- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Анализ сказки Иван-царевич и Серый волк
Анализ сказки Иван-царевич и Серый волк
Жанровая направленность произведения представляет собой русскую народную сказку, не имеющую аналогов в мировой литературе.
Основной темой сказки является поиск счастья.
Главными персонажами произведения представляют царский сын по имени Иван, являющийся младшим из трех сыновей царя, справедливым и добросердечным юношей, и его верный друг Серый волк, отличающийся благородным и честным характером, умом и сообразительностью.
Сюжетная линия произведения повествует о трех сыновьях царя Берендея, двое из которых отличаются ленью, завистью и жестокостью. Царь поручает сыновьям охранять царский сад, в который постоянно прилетает Жар-птица, мечта его величества. Однако это юношам не удается, и царь отдает приказ об отправке сыновей на поиски волшебной птицы.
Братья выбирают различные пути поиска, а в дороге Иван-царевичу встречает Серый волк, который съедает его коня. После этого случая Иван и волк становятся лучшими друзьями, при этом волк неоднократно выручает юношу из беды, предотвращает его гибель, а также помогает преодолевать трудности, превращаясь и в Жар-птицу, и в Елену Прекрасную, и в коня с золотой гривой.
Финал сказки оказывается счастливым, хотя старшие братья совершают по отношению к Иван-царевичу предательство, забрав у него царевну и волшебную птицу. Однако ситуацию снова спасает Серый волк, придя к Ивану на помощь с помощью хитрости и лукавства.
Сказка демонстрирует для маленьких читателей почтительное, уважительное отношение к старшим, проявление сыновьей любви. Кроме того, на примере старших сыновей показывается соперничество в целях получения царского трона.
Средствами художественной выразительности в сказке является применение определенных смысловых обращений, присущих русскому народу, например, родимый батюшка, а также использование в качестве волшебных предметов золотой клетки, мертвой и живой воды, золотой гривы лошади, сказочной царевны, яблони с плодами из золота.
Смысловая нагрузка произведения заключается в проявлении дружбы, сострадания, заботы о близких и родных людях, в необходимости прислушивания к мудрым советам старших и умных людей.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ сказки Иван-царевич и Серый волк
Популярные сегодня темы
- Сочинение-миниатюра Иван Флягин Русский богатырь
Для нас образ богатыря рождает творчество народа, его мудрость и верования. Так былины повествуют нам о таких радетелях земли русской, как Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич.
- Главные герои рассказа Тургенева Певцы сочинение
В рассказе Ивана Тургенева «Певцы» рассказчик оказывается в селе, в котором соревнуются два местных артиста. В нем показана обыкновенная крестьянская жизнь, своеобразно связанная с искусством.
- Сочинение Анализ рассказа Тапер Куприна
«Тапер» — произведение Куприна, суть которого заключается в том, что истинный талант рано или поздно будет обнаружен и представлен широкой публике.
- Главные герои рассказа Хамелеон — характеристика персонажей
Особенностью юмористического рассказ А.П.Чехова «Хамелеон» является отсутствие описания автором своих героев. Характеристику героям можно дать лишь по их фамилиям и поступкам. Рассказ не большой по размеру
- Образ и характеристика Петра Муромского из повести о Петре и Февронии
Князь Петр — главный герой произведения Ермолая-Еразма «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Анализ сказки Иван-царевич и Серый волк
Жанровая направленность произведения представляет собой русскую народную сказку, не имеющую аналогов в мировой литературе.
Основной темой сказки является поиск счастья.
Главными персонажами произведения представляют царский сын по имени Иван, являющийся младшим из трех сыновей царя, справедливым и добросердечным юношей, и его верный друг Серый волк, отличающийся благородным и честным характером, умом и сообразительностью.
Сюжетная линия произведения повествует о трех сыновьях царя Берендея, двое из которых отличаются ленью, завистью и жестокостью. Царь поручает сыновьям охранять царский сад, в который постоянно прилетает Жар-птица, мечта его величества. Однако это юношам не удается, и царь отдает приказ об отправке сыновей на поиски волшебной птицы.
Братья выбирают различные пути поиска, а в дороге Иван-царевичу встречает Серый волк, который съедает его коня. После этого случая Иван и волк становятся лучшими друзьями, при этом волк неоднократно выручает юношу из беды, предотвращает его гибель, а также помогает преодолевать трудности, превращаясь и в Жар-птицу, и в Елену Прекрасную, и в коня с золотой гривой.
Финал сказки оказывается счастливым, хотя старшие братья совершают по отношению к Иван-царевичу предательство, забрав у него царевну и волшебную птицу. Однако ситуацию снова спасает Серый волк, придя к Ивану на помощь с помощью хитрости и лукавства.
Сказка демонстрирует для маленьких читателей почтительное, уважительное отношение к старшим, проявление сыновьей любви. Кроме того, на примере старших сыновей показывается соперничество в целях получения царского трона.
Средствами художественной выразительности в сказке является применение определенных смысловых обращений, присущих русскому народу, например, родимый батюшка, а также использование в качестве волшебных предметов золотой клетки, мертвой и живой воды, золотой гривы лошади, сказочной царевны, яблони с плодами из золота.
Смысловая нагрузка произведения заключается в проявлении дружбы, сострадания, заботы о близких и родных людях, в необходимости прислушивания к мудрым советам старших и умных людей.
Основные персонажи сказки
Главные герои:
- Иван-царевич – добрый, отважный, мужественный царевич, умеющий держать свое слово.
- Серый волк – храбрый, положительный персонаж, борющийся со злом, помогающий обиженным или слабым. Он бесстрашен и оберегает Ивана от всех опасностей, стоящих на пути.
Другие персонажи:
- Царь Берендей – отец трех сыновей, решивший испытать их жен.
- Старшие сыновья – старшие братья Ивана-царевича, лгуны, пьяницы и бандиты, они наобещали отцу с три короба, а сами отправились в местный кабачок, пропивать отцовское богатство.
- Кощей Бессмертный – могущественный колдун, которого одолел Иван-царевич.
