Доктор живаго роман в стихах и прозе сочинение

В 1987 г., через двадцать семь лет после смерти, Пастернак был восстановлен в Союзе писателей. Роман “Доктор Живаго” вышел в 1988 г. в “Новом мире” миллионным тиражом. Представил его читателям Д. С. Лихачев. Далеко не все восприняли его появление положительно. Критики Д. Урнов и П. Горелов выступили со статьями, оценивающими и роман, и автора в грубом, оскорбительном тоне.

“Стихотворения Юрия Живаго” (1946-1955). В произведение вошли стихи, написанные Пастернаком во время работы над ним. Не все они создавались специально для романа, но все имели с ним внутреннюю связь. Стихотворение “Гамлет” соотносится с духовным обликом главного героя, который отважился утверждать свое право на внутреннюю свободу от жестокой эпохи:

Но сейчас идет другая драма, И на этот раз меня уволь.

В роман включены стихотворения, имевшие автобиографическую основу. Так, например, стихотворения “Объяснение”, “Осень”, “Свидание” были посвящены Ольге Ивинской. О ней Пастернак писал в августе 1949 г.: “У меня была одна новая большая привязанность, но так как моя жизнь с Зиной настоящая, мне рано или поздно надо было первою пожертвовать…” По воспоминаниям О. Ивинской, она познакомилась с Пастернаком в 1946 г., когда начала работать в редакции журнала “Новый мир”. Ситуация, возникшая в личной жизни поэта, приобрела драматический характер: в 1949 г. О. Ивинская была арестована. Пастернак считал виновным в этом себя, хотя причина ареста была формально другой. Стихотворения, написанные в ноябре-декабре 1949 г., окрашены трагически:

Ты – благо гибельного шага,
Когда житье тошней недуга,
А корень красоты – отвага,
И это тянет нас друг к другу.

Стихотворение “Свидание” напоминало о минувших встречах. Ивинская вспоминала, что прочитала его уже в ссылке. В то же время эти стихотворения передавали характер отношений Живаго и Лары: Ивинская была одной из женщин, послуживших прототипами образа Лары.

В стихотворении “Август” отразилась драма отношений Юрия Андреевича и Лары, хотя оно имеет и конкретно-биографическое содержание: в октябре 1952 г. Пастернак оказался в больнице с тяжелым инфарктом, испытал состояние непосредственной близости смерти и чудо возвращения к жизни. Он “связывал воедино испытанное в детстве чудесное спасение 6 августа 1903 года, когда упал с лошади и остался жив, с чувством неотвратимого конца, пережитым в больнице…”

Стихотворение “Распутица” связано с эпизодом возвращения Юрия Андреевича из Юрятина домой. Описание работы Юрия Живаго над легендой о Егории Храбром содержится в стихотворении “Сказка”. Стихотворение “Зимняя ночь” прямо перекликается с эпизодами жизни Юрия Живаго и Лары в Варыкино. “Разлука” напоминает о переживаниях героя после отъезда Лары. В то же время стихотворения впитали в себя то, что было пережито автором во время ареста О. В. Ивинской в 1949 г.

Стихи “Рождественская звезда”, “Зимняя ночь”, “Магдалина” разрабатывают традиционные евангельские сюжеты. Поэт, обращаясь к евангельской теме, использовал опыт высоко ценимого им Р. М. Рильке. “Магдалина” Пастернака перекликается с “Гефсиманским садом” и “Пиетой” Рильке и служит выявлению духовно-нравственного облика Юрия Живаго.

Главное в характере соотношения поэзии и прозы в романе “Доктор Живаго” было замечено одним из его первых читателей – В. Т. Шаламовым: “Голосом автора говорят все герои – люди и лес, и камень и небо… Главная сила романа в суждениях о времени, которое ждет не дождется честного слова о себе”. Из этой глубокой и точной оценки следует, что проза Пастернака написана по законам поэзии: в ней главенствует лирическое начало – “голос автора”. На нее распространяется присущее его лирике ощущение слияния человека и природы: люди, лес, камень, небо в романе, как и в стихах, – равноправные герои.

Проблематика и поэтика романа. Роман “Доктор Живаго” не является легким чтением. Многое в этом произведении определяется тем, что перед нами проза поэта, насыщенная образами-символами, сквозными мотивами, проникнутая раздумьями о своем времени.

Центральная проблема романа “Доктор Живаго” – судьбы русской интеллигенции в XX в. Повествование о главном герое романа Юрии Андреевиче Живаго начинается с символической картины: “Шли и шли и пели “Вечную память”…” Хоронят мать маленького Юрия, мальчик горько плачет на ее могиле. Образ “рыдающего мальчика на свежем могильном холме, протягивающего руки в повествование”, в письме В. Шаламова отмечен как одна из удач автора.

