Доказать что сказка финист ясный сокол волшебная

 1. Волшебная сказка-«Перышко Финиста Ясна сокола» Композиция сказки

Се­год­ня наш раз­го­вор пой­дет о вол­шеб­ной сказ­ке. По­че­му ее так на­зы­ва­ют? А по­то­му , что в этих  сказ­ках  про­ис­хо­дят со­вер­шен­но неве­ро­ят­ные вещи, тво­рят­ся чу­де­са, и толь­ко вол­шеб­ные спа­си­те­ли по­мо­га­ют герою вы­брать­ся из беды, в ко­то­рую он попал. Мы уже го­во­ри­ли об осо­бен­но­стях   и сю­же­те  вол­шеб­ной сказ­ки, а се­год­ня мы по­про­бу­ем в сказ­ке «Пе­рыш­ко Фи­ни­ста Ясна Со­ко­ла» уви­деть во­очию,  по каким за­ко­нам стро­ит­ся вол­шеб­ная сказ­ка, ка­ко­ва ее ком­по­зи­ция

В вол­шеб­ной сказ­ке обя­за­тель­ны такие  эле­мен­ты ком­по­зи­ции:

Зачин сказ­ки.( ее ска­зоч­ное на­ча­ло «В неко­то­ром цар­стве, в неко­то­ром го­су­дар­стве, жили- были, было ли, не было ,не ведаю…)

За­вяз­ка ( на­ча­ло ис­то­рии, зна­ком­ство ге­ро­ев, фор­му­ли­ров­ка за­пре­та, ко­то­рый нель­зя на­ру­шать)

При­чи­не­ние вреда герою или беда, ко­то­рая про­ис­хо­дит из-за на­ру­ше­ния ка­ко­го-то за­пре­та.(А за­прет дол­жен быть на­ру­шен обя­за­тель­но!)

Сна­ря­же­ние героя  (или ге­ро­и­ни) в путь ( обыч­но в Три­де­вя­тое цар­ство .в Три­де­ся­тое го­су­дар­ство, выз­во­лять суже­но­го ( суже­ную)

Встре­ча с Ба­бой-Ягой и по­лу­че­ние вол­шеб­но­го по­мощ­ни­ка.( без вол­шеб­ных по­мощ­ни­ков беду не из­быть)

Встре­ча. Ис­прав­ле­ние беды с по­мо­щью вол­шеб­ных по­мощ­ни­ков. (самим – невоз­мож­но!)

Бег­ство ( воз­мож­но, спа­се­ние от по­го­ни или пре­одо­ле­ние дру­гих пре­пят­ствий)

Кон­цов­ка. Сва­дьба. ( воз­мож­но, и на­ка­за­ние ви­нов­ни­ков)

 2. Зачин и завязка

Жил-был ста­рик, у него было три до­че­ри: боль­шая и сред­няя — ще­го­ли­хи, а мень­шая толь­ко о хо­зяй­стве ра­де­ла. Сби­ра­ет­ся отец в город и спра­ши­ва­ет у своих до­че­рей: ко­то­рой что ку­пить? Боль­шая про­сит: «Купи мне на пла­тье!» И се­ред­няя то ж го­во­рит. «А тебе что, дочь моя лю­би­мая?» — спра­ши­ва­ет у мень­шой. «Купи мне, ба­тюш­ка, пе­рыш­ко Фи­ни­ста ясна со­ко­ла». Отец про­стил­ся с ними и уехал в город; боль­шим до­че­рям купил на пла­тье, а пе­рыш­ка Фи­ни­ста ясна со­ко­ла нигде не нашел. Во­ро­тил­ся домой, стар­шую и се­ред­нюю до­че­рей об­но­ва­ми об­ра­до­вал. «А тебе, — го­во­рит мень­шой, — не нашел пе­рыш­ка Фи­ни­ста ясна со­ко­ла». — «Так и быть, — ска­за­ла она, — может, в дру­гой раз по­счаст­ли­вит­ся найти». Боль­шие сест­ры кроят да об­но­вы себе шьют, да над нею по­сме­и­ва­ют­ся; а она знай от­мал­чи­ва­ет­ся. Опять со­би­ра­ет­ся отец в город и спра­ши­ва­ет: «Ну, дочки, что вам ку­пить?» Боль­шая и се­ред­няя про­сят по плат­ку ку­пить, а мень­шая го­во­рит: «Купи мне, ба­тюш­ка, пе­рыш­ко Фи­ни­ста ясна со­ко­ла». Отец по­ехал в город, купил два плат­ка, а пе­рыш­ка и в глаза не видал. Во­ро­тил­ся назад и го­во­рит: «Ах, дочка, ведь я опять не нашел пе­рыш­ка Фи­ни­ста ясна со­ко­ла!» — «Ни­че­го, ба­тюш­ка; может, в иное время по­счаст­ли­вит­ся». Вот и в тре­тий раз со­би­ра­ет­ся отец в город и спра­ши­ва­ет: «Ска­зы­вай­те, дочки, что вам ку­пить?» Боль­шие го­во­рят: «Купи нам серь­ги», а мень­шая опять свое: «Купи мне пе­рыш­ко Фи­ни­ста ясна со­ко­ла». Отец ис­ку­пил зо­ло­тые серь­ги, бро­сил­ся ис­кать пе­рыш­ка — никто та­ко­го не ве­да­ет; опе­ча­лил­ся и по­ехал из го­ро­ду. Толь­ко за за­ста­ву, а нав­стре­чу ему ста­ри­чок несет ко­ро­боч­ку. «Что несешь, ста­ри­на?» — «Пе­рыш­ко Фи­ни­ста ясна со­ко­ла». — «Что за него про­сишь?» — «Давай ты­ся­чу». Отец за­пла­тил день­ги и по­ска­кал домой с ко­ро­боч­кой. Встре­ча­ют его до­че­ри. «Ну, дочь моя лю­би­мая, — го­во­рит он мень­шой, — на­ко­нец и тебе купил по­да­рок; на, возь­ми!» Мень­шая дочь чуть не прыг­ну­ла от ра­до­сти, взяла ко­ро­боч­ку, стала ее це­ло­вать-ми­ло­вать, креп­ко к серд­цу при­жи­мать

Об­ра­ти­те вни­ма­ние, что в вол­шеб­ной сказ­ке очень важна трой­ствен­ность  ( три сест­ры, три раза ходил, толь­ко на тре­тий раз по­счаст­ли­ви­лось и.т.д)   и если сест­ры 3, то две стар­шие обя­за­тель­но злые и за­вист­ли­вые, то же и бра­тьев стар­ших ка­са­ет­ся. После ужина разо­шлись все спать по своим све­тел­кам; при­ш­ла и она в свою гор­ни­цу, от­кры­ла ко­ро­боч­ку — пе­рыш­ко Фи­ни­ста ясна со­ко­ла тот­час вы­ле­те­ло, уда­ри­лось об пол, и явил­ся перед де­ви­цей пре­крас­ный ца­ре­вич. По­ве­ли они меж собой речи слад­кие, хо­ро­шие. Услы­ха­ли сест­ры и спра­ши­ва­ют: «С кем это, сест­ри­ца, ты раз­го­ва­ри­ва­ешь?» — «Сама с собой», — от­ве­ча­ет крас­на де­ви­ца. «А ну, ото­прись!» Ца­ре­вич уда­рил­ся об пол — и сде­лал­ся пе­рыш­ком; она взяла, по­ло­жи­ла пе­рыш­ко в ко­ро­боч­ку и от­во­ри­ла дверь. Сест­ры и туда смот­рят и сюда за­гля­ды­ва­ют — нет ни­ко­го! Толь­ко они ушли, крас­ная де­ви­ца от­кры­ла окно, до­ста­ла пе­рыш­ко и го­во­рит: «По­ле­тай, мое пе­рыш­ко, во чисто поле; по­гу­ляй до поры до вре­ме­ни!» Пе­рыш­ко об­ра­ти­лось ясным со­ко­лом и уле­те­ло в чи­стое поле

Фи­нист – вол­шеб­ный пер­со­наж ,он может обо­ра­чи­вать­ся пти­цей, а может – доб­рым мо­лод­цем. На дру­гую ночь при­ле­та­ет Фи­нист ясный сокол к своей де­ви­це; пошли у них раз­го­во­ры ве­се­лые. Сест­ры услы­ха­ли и сей­час к отцу по­бе­жа­ли: «Ба­тюш­ка! У нашей сест­ры кто-то по ночам бы­ва­ет; и те­перь сидит да с нею раз­го­ва­ри­ва­ет». Отец встал и пошел к мень­шой до­че­ри, вхо­дит в ее гор­ни­цу, а ца­ре­вич уж давно об­ра­тил­ся пе­рыш­ком и лежит в ко­ро­боч­ке. «Ах вы, негод­ные! — на­ки­нул­ся отец на своих боль­ших до­че­рей. — Что вы на нее по­на­прас­ну взво­ди­те? Лучше бы за собой при­смат­ри­ва­ли!»