- Елена Прекрасная – красавица-невеста Ивана.
Летающий конь
Наряду с другими животными в волшебных сказках фольклора разных стран часто упоминаются кони и орлы. Отдельное внимание стоит уделить обряду кормления орла, которого придерживались многие народы. Птицу забирали домой, откармливали, ухаживали, а потом убивали. После орла отсылали к духам, чтобы тот замолвил доброе слово о тех, кто хорошо о нем заботился. Вспомнить хотя бы слова орла главному герою из сказки «Василиса Премудрая и Морской царь»:
Не стреляй меня, царь-государь! Возьми лучше к себе да прокорми три года. В некое время я пригожусь тебе!
А что потом? После того как царь откормил птицу, она отвезла его за тридевять земель — то есть в потусторонний мир.
Похожую функцию в сказках выполняли и кони, которые почти всегда имели крылья, чтобы перемещаться между мирами.
Старик свистнул-гайкнул богатырским посвистом: «Сивко-бурко, вещий воронко!» Сивко бежит, только земля дрожит, из очей искры сыплются, из ноздрей дым столбом.
Фотография в шкафу помогла женщине похудеть на 60 кг
В рамках расследования его допрашивали 5 часов: новое дело Михаила Ефремова
BMW Gran Coupe 228i в 2021 году снизит стартовую цену на 2000 $
Помните этот отрывок из сказки «Сивка-бурка»? Волшебного коня Иван-дурак получил от умершего отца, после того как провел ночь на родительской могиле. Исследователи русского фольклора считают, что на самом деле лошадь была белой с синим отливом (отсюда и название). Коней именно такого окраса приносили в жертву древние греки. К слову, особое отношение к копытным этой масти было и у сибирских шаманов.
Коротко о тотемных животных: что это такое и откуда они появились
Понятие тотема, которое ввели в научный оборот лишь в 19 веке, было взято из национального языка североамериканских индейцев. В переводе слово означает «его род». Только родовая принадлежность определяется не по семейным/кровным узам, а по объединению человека и племени с каким-либо предметом, стихией, растением или животным.
Традиция различать себя по тотемам возникла из необходимости подчеркнуть собственную уникальность. Даже в древности люди стремились отличаться друг от друга. С помощью тотемов они связывали себя неразрывными узами с живой природой и потусторонним миром.
Тотем в этой взаимосвязи играл функцию защиты и оберега от нечистых и темных сил.
У русского народа символы тотемизма, а точнее, его отголоски сохранились в фольклоре, где принято почитать и величать представителей флоры и фауны.
Красивая природа и русская душа. Почему россияне в большинстве своём патриоты
Духи, благовония или освежители воздуха могут быть токсичны для кошек и собак
Ирина Круг рассказала о своих чувствах после потери мужа
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа с.Липовка
секция: филология
Две сказки об Иване — царевиче и Сером волке.
Работу выполнила
ученица 7 класса
МОУ-СОШ с.Липовка
Спиридонова Юлия
руководитель
Шувалова Е.В.
2013 год
Содержание:
1. Введение.
2. Основная часть:
а) Краткая биография В.А.Жуковского.
б) Особенности русских народных сказок.
в) Особенности литературной сказки.
г) Сравнение сказок.
3. Заключение.
4. Список литературы.
Введение.
Сказка – один из излюбленных жанров как детей, так и взрослых. Это, скорее всего, связано с тем, что традиционной чертой сказок является победа добра над злом, плюс к этому – интересный сюжет и небольшой объем произведения. Поэтому для исследования мы взяли две сказки – это русская народная сказка об Иване — царевиче, Жар-птице и Сером волке и «Сказка о Иване — царевиче и Сером волке» В.А. Жуковского.
Тема нашего исследования «Две сказки о Сером волке и Иване царевиче».
Актуальность исследования. Во-первых, мы уже сказали, что сказка – любимый жанр многих людей, а во-вторых, Василию Андреевичу Жуковскому 29 января (9 февраля) 2013 года исполнилось 230 лет со дня рождения.
Вот уже более двух веков произведения выдающегося русского поэта В. А. Жуковского занимают прочное место в круге чтения для детей. И, конечно же, прежде всего — его сказки. К жанру сказки он обращался дважды. В первый раз это было в 1831 году, в период «сказочного состязания» с А. С. Пушкиным. В августе-сентябре 1831 года были написаны «Сказка о царе Берендее», «Спящая царевна», «Война мышей и лягушек». «Сказка о Иване-царевиче и Сером Волке» — последняя сказка Жуковского, написана она в 1845 году. В основу сказки Жуковского положен сюжет русской народной «Сказки о Иване-царевиче, Жар-птице и Сером Волке». Однако, как всегда, поэт весьма вольно обращается с сюжетом. Сам Жуковский признавался: «Мне хотелось в одну сказку впрятать многое, рассеянное в разных русских народных сказках».
Общая цель предпринимаемого исследования – сравнить русскую народную сказку и литературную сказку, созданную В.А. Жуковским.
Задачи:
— познакомиться с произведениями
— познакомиться с краткой биографией поэта
— найти материал об особенностях жанра русской народной и литературной сказки
— обратить внимание на «многое, рассеянное в сказках», что отразилось в сказке об Иване царевиче и Сером волке.
Материалом настоящего исследования служат тексты русской народной сказки и сказки В.А. Жуковского.
Краткая биография Василия Андреевича Жуковского.
Необычайная судьба Василия Андреевича Жуковского достаточно хорошо известна.
Он родился 29 января 1783 года в селе Мишенском Белевского уезда Тульской губернии. Он был незаконным сыном помещика Афанасия Ивановича Бунина. Мать его — жившая в поместье Бунина турчанка Сальха, захваченная в плен в 1770 году при взятии крепости Бендеры. Отчество и фамилию будущий поэт получил от усыновившего его по просьбе Бунина мелкопоместного дворянина Андрея Жуковского. В Мишенском Жуковский провел свои детские годы, будучи любим в семействе Буниных, но рано почувствовал он необычность своего положения. Двусмысленность семейного положения Жуковского сказалась роковым образом на эмоциональной сфере его жизни. Роковую роль эта двусмысленность сыграла в личной жизни Жуковского — в истории его большой запрещенной любви к племяннице по отцу М. А. Протасовой. Взаимность любви еще сильнее усугубила трагедию поэта.
