Добрыня никитич и змей горыныч сочинение

Добрыня Никитич и Змей Горыныч

В двенадцать лет совершил свой первый подвиг Добрыня Никитич – победил Змея Горыныча. Когда уходил юный богатырь из дома, матушка дала ему наказ: стороной обходить Пучай-реку. Но Добрыня не только не погиб в опасной реке, но и непобедимого дракона одолел.

В былине рассказывается, что жил тот страшный дракон в горах и стерёг взятых в плен православных христиан. Своё поганое логово Змей Горыныч устроил на Сорочинской горе. Подрастали у него там маленькие змеёныши.

Под образом страшного, пышущего огнём чудовища имелись в виду враждебные племена, которые совершали набеги на русские земли и уводили людей в плен. Историки предполагают, что в этой былине речь идёт о кочевниках-половцах, символом (тотемом) которых был змей. В русских летописях часто встречается сравнение половцев с летающим змеем.

А Пучай-река, куда прилетал Змей Горыныч на водопой, – это приток Днепра в Киеве. В старину эта река была полноводной, а в былине она обрела необыкновенный сказочный образ. Характер у бурливой Пучай-реки свирепый, а воды её огненными искрами рассыпаются и, шипя, в дым превращаются. А средняя волна этой коварной реки, как стрела, бьёт насмерть.

Здесь, на Пучай-реке, и встретился Добрыня Никитич со страшным змеем. Вот мчится на богатыря свирепое чудовище. У него семь голов и семь хвостов, сверкают его когти железные, а крылья у него – огненные. Красное пламя пышет у дракона из ноздрей, а из ушей дым валит. Кажется, что нет спасения русскому богатырю. Но Добрынюшка снимает с груди мешочек. В этом мешочке, что матушка с собой в дорогу дала, горсть родной земли. Со всей силой богатырской метнул Добрыня мешочек в глаза Змею Горынычу. Застонал змей, свалился на землю, взмолился о пощаде.

Молод и доверчив Добрыня Никитич – поверил богатырь лживым обещаниям Змея больше не обижать людей русских, пощадил врага. Едет богатырь в Киев к князю Владимиру, а Змей впереди него туда же мчится. Налетел Змей Горыныч на широкий княжеский двор, схватил племянницу князя Владимира Забаву Путятичну и унёс в своё логово. Въезжает Добрыня в ворота, а во дворе княжеском плач да стон стоит. Просит князь Добрыню вызволить Забавушку из плена Змея Горыныча. Помчался Добрыня на Сорочинскую гору. Он безжалостно потоптал змеёнышей у поганого змеиного логова.

И снова вступил богатырь в битву со Змеем Горынычем не на жизнь, а на смерть. Три дня не прекращалась эта битва. Отрубает Добрыня змею одну голову, а на её месте вырастают три новые головы. Отчаялся Добрыня, обратился с горячей мольбой: «Помоги мне, Господи!» – и услышал голос с небес:

– Продержись, богатырь, ещё немного – и поборешь силу нечистую!

Так и вышло. Победил Добрыня Никитич Змея Горыныча, отрубил все его поганые головы. И освободил богатырь множество русских пленников. Но где же Забавушка? А Забаву Змей Горыныч приковал золотыми цепями к стене самой дальней пещеры. Освободил Забаву Путятичну Добрыня Никитич, посадил её на коня и отправился с победой и славой в стольный град Киев, к князю Владимиру Красное Солнышко.

Не правда ли, эта древняя былина очень похожа на всем известную русскую сказку? Добрыня Никитич так же, как герой сказки, бьётся с чудовищем и освобождает из плена красавицу. Но в былине богатырь спасает множество русских людей – он совершает высокий героический подвиг во имя земли Русской.

Второй Киевский богатырь — Добрыня Никитич. Илья Муромец — крестьянин, Добрыня Никитич — из высшего сословия, занимает придворные и посольские должности. «По три года Добрынюшка столовничал (служил у стола князя), По три года — пословничал». Добрыня в своих манерах как-бы изящнее, изысканнее Ильи: на заставе богатырской Илья смотрит вдаль в свой богатырский кулак, а Добрыня Никитич вытаскивает из кармана серебряную трубочку и смотрит в нее.

Характер Добрыни соответствует его имени: он прежде всего — добрый. Нежно любя свою мать, он жалуется ей и говорит, что "напрасно она родила его могучим богатырем", , он предпочел бы лежать "белым ка!мнем на дне речном", чем "вдовить младых женушек", "пускать сиротать малых детушек", т. е., убивать, хоть и врагов, а все же чьих-то мужей и отцов.

Главный подвиг Добрыни Никитича,, это — победа над Змеем Горынчищем, страшным семиглавым драконом, который ежегодно похищал из Киева молодых девушек и уносил их в свою пещеру над Днепром. Однажды Змей Горынчище похитил племянницу князя Владимира, молодую Забаву Путятиш-ну. Добрыня вступает в бой со страшным крылатым Змеем, мужественно отрубает все его семь голов и освобождает молодую княжну.

Эта победа Добрыни, имя которого происходит от слова "Добро", над Змеем, который воплощает в себе образ "Зла", дьявола, несомненно напоминает победу св. Георгия Победоносца над дьяволом — драконом.

Добрыня женат на дочери уже знакомого нам старшего богатыря Микулы Селяниновича, молодой Настасье Микулиш-не. Он нежно любит свою семью, — жену и мать. Однажды, Добрыня Никитич отправляется в дальние страны для совершения своих богатырских подвигов. Перед отъездом, прощаясь со своей молодой женой, он говорит ей: Жди меня три года, если через три года я не вернусь, значит меня уже нет в живых. Тогда, если хочешь, можешь выходить замуж за кого тебе будет угодно, — хоть за князя, хоть за боярина. Только не выходи замуж за моего названного брата, молодого Алешу Поповича: "У Алеши глаза завидущие, руки загребущие". Уехал Добрыня; стала молодая Настасья Микулишна его поджидать.

«День за днем, словно дождик идет,

Неделя за неделей, — что трава растет,

Год за годом, что река бежит;

Миновалися три годочка», & Добрыня не возвращается. Приходит Алеша Попович к Настасье Микулишне и начинает ее уговаривать выйти за него замуж. Но Настасья Микулишна верна своему мужу, она не верит, что Добрыни нет в живых и говорит, что будет ждать его еще три года. Снова:

«День за днем, что дождик идет,

Неделя за неделей, — что трава растет,

Год за годом, что река бежит,


 




Миновали еще три годочка» а Добрыни нет, как нет. Опять является Алеша Попович уговаривать Настасью Микулишну выйти за него замуж, — но она опять отказывается и говорит что будет еще три года ждать. По прошествии этих трех лет Алеша Попович приходит к жене и матери Добрыни Никитича и обманывает их; он говорит, что ездил он, Алеша, в далекие края, и видел там Добрыню Никитича:

«Лежит Добрыня во чистом поле,

Головой лежит Добрыня чрез ракитов куст,

В груди Добрыни калена -стрела,

Закрылися его очи ясные,

Спит Добрыня мертвым сном,

Черны вороны его тело клюют. Горький плач поднялся в доме Добрыни, плачет его жена и особенно горько плачет старая мать Добрыни о своем единственном любимом сыне. Алеша же Попович, спустя некоторое время, опять начинает уговаривать Настасью Микулишну выйти за него замуж. Но она все еще отказывается. Тогда в дело вступает сам князь Владимир. По просьбе Алеши он идет к вдове Добрыни Никитича, говорит ей, что напрасно она губит свою молодость и уговаривает ее выйти замуж за смелого Алешу Поповича. Наконец Настасья Микулишна соглашается, и при дворе князя Владимира устраивается свадебный пир.

Между тем Добрыня Никитич, который за своими богатырскими подвигами не заметил, как прошло целых девять лет/собрался ехать домой, в стольный Киев град.

