Литературное чтение, 3 класс
Урок 5. Сказка «Иван-царевич и Серый Волк»
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк»
- Иллюстрации И.Я. Билибина и В.М. Васнецова к сказке.
Тезаурус
Устное народное творчество — это словесное творчество народа, передаваемое (из уст в уста) из поколения в поколение.
Волшебная сказка – это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные персонажи.
Зачин – это начало сказки, которое знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет в нужное время и место описываемых событий.
Концовка – заключительная часть сказки.
Волшебный предмет — это наделенный сверхъестественной силой предмет, который помогает герою или злодею победить.
Волшебный помощник – это сказочный персонаж, призванный помогать герою преодолевать трудности, проходить испытания.
Троекратный повтор — один из отличительных признаков волшебной сказки, когда похожие события происходят три раза; кроме того в сказке бывает три героя.
Художник-иллюстратор — это художник, который создаёт образ по написанному тексту или истории;
Иллюстрация – это изображение, которое помогает лучше понять содержание и смысл произведения.
Лубо́к (лубочная картинка) — вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества.
Ключевые слова
Устное народное творчество; русские народные сказки; волшебные сказки; зачин; концовка; волшебный предмет; троекратный повтор; победа добра над злом; иллюстрации к сказкам; авторское отношение к событиям и героям сказки.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
- 1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2016., — 223с.:ил. С.28-38
- Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. С. 22-24
- Литературное чтение: аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др. [Электронный ресурс]. — М. : Просвещение, 2013. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) — Загл. с экрана.
- Музыкальная фантазия. Виктор Васнецов. Сказка о сказочнике [Электронный ресурс]. — 2018. — Режим доступа : http://music-fantasy.ru/materials/viktor-vasnecov-skazka-o-skazochnike, свободный. — Загл. с экрана.
На уроке мы узнаем об особенностях волшебной сказки; о художниках-иллюстраторах русских народных сказок;
Научимся характеризовать героев сказки; соотносить иллюстрацию и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план;
Сможем рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.
Основное содержание урока.
- Перед нами замечательная русская народная волшебная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Почему волшебная? Давайте прочитаем её и найдем признаки волшебной сказки.
Волшебная сказка всегда начинается с зачина. Из зачина сказки об Иване–царевиче мы узнаем, что Иван-царевич был младшим из трёх сыновей царя Берендея. И у этого царя было сокровище – яблоня с золотыми яблоками.
Действие сказки начинается с того, что кто-то похищает золотые яблоки из сада царя.
Трое братьев по очереди стерегут сад, а потом отправляются на поиски похитителя яблок – Жар-птицы. Так начинаются волшебные испытания, которые необходимо пройти главному герою. Это – признак волшебной сказки.
Троекратный повтор — важный признак волшебной сказки. В нашей сказке этот приём встречается довольно часто: три сына у царя Берендея, три ночи караулят сыновья волшебную яблоню, три испытания проходит главный герой – Иван-царевич, три награды получает он в конце пути. Серый волк трижды меняет свой облик.
В волшебных сказках всегда действуют положительные и отрицательные герои. В нашей сказке положительный герой, конечно, Иван-царевич, ответственный, решительный, уважающий волю отца, готовый признавать свои ошибки. Отрицательные герои – его старшие братья, ленивые и завистливые обманщики, убили брата ради его добычи.
В сказке «Иван-царевич и Серый Волк» происходят волшебные события.
Серый волк превращается то в коня златогривого, то в Елену Прекрасную.
Убитого братьями Ивана–царевича волк оживляет при помощи живой и мёртвой воды.
Большую роль в волшебных сказках часто играют волшебные помощники. Таким помощником для Ивана–царевича стал Серый волк, который съел его коня. Узнав, зачем Иван-царевич отправился в путь, Серый волк пожалел его и стал помогать во всех испытаниях.
В волшебных сказках часто говорится о необыкновенных волшебных предметах. В нашей сказке это яблоня с золотыми яблоками, Жар-птица, златогривый конь, живая и мёртвая вода.