 3.Беда-вред-нарушение запрета

На дру­гой день сест­ры под­ня­лись на хит­ро­сти: ве­че­ром, когда на дворе со­всем стем­не­ло, под­ста­ви­ли лест­ни­цу, на­бра­ли ост­рых ножей да иго­лок и на­ты­ка­ли на окне крас­ной де­ви­цы. Ночью при­ле­тел Фи­нист ясный сокол, бил­ся-бил­ся — не мог по­пасть в гор­ни­цу, толь­ко кры­лыш­ки себе об­ре­зал

Де­ви­ца ведет себя не так как долж­но (на­ру­ша­ет за­прет)  — слу­ча­ет­ся беда, ко­то­рую де­ви­ца долж­на из­быть

 4. Снаряжение в дорогу

В сказ­ках чаще, ко­неч­но, бы­ва­ло, что на по­ис­ки неве­сты или жены от­прав­ля­ет­ся доб­рый мо­ло­дец, на­ру­шив­ший за­прет ( вспом­ни­те Ива­на-Ца­ре­ви­ча, сжег­ше­го ля­гу­ша­чью кожу), но бы­ва­ло, что такая доля до­ста­ва­лась и де­вуш­ке. По­это­му вол­шеб­ные сказ­ки бы­ва­ют муж­ские и жен­ские

Что же тре­бо­ва­лось от де­вуш­ки? Найти суже­но­го

«Про­щай, крас­на де­ви­ца! — ска­зал он. — Если взду­ма­ешь ис­кать меня, то ищи за три­де­вять зе­мель, в три­де­ся­том цар­стве. Пре­жде три пары баш­ма­ков же­лез­ных ис­топ­чешь, три по­со­ха чу­гун­ных из­ло­ма­ешь, три про­сви­ры ка­мен­ных из­гло­жешь, чем най­дешь меня, добра мо­лод­ца!»

Тут воз­ни­ка­ет во­прос: А что это за три­де­ся­тое ( ино­гда три­де­вя­тое) цар­ство и как туда до­брать­ся?

Во­об­ще-то три­де­ся­тое цар­ство – это мир мерт­вых. Туда по­па­да­ли по-раз­но­му. Одни на­ро­ды ве­ри­ли, что нужно пе­ре­плыть реку (Стикс, на­при­мер ) и обя­за­тель­но клали в мо­ги­лу лодку ( хотя бы гли­ня­ную мо­дель) –вспом­ни­те по­гре­баль­ные ладьи фа­ра­о­нов!), дру­гие счи­та­ли, что до под­зем­но­го мира при­дет­ся да­ле­ко идти – и обя­за­тель­но да­ва­ли мерт­во­му с собой хлеб, баш­ма­ки и посох). Же­лез­ный посох под­чер­ки­вал даль­ность и труд­ность пути

По­лу­ча­ет­ся, что де­вуш­ка или па­рень, из­бы­вая ( по­прав­ляя) беду от­прав­ля­ет­ся в мир мерт­вых + сам как будто уми­ра­ет.  Это  свя­за­но с об­ря­дом по­свя­ще­ния во взрос­лые: чтоб ро­дить­ся для новой жизни, надо уме­реть для ста­рой. Утром про­сы­па­ет­ся, смот­рит — на окне ножи да иглы на­ты­ка­ны, а с них кровь так и ка­па­ет. Всплес­ну­ла ру­ка­ми: «Ах, боже мой! Знать, сест­ри­цы сгу­би­ли моего друга ми­ло­го!» В тот же час со­бра­лась и ушла из дому. По­бе­жа­ла в куз­ни­цу, ско­ва­ла себе три пары баш­ма­ков же­лез­ных да три по­со­ха чу­гун­ных, за­пас­лась тремя ка­мен­ны­ми про­сви­ра­ми и пу­сти­лась в до­ро­гу ис­кать Фи­ни­ста ясна со­ко­ла

Об­ра­ти­те вни­ма­ние, что де­вуш­ка и не ду­ма­ет со­про­тив­лять­ся пред­на­зна­чен­но­му.  Все про­ис­хо­дя­щее для нее есте­ствен­но и ло­гич­но

  5. Поиски.Встреча с Бабой-Ягой. Получение волшебных помошников или вещей

Но са­мо­му  герою не спра­вить­ся с бедой. И тут , если он все вы­пол­ня­ет как надо , по­яв­ля­ют­ся вол­шеб­ные по­мощ­ни­ки или вол­шеб­ные пред­ме­ты, с по­мо­щью ко­то­рых можно ис­пра­вить вред

Шла-шла, пару баш­ма­ков ис­топ­та­ла, чу­гун­ный посох из­ло­ма­ла и ка­мен­ную про­сви­ру из­гло­да­ла: при­хо­дит к из­буш­ке и сту­чит­ся: «Хо­зя­ин с хо­зя­юш­кой! Укрой­те от тем­ныя ночи». От­ве­ча­ет ста­руш­ка: «Ми­ло­сти про­сим, крас­ная де­ви­ца! Куда идешь, го­лу­буш­ка?» — «Ах, ба­буш­ка! Ищу Фи­ни­ста ясна со­ко­ла». — «Ну, крас­на де­ви­ца, да­ле­ко ж тебе ис­кать будет!» На­ут­ро го­во­рит ста­ру­ха: «Сту­пай те­перь к моей се­ред­ней сест­ре, она тебя добру на­учит; а вот тебе мой по­да­рок: се­реб­ря­ное донце, зо­ло­тое ве­ре­тен­це; ста­нешь ку­дель прясть — зо­ло­тая нитка по­тя­нет­ся». Потом взяла клу­бо­чек, по­ка­ти­ла по до­ро­ге и на­ка­за­ла вслед за ним идти, куда клу­бо­чек по­ка­тит­ся, туда и путь держи! Де­ви­ца по­бла­го­да­ри­ла ста­ру­ху и пошла за клу­боч­ком

Долго ли, ко­рот­ко ли, дру­гая пара баш­ма­ков из­но­ше­на, дру­гой посох из­ло­ман, еще ка­мен­ная про­сви­ра из­гло­да­на; на­ко­нец при­ка­тил­ся клу­бо­чек к из­буш­ке. Она по­сту­ча­лась: «Доб­рые хо­зя­е­ва! Укрой­те от тем­ной ночи крас­ну де­ви­цу». — «Ми­ло­сти про­сим! — от­ве­ча­ет ста­руш­ка. — Куда идешь, крас­ная де­ви­ца?» — «Ищу, ба­буш­ка, Фи­ни­ста ясна со­ко­ла». — «Да­ле­ко ж тебе ис­кать будет!» По­ут­ру дает ей ста­руш­ка се­реб­ря­ное блюдо и зо­ло­тое яичко и по­сы­ла­ет к своей стар­шей сест­ре: она-де знает, где найти Фи­ни­ста ясна со­ко­ла!

Про­сти­лась крас­на де­ви­ца со ста­ру­хою и пошла в путь-до­ро­гу; шла-шла, тре­тья пара баш­ма­ков ис­топ­та­на, тре­тий посох из­ло­ман, и по­след­няя про­сви­ра из­гло­да­на — при­ка­тил­ся клу­бо­чек к из­буш­ке. Сту­чит­ся и го­во­рит стран­ни­ца: «Доб­рые хо­зя­е­ва! Укрой­те от тем­ной ночи крас­ну де­ви­цу». Опять вышла ста­руш­ка: «Поди, го­лу­буш­ка! Ми­ло­сти про­сим! От­ку­до­ва идешь и куда путь дер­жишь?» — «Ищу, ба­буш­ка, Фи­ни­ста ясна со­ко­ла». — «Ох, труд­но, труд­но отыс­кать его! Он живет те­перь в эта­ком-то го­ро­де, на про­свир­ни­ной до­че­ри там же­нил­ся». На­ут­ро го­во­рит ста­ру­ха крас­ной де­ви­це: «Вот тебе по­да­рок: зо­ло­тое пя­леч­ко да иго­лоч­ка; ты толь­ко пя­леч­ко держи, а иго­лоч­ка сама вы­ши­вать будет. Ну, те­перь сту­пай с богом и най­мись к про­свирне в ра­бот­ни­цы».

Этим вол­шеб­ным по­мощ­ни­ком может быть ста­руш­ка, ста­ри­чок, Яга, серый волк – общее в них то, что без их по­мо­щи герою ни­ко­гда не прой­ти ис­пы­та­ние

 6. Исправление вреда-избывание беды

В этой сказ­ке очень ин­те­рес­но по­яв­ле­ние вполне хри­сти­ан­ско­го пер­со­на­жа – про­свир­ни  ( жен­щи­на, пе­ку­щая просфо­ры, упо­треб­ля­ю­щи­е­ся для при­ча­стия). Про­ис­хо­дит на­сло­е­ние раз­но­вре­мен­ных ре­аль­но­стей. Кста­ти, в дру­гом ва­ри­ан­те этой сказ­ки  вме­сто про­свир­ни­ной  дочки – ца­рев­на

Ска­за­но — сде­ла­но. При­ш­ла крас­ная де­ви­ца на про­свир­нин двор и на­ня­лась в ра­бот­ни­цы; дело у ней так и кипит под ру­ка­ми: и печку топит, и воду носит, и обед го­то­вит

 Про­свир­ня смот­рит да ра­ду­ет­ся. «Слава богу! — го­во­рит своей дочке. — На­жи­ли себе ра­бот­ни­цу и услуж­ли­вую и доб­рую: без на­ря­ду все де­ла­ет!» А крас­ная де­ви­ца, по­кон­чив с хо­зяй­ски­ми ра­бо­та­ми, взяла се­реб­ря­ное донце, зо­ло­тое ве­ре­тен­це и села прясть: пря­дет — из ку­де­ли нитка тя­нет­ся, нитка не про­стая, а чи­сто­го зо­ло­та. Уви­да­ла это про­свир­ни­на дочь: «Ах, крас­ная де­ви­ца! Не про­дашь ли мне свою за­ба­ву?» — «По­жа­луй, про­дам!» — «А какая цена?» — «Поз­воль с твоим мужем ночь пе­ре­быть». Про­свир­ни­на дочь со­гла­си­лась. «Не беда! — ду­ма­ет. — Ведь мужа можно сон­ным зе­льем опо­ить, а чрез это ве­ре­тен­це мы с ма­туш­кой озо­ло­тим­ся!»

