Тема: «Крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок»
Це л и:
— познакомить учащихся с крылатыми выражениями;
— указать на безграничные возможности великого, могучего русского языка;
— развивать речь, логическое мышление, память, внимание, воображение, умение употреблять крылатые выражения в своей речи;
— воспитывать интерес, любовь к родному языку, гордость, любознательность, самостоятельность.
Ход урока
Организационный момент
Приветственное слово, проверка готовности к уроку.
Проверка домашнего задания
Обсуждение предыдущей темы. Оценка сообщений учащихся
Целеполагание
Сколько себя помнит человек, он всегда задумывался над словом, своей речью, родным языком.
Мы можем гордиться русским языком. На нашем языке написаны замечательные памятники литературы и искусства, это язык науки, культуры и искусства.
Все вы скажите, что он не простой. Да. Но тем он и интересен, что богат множеством оттенков, значений и тайн.
Наш урок посвящен жемчужинам русского языка: пословицам и крылатым выражениям, которые делают нашу речь яркой, образной, выразительной.
Открытие нового знания
— Вы, конечно, замечали, что, кроме слов, для выражения наших мыслей мы используем и более сложные единицы языка – устойчивые сочетания слов. Можно, например, сказать так: у него денег много, а можно и так: денег у него куры не клюют. Или: снарядили его очень далеко, а можно сказать: послали его к черту на кулички.
Крылатые выражения – такие сочетания слов, в которых ничего нельзя заменить: ни какое-то слово, ни порядок этих слов. Их нельзя понимать буквально.
В нашей речи крылатые выражения, а их еще нередко называют фразеологизмами, используются в том виде, в котором они закрепились в языке.
А задумывались ли вы над тем, как возникли крылатые выражения? Можно, например, сказать: « Коля работает спустя рукава, а Петя засучив рукава…» Интересно, почему так говорят? Выражения спустя рукава и засучив рукава, появились в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами. У мужчин 95 см, а у женщин на 40 см больше. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами. Неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-то плохо, лениво – работают спустя рукава, а о людях, которые умело, работали – работают – засучив рукава. Хотя рукава могут быть короткие. Подобно этому выражению, все крылатые слова имеют свою историю возникновения.
— А как вы думаете, где чаще всего мы можем встретить крылатые выражения? (сказки)
V. Закрепления новых знаний и способов действий
— Крылатые выражения встречаются как в народных сказках, так и в литературных. А чем отличается народная сказка от литературной? (У народной сказки автором является народ, а у литературной – один писатель).
— Давайте выполним задание «Откуда эти строчки?»
1. У меня зазвонил телефон. («Телефон». Чуковский)
2. Петушок — Петушок
Золотой гребешок.
Масляна головушка
Шелкова бородушка
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку. («Петушок золотой гребешок»)
3. Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки. («Три медведя»)
4. Вдруг видит – стоит избушка, кругом себя поворачивается. В избушке старая Баба Яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками. («Гуси – лебеди»)
5. С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовется сам мальчишка? («Буратино»)
6. Сейчас потолкуем о книжке другой,
Тут синее море.
Тут берег морской.
Старик вышел к морю,
Он невод забросит
О жадной старушке
Рассказ тот пойдет.
А жадность, ребята,
К добру не ведет.
А кончится дело все тем же корытом,
Но только не новым, а старым. («Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкин)
—Устойчивые обороты были взяты из русских сказок. Многие вам знакомы. Отгадайте, из каких сказок появились такие выражения?
Встань передо мной, как лист перед травой. («Сивка-бурка»).
Рожки да ножки. («Серенький козлик»).
И растет ребенок там не по дням, а по часам. (Сказка о царе Салтане»).
Битый небитого везет. («Лиса и волк»).
По щучьему велению.
Рефлексия
Теперь, я думаю, ребята, вы имеете представление о том, что такое крылатые выражения, что за каждым из них скрывается интересная информация, сведения из истории нашего народа, о его жизни, культуре, обычаях.
Домашнее задание
Напишите небольшое сочинение на школьную тему, включив несколько крылатых слов и устойчивых выражений
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 33
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА».
Урок русского языка в 5 классе.
«КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ
КАК ОТРАЖЕНИЕ ИСТОРИИ, КУЛЬТУЫ
И ОБЫЧАЕВ РУССКОГО НАРОДА».
Учитель: Порфирьева Ольга Николаевна
г.ОЗЕРСК
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ.
Порфирьева Ольга Николаевна
учитель русского языка и литературы,
МОУ СОШ №33, г. Озерск.
Тема: «КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ КАК ОТРАЖЕНИЕ ИСТОРИИ, КУЛЬТУРЫ И ОБЫЧАЕВ РУССКОГО НАРОДА».
Язык есть исповедь народа,
В нем слышится его природа,
Его душа и быт родной…
П.А. Вяземский.
Цели:
— познакомить учащихся с крылатыми выражениями;
— указать на безграничные возможности великого, могучего русского языка;
— развивать речь, логическое мышление, память, внимание, воображение, умение
употреблять крылатые выражения в своей речи;
— воспитывать интерес, любовь к родному языку, гордость, любознательность,
самостоятельность.
Ход урока:
- Сообщение темы урока, целеполагание.
Исповедь народа! Почему «исповедь»? В древнерусском языке было слово ВЕДАТИ – «знать, иметь». От него возникло ПОВЕДАТЬ – «сообщить, рассказать». И вот исповедь – «откровенный рассказ обо всем, что есть, в том числе и самом тайном». В таком значении и употребил это слово в сочетании ИСПОВЕДЬ НАРОДА Петр Андреевич Вяземский, известный русский критик и поэт 19 века. Употребляя это сочетание, он хотел подчеркнуть, что язык открывает нам все свои тайники, потому что в словах и их значениях отразились и дошли до наших дней отзвуки очень далеких времен, факты жизни наших далеких предков, а также моральные заповеди, обычаи и культура.
- Новая информация.
Вы, конечно, замечали, что, кроме слов, для выражения наших мыслей мы используем и более сложные единицы языка – устойчивые сочетания слов. Можно, например, сказать так: у него денег много, а можно и так: денег у него куры не клюют. Или: снарядили его очень далеко, а можно сказать: послали его к черту на кулички.
Крылатые выражения – такие сочетания слов, в которых ничего нельзя заменить: ни какое-то слово, ни порядок этих слов. Их нельзя понимать буквально.
В нашей речи крылатые выражения, а их еще нередко называют фразеологизмами, используются в том виде, в котором они закрепились в языке. Может быть, кто-то назовет такие выражения?
III. Формирование знаний, умений, навыков.
- В русском языке существует немало таких выражений, которые иногда можно заменить одним словом. Давайте попробуем это сделать:
Во весь дух — … (быстро)
Морочить голову — … (обманывать)
В час по чайной ложке — … (медленно)
Рукой подать — … (близко)
— Можно ли понимать эти выражения буквально?
