В 1898 г. в печати появились три чеховских рассказа: “Человек в футляре”, “Крыжовник” и “О любви”, которые воспринимаются как “маленькая трилогия”, ибо они объединены не только общим авторским замыслом, но и сходной композицией (“рассказ в рассказе”). Уже само название первого произведения из этого цикла знаменательно. Оно построено на явном противопоставлении, антитезе: человек и футляр.
Беликов прячется от мира, максимально ограничивая свое пространство, предпочитая широкой и вольной жизни тесный и темный футляр, который становится символом обывательской косности, равнодушия, неподвижности.
В учителе древнегреческого (мертвого) языка есть что-то мертвенное, нечеловеческое. Лишь когда он уже лежал в гробу, “выражение у него было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад, что, наконец, его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет!”. Однако смерть Беликова еще не означала победы над беликовщиной. Характерно, что учитель Буркин, рассказав о коллеге, не принимает выводов своего собеседника – Ивана Ивановича, который с волнением восклицает: “Нет, больше жить так невозможно!”
Брат Ивана Ивановича, “добрьщ, кроткий человек”, осуществив мечту всей своей жизни и купив усадьбу, становится похожим на свинью (“Крыжовник”). Его история дает основание рассказчику вступить в полемику с идеей одного из народных рассказов Л. Н. Толстого: “Принято говорить, что человеку нужно только три аршина земли. Но ведь три аршина нужны трупу, а не человеку… Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь
Земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа”. Так художественный образ пространства становится одним из главных способов выражения авторской концепции. Узкому, замкнутому пространству (“футляр”, три аршина, усадьба) противопоставляется, невиданно широкий простор – “весь земной шар”, необходимый свободному человеку.
Композиционное построение каждого рассказа позволило Чехову выдвинуть в качестве объекта художественного исследования и самих повествователей. Их реакция на жизненные ситуации становится одним из важных средств их объективной характеристики. Иван Иванович, например, рассказывает в “Крыжовнике” не только о судьбе брата, но и о себе, о той перемене, которая произошла в нем под влиянием увиденного в усадьбе новоявленного помещика.
Духовное прозрение помогает ему понять гибельность всеобщей тишины и довольства. Должен быть, восклицает он, “человек с молоточком”, который возмущал бы сытое спокойствие счастливых людей. Однако его спутники Буркин и Алехин не принимают его выводов и тревоги, не сочувствуют им.
Заключает “маленькую трилогию” рассказ “О любви”, в котором продолжается исследование проблемы “футлярности”. Еще в “Крыжовнике” Иван Иванович заметил: “…эти усадьбы те же три аршина земли. Уходить из города, от борьбы, от житейского шума, уходить и прятаться у себя в усадьбе – это не жизнь, это эгоизм”.
Слова эти имеют прямое отношение к Алехину, который сам рассказывает о себе. Жизнь, которую Алехин избрал для себя,- тот же футляр. Он, похожий более на профессора или художника, чем на помещика, почему-то считает необходимым жить в тесных маленьких комнатах (узкое пространство!), хотя в его распоряжении целый дом.
Даже мыться ему некогда, и говорить он привык только о крупе, сене и дегте…
Алехин боится перемен. Даже большая, настоящая любовь не в состоянии заставить его сломать установившиеся нормы, пойти на разрыв со сложившимися стереотипами. Так постепенно он сам обедняет, опустошает свою жизнь, становясь подобным – не в деталях, а по сути – на героев “Человека в футляре”, “Крыжовника” и “Ионыча”.
Расположение рассказов в “трилогии” было тщательно продумано Чеховым. Если в первом из них “футлярность” была показана и разоблачена прямо и наглядно, то в последнем речь идет о скрытых и, быть может, еще более опасных формах бегства человека от действительности, жизни, любви, счастья…
Loading…
Конспект урока.Литература. 10 класс. А. П. Чехов. Рассказы.
Литература. 10 класс.
Тема. А.П.Чехов. Особенности творчества 80-х — 90-х гг. Рассказы «Крыжовник», «Человек в футляре», «О любви», «Попрыгунья». Отрицание автором бездуховной жизни. Мечта о красоте человеческих отношений.
Цель: раскрыть многоплановость чеховских мыслей; содействовать формированию представлений учащихся об истинных жизненных ценностях; совершенствовать навыки выразительной речи, умение конспектировать, находить нужные цитаты; развивать самостоятельность суждений, формируя при этом познавательную и социальную компетентности.
Ожидаемые результаты: желание ближе и глубже познакомиться с творчеством А.П.Чехова, возможность задуматься об истинных и ложных ценностях, пересмотреть современные идеалы молодёжи и свои лично.
Оборудование: портрет А.П.Чехова; иллюстрации к рассказам (приготовленные обучающимися заранее); выставка сборников произведений А.П.Чехова (из школьной и сельской библиотек); тексты анализируемых рассказов (на каждой парте, прочитанные к уроку).
Ход урока.
I. Актуализация знаний.
— Чем отличаются, по-вашему, прочитанные к уроку рассказы от прочитанных ранее, в младших классах?
— Каков социальный статус героев этих рассказов?
— Что объединяет героев этих рассказов и Ионыча, героя одноименного рассказа, о котором говорили на предыдущем уроке? Ответить одним словом. (бездуховность)
II. Работа по теме урока.
1.Слово учителя.
Нам предстоит разобраться в художественном творчестве Чехова 80-х – 90-х гг., его особенностях. Задаю три вопроса, на которые вы ищете ответ в учебнике и записываете его в тетради. (Класс делится на 3 группы, каждая получает свой вопрос; ответ группы читает один ученик, после обсуждения и коррекции тезис записываем в тетради все).
1.Что говорит А.П.Чехов о задачах литературы вообще и о своей цели в литературе в 80-90гг.?