А Фи­ни­ста ясна со­ко­ла дома не было; целый день гулял по под­не­бе­сью, толь­ко к ве­че­ру во­ро­тил­ся. Сели ужи­нать; крас­ная де­ви­ца по­да­ет на стол ку­ша­нья да все на него смот­рит, а он, доб­рый мо­ло­дец, и не узна­ет ее. Про­свир­ни­на дочь под­ме­ша­ла Фи­ни­сту ясну со­ко­лу сон­но­го зелья в питье, уло­жи­ла его спать и го­во­рит ра­бот­ни­це: «Сту­пай к нему в гор­ни­цу да мух от­го­няй!» Вот крас­ная де­ви­ца от­го­ня­ет мух, а сама слез­но пла­чет: «Проснись-про­бу­дись, Фи­нист ясный сокол! Я, крас­на де­ви­ца, к тебе при­ш­ла; три чу­гун­ных по­со­ха из­ло­ма­ла, три пары баш­ма­ков же­лез­ных ис­топ­та­ла, три про­сви­ры ка­мен­ных из­гло­да­ла да все тебя, ми­ло­го, ис­ка­ла!» А Фи­нист спит, ни­че­го не чует; так и ночь про­шла

На дру­гой день ра­бот­ни­ца взяла се­реб­ря­ное блю­деч­ко и ка­та­ет по нем зо­ло­тым яич­ком: много зо­ло­тых яиц на­ка­та­ла! Уви­да­ла про­свир­ни­на дочь. «Про­дай, — го­во­рит, — мне свою за­ба­ву!» — «По­жа­луй, купи». — «А как цена?» — «Поз­воль с твоим мужем еще еди­ную ночь пе­ре­быть». — «Хо­ро­шо, я со­глас­на!» А Фи­нист ясный сокол опять целый день гулял по под­не­бе­сью, домой при­ле­тел толь­ко к ве­че­ру. Сели ужи­нать, крас­ная де­ви­ца по­да­ет ку­ша­нья да все на него смот­рит, а он слов­но ни­ко­гда и не зна­вал ее. Опять про­свир­ни­на дочь опо­и­ла его сон­ным зе­льем, уло­жи­ла спать и по­сла­ла ра­бот­ни­цу мух от­го­нять. И на этот раз, как ни пла­ка­ла, как ни бу­ди­ла его крас­ная де­ви­ца, он про­спал до утра и ни­че­го не слы­шал

На тре­тий день сидит крас­ная де­ви­ца, дер­жит в руках зо­ло­тое пя­леч­ко, а иго­лоч­ка сама вы­ши­ва­ет — да такие узоры чуд­ные! За­гля­де­лась про­свир­ни­на дочка. «Про­дай, крас­ная де­ви­ца, про­дай, — го­во­рит, — мне свою за­ба­ву!» — «По­жа­луй, купи!» — «А как цена?» — «Поз­воль с твоим мужем тре­тью ночь пе­ре­быть». — «Хо­ро­шо, я со­глас­на!» Ве­че­ром при­ле­тел Фи­нист ясный сокол; жена опо­и­ла его сон­ным зе­льем, уло­жи­ла спать и по­сы­ла­ет ра­бот­ни­цу мух от­го­нять. Вот крас­ная де­ви­ца мух от­го­ня­ет, а сама слез­но при­чи­ты­ва­ет: «Проснись-про­бу­дись, Фи­нист ясный сокол! Я, крас­на де­ви­ца, к тебе при­ш­ла; три чу­гун­ных по­со­ха из­ло­ма­ла, три пары же­лез­ных баш­ма­ков ис­топ­та­ла, три ка­мен­ных про­сви­ры из­гло­да­ла — все тебя, ми­ло­го, ис­ка­ла!» А Фи­нист ясный сокол креп­ко спит, ни­че­го не чует

Тут во­об­ще непо­нят­но: по­че­му Фи­нист же­нил­ся?  По­че­му про­свир­ни­ной до­че­ри он не слиш­ком дорог?

А дело все в том, что в древ­но­сти  у мно­гих пле­мен, кроме по­сто­ян­но­го взрос­ло­го брака , бывал еще и пер­вый – вре­мен­ный брак, ко­то­рый не за­кан­чи­вал­ся рож­де­ни­ем детей и был ча­стью об­ря­да по­свя­ще­ния.  Имен­но эта часть об­ря­да и нашла от­ра­же­ние в сказ­ке.

Кста­ти, вы за­ме­ча­е­те, что все со­бы­тия опять по­вто­ря­ют­ся три­жды?

Долго она пла­ка­ла, долго бу­ди­ла его; вдруг упала ему на щеку слеза крас­ной де­ви­цы, и он в ту ж ми­ну­ту проснул­ся: «Ах, — го­во­рит, — что-то меня обо­жгло!» — «Фи­нист ясный сокол! — от­ве­ча­ет ему де­ви­ца. — Я к тебе при­ш­ла; три чу­гун­ных по­со­ха из­ло­ма­ла, три пары же­лез­ных баш­ма­ков ис­топ­та­ла, три ка­мен­ных про­сви­ры из­гло­да­ла — все тебя ис­ка­ла! Вот уж тре­тью ночь над тобою стою, а ты спишь — не про­буж­да­ешь­ся, на мои слова не  от­зы­ва­ешь­ся!»

 7. Бегство

Тут толь­ко узнал Фи­нист ясный сокол и так об­ра­до­вал­ся, что ска­зать нель­зя. Сго­во­ри­лись и ушли от про­свир­ни. По­ут­ру хва­ти­лась про­свир­ни­на дочь сво­е­го мужа: ни его нет, ни ра­бот­ни­цы! Стала жа­ло­вать­ся ма­те­ри; про­свир­ня при­ка­за­ла ло­ша­дей за­ло­жить и по­гна­лась в по­го­ню. Ез­ди­ла-ез­ди­ла, и к трем ста­ру­хам за­ез­жа­ла, а Фи­ни­ста ясна со­ко­ла не до­гна­ла: его и сле­дов давно не ви­дать!

Вол­шеб­ные по­мощ­ни­ки обя­за­тель­но ре­ша­ют дело в поль­зу героя. И ни­ка­кая по­го­ня не страш­на ( бы­ва­ет ,что хит­ро­ум­ный вол­шеб­ный герой об­ма­ны­ва­ет по­го­ню, как  Ва­си­ли­са Пре­муд­рая, на­при­мер)

Воз­вра­ще­ние – сва­дьба ге­ро­ев – на­ка­за­ние злых сил

Очу­тил­ся Фи­нист ясный сокол со своею суже­ной возле ее дома ро­ди­тель­ско­го; уда­рил­ся о сыру землю и сде­лал­ся пе­рыш­ком: крас­ная де­ви­ца взяла его, спря­та­ла за па­зуш­ку и при­ш­ла к отцу. «Ах, дочь моя лю­би­мая! Я думал, что тебя и на свете нет; где была так долго?» — «Богу хо­ди­ла мо­лить­ся». А слу­чи­лось это как раз около свя­той неде­ли. Вот отец с стар­ши­ми до­черь­ми со­би­ра­ют­ся к за­ут­рене. «Что ж, дочка милая, — спра­ши­ва­ет он мень­шую, — со­би­рай­ся да по­едем; нынче день такой ра­дост­ный». — «Ба­тюш­ка, мне на­деть на себя нече­го». — «На­день наши уборы», — го­во­рят стар­шие сест­ры. «Ах, сест­ри­цы, мне ваши пла­тья не по кости! Я лучше дома оста­нусь»

Тут опять ин­те­рес­ное на­сло­е­ние хри­сти­ан­ских мо­ти­вов на древ­нюю язы­че­скую сказ­ку)) Отец с двумя до­черь­ми уехал к за­ут­рене; в те поры крас­ная де­ви­ца вы­ну­ла свое пе­рыш­ко. Оно уда­ри­лось об пол и сде­ла­лось пре­крас­ным ца­ре­ви­чем. Ца­ре­вич свист­нул в окош­ко — сей­час яви­лись и пла­тья, и уборы, и ка­ре­та зо­ло­тая. На­ря­ди­лись, сели в ка­ре­ту и по­еха­ли. Вхо­дят они в цер­ковь, ста­но­вят­ся впе­ре­ди всех; народ ди­вит­ся: ка­кой-та­кой ца­ре­вич с ца­рев­ною по­жа­ло­вал? На ис­хо­де за­ут­ре­ни вышли они рань­ше всех и уеха­ли домой; ка­ре­та про­па­ла, пла­тьев и убо­ров как не бы­ва­ло, а ца­ре­вич об­ра­тил­ся пе­рыш­ком. Во­ро­ти­ли­ся и отец с до­черь­ми. «Ах, сест­ри­ца! Вот ты с нами не ез­ди­ла, а в церк­ви был пре­крас­ный ца­ре­вич с нена­гляд­ной ца­рев­ною». — «Ни­че­го, сест­ри­цы! Вы мне рас­ска­за­ли — все равно что сама была». На дру­гой день опять то же; а на тре­тий, как стал ца­ре­вич с крас­ной де­ви­цей в ка­ре­ту са­дить­ся, отец вышел из церк­ви и сво­и­ми гла­за­ми видел, что ка­ре­та к его дому подъ­е­ха­ла и про­па­ла. Во­ро­тил­ся отец и стал мень­шую дочку до­пра­ши­вать; она и го­во­рит: «Нече­го де­лать, надо при­знать­ся!» Вы­ну­ла пе­рыш­ко; пе­рыш­ко уда­ри­лось об пол и обер­нул­ся ца­ре­ви­чем. Тут их и об­вен­ча­ли, и сва­дьба была бо­га­тая!

