Вряд ли найти, среди русских народных сказок более известной, чем «Царевна -лягушка». Точно определить время её рождения не представляется возможным, так же, как и назвать точно её автора.
Автор — народ, не зря она и называется народной. Как и все народные сказки, она имеет свой смысл, цель и предназначение: учить добру, верить в неизбежное торжество добра над злом. Неоценима её воспитательная роль, «сказка ложь, да в ней намёк-добрым молодцам урок».
Содержание:
- Структура произведения
- Анализ сказки
- Главные герои:
- Иван-Царевич
- Василиса Прекрасная
- Кащей Бессмертный
- Цитаты сказки
- Заключение
Структура произведения
Композиция сказки «Царевна-лягушка» построена по традициям русских народных волшебных сказок. Здесь есть сказочная завязка, развитие, в котором усиливается напряжение, присказки и троекратные повторы и, наконец, счастливая концовка. Особое место занимает здесь само временно-пространственное измерение мира волшебной сказки.
Подробнее: «Царевна-лягушка»: краткое содержание для читательского дневника
Анализ сказки
Сюжет
Сюжет сказки довольно сложен, множество героев наполняют её, от простых людей до сказочных животных и других волшебных персонажей. Завязка сюжета начинается с того, что царь-отец отправляет своих трёх сыновей за невестами. Для этого используется довольно оригинальный способ -лук и стрела. Куда попадёт стрела, там и ищи свою невесту. Таково напутствие отца. В результате каждый из сыновей получает себе невесту, за исключением младшего Ивана, стрела которого угодила в болото с соответствующим выбором болотного существа — лягушки. Правда, не простой, а говорящей человеческим голосом. Иван, как сказали бы сегодня, будучи человеком чести, взял лягушку по её же просьбе в качестве невесты. Нельзя сказать, чтобы он был в восторге от подобного выбора, но такова была воля отца.
В ходе повествования царь устраивает своим невесткам три испытания, два из которых старшие снохи с успехом провалили, а жена Ивана-царевича, оказавшаяся на самом деле заколдованной девушкой Василисой Прекрасной, прекрасно справилась с ними, приведя царя в восхищение. На третьем задании ей пришлось явиться на пир, устроенный в честь невестушек царём, в своём человеческом обличье, окончательно очаровав царя.
Воспользовавшись случаем, молодой муж лягушки отправляется домой, находит лягушачью шкурку и сжигает её в печи. В результате этого необдуманного поступка он лишается своей жены, которая отправляется в царство Кащея Бессмертного. Всё, что остаётся Ивану-царевичу, это отправляться следом за ней, дабы вернуть её. По пути он встречает различных сказочных зверей, готовых ему помочь за сохранённые им жизни и помощь. В числе его сторонников оказывается и сказочная Баба-яга, которую Иван покорил своей благовоспитанностью. Она же и рассказала ему об эффективном способе уничтожения Кащея. В результате длительных приключений и помощи друзей животных, Иван побеждает Кащея и возвращает Василису Прекрасную.
Подробнее: «Царевна-лягушка»: краткое содержание и сюжет сказки
Главные герои сказки
Иван-Царевич
Основными положительными героями сказки являются, конечно, Иван-Царевич и Василиса-Прекрасная. Иван — это воплощение доблести, храбрости и самоотверженности, готовый ради любимой идти на край света и вступить в смертельную схватку даже с таким противником, как Кащей Бессмертный. Вместе с тем, он великодушен, милосерден и бескорыстен. Все эти качества в полной мере проявляются при встрече с теми зверями, которые встречаются ему на пути. Приходит время и те, кому он помог также помогают ему в трудную минуту.
Основная идея проходит красной нитью через всю сказку — будь бескорыстен, помогай другим от чистого сердца и всё это вернётся к тебе ещё большим добром. Будь целеустремлён и неси ответственность за свои поступки, не бойся трудностей и удача будет всегда сопутствовать тебе.
Подробнее: Иван-Царевич: характеристика и образ героя
Василиса-Прекрасная
Василиса-Прекрасная это идеал женщины, умной, любящей, преданной. Помимо главных героев сказка наполнена множеством героев-помощников. Это мамки- няньки, помогающие Василисе, говорящие звери, старичок, подаривший Ивану царевичу путеводный клубок и Баба –Яга, которая помогла ему найти дорогу в царство Кащея.
Подробнее: Василиса-Прекрасная: характеристика и образ героя
Кащей Бессмертный
И, наконец, сам Кащей Бессмертный. Воплощение зла! Персонаж насколько зловредный, настолько и любвеобильный, так как в большинстве русских сказок именно он является похитителем красавиц. Поступки его далеки от нравственности, но и получает он по заслугам.
Подробнее: Кащей Бессмертный: характеристика и образ героя
Цитаты сказки
«Бери (в жены), знать, судьба твоя такая»
«Не тужи, Иван-царевич, ложись лучше спать, утро вечера мудренее»
«Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, у Кощея Бессмертного…»
Подробнее: «Царевна-лягушка»: цитаты героев сказки
Заключение
Мораль сказки совершенно соответствует христианским заповедям. Никакие неблаговидные поступки не остаются безнаказанными. Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой.
Каждая сказка несёт в себе нравственные уроки и определённую мораль, позволяющую делать определённые выводы, отличать добро от зла и воспитывать в себе лучшие человеческие качества. В данном случае, сказка учит доброте, терпимости, заботе о ближнем, трудолюбии и любви. Сказка учит тому, что нельзя делать выводы по внешнему виду. В любой непривлекательной лягушке может скрываться Василиса Прекрасная, со своим богатым духовным миром. Относиться к людям следует внимательнее и терпимее, быть скромнее и учтивее. Тогда всё у тебя всё будет получаться ладно и красиво.
