- Сочинения
- По литературе
- Астафьев
- Анализ произведения Фотография, на которой меня нет
Анализ рассказа Астафьева Фотография, на которой меня нет
Произведение является составной частью автобиографического сборника «Далекая и близкая сказка», описывающего детские воспоминания автора о родных местах, людях, проживающих там.
Жанровая направленность произведения представляется автобиографическим рассказом, написанным в направлении реализма.
Основной темой рассказа является изображение преемственности семейных традиций, патриотизма и любви к родной земле, к ее историческому прошлому.
Композиционная структура рассказа имеет отличительную особенность, заключающуюся в наличии двух авторов. Повествование в произведении начинается первоначально от лица маленького мальчика, а в финале рассказчик представляется взрослым человеком.
Основная сюжетная линия раскрывается посредством описания приезда в деревню городского фотографа в довоенный период и встречи с сельскими жителями.
Главным героем рассказа является Витя, представленный в образе маленького мальчика, живущего с дедушкой и бабушкой, отличающийся шаловливостью и непоседливостью. В один из дней Витя, накатавшись на горке со своим другом Санькой, заболевает и не принимает участие в фотосъемке всего класса, о чем очень сильно переживает.
Второстепенными персонажами рассказа являются Санька, друг главного героя, представленный в образе настоящего приятеля, верного и преданного, готового на самоотверженный поступок, отказываясь от участия в фотосъемке, поддерживая больного товарища, бабушка, изображенная доброй старой женщиной, любящей своего единственного внука, а также учитель Евгений Николаевич, являющийся уважаемым в деревне человеком, любящий свою профессию, отличающийся интеллигентностью, образованностью, вежливостью, дружелюбием. Именно от учителя Витя получает памятную фотографию, на которой он сам отсутствует, что является примером доброты и сопереживания.
Характерной особенностью произведения является раскрытие автором проблематики человеческих взаимоотношений, касающихся не только главного персонажа, но и всех деревенских жителей. Описывая поступок Саньки, отказавшегося ради друга от участия в фотосъемке, рассказ учит читателей умению отказа ради дружбы от важного и знаменательного события. Кроме того, изображая отношение бабушки к внуку, писатель демонстрирует положительные человеческие черты в качестве доброты, сострадания, заботы о ближнем.
2 вариант
Современные люди привыкли к своим изображениям, запечатленным в разные моменты их жизни. Их разнообразию давно никто не удивляется. Особой значимости они не имеют. Совсем иначе к снимкам относились в довоенной России. Они делались редко, порой оставались единственным воспоминанием. История одной фотографии – так кратко можно передать сюжет произведения.
Астафьев в очередной раз обращается к своему детству, вспоминает историю, надолго оставшуюся в его памяти. Недаром приезд фотографа в деревню, где живет рассказчик, называет важным событием. Школьные уроки были прерваны, а гостя устроили жить к самому грамотному человеку. Снимки должны получиться хорошие.
Школьники гадают: кто из них будет красоваться на почетных местах снимка? Фотография должна всех объединить.
Санька с Витькой не были прилежными учениками, поэтому на видные места не рассчитывали. Они не обсуждали, какой будет фотография, просто занимались привычными делами. Подрались, ушли на гору, где до одури катались на санках.
Особое место в рассказе снова отведено Екатерине Ивановне, мудрой, терпеливой бабушке рассказчика. Она пытается вылечить внука, у которого после катания сильно разболелись ноги. Приговаривает, причитает. Речь героини напевная. Кажется, что она ругает внука. Но это звучит ласково, совсем не обидно.
Образы учителей не оставляют читателя равнодушным. Это они позаботились о приезде фотографа. Добрых, чутких, глубоко порядочных и образованных, педагогов уважали в селе. Они сами содержали школу, топили печь, проводили мероприятия в местном клубе. Деревенские жители помогали им. Бабы приносили продукты, присматривали за ребенком, давали жизненные советы.
Евгений Николаевич приходит домой к своему ученику, приносит фотографию, на которой нет изображения мальчика. В этом поступке ярко видно уважение к ребенку, сочувствие, стремление помочь. Учитель и учительница навсегда остались в памяти мальчика.
Саньки тоже не было на фотографии. Он поддержал Витю, отказался фотографироваться без друга. В мелочах проявляется настоящая дружба.
Картины деревенской жизни, суровой природы, сибирский говор сельских жителей делают повествование душевным, наполненным особенной нравственной красотой.
Рассказ учит сохранять память, уважительно относиться к учителям, любить малую родину.
Вариант 3
Сюжет автобиографического рассказа В.П.Астафьева очень прост (в глухое сибирское довоенное село Овсянка по приглашению учителя приезжает фотограф, чтобы сделать снимки школьников) но, несмотря на кажущуюся непритязательность, он не исчерпывает содержание произведения. Читателю, с неослабевающим вниманием следящему за повествованием, становится важно не столько то, чем же закончится история с фотографией, сколько описание уклада сибирской деревни, ее традиции и обычаи, которые рисует автор.
С первых же строк произведения мы знакомимся с главными героями рассказа: автором-повествователем Витей Потылицыным и его лучшим другом, Санькой. Это они должны были по всем канонам старинной фотографии сидеть в самом последнем ряду, потому что первые предназначались для умных и прилежных учеников. А мальчишки ни этой зимой, ни предыдущей не отличались, ни в учебе, ни в поведении. Расстроившись, друзья отправились кататься с горы на санках, и эта забава обернулась для них настоящей трагедией. Вечером у Вити случился приступ ревматизма. Промучившись всю ночь от нестерпимой боли в ногах, под утро он уснул, а проснулся лишь тогда, когда Санька зашел за ним, чтобы идти в школу фотографироваться. Но больные ноги не слушались, и мальчик вынужден был остаться дома. Санька, жалея друга, решил тоже никуда не ходить. А бабушка, Катерина Петровна, после выздоровления внука пообещала отвезти обоих друзей в район, чтобы там сделать из фотографии в фотоателье.
Фотограф сделал общий снимок без главных героев, а саму карточку, на обороте которой крупным бабушкиным почерком было выведено «Овсянская начальная школа 1-й ступени» Вите в дом принес школьный учитель. Так, следуя за автором в лирических отступлениях, мы знакомимся с остальными героями этого рассказа, которых немало. И Овсянка предстает перед нами не абстрактным, а живым селом, где люди ругаются, дерутся, иногда выпивают, ребятишки болеют и проказничают, собаки лают, по вечерам в домах слышится стук замершего гостя, самым уважаемым человеком в селе является учитель, а главным событием для всей деревни, безусловно, становится приезд фотографа. И теперь, спустя годы, автор бережно хранит уже пожелтевший снимок, на котором нет ни его, ни Саньки, без тени иронии или насмешки вглядываясь в оторопелые лица. Это живая память, бередящая душу воспоминаниями. Многих из его одноклассников уже давно нет в живых, они погибли на фронте, но навсегда остались живыми и молодыми в сердце автора.
8 класс
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ произведения Фотография, на которой меня нет
Популярные сегодня темы
- Противоречия теории Раскольникова, в чем противоречия сочинение
Раскольников главный герой романа «Преступление и наказание» Достоевского. Сам Родион был обычным бедным студентом, которым пытался помочь всему миру, но после понимал, что многое не в его силах.
- Обобщающий смысл образа Хлестакова, его актуальность в наши дни
Центральным образом данной замечательной комедии явился персонаж по фамилии Хлестаков, который был раскрыт автором очень ярко, удачно и реалистично. В его образе раскрывается вся суть петербургского чиновничества в те времена
- План главы Фаталист романа Герой нашего времени Лермонтова
Печорин находится две недели в казачьей станице, офицеры привыкли вечерами собираться и играть в карты. Однажды вечером, они начинают разговор о том, что у каждого есть судьба, которая написана на небесах.