2.Как относится А.П.Чехов к политическим и литературным группировкам?(Отстаивает свою независимость).
3.Кто является главным героем его произведений этого периода, почему, как он относится к своим героям? (обращается к представителям интеллигенции, отношение к которой неоднозначно).
Подведение итогов 1-го этапа работы.
2.Практическое усвоение материала. Интерактивные задания. Каждой группе – своё задание. Распределение ролей в работе над заданием: лидер, секретарь, помощники, докладчик. (задания на карточках, текст).
1-я группа. Рассказ «Человек в футляре».
2-я группа. Рассказ «Крыжовник».
3-я группа. Рассказ «О любви».
Выводы каждой группы класс записывает в тетради. (На выполнение задания – 7-10 минут).
Обобщение. Вопросы классу:
— Почему эти три рассказа называются «трилогией»?
— Докажите, что очерёдность расположения рассказов была тщательно продумана?
— К чему призывает Чехов в этой «трилогии»?
— В чём актуальность этих рассказов?
— Что объединяет эту трилогию и рассказ «Ионыч»?
Слово учителя.
Однако Чехов не только осуждает и отрицает, он ещё и мечтает о здоровой, духовной красоте человека, осмысленном существовании его, о труде как основе справедливой и честной жизни. Он восхищается умом, бескорыстием, работоспособностью русской интеллигенции.
Примером этого могут служить рассказы «Дом с мезонином», «Попрыгунья», «Дама с собачкой».
Рассмотрим рассказ «Попрыгунья».
— Передайте сюжет рассказа.(2-3 ученика цепочкой пытаются пересказать сюжет рассказа).
Вы заметили, что сюжет чеховских рассказов, как правило, прост, но пересказать их сложно. Почему, как вы думаете? (слушаем 2-3 ответа). Конечно, каждое произведение психологично, предельно насыщено мыслями, переживаниями, которые вовлекают в своё движение читателя.
В тетради:
Рассказ «Попрыгунья».(1892г.)
Тема рассказа:
Основная мысль рассказа:
Задания по группам:
Рассказать о занятиях Ольги Ивановны (максимально привлекая цитаты).Рассказать о занятиях Осипа Степановича Дымова (максимально используя цитаты).Чью занятость мы можем назвать мнимой, а чью настоящей? Какие чувства вызывает одна и вторая?
Обобщающая беседа с классом.
-.Объясните название рассказа. Какую ассоциацию оно вызывает?
-Каково отношение Ольги Ивановны к Дымову как к мужу и как к человеку?(подтвердите свои слова текстом).
— Почему умер Дымов?
— Чем отличаются друзья Дымова от друзей Ольги Ивановны?
— Кто и когда открыл Ольге Ивановне глаза на мужа?
— Вспомните самый яркий для вас эпизод, который как-то характеризует героя или героиню.
— Как соотносятся между собой Дымов и Ионыч?
Слово учителя. Выслушав сообщения представителей групп, ответив на вопросы, мы можем определить и тему, и основную мысль произведения А.П.Чехова «Попрыгунья» (слушаем ответы, корректируем, записываем).
Тема. Подлинное и мнимое величие человека, его истинная и ложная красота.
Основная мысль: мы должны учиться различать мнимую и истинную ценность человека.
3.Подведение итогов урока.
Самооценка работы. (Группы в целом, каждого участника группы в отдельности).Выставление и комментирование оценок учителем.Ответить на вопросы: что удалось на уроке? Что нет? Почему?
4.Задание дом: индивидуальные задания: сообщения «Чехов – драматург»
«А.П.Чехов и МХАТ»;
Всем: прочитать пьесу «Вишнёвый сад».
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Орловский учебно-воспитательный комплекс» муниципального образования
Красноперекопский район республики Крым
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ
10-й класс
А.П.Чехов. Особенности творчества 80-х – 90-х гг. Рассказы «Крыжовник», «Человек в футляре», «О любви», «Попрыгунья».
Подготовила
учитель русского языка и
литературы
Скрипка Екатерина Николаевна
С. Орловское
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ
открытого занятия в ОУ СПО
Тема:А.П. Чехов. Идейно-художественное своеобразие «маленькой трилогии» («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»).
Цели занятия:
Методические:
совершенствовать методику проведения лекции с элементами эвристической беседы и проблемного обучения,
продемонстрировать эффективность элементов проблемного обучения при изложении нового материала.
Дидактические:
Обучающие:
— произвести анализ рассказов и раскрыть смысл их названия;
— заинтересовать творчеством А.П. Чехова;
— расширить круг читательских интересов, обучающихся;
— определить роль художественных деталей.
Развивающие:
— совершенствовать умение анализировать художественный текст;
— составлять устное монологическое высказывание;
— развивать навыки самостоятельного чтения;
— вырабатывать коммуникативные навыки в обсуждении проблемных вопросов;
— развивать творческие способности;
— развивать мышление, устную речь, умение выражать и отстаивать свою точку зрения;
— сравнивать, делать обобщения и выводы.
Воспитательные:
— воспитывать культуру чтения, эстетический вкус;
— воспитывать чувства справедливости, искренности и личной свободы;
— воспитывать толерантное отношение к окружающим.
— формировать чувство ответственности за свои поступки;
— формировать активную жизненную позицию.
Вид занятия: лекция.
Технологии: проблемное, развивающее, дифференцированное обучение, групповые технологии.
Методические приемы:
лекция с элементами эвристической беседы;
составление кластера «Грани таланта А.П. Чехова»;
анализ рассказов А.П. Чехова;
аналитическая беседа;
творческая работа.
Методическое обеспечение занятия:
Рабочая программа учебной дисциплины.
Методическая разработка занятия.
Учебные пособия: презентация, учебники, тексты произведений, портрет писателя.
