«Попрыгунья». Художники Кукрыниксы |
Господин Дымов является одним из центральных персонажей рассказа «Попрыгунья» А. П. Чехова.
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Дымова в рассказе «Попрыгунья» Чехова: описание героя в цитатах.
Смотрите:
— Краткое содержание рассказа
— Все материалы по рассказу «Попрыгунья»
Дымов в рассказе «Попрыгунья» Чехова
Полное имя героя — Осип Степанович Дымов:
«Ее муж, Осип Степаныч Дымов…»
Возраст Дымова — 31 год:
«Ольге Ивановне было 22 года, Дымову 31.»
Господин Дымов — небогатый дворянин. Он женат на 22-летней девушке Ольге Ивановне:
«Частная практика его была ничтожна, рублей на пятьсот в год.»
«Так как у нее и Дымова денег было очень немного, в обрез…»
Господин Дымов является врачом и работает в двух больницах:
«Ее муж, Осип Степаныч Дымов, был врачом и имел чин титулярного советника. Служил он в двух больницах: в одной сверхштатным ординатором, а в другой — прозектором. Ежедневно от 9 часов утра до полудня он принимал больных и занимался у себя в палате, а после полудня ехал на конке в другую больницу, где вскрывал умерших больных.»
О внешности Дымова известно следующее:
«…был высок ростом и широк в плечах.»
«Казалось, что на нем чужой фрак и что у него приказчицкая бородка.»
«…сказали бы, что своей бородкой он напоминает Зола.»
«Господа, посмотрите: лицо бенгальского тигра, а выражение доброе и милое, как у оленя.»
«Не правда ли, в нем есть что-то сильное, могучее, медвежье?» (Ольга о Дымове)
«…только по лбу, по черным бровям да по знакомой улыбке можно было узнать, что это Дымов.»
У Дымова кроткая, добродушная, наивная улыбка:
«…показывался Дымов со своею добродушною кроткою улыбкой и говорил…»
«Дымов, добродушно и наивно улыбаясь, протянул Рябовскому руку…»
«…вспоминалась ей его обычная, кроткая, покорная улыбка.»
«Он кротко улыбался и, как прежде, радостно смотрел жене прямо в глаза.»
«…теперь, когда она увидела широкую, кроткую, счастливую улыбку…»
Господин Дымов — кроткий, добрый, великодушный человек:
«Его простота, здравый смысл и добродушие приводили ее в умиление и восторг.»
«А Дымов? Милый Дымов! Как кротко и детски-жалобно он просит ее в своих письмах поскорее ехать домой!»
«Какой добрый, великодушный человек!»
«Этот человек гнетет меня своим великодушием!» (Ольга о муже)
«…безропотное, непонятное существо, обезличенное своею кротостью…»
Доктор Дымов — умный, благородный человек:
«Ты, Дымов, умный, благородный человек, — говорила она…»
Господин Дымов — скромный человек, не избалованный судьбой. В аристократическом обществе своей жены он кажется чужим и лишним:
«Среди этой артистической, свободной и избалованной судьбою компании…»
«…среди этой компании Дымов казался чужим, лишним и маленьким…»
Господин Дымов — человек с доброй, чистой душой и большой нравственной силой:
«А какая нравственная сила! — продолжал он, всё больше и больше озлобляясь на кого-то. — Добрая, чистая, любящая душа — не человек, а стекло!»
Дымов — редкий человек, по мнению одного из его друзей:
«Да, редкий человек! — сказал кто-то басом в гостиной.»
Дымов — человек, способный на самопожертвование:
«Когда бедняжка-отец заболел, то Дымов по целым дням и ночам дежурил около его постели. Столько самопожертвования!»
«Сколько самопожертвования, искреннего участия!»
По мнению его жены Ольги, Дымов является простым, обыкновенным и ничем не замечательным человеком:
«Для него, простого и обыкновенного человека, достаточно и того счастья, которое он уже получил…»
«…почему это она вышла за простого, очень обыкновенного и ничем не замечательного человека.»
В отличие от супруги, друзья Дымова считают его великим, необыкновенным человеком и подающим надежды ученым:
«Это, если всех нас сравнить с ним, был великий, необыкновенный человек! Какие дарования! Какие надежды он подавал нам всем! — продолжал Коростелев, ломая руки. — Господи боже мой, это был бы такой ученый, какого теперь с огнем не найдешь.»
«…ее покойный отец и все товарищи-врачи, она поняла, что все они видели в нем будущую знаменитость.»
Господин Дымов — бесхарактерный, слабый человек:
«Молчаливое, безропотное, непонятное существо, обезличенное своею кротостью, бесхарактерное, слабое от излишней доброты, глухо страдало где-то там у себя на диване и не жаловалось.»
Господин Дымов — трудолюбивый человек. Он работает, не жалея себя, чтобы достойно содержать жену и оплачивать ее капризы:
«Когда же мне, мама? Я всегда занят…»
«А работал, как вол, день и ночь, никто его не щадил, и молодой ученый, будущий профессор, должен был искать себе практику и по ночам заниматься переводами, чтобы платить вот за эти… подлые тряпки!»
«И сам себя не щадил, и его не щадили.»
Дымов разбирается в медицине, но ничего не понимает в искусстве. При этом он не отрицает важность и необходимость искусства:
«— Ты совсем не интересуешься искусством. Ты отрицаешь и музыку, и живопись.
— Я не понимаю их, — говорил он кротко. — Я всю жизнь занимался естественными науками и медициной, и мне некогда было интересоваться искусствами.»
«Я не понимаю пейзажей и опер, но думаю так: если одни умные люди посвящают им всю свою жизнь, а другие умные люди платят за них громадные деньги, то, значит, они нужны. Я не понимаю, но не понимать не значит отрицать.»
Дымов безгранично любит свою жену Ольгу и терпит ее капризы и эгоизм:
«Ей вдруг стало до боли жаль Дымова, его безграничной любви к ней…»
Спустя несколько месяцев после свадьбы Ольга начинает изменять Дымову с художником Рябовским. Несчастный Дымов догадывается об изменах жены и отдаляется от нее:
«По-видимому, с середины зимы Дымов стал догадываться, что его обманывают. Он, как будто у него была совесть нечиста, не мог уже смотреть жене прямо в глаза, не улыбался радостно при встрече с нею и, чтобы меньше оставаться с нею наедине, часто приводил к себе обедать своего товарища Коростелева…»
Вскоре Дымов защищает диссертацию и радостно сообщает об этом жене. Он готов простить Ольге все обиды, если та разделит его радость. Но «попрыгунья» Ольга ведет себя, как обычно, эгоистично и ничего не говорит мужу. Это глубоко ранит и без того несчастного Дымова:
«— Я сейчас диссертацию защищал, — сказал он, садясь и поглаживая колена.»
«Видно было по его блаженному, сияющему лицу, что если бы Ольга Ивановна разделила с ним его радость и торжество, то он простил бы ей всё, и настоящее и будущее, и всё бы забыл, но она не понимала, что значит приват-доцентура и общая патология, к тому же боялась опоздать в театр и ничего не сказала.Он посидел две минуты, виновато улыбнулся и вышел.»