Роман написан о человеке, сумевшем в испытаниях Первой мировой войны, в вихре революции и гражданской войны, а потом в эпоху обезличенности сохранить в себе личность. Избрав героя, не утратившего независимости и способности к самостоятельному мышлению, Пастернак утверждал десятилетиями отрицаемую советской литературой самоценность человека.

В момент публикации романа в СССР наиболее острой и спорной показалась авторская трактовка событий революции и гражданской войны. Пастернак изобразил жестокость и бессмысленность гражданской войны, воспринятой его главным героем как трагедия России. Подобным же образом события в России после октября 1917 г. оценивали Блок, Бабель и Булгаков. В поэме “Двенадцать”, цикле рассказов “Конармия” и романе “Белая гвардия” была правдиво раскрыта страшная реальность братоубийственной гражданской войны.

В 1987 г., через двадцать семь лет после смерти, Пастернак был восстановлен в Союзе писателей. Роман “Доктор Живаго” вышел в 1988 г. в “Новом мире” миллионным тиражом. Представил его читателям Д. С. Лихачев.

Далеко не все восприняли его появление положительно. Критики Д. Урнов и П. Горелов выступили со статьями, оценивающими и роман, и автора в грубом, оскорбительном тоне.

“Стихотворения Юрия Живаго” (1946-1955). В произведение вошли стихи, написанные Пастернаком во время работы над ним. Не все они создавались специально для романа, но все имели с ним внутреннюю связь. Стихотворение ” Гамлет ” соотносится с духовным обликом главного героя, который отважился утверждать свое право на внутреннюю свободу от жестокой эпохи:

Но сейчас идет другая драма, И на этот раз меня уволь.

В роман включены стихотворения, имевшие автобиографическую основу. Так, например, стихотворения “Объяснение”, “Осень”, “Свидание” были посвящены Ольге Ивинской. О ней Пастернак писал в августе 1949 г.: “У меня была одна новая большая привязанность, но так как моя жизнь с Зиной настоящая, мне рано или поздно надо было первою пожертвовать…” По воспоминаниям О. Ивинской, она познакомилась с Пастернаком в 1946 г., когда начала работать в редакции журнала “Новый мир”.

Ситуация, возникшая в личной жизни поэта, приобрела драматический характер: в 1949 г. О. Ивинская была арестована. Пастернак считал виновным в этом себя, хотя причина ареста была формально другой. Стихотворения, написанные в ноябре-декабре 1949 г., окрашены трагически:

Ты – благо гибельного шага,
Когда житье тошней недуга,
А корень красоты – отвага,
И это тянет нас друг к другу.

Стихотворение “Свидание” напоминало о минувших встречах. Ивинская вспоминала, что прочитала его уже в ссылке. В то же время эти стихотворения передавали характер отношений Живаго и Лары: Ивинская была одной из женщин, послуживших прототипами образа Лары.

В стихотворении “Август” отразилась драма отношений Юрия Андреевича и Лары, хотя оно имеет и конкретно-биографическое содержание: в октябре 1952 г. Пастернак оказался в больнице с тяжелым инфарктом, испытал состояние непосредственной близости смерти и чудо возвращения к жизни. Он “связывал воедино испытанное в детстве чудесное спасение 6 августа 1903 года, когда упал с лошади и остался жив, с чувством неотвратимого конца, пережитым в больнице…”

Стихотворение “Распутица” связано с эпизодом возвращения Юрия Андреевича из Юрятина домой. Описание работы Юрия Живаго над легендой о Егории Храбром содержится в стихотворении “Сказка”. Стихотворение “Зимняя ночь” прямо перекликается с эпизодами жизни Юрия Живаго и Лары в Варыкино. “Разлука” напоминает о переживаниях героя после отъезда Лары. В то же время стихотворения впитали в себя то, что было пережито автором во время ареста О. В. Ивинской в 1949 г.

Стихи “Рождественская звезда”, “Зимняя ночь”, “Магдалина” разрабатывают традиционные евангельские сюжеты. Поэт, обращаясь к евангельской теме, использовал опыт высоко ценимого им Р. М. Рильке. “Магдалина” Пастернака перекликается с “Гефсиманским садом” и “Пиетой” Рильке и служит выявлению духовно-нравственного облика Юрия Живаго.

Главное в характере соотношения поэзии и прозы в романе “Доктор Живаго” было замечено одним из его первых читателей – В. Т. Шаламовым: “Голосом автора говорят все герои – люди и лес, и камень и небо… Главная сила романа в суждениях о времени, которое ждет не дождется честного слова о себе”. Из этой глубокой и точной оценки следует, что проза Пастернака написана по законам поэзии: в ней главенствует лирическое начало – “голос автора”.

На нее распространяется присущее его лирике ощущение слияния человека и природы: люди, лес, камень, небо в романе, как и в стихах, – равноправные герои.

