Докучные сказки детский фольклор

 dokuchnye-skazki

    Докучная сказка — это жанр устного народного творчества, название которого произошло от слова «докука», что значит надоедливая просьба.

  Докучная сказка начинается как обычная сказка, но неожиданно заканчивается или не заканчивается вообще. В такой сказке много раз, а то и бесконечно, может повторяться один и тот же фрагмент текста. Докучная сказка похожа на цепь с большим количеством повторяющихся звеньев. Количество этих звеньев зависит и от рассказчика или от слушателя.


***

Жил-был карась,
Вот и сказка началась.
Жили-были два налима,
Вот и сказки половина.
Жили были три гуся,
Вот и сказка вся.

***

У попа́ была собака,
Он её любил.
Она съела кусок мяса,
Он её убил.
В ямку закопал
И надпись написал, что

У попа́ была собака,
Он её любил.
Она съела кусок мяса,
Он её убил.
В ямку закопал
И надпись написал, что 

У попа́ была собака,
Он её любил.
Она съела кусок мяса,
Он её убил.
В ямку закопал
И надпись написал, что
….. и т.д.

***

У нашего Гришеньки
Под окном вишенки.
У Семёна в саду клёны,
У Алёны — дуб зелёный,
У Марины — куст малины,
У Арины — две рябины,
У Тараски — лыка связка.
Хороша ли моя сказка?
Хороша!

У нашего Гришеньки
Под окном вишенки.
У Семёна в саду клёны,
У Алёны — дуб зелёный,
У Марины — куст малины,
У Арины — две рябины,
У Тараски — лыка связка.
Хороша ли моя сказка?
…. и.т.д.

***

— Жил-был старичок. Поехал на мельницу намолоть муки…..
— Ну вот, поманил, а не рассказываешь!
— Кабы доехал, рассказал, а он, может, неделю проедет!

***

Жил-был журавль,
Поставил он стожок сенца —
Не сказать ли опять с конца.


***

Десять негритят
Пошли купаться в море,
Десять негритят
Резвились на просторе.
Один из них утоп,
Ему купили гроб,
И вот вам результат —
Девять негритят.

Девять негритят
Пошли купаться в море,
Девять негритят
Резвились на просторе.
Один из них утоп,
Ему купили гроб,
И вот вам результат —
Восемь негритят.

Восемь негритят
Пошли купаться в море,
Восемь негритят 
Резвились на просторе.
Один из них утоп,
Ему купили гроб,
И вот вам результат —
Семеро негритят.

Семеро негритят
Пошли купаться в море,
Семеро негритят
Резвились на просторе.
Один из них утоп,
Ему купили гроб,
И вот вам результат —
Шестеро негритят.

Шестеро негритят
Пошли купаться в море,
Шестеро негритят
Резвились на просторе.
Один из них утоп,
Ему купили гроб,
И вот вам результат —
Пятеро негритят.

Пятеро негритят
Пошли купаться в море,
Пятеро негритят
Резвились на просторе.
Один из них утоп,
Ему купили гроб,
И вот вам результат —
Четверо негритят.

Четверо негритят
Пошли купаться в море,
Четверо негритят
Резвились на просторе.
Один из них утоп,
Ему купили гроб,
И вот вам результат —
Трое негритят.

Трое негритят
Пошли купаться в море,
Трое негритят
Резвились на просторе
Один из них утоп,
Ему купили гроб,
И вот вам результат —
Двое негритят.

Двое негритят
Пошли купаться в море,
Двое негритят
Резвились на просторе.
Один из них утоп,
Ему купили гроб,
И вот вам результат —
Один негритёнок.

Один негритёнок
Пошёл купаться в море,
Один негритёнок
Резвился на просторе.
И вот пошёл ко дну,
И там нашёл жену,
И вот вам результат —
Десять негритят.

Десять негритят
Пошли купаться в море,
Десять негритят
Резвились на просторе.
Один из них утоп,
Ему купили гроб,
И вот вам результат
Девять негритят.
….. и т.д.

