КРАСНОГОРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12
Разработка урока по литературному чтению в 3Б классе
«Докучные сказки.
Сочинение докучных сказок».
Составитель: Крылова Н.М.,
учитель начальной школы
второй квалификационной категории
10.09.2014 г.
Цели:
- ознакомить учащихся с докучными сказками;
- учить отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности;
- сочинять сказку с опорой на особенности построения;
- развивать память, внимание;
- обогащать словарный запас;
- прививать интерес к чтению, народному творчеству.
УУД:
Познавательные: учащиеся узнают, что такое докучные сказки, какую структуру они имеют;
Регулятивные: искать и выделять необходимую информацию, учиться моделировать – преобразовывать объект из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта;
Коммуникативные: слушать собеседника и вести диалог, строить логическую цепочку рассуждений;
Личностные: оценивать себя и товарищей.
Ход урока
- Организационный момент
- Речевая разминка
- Чтение текста медленно, а затем с ускорением темпа
Мотылёк-вителёк,
Принеси нам ветерок;
От ворот поворот
Гнать кораблик в ручеёк.
Мелки ручейки,
Несите стружки
С тихой воды
До великой реки.
- Словарная работа
Стружок (струг) – речное судно
- Беседа
— Ребята, что вы прочитали? (Это один из жанров устного народного творчества – приговорка).
— Когда и кто мог её говорить? (У ручейка может бегать мальчик или несколько ребят, запуская кораблики, приговаривая такие слова).
- Проверка домашнего задания
— Над каким жанром устного народного творчества мы работали на прошлом уроке? ( Мы читали русские народные песни).
— Прочитайте выразительно песню с. 17.
(Чтение песни учащимися)
— Можно ли назвать песенку про Ваню шуточной? Почему?
(Эту песню можно назвать шуточной. Ведь Ваня спешил и упал с коня. А две девушки, которые посадили Ваню на коня, наказывали:
Как поедешь ты, Иван,
Не зевай по сторонам!)
— Какие песни бывают? (Русские народные песни очень разнообразны. Есть колыбельные песни, песни-потешки, заклички, шуточные и плясовые песни).
- Физкультминутка (Проводит подготовленный ученик )
Вышли уточки на луг:
Кря-кря-кря!
(Шаги на месте).
Пролетел весёлый жук:
Ж-ж-ж!
(Взмахи руками).
Гуси шею выгибают:
Га-га-га!
(Круговые вращения головой)
Клювом перья расправляют.
(Повороты туловища влево и вправо)
Ветер ветки раскачал,
(Покачивания поднятыми вверх руками)
Шарик тоже зарычал:
Р-р-р!
(Руки на поясе, наклон вперёд, смотреть перед собой).
Зашептал в воде камыш:
Ш-ш-ш!
(Руки вверх потянуться).
И опять настала тишь:
Ш-ш-ш.
(Сесть за парту).
- Работа по теме урока
- Введение в тему
— Если вы прочитаете только русские буквы, то узнаете, что вы прочитали в тексте речевой разминки.
LПSWPИVSGГIOBWSOPIVKLA (приговорка)
Приговорка – это один из жанров устного народного творчества.
— Сегодня мы ознакомимся с ещё одним жанром устного народного творчества.
(Выходят заранее подготовленные ученики и читают наизусть или по карточкам).
Ученик 1.
Жили — были два братца, два братца – кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?
Ученик 2.
Жил-был старик, у старика был колодец, а в колодце елец, тут и сказке конец.
— Что это за сказки такие, кто из вас знает? (Это докучные сказки).
— Проверьте своё предположение. Прочитайте справа налево.
ЕЫНЧУКОД ИКЗАКС
— Как вы понимаете значение слова «докучные»? (Предположения детей)
Докучный – наводящий скуку, докучливый.
Докучать (устар.) – надоедать, наводить скуку.
Докука — надоедливый
- Чтение сказки учителем
— Рассказать ли тебе докучную сказочку?
— Расскажи.
— Ты говоришь: «расскажи», я говорю «расскажи», рассказать ли вам докучную сказочку?
— Не надо.
Ты говоришь: «не надо», я говорю «не надо», рассказать ли вам докучную сказочку?…
- Чтение докучных сказок
— Откройте с. 18-19 учебника и мы прослушаем аудиозапись докучных сказок. Прочитайте сказки самостоятельно. Подготовьте выразительное чтение той, которая вам больше всего понравилась.
- Составление докучных сказок по карточкам.