- Анализ главы Любани (Путешествие из петербурга в Москву Радищева)
Нечасто в русской литературе встретишь книгу в которой собрано большое количество очерков на различные темы и между собой мало связанные временем. Путешествие из Петербурга в Москву
- План рассказа Жизнь и воротник Тэффи
Оля Розова – главная героиня, честная и преданная женщина, живет в окружении таких же честных людей на протяжении трех лет. Но, когда она пришла за покупками в Гостиный двор
Анализ «Фотография, на которой меня нет» Астафьев
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 583.
Обновлено 12 Июля, 2021
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 583.
Обновлено 12 Июля, 2021
Рассказ Астафьева «Фотография, на которой меня нет» – это небольшое автобиографическое произведение, где автор описывает приезд фотомастера в его родную деревню. Фотограф снимал сельских школьников, а сам мальчик, не вовремя заболевший, не попал на снимок, отсюда и смысл названия рассказа. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом произведения «Фотография, на которой меня нет». Материал может быть использован при подготовке к уроку литературы в 8 классе по данному плану.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Краткий анализ
Год написания – 1968 г.
История создания – Приезд из города фотографа фотографировать сельских школьников. Фотография, попавшая в руки писателя, напомнила о прошлом, и так началась история создания рассказа.
Тема – В своём рассказе писатель раскрывает тему семейных традиций, тему патриотизма и любви к родине, к её истории, тему дружбы.
Композиция – Особенность композиции рассказа Астафьева заключается в том, что повествование идёт от лица рассказчика – сначала маленького мальчика, а заканчивается зрелым взглядом взрослого человека.
Жанр – Автобиографический рассказ.
Направление – Реализм.
История создания
Виктор Астафьев создал большое автобиографическое произведение, одной из частей которого является рассказ «Фотография, на которой меня нет». Сам писатель говорит о том, что хотел написать о своей родной Сибири, о людях, её населяющих, о своём детстве.
Писатель хотел донести до читателя идею родства, связи поколений. В рассказе описываются главные герои – бабушка и внук, их тёплые, родственные отношения, что показывает преемственность поколений. Именно бабушка даёт понятия внуку о доброте и дружбе, о сострадании и заботе о ближнем, она учит его жизни.
Писать большую книгу автор начал в 1956 году с небольших рассказов о своём детстве. Рассказ «Фотография, на которой меня нет», был опубликован в сборнике Астафьева «Далёкая и близкая сказка», год написания – 1968.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тема
Автобиографический рассказ Астафьева повествует о жизни сибирской деревни в довоенные годы.
Анализ произведения «Фотографии, на которой меня нет» даёт понять, какой глубокий смысл содержит это творение автора. В рассказе чётко прослеживается основная мысль, касающаяся каждого человека. Историческая тема, тема родственных отношений, о которых должен помнить каждый человек, тема дружбы и взаимопонимания, верности и любви – все эти проблемы охвачены в этом небольшом, но содержательном рассказе.
В своей истории писатель рассказывает о приезде в деревню городского фотографа, и это считается значительным событием для каждого из сельчан. Действие происходит в довоенное время.
Главный герой, вместе со своим другом, намокнув в снегу, заболел и не смог пойти в школу. Бабушка всеми средствами пытается вылечить внука, чтобы он скорее выздоровел, смог сходить сфотографироваться, но усилия любящей бабушки тщётны, болезнь крепко приковала мальчика к постели. К нему приходит друг Санька и, когда видит, что Витя не может идти, тоже отказывается сниматься. Так проверяется настоящая дружба. Какое великодушное сердце и какую сильную волю надо иметь, чтобы отказаться от такого события, которое, может, больше и не повторится. На примере Санька, становится ясно, чему учит рассказ, а именно, умению отказаться ради дружбы от всего дорогого, важного и неповторимого, Санька понял, что именно такой поступок в данный момент является самым важным, и не только для больного друга, но и для него самого. Это настоящий пример самоотверженности и великодушия.
В рассказе проблематика отношений касается не только главного героя, но и всех жителей деревни.
В рассказе присутствует образ учителя, уважаемого человека в деревне. Это интеллигентный, образованный человек, вежливый и дружелюбный. Жители деревни относятся к нему с уважением, прислушиваются к его мнению. Женщины приносят ему деревенские угощения, помогают его жене с маленьким ребёнком, делают это ненавязчиво и незаметно. Подшивают учителю валенки, помогают с дровами. Городской житель, он полностью отдаётся своей работе, самоотверженно променяв городскую жизнь на воспитание и обучение деревенских ребятишек. Именно учитель принёс Вите фотографию, где сняты деревенские школьники, а самого Вити нет. Это тоже пример доброты и сопереживания.
Повзрослев, Витя смотрит на эту фотографию, где запечатлены школьники на фоне его родного дома, и перед ним встают образы тех людей, которые жили с ним рядом, учились и работали. Фотография хранит на себе события тех далёких дней, являясь частью истории.
Именно об этом хотел сказать автор в своём произведении, что надо свято беречь в памяти прошлое, ведь без него нет и будущего.
Композиция
В композиции произведения, автор использует характерную для него особенность рассказа – два рассказчика. На протяжении всей истории события довоенного времени описываются глазами ребёнка, наивного и непосредственного, верящего в счастливое будущее. И лишь в самом конце появляется взрослый рассказчик, который смотрит на старое фото и видит всё прошедшее время глазами человека, пережившего войну, потерявшего на ней многих из тех, кто остался лишь на этой фотографии. Довоенный период и война – всё это проходит перед глазами читателя. Хотя в рассказе и нет описания военной трагедии, это подразумевается само собой, и в этом заключается особенность композиционного построения рассказа. Сделав такой вывод, читатель по-другому начинает относиться к жизни, к старым фотографиям, на которых хранится история.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Фотографии, на которой меня нет».
Жанр
Небольшой рассказ «Фотография, на которой меня нет», входит в автобиографическое произведение писателя «Последний поклон», чей жанр определяется как повесть, состоящая из рассказов. Рассказ «Фотография, на которой меня нет» является одной из глав «Последнего поклона».
Произведение писателя автобиографично не только для него, но и для читателей. Все события близки и узнаваемы, герои настолько реальны, что многие из читателей узнают в них себя и своих близких и дальних родственников. В создание этой книги писатель вложил всю свою душу, и поэтому она так дорога и понятна каждому.
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Илья Столяров
8/10
-
Илья Киселёв
9/10
-
Наталья Садовская
8/10
-
Анастасия Нехороших
8/10
-
Павел Родков
10/10
-
Татьяна Воронова
10/10
-
Магибр Шок
10/10
-
Эъзоза Бердиёрова
9/10
-
Ирина Чеснова
10/10
-
Мигунова Юлия
8/10
Рейтинг анализа
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 583.
А какую оценку поставите вы?
- Сочинения
- По литературе
- Астафьев В.П.
- Анализ рассказа Фотография, на которой меня нет
Многие произведения Астафьева автобиографичные. Он писал книги для детей о событиях, произошедших с ним в деревне. Писатель обращал много внимания на взросление ребёнка, складывание его характера и формирования личности. Я хочу поговорить о произведении «Фотография, на которой меня нет».
Все ждали, когда в деревню приедет городской фотограф, это считалось грандиозным событием. Действие происходило в довоенное время.
Главный герой Витя не смог присутствовать при съёмке, потому что заболел. Бабушка старалась его вылечить разными способами, но усилия не принесли результата. Здесь нужно обратить внимание на то, что как бы бабушка не ругала Витю и не была довольна его поведением, но она заботилась о внуке. Такое часто бывает в хорошей семье. Каким бы шалуном, может даже плохим ребёнком не был сын или внук, но его всё равно любят. Надеяться, что он исправиться.
Когда Санёк, друг главного героя, узнал, что тот не может пойти фотографироваться, то принял решение тоже не идти. Это был поступок настоящего друга, жертвенный. Я думаю, что Санёк для данного решения приложил много усилий. Он мечтал об этом снимке, хотел его всей душой и сердцем, но сделал выбор в пользу Вити, чтобы поддержать его.
В рассказе есть образ учителя, человека, которого все уважали. Он описан как дружелюбный, образованный мужчина. Женщины деревни помогали ему, как могли, оставаясь в тени. Приносили ему подарки, помогали жене с ребёнком, подшивали валенки. Этот учитель променял городскую, насыщенную жизнь на глушь ради своей профессии и чужих детей, что достойно уважения. Именно этот человек понимал, как много значит сделанная фотография для Вити, поэтому он её принёс.