Проблематика и поэтика романа. Роман “Доктор Живаго” не является легким чтением. Многое в этом произведении определяется тем, что перед нами проза поэта, насыщенная образами-символами, сквозными мотивами, проникнутая раздумьями о своем времени.

Центральная проблема романа “Доктор Живаго” – судьбы русской интеллигенции в XX в. Повествование о главном герое романа Юрии Андреевиче Живаго начинается с символической картины: “Шли и шли и пели “Вечную память”…” Хоронят мать маленького Юрия, мальчик горько плачет на ее могиле. Образ “рыдающего мальчика на свежем могильном холме, протягивающего руки в повествование”, в письме В. Шаламова отмечен как одна из удач автора.

Роман написан о человеке, сумевшем в испытаниях Первой мировой войны, в вихре революции и гражданской войны, а потом в эпоху обезличенности сохранить в себе личность. Избрав героя, не утратившего независимости и способности к самостоятельному мышлению, Пастернак утверждал десятилетиями отрицаемую советской литературой самоценность человека.

В момент публикации романа в СССР наиболее острой и спорной показалась авторская трактовка событий революции и гражданской войны. Пастернак изобразил жестокость и бессмысленность гражданской войны, воспринятой его главным героем как трагедия России. Подобным же образом события в России после октября 1917 г. оценивали Блок, Бабель и Булгаков.

В поэме ” Двенадцать “, цикле рассказов “Конармия” и романе “Белая гвардия” была правдиво раскрыта страшная реальность братоубийственной гражданской войны.

Loading…

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • По роману Доктор Живаго Пастернака

Сочинение по роману Доктор Живаго Пастернака

Произведение представляет собой автобиографичный роман, в основе которого лежат философские размышления о ценности человеческой жизни и способности каждого влияния на судьбу страны.

Сюжетная композиция романа является повествованием об истории жизни представителя интеллигенции того периода времени, представленного в образе умного и добропорядочного человека в лице Юрия Живаго. Отличительной особенностью изображения образа главного героя в романе является описание автором хроники состояния души персонажа, его поисков и мечтаний, стремления к осознанию происходящих кровавых событий.

Посредством образа Юрия Живаго писатель представляет читательской аудитории собственные стихотворные работы и мысли, передающие авторское отношение к происходящим событиям с пониманием необходимости замены старого общества на более современное. При этом писатель четко формулирует способность человека к философским раздумьям в сочетании животного страха за собственную семью и близких людей.

Своеобразие образа главного героя заключается также в нежелании Живаго изменяться в связи с переменами в стране, при этом герой не испытывает страха за собственное здоровье и жизнь, с бесстрашием относясь к неприятным событиям.  Герой предпринимает попытки понимания и осознания сложившейся ситуации, свидетелем которой он становится. Живаго наблюдает жестокость, бессмысленную гибель обычных мирных граждан, расстрелы, убийства и не может принять данные факты.

Юрию суждено пройти через многочисленные испытания в виде потери любимой женщины и семьи, полного разочарования в профессии, неудачных выпусков творческих трудов, последствием которых становится его смерть по причине сердечного приступа в трамвайном вагоне, что является достаточно символичным, поскольку Живаго не оказывается расстрелянным, арестованным, а просто уходит из жизни в полном одиночестве. Его смерть является олицетворением стремления к свежему глотку чистого воздуха, желанием освободиться от удушья, поскольку единственной мечтой героя является тихая и мирная жизнь.

Персонаж на всем протяжении повествования представляет автором как находящимся между революцией, выступающего и за переворот, и против него. Таким образом, несмотря на жизненные сложности, потери любимых людей, герой сохраняет живую, непроданную душу, окруженную трагическими событиями в стране.

2 вариант

Вначале своего сочинения по теме Доктор Живаго необходимо подчеркнуть, что помимо Пастернака упоминают тему личности и революции другие писатели. Эта проблематика тревожила всех литераторов двадцатого столетия. Уж сильно трудной в то время была жизнь с ее трагическими явлениями, возле которых невозможно было не остановиться. Поэтому и Пастернак создал литературную работу, где развернул и отразил образ жизни, будущее личности в процессе революционных реформ. О протекающих в государстве событиях мы узнаем через призму оценок Юрия Живаго, который и оказывается главным персонажем любовного произведения.  

Прочитывая литературный труд, мы видим жизнь человека, которая наполнена борьбой. Он не может склонить голову перед историческими событиями, хотя и так становится понятно, что без смены государственного строя в стране не обойтись. Произведение душит личность и только подталкивает к покорению. Ко всему прочему, Живаго осознает, что уже пришло время начинать радикальные изменения, поскольку неполные преобразования в народе ни чего не дадут. Но, одно дело представлять, а совершенно иное наблюдать на каждом шагу кровопролития, убийства. Совершенно невыносимо видеть каждый день мертвых людей и волноваться за собственных близких. Похоже, один выход — убегать наутек, скрываться от смуты, от нехватки еды, от ужасных сцен! Но и во время поездки персонаж наблюдает жестокую драку, когда белые и красные состязались в тирании.