«Он и бьет своего добра коня по крутым бедрам, Резвый конь осержается, прочь от земли отделяется, Он и скачет выше дерева стоячего, Чуть пониже облака ходячего, С горы «а гору перескакивает, Реки-озера перелетывает, Широки раздолья промеж ног пущает». В несколько скачков доносит конь Добрыню до Киева. Встречается Добрыне прохожий, которого он спрашивает: что, слышно, делается в Киеве? Жива ли мать и молодая жена Добрыни Никитича? Прохожий отвечает,, что как раз сейчас при дворе князя Владимира справляется свадьба Настасьи Ми-кулишны, вдовы Добрыни Никитича, с молодым Алешей Поповичем. Услыхав эту ужасную для себя весть, Добрыня решает переодеться и в виде гусляра-певца "скоморошины" явиться на свадебный пир. Никто не узнает переодетого Добрыню Никитича; князь Владимир всегда рад певцу-гусляру и гостеприимно предлагает ему самому выбрать себе место за свадебным столом. Добрыня выбирает место прямо против "молодых" и просит, чтобы Настасья Микулишна сама поднесла ему чару вина. Отпив немного вина из поданной ему чары, Добрыня тихонько опускает в нее свое обручальное кольцо и просит Настасью Микулишну допить чару до дна. Она пьет, находит кольцо и сразу узнает Добрыню.

«Не тот муж, что подле меня сидит, А тот муж, что супротив меня сидит», восклицает она, вскакивая:

«Ты прости, прости меня, Добрынюшка...» Добрыня прощает свою жену, говоря, что: «У бабы волос долог, а ум короток, Куда их ведут, туда юни и идут». Но, повернувшись к князю, Добрыня упрекает его: «Дивлюся я тебе, князь Владимир, Что ты от живого мужа жену сосватал!» Затем, грозно обращаясь к Алеше Поповичу, он говорит: «А тебе, мой названный брат, я прощу, Что посидел ты около моей любимой семьи, Но когда сказал ты, что Добрыни на свете нет, Моя матушка тогда жалешенько плакала, — Этих слез я тебе не прощу!

Как схватил Добрыня Алешку за желты кудри, Как вытащил его через дубовый стол, Как учал его хлопати о кирпищат пол, — Что хлюпанье, — что оханье, Едва Алешку живым отняли».









Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Добрыня Никитич Победа над Змеем Горынчищем. Поищите еще с сайта похожие.

Текущая страница: 5 (всего у книги 21 страниц) [доступный отрывок для чтения: 5 страниц]

Славный русский богатырь Добрыня Никитич

Добрыней Никитичем звали и реального человека, и былинного героя.

Настоящий Добрыня Никитич, ставший прообразом былинного богатыря, был воеводой великого князя Киевского Владимира Красное Солнышко. По некоторым историческим документам, он участвовал в походе князя Владимира на Волжско-Камскую Булгарию в 985 году. Затем Добрыня Никитич правил в Новгороде как посадник князя и насильно крестил новгородцев.

У былинного богатыря Добрыни Никитича биография гораздо поэтичнее. В былинах его называют сыном именитого рязанского боярина Никиты, который рано умер. Воспитывала Добрынюшку мать, Мамелфа Тимофеевна. Она сумела вырастить хорошего сына. По всему Киеву о Добрыне слава шла: он и пригож, и высок, и грамоте обучен, и в бою смел. Он и песню сложит, и на гуслях сыграет людям на радость, и умное слово скажет. Да и нрав у Добрыни спокойный, ласковый. Все любили милого Добрынюшку.

Добрыня ещё в детстве выучился владеть оружием, он мастерски стрелял из лука, мог одним нырком переплыть бурную реку. А в двенадцать лет почувствовал Добрыня в себе силу богатырскую.

 

Стал молоденький Добрынюшко Микитинец
На добром коне в чисто поле поезживать,
Стал он малых змеёнышей потаптывать.

Так былинный певец рассказывал, что в глубине России, в Рязани, подрастает богатырь, которому суждено избавить родную землю от злых недругов.

И вот попрощался Добрыня с матерью, оседлал коня и поехал в чистое поле искать удалых молодецких подвигов. Былина рассказывает, как на охоте с ним происходит первое богатырское приключение – встреча со Змеем Горынычем.

Добрыня Никитич, как и Илья Муромец, и Алёша Попович, – сильный и могучий богатырь. Он отважный и непобедимый защитник земли Русской. Но у этого богатыря есть и свои, только ему присущие черты. Добрыня образован и вежлив, он знает, как в палату войти, как кого приветствовать, как вести себя за столом. «Добрынюшка знает, как речь вести, как себя блюсти», – говорится в древней былине. Его зовут, когда необходимо уладить какое-то деликатное дело или примирить ссорящихся. Славный и могучий богатырь Добрыня Никитич незаменим в переговорах с иноземцами – он всегда достойно выступает от имени всей Руси.

Добрыня Никитич и Змей Горыныч

В двенадцать лет совершил свой первый подвиг Добрыня Никитич – победил Змея Горыныча. Когда уходил юный богатырь из дома, матушка дала ему наказ: стороной обходить Пучай-реку. Но Добрыня не только не погиб в опасной реке, но и непобедимого дракона одолел.

В былине рассказывается, что жил тот страшный дракон в горах и стерёг взятых в плен православных христиан. Своё поганое логово Змей Горыныч устроил на Сорочинской горе. Подрастали у него там маленькие змеёныши.

Под образом страшного, пышущего огнём чудовища имелись в виду враждебные племена, которые совершали набеги на русские земли и уводили людей в плен. Историки пред– полагают, что в этой былине речь идёт о кочевниках-половцах, символом (тотемом) которых был змей. В русских летописях часто встречается сравнение половцев с летающим змеем.

А Пучай-река, куда прилетал Змей Горыныч на водопой, – это приток Днепра в Киеве. В старину эта река была полноводной, а в былине она обрела необыкновенный сказочный образ. Характер у бурливой Пучай-реки свирепый, а воды её огненными искрами рассыпаются и, шипя, в дым превращаются. А средняя волна этой коварной реки, как стрела, бьёт насмерть.

Здесь, на Пучай-реке, и встретился Добрыня Никитич со страшным змеем. Вот мчится на богатыря свирепое чудовище. У него семь голов и семь хвостов, сверкают его когти железные, а крылья у него – огненные. Красное пламя пышет у дракона из ноздрей, а из ушей дым валит. Кажется, что нет спасения русскому богатырю. Но Добрынюшка снимает с груди мешочек. В этом мешочке, что матушка с собой в дорогу дала, горсть родной земли. Со всей силой богатырской метнул Добрыня мешочек в глаза Змею Горынычу. Застонал змей, свалился на землю, взмолился о пощаде.

Молод и доверчив Добрыня Никитич – поверил богатырь лживым обещаниям Змея больше не обижать людей русских, пощадил врага. Едет богатырь в Киев к князю Владимиру, а Змей впереди него туда же мчится. Налетел Змей Горыныч на широкий княжеский двор, схватил племянницу князя Владимира Забаву Путятичну и унёс в своё логово.

Въезжает Добрыня в ворота, а во дворе княжеском плач да стон стоит. Просит князь Добрыню вызволить Забавушку из плена Змея Горыныча. Помчался Добрыня на Сорочинскую гору. Он безжалостно потоптал змеёнышей у поганого змеиного логова.

И снова вступил богатырь в битву со Змеем Горынычем не на жизнь, а на смерть. Три дня не прекращалась эта битва. Отрубает Добрыня змею одну голову, а на её месте вырастают три новые головы. Отчаялся Добрыня, обратился с горячей мольбой: «Помоги мне, Господи!» – и услышал голос с небес:

– Продержись, богатырь, ещё немного – и поборешь силу нечистую!

Так и вышло. Победил Добрыня Никитич Змея Горыныча, отрубил все его поганые головы. И освободил богатырь множество русских пленников. Но где же Забавушка? А Забаву Змей Горыныч приковал золотыми цепями к стене самой дальней пещеры. Освободил Забаву Путятичну Добрыня Никитич, посадил её на коня и отправился с победой и славой в стольный град Киев, к князю Владимиру Красное Солнышко.

Не правда ли, эта древняя былина очень похожа на всем известную русскую сказку? Добрыня Никитич так же, как герой сказки, бьётся с чудовищем и освобождает из плена красавицу. Но в былине богатырь не только совершает подвиги, он спасает множество людей, исправно служит князю – совершает высокий подвиг во имя земли Русской.

Славный богатырь Алёша Попович и Тугарин Змеевич

Алёша Попович известен в русских былинах тем, что он часто побеждал врагов не силой, а хитростью. Об этом богатыре сложено гораздо меньше былин, чем об Илье Муромце и Добрыне Никитиче. Зато ему древнерусские сказители посвятили множество духовных стихов.