Когда Витя повзрослел и посмотрел на эту фотографию, он вспоминал тех людей, которые заботились о нём, работали и учились. Автор этим хотел сказать, что нужно с уважением и трепетом относится к воспоминаниям о прошлом. Ведь если подумать, то без прошлого не было бы настоящего и будущего.
От себя хочу сказать, что дети часто бывают безответственными, не задумываются о последствиях и это печально. Ведь если у человека назначается важное событие, то он старается беречь себя, чтобы посетить его. В этом же произведении я увидела другую ситуацию. Если представить себе другой исход событий, то из-за сильной болезни Витя мог даже умереть, потому что медицина тогда была на низком уровне. Он должен быть благодарен бабушке за то, что она его выходила. К счастью, всё закончилось благополучно, мальчик выздоровел. Я надеюсь, что описанная ситуация станет жизненным уроком для читателей и поможет удержаться от безрассудных поступков в будущем.
Таким образом, в произведении ставится много тем, такие как дружба, любовь, важность семьи, образ хорошего учителя.
Произведение учит уважению к людям, работающим на селе
Вариант 2
История создания произведения
Рассказ «Фотография, на которой меня нет» был написан в 1968 г.
Рассказ автобиографичен, в нем рассказывается о событиях, которые происходили в 30-х годах 19-го в. В России в это время прошла коллективизация и началась борьба с кулачеством. Сейчас понятно, что основную массу кулаков составляли трудолюбивые зажиточные крестьяне.
Рассказ написан от первого лица. Композиция произведения интересна тем, что в начале произведения рассказчик – мальчик, а в конце – взрослый мужчина, вспоминающий о событиях детства.
Сюжет
Действие рассказа происходит в далеком сибирском селе Овсянка. Приезжий учитель создает там начальную школу. В этой школе учится главный герой рассказа, имя которого не упоминается. Из рассказа «Конь с розовой гривой» известно, что его зовут Витей.
В село приезжает фотограф, чтобы сделать снимок учащихся с учителями. Но накануне Санька каталя с горки и из-за переохлаждения у него обострился ревматизм. Поэтому он не смог пойти в школу и на фотографии его нет.
Учитель пришел к Саньке домой и принес снимок, который Санька сохранил на всю жизнь.
Рассказ Виктора Астафьева под названием «Фотография, на которой меня нет» написан в жанре автобиографического рассказа, то есть прототипом главного героя является сам автор, а описанные события по всей видимости имели место быть в реальности. Сюжет разворачивается в начале XX века, но само произведение увидело свет в 1968 году.
Композиция произведения такова: основная тема – приезд в село Овсянка фотографа, которого пригласил школьный учитель, для того чтобы запечатлеть учеников, но сюжет затрагивает и другие темы: раскулачивание, деревенские обычаи и люди, труд сельского учителя. Главный герой – мальчишка Виктор Потолицын. Он не смог пойти фотографироваться из-за болезни, о чём горько сожалеет. Сюжет делает отвлечение, описывает различные способы утепления на зиму окон в деревенских домах, затем описывает некоторых односельчан главного героя, а после того рассказывает о наблюдениях мальчика за растениями.
Навестить его приходит учитель. Он приносит Вите готовую фотографию, на котором его нет. Учителей в деревне очень уважают, особенно малограмотные и простецкие люди. О них заботятся, предоставляют продукты, дрова, оказывают различные услуги. Учителя в свою очередь работают с полной отдачей. Далее сюжет переходит на произошедшее не так давно раскулачивание и связанную с ним социальную драму. Затем снова возвращается к учительскому труду. Произведение заканчивается тем, что автор рассуждает о деревенской фотографии как таковой и её важности в истории народа. В рассказе, помимо фотографии, затронуто весьма много тем, и сюжет переходит от одной к другой. Данное произведение, в свою очередь, является частью большой повести, которая носит название «Последний поклон».
Главными героями произведения выступают мальчик Витя, его друг Санька, его бабушка Катерина, учитель Евгений Николаевич. Витя и Санька – друзья, хулиганистые деревенские мальчишки, не отличающиеся прилежанием в учёбе. Санька из солидарности с Витькой тоже не пошёл фотографироваться. Бабушка Вити – деревенская старушка, в чьей речи сильно выражен простецкий деревенский говор. Она часто употребляет архаизмы, некоторые слова выговаривает неправильно. Она добрая, хоть и ругает Витю за то, что он застудил ноги. Также она в своё время сильно помогла некоторым раскулаченным односельчанам, которых выгнали из их домов. Учитель – человек большого ума и сильной любовью к своему делу. Он, не щадя сил и средств обустраивает немудрёную сельскую школу, а также храбро защищает учеников от змеи, которая собирается на них напасть. Кроме главных героев имеется много второстепенных. Тема морали затронута в произведении весьма широко.
Анализ №3
В один из прекрасных дней Виктор Астафьев опубликовал большую автобиографическую книгу, частью которой является «Фотография, на которой меня нет». Автор хотел передать ту атмосферу, в которой жил сам, то есть местность, о людях, о своем детстве и о всем подобном. Если быть точнее, то автор хотел передать именно то время, в котором он жил, те связи поколений и многое другое.
Виктор занялся написанием этой книги еще в 1956 году, с небольших заметок о своем детстве. И спустя 12 года он превратил это уже в целый рассказ, который назвал «Фотография, на которой меня нет» и был опубликован в сборнике, который вышел в 1968 году.
В данном произведении автор придерживается исторической темы ну или если по-другому сказать тема отношений между родственниками, ведь это больше всего олицетворяет любовь, взаимопонимание и верность.
Витя – главный герой, проживающий у своей бабушки с дедушкой, ведет себя обычно плохо, любит проказничать, но несмотря на это, имеет настоящего друга.
Саня – тот настоящий друг Вити, верный и очень преданный своим по-настоящему близким людям.
Бабушка – добрая женщина вместе, с которой проживает Витя. Очень заботливая, всеми силами пыталась вылечить своего внука, чтобы тот пошел на событие, которое для него очень важно.
Евгений Николаевич – преподает в школе, у Вити и Саня, ну и конечно же у их одноклассников. Всегда встанет на защиту, даже чужих для него людей.
Если кратко, то Виктор Астафьев рассказывает о том, как он приехал в деревню, где проживал фотограф. Действия в данной книге происходят перед самой войной, когда об этом даже никто не подозревает.
Витя, который является главным героем в этом произведении, со своим преданным другом, пока играли в снегу, успели промокнуть до такой степени, что Витя заболел. Бабушка, что конечно же свойственно для них пытается его вылечить чем только можно, ради одной только лишь фотосессии, но все оказалось бесполезным. Они договаривались, что к нему придет его друг Саша, но когда он узнал, что главный горой болеет, отказался идти сам, чтобы Вите не было обидно, хотя он так хотел пойти. Таким способом и проявляется настоящая дружба.
В данном произведении автор решил использовать одну особенность, которая бы отличила его от других – два автора. В течении всей истории, все события рассказываются, так как это видит маленький ребенок, который хочет всего лишь счастливого будущего, и чтобы проблем было как можно меньше. Но в конце всего рассказа внезапно появляется еще один автор. Это тот же мальчик только уже спустя огромное количество времени, то есть когда Витя уже совсем вырос. Он смотрит на фото, которое когда-то в детстве ему принес учитель, после фотосессии, на которую он не смог попасть вместе со своим другом, так как главный герой заболел, видит людей, которые умерли во время войны, и осознает, как хотел бы к ним вернуться. Читая это произведения, люди должны понять насколько важно хранить какие-то предметы, которые передаются из поколения в поколение, фотографии и многое другое, что может напомнить о событиях, которые произошли в прошлом.
