Дочь семилетка какой вид сказки

1.      Анализ
русской народной сказки «Дочь-семилетка»

Цель: Осознание идеи, темы произведения, т.е.
отношение автора к тому, что он  изображает, оценки изображаемого.

          
         План:

        1. Автор, произведение, год  создания.

        2. Жанровая разновидность произведения.

        3. Тема произведения.

        4. Сюжет: завязка, развитие действия,
кульминация, развязка.

        5. Описание художественных образов: портрет,
поступки, речь, отношения.

        6. Средства выразительности.

        7. Вывод (идея произведения).

1.            
Русская народная сказка создана народом,
передавалась из уст в уста, записана в глубокой древности. Раньше сказки
назывались «байками» от слова «баять», т.е. говорить. В современном значении
слово «сказка» доходит до нас с 17 века.

2.            
Жанр произведения 
это сказка фольклорная – произведение устного народного творчества, вымышленное
по содержанию и прозаическое по форме. Разновидность сказки – бытовая.

        Бытовые сказки во
многом отражают сущность нашей повседневной жизни. Порой сюжеты и ситуации в
таких историях настолько реальны, что читая их, невольно возникает ощущение,
будто мы сами проживаем их из дня в день. В сказках найдется место и юмору, и
колоритным персонажам, а вот магии и чудес практически не бывает.

3.            
Тема:
«Как дочь-семилетка спор разрешила»

Идея:
Это история о занимательном состязании в находчивости, уме и мудрости. Автор на
стороне добра и смекалки. Высмеивает жадность и глупость «сильных мира сего».  Восхваляет
добро, находчивость и смекалку, а так же чудесные способности семилетней
девочки.

Идея
раскрывается через сюжет:

Зачин:
Ехали два брата, один бедный, другой богатый. У обоих по лошади – у бедного
кобыла, у богатого мерин.

Тем
самым автор с самого начала подчеркивает проблему социального характера.  Указывая
на несправедливость  положения  вещей, заставляя читателя сопереживать и
сочувствовать положительным персонажам, а так же испытывать чувства «праведного
гнева» к отрицательным.  

Путь
к правде закрыт, это мнение укрепляется и при дальнейшем развитии сюжета
: кобыла бедного крестьянина ночью принесла жеребенка, да тот под телегу
богатого закатился. Вот богатый брат и заявил, что его телега жеребенка  родила,
и требовал жеребенка ему отдать. Кульминационный момент  наступает тогда,
когда царь спорщикам  загадки загадал.

Богатому
брату не удалось верного решения найти, а бедному дочка-семилетка помогла.
Удивили царя мудрые ответы, и выведал он у крестьянина, кто ему помог. После
чего стал давать девочке разные трудновыполнимые задания. А девчушка умна была
не по годам и со всеми трудностями справилась.

В
конце
сказки царь приказал вернуть жеребенка
бедному крестьянину, а дочку-семилетку к себе во дворец взял, а когда она стала
взрослой, женился на ней, и стала она царицей.

Сказочный
сюжет о «мудрой деве» встречается во многих сказках, как например: «Умная
внучка», «Василиса — Премудрая»
Познавательная,
воспитательная, эстетическая ценность произведения. 
Сказка знакомит с русским фольклором и бытом русского народа.
Приобщает детей к устному народному творчеству. Развивает воображение и речь.

К
этому произведению можно указать, например, такие пословицы: «Мал, да удал»; 
«Находчивый свое возьмет»; «Не за бороду – за ум жалуют».  А еще в самой сказке
упоминается: «От одной беды увернешься — другая навяжется!»

4.            
Главные герои —  два брата-крестьянина, занимающих
различную социальную нишу в обществе, и дочка бедного крестьянина, семи лет отроду.
Так же в сказке присутствуют два второстепенных персонажа: царь и кума, которые
в полной мере помогают раскрыть характер главных героев.  Вот, например кума — 
поверхностный, мелочный, глупый  человек, судя по тем советам, которые она
своему родственнику давала:  «Пуховик, уж мягче не выдумаешь», «…кобыла
серая…нет ее быстрее! Коли кнутом приударить, зайца догонит». Кума считает
самым лучшим то, что есть у нее, но ведь когда царь загадывал загадки, он и
знать не знал о куме, ее борове, кобыле и внуке. Таким образом,  читатель видит
 негативное влияние окружающих на персонажа. («Скажи, кто твой друг и я скажу
кто ты!»).