VII конкурс исследовательских работ и проектов младших школьников
«Я познаю мир
(в рамках Российской программы «Я – исследователь»
Секция: филология
Тема:»Исторические корни сказки
«Царевна-лягушка»
Автор: Гаглоева Елена, ученица 3 класса МБОУ СОШ №26
Научный руководитель:ДжиоеваЛ.В., Владикавказ,2013 год
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретическая часть 3
1.1. Как возникли волшебные сказки 4
1.2. Как строится волшебная сказка 4
1.3. Исторические корни сказки «Царевна — лягушка» 7
1.4. Лягушка — инопланетянка 9
1.5. Лягушка — созвездие 9
1.6. Лягушка в мифах и легендах других народов 10
Глава 2. Практическая часть
2.1. Цель и задачи исследования 11
Заключение 12
Библиографический список 13
Приложения
— 3 —
Введение
Где живет сказка? Да повсюду: в дремучем лесу, в шорохе листвы, в падающих снежинках, в завывании ветра… Сказка родилась с человеком, и пока живет человек, будет жить и сказка. Я очень люблю читать разные сказки, но больше всего мне нравятся волшебные сказки. Их герои пользуются коврами — самолетами и шапками — невидимками, добывают «живую и мертвую воду», побеждают Змея Горыныча. А сказочным героям помогают Серый волк, Сивка — Бурка, Щука и другие.
С самого раннего детства я узнала о Царевне — лягушке, часто просила маму рассказать эту сказку. А когда научилась читать, сама часто перечитывала ее. И каждый раз я почему -то думала об одном и том же: «Почему Кощей Бессмертный превратил царевну именно в лягушку?» Сейчас, когда я немного повзрослела, я решила найти ответ на давно волнующий меня вопрос.
Цель моей работы :1. Узнать, как и когда появилась сказка «Царевна-лягушка». 2. Почему Кощей Бессмертный выбрал для превращения царевны именно лягушку?
Гипотеза: Предположим, что история о Царевне — лягушке возникла очень давно и в основу ее вошли реальные события.
Объект исследования: волшебная сказка, принципы ее построения.
Предмет исследования: исторические корни сказки «Царевна-лягушка».
Методы исследования: Размышления, чтение книг, опрос, анализ результатов.
Актуальность: работа имеет образовательное и воспитательное значение, так как направлена на формирование познавательной деятельности.
— 4 —
Глава 1. Теоретическая часть.
1.1. Как возникли волшебные сказки.
Сказка зародилась в древние времена, когда на Руси поклонялись языческим богам. Тогда существовал обряд инициации — обряд посвящения в мужчины. Юноша, достигший брачного возраста, должен был пройти суровое испытание, чтобы получить право жениться и стать полноправным членом племени. В обряде разыгрывалась временная смерть — путешествие в царство мертвых. Обряд был окружен тайной, проводился в лесу специальными людьми( обычно представителями того племени, из которого юноша брал жену), Отец юноши отводил его в лес и оставлял там. Испытания, которым подвергались юноши, были очень жестокими: например, им могли залепить глаза глиной и оставить наедине с дикими зверями.
Со временем от этого обряда остались только воспоминания. Эти рассказы передавались из уст в уста, от поколения к поколению, обрастая новыми деталями и подробностями. Так возникли волшебные сказки.
1.2. Как строится волшебная сказка.
Все волшебные сказки имеют общие черты. Во-первых, они схожи общностью построения. Во-вторых, ни одна волшебная сказка не обходится без чудес: в жизнь человека вмешивается то злая и губительная, то добрая и спасительная сверхъестественная сила. Чудесный вымысел лежит в основе любой волшебной сказки.
— 5 —
На примере сказки «Царевна-лягушка» проследим, по каким законам строится волшебная сказка .В сказке всегда действуют два поколения героев — старшие и младшие, но все испытания выпадают на долю младших, ведь именно юноши должны пройти испытания.
Первая часть сказки, в которой нас знакомят с героями, называется исходной ситуацией. В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицей; у них было три сына — все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке сказать, ни пером описать; младшего звали Иван царевич.
Начало во всех сказках похоже:»В некотором царстве в некотором государстве….». или «Жили — были…» Это зачин. Царь повелевает своим сыновьям пустить стрелы в разные стороны, и на чей двор упадет стрела, там и посвататься. Ивану — царевичу пришлось жениться на лягушке. В те давние времена, когда проходили описанные события, люди придавали большое значение этому своеобразному гаданию и твердо верили в судьбу, которой вверяли себя. Этот древний мотив отмечен в сказочном повествовании.
Следующая часть сказки — испытание героини. Царь подвергает своих невесток испытаниям. Царевна — лягушка трижды выдержала испытание, а другие невестки нет. Связь с могущественными силами природы делает сильным героя сказки. Ему и его жене помогают «мамки-нянюшки», которых батюшка некогда приставил к лягушке.
Царевна в сказке, конечно, красавица, но сказка никогда не описывает точно, как она выглядела. Вместо описания мы узнаем, что красоту ее «ни в сказке сказать, ни пером описать».
Идем дальше. Иван — царевич спалил лягушачью коже на огне — сделал то, чего делать было нельзя. Эта часть — запрет и нарушение запрета. Теперь Василиса Премудрая должна покинуть своего мужа.»Если бы немножко ты подождал, я бы вечно была твоей. А теперь прощай. Ищи меня
— 6 —
за тридевять земель, в тридесятом царстве у Кощея Бессмертного», — сказала она. Обернулась белой лебедью и улетела в окно. Эту часть назовем уход героя из дома.