У Алёши Поповича было два прототипа. Первый из них, Александр Попович, служил великому князю Владимиру Мономаху. За ним числилось много славных подвигов. Второй прототип – тоже Александр Попович – был героем известной битвы с монголо-татарами в 1223 году на реке Калке и погиб там с другими воинами за любимую Русь.

Самый древний русский былинный сюжет сохранился в сказании «Алёша Попович и Тугарин Змеевич».

Само имя змея Тугарина означало горе, печаль и обиду. Былинный Тугарин – обидчик и злой угнетатель. Но и у него есть исторический прототип – это половецкий хан Тугоркан.

Рассказывается в былине, как поехал однажды Алёша Попович в стольный град Киев и взял с собой названого брата своего – доброго молодца Екима Ивановича. Прибыли они на княжеский двор. Владимир Красное Солнышко их встречает, на пир приглашает.

Сидит Алёша Попович за дубовым столом, а двенадцать могучих богатырей на золотой доске вносят Тугарина Змеевича и сажают его на почётное место – рядом с княгиней Апраксой.

Начали разносить кушанья сахарные. Видит Алёша Попович, что Тугарин ведёт себя за столом неучтиво: хлеб по целой ковриге проглатывает, чашу мёда в полтора ведра за раз выпивает, над князем насмехается – целует княгиню Апраксу в сахарные уста.

Разозлился богатырь. Три раза Алёша Попович бросал вызов нахалу. Каждый раз чернел от обиды и злости Тугарин, а потом метнул в Алёшу булатный кинжал – принял вызов богатыря. Побился Алёша Попович об заклад на свою буйную голову, что одолеет Тугарина.

В чистом поле, на Сафат-реке, назначили они поединок. Всю ночь не спал Алёша Попович – молился Богу, чтобы пошёл дождь и размокли крылья Тугарина.

Прилетел утром Тугарин. Хотел на шатёр богатыря сверху броситься, чтобы убить Алёшу Поповича. Но полил дождь с градом, размочил Тугарину крылья. Пришлось ему спуститься на землю. А на земле Алёша Попович победил его не силой, а хитростью – заставил он змея оглянуться. Оглянулся Тугарин назад, а Алёше только того и надобно. Взмахнул острой саблей и отсёк ему голову! Привёз богатырь тугаринскую голову в Киев-град на княжеский двор. Устроил князь Владимир большой пир в честь победы над Тугариным.

Умение Алёши Поповича обхитрить врага подчёркивается во всех былинах. Сметливость, лукавство, ум – самые главные и яркие черты этого богатыря.

Что рассказала древняя былина о новгородском купце Садко

Жил-поживал в Великом Новгороде юноша по имени Садко. Не было у него ни теремов белокаменных, ни лавок с дорогими товарами, ни кораблей белопарусных. Одно богатство у Садко – гусли звонкие да голос дивный.

Вот однажды сидел Садко на берегу Ильмень-озера, играл на своих гусельках яровчатых и пел печальную песню. Его голос был так прекрасен, что замолкли в округе птицы – устыдились своего пения, и даже деревья замерли – застеснялись своего шелеста.

И тут в озере вода заволновалась. Расступились волны, и вышел из них царь морской. Ему так понравилось пение Садко, что очень захотелось чем-нибудь наградить доброго молодца. И тогда морской царь велел Садко идти к богатым купцам и поспорить с ними на всё их богатство, что живёт в Ильмень-озере чудо-рыба с золотым пером. Обещал морской царь закинуть в рыбацкие сети эту удивительную рыбу.

Пошёл Садко на городскую площадь, стал рассказывать купцам про чудо-рыбу. Заключили они уговор: если выловит Садко волшебную рыбу, отдадут ему купцы свои лавки с дорогими товарами. Закинул Садко невод в озеро и вытащил чудо-рыбу с золотым пером. Пришлось купцам отдать обещанное. Так стал Садко богатым купцом, поселился в палатах белокаменных. Теперь у него было всё: и дорогая одежда, и богатые товары, и быстрые корабли.

Прошло двенадцать лет. И вот однажды нагрузил Садко свои корабли товарами и поплыл в страны заморские. Но в море налетел на корабли страшный ураган. Решил Садко, что это морской царь на него гневается. Взял он свои гусли, сошёл с корабля и очутился на дне морском – в подводном царстве. Красиво здесь! Подводные царские палаты увиты водорослями причудливыми, украшены камнями драгоценными. В одной из палат увидел Садко горы жемчуга морского, в другой – серебро, золото и дорогие товары с потопленных кораблей. А в третьей палате сам царь морской на троне восседает, просит Садко сыграть ему на гуслях.

Слушали его и царь, и царица морская, и рыбы разноцветные, и русалочки, и царевны морские. Всех покорил Садко своей игрой и дивным пением. Но ждёт его нелёгкое испытание. Желает царь женить его на своей дочери. Но жениться на морской царевне – значит, навсегда остаться в подводном царстве.

Не может согласиться с таким условием Садко. Но как вернуться на землю? В разных вариантах былины есть и разные концовки этой истории. Чтобы вернуться домой, среди трёхсот девушек-красавиц, водящих хоровод, Садко должен был выбрать только одну, и он выбирает земную девушку Чернавушку. В одном из вариантов былины этот выбор помогает ему сделать святой Николай.

Сюжет о пребывании Садко у морского царя очень древний – он относится к тому времени, когда люди ещё верили в существование хозяев разных стихий и старались наладить с ними добрые отношения.

Достоверные черты времени, отразившиеся в былине «Садко»

Былина о приключениях Садко – одна из самых древних. Она была известна людям ещё до принятия христианства. Это видно даже по её содержанию. Морской царь относится к новгородскому доброму молодцу не с враждой, не со злобой или завистью, а наоборот, восхищается его игрой на гуслях и дивным пением и желает вознаградить за прекрасный талант. В более поздние времена такого быть не могло – с принятием христианства всех водяных, русалок и прочих духов стали считать нечистью, и в русском фольклоре они изображались злыми и безобразными.

Имя Садко – историческое. О богатом купце Садко, который жил в Великом Новгороде в ХII веке, рассказывают новгородские и псковские летописи. Этот человек оставил о себе добрую память: построил в 1167 году первый в Нов– городе каменный храм во имя святых Бориса и Глеба. Былина тоже рассказывает о Садко, построившем каменный храм во имя Николая Чудотворца. Этот святой был покровителем моряков и много раз спасал их от неминуемой гибели.

Историки считают, что древний Великий Новгород отражён в былине очень достоверно. Мы узнаём о жизни новгородцев, их обычаях, развлечениях и основных занятиях. Из былины видно, что одним из главных промыслов древнего Новгорода был рыбный промысел. Былинные сказители донесли до нас множество самых разных подробностей: как устроен корабль, как моряки пережидали полное безветрие – корабли недвижимо стояли целыми неделями. Былины рассказывают о красоте Ильмень-озера, о шумной торговле на городской площади, о строительстве соборной церкви.

Современным читателям очень интересны и дороги все эти детали. Они, как ниточка из прошлого нашей Родины, связывают нас с далёкими предками, помогают разделить их чувства, понять их переживания.

Микула Селянинович – собирательный образ русского земледельца

Былины обычно воспевают воинские подвиги богатырей. Микула Селянинович – особый былинный герой. Это легендарный пахарь, земледелец. Прозвище Селянинович образовано от существительного село. Оно указывает на то, что Микула – сельский житель. Он оратай – так в старину называли пахарей. Микула Селянинович олицетворяет крестьянскую силу – силу русского народа. О нём сложено много сказа-ний.

В одной из былин он просит великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Когда тот не справился с за– данием, Микула Селянинович поднимает сумку одной ру– кой и объясняет, что в ней находится «вся тягость земная» и поднять её под силу только мирному, трудолюбивому пахарю.

Во всех былинных сказаниях это умный, неимоверно сильный, но не использующий свою силу во зло человек. Именно на нём, а не на воинах, держится Русь-матушка.

Народная любовь к богатырю-пахарю проглядывает даже в описании внешности Микулы:

 

А у оратая кудри качаются,
Что не скачен ли жемчуг рассыпаются.
У оратая глаза да ясна сокола,
А брови у него да чёрна соболя.

Так же поэтично и подробно описывается нарядная одежда, в которой вышел богатырь в поле: сафьяновые сапожки, шляпа пуховая, бархатный кафтанчик. Для Микулы Селяниновича любимая работа – праздник.

