Доказать что сказка иван царевич и серый волк волшебная

Литературное чтение, 3 класс

Урок 5. Сказка «Иван-царевич и Серый Волк»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк»
  2. Иллюстрации И.Я. Билибина и В.М. Васнецова к сказке.

Тезаурус

Устное народное творчество — это словесное творчество народа, передаваемое (из уст в уста) из поколения в поколение.

Волшебная сказка – это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные персонажи.

Зачин – это начало сказки, которое знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет в нужное время и место описываемых событий.

Концовка – заключительная часть сказки.

Волшебный предмет — это наделенный сверхъестественной силой предмет, который помогает герою или злодею победить.

Волшебный помощник – это сказочный персонаж, призванный помогать герою преодолевать трудности, проходить испытания.

Троекратный повтор — один из отличительных признаков волшебной сказки, когда похожие события происходят три раза; кроме того в сказке бывает три героя.

Художник-иллюстратор —  это художник, который создаёт образ по написанному тексту или истории;

Иллюстрация – это изображение, которое помогает лучше понять содержание и смысл произведения.

Лубо́к (лубочная картинка) — вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества.

Ключевые слова

Устное народное творчество; русские народные сказки; волшебные сказки; зачин; концовка; волшебный предмет; троекратный повтор; победа добра над злом; иллюстрации к сказкам; авторское отношение к событиям и героям сказки.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. 1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2016., — 223с.:ил. С.28-38
  2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. С. 22-24
  3. Литературное чтение: аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др. [Электронный ресурс]. — М. : Просвещение, 2013. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) — Загл. с экрана.
  4. Музыкальная фантазия. Виктор Васнецов. Сказка о сказочнике [Электронный ресурс]. — 2018. — Режим доступа : http://music-fantasy.ru/materials/viktor-vasnecov-skazka-o-skazochnike, свободный. — Загл. с экрана.

На уроке мы узнаем  об особенностях волшебной сказки; о художниках-иллюстраторах русских народных сказок;

Научимся  характеризовать героев сказки; соотносить иллюстрацию и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план;

Сможем  рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.

Основное содержание урока.

  1. Перед нами замечательная русская народная волшебная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Почему волшебная? Давайте прочитаем её и найдем признаки волшебной сказки.

Волшебная сказка   всегда начинается с зачина.  Из зачина сказки об Иване–царевиче мы узнаем, что Иван-царевич был младшим из трёх сыновей царя Берендея. И у этого царя было сокровище – яблоня с золотыми яблоками.

Действие сказки начинается с того, что кто-то похищает золотые яблоки из сада царя.

Трое братьев по очереди стерегут сад, а потом отправляются на поиски похитителя яблок – Жар-птицы. Так начинаются волшебные испытания, которые необходимо пройти главному  герою.  Это – признак волшебной сказки.

 Троекратный повтор  — важный признак волшебной сказки. В нашей сказке этот приём встречается довольно часто: три сына у царя Берендея, три ночи караулят сыновья волшебную яблоню, три испытания проходит главный герой – Иван-царевич, три награды получает он в конце пути. Серый волк трижды меняет свой облик.

В волшебных сказках всегда действуют положительные и отрицательные герои. В нашей сказке положительный герой, конечно, Иван-царевич, ответственный, решительный, уважающий волю отца,  готовый признавать свои ошибки. Отрицательные герои – его  старшие братья, ленивые и завистливые обманщики, убили брата ради его добычи.

В сказке «Иван-царевич и Серый Волк» происходят волшебные события.

Серый волк превращается  то в коня златогривого, то в Елену Прекрасную.

Убитого братьями Ивана–царевича волк оживляет при помощи живой и мёртвой воды.

Большую роль в волшебных сказках часто играют волшебные помощники. Таким помощником для Ивана–царевича стал Серый волк, который  съел его коня. Узнав, зачем Иван-царевич отправился в путь, Серый волк пожалел его и стал помогать во всех испытаниях.