Иван — царевич отправляется на поиски своей любимой жены. Шел он близко ли, далеко ли, долго ли, коротко ли, попадается ему навстречу старичок .Он уже знает о беде Ивана-царевича и дает ему клубок, который укажет дорогу. Эта часть называется «Встреча с героем- помощником и получение волшебного средства».
По пути Иван — царевич встречает медведя, селезня, зайца, но не убивает их, потому что они обещают помочь Эта часть сказки — договор. Обратим внимание, что герой встречает именно трех помощников, да и многие события в сказке повторяются три раза. Число три имеет особое значение. Долгое время число три для многих народов было пределом счета, совершенством, символом полноты. У древних греков это число считалось счастливым, а в Древнем Вавилоне поклонялись трехглавым божествам: Солнцу, Луне и Венере. Число три в древности было магическим еще и потому. что складывалось из суммы предыдущих чисел(3=1+2), символизировалось треугольником, который представляет прошлое, настоящее и будущее. Поэтому число три стало самым излюбленным числом и в мифах, и в сказках.
Но вернемся к нашей сказке «Царевна — лягушка» Следующая часть сказки — встреча с Бабой Ягой или испытание героя. После того, как Иван-царевич прошел через все испытания, он вошел в дом Кощея, взял Василису Премудрую и воротился домой. После этого они жили долго и счастливо. Эта часть — «Свадьба.» Сказки часто кончаются богатым сказочным пиром. При этом сказитель добавляет присловье :»Я там был, мед — пиво пил, по усам текло, а в рот не попало» или «Стали они жить — поживать и добра
-7-
наживать». Если мы попробуем составить план любой другой волшебной сказки, то увидим, что хотя герои будут разными, хотя различны их цели и испытания, но основные части нашего плана будут совпадать. Законы построения сказки действуют в любой из них.
Волшебная сказка из поколения в поколение передавалась устно, и каждый, кто рассказывал ее, мог что — то изменить или добавить. Поэтому появилось множество волшебных сказок, которые отличались друг от друга. Например, в «Царевне — лягушке» в одном случае рассказывается, что лягушка сама выполняла все поручения, а в другом позвала на помощь слуг. Но законы, по которым строится сказка, всегда одинаковы. Герой сжигает лягушачью кожу и должен пройти испытания, чтобы вернуть жену.
Возвращаясь, герой уже не тот, каким он вышел в путь. В конце сказки герой преображается. И не важно, был ли герой в начале сказки силачом, богатырем или «на печи сажу перебирал». После возвращения он становится молодцем, красавцем и может стать царем, королем.
1.3. Исторические корни сказки «Царевна — лягушка».
Впервые сказка о царевне-лягушке была опубликована в 18 веке. Называлась она » О женщине — змее и богатыре». История эта началась очень давно и не на Руси. Древнегреческий историк Геродот записал ее в 5 веке до нашей эры, но она произошла гораздо раньше.
Жил — был богатырь Геракл (Геркулес) — сильнейший человек на свете. В стране шумеров его звали Лугальванда ( шумеры — это древняя культура
— 8 —
Земли). Пришел Геракл — Лугальванда в одну страну( потом ее назвали Скифией). В поисках пропавших лошадей он попал в пещеру, где увидел удивительную женщину: верхняя часть ее туловища человеческая, а нижняя — змеиная. Гость приглянулся женщине. Она соглашается отдать ему коней, если он станет ее мужем. От этого брака родятся три сына: Агафирс, Гелон и Скиф. Уходя на новые подвиги, богатырь наказывает жене подвергнуть сыновей, когда они подрастут, испытанию: тот из них, кто сможет опоясаться его поясом и натянуть его лук, должен стать царем. Царем и основателем нового народа становится Скиф.
Теперь некоторые историки( например, В.Щербаков) говорят, что это начало русской сказки о царевне — лягушке. Змея же стала лягушкой совсем просто: слово «лугаль» у шумеров и вавилонян означает «царь ,царская». Значит, «Царевна — лягушка» переводится «Царевна царская». А царевич Лугальванда из шумерских мифов — это лугаль Ванда, превратившийся в царевича Ваню. Возможно, что все это — только совпадения, а слово «лягушка» происходит не от слова «лугаль», которому около 5000 лет, а от глагола «лягаться», как это и записано в словаре.
Может быть многие поколения рассказчиков скифского мифа изменили божественные образы, упростили, приземлили их. Женщина — змея превратилась в царевну — лягушку. Кощею просто ничего другого не оставалось, как воплотить в жизнь готовый скифский персонаж.
В более старом варианте сказки Василиса Премудрая оборачивается то лягушкой, то жабой, то змеей. А ведь археологи нашли изображение женщины- полузмеи -полу-лягушки скифского времени, это 2000 лет тому назад .Таким образом, всеми любимая героиня дошла до нас сквозь века, уже несколько веков назад ее изображали в камне и бронзе.
-9-
1.4. Лягушка — инопланетянка.
Некоторые исследователи говорят, что некая «лягушка» на самом деле существовала и была она инопланетянкой. Эту версию подтверждает перечень чудес, которые она совершает. Лягушка обладает умениями и знаниями, которые неподвластны человеку. В пошиве рубашки ей помогают ветры, поэтому рубашка получается дивной, бесшовной. На такое способны только инопланетяне. Кроме того, лягушка умеет управлять пространством. Версия интересная, но слишком уж сказочная и неправдоподобная.
1.5. Лягушка — созвездие.