Все былины складывались простым трудовым народом. И, конечно, через былинные песни сказителям очень хотелось показать не только ратные подвиги богатырей, но и красоту, величие человека, который занимается повседневным крестьянским трудом.

Сравнительная характеристика Вольги и Микулы Селяниновича

В былине о князе Вольге Всеславьевиче и пахаре Микуле Селяниновиче сравниваются и сопоставляются эти два богатыря. В ком же из них больше достоинств?

Князь Вольга получил от своего дяди, великого князя Владимира, три города и отправился туда со своей храброй дружиной, чтобы получить дань. Выехали они в чисто поле и услыхали песню оратая за работой на пашне:

 

Сошка у оратая поскрипывает,
Омешики по камешкам почирикивают.

Больше двух дней добирался Вольга до Микулы после того, как услышал его голос и скрип сохи – вот каким могучим богатырём был этот оратай!

Но это преувеличение использовано в былине не только для того, чтобы показать богатырскую силу пахаря. Гипербола подчёркивает, каких колоссальных усилий требует от человека его главный труд – обработка земли. И, конечно же, этим средством выражается гордость за могучих в работе землепашцев.

Целое войско Вольги пытается вытащить из земли соху, с которой легко управляется Микула Селянинович. Когда Вольга и Микула соревнуются в силе, землепашец побеждает всю княжескую дружину. Уважением к Микуле проникается князь Вольга. Он удивлённо спрашивает: «Кто же ты?» Микула отвечает, что он обычный крестьянин, пахарь, который кормит хлебом всю матушку Русь.

Былинный князь Вольга тоже не прост: он и силён, и умён, и славен. К тому же обладает волшебной мудростью, колдовской силой – может обращаться в птиц, рыб, зверей. А обернувшись птицей или зверем, Вольга не теряет свою необыкновенную богатырскую силу.

О Вольге былины рассказывают три интересные истории: о чудесном рождении этого богатыря, о его походе в Индейское царство (в Турец-землю) и о его встрече с пахарем Микулой Селяниновичем, превзошедшим его в «хитростях-мудростях».

Если сравнивать этих двух былинных богатырей, то мы видим, что Вольга во всём проигрывает. Даже конь Вольги уступает в быстроте кобыле Микулы. Сила всей княжеской «дружинушки хороброй» ничтожна в сравнении с силой Микулы Селяниновича. В былине князь Вольга признаёт превосходство Микулы и приглашает его в товарищи.

Описание в былинах внешнего облика, одежды и работы Микулы Селяниновича

С большой любовью и восхищением изображён Микула Селянинович во всех известных былинах о нём. Интересно использованы средства художественной выразительности и в портрете, и в описании одежды этого богатыря.

Красив богатырь-землепашец: кудри у него жемчужные, глаза ясные, брови густые и чёрные:

 

А у оратая кудри качаются,
Что не скачен ли жемчуг рассыпаются.
У оратая глаза да ясна сокола,
А брови у него да чёрна соболя.

Скачен жемчуг – значит, отборный жемчуг, круглый, ровный. Любуется Микулой Селяниновичем народный сказитель – много ярких и красивых эпитетов и сравнений для этого нашёл!

Подробно, в деталях описывается одежда могучего пахаря. Сапожки у Микулы сшиты из сафьяна – из мягкой эластичной козлиной кожи: у оратая сапожки зелен сафьян, шилом пяты, носы востры, около носа хоть яйцо прокати, под пяту воробей пролетит. Каблуки (пяты) сапожек сравниваются с шилом – они тонкие и острые, как шило. Если под его пяту воробей пролетит, значит, его каблуки не только тонкие, но и очень высокие. А носы у сапожек такие ровные и гладкие, что можно яйцо прокатить. Вот каким нарядным мы видим вышедшего в поле оратая – он оделся как на праздник! А всё потому, что древний сказитель умело подобрал много замечательных эпитетов и сравнений.

В былине дано описание работы оратая в поле.

 

Как орёт в поле оратай – посвистывает,
А бороздочки он да помётывает,
А пенья-коренья вывёртывает,
А большие-то каменья в борозду валит.

Мы находим подробное описание каждой детали:

 

Сошка у оратая кленовая,
Омешики на сошке булатные,
Присошечек у сошки серебряный,
А рогачик-то у сошки красна золота.

Если современный человек захочет разобраться в этих подробностях, получится вполне определённая картина: на кленовой сохе пахаря есть металлические наконечники (омешики), которые сделаны из самого крепкого металла – из булата; при сохе есть серебряный присошечек – лопатка для отворота земли, а сама рукоятка у сохи (рогачик) сделана из золота. Какое яркое описание получается!

И, конечно же, почти в каждом предложении встречаются постоянные эпитеты: чистое поле, синие моря, тёмные леса, ракитовый куст, дружинушка хоробрая. С их помощью можно ёмко и кратко показать и охарактеризовать всё что угодно. Например, когда мы встречаем сочетание добрый конь, сразу понимаем, что конь у богатыря Микулы – очень сильное, умное, выносливое и преданное животное.

 

У оратая кобыла соловая,
Гужики у неё да шелковые.

Соловая кобыла – это лошадь светло-коричневой масти, хвост и грива у которой белого цвета. Микула на своей кобыле «пенья-коренья вывёртывает», а большие каменья не объезжает стороной, как это обычно делают крестьяне, а валит их в борозду вместе со вспаханной землёй, словно и не замечает их. Красиво работает оратай – любуется его трудом былинный рассказчик. Все художественные средства выразительности в былине подчёркивают его любовь и уважение к могучему былинному богатырю.

Сочинения по литературным произведениям

Тема Родины в древнерусской литературе

Древняя русская литература наполняет нас гордостью за наших далёких предшественников, учит нас с уважением относиться… к их заботе о благе родины.

Д. С. Лихачёв

Одним из самых замечательных явлений древнерусской литературы были летописи. В каждом крупном городе велись записи исторических событий, которые делали учёные– летописцы.

«Повесть временнûх лет» – самый древний памятник русской литературы, дошедший до наших дней – была составлена монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. «Повесть» рассказывает о том, как жили наши предки в далёком прошлом, об их обычаях и традициях в мирное время и в период войн. Летописец восхищается подвигом защитников родной земли, прославляет князей, для которых борьба с врагами Отечества была важнее междоусобных войн и личных интересов.

В летописи нередко включались как исторические документы, так и целые литературные произведения с историческим содержанием. Таким произведением является «Сказание о Кожемяке».

Перед нами разворачиваются события, произошедшие в период борьбы русских князей с племенами печенегов. Реальный исторический деятель князь Владимир ведёт бесконечные войны за независимость родной земли. В очередной раз русским войскам предстоит битва. Печенеги предлагают устроить поединок своего самого сильного воина и русского витязя. Однако в русском стане не находится такого богатыря. Князь Владимир в отчаянии. И тут неожиданно старый воин предлагает отправить на бой своего младшего сына. Нетрудно представить душевные муки отца, добровольно обрекающего сына на возможную гибель. Но судьба Родины важнее личного благополучия.

Молодой человек не выказывает трусости. Он лишь просит князя Владимира испытать его силу. Успешно выдержав проверку, Кожемяка отправляется на бой и побеждает. Русские воины возвращаются домой с победой, а князь Владимир решает основать на месте боя город, чтобы прославить подвиг молодого витязя.

Летописец восхищается мужеством русских людей, которые ценой собственной жизни и жизни своих близких защищают родную землю.

Добрыня Никитич - примеры докладов

­­Пример доклада 1

Добрыня Никитич – один из былинных богатырей. Он по праву считается вторым после Ильи Муромца. Жил он в то же время (при князе Владимире). Если верить былинам, то он долгое время служил при дворе. Он выполнял указания князя, поручения. Добрыня был близок к Владимиру и его семье. По характеру богатырь изображается очень смелым, храбрым и сговорчивым. Кроме того, он был достаточно умным, образованным, умелым. Также русский богатырь Добрыня Никитич владеет многими ремеслами и способностями: стрельба, плавание, пение, игра на гуслях.

Женой Добрыни Никитича была дочь Микулы Селяновича – Настя. А отец его был воеводой.

Добрыня упоминается более чем в пятидесяти былинах. Но лишь в шести из них он – главный герой. Каков же нрав у богатыря? Во-первых, он мужественный, силен физически. Во-вторых, он вежлив, учтив и дипломатичен. Фраза «сила есть – ума не надо» точно не про него.