             Да и богатый
крестьянин согласился с советами, что говорит о его собственной глупости и лени
самому подумать над разгадкой.  В данной сказке он является отрицательным
персонажем. «Поспорили, они и пошли до начальства. Богатый дарил судей
деньгами…», эти строки сразу дают нам понять, что этот человек эгоистичен и  не
перед чем не остановится, что — бы  добиться  своей выгоды. («У бедного правда,
у богатого выгода»; «Монету увидит, по головам пройдет»). 

             А вот  сказать
о том, насколько персонаж  царя плох или хорош сложно по той причине, что 
описания в сказке как такого не представлено, но можно предположить, судя по
сложности хитроумных загадок, был он человеком незаурядным, пользующимся
доверием и уважением среди своих подданных. Так как сказка народная, то умнее в
данном случае должен быть бедный человек из народа. Однако люди все равно идут для
решения спора к своему царю. Скорее всего, это связано с тем, что по народным
представлениям, царь умнее всех, и только он может разрешать все споры и
проблемы человека.

             Уникумом  в 
сказке является  семилетка, которая умна не по годам, трудолюбива и прилежна.  Следует
отметить высокий уровень логического мышления девочки, запутавшей царя
рассказом о том, как ее отец рыбу на суше ловил. Когда возмущенный царь
спросил, где это видано, чтобы рыбу на суше ловили, девочка ответила вопросом
на вопрос: «А где это видано, чтобы телега жеребят рожала?» После чего спор из-за
жеребенка и решился в пользу бедного крестьянина, персонажа очень
неоднозначного.  С одной стороны, создающего впечатление человека доброго,
честного, справедливого, раз  смог воспитать такую умную и находчивую дочь.   И
то, как он добивался правды, «Поспорили они и пошли до начальства. Богатый
дарил судей деньгами, а бедный словами», говорит в его пользу. А с другой
стороны, почему же он сам не додумался до правильного ответа, может потому, что
не обладал такими же выдающимися способностями, как его ребенок. Кто же тогда
развивал в девочке эти качества? Возможно автор тонко нам намекает, на незримую
личность матери  или дочь бедняка была одарена природным даром?!    

5.            
«Дочь-семилетка» построена по классическим
канонам русской народной сказки.
Язык
сказки
 близок к разговорному языку народа.
Он прост, но в то же время отличается образностью, красочностью выражений. В
основном произведение построено на диалогах. Есть просторечная лексика: «Не
кручинься батюшка!»;  «Воротился мужик домой»; «Где это  видано…?»; «Сроку
всего три дня положил» и т. д.  Используются фразеологизм (уму-разуму) и загадки. Встречается
в произведении и характерная для русской сказки троичность. Она проявляется в
количестве заданных загадок царя. Чтобы решить, чей жеребенок нужно было
ответить на следующие вопросы: «»Что всего на свете сильней и
быстрей?», «А что всего на свете жирней?», а еще: «Что
всего мягче и что всего милее?»» Такое же сочетание встречается и в новых
заданиях царя, которые уже непосредственно для самой девочки заданы.

В последней загадке тоже наблюдается
троичность: «Пусть явится утром ко мне — ни пешком, ни на лошади, ни голая, ни
одетая, ни с гостинцем, да и не без подарочка!»

В
сказке есть еще один элемент, характерный для этого жанра — счастливый финал.

В
конце порок наказывается, а добродетель побеждает.

6.            
«Дочь-семилетка» учит тому, что
не всё в жизни покупается за деньги, а мудрость и смекалка помогают решить,  казалось
 бы,  неразрешимые задачи.
Человек
может быть остроумным и находчивым, несмотря на возраст и положение. Также,
очень важно иметь свою точку зрения и не бояться доказать ее, что и сделала
дочь бедняка. Всегда нужно помнить и верить в то, что как не пытайся утопить
правду в море лжи — а она всё равно обнаружится.