Несмотря на тяжесть личных переживаний и борьбу за счастье, на которую ушла вся его молодость, Жуковский с ранней юности преданно и с поразительным трудолюбием служил делу литературы. Сторонник М. Н. Карамзина, отстаивавшего современную проблематику и живой “разговорный” язык поэзии, Жуковский в 1808-1814 годах — деятельный сотрудник (а в 1808-1809 годах и редактор) журнала “Вестник Европы”, ранее издававшимся Карамзиным. С 1815 года он бессмертный секретарь литературного общества “Арзамас”, куда входил К. Н. Батюшков, П. А. Вяземский, лицеист Пушкин и многие другие. Чтобы “устроить” поэта, не имевшего материальных средств, влиятельные друзья рекомендовали его при дворе, и в 1815 году он стал чтецом при императрице Марии Федоровне, затем 1826 году ему было поручено возглавить обучение и воспитание наследника престола, будущего Александра II.
Либерал и вместе с тем монархист по своим воззрениям, а также, что очень важно, унаследовав просветительские принципы, Жуковский считал себя обязанным сделать все для образования наследника. Он пользовался доверием наследника и, несомненно, имел на него влияние.
Придворная служба отнимала большую часть времени. Только в 1841 году, в связи с совершеннолетием наследника, Жуковский ушел в отставку, рассчитывая вновь и целиком посвятить себя литературе. В том же году он женился на Елизавете Рейтерн, юной дочери немецкого художника, его старого приятеля. Он поселился в Германии, никак не предполагая, что разлука с отечеством станет вечной. Тяжелые семейные обстоятельства (болезнь жены) заставляли его все откладывать возвращение на родину.
Перед концом своей жизни Жуковский с семьей хотел переехать в Россию.
Все было готово, и отъезд назначен на 14 июля 1852 года. Но роковым образом переезд не осуществился: поэта настигла полная слепота. Он не оставил свой литературный труд и даже изобрел собственную “машинку”, чтобы иметь возможность продолжать писать. Остаток своей жизни Жуковский предполагал посвятить “Агасферу», “Илиаде”, а также обработке и изданию сказок разных народов мира. Это не осуществилось.
Двенадцатого апреля 1852 года Жуковский умер в Баден-Бадене. Согласно последней воле поэта, тело его было перевезено в Россию.
Особенности русских народных сказок.
Сказки на Руси известны с древних времен. В древней письменности есть сюжеты, мотивы и образы, напоминающие сказочные. Рассказывание сказок – старый русский обычай. Еще в давние времена исполнение сказок было доступно каждому: и мужчинам, и женщинам, и детям, и взрослым. Были такие люди, которые берегли и развивали свое сказочное наследие. Они всегда пользовались уважением в народе.
Слово сказка известна с XVII века. До этого времени употребляли термин «байка» или «басень», от слова » бать», » рассказывать». Впервые это слово было употреблено в грамоте воеводы Всеволодского, где осуждались люди, которые » сказки сказывают небывалые». Но ученые полагают, что в народе слово «сказка» употреблялось и раньше. Талантливые сказочники в народе были всегда, но о большинстве их них не осталось никаких сведений. Однако, уже в 19 веке появились люди, которые поставили своей целью собрать и систематизировать устное народное творчество.
Русские народные сказки чрезвычайно разнообразны, богаты художественной палитрой и значимостью. Их национальная специфика сказывается в языке, в бытовых подробностях, в характере пейзажа, уклада жизни, преимущественно крестьянской. Сказки имеют и определенную идейную направленность, и прежде всего гуманизм, в котором кроется ее долголетие и жизнеспособность в наши дни. Условно сказки подразделяются на: волшебные, авантюрные, бытовые и о животных. Причем в сказке традиционно присутствуют добрые и злые герои (отрицательные и положительные); устоявшиеся эпитеты: Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, красна девица, добрый молодец, весна-красна и др.
Сказки имеют традиционную композицию:
— зачин (запевка): «Жили-были… В некотором царстве, в некотором государстве…»
— интересное, непредсказуемое развитие сюжета, кульминацию, с непременно торжествующим добром
— развязку.
В сказке часто употребляется троичность повторов: три дороги, три брата 33 года и т.д. В конце используются присказки: «и я там был»; «стали они жить-поживать и добра наживать».
Русская народная сказка – это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность («сказка ложь, да в ней намек»). Русская сказка — один из самых популярных и любимых жанров фольклора. В ней присутствует ощущение истинной поэзии, которая открывает читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.
Особенности литературной сказки.
В отличие от фольклорного произведения, литературная сказка имеет конкретного автора, неизменный текст, зафиксированный в письменной форме, чаще всего она больше по объему. Но самое главное заключается в своеобразии содержания и формы литературной сказки, которая отличается от народной следующими особенностями:
— В литературной сказке сильнее выражена изобразительность, т. е. более подробно, детально и красочно описаны место действия, события, внешний облик персонажей.
— Для литературной сказки характерен не свойственный фольклору психологизм, т. е. углубленное исследование внутреннего мира, переживаний персонажей.
— В связи с этим образы-персонажи литературной сказки – это не обобщенные маски-типажи народной сказки, а неповторимые индивидуальные характеры.
— Для литературной сказки, как и для любого литературного творения, свойственна ярко выраженная авторская позиция: читатель понимает, кого из персонажей автор любит, что он ценит, что ненавидит.
Литературная сказка выражает авторское понимание жизни, которое может в чем-то и совпадать с фольклорными ценностями. Однако чаще всего автор стремится выразить собственные идеи и представления о жизни.
Все это приводит к тому, что литературная сказка позволяет увидеть «лицо» автора, его пристрастия и ценности, его духовный мир. Это принципиально отличает ее от народной сказки, в которой отражены общенародные идеалы, а личность конкретного сказителя стерта.