Анализ рассказа Фотография, на которой меня нет
Несколько интересных сочинений
- Сочинение по картине Н. Рериха Заморские гости 4 класс (описание)
Глядя на картину, я сразу обратил внимание на чаек. Они как будто стремятся пересечь неуловимые границы полотна и вот-вот вылетят на волю. Ярко-синее море тоже изображено так, что его глубина кажется реальной и туда можно окунуться
- Сочинение по картине Тихого Аисты 9 класс описание
Иван Антонович Тихий, уникальный русский художник, который написал картину «Аисты», она до сих пор удивляет всех художественных критиков своим величием и натуральностью
- Образ и характеристика Петра 1 в поэме Медный всадник Пушкина сочинение
Знаменитое произведение писателя «Медный всадник» подводит итог творчества о великом русском царе. Даже название поэмы показывает нам то, что автор рисует нам образ знаменитого в истории реформатора, Петра Великого.
- Сочинение на тему Мечта и реальность
Мечтать любят все, независимо от возраста, пола, занятости и материального положения. И если кто-то скажет, что предпочитает призрачной мечте осязаемую реальность, ему все равно никто не поверит.
- Книга — источник знаний сочинение для 5, 7, 8, 9 класс
С самого рождения начинается обучение человека. У кого-то оно длится до конца жизни. Есть разные способы обучения, но часто для этого мы используем книги. Ведь книга – это наш главный источник знаний.
Урок № 59 |
8а от 25.04. |
8б от 25.04. |
8в от 25.04. |
2018 |
Тема |
Автобиографический характер рассказа В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» |
|||
Цель урока: |
познакомить с творчеством В.П.Астафьева на примере рассказа «Фотография, на которой меня нет». |
|||
Задачи: |
||||
предметные: |
кратко познакомить учеников с личной и творческой биографией писателя; вызвать интерес к творческой работе; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения и пересказа; |
|||
метапредметные: |
формировать исследовательские навыки учащихся; развивать монологическую речь: понимание авторской позиции и умение высказать и доказать свою точку зрения на героя или проблему; развивать коммуникативную компетенцию учащихся и познавательную активность через исследовательскую работу на уроке; |
|||
личностные: |
вызвать личностно значимые переживания, затронуть личные потребности и интересы подростков, побудить к поиску ответов на свои жизненные вопросы в художественном тексте; способствовать процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей, обращаясь к памяти исторической, памяти человеческой, воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности. |
|||
Тип урока: урок-наблюдение. |
||||
Методы урока: беседа, работа с текстом, слово учителя. |
||||
Технология: технология проблемного обучения, технология критического мышления, педагогического сотрудничества. |
||||
Оборудование: учебник. |
||||
ХОД УРОКА |
||||
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ |
|||
|
||||
Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма-передачи. |
Приветствуют. Дежурные по классу отвечают. |
|||
|
||||
Проверка знания текста рассказа. Наизусть отрывка из рассказа. |
Решают тестовые задания. Взаимопроверка. |
|||
|
||||
Как много желтых снимков на Руси В такой простой и бережной оправе! И вдруг открылся мне и поразил Сиротский смысл семейных фотографий Огнем, враждой Земля полным-полна, И близких всех душа не позабудет…» Николай Рубцов. — Что поэт считает важным? Найдите ключевые слова в стихотворении Н. Рубцова. Старый желтый семейный снимок, который бережно хранится, связан с понятиями: «близкие», «душа», «память». Древние римляне говорили: «Времена меняются и мы меняемся вместе с ними». Время необратимо идет вперед, оставляя позади события, судьбы, нас вчерашних. Но память о прошлом живет в людях, без нее жизнь человека не может быть полноценной. Об этом напоминает нам художественная литература. Литература предупреждает нас, заставляет задуматься о том, что мы не должны быть «Иванами, не помнящими родства», что слово «память» должно быть священно. Прошлое не проходит бесследно, оно возвращается нам через воспоминания, предметы, произведения искусства, фотографии. -Я хочу, чтобы на уроке мы вернулись с вами в прошлое. |
Запись эпиграфа. |
|||
|
||||
Объявление темы урока, запись в тетрадь. Одной из глав “Последнего поклона” является рассказ “Фотография, на которой меня нет”. Это эпизод из жизни главного героя – Виктора Потылицына. Сегодня будем анализировать содержание рассказа В.П.Астафьева “Фотография, на которой меня нет”. |
Оформление тетради. |
|||
|
||||
Беседа по содержанию рассказа. |
Анализируют, обобщают, делают выводы. |
|||
— Каков сюжет рассказа? (Приезд фотографа. Витька простудил ноги и не смог сфотографироваться). Сюжет прост, значит, не события главные, а что-то другое. Что? — Найдите основную мысль рассказа. («Деревенская фотография – своеобразная летопись нашего народа, настенная его история»). -Объясните смысл этой фразы (История страны складывается из историй и судеб отдельных людей. Писателю дорого время его детства, ставшее историей. Фотография тех лет – часть этой истории). — В какое время происходит действие рассказа? (Действие происходит глухой зимой в середине 30-х годов 20 века в Сибири, в деревне Овсянка – родные места писателя). — Чем живет русская деревня в эти годы? — Какие лица выхватывает писатель для своей фотографии? (деревенские жители, Санька, Витька, бабушка Витьки, учителя) Работа по плану:
|
||||
1. Рассказ о деревенских жителях — Как вы думаете, почему приезд фотографа взбудоражил школу, учеников? Что вообще значило сфотографироваться в то время? (В деревни приезжали редко. Это было целое событие, разговоров хватало надолго. Фото бережно хранили). Взбудоражить (будоражить) –беспокоить, вызвать волнение. — Почему вся деревня решает, где поселить фотографа на ночь? 1) «всем хотелось угодить фотографу, чтобы он оценил заботу о нём и снимал бы ребят как полагается, хорошо снимал»; 2) человеческая забота – это характерно для деревенских жителей. 3) Как еще создает автор картину жизни людей в Овсянке? — «По окну, еще не заходя в дом, можно определить, какая здесь живет хозяйка…» — пишет автор. Перечитайте описания разных деревенских окон, определите по ним характер хозяек. |
||||
2. Рассказ о Витьке и Саньке — Почему Витька и Санька ведут себя плохо? (Они не лучшие ученики, им обидно. По сути, фотография должна всех объединить). -Почему полезли в драку? Почему “пропащие”? (Чтение отрывка: от слов“Весь длинный зимний вечер…” до “Тогда пошли мы…”). — Почему Витьки и Саньки не оказалось на фотографии? (Витька застудил ноги. Санька поступил как настоящий друг, решив тоже не сниматься; он чувствовал свою вину: ведь катались с горы вместе). — Что было причиной болезни ног у рассказчика Витьки в этот раз? Как это характеризует жизнь ребят в деревне? — Каким человеком становится герой рассказа? Подтвердите свои доказательства примером из текста. (Отзывчивый, любознательный). -Почему нет страшных картин сиротства, трудной жизни? Цель автора: показать формирование характера героя. Всё лучшее в нас прорастает в мире детства, где царят доброта, любовь, милосердие, уважение. А Витя похож на оживающие весной цветы, он тоже тянется к солнцу, свету, теплу. — Перечитайте слова Саньки, принявшего решение не сниматься. Почему в его речи так много повторов? Как этот поступок характеризует Саньку? («Ладно! – решительно сказал Санька .. закинул Санька удочку»). |
||||
