычно простая мораль, и они отражают чаще всего отношения, существующие между людьми. Их герои — звери и птицы, но как они похожи на людей! Сказки о животных помогают верно, понять жизнь, людские нравы. Высмеивались глупость, хвастовство, плутовство, жестокость, лесть, лицемерие и т. п.
В бытовых сказках прослеживаются реальные черты народной жизни («Каша из топора», «Жена-спорщица» и т. п). В них автор высмеивает негативные человеческие качества.
И самые интересные – волшебные сказки, с необычными сюжетами, героями, превращениями и всевозможными чудесами («Марья Моревна», «Сивка-бурка» и т. п.). Прекрасные и загадочные волшебные сказки повествуют о героических подвигах, творческом труде, о внутренней и внешней красоте героев.
Звери и птицы принимают активное участие в событиях народной сказки. Часто герой спасает их, а они, в свою очередь, ему помогают – так в сказках утверждается связь человека и природы. Каждый зверь имеет в сказке определенное символичное значение. Так, ворон – птица мудрая, волк всегда зол и коварен, лисица хитра, а медведь глуп. Кроме того, сказители любят давать своим героям необычные имена: Котофей Иваныч (кот), Михаил Потапыч (медведь), Лизавета Ивановна (лиса). Приключения животных похожи на жизнь людей.
В народных сказках с незапамятных времен идет яростная борьба между Добром и Злом: юный Иван-царевич храбро сражается со Змеем Горынычем и побеждает его, простой крестьянин ловко одурачивает жадного попа и чертей, а Василиса Прекрасная берет верх над жестокой Бабой-ягой. Но Яга не всегда являет нам силу зла: например, именно она часто указывает герою путь к спасению и направляет его.
Что же помогает героям сказок одерживать победы: хитрость, коварство, а может быть обман? Ни то, ни другое, ни третье… Иван-царевич побеждает благодаря своей человечности и доброте, ведь он всегда сражается за слабых и угнетенных. Крестьянину помогает его житейская мудрость и смекалка, а Василисе – ее мягкий нрав и доброта.
И хотя назначение сказки главным образом в том, чтобы развлечь слушателя, удивить его забавными случаями, невероятными ситуациями, дело не только в этом… Ведь сказка – это всегда загадка. Это не просто веселое приключение, но и таинственный мир, который полон смысла, раскрыть который при первом чтении удается не всегда. Может быть, поэтому сказка остается с нами всю нашу жизнь… Сказка — наша верная спутница в жизни. Сказки – это энциклопедия прошлого, настоящего, и даже будущего.
ГЛАВА 2. ПОУЧИТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР СКАЗОК
2.2 СКАЗОЧНАЯ МУДРОСТЬ
Каждая сказка нас учит чему-то. Только надо присмотреться и прислушаться к ней.
На уроках литературного чтения в 3а и в 4а классах нашей школы мы провели практическое исследование по русским народным сказкам. Читали их, обсуждали, находили главную мысль сказок, находили ситуации, в которые попадали сказочные герои из-за того, что не выполняли правил поведения и хорошего тона.
Русская народная сказка «Колобок»
Колобок сбежал от бабы и деда. Он не знал, что его ждут большие опасности. Вся история Колобка закончилась тем, что его съела хитрая лиса. Непослушание Колобка привело его к гибели.
Русская народная сказка «Гуси- лебеди»
Непослушание родительскому наказу, привело к беде. «… Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях…» В этой сказке девочке спасти братика помогли упорство, трудолюбие, вежливое обращение и помощь другим.
Русская народная сказка «Морозко»
За свое трудолюбие и ответственность, за уважительное отношение к старшим старикова дочь была вознаграждена.
Русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая»
«И стал ворочать старушку: — Воротись, бабушка, да прости моё слово глупое. Ведь я с досады вымолвил». Такое поведение, признание своих ошибок помогло Царевичу в поисках.
Русская народная сказка «Маша и медведь»
Смекалка Маши, позволила ей обхитрить медведя и вернуться домой [8].