Ресурсный материал к занятию: фрагменты текстов, карточки, понятийно-хронологическая карта, таблицы рейтинговые, анкеты, цитаты А.П. Чехова.
Оборудование: компьютер, мультимедийная система, доска, мел.
Конспекты, ручки, карандаши, фломастеры, маркеры, линейки, 3 листа А-2.
Литература:
Основная:
Лебедев Ю.В. Романова В.Н. Литература. 10 класс. 1 часть. М.: Просвещение. 2012.
А.П. Чехов. Рассказы: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».
Дополнительная:
Коровин В.И. и др. Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник: В 2 ч. – М., Просвещение, 2006
Фогельсон И.А. Русская литература второй половины 19 века. – М.: Материк Альфа. 2006.
http://infourok.ru
Структура занятия
(80 минут)
Организационный момент. 4
Постановка темы, цели и задач. 1
Мотивации учебной деятельности. 5
4. Актуализация знаний. 15
5. Проблемное изложение нового материала. 35
6. Первичное закрепление знаний обучающихся. 15
7. Рефлексия. 3
8. Инструктаж по выполнению домашнего задания. 2
Ход занятия
Студенты заходят в аудиторию по карточкам с фрагментами из определенных рассказов А.П. Чехова. Занимают места согласно своей группе.
1. Организационный момент.
Приветствие студентам и гостям.
Проверка явки обучающихся.
Настрой обучающихся на работу, инструктаж по заполнению оценочных листов (ОЛ) лидерами групп.
Создание эмоционального настроя.
2. Постановка темы, цели и задач.
Формулировка с помощью студентов темы, цели и задач занятия. Запись темы занятия, плана.
Тема: А.П. Чехов. Идейно-художественное своеобразие «маленькой трилогии» («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»).
План занятия:
Понятие «маленькая трилогия».
Анализ рассказов.
Творческая работа.
3. Мотивация учебной деятельности.
Слово учителя.
Нередко можно услышать от собеседника: «Ничего не могу с собой поделать: у меня такой характер!» Когда Ольга Леонардовна, жена Чехова, написала ему, что у него мягкий и уступчивый характер, Антон Павлович ответил: «Должен сказать тебе, что от природы характер у меня резкий и вспыльчивый, но я привык сдерживать себя, потому как распускать себя порядочному человеку не годится…»
Есть чеховская школа в литературе – это школа морального воспитания. А.П.Чехов писал: «Воспитанные люди уважают человеческую индивидуальность, поэтому всегда снисходительные, мягкие, вежливые; они сочувствуют не только нищим и бездомным кошкам, они искренние и боятся лжи, как огня, потому как ложь унизительна для слушателя, они не унижают себя и других, а, главное, они не пустословят. В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Работа с цитатами Чехова. (Студенты зачитывают и анализируют, высказывают свое отношение.)
Запись эпиграфа в конспекты (Слайд 4)
«Пока молоды, сильны, бодры,
не уставайте делать добро!»
А.П. Чехов.
4. Актуализация знаний.
Преподаватель.(Студенты записывают тезисы в конспекты). Чехов был мастером короткого рассказа. Прочитаем высказывание М.Горького о писательской манере А. П. Чехова («Чехов умел писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно»).
Никто не понимал так ясно и точно, как Антон Павлович Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обывательщины.
Свое жизненное кредо он выразил достаточно четко: «Моя святая святых — это человеческое тело, здоровье, ум, талант, вдохновение, любовь и абсолютнейшая свобода, свобода от силы и лжи, в чем бы последние две ни выражались».
Чехов призывал своих собратьев по перу овладевать умением «коротко говорить о длинных предметах» и сформулировал афоризм, ставший крылатым: «Краткость – сестра таланта».
Сам Чехов, несмотря на свою болезнь, был великим тружеником. «Нужно, знаете, работать… не покладая рук… всю жизнь». Это был человек, который сделал себя сам.
Подготовленный студент с выступлением у доски «Про Чехова в цифрах»
Антон Павлович Чехов — русский писатель, общепризнанный классик мировой литературы. Почётный академик Императорской Академии наук по Разряду изящной словесности. Один из самых известных драматургов мира. Его произведения переведены более чем на 100 языков. Его 3 пьесы, в особенности «Чайка», «Три сестры» и «Вишнёвый сад», на протяжении более 100 лет ставятся во многих театрах мира. За 25 лет творчества Чехов создал около 900 различных произведений, многие из которых стали классикой мировой литературы.
Проверка знаний студентов по биографии А.П. Чехова (работа с понятийно-хронологическими картами).
Взаимопроверка. Заполнение ОЛ.
Составление кластера «Грани таланта А.П. Чехова» (по очереди представители групп). Заполнение ОЛ.
5. Проблемное изложение нового материала.
1. Введение в понятие «маленькая трилогия».
Преподаватель.По задумке Чехова рассказы не должны были составлять трилогию: писатель планировал создать целую серию рассказов о «футлярной жизни». Но после работы над тремя рассказами Чехов был утомлен и разочарован, он писал:
Не хочется писать и пишешь так, точно ешь постное на шестой неделе поста. |
В начале осени работать писателю помешала болезнь, а в ноябре он начал работу уже над другими произведениями. Само название — «Маленькая трилогия» — произведениям дал не сам автор, а исследователи его творчества, окончательно объединившие эти три произведения.
2. Запись понятия в конспекты.
3. Организация выполнения анализа произведений А.П. Чехова.
Преподаватель. С какой же целью мы будем рассматривать и анализировать рассказы? Попробуем определить основное направление творчества Чехова; попробуем закрепить навыки анализа художественных произведений и определить место и значение отдельных деталей.
Проблемные вопросы.
Почему эти рассказы объединили в трилогию? Какова внутренняя связь между ними?