2.     
Технологическая карта фрагмента урока

Предмет

Литературное
чтение

Класс

3

Тема

Русская
народная сказка «Дочь-семилетка»

Цель

Ознакомление
учащихся с особенностями русской народной бытовой сказки.

Тип
урока

Усвоения
новых знаний

Оборудование

Компьютер,
проектор, учебник и рабочая тетрадь № 1 автор: Ефросинина Л.А

Ход
урока

Этапы урока

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

Планируемый
результат

I.Организационный
этап

Проверяет готовность
учащихся к уроку

— Здравствуйте
ребята, хочу начать наш урок с

http://images.myshared.ru/33/1322189/slide_14.jpg

(слайд 1)

Слушают учителя

Коммуникативные
УУД: 1) умеет слушать и понимать других

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация
учебной деятельности учащихся.


Скажите пожалуйста, как вы понимаете смысл данного высказывания?

-Прошу
каждого из вас выбрать, то семечко, которое соответствует цели вашей работы
на нашем  уроке.

(слайд
2)

— А что означает
в вашем понимании выражение «Народная мудрость»?

— Как вы
считаете, ребенок может быть мудрым?

— Как
яблоня растет и развивается, так и мы должны расти и получать больше знаний.

Выполняют
задание учителя.

— Я
узнаю как работать с художественным текстом

— Я хочу
вспомнить каким бывает текст…

-Знания,
передаваемые людьми своим детям

-Нет,
дети знают мало

Личностные УУД:

1) проявляет  заинтересованность
к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные
УУД: 1) умеет строить речевые высказывания в соответствии с поставленными
задачами;

2) умеет слушать
и понимать других;

3) умеет
оформлять свои мысли в устной форме

Разнообразные
задания по теме урока предлагаются для самостоятельной работы в рабочей
тетради. Они закрепляют представление о противопоставлении, некоторые связаны с
речевой работой (подбор синонимов и антонимов к сказочным словам, внесение в
пропуски сказочных выражений). Есть задания усложненные: одно предполагает
установление жанровых признаков сказки (близость ее к небылицам), другое учит
«читать» информацию, изображенную схематически.

Тема урока: «Русская народная бытовая сказка с загадками «Дочь-семилетка» 
Цель урока: вникнуть в особенности художественного мира бытовой сказки, научиться видеть ее скрытый смысл.

Задачи урока:

1)    Вызвать интерес к бытовым сказкам, устному народному творчеству.

2)    Научить детей видеть скрытый подтекст народной сказки, её мудрость.

3)    Развивать навыки анализа художественного текста, образное мышление.

4)    Развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения.

5)    Включать творческое воображение у учащихся.

6)    Учить детей вести диалог с автором

7)    Чувствовать  гордость за свою народную культуру, бережно относиться к живому родному языку.

1. Самоопределение к деятельности (орг. момент)

-Литература – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк.

Сказка это  или рассказ,

Вы учите их – они учат вас.          

– Какую цель вы ставите перед собой на уроке литературного чтения?

(Научиться беседовать с книгой,Улучшать технику чтения,Учиться высказывать своё отношение к прочитанному)

2. Актуализация знаний.

В мире много сказок грустных и смешных

И прожить на свете нам нельзя без них

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло

Пусть добро на веки

Побеждает зло

-Как вы думаете, о чем пойдёт речь на уроке? ( — О сказке )

-Что мы называем сказкой? (Сказка – художественное произведение, в котором есть вымысел, элементы чудесного, фантастического. Сказка обязательно чему-то учит.)

— Какие бывают сказки? (авторские, народные), (волшебные, бытовые, о животных)

Что вы знаете о волшебных сказках? 

…сказках о животных?

…бытовых сказках?

-Какие мудрые советы может дать человеку сказка? (Сказка помогает ответить на важнейшие вопросы, учит человека быть добрым, верить в свои силы)

-Какую сказку вы читали дома? Сказка «Про Ленивую и Радивую»

-Кто герои этой сказки? Старик, старуха, две дочери Ленивая и Радивая, Зелёный старик

-Сейчас мы проверим домашнее задание.