- Вот какое недоразумение может произойти, если их понимать буквально:
Замолчи, Петрусь, говорят!
Прикуси язык, говорят!
Он язык прикусил
И сильней заголосил!
— Что случилось с Петрусем?
— Почему это произошло?
— А как надо понимать выражение «прикуси язык»?
Дело в том, что такие сочетания слов не просто наборы слов, а маленькие произведения народного творчества.
Мы хорошо разбираемся, когда нужно сказать просто: «мало», а когда «с гулькин нос», «раз, два и обчелся» или «кот наплакал».
Образность таких выражений создается за счет «двойного видения». Вот, например, выражение «раз плюнуть». Вполне понятно, что плюнуть человеку не составит особого труда, отсюда и значение этой фразы – «очень легко сделать». А вот в журнале «Наука и жизнь» дается еще одно понимание этого выражения:
«Раз плюнуть» — это, пожалуй, самый удивительный способ охоты за ежами у некоторых средиземноморских улиток. Для них уничтожить ежа – раз плюнуть. Именно плюнуть. Такая улитка выделяет на ежа сразу около ста граммов сильнодействующей слюны, в состав которой входит серная и соляная кислоты.
- А теперь следующее задание: Я читаю стихотворение. Будьте внимательны и найдите в нем устойчивые обороты, запишите их и подумайте, что они означают.
а) Вешать можно на гвоздь
Полотенце и трость.
Лампу, плащ или шляпу,
И веревку, и тряпку.
Но никогда и нигде
Не вешайте носа в беде.
б) Оказался молодцом,
Смог осилить ношу,
Не ударил в грязь лицом
И не сел в галошу.
в) За окном едва
Пожелтела трава,
Два брата рубили дрова.
Один это делал спустя рукава,
Другой – засучив рукава.
- Из истории крылатых выражений.
Изучая историю русской фразеологии, мы углубляемся в историю народа. Фразеологизмы более, чем другие единицы языка, связаны с бытом, жизнью и верованиями народа.
Историю многих оборотов нам объяснить уже трудно, появились они очень давно. (Сообщения учащихся).
Выражения спустя рукава и засучив рукава появились в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин 95 см, а у женщин на 40см больше. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами. Неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-то плохо, лениво – работают спустя рукава, а о людях, которые умело работали – работают засучив рукава.
Хорошо нам известный оборот шиворот-навыворот родился в далекие времена и был связан с унизительным наказанием. Провинившегося барина сажали спиной вперед на старую лошаденку. Богатую одежду с расшитым воротником надевали наизнанку — шиворот-навыворот. В таком виде виноватого возили по улицам. И теперь мы говорим шиворот-навыворот, если оденемся не так. Но так можно сказать и не только об одежде, а еще и тогда, когда сделал что-то не так.
Все вы, конечно, слышали выражение кричать во всю Ивановскую. А связано это выражение с Московским Кремлем. Площадь в Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого называли Ивановской. На этой площади специальные люди – дьяки, оглашали указы, распоряжения и прочие документы, касавшиеся жителей Москвы и всего народа России. Чтобы всем хорошо было слышно, дьяк читал очень громко, кричал во всю Ивановскую.
- Некоторые устойчивые обороты были взяты из русских сказок. Многие вам
знакомы. Отгадайте, из каких сказок появились такие выражения?
Встань передо мной, как лист перед травой. («Сивка-бурка»).
Рожки да ножки. («Серенький козлик»).
И растет ребенок там не по дням, а по часам. (Сказка о царе Салтане»).
Битый небитого везет. («Лиса и волк»).
По щучьему велению.
-Как вы понимаете эти обороты?
- Игра «Допиши фразу»:
Поди туда — … (не знаю куда).
Скоро сказка сказывается — … (да не скоро дело делается).
Это все присказка, не сказка — … (сказка будет впереди).
-Как вы понимаете эти обороты?
- Некоторые обороты включают слова, называющие домашних и диких живот-
ных. Догадайтесь ( работа у доски).
Голоден как … (волк).
Хитер как… (лиса).
Труслив как … (заяц).
Неповоротлив как… (медведь).
Надут как … (индюк).
Нем как …(рыба).
- Игра «Четвертый лишний»: в каждой группе выражений найдите то, которое
является по своему лексическому значению лишним, и составьте с ним предложение.
а) хоть пруд пруди
кот наплакал
тьма-тьмущая
яблоку негде упасть
б) во все лопатки
сломя голову
черепашьим шагом
в мгновенье ока
в) слово в слово
тютелька в тютельку
вилами на воде писано
комар носа не подточит
г) попасть впросак
попасть на седьмое небо
попасть в переделку
попасть в переплет.
- Сценка «Три загадки».
Поссорились на перемене ребята, кричат друг на друга:
— Я тебе покажу, где раки зимуют!
— Ишь, разошелся, прямо из кожи вон лезет!
Тут подбежал к ребятам дежурный и давай их расталкивать. А они на него
напустились:
— Все сидишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами?
Тут дежурный как крикнет:
-Стойте, ребята! Разгадайте-ка свои загадки.
Кто сможет объяснить?
Не ссорьтесь!
Помните о том,
Что может быть беда.
В дым разругаетесь,
Потом – сгорите от стыда.
-Какие выражения встретились?
- Сообщения учащихся.
Выражение «показать, где раки зимуют» связано с историей нашего народа. Многие помещики любили полакомиться раками, а зимой их ловить было трудно: раки прячутся под коряги и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков из ледяной воды. Промерзнет в ветхой одежонке. Застудит руки и после этого человек часто серьезно болел. Отсюда и пошло: если хотят серьезно кого-то наказать, говорят: «Я покажу тебе, где раки зимуют».
« Лезть из кожи» и «спать с открытыми глазами» связаны с животным миром. Линяют, т.е. вылезают из своей кожи раки и змеи, когда она становится им мала. Спят с открытыми глазами рыбы.
- А теперь поработаем с текстом. (Текст у каждого на парте). Прослушайте текст, подумайте, какими словами из текста его можно озаглавить?
Однажды меня и моего младшего брата Дениску пригласил на рыбалку сосед дядя Юра.. Сказал, что знает такое рыбное место, где рыба сама так и ловится на крючок, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Обещал угостить ухой – пальчики оближешь. Словом, будет интересно, и мы не пожалеем. Он на этом деле собаку съел.
Мы с Дениской развесили уши и потеряли голову от счастья. Сломя голову побежали домой собирать снасти. В назначенное время мы ждали соседа у подъезда. Ждали час, два, три. Тут я понял, что дядя Юра просто морочил нам голову. Мой брат как заревет в три ручья от обиды. Я чувствовал себя не в своей тарелке. Вот так мы с братом попались на удочку.
— Итак, ваш вариант названия текста?
— Что означает это выражение?