Сравнение сказок.
Прочитав оба произведения, мы обращаем свое внимание на то, что Жуковский взял сюжет русской народной сказки. Поэтому и в том, и другом произведении мы видим общих героев: это и Иван-царевич, и Серый волк, и Елена Прекрасная. Общность состоит и в развитии сюжета. Сказки начинаются с того, что у царей (в одном случае это царь Берендей, в другом царь Демьян Данилович) начинают красть золотые яблоки. Виновницей оказывается жар-птица. Смог обнаружить похитительницу яблок именно младший сын царей Иван. Далее мы видим расхождение в текстах. Если в русской народной сказке Берендей позвал своих трех сыновей и отправил на поиски жар-птицы, то в сказке же Жуковского младший сын Иван должен был остаться с отцом: «Еще ты молод, погоди; твоя
Пора придет; теперь же ты меня
Не покидай; я стар, уж мне недолго
На свете жить; а если я один
Умру, то на кого покину свой народ и царство…». Здесь мы видим авторское отношение к происходящему, согласитесь, что долг детей – ухаживать за родителями в старости. Упрям оказался царевич, но самовольно не уехал. Попросил родительского благословения. Упрямство проявляется и в те моменты, когда он не следует советам волка (нужно было оставить клетку жар- птицы, уздечку коня златогривого), и это тоже является одинаковым моментом в сказках.
Встреча с Серым волком происходит по — разному: «Много ли, мало ли времени прошло, пробудился Иван-царевич, видит — коня нет. Пошел его искать, ходил, ходил и нашел своего коня — одни кости обглоданные.
Запечалился Иван-царевич: куда без коня идти в такую даль?
«Ну что же, — думает, — взялся — делать нечего».
И пошел пеший.
Шел, шел, устал до смерточки.
Сел на мягкую траву и пригорюнился, сидит.
Откуда ни возьмись, бежит к нему серый волк:
Что, Иван-царевич, сидишь пригорюнился, голову повесил? —
Как же мне не печалиться, серый волк? Остался я без доброго коня. —
Это я, Иван-царевич, твоего коня съел… Жалко мне тебя! Расскажи, зачем в даль поехал, куда путь держишь?» (русская народная сказка)
«Иван-царевич,
Повесив голову, пошел тихонько
Пешком; но шел недолго; перед ним
По-прежнему явился Серый Волк
И человечьим голосом сказал:
«Мне жаль, Иван-царевич, мой сердечный,
Что твоего я доброго коня
Заел, но ты ведь сам, конечно, видел,
Что на столбу написано; тому
Так следовало быть; однако ж ты
Свою печаль забудь и на меня
Садись; тебе я верою и правдой
Служить отныне буду. Ну, скажи же,
Куда теперь ты едешь и зачем?» (сказка Жуковского).
Но и в той и другой сказке волк предлагает свою помощь.
Сюжет русской народной сказки повторяется в те моменты, когда Серый волк помогает Ивану — царевичу добыть коня златогривого, жар-птицу и Елену Прекрасную, помог вернуться ему домой, а также возвращает его к жизни после того, как братья от зависти убивают Ивана. Далее в свое повествование В.А. Жуковский включает сюжеты других сказок.
1. Образ Кощея Бессмертного, смерть которого, как и следует, находится в яйце, яйцо – в утке, утка в зайце. Яйцо со дна моря достает щука. Здесь мы проводим аналогию со сказкой о царевне-лягушке.
2.Образ Бабы Яги, которая должна была накормить- напоить и спать уложить, а потом помочь Ивану-царевичу. Баба Яга встречается во многих русских народных сказках: «Морозко», «Марь Моревна» и т.д.
3. Образ Лешего мы видим в сказках «Морозко», «Василиса Премудрая».
4. Богатырский конь встречается в сказке «Василиса Премудрая».
5. Волшебные предметы, такие как скатерть-самобранка, драчун-дубинка, гусли-самогуды, скатерть-самобранка встречаются в таких сказках, как «Гусли-самогуды», «Королевич и его дядька», «Заколдованная королевна».
6. Змей с шестью головами встречается нам в сказке об Иване — крестьянском сыне.
Заключение.
Выполняя работу, мы должны были познакомиться с текстами сказок, узнать краткую биографию В.А.Жуковского, вспомнить особенности литературной сказки и русской народной.
Цель работы — сравнить русскую народную сказку и сказку В. А. Жуковского, найти, что общего в сказках, в чем состоит разница.
Прочитав оба текста, мы пришли к выводу, что В.А. Жуковский за основу своей сказки взял сюжет русской народной сказки. В результате этого мы видим много схожего: пропажа яблок из царского сада, вором оказалась жар-птица. Сыновья отправляются на поиски жар-птицы. Иван-царевич трижды выполняет задания царей, помощь Серого волка, возвращение Ивана домой, гибель царевича от рук братьев, оживление с помощью живой и мертвой воды, счастливый конец сказок.
Но видим, что В.А. Жуковский вносит свою лепту в повествование, добавляя новые сказочные персонажи и сказочные предметы.
Что же дает В.А. Жуковскому и нам, читателям, введение новых сказочных персонажей в повествование сказки?
1. Новизна прочтения более известного сюжета.
2. Увеличивается количество преград, мешающих достижению цели.
3. Иван-царевич с честью преодолевает все трудности, тем самым вызывая у читателя чувство гордости за героя.
4. Еще раз убеждаешься, что добро побеждает зло, несмотря на количество преград. Наказан и Кощей Бессмертный за то, что крадет красивых девушек. Наказаны и братья Ивана-царевича за зависть, за самый большой грех – они убивают человека, который не является их врагом, это их родной брат.
Несколько меняется и повествование сказки. У Жуковского Иван-царевич предстает нам в образе богатыря русского, стоящего на распутье у придорожного камня.
Нельзя утверждать, что сказка Жуковского лучше русской народной, но читать ее интереснее, потому Иван- царевич преодолевает больше трудностей, выходя из них победителем, правда с помощью Серого волка, без которого сказки и не было бы.