Докучные сказки — произведения русского народного творчества, которым отведено особое место в национальном фольклоре. Их героями может стать кто угодно. В них главное не это. Эти произведения интересны тем, что фрагмент текста в них повторяется не один раз, либо повествование в них внезапно прерывается. Читайте с детьми докучные сказки, когда они расшалятся. Эти произведения развивают фантазию ребенка, проверяют его на сообразительность, тренируют память и внимание.

  • Бабка у речки

    Жила-была бабка
    Да у самой речки,
    Захотелось бабке
    Искупаться в речке.
    Накупила она
    Мыла да мочала.
    Эта сказка хороша,
    Начинай сначала…

    675175

  • Лето

    На улице лето, под окошком – лавка,
    В лавке елец – сказке конец!

    545144

  • Чучуло-Мяучело

    Чучело-мяучело на трубе сидело,
    Чучело-мяучело песенку запело.
    Чучело-мяучело с пастью красной-красной,
    Всех оно замучило песенкой ужасной.
    Всем кругом от чучела горестно и тошно,
    Потому что песенка у него про то, что
    Чучело-мяучело на трубе сидело…

    388124

  • У попа была собака

    У попа была собака,
    Он ее любил.
    Она съела кусок мяса,
    Он ее убил.
    В яму закопал,
    И надпись написал,
    что:
    У попа была собака,
    и т.д.

    377147

  • Гусь — версия 2

    — Рассказать сказку про гуся ?
    — Расскажи.
    — А она уже уся.
    — Рассказать сказку про утку?
    — Расскажи.
    — А она ушла в будку.

    36199

  • Карась

    Плавал и плавал у плотины карась…
    Сказка моя уже началась.
    Плавал и плавал карась у плотины…
    Сказка рассказана до половины.
    Поймал бы я Вам за хвост карася…
    Да жаль, что сказка рассказана вся

    27682

  • Медведь и вода

    Встал медведь на колоду –
    Бултых в воду!
    Уж он в воде мок, мок,
    Уж он в воде кис, кис,
    Вымок, выкис,
    Вылез, высох.
    Встал медведь на колоду…

    22774

  • Кот и Воркот

    Жили-дружили
    Кот и Воркот.
    Ели они с одного стола,
    В окошко глядели с одного угла,
    Гулять уходили с одного крыльца. . .
    Не послушать ли сказочку опять с конца?

    19569

  • Додон

    Был себе царь Додон.
    Построил он костяной дом.
    Набрал со всего царства костей.
    Стали мочить – перемочили,
    Стали сушить – кости пересохли.
    Опять намочили.
    Ну что же дальше было?
    А когда намокнут – тогда доскажу!

    18982

  • Бурёнка

    У бабушкиной избёнки
    Жевала травку Бурёнка,
    Жевала, жевала — молчала.
    Увидала: на заборе—мочала.
    Увидала мочалу — замычала…
    Не сказать ли про Бурёнку сначала?

    16863

  • Избушка

    На горушке — избушка,
    Живёт в ней старушка.
    Сидит на печи,
    Жуёт калачи.
    Вот она встала,
    Из-за печи мочалу достала. . .
    Хороша у старушки мочала!
    Не начать ли сказку с начала?

    16760

  • Два братца

    Жили-были два братца, два братца — кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?

    15894

  • Мокрая ворона

    Шел я как-то через мост,
    Глядь — ворона мокнет.
    Взял ворону я за хвост,
    Положил её на мост —
    Пусть ворона сохнет!
    Шел опять я через мост,
    Глядь — ворона сохнет.
    Взял ворону я за хвост,
    Положил её под мост —
    Пусть ворона мокнет!
    Снова шел я через мост,
    Глядь — ворона мокнет.
    Взял ворону я за хвост,
    Положил её на мост —
    Пусть ворона сохнет!
    Я опять на мост,
    Глядь — ворона сохнет.
    Взял ворону я за хвост,
    Положил её под мост —
    Пусть ворона мокнет!
    Я пришел на тот же мост,
    Глядь — ворона мокнет…

    15760

  • Белый бычок

    — Сказать ли тебе сказку про белого бычка?
    — Скажи.
    — Ты скажи, да я скажи, да сказать ли тебе сказку про белого бычка?
    — Скажи.
    — Ты скажи, да я скажи, да чего у нас будет, да доколь это будет! Сказать ли тебе сказку про белого бычка?