— Какие еще выражения, употребленные в переносном значении, встретились в тексте? Запишите их в тетрадь.
IV. Итог.
Теперь, я думаю, ребята, вы имеете представление о том, что такое крылатые выражения, что за каждым из них скрывается интересная информация, сведения из истории нашего народа, о его жизни, культуре, обычаях.
М.А.Шолохов в предисловии к одному из изданий «Словаря живого великорусского языка» В.И.Даля писал: «Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времен дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков».
А чтобы знать больше о таких выражениях, нужно обращаться к специальным словарям и справочникам, которые называются фразеологическими.
Вашим домашним заданием будет написание небольшого сочинения, в котором бы вы употребили несколько крылатых фраз или оформить материал по какому-нибудь крылатому выражению, раскрывающему еще одну страничку истории нашего народа.
- Оценки.
— Ребята, вы все сегодня хорошо, активно, засучив рукава, работали. Никто не ударил в грязь лицом и не сел в галошу. Поэтому я решила наградить вас не только хорошими оценками, но и ценными подарками: телевизор, компьютер, видеокамеры, мобильные телефоны и даже автомобиль, которые любезно предоставили нам спонсоры – фирма «Рожки да ножки». Вручение будет сразу, как только рак на горе свистнет.
— Попались на удочку?
— Что, уши развесили?
А если серьезно, то вас ожидает приз «Пальчики оближешь». Смотрите, не проглотите язык и не отъешьте ум.
Угощение сладостями.
Урок №2.
Тема: «Крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок, источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения».
Цели и задачи урока:
-
Ознакомление детей с крылатыми выражениями. Обогащение словарного запаса.
-
Развитие у учащихся культуры владения родным языком: научить употреблять в своей речи слова из разных стилей языка.
-
Формирование представлений о безграничных возможностях великого могучего русского языка.
-
Развитие речи, логического мышления, памяти, внимания, воображения, умения употреблять крылатые выражения в своей речи.
-
Воспитание интереса, любви к родному языку, гордости, любознательности, самостоятельности.
Личностные УУД: овладение на уровне общего образования системой знаний и умений, навыками их применения в различных ситуациях.
Регулятивные УУД: проговаривание последовательности действий, умение работать по схеме, осуществление самоконтроля, выработка критериев оценки и умение определять степень успешности работы.
Познавательные УУД: самостоятельное создание способов решения проблемы, построение логической цепи рассуждений, представление информации в разных формах, освоение способов проверки.
Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь других. формулирование и аргументация своего мнения и позиции, умение устно и письменно выражать свои мысли, идеи.
Ход урока:
-
Вступительное слово учителя построено на материале статьи Е. Преображенской из книги «Кружок русского языка в школе». (Учебник, стр.55-56).
Выводы записываются в тетрадь.
-
Крылатые слова – это меткие, образные выражения, которые переходят из века в век от одного поколения к другому».
-
К крылатым словам относятся афоризмы, пословицы, поговорки, высказывания исторических деятелей, героев художественных произведений.
-
Крылатые слова украшают нашу речь, но пользоваться ими надо умело.
-
Изучение нового материала.
-
Сегодня мы изучим крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок. Но прежде я хотела бы напомнить имя великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова, басни которого обогатили русский язык большим количеством крылатых слов и выражений. В начальной школе вы изучали эти произведения. Хочу определить индивидуальное домашнее задание: 2 ученика (по желанию) должны выписать крылатые слова из знакомых басен.
-
История возникновения крылатых выражений.
Замечали ли вы, ребята, что для выражения наших мыслей мы используем устойчивые сочетания слов. Можно, например. сказать: « Коля работает спустя рукава, а Петя засучив рукава…» Интересно, почему так говорят? Выражения спустя рукава и засучив рукава, появились в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами. У мужчин 95 см, а у женщин на 40 см больше. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами. Неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-то плохо, лениво – работают спустя рукава, а о людях, которые умело, работали – работают – засучив рукава. Хотя рукава могут быть короткие.
Вывод Крылатые выражения – такие сочетания слов, в которых ничего нельзя заменить: ни какое-то слово, ни порядок этих слов. Их еще называют фразеологизмами, которые можно заменить одним словом. Значение крылатых выражений объяснить трудно, но все же попробуем.
Практическая работа.
В нашем учебнике содержится богатый материал по теме урока. Выполним некоторые упражнения. Узнаем, хорошо ли мы знаем родной язык.
-
Упр. №54. Завершите устойчивые выражения, которые используются в сказках.
-
Упр.51. Записать крылатые слова и выражения, распределяя их по источникам происхождения: а) из истории; б) из русских народных сказок; в) из художественных произведений.
-
Крылатых слов и выражений также большое количество находим в русских народных и литературных сказках. Например:
—Ни много ни мало.
— Ни в сказке сказать, ни пером описать.
— Ни свет ни заря.
-В некотором царстве, в некотором государстве.
-Не садись на пенек, не ешь пирожок.
Обращаю ваше внимание на стр.61, где в рамочке помещены эти устойчивые выражения. Их особо выделили авторы учебника, потому что важно грамотно писать.
-
Предлагаю устроить соревнования с целью выявления самого лучшего знатока крылатых выражений. Мне нужен помощник, который поможет мне в этой работе.
Определите значения следующих фразеологизмов:
во весь дух – быстро;
морочить голову – обманывать;
в час по чайной ложке – медленно;
рукой подать – близко;
ни в сказке сказать, ни пером описать – красиво, великолепно;
пальчики оближешь – очень вкусно;
развесить уши — поверить;
потерять голову от счастья – сильно обрадоваться.
Закончите крылатое выражение:
-Встань передо мной, ( как лист перед травой).
— Рожки да (ножки).
-Кому корешки, (а кому вершки).
-Битый небитого ( везет).
-По щучьему веленью. ( по моему хотенью).
— Поди, туда – (не знаю куда).
-Скоро сказка сказывается – (да не скоро дело делается).
-Это все присказка не сказка – (сказка будет впереди).
— И растет ребенок там не по дням, (а по часам).
Поди туда — … (не знаю куда).
Скоро сказка сказывается — … (да не скоро дело делается).
Это все присказка, не сказка — … (сказка будет впереди).
Некоторые обороты включают слова, называющие домашних и диких животных. Продолжите:
Голоден как … (волк).
Хитер как… (лиса).
Труслив как … (заяц).
Неповоротлив как… (медведь).
Надут как … (индюк).
Нем как …(рыба).
Игра «Четвертый лишний»: в каждой группе выражений найдите то, которое является по своему лексическому значению лишним, и составьте с ним предложение.
а) хоть пруд пруди
кот наплакал
тьма-тьмущая
яблоку негде упасть
б) во все лопатки
сломя голову
черепашьим шагом
в мгновенье ока
в) слово в слово
тютелька в тютельку
вилами на воде писано
комар носа не подточит
г) попасть впросак
попасть на седьмое небо
попасть в переделку
попасть в переплет.