Последовательность событий в сказке такова.
— Жар-птица ворует яблоки из сада Берендея;
— Сыновья отправляются в путь на поиски Жар–птицы;
— Коня Ивана съедает Волк, который становится помощником Ивана;
— Иван не смог украсть Жар-птицу, его послали за конём;
— Иван не мог украсть коня, его послали за Еленой Прекрасной;
— Волк помогает добыть Елену Прекрасную;
— Волк помогает Ивану-царевичу оставить у себя всю добычу;
— Братья убивают Ивана, Волк его оживляет и наказывает братьев.
— Иван возвращается к отцу с невестой Еленой Прекрасной, златогривым конём и Жар-птицей.
В сказке «Иван-царевич и Серый Волк» встречаются устаревшие слова и выражения, которые переносят нас в стародавние времена. Чтобы узнать их значение необходимо обратиться к словарю.
Мы видим и слова, характерные для русских народных сказок. Например: жил–был; синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает; глаз не смыкал; пустился наутёк; долго ли коротко ли; служить верой и правдой; по белу свету и другие.
Концовка сказки ставит точку во всех происходящих событиях. Иван-царевич возвращается к отцу, выполнив его волю. Царь получает Жар-птицу, а Иван-царевич Елену Прекрасную в жёны: «… и стали они жить-поживать и горя не знать».
Сказка «Иван-царевич и Серый Волк» учит уважать волю родителей. Учит, что добро всегда возвращается добром, а зло возвращается злом. Учит не быть жадным и слушаться мудрых советов. Учит не доверять внешнему виду, учит быть всегда осторожным и не верить завистникам. Учит не быть ленивым. Учит, что иногда необходимо уметь проявить хитрость, чтоб достичь цели.
Лучше понять смысл сказки помогают пословицы. Например:
Долг платежом красен.
Без друга сирота, а с другом семьянин.
Дорога помощь вовремя.
Главная мысль сказки: благодаря мудрому другу можно добиться даже самой трудной цели.
Подведём итоги.
«Иван-царевич и Серый Волк» — волшебная сказка, поскольку в ней с героями происходят волшебные события и испытания.
Налицо и признаки волшебной сказки:
1) зачин;
2) волшебные предметы;
3 волшебный помощник;
3) сказочные слова и выражения;
4) троекратный повтор;
5) борьба добра и зла;
6) добро побеждает зло;
7) концовка.
- Волшебные сказки всегда привлекали художников–иллюстраторов своей яркостью и фантастичностью. Одним из наиболее известных иллюстраторов сказок является Иван Яковлевич Билибин. В 1899 году вышла книжка «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке» с иллюстрациями И.Билибина.
Приступая к работе над иллюстрациями, художник поставил перед собой задачу, описать всё, как в сказке. Он тщательно изучал лубочное искусство, народную одежду, поэтому рисунок похож на лубочную картинку.
Давайте вглядимся в картину. Здесь изображён эпизод, когда главный герой садится на Волка, вернувшегося от царя Афона, где верный слуга Ивана-царевича был в образе королевны Елены Прекрасной. Мы видим, что Волк от усталости высунул язык, но готов продолжить путь для спасения своего хозяина и его возлюбленной.
Иллюстрация выполнена в пастельных тонах: бежевый, серый, коричневый, жёлтый. Яркими пятнами лишь выделяются красные сапоги царевича да колчан со стрелами. На заднем плане сквозь чащу спешит уж златогривый конь с Еленой Прекрасной. Автор сочувствует волку, позы героев передают напряженность момента – ведь за ними возможна погоня.
Похожий фрагмент сказки изображён на картине Виктора Михайловича Васнецова «Иван – царевич на Сером Волке», написанной в 1889 году.
В картине Васнецова царевич, бережно обняв Елену Прекрасную, скачет на Сером волке сквозь дремучую чащу расступающегося перед ним сказочного леса.