В волшебных сказках часто говорится о необыкновенных волшебных предметах. В нашей сказке это яблоня с золотыми яблоками,  Жар-птица, златогривый конь, живая и мёртвая вода.

Последовательность событий в сказке такова.

  — Жар-птица ворует яблоки из сада Берендея;

— Сыновья отправляются в путь на поиски Жар–птицы;

 — Коня Ивана съедает Волк,  который становится помощником Ивана;

 — Иван не смог украсть Жар-птицу, его послали за конём;

 — Иван не мог украсть коня, его послали за Еленой Прекрасной;

 — Волк помогает добыть Елену Прекрасную;

 — Волк помогает Ивану-царевичу оставить у себя всю добычу;

 — Братья убивают Ивана, Волк его оживляет и наказывает братьев.

 — Иван возвращается к отцу с невестой Еленой Прекрасной, златогривым конём и Жар-птицей.

В сказке  «Иван-царевич и Серый Волк» встречаются устаревшие слова и выражения, которые переносят нас в стародавние времена. Чтобы узнать их значение необходимо обратиться к словарю.

Мы видим и слова, характерные для русских народных сказок.  Например: жил–был; синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает; глаз не смыкал; пустился наутёк; долго ли коротко ли; служить верой и правдой; по белу свету  и другие. 

Концовка сказки ставит точку во всех происходящих событиях. Иван-царевич возвращается к отцу, выполнив его волю. Царь получает Жар-птицу, а Иван-царевич Елену Прекрасную в жёны: «… и стали они жить-поживать и горя не знать».

Сказка «Иван-царевич и Серый Волк» учит уважать волю родителей.  Учит, что добро всегда возвращается добром, а зло возвращается злом. Учит не быть жадным и слушаться мудрых советов. Учит не доверять внешнему виду, учит быть всегда осторожным и не верить завистникам. Учит не быть ленивым. Учит, что  иногда необходимо уметь проявить хитрость, чтоб достичь цели.

Лучше понять смысл сказки помогают пословицы.  Например:

Долг платежом красен.

Без друга сирота, а с другом семьянин.

Дорога помощь вовремя.

Главная мысль сказки: благодаря мудрому другу можно добиться даже самой трудной цели.

Подведём итоги.

«Иван-царевич и Серый Волк» — волшебная сказка, поскольку  в ней с героями происходят волшебные события и испытания.

Налицо и признаки волшебной сказки:

1) зачин;

2) волшебные предметы;

3 волшебный помощник;

3) сказочные слова и выражения;

4) троекратный повтор;

5) борьба добра и зла;

6) добро побеждает зло;

7) концовка.

  1. Волшебные сказки всегда привлекали художников–иллюстраторов своей яркостью и фантастичностью. Одним из наиболее известных иллюстраторов сказок является Иван Яковлевич Билибин. В 1899 году вышла книжка «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке» с иллюстрациями И.Билибина.

Приступая к работе над иллюстрациями, художник поставил перед собой задачу, описать всё, как в сказке. Он тщательно изучал лубочное искусство, народную одежду, поэтому   рисунок  похож на лубочную картинку.

Давайте вглядимся в картину. Здесь изображён эпизод, когда главный герой садится на Волка, вернувшегося от царя Афона, где верный слуга Ивана-царевича был в образе королевны Елены Прекрасной. Мы видим, что Волк от усталости высунул язык, но готов продолжить путь для спасения своего хозяина и его возлюбленной.

Иллюстрация выполнена в пастельных тонах: бежевый, серый, коричневый, жёлтый. Яркими пятнами лишь выделяются красные сапоги царевича да колчан со стрелами. На заднем плане сквозь чащу спешит уж златогривый конь с Еленой Прекрасной.   Автор сочувствует волку, позы героев передают напряженность момента – ведь за ними возможна погоня.

Похожий фрагмент сказки изображён на картине Виктора Михайловича Васнецова «Иван – царевич на Сером Волке», написанной в 1889 году.

В картине Васнецова царевич, бережно обняв Елену Прекрасную, скачет на Сером волке сквозь дремучую чащу расступающегося перед ним сказочного леса.