Биография богатыря Добрыни Никитича частично описана в летописях. «Повесть временных лет» Нестора гласит, что Добрыня является братом Малуши. Последняя была приближенной княгини Ольги. Малуша имела связи со Святославом (сыном Ольги) и родила от него Владимира Красное Солнышко. Отца Добрыни, согласно летописи, звали Малко. И отчество у него звучит иногда как Малкович. Однако в былинах он представлен только как Добрыня Никитич.

Иногда Добрыню называют боярином. Это упоминается и в летописях из-за большой близости его к князю. Он также участвовал в разделе земель между сынами Святослава в 970 году. Во время Крещения Руси Добрыня помогает князю Владимиру, особенно в Новгороде. Есть данные, что язычники даже решили мстить богатырю, ограбив его двор. Но в итоге им самим пришлось просить мира.

До конца жизни князя богатырь верно ему помогал: и по личным вопросам, и по военным. Умер богатырь Добрыня Никитич в битве под Калкой. Похоронили его на кургане, который сегодня именуют Добрыниным.


Пример доклада 2

Добрыня Никитич известный былинный герой, храбрый и мужественный, состоявший при князе Владимире дружинником, выполнявший всевозможные поручения князя, один из трех могучих богатырей, кроме Ильи Муромца, Алеши Поповича. Добрыня Никитич не просто был при князе Владимире, а сначала в качестве воспитателя, наставника, сыграл немалую роль в том, что Рогнеда, дочь Рогволода Полоцкого стала женой Владимира. Добрыня Никитич прекрасно справлялся с заданиями и поручениями князя, был прекрасно образован, говорил на разных языках. Возможно, приходился дядей князя Владимира Красного Солнышка, состоял в родстве. У этого богатыря и персонажа из былин был прототип. Добрыня Никитич жил примерно в середине X века. Замечательно пел, стрелял, был плотником, понимал язык птиц.

Добрыня известен многими подвигами и геройскими поступками.

Отважный, мужественный, он второй по силе, если не считать Илью Муромца. Женат был на Настасье Микулишне, прекрасной дочери Микулы Селяниновича.

Богатырь Добрыня Никитич, какие подвиги совершил, каких врагов одолел
Добрыня Никитич, змееборец, как называют, упоминается во многих былинах, около пятидесяти, при этом не менее шести, которые упоминают заслуженные деяния и подвиги героя.

Одна из былин повествует о сражении со Змеем Горынычем, которое длилось три дня. Когда персонаж устал, ему был знак свыше, что одержит победу. С удвоенными силами добил противника, вогнал его в землю. Эта былина имеет глубокий смысл: никогда не надо сдаваться, даже когда силы на исходе, держаться духом, выстоять. В былине прославляется моральная сила, небывалое мужество персонажа.

Богатырь Добрыня Никитич, какие подвиги совершил, каких врагов одолел
Наряду с самим Добрыней, в былинах прославляется верный конь героя, который был ретив, храбр, имел воинственный характер, под его копытами погиб не один злодей-змееныш.

По сказанию былин, герой погиб в 1223 году в сражении, похоронен на кургане, который носит название Добрынина.

Кроме поединка со Змеем, Добрыня Никитич известен схваткой с Ильей МУромцем, который приехал сразиться с Добрыней, о котором шла молва. Бились герои, сначала на равных, потом пришли в негодность их сабли, потом схватка продолжалась, в итоге подружились, стали верными товарищами.

Известен также тем Добрыня, что прекрасно играл в шахматы. Он отказался платить дань Золотой Орде, напротив, заставил их платить.


Пример доклада 3

Русский богатырь Добрыня Никитич – главный былинный змееборец, второй по силе и удали из знаменитой троицы. Прошел огонь и воду плечом к плечу с Ильей Муромцем и Алешей Поповичем. В летописях нашлось подтверждение прототипу богатыря: Добрыня приходился близким родственником князю Владимиру. Бесстрашный воин блистал образованием, умом и качествами дипломата, в сказаниях отмечено еще одно яркое его качество – вежливость. Народные предания рассказывают о персонаже с теплотой и в возвышенных тонах.

История

Судя по летописям, Добрыня Никитич – вполне историческая личность. Годы жизни древнерусского полководца приходятся на середину 10 века. Прототипом богатыря называют Добрыню, родного дядю по материнской линии и наставника князя Владимира Красное Солнышко. Правда, Никитич – отчество видоизмененное: исследователи предполагают, что раньше к имени добавлялось название села Низкиничи, родины персонажа. А его отца звали Малко. Некоторые источники утверждают, что герой по происхождению еврей, но эта информация хранилась под грифом «секретно», а разглашение каралось избиением батогами.

По летописным свидетельствам, приближенный ко двору Добрыня выступал советником правителя, поверенным в важных делах и воеводой княжеского войска. Герою приписывают немаловажную роль в противостоянии князя новгородского с братом Ярополком, а также в сватовстве к дочери Рогволода Полоцкого Рогнеде.

Перекочевавший в былины Добрыня Никитич мало напоминает свой реальный прототип. Здесь богатыря называют и князем, и даже племянником Владимира, да и роль он играет уже второстепенную. В кругах интересующихся древнерусским эпосом прижилось мнение, что с прообразом дядьки князя переплелись и другие воины.

Биография

История жизни Добрыни Никитича и его подвиги фрагментарно изложены в летописном памятнике «Повесть временных лет» и в дошедших до современности устных преданиях. Родился богатырь или в столице древлян под названием Искоростень, позже сожженной княгиней Ольгой, или в Рязани. Десятилетнего Добрыню вместе с сестрой Малушей пленили и поселили в тереме киевской княгини, где дети выступали в роли прислуги.

Детство будущий воин провел с деревянным мечом в руках и научился мастерски владеть оружием, что в юности и доказал в поединке с дружинником. Молодого человека зачислили в княжескую дружину. С рождением Владимира герою добавили обязанность воспитателя и наставника.

Богатырь сыграл огромную роль в судьбе князя – Добрыня Никитич убедил послов Новгорода просить себе в правители Владимира, сплотил поборников варяжского господства на землях Руси, вставал во главе войска в сражениях с внешними врагами, участвовал в крещении государства, уговаривая народ принять новую веру и словом, и силой.

Былин, в которых упоминается Добрыня Никитич, насчитывается полсотни, а главным героем богатырь-змееборец выступает в шести сказаниях. Обладатель невероятной физической силы, мужественный воин, мудрый дипломат и советник, вежливый и учтивый государственный муж – таким представлен герой в древнерусском эпосе. Добрыня владел 12 языками и даже умел разговаривать с птицами; он завидный плотник, гусляр и певец.

Самая популярная былина «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» повествует о трехдневной битве богатыря с огнедышащим созданием. Исчерпав силы, Добрыня вдруг услышал голос с небес, предрекающий победу. И с новыми силами воин принялся бороться со Змеем, вогнав в итоге противника в землю. Главная мысль авторов сказания прячется в том, что важно не сдаваться, когда уже вроде бы исчерпаны все шансы и возможности, уметь выстоять, вытерпеть и победить. В былине воспеты сила духа и моральная выдержка героя.

Добрыня Никитич и Змей Горыныч

В сказаниях Добрыня выполняет различные задания князя. То выручает из беды племянницу Забаву Путятичну, то спасает дочь Марфиду или сестру Марью Дивовну, то собирает дань с подвластных земель. Причем от столь сложных поручений другие воины открещиваются. В сказании «Добрыня и Дунай – сваты» герой сватает подопечного к королевишне ляхов Апраксе.

А в «Добрыня Никитич и Василий Казимирович» примеряет образ дипломата в деле переговоров с татарским ханом: Русь задолжала дань за 12 лет, но богатырь устроил показательное выступление – поборолся с силачом из войска татар, тем самым запугав хана так, что тот сам согласился платить дань Руси.

Настасья Микулишна, жена Добрыни НикитичаНастасья Микулишна, жена Добрыни Никитича
В народных преданиях нашлось место и любовной линии. Добрыня Никитич женился на иноземке Настасье Микулишне – полянице, дочери силача-крестьянина Микулы Селяниновича. Говорят, что родом девушка с Кавказа. Знакомство будущих супругов оказалось, мягко говоря, необычным: женщина-богатырь сначала вступила в схватку с русским воином.