Спустя некоторое время Дымов заражается дифтеритом на работе и скоропостижно умирает. Только тогда «попрыгунья» Ольга понимает, каким редким, необыкновенным человеком был ее муж:
«Третьего дня я заразился в больнице дифтеритом, и теперь… мне нехорошо.»
«Ольга Ивановна сидела у себя в спальне и думала о том, что это бог ее наказывает за то, что она обманывала мужа.» (об изменах Ольги с Рябовским)
«…вдруг поняла, что это был в самом деле необыкновенный, редкий и, в сравнении с теми, кого она знала, великий человек.»
«Она хотела объяснить ему, что то была ошибка, что не всё еще потеряно, что жизнь еще может быть прекрасной и счастливой, что он редкий, необыкновенный, великий человек и что она будет всю жизнь благоговеть перед ним, молиться и испытывать священный страх…»
Таков цитатный образ и характеристика Дымова в рассказе «Попрыгунья» Чехова: описание героя в цитатах.
Смотрите:
— Все материалы по рассказу «Попрыгунья»
- Сочинения
- По литературе
- Чехов
- Образ и характеристика Дымова в рассказе Попрыгунья
Образ и характеристика Дымова в рассказе Попрыгунья Чехова
Рассказ повествует о печальной судьбе хорошего человека, страдавшего от своей доброты и незлобивости.
Осип Степаныч Дымов – врач, пишущий диссертацию по своей специальности. Он хороший медик, увлеченный наукой.
Однако Дымов имел несчастье жениться на дочери своего умирающего коллеги и жениться на ней. Он и его жена – Ольга Ивановна имеют совершенно различные интересы. Он не понимает искусства, которым увлечена его супруга, хотя и не отрицает его значимости. Жена доктора, в свою очередь, совершенно не интересуется делами Осипа Ивановича. Отсутствие художественного вкуса и интереса к прекрасному, однако, не делает доктора ограниченным и сухим человеком, замкнувшимся в своей скорлупе. Подчеркнув эту черту характера своего персонажа, автор хотел показать, что соответствие человека общепринятым стереотипам не делает человека действительно личностью. Наоборот, проявление интереса к тому, что указывает мода или просто большинство – это, скорее, ширма, за которой многие могут скрывать свою никчемность.
Дымов представлен автором в качестве идеально кроткого и доброго человека. Он терпит невнимание и даже измены своей жены, о которых догадывается. Дымов безропотно взваливает на себя дополнительную работу, чтобы оплачивать ее прихоти. Не умея, по причине мягкости своего характера отказывать, Дымов принимается за не слишком престижную и малоинтересную для него работу, такую как переводы по ночам и вскрытие трупов. Это вместе с основной должностью врача и диссертацией создает для него огромную нагрузку. Он также самоотверженно заботился о своем отце, когда тот заболел и, спасая больного мальчика, умер, заразившись дифтеритом.
Все эти поступки незаметны и Чехов подчеркивает скромность своего персонажа. Бросается в глаза отсутствие внешних эффектов и умения подать себя у Дымова, которого ценят только его коллеги. Они, в отличие от жены героя, знают, что он человек, безусловно, талантливый.
Чехов создал образ внешне незаметного и малоинтересного в обществе человека, но, при этом, наделенного превосходными личными качествами и профессиональными дарованиями, показывая читателям, что подобные люди могут быть в окружении каждого из них.
Сочинение про Дымова
Одним из основных персонажей произведения является Осип Степанович Дымов, представленный писателем в образе небогатого дворянина, работающего доктором в нескольких больницах в чине титулярного советника.
Дымов описывается в рассказе в качестве тридцатилетнего мужчины высокого роста, крепкого телосложения, с черными бровями и тигриным лицом, отличающимся добрым, милым выражением в виде добродушной, кроткой, наивной и немного покорной улыбки.
Характерными чертами Осипа Степановича писатель изображает его простоту, великодушие, безропотность, скромность, трудолюбие, при этом Дымов обладает острым, живым умом и чувством благородства человека, не избалованного судьбой.
Герой предан своей любимой профессии, в которой проявляет себя как талантливый медик, и отдает ей все свободное время, работая над будущей диссертацией. Коллеги и друзья Дымова признают в нем великого, необыкновенного, редкого человека, который подает большие надежды в области медицинской науки. Однако доктор совсем не разбирается в искусстве, поскольку его интересует лишь естественные науки, хотя и понимает необходимость существования в человеческой жизни живописи, литературы и музыки.
Дымов является мужем женщины, которая представляет собой его полную противоположность, интересуясь исключительно денежным достатком и собственной внешностью. При этом мягкий и незаметный Дымов принимает капризы жены безропотно, стойко перенося все жизненные невзгоды в виде ее измен и финансовые трудности, берясь за любую дополнительную работу, несмотря на подготовку собственной диссертации и невнимание к себе со стороны эгоистичной супруги. Жертвенность в характере героя является его отличительной чертой, заставляя снисходительно относится к поведению жены.
Судьба Дымова оказывается трагичной, поскольку он заражается от больного ребенка, которого лечит, смертельным заболеванием, заканчивающимся его кончиной в финале произведения. Только после смерти Дымова жена осознает потерю близкого человека, являющего необыкновенно нравственным и положительным.
В образе Осипа Степановича Дымова писатель изображает представителя русской интеллигенции, обладающего превосходными личностными характеристиками и профессиональным талантом, при этом внешне являющимся незаметным, скромным человеком, малоинтересным в светском обществе.
Также читают:
Картинка к сочинению Образ и характеристика Дымова в рассказе Попрыгунья
Популярные сегодня темы
- Сочинение Память сильнее времени
Проходит время, а в памяти людей будут долго жить воспоминания о тяжёлых боевых сражениях. Не мало времени промчалось после военных действий, а травма в душе осталась
- Сочинение по картине Девочка с персиками Серова 3, 7 класс
На картине Серова «Девочка с персиками» на переднем плане изображена девочка. Ей 12-13 лет. Она сидит на стуле. Лицо у нее загорелое, с румянцем. Глаза карие, блестящие, брови черные.
- Сочинение по картине Саня Маликов Пластова 6 класс
Живописец Николай Аркадьевич Пластов – «певец советского крестьянства». Знаменитый русский художник Пластов создал много пейзажных картин, портретов, сюжетных картин (о жизни и работе сельских жителей).
- Тема смысла жизни в произведениях Бунина сочинение
Бунин в своих произведениях часто рассуждал на тему смысла жизни. Ярче всех эта тема поднималась в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Видимо этот вопрос сильно волновал писателя, он хотел донести свои ценные наблюдения до читателей.
- План рассказа Чёрная курица, или Подземные жители Погорельского
Был в Петербурге мужской пансионат, в котором жил Алёша. Было мальчику 10 лет. Родители давно привезли сына в пансионат и больше не приезжали. Первое время Алёша скучал по дому и родным
- Сочинения
- По литературе
- Чехов А.П.