  По позе, по выражению лица Ивана-царевича видно, что он боится погони, настороженно и внимательно смотрит вокруг.        Измученная скачкой Елена Прекрасная   безвольно опустила руки и доверчиво прижалась к груди защитника.

Серый волк быстро мчится вперёд.   Острые волчьи глаза зорко глядят, выбирая дорогу. По раскрытой пасти волка и высунутому языку чувствуется, что он держится из последних сил. В то же время мы ощущаем и могучую силу зверя.

Деревья-великаны могучего леса встают непроходимой стеной. Но перед добрыми героями заповедный лес расступается. Как в сказке, он помогает им. А яблонька становится символом счастья, светлого предзнаменования, предвестием хорошего конца. 

На примере иллюстраций И.Я. Билибина и В.М. Васнецова мы видим, как по-разному художники видят события и героев сказки.

 Несмотря на то что на картинах изображён сюжет из одного и того же произведения, они очень отличаются: цветами, насыщенностью, тоном, тенями, способом отражения действительности.

 Иллюстрация Ивана Билибина  более  сказочная и яркая.  Именно на этой картине можно найти отголоски народных традиций. Картина Виктора Васнецова   более реалистичная, не такая сказочная. Тона преобладают темные. Образы прорисованы тщательно и фотографически.

Разбор типового тренировочного задания

 Выбор элемента из выпадающего списка.

Вставьте пропущенные слова.

Стал кто-то золотые _______________(яблоки, груши, апельсины) воровать. Царь послал в сад_____________(караулы, наряды, армии). Никто не может уследить___________(молодца, девицу, похитника).

Ответ:

Стал кто-то золотые яблоки воровать. Царь послал в сад караулы. Никто не может уследить похитника.

Разбор типового контрольного задания

Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное.

Расположите пункты плана сказки «Иван-царевич и Серый волк» в правильной последовательности.

1 вариант

Серый волк помогает Ивану-царевичу.

Царь отправляет сыновей на поиски Жар-птицы.

Иван-царевич возвращается домой с добычей.

Сыновья царя Берендея караулят волшебную яблоню.

Иван-царевич  встречает Серого волка.

2 вариант

Воскрешение Ивана и смерть его братьев.

Испытания Ивана–царевича.

Счастливое возвращение домой.

Похищение золотых яблок.

План волка и смерть Ивана–царевича.

Ответ

1 вариант

  1. Сыновья царя Берендея караулят волшебную яблоню
  2. Царь отправляет сыновей на поиски Жар-птицы
  3. Иван-царевич встречает Серого волка
  4. Серый волк помогает Ивану-царевичу
  5. Иван-царевич возвращается домой с добычей

2 вариант

  1. Похищение золотых яблок
  2. Испытания Ивана-царевича
  3. План волка и смерть Ивана-царевича
  4. Воскрешение Ивана и смерть его братьев
  5. Счастливое возвращение домой.

Цели.

• Стимулировать интерес:

— к содержанию и героям волшебной сказки;

— к определению признаков и особенностей
волшебной сказке;

• Актуализировать знания:

— о понятии: “волшебные помощники”, “волшебные
предметы”, “троекратные повторы”.

• Актуализировать умение:

— работать с текстом сказки.

• Научить:

— раскрывать значение слова “признак”,
“особенности”, и использовать их в активном
словаре;

— соотносить содержание пословицы и основную
мысль сказки;

— определять признаки и особенности волшебной
сказки и обосновывать своё мнение;

— проводить сравнение сказок с учётом признаков
и особенностей волшебной сказки и оформлять
результаты в таблице;

— адекватно взаимодействовать с партнером в
рамках учебного диалога;

— выполнять взаимопроверку и взаимооценку при
выполнении учебного задания.

Планируемые результаты.