Почему люди изменяют своим идеалам? Способен ли человек противостоять дурному влиянию среды, или он неизбежно покоряется ей?
— Это проблемные вопросы, на которые вы дадите ответ в конце занятия.
Целеполагание:сегодня мы будем говорить о деградации человеческой души в рассказах Чехова, постараемся ответить на проблемные вопросы, и сделать свой выбор жизненного пути.
1-я группа. Рассказ «Человек в футляре».
2-я группа. Рассказ «Крыжовник».
3-я группа. Рассказ «О любви».
(Отвечать на вопросы могут не только участники групп, но и все желающие.) (Выводы каждой группы студенты записывают в тетради.)
Анализ рассказа «Человек в футляре». (Студенты отвечают, ссылаясь и на цитаты из текста произведения)
Беседа:
— Кого мы встречаем в самом начале рассказа? Кто они?
— Кто является рассказчиком истории о Беликове? Что можно сказать о его наблюдательности, ироничности?
— Зачем перед рассказом о Беликове упоминается Мавра, которая никуда не выходила?
— Каким предстает перед читателями Беликов? Почему его называют «Человек в футляре»? (внешний вид, обстановка квартиры, речь, вещи, его окружавшие)
— Что можно сказать о жизненных принципах Беликова?
— Что составляет основу его характера? («Как бы чего не вышло», – жизненная философия Беликова.)
— Почему ничтожный Беликов «держал в руках» весь город?
— Изменился ли Беликов после решения жениться?
— Почему он медлил сделать предложение Вареньке?
— Что потрясло Беликова и о чем он предупреждает брата Вареньки?
— Как брат принимает предупреждение?
— Почему Беликов умирает?
— Каким он описан в гробу? Как понять фразу: «Хоронить таких людей… большое удовольствие»?
— Изменилась ли жизнь в городе после смерти Беликова?
— Как можно раскрыть понятие «беликовщины»?
— В чем особенности композиции рассказа «Человек в футляре»? (Повествование ведется от лица рассказчика. Особенность построения: рассказ в рассказе, или двойной рассказ.)
Вывод, который вы записали в конспектах.(Футляр защищает от жизни, это символ духовной инертности).
(Заполнение ОЛ)
Анализ рассказа «Крыжовник»
Беседа
— Коротко охарактеризуйте сюжет рассказа.
— Кто главный герой? Кто о нем рассказывает?
— Какая связь между предыдущим рассказом и рассказом «Крыжовник»? (в нем речь тоже идет о жизни в футляре).
— Чем создан футляр Николая Ивановича? Оцените его мечту.
— А что, по мнению Чехова, нужно человеку?(«Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа»).
— Как произошло превращение из робкого чиновника в новоявленного барина? (тезисно)
— На кого он стал похож?
— К чему призывает рассказчик? В чём смысл слов рассказчика: «Во имя чего ждать?.. Во имя чего ждать, я вас спрашиваю? Во имя каких соображений?.. Ждать, когда нет сил жить, а между тем жить нужно и хочется жить!»?
— С какой целью рассказана эта история? Почему рассказчик говорит: «Но дело не в нём, а во мне. Я хочу вам рассказать, какая перемена произошла во мне в эти немногие часы, пока я был в его усадьбе»?
— Почему Ивана Ивановича охватило отчаяние при виде счастливого брата, «довольного своей судьбою и самим собою»?
— Добился ли своего наш герой? Был ли он счастлив?
— О чем нужно напоминать счастливому человеку? (что где-то кому-то плохо, «что есть несчастные», которым нужна помощь).
— В чем же смысл человеческой жизни, по мнению Чехова?
— В чём отличие Буркина от Ивана Ивановича? Как на рассказ реагируют слушатели?
— Почему рассказ так называется? Есть ли в названии символический смысл?
Преподаватель. В записной книжке о рассказе «Крыжовник» Чехов писал: «Через 2-3 года у него рак желудка и подходит смерть, ему подают на тарелке его крыжовник. Он поглядел на него. Глядя на тарелку с крыжовником, он подумал: «Вот все, что дала мне в конце концов жизнь». (Именно так хотел закончить свой рассказ Чехов. А закончил иначе. Прочитаем конец рассказа.)
От его трубочки, лежавшей на столе, сильно пахло табачным перегаром, и Буркин долго не спал и все никак не мог понять, откуда этот тяжелый запах. Дождь стучал в окна всю ночь.)
— Почему Буркин не спал? Только ли от трубки? Причем здесь дождь?
(У Чехова каждая деталь важна, заметна. Дождь создает пасмурное настроение, пасмурно на душе. Буркин остался глух к рассказу Ивана Иваныча. Они не восприняли рассказ. Зачем нарушать свой покой, свою сытость? Когда так хорошо и уютно.)
Выразительное чтение текста от «… не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя» до «Делайте добро!».
Вывод формулируют студенты 2-ой группы.
(Заполнение ОЛ)
Анализ рассказа «О любви»
Беседа
— Как его содержание связано с содержанием предыдущих рассказов?
— Назовите главных героев.
— Какие чувствами они переполнены?
— Желают ли герои что-либо изменить?
— Объясните смысл названия рассказа.
— Как и каким показан герой-рассказчик?
— Почему автор подчёркивает несовпадение внешнего и внутреннего мира героя?
— А чем жизнь Алехина была не похожа на жизнь Беликова и Николая Ивановича? (он любил, мог вырваться из футляра)
— Почему же этого не произошло? (страх, сомнение)
— Закономерна ли разлука при таких отношениях? (зачитать момент прощания).
— В чём дисгармоничность жизни Алехина?
— В чём трагичность жизни Лугановичей и Пелагеи?
Вывод по произведению: Футляр для чувства, для любви. Этот футляр до неба. Это символ страха жить не как все, гибель любви, гибель личности.