Пастернак в Докторе Живаго отразил отрезки прошлого, где показал действительность маленького мира людей, чьи жизни были соединены со случившимися явлениями в государстве. Прочитывая его труд, мы сталкиваемся с Юрием и его семейством. Замечаем его позицию к возлюбленной супруге Фоне, видим его отношение к Ларе, хотя, в общем, весь их образ жизни — это позиция к трагическим изменениям в стране.

Исследуя детально Доктора Живаго, в собственном сочинении подмечу, что сам врач не был врагом революционных событий, но и перечисленные ужасы презирал. Он не смог бы видеть смертные казни, убийства женщин и детей.

Живаго мечтал сбежать, чтобы вести жизнь тихо и мирно, но персонажа поймали красные партизаны, которым необходим был врач, а его близких выслали. Лара совсем пропала без вести.

Как никогда знаковой оказывается гибель Юрия, и то, как он умирает. Его не убили, нет. Его не поместили в тюрьму. Но, жизнь с ним поступила безжалостно. Лишившись родных, лишившись всего и оставшись наедине с собой, Юрий уходит в мир иной в холодном трамвайном вагоне от инфаркта.

Он ушел в мир иной от удушья, не смог вырваться на чистый воздух. Этим писатель демонстрирует читателям людей аристократии, которые умирали от внутреннего удушья, не выдерживали революционных событий в стране и их последствий.  Живаго, главное действующее лицо, которое лишилось всего, в том числе и жизни, но его душа оказалась живой и нетронутой.

Сочинение по произведению

Данный роман Пастернака явился автобиографичным произведением автора, который отразил основную суть своих философских размышлений, которые имеют направление того, что человеческая жизнь представляет особую ценность, и даже один человек способен повлиять колоссально на судьбу целого народа. Также, благодаря таким суждениям, он смог вывести произведение на совершенно новый уровень, при котором нахождение человека в таком обществе, при котором судьба одного человека ничего не стоила, не виделось писателю правильным, рациональным, и возможным. Сам автор считал, что его основной герой обладает достаточно яркими и интересными чертами личности. Однако, в обществе читателей советского времени, данный персонаж сравнивался с таким, который не относится к обществу своего времени подобающим образом, он ему не нужен, и в целом не может определиться со своей жизненной позицией.

Основным моментом в сюжете является то, что Юрий мог очень достоверно определить суть человека, с которым он ведет диалог. Он был в состоянии точно описать то заболевание, которое, на его профессиональный взгляд, могло быть у человека. И самым важным элементом данного произведения, являются, пожалуй, многочисленные разговоры, будь то монологи, рассуждения, или общение между людьми, — автор сумел в точности показать те вещи и моменты, которые были в мыслях и головах людей того времени.

Герой произведения обладает лирическими чертами характера, он отказывается жить в привычном для общества мире. Он отгораживается от него для того, чтобы начать жить собственной жизнью в том мире, где можно построить искренние и чувственные отношения, такие, как любовь и дружба, созданные на взаимопонимании и доверии. Также, он думал, что в обычном обществе невозможно жить так, чтобы не «кривить душой», и от этого, как считает автор вместе со своим героем, и исходят все беды, проблемы и болезни человека.  Можно сказать, что произведение обладает реализмом, оно «живое», интересное и поучительное, в нем отражены все беспокойства и переживания очень умного человека, который отказывался жить в привычном мире. В нем можно извлечь философскую мораль того, что нужно жить так, как подсказывает сердце.

Также читают:

Картинка к сочинению По роману Доктор Живаго Пастернака

По роману Доктор Живаго Пастернака

Популярные сегодня темы

  • Что осуждает Гоголь в поэме Мертвые души сочинение

    Главная фабула поэмы «Мертвые души» представляет собой путешествие Павла Ивановича Чичикова по деревням, в которых он намерен любым путем выкупить души уже умерших крестьян.

  • Сочинение по картине Мокрый луг Васильева 5, 8 класс

    С первого момента картина Мокрый луг, приковывает взгляд своей завораживающей красотой. В дали безграничного пространства, виднеются два одиноких дерева, стоящих окутанными грозными тучами

  • Сочинение Трагедия совести в драме Гроза Островского

    «Гроза» — пьеса Островского А.Н. в пяти действиях. Произведение создано в 1859 году, в канун отмены крепостного права

  • Анализ Поучения Владимира Мономаха 7 класс

    Данный текст вышел в свет более тысячи лет назад. В нем скрыт неординарный подтекст. Целью произведения становиться наставление жить в мире и согласии для детей. Так как он на протяжении своей жизни не стремился конфликтовать

  • Сочинение Человек и природа в лирике Фета

    Афанасия Фета считают поэтом, который мог одушевлять природу, описывать родную землю в мельчайших деталях. Природа присутствует в любом произведении автора