- Образ и характеристика Дымова в рассказе Попрыгунья
Образ и характеристика Доктора Дымова в рассказе Попрыгунья Чехова
Героем А.Чехова чаще всего бывает рядовой человек. Под бесстрастным изложением различаются и симпатия автора к трудящемуся человеку, и отвращение к сытости, предательству, эгоизму.
Образ труженика присутствует и в рассказе «Попрыгунья». Доктор Дымов является одухотворенным, сильным человеком, но вместе с тем мягким и добрым. В простоте и робкой деликатности героя скрываются воля, целеустремленность, преданность идеалам.
Для собственной жены, окруженной знаменитостями, он был слишком незначителен и ординарен. Только после смерти Дымова, зараженного дифтеритом при спасении ребенка, она узнает о подлинном величии мужа. Его друзья рассказали, каким необыкновенным и одаренным ученым он был. В своей среде он являлся поистине великим, но она не замечала его нравственной силы, не ценила любви, заботы и готовности жертвовать собой для ее прихотей. Теперь же она сожалеет всего лишь о собственной недальновидности. Ошиблась, вовремя не заметила, что скромный Дымов является большей величиной, чем все ее творческое окружение.
Не только из-за дифтерита пришел конец молодой жизни героя. Его жена взяла дифтерит в сообщники. Она всегда занималась поиском выдающихся людей, но не замечала человека, живущего вместе с ней. Не распознав красоты и силы Дымова — пропрыгала главное.
В Дымове угадываются характерные особенности многих ученых. Автор восхищен их характером, каждодневным героизмом, исключительной скромностью, упорством.
В романе Ольги Ивановны и художника рассмотрена тема заурядных и выдающихся личностей. В представлении попрыгуньи только среди необыкновенного можно найти величие. Ей кажется, что великий человек должен возвышаться над неинтересными маленькими людьми. Сама измена мужу – это ее презрение к обыкновенности. В итоге героиня, стремящаяся допрыгнуть до величия, становится сатирическим образом.
Ложному величию автор противопоставляет истинную глубину человеческих переживаний.
Писатель всегда находит любимых героев среди обычных людей. За каждым из них видится не самостоятельная личность, а целая жизненная среда. За плечами Дымова читатель ощущает огромную армию тружеников.
Сочинение Осип Степанович Дымов
Этот рассказ повествует нам о жизни обычных людей, а в основном, одного прекрасного человека, который страдал от своей доброты и наивности. Про невероятно талантливого человека, который очень любил свою женщину, женщину, которая не заслуживала его любви.
Осип Степанович Дымов — именно так зовут главного героя, о котором мы сегодня с вами поговорим. Ему тридцать два года, женат на молодой, двадцати двух летней Ольге Ивановне, он дворянин, имеет медицинское образование, работает сразу в двух больницах врачом. У него было милое лицо с бородкой, он был высоким и немного широким в плечах, у него был широкий лоб и густые черные, как смола, брови. В его внешности сочеталось мужество, суровость и нежность. У него была совсем детская, добрая, наивная улыбка. Сам он очень великодушный человек, который всегда хотел помогать всем. Он умный, благородный и ,казалось, совсем не подходит для аристократического общества злых коршунов.
Все считают Осипа Степановича Дымова замечательным человеком, с невероятной душевной организацией, считаю его редким и незаменимым, все так считали, кроме его жены, Ольга Ивановна не видела в своем муже ничего примечательного, она считала его обычным, наивным, глупых человеком, который совершенно неприспособлен к жизни. От того, что Дымов не был одним из «глупых оберток», таких, какие интересовали Ольгу, она постоянно врала ему, изменяла у него за спиной, жила разгульной жизнью. Ольга любила моду, искусство, хоть совсем ничего не знала о них, она просто шла за толпой, чтобы не казаться изгоем, она была слишком глупа, чтобы иметь свое собственное мнение.
Осип Степанович работает на износ, совсем не покладая рук, ради того, чтобы угодить своей жене и утешать се ее желания. Дымов настолько любит свою жену, что пропускает все ее истерики мимо ушей, продолжает делать все, что она хочет, не получая никакой взаимности в ответ. Он готов прощать ей все ее проступки, только ради того, чтобы она оставалась рядом с ним, но «Попрыгунья» Ольга совсем этого не ценит, ей глубоко плевать на своего мужа и на его желания. Поняла, каким же все таки был уникальным и неповторимым мужчиной ее муж, Осип Степанович Дымов, Ольга Ивановна слишком поздно, когда он скончался от редкой болезни, которую подхватил, вероятнее всего, работая в больнице.
В образе Осипа Степанович кроется скромный и интеллигентный человек, который неверно выбрал свой жизненный путь, которого полностью поглотило советское общество.
Образ и характеристика Дымова в рассказе Попрыгунья
Несколько интересных сочинений
- Сочинение для 3 класса
- Сочинение Мальвина из сказки Буратино (Образ и характеристика)
Большое количество героинь, о которых читатель рано или поздно узнает из сказок, становятся любимыми для нас. Это зависит от того, какими чертами характера, действиями, внешним видом автор наделил своих персонажей.
- Сочинение Субботний вечер у нас дома 4 класс
Суббота в нашем доме это как маленький праздник для всей семьи. Все мои одноклассники в субботу отдыхают, но только не я. Меня это никак не тревожит, ведь в субботу я просыпаюсь с отличным настроением.
- Сочинение Образ дороги в поэме Гоголя Мертвые души
Движение играет большую роль в поэме Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души». Произведение начинается в дороге, и оканчивается в дороге. В начале Павел Чичиков едет в город, чтобы провести
- Сочинение Моя любимая кукла
У меня есть кукла, которая мне очень дорога. Ее подарила мне тетя на день рождение. Она принесла ее в огромной коробке, обернутой упаковочной розовой бумагой
Каноническим образцом русского интеллигента принято считать Осипа Дымова, героя рассказа Чехова «Попрыгунья». Он максимально соответствовал этому образцу – умный, талантливый, скромный, снисходительный к недостаткам близких. Да еще и жертвенный – спасая мальчика от дифтерита, заразился сам, хотя прекрасно понимал, чем это чревато. А между тем у Дымова был прототип, который проделал аналогичную операцию в реальной жизни – и, к сожалению, с тем же исходом.
Прототипы – материя зыбкая. Редко когда автор радостно всем сообщает, с кого именно он списал своих героев. Обычно, автор, зная за собою страсть к иронии и всевозможным обобщениям, вовсе не хочет, чтобы прототип прознал о своей роли. В частности, художник Рябовский, списанный Чеховым со своего приятеля Исаака Левитана, всячески пытается на прототип не походить. Во всяком случае, в деталях.