(Заполнение ОЛ)
Вывод общий: «Маленькая трилогия» — исследование 3-х институтов:
общественной жизни;
категории власти, собственности;
семьи.
6. Первичное закрепление знаний обучающихся. (Творческие задания.)
Студенты 1-ой группы получают задание «Собери образ Беликова». (Опережающее задание. 1-2 студента «Завещание потомкам от Беликова»).
2. Студенты 2-ой группы рисуют план участка Чимши-Гималайского. (Опережающее задание. 1-2 студента «Монолог Николая Ивановича, вкусившего выращенный им крыжовник»).
3.Нарисовать на листе «замкнутый круг» жизни Алехина. (Опережающее задание. 1-2студента «Прощальное письмо Анны Алексеевны Алехину»).
Проверка работ. Заполнение ОЛ.
Обобщение. Проблемные вопросы аудитории:
—Почему же эти три рассказа называются «трилогией»? Что объединяет эту трилогию? (Герой, рассказчик – слушатель – действующее лицо; конструкция рассказ в рассказе; общий образ человека в «футляре». В центре произведения – один случай, который дает возможность проследить историю жизни человека, за жизненной историей создается обобщающее представление современной жизни.)
— Докажите, что очерёдность расположения рассказов была тщательно продумана?
— К чему призывает Чехов в этой «трилогии»?
— В чём актуальность этих рассказов? Есть ли среди ваших знакомых «люди в футлярах»?
— Какую большую проблему, вечную проблему человека решает Чехов в этих коротких рассказах? (смысл человеческой жизни) — В чём она, по мнению Чехова?
Жизнь в футляре, который человек создаёт себе сам — это гибель, гибель души.
Нельзя жить в футляре, думать только о себе. Живи для других, делай добро. Люби, страдай, переживай, вникай в то, что вокруг тебя, не будь равнодушен, делай людей счастливыми — и ты будешь счастлив по-настоящему.
7. Рефлексия.
Высказывание оценочного суждения. Прием «5 открытий на занятии» — Закончить пять предложений:
* На занятии я открыл для себя…
* Сегодня меня удивило…
* Возникли неожиданные мысли о …
* Сегодня я на занятии узнал…
* Сегодня я понял, что… пригодится мне в дальнейшей жизни.
2. Повторное заполнение анкет о творчестве А.П. Чехова. Анализ анкет.
3. Оценивание работы студентов на занятии. Итоги занятия.
8. Инструктаж по выполнению домашнего задания.
Написать сочинение-рассуждение «Кто такие футлярные люди?».
Ресурсный материал к занятию
«Угадай рассказ»
Рассказ «Человек в футляре»
Людей, одиноких по натуре, которые, как рак-отшельник или улитка, стараются уйти в свою скорлупу, на этом свете не мало.
Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было.
Когда в циркуляре запрещалось ученикам выходить на улицу после девяти часов вечера или в какой-нибудь статье запрещалась плотская любовь, то это было для него ясно, определенно; запрещено — и баста.
Когда в городе разрешали драматический кружок, или читальню, или чайную, то он покачивал головой и говорил тихо:
— Оно, конечно, так-то так, всё это прекрасно, да как бы чего не вышло.
Если кто из товарищей опаздывал на молебен, или доходили слухи о какой-нибудь проказе гимназистов, или видели классную даму поздно вечером с офицером, то он очень волновался и всё говорил, как бы чего не вышло.
В мужской и женской гимназиях молодежь ведет себя дурно, очень шумит в классах, — ах, как бы не дошло до начальства, ах, как бы чего не вышло, — и что если б из второго класса исключить Петрова, а из четвертого — Егорова, то было бы очень хорошо.
Было у него странное обыкновение — ходить по нашим квартирам. Придет к учителю, сядет и молчит и как будто что-то высматривает. Посидит, этак, молча, час-другой и уйдет.
Наши дамы по субботам домашних спектаклей не устраивали, боялись, как бы он не узнал; и духовенство стеснялось при нем кушать скоромное и играть в карты.
Рассказ «Крыжовник»
Мельница работала, заглушая шум дождя; плотина дрожала. Тут около телег стояли мокрые лошади, понурив головы, и ходили люди, накрывшись мешками. Было сыро, грязно, неуютно, и вид у плеса был холодный, злой.
А вы знаете, кто хоть раз в жизни поймал ерша или видел осенью перелетных дроздов, как они в ясные, прохладные дни носятся стаями над деревней, тот уже не городской житель, и его до самой смерти будет потягивать на волю.
Уходить из города, от борьбы, от житейского шума, уходить и прятаться у себя в усадьбе – это не жизнь, это эгоизм, лень, это своего рода монашество, но монашество без подвига.
Годы шли, перевели его в другую губернию, минуло ему уже сорок лет, а он все читал объявления в газетах и копил.
Он женился на старой, некрасивой вдове, без всякого чувства, а только потому, что у нее водились деньжонки. Он и с ней тоже жил скупо, держал ее впроголодь, а деньги ее положил в банк на свое имя.
Навстречу мне рыжая собака, толстая, похожая на свинью. Хочется ей лаять, да лень. Вышла из кухни кухарка, голоногая, толстая, тоже похожая на свинью, и сказала, что барин отдыхает после обеда.
Кушал много, в бане мылся, полнел, уже судился с обществом и с обоими заводами, и очень обижался, когда мужики не называли его «ваше высокоблагородие».
Лечил мужиков от всех болезней содой и касторкой и в день своих именин служил среди деревни благодарственный молебен, а потом ставил полведра, думал, что так нужно.
«О любви»
Мы, когда любим, то не перестаем задавать себе вопросы: честно это или не честно, умно или глупо, к чему поведет эта любовь и так далее. Хорошо это или нет, я не знаю, но что это мешает, не удовлетворяет, раздражает, – это я знаю.