Соедините правильно 2 части крылатого выражения.
1. Попятился, как А. мышь
2. Задрожал, как Б. рыба
3. Затаился, как В. рак
4. Онемел, как Г. черепаха
5. Втянул шею, как Д. заяц
А. Скоро сказка сказывается, 1. по усам текло, в рот не попало.
Б. Это всё присказка, 2. да добра наживать.
В. Я там был, мёд-пиво пил, 3. да не скоро дело делается.
Г. Стали они жить-поживать, 4. добрым молодцам урок.
Д. Сказка ложь, да в ней намёк, 5. сказка будет впереди
IV. Итог.
Теперь, я думаю, ребята, вы имеете представление о том, что такое крылатые выражения, что за каждым из них скрывается интересная информация, сведения из истории нашего народа, о его жизни, культуре, обычаях. А чтобы знать больше о таких выражениях, нужно обращаться к специальным словарям и справочникам, которые называются фразеологическими.
V. Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке мы тоже говорили о богатстве и красоте родного русского языка. Сейчас я приглашаю к доске тех учеников, которые нашли и записали высказывания великих людей о бережном отношении к русскому языку. Затем выступают ученики, которые сумели выполнить творческое задание.
VI. Вашим домашним заданием на следующий урок будет 1) упр. №52. Выпишите из данных стихотворений крылатые слова и выражения. Объясните их значение.
2) Напишите небольшое сочинение на школьную тему, включив несколько крылатых слов и устойчивых выражений. Выполните одно задание по вашему выбору.
Автор: Кузнецова Анна Валерьевна
Организация: МКОУ «Ванинская СОШ» Октябрьского р–на Курской области
Населенный пункт: Курская область, Октябрьский район, д. Ванина
Цели: ознакомление с устойчивыми сочетаниями слов, крылатыми выражениями и источниками их возникновения.
Личностные: умение анализировать собственную работу, сотрудничать с учителем и сверстниками, умение точно и с достаточной полнотой выражать свое мнение.
Предметные: распознавать крылатые выражения, отличать их от фразеологизмов, уместно употреблять их в речи, выявлять образность русских устойчивых выражений.
Метапредметные: уметь оценивать результаты деятельности своей и чужой, систематизировать материал, полученный на уроке, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию.
Ход урока
I. Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас с вами урок родного (русского) языка. С каким настроением вы пришли на урок? (учащиеся оценивают свое настроение используя смайлики разных цветов) Желаю вам такого же позитивного настроения до конца занятия!
II. Актуализация знаний
Просмотр мультфильма. https://disk.yandex.ru/i/i6rHfi92MRtNEA
Какие слова произнесла щука?
Помните ли вы, откуда взят этот фрагмент? В нашем учебнике есть текст, который связан с выражением «по щучьему веленью»
Давайте обратимся к учебнику: упр. 61, стр. 59 и прочитаем текст (ученики читают по абзацу). Обратите внимание, что в тексте пропущен фрагмент.
Какие же чудеса совершались в сказке при помощи волшебных слов?
Как вы понимаете слова из текста «источник крылатого выражения»?
Какова основная мысль этого текста?
В каком значении может употребляться сегодня устойчивое выражение «по щучьему веленью»? В каких ситуациях мы можем его использовать?
Итак, о чем же пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке?
(крылатые слова и источники их возникновения)
Какие цели мы поставим перед собой?
(Узнать, что такое крылатые слова и откуда они появляются)
Запись в тетради темы урока! (тема на слайде № 1, https://disk.yandex.ru/i/GZCPsV38OWQ3CA)
III. Теоретический материал. (стр. 60) Обсуждение.
(на слайде №2) Источники крылатых выражений:
-фольклор (сказки, былины);
-песни;
-кинофильмы;
-телепередачи;
— изречения исторических лиц.
Учитель: (слайд №3) Одним из средств образной и выразительной литературной речи являются крылатые слова. Название это восходит к Гомеру, в его поэмах «Иллиада» и «Одиссея» оно встречается много раз («Он крылатое слово промолвил» или «Между собой обменялись словами крылатыми тихо»). Гомер называл слова «крылатыми», потому что из уст говорящего они как бы летят к уху слушающего.
IV. Ребята, вы любите играть? Сейчас мы с вами проведем небольшую игру, которая называется «Угадай, откуда строчки»*. https://disk.yandex.ru/d/5f98G1ZLLa6lJg
На экране будут даны «крылатые выражения», а вам необходимо назвать источник возникновения каждого выражения (литературная сказка, народная сказка или басня) и название этого произведения, а также автора. Сначала давайте вспомним, чем отличаются литературная сказка и народная и, что называется басней.
Игра выводится на экран (правильное распределение на рабочей карточке к игре «Угадай, откуда строчки» https://disk.yandex.ru/i/NAkNAN4iNyNWIQ).
Физминутка:
Вы, наверное, устали?
— Устали!
— Ну, тогда все дружно встали,
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Вместе дружно повертелись
И за стол опять уселись!
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем:
— Один, два, три, четыре, пять.
— Открываем, поморгаем
И работать продолжаем!
V. Итак, «крылатые» — это слова и выражения, которые прочно закрепились в нашем языке, они образуют отдельную группу устойчивых выражений. Очень часто так называют фразеологизмы. Я предлагаю вам вспомнить некоторые из них и подумать, есть ли разница между фразеологизмами и крылатыми словами.
«Делать нечего Илюше-
Целый день он бьёт баклуши». (слайд №4)
Известен ли вам данный фразеологизм? В каком значении он употребляется?
Известно ли вам, как он появился? Давайте обратимся к фразеологическому словарю: https://www.youtube.com/watch?v=nAPJomdC28U&t=3s
Бить баклуши. В древности баклушами называли заготовки из осины, предназначенные для изготовления вещей домашнего обихода. Осина – материал, благодатный для такой работы: она легко режется, не трескается, не коробится. Поэтому и считали изготовление вещей из осины делом пустячным, легким, не требующим особого мастерства. От этого и пошло: бить баклуши – «дело несерьезное, ненастоящее дело».
«Куда ты ведешь нас? «Не видно ни зги», —
Сусанину с сердцем вскричали враги» (слайд №5)
Знаком ли фразеологизм? В каком значении употребляется? Как появился?
https://www.youtube.com/watch?v=i6cjrQy0AiY
Ни зги не видно. Что такое зга? Это старинное русское слово, которое произошло от стъга («стёжка, дорожка, тропинка»). Поэтому выражение ни зги не видно буквально означает «не видно тропинки, дороги, пути».