Б Л Пастернак «Доктор Живаго» — сочинение

Б.Л. Пастернак "Доктор Живаго" (интеллигенция в революции) 1) Роль стихов Ю.Живаго в романе. 2) Взаимоотношение ҹеловека и революционной эпохи в романе. Мы были людьми. Мы эпохи. Нас сбило, и мҹит в караване, Как тундру под тендера вздохи И поршней и шпал порыванье. Пастернак Б.Л.Пастернак наҹал писать роман "Доктор Живаго" в 1945 году и законҹил его в декабре 1955 года. О ҹем Данный текст предназнаҹен только для ҹастного использования - же этот роман? Что такого Пастернак написал в нем, ҹто Симонов, редактор журнала "Новый мир", отказался пеҹатать роман, и его издание на родине было запрещено более тридцати лет? Роман был опубликован за границей, и Пстернак полуҹил "Нобелевскую премию". Мне кажется, ҹто Б.Пастернак написал в романе о том, ҹто он и многие другие ҹестные, думающие, болеющие душой за Россию люди выстрадали и перенесли в эпоху революции. Роман Пастернака - это плод философских раздумий о бытие, истории, о том, как интеллигенция приняла революцию, как жила в революционную эпоху и нужна ли интеллигенция стране, перенесшей революцию. В романе Пастернак стремится "дойти до самой сути". 2) Главный герой романа - Юрий Живаго враҹ и поэт, пожалуй, поэт даже больше, ҹем враҹ. Для Пастернака поэт - это "веҹности заложник у времени в плену", то есть взгляд Юрия Живаго на историҹеские события - это взгляд с тоҹки зрения веҹности. Он может ошибаться, принять временное за веҹное. В октябре семнадцатого года Юрий принимает революцию с энтузиазмом, называя ее "великолепной хирургией". Но после того как его ноҹью арестовывают красноармейцы, приняв за шпиона, а затем допрашивает военком Стрельников, Юрий говорит: "Я был настроен оҹень революционно, а теперь думаю, ҹто насильственностью ниҹего не возьмешь". Юрий Живаго "выходит из игры", отказывается от медицины и о враҹебной специальности умалҹивает, не принимает сторону ни одного из враждующих лагерей, ҹтобы быть духовно независимым ҹеловеком, ҹтобы под давлением любых обстоятельств оставаться самим собой, "не отступиться от лица". Проведя в плену у партизан более года, Юрий прямо говорит командиру: "Когда я слышу о переделке жизни я теряю власть над собой и впадаю в отҹаяниеЕжизньЕсама веҹно себя переделывает и претворяет, она сама куда выше наших с вами тупоумных теорий". Этим Юрий показывает, ҹто сама жизнь должна решить историҹеский спор о том кто прав, а кто нет. 1) Б.Л.Пастернак написал роман "Доктор Живаго" в прозе, но он талантливый поэт и не мог не излить свою душу на страницах романа более близким сердцу способом - в стихах. Книга стихотворений Юрия Живаго, выделенная в отдельную главу, совершенно органиҹна основному тексту романа. Она - его ҹасть, а не стихотворная вставка. В этих стихах Юрий Живаго говорит о своем времени и о себе - это его духовная биография. Открывается книга стихотворений темой предстоящих страданий и сознанием их неизбежности, а заканҹивается темой добровольного их принятия и искупительной жертвы. В стихотворении "Гефсиманский сад" словами Иисуса Христа, обращенными к апостолу Петру: "Спор нельзя решить железомЕВложи свой меҹ на место, ҹеловек", Юрий говорит, ҹто установить истину, разрешить историҹеский спор с помощью оружия нельзя. Такие люди, как Б.Л.Пастернак, пример мужества для нас, опальный, гонимый, "непеҹатаемый", он остался ҹеловеком с большой буквы. 









Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Б Л Пастернак «Доктор Живаго». Поищите еще с сайта похожие.

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. По произведению Доктор Живаго

Всеми известный роман Пастернака «Доктор Живаго» повествует нам историю жизни умного добропорядочного интеллигента той эпохи. Мы видим, как нам представлена хроника состояния души Юрия Живаго, его поиски и мечтания. Отчетливо показано, как главный герой пытается понять, почему в России происходят такие кровавые события.

Писатель отдает Живаго свои лучшие стихотворные труды и мысли, его речами пытается передать свое отношение к событиям, которые происходили в стране. Если посмотреть вглубь произведения, то можно понять, что здесь происходит борьба личности с общим ходом истории. Ведь революция была принята в штыки честной интеллигенцией. Живаго понимал, что требуется, ломка старого. Но одно дело рассуждать философски, с другой стороны бояться за свою семью, наблюдая на валяющиеся трупы на улицах. Когда он бежит из Москвы со своими родными и близкими, то видел на дорогах множественные труппы. Изуверства белогвардейцев заставила доктора по-другому посмотреть на это обновление. Почему же так это произошло? Не потому ли, что к ним примкнули людей, нечестных и лживых.

