Конспект урока литературного чтения в 3
классе
по программе «Перспектива»
Тема: «Русская народная сказка «Летучий
корабль».
Особенности волшебной сказки».
Цель: формировать правильную читательскую
позицию через знакомство с русской народной сказкой «Летучий корабль».
Планируемые результаты
Предметные: осмыслять особенности волшебной сказки, давать характеристику героя волшебной сказки; метапредметные:
составлять план урока (определение темы, цели и задач урока, планирование
действий по выполнению задач урока, оценка выполненных действий), находить
необходимую информацию в книге; личностные: работать с текстом
повествовательного характера.
Ход урока
1. Организационный момент, самоопределение к деятельности.
2. Открытие
нового знания.
а) Работа с текстом до чтения.
— Ребята, каждая волшебная сказка
начинается с описания жизни в реальном мире, заканчивается торжеством добра и справедливости:
положительный герой всегда получает награду, поощрение; отрицательный герой
всегда бывает наказан. Обычно в сказке есть испытания, которые может пройти
настоящий герой с помощью волшебных предметов и помощников.
— Дома вы познакомились с содержанием
другой чудесной сказки. Как она называется? Знаете ли вы еще другие сказки, где
есть такой волшебный корабль? Вспомните героя предыдущей сказки, похож ли он на
героя новой сказки? Чем?
б) Работа с текстом.
Чтение текста.
в) Вопросы после прослушивания. Исследовательская
работа в группах.
—
Давайте разберёмся, ребята, к какому виду относится эта сказка, по вашему
мнению?
—
Предлагаю вам поработать в группах, провести исследование и заполнить таблицу
параметров, доказав или опровергнув тем самым свое предположение.
Параметры |
“Летучий корабль” |
|
Признаки волшебной сказки |
||
Волшебные превращения |
Хворост в войско, солома в … охлаждает, морозит Оживление… |
|
Волшебные помощники |
Мудрый старичок, Слухало, Стреляло, Скороход, Объедало, Опивало, Холодило, старичок с хворостом (Воевода) |
|
Волшебные предметы |
Хворост, солома, летучий корабль. Живая и мёртвая вода. |
|
Особенности волшебной сказки |
||
Главный герой |
Младший (третий) сын, дурень. Простой мужик. |
|
Повторы событий (троекратные) |
Полёт и встречи с волшебными помощниками. Задачи 3 (5) царя. |
|
Испытания |
Быть вежливым и уважительным к старым людям, быть не жадным. Задания царя выполнить. |
|
Поединок |
Есть |
|
Награда |
Много друзей. Царская дочь и царство. |
—
Кто готов представить свою работу?
Группы по очереди представляют классу результат
своей работы, с помощью сигнальных цветовых карточек “ДА”, “НЕТ” одноклассники
осуществляют взаимопроверку. Если необходимо, учащиеся вносят коррективы.
3. Самостоятельная
работа.
—
Обратите внимание на следующее задание на карточке.
—
Отредактируйте в паре текст об Иване, опираясь на текст учебника.
Иван
— младший сын в семье. Умом особым не отличался: дурачком его прозвали. Одет он
был всегда в дырявую рубашку; чёрной коркой хлеба питался. Раз услышал он
весть, что, кто построит летучий корабль, тот на царской дочери женится.
Захотел он построить сам такой корабль. Взял топор, отправился в лес, высмотрел
самую большую сосну, стал её рубить. Тут старичок к нему подошёл…
—
Кто готов представить свою работу?
—
Молодцы.
4.
Рефлексия.
—
Итак, ребята, подведем итоги. С каким видом сказки мы познакомились?
—
Докажите, что эта сказка является волшебной.
—
Прочитайте пословицу.
Дерево держится корнями, а человек друзьями.
— Раскройте ее смысл.
— Как бы вы соотнесли данную пословицу с идеей нашей
сказки?
5.
Домашнее задание (на выбор).
—
Сделайте иллюстрацию к сказке. Презентуйте её в
классе.
— Перескажите
сказку.
1
Что волшебного есть в сказке «Летучий корабль»?