Умение:

• проявлять интерес к содержанию и героям
волшебных сказок;

• осознанно использовать в речи понятия
“признаки” и “особенности”;

• определять признаки и особенности волшебной
сказки и обосновывать своё мнение;

• работать с содержанием волшебных сказок;

• проводить сравнение сказок с учётом
признаков и особенностей волшебной сказки и
оформлять результаты в таблице;

• адекватно взаимодействовать с партнером в
рамках учебного диалога;

• выполнять взаимопроверку, взаимооценку при
выполнении учебного задания.

Оборудование: компьютер, интерактивная
доска.

Информационный материал: учебник УМК
“Перспектива” “Литературное чтение”, часть 1,
с. 50–73; папка-уголок со справочным материалом для
учащихся (путевой лист, толковый словарик,
алгоритм).

Демонстрационный материал: презентация.

Интерактивный материал: конверты с
заданиями, сигнальные карточки.

Структура урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний и умений в рамках
проверки домашнего задания.

3. Исследование сказок “Летучий корабль” и
“Иван-царевич и серый волк” и оформление
результатов в таблицу.

4. Взаимопроверка и взаимооценка.

5. Итоги урока. Рефлексия.

6. Организованный конец урока.

Ход урока

1. Организационный момент, вступительное слово
учителя.

— Добрый день! Глазами проверили готовность
рабочего места: учебник, пенал, уголок с Путевым
листом и другими справочными материалами,
сигнальные карточки. Рада видеть ваши улыбки, и
внимательные глаза… Желаю всем дружной и
плодотворной работы. В добрый путь!

2. Актуализация знаний и умений в рамках
проверки домашнего задания.

2.1. — Определите сказку, в которой
главный герой добыл отцу Жар-птицу.

— Определите сказку, в которой главный
герой выполнил наказ мудрого старичка и смог
приобрести сразу несколько волшебных
помощников,

— В какой народной сказке главный герой
поделился единственной краюшкой хлеба с
незнакомым старичком.

(“Иван-царевич и серый волк”, “Летучий
корабль”)
Презентация — 1 слайд*

— По этим двум сказкам мы сегодня на
уроке и будем путешествовать…

И чтобы не сбиться с пути, нам
необходимо использовать все знания и умения,
которые вы освоили на предыдущих уроках
литературного чтения.

2.2. — И, конечно, неугомонный “Петя Повторялкин”
2 слайд со своими вопросами тут как тут:

3 слайд


  • Назовите значение слова “признак”.
  • Перечислите признаки волшебной сказки.

4 слайд


  • Назовите значение “особенности”.
  • Назовите особенности волшебной сказки, с
    которыми мы познакомились.

2.3. — Обсудите в парах с последующей
взаимопроверкой сигнальными карточками: 5
слайд


  • Верно ли, что понятия “признак” и
    “особенность” обозначают одно и то же?
    Обоснуйте своё мнение.

6 слайд


  • Можно ли считать, что особенности одной
    волшебной сказки обязательно повторятся в других
    волшебных сказках? Обоснуйте своё мнение.

3. Исследование сказок “Летучий корабль” и
“Иван-царевич и серый волк” и оформление
результатов в таблицу.

— Сегодня мы с вами проведем небольшое
исследование, сравнивая прочитанные две
волшебные сказки по определенному плану. 7
слайд

3.1. Учащиеся получают на группу комплекты
незаполненных таблиц, на работу отводится 10–12
минут, курсивом дан возможный правильный вариант
ответа.

Параметры сравнения “Летучий корабль” “Иван Царевич и серый волк”
Признаки волшебной
сказки
Волшебные превращения Хворост в войско, солома
в … охлаждает, морозит

Оживление…

Волк в коня и Е.П.
Волшебные помощники Мудрый старичок,
Слухало, Стреляло, Скороход,

Объедало, Опивало,
Холодило, старичок с хворостом (Воевода)

Серый волк
Волшебные предметы Хворост, солома, летучий
корабль.

Живая и мёртвая вода.

Живая и мертвая вода.
Особенности волшебной
сказки
Главный герой Младший (третий) сын, дурень.
Простой мужик.
Третий младший сын царский.
Повторы событий
(троекратные)
Полёт и встречи с волшебными
помощниками.

Задачи 3 (5) царя.