В итоге все за­кан­чи­ва­ет­ся сва­дьбой – ведь герой бла­го­по­луч­но про­шел ис­пы­та­ния об­ря­да. Но часто еще есть мотив на­ка­за­ния злых и за­вист­ли­вых бра­тьев или се­стер ( отец может из­гнать их из дома; они могут стать при­служ­ни­ца­ми млад­шей – удач­ли­вой; воз­мо­жен и со­всем кро­во­жад­ный финал)

 8. Концовка

На той сва­дьбе и я был, вино пил, по усам текло, во рту не было. На­де­ли на меня кол­пак да и ну тол­кать; на­де­ли на меня кузов: «Ты, де­ти­нуш­ка, не гузай1, уби­рай­ся-ка по­ско­рей со двора»

Воз­мож­на и дру­гая кон­цов­ка, в ко­то­рой рас­сказ­чик  (а у сказ­ки обя­за­тель­но был рас­сказ­чик!) обя­за­тель­но несколь­ко иро­ни­че­ски го­во­рит о себе: «И я там был, мед-пи­во пил, по усам текло, да в рот не по­па­ло». На этом,  по­жа­луй, и я могу за­кон­чить на се­год­ня свой рас­сказ.

Вывод.

Итак , мы видим, что ком­по­зи­ция сказ­ки «Пе­рыш­ко Фи­ни­ста ясна со­ко­ла» вполне сов­па­да­ет с ком­по­зи­ци­ей вол­шеб­ной сказ­ки. Ана­ли­зи­руя сказ­ку, мы на­чи­на­ем, по­жа­луй, впер­вые за­ду­мы­ва­ем­ся, что вол­шеб­ная сказ­ка – это не толь­ко увле­ка­тель­ная ис­то­рия, но и свое­об­раз­ный при­вет из про­шло­го, рас­сказ о том, как жили и во что ве­ри­ли наши пред­ки, какие об­ря­ды фор­ми­ро­ва­ли их жизнь и как они пред­став­ля­ли себе смерть

Вопросы к конспектам

1. Про­чи­тать сказ­ку «Ца­рев­на-ля­гуш­ка» или «Иван — кре­стьян­ский сын и Чу­до-Юдо» ( по хре­сто­ма­тии), вы­де­лить жан­ро­вые и ком­по­зи­ци­он­ные осо­бен­но­сти этой вол­шеб­ной сказ­ки.

Алкоголь

У Одного крестьянина умерла жена. По хозяйству ему взялась помогать меньшая дочь Марьюшка — девица красивая, на все руки мастерица и сердцем добрая. А старшие ее сестры были злые и только и делали, что белились-румянились да наряжались, хотя красивее от этого не становились.

Как собирался отец в город, всегда у дочек спрашивал:

Что вам привезти, дочери мои милые?

Старшие дочки просили то платки, то сапожки, то платья. А меньшая, Марьюшка, — перышко Финиста — ясна сокола.

Не мог отец нигде найти этого перышка. Однажды встретился ему старичок и подарил заветное перышко. С виду оно было самое обыкновенное.

Сестры над Марьюшкой потешаются:

Как была ты дурочка, так и есть. Нацепи свое перышко в волоса да красуйся!

Когда все спать легли, бросила Марьюшка перышко на пол и проговорила:

Любезный Финист — ясный сокол, явись ко мне, жданный мой жених!

«И явился ей молодец красоты неописанной. К утру молодец ударился об пол и сделался соколом. Отворила ему Марьюшка окно, и улетел сокол к синему небу.

Три дня Марьюшка привечала к себе молодца; днем он летает соколом по синему поднебесью, а к ночи прилетает к Марьюшке и делается добрым молодцем».

Злые сестры приметили это и натыкали в раму острых ножей. Ясный сокол бился-бился, всю грудь изрезал, а Марьюшка спит и не слышит.

Сказал сокол:

Тогда меня найдешь, когда трое башмаков железных износишь, трое посохов железных изломаешь, трое колпаков железных порвешь.

Услышала это Марьюшка и отправилась на поиски, заказав трое башмаков железных, трое посохов железных, трое колпаков железных.

Однажды вышла Марьюшка на поляну и увидела избушку на курьих ножках. Говорит Марьюшка:

Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом!

В этой избушке оказалась баба-яга, которая поведала девушке, что ее ясный сокол оказался за тридевять земель, в тридевятом государстве. Опоила его зельем царица-волшебница и женила на себе.

Дала яга Марьюшке серебряное блюдечко и золотое яичко и посоветовала:

Когда придешь в тридевятое царство, наймись работницей к царице. Покончишь работу — бери блюдечко, клади золотое яичко, само будет кататься. Станут покупать — не продавай. Просись Финиста — ясна сокола повидать.

Вторая баба-яга, сестра первой, дала девушке серебряные пяльцы и золотую иголочку, которая сама вышивает.

Третья старуха дала серебряное донце, золотое веретенце.

Привечали Марьюшку звери лесные, утешали в дороге, а серый волк довез до хрустального терема. Там она и нанялась в работницы. За серебряное блюдечко и золотое яичко позволила ей царица на Финиста — ясна сокола поглядеть. Только ночью, во сне. Не добудилась Марьюшка милого…

За второе свидание отдала девушка царице серебряные пяльцы, золотую иголочку.

Спал Финист — ясный сокол крепким сном. Будила его Марьюшка — не добудилась.

За третье свидание отдала девушка серебряное донце, золотое веретенце.

Будила, будила Марьюшка суженого, никак не может добудиться, а рассвет близко. Заплакала. Упала горючая слеза на голое плечо Финиста — ясна сокола и обожгла.

Очнулся Финист — ясный сокол и говорит:

Ох и долго же я спал!

Царица собрала своих подданных, стала требовать наказания неверного мужа.

А Финист- ясный сокол спросил их:

Которая, по-вашему, настоящая жена: та ли, что крепко любит, или та, что продает да обманывает?

Согласились все, что жена Финиста — ясна сокола — Марьюшка.

И стали они жить-поживать да добра наживать. Поехали в свое государство, пир собрали, в трубы затрубили, в пушки запалили, и был пир такой, что и теперь помнят.

В любой сказке заложено 2 мотива — либо поиск лучшего (развитие), либо установление гармонии. Рассмотрим скрытые символы и проведем анализ

.

Обычно в сказках присутствуют 3 брата или 3 сестры. Мужчина — это всегда символ разума, логоса. Женщина — символ эмоциональной сферы. В цельной личности должно быть и то, и другое. Поэтому братья отправляются на поиски невест — чтобы восполнить недостаток духовной сферы, а сестры ищут мужей — чтобы воссоединится с мудрым логосом.

В сказке про Финиста Ясна Сокола

у старика 3 дочери. Две старшие злые и ленивые, младшая — добрая и работящая. Старшие сестры — это негативные эмоции, младшая — возвышенное начало души.

Старик-отец — символ

старого разума, нуждающегося в обновлении и в то же время владеющий неким опытом.

Итак, отец отправляется в город и спрашивает дочерей, какие им привезти подарки. Старшие сестры просят ткани и украшения, а младшая — перышко некоего Финиста. Перо сразу относит желание младшей дочери к небесной сфере (птицы — символ неба, духовного начала). Таким образом девушка понимает необходимость развития души, замены старого на новое.

Почему именно младшая дочь оказывается такой мудрой? Потому что она занимается благоустройством дома. Как вы помните из поста о Гестии — для женщины делающей уборку в доме, наведение порядка равно очищению собственных мыслей и избавлению от негативных эмоций.

Отец выполняет поручение младшей дочери лишь с третей попытки. Он никак не может найти перышко. Но однажды он встречает некоего старичка с коробочкой, в которой находится то самое перо Финиста Ясна Сокола. Отец покупает у старика коробочку и привозит дочери. Та открывает ее в свое комнате, и оно, ударившись об пол, превращается в прекрасного царевича.

Старичок, которого встречает отец — символ мудрого опыта. В предыдущем анализе сказок говорилось, что царевич очень часто свергает старого царя или приходит ему на смену. Это символизирует обновление сознания — новый широкий кругозор приходит на смену устаревшему и закостенелому. Но старость это не только что-то отжившее — это еще и жизненный опыт. Не всегда он приходит вместе с возрастом, поэтому царевич так быстро смещает старого царя. Отец девушки — тоже символ старого сознания, но без особой мудрости. Поэтому он долго не может выполнить просьбу младшей дочери — путь в духовную сферу закрыт для узкого сознания. Но встречный старичок — как раз мудрый опыт, поэтому, несмотря на возраст, он не символ отжившего. И именно он смог найти перышко и продать его отцу. То есть он делится мудростью с устаревшим сознанием, поэтому в итоге отец девушек положительный герой.

Коробочка — символ ограничения свободы разума. Младшая дочь, символ эмоционального начала, освобождает разум от ограничений и выпускает из коробочки. То есть дает ему поле для проявления полета мысли, фантазии и творчества.

Перышко — атрибут духовного мира, ударяется об пол — символ мира материального, и превращается в прекрасного юношу. Оно, перышко, смогло принять видимый человеческий образ только после соединения духовного и материального.

Старшие сестры девушки догадываются, что каждый день она тайно общается с Финистом в своей комнате, но застать их вместе не могут — услышав шаги, Финист превращается в сокола и улетает в окно. Тогда сестры решают воткнуть в окно острые ножи. Из-за этих ножей Финист в следующий раз не смог влететь в комнату и сильно поранился пока девушка спала. После этого он сказал — «Кому я нужен, тот меня найдет. Но это будет нелегко. Тогда меня найдешь, когда трое башмаков железных износишь, трое посохов чугунных изломаешь, трое хлебов каменных съешь».