По другой версии, сказка о лягушке — это отдаленная и очень искаженная история погибшей Атлантиды. Точнее, о созвездиях Атлантов.А выяснилось это так. Однажды ученые, просматривая древние небесные карты, составленные около пяти тысяч лет назад, увидели что-то очень напоминающее сюжет классической сказки о царевне-лягушке. Они увидели созвездие, которое называлось «Поле», а рядом с ним «Лук» и «Стрела». А еще созвездие «Змея»( а ведь по версии скифов царевна была не лягушкой, а именно полузмеей). И группу звезд «Лугаль», что в переводе, мы знаем, означает «царь, царственный». Были даже звезды Энлиля — владыки ветров, тех, что шили для царя сорочку без швов.
Много позже все эти звезды были объединены в другие созвездия, получившие новые названия. Но в глубокой древности на протяжении
— 10 —
тысячелетий на небе ярко горели не только имена героев сказки, но и все волшебные диковинные предметы из сказки — лук и стрела, поле, где братья выпустили по стреле. Только теперь становится ясно, что в сказке имелось в виду поле не земной луг, а небесный. Его звезды на современных атласах неба очерчены известным нам созвездием Пегас, похожим на прямоугольник.
1.6. Лягушка в мифах и легендах других народов.
В мифах различных народов встречаются как положительные( связь с плодородием, возрождением), так и отрицательные ( связь с подземным миром, болезнью, смертью) функции лягушки. Но все они связывают ее с водой, в частности с дождем.
У алтайцев лягушка обнаруживает гору с березой и камнями, из которых добывается первый огонь .В Бирме и Индокитае с образом лягушки связывается дух, который проглатывает Луну ( поэтому лягушка считается причиной затмения). В Китае, где лягушек также связывают с Луной, их называют «небесными цыплятами», так как там существует поверье, что лягушки падают вместе с росой с неба. Мотив небесного происхождения лягушек позволяет рассматривать их как превращенных детей ( или жену ) бога- громовержца Зевса, изгнанных на землю, в воду. в нижний мир. В России лягушку тоже связывают с водой. Вспомним народную примету:»До первой грозы лягушки не квакают» или представление о кваканье лягушки к дождю, об их появлении вместе с дождем. В мифах некоторых народов людей за обман превращают именно в лягушек.
-11-
Глава 2. Практическая часть.
Проделав данную исследовательскую работу, узнав много нового о волшебных сказках и, в частности. о сказке «Царевна — лягушка», я решила провести опрос среди учащихся вторых классов. Мне стало интересно, что думают другие ученики о волшебной сказке. Им было предложено ответить на следующие вопросы:
1.Когда появилась волшебная сказка? Сколько ей лет?
2.Чем отличается волшебная сказка от других сказок?
3.Кто главный герой волшебных сказок?
4. Какие волшебные предметы из сказок ты знаешь?
5. Почему в сказке «Царевна — лягушка» Кощей Бессмертный превращает Василису Премудрую именно в лягушку?
Проанализировав все ответы, я пришла к выводу: Многие дети знакомы со сказкой «Царевна — лягушка», знают, чем отличается волшебная сказка от других сказок, даже называют некоторые волшебные предметы( клубочек, яблоко). Но никто не смог ответить на вопрос, почему героиню превращают именно в лягушку.
-12-
Заключение.
В ходе исследования я нашла ответы на многие вопросы. Я прочитала много сказок, узнала многое о волшебных сказках, узнала значение непонятных мне слов, провела опрос среди учащихся по теме исследования.
Но самое главное, я нашла подтверждение своей гипотезе, что история о Царевне — лягушке возникла очень давно и в основу ее вошли реальные события. Я обязательно расскажу об этом своим товарищам.
Я думаю, что анализировать сказки разных видов очень интересно, и мне бы хотелось привлечь к этой работе моих одноклассников. Тогда и они полюбят сказки, будут их читать, рассказывать. А самое главное , у них появится интерес к чтению. Мир литературы так увлекателен, интересен и безграничен.
-13-
Библиографический список.
1. Афанасьев А.Н. Русские детские сказки. Из сборника А.Н.Афанасьева, М.,»Детская литература», 1987 г., с.239
2 .Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки. Происхождение образа. М., 1958г
3. «Мифы народов мира. Энциклопедия.», М., «Советская энциклопедия», 1988г., с. 84 — 85
4. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Морфология сказки.-М.:1969
5. «Чудеса света. По странам и континентам». Энциклопедия тайн и загадок.-М., «Белый город», 2009г. с.275-276
6. «Я познаю мир: Дет. энциклопедия; Литература/Авт.-состав. В.А.Маркин-М: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998 , с.446-448
7. Сеть Интернет
Пятая школьная научно — практическая конференция
«Познание и творчество»
Направление: математика
Название работы: «Старинные меры длины и
устное народное творчество»
Автор работы: Салбиев Георгий
Место выполнения: МБОУ СОШ №26, 2 класс
Владикавказ
Научный руководитель: Джиоева Лариса Витальевна, учитель
начальных классов первой категории
Владикавка, 2013.
Пятая школьная научно — практическая конференция
«Познание и творчество»
Направление: литературоведение
Название работы:»Исторические корни волшебной
сказки «Царевна-лягушка»
Автор работы: Гаглоева Елена
Место выполнения: МБОУ СОШ №26, 2 класс
Владикавказ
Научный руководитель: Джиоева Лариса Витальевна,
учитель начальных классов
первой категории
Владикавка, 2013.
Пятая школьная научно — практическая конференция
«Познание и творчество»
Направление: география
Название работы: «Семь чудес природы»
Автор работы: Чиаева Анна
Место выполнения: МБОУ СОШ №26, 2 класс
Владикавказ
Научный руководитель: Джиоева Лариса Витальевна,
учитель начальных классов
первой категории
Владикавка, 2013.