3.  Совместное открытие знаний.

Сегодня на уроке мы будем читать не совсем обычную сказку, а сказку с загадками и я предлагаю вам в течение урока ответить на вопрос:

—   Зачем в сказках нужны загадки? (вопрос записать на доске) (Отгадывание загадки помогает понять героев.

– Для этого надо вникнуть в особенности художественного мира бытовой сказки и научиться видеть ее скрытый смысл — это и будет цель нашего урока.

А примером такого произведения будет сказка «Дочь – семилетка».

2. Работа с текстом до чтения. •

Откройте учебник на стр. 38

— Что изображено на картинке?

— Как вы думаете, о чем пойдет речь в произведении?

-Что делает герой?

-Какое у него выражение лица?

– Можно ли по иллюстрации определить жанр произведения?

  · Работа с заголовком.

– Прочитайте название. Можно по нему определить, кто будут герои нашей сказки?

Послушайте чтение этого произведения в исполнении профессионального актёра. 

— Понравилась ли вам сказка?

1)     Где происходит действие сказки: в реальном мире или в фантастическом?

2)     К какому типу мы отнесем данную сказку и почему? (В сказке нет чудес, нет говорящих животных, в ней действуют реальные персонажи — значит, это бытовая сказка.)

3)      Кто герои сказки?

4)     Какие необычные поступки совершают герои? Дочь на зайце верхом ехала

5)     На чем же основан вымысел в данной сказке? Вымысел в бытовой сказке заключается в том, что персонажи попадают в невероятные ситуации и совершают необычные, смешные поступки, их отрицательные качества сильно преувеличиваются

5. Применение знаний.

Медленное «вдумчивое» повторное самостоятельное чтение

Постарайтесь увидеть  в тексте авторские вопросы

Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме:

Почему богатый решил, что его телега ночью жеребёнка родила? жеребёнок оказался под телегой

Догадались почему?

Почему начался спор? Богатый хотел обхитрить бедняка, а бедный доказать свою правоту

Для чего братья обратились  к начальнику? Богатый хотел, заплатив выиграть спор

Это можно объяснить, что…? Богатый хитрый и жадный,

Для чего царь загадывал загадки? Проверить насколько умны

Правильно ли отгадала кума четыре загадки царя? Нет

Почему? Она была глупой,  злой, хитрой

Как побеждают бедный брат своих противников? Помогла дочь

Есть ли у него волшебные помощники? Нет

Какой была девочка? Умной, доброй, честной

– Что необычного в этой сказке? В сказке есть загадки

Зачитайте загадки…

—   Для чего? в сказке нужны загадки? (Отгадывание загадки помогает понять героев. Учебник стр.35)

Что из этого следует? Надо надеяться на собственные силы и ум.

Какой человеческий недостаток высмеивается в сказке? Жадность, глупость

Наблюдения над языком сказки.

Какие особенности сказочной речи вы увидели?

1)     Найдите в тексте устойчивые сочетания слов, характерные для простонародного языка. Ниточка шелковая, горькие слёзы, царское величество.

2)     Найдите просторечные слова. Кобыла, батюшка, мерин, прутик, телега, кума, подле, призвать, государь, боров, кручинится, кросна, перепёлка, дворец, ловушка.

3)     Есть ли в сказке пословицы? «От одной беды увернёшься – другая навяжется!»

6.Физкультминутка — Перед вами выставка книг – сказок. Некоторые вы читали, а другие можно  прочесть. Пусть каждый подойдет и выберет себе понравившуюся сказку, позднее можете обменяться книгами с товарищами.

-Как вы думаете, какие части можно выделить в этой сказке?

-Повторно перечитайте сказку.

-Запишем сказку при помощи «заместителей», которые помогут нам составить план к тексту:

Б – брат

Ц – царь

К – кума

Д — дочь

-О чем говорится в первой части? Как бы вы озаглавили эту часть?

Что произошло дальше? Какие загадки предложил царь братьям? Как озаглавить 2часть?

-Какие отгадки придумала кума? По вашему мнению, какое название будет у этой части?

-Как отгадывала дочь – семилетка и какие задания придумывал для нее царь? Озаглавьте эту часть.