А сейчас попробуйте сами составить докучную сказку с опорой на карточки. Сказки эти будут на современный лад. Они разного цвета. Зелёного – полегче, про Жука; жёлтые – чуть потяжелее – про Красную Шапку и оранжевые – про Слона; светло-жёлтые – про Волка, с использованием английских слов. Кому какую?
Но прежде давайте скажем из чего же состоят докучные сказки?
Докучная сказка – это цепочка из звеньев, каждое из которых включает:
- Начало сказки (как правило слова «Жил-был, жили-были»)
- Фрагмент текста (который повторяется)
- Связка
- Рефлексия
- Подведение итогов урока
— Какие особенности докучных сказок узнали? (Докучная сказка начинается, как обычная («жили-были»), но неожиданно заканчивается).
Продолжите предложения:
- На сегодняшнем уроке я узнал…
- На этом уроке я похвалил бы себя…
- После урока мне захотелось…
- Сегодня я сумел…
Домашнее задание
Сочинить свою докучную сказку (в сказке должна быть неожиданная концовка), записать её в рабочую тетрадь. Принести на урок изделия народного декоративно-прикладного искусства.
Литературное чтение, 3 класс
Урок 3. Докучные сказки.
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Докучные сказки
- Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка
Тезаурус
Докучная сказка — малый жанр фольклора; сказка, в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста.
Иногда в конце сказки рассказчик задаёт вопрос, на который слушатель обязательно должен дать ответ, который и используется для очередного повтора сказочки.
Гжель — русский народный промысел, вид русской народной росписи, также один из традиционных российских центров производства керамики.
Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в селе Хохлома. Представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную в красных, зелёных, золотистых и черных тонах.
Дымковская игрушка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково, близ города Вятки
Богородская игрушка — русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптур из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины)
Ключевые слова
Одним из малых жанров фольклора является докучная сказка. Она имеет свои особенности. Название «докучная» произошло от слова «докучать» — надоедать.
Кроме устного народного творчества на Руси с давних пор развивалось декоративно-прикладное искусство, в котором находили отражение народные обычаи, верования, изображались персонажи фольклора. Не только в России, но и в других странах мира известны такие произведения прикладного народного искусства, как богородская и дымковская игрушка, предметы быта, расписанные мастерами Гжели и Хохломы.
Список литературы:
Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2016. – 223 с.:ил. С.18-21
- Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. С. 20-21
- Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях- М : Просвещение, 2013
- Об искусстве Гжели https://farfor-gzhel.ru/o_zavode/muzej_zavoda/istoriya_gzhelskogo_narodnogo_hudozhestvennogo_promysla/
- Об искусстве Хохломы http://goldenhohloma.com/2
- О дымковской игрушке http://dymkatoy.ru/
Об истории богородской игрушки http://bogorodskoe.ru/?page=home
На уроке мы узнаем, что такое докучные сказки, познакомимся с некоторыми произведениями прикладного искусства. Научимся отличать докучные сказки от других видов сказок. Сможем называть особенности докучных сказок; различать некоторые произведения прикладного искусства
Основное содержание урока
1. Перед нами сборник докучных сказок. Но прежде чем мы послушаем и почитаем сами сказки, давайте разберемся, что же означает само слово «докучные». Сейчас в русском языке слова «докучать», «докука» встречаются редко.
Слово «докука» означает надоедливая просьба, «докучать – надоедать, мешать, настойчиво просить или требовать чего-либо. Докучные сказки рассказывали детям и взрослым для развлечения, их можно назвать «шуточными» сказками или «сказками-обманками». Иногда, если рассказчику надоедали просьбой рассказать сказку, он вместо обычной сказки рассказывал докучную, намекая, чтобы ему не докучали. Чаще всего докучная сказка начинается, как и обычная, со слов «Жили-были», там могут действовать такие же персонажи, как в сказках, но на этом сходство заканчивается. Вот пример докучной сказки.
«Жил был царь у царя был двор на дворе был кол на колу мочало не начать ли сначала?»
В отличие от привычных для вас сказок, докучная сказка имеет неожиданную концовку или не заканчивается вообще.
«Еду-еду, вижу мост,
глядь — ворона сохнет,
взял ворону я за хвост,
положил ее под мост,
пусть ворона мокнет.
Еду-еду, вижу мост,
глядь — ворона мокнет, взял ворону я за хвост, положил ее на мост, пусть ворона сохнет…» и так без конца…
Представьте себе, сидит сказочник, вокруг слушатели собрались, сказку ждут.
Начинает сказочник: «Жили – были два гуся, тут и сказка вся!»