Антон Павлович всеми силами старается дать понять, что вовсе не Левитан прототип Рябовского. Если Левитан пейзажист, то Рябовский делается анималистом и жарнистом. Левитан радикальный брюнет – Рябовский голубоглаз. Левитану 32 года – Рябовскому 25. Но – хитрость не удается: Левитан узнан и осмеян обществом. Чехов пытается оправдаться, указывает на некую типичность ситуации («Главная улика – внешнее сходство: дама пишет красками, муж у нее доктор, и живет она с художником»). Дело, тем не менее, заканчивается скандалом, в результате которого бывшие друзья прекращают общаться на годы.
Сюжет
Напомним, однако, сюжет. В Москве, в одном из переулков живет молодая семья. Он – начинающий, но подающий надежды доктор. Она – та самая «попрыгунья», симпатичная, энергичная и экзальтированная дамочка, которую тянет к «прекрасному» – к миру богемы. Героиня практически не замечает своего супруга, предпочитая общество художников, актеров, литераторов. Она и сама то участвует в дачных спектаклях, то берет уроки живописи, то затевает что-нибудь еще, такое же изысканное и не имеющее отношения к приземленному миру, в котором живет ее муж.
С учителем живописи у нее роман. Они даже вместе едут на этюды, где дамочка, совершенно неожиданно для нее самой, надоедает ветреному художнику (тому самому Левитану – Рябовскому). Этот факт действует на даму отрезвляюще – она решает полностью изменить свою жизнь, расстаться с богемой и стать образцовой супругой. Но поезд, что называется, ушел. За то время, пока шли «этюды» в окрестностях города Плеса, «попрыгунья» окончательно привязалась к красавцу-художнику. И теперь это неразделенное чувство мешает обоим. Да и доктору Дымову тоже. Он, наконец, начинает догадываться, что происходит.
Финал трагический и героический одновременно. Осип Дымов совершает истинный гражданский подвиг – рискуя жизнью, отсасывает у мальчика дифтеритные пленки, заражается, заболевает тяжелой формой дифтерита и умирает.
Его друг доктор Коростелев, всегда тихий и кроткий, наконец-то срывается:«Это, если всех нас сравнить с ним, был великий, необыкновенный человек! Какие дарования! Какие надежды он подавал нам всем!.. Господи боже мой, это был бы такой ученый, какого теперь с огнем не найдешь. Оська Дымов, Оська Дымов, что ты наделал! Ай-ай, боже мой!.. Добрая, чистая, любящая душа – не человек, а стекло! Служил науке и умер от науки. А работал, как вол, день и ночь, никто его не щадил, и молодой ученый, будущий профессор, должен был искать себе практику и по ночам заниматься переводами, чтобы платить вот за эти… подлые тряпки!.. И сам себя не щадил, и его не щадили. Э, да что, в сущности!»
Попрыгунья же жалела только об одном – что просмотрела, упустила, «прозевала» Дымова. Не на того поставила. Она ведь даже не догадывалась, что ее Дымов, простой, скучный, домашний Дымов – в своей области гораздо более значительная величина, чем все ее актеры и писатели-любители. Требовалось лишь чуть-чуть подождать, и она была бы женой мировой знаменитости.
Реальность
Выйдем, впрочем, из нетвердой и обманчивой атмосферы художественных вымыслов к жизненным реалиям. Прототип Осипа Дымова, известный московский врач, ординатор Московского же военного госпиталя, основатель фонда в целях учреждения премии имени Пирогова и редактор Летописей Хирургического Общества Илларион Иванович Дуброво жил в доме 17 на Пречистенке. Здание тогда уже считалось историческим – до этого оно принадлежало легендарному поэту-партизану Денису Давыдову.
Тут нужно сказать, что прототипом Дымова Илларион Иванович мог считаться вовсе не потому, что имел отношение к известному любовному треугольнику (тут героев лирической истории любознательные современники вычислили быстро – ими были назначены полицейский врач Дмитрий Павлович Кувшинников и его жена, Софья Петровна – любительница искусств, хозяйка салона, сама художница; одну из ее работ даже приобрел Павел Третьяков), а потому, что совершил врачебный поступок, который не мог не запомнится Молодому врачу Чехову.
В отличии от Дымова Дуброво вовсе не был подающим надежды молодым человеком – речь идет о признанном светиле медицины. Да и впечатления два доктора производили – если выдуманный выглядел как классический, чуть ли не пародийный русский интеллигент (а иначе и быть не могло, ведь «Попрыгунья», по большому счету, рассказ о взаимоотношениях русской интеллигенции и русской богемы), то его реальный коллега, военврач, участник русско-турецкой войны 1877 – 1878 годов и человек во всех отношениях бывалый, отличался, скорее, не кротостью и застенчивостью, а решительностью и брутальностью. Но, не смотря на это, москвичи его знали как доктора доброго, заботливого и участливого.
Брат Иллариона Ивановича вспоминал о его детстве: «Очень красивый, живой и не по годам умный и развитой мальчик, он был единственной радостью, гордостью и надеждой матери… Отец, мелкий провинциальный чиновник, выбрал для него ту же стезю, но мать не разделяла взглядов отца на пьяное чиновничье счастье, строившееся на несчастье ближних».
Род Дуброво – что, впрочем, явствует из фамилии – имеет малороссийские корни. Доктор родился в 1843 году в селе Смелое Ромненского уезда Полтавской губернии. На выбор профессии, безусловно, повлияла семейная трагедия. Три его маленьких брата умерли в детстве от дифтерита. Это же, без сомнения, впоследствии повляло на решение проводить рискованную операцию.
Гимназию окончил в Кишеневе, университет (естественный факультет) в Петербурге, затем была Санкт-Петербургская медико-хирургическая академия. Образование более чем основательное. В 1870 году господин Дуброво получил звание лекаря. Затем – стажировка во Франции, русско-турецкий фронт (притом именно фронт, передовая), где он был военным врачом-хирургом, по окончании войны – блестящая защита докторской диссертации, 9 научных статей, орден Святого Владимира.
То есть весенним вечером 1883 года, когда заплаканные соседи попросили Иллариона Ивановича осмотреть умирающую девушку, они обратились не к начинающему эскулапу, каковым был Осип Дымов, а к человеку состоявшемуся и представлявшему для России, будем уж называть вещи своими именами, немалую ценность. Но на решение доктора сей факт не повлиял и повлиять не мог.
В результате 29 мая 1883 года «Московские ведомости» сообщили: «27 мая в 2 часа утра скончался доктор медицины Илларион Иванович Дуброво, сделавшись жертвой самоотвержения; 20 мая, ночью, покойный был приглашен к дочери шуйского предводителя дворянства Куроедова, 17-летней девушке, для операции трахеотомии, по случаю дифтерита. Благополучно окончив операцию, он посредством трубки высасывал из гортани дифтерические пленки, заразился сам и скончался, проболев всего 6 дней. Потеря, понесенная в его лице для науки и человечества, невознаградима. Мы убеждены, что знавшие покойного отнесутся с большим прискорбием к преждевременной кончине честного труженика и истинно гуманного человека».