Три ночи караулили сыновья.

Три
раза поклонился…

Три испытания…

Трубы затрубили три раза…

Испытания

Быть вежливым и уважительным к
старым людям, быть не жадным. Выполнить наказ
мудрого старичка (Брать всех с собой на корабль).

Задания
царя выполнить.

Не проспать, выполнить волю,
просьбу отца.

Выполнить наказ волка.

Поединок Есть Нет
Награда Много друзей. Царская дочь и
царство.
Жар-птица, конь златогривый,
жена Елена Прекрасная.


  • Разминка (динамическая пауза) “Ёжик”:

Раз, два, три, четыре, пять –
Вышли звери погулять.
— Ежик! Ежик! Выходи!..
В небе радуга гляди.
Что?.. Не хочешь выходить?
Все равно тебе водить!

3.2. Социализация.


Группы по очереди представляют классу
результат своей работы, с помощью сигнальных
цветовых карточек “ДА”, “НЕТ” одноклассники
осуществляют взаимопроверку. Если необходимо,
учащиеся вносят коррективы…

4. Взаимопроверка и взаимооценка.

Группы обмениваются работами
(заполненными таблицами), проверяют и оценивают
одноклассников с учетом внесенных исправлений.
Взаимооценка выполняется с помощью приема
“Светофор”: красный цвет – ошибка, желтый –
неточности, зеленый – правильный ответ.

5. Итоги урока. Рефлексия.

5.1. Блиц-опрос кота учёного! 8 слайд

— Каждая группа должна быстро по итогам работы в
таблице сравнения двух сказок назвать:

А) Какие признаки волшебной сказки
работают в сказке “Иван-царевич…”

Б) Какие особенности вы увидели в сказке
“ Иван-царевич…” (Несколько троекратных
повторов; беда – покража…; главный герой царский
сын, нет поединка Г. с противником).

В) Какие признаки волшебной сказке работают
в сказке “Летучий корабль”.

Г) Какие особенности увидели в этой сказке: есть
поединок, нет беды – герои пытают счастья,
повторов событий много, но они не троекратные,
кроме одного.

5.2. Работа с фразой конструкт.

— Возьмите карточку с фразой конструкт и
выполните задание в группе, при необходимости
можно использовать материалы “Путевого листа”**
и таблицы сравнения.

Напишите фразу-конструкт:

— Сказка “Иван-царевич и серый волк” волшебная
потому, что

имеет признаки волшебной сказки: ………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………….

имеет особенности волшебной сказки: …………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………….

— Сказка “Летучий корабль” волшебная потому,
что

имеет признаки волшебной сказки: ………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………….

имеет особенности волшебной сказки: ………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………………………….

5.3. Самооценка.

— Наш урок приближается к концу… Возьмите ленты
достижений
** и выполните самооценку.
Сдайте, пожалуйста, свои работы…

6. Организованный конец урока.

— Спасибо за работу. 9 слайд

— Маленький сюрприз в подарок – пусть сегодня
целый день вам сопутствует удача. 10 слайд

— Урок закончен. До свидания.

Приложение 1 –  презентация к
уроку.

Приложение 2 – информационные и
дидактические материалы к уроку.

logo

  • особенности волшебной сказки Иван -царевич и серый волк

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      julianduffy528

    • Создано:

      3 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • matematika
    Математика

    35 секунд назад

    Помогите пожалуйста с домашкой по математике

  • matematika
    Математика

    43 секунд назад

    Математика 5 класс очень легко приведите дроби к общему знаменателю

  • fizika
    Физика

    56 секунд назад

    Чему равна сила тока постоянного тока?

  • matematika
    Математика

    3 минуты назад

    Боты идите учите окр

  • matematika
    Математика

    5 минут назад

    Помогите решить математика

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • matematika
    Математика

    3 минуты назад

    Боты идите учите окр

  • algebra
    Алгебра

    17 минут назад

    При каком значении a система имеет бесконечно много решений?