<h2>Какие признаки волшебной сказки есть в сказке «Летучий корабль»?</h2>
<h2>Признаки волшебной сказки «Летучий корабль», какие?</h2>
1 ответ:
2
0
Сказка «Летучий корабль» — это народная волшебная сказка. В ней повествуется история о том, как царь дает указ построить летучий корабль и обещает выдать дочь за муж за умельца. С этим заданием смог справиться простой Дурень, которому помог старичок. Когда он прилетел, царь задает ему другие задачи. И Дурень благодаря помощникам справляется с ними: достает живую воду, съедает быков, выпивает пиво, парится в бане. Царь не хочет выполнять свое обещание и задает еще задание: собрать полк солдат и Дурень снова справляется. Он разбивает царское войско, прогоняет царя и жениться на царевне.
Приметы волшебной сказки в сказке «Летучий корабль»:
- Волшебные предметы: сам летучий корабль, который мог подниматься в воздух и летать. Хворост, который превращался в войско, солома, которая дарила холод. А так же живая и мертвая вода.
- Троекратные повторы: в самом начале сказки говорится, что у старика было три сына. Три дня топили баню, чтобы зажарить Дурня и на долю Дурня выпало три испытания Царя.
- Волшебные превращения: хворост превратился в войско, а черствый хлеб стал караваем.
- Волшебные помощники: старичок, который помог Дурню построить летучий корабль и попутчики, которые помогали справиться с заданиями.
- Концовка сказки: добро побеждает зло.
<hr />
Читайте также
Идеально было бы попасть в гости к такой женщине.
Там, как театр начинается с вешалки, уже ясно все с входной двери — ей не удивляют должного внимания.
Перешагнули порог и наблюдаем за чистотой в квартире. Коврик стирают или вытряхивают, есть ли отпечатки на дверях, холодильнике, микроволновке. Как следят за комнатными цветами, есть ли пыль на листьях и разводы возле горшка.
Можно сходить в туалет и оценить чистоту унитаза и плинтусов. Пока моем руки оглядываемся — состояние полотенца, моют ли саму мыльницу, ну и саму раковину и ванну.
И так во всех комнатах.
Бывает, конечно, отсутствие времени. Но у хорошей хозяйки оно может проявится в легкой пыли, которая оседает через пару дней после уборки, а вот пятна и следы многократного использование при отсутствии надлежащего ухода, как раз укажут на посредственное отношение к уборке.
О несовместимости полимерного материала с биологическими тканями говорят признаки отторжения. Если организм воспринимает имплант, как инородное тело, занозу к примеру, он начинает активно от него избавляться. Повышается количество антител, начинается воспалительный процесс, вырабатываются в большом количестве лейкоциты и лимфоциты, что показывает анализ крови. Организм реагирует повышением температуры, слабостью, головной болью, усилением потоотделения.
Отсутствие отторжения со стороны биологической среды. Если речь идет о полимерном имплантате, то иммунная система должна его принять. Если не вырабатываются антитела, или вырабатываются в количестве, корректируемом терапевтически, то можно говорить о биологической совместимости.
По отсутствию вен в локтевых сгибах. Там будут присутствовать мелкие белёсые рубцы-пятнышки после многочисленных в/в инъекций, мелкие втяжения кожи. Кожа в локтевом сгибе не будет такой подвижной из-за таких рубчиков, спаявших её с подлежащей тканью. При подозрении, можно поинтересоваться о серьёзной хронической болезни в прошлом, требующей интенсивного лечения, и услышать вразумительный ответ.
Бывает и так, что не отличишь. Сзади — пионерка, а спереди — пенсионерка.
Вид сзади: походка, климактерический горбик, осанка, дряблость кожи, отечность голеней и стоп, видна отечность в области голеностопных суставов (синовит). Все — таки возраст не скроешь,в большинстве своем.
Цели.
• Стимулировать интерес:
— к содержанию и героям волшебной сказки;
— к определению признаков и особенностей
волшебной сказке;
• Актуализировать знания:
— о понятии: “волшебные помощники”, “волшебные
предметы”, “троекратные повторы”.
• Актуализировать умение:
— работать с текстом сказки.