Вспоминая особенности сказок литературной и народной, обращаем свое внимание на то, что в русской сказке за основу берется жизнь народа, окружающий мир, народное представление о добре и зле. Литературная сказка Жуковского опирается на эти народные представления о жизни, но здесь мы видим и авторское отношение к написанному, где мы видим, как он переживает за своего героя, моментами порицая его, когда не послушался волка. Видим и авторское негативное отношение к братьям царевича.
Начала сказок (зачин) соответствуют традициям волшебных. В русской народной сказке начало — «жил-был», в литературной — «давным-давно в некотором царстве». Концовка сказки русской народной тоже традиционна: «стали они жить-поживать и добра наживать», у Жуковского же написана своя концовка:
Но в его нашлись бумагах
Подробные записки обо всём,
Что на своём веку в лесу и свете
Заметил он, и мы из тех записок
Составили правдивый наш рассказ.
Сказка – дидактический жанр, который доносит до слушателя народное представление о добре и зле, о храбрости и трусости, коллективизме и т.п.
Добро всегда одерживает победу над злом, каждый получает по заслугам, по делам своим. В финале сказки «Иван Царевич и серый волк» все счастливы, только два старших брата убиты. В этом и есть смысл назидания. Зло наказано, так будет всегда.
Материал нашей исследовательской работы пригодится на уроках литературы при изучении сказок, а также для проведении конкурсных программ по сказкам.
Приложение.
Сходства и отличия русской народной сказки и сказки Жуковского
Общее |
Отличие |
1. В саду росла яблоня с золотыми яблоками. 2. Царь посылает сторожить свой сад сыновьям. 3. Царь перестал, из-за этого несчастия есть, пить, и стал плохо спать. 4. Два старших брата не справились с поставленной задачей. 5. Что после того, как на дерево села Жар-птица весь сад очень ярко осветило. 6. Иван-Царевич попытался поймать Жар-птицу, но у него ничего не получилось, и в руке остался только одно перо. 7. После случившегося царь снова начал есть, пить и высыпаться. 8. У царя вызвалось сильное желанье поймать воровку, и он отправляет на “охоту” своих сыновей. 9. Волк помогает Ивану-Царевичу. 10. Нужно было достать коня Златогрива, привезти Елену Прекрасную. 11.Волк превращался в царевну, в коня Златогрива. 12. Волк попросил принести ворона живой и мёртвой воды |
1. Цари идут в другом порядке. 2. В сказке у Жуковского, по дороге Иван-Царевич видит столб с надписью: “Кто поедет прямо, будет всю дорогу и голоден и холоден; кто вправо поедет, будет жив, да конь его умрёт, а влево кто поедет сам умрёт, да конь его жив будет”. 3. Волк не пообещал Ивану-Царевичу, что он ещё вернётся. ( Сказка Жуковского) 4. По пути он вместе с Жар-птицей, и Еленой Прекрасной на Златогривом коне подъехали к границе царства Демьяна Даниловича, и увидели шатёр, в котором были его братья. 5. Кощей убил братьев Ивана Царевича, и на всё царство навёл сон, а Жар-птицу с конём и Еленой заключил в волшебный замок. 6. В сказке присутствует Баба-Яга, и волшебный конь, который помог Ивану-Царевичу. 7. По пути им встретились два Лешая, которые дрались на дороге за драчун-дубинку, скатерть-самобранку и шапку-неведимку. 8. Иван-Царевич обманул этих Лешаев, забрав с собой волшебные предметы. 9. Он отправился на поиски смерти Кощея и встретил змея с шестью головами. 10. В замке Кощея, в саду он вдруг слышит гусли-самогуды, на которых играла сама Елена Прекрасная. 11. Кощей умер, а Иван-Царевич, забравши Елену Прекрасную, Жар-птицу, гусли-самогуды, сатерть-самобранку, драчун-дубинку, шапку-неведимку и коня Златогрива, отправился в обратный путь. 12. Приехав домой, к царю, Иван- царевич пробудил всех от крепкого сна. |
Народная сказка |
Литературная сказка |
“ Иван Царевич и серый волк “ |
В. А. Жуковский “Сказка об Иване Царевиче и сером волке” |
Автор |
|
Коллективный автор, народ |
В. А Жуковский |
Название |
|
“ Иван — Царевич и Серый волк “ |
«Сказка об Иване- Царевиче и Сером волке” |
Основа |
|
Жизнь народа, окружающий мир, народное представление о добре и зле. |
За основу берётся народная сказка |
Сюжет |
|
Несколько сюжетных линий: истории сыновей Берендея, истории царей Афрона, Кусмана и Далмата, и ещё серого волка. |
Сюжет повторяется, но добавляются новые персонажи |
Образ героя |
|
Ответственный, смелый, отважный. |
Ответственный, смелый, отважный |
Форма речи |
|
Устная, близость к обычной разговорной речи. |
Письменная, стихотворная. Корни литературного языка Жуковского уходят в живую русскую речь. |
Особенности композиции |
|
1. зачин |
|
Традиционный для фольклорной сказки “ Жил – был…” |
“Давным – давно в некотором царстве…” |
2. концовка |
|
Иван Царевич женился на Елене Прекрасной, и стали они жить – поживать да горя не знать. |
“Но в его нашлись бумагах Подробные записки обо всём, Что на своём веку в лесу и свете Заметил он, и мы из тех записок Составили правдивый наш рассказ” |
3. повторы |
|
Трижды сыновья Берендея отправлялись стеречь сад, трижды Иван – Царевич не слушал серого волка и за это его отправляли выполнять их поручения другие цари. |
Трижды сыновья Демьяна отправлялись стеречь сад, трижды Иван – Царевич не слушал серого волка и за это его отправляли выполнять их поручения другие цари. |
Использование сказочных предметов и персонажей в сказке Жуковского В.А.