Смерть врача стала сенсацией. Лев Толстой писал: «Нынче пришла мне мысль картинок с надписями. У меня есть два. Один доктор, высосавший яд дифтерийный и умерший. Другой учитель в Туле, вытаскивающий детей из своего заведения и погибший в пожаре».
Чехов, разумеется, не мог не знать об этом случае – мало того, что о нем говорила вся Москва, так ведь Антон Павлович – именно в то время, с 1879 по 1884 годы – обучался медицине на одном курсе с братом героя, Василием Дуброво (впоследствии назвавшем собственного сына в честь покойного дядюшки Илларионом). И, наверняка, Чехов немало об этой истории слышал, что называется, из неофициальных источников. И здесь Антон Павлович, ни в коей мере не связанный этическими рамками, случалось, проговаривался в самых незначительных мелочах. Вплоть до созвучности фамилий лучших друзей двух докторов – у Дымова это был Коростелев, а у Дуброво – Костырев.
Знал писатель также и о том, что авторы некролога несколько покривили душой – Софья Васильевна Куроедова, увы, скончалась на следующий день после операции. Болезнь оказалась сильнее.
Видимо, сотрудники редакции подумали, что это принизит заслуги врача – дескать, не бывает подвига без, пусть посмертного, но все таки триумфа.
Хотя на самом деле все совсем наоборот – если врач знал, что шансы на выздоровление малы (а он в принципе не мог этого не знать), и все равно пошел на риск, то это поднимает значение его подвига на совершенно космические высоты.
История создания
Рассказ «Попрыгунья» был создан А. Чеховым в 1891 году и опубликован в журнале «Север» в 1892 году. Первоначально рассказ имел название «Великий человек», но затем автор сместил акцент на женского персонажа — Ольгу Ивановну, жену Дымова.
Автор отталкивается в произведении от реальных личностей, знакомых ему – это врач Дмитрий Павлович Кувшинников и его жена Софья, а также известный столичный врач, Илларион Иванович Дуброво. Настоящим прототипом Дымова явился врач Дуброво, умерший от дифтерита, после того, как использовал метод, описанный в рассказе, для излечения больной дочери дворянина Куроедова. Прототипом же художника Рябовского сделался друг Чехова, художник Исаак Левитан. Он, кстати, очень обиделся на него за это и хотел вызвать на дуэль. После выхода книги они не общались три года. С Софьей Павловной они и вовсе никогда больше не контактировали. При этом важно понимать, что сам автор отрицал наличие каких-либо прототипов. Но реакция общества говорит о том, что писателю удалось отобразить максимально реальную историю.
Краткий анализ
Год написания – 1891 г.
История создания – К написанию произведения А. П. Чехова подтолкнули наблюдения за Кувшинниковых и жизнью художника Левитана. Последний был одним из лучших друзей Антона Павловича.
Тема – В произведении можно выделить несколько ключевых тем – любовь и измена, потеря любимого человека.
Композиция – Формально произведение состоит из восьми глав. Первые три части рассказывают о счастливом браке Ольги Ивановны, начиная с четвертой, автор описывает, как рушится счастье героев. Элементы сюжета расположены в правильной последовательности. Наблюдается плавный переход от счастливых событий до трагических, соответственно меняется и настроение.
Жанр – Рассказ.
Направление – Реализм.
Композиция и конфликт
Рассказ «Попрыгунья» состоит из восьми глав, в которых описывается отрезок жизни молодой женщины, Ольги Ивановны, после свадьбы, в замужестве с Осипом Степановичем Дымовым.
- В завязке, в первых трёх главах рассказа «Попрыгунья» главная героиня вполне счастлива, но затем, по мере развития действия, она начинает всё более отдаляться от мужа и вступает в связь с художником Рябовским.
- Кульминация наступает, когда Дымов смертельно заболевает, а Ольга Ивановна переживает мучительное раскаяние, за то, что не оценила этого редкого человека.
- И наконец наступает развязка – смерть Осипа Степановича и отчаяние Ольги Ивановны.
Конфликт в произведении зарождается практически с самого начала и набирает силу по мере развития действия. Ольга Ивановна не удовлетворена обществом своего мужа, считает его слишком простым и неинтересным, она не понимает его и ищет для себя другой жизни. Дымов в свою очередь не понимает людей искусства, и сам он тоже кажется таким людям ненужным и лишним в их обществе. Таким образом, происходит конфликт взглядов.
Кроме того, постепенно назревает конфликт отношений – Дымов догадывается об измене жены и начинает от неё отдаляться. Тот же конфликт отношений происходит у Ольги Ивановны с Рябовским – женщина чувствует себя обманутой и преследует художника, который открыто тяготится ею.
К Ольге Ивановне выражает презрение друг Дымова, Коростелёв, по мере действия его презрение усиливается к жене его обманутого друга.
Присутствует в произведении и внутренний конфликт главной героини с самой собой. Она всё сильнее ощущает свою вину, мучается, но не может сознаться перед мужем. Она продолжает преследовать Рябовского, понимая своё унижение и бесполезность таких действий, страдает от этого, но не может оставить такое поведение. В конечном итоге женщина приходит к полному отчаянию и разладу с самой собой.
Краткий пересказ рассказа «Попрыгунья»
Перед нами молодая семья Дымовых. Жена Ольга Ивановна хоть и любит своего мужа Осипа Степановича, но считает его обыкновенным скучным. Она проводит жизнь в поиске самого великого и знаменитого человека. Её добрый и терпеливый муж делает всё, чтобы угодить своей любимой. Дымову приходится работать в двух местах, чтобы обеспечивать развлечения и наряды для жены.
На лето Ольга Ивановна отправляется пожить на дачу. Осип Степанович скучает по своей жене и после тяжёлого рабочего дня едет к ней на поезде. Ольга, даже не спросив, как у мужа дела, отправляет его обратно в город за своими нарядами. Дымов уезжает.
Однажды на теплоходе молодой художник Рябовский говорит, что любит её. Дымова решает стать его любовницей. Муж работает в городе и регулярно посылает ей деньги. Вскоре неустроенная жизнь в деревне и переменчивая натура художника приводят к разладу в их отношениях. Рябовский с облегчением отправляет Ольгу домой к мужу.
Дымов рад её приезду, а она не решается рассказать ему об измене. Связь любовников продолжается и в городе, но художник тяготится ею. Он уже нашёл себе новую женщину.
Ольга Ивановна чувствует одновременно скуку и ревность. Осип Степанович понимает, что жена изменяет ему, но так её любит, что ни в чём не упрекает. Он взваливает на себя ещё больше работы и отвлекается только в обществе своего друга Коростелева.
Разочаровавшись в любви, Дымов идёт на смертельную опасность, излечивая больного дифтеритом. Ольга решает порвать с Рябовским и вернуться к мужу, но уже поздно. Он заразился и вскоре умер. Коростелев обвиняет Ольгу Ивановну в том, что погиб такой хороший врач, учёный и замечательный человек. Она раскаивается, но уже ничего не изменить.
Смысл названия
Название рассказа «Попрыгунья» отражает сущность его главной героини – её легковесность и легкомыслие, неумение думать о других людях и последствиях своих поступков.