• Научить:
— раскрывать значение слова “признак”,
“особенности”, и использовать их в активном
словаре;
— соотносить содержание пословицы и основную
мысль сказки;
— определять признаки и особенности волшебной
сказки и обосновывать своё мнение;
— проводить сравнение сказок с учётом признаков
и особенностей волшебной сказки и оформлять
результаты в таблице;
— адекватно взаимодействовать с партнером в
рамках учебного диалога;
— выполнять взаимопроверку и взаимооценку при
выполнении учебного задания.
Планируемые результаты.
Умение:
• проявлять интерес к содержанию и героям
волшебных сказок;
• осознанно использовать в речи понятия
“признаки” и “особенности”;
• определять признаки и особенности волшебной
сказки и обосновывать своё мнение;
• работать с содержанием волшебных сказок;
• проводить сравнение сказок с учётом
признаков и особенностей волшебной сказки и
оформлять результаты в таблице;
• адекватно взаимодействовать с партнером в
рамках учебного диалога;
• выполнять взаимопроверку, взаимооценку при
выполнении учебного задания.
Оборудование: компьютер, интерактивная
доска.
Информационный материал: учебник УМК
“Перспектива” “Литературное чтение”, часть 1,
с. 50–73; папка-уголок со справочным материалом для
учащихся (путевой лист, толковый словарик,
алгоритм).
Демонстрационный материал: презентация.
Интерактивный материал: конверты с
заданиями, сигнальные карточки.
Структура урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний и умений в рамках
проверки домашнего задания.
3. Исследование сказок “Летучий корабль” и
“Иван-царевич и серый волк” и оформление
результатов в таблицу.
4. Взаимопроверка и взаимооценка.
5. Итоги урока. Рефлексия.
6. Организованный конец урока.
Ход урока
1. Организационный момент, вступительное слово
учителя.
— Добрый день! Глазами проверили готовность
рабочего места: учебник, пенал, уголок с Путевым
листом и другими справочными материалами,
сигнальные карточки. Рада видеть ваши улыбки, и
внимательные глаза… Желаю всем дружной и
плодотворной работы. В добрый путь!
2. Актуализация знаний и умений в рамках
проверки домашнего задания.
2.1. — Определите сказку, в которой
главный герой добыл отцу Жар-птицу.
— Определите сказку, в которой главный
герой выполнил наказ мудрого старичка и смог
приобрести сразу несколько волшебных
помощников,
— В какой народной сказке главный герой
поделился единственной краюшкой хлеба с
незнакомым старичком.
(“Иван-царевич и серый волк”, “Летучий
корабль”) Презентация — 1 слайд*
— По этим двум сказкам мы сегодня на
уроке и будем путешествовать…
И чтобы не сбиться с пути, нам
необходимо использовать все знания и умения,
которые вы освоили на предыдущих уроках
литературного чтения.
2.2. — И, конечно, неугомонный “Петя Повторялкин”
2 слайд со своими вопросами тут как тут:
3 слайд
- Назовите значение слова “признак”.
- Перечислите признаки волшебной сказки.
4 слайд
- Назовите значение “особенности”.
- Назовите особенности волшебной сказки, с
которыми мы познакомились.
2.3. — Обсудите в парах с последующей
взаимопроверкой сигнальными карточками: 5
слайд
- Верно ли, что понятия “признак” и
“особенность” обозначают одно и то же?
Обоснуйте своё мнение.
6 слайд
- Можно ли считать, что особенности одной
волшебной сказки обязательно повторятся в других
волшебных сказках? Обоснуйте своё мнение.
3. Исследование сказок “Летучий корабль” и
“Иван-царевич и серый волк” и оформление
результатов в таблицу.
— Сегодня мы с вами проведем небольшое
исследование, сравнивая прочитанные две
волшебные сказки по определенному плану. 7
слайд
3.1. Учащиеся получают на группу комплекты
незаполненных таблиц, на работу отводится 10–12
минут, курсивом дан возможный правильный вариант
ответа.