    12869

  • Гусь

    Летел гусь, сел на дорогу — упал в воду. Мок-мок, кис-кис — вымок, выкис, вылез — сел на дорогу и опять пал в воду. Мок-мок, кис-кис, выкис, вылез и т.д.

    11759

  • Диво-дивное

    В некотором царстве,
    В незнакомом государстве,
    Не в том, в котором мы живём,
    Случилось диво дивное,
    Явилось чудо чудное:
    Выросла в огороде репа важная,
    Хвалила старуха кажная:
    Одним деньком
    Не обойдёшь кругом.
    Половину той репы вся деревня месяц ела,
    Едва доела.
    Соседи увидали —
    Три недели другую половину доедали.
    Остатки на телегу навалили,
    Мимо лесу потащили,
    Телегу обломили.
    Пробегал медведь — удивился,
    Со страху спать повалился…
    Когда он проснётся —
    Тогда и сказка дальше поведётся!

    10962

  • Ворона на мосту

    Едем дальше.
    Видим мост,
    На мосту ворона сохнет.
    Хвать её за хвост,
    Шасть под мост –
    Пусть она помокнет!
    Едем дальше.
    Видим мост,
    Под мостом ворона мокнет.
    Хвать её за хвост,
    Шасть её на мост –
    Пусть она обсохнет!
    Едем дальше…

    10654

  • Докучная сказка

    — Рассказать ли тебе докучную сказочку?
    — Расскажи.
    — Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи; рассказать ли тебе докучную сказочку?
    — Не надо.
    — Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо; рассказать ли тебе докучную сказочку?.. и т.д.

    10660

  • Кутырь-Мутырь

    Жил Кутырь-Мутырь посреди польца,
    Накосил себе стог сенца.
    Пришли баран да овца,
    Съели весь стог сенца…
    Не сказать ли сказку опять с конца?

    10549

  • Дуб над рекой

    Стоит над рекой дуб.
    На том дубу сидит сорока —
    в реку смотрит.
    А рак вылез из воды и ползёт.
    Вот он лезет да ползёт, лезет да ползёт, а сорока смотрит.
    Вот она смотрит, а рак лезет да ползёт
    Вот он лезет да ползёт, лезет да ползёт. А сорока смотрит.
    Вот она смотрит, да смотрит, да смотрит. А рак лезет да ползёт…

    10455

Докучная сказка — сказка, в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста. Такая сказка похожа на цепь с большим количеством повторяющихся звеньев, количество которых зависит только от воли исполнителя или слушателя. Звенья могут скрепляться при помощи специальной фразы «не начать ли сказочку сначала», после которой фрагмент повторяется вновь и вновь. В некоторых из докучных сказок рассказчик задаёт вопрос, на который слушатель обязательно должен дать ответ, который и используется для очередного повтора сказочки. Сюжет сказочки не развивается, связующий вопрос вызывает у слушателя только недоумение и досаду.

Под термином «докучная сказка» принято объединять шутки-балагурки сказочного характера, которыми сказочники развлекают детей или стараются вызвать у них чрезмерный интерес к сказкам. Докучная сказка предлагается вместо сказки.

Докучные сказки занимали особое место в детском фольклоре. Приготовящимся к слушанию длинной и увлекательной сказки ребятишкам рассказчица вдруг произносит:

Жили-были два гуся,
Вот и сказка вся!