Но существует и другое мнение учёных, которые связывают этот фразеологизм с древним словом зга – «металлическое колечко на дуге у лошади, к которому прикрепляется повод». Это слово было очень употребительным в древности, и не было
человека, который бы не знал, что такое зга. В метель, пургу, темень, когда, сидя в санях, даже колечка на дуге не увидишь, ямщик обычно так и говорил: «Вот темень! Ни зги не видно!»
«Чтоб завтра на концерте
Мы выступить смогли,
Костюмы нам достаньте
Ну, хоть из-под земли».
https://www.youtube.com/watch?v=jEPtHrhY_f8&t=1s
Из-под земли достать. Сейчас это выражение просто значит: «Достать, во что бы то ни стало!» А вот раньше эти слова понимались почти буквально. В те времена, когда никаких банков не было, простые люди не знали, где и как сберечь от покражи и войны своё денежное достояние. Они хранили деньги под землёй, зарывали их. Когда крестьянин говорил барину, что у него нечем заплатить налог, барин топал ногами и кричал: «Из-под земли достань да отдай!» Это было вполне понятно обоим.
Учитель: О чем мы узнаем, когда знакомимся с историей возникновения фразеологизма? Знаем ли мы, кто автор? Есть ли разница между фразеологизмом и «крылатым выражением?
Творческое задание. https://disk.yandex.ru/i/3NAGV6Ejrj7Bkw
Распределите устойчивые выражения в два столбика:
1) крылатые слова; 2)фразеологизмы. Объясните значение одного из них и приведите пример употребления данного устойчивого выражения.
Это я, почтальон Печкин. Сесть в калошу. Зарубить на носу. А Васька слушает да ест. По щучьему велению. Спустя рукава. Остаться у разбитого корыта. У меня зазвонил телефон. Мороз и солнце, день чудесный! Бить баклуши. Ну, погоди! Заткнуть за пояс. Нам не страшен серый волк! Три девицы под окном. Сломя голову. Во все лопатки. Черепашьим шагом. Ребята, давайте жить дружно! (после проводиться проверка по эталону (слайд №6).
VII. Рефлексия.
Сегодня мы с вами хорошо поработали!
Давайте подведем итог! С чем мы сегодня познакомились?
Что такое крылатые выражения? Для чего они нужны?
Что является источниками этих выражений?
Кто впервые употребил понятие «крылатые выражения»?
Какие же вы молодцы!
Чтобы знать больше о таких выражениях, нужно обращаться к специальным словарям и справочникам крылатых слов и выражений, также есть еще достаточно много книг, которые помогут вам узнать много интересного, при изучении устойчивых выражений. (Круг чтения (слайд №7))
А теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке, используя соответствующий смайлик, и свое впечатление от данного урока.
Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня и получил заслуженную оценку.
Урок был интересен, урок был в определенной степени полезен для меня.
Пользы от урока я получил мало, и не было интересно.
Приложения:
- file0.docx.. 34,9 КБ
- file1.docx.. 15,2 КБ
Опубликовано: 08.04.2021
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
Тема: «КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ КАК ОТРАЖЕНИЕ ИСТОРИИ, КУЛЬТУРЫ И ОБЫЧАЕВ РУССКОГО НАРОДА».
Язык есть исповедь народа,
В нем слышится его природа,
Его душа и быт родной…
П.А. Вяземский.
Цели:
— познакомить учащихся с крылатыми выражениями;
— указать на безграничные возможности великого, могучего русского языка;
— развивать речь, логическое мышление, память, внимание, воображение, умение
употреблять крылатые выражения в своей речи;
— воспитывать интерес, любовь к родному языку, гордость, любознательность,
самостоятельность.
Ход урока:
Сообщение темы урока, целеполагание.
Новая информация.
Вы, конечно, замечали, что, кроме слов, для выражения наших мыслей мы используем и более сложные единицы языка – устойчивые сочетания слов. Можно, например, сказать так: у него денег много, а можно и так: денег у него куры не клюют. Или: снарядили его очень далеко, а можно сказать: послали его к черту на кулички.
Крылатые выражения – такие сочетания слов, в которых ничего нельзя заменить: ни какое-то слово, ни порядок этих слов. Их нельзя понимать буквально.
В нашей речи крылатые выражения, а их еще нередко называют фразеологизмами, используются в том виде, в котором они закрепились в языке. Может быть, кто-то назовет такие выражения?
III. Формирование знаний, умений, навыков.
В русском языке существует немало таких выражений, которые иногда можно заменить одним словом. Давайте попробуем это сделать:
Во весь дух — … (быстро)
Морочить голову — … (обманывать)
В час по чайной ложке — … (медленно)
Рукой подать — … (близко)
— Можно ли понимать эти выражения буквально?
Вот какое недоразумение может произойти, если их понимать буквально:
Замолчи, Петрусь, говорят!
Прикуси язык, говорят!
Он язык прикусил
И сильней заголосил!
— Что случилось с Петрусем?
— Почему это произошло?
— А как надо понимать выражение «прикуси язык»?
Дело в том, что такие сочетания слов не просто наборы слов, а маленькие произведения народного творчества.
Мы хорошо разбираемся, когда нужно сказать просто: «мало», а когда «с гулькин нос», «раз, два и обчелся» или «кот наплакал».
Образность таких выражений создается за счет «двойного видения». Вот, например, выражение «раз плюнуть». Вполне понятно, что плюнуть человеку не составит особого труда, отсюда и значение этой фразы – «очень легко сделать». А вот в журнале «Наука и жизнь» дается еще одно понимание этого выражения:
«Раз плюнуть» — это, пожалуй, самый удивительный способ охоты за ежами у некоторых средиземноморских улиток. Для них уничтожить ежа – раз плюнуть. Именно плюнуть. Такая улитка выделяет на ежа сразу около ста граммов сильнодействующей слюны, в состав которой входит серная и соляная кислоты.
А теперь следующее задание: Я читаю стихотворение. Будьте внимательны и найдите в нем устойчивые обороты, запишите их и подумайте, что они означают.
а) Вешать можно на гвоздь
Полотенце и трость.
Лампу, плащ или шляпу,
И веревку, и тряпку.
Но никогда и нигде
Не вешайте носа в беде.
б) Оказался молодцом,
Смог осилить ношу,
Не ударил в грязь лицом
И не сел в галошу.
в) За окном едва
Пожелтела трава,
Два брата рубили дрова.
Один это делал спустя рукава,
Другой – засучив рукава.
Из истории крылатых выражений.
Изучая историю русской фразеологии, мы углубляемся в историю народа. Фразеологизмы более, чем другие единицы языка, связаны с бытом, жизнью и верованиями народа.
Историю многих оборотов нам объяснить уже трудно, появились они очень давно. (Сообщения учащихся).
Выражения спустя рукава и засучив рукава появились в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин 95 см, а у женщин на 40см больше. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами. Неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-то плохо, лениво – работают спустя рукава, а о людях, которые умело работали – работают засучив рукава.