3. Рассказ о бабушке — В рассказе есть ещё один герой, которому отведено много места. Это бабушка Витьки, которая лечит мальчика, чтобы тот смог сфотографироваться. — Какие ассоциации возникают у вас со словом “бабушка”? Запишем их на доске и в тетрадях: доброта, забота, старость, аккуратность, мудрость, знание лекарственных трав, морщинки, платок, очки, молитва, седина, натруженные руки, варежки, носки – вязание, сказки, пирожки, ласковая, справедливая. — А теперь наши ассоциации соотнесём с художественным образом бабушки Катерины Петровны: такой ли Астафьев изобразил свою героиню? (Соединяет многие качества, хранительница народной мудрости, семьи, защитница детей). — Какие воспоминания Виктора связаны с бабушкой? Как бабушка относится к внуку и как это ее характеризует? — Подтвердите примерами из текста Дополните текст: Лечила она меня: натерла мои ноги, укутала .. и вытерла .. «Спи, пташка ..». Утром меня бабушка унесла … Долго .. ноги, грела их …, парила .. Дома дала ложку .. После этого поила .. — Что особенного в речи бабушки? (Диалекты, народные обороты, приметы, присловья). -Почему автор тщательно воспроизводит речь героини? (Автору дорого в ней всё, в том числе и речь; хочет, чтобы читатель услышал живую, яркую, очень эмоциональную разговорную речь деревенской женщины). — Как любовь бабушки к цветам и украшению зимних окон характеризует ее? — отношение бабушки к людям: к учителю (приняла шапку, пальто; поставила самовар; всё, что было в доме – на стол). -Хорошая бабушка у Витьки? |
||||
4. Рассказ об учителях Виктора. — Вспомним, а с какой целью приезжает в деревню фотограф? (Сфотографировать учеников школы). — Кто был инициатором этого события? (учителя) -Какие детали в описании быта учителей объясняют, почему они не могли оставить у себя фотографа на ночевку? («Сами они жили в одной половине дома .. и был у них маленький парнишка- ревун. Во второй половине размещалась контора сплавного участка .. Такую персону, как фотограф, неподходяще было учителям оставлять у себя»). — Какую деталь в портрете учителя особо выделяет автор? («Лицо учителя хоть и малоприметное …». Главная деталь портрета — “немного печальные и оттого необыкновенно добрые глаза”). — Как относились к учителям в деревне? За что уважали? Чтение: Выборочный пересказ: За что уважали? Учителей уважают за вежливость, за то, что .. Учителей уважают за то, что в любое время дня и ночи к учителю можно прийти и … К учителю можно прийти и пожаловаться на кого угодно: … -В какой школе они начали работу? Комментированное чтение текста от слов: «А в какой школе начали работу наши учителя!» до слов «Это ли не достижение!». Исследовательская работа. -Заполните таблицу
Выхлопотать – добиться чего – либо хлопотами — С какой целью автор вспоминает поход на Лысую гору, историю со змеёй? (Этот эпизод раскрывает лучшие качества учителя: он был способен на подвиг, он мог пожертвовать жизнью, спасая своих учеников от змеи.). -Чему учил учитель деревенских ребят и чему он учился у жителей деревни? -Почему учитель приносит фотографию Витьке? “Я принёс тебе фотографию, — сказал учитель. — Одна из важных черт в характере учителя — уважение к ученику, который заболел и пропустил важное событие. -Как рассказчик вспоминает учителей спустя годы? Чтение: от “Прошли годы…” до конца абзаца. |
||||
|
||||
Разминку проводит учащийся. |
Разминка. |
|||
|
||||
Вывод: Жизнь учителя и учительницы – своеобразный подвиг: приехали в глухую сибирскую деревню. Городские жители, молоды, ребёнок, нет условий, но они не побоялись трудностей. Рассказ о школе 30-х годов и учениках — Опишите школу, в которой учился герой. На какие детали вы обратили внимание? Какие чувства испытали? — Перечитайте описание школьной фотографии. Какими вы представляете учеников “Овсянской начальной школы”? Над чем заставляет задуматься эта фотография? Анализ последней части рассказа. — Какие высокие нравственные ценности находит рассказчик, заглядывая в далекие годы своего детства? (Любовь, взаимное уважение, забота друг о друге, ответственность за свои поступки) — Чтение заключительной части рассказа “Школьная фотография жива до сих пор…” — В чем особенность построения этой части рассказа? Она построена на антитезе: война – мирная жизнь, фотография – летопись жизни. Автор вспоминает сначала фотографии военного периода – Первой мировой войны. Затем говорит и о смешных фотографиях, где тётка снята в шляпе, дядя – в кожаном шлеме, сдвинутом на глаза. Они смешные, но писатель не хочет смеяться. Ему не смешно. — Вся жизнь деревни в этих фотографиях, здесь и погибшие на войне. Смешные фотографии, связаны с трагедией жизни. Вывод: История страны, ее судьба складывается из историй и судеб отдельных людей. Фотография – это память человека и память народа, портрет эпохи. — Какое значение имела для Витьки фотография, на которой его не было? (Изображены школьные товарищи, погибшие на войне. Фотография разбудила память о событиях, которые помогли ему стать лучше, взрослее). — Какие чувства он испытывает, рассматривая фотографию? (Фотография воскрешает в памяти дорогие картины из далекого прошлого: события, людей, родные места). Зачитаем последний абзац: “Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история”. Как понимаете эти слова? (История заслуживает внимания и уважения.) А наш герой научился быть внимательным и уважительным. |
Анализируют, обобщают, делают выводы. |
|||
|
||||
|
Анализируют, обобщают, делают выводы. |
|||
|
||||
Выучить наизусть стихотворение Н.Рубцова «Привет, Россия…» на стр. 215 |
Запись в дневник. |
Тест по рассказу В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»
№ 1. Кого приехал запечатлеть фотограф?
А) Деревенский люд. Б) Стариков и старух. В) Работающих в поле. Г) Учеников Овсянковской школы.
№ 2. Как звали председателя сельсовета?
А) Тимоха. Б) Ванюха. В) Митроха.
№ 3. Где жили учитель и учительница?
А) В большом доме, построенном специально для них. Б) В дряхлом домишке. В) В избе лесника.
№ 4. Бабушка в средней комнате между рам клала мох вперемежку с брусничником. Для чего?
А) Убрать сырость. Б) Сохранить тепло. В) Для красоты.
№ 5. Как звали друга автора рассказа?
А) Петька. Б) Федька. В) Санька. Г) Яшка.
№ 6. На фото учитель и учительница…
А) внимательно смотрят в объектив. Б) очень грустные. В) Чему-то улыбаются едва заметно.
№ 7. Как обращалась бабушка к больному внуку?
А) «Спи, маленький!» Б) «Спи и больше не болей!» В) «Спокойной ночи, внучок дорогой!» Г) «Спи, пташка малая!»
№ 8.Что сказал учитель, успокаивая мальчика?
А) Не беда, ещё будет возможность сфотографироваться. Б) Фотограф, может быть, ещё приедет. В) Это не беда! Главное, что ты жив-здоров!
№ 9. Сколько времени не ходил в школу герой произведения?
А) Месяц. Б) Три дня. В) Больше недели. Г) Четыре дня. Д) Пятнадцать дней.
№ 10. Как звали бабушку героя рассказа?
А) Евгения Павловна. Б) Елена Васильевна. В) Екатерина Петровна. Г) София Александровна.
№ 11. Кто уговорил приехать в деревню фотографа и заснять ребят и школу?
А) Учитель. Б) Председатель сельсовета. В) Участковый уполномоченный.
№ 12. На какую гору пошли дети за цветами и саженцами для школьного двора?
А) На Чёрную. Б) На Новую. В) На Дальнюю. Г) На Лысую. Д) На Нижнюю.
№ 13. От кого учитель спас детей?
А) От волка. Б) От медведя. В) От змеи.
№ 14. Как звали учителя и учительницу?
А) Валентин Иванович и Валентина Ивановна. Б) Евгений Николаевич и Евгения Николаевна.
№ 15. Как учились счёту в деревенской школе?
А) На гвоздях и булавках. Б) На пуговицах и семечках тыквы. В) На спичках и палочках, выструганных собственноручно из лучины.
№ 16. Больному мальчику, смотревшему в окно, ничего не видать дальше…
А) дома тётки Лукерьи. Б) дома тётки Матрёны. В) дома тётки Авдотьи.
№ 17. Как называли сына учителя и учительницы?
А) Непоседа. Б) Шалун. В) Мальчишка-забияка. Г) Парнишка-ревун. Д) Любитель сладостей.
№ 18. Какие цветы бабушка стережёт пуще глаза?
А) Герань. Б) Фикус. В) Роза. Г) Пион.
№ 19. Фотограф на ночь был пристроен
А) к Петру Петровичу Самойлову. Б) к Ивану Ивановичу Чехову. В) в семью Львовых.