По позе, по выражению лица Ивана-царевича видно, что он боится погони, настороженно и внимательно смотрит вокруг. Измученная скачкой Елена Прекрасная безвольно опустила руки и доверчиво прижалась к груди защитника.
Серый волк быстро мчится вперёд. Острые волчьи глаза зорко глядят, выбирая дорогу. По раскрытой пасти волка и высунутому языку чувствуется, что он держится из последних сил. В то же время мы ощущаем и могучую силу зверя.
Деревья-великаны могучего леса встают непроходимой стеной. Но перед добрыми героями заповедный лес расступается. Как в сказке, он помогает им. А яблонька становится символом счастья, светлого предзнаменования, предвестием хорошего конца.
На примере иллюстраций И.Я. Билибина и В.М. Васнецова мы видим, как по-разному художники видят события и героев сказки.
Несмотря на то что на картинах изображён сюжет из одного и того же произведения, они очень отличаются: цветами, насыщенностью, тоном, тенями, способом отражения действительности.
Иллюстрация Ивана Билибина более сказочная и яркая. Именно на этой картине можно найти отголоски народных традиций. Картина Виктора Васнецова более реалистичная, не такая сказочная. Тона преобладают темные. Образы прорисованы тщательно и фотографически.
Разбор типового тренировочного задания
Выбор элемента из выпадающего списка.
Вставьте пропущенные слова.
Стал кто-то золотые _______________(яблоки, груши, апельсины) воровать. Царь послал в сад_____________(караулы, наряды, армии). Никто не может уследить___________(молодца, девицу, похитника).
Ответ:
Стал кто-то золотые яблоки воровать. Царь послал в сад караулы. Никто не может уследить похитника.
Разбор типового контрольного задания
Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное.
Расположите пункты плана сказки «Иван-царевич и Серый волк» в правильной последовательности.
1 вариант
Серый волк помогает Ивану-царевичу.
Царь отправляет сыновей на поиски Жар-птицы.
Иван-царевич возвращается домой с добычей.
Сыновья царя Берендея караулят волшебную яблоню.
Иван-царевич встречает Серого волка.
2 вариант
Воскрешение Ивана и смерть его братьев.
Испытания Ивана–царевича.
Счастливое возвращение домой.
Похищение золотых яблок.
План волка и смерть Ивана–царевича.
Ответ
1 вариант
- Сыновья царя Берендея караулят волшебную яблоню
- Царь отправляет сыновей на поиски Жар-птицы
- Иван-царевич встречает Серого волка
- Серый волк помогает Ивану-царевичу
- Иван-царевич возвращается домой с добычей
2 вариант
- Похищение золотых яблок
- Испытания Ивана-царевича
- План волка и смерть Ивана-царевича
- Воскрешение Ивана и смерть его братьев
- Счастливое возвращение домой.
Цели.
• Стимулировать интерес:
— к содержанию и героям волшебной сказки;
— к определению признаков и особенностей
волшебной сказке;
• Актуализировать знания:
— о понятии: “волшебные помощники”, “волшебные
предметы”, “троекратные повторы”.
• Актуализировать умение:
— работать с текстом сказки.
• Научить:
— раскрывать значение слова “признак”,
“особенности”, и использовать их в активном
словаре;
— соотносить содержание пословицы и основную
мысль сказки;
— определять признаки и особенности волшебной
сказки и обосновывать своё мнение;
— проводить сравнение сказок с учётом признаков
и особенностей волшебной сказки и оформлять
результаты в таблице;
— адекватно взаимодействовать с партнером в
рамках учебного диалога;
— выполнять взаимопроверку и взаимооценку при
выполнении учебного задания.
Планируемые результаты.
Умение:
• проявлять интерес к содержанию и героям
волшебных сказок;
• осознанно использовать в речи понятия
“признаки” и “особенности”;
• определять признаки и особенности волшебной
сказки и обосновывать своё мнение;
• работать с содержанием волшебных сказок;
• проводить сравнение сказок с учётом
признаков и особенностей волшебной сказки и
оформлять результаты в таблице;
• адекватно взаимодействовать с партнером в
рамках учебного диалога;
• выполнять взаимопроверку, взаимооценку при
выполнении учебного задания.