    {x+y-2z=7

    {x+ay+4z=3

    {2x+y+az=12a^2

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20448

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    zlatikaziatik

    2275

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

5

Конспект пробного урока

по литературе

В 3 «А» классе студента 145 группы 4 курса

ГПОАУ СПО АПК

Урок будет дан «__» _______ 20___года

На уроке ___ ___ смены

Начало урока в _____ часов _____ минут

Учитель класса

( Ф.И.О. учителя полностью)

Методист

( Ф.И.О. методиста полностью)

С конспектом ознакомлен «___» ___________ 20___года

К уроку допущен: «____» _______________20___года

________________

Тема урока: Волшебная сказка «Иван Царевич и серый волк».

Цель урока: Познакомить учащихся со сказкой «Иван царевич и серый волк», закрепить особенности волшебной сказки на её примере.

Задачи

— Развивать навык чтения (осознанность, беглость, правильность);

— Закрепить понятия об особенностях волшебной сказки;

Оборудование:

— учебник литературного чтения «Перспектива» 3 класс 1 часть.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Здравствуйте, дети. Меня зовут Константин Романович, и сегодня я у вас проведу урок литературы. На уроке понадобится учебник литературы.

Проверка готовности к уроку

Актуализация знаний

Садятся те дети, которые могут сказать, какие виды сказок существуют.

Какого вида сказку читали на прошлом уроке. (бытовая, сказка о животных, волшебная, читали «Лягушка-путешественница», данная сказка относится к сказке о животных)

Скажите в чём особенность сказок о животных. (главными героями данной сказки являются животные)

На прошлом уроке мы читали сказку о животных, сегодня мы переходим к следующей сказке и следующему виду сказок, название сказки «Иван царевич и серый волк», как думаете, уже из названия какого вида будет эта сказка? Почему?

Начнём читать сказку и проверим наши предположения.

Отвечает на вопросы

Чтение первой части

Учитель читает название сказки, и вид сказки (русская сказка) Что значит, что она русская? (то, что она народная, не имеет определённого автора).

Я начну читать первый абзац, далее продолжите вы.

Читает

Лексическая работа с первой частью

Великолепный – очень красивый, от слова «велик» дословно — великий сад.

Похитники – похитители, вор.

Караулы – тот, кто сторожит, охраняет.

Утешают – успокаивают.

Припал – упал, лёг.

Глаз не смыкал – не спал, был бодрым.

Стеречь – охранять.

Задолит – окутает, закружит, одолеет

Объясняет значения слов с помощью словаря, собственного опыта

Проверка понимания первой части

Расскажите, о чём прочитали в самом начале?

Какие персонажи нам уже известны?

Почему царь затосковал?

Почему сыновья начали утешать отца? (им было больно смотреть на то, как горюет их отец, ассоциация: если ваши родители в плохом настроении, хочется ли вам их утешить?)

Что предложили сыновья?

Как караулил первый сын? Ответственно ли подошёл к своей задачи первый сын? А второй?

Пошёл стеречь третий сын, читаю: «Как его сон задолит, он росой с травы умоется, сон и прочь с глаз.»

Ответсвенно ли подошли к заданию 1 и 2 сыны?

Можно ли сказать, что третий сын Иван, в отличие от других сыновей, подошёл к заданию ответственно? Почему?

Как бы мы могли озаглавить эту чатсь?

Отвечает на вопросы

Чтение второй части

Чтение детьми второй части.

Читает

Лексическая работа со второй частью

Разоряет – разрушает, опустошает.

Мест познавали – то есть, посмотрели бы на места новые.

Знающие учащиеся рассказывают значения слов, которые не понятны другим детям

Проверка понимания второй части

Что увидел Иван в саду? Почему написано – «половина ночи прошла, ему и чудится…»?

Как обращаются сыновья к своему отцу (как относятся)? Найдите в тексте подтверждение своим словам.

Что значит «царь взял это перо и с той поры стал пить и есть, и печали не знал»? (он успокоился, на душе стало легче)

Почему в один момент царь решил поручить своим сыновьям найти Жар-птицу?

Как бы мы могли озаглавить эту часть?