Хорошо нам известный оборот шиворот-навыворот родился в далекие времена и был связан с унизительным наказанием. Провинившегося барина сажали спиной вперед на старую лошаденку. Богатую одежду с расшитым воротником надевали наизнанку — шиворот-навыворот. В таком виде виноватого возили по улицам. И теперь мы говорим шиворот-навыворот, если оденемся не так. Но так можно сказать и не только об одежде, а еще и тогда, когда сделал что-то не так.
Все вы, конечно, слышали выражение кричать во всю Ивановскую. А связано это выражение с Московским Кремлем. Площадь в Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого называли Ивановской. На этой площади специальные люди – дьяки, оглашали указы, распоряжения и прочие документы, касавшиеся жителей Москвы и всего народа России. Чтобы всем хорошо было слышно, дьяк читал очень громко, кричал во всю Ивановскую.
Некоторые устойчивые обороты были взяты из русских сказок. Многие вам
знакомы. Отгадайте, из каких сказок появились такие выражения?
Встань передо мной, как лист перед травой. («Сивка-бурка»).
Рожки да ножки. («Серенький козлик»).
И растет ребенок там не по дням, а по часам. (Сказка о царе Салтане»).
Битый небитого везет. («Лиса и волк»).
По щучьему велению.
-Как вы понимаете эти обороты?
Игра «Допиши фразу»:
Поди туда — … (не знаю куда).
Скоро сказка сказывается — … (да не скоро дело делается).
Это все присказка, не сказка — … (сказка будет впереди).
-Как вы понимаете эти обороты?
Некоторые обороты включают слова, называющие домашних и диких живот-
ных. Догадайтесь ( работа у доски).
Голоден как … (волк).
Хитер как… (лиса).
Труслив как … (заяц).
Неповоротлив как… (медведь).
Надут как … (индюк).
Нем как …(рыба).
Игра «Четвертый лишний»: в каждой группе выражений найдите то, которое
является по своему лексическому значению лишним, и составьте с ним предложение.
а) хоть пруд пруди
кот наплакал
тьма-тьмущая
яблоку негде упасть
б) во все лопатки
сломя голову
черепашьим шагом
в мгновенье ока
в) слово в слово
тютелька в тютельку
вилами на воде писано
комар носа не подточит
г) попасть впросак
попасть на седьмое небо
попасть в переделку
попасть в переплет.
Сценка «Три загадки».
Поссорились на перемене ребята, кричат друг на друга:
— Я тебе покажу, где раки зимуют!
— Ишь, разошелся, прямо из кожи вон лезет!
Тут подбежал к ребятам дежурный и давай их расталкивать. А они на него
напустились:
— Все сидишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами?
Тут дежурный как крикнет:
-Стойте, ребята! Разгадайте-ка свои загадки.
Кто сможет объяснить?
Не ссорьтесь!
Помните о том,
Что может быть беда.
В дым разругаетесь,
Потом – сгорите от стыда.
-Какие выражения встретились?
Сообщения учащихся.
Выражение «показать, где раки зимуют» связано с историей нашего народа. Многие помещики любили полакомиться раками, а зимой их ловить было трудно: раки прячутся под коряги и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков из ледяной воды. Промерзнет в ветхой одежонке. Застудит руки и после этого человек часто серьезно болел. Отсюда и пошло: если хотят серьезно кого-то наказать, говорят: «Я покажу тебе, где раки зимуют».
« Лезть из кожи» и «спать с открытыми глазами» связаны с животным миром. Линяют, т.е. вылезают из своей кожи раки и змеи, когда она становится им мала. Спят с открытыми глазами рыбы.
А теперь поработаем с текстом. (Текст у каждого на парте). Прослушайте текст, подумайте, какими словами из текста его можно озаглавить?
Однажды меня и моего младшего брата Дениску пригласил на рыбалку сосед дядя Юра.. Сказал, что знает такое рыбное место, где рыба сама так и ловится на крючок, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Обещал угостить ухой – пальчики оближешь. Словом, будет интересно, и мы не пожалеем. Он на этом деле собаку съел.
Мы с Дениской развесили уши и потеряли голову от счастья. Сломя голову побежали домой собирать снасти. В назначенное время мы ждали соседа у подъезда. Ждали час, два, три. Тут я понял, что дядя Юра просто морочил нам голову. Мой брат как заревет в три ручья от обиды. Я чувствовал себя не в своей тарелке. Вот так мы с братом попались на удочку.
— Итак, ваш вариант названия текста?
— Что означает это выражение?
— Какие еще выражения, употребленные в переносном значении, встретились в тексте? Запишите их в тетрадь.
IV. Итог.
Теперь, я думаю, ребята, вы имеете представление о том, что такое крылатые выражения, что за каждым из них скрывается интересная информация, сведения из истории нашего народа, о его жизни, культуре, обычаях.
М.А.Шолохов в предисловии к одному из изданий «Словаря живого великорусского языка» В.И.Даля писал: «Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времен дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков».
А чтобы знать больше о таких выражениях, нужно обращаться к специальным словарям и справочникам, которые называются фразеологическими.
Вашим домашним заданием будет написание небольшого сочинения, в котором бы вы употребили несколько крылатых фраз или оформить материал по какому-нибудь крылатому выражению, раскрывающему еще одну страничку истории нашего народа.
Оценки.
— Ребята, вы все сегодня хорошо, активно, засучив рукава, работали. Никто не ударил в грязь лицом и не сел в галошу. Поэтому я решила наградить вас не только хорошими оценками, но и ценными подарками: телевизор, компьютер, видеокамеры, мобильные телефоны и даже автомобиль, которые любезно предоставили нам спонсоры – фирма «Рожки да ножки». Вручение будет сразу, как только рак на горе свистнет.
— Попались на удочку?
— Что, уши развесили?
А если серьезно, то вас ожидает приз «Пальчики оближешь». Смотрите, не проглотите язык и не отъешьте ум.
Угощение сладостями.
—Какие выражения встретились?
10. Сообщения учащихся.
Выражение «показать, где раки зимуют» связано с историей нашего народа. Многие
помещики любили полакомиться раками, а зимой их ловить было трудно: раки прячутся
под коряги и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян,
которые должны были доставать раков из ледяной воды. Промерзнет в ветхой одежонке.
Застудит руки и после этого человек часто серьезно болел. Отсюда и пошло: если хотят
серьезно кого—то наказать, говорят: «Я покажу тебе, где раки зимуют».
« Лезть из кожи» и «спать с открытыми глазами» связаны с животным миром. Линяют,
т.е. вылезают из своей кожи раки и змеи, когда она становится им мала. Спят с открытыми
глазами рыбы.
11. А теперь поработаем с текстом. (Текст у каждого на парте). Прослушайте текст, подумайте,
какими словами из текста его можно озаглавить?