Я мало-помалу перебрался вниз, стал обедать в людской кухне, и из прежней роскоши у меня осталась только вся эта прислуга, которая еще служила моему отцу и которую уволить мне было бы больно.
В первые же годы меня здесь выбрали в почетные мировые судьи. Кое-когда приходилось наезжать в город и принимать участие в заседаниях съезда и окружного суда, и это меня развлекало.
А в окружном суде были и сюртуки, и мундиры, и фраки, всё юристы, люди, получившие общее образование; было с кем поговорить. После спанья в санях, после людской кухни сидеть в кресле, в чистом белье, в легких ботинках, с цепью на груди – это такая роскошь!
По некоторым мелочам, по тому, например, как оба они вместе варили кофе, и по тому, как они понимали друг друга с полуслова, я мог заключить, что живут они мирно, благополучно.
Когда ездили на дачу и потом возвращались и оглядывались, чтобы в последний раз взглянуть на сад, на зеленую крышу, то было всем грустно, и я понимал, что пришла пора прощаться не с одной только дачей.
Поезд уже шел. Я сел в соседнем купе, – оно было пусто, – и до первой станции сидел тут и плакал.
Они любовались и в то же время жалели, что этот человек с добрыми, умными глазами, который рассказывал им с таким чистосердечием, в самом деле вертелся здесь, в этом громадном имении, как белка в колесе, а не занимался наукой или чем-нибудь другим, что делало бы его жизнь более приятной.
Оценочный лист
№ п/п |
Ф.И. студента |
Знание текста |
Цита-ты |
Ассоц. диктант |
Кластер |
Анализ рассказов. Выводы |
Творч. задание |
Итог |
0-1 |
0-1 |
0-10 |
0-1 |
0-6 |
0-1 |
0-20 |
||
1 |
||||||||
2 |
||||||||
3 |
||||||||
4 |
||||||||
5 |
||||||||
6 |
||||||||
7 |
||||||||
8 |
Шкала оценивания:
Полный ответ – 1 балл, неполный ответ – 0,5 б., неверный ответ – 0 б.
0-6 – «2», 7-10 – «3»,11-16 – «4», 17-20 — «5».
Цитаты А.П. Чехова:
«Мое дело только в том, чтобы уметь отличать важные показания (жизни, натуры) от неважных, уметь освещать фигуры и говорить их языком».
«Тогда человек станет лучше, когда вы ему покажете ему, каков он есть».
«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
«Правда и красота всегда составляли главное в человеческой жизни и на земле».
Понятийно-хронологическая карта
1. 1860 |
1. Московский университет |
1. Гонконг, Сингапур, Коломбо, Индийский океан, Суэцкий пролив, Константинополь |
2. 1869 -1879 |
2. Первая пьеса без названия |
2. Купец 3-й гильдии. |
3. 1877 — 1878 |
3. Академическая Пушкинская премия |
3. Первый том собрания сочинений Чехова. |
4. 1879 |
4. Учеба |
4. Премьера «Вишневого сада» в Художественном театре. |
5. 1880 |
5. Отъезд на Сахалин. |
5. Медицинский факультет |
6. 1888 |
6. Почетный академик по разряду изящной словесности. |
6. «Безотцовщина». |
7. 1890 |
7. 7(29) января, г. Таганрог |
7. Еженедельник «Стрекоза». |
8. 1899 |
8. Заключение договора с книгоиздательством А.Ф.Маркса |
8. Таганрогская гимназия |
9. 1900 |
9. Последняя прижизненная публикация Чехова — пьеса «Вишневый сад» |
9. Сборник «В сумерках». |
10. 1904 |
10. Первая публикация Чехова — «Письмо донского помещика Степана Владимировича N. к ученому соседу д-ру Фридриху |
10. Поездка в Европу, Ницца, Пиза, Флоренция, Рим. |
Ответы: 1 — 7 – 2
2 – 4 — 8
3 – 2 – 6
4 – 1 – 5
5 – 10 – 7
6 – 3 – 9
7 – 5 – 1
8 – 8 – 3
9 – 6 – 10
10 – 9 – 4
Хронологическая таблица А.П. Чехова
1860— 7(29) января Павла Георгиевича Чехова Купец 3-й гильдии и его жены Евгении Яковлевны родился Антон Павлович Чехов.
1869 -1879 — Учеба в Таганрогской гимназии.
1877 — Чехов впервые посещает Москву.
1877 — 1878 — Чеховым написана первая пьеса без названия («Безотцовщина»)
1879 — Чехов поступил на медицинский факультет Московского университета.
1880 — 9 марта, первая публикация Чехова — «Письмо донского помещика Степана Владимировича N. к ученому соседу д-ру Фридриху «(еженедельник «Стрекоза»).
1884 — Окончание медицинского факультета Московского университета. Выход в свет сборника «Сказки Мельпомены. Шесть рассказов А. Чехонте.»
1885 — Первая поездка в Петербург. Знакомство с А.С. Сувориным (издателем газеты «Новое время»).
1886 — Напечатан первый рассказ Чехова в газете «Новое время» — «Панихида». Вышла книга «Пестрые рассказы». Переезд в дом на Садово-Кудринской улице.
1887 — Вышли книги «В сумерках. Очерки и рассказы», «Невинные речи». Премьера комедии «Иванов» в московском театре Ф.А.Корша.
1888 — В журнале «Северный вестник» опубликована повесть «Степь». Вышла книга «Рассказы». 7 октября Чехову присуждена академическая Пушкинская премия за сборник «В сумерках».
1889 — Первое представление пьесы «Иванов» на сцене Александринского театра. После смерти брата Николая (17 июня) уехал в Одессу, затем в Ялту.
1890 — Вышел сборник «Хмурые люди». Отъезд на Сахалин. Возвращение морем — из Владивостока, через Гонконг, Сингапур, Коломбо, Индийский океан, Суэцкий пролив, Константинополь в Одессу.