Отвечает на вопросы

Чтение третьей части

Чтение детьми третьей части

Читает

Лексическая работа с третьей частью

Спутал коня – привязал

Кости обглоданные – кости начисто обчищены, на них нет мяса

Пригорюнился – начал горевать, печалиться

Пеший – пешком

Смерточки – устал очень сильно

Голову повесил – печалится

Служить верой-правдой – служить предано, честно

Знающие учащиеся рассказывают значения слов, которые не понятны другим детям

Проверка понимания третьей части

Куда поехали братья?

Что случилось в дороге у Ивана?

(У Ивана съели коня, он встретил волка)

Что значит «в три года не доехать…»?

Теперь скажите к какому виду относится эта сказка и почему?

Как бы мы могли озаглавить эту часть?

Отвечает на вопросы

Чтение четвертой части

Чтение четвёртой части детьми

Лексическая работа с четвёртой частью

Пазуху – за оборотом куртки

Наказывал – говорил делать или не делать

Срам – стыд, позор

Пущу нехорошую славу – распространять слух, сплетни (как правило негативные)

Знающие учащиеся рассказывают значения слов, которые не понятны другим детям

Проверка понимания четвёртой части

Что происходило после того, как Иван встретил волка?

Что говорил ему волк? Почему он так говорил? Можно ли сказать, что волк нечестный? Докажи

Что сделал Иван, когда проник в замок?

Что значит «сердце его загорелось»?

Что случилось, когда Иван дотронулся к клетке?

Что случилось дальше?

Что значит «взялся за дюж, не говори, что не дюж»?

Иван собирается проникнуть в следующую крепость, чтобы забрать для царя Афрона коня златогривого, но волк ему сказал «не трогай уздечку», как думаете послушает ли Иван волка, и поступит ли, как он велит?

Как бы мы могли озаглавить эту часть?

Отвечает на вопросы

Вывод

С какой сказкой познакомились на уроке?

К какому виду относится эта сказка? Почему?

Делает вывод

Рефлексия

Что было трудно на уроке?

Что было легко?

Оцените свою деятельность на уроке.

Проводит рефлексию собственной деятельности

Конспект урока
Тема.  Произведения фольклора. Волшебная сказка.

Русская народная сказка « Иван Царевич и Серый волк»

Цель урока: совершенствовать навыки выразительного чтения; формировать умение анализировать  текст; называть признаки волшебной сказки; прививать интерес к чтению; расширять читательский кругозор.

Тип урока: комбинированный.

Универсальные  учебные действия:

Познавательные: овладевают навыками чтения самостоятельно, выделяют  и формулируют цель.

Регулятивные: проявляют способность контролировать свои действия.

Коммуникативные: владеют способами  совместной работы в группе; высказывают своё мнение, прислушиваются к мнению других.

Ход урока

Организационный момент.  Проверить подготовку  к уроку.

Речевая разминка.

Кашу кушай, а сказку слушай: умом – разумом смекай, да на ум смотай.

Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

Прочитайте запись жужжащим способом. Что это?

Назовите части речи в поговорках.

Ребята, что такое поговорка? (фольклор)

Проверка домашнего задания. 

Дети представляют малые жанры фольклора. ( индивидуальная работа)

Постановка учебной задачи.  Мы повторили малые жанры фольклора. О каких жанрах мы не вспомнили? Читаем тему урока. О чём пойдёт речь на уроке?  А что вам знакомо из названия темы?

Актуализация знаний. Что такое сказка?

(Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил) А какие сказки бывают по жанру? (бытовая,  волшебная, про животных)

Кто автор сказки « Иван-царевич и Серый волк»?  А какие ещё бывают сказки? (авторские)

Постановка цели. Что вы хотите  узнать? Предположите, о чём пойдёт речь в сказке?

Почему она волшебная? Дети называют признаки сказки.

Признаки волшебной сказки:

1.Зачин.

2.Волшебные предметы.

3.Сказочные слова и выражения.

4.Троекратный повтор.

5.Борьба добра и зла.

6.Победа добра.

7.Концовка.