Оборудование: компьютер, интерактивная
доска.
Информационный материал: учебник УМК
“Перспектива” “Литературное чтение”, часть 1,
с. 50–73; папка-уголок со справочным материалом для
учащихся (путевой лист, толковый словарик,
алгоритм).
Демонстрационный материал: презентация.
Интерактивный материал: конверты с
заданиями, сигнальные карточки.
Структура урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний и умений в рамках
проверки домашнего задания.
3. Исследование сказок “Летучий корабль” и
“Иван-царевич и серый волк” и оформление
результатов в таблицу.
4. Взаимопроверка и взаимооценка.
5. Итоги урока. Рефлексия.
6. Организованный конец урока.
Ход урока
1. Организационный момент, вступительное слово
учителя.
— Добрый день! Глазами проверили готовность
рабочего места: учебник, пенал, уголок с Путевым
листом и другими справочными материалами,
сигнальные карточки. Рада видеть ваши улыбки, и
внимательные глаза… Желаю всем дружной и
плодотворной работы. В добрый путь!
2. Актуализация знаний и умений в рамках
проверки домашнего задания.
2.1. — Определите сказку, в которой
главный герой добыл отцу Жар-птицу.
— Определите сказку, в которой главный
герой выполнил наказ мудрого старичка и смог
приобрести сразу несколько волшебных
помощников,
— В какой народной сказке главный герой
поделился единственной краюшкой хлеба с
незнакомым старичком.
(“Иван-царевич и серый волк”, “Летучий
корабль”) Презентация — 1 слайд*
— По этим двум сказкам мы сегодня на
уроке и будем путешествовать…
И чтобы не сбиться с пути, нам
необходимо использовать все знания и умения,
которые вы освоили на предыдущих уроках
литературного чтения.
2.2. — И, конечно, неугомонный “Петя Повторялкин”
2 слайд со своими вопросами тут как тут:
3 слайд
- Назовите значение слова “признак”.
- Перечислите признаки волшебной сказки.
4 слайд
- Назовите значение “особенности”.
- Назовите особенности волшебной сказки, с
которыми мы познакомились.
2.3. — Обсудите в парах с последующей
взаимопроверкой сигнальными карточками: 5
слайд
- Верно ли, что понятия “признак” и
“особенность” обозначают одно и то же?
Обоснуйте своё мнение.
6 слайд
- Можно ли считать, что особенности одной
волшебной сказки обязательно повторятся в других
волшебных сказках? Обоснуйте своё мнение.
3. Исследование сказок “Летучий корабль” и
“Иван-царевич и серый волк” и оформление
результатов в таблицу.
— Сегодня мы с вами проведем небольшое
исследование, сравнивая прочитанные две
волшебные сказки по определенному плану. 7
слайд
3.1. Учащиеся получают на группу комплекты
незаполненных таблиц, на работу отводится 10–12
минут, курсивом дан возможный правильный вариант
ответа.
Параметры сравнения | “Летучий корабль” | “Иван Царевич и серый волк” |
Признаки волшебной сказки |
||
Волшебные превращения | Хворост в войско, солома в … охлаждает, морозит Оживление… |
Волк в коня и Е.П. |
Волшебные помощники | Мудрый старичок, Слухало, Стреляло, Скороход, Объедало, Опивало, |
Серый волк |
Волшебные предметы | Хворост, солома, летучий корабль. Живая и мёртвая вода. |
Живая и мертвая вода. |
Особенности волшебной сказки |
||
Главный герой | Младший (третий) сын, дурень. Простой мужик. |
Третий младший сын царский. |
Повторы событий (троекратные) |
Полёт и встречи с волшебными помощниками. Задачи 3 (5) царя. |
Три ночи караулили сыновья.