Возлюбленная Юрия Лариса Антипова считает, что зло возникло по причине того, что люди разучились верить в свои убеждения. Это видно на примере Дудорова, который вернувшись из ссылки, стал думать совсем по- другому. На него подействовали жесткие испытания, у других же сработал инстинкт выживания. Подобный страх существует и сейчас у многих людей. Наш герой пугает окружающих и своих родных не тем, что умело воюет, а тем, что не желает менять свое мнение на происходящие события и борется с этим. Он не боится, что ему угрожают здоровьем и жизнью его домочадцев, что о нем говорят нелицеприятные вещи. Юрий не ведет за собой людей на борьбу, он страшен тем, что не изменяет своим идеалам, и бесстрашно верит фактам в лицо.

В его жизни происходит много испытаний- потеря любимой женщины и семьи, полное разочарование в своей профессии. Неудачные выпуски творческих работ-все это приводит к тому, что он просто погибает т сердечного приступа в трамвайчике.

От удушья, только нравственного постепенно гибла русская интеллигенция. Многие были расстреляны, часть из них погибли в лагерях, большинство кончали жизнь самоубийством. А страной стали руководить люди бездушные и равнодушные к происходящим в то время событиям. Писатель в своем произведением хотел показать, что любая власть должна стремиться к тому, чтобы люди были счастливы, но делать это надо ненавязчиво и не насильно. Ведь каждый человек понимает счастье по-своему.

Другие сочинения: ← По повести Белые ночи↑ ДругиеПо произведению Илья Муромец и Соловей-разбойник →

Школьные сочинения

Юрий Живаго — главный герой произведения, пережил Гражданскую войну лишь на несколько лет. Символично, что главный герой Пастернака умирает именно в переломный, меняющий страну год 1929.

Юрий совершенно не мог ужиться с новыми условиями жизни, как это с легкостью сделали многие, например его бывший дворник. Ему сложно работать, потому, что от него ждут не его инициативы и профессионализма, а только «словесный гарнир к возвеличиванию революции и власть предержащих».

Но в годы войны немало еще пережил доктор. В произведении прослеживается линия яркой, сильной и возвышенной любви. Но к сожалению, это чувство протекает на фоне таких жестоких и разрушительных событий, страдает от таких страшных испытаний, что не выдерживает. В начале Живаго слой разлучают с родными.

Его насильно собирают и высылают за границу. Далее, под страхом пойти под трибунал он расстается с любимой женщиной — Ларой.

Роман Юрия и Ларисы, я считаю — это ода взаимоотношениям между мужчинами и женщинами. Это то самое светлое и долгожданное чувство, та сказка, которую ждет любой из нас: чувство высокое, чистое как слеза, сильная и все преодолевающая.

Обратите внимание

Читая и перелистывая произведение, создается впечатление, что самое главное все таки больше наглядно показано читателю, чем описано в словах, в несильной и жесткой форме. Любовь к жизни, стремление к ее улучшению, сохранение ее традиций — цель автора. Ярче всего мы чувствуем это в речи доктора Живаго.

Он ценит умеренность, и осознает к каким страшным и уничтожающим последствиям приводит вмешательство в недра природы. Создавая свой роман, Пастернак осознавал, что пишет о прошлом.

Для того, чтобы Его текст в точности передал все события того времени в красках поэту пришлось менять свой стиль, делать язык более понятным современникам. Пришлось много думать и сортировать старые слова и выражения, которые были недолговечны, чтобы произведение приобрело язык универсальный для всех поколений.

Автор отмечал, что он специально упрощает язык, с целью передать в будущее хоть немногое из событий прошлого, хоть самое ценное — издалека, из столетий помеченное евангельской темой «тепловое, цветовое, органическое восприятие жизни».

Рассуждения и разговоры о революции в произведении показывают, что это не торжество угнетенных людей, а страшная и кровавая страница в истории России.

В наши дни, спустя много десятков лет сложно уже объяснить, что же дала она, ради чего проливалась кровь, делилась страна на лагеря, появилось очень большое русское зарубежье. Возможно она была неминуема, другого стране не было предписано.

Возможно по этому в день Октябрьской революции многие интеллигенты приняли ее с восторгом, как спасение от мира вранья и разврата, праздности и пошлости. Тесть Юрия сказал ему следующее: «Помнишь ночь, когда ты принес листок с первыми декларациями… это было неслыханно безоговорочно.

Но такие вещи живут в первоначальной чистоте только в головах создателей и только в первый день провозглашения. Иезуитство политики на другой же день выворачивает их наизнанку. Эта философия чужда мне; эта власть против нас. У меня не спрашивали согласия на эту ломку».