Однажды меня и моего младшего брата Дениску пригласил на рыбалку сосед дядя
Юра.. Сказал, что знает такое рыбное место, где рыба сама так и ловится на крючок, что ни в
сказке сказать, ни пером описать. Обещал угостить ухой – пальчики оближешь. Словом, будет
интересно, и мы не пожалеем. Он на этом деле собаку съел.
Мы с Дениской развесили уши и потеряли голову от счастья. Сломя голову побежали
домой собирать снасти. В назначенное время мы ждали соседа у подъезда. Ждали час, два, три.
Тут я понял, что дядя Юра просто морочил нам голову. Мой брат как заревет в три ручья от
обиды. Я чувствовал себя не в своей тарелке. Вот так мы с братом попались на удочку.
— Итак, ваш вариант названия текста?
— Что означает это выражение?
— Какие еще выражения, употребленные в переносном значении, встретились в тексте?
Запишите их в тетрадь.
IV. Итог.
Теперь, я думаю, ребята, вы имеете представление о том, что такое крылатые
выражения, что за каждым из них скрывается интересная информация, сведения из истории
нашего народа, о его жизни, культуре, обычаях.
М.А.Шолохов в предисловии к одному из изданий «Словаря живого великорусского
языка» В.И.Даля писал: «Необозримо многообразие человеческих отношений, которые
запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времен дошли до нас в
этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев,
вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и
уродство предрассудков».
А чтобы знать больше о таких выражениях, нужно обращаться к специальным словарям и
справочникам, которые называются фразеологическими.
Вашим домашним заданием будет написание небольшого сочинения, в котором бы вы
употребили несколько крылатых фраз или оформить материал по какому—нибудь крылатому
выражению, раскрывающему еще одну страничку истории нашего народа.
V. Оценки.
— Ребята, вы все сегодня хорошо, активно, засучив рукава, работали. Никто не ударил в
грязь лицом и не сел в галошу. Поэтому я решила наградить вас не только хорошими оценками, но и
ценными подарками: телевизор, компьютер, видеокамеры, мобильные телефоны и даже автомобиль,
которые любезно предоставили нам спонсоры – фирма «Рожки да ножки». Вручение будет сразу, как
только рак на горе свистнет.
— Попались на удочку?
— Что, уши развесили?
А если серьезно, то вас ожидает приз «Пальчики оближешь». Смотрите, не проглотите
язык и не отъешьте ум.
Угощение сладостями.
Слайд 1
Описание слайда:
Крылатые слова
Русский язык. 5 класс.
.
Слайд 2
Описание слайда:
Крылатые слова-
это меткие выражения, часто краткие цитаты и афоризмы, получившие широкое распространение в живой речи на правах пословиц и поговорок.
Слайд 3
Описание слайда:
Замени одним словом
Во весь дух — ……. .
Морочить голову- …… .
Через час по чайной ложке-…. .
Рукой подать- …… .
Куда Макар телят не гонял – ……. .
Слайд 4
Описание слайда:
Проверь себя
Во весь дух – (быстро).
Морочить голову – (обманывать).
Через час по чайной ложке – (медленно).
Рукой подать – (близко).
Куда Макар телят не гонял – (далеко).
Слайд 5
Описание слайда:
Прочитай
Замолчи, Петрусь, говорят!
Прикуси язык, говорят!
Он язык прикусил
И сильней заголосил.
Слайд 6
Описание слайда:
Ответьте на вопросы
Что случилось с Петрусем?
Почему это произошло?
Как надо понимать
выражение
прикуси язык?
Слайд 7
Описание слайда:
Внимание!!!
Некоторые устойчивые обороты, ставшие крылатыми, были взяты из русских народных сказок. Многие из них вам знакомы.
Слайд 8
Описание слайда:
Из каких сказок появились, например, такие выражения:
встань передо мной, как лист перед травой;
рожки да ножки;
кому корешки, а кому вершки;
битый небитого везёт;
по щучьему велению, по моему хотению?
Как вы понимаете эти выражения?
Слайд 9
Описание слайда:
Закончите следующие крылатые слова, взятые из сказок:
поди туда – не знаю куда, …;
скоро сказка сказывается,…;
это всё присказка, ….
Как объяснить
эти выражения?
Слайд 10
Описание слайда:
Некоторые обороты включают слова, называющие домашних и диких животных.
Какие, по вашему, названия животных могут быть вписаны вместо точек:
голоден, как …
хитёр, как …
труслив, как …
неповоротлив, как …
надут, как …
нем. как …
Слайд 11
Описание слайда:
Спасибо за внимание!
Презентацию на тему «Крылатые слова и выражения»
(5 класс)
можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет
проекта: Русский язык. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам
заинтересовать своих одноклассников или аудиторию.
Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад — нажмите на
соответствующий текст под плеером. Презентация
содержит 33 слайд(ов).
Слайд 1
Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, как говорят, затаив дыхание? В таком случае, учитесь употреблять в своей речи меткие, краткие и образные выражения – фразеологизмы.
Ребята!
Слайд 2
Крылатые слова и выражения. Урок по фразеологии. Учитель: Т.Ю. Векшина
Слайд 3
Фраз хоровод крылатый Опять летит к ребятам. » Попробуйте — ка, братцы, Во всех нас разобраться! Значенья првильно понять, Почаще всё употреблять, Обидно нам бывает, Когда нас забывают».
Слайд 4
Откуда берутся фразеологизмы
Исконно русские сматывать удочки, расправлять крылья
Старославянские как зеницу око, не от мира сего
Крылатые слова из мифологии ахиллесова пята, нить Ариадны, дамоклов меч
Крылатые слова и выражения, созданные писателем Голый король Счастливые часов не наблюдают
Из разных профессий сгущать краски, ход конем, привести к общему знаменателю
Слайд 5
«В добрый час»
Идёт Маруся в первый класс Волнуется ужасно. Все ей желают: «В добрый час! Не хмурь бровей напрасно».
— это пожелание удачи, благополучия при начинании какого-нибудь нового дела.
Слайд 6
В один присест
Макс голодный как собака! Съел пельмени, два блина, Колбасу, рогалик с маком- Он и целого слона, Коль голодным будет, съест, Не моргнув, в один присест.
«В один присест» – значит сразу, за один раз.
Слайд 7
«Глухая тетеря»
Подружка подружке всё утро звонит, Но та к телефону совсем не спешит. Когда же и та дозвониться пытается, Подружка услышать её не старается. Я в эту историю сразу поверю, Ведь обе подружки – глухие тетери.
«Глухая тетеря» — так называют человека, который ничего не слышит, всё пропускает мимо ушей.
Слайд 8
«Забить тревогу»
Петух наш бдителен всегда, Чуть что забьёт тревогу: «Лиса в курятнике! Беда! Спешите на подмогу!»
«Забить тревогу» — значит обратить всеобщее внимание, громко просить о помощи, если грозит опасность и ты стремишься её предупредить.