В семейной жизни Добрыня пережил предательство. Однажды умчался «ненадолго» (на 12 лет) по делам, а когда вернулся, благоверная собралась замуж за Алешу Поповича. Дело в том, что Настасья получила ложную весть от Алеши о гибели мужа, а Владимир подлил масла в огонь, выступив сватом молодого жениха. Впрочем, Добрыня вернулся домой в разгар свадьбы и расстроил торжество. Поссорившихся богатырей позже помирил Илья Муромец.

Добрыня Никитич и Алеша Попович

В былинах с любовью описывается и его конь. Жеребец недюжинной силы легко вез на себе воина, отличался не меньшей храбростью, верностью и воинственным характером. На своем веку конь немало потоптал копытами злых змеенышей.

Подробности смерти Добрыни-воеводы князя Владимира неизвестны. А вот былинный Добрыня Никитич умер в 1223 году, как и подобает славному воину, – в кровопролитном сражении. Случилось это в битве под Калкой. Похоронили богатыря на кургане, который так и называется – Добрыниным.


Пример доклада 4

Добрыня Никитич входит в знаменитое трио русских богатырей. Традиционно
он считается самым мудрым. Как правило, Добрыня выступает в образе
опытного витязя благородного происхождения, состоящего на службе у князя
Владимира. Женат на Настасье Микулишне, дочери Микулы Селяниновича.

Добрыня
предстает перед нами в совершенно неожиданном образе — богатыря,
славного не только силой и смекалкой, но и тем, что у русичей называлось
вежеством. Молодец отличался учтивостью, способностью к дипломатии. Он в
любой ситуации способен найти наиболее благоприятный исход. Возможно,
именно потому богатырь так приближен к князю Владимиру.

Герой
часто выполняет его поручения, в том числе те, от которых отказываются
иные славные воины. Впрочем, существует и версия, согласно которой
Добрыня является племянником самого князя. В любом случае народная молва
была склонна приписывать богатырю происхождение самое высокое. Добрый
молодец был сыном рязанского воеводы Никиты, обучен и владению
музыкальными инструментами, и пению, и стрельбе. Он ловок, прекрасно
плавает — одним словом, наделен всяческими дарованиями и талантами,
простому человеку несвойственными.

Историческим прообразом Добрыни считают дядю Владимира Святославовича с материнской стороны, служившего при племяннике воеводой.

Добрыня
является главным героем шести русских былин и упоминается еще в 53
историях. Многие сказания о дюжем богатыре имеют до нескольких десятков
вариаций с теми или иными разночтениями. Поэтому вновь обратимся к
основным сюжетам.

Добрыня и Илья Муромец.

Как вышел из юношеской
поры Добрыня Никитич, разнеслась по Руси весть о силе его и удали. Решил
наведаться к нему Илья Муромец да на богатыря могучего подивиться.
Съехались витязи во чистом поле. Сражались и палицами боевыми, и саблями
острыми — поломались и сабли, и палицы. Тогда сошлись богатыри в
рукопашном бою. Ан тут у Ильи правая нога подвернулась, левая рука
ослабла. Заборол его Добрыня, сел сверху и начал вопрошать, кем будет
его могучий противник. Как сказал Илья, кто он, Добрыня взял его за
руки, обменялся с ним крестами и побратался. А

Поссорившихся богатырей позже помирил Илья Муромец.

Добрыня Никитич и Алеша Попович

В былинах с любовью описывается и его конь. Жеребец недюжинной силы легко вез на себе воина, отличался не меньшей храбростью, верностью и воинственным характером. На своем веку конь немало потоптал копытами злых змеенышей.

Подробности смерти Добрыни-воеводы князя Владимира неизвестны. А вот былинный Добрыня Никитич умер в 1223 году, как и подобает славному воину, – в кровопролитном сражении. Случилось это в битве под Калкой. Похоронили богатыря на кургане, который так и называется – Добрыниным.


Пример доклада 4

Добрыня Никитич входит в знаменитое трио русских богатырей. Традиционно
он считается самым мудрым. Как правило, Добрыня выступает в образе
опытного витязя благородного происхождения, состоящего на службе у князя
Владимира. Женат на Настасье Микулишне, дочери Микулы Селяниновича.

Добрыня
предстает перед нами в совершенно неожиданном образе — богатыря,
славного не только силой и смекалкой, но и тем, что у русичей называлось
вежеством. Молодец отличался учтивостью, способностью к дипломатии. Он в
любой ситуации способен найти наиболее благоприятный исход. Возможно,
именно потому богатырь так приближен к князю Владимиру.

Герой
часто выполняет его поручения, в том числе те, от которых отказываются
иные славные воины. Впрочем, существует и версия, согласно которой
Добрыня является племянником самого князя. В любом случае народная молва
была склонна приписывать богатырю происхождение самое высокое. Добрый
молодец был сыном рязанского воеводы Никиты, обучен и владению
музыкальными инструментами, и пению, и стрельбе. Он ловок, прекрасно
плавает — одним словом, наделен всяческими дарованиями и талантами,
простому человеку несвойственными.

Историческим прообразом Добрыни считают дядю Владимира Святославовича с материнской стороны, служившего при племяннике воеводой.

Добрыня
является главным героем шести русских былин и упоминается еще в 53
историях. Многие сказания о дюжем богатыре имеют до нескольких десятков
вариаций с теми или иными разночтениями. Поэтому вновь обратимся к
основным сюжетам.

Добрыня и Илья Муромец.

Как вышел из юношеской
поры Добрыня Никитич, разнеслась по Руси весть о силе его и удали. Решил
наведаться к нему Илья Муромец да на богатыря могучего подивиться.
Съехались витязи во чистом поле. Сражались и палицами боевыми, и саблями
острыми — поломались и сабли, и палицы. Тогда сошлись богатыри в
рукопашном бою. Ан тут у Ильи правая нога подвернулась, левая рука
ослабла. Заборол его Добрыня, сел сверху и начал вопрошать, кем будет
его могучий противник. Как сказал Илья, кто он, Добрыня взял его за
руки, обменялся с ним крестами и побратался. А Муромец по возвращении
уговорил матушку Добрыни Амельфу Тимофеевну отпустить сына с побратимом в
стольный Киев-град.

Добрыня и Змей.

Предупреждала матушка
Добрыню, чтобы не ездил к горам Сорочинским, не топтал змеенышей, не
купался в Пучай-реке. Да сын мать не послушал, потоптал змеенышей, много
русичей спас из полона змеева, а как искупался в Пучай-реке, налетел на
него страшный Змей да стал грозиться сжечь-погубить. Метнулся Добрыня к
одному берегу, к другому — не может найти ни одежи своей, ни палицы. Но
заприметил шапку греческую, схватил ее, ударил Змея, тот и упал на сыру
землю. Уже собрался Добрыня отрубить чудищу его головы, ан Змей,
пообещав не трогать русский люд, вымолил у богатыря братание.

Поверил
витязь супостату, отпустил. Приехал в Киев-град и узнал, что Змей украл
племянницу князя Владимира — Забаву Путятишну. Тут не стерпел Добрыня,
доехал до гор Сорочинских на коне могучем да с плеткой шелковой (что
мать подарила), заборол Змея, а вместе с Забавой освободил и много
народа русского: и князей, и витязей.

Добрыня Никитич освобождает Забаву Путятишну

Вздумалось
Добрыне по Киеву-граду погулять. Проезжал он мимо дома Маринки
Кайдаловны безбожницы. Хотел выстрелом сбить голубей, что на крыше
сидели, да рука его дрогнула, и пробил он окно стекольчатое.
Рассердилась Маринка и заговорила следы богатыря на любовь жгучую.
Воротился к ней Добрыня, а она его обратила туром-атаманом — главой
стада из девяти других туров, превращенных Маринкой витязей. И так бы
Добрыня остался в образе златорогого, если бы не крестная матушка его,
молодая вдова Анна Ивановна.

Пригрозила она обратить Маринку
собакой подворотною. Испугалась еретица, вернула облик человеческий и
Добрыне, и другим витязям, принялась ластиться к богатырю, да тот взял и
срубил ей голову, чтобы больше зла не чинила.

Добрыня и Алёша.