Параметры сравнения | “Летучий корабль” | “Иван Царевич и серый волк” |
Признаки волшебной сказки |
||
Волшебные превращения | Хворост в войско, солома в … охлаждает, морозит Оживление… |
Волк в коня и Е.П. |
Волшебные помощники | Мудрый старичок, Слухало, Стреляло, Скороход, Объедало, Опивало, |
Серый волк |
Волшебные предметы | Хворост, солома, летучий корабль. Живая и мёртвая вода. |
Живая и мертвая вода. |
Особенности волшебной сказки |
||
Главный герой | Младший (третий) сын, дурень. Простой мужик. |
Третий младший сын царский. |
Повторы событий (троекратные) |
Полёт и встречи с волшебными помощниками. Задачи 3 (5) царя. |
Три ночи караулили сыновья.
Три Три испытания…
Трубы затрубили три раза… |
Испытания |
Быть вежливым и уважительным к старым людям, быть не жадным. Выполнить наказ мудрого старичка (Брать всех с собой на корабль). Задания |
Не проспать, выполнить волю, просьбу отца. Выполнить наказ волка. |
Поединок | Есть | Нет |
Награда | Много друзей. Царская дочь и царство. |
Жар-птица, конь златогривый, жена Елена Прекрасная. |
- Разминка (динамическая пауза) “Ёжик”:
Раз, два, три, четыре, пять –
Вышли звери погулять.
— Ежик! Ежик! Выходи!..
В небе радуга гляди.
Что?.. Не хочешь выходить?
Все равно тебе водить!
3.2. Социализация.
Группы по очереди представляют классу
результат своей работы, с помощью сигнальных
цветовых карточек “ДА”, “НЕТ” одноклассники
осуществляют взаимопроверку. Если необходимо,
учащиеся вносят коррективы…
4. Взаимопроверка и взаимооценка.
Группы обмениваются работами
(заполненными таблицами), проверяют и оценивают
одноклассников с учетом внесенных исправлений.
Взаимооценка выполняется с помощью приема
“Светофор”: красный цвет – ошибка, желтый –
неточности, зеленый – правильный ответ.
5. Итоги урока. Рефлексия.
5.1. Блиц-опрос кота учёного! 8 слайд
— Каждая группа должна быстро по итогам работы в
таблице сравнения двух сказок назвать:
А) Какие признаки волшебной сказки
работают в сказке “Иван-царевич…”
Б) Какие особенности вы увидели в сказке
“ Иван-царевич…” (Несколько троекратных
повторов; беда – покража…; главный герой царский
сын, нет поединка Г. с противником).
В) Какие признаки волшебной сказке работают
в сказке “Летучий корабль”.
Г) Какие особенности увидели в этой сказке: есть
поединок, нет беды – герои пытают счастья,
повторов событий много, но они не троекратные,
кроме одного.
5.2. Работа с фразой конструкт.
— Возьмите карточку с фразой конструкт и
выполните задание в группе, при необходимости
можно использовать материалы “Путевого листа”**
и таблицы сравнения.
Напишите фразу-конструкт:
— Сказка “Иван-царевич и серый волк” волшебная
потому, что
имеет признаки волшебной сказки: ………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………….
имеет особенности волшебной сказки: …………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………….
— Сказка “Летучий корабль” волшебная потому,
что
имеет признаки волшебной сказки: ………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………….
имеет особенности волшебной сказки: ………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………………………………………….
5.3. Самооценка.
— Наш урок приближается к концу… Возьмите ленты
достижений** и выполните самооценку.
Сдайте, пожалуйста, свои работы…
6. Организованный конец урока.
— Спасибо за работу. 9 слайд
— Маленький сюрприз в подарок – пусть сегодня
целый день вам сопутствует удача. 10 слайд
— Урок закончен. До свидания.
Приложение 1 – презентация к
уроку.
Приложение 2 – информационные и
дидактические материалы к уроку.
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страницы 72-73.
УКМ «Перспектива»
1. Что вас удивило в этой сказке? О какой мечте в ней говорится?
В этой сказке меня удивили невероятные возможности друзей Дурня, а также сам летучий корабль.
В ней говорится о давней мечте человека научиться летать.
2. Какими были старшие братья? Как они поступили со старичком?
Старшие братья были грубыми и несдержанными. Они обругали старичка и прогнали его прочь.
3. Каким был младший брат? Какие черты его характера вам запомнились? Подтвердите свой ответ строчками из текста.