Физминутка.

Работа по теме.  Работа с учебником  с. 5  

На сколько частей разделена сказка?(4)

Работа в группах. Вспомним правила работы в группе. Приём «Зигзаг».

Самостоятельное чтение произведения.

Разноуровневые задания для каждой группы (Приложение).

Группы по очереди представляют классу результат своей работы.

(Краткий пересказ свой части с опорой на задание. Определяют наличие признаков волшебной сказки.)

1. зачин ( Жил- был…)

2.волшебный предмет  (из золота яблоки, клетка, уздечка) 

3.сказочные слова ( ..долго ли , коротко…; ..что сидишь, пригорюнился.., ..куда путь держишь..)

4.Наличие числа 3 (3 испытания, 3 сына)

5.Наличие борьбы добра со злом.

6.Добро победило.

7.Концовка ( Стали они жить-поживать…)

Рефлексия.

Ребята, оправдалось ли ваше предположение с содержанием сказки?

Чему научила вас эта сказка?

Какие пословицы относится к данной сказке? (все)

Доброе слово и камень точит.

Плохо тому, кто добра не делает никому.

Кого бы вы хотели поблагодарить  в конце урока и за что?

Домашнее задание: учебник с.18, вопрос №8 , по выбору: краткий или подробный пересказ.

Приложение

1 группа

Есть в сказке зачин?

1.Как звали царя?

А) Борис  Б) Берендей   В) Иван Петрович

2. У царя было:

А) 3 сына  Б) 1 сын и 1 дочь  В) 5 сыновей

3. Царь имел:

А) огород с картофелем  Б) сад с золотыми яблоками   В) поле пшеницы

4. Кто поймал за хвост Жар-птицу?

А) старший брат  Б) средний брат  В) младший брат

5.Почему опечалился царь:

А) хотел смартфон  Б) хотел поймать Жар-птицу   В) хотел учиться в нашей школе

2 группа

1.Братья отправились:

А) вместе в одну сторону  Б) в разные стороны   В) с места не сдвинулись

2. Кто съел коня младшего брата:

А) волк Б) моль  В) старшие братья

3. У кого хранилась золотая клетка с Жар-птицей:

А) у директора школы  Б) у царя Афрона   В) у Людмилы Степановны

4.Что нельзя было трогать?

А) клетку  Б) шапку  В) конфеты

5.Кого нужно привести Ивану царю Афрону:

А) стадо коров  Б) коня златогривого   В) своего друга

3 группа

1.Как зовут царя, у которого был конь златогривый:

А) Кусман Б) Костя   В) Николай

2. На что позарился Иван:

А) компьютер   Б) уздечку  В) яблоко

3. Как звали дочь царя Далмата:

А) Елена Далматовна  Б) Ленка В) Елена Прекрасная

4.Кто выкрал дочь царя?

А) волк  Б) Иван  В) медведь

5.На чём добирались герои сказки до царя Кусмана, чтобы отдать Елену Прекрасную:

А) на такси  Б)на  школьном автобусе   В) на волке

Найдите в тексте пословицу и объясни её смысл.

4 группа

1.Как отблагодарил Иван Серого волка:

А) три раза поклонился до земли и с уважением  Б) стол накрыл  В) подарил наклейку

2. Как встретились братья:

А) радостно Б) убили брата и всё украли  В) они прошли мимо друг друга

3. Чем спас Волк Ивана:

А) газировкой  Б) вызвал МЧС  В) живой и мёртвой водой

4.Как было наказало зло?

А) волк растерзал виновных  Б) в тюрьму посадили  В) поколотили

5.Иван вернулся домой :

А) с конём, Жар-птицей и невестой  Б) с покупками   В) с волком

Какова концовка у сказки?

  • Доказать что рассказ бедная лиза является сентиментализмом
  • Доказать что летучий корабль это волшебная сказка
  • Доказать в сочинении рассуждении житие ли это в повести о петре и февронии муромских
  • Доказательство в сочинении это
  • Докажите что это сказка найди в ней признаки сказки напиши