-Чем заканчивается сказка? Какое будет название этой части?

7.Этап рефлексии.

8.Подведение итогов урока.

-С какой сказкой познакомились? Мы познакомились с бытовой русской народной сказкой «Дочь-семилетка»

Чем необычна эта сказка? В этой сказке есть загадки

—   Зачем в сказках нужны загадки?  Отгадывание загадки помогает понять героев.

-Чему учились на уроке? — Узнали новые слова, учились составлять план,

-Учились общаться друг с другом

-Какая задача стояла на нашем уроке?  Вникнуть в особенности бытовой сказки и научиться видеть ее скрытый смысл.

— Какова особенность бытовой сказки? В бытовых сказках герои  настоящие люди – терпящие нужду бедняки, богатые купцы. Сказка, её сюжет, поступки главных героев убеждают нас читателей надеяться на собственные силы и ум.

— Какова главная мысль этой сказки? Эта сказка поучительная Правду как не прячь — наружу выйдет. Начало сказки соответствует несправедливому положению дел, а конец  разрушает эту несправедливость. Так выражается твердая уверенность народа в торжестве правды.

9.Этап информации о домашнем задании.

Урок литературного чтения в 3 классе

Тема урока: «Русская народная бытовая сказка с загадками «Дочь-семилетка» 
Цель урока: вникнуть в особенности художественного мира бытовой сказки, научиться видеть ее скрытый смысл.

 Ход урока

1. Самоопределение к деятельности (орг. момент)

Учитель: Литература – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк.

Сказка это  или рассказ,

Вы учите их – они учат вас.        

– Какую цель вы ставите перед собой на уроке литературного чтения?

Д.(Научиться беседовать с книгой

 -Улучшать технику чтения

-Учиться высказывать своё отношение к прочитанному.

-Понимать позицию автора.

-Описывать героев произведений и давать им характеристику 

-Учиться отвечать на вопросы правильно и грамотно 

Учиться работать с учебником  и   словарями.)

У. Каким вы хотите видеть наш урок? (Интересным, игривым, сказочным, весёлым, удивительным)

-Пусть этот урок принесёт нам радость общения и

наполнит наши души прекрасными чувствами.

2. Актуализация знаний.

У.В мире много сказок грустных и смешных

И прожить на свете нам нельзя без них

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло

Пусть добро на веки

Побеждает зло

-Как вы думаете, о чем пойдёт речь на уроке? ( — О сказке )

-Что мы называем сказкой? (Сказка – художественное произведение, в котором есть вымысел, элементы чудесного, фантастического. Сказка обязательно чему-то учит.)

  • Работа с иллюстрацией.
  • Работа с текстом сказки во время чтения.
  • Выявление особенностей сказки в форме беседы по вопросам:
  1. Составление плана (блок – схемы) на листочках.
  1. Работа в тетради (с 17) В паре с соседом выполните  задания в тетради. (По окончании работы взаимопроверка в группе)

 —Сказка – это литературное произведение, где всегда идёт борьба добра со злом, честное, доброе всегда побеждает.)

-Какова главная тема сказок? (— Борьба добра со злом)

— Какие бывают сказки? (авторские, народные), (волшебные, бытовые, о животных)

Что вы знаете о волшебных сказках?  

…сказках о животных?

…бытовых сказках?

Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

– Правильно, тема урока – «Русская народная бытовая сказка с загадками «Дочь-семилетка»

-Какие мудрые советы может дать человеку сказка? (Сказка помогает ответить на важнейшие вопросы, учит человека быть добрым, верить в свои силы)

3.  Совместное открытие знаний.

Сегодня на уроке мы будем читать не совсем обычную сказку, а сказку с загадками и я предлагаю вам в течение урока ответить на вопрос:

—   Зачем в сказках нужны загадки? (вопрос записать на доске)  (Отгадывание загадки помогает понять героев.)  

– Для этого надо вникнуть в особенности художественного мира бытовой сказки и научиться видеть ее скрытый смысл — это и будет цель нашего урока.

А примером такого произведения будет сказка «Дочь – семилетка».