Три Три испытания…
Трубы затрубили три раза… |
Испытания |
Быть вежливым и уважительным к старым людям, быть не жадным. Выполнить наказ мудрого старичка (Брать всех с собой на корабль). Задания |
Не проспать, выполнить волю, просьбу отца. Выполнить наказ волка. |
Поединок | Есть | Нет |
Награда | Много друзей. Царская дочь и царство. |
Жар-птица, конь златогривый, жена Елена Прекрасная. |
- Разминка (динамическая пауза) “Ёжик”:
Раз, два, три, четыре, пять –
Вышли звери погулять.
— Ежик! Ежик! Выходи!..
В небе радуга гляди.
Что?.. Не хочешь выходить?
Все равно тебе водить!
3.2. Социализация.
Группы по очереди представляют классу
результат своей работы, с помощью сигнальных
цветовых карточек “ДА”, “НЕТ” одноклассники
осуществляют взаимопроверку. Если необходимо,
учащиеся вносят коррективы…
4. Взаимопроверка и взаимооценка.
Группы обмениваются работами
(заполненными таблицами), проверяют и оценивают
одноклассников с учетом внесенных исправлений.
Взаимооценка выполняется с помощью приема
“Светофор”: красный цвет – ошибка, желтый –
неточности, зеленый – правильный ответ.
5. Итоги урока. Рефлексия.
5.1. Блиц-опрос кота учёного! 8 слайд
— Каждая группа должна быстро по итогам работы в
таблице сравнения двух сказок назвать:
А) Какие признаки волшебной сказки
работают в сказке “Иван-царевич…”
Б) Какие особенности вы увидели в сказке
“ Иван-царевич…” (Несколько троекратных
повторов; беда – покража…; главный герой царский
сын, нет поединка Г. с противником).
В) Какие признаки волшебной сказке работают
в сказке “Летучий корабль”.
Г) Какие особенности увидели в этой сказке: есть
поединок, нет беды – герои пытают счастья,
повторов событий много, но они не троекратные,
кроме одного.
5.2. Работа с фразой конструкт.
— Возьмите карточку с фразой конструкт и
выполните задание в группе, при необходимости
можно использовать материалы “Путевого листа”**
и таблицы сравнения.
Напишите фразу-конструкт:
— Сказка “Иван-царевич и серый волк” волшебная
потому, что
имеет признаки волшебной сказки: ………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………….
имеет особенности волшебной сказки: …………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………….
— Сказка “Летучий корабль” волшебная потому,
что
имеет признаки волшебной сказки: ………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………….
имеет особенности волшебной сказки: ………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………………………………………….
5.3. Самооценка.
— Наш урок приближается к концу… Возьмите ленты
достижений** и выполните самооценку.
Сдайте, пожалуйста, свои работы…
6. Организованный конец урока.
— Спасибо за работу. 9 слайд
— Маленький сюрприз в подарок – пусть сегодня
целый день вам сопутствует удача. 10 слайд
— Урок закончен. До свидания.
Приложение 1 – презентация к
уроку.
Приложение 2 – информационные и
дидактические материалы к уроку.
-
особенности волшебной сказки Иван -царевич и серый волк
-
Предмет:
Литература
-
Автор:
julianduffy528
-
Создано:
3 года назад
Ответы
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Математика35 секунд назад
Помогите пожалуйста с домашкой по математике
-
Математика43 секунд назад
Математика 5 класс очень легко приведите дроби к общему знаменателю
-
Физика56 секунд назад
Чему равна сила тока постоянного тока?
-
Математика3 минуты назад
Боты идите учите окр
-
Математика5 минут назад
Помогите решить математика
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Вы не можете общаться в чате, вы забанены.
Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно
Вопросы без ответа
-
Математика3 минуты назад
Боты идите учите окр
-
Алгебра17 минут назад
При каком значении a система имеет бесконечно много решений?
{x+y-2z=7
{x+ay+4z=3
{2x+y+az=12a^2
Топ пользователей
-
Fedoseewa27
20448
-
Sofka
7417
-
vov4ik329
5115
-
DobriyChelovek
4631
-
olpopovich
3446
-
dobriykaban
2374
-
zlatikaziatik
2275
-
Udachnick
1867
-
Zowe
1683
-
NikitaAVGN
1210
Войти через Google
или
Запомнить меня
Забыли пароль?