Пастернак стремился донести до нас, что любая власть должна стремиться к тому, чтобы народ ее страны был счастлив. Но нельзя сделать человека счастливым насильно. Нет готового рецепта счастья, каждый творит его сам для себя.

Важно

И даже ради чего-то очень возвышенного и для самых благих целей нельзя жертвовать жизнями и судьбами людей и целых народов.

Человек владеет какими-то правами и свободами, наделенный всем этим силой господа, и нельзя покушаться на все это.

Объяснить атмосферу бытия в словах — одна из древнейших проблем всех философов и творческих людей. Много веков подряд, мы приходим к истине, что не хлебом единым живет человек, но и духовной пищей тоже. Речь идет о живой речи, которая выражает сущность человека.

В русской литературе эта мысль получила новый живой интерес, в основном благодаря гениальному Льву Толстому. В добавок к этому Достоевский всегда утверждал, что если мир ждет спасения, то его спасет красота. Произведение «Доктор Живаго» — это самое выдающееся произведение Бориса Пастернака.

Этим произведением Пастернак доказывает нам, что никто из нас не имеет право вмешиваться в жизнь другого и насильно воздействовать на нее. Мы все равны и никто не имеет право ставить себя выше чем другие.

Мы должны сохранить надежду, что перемены происходящие в наше время, обернутся минимальными бедами для нашей страны.

Хорошее сочинение? Тогда в закладки — » Образ главного героя Юрия Живаго романа одноименного романа Пастернака . Это нужно, ведь не потеряешь!

Новые сочинения:

Источник: https://soch-russ.narod.ru/index-2237.htm

«Сочинение по роману Пастернака «Доктор Живаго»»

В романе «Доктор Живаго» Борис Пастернак передает свое мироощущение, свое видение событий, потрясших нашу страну в начале XX столетия. Известно, что отношение Пастернака к революции было противоречивым. Идеи обновления общественной жизни он принимал, но писатель не мог не видеть, как они оборачивались своей противоположностью.

Так и главный герой произведения Юрий Живаго не находит ответа на вопрос, как ему жить дальше: что принимать, а что нет в новой жизни. В описании духовной жизни своего героя Борис Пастернак выразил сомнения и напряженную внутреннюю борьбу своего поколения. В романе «Доктор Живаго» Пастернак возрождает идею самоценности человеческой личности. Личное преобладает в повествовании. Жанру этого романа, который условно можно определить как прозу лирического самовыражения, подчинены все художественные средства. В романе существует как бы два плана: внешний, повествующий об истории жизни доктора Живаго, и внутренний, отражающий духовную жизнь героя. Автору важнее передать не события жизни Юрия Живаго, а его духовный опыт. Поэтому главная смысловая нагрузка в романе переносится с событий и диалогов героев на их монологи.

В романе отражена жизненная история сравнительно небольшого круга лиц, нескольких семей, соединенных отношениями родства, любви, личной близости. Их судьбы оказываются прямо связаны с историческими событиями нашей страны. Большое значение имеют в романе отношения Юрия Живаго с женой Тоней и с Ларой. Искренняя любовь к жене, матери его детей, хранительнице домашнего очага, – это природное начало в Юрии Живаго. А любовь к Ларе сливается с любовью к самой жизни, со счастьем существования. Образ Лары – это одна из граней, отражающих отношение самого писателя к миру.

Основной вопрос, вокруг которого движется повествование о внешней и внутренней жизни героев, – это их отношение к революции, влияние переломных событий в истории страны на их судьбы. Юрий Живаго не был противником революции. Он понимал, что у истории свой ход и его нельзя нарушить. Но Юрий Живаго не мог не видеть ужасные последствия такого поворота истории: «Доктор вспомнил недавно минувшую осень, расстрел мятежников, детоубийство и женоубийство Палых, кровавую колошматину и человекоубоину, которой не предвиделось конца. Изуверства белых и красных соперничали по жестокости, попеременно возрастая одно в ответ на другое, точно их перемножали. От крови тошнило, она подступала к горлу и бросалась в голову, ею заплывали глаза». Юрий Живаго не воспринимал революцию в штыки, но и не принимал ее. Он был где-то между «за» и «против».

Герой стремится прочь от схватки и в конце концов уходит из рядов сражающихся. Автор не осуждает его. Он расценивает этот поступок как попытку оценить, увидеть события революции и гражданской войны с общечеловеческой точки зрения.

Судьба доктора Живаго и его близких – это история людей, чья жизнь выбита из колеи, разрушена стихией революции. Семьи Живаго и Громеко уезжают из обжитого московского дома на Урал искать убежище «на земле». Юрия захватывают красные партизаны, и он вынужден против своей воли участвовать в вооруженной борьбе,- Его родные высланы новой властью из России. Лара попадает в полную зависимость от сменяющих друг друга властей, а под конец повествования она пропадает без вести. Видимо, она была арестована на улице или погибла «под каким-нибудь безымянным номером в одном из неисчислимых общих или женских концлагерей севера».