В названии отражается и судьба главной героини, которая «прозевала» — «пропрыгала» — своё счастье. Кроме того, выражается справедливая оценка её автором. Можно заметить отсылку к басне Крылова «Стрекоза и муравей»: «Попрыгунья-стрекоза лето красное пропела». Так и Ольга поздно спохватилась, когда зима ее жизни уже наступила, и ничего нельзя было изменить.
Суть: о чём рассказ?
Ольга Ивановна, обаятельная миловидная блондинка, и её муж, Осип Степанович Дымов, талантливый врач, недавно поженились. Они счастливы в браке, не имеют большого достатка, но вполне обеспечены, чему способствует Осип Степанович, работая в двух больницах. Ольга Ивановна, одарённая творческими способностями, любит окружать себя известными людьми искусства – художниками, музыкантами и т.д., она часто устраивает для них вечера у себя дома. Муж Ольги Ивановны не принимает участия в этих вечеринках, но не возражает против них.
Ольга Ивановна всё сильнее вовлекается в жизнь «великих людей», которых постоянно отыскивает. Она начинает отдаляться от мужа, всё чаще покидает его, и наконец, поддаётся любовным чарам талантливого художника Рябовского, очень красивого молодого человека. Однако увлечение Рябовского оказывается кратковременным – он быстро начинает тяготиться Ольгой Ивановной и избегать её. Ольга Ивановна чувствует обиду, также угрызения совести, она хочет признаться мужу в измене, но не решается на это. Дымов тем временем начинает догадываться об измене жены и отдаляется от неё.
Ольга Ивановна, чувствуя отдаление от неё мужа, отчаянно пытается вернуть Рябовского – разыскивает его по всем общим знакомым, устраивает ему сцены ревности. Однажды, придя домой, Ольга Ивановна узнаёт, что её муж болен и не выходит из кабинета. Дымов просит жену позвать его друга Коростелёва. Коростелёв рассказывает Ольге Ивановне о том, что Дымов накануне отсасывал дифтеритные плёнки из горла больного ребёнка. Ольга Ивановна, опасаясь за жизнь мужа, ощущает горькое раскаяние и презрение к себе, она желает искупить свою вину и возместить мужу все обиды. Оценивая свою жизнь, Ольга Ивановна понимает, что Дымов и был самым великим человеком из всех найденных ею знаменитостей, но остался неузнанным ею. Она жаждет начать жизнь заново и всегда быть верной Дымову, однако утром узнаёт о его кончине. Подробнее о содержании «Попрыгуньи» Многомудрый Литрекон написал в кратком содержании.
Сочинение по произведению Попрыгунья
В рассказе А. П. Чехова «Попрыгунья» описана жизнь главной героини – Ольги Ивановны. Она постоянно вращается в высших кругах. Ее друзья знаменитые и творческие натуры. Будущий супруг женщины, Осип Степанович Дымов обычный человек, по профессии врач. Он обычный, спокойный человек, ведущий размеренный образ жизни, советник. Перед своими друзьями, известными людьми, Ольга оправдывается за свой выбор.
У Ольги Ивановны постоянно появляются новые и новые друзья. Как только человек приобретает популярность, она пытается найти любой выход, чтобы с ним познакомиться и позвать его к себе домой. Что касается самой женщины, она занималась всем и понемногу. Например, аккомпанировала, немного пела, писала этюды и любила читать стихи. Большая часть ее знакомых сходилась во мнении, что если бы Ольга не ленилась и начала серьезно заниматься каким то одним делом, то у нее многое могло получиться.
Ее муж, Осип Степанович, не понимал толк в искусстве. Единственным его интересом в жизни была медицина. Он любил свою жену, ни в чем ей не отказывал. Когда к Ольге приходили ее друзья, Осип Степанович брал на себя всю работу, по обслуживанию пришедших гостей. Знакомые Ольги относились к ее супругу спокойно, с безразличием. Они считали его славным малым, на этом заканчивался их интерес и общение с ним. Первое время такая жизнь обоих супругов вполне устраивала, можно сказать, они были счастливы.
Однажды Ольга Ивановна отправилась в поездку по Волге и там познакомилась с Рябовским, молодым художником. Женщина потеряла голову, она влюбилась в него. Но Рябовский быстро потерял к ней интерес. Ольга не хотела это принимать, постоянно навязывала себя ему, просила встреч и любви. Ее супруг, увидев о произошедших переменах с ней, стал догадываться об измене. Но решил не рассказывать жене о своих догадках.
Осипа Степановича настила тяжелая болезнь. Его состояние постоянно контролировал консилиум врачей. Из близких людей его навещал только близкий друг, Коростылев. Жена его не навещала, она боялась заразиться и так же заболеть. Перед самой смертью, поняв, что Осип Степанович вот-вот умрет, Коростылев пошел к его супруге, в надежде вразумить ее и навестить умирающего мужа. Он с болью в сердце рассказал о том, какой был ее супруг на самом деле. Он был настоящим доктором, подавал большие надежды в медицине, мог стать знаменитым ученым. Разгоряченные слова подействовали на Ольгу отрезвляюще. Она внезапно вспомнила, как сильно любил и с каким трепетом относился к ней муж.
Казалось бы, Ольга, наконец, осознала, что потеряла близкого и любимого человека. Но на самом деле, она просто сожалела о том, что не заметила будущую знаменитость в нем. Ольга Ивановна – это эгоистичная, лживая и себялюбивая натура. Ей чуждо все, что не касается ее собственного «я». Самое неприятное, что раскрывает перед читателем автор – больше половины людей в этом мире такие же, как Ольга Ивановна. Они думают только о себе, им чужда чужая боль.