Окна — глаза дома-сознания. Здесь это окна горницы младшей дочери, глаза ее души. Эти глаза души временно утратили способность видеть из-за действий сестер — так негативные эмоции заслонили добрые чувства и причинили душевные раны. При чем заслонили настолько сильно, что девушка не смогла проснуться. Сон — это туман заблуждений эмоциональной сферы.

Финист пытается достучаться до девушки — как разум пытается разрушить оковы низменных чувств, но только ранит себя и улетает.

В русской сказке девушке, чтобы вновь обрести свой светлый разум — Финиста — нужно пройти долгий путь испытаний.

Три пары железных башмаков — это символ жизненного пути. Тяжелые железные башмаки истоптать непросто. Поэтому предстоит тяжелый путь. Три пары — три сферы — опыта, эмоций и действий. Первая пара — чтобы пройти путь познания своих мыслей, отделить позитивные от негативных. Вторая пара — ппонять, почему позитивные эмоции лучше негативных и выбрать их. Третья пара — путь к Финисту девушки, которая уже готова к этому.

Три чугунных посоха — символ опоры. Первый посох — для того, чтобы обрести просветленное сознание, опираясь на позитивный опыт мыслительной сферы. Второй посох — опора на позитивные чувства. Третий — опора на плодотворные, созидательные действия.

Три каменных хлеба — пища для мыслей, чувств и действий. Хлебы каменные — потому что у девушки тяжелые материальные мысли. Изглодать первый хлеб — значит избавится от мертвого каменного сознания. И одновременно это тяжелый труд освобождения. Второй хлеб — переваривание тяжелых каменных чувств. третий хлеб — пища для поступков.

Как только девушка снашивает первую пару башмаков, ломает первый посох и съедает первый хлеб — то есть завершен первый этап освобождения души — она приходит к старушке, которая дарит ей серебряное донце (элемент для крепления прялки) и золотое веретено, прядущее золотую нить. Старушка — архетипичная мудрая часть эмоциональной сферы. Прялка — это атрибут и подарок небесной сферы, потому что спускаемая с прялки кудель напоминает прядение нити земной жизни, чья душа рождена на небесах. Веретено — символ вращения, спирали, плодотворной преобразующей работы, создающей из бесформенной шерсти золотую нить. Нить, как и веретено, золотая. Золото — ассоциация с солнцем — символом истины. Донце — серебряное, это второй после золота драгоценный металл и ассоциируется с луной. Благодаря фазам луны люди смогли определять категории времени (месяц), наблюдать приливы и отливы и др. Таким образом героиня сидит на серебряном донце — как символе трансформации (фазы луны) и свивает золотую нить своей жизни.

На прощание старуха дает девушке клубочек, который приведет к ее второй сестре. Клубок ниток — это символ путевой нити чистоты, т.к. нить спущена из небесной сферы.

Ко второй старушке девушка приходит, истоптав вторую пару башмаков, сломав второй посох и съев второй хлеб. Она прошла еще один этап. Вторая старушка дарит ей серебряное блюдо и золотое яйцо. Серебряное блюдо аналогично серебряному донцу. Яйцо — символ жизни и одновременно космогонический символ мира, вселенной. Золотое яйцо — символ божественного нетленного бытия. Катаясь по серебряному блюдцу, яйцо открывает картины вселенной души.

Третья старушка — самая старшая и самая мудрая — дарит девушке золотое пяльце и иголочку, которая сама вышивает. Пяльце держит ткань, замыкая круг, образуя организованное поле для создания затейливых узоров-мыслеформ. Душа вышивает иголочкой узоры любви и нежности, радости и щедрости, милосердия и красоты.

Также третья старушка сказала девушке, где искать Финиста. Когда она наконец находит его, то понимает, что он совершенно ее забыл, все время спит глубоким сном и собирается женится на другой. Финист теряет память, выпив волшебного зелья, приготовленного будущей тещей, т.е. погружается в сферу иллюзий и заблуждений. Девушка пытается оживить его память — она отдает невесте Финиста донце и веретено, чтобы побыть наедине с ним. То есть «пускает в дело» золотую нить истины. Но Финист спит очень крепко и пока не слышит голос души. На второй день девушка отдает блюдце и яйцо. Но Финист все еще спит, хотя в нем уже зарождаются сомнения. На третий день в ход идут пяльце и иголочка — способность творить (вышивать) любовь. И все еще Финист не может до конца проснуться, хотя уже говорит во сне. Пробуждает его лишь горячая слеза девушки — слеза души, вынесшей столько испытаний.

Сказка заканчивается свадьбой Финиста и девушки — то есть воссоединеним разума и души, освобожденных из плена иллюзий.

В написании текста частично использованы материалы книги Анны Бену «Танцующие с волками».

В сказке рассказывается о том, как злющая царица пленила ясного сокола Финиста. Добрая и искренняя девушка Марья благодаря своей любви освободила молодца из заточения. Сказка «Финист-ясный сокол» подходит для деток старше пяти лет.

Сказка Финист — ясный сокол скачать:

Волшебная сказка-«Перышко Финиста Ясна сокола» Композиция сказки

Сегодня наш разговор пойдет о волшебной сказке. Почему ее так называют? А потому , что в этих сказках происходят совершенно невероятные вещи, творятся чудеса, и только волшебные спасители помогают герою выбраться из беды, в которую он попал. Мы уже говорили об особенностях и сюжете волшебной сказки, а сегодня мы попробуем в сказке «Перышко Финиста Ясна Сокола» увидеть воочию, по каким законам строится волшебная сказка, какова ее композиция

В волшебной сказке обязательны такие элементы композиции:

Зачин сказки.( ее сказочное начало «В некотором царстве, в некотором государстве, жили- были, было ли, не было ,не ведаю…)

Завязка ( начало истории, знакомство героев, формулировка запрета, который нельзя нарушать)

Причинение вреда герою или беда, которая происходит из-за нарушения какого-то запрета.(А запрет должен быть нарушен обязательно!)

Снаряжение героя (или героини) в путь ( обычно в Тридевятое царство .в Тридесятое государство, вызволять суженого ( суженую)

Встреча с Бабой-Ягой и получение волшебного помощника.( без волшебных помощников беду не избыть)

Встреча. Исправление беды с помощью волшебных помощников. (самим – невозможно!)

Бегство ( возможно, спасение от погони или преодоление других препятствий)

Концовка. Свадьба. ( возможно, и наказание виновников)

Подлость сестер

Сестры заподозрили неладное и начали следить за Марьюшкой. Они увидели, что к ней прилетает каждую ночь сокол, который превращается в прекрасного молодого человека. Завидовали ей сестры и задумали недоброе. Они натыкали ножи и иглы в косяки окна.

«Финист — ясный сокол» - краткое содержание сказки А.П. Платонова

Крепко спала красавица и не услышала, как стучал в стекло милый. А Финист поранился об острые ножи и улетел. Утром Марьюшка увидела капли крови на своем окне и поняла, что беда случилась. Отправилась она в путь, простившись с батюшкой своим и сестрами. По дороге ей встретилась избушка на курьих ножках, в которой жила Баба-Яга.

Понравилась красивая и трудолюбивая девушка бабушке и рассказала она ей, что есть в мире злая королева, которая колдовством женила на себе Финиста. В помощь Марьюшке дала она:

  • блюдечко;
  • яйцо золотое.

Баба-Яга строго-настрого запретила красавице продавать эти предметы за любые деньги.

«Поднятая целина» – краткое содержание романа М.А. Шолохова

Далее, девушке встретились сестры первой колдуньи. Они также помогли Марьюшке и дали ряд советов, которые она запомнила. Одна из них дала красавице иголку и пяльцы волшебные, а вторая — веретено и прялку. До замка королевы Марьюшку довез волк.

Зачин и завязка

Жил-был старик, у него было три дочери: большая и средняя — щеголихи, а меньшая только о хозяйстве радела. Сбирается отец в город и спрашивает у своих дочерей: которой что купить? Большая просит: «Купи мне на платье!» И середняя то ж говорит. «А тебе что, дочь моя любимая?» — спрашивает у меньшой. «Купи мне, батюшка, перышко Финиста ясна сокола». Отец простился с ними и уехал в город; большим дочерям купил на платье, а перышка Финиста ясна сокола нигде не нашел. Воротился домой, старшую и середнюю дочерей обновами обрадовал. «А тебе, — говорит меньшой, — не нашел перышка Финиста ясна сокола». — «Так и быть, — сказала она, — может, в другой раз посчастливится найти». Большие сестры кроят да обновы себе шьют, да над нею посмеиваются; а она знай отмалчивается. Опять собирается отец в город и спрашивает: «Ну, дочки, что вам купить?» Большая и середняя просят по платку купить, а меньшая говорит: «Купи мне, батюшка, перышко Финиста ясна сокола». Отец поехал в город, купил два платка, а перышка и в глаза не видал. Воротился назад и говорит: «Ах, дочка, ведь я опять не нашел перышка Финиста ясна сокола!» — «Ничего, батюшка; может, в иное время посчастливится». Вот и в третий раз собирается отец в город и спрашивает: «Сказывайте, дочки, что вам купить?» Большие говорят: «Купи нам серьги», а меньшая опять свое: «Купи мне перышко Финиста ясна сокола». Отец искупил золотые серьги, бросился искать перышка — никто такого не ведает; опечалился и поехал из городу. Только за заставу, а навстречу ему старичок несет коробочку. «Что несешь, старина?» — «Перышко Финиста ясна сокола». — «Что за него просишь?» — «Давай тысячу». Отец заплатил деньги и поскакал домой с коробочкой. Встречают его дочери. «Ну, дочь моя любимая, — говорит он меньшой, — наконец и тебе купил подарок; на, возьми!» Меньшая дочь чуть не прыгнула от радости, взяла коробочку, стала ее целовать-миловать, крепко к сердцу прижимать