В результате исследования мы выяснили:
в большинстве русских народных сказок встречаются ситуации, из которых добрые молодцы, то есть мы, читатели, можем получить урок;
в народных сказках непослушание родителям или взрослым, глупость и наивность наказывалось, а терпение и послушание вознаграждались;
герой получал помощь только тогда, когда он вежливо обращался; обращение к родителям и старшим людям было уважительным и ласковым: батюшка, матушка, бабушка, дедушка, божья старушка, старенький старичок, к родным – сестрица, братец;
главным в сказках был труд и ум, с помощью которого герои выходили из сложных ситуаций.
2.2. СКАЗКОТЕРАПИЯ
Сказкотерапия — означает «лечение сказкой». «Сказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать», – так говорил замечательный педагог В. А. Сухомлинский. А итальянский сказочник, автор знаменитого «Чипполино», Джанни Родари отмечал, что сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра, она нужна для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности [12].
Сказки развивают способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор. Сказки воспитывают послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям. Формируют такие качества как терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу.
Древняя мудрость гласит: «Сказка – ложь, да в ней намек». Конечно, по большому счету, сюжет сказки – вымысел. Но при этом в ней заложены извечные истины и человеческие ценности, на которые сказка ненавязчиво намекает ребенку. Не говоря в лоб: «Сделай так!», а показывая на примерах, чем оборачиваются для героев те или иные действия. Конечно же, никто не заставляет тебя поступать так же. Но ребенок сам непременно сделает правильные выводы. Особенно, если обсуждать с ним сказки, задавать вопросы по ним, побуждать к размышлению.
Любая сказка – это история, придуманная для того, чтобы научить ребенка как вести себя в той или иной ситуации. Все поучительные сказки дают ребенку жизненный опыт, позволяются понять житейскую мудрость в простой и понятной форме.
Короткие, поучительные и интересные сказки позволяют сформировать из ребенка гармоничную личность. Также они заставляют детей думать и размышлять, развивать фантазию, воображение, интуицию и логику. Обычно сказки учат детей быть добрыми и смелыми, вкладывая в них смысл жизни – быть честным, помогать слабым, уважать старших, делать свой выбор и отвечать за него.
Поучительные сказки для детей младшего возраста предполагают наличие героя, в чем-то очень похожего на самого ребенка. Например, этот герой не хочет ходить в садик, потому что боится незнакомого коллектива, чужих людей, боится остаться надолго один без мамы и т. д. Герою дается какое-то имя, а затем рассказывается история его жизни, которая предполагает преодоление им собственной проблемы и счастливый финал. Если же существует другая проблема, то и ее можно творчески обыграть в поучительной сказке. Например, ребенок, приходя в магазин игрушек, начинает капризничать и просить купить ему все подряд, тогда можно создать историю о подобном мальчике или девочке-плаксе, с который произошли из-за его или ее капризов какие-то большие неприятности.
И очень важный момент: не только читать надо сказки с детьми, но и обязательно обсуждать все, разговаривать с ними на важные темы: как поступил главный герой, хорошо ли так делать, а как бы сделал он сам. Так развивается речь ребенка, его логическое мышление, воспитываются многие качества.
ИССЛЕДОВАНИЕ
Мы провели опрос среди взрослых: «Как Вы понимаете смысл пословицы «Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок».
Получили следующие ответы:
— «В каждой шутке есть доля правды, даже в самых сказочных персонажах часто заложены людские пороки и показаны какие то вещи, которые автор видит как «неправильные или нехорошими».
— «Каждая сказка поучительна. У сказки всегда есть воспитательная функция. Поэтому и побеждают добрые, смелые, хитрые, умные герои»
— «Сказка сама по себе это вымысел, а вымысел характеризуется ложью. Где видели, чтоб мальчик стал меньше гуся и полетел в Лапландию? Но суть урока заключается в том, что выдуманные события как-то более эмоционально влияют на человека и он видит поведение и поступки в этих «небылицах», на которых он лучше понимает суть происходящего, выводя из этого урок».
— «Содержание пусть и вымышленное, но уроки сказки применимы к современным реалиям жизни»
— «Сказка — это придуманный пример жизненной ситуации, другими словами сказка учит действовать правильно отделять чёрное от белого, хорошее от плохого…Каждый человек, читая сказку, увидит в ней то, чему стоит поучиться»
— «Сказка — это вымысел. Но при этом в каждой сказке есть доля правды, есть над чем задуматься и чему поучиться. В каждой сказке, есть поучительный припрятанный смысл, который учит нас, как правильно поступать, как не делать ошибок, как отличать добрые дела от злых. Каждый человек, должен стараться этот смысл уловить и сделать правильные выводы»
— «Любая сказка-это ложь, но в каждой сказке есть урок, совет, намек, благодаря которому можно избежать своих ошибок»
— «Сказка-это вымысел. Но при этом в каждой сказке есть доля правды, есть над чем задуматься и чему поучиться».