У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться
Выберите язык и регион
Русский
Россия
English
United States
How much to ban the user?
1 hour
1 day
5
Конспект пробного урока
по литературе
В 3 «А» классе студента 145 группы 4 курса
ГПОАУ СПО АПК
Урок будет дан «__» _______ 20___года
На уроке ___ ___ смены
Начало урока в _____ часов _____ минут
Учитель класса
( Ф.И.О. учителя полностью)
Методист
( Ф.И.О. методиста полностью)
С конспектом ознакомлен «___» ___________ 20___года
К уроку допущен: «____» _______________20___года
________________
Тема урока: Волшебная сказка «Иван Царевич и серый волк».
Цель урока: Познакомить учащихся со сказкой «Иван царевич и серый волк», закрепить особенности волшебной сказки на её примере.
Задачи
— Развивать навык чтения (осознанность, беглость, правильность);
— Закрепить понятия об особенностях волшебной сказки;
—
Оборудование:
— учебник литературного чтения «Перспектива» 3 класс 1 часть.
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный момент |
Здравствуйте, дети. Меня зовут Константин Романович, и сегодня я у вас проведу урок литературы. На уроке понадобится учебник литературы. |
Проверка готовности к уроку |
Актуализация знаний |
Садятся те дети, которые могут сказать, какие виды сказок существуют. Какого вида сказку читали на прошлом уроке. (бытовая, сказка о животных, волшебная, читали «Лягушка-путешественница», данная сказка относится к сказке о животных) Скажите в чём особенность сказок о животных. (главными героями данной сказки являются животные) На прошлом уроке мы читали сказку о животных, сегодня мы переходим к следующей сказке и следующему виду сказок, название сказки «Иван царевич и серый волк», как думаете, уже из названия какого вида будет эта сказка? Почему? Начнём читать сказку и проверим наши предположения. |
Отвечает на вопросы |
Чтение первой части |
Учитель читает название сказки, и вид сказки (русская сказка) Что значит, что она русская? (то, что она народная, не имеет определённого автора). Я начну читать первый абзац, далее продолжите вы. |
Читает |
Лексическая работа с первой частью |
Великолепный – очень красивый, от слова «велик» дословно — великий сад. Похитники – похитители, вор. Караулы – тот, кто сторожит, охраняет. Утешают – успокаивают. Припал – упал, лёг. Глаз не смыкал – не спал, был бодрым. Стеречь – охранять. Задолит – окутает, закружит, одолеет |
Объясняет значения слов с помощью словаря, собственного опыта |
Проверка понимания первой части |
Расскажите, о чём прочитали в самом начале? Какие персонажи нам уже известны? Почему царь затосковал? Почему сыновья начали утешать отца? (им было больно смотреть на то, как горюет их отец, ассоциация: если ваши родители в плохом настроении, хочется ли вам их утешить?) Что предложили сыновья? Как караулил первый сын? Ответственно ли подошёл к своей задачи первый сын? А второй? Пошёл стеречь третий сын, читаю: «Как его сон задолит, он росой с травы умоется, сон и прочь с глаз.» Ответсвенно ли подошли к заданию 1 и 2 сыны? Можно ли сказать, что третий сын Иван, в отличие от других сыновей, подошёл к заданию ответственно? Почему? Как бы мы могли озаглавить эту чатсь? |
Отвечает на вопросы |
Чтение второй части |
Чтение детьми второй части. |
Читает |
Лексическая работа со второй частью |
Разоряет – разрушает, опустошает. Мест познавали – то есть, посмотрели бы на места новые. |
Знающие учащиеся рассказывают значения слов, которые не понятны другим детям |
Проверка понимания второй части |
Что увидел Иван в саду? Почему написано – «половина ночи прошла, ему и чудится…»? Как обращаются сыновья к своему отцу (как относятся)? Найдите в тексте подтверждение своим словам. Что значит «царь взял это перо и с той поры стал пить и есть, и печали не знал»? (он успокоился, на душе стало легче) Почему в один момент царь решил поручить своим сыновьям найти Жар-птицу? Как бы мы могли озаглавить эту часть? |