Обратите внимание, что в волшебной сказке очень важна тройственность ( три сестры, три раза ходил, только на третий раз посчастливилось и.т.д) и если сестры 3, то две старшие обязательно злые и завистливые, то же и братьев старших касается. После ужина разошлись все спать по своим светелкам; пришла и она в свою горницу, открыла коробочку — перышко Финиста ясна сокола тотчас вылетело, ударилось об пол, и явился перед девицей прекрасный царевич. Повели они меж собой речи сладкие, хорошие. Услыхали сестры и спрашивают: «С кем это, сестрица, ты разговариваешь?» — «Сама с собой», — отвечает красна девица. «А ну, отопрись!» Царевич ударился об пол — и сделался перышком; она взяла, положила перышко в коробочку и отворила дверь. Сестры и туда смотрят и сюда заглядывают — нет никого! Только они ушли, красная девица открыла окно, достала перышко и говорит: «Полетай, мое перышко, во чисто поле; погуляй до поры до времени!» Перышко обратилось ясным соколом и улетело в чистое поле

Финист – волшебный персонаж ,он может оборачиваться птицей, а может – добрым молодцем. На другую ночь прилетает Финист ясный сокол к своей девице; пошли у них разговоры веселые. Сестры услыхали и сейчас к отцу побежали: «Батюшка! У нашей сестры кто-то по ночам бывает; и теперь сидит да с нею разговаривает». Отец встал и пошел к меньшой дочери, входит в ее горницу, а царевич уж давно обратился перышком и лежит в коробочке. «Ах вы, негодные! — накинулся отец на своих больших дочерей. — Что вы на нее понапрасну взводите? Лучше бы за собой присматривали!»

Снаряжение в дорогу

В сказках чаще, конечно, бывало, что на поиски невесты или жены отправляется добрый молодец, нарушивший запрет ( вспомните Ивана-Царевича, сжегшего лягушачью кожу), но бывало, что такая доля доставалась и девушке. Поэтому волшебные сказки бывают мужские и женские

Что же требовалось от девушки? Найти суженого

«Прощай, красна девица! — сказал он. — Если вздумаешь искать меня, то ищи за тридевять земель, в тридесятом царстве. Прежде три пары башмаков железных истопчешь, три посоха чугунных изломаешь, три просвиры каменных изгложешь, чем найдешь меня, добра молодца!»

Тут возникает вопрос: А что это за тридесятое ( иногда тридевятое) царство и как туда добраться?

Вообще-то тридесятое царство – это мир мертвых. Туда попадали по-разному. Одни народы верили, что нужно переплыть реку (Стикс, например ) и обязательно клали в могилу лодку ( хотя бы глиняную модель) –вспомните погребальные ладьи фараонов!), другие считали, что до подземного мира придется далеко идти – и обязательно давали мертвому с собой хлеб, башмаки и посох). Железный посох подчеркивал дальность и трудность пути

Получается, что девушка или парень, избывая ( поправляя) беду отправляется в мир мертвых + сам как будто умирает. Это связано с обрядом посвящения во взрослые: чтоб родиться для новой жизни, надо умереть для старой. Утром просыпается, смотрит — на окне ножи да иглы натыканы, а с них кровь так и капает. Всплеснула руками: «Ах, боже мой! Знать, сестрицы сгубили моего друга милого!» В тот же час собралась и ушла из дому. Побежала в кузницу, сковала себе три пары башмаков железных да три посоха чугунных, запаслась тремя каменными просвирами и пустилась в дорогу искать Финиста ясна сокола

Обратите внимание, что девушка и не думает сопротивляться предназначенному. Все происходящее для нее естественно и логично

Поиски.Встреча с Бабой-Ягой. Получение волшебных помошников или вещей

Но самому герою не справиться с бедой. И тут , если он все выполняет как надо , появляются волшебные помощники или волшебные предметы, с помощью которых можно исправить вред

Шла-шла, пару башмаков истоптала, чугунный посох изломала и каменную просвиру изглодала: приходит к избушке и стучится: «Хозяин с хозяюшкой! Укройте от темныя ночи». Отвечает старушка: «Милости просим, красная девица! Куда идешь, голубушка?» — «Ах, бабушка! Ищу Финиста ясна сокола». — «Ну, красна девица, далеко ж тебе искать будет!» Наутро говорит старуха: «Ступай теперь к моей середней сестре, она тебя добру научит; а вот тебе мой подарок: серебряное донце, золотое веретенце; станешь кудель прясть — золотая нитка потянется». Потом взяла клубочек, покатила по дороге и наказала вслед за ним идти, куда клубочек покатится, туда и путь держи! Девица поблагодарила старуху и пошла за клубочком

Долго ли, коротко ли, другая пара башмаков изношена, другой посох изломан, еще каменная просвира изглодана; наконец прикатился клубочек к избушке. Она постучалась: «Добрые хозяева! Укройте от темной ночи красну девицу». — «Милости просим! — отвечает старушка. — Куда идешь, красная девица?» — «Ищу, бабушка, Финиста ясна сокола». — «Далеко ж тебе искать будет!» Поутру дает ей старушка серебряное блюдо и золотое яичко и посылает к своей старшей сестре: она-де знает, где найти Финиста ясна сокола!

Простилась красна девица со старухою и пошла в путь-дорогу; шла-шла, третья пара башмаков истоптана, третий посох изломан, и последняя просвира изглодана — прикатился клубочек к избушке. Стучится и говорит странница: «Добрые хозяева! Укройте от темной ночи красну девицу». Опять вышла старушка: «Поди, голубушка! Милости просим! Откудова идешь и куда путь держишь?» — «Ищу, бабушка, Финиста ясна сокола». — «Ох, трудно, трудно отыскать его! Он живет теперь в этаком-то городе, на просвирниной дочери там женился». Наутро говорит старуха красной девице: «Вот тебе подарок: золотое пялечко да иголочка; ты только пялечко держи, а иголочка сама вышивать будет. Ну, теперь ступай с богом и наймись к просвирне в работницы».

Этим волшебным помощником может быть старушка, старичок, Яга, серый волк – общее в них то, что без их помощи герою никогда не пройти испытание

Исправление вреда-избывание беды

В этой сказке очень интересно появление вполне христианского персонажа – просвирни ( женщина, пекущая просфоры, употребляющиеся для причастия). Происходит наслоение разновременных реальностей. Кстати, в другом варианте этой сказки вместо просвирниной дочки – царевна

Сказано — сделано. Пришла красная девица на просвирнин двор и нанялась в работницы; дело у ней так и кипит под руками: и печку топит, и воду носит, и обед готовит

Просвирня смотрит да радуется. «Слава богу! — говорит своей дочке. — Нажили себе работницу и услужливую и добрую: без наряду все делает!» А красная девица, покончив с хозяйскими работами, взяла серебряное донце, золотое веретенце и села прясть: прядет — из кудели нитка тянется, нитка не простая, а чистого золота. Увидала это просвирнина дочь: «Ах, красная девица! Не продашь ли мне свою забаву?» — «Пожалуй, продам!» — «А какая цена?» — «Позволь с твоим мужем ночь перебыть». Просвирнина дочь согласилась. «Не беда! — думает. — Ведь мужа можно сонным зельем опоить, а чрез это веретенце мы с матушкой озолотимся!»

А Финиста ясна сокола дома не было; целый день гулял по поднебесью, только к вечеру воротился. Сели ужинать; красная девица подает на стол кушанья да все на него смотрит, а он, добрый молодец, и не узнает ее. Просвирнина дочь подмешала Финисту ясну соколу сонного зелья в питье, уложила его спать и говорит работнице: «Ступай к нему в горницу да мух отгоняй!» Вот красная девица отгоняет мух, а сама слезно плачет: «Проснись-пробудись, Финист ясный сокол! Я, красна девица, к тебе пришла; три чугунных посоха изломала, три пары башмаков железных истоптала, три просвиры каменных изглодала да все тебя, милого, искала!» А Финист спит, ничего не чует; так и ночь прошла

На другой день работница взяла серебряное блюдечко и катает по нем золотым яичком: много золотых яиц накатала! Увидала просвирнина дочь. «Продай, — говорит, — мне свою забаву!» — «Пожалуй, купи». — «А как цена?» — «Позволь с твоим мужем еще единую ночь перебыть». — «Хорошо, я согласна!» А Финист ясный сокол опять целый день гулял по поднебесью, домой прилетел только к вечеру. Сели ужинать, красная девица подает кушанья да все на него смотрит, а он словно никогда и не знавал ее. Опять просвирнина дочь опоила его сонным зельем, уложила спать и послала работницу мух отгонять. И на этот раз, как ни плакала, как ни будила его красная девица, он проспал до утра и ничего не слышал

На третий день сидит красная девица, держит в руках золотое пялечко, а иголочка сама вышивает — да такие узоры чудные! Загляделась просвирнина дочка. «Продай, красная девица, продай, — говорит, — мне свою забаву!» — «Пожалуй, купи!» — «А как цена?» — «Позволь с твоим мужем третью ночь перебыть». — «Хорошо, я согласна!» Вечером прилетел Финист ясный сокол; жена опоила его сонным зельем, уложила спать и посылает работницу мух отгонять. Вот красная девица мух отгоняет, а сама слезно причитывает: «Проснись-пробудись, Финист ясный сокол! Я, красна девица, к тебе пришла; три чугунных посоха изломала, три пары железных башмаков истоптала, три каменных просвиры изглодала — все тебя, милого, искала!» А Финист ясный сокол крепко спит, ничего не чует

Тут вообще непонятно: почему Финист женился? Почему просвирниной дочери он не слишком дорог?