№ 20. Какая причёска была у учителя?
А) под кузнеца. Б) под шахтёра. В) под политику. Г) под революцию.
№ 21. Чем натирала ноги бабушка автору?
А) Рыбьим жиром. Б) Нашатырным спиртом. В) Одеколоном. Г) Подсолнечным маслом.
№ 22. Сколько лет было учителю?
А) лет 40. Б) лет 20. В) лет 45. Г) лет 25.
№ 23. Почему друзья не попали на фотографию?
А) Не захотели. Б) Болезнь одного из них. В) Их не пригласили из-за плохого поведения.
№ 24. К какому фотографу в городе обещала отвезти друзей бабушка?
А) Зайцев. Б) Перепёлкин. В) Волков. Г) Соловьёв.
№ 25. Для чего между рам был насыпан уголёк?
А) Обмёрзнуть стёклам не даёт. Б) Его боятся комары. В) От бессонницы.
№ 26. На какой войне полегли многие из запечатлённых на фотографии?
А) Русско-Японская. Б) Великая Отечественная. В) Гражданская.
№ 27. Рябина, находящаяся в окне, помогает
А) от болезни сердца. Б) от угару. В) от сглазу.
№ 28. Когда учителя начинали работать, на весь класс…
А) был 1 букварь и 1 красный карандаш. Б) было 5 букварей и 7 карандашей. В) 10 букварей и 20 карандашей.
№ 29. На свадьбах семья учителя
А) пила только сок. Б) просила выпивкой их не тревожить. В) предпочитала пить квас и молоко.
№ 30. Зачем уехал в город дедушка героя произведения?
А) Продавать картошку. Б) Продавать свёклу. В) Продавать морковь. Г) Продавать дрова.
№ 31. Какое в деревне уважение к учителю и учительнице?
А) Всеобщее, молчаливое. Б) Тихое, незаметное. В) Искреннее, тайное.
№ 32. Кто исправился после беседы с учителем?
А) Дядя Иван. Б) Дед Трофим. В) Кузнец Никон. Г) Плотник Архип. Д) Дядя Левонтий.
Ключ к тесту:
1. г. 2. в. 3. б. 4. а. 5. в. 6. в. 7. г. 8. а. 9. в. 10. в. 11. а. 12. г. 13. в. 14. б. 15. в. 16. в. |
17. г. 18. б. 19. б. 20. в. 21. б. 22. г. 23. б. 24. в. 25. а. 26. б. 27. б. 28. а. 29. б. 30. г. 31. а. 32. д. |
9
Рассказ Астафьева «Фотография, на которой меня нет» – это небольшое автобиографическое произведение, где автор описывает приезд фотомастера в его родную деревню. Фотограф снимал сельских школьников, а сам мальчик, не вовремя заболевший, не попал на снимок, отсюда и смысл названия рассказа. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом произведения «Фотография, на которой меня нет». Материал может быть использован при подготовке к уроку литературы в 8 классе по данному плану.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Краткий анализ
Год написания – 1968 г.
История создания – Приезд из города фотографа фотографировать сельских школьников. Фотография, попавшая в руки писателя, напомнила о прошлом, и так началась история создания рассказа.
Тема – В своём рассказе писатель раскрывает тему семейных традиций, тему патриотизма и любви к родине, к её истории, тему дружбы.
Композиция – Особенность композиции рассказа Астафьева заключается в том, что повествование идёт от лица рассказчика – сначала маленького мальчика, а заканчивается зрелым взглядом взрослого человека.
Жанр – Автобиографический рассказ.
Направление – Реализм.
Краткое содержание
Витя и Санька пошли гулять и кататься с обрыва. Главный герой серьезно намок и ночью тяжело заболел. У него был ревматизм и после переохлаждения проблема давала о себе знать. Бабушка сначала отругала непутевого внука, но потом начала его лечить. Но все ее усилия были напрасны, и Витя не мог встать с постели.
Накануне в школе предупредили о приезде фотографа. Дети были поражены, что снимать станут их. Не взрослых, не дома или другие важные моменты, а обычных школьников. После уроков они стали обсуждать, как нарядиться. Учитель с женой встретили фотографа и разместили его у десятника сплавконторы. Тот был человеком интеллигентным и воспитанным.
Ночь была тяжелой для Вити. У него очень болели ноги. Он кричал от боли, а бабушка обтирала его нашатырным спиртом. Утром стало очевидно, что мальчик надолго слег в постель. Он очень переживал из-за невозможности сфотографироваться. Когда Санька узнал о состоянии друга, то тоже отказался идти сниматься.
Позже учитель принес коллективную фотографию Вите. На ней не было его, но уже во взрослом возрасте он нередко рассматривал ее. Многие ребята не вернулись с войны, но память о них сохранилась.
История создания
Виктор Астафьев создал большое автобиографическое произведение, одной из частей которого является рассказ «Фотография, на которой меня нет». Сам писатель говорит о том, что хотел написать о своей родной Сибири, о людях, её населяющих, о своём детстве.
Писатель хотел донести до читателя идею родства, связи поколений. В рассказе описываются главные герои – бабушка и внук, их тёплые, родственные отношения, что показывает преемственность поколений. Именно бабушка даёт понятия внуку о доброте и дружбе, о сострадании и заботе о ближнем, она учит его жизни.
Писать большую книгу автор начал в 1956 году с небольших рассказов о своём детстве. Рассказ «Фотография, на которой меня нет», был опубликован в сборнике Астафьева «Далёкая и близкая сказка», год написания – 1968.
Посмотрите, что еще у нас есть:
- для самых компанейских — Главные герои «Фотография, на которой меня нет»
- для самых занятых — Читательский дневник «Фотография, на которой меня нет»
Детство Вити
В глухой сибирской деревне приезжий учитель открывает школу. В ней обучается озорной и жизнерадостный мальчик Витя. В селе ожидают приезда фотографа. Семья учителя думает, как удобнее разместить гостя. Они решают поселить его у односельчанина по фамилии Чехов, которого все считали образованным и начитанным человеком.
Школьники представляют, как они будут сидеть на фотографии. Ребята решили, что отличники разместятся в первом ряду, хорошисты встанут во второй ряд, а двоечники — сядут сзади. Такое решение не устроило Витю и его друга Саньку, потому что как раз они и должны были занять место в последнем ряду. Выразив недовольство общим решением, мальчишки убежали кататься на санках с высокой горы.
Вернувшись домой, Витя почувствовал, что ему нездоровится. От матери он унаследовал тяжелое заболевание — ревматизм, который сковывал ноги и вызывал сильную боль. Бабушка долго ругала его, но потом пошла за лекарством. Она растирала Витины ноги настойками, носила его в баню, но болезнь не отступала. Витя не мог ходить.
В день приезда фотографа он был вынужден остаться дома, так как самостоятельно не мог сделать ни шага. Из солидарности, или почувствовав свою вину, Санька тоже отказался идти фотографироваться. Этим поступком он доказал, что ради друга готов пожертвовать своей мечтой, хотя это стоило мальчику невероятных усилий.
Долгое время Витя провел дома. Ему осталось единственное развлечение — разглядывать картину за окном и то, что лежало между рамами: мох, угольки и грозди рябины. Он чувствовал себя одиноким и всеми забытым.
Спустя некоторое время к Вите заглянул учитель, который принес снимок, на котором не было главного героя и его лучшего друга. Визит учителя мальчик вспоминает с особым благоговением. Евгений Николаевич понимал, насколько фотография важна для мальчика, поэтому и навестил его.
Прошли годы. Мальчик вырос, но не забыл своего учителя. Он сохранил старую, пожелтевшую фотографию, на которой можно с трудом рассмотреть лица. Многие из одноклассников Виктора погибли во время войны, но снимок хранит память о детстве, проведенном в глухой сибирской деревне и ее жителях.
Тема
Автобиографический рассказ Астафьева повествует о жизни сибирской деревни в довоенные годы.