Слайд 9
«Собачий холод»
Наташа Петрова гулять мастерица, Но лютого холода очень боится. Подружка её погулять приглашает, Наташа в ответ головою качает: «Я лучше сейчас порешаю задачи, Гулять не пойду, ведь холод собачий».
«Собачий холод» — так говорят о сильном морозе, когда на дворе очень – очень холодно. Не погуляешь!
Слайд 10
«Заварить кашу»
Очень любит Галя наша Заварить покруче кашу. Вдруг придумает такое, Что ребятам нет покоя. Успокойся, что ли, Галка, Разве нас тебе не жалко?
«Заварить кашу» — означает затеять сложное хлопотливое дело, которое не обойдётся без суеты и неразберихи.
Слайд 11
«Заткнуть за пояс»
Мишка и Лёшка на всех переменах В драку бросаются всенепременно. И побольней норовит каждый пнуть, И посильней тумаком угостить, Видно друг друга за пояс заткнуть Каждому хочется чтоб победить.
«Заткнуть за пояс» значит превзойти кого – то в чём — либо.
Слайд 12
«Встать не с той ноги»
Беда! Хоть из дому беги! Андрюша встал не с той ноги. Котлету на пол уронил Занозу в палец засадил, Разбил тарелку и стакан И поломал подъёмный кран. Ему советует сестра: «Не торопясь вставай с утра!»
«Встать не с той ноги» — скажут, если у человека с раннего утра дела не ладятся, ничего не получается.
Слайд 13
» Как снег на голову»
Егор уроки не учил, С вареньем чай на кухне пил. В дверях вдруг появился дед: -Уроки выучил иль нет? -Как снег на голову упал А я тебя совсем не ждал!
« Как снег на голову» — значит неожиданно, без предупреждения.
Слайд 14
» Как с гуся вода»
Опять контрольная у нас « Ох, сложная!», -твердит весь класс. А Саша твердит: «Ерунда!», Ему всё как с гуся вода.
« Как с гуся вода» — говорят, когда ничего человека не волнует, не трогает, ничего на него не действует.
Слайд 15
» Как рукой сняло»
Как надо убираться в классе, Заболевает бедный Вася. Но позовут играть в футбол – Вскочил, взял мячик и пошёл. А, может, Васе повезло? Все боли как рукой сняло?
« Как рукой сняло»- говорят про быстрое избавление от всех болезней
Слайд 16
» Гнаться за двумя зайцами»
В лесу увидев зайцев двух, Волк припустился во весь дух И даже не успел понять: Их не сумеет он поймать, Чтоб за двоими гнаться, Придётся разорваться. Такое и в делах бывает, И, как уж издавна ведётся, Лишь тот разумно поступает, Кто за два сразу не берётся!
«Гнаться за двумя зайцами» — взяться сразу за несколько дел и не довести ни одного до конца.
Слайд 17
» С луны свалиться»
На таблицу умноженья Смотрит Федя с удивленьем « Что за цифры на листочке, Что за крестики и точки? Т зачем мне это знать, Я же не люблю считать». Мама очень рассердилась: « Шутишь что ли, не пойму! Может ты с Луны свалился?»- Говорит она ему.
« Свалился с Луны» — говорят о человеке, который не знает и не понимает простых вещей.
Слайд 18
» До седьмого пота»
Пусть не спорится работа, Всё равно не отступай, Делай до седьмого пота И надежды не теряй!
« До седьмого пота» — делать что-то долго и упорно.
Слайд 19
» Довести до белого каления»
Очень любит мальчик Саша Добавлять варенье в кашу. Положить в тарелку может Без раздумья десять ложек. Он маме говорит: «Прости, Ведь каша без варенья Ребёнка может довести До белого каления».
« Довести до белого каления» — очень сильно разозлить человека.
Слайд 20
» Витать в облаках»
Вместо того, чтоб уроки учить, Андрей мечтает, Как отвечая у доски, Пятёрку получает. И это вовсе не смешно, Известно всем давным-давно: Те, кто витает в облаках, Имеют двойки в дневниках.
« Витать в облаках» — значит предаваться пустым фантазиям.
Слайд 21
» Без сучка, без задоринки»
Может гладкой быть доска, Без единого сучка. И её зашкурит мастер В пять минут наверняка. Могут так дела идти, Что всегда во всём везти Будет, сразу получаться Всё, за что решил ты взяться.
« Без сучка, без задоринки» — говорят тогда, когда всё получается гладко, без осложнений и помех.
Слайд 22
» Ни пуха ни пера»
Олег, Маринин старший брат, Совсем экзаменам не рад. Идёт уж третий раз сдавать, Да не успел всё прочитать. И вслед кричит ему сестра: Олег! Ни пуха ни пера!
« Ни пуха ни пера» — говорят, когда желают удачи, успеха в каком – то деле, начинании.
Слайд 23
«Зазеваться» означает отвлечься, пропустить что-то важное.
«Зазеваться»
Слайд 24
Подберите фразеологизмы
Слайд 26
Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох.
Прочитайте текст. Кто больше найдет фразеологизмов в тексте?
Слайд 27
– Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки. И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и в конце концов показать, где раки зимуют… (По Э.А. Вартаньяну)
Найдите в тексте фразеологизмы, которые имеют одинаковое значение? Назовите их. Каково их значение?
Слайд 28
Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов? Исправьте ошибки и запишите исправленные предложения. Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие. Женя остановилась, до глубины души восхищенная чудесной музыкой. Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать. Мы дружно работали сложа руки. Мы с другом долго спорили, но в конце концов нашли общий язык. У лягушки дух захватило от страшной высоты. Яшка сломя голову остановился.
Слайд 29
Определите, есть ли фразеологизмы в предложениях
Врач назначил больному лекарство через час по чайной ложке. Девочка болела и мама носила её на руках.
Слайд 30
Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал. Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила. Кирилл целый день бездельничал. Мы догадывались, что он нас обманывает. Первого сентября Уля проснулась очень рано.
Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите.
Слайд 31
Надо самому отвечать за свои поступки, а не прятаться … 2.На садовом участке ребята работали дружно, старались не ударить … 3.Бросились искать приезжего. а его и след … 4. У Сережи с Мишей дружба крепкая: их водой … 5.Ты всегда преувеличиваешь, делаешь из мухи … 6. Мы его расспрашиваем, а он словно воды … 7. Обиделся Петя на замечания товарищей, надулся как …
Вспомните фразеологические обороты, начало которых дано в тексте.
Слайд 32
Слайд 33
Литература http://tmn.fio.ru/works/97x/305/41.htm; dob.1september.ru/2001/09/11.htm ; http://www.encsite.info/; Дубровин М.И. Словарь «Русские фразеологизмы в картинках» – М.: Русский язык, 1981 г.; Даль В.Словарь «Пословицы и поговорки» – М.: Просвещение, 1957 г.