Персонаж/предмет |
Сказка |
Баба Яга |
«Морозко» |
Кощей Бессмертный |
«Марья Моревна» |
Леший |
«Василиса Премудрая» |
Скатерть — самобранка |
«Королевич и его дядька» |
Шапка — невидимка |
«Заколдованная королевна» |
Гусли-самогуды |
«Гусли-самогуды» |
Змей шестиголовый |
«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» |
Драчун — дубинка |
«Королевич и его дядька» |
Невероятным волшебством наполнена известная сказка про Ивана и Серого Волка. Она учит ребят тому, что только честные люди могут заслужить лучшей доли в жизни, поэтому всегда стоит совершать хорошие поступки и быть порядочным. Изучается это произведение в школе. При подготовке к урокам литературы рекомендуется краткое содержание «Ивана Царевича и Серого Волка» записать в читательский дневник.
Оглавление:
- История создания
- Характеристика героев
- Жанровое своеобразие
- Средства художественной выразительности
- Краткий сюжет
- Пересказ для читательского дневника
- Образец сочинения
- Анализ произведения
История создания
Произведение заимствовано у восточных славян. По своему жанру оно относится к волшебным сказкам. Сюжет о том, как три брата-царевича едут за жар-птицей, но только Иван смог привести ее, считается очень распространенным. На сегодняшний день известно множество вариантов сказки:
- в русском фольклоре — 30;
- в белорусском — 6;
- в украинском — 19.
Произведение было зафиксировано впервые в латинском сборнике монаха Иоганна Габиуса, изданном в 1480 году. В народном варианте русской сказки действует царь, а в литературных сочинениях он обычно уже упоминается с именем. На сегодняшний день самыми распространёнными вариантами являются народные сказки в обработке Алексея Толстого (1940) и Василия Жуковского (1945).
Характеристика героев
Для пересказа сюжета нужно внимательно прочитать сказку и определиться с тем, какие герои описаны в произведении. Действующих лиц в ней немного. К основным сказочным персонажам можно отнести:
- Ивана Царевича;
- Серого Волка.
В сказке главный герой смелый и рассудительный, так как он отправляется на поиски удивительной птицы, где должен проявить мужество и героизм. Иван — младший сын царя. Серый Волк оказывается верным помощником, который оберегает главного героя от опасностей. В произведении есть и другие персонажи:
- царь Демьян;
- старшие братья Ивана;
- Кощей;
- Елена Прекрасная.
Отец Ивана, царь Демьян Данилович, был очень могущественным. У этого правителя было три сына. Старшие оказались подлыми и завистливыми. Младший сын Иван прошёл многие опасности и даже не испугался встречи со злым волшебником Кощеем, а потом он женился на доброй и красивой царевне Елене Прекрасной.
Жанровое своеобразие
Если изучить краткое содержание сказки «Иван Царевич и Серый Волк», то тогда легко будет определить и основную мысль произведения. Она заключается в том, что всегда стоит слушать друзей, которые опытнее и мудрее. Их советы помогут избежать глупых и нелепых ситуаций. Таким товарищем для главного героя стал волк, а когда тот не захотел слушать его совета, то сразу же попал в неприятности. Эту сказку можно отнести по жанру к волшебной. На это указывают следующие признаки:
- есть волшебные существа;
- путешествие главного персонажа и выполнение им заданий;
- зачин и концовка;
- троекратные повторы, например, три задания или три сына.
Средства художественной выразительности
При изучении сказки следует обратить внимание не только на то, кого спасал Иван Царевич, но и на то, какие художественные средства были использованы. В тексте есть определённые смысловые обращения, которые существовали у русского народа, например, родимый батюшка.
Используются в произведении следующие волшебные предметы:
- золотая клетка;
- сказочная царевна;
- яблони, у которых плоды из золота;
- мёртвая и живая вода;
- у лошади золотая грива.
Краткий сюжет
В одном из царств жил царь Демьян, у которого были сыновья. Клим, Пётр и Иван по характеру оказались совершенно разные. В саду у царя росли яблони с золотыми плодами. Однажды отец недосчитался всех плодов. Тогда позвал он сыновей, желая, чтобы они вора поймали, а тот, кто выполнит этот указ, получит в награду полцарства при жизни и всё, когда царь умрёт.
Первым пошел сторожить сад старший сын Клим, только он уснул. То же произошло на следующую ночь и с Петром. На третью ночь сторожить яблони отправился Иван. Он не стал спать и увидел, как прилетела чудесная Жар-птица, которая и стала рвать яблоки. Попытался главный герой её схватить, но она вырвалась и улетела, оставив лишь в руке своё прекрасное перо. Рассказал младший сын отцу об этой чудесной встрече.
Захотел царь, чтобы у него была такая удивительная птица. Послал он сначала старших сыновей, чтобы они привезли ему её, пообещав своё царство в награду. Собрался в дорогу и младший сын, но не хотел царь его отпускать. С трудом удалось герою его уговорить. И вот отправились братья в путь.
Доехали они до развилки, где нужно было выбор сделать: прямо поехать — голодным остаться, налево — коня сохранить, но самому погибнуть, направо — коня потерять, а самому спастись. Решил Иван поехать направо, но вскоре выскочил Волк и съел коня. Но Серый сам стал служить Царевичу и даже помог добраться к волшебной птице.
Встреча с Жар-птицей
Волк отвёз нового друга к ограде из камня, за которой и находилась клетка с чудесной птицей. Серый сразу же предупредил царевича, что трогать руками клетку нельзя. Но юноша забыл о наставлениях друга и взял клетку в руки. Тут же начался звон и грохот. Охрана схватила Ивана и привела к царю Далмату, который возмутился, что Царевич действовал, словно он вор.
Но всё-таки Далмат согласился отдать чудесную птицу, если Иван приведёт ему коня Золотогрива, который служил царю Афрону. Отправился Царевич вместе с Волком к другому царю. Серый сразу предупредил, что нужно выводить коня из стойки так, чтобы уздечку не трогать. Но опять Царевич забыл о наказе друга. Схватила его охрана и привела к царю Афрону, который потребовал у Ивана, чтобы он привёз Елену Прекрасную.