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Анализ сказки Царевна-лягушка
Сказка «Царевна-Лягушка» — это фантастическая история, в которой есть перевоплощение животного в человека. В произведении рассказывается о трех братьях, которые находятся в поисках супруги. Самому младшему из братьев приходится жениться на лягушке. Через время лягушка превратилась в Василису Прекрасную. Узнав про такую особенность жены, Иван Царевич решает выбросить лягушачью шкурку, сделав это, он думал, что жена больше никогда не превратится в лягушку. За его поступок Василису забирает Кощей Бессмертный. Иван преодолевает все препятствия, и они живут долго и счастливо.
В сказке есть своя особенность и изюминка. Это подарки, которые преподнесла Василиса Прекрасная Царю и описание внешности лягушки. Для описания этих моментов автор подобрал красивые слова и выразительные эпитеты.
Начинается сказка просто без лишних эпитетов. Интересные события начинаются с момента, когда отец отправляет сыновей искать жен. Первому сыну судьба приготовила в супруги боярыню, второму дочь купца, а младшему досталась Царевна-лягушка, которая проживала на болоте. Царь придумывает испытание для своих невесток. С которым блестяще справляется Царевна-лягушка. Все смеялись над младшим братом, но когда его жена превратилась в Василису Прекрасную, все обомлели.
В кульминации сказки Василиса пропадает и оказывается у Кощея Бессмертного. Иван отправляется на ее поиски, по дороге он встречает дивных животных и персонажей, которые стремятся ему помочь. В развязке сказки Иван победил Кощея Бессмертного, и освободил Василису Прекрасную. Вместе они вернулись домой, и начали жить в счастье и добре.
Царевна – лягушка – это положительный и добрый персонаж. Она мудрая и не ленивая. Иван Царевич так же положительный герой, он добродушный и храбрый. Кощей Бессмертный это отрицательный персонаж. Баба Яга в этой сказке показала себя с положительной стороны, она помогала Ивану Царевичу в поисках его невесты. Царь добрый и справедливый человек. Другие две невестки оказались завистливыми, жадными, злыми и не трудолюбивыми девушками.
Суть сказки заключается в том, что человек должен ценить то, что имеет. Ради достижения своих целей иногда необходимо преодолевать некоторые трудности.
Анализ 2
Как и многие русские народные сказки «Царевна-лягушка» является волшебной. В ней присутствуют не только волшебные предметы, но и действия (игла, в которой хранится жизнь Кощея или чудесные превращения Василисы Премудрой).
Как и для любой сказки, «Царевне-лягушке» присущ особый композиционный строй: зачин, концовка, многократные повторы, динамика и напряженность действий, особая постановка времени и пространства. Кроме того, как и любой русской народной сказке «Царевне-лягушке» присуща особенная мысль, посыл, который прослеживается на протяжении всей истории — доброта всегда будет торжествовать над злом.
Всего в сказке есть два главных героя: младший сын царя — Иван-царевич и Царевна-лягушка, которая впоследствии превратилась в Василису Премудрую. В то время, как старшим братьям жизнь приготовила красивых жен и светлое будущее, младший Иван вынужден жениться на лягушке, в чьи лапки попала его стрела, а после одолеть Кощея Бессмертного, похитившего Василису.
Как и в любой сказке второстепенные герои всегда делятся на несколько видов: герои-отправители (те, кто толкают главного героя в те или иные события; в данной сказке, в роли «героя-отправителя» выступает сам Царь), герои-помощники (те, кто помогают главному герою выполнить то или иное задание; здесь такую роль играют мамки-няньки и говорящие звери), герои-дарители (герои, подарившие подарок, который после помог главному герою; Баба-Яга, которая рассказала, где найти Василису и как убить Кощея или Старичок и его волшебный клубочек) и герой-вредитель, злодей или герой-антагонист (герой, принесший в сказку зло, по сюжету всегда противопоставляется главному герою, в данной сказке — Кощей. Его образ прослеживается в каждой русской народной сказке, Кощей — прямой образ злодея, похитителя красивых девушек).
Русская народная сказка, как и многие другие, учит читателя правилам, которые непременно помогут ему в жизни. «Поступай с ближним так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой» — главный смысл и правило сказки «Царевна-лягушка». Не стоит обращать внимания на внешность человека, стоит зацикливать внимание лишь на его действия и поступки. Сказка поучает тому, что каждый хороший поступок будет отблагодарен, а плохой — наказан. Вспомнить хоть судьбу зловредного, высокомерного и любвеобильного Кощея, который поплатился жизнью за кражу Василисы Премудрой.
Анализ сказки Царевна-лягушка
Несколько интересных сочинений
- Анализ рассказа Бунина Кавказ сочинение 8 класс
Иван Алексеевич Бунин русский писатель, классик. У него есть множество достойных работ, но хочется остановить свое внимание на рассказе «Кавказ».
- Образ Берга в романе Война и мир Толстого сочинение
Адольф Карлович Берг — один из ярких второстепенных персонажей произведения русской классики, исторического романа Льва Николаевича Толстого под названием «Война и мир».
- Сочинение-рассказ на тему «Стёпа дрова колет» 6 класс
Продолжите следующий рассказ:
Вы не знаете нашего Степу? Хвастун он страшный.