А дело все в том, что в древности у многих племен, кроме постоянного взрослого брака , бывал еще и первый – временный брак, который не заканчивался рождением детей и был частью обряда посвящения. Именно эта часть обряда и нашла отражение в сказке.

Кстати, вы замечаете, что все события опять повторяются трижды?

Долго она плакала, долго будила его; вдруг упала ему на щеку слеза красной девицы, и он в ту ж минуту проснулся: «Ах, — говорит, — что-то меня обожгло!» — «Финист ясный сокол! — отвечает ему девица. — Я к тебе пришла; три чугунных посоха изломала, три пары железных башмаков истоптала, три каменных просвиры изглодала — все тебя искала! Вот уж третью ночь над тобою стою, а ты спишь — не пробуждаешься, на мои слова не отзываешься!»

Борьба за счастье

Девушка придумала, как устроиться на работу к королеве. Она работала день и ночь, головы не поднимая и рук не покладая. Каждый вечер же она доставала в своей каморке волшебное блюдечко и яичко и говорила нужные слова. После этого видела она своего возлюбленного, на королеве женатого. Но не знала девушка, что ее хозяйка подсматривала за нею.

Увидела королева у Марьюшки столь дорогие вещи и решила заполучить их себе. Но красавица отказалась продавать их. Согласила отдать просто так, за то, что она сможет увидеться с юношей. Однако не знала она, что опаивает Финиста каждую ночь королева зельем сонным. Именно поэтому так легко она согласилась пустить Марьюшку в покои к своему супругу.

Девушка плакала горючими слезами, пыталась разбудить любимого, но все было безуспешно. За вторую ночь она отдала иглу с пяльцами, а за третью — веретено и прялку. Когда время пребывания в комнате подходило к концу, Марьюшка так горько заплакала, что слезинка упала на плечо юноши и обожгла его. Проснулся Финист и увидел рядом с собою любимую. Молодые люди обнялись и поцеловались. Они были счастливы, что обрели свою любовь.

Но злая королева была категорически против этого и хотела всеми силами вернуть мужа. Однако, самые богатые и влиятельные люди королевства решили, что силой любовь удержать нельзя и дали юноше уйти с любимой. Нельзя купить искренние чувства за дорогие подарки.

По сюжету «Финиста — ясного сокола», читать краткое содержание которого рекомендуется при заполнении читательского дневника, главные герои смогли сохранить свою любовь. Эта сказка учит детей быть верными своему слову и добиваться цели, даже если путь к ней очень сложен и тернист.

Бегство

Тут только узнал Финист ясный сокол и так обрадовался, что сказать нельзя. Сговорились и ушли от просвирни. Поутру хватилась просвирнина дочь своего мужа: ни его нет, ни работницы! Стала жаловаться матери; просвирня приказала лошадей заложить и погналась в погоню. Ездила-ездила, и к трем старухам заезжала, а Финиста ясна сокола не догнала: его и следов давно не видать!

Волшебные помощники обязательно решают дело в пользу героя. И никакая погоня не страшна ( бывает ,что хитроумный волшебный герой обманывает погоню, как Василиса Премудрая, например)

Возвращение – свадьба героев – наказание злых сил

Очутился Финист ясный сокол со своею суженой возле ее дома родительского; ударился о сыру землю и сделался перышком: красная девица взяла его, спрятала за пазушку и пришла к отцу. «Ах, дочь моя любимая! Я думал, что тебя и на свете нет; где была так долго?» — «Богу ходила молиться». А случилось это как раз около святой недели. Вот отец с старшими дочерьми собираются к заутрене. «Что ж, дочка милая, — спрашивает он меньшую, — собирайся да поедем; нынче день такой радостный». — «Батюшка, мне надеть на себя нечего». — «Надень наши уборы», — говорят старшие сестры. «Ах, сестрицы, мне ваши платья не по кости! Я лучше дома останусь»

Тут опять интересное наслоение христианских мотивов на древнюю языческую сказку)) Отец с двумя дочерьми уехал к заутрене; в те поры красная девица вынула свое перышко. Оно ударилось об пол и сделалось прекрасным царевичем. Царевич свистнул в окошко — сейчас явились и платья, и уборы, и карета золотая. Нарядились, сели в карету и поехали. Входят они в церковь, становятся впереди всех; народ дивится: какой-такой царевич с царевною пожаловал? На исходе заутрени вышли они раньше всех и уехали домой; карета пропала, платьев и уборов как не бывало, а царевич обратился перышком. Воротилися и отец с дочерьми. «Ах, сестрица! Вот ты с нами не ездила, а в церкви был прекрасный царевич с ненаглядной царевною». — «Ничего, сестрицы! Вы мне рассказали — все равно что сама была». На другой день опять то же; а на третий, как стал царевич с красной девицей в карету садиться, отец вышел из церкви и своими глазами видел, что карета к его дому подъехала и пропала. Воротился отец и стал меньшую дочку допрашивать; она и говорит: «Нечего делать, надо признаться!» Вынула перышко; перышко ударилось об пол и обернулся царевичем. Тут их и обвенчали, и свадьба была богатая!

В итоге все заканчивается свадьбой – ведь герой благополучно прошел испытания обряда. Но часто еще есть мотив наказания злых и завистливых братьев или сестер ( отец может изгнать их из дома; они могут стать прислужницами младшей – удачливой; возможен и совсем кровожадный финал)

Сочинения

Все мы любим сказки, которые нам читают родители в детстве перед сном, а позже, когда мы учимся читать самостоятельно с удовольствием перечитываем их самостоятельно. И вот, предлагаем вам вспомнить сюжет русской народной сказки Перышко Финиста Ясна Сокола, что задают в школе на летние каникулы. Краткое содержание даст возможность быстро познакомиться с героями и погрузиться в сказочный мир, который учит нас добру и злу.

Краткое содержание русской народной сказки

Сказка для читательского дневника под названием Перышко Финиста Ясна Сокола знакомит нас со стариком, у которого было три дочери. Две из них были щеголихами и только младшая была настоящей хозяюшкой.

Однажды отец решил ехать в город и спросил у дочерей, что им привезти. Первые две попросили тканей на платья и только младшая попросила привезти перышко Финиста. По приезду отец привез ткани, а вот пера не нашел. Второй раз также отец ехал в город, и старшие вновь заказывают платки, а младшая — перышко. Но и в этот раз отец вернулся ни с чем для младшей дочери и только с третьей поездкой в город ему удается купить за тысячу рублей подарок для дочки, привезя его с золотыми сережками, которые заказали старшая и средняя дочери.

Обрадовалась девушка, стала прижимать к сердцу перышко, а когда вошла в свою комнату, выскочило оно из рук, ударилось о пол и превратилось в царевича. Стала девушка ворковать, а старшие сестры услышали звуки, и стали интересоваться, с кем это сестра разговаривает. Та и отвечала, что сама с собой. Решили сестрицы заглянуть в комнату, но царевич успел вновь обернуться в перышко. Как только ушли девицы, героиня открыла окно и выпустила перышко в поле, что тут же превратилось в сокола. Но каждую ночь он прилетал к девушке, превращался в молодца и они вели веселые беседы.

Когда на вторую ночь сестры вновь услышали голоса из комнаты, они доложили отцу. Но тот, когда проверил комнату и никого не обнаружил, поругал старших сестер за клевету. Решились тогда они на подлость. Вечером в окно они вбили иголки и ножи и когда сокол прилетел, то не смог попасть в комнату, а только изранился. Попрощался сокол с возлюбленной, сказав, как его найти, коли ей вздумается отыскать Финиста ясна Сокола.

А в это время девушка спала и ничего не подозревала и только утром обо всем узнала. Поняв, что это сестры погубили ее друга, решила все исправить. Она пошла к кузнецу, который сковал три пары обуви железные и три посоха. Нашла три каменные просвиры и пошла на поиски милого друга.

Уже первая пара обуви истоптана, и встретилась ей избушка, где жили старики. К ним и попросилась переночевать девушка, да спросить дорогу к Финисту Ясно Солнышко. Утром старушка направила героиню к своей сестре, которая должна была ее добру научить, при этом вручила подарки в виде серебряного донца и веретена. Будет девушка прясть, будет тянуться золотая нить. А дальше нужно бросить клубок и следовать за ним.

Шла девушка пока вторую пару обуви не истоптала, да второй посох не сломался. Привел клубок ко второй избушке, где приютили на ночь странницу юную. С утра старушка дала ей блюдце с золотым яичком, отправив ее к старшей своей сестре, которой известно место нахождения Финиста. Пошла она дальше. Шла долго, что и третью пару истоптала, третья просвира изглодана и вот очередная избушка. Попросилась на ночь и там старушка рассказала, что Финиста женила на себе обманным путем дочь просвирни. Поутру дала девушке пяльце, сказав, что иголка сама будет вышивать, а ей нужно только крепко его держать. При этом посоветовала устроиться к просвирне на работу.

Так она и сделала. Нанялась в работницы и приступила к делу. Все у нее кипит, бурлит, а дочь просвирни не нарадуется, что такая девица к ним нанялась. Все без приказа делает. В свободное от работы время героиня пряла и из-под пряжи золотая нить тянулась. Захотелось государыне заполучить веретено. Предложила купить его у девушки, да та попросила взамен от ее мужа мух ночью отгонять. Та и согласилась, ведь хотелось ей озолотиться.

Самого же Финиста не было целый день и только к вечеру тот прилетел, да не узнал в работнице красну девицу. Жена же в еду подмешала снадобья. Поэтому, когда красна девица явилась в комнату, тот крепко спал. Сколько не будила, не говорила, как истоптала башмаки, тот ничего не слышал. На другой день девица в свободное время стала катать золотые яйца. Увидела это дочь просвирни, просила продать ей блюдце с яичком. Девушка попросила еще одну ночь отгонять мух от ее мужа взамен на блюдечко. Все повторилось вновь. Не слышал никаких слов Ясный Сокол, спал крепким от снадобья, сном.