То-то шуму бывает, недовольства! Неожиданно закончилась сказка!
Ладно, говорит сказочник, другую сказку расскажу: «В некотором царстве,
В некотором государстве
Жила-была ворона,
И вздумала она лететь
В тридевятое царство,
В тридесятое государство.
Полетела,
Летела, летела, летела –
Да села,
Сидела, сидела, сидела –
Да полетела;
Летела, летела, летела –
Да села;
Сидела, сидела, сидела, сидела –
Да полетела…» и так без конца сказка продолжается, пока слушатели не разбегутся.
Иногда докучные сказки-шутки превращаются в весёлую игру.
«— Купи слона!
— Зачем мне слон?
— Все спрашивают «зачем мне слон», а ты возьми и купи слона.
— Отстань!
— Все говорят: «отстань», а ты купи слона…» И так до бесконечности, пока не надоест.
Итак, докучная сказка это малый жанр фольклора, состоящий из неограниченного числа одинаковых фрагментов или неожиданно заканчивающийся. Такую сказку можно рассказывать бесконечно пока не устанете вы или ваш слушатель. Докучную сказку можно сочинить самому, главное – знать её особенности.
2. Сегодня мы совершим экскурсию по центрам прикладного искусства России. Кроме устного народного творчества на Руси с давних пор развивалось декоративно-прикладное искусство, в котором находили отражение народные обычаи, верования, изображались персонажи фольклора. Не только в России, но и в других странах мира известны такие произведения прикладного народного искусства, как Богородская и дымковская игрушка, предметы быта, расписанные мастерами Гжели и Хохломы. Гжель – родина русской керамики.
Слово Гжель имеет несколько значений. Первое – название посёлка, расположенного в Раменском районе Московской области, в 60 км от Москвы. Впоследствии так стали называть целый район, где с давних пор люди занимались керамическим мастерством. Впервые Гжель упоминалась в 1328 году московским князем Иваном Калитой. Затем, об отличном качестве гжельской глины писал Михаил Васильевич Ломоносов. В 1724 году в Гжели открыли первый завод.
Второе значение слова Гжель – вид керамики, то есть изделий из глины, расписанной по белому фону сине-голубыми узорами. Однако так гжельская посуда выглядела не всегда. В начале 18 века в тех местах производили майолику – глиняные изделия, расписанные по белому фону разноцветными узорами. Сначала на изделие наносили жидкую эмаль. Затем мастер наносил рисунок темным цветом и раскрашивал его фиолетовым, желтым, зеленым, синим, коричневым. При обжиге краски сливались с эмалью, что придавало им большую прочность. Позже появилась гжельская посуда в бело-синем цвете, которая распространена в настоящее время. Кроме посуды в Гжели делают игрушки в виде птиц и зверей, статуэтки, изображающие сценки русского быта.В настоящее время на Гжельском фарфоровом заводе кроме традиционных изделий производят люстры, часы, самовары и другие необычные изделия. Гжельскими изделиями можно любоваться бесконечно, они создают радостное настроение, вносят в дом ощущение праздника.
Хохломская роспись.
Хохлома — старинный русский народный промысел, который возник в Нижегородской области в 17 веке. В то время в деревнях ремесленники производили деревянную расписную посуду, которую привозили на ярмарку в село Хохлома. Отсюда и пошло название промысла. В настоящее время у хохломской росписи два центра — город Семёнов, где находится фабрика «Хохломская роспись» и село Сёмино, Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломской художник». Как изготавливается хохломская посуда? Сначала мастер бьет баклуши – грубые заготовки из древесины. Затем на токарном станке вытачивается посуда. Заготовка особым образом обрабатывается и просушивается, затем художник наносит на неё узор. Чаще всего роспись наносится на золотой, черный или красный фон. Для создания рисунка используют красный, жёлтый, оранжевый, немного зелёный и голубой цвета. Также в росписи всегда присутствует золотой цвет. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Часто встречаются птицы, рыбы и звери. Благодаря ярким краскам и затейливым узорам хохломские изделия напоминают сказочную жар-птицу. Они вносят в дом ощущение солнечного света.
Богородская игрушка.