Самого Юрия Живаго понемногу покидают жизненные силы. И жизнь вокруг него становится все беднее, грубее и жестче. Сцена смерти Юрия Живаго, внешне ничем не выделяясь из общего хода повествования, несет в себе тем не менее важный смысл. Герой едет в трамвае и у него начинается сердечный приступ. Он рвется на свежий воздух, но «Юрию Андреевичу не повезло. Он попал в неисправный вагон, на который все время сыпались несчастья…» Живаго так и умирает у трамвайных колес. Жизнь этого человека, задыхавшегося в духоте замкнутого пространства страны, потрясенной революцией, обрывается…

Пастернак говорит нам, что все происходившее в те годы в России, было насилием над жизнью, противоречило ее естественному ходу. Еще в одной из первых глав^рома-на Пастернак пишет: «…очнувшись, мы уже больше не вернем утраченной памяти. Мы забудем часть прошлого и не будем искать небывалому объяснения. Наставший порядок обступит нас с привычностью леса на горизонте или облаков над головой. Он окружит нас отовсюду. Не будет ничего другого». Эти глубоко пророческие слова, мне кажется, как нельзя лучше говорят о последствиях тех далеких лет. Отказ от прошлого оборачивается отказом от вечного, от нравственных ценностей. И этого нельзя допускать.

Мы были людьми. Мы эпохи.

Нас сбило, и мчит в караване,

Как тундру под тендера вздохи

И поршней и шпал порыванье.

Пастернак.

Б.Л.Пастернак начал писать роман «Доктор Живаго» в 1945 году и закончил его в декабре 1955 года. О чем же этот роман? Что такого Пастернак написал в нем, что Симонов, редактор журнала «Новый мир», отказался печатать роман, и его издание на родине было запрещено более тридцати лет? Роман был опубликован за границей, и Пстернак получил «Нобелевскую премию».

Мне кажется, что Б.Пастернак написал в романе о том, что он и многие другие честные, думающие, болеющие душой за Россию люди выстрадали и перенесли в эпоху революции. Роман Пастернака — это плод философских раздумий о бытие, истории, о том, как интеллигенция приняла революцию, как жила в революционную эпоху и нужна ли интеллигенция стране, перенесшей революцию. В романе Пастернак стремится «дойти до самой сути».

2) Главный герой романа — Юрий Живаго врач и поэт, пожалуй, поэт даже больше, чем врач. Для Пастернака поэт — это «вечности заложник у времени в плену», то есть взгляд Юрия Живаго на исторические события — это взгляд с точки зрения вечности. Он может ошибаться, принять временное за вечное. В октябре семнадцатого года Юрий принимает революцию с энтузиазмом, называя ее «великолепной хирургией». Но после того как его ночью арестовывают красноармейцы, приняв за шпиона, а затем допрашивает военком Стрельников, Юрий говорит: «Я был настроен очень революционно, а теперь думаю, что насильственностью ничего не возьмешь». Юрий Живаго «выходит из игры», отказывается от медицины и о врачебной специальности умалчивает, не принимает сторону ни одного из враждующих лагерей, чтобы быть духовно независимым человеком, чтобы под давлением любых обстоятельств оставаться самим собой, «не отступиться от лица». Проведя в плену у партизан более года, Юрий прямо говорит командиру: «Когда я слышу о переделке жизни я теряю власть над собой и впадаю в отчаяние…жизнь…сама вечно себя переделывает и претворяет, она сама куда выше наших с вами тупоумных теорий». Этим Юрий показывает, что сама жизнь должна решить исторический спор о том кто прав, а кто нет.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

1) Б.Л.Пастернак написал роман «Доктор Живаго» в прозе, но он талантливый поэт и не мог не излить свою душу на страницах романа более близким сердцу способом — в стихах. Книга стихотворений Юрия Живаго, выделенная в отдельную главу, совершенно органична основному тексту романа. Она — его часть, а не стихотворная вставка. В этих стихах Юрий Живаго говорит о своем времени и о себе — это его духовная биография. Открывается книга стихотворений темой предстоящих страданий и сознанием их неизбежности, а заканчивается темой добровольного их принятия и искупительной жертвы. В стихотворении «Гефсиманский сад» словами Иисуса Христа, обращенными к апостолу Петру: «Спор нельзя решить железом…Вложи свой меч на место, человек», Юрий говорит, что установить истину, разрешить исторический спор с помощью оружия нельзя.

Такие люди, как Б.Л.Пастернак, пример мужества для нас, опальный, гонимый, «непечатаемый», он остался человеком с большой буквы.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/

  • Доктор булгаков в цикле рассказов записки юного врача
  • Доктор балу терапевтические сказки
  • Доктор айболит это сказка или рассказ
  • Доктор айболит слова сказки
  • Доктор айболит сказки корней чуковский сергей владимирович михалков книга