Главные герои и их характеристика
Система образов в рассказе «Попрыгунья» кратко изложена Многомудрым Литреконом в формате таблицы:
Герой | Характеристика |
Ольга Ивановна | Двадцати-двухлетняя молодая женщина из семьи врача, сама связавшая свою жизнь с талантливым врачом. Ольга Ивановна обладает тонким художественным вкусом и сильным эстетическим чувством, одарена способностями к искусствам. У Ольги Ивановны живой и весёлый характер, она обаятельна и изысканна, чувствительна и сентиментальна. При этом она легкомысленна, эгоистична, из-за чего происходят все её дальнейшие беды. Кроме того, Ольга Ивановна обнаруживает малодушие в своей натуре – понимая, что поступает неправильно, она не находит в себе силы примириться с мужем, но упрямо пытается вернуть то, что давно потеряла. Позже Ольге Ивановна оказалась способна на трезвую оценку себя и глубокое раскаяние, тем не менее, разрушение, которое она нанесла своей семье и собственной душе, ей не удалось исправить одним желанием. |
Осип Степанович Дымов | 31-летний талантливый врач, целиком отдающийся своему призванию, он работает в двух больницах, изо всех сил стремится совершенствоваться и содержать семью. Его друзья и тесть, отец Ольги Ивановны, предсказывали ему великое будущее. При этом Осип Степанович предельно скромен, бескорыстен, добр и великодушен. Этого редкого человека часто не ценят и не замечают из-за его скромности, в том числе собственная жена. Осип Степанович очень любит свою жену, признаёт все её увлечения и образ жизни, готов прощать её и сострадать при всём её вероломстве. Смерть Осипа Степановича целиком соответствует его натуре – он жертвует собой, спасая больного мальчика. |
Пётр Рябовский | Одарённый художник 25 лет, с красивой поэтической наружностью. Рябовский ведёт богемный образ жизни, работает по вдохновению, а в своей жизни и отношениях с людьми руководствуется лишь своим настроением. Очевидно, он считает своё мастерство слишком значительным, чтобы обращать внимание на чувства других людей и сдерживать себя в своих желаниях. Он заводит роман с Ольгой Ивановной и вскоре без сожаления бросает её, потеряв к ней всякий интерес. |
Коростелёв | Товарищ Дымова и его коллега, с которым Дымов часто общается, столкнувшись с изменой своей жены. Коростелёв искренне болеет душой за Дымова и презирает Ольгу Ивановну, не оценившую вовремя своего мужа. Во время болезни Дымова, Коростелёв остаётся у постели больного до самой его кончины. |
Главные герои рассказа «Попрыгунья» Чехова. Характеристика героев
Дымов Осип Степаныч в рассказе «Попрыгунья» — титулярный советник и врач, он служит в двух больницах, в одной сверхштатным ординатором, в другой — прозектором. Дымову 31 год; он высок ростом и широк в плечах; отличительной чертой его внешнего облика является улыбка, «кроткая», «добродушная» и «наивная».
Дежуря у постели своего старшего товарища-врача, умирающего в больнице, Осип Дымов знакомится с его дочерью Ольгой Ивановной и женится на ней. Обожая жену, которую трогательно называет «мама», герой беспрекословно выполняет все ее прихоти; работает день и ночь, чтобы она могла «поражать своими нарядами» знакомых; накрывает стол для гостей, собирающихся у нее на «художественные» вечеринки; когда страдающая от равнодушия своего любовника Рябовского Ольга Ивановна рыдает в постели, Дымов, догадывающийся, что его обманывают, находит силы утешать ее.
Не чувствительный к искусству, не понимающий его, лишенный какого-либо артистизма и живой эмоциональности (что делает его малоинтересным для друзей Ольги Ивановны), этот герой рассказа «Попрыгунья» Чехова как врач оказывается замечательным специалистом в своей области, успешно защищает диссертацию, а его приятель доктор Коростелев убежден, что из него в скором времени мог бы выйти профессор. За внешней скучноватостью Дымова кроется необычная способность к самоотверженности, к принесению себя в жертву ради другого. Так, чтобы спасти мальчика, заболевшего дифтеритом, он через трубку высасывает у него дифтеритные пленки, но сам заражается от больного и умирает. В последние минуты жизни героя доктор Коростелев с пафосом произносит монолог, в котором, провозглашая своего товарища «великим необыкновенным человеком», прозрачно намекает на то, что подлинной виновницей его безвременной смерти считает его жену Ольгу Ивановну.
Дымова Ольга Ивановна в рассказе «Попрыгунья» Чехова — молодая женщина, одевающаяся со вкусом и по моде, обожающая искусство и сама обладающая художественными способностями: она поет, играет на рояле, пишет красками, лепит и участвует в любительских спектаклях. Но больше самого искусства ее интересуют его «жрецы»: артисты, певцы, художники, музыканты, литераторы, с которыми, если они зарекомендовали себя как таланты, она непременно знакомится, видя в них «необыкновенных», «великих» людей. Выйдя в 22 года замуж за врача Дымова, служившего в одной больнице с ее отцом и вскоре после его смерти сделавшего ей предложение, Ольга Ивановна чувствует себя вполне счастливой в браке: ее умиляют доброта и простодушие Дымова и лишь немного расстраивает то, что он «совсем не интересуется» искусством.
После замужества страсть к «необыкновенным» людям у Ольги Ивановны нисколько не уменьшается: она устраивает у себя дома вечеринки, где люди искусства «развлекают себя разными художествами», отдыхает вместе с ними на даче, с ними же отправляется в путешествие по Волге на пароходе. Во время путешествия по Волге мечтающая о славе великой художницы и одновременно о встрече с «настоящим великим человеком» Ольга Ивановна увлекается одним из своих спутников, художником Рябовским, и становится его любовницей. По возвращении героиня хотя и чувствует вину перед мужем, но не находит в себе силы рассказать ему о случившемся и, утешая себя тем, что он «простой, обыкновенный человек», продолжает изменять ему. Она остается равнодушной к известию о том, что за это время муж успел защитить диссертацию и что ему, как подающему большие надежды ученому, собираются предложить приват-доцентуру по общей патологии.
За свое легкомыслие героиня жестоко наказана судьбой: в день, когда она окончательно убеждается, что Рябовский не любит ее и изменяет ей с другой женщиной, Дымов заболевает дифтеритом и через день умирает. Испытывая искреннюю и глубокую жалость к умирающему и стыд за свою «гадкую» жизнь, Ольга Ивановна только теперь понимает, что ее муж был тем настоящим «великим» человеком, которого она искала. Однако промелькнувшая в ее сознании мысль, что она «прозевала» очередную знаменитость, показывает, что степень ее прозрения на самом деле невелика — по причине ее собственной поверхностности. На это указывает и название рассказа.
Источник: Энциклопедия литературных героев: Русская литература 2-й половины XIX в. — М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ», 1997
Темы
Тематика рассказа «Попрыгунья» близка и понятна читателю, кем бы он ни был:
- В произведении затронута тема любовного треугольника, также тема отношений в любви и браке. Насколько они хрупки и сложны, как трудно их построить и легко утратить, как велика ответственность обеих сторон в таких отношениях. Ольга не ценила брак, считая его обыденностью и мещанской условностью, но в трудное время ее жизни только муж был для нее надежной опорой.
- Также автором раскрыта тема загадочной женской души, которую можно наблюдать на примере притягательной и легкомысленной Ольги Ивановны. Она любила мужа, но не уважала его, ведь ее ослеплял блеск богемного общества. Связь с художником была ее попыткой влиться в этот круг, но неудача заставила ее разочароваться в своем окружении, и в адюльтере.
- Присутствует в рассказе тема нравственности и духовного созидания: идеалом автора является Осип Дымов, который трудится во благо общества, развивается сам, но не выпячивает свой талант напоказ.
- Тема искусства раскрыта незаурядно: автор показал чванливость и эгоизм одаренных людей, которые не делают чего-то сверхчеловеческого, но гордятся так, будто держат землю на своих руках. Чехов уважал и любил искусство, но отказывался оправдать тех, кто объяснил им низость своей души.
- Автор высоко ценит преданность своему ремеслу и поднимает в рассказе тему труда. Ольга лишь увлекалась, но не могла взяться за что-нибудь всерьез, поэтому она скучала. А вот ее муж обрел призвание в труде и был счастлив.