Решил теперь действовать сам Волк. Отправились они вместе к царю Косыму, а когда Елена осталась одна, он её выкрал. Но по дороге Иван и Елена влюбились друг в друга. Тогда волк превратился в Елену, которую и поменяли на коня. Затем он догнал Царевича и Елену. Но и в царстве Далмата они решили не отдавать коня Золотогрива. Волк превратился в коня, которого обменяли на Жар-птицу. Доехав до распутья, пришлось Серому расстаться с Иваном. Но он успел его предупредить, чтобы тот братьям не доверял.
Дорога домой
По дороге герой встретил братьев, те увидели, с чем он приехал, и стали ему завидовать. Вскоре они решили убить его и воткнули в грудь острый меч. Забрали братья Елену Прекрасную, коня и Жар-птицу и поехали к отцу, чтобы получить полцарства. Но волк спас Ивана, побрызгав его живой и мёртвой водой. Он предупредил Царевича, что в последний раз будет служить ему.
Серый рассказал герою, что братья его домой не доехали, а повстречались с Кощеем, который всё у них забрал. Как справиться со злым волшебником, знает Баба-яга. Отправились они в дремучий лес, где нашли хорошего коня. Верный друг отвёз Царевича к Бабе Яге. По дороге Иван обманул леших, забрав у них волшебные предметы:
- скатерть-самобранку;
- дубинку, которая сама дерётся;
- шапку-невидимку.
Добрался Иван до Бабы-яги, которая ему рассказала, что посреди воды стоит остров. На нём растёт старый дуб, под которым зарыт сундук с зайцем. В нём находится утка с яйцом, в котором смерть Кощея. Яйцо нужно раздавить, чтобы погубить злого волшебника. Кроме того, Ивану необходимо было забрать гусли-самогуды, которые должны были всех в царстве разбудить.
Добрался Царевич до Окиана и увидел невод со щукой, которую он освободил. А дальше всё было, как и рассказывала Баба-яга. Когда Иван подстрелил утку, яйцо упало в море, но его тут же принесла щука, которой он помог.
Конец сказки
Добыв смерть Кощея, стал главный герой добираться до его замка. Сторожем в нем оказался змей с двенадцатью головами, которого Царевич убил дубинкой. Потом он нашел злого волшебника и убил его, забрав все. Когда же вернулся к отцу, то всё царство спало. Он заиграл гусли, и все люди проснулись. Вскоре сыграли свадьбу Ивана Царевича с Еленой Прекрасной. Когда же царь умер, то престол занял Иван, а волк нянчил его детей, обучая грамоте. После смерти Ивана волк недолго пожил и вскоре тоже умер.
Пересказ для читательского дневника
При подготовке к сочинению на уроках литературы дети должны знать, из какой сказки царь Далмат, а также уметь кратко пересказать произведение. Для читательского дневника можно составить план «Иван Царевич и Серый Волк»:
- Пропажа золотых яблок.
- Братья охраняют поля.
- Иван увидел Жар-птицу.
- Братья отправляются в путь, чтобы привезти отцу чудесную птицу.
- Встреча Царевича с Волком.
- Знакомство с царём Далматом и его условие.
- Условие царя Афрона.
- Путешествие к Косыму.
- Обман братьев.
- Помощь Бабы-яги.
- Смерть Кощея.
- Свадьба Ивана и Елены Прекрасной.
Также можно кратко в классе описать понравившийся эпизод, предварительно прочитав его. Сочинение может быть как рассуждением о том, почему победил Царевич, так и описанием всех преград, которые ему помог преодолеть Волк.
Образец сочинения
Сказка об Иване Царевиче, который был дружен с Волком, широко известна. По сюжету этого произведения Василий Васнецов написал картину.
Главные герои сказки — Иван и Волк, которые не теряются ни в каких ситуациях и всегда выходят из них достойно. Их объединяет крепкая дружба, а также постоянная взаимопомощь и взаимовыручка. Невероятный волшебный мир поражает своими необычными приключениями и чудесными предметами, которые могут действовать без помощи человека.
Иван Царевич не боится встретиться с Бабой-ягой и Кощеем, которого он легко побеждает. Противопоставление добра и зла в этой сказке всегда заканчивается победой светлых сил, а за свою смекалку, умение, храбрость и героизм персонажи щедро награждены.
Анализ произведения
В своей сказке писатель Василий Жуковский не только даёт описание сказочных событий, но и помогает детям понять, как важно ценить дружбу и всегда поступать правильно, не доверяя подлым людям. Иван тоже не следовал наставлениям друга, поэтому постоянно попадал в ситуации, где мог лишиться жизни. Но потом он это осознал и стал верить Волку, прислушиваться к его мудрым подсказкам, поэтому так счастливо и заканчивается сказка.
Анализ русской народной сказки «Иван-царевич и Серый Волк» для читательского дневника
14.08.2022
В статье вы найдете анализ известной русской сказки под названием «Иван-царевич и Серый волк», в который мы включили: краткое содержание, перечень главных героев с описанием, главную мысль произведения (мораль), личный отзыв (впечатления от прочитанного), план пересказа, список незнакомых слов с расшифровкой и подходящие пословицы.
P.S. Комментарии читателей после текста тоже очень советую почитать — много интересных мнений.
Жанр: волшебная сказка.
Краткое содержание (сюжет)
У царя Берендея было три сына. И росло в его саду чудесное деревце с золотыми яблочками. А по ночам кто-то повадился яблочки воровать. Старший и средний сын не смогли определить вора, так как проспали в карауле всю ночь, вместо того, чтобы следить. А младший, Иван-царевич, увидел, что яблоки срывает Жар-птица. Ему даже удалось выдернуть у нее перо, которое ярко светилось в темноте.
И захотелось Берендею заполучить красивую птицу целиком. Все три брата отправились на ее поиски. В первую же ночь Иван-царевич лишился коня – им поужинал Серый волк. Но чтобы царевич не огорчался сильно, волк пообещал ему помощь в поимке Жар-птицы.