Анализ произведения «Фотографии, на которой меня нет» даёт понять, какой глубокий смысл содержит это творение автора. В рассказе чётко прослеживается основная мысль, касающаяся каждого человека. Историческая тема, тема родственных отношений, о которых должен помнить каждый человек, тема дружбы и взаимопонимания, верности и любви – все эти проблемы охвачены в этом небольшом, но содержательном рассказе.
В своей истории писатель рассказывает о приезде в деревню городского фотографа, и это считается значительным событием для каждого из сельчан. Действие происходит в довоенное время. Главный герой, вместе со своим другом, намокнув в снегу, заболел и не смог пойти в школу. Бабушка всеми средствами пытается вылечить внука, чтобы он скорее выздоровел, смог сходить сфотографироваться, но усилия любящей бабушки тщётны, болезнь крепко приковала мальчика к постели. К нему приходит друг Санька и, когда видит, что Витя не может идти, тоже отказывается сниматься. Так проверяется настоящая дружба. Какое великодушное сердце и какую сильную волю надо иметь, чтобы отказаться от такого события, которое, может, больше и не повторится. На примере Санька, становится ясно, чему учит рассказ, а именно, умению отказаться ради дружбы от всего дорогого, важного и неповторимого, Санька понял, что именно такой поступок в данный момент является самым важным, и не только для больного друга, но и для него самого. Это настоящий пример самоотверженности и великодушия.
В рассказе проблематика отношений касается не только главного героя, но и всех жителей деревни.
В рассказе присутствует образ учителя, уважаемого человека в деревне. Это интеллигентный, образованный человек, вежливый и дружелюбный. Жители деревни относятся к нему с уважением, прислушиваются к его мнению. Женщины приносят ему деревенские угощения, помогают его жене с маленьким ребёнком, делают это ненавязчиво и незаметно. Подшивают учителю валенки, помогают с дровами. Городской житель, он полностью отдаётся своей работе, самоотверженно променяв городскую жизнь на воспитание и обучение деревенских ребятишек. Именно учитель принёс Вите фотографию, где сняты деревенские школьники, а самого Вити нет. Это тоже пример доброты и сопереживания.
Повзрослев, Витя смотрит на эту фотографию, где запечатлены школьники на фоне его родного дома, и перед ним встают образы тех людей, которые жили с ним рядом, учились и работали. Фотография хранит на себе события тех далёких дней, являясь частью истории.
Именно об этом хотел сказать автор в своём произведении, что надо свято беречь в памяти прошлое, ведь без него нет и будущего.
Вариант 2
История создания произведения
Рассказ «Фотография, на которой меня нет» был написан в 1968 г.
Рассказ автобиографичен, в нем рассказывается о событиях, которые происходили в 30-х годах 19-го в. В России в это время прошла коллективизация и началась борьба с кулачеством. Сейчас понятно, что основную массу кулаков составляли трудолюбивые зажиточные крестьяне.
Рассказ написан от первого лица. Композиция произведения интересна тем, что в начале произведения рассказчик – мальчик, а в конце – взрослый мужчина, вспоминающий о событиях детства.
Сюжет
Действие рассказа происходит в далеком сибирском селе Овсянка. Приезжий учитель создает там начальную школу. В этой школе учится главный герой рассказа, имя которого не упоминается. Из рассказа «Конь с розовой гривой» известно, что его зовут Витей.
В село приезжает фотограф, чтобы сделать снимок учащихся с учителями. Но накануне Санька каталя с горки и из-за переохлаждения у него обострился ревматизм. Поэтому он не смог пойти в школу и на фотографии его нет.
Учитель пришел к Саньке домой и принес снимок, который Санька сохранил на всю жизнь.
Рассказ Виктора Астафьева под названием «Фотография, на которой меня нет» написан в жанре автобиографического рассказа, то есть прототипом главного героя является сам автор, а описанные события по всей видимости имели место быть в реальности. Сюжет разворачивается в начале XX века, но само произведение увидело свет в 1968 году.
Композиция произведения такова: основная тема – приезд в село Овсянка фотографа, которого пригласил школьный учитель, для того чтобы запечатлеть учеников, но сюжет затрагивает и другие темы: раскулачивание, деревенские обычаи и люди, труд сельского учителя. Главный герой – мальчишка Виктор Потолицын. Он не смог пойти фотографироваться из-за болезни, о чём горько сожалеет. Сюжет делает отвлечение, описывает различные способы утепления на зиму окон в деревенских домах, затем описывает некоторых односельчан главного героя, а после того рассказывает о наблюдениях мальчика за растениями.
Навестить его приходит учитель. Он приносит Вите готовую фотографию, на котором его нет. Учителей в деревне очень уважают, особенно малограмотные и простецкие люди. О них заботятся, предоставляют продукты, дрова, оказывают различные услуги. Учителя в свою очередь работают с полной отдачей. Далее сюжет переходит на произошедшее не так давно раскулачивание и связанную с ним социальную драму. Затем снова возвращается к учительскому труду. Произведение заканчивается тем, что автор рассуждает о деревенской фотографии как таковой и её важности в истории народа. В рассказе, помимо фотографии, затронуто весьма много тем, и сюжет переходит от одной к другой. Данное произведение, в свою очередь, является частью большой повести, которая носит название «Последний поклон».
Главными героями произведения выступают мальчик Витя, его друг Санька, его бабушка Катерина, учитель Евгений Николаевич. Витя и Санька – друзья, хулиганистые деревенские мальчишки, не отличающиеся прилежанием в учёбе. Санька из солидарности с Витькой тоже не пошёл фотографироваться. Бабушка Вити – деревенская старушка, в чьей речи сильно выражен простецкий деревенский говор. Она часто употребляет архаизмы, некоторые слова выговаривает неправильно. Она добрая, хоть и ругает Витю за то, что он застудил ноги. Также она в своё время сильно помогла некоторым раскулаченным односельчанам, которых выгнали из их домов. Учитель – человек большого ума и сильной любовью к своему делу. Он, не щадя сил и средств обустраивает немудрёную сельскую школу, а также храбро защищает учеников от змеи, которая собирается на них напасть. Кроме главных героев имеется много второстепенных. Тема морали затронута в произведении весьма широко.
Композиция
В композиции произведения, автор использует характерную для него особенность рассказа – два рассказчика. На протяжении всей истории события довоенного времени описываются глазами ребёнка, наивного и непосредственного, верящего в счастливое будущее. И лишь в самом конце появляется взрослый рассказчик, который смотрит на старое фото и видит всё прошедшее время глазами человека, пережившего войну, потерявшего на ней многих из тех, кто остался лишь на этой фотографии. Довоенный период и война – всё это проходит перед глазами читателя. Хотя в рассказе и нет описания военной трагедии, это подразумевается само собой, и в этом заключается особенность композиционного построения рассказа. Сделав такой вывод, читатель по-другому начинает относиться к жизни, к старым фотографиям, на которых хранится история.
Анализ произведения
В композиции рассказа можно выделить двух героев. Большая часть произведения ведется от лица ребенка и только в конце появляется взрослый. Именно выросший главный герой смотрит на фото и размышляет над тем, кто вернулся с войны, а кто нет. В тексте нет упоминаний о боевых действиях, но трагедия Великой Отечественной войны незримо чувствуется. После прожитых лет герой иначе относится к старым фото — они хранят память о людях.
Одна из ключевых мыслей произведения Астафьева — ради дружбы можно пойти на все. Витя сильно переживал из-за того, что не может пойти фотографироваться. Тогда Санька решил его поддержать и тоже не ходить. Именно этот поступок позволил показать, насколько важна для него дружба. Витя не просил такого самопожертвования, это была инициатива Саньки.
Имеет значение и образ учителя. Он вырос и учился в городе, но это не помешало ему отправиться в деревню. Там он самоотверженно учил детей. Жители очень уважают его:
- приносят угощения;
- подшивают ему валенки;
- помогают колоть дрова и т. п.
Именно учитель принес Вите фотографию. Спустя много лет главный герой посмотрел на ребят, которые снялись на фоне его дома. Он помнил каждого и фото было своеобразной летописью истории.
В рассказе Астафьев постарался донести важную мысль — нужно всегда помнить о прошлом, чтить его, иначе невозможно наступление будущего.