— «Сказка выдумка, но в забавной форме дает жизненную информацию, над которой стоит призадуматься».
— «В любой сказке разыгрывается какая-то ситуация, зачастую жизненная, не смотря на то, что действия происходят между сказочными героями. Читатель должен сделать определенные выводы, чтобы, столкнувшись с подобной ситуацией в жизни, найти верное решение».
— «Сказка это мудрость предков. Как никто они знали, что нравоучения и наставления воспринимаются подрастающим поколением «в штыки» и такие глубокие понятия как «добро и зло», » справедливость», » милосердие», «смелость», «честность» и т.д. закладываются в раннем детстве, через правильные переживания в процессе прослушивания сказки. Что и позволяло детям выработать правильный ориентир для своих собственных действий».
Исходя из этого, можно сделать вывод, что взрослые солидарны в своих ответах: все понимают, что сказка – это вымысел, но в ней есть поучительный смысл, ответ как нужно себя вести, чтобы не сделать ошибок. То есть наши родители, учителя высоко оценивают воспитательный потенциал сказок.
Кроме опроса мы провели анкетирование в двух классах – 3а и 4а. Задали ребятам несколько вопросов и предложили проанализировать сказку, найти в ней поучительный смысл.
На первый вопрос: «Читают (или читали в детстве) тебе сказки?» из 46 человек 45 ответили положительно.
Самые любимые сказки у детей – это «Сказка о рыбке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «О попе и его работнике Балде» А.С. Пушкина, «Красная шапочка», «Гуси-лебеди», «Баба-Яга» и др.
Научились у героев этих сказок смелости, хитрости, волшебству.
Таким образом, можно сделать вывод, что сказки – это интересные истории с поучительным смыслом, сказки дают ребенку жизненный опыт, позволяются понять житейскую мудрость в простой и понятной форме.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наше предположение подтвердилось: взрослые не зря беспокоятся за нас и читают нам сказки с самого раннего детства. Сказкипрославляют ум, смелость, трудолюбие, доброту, смеются над жадностью и хвастовством, леностью и корыстью. Они учат нас уму-разуму. Ведь тот, кто в детстве не научится, потом намучится. А сказки помогают нам это понять.
Гипотеза моя подтвердилась: сказки – выдумка, но в них есть свой смысл, главное надо его понять; сказки необходимы современным детям.
В 3 и 4 классах мы с ребятами обсудили эту тему и предложили им написать собственную книгу сказок с красивыми рисунками. У нас получится альманах, который мы подарим нашей школьной библиотеке.
А я продолжу изучать русские народные сказки и писать свои поучительные сказки для своей любимой младшей сестренки.
Как хорошо, что есть на Земле
Сказки чудесные эти!
Сказку возьмём, вместе прочтём
И про неё пропоём!
Пусть живут вечно сказки,
Пусть они дарят людям
Волшебство, справедливость,
Красоту и добро!
ЛИТЕРАТУРА
Даль В.И. «Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка» — Издательство «Астрель», 2005 г.
Квятковский А. Поэтический словарь — Москва «Советская энциклопедия», 1966
Мамин-Сибиряк Д.Н. Сказки и рассказы. — Москва, «Астрель», 2006 г.
Обо всём на свете, Большая детская энциклопедия — «Астрель»
Русский фольклор — Москва,2002 г.
Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки – Л.:1946
Русский фольклор — Москва,2002 г.
Русские волшебные сказки — Москва «Советская Россия», 1989
Фасмер М. Этимологический словарь русского языка
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
http://ru.wikipedia.org/wiki/ Интерактивный ресурс. Словарь Википедия.
http://writerstob.narod.ru Интерактивный ресурс. Русские писатели и поэты. Словарь литературоведческих терминов.
https://zen.yandex.ru/media/mirokru/skazkoterapiia.
Просмотров работы: 126