— Я вчера за полчаса все дрова переколол - Анализ произведения Бесы Достоевского
Произведение под названием «Бесы» написано русским писателем Федором Михайловичем Достоевским. Она по праву считается одним из самых глубоких и трудных к восприятию творением этого автора
- Сочинение Забвению не подлежит рассуждение
«Хотел бы я, чтобы память победила забвение в отношении ко всему ценному в жизни», — говорит Н. А. Бердяев. Память – одно из важнейших свойств бытия: она накапливает опыт, создает историю, формирует традиции
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Царевна-лягушка — анализ сказки
Царевна-лягушка — анализ сказки
Одна из самых любимых народных сказок детства. Наверное, нет ребёнка, который бы не знал этой чудесной сказки.
Сказка «Царевна Лягушка» полна волшебства и магии, но в, то, же время автор, как бы иронизирует над, главным героем. Ведь из всех братьев именно Иван попал в то ужасное болото, в котором живёт теперь его жена-лягушка.
Весь сюжет построен на трёх братьях. Старший был самым сильным и умным, младший уступал по всем качествам старшему брату, а вот на третьего никто не замечал, будто и не было Ивана вовсе на белом свете. И вот наступает время, когда молодым людям нужно вступить в брак. Но и тут всё не просто. Жену им должно выбрать стрела, которую они запустят. Куда стрелы упадут на той, и женится царевич. Двум старшим повезло. Им достались красавицы и умницы, а вот стрела Ивана упала в болото. Не могло это не расстроить царевича, ибо теперь свою жизнь придётся связать с мерзкой лягушкой.
Эта сказка полна морали и нравственности. Автор хорошо показал, что нельзя судить ни одно живое существо по виду. Люди не должны судить по одёжке другого человека, а так же недооценивать способности людей, которые порой кажутся глуповатыми. Никто не может знать до конца, что из себя, представляет тот или иной знакомый. Ведь в итоге царевна –лягушка оказалась не только красавицей, но и мастерицей, рукодельницей. Она превзошла других жён царевича. А сам юный принц полон новых идей и возможностей. Порой люди не понимают мысли и поступки других потому, что не дано. Иван – не был похож на остальных, его можно назвать уникальным.
Сказка рассказывает о русском народе, жизни, культуре, о психологии Руси. Это немало важно, ведь надо понимать, какие люди жили в те года, как они мыслили и что делали. Этот рассказ учит добру и терпению, а ещё великодушию. Царевна- лягушка не обижается на Ивана, она понимает его и жалеет.
Так же эта сказка учит, что всегда нужно добиваться своего, какие бы преграды стояли на пути. Иван никогда не сдавался и получил от жизни хорошую награду, а вот его старшие браться получили всё просто, но никто не знает, что рано или поздно то, что давалось легко станет даваться труднее. Иван всегда старался достичь лучших результатов, а вот браться потихоньку стали тупеть и скучнеть. Человек сам по себе должен верить в хорошее и упорно трудиться, чтобы достичь желаемого. Без труда и упорства ничего не выйдет. Ведь человек должен всегда учиться, чтобы развивать ум и мышление, смотреть шире на происходящие события.
Анализ 2
Сказка «Царевна-лягушка» является народной, поэтому определенного автора у нее нет. Предположительно, она создавалась на протяжении десятилетий и веков. Переходя из уст в уста, текст переносил существенные изменения. Поэтому нельзя отрицать того, что сегодня мы можем прикоснуться только к адаптированному изданию. Возможно, утеряны какие-то важные и существенные элементы, поэтому восстановить изначальный смысл сказки невозможно.
Согласно сохранившейся версии, отец дал своим трем сыновьям по стреле. Информации о матери, как и во многих других народных и авторских сказок, нет.
Эти орудия должны были указать им на нахождение невесты. Старший и средний сын нашли хороших девушек, а стрела младшего указала на болото. Лягушка приказала Ивану-царевичу взять себя в жены.
Отец решил проверить таланты своих невесток, задавая им задания разной сложности. Царевна-лягушка справилась с ними лучше всех, так как оказалась Василисой Прекрасной. Иван не знал о человеческом обличии своей супруги до тех пор, пока отец не устроил большое застолье, где должны были собраться все три молодые семьи. И там Царевна-лягушка становится лучше всех.
Иван совершает большую ошибку, когда сжигает в печке шкуру лягушки. Таким образом, Василиса Прекрасная оказывается в плену у Кощея Бессмертного. Ивану приходится преодолеть много препятствий, чтобы освободить супругу.
В сказке поднимается несколько проблем. Во-первых, о соотношении внешности и поступков человека. Нельзя судить по внешности, необходимо анализировать поступки, характер человека. Во-вторых, сказка приводит читателя к мысли, что нельзя никому завидовать и нужно принимать все жизненные сюрпризы. В-третьих, необходимо отстаивать интересы своей семьи и защищать ее. Это выражено в храбрости, которую проявил Иван-царевич в поиске и спасении Василисы Прекрасной.
Василиса Прекрасная выигрывает на фоне своих соперниц. В ней выражен идеал жены, женщины для русского народа. Василиса трудолюбивая, умелая, мудрая, красивая, любящая, нежная, по-хорошему хитрая. Она не хочет показаться лучше, чем она есть. Василиса просто выполняет свою работу как супруги.
Сказка «Царевна-лягушка» известна каждому читателю с самого детства. Подобные произведения кажутся порой очень простыми, понятными, но при тщательном анализе можно выявить другой, глубокий, сакральный смысл, непонятный до процесса.
Также читают:
Картинка к сочинению Царевна-лягушка — анализ сказки
Популярные сегодня темы
- Слух о сумасшествии Чацкого в комедии Горе от ума Грибоедова сочинение
Распространение слуха о сумасшедшем состоянии главного персонажа произведения возникает в третьем действии пьесы на званом балу в фамусовском доме из-за случайно оброненной фразы Софьи Фамусовой.