Поехал Добрыня за тридевять земель в Золотую Орду, а супруге своей
Настасье Микулишне наказал ждать его три года, а коли не воротится,
вдовой жить или замуж идти. Просил только отказать Алёше Поповичу, ежели
тот придет свататься, потому как он Добрыне брат крестный.

Минуло
ровно три года. Пришел к Настасье Алёша Попович рассказывать, что видел
он Добрыню убитым в чистом поле, а потом принялся уговаривать стать его
женой. Отказала ему Настасья, да под угрозами князя Владимира пришлось
согласиться. Сидит Настасья на свадебном пиру, плачет-печалится. А
Добрыня тем временем супротив Золотой Орды бьется. Так бы и не узнал ни о
чем, если бы не прилетели два голубя да не начали толковать, что в
Киеве деется. Вернулся Добрыня, пришел в княжий терем в коморошьем
платье, бросил в чарку свой перстень обручальный, подал жене любимой —
по той примете она его узнала и обрадовалась. А Алёшу Поповича только
мольбами княгини удалось в живых оставить.

Собрал
князь Владимир пир да и начал спрашивать, кто из добрых молодцев,
удалых богатырей не побоится ехать в землю половецкую, чтобы свезти хану
Батуру дань за 12 лет. Расхвастался тут молодой витязь Василий
Казимирович, а уже выйдя из палат княжеских, пригорюнился. И быть бы
беде великой, если бы не встретился ему Добрыня Никитич. Выпытал
богатырь у друга всю правду и уговорил князя отправить их вдвоем — не
платить дань, а требовать. Трижды испытывал друзей Батур — и трижды
Добрыня принимал удар на себя. А под конец последнего испытания — битвы
смертной — призвал Батур все войско татарское, но пришел на помощь
Добрыне Василий Казимирович. Одолели богатыри татар и повезли в Киев
дань богатую.

В рассказах герой Добрыня Никитич тесно связан с Рязанью. На Оке реке в Шиловском районе есть остров, который связан с богатырём, и курган Добрынин около Шилово. Согласно легендам, на своём острове Добрыня Никитич нёс служебный дозор, грабил купцов, проплывающих мимо, и перебрасывался с богатырём Володей, который дежурил на острове Пупки, топорами (речь скорее об Илье Муромце). После печальной битвы с татарами Добрыню похоронили на его кургане. Данные события упомянуты в летописном рассказе о битве на Калке. В числе прочих умерших присутствует имя Добрыни Рязанича Златпояса. Боевые соратники привезли тело богатыря на родину и похоронили в местечке Дубки, вблизи реки Пара.

  • Доклады и сообщения
  • Люди
  • Добрыня Никитич

Добрыня Никитич — это богатырь земли Русской. Добрыня Никитич обладает недюжинной силой, он отважен и мужественен. Упоминание об этом герое встречается в более чем 50 историях. А ещё в десяти его называют, богатырем-змееборецем. Мы видим героя умным и образованным — в былинах сказано, что Добрыня обладал двенадцатью языками, а также мог общаться с млекопитающими.
Самые известные летописи о великом былинном герое — это «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Добрыня и Дунай – сваты», «Добрыня Никитич и Василий Казимирович».

Также у богатыря был преданный скакун. Вороной жеребец, отважный и смелый товарищ.

Летописи говорят, что Добрыня — это реально существовавший человек. Прототипом героя служил — князь Владимир Красное Солнышко, так же возможно его дядя Добрыня. Есть конечно и не соответствия между летописным героем и настоящим. Папу героя звали — Малко. Родились они были в селе Низкиничи. Настоящий же Добрыня служил полководцем армии.

У Добрыни было 2 верных товарища: Алёша Попович и Илья Муромец. Добрыня — это «средний» богатырь. Он второй по значению после Ильи. Это объясняется тем, что Добрыня призван «воссоединять» богатырскую тройку.

В детстве богатырь игрался с игрушечным оружием, поэтому так искусно имеет им владеть. В юношестве его приняли в дружину князя. А после того, как родился Владимир, Добрыню нарекли воспитателем.

Добрыня был в супружестве с Анастасией Микулишной, дочке селянского силача. Познакомились они интересно — Настасья начала борьбу с богатырём.

Целых двенадцать лет после свадьбы богатырь странствовал, а когда приехал домой, Настя выходила за Алёшу Поповича. Алёша наврал, что супруг ее умер в бою. Добрыня же приехал в день свадьбы и расстроил ее.

Герой сказаний Добрыня Никитич погиб в битве за городом Капка в 12 веке. Похоронен богатырь в кургане, который назван его именем.

Доклад №2

Богат фольклор русский на героев, и звались воины – русичи, герои сказаний давних, отважными богатырями. Одним из них был Добрыня Никитич, одаренный, образованный и не лишенный смекалки, сын рязанского воеводы Никиты. Считается, что у Добрыни были реальные прототипы, в том числе и дядя князя Владимира, однако данный факт довольно сложно подтвердить.

Согласно былинам, богатырь славился не только физической силой, но и был не обделен умом, знал 12 языков, в том числе – язык птичий. Добрыню часто называют «змееборцем», и количество его подвигов намного больше, нежели известная всем история со Змеем Горынычем. Из 53 былин данный герой указывается минимум в шести, причем в большинстве из них ему приписывается борьба именно со всевозможного рода змеями.

Отдельного внимания заслуживает поединок Добрыни с Ильей Муромцем, а также Дунаем Ивановичем. Нередко данный герой сравнивается с вышеупомянутыми персонажами, а также выносится в знаменитой «тройке» богатырей, включающей в себя самого Добрыню, вышеупомянутого Илью Муромца и Алешу Поповича.

Что касается прообраза, большинство источников склоняются к тому, что Добрыня писан с родственника князя Владимира Святославовича, что имеет под собой логическую и историческую подоплеку. Мало того, что богатырь является бесстрашным и искусным воином, в некоторых участниках он описывается как хороший сват, однако каких-либо весомых подтверждений этому нет.

Мало кто знает, но в честь богатыря Добрыни Никитича даже названы гора и остров, также он является героем нескольких опер, а также фильмов, мультфильмов, последний из которых вышел относительно недавно, в 2017-году. Нередко образ этого богатыря характеризуется с мощью, смелостью и отвагой, а также с недюжинной физической силой, коей обладали представители сего сословия.

В произведениях Добрыня нередко отправляется по поручениям батюшки – князя, но впоследствии обстоятельства разворачиваются так, что герой находит гораздо большее количество приключений, нежели предполагалось поначалу. Многие люди считают, что человек, очень сильный физически, неспособен к какому- либо внятному и логическому мышлению, однако в случае с Добрыней это не так – эпос воспевает не только его физические достоинства, но и острый ум, благодаря которому он и является «любимчиком» князя.

Не суть важно, существовал ли богатырь в реальности либо это все вымысел, ведь наверняка существовало множество прообразов, которые, сплетаясь в один, образуют незыблемую стать отважного воина и защитника нашего народа.

5 класс

Для 7-8 класса , Для девочек.

Джим и Делла – молодые супруги, которые едва сводили концы с концами. Они жили в крошечной квартирке, вели очень скромный жизни, но преодолевать все трудности им помогала большая любовь друг к другу.

В канун Рождества Делла хотела сделать какой-то особенной подарок мужу, которого любила больше всего на свете. Однако у девушки совсем не было денег, и тогда она решила пожертвовать своим самым главным богатством – невероятно роскошными длинными волосами. Она безжалостно остригла свои локоны и продала их. На вырученные деньги Делла приобрела красивую платиновую цепочку для старинных золотых часов Джима. Она еще не знала, что муж продал семейную реликвию, чтобы купить любимой женщине дорогой черепаховый гребень для ее кос. Так любящие люди пожертвовали самым ценным, что у них было, ради того, чтобы осчастливить друг друга.

44 стр., 21753 слов

Сочинения в начальных классах

… его развитие и конец. Эти сочинения сюжетны, а юному считаются наиболее доступными для учащихся. Дли проведения сочинений в I классе не требуются специальные уроки. Сочинения … Методика работы над сочинением». В этих статьях указываются особенности работы над сочинением в каждом классе, описываются приемы работы и пути повышения самостоятельности учащихся. Так, в статье «Методика работы в I классе» …

Я считаю, что именно такие браки являются по-настоящему счастливыми и способны просуществовать долгие годы. Делла показала себя любящей, заботливой женой, готовой идти на жертвы ради любимого мужа. Она никогда не упрекала Джима, не требовала от него дорогих подарков. Уверена, что с такой моральной поддержкой Джим обязательно добьется успеха в жизни, и самоотверженность Деллы будет вознаграждена.