На третий день девушка достала пяльце, на котором иголка вышивала удивительные узоры. И его захотелось дочери просвирни. Вновь красна девица просит отгонять мух. Как ни пыталась разбудить его девица и в этот раз, но ничего не получалось. Отчаялась, разрыдалась и тут слеза падает на щеку Фенисту Ясна Соколу. Обожгла его слеза и проснулся молодец. Девушка ему поведала, как истоптала железные башмаки, как изгрызла просвирни и как уже три ночи не может его разбудить. Узнал ее царевич, взял за руку и ушли они со двора. Как ни пыталась найти их дочь просвирни, не смогла найти. А тем временем Финист с возлюбленной были же у ее родительского дома. Там он вновь превратился в перышко, которое девушка положила за пазуху.

Обрадовался дочери старик, стал Бога благодарить. В этот день как раз отец с сестрами в церковь собирались на молитву в честь праздника Пасхи. Но младшая не пошла, сказав, что ей нечего надеть. Пошел старик без младшей дочери. В это время Финист превратился в царевича, свистнул в окно и тут тебе и платья, и карета. Поехали молодые в церковь, стали впереди и всех удивляли. Ведь никто не мог понять, что это за царевна с царевичем такие. По завершении службы молодые первые покинули церковь и быстро уехали. Дома все исчезло, а Ясный Сокол вновь превратился в перышко.

Отец с двумя дочерьми приехали и рассказали о небывалом случае, о царевиче с царевной. На второй день и на третий вновь приезжал царевич со своей царевной и как раз в третий раз отец увидел, как карета подъезжала именно к его двору, а потом куда-то пропала. Старик расспросил дочь, да не смогла она больше скрывать правду. Все рассказала, а в доказательство вынула перышко, которое превратилось в Финиста. Тут же было венчание и сыграли пышную свадьбу.

На этом заканчивается наше краткое содержание сказки о Финисте Ясном Соколе.

Главные герои

В сказке о Финисте Ясном Соколе главными героями является младшая дочь старика, трудолюбивая и хозяйственная. Также главным героем является Финист, который стал впоследствии суженым девушки.

Второстепенными героями являются две другие дочери старика, что только и умели, как краситься, щеголять и дорогие подарки у отца выпрашивать. Да сам отец, который старался всегда выполнить желание своих девочек.

Главная мысль

Если остановиться на главной мысли сказки, то мы поймем, что она учит нас бороться за свое счастье и любовь. Еще сказка показывает нам, насколько страшной бывает людская зависть и к каким последствиям она может привести.

Краткое содержание: Перышко Финиста ясна сокола

А какую оценку поставите вы?

— Ребята, вы прочитали сказку «Финист-ясный сокол», понравилась?

— Откройте тексты

— Как начинается сказка? Прочитайте.

                                                      Жил да был крестьянин

— Как называются эти строки?

                                                       Зачин. Так традиционно начинаются сказки.

— А как ещё начинаются сказки? В некотором царстве…

                                                       Зачин вызывает у нас настроение спокойствия, но оно обманчиво.

— Как вы считаете, кто является главным героем сказки?

                                                  Слайд 3 (01)

— Какой вы её представляете? (покладистая, послушная, трудолюбивая, заботливая)

— Назовите ещё персонажей сказки (второстепенные действующие лица)

                                                  Слайд 4 (02)

— Охарактеризуйте их.

— почему Марьюшке не нужны были наряды ?

                              Именно младший ребёнок в семье или сирота наделены способностью понимать

                              волшебный мир, именно они, пройдя через испытания, заслуживают счастья.

— что попросила М у отца?

                                                   Слайд 5 (03)

 Как узнала М, что пёрышко обладает тайной и какой именно?

   ( обращаемся к Сказу)

                                                   Слайд 6 (04)

— Какое зло задумали сёстры? Почему они решили это сделать?

                                                   Слайд 7 (05)

— Объясните сказочный факт превращения юноши в сокола. Вспомните древние представления   о мире.

                                    Люди верили в то, человек произошёл от животного или растения

                                    Человек считал зверей и птиц своими прародителями- тотемами и

                                    относился к ним с уважением.

                                     Индия – корова, Египет – кошка, На Руси издавна считался – медведь

                                    ( у каждого ребёнка –плюшевый медвежонок – охраняет, придаёт силу)                                     

— Что случилось с Марьюшкой ?

                                                       Слайд 8 (06)

— Случается беда ,она отправляется в чужой мир, где на её голову выпадает много испытаний

   Мир делится на свой и чужой, земной и волшебный

  Это 1 закон В.С. «Герой отправляется в волшебный мир»

                                                      Слайд 9 (07)

— Что прокричал ясный сокол, улетая?

                            Именно изнашивание обуви из железа воспринималось людьми, как

                            преодоление  невероятных расстояний, так как каждый себе представлял,

                            сколько нужно  пройти, чтобы сносить хотя бы пару железных сапог, и  

                            человек понимал, что   разговор идёт об огромных расстояниях.

                                                    ( символизируют долготу пути)

                              А в сказках железная обувь — признак отправления героя в иной мир.

— Как встречали М лесные жители?        

                                                      Слайд 10 (08)

— Что увидела М на поляне?

   -С Марьюшкой такие события происходят впервые?

   — У вас не складывается впечатление, что эта избушка как будто бы давно знакома М:

      — Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом! Мне в тебя лезть, хлеба есть.

      Она нисколько не удивлена ею и знает, как себя держать.

      Эта магия слова  очень древняя

      Избушка  охраняет вход в царство мертвых, и  герой произносит магическое слово,

      открывающее ему вход в иное царство

— Кто поджидает М в избушке?                      

— Б-Я– это человек из земного мира или представитель враждебного мира?

  2 закон- Встреча с представителем враждебного мира

                                                       Слайд 11 (09)

сидит там баба-яга — костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос

Костеногость связана с тем, что яга никогда не ходит. Она или летает, или лежит, т. е. и внешне проявляет себя как мертвец.

В  сказках у неё воспаленные веки и красные глаза, т. е. у нее нет глазных яблок, а есть красные орбиты без глаз

-Почему Б-Я говорит: — Тьфу, тьфу, русским духом пахнет!

М пахнет не просто как человек, а как живой  человек. Мертвые, бестелесные не пахнут, живые пахнут, мертвые узнают живых по  запаху

 Запах живых так же противен и страшен мертвецам, как запах мертвых страшен и противен живым. Живые оскорбляют мертвых тем, что они живые

 Она занимает собой всю избу. «На печке лежит баба-яга, костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос».

 — Но как понимать «нос в потолок врос»? И почему яга занимает всю избу? Ведь она

 не  великан. И, следовательно, не она велика, а избушка мала. Яга напоминает собой труп, труп в тесном гробу или в специальной клетушке, где хоронят или оставляют умирать. Она — мертвец. (северная богиня подземной страны мертвых) имеет цвет трупа, то это означает не что иное, как то, что она, богиня смерти, сама есть труп»

— Что Б-Я дала Марьюшке ?

                              Давая в руки героя волшебное средство, сказка достигает вершины. С этого момента

                               конец уже предвидится. Герой теперь твердо идет к своей цели и знает, что он ее достигнет.                                                                                                          

3 закон- наличие волшебного предмета

— Перечислите волшебные предметы в этой сказке

— Как вы считаете кот, собака, волк – это волшебные помощники героини или просто её друзья?

                            Ведь животные обладают особым чутьём на хороших и плохих людей.

                                                      Слайд  12 (10)                                                                    

— А ещё в сказке есть волшебные помощники?

— А своими силами — человеческими, можно это было сделать? Почему?

                                                       Герой не может сам, своими силами выполнить сложное  

                                                       задание (найти жениха) он обязательно обращается за

                                                       помощью к волшебному помощнику

   4 Наличие волшебного помощника следующий закон волшебной сказки

— Где в сказке мы встречаемся с магическими числами?                                                

— В каких сказках мы ещё встречаемся с магическими числами?

 5 Ещё один закон волшебной сказки – наличие магических чисел.

                                                     Слайд 13 (11) 

— Где нашла М своего возлюбленного? ( В хрустальном тереме)                         

— Почему именно в хрустальном?

                                                    Издавна хрусталю приписывались особые волшебные свойства,

                                                    Ведь Финисту предстояло сказочное оживление.

                                                            Слайд 14 (12),13,14,15

—  Какое чудо помогло его разбудить?                                              

                                                        Именно сила любви и есть то чудо, благодаря которому

                                                        М прошла все испытания и  оживила Финиста.

                                                        Она способна совершать чудеса не только в сказках, но и

                                                         в настоящей жизни.

— А вы знаете сказки, в которых герои оживляют своих возлюбленных?

— Ребята, те сходства, которые мы проследили в русских народных и авторских волшебных сказках («Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях», «Морозко»,  «Спящая красавица») называются сюжет, а точнее, не весь сюжет, а отдельные сюжетные линии.

— Чем заканчивается сказка?

                                               Оживление и счастливое возвращение домой

      6 Это тоже закон волшебной сказки

                                                           Слайд 18

— Какими словами заканчивается сказка?

                                               И стали они жить-поживать, да добра наживать .        

 – Как называются эти строчки?     Концовка     — такими словами традиционно заканчив. сказки                                                                                            

  • Доказать что рассказ бедная лиза является сентиментализмом
  • Доказать что летучий корабль это волшебная сказка
  • Доказать в сочинении рассуждении житие ли это в повести о петре и февронии муромских
  • Доказательство в сочинении это
  • Докажите что это сказка найди в ней признаки сказки напиши