- Как связано забвение с утратой ценностей? сочинение
В мире людей ценности могут быть государственными, общественными, личными. Но в любом случае, их утрата влечет за собой серьезные, роковые последствия. Особенно в масштабах страны.
- Сочинение Что значит быть интеллигентным человеком?
Что мы представляем когда слышим слово «интеллигент»? Мы представляем напыщенного дворянина, в красивом костюме, который танцует с дамой на балу. Да, безусловно, такого человека можно назвать интеллигентом
- Сочинение по картине Левитана Лесное озеро 3 класс описание
Репродукция Левитана Лесное озеро продумывалась художником тщательно и основательно. Он перепробовал сочетание различных оттенков. Смешивал различные краски и накладывал на холст.
- Смысл романа Мастер и Маргарита Булгакова
В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» писатель поднимает много разных проблем. Эти проблемы волнуют человечество испокон веков. И современного человека тоже. Однако больше всего в произведении затронута тема добра и зла.
На чтение 8 мин. Опубликовано 17.02.2020
Верность любовь и доброта — этим качествам учит юных читателей русская народная сказка «Царевна-лягушка». Характеристика главных героев очень важна для лучшего понимания сюжета. Она сможет помочь детям глубже вникнуть в смысл произведения и определить его главную мысль. А также окажет поддержку при написании сочинения или подготовке доклада по теме.
Содержание
- Описание сюжета
- Ночное превращение
- Поиски жены
- Персонажи сказки
- Характеристика главных героев
- Иван-царевич
- Василиса Премудрая
- Царь, отец трёх сыновей
- Краткий анализ
Описание сюжета
Царь решил, что пришла пора его трём сыновьям вступить в брак и велел им наугад выстрелить из лука в разные стороны. Куда стрела упала, стало быть там и искать судьбу молодым людям.
Стрелы двух старших сыновей прилетели на купеческий и боярский дворы. Они взяли в жёны дочек купца и боярина. А у младшего сына Ивана стрела улетела на болото. Когда он её нашёл, то увидел, что стрелу держит в своих лапах лягушка и не хочет отдавать. Человеческим голосом она потребовала от Ивана жениться на ней, как и повелел его батюшка. Не посмев ослушаться отца, молодому человеку пришлось взять её в жёны.
Однако Царю мало было просто женить сыновей, он решил испытать их жён. Старик-отец приказал невесткам сделать для него 3 задания:
- сшить рубаху;
- испечь хлеб;
- приехать на царский пир.
Иван загрустил, понимая, что лягушка вряд ли сможет справиться с заданиями его батюшки. Но она смогла и рубаху сшить, и хлеб испечь, причём намного лучше, чем жёны братьев. Как она это делала, Иван не видел, потому что всё происходило ночью, пока он спал.
Ночное превращение
Юноша не знал, что его лягушку царевну звали Василиса Премудрая. Она выросла и стала умнее своего отца, поэтому на 3 года была превращена в лягушку. На короткое время Василиса могла скидывать кожу и принимать свой истинный облик, поэтому с помощью нянек с успехом справилась с двумя заданиями царя.
Чтобы приехать на пир, ей пришлось раскрыться всем. Жёны старших братьев стали завидовать её красоте и умению. Они пытались во всём подражать Василисе, но только разозлили царя.
Пока его жена веселилась на пиру, Иван прибежал домой и сжёг кожу лягушки. Он думал, что таким образом Василиса останется в человеческом облике навсегда. Но оказалось, что ему нужно было подождать всего 3 дня, чтобы проклятье спало с девушки, а теперь Василисе пришлось вернуться к Кощею Бессмертному.
Поиски жены
Ивану-царевичу ничего не оставалось, как пойти искать свою жену. Он долго бродил по свету, пока не повстречал старичка, который дал ему волшебный клубок, указывающий путь. Пока молодой человек шёл за клубком, ему на пути попадались разные звери и птицы:
- медведь;
- заяц;
- селезень;
- щука.
Иван хотел на них поохотиться, но животные человеческим голосом просили не убивать их, обещая когда-нибудь ему пригодиться. Юноша пожалел их и отпустил.
Наконец клубок привёл царевича к избушке Бабы Яги. После того, как молодой человек отдохнул, попарился в бане и отужинал, старуха рассказала ему, как убить Кощея. Оказалось, что смерть врага находится в яйце, которое лежит в сундуке. Сам сундук подвешен на ветвях огромного дуба, так что достать его невозможно. Но Иван всё же решил попробовать, и Баба Яга указала дорогу к дубу.
Дерево действительно оказалось огромным, но тут откуда-то появился спасённый медведь и вырвал его с корнем. Сундук упал и открылся, из него выскочил заяц и побежал прочь. Однако его быстро догнал другой заяц — тот, кого Иван пожалел и не стал убивать. Из зайца вылетела утка, но ту поймал селезень. Из утки выпало яйцо и прямо в море. Но его успела схватить щука и передать Ивану. Юноша достал из яйца иглу и сломал её. Кощей умер, и Василиса стала свободной.
Персонажи сказки
В сказке довольно много действующих лиц. Несмотря на то что роль каждого по отдельности не значительна, все вместе они важны для общего развития сюжета. Герои сказки «Царевна-лягушка»:
- Иван — младший сын царя.
- Царевна-лягушка — заколдованная девушка по имени Василиса, прозванная Премудрой за свой ум.
- Царь — отец Ивана и его братьев.
- Жёны братьев — завистливые особы.
- Старик — случайный знакомый, который дал царевичу волшебный клубок.
- Баба Яга — лесная жительница, указавшая дорогу к волшебному дубу и рассказавшая, как убить Кощея.