Популярные темы сообщений

  • Воздух
    Воздух является неотъемлемой частью нашей планеты и среды обитания. Без него невозможно было даже представить жизнь на земле. Ведь воздух приходиться важнейшим компонентом, обеспечивающим существование всех живых организмов,
  • Звезды
    Посмотрев ночью на безоблачное небо, можно увидеть невероятную картину звездного неба. Более тысячи звёзд собираются в различные фигуры, заставляя всех наслаждаться прекрасными видами. Ещё давно, многие считали, что небо украшают не звезды,
  • Древний Рим
    Древний Рим, государство расположенное около реки Тибр. Возникло в 8 веке до нашей эры. Сначала были захвачены Аленинский полуостров, затем включилась западная и юго-восточная части Европы. А также Малая Азия,

Для мальчиков.

Юшка много и упорно трудился, откладывая каждую копейку. Он во многом себе отказывал, плохо питался и ходил в обносках. Силы главного героя забирала и чахотка, от которой он долгое время страдал. Никто из соседей не понимал Ефима Дмитриевича. Дети его дразнили, а взрослые не скрывали своего презрения. Вот только все издевательства не оказывали на Юшку никакого влияния – он неизменно оставался доброжелательным, спокойным, улыбчивым человеком.

Раз в год Юшка куда-то уезжал, но никто не знал, куда. Лишь после его смерти выяснилось, что все эти годы он опекал бедную сиротку. Стараниями Юшки девочка смогла получить достойное образование и стать врачом. В память о своем покровителе она всячески помогала людям, бескорыстно лечила взрослых и детей. Таким образом она отплатила за доброту Юшки, продолжив цепочку милосердных поступков.

Для меня Юшка является примером для подражания. Он доказал, что добрыми делами этот мир можно сделать лучше. Не стоит реагировать на людскую глупость, нужно просто творить добро, не ожидая похвалы или платы за свои деяния.

Для 2 класса: Гадкий утенок

(178 слов) Если бы во времена Ганса Христина Андерсона существовал сторителлинг, он явно бы преуспел в нем. Потому что датский писатель не только изящно владел словом, он умел создавать истории, понятные любому читателю. В «Гадком утенке» поднимается тема, которая не стала менее острой через десятилетия. Она помогает понять тех, к кому мир не особенно приветлив. Или помогает именно тем, кто чувствует себя таким же гадким утенком.

Каждый ребенок, который не может найти друзей или слышит насмешки в свой адрес, имеет надежду. Он верит, что в нем тоже может быть тот самый прекрасный лебедь, только время еще не пришло. А еще эта сказка помогает рассмотреть людей, которые берут на себя право решать за других. Птичий двор в «Гадком утенке» — это метафора человеческого общества. И если кажется, что невозможно противостоять порядкам, которые там сложились, финал сказки вселяет уверенность в лучшем будущем. Он же показывает, насколько могут заблуждаться окружающие.

Это произведение давно стало классикой, только на его основе (на созвучии сюжетов) написано много других историй. Надеюсь, люди не забудут той красивой, немного грустной и пугающей печальными подробностями, датской сказки, которую придумал великий Андерсен.

Для 6 класса: Дубровский

(256 слов) Многие герои Пушкина отнюдь не идеальны. Вначале повествования они предстают людьми, легко относящимися к деньгам, не утруждающими себя душевными порывами, тягой к самосовершенствованию. Дубровский из таких персонажей. Он появляется в третьей главе, и вряд ли такой образ может понравиться читателю. Дубровский не знает цены деньгам, ведь его с лихвой обеспечивает отец. Он играет в карты, удовлетворяет все свои прихоти, мало думает о том, что делать и как жить дальше.

Но беда, случившаяся с его отцом, меняет настроения сына. Владимир все бросает, отправляется на помощь родителю. Стоит напомнить, что в отчем доме его, сына, не было уже больше 10 лет. И уже в этих новых обстоятельствах от прежнего повесы ничего не остается. Точнее, остаются решительность, кураж, способность на многое ради благой цели. Хоть многие его действия могут показаться чрезмерными, они очень ярко характеризуют героя. Чего стоит один поджог дома, своего отчего дома, лишь бы тот не достался Троекурову. Сложно говорить, правильно ли сделал Владимир, но душа его настаивала только на таком решении, и понять его точно можно.

Также можно понять и мотивы, согласно которым Дубровский становится «благородным разбойником». Я не оправдываю его пути, мне кажется, у него были и другие варианты. Но я могу понять захлестнувшую его обиду. И, опять же, выступая против дворянства, главный герой заслуживает одобрение крестьян. Он грабит не всех, а только тех, кто унижает, растаптывает простой люд, кто возомнил себя вершителями судеб. Это ставит читателя на сторону героя, по крайней мере, его принципы не шатаются в зависимости от ситуации. И это очень важная характеристика Дубровского. Поэтому мне больше всего понравился именно этот герой.

Василий Буслаев

Бунтарство героя проявляется даже в его кончине. В былине «Как Васька Буслаев молиться ездил» он нарушает запреты даже у гроба господня в Иерусалиме, купаясь голым в Иордан-реке. Там же он и погибает, оставшись грешником. В.Г. Белинский писал, что «смерть Василия выходит прямо из его характера, удалого и буйного, который как бы напрашивается на беду и гибель».9

Одной из самых поэтических и сказочных былин новгородского цикла является былина «Садко». В.Г. Белинский определил былину «как один из перлов русской народной поэзии, поэтический апофеоз10 Новгороду».11 Садко – бедный гусляр, разбогатевший благодаря искусной игре на гуслях и покровительству Морского царя. Как герой он выражает собой бесконечную силу и бесконечную удаль. Садко любит свою землю, свой город, семью. Поэтому он отказывается от несметных богатств, предложенных ему, и возвращается домой.

12 стр., 5625 слов

Былины и сказки как памятники русской культуры

… Ловчанин), при этом в скоморошьих былинах высмеиваются господствующие слои общества. Одновременно возникает и новый жанр — исторические песни, где повествуется о конкретных исторических событиях, происходивших с 13 … из выражения «по былинам» в «Слове о полку Игореве», что значило «согласно фактам» Фёдора Буслаева, «Русский богатырский эпос» («Русский Вестник», 1862) . Сказка — это древнейший жанр …

Итак, былины – это поэтические, художественные произведения. В них много неожиданного, удивительного, невероятного. Однако в основе своей они правдивы, передают народное понимание истории, народное представление о долге, чести, справедливости. Вместе с тем они искусно построены, язык их своеобразен.

Примеры похожих учебных работ

Про богатыря Илья Муромец

… с которым пришлось вступить в поединок Илье Муромцу — Соловей-Разбойник. Если образ Ильи олицетворяет добрую силу, то Соловей-Разбойник — … сможет защитить свое государство без поддержки народа. Илья Муромец совершает свои подвиги не ради княжеской …

Характеристика и образ Ильи Муромца в былинах

… класс Также читают: Картинка к сочинению Характеристика и образ Ильи Муромца в былинах Популярные сегодня темы … же время грустных направлений. Романтический герой всегда находится не в … и благословили на защиту родины. Он отправился на поиски валуна, …

Илья Муромец — защитник русских земель

… последнего оберегал православные земли от нашествия злоумышленников. Он символ мужества и храбрости для русских людей в противостоянии злостным иноземцам. Также читают: Картинка к сочинению Илья Муромец — защитник русских земель Популярные …

Образ савелия богатыря святорусского

… русского народа и мечтал о «поре прекрасной» для всех трудящихся людей. В образе Савелия – богатыря святорусского Н.А.Некрасов словно бы изображает все русское крестьянство, когда-то сильное и вольное, а …

Фольклорные образы в литературе, живописи и музыке, как средство патриотического …

… с произведениями литературы и живописи. Своим исследованием мы попытаемся доказать, что образ былинного богатыря, действительно, является средством воспитания патриотических чувств у русского человека. Именно в русских былинах …

  • Добрым молодцам урок народная сказка
  • Добрый человек это сочинение
  • Добрый человек какой он сочинение 4 класс
  • Добрый товар из какой сказки или былины слова
  • Добрый товар в какой сказке или былине встречается словосочетание