Отвечает на вопросы |
Чтение третьей части |
Чтение детьми третьей части |
Читает |
Лексическая работа с третьей частью |
Спутал коня – привязал Кости обглоданные – кости начисто обчищены, на них нет мяса Пригорюнился – начал горевать, печалиться Пеший – пешком Смерточки – устал очень сильно Голову повесил – печалится Служить верой-правдой – служить предано, честно |
Знающие учащиеся рассказывают значения слов, которые не понятны другим детям |
Проверка понимания третьей части |
Куда поехали братья? Что случилось в дороге у Ивана? (У Ивана съели коня, он встретил волка) Что значит «в три года не доехать…»? Теперь скажите к какому виду относится эта сказка и почему? Как бы мы могли озаглавить эту часть? |
Отвечает на вопросы |
Чтение четвертой части |
Чтение четвёртой части детьми |
|
Лексическая работа с четвёртой частью |
Пазуху – за оборотом куртки Наказывал – говорил делать или не делать Срам – стыд, позор Пущу нехорошую славу – распространять слух, сплетни (как правило негативные) |
Знающие учащиеся рассказывают значения слов, которые не понятны другим детям |
Проверка понимания четвёртой части |
Что происходило после того, как Иван встретил волка? Что говорил ему волк? Почему он так говорил? Можно ли сказать, что волк нечестный? Докажи Что сделал Иван, когда проник в замок? Что значит «сердце его загорелось»? Что случилось, когда Иван дотронулся к клетке? Что случилось дальше? Что значит «взялся за дюж, не говори, что не дюж»? Иван собирается проникнуть в следующую крепость, чтобы забрать для царя Афрона коня златогривого, но волк ему сказал «не трогай уздечку», как думаете послушает ли Иван волка, и поступит ли, как он велит? Как бы мы могли озаглавить эту часть? |
Отвечает на вопросы |
Вывод |
С какой сказкой познакомились на уроке? К какому виду относится эта сказка? Почему? |
Делает вывод |
Рефлексия |
Что было трудно на уроке? Что было легко? Оцените свою деятельность на уроке. |
Проводит рефлексию собственной деятельности |
Конспект урока
Тема. Произведения фольклора. Волшебная сказка.
Русская народная сказка « Иван Царевич и Серый волк»
Цель урока: совершенствовать навыки выразительного чтения; формировать умение анализировать текст; называть признаки волшебной сказки; прививать интерес к чтению; расширять читательский кругозор.
Тип урока: комбинированный.
Универсальные учебные действия:
Познавательные: овладевают навыками чтения самостоятельно, выделяют и формулируют цель.
Регулятивные: проявляют способность контролировать свои действия.
Коммуникативные: владеют способами совместной работы в группе; высказывают своё мнение, прислушиваются к мнению других.
Ход урока
Организационный момент. Проверить подготовку к уроку.
Речевая разминка.
Кашу кушай, а сказку слушай: умом – разумом смекай, да на ум смотай.
Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
Прочитайте запись жужжащим способом. Что это?
Назовите части речи в поговорках.
Ребята, что такое поговорка? (фольклор)
Проверка домашнего задания.
Дети представляют малые жанры фольклора. ( индивидуальная работа)
Постановка учебной задачи. Мы повторили малые жанры фольклора. О каких жанрах мы не вспомнили? Читаем тему урока. О чём пойдёт речь на уроке? А что вам знакомо из названия темы?
Актуализация знаний. Что такое сказка?
(Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил) А какие сказки бывают по жанру? (бытовая, волшебная, про животных)
Кто автор сказки « Иван-царевич и Серый волк»? А какие ещё бывают сказки? (авторские)
Постановка цели. Что вы хотите узнать? Предположите, о чём пойдёт речь в сказке?