- Медведь — помог свалить дуб.
- Заяц — смог догнать другого зайца из сундука.
- Селезень — убил утку, вылетевшую из зайца.
- Щука — нашла упавшее в море яйцо.
Все герои сказки «Царевна-лягушка» просты и понятны. Без труда можно определить, кто из них положительный, а кто нет. Именно поэтому сказка включена в школьную программу 5 класса. Дети этого возраста уже могут отличить добро от зла, хорошее от плохого.
Характеристика главных героев
Героев в сказке довольно много, именно поэтому ученикам важно уметь отличать главных персонажей от второстепенных. Сделать это несложно, нужно всего лишь определить, вокруг кого крутится весь сюжет произведения, а кто только случайно появляется и исчезает в истории. В «Царевне-лягушке» всего 3 главных героя:
- Иван-царевич.
- Василиса Премудрая (лягушка)
- Царь.
Характеристика главных персонажей важна для представления общей картинки сюжета. Каждый из этих героев сыграл определённую роль, чтобы сказка была именно такой, какой её привыкли воспринимать читатели. Ведь если исключить из произведения кого-то из этих действующих лиц, сюжет истории сразу станет непонятен и неинтересен.
Иван-царевич
Чёткого описания внешности героя в тексте сказки нет. Но можно предположить, что это был статный молодой человек, не лишённый ума и смелости. Этот образ у читателя вырисовывается из действий и поступков Ивана. Например, он не побоялся отправиться в дальний путь на поиски своей жены.
Доброта — отличительная черта характера юноши. Об этом говорят его хорошие поступки по отношению к встреченным животным. Можно предположить, что в странствиях молодого человека охота была его единственным источником пропитания. Несмотря на то, что сам мог остаться голодным, царевич жалеет животных и не убивает их.
Послушание и уважение к старшим характеризуют Ивана с положительной стороны. Он не посмел ослушаться отца и взял в жёны лягушку, хоть и понимал, что над ним будут все потешаться. А также вёл себя вежливо в гостях у Бабы Яги, хотя мог бы просто припугнуть старушку. Такое поведение во многом помогло Ивану, ведь Баба Яга могла и не рассказывать тайну о смерти Кощея Бессмертного.
Безусловно, Ивана-царевича можно назвать положительным героем. Даже единственный плохой поступок — сжигание кожи лягушки, он совершил по незнанию и из благих побуждений.
Василиса Премудрая
Образ Царевны-лягушки в сказке прописан двояко. С одной стороны — это просто обычная болотная жительница, с другой — прекрасная девушка. Василиса сразу не признаётся Ивану, что она не просто лягушка. Это говорит об уме главной героине, ведь она не могла знать, каким окажется молодой человек. В характере персонажа прослеживаются такие черты:
- Доброта — она жалеет любимого мужа, когда тот грустит.
- Скромность — девушка не поддаётся на провокации и не реагирует на насмешки жён старших братьев.
- Хитрость — Василиса обманывает посланную следить за ней женщину, когда та пытается подглядеть, как лягушка будет печь хлеб.
На первый взгляд Василиса Премудрая — положительный персонаж. Она не сделала никому ничего плохого. Но если присмотреться внимательнее, хороших поступков у неё тоже было мало: даже задания царя за неё выполняли мамки и няньки. Именно из-за её беспечности и недоверия к любимому мужу, Ивану пришлось преодолеть столько трудностей для её спасения. Так что назвать эту героини положительным персонажем можно с сильной натяжкой, хотя и отрицательным тоже нельзя.
Царь, отец трёх сыновей
Мудрый правитель, любящий отец — именно так можно охарактеризовать этого главного героя. Мудрость его проявляется в действиях. Решив женить своих сыновей, он не стал сам выбирать им невест, так же как и не захотел полагаться на выбор самих детей. Он правильно рассудил, что если есть где-то девушки, предназначенные им в жёны, судьба сама приведёт сыновей к их порогу. В качестве перста этой самой судьбы царь решил использовать стрелу.
Любовь к сыновьям также прослеживается в дальнейших поступках Царя. Он понимал, что надеяться на одну судьбу не совсем правильно. Пожилой отец хотел увидеть внуков, а также удостовериться, что брак его детей будет счастливым. А это, как известно, во многом зависит от женщины, как хранительницы домашнего очага.
Мало иметь благородное происхождение, молодая жена ещё должна быть хорошей хозяйкой. Вот Царь и решил проверить, какие хозяйки молодые невестки, придумав для них испытания.
Чувство справедливости также не чуждо этому персонажу. Он понимает, что жёны его старших сыновей не такие уж хорошие девушки, как хотят показаться, поэтому прогоняет их с пира.
Царь в сказке однозначно положительный герой, ведь все его поступки направлены только на пользу сыновьям.
Краткий анализ
Для лучшего понимания темы и смысла, следует разобраться, что представляет и чему учит эта сказка. Если сделать разбор произведения сухим литературным языком, его анализ будет выглядеть следующим образом:
- Название — «Царевна-лягушка».
- Год написания — неизвестен.
- Автор — народ.
- Жанр — народная сказка.
- Главные персонажи — Василиса Премудрая, Иван-царевич, Царь.
- Тема — поиски Василисы.
- Основная мысль — делай добро и оно к тебе вернётся.
Сказка учит детей доброте и взаимовыручке. Помогает понять, что любой хороший поступок совершается не для кого-то, а в первую очередь для себя. Не нужно требовать благодарности от других, хорошие люди сами не забудут вознаградить если это потребуется. Нужно жить по совести, с добротой в сердце и с умом в голове.