Жанр
Небольшой рассказ «Фотография, на которой меня нет», входит в автобиографическое произведение писателя «Последний поклон», чей жанр определяется как повесть, состоящая из рассказов. Рассказ «Фотография, на которой меня нет» является одной из глав «Последнего поклона».
Произведение писателя автобиографично не только для него, но и для читателей. Все события близки и узнаваемы, герои настолько реальны, что многие из читателей узнают в них себя и своих близких и дальних родственников. В создание этой книги писатель вложил всю свою душу, и поэтому она так дорога и понятна каждому.
Список и краткая характеристика героев «Фотография, на которой меня нет»
Главные герои:
- Витя Подтылицын растёт без матери, которая рано умерла, и отца, поэтому живёт в доме бабушки и деда. Добрый, отзывчивый, наблюдательный, старается прислушиваться к советам старших, но иногда поддаётся влиянию друзей.
- Бабушка – настоящая хозяйка дома и семьи. Она строгая, но справедливая, добрая и любящая.
Второстепенные персонажи:
- Санька – друг и сосед Вити, бесстрашный, заводила во всех шалостях, уважительно относится только к бабушке Катерине.
- Молодые учителя деревенской школы, прежде городские жители. Они увлечённые своим делом, целеустремлённые, доброжелательные, воспитанные, любят своих учеников.
- Дедушка – мягкий, доброжелательный, трудолюбивый человек.
- Тётка Авдотья – помощница по хозяйству в семье учителей. Решительная, отзывчивая, доброжелательная, хозяйственная.
Учитель
В школу Витя не ходил больше недели. Однажды к ним пришел учитель и принес фотографию. Катерина Петровна с огромным радушием и гостеприимством встретила его, мило беседовала, угостила чаем и поставила на стол угощения, какие только могут быть в деревне: «брусницу», «лампасейки» (леденцы в жестяной баночке), городские пряники и сушки.
Учитель у них в деревне был самым уважаемым человеком, ведь он учил детей грамоте, а также помогал местным жителям писать нужные письма и документы. За такую доброжелательность люди помогали ему дровами, молоком, за дитем присмотреть, а бабушка Екатерина Петровна его малышу заговорила пупок.
Содержание
- Историческая справка
- Краткий сюжет
- Автобиографичность
Рассказ Виктора Астафьева «Фотография, на которой меня нет» был написан в 1968 году. Если говорить о сюжете кратко, то прозаик рассказывает нам о событиях своего детства, прошедшего в маленьком сибирском селе Овсянка. Впоследствии рассказ вошел в состав повести «Последний поклон», посвященной Катерина Петровне, бабушке писателя.
Историческая справка
В начале 30-х годов XX века в русской деревне было жилось не очень хорошо. У крестьян не было никакой уверенности в завтрашнем дне. Уже прошла первая волна коллективизации, в селе появились дома выселенцев, среди которых были и родственники писателя по отцу. Но жизнь все-таки шла своим чередом. В Овсянке работала начальная школа, возглавляемая учителем, который был настоящим подвижником. Именно этот учитель, изо всех сил старающийся приобщить сельский люд к культуре, пригласил фотографа, чтобы сделать общее школьное фото.
Краткий сюжет
Для деревенской детворы приезд фотографа всегда был огромным событием. К этому готовились — нужно раздобыть хорошую одежду, а она была далеко не у всех, привести в порядок прическу, начиститься и отгладиться. Но самое главное было не в этом – ребята решили заранее распределить места на фотографии.
Место в первых рядах предназначалось для прилежных учеников. Двоечникам Витьке и Саньке такое распределение крайне не понравилось. Переругавшись с одноклассниками, они, в знак протеста, отправились кататься на санках с увала.
Уже вечером Витька, всю жизнь страдавший от ревматизма, глубоко раскаялся в своем поведении – у него разболелись застуженные ноги. Бабушка предприняла все меры для восстановления его здоровья, но обычные снадобья и лекарства не помогли.
На следующий день мальчик не смог пойти в школу, где уже работал фотограф. Из солидарности с другом Санька тоже отказался фотографироваться. Через много лет Астафьев, рассматривая общую школьную фотографию, вспомнил об этом случае, и описал его в своем произведении.
Автобиографичность
Автобиографический рассказ создан в жанре реализма. Автор с большой любовью описывает жизнь и быть обыкновенных русских людей, сибиряков. В речи бабушки он широко использует местный диалект, читать ее монологи необыкновенно интересно. Астафьев построил свое произведение, как рассказ в рассказе. Речь идет от лица взрослого опытного человека – на тот момент автору уже исполнилось 45 лет, и от лица младшего школьника, каким он был много лет назад.
Русская деревня с ее старинным патриархальным укладом, доживающая последние дни после коллективизации, в рассказе писателя выглядит привлекательно. Здесь всегда придавалось большое значение общественному мнению, выразителем которого была бабушка Катерина Петровна Потылицына.
Она принимала деятельное участие во всех событиях, происходящих в селе, и всем этим событиям давала справедливую оценку. В самой деревне неладно, ведь часть жителей раскулачили, выгнали из собственных домов. У власти в Овсянке оказался никчемный Болтухин, успевающий греть руки на имуществе выселенцев.
Астафьев – настоящий мастер художественного слова. Кратким описанием, несколькими штрихами он дает полную характеристику любому своему герою. Сельский учитель у него – настоящий просветитель, не жалеющий сил и времени на деревенских ребятишек.
Именно такие подвижники смогли сохранить живую душу у детей, растущих в непростое время, воспитать у них любовь к родной земле, к труду. В противовес рьяному сельсоветчику Болтухину, мнящему себя властью, скромный Евгений Николаевич был авторитетом настоящим, ведь его любили и уважали. В этом и заключается одна из проблем произведения.
На этом разбор истории создания подошел к концу. Мирного вам неба над головой, и до скорых встреч.
14
В чем Автобиографичность рассказа «Фотография на которой меня нет»
1 ответ:
0
0
Автобиографический рассказ Астафьева «Фотография, на которой нет меня» был написан в 1968 году, а впервые был опубликован в сборнике «Далёкая и близкая сказка».
в этом небольшом по объему произведении описывается жизнь сибирской деревни в 30-е годы 20-го века.
сюжетная линия рассказа на первый взгляд незамысловатая : ожидание приезда в село фотографа и переживания, связанные с этим знаменательным для жителей села событием
сам главный герой не попал на фотографию, по скольку накануне вместе со своим другом пробегал на улице, пришел домой весь промокший и заболел. Бабушка пыталась его лечить, а мальчик все переживает,что не попадет на съёмку фотографии. в итоге мальчик становится обладателем долгожданной фотографии, но самого его на ней нет. отсюда и название рассказа.
большинство героев рассказа — реальные люди
Читайте также
Мы с мамой купили много продуктов когда мы пришли домой мы доставали продукты и пакетов и клали на место но потом я достала масло и слышу какие то крики это масло кристалл что ему жарко и он растает мы конечно же удивились но я быстро положила его в холодильник он отблагодарил и просил не есть его мы согласились с этих пор мы каждое масло проверяли не кричит ли оно
Ну, Антей же был сыном Земли и силу свою, как бы, получал от нее напрямую, при непосредственном физическом контакте, причем, сила его прибавлялась при каждом новом касании к Земле. Даже от простой ходьбы он становился сильнее с каждым шагом. Но нрава он был далеко не дружелюбного, когда дело касалось наличия других великанов, кроме него самого. Не переваривал, короче, и все тут. Только со своими карликами и дружил. Да и не очень умен оказался, гордо поставив в известность Геракла, когда того черт принес, о секрете своей силы. Геракл оказался умнее, в рукопашную не полез, а просто поднял Антея над Землей и стал держать. Оторванный от Земли, тот испустил дух.
Лев николаевич Толстой
Ну сначала когда логрен убил там кого то ( имя забыла), над ассоль и над ним смеялись, даже в девочку камешками бросали,а потом когда принц грей приплыл все ахнули И ОН ЗАБРАЛ ИХ К СЕБЕ В ЗАМОК…
Золушку можно,классика ..