2. Работа с текстом до чтения. •

Откройте учебник  

— Что изображено на картинке?

— Как вы думаете, о чем пойдет речь в произведении?

-Что делает герой?

-Какое у него выражение лица?

– Можно ли по иллюстрации определить жанр произведения?

  · Работа с заголовком.

– Прочитайте название. Можно по нему определить, кто будут герои нашей сказки?

-Обратите внимание на  опорные (ключевые) слова на доске:

Два брата: бедный и богатый

Телега

Жеребёнок

Спор

Царь

Кума

Мудрая дочь-семилетка

– О чем вам говорят эти опорные слова?

 1)     Где происходит действие сказки: в реальном мире или в фантастическом?

2)     К какому типу мы отнесем данную сказку и почему? (В сказке нет чудес, нет говорящих животных, в ней действуют реальные персонажи — значит, это бытовая сказка.)

3)      Кто герои сказки?

4)     Какие необычные поступки совершают герои? Дочь на зайце верхом ехала

5)     На чем же основан вымысел в данной сказке? Вымысел в бытовой сказке заключается в том, что персонажи попадают в невероятные ситуации и совершают необычные, смешные поступки, их отрицательные качества сильно преувеличиваются

5. Применение знаний.

Медленное «вдумчивое» повторное самостоятельное чтение

Постарайтесь увидеть  в тексте авторские вопросы

Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме:

Почему богатый решил, что его телега ночью жеребёнка родила? жеребёнок оказался под телегой

Догадались почему? 

Почему начался спор? Богатый хотел обхитрить бедняка, а бедный доказать свою правоту

Для чего братья обратились  к начальнику? Богатый хотел, заплатив выиграть спор

Это можно объяснить, что…? Богатый хитрый и жадный,

Для чего царь загадывал загадки? Проверить насколько умны

Правильно ли отгадала кума четыре загадки царя? Нет

Почему? Она была глупой,  злой, хитрой

Как побеждают бедный брат своих противников? Помогла дочь

Есть ли у него волшебные помощники? Нет

Какой была девочка? Умной, доброй, честной

– Что необычного в этой сказке? В сказке есть загадки

 Что из этого следует? Надо надеяться на собственные силы и ум.

Какой человеческий недостаток высмеивается в сказке? Жадность, глупость

Наблюдения над языком сказки.

Какие особенности сказочной речи вы увидели?

1)     Найдите в тексте устойчивые сочетания слов, характерные для простонародного языка. Ниточка шелковая, горькие слёзы, царское величество.

2)     Найдите просторечные слова. Кобыла, батюшка, мерин, прутик, телега, кума, подле, призвать, государь, боров, кручинится, кросна, перепёлка, дворец, ловушка.

3)     Есть ли в сказке пословицы? «От одной беды увернёшься – другая навяжется!»

8.Подведение итогов урока.

-С какой сказкой познакомились? Мы познакомились с бытовой русской народной сказкой «Дочь-семилетка»

Чем необычна эта сказка? В этой сказке есть загадки

—   Зачем в сказках нужны загадки?  Отгадывание загадки помогает понять героев.

-Чему учились на уроке? — Узнали новые слова, учились составлять план,

-Учились общаться друг с другом

-Какая задача стояла на нашем уроке?  Вникнуть в особенности бытовой сказки и научиться видеть ее скрытый смысл.

— Какова особенность бытовой сказки? В бытовых сказках герои  настоящие люди – терпящие нужду бедняки, богатые купцы. Сказка, её сюжет, поступки главных героев убеждают нас читателей надеяться на собственные силы и ум.

— Какова главная мысль этой сказки? Эта сказка поучительная Правду как не прячь — наружу выйдет. Начало сказки соответствует несправедливому положению дел, а конец  разрушает эту несправедливость. Так выражается твердая уверенность народа в торжестве правды.

9.Этап информации о домашнем задании.

   Пересказ сказки по плану.

  • Дочерью какого персонажа является василиса премудрая в сказке лягушка царевна
  • Дочерью как пишется правильно
  • Дочери туна превратились в коми сказка
  • Дочери действительного статского советника брындина сочинение
  • Доченьки или доченьке как правильно пишется