1891 — Поездка в Европу, посещение Вены, Венеции, Флоренции, Рима, Неаполя, Помпеи, Ниццы, Монте-Карло, Парижа. Помощь голодающим крестьянам Нижегородской и Воронежской губерний.
1892 — Переезд в Мелихово. Лечение больных во время эпидемии холеры в Тульской губернии.
1893 — Закончена книга «Остров Сахалин».
1894 — Поездка в Европу — Вена, Триест, Венеция, Милан, Генуя, Ницца, Париж.
1895 — Чехов в Ясной Поляне. Чтение Л.Н.Толстым вслух глав романа «Воскресение». Работа над пьесой «Чайка». Знакомство с И.А. Буниным.
1896 — Чехов начал постройку колокольни в Мелихове. Первое представление «Чайки» в Александринском театре.
1897 — Участие в переписи населения Бавыкинской волости Серпуховского уезда. Строительство школы в Новоселках. Сильное легочное кровотечение. Чехову пожалована бронзовая медаль за труды по переписи населения. Поездка в Париж, Биарицц. Чехов избран членом Союза взаимопомощи русских писателей и ученых.
1898 — Работа над трилогией — «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Постройка в Мелихове земской школы. Знакомство с О.Л.Книппер. 12 октября в Москве после операции умер Павел Егорович Чехов, отец писателя. Покупка земельного участка в Аутке (пригород Ялты) для постройки дачи. Сбор пожертвований для голодающих детей Самарской губернии.
17 декабря премьера «Чайки» в Московском Художественном театре.
1899 — Заключение договора с книгоиздательством А.Ф.Маркса об издании собрания сочинений А.П.Чехова. Знакомство с М.Горьким. Помощь в постройке Мухалатской школы и сбор средств на постройку санатория для туберкулезных больных. Пожалован орденом св. Станислава третьей степени «за отличное усердие в делах народного просвещения». Вышел первый том собрания сочинений Чехова в издательстве А.Ф.Маркса.
1900 — Чехов избран почетным академиком по разряду изящной словесности. Поездка в Европу, Ницца, Пиза, Флоренция, Рим.
1901 — Премьера пьесы «Три сестры» в Художественном театре. Венчание в Москве с О.Л.Книппер.
1902 — Послал в Академию наук письмо с отказом от звания почетного академика.
1903 — Публикация последнего рассказа «Невеста».
1904 — Премьера «Вишневого сада» в Художественном театре. Последняя прижизненная публикация Чехова — пьеса «Вишневый сад». 3 июня. Чехов с женой уехал в Баденвейлер. 2 июля в три часа ночи Чехов скончался. 9 июля похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Творческое задание 1 группы (примерные ответы)
1.Тёплое пальто на вате
2.Зонтик в чехле
3.Калоши
4.Нож в чехольчике
5.Лицо «в чехле» — поднятый воротник
6.Часы в чехле из серой замши
7.Тёмные очки
8.Вата в ушах
9.Коляска с поднятым верхом
10. Стремление окружить себя оболочкой
11. Преподавал древние языки
12. Мысль запрятать в футляр
13. «Как бы чего не вышло»
14. Спальня точно ящик.
Творческое задание 2 группы (примерный ответ)
Название: Чумбароклова пустошь, Гималайское тож.
20 кустов крыжовника, барский дом, людская, огород, парк, ни фруктового сада, ни прудов с уточками, река с водой, цветом кофе, по одну сторону имения – завод костопальный, по другую – кирпичный. Канавы, заборы, изгороди, посажены рядами елки, рыжая собака, похожая на свинью.
Творческое задание для 3 группы (примерный ответ).
Дом в городе.
Суд (работа).
Дом Лугановичей.
Театр.
Дача в деревне Софьино.
В центре – Алехин.
Дата: Класс: 10 урок 38
Тема: А.П. Чехов. Рассказ «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Русская интеллигенция в
изображении А.П. Чехова.
Цель урока: раскрыть многоплановость чеховских мыслей; содействовать формированию представлений
учащихся об истинных жизненных ценностях; совершенствовать навыки выразительной речи, умение
конспектировать, находить нужные цитаты; развивать самостоятельность суждений, формируя при этом
познавательную и социальную компетентности.Ожидаемые результаты: желание ближе и глубже
познакомиться с творчеством А.П.Чехова, возможность задуматься об истинных и ложных ценностях,
пересмотреть современные идеалы молодёжи и свои лично.
Деятельность
обучающихся
Ученики
осмысливают
поставленную цель.
Делятся на группы.
Ученики отвечают
на вопросы учителя
Демонстрируют
свои знания.
Отвечают на
вопросы учителя
()
наглядности
пазлы
карточки
учебник
Бумага А4
карточки
3
мин.
5
мин.
20
мин.
Деятельность учителя
I. Организационный момент. Приветствует учеников,
проверяет готовность к уроку, желает успеха. С помощью
разрезанных пазлов делит класс на группы.
II. Проверка домашней работы. По методу «Мозговая
атака» проводит проверку домашней работы.
III. Актуализация знаний. Слово учителя.
Нам предстоит разобраться в художественном творчестве
Чехова 80х – 90х гг., его особенностях. Задаю три вопроса,
на которые вы ищете ответ в учебнике и записываете его в
тетради. (Класс делится на 3 группы, каждая получает свой
вопрос; ответ группы читает один ученик, после обсуждения и
коррекции тезис записываем в тетради все).
1.Что говорит А.П.Чехов о задачах литературы вообще и о
своей цели в литературе в 8090гг.?
2.Как относится А.П.Чехов к политическим и литературным
группировкам?(Отстаивает свою независимость).
3.Кто является главным героем его произведений этого
периода, почему, как он относится к своим героям?