Богородская игрушка — русский народный промысел, возникший в селе Богородское Сергиево-Посадского района Московской области. С давних пор эти места славились вырезанными из мягкого дерева (липы, ольхи, осины). игрушками и фигурками. Как же появлялась на свет игрушка? Сначала высушенные стволы деревьев распиливали на чурки. Чурки раскалывали на четыре части и из этих заготовок вырезали фигурки с помощью специальных богородских ножей и напильников. Мастерами резьбы по дереву чаще всего были мужчины. Богородская игрушка всегда радовала детей. Малыши забавлялись клюющими курочками,
дети постарше разыгрывали целые спектакли с скульптурными игрушками. Символом фабрики Богородской игрушки является игрушка «Мужик и медведь». Именно медведя чаще всего изображали мастера. До сих пор во многих российских семьях богородские игрушки передают из поколения в поколение.
Дымковская игрушка
Неподалёку от старинного города Вятки (ныне Киров) за речкой, находилась слобода Дымково. С давних пор там создавали необыкновенные глиняные игрушки -свистульки в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных; их красили в разные яркие цвета. Позже, кроме свистулек мастера начали изготавливать скульптурные игрушки. Традиционные образы дымковских игрушек — барыня, домашние животные, индюк. Дымковская игрушка – создание одного мастера – он и лепит, и обжигает, и раскрашивает. Создается дымковская игрушка из красной глины. Сложные игрушки состоят из нескольких частей, которые скрепляются между собой. Затем игрушку сушат, обжигают и покрывают белой краской. На белом фоне рисуют разноцветные узоры. Традиционные цвета дымковской игрушки: синий, красный, желтый, изумрудный, голубой, зеленый, оранжевый. Белая и черная краска используется в небольших количествах. Хвосты птиц, рога животных, некоторые детали одежды покрывали сусальным золотом. Каждый цвет имеет свое значение: белый — символизирует чистоту; черный — ложь; зеленый — природу; красный — силу, здоровье; синий — небо.
Орнаменты, которые на ней изображены — это гладкая роспись в сочетании с геометрическими узорами. Дымковская игрушка – символ радости, жизни, праздника. Она неизменно привлекает внимание и бережно хранится во многих семьях.
Разбор типового тренировочного задания.
Установление соответствий между элементами двух множеств
Текст вопроса: Соедините название народного промысла с изделием.
Название народного промысла |
Изделие народного промысла |
Гжель |
|
Хохлома |
|
Богородская игрушка |
|
Дымковская игрушка |
Правильный ответ:
Название народного промысла |
Изделие народного промысла |
Хохлома |
|
Дымковская игрушка |
|
Гжель |
|
Богородская игрушка |
Разбор типового контрольного задания
Добавление подписей к изображениям
Текст вопроса
Подберите подписи к картинкам
1 вариант
Гжель
Хохлома
Дымка
2 вариант
Богородское
Хохлома
Дымка
Название файла с изображением к вопросу:
Изображения даны для примера
Ответ
1 вариант
Дымка
Гжель
Хохлома
2 вариант
Хохлома
Дымка
Богородское
12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 — 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Педагогическое сообщество |
Бесплатные всероссийские конкурсы |
Бесплатные сертификаты |
Нужна помощь? Инструкции для новых участников |
Бесплатная онлайн-школа для 1-4 классов |
Всё для аттестацииПубликация в сборникеВебинарыЛэпбукиПрофтестыЗаказ рецензийНовости
Библиотека
▪Учебно-методические материалы
▪Презентации
Материал опубликовала
Кадырова Ольга Игоревна33078
Работаю в МАОУ СОШ №52 города Тюмени, педагогический стаж 29 лет, учитель начальных классов. Россия, Тюменская обл., Тюмень Материал размещён в группе «Учителя начальных классов» |
17
#3 класс #Литература #Учебно-методические материалы #Презентация #Учитель начальных классов #Школьное образование
Пояснительная записка. Чтение. 3 класс.
DOCX / 26 Кб
4. Докучные сказки
PPTX / 35.09 Мб
Опубликовано 08.09.21 в 18:57 в группе «Учителя начальных классов»
Комментарии (5)
Ильина Оксана Геннадьевна, 08.09.21 в 19:15
3Ответить Пожаловаться
Спасибо за полезную публикацию!
Кадырова Ольга Игоревна, 08.09.21 в 19:34
2Ответить Пожаловаться
Спасибо за комментарий, Оксана Геннадьевна!
Потамошнева Наталья Алексеевна, 08.09.21 в 20:32
2Ответить Пожаловаться
Благодарю за ресурс!
Куликова Ирина Геннадьевна, 08.09.21 в 20:38
2Ответить Пожаловаться
Повторяю, чудесные у Вас материалы!
Кадырова Ольга Игоревна, 09.09.21 в 05:22
0Ответить Пожаловаться
Спасибо коллеги, за внимание!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.