Дурень был вежливым: он поздоровался со старичком, говорил с ним уважительно, спрашивал совета.
Он был добрым и щедрым. Он разделил со старичком краюху, которая превратилась в каравай.
4. Почему старичок помог младшему брату? Выберите правильны ответ.
Выбираем ответ: Потому что младший брат с уважением относился к старшим.
5. Прочитайте диалог младшего брата со старичком. Объясните смысл выражения старые люди бывалые, сведущие.
Это слова Дурня. Он считал, что у старых людей есть чему поучиться, потому что они много знают, ведают, у них огромный опыт.
6. Как вы понимаете фразу дурень стариковы слова мимо ушей не пропускает?
Эта фраза означает, что Дурень внимательно слушал старика и запоминал его советы.
7. Перечитайте эпизод, в котором рассказывается, как делался корабль. Найдите опорные слова и перескажите текст.
Опорные слова к эпизоду: верхушкой в облака, царь обещал, дело мудрёное, не сладишь, старые люди бывалые, отеши сосну с боков, обделывай с концов, не грех передохнуть, краюха чёрствая, каравай, кусок холста, сажай всякого встречного.
Пересказ текста про строительство корабля для 3 класса
Пошёл Дурень в лес. Выбрал сосну высокую, верхушкой в облака упирающуюся, и срубил её.
Тут вышел к нему старичок и стал спрашивать, что Дурень делает. Вежливо поздоровался со старичком Дурень и рассказал, что царь обещал дочь замуж выдать за того человека, кто летучий корабль построит.
Сказал старичок, что дело это мудрёное и может Дурень с ним не сладить. А Дурень давай у старичка совета спрашивать, говоря, что старые люди бывалые и много знают.
Не отказал старичок и показал, как сосну с боков отесать. Сделал это Дурень. А старичок говорит сосну с концов обделать. И это сделал Дурень.
Старичок кушать захотел, а Дурень чёрствую краюху достал. Но старичок подержал краюху и превратилась она в каравай.
Стали они паруса из холста приделывать. Как приделали, велел старичок Дурню в корабль садиться и всех встречных подбирать. Тут и полетел Дурень.
8. Какие друзья появились у младшего брата? Перечислите их и расскажите, что они умели делать.
- Слухало. Слышал, что на том конце земли делается.
- Скороход. За три шага весь свет перешагивал.
- Стреляло. За тысячу вёрст цель видел.
- Объедало. Мог гору еды съесть.
- Опивало. Мог озеро выпить.
- Человек с хворостом. Из хвороста мог армию сделать.
- Холодило. Соломой всё заморозить мог.
9. Обсудите с другом основную мысль сказки и соотнесите её с пословицами.
Основная мысль сказки: Будь вежлив с другими и обретёшь друзей и помощников.
Дерево держится корнями, а человек — друзьями. Друзья помогли Дурню победить царя.
Выбери себе спутника до того, как выйдешь в путь. Подбирал Дурень всех встречных и помогли они ему.
Прежде помоги себе сам, а потом от товарища помощь принимай. Дурень сам построил корабль, а потом принял помощь от друзей.
В поле пшеница годом родится, а добрый человек всегда пригодится. Каждый встречный был добрым человеком, который пригодился Дурню.
10. Как вы думаете, заголовок отражает содержание или основную мысль сказки?
Заголовок отражает содержание, ведь в сказке говориться о постройке летучего корабля.
11. Найдите и перечитайте концовку сказки. Как вы понимаете значение слова Вершить?
Вершить — творить, совершать что-то великое, важное, нужное людям.
12. По каким признакам сказку «Летучий корабль» можно отнести к волшебным?
Признаки волшебной сказки в сказке «Летучий корабль»
- Имеется начало, концовка, троекратные повторы (три задания царя).
- Есть волшебные превращения: краюха стала караваем.
- Есть волшебные помощники: встречные, которых подобрал Дурень, старичок в лесу.
- Есть волшебные существа: попутчики Дурня обладали волшебными способностями.
- Есть волшебные предметы: корабль, солома, хворост.
- Есть испытание, которое должен пройти герой: построить корабль.
- Есть противопоставление добра и зла: испытания царя, победа над царём.