(обращается к представителям интеллигенции, отношение к
которой неоднозначно).
Подведение итогов 1го этапа работы.
Интерактивные задания для группы
Каждой группе – своё задание. Распределение ролей в
работе над заданием: лидер, секретарь, помощники,
докладчик. (задания на карточках, текст).
1я группа. Рассказ «Человек в футляре».
2я группа. Рассказ «Крыжовник».
3я группа. Рассказ «О любви».
Выводы каждой группы класс записывает в тетради. (На
выполнение задания – 710 минут).
Обобщение. Вопросы классу:
Почему эти три рассказа называются «трилогией»?
Докажите, что очерёдность расположения рассказов была
тщательно продумана?
К чему призывает Чехов в этой «трилогии»?
В чём актуальность этих рассказов?
Что объединяет эту трилогию и рассказ «Ионыч»?
Однако Чехов не только осуждает и отрицает, он ещё и
Слово учителя. мечтает о здоровой, духовной красоте человека, осмысленном
существовании его, о труде как основе справедливой и честной
жизни. Он восхищается умом, бескорыстием,
работоспособностью русской интеллигенции.
Примером этого могут служить рассказы «Дом с
мезонином», «Попрыгунья», «Дама с собачкой».
Рассмотрим рассказ «Попрыгунья».
Передайте сюжет рассказа.(23 ученика цепочкой
пытаются пересказать сюжет рассказа).
Вы заметили, что сюжет чеховских рассказов, как
правило, прост, но пересказать их сложно. Почему, как вы
думаете? (слушаем 23 ответа). Конечно, каждое произведение
психологично, предельно насыщено мыслями, переживаниями,
которые вовлекают в своё движение читателя.
1. Рассказать о занятиях Ольги Ивановны (максимально
Задания по группам:
привлекая цитаты).
2. Рассказать о занятиях Осипа Степановича Дымова
(максимально используя цитаты).
3. Чью занятость мы можем назвать мнимой, а чью
настоящей? Какие чувства вызывает одна и вторая?
Обобщающая беседа с классом.
.Объясните название рассказа. Какую ассоциацию
оно вызывает?
Каково отношение Ольги Ивановны к Дымову как
к мужу и как к человеку?(подтвердите свои слова
текстом).
Почему умер Дымов?
Чем отличаются друзья Дымова от друзей Ольги
Ивановны?
Кто и когда открыл Ольге Ивановне глаза на
мужа?
Вспомните самый яркий для вас эпизод, который
както характеризует героя или героиню.
Как соотносятся между собой Дымов и Ионыч?
10
мин.
I.
Закрепление урока. По методу «Ассоциативная
карта» проводит закрепление урока.
Как Беликов вёл себя? Каковы особенности его поведения?
Беликов выступал на педсоветах:
на педагогических советах он просто угнетал нас своею
осторожностью, мнительностью и своими чисто футлярными
соображениями насчет того, что вот де в мужской и женской
гимназиях молодежь ведет себя дурно, очень шумит в классах,
ах, как бы не дошло до начальства, ах, как бы чего не вышло
Имел обыкновение ходить по квартирам будто что то
высматривает:
Заполняют
ассоциативную
карту.
плакат «Было у него странное обыкновение ходить по нашим
квартирам. Придет к учителю, сядет и молчит и как будто что
то высматривает. Посидит, этак, молча, час другой и уйдет.
Это называлось у него «поддерживать добрые отношения с
товарищами», и, очевидно, ходить к нам и сидеть было для
него тяжело, и ходил он к нам только потому, что считал
своею товарищескою обязанностью».
Ложась спать, он укрывался с головой. И ему было страшно
под одеялом.
«Он боялся, как бы чего не вышло, как бы его не зарезал
Афанасий, как бы не забрались воры, и потом всю ночь видел
тревожные сны, а утром, когда мы вместе шли в гимназию, был
скучен, бледен, и было видно, что многолюдная гимназия, в
которую он шел, была страшна, противна всему существу его и
что идти рядом со мной ему, человеку по натуре одинокому,
было тяжко».
Как к Беликову относятся коллеги?
Боятся. Следовательно, подчиняются и терпят.
«Мы, учителя, боялись его. И даже директор боялся. Вот
подите же, наши учителя народ всё мыслящий, глубоко
порядочный, воспитанный на Тургеневе и Щедрине, однако же
этот человечек, ходивший всегда в калошах и с зонтиком,
держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет! Да что
гимназию? Весь город!»
Так кто виноват в том, что Беликов терроризирует весь город?
Те самые умные, образованные, интеллигентные люди.
Какое же событие из жизни Беликова показалось невероятным
для окружающих?
Беликов едва не женился.
Какое участие приняли окружающие в этом событии?
(пересказ эпизода)
Все стали уверять его, что он должен жениться (пересказ
эпизода).
Как отнёсся к Беликову брат Вареньки Коваленко?
Возненавидел.
«Нужно сказать, что брат Вареньки, Коваленко, возненавидел
Беликова с первого же дня знакомства и терпеть его не мог.
Не понимаю, говорил он нам, пожимая плечами, не
понимаю, как вы перевариваете этого фискала, эту мерзкую
рожу. Эх, господа, как вы можете тут жить! Атмосфера у вас
удушающая, поганая:»
По какой причине первого мая Беликов вышел из дома
«зелёный, мрачнее тучи?»
Карикатура, нарисованная на Беликова во множестве
экземпляров.
V.Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма»
Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с
пожеланиями соседу по парте и отправить.
5
мин.
Дерево Блоба
стикеры
Оценивают работу
своих
одноклассников,
пишут телеграммы.
На стикерах
записывают свое
мнение по поводу 2
мин.
VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения
д/работы.
урока.
Записывают
домашнюю работу в
дневниках.