Проблемы
Проблематика рассказа «Попрыгунья» не менее интересна даже сегодня, когда читателя окружают другие реалии:
- В рассказе одной из главный является проблема противопоставления эгоизма и жертвенности, любви и измены, что мы наблюдаем в отношениях Ольги Ивановны и её мужа. Женщина думала лишь о себе и подорвала доверие супруга, разрушив семью. Осип до последнего старался сохранить семейный очаг ценой своего мужского самолюбия.
- Другой проблемой выступает противопоставление науки и искусства, спор, существовавший извечно, и который имеет место в произведении Чехова. Автор ставит науку выше, потому что она требует методичного и серьезного труда, который вынуждает многих людей жертвовать собой ради очередного научного прорыва. Творчество же — приятный процесс, который люди превозносят, но не могут объективно оценить.
- Также проблемой является недооценка нравственности, скромности, трудолюбия – эти качества Дымова не ценит ни жена, ни её окружение, что и приводит в дальнейшем к трагедии. Люди бросаются в погоню за тем, что само себя им навязывает и выпячивает. Истинных героев они не замечают, потому что настоящий героизм не такой яркий и притягательный, как помпезность и пафос болтунов.
- Проблемой в произведении является и потеря близкого человека, невозможность искупить вину и исправить ошибку.
- Самой же главной проблемой в рассказе «Попрыгунья» выступает крах и опустошение человеческой души, не умеющей избрать для себя приоритетом лучшие ценности. Душа теряет всё, в первую очередь — саму себя, из-за попрания святого и истинного, что произошло невзначай, из-за эгоизма и бездумности.
Краткое содержание – Попрыгунья – Чехов
А.П. Чехов – рассказ «Попрыгунья». В основе композиции рассказа лежит принцип антитезы. Скромный, незаметный доктор Дымов противопоставлен своей жене Ольге Ивановне и ее окружению – обществу знаменитостей, богемы, художникам и музыкантам. Дымов – «простой, очень обыкновенный и ничем не примечательный человек», он служит ординатором и прозектором в больницах, частная практика почти не приносит ему дохода. Он постоянно занят работой. Основные качества героя – простота, скромность, порядочность, терпение, здравый смысл, талантливость. Дымов преданно и беззаветно любит свою жену. Ольга Ивановна же занята собственной жизнью. «Она боготворила знаменитых людей, гордилась ими… видела их во сне… жаждала их и не могла утолить своей жажды». Все они прочили ей блестящее будущее, но Чехов незначительной деталью открывает читателю истинное положение дел. «Недурственно», – замечает художник Рябовский о живописи Ольги Ивановны. Это слово звучало у Чехова в рассказе «Ионыч», его любили в семействе Туркиных. И мы понимаем здесь, каково отношение автора к этой героине. Так же значимо и само заглавие произведения – «Попрыгунья». Героиня предстает здесь легкомысленной, капризной, избалованной женщиной, в действительности лишенной каких-либо талантов. Она заводит роман с художником Рябовским, и муж ее молча и бестрепетно переживает эти трудные времена, ни в чем не упрекая жену.
Кульминация рассказа – болезнь Дымова. Спасая больного ребенка и заразившись дифтеритом, он умирает, испытывая страшные страдания. И автор открывает нам свое отношение к этой ситуации. «Молчаливое, безропотное, непонятное существо, обезличенное своею кротостью, бесхарактерное, слабое от излишней доброты, глухо страдало где-то там у себя на диване и не жаловалось. А если бы оно пожаловалось, хотя бы в бреду, то дежурные доктора узнали бы, что виноват тут не один только дифтерит. Спросили бы они Коростелева: он знает всё и недаром на жену своего друга смотрит такими глазами, как будто она-то и есть самая главная, настоящая злодейка, и дифтерит только ее сообщник».
Дымов умирает, и его друг Коростелев раскрывает нам душевные качества Дымова, говорит о его таланте и самоотверженности. « -Кончается… – повторил он тонким голоском и опять всхлипнул. – Умирает, потому что пожертвовал собой… Какая потеря для науки! – сказал он с горечью. – Это, если всех нас сравнить с ним, был великий, необыкновенный человек! Какие дарования! Какие надежды он подавал нам всем! – продолжал Коростелев, ломая руки. – Господи боже мой, это был бы такой ученый, какого теперь с огнем не найдешь. Оська Дымов, Оська Дымов, что ты наделал! Ай-ай, боже мой! – Коростелев в отчаянии закрыл обеими руками лицо и покачал головой.
А какая нравственная сила! – продолжал он, всё больше и больше озлобляясь на кого-то. – Добрая, чистая, любящая душа – не человек, а стекло! Служил науке и умер от науки. Аработал, как вол, день и ночь, никто его не щадил, и молодой ученый, будущий профессор, должен был искать себе практику и по ночам заниматься переводами, чтобы платить вот за эти… подлые тряпки!»
Для героини тоже наступает «прозрение»: она не разглядела в муже «будущую знаменитость». «Стены, потолок, лампа и ковер на полу замигали ей насмешливо, как бы желая сказать: «Прозевала! прозевала!»
Таким образом Чехов представляет нам ситуацию, когда любовь мешает человеку жить, не дает полноценно развиваться таланту.
Здесь искали:
- самое краткое содержание попрыгуньи Чехов
Смысл
Основная идея произведения «Попрыгунья» – показать сущность эгоизма и легкомыслия, как и их чудовищные плоды. При этом ярко освещается и другая сторона картины – скромная непритязательная жизнь и самопожертвование, не получившие признания в реальной жизни. Эти высокие качества вызвали трепет и восхищение у окружающих, лишь когда эта скромная жизнь угасла. Ольга потеряла свою любовь, но опомнилась лишь тогда, когда было поздно. Она осознала, что все это время лишь «прыгала» — то есть ничем важным не занималась, в отличие от мужа, которого не понимала.
Главная мысль Чехова в рассказа «Попрыгунья» — приоритет честного и общественно значимого труда над самолюбованием в формате искусства. Великим можно считать только того человека, который служит обществу верой и правдой и отдает всего себя светлому и честному труду.
Чему учит?
Рассказ «Попрыгунья» учит трудолюбию и предостерегает от душевной пустоты и бездумности, от духовной лени и лёгкого отношения к жизни. Напоминает о том, что подобный образ жизни непременно будет иметь трагические последствия. Это и есть вывод автора.
Автор заставляет задуматься о том, что нужно ценить простых, трудолюбивых и искренних людей, пока те живут рядом с нами, помнить, что в любой миг может стать слишком поздно это делать. Предостерегает автор и от опасности не увидеть вовсе таких людей из-за собственного эгоизма и погони за пустыми вещами.
Также в рассказе можно увидеть предостережение о том, как можно оказаться игрушкой собственных желаний и прихотей, утратить уважение окружающих и самого себя в погоне за ускользающим мнимым счастьем. Такова мораль произведения «Попрыгунья».