Сел Иван на волчью спину и поскакали они к терему другого царя, Афрона. Волк велел царевичу ночью пробраться в терем, вытащить Жар-птицу, а золотую клетку не трогать. Но не захотел Иван следовать совету, взял и клетку, из-за чего был пойман. Царь Афрон обещал отпустить царевича, если тот украдет для него золотого коня из царства Кусмана.
Поскакали царевич и волк к Кусману. Хитрый зверь снова рассказывает Ивану, как украсть коня и не попасться. Для этого нужно не прикасаться к золотой уздечке. Но опять царевич не стал следовать совету мудрого волка, взял уздечку и был пойман. Царь Куман пообещал помиловать Ивана, если тот привезет ему Елену Прекрасную, дочь царя Далмата.
Поскакал царевич на волке к Далмату. Но тут волк сам крадет девушку, поэтому в этот раз они не попадаются. Иван-царевичу очень понравилась Елена прекрасная, он не хочет ее отдавать. Тогда волк превращается в нее, Кусман отдает коня, а Иван убегает с девушкой. Волк снова превращается в себя, и они едут в царство Афрона.
Поскольку царевичу жалко отдавать и коня тоже, волк превращается в коня, Афрон отдает Жар-птицу.
Волк сбегает от Афрона и прощается до поры до времени с царевичем.
Братья, позавидовав удачливому младшему брату, убивают его и забирают трофеи. Но его воскрешает Волк при помощи живой и мертвой воды, после чего разрывает братьев на кусочки. Иван-царевич возвращается домой с подарками для отца и женится на Елене. И потом живут они долго и счастливо 🙂
Главные герои с кратким описанием:
Иван-царевич – самый главный герой. Младший сын царя Берендея, трудолюбивый, смелый, исполнительный, но не слишком умный и практичный. Не слушает мудрых волчьих советов, из-за чего несколько раз попадает в беду.
Царь Берендей – отец трех царевичей. Его сложно назвать хорошим отцом – двое сыновей выросли убийцами, ради прихоти – желания обладать Жар-птицей — посылает сыновей в опасное и незаконное путешествие, т.к. птицу нужно украсть.
Серый волк – животное-помощник. Мудрый, сильный и хитрый. Преданно служит Ивану-царевичу в благодарность за съеденного коня.
Два брата-царевича – старший и средний. Жадные, ленивые и жестокие. Не выполняют поручение отца, убивают брата из-за красивых трофеев.
План-пересказ:
1.Воровство золотых яблок из сада царя Берендея.
2.Иван-царевич находит Жар-птицу, ворующую яблоки, вырывает у нее перо.
3.Иван с двумя братьями уезжает на поиски волшебной птицы.
4.Потеря коня, знакомство с Серым волком.
5.Главный герой пытается украсть Жар-птицу.
6.Главный герой пытается украсть златогривого коня.
7.Волк крадет Елену Прекрасную.
8.Волк превращается в Елену Прекрасную, Иван-царевич забирает у Кусмана коня.
9.Волк превращается в коня, царевич забирает у Афрона Жар-птицу.
10.Убийство Ивана-царевича старшим и средним братом.
11.Воскресение волком царевича.
12.Месть братьям.
13.Возвращение Ивана к отцу домой, женитьба на Елене Прекрасной.
Главная мысль сказки (мораль, чему учит):
Я думаю, что основных мыслей в этой сказке три.
Во-первых, сказка учит тому, что сложное и опасное дело невозможно осуществить одному, без помощников и поддержки. Если бы Ивану-царевичу не помогал Серый волк, он не смог бы добыть ни Жар-птицу, ни коня златогривого, ни Елену Прекрасную. Его, скорее всего, посадили бы в тюрьму или казнили.
Во-вторых, сказка учит слушаться более мудрых и опытных. Главный герой не послушал волка ни в первый, ни во второй раз, поэтому попал в неприятности.
В-третьих, мы видим, что смелый и упорный человек получает все. Младший сын и перо Жар-птицы заполучил, и саму птицу, и коня волшебного, и невесту красивую. А ленивые и жадные братья погибли.
Отзыв, мои впечатления:
Сказка интересная, но не моя любимая. Можно сказать, что в ней нет ни одного положительного героя. Иван-царевич – вор и похититель царевны, чуть было не погибает из-за своей жадности. Его отец, царь Берендей, просит своих сыновей похитить для него Жар-птицу. Не купить, обменять или попросить отдать, а украсть. Хотя, напомню, что цари — люди не бедные. Другие правители, Афрон и Кусман, соглашаются отпустить Ивана тоже только в обмен на преступление – он должен своровать коня для одного и похитить человека для другого. Волка, хоть он служит царевичу и спасает его, можно назвать соучастником преступлений. Два других царских сына – убийцы. Как видите, в этом произведении абсолютно нет примеров для подражания. И очень жаль Елену Прекрасную – ее согласия на брак никто не спрашивал.
Мой любимый эпизод – это воскрешение Ивана-царевича при помощи мертвой и живой воды. Я очень надеюсь, что медицина будущего сможет изобрести лекарства, подобные этим волшебным водам. И воскрешение умерших людей перестанет быть просто эпизодом из сказки.
Неизвестные слова с расшифровкой:
Караулы – охрана
Похитник – вор
Задолить («сон задолит») – здесь в значении «одолевать».
Пригорюнился – расстроился, огорчился.
Гуж – специальная петля, которая соединяет оглоблю с дугой в конской упряжке. Служит для управления лошадьми.
Чудится – мерещится, кажется.
Подходящие пословицы и поговорки:
Долг платежом красен.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Кто к нам с мечом придет, тот от него и погибнет.
Скупой платит дважды.
Семь раз отмерь – один отрежь.
Корысть глаза слепит.
Жадность последнего ума лишает.
Не зная броду, не суйся в воду.
Всяк хочет взять, да никто не хочет дать.
Где растяпа и тетеря, там не прибыль, а потеря.
Анализ других русских сказок для читательского дневника:
Белая уточка
Гуси-лебеди
Два Мороза