Почему она волшебная? Дети называют признаки сказки.
Признаки волшебной сказки:
1.Зачин.
2.Волшебные предметы.
3.Сказочные слова и выражения.
4.Троекратный повтор.
5.Борьба добра и зла.
6.Победа добра.
7.Концовка.
Физминутка.
Работа по теме. Работа с учебником с. 5
На сколько частей разделена сказка?(4)
Работа в группах. Вспомним правила работы в группе. Приём «Зигзаг».
Самостоятельное чтение произведения.
Разноуровневые задания для каждой группы (Приложение).
Группы по очереди представляют классу результат своей работы.
(Краткий пересказ свой части с опорой на задание. Определяют наличие признаков волшебной сказки.)
1. зачин ( Жил- был…)
2.волшебный предмет (из золота яблоки, клетка, уздечка)
3.сказочные слова ( ..долго ли , коротко…; ..что сидишь, пригорюнился.., ..куда путь держишь..)
4.Наличие числа 3 (3 испытания, 3 сына)
5.Наличие борьбы добра со злом.
6.Добро победило.
7.Концовка ( Стали они жить-поживать…)
Рефлексия.
Ребята, оправдалось ли ваше предположение с содержанием сказки?
Чему научила вас эта сказка?
Какие пословицы относится к данной сказке? (все)
Доброе слово и камень точит.
Плохо тому, кто добра не делает никому.
Кого бы вы хотели поблагодарить в конце урока и за что?
Домашнее задание: учебник с.18, вопрос №8 , по выбору: краткий или подробный пересказ.
Приложение
1 группа
Есть в сказке зачин?
1.Как звали царя?
А) Борис Б) Берендей В) Иван Петрович
2. У царя было:
А) 3 сына Б) 1 сын и 1 дочь В) 5 сыновей
3. Царь имел:
А) огород с картофелем Б) сад с золотыми яблоками В) поле пшеницы
4. Кто поймал за хвост Жар-птицу?
А) старший брат Б) средний брат В) младший брат
5.Почему опечалился царь:
А) хотел смартфон Б) хотел поймать Жар-птицу В) хотел учиться в нашей школе
2 группа
1.Братья отправились:
А) вместе в одну сторону Б) в разные стороны В) с места не сдвинулись
2. Кто съел коня младшего брата:
А) волк Б) моль В) старшие братья
3. У кого хранилась золотая клетка с Жар-птицей:
А) у директора школы Б) у царя Афрона В) у Людмилы Степановны
4.Что нельзя было трогать?
А) клетку Б) шапку В) конфеты
5.Кого нужно привести Ивану царю Афрону:
А) стадо коров Б) коня златогривого В) своего друга
3 группа
1.Как зовут царя, у которого был конь златогривый:
А) Кусман Б) Костя В) Николай
2. На что позарился Иван:
А) компьютер Б) уздечку В) яблоко
3. Как звали дочь царя Далмата:
А) Елена Далматовна Б) Ленка В) Елена Прекрасная
4.Кто выкрал дочь царя?
А) волк Б) Иван В) медведь
5.На чём добирались герои сказки до царя Кусмана, чтобы отдать Елену Прекрасную:
А) на такси Б)на школьном автобусе В) на волке
Найдите в тексте пословицу и объясни её смысл.
4 группа
1.Как отблагодарил Иван Серого волка:
А) три раза поклонился до земли и с уважением Б) стол накрыл В) подарил наклейку
2. Как встретились братья:
А) радостно Б) убили брата и всё украли В) они прошли мимо друг друга
3. Чем спас Волк Ивана:
А) газировкой Б) вызвал МЧС В) живой и мёртвой водой
4.Как было наказало зло?
А) волк растерзал виновных Б) в тюрьму посадили В) поколотили
5.Иван вернулся домой :
А) с конём, Жар-птицей и невестой Б) с покупками В) с волком
Какова концовка у сказки?