Поднимается крик недовольства…

Докучные сказочки начинаются обыкновенно предварительным обманом ребенка. Рассказчик скажет желающему слушать сказку: «Слушай, я расскажу тебе сказку хоро-о-о-шую, д-о-о-лгую». Ребенок, думая, что в самом деле ему хотят рассказать сказку хорошую и долгую, навостряет свои уши и весь превращается в слух, а между тем обманывается: рассказчик начинает рассказывать сказку докучную.

Читать докучные сказки

докучные сказки картинка


Чучуло-Мяучело.

Чучело-мяучело на трубе сидело,
Чучело-мяучело песенку запело.
Чучело-мяучело с пастью красной-красной,
Всех оно замучило песенкой ужасной.
Всем кругом от чучела горестно и тошно,
Потому что песенка у него про то, что
Чучело-мяучело на трубе сидело…


Старичок.

— Жил-был старичок. Поехал на мельницу намолоть муки…
— Ну, вот поманил, а не рассказываешь!
— Кабы доехал, рассказал, а он, может, неделю проедет!


Белый бычок.

— Сказать ли тебе сказку про белого бычка?
— Скажи.
— Ты скажи, да я скажи, да сказать ли тебе сказку про белого бычка?
— Скажи.
— Ты скажи, да я скажи, да чего у нас будет, да докуль это будет! Сказать ли тебе сказку про белого бычка?


Два братца.

Жили-были два братца, два братца — кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?


Старик и колодец.

Жил-был старик, у старика был колодец, а в колодце-то елец; тут и сказке конец.


Царь, двор и кол.

Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?


Докучная сказка.

— Рассказать ли тебе докучную сказочку?
— Расскажи.
— Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи; рассказать ли тебе докучную сказочку?
— Не надо.
— Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо; рассказать ли тебе докучную сказочку?.. и т.д.


Гусь.

Летел гусь, сел на дорогу — упал в воду. Мок-мок, кис-кис — вымок, выкис, вылез — сел на дорогу и опять пал в воду. Мок-мок, кис-кис, выкис, вылез и т.д.


Гусь (2)

— Рассказать сказку про гуся ?
— Расскажи.
— А она уже уся.
— Рассказать сказку про утку?
— Расскажи.
— А она ушла в будку.


Карась

Плавал и плавал у плотины карась…
Сказка моя уже началась.
Плавал и плавал карась у плотины…
Сказка рассказана до половины.
Поймал бы я Вам за хвост карася…
Да жаль, что сказка рассказана вся


Додон.

Был себе царь Додон.
Построил он костяной дом.
Набрал со всего царства костей.
Стали мочить – перемочили,
Стали сушить – кости пересохли.
Опять намочили.
А когда намокнут – тогда доскажу!


Царь.

Жил был царь, у царя был двор,
На дворе был кол, на колу — мочало;
Не сказать ли сказку сначала?


Царь и пруд.

В некотором царстве,
В некотором государстве
Жил-был царь, у царя был сад,
В саду был пруд, в пруды был рак…
Кто слушал – тот дурак.


Лето.

На улице лето, под окошком – лавка,
В лавке елец – сказке конец!


Старик и мельница.

— Жил-был старичок. Поехал на мельницу намолоть муки…
— Ну, вот поманил, а не рассказываешь!
— Кабы доехал, рассказал, а он, может, неделю проедет!


Медведь и вода.

Встал медведь на колоду –
Бултых в воду!
Уж он в воде мок, мок,
Уж он в воде кис, кис,
Вымок, выкис,
Вылез, высох.
Встал медведь на колоду…


Овечка на мосту.

Протекает речка,
Через речку мост,
На мосту овечка,
У овечки хвост,
На хвосте мочало,
Рассказать сначала?..


У попа была собака.

У попа была собака,
Он ее любил.
Она съела кусок мяса,
Он ее убил.
В яму закопал,
И надпись написал,
что:
У попа была собака,
и т.д.


Царь Ватута.

Жил-был царь Ватута и вся сказка тута.
Стоит домишка пряничный,
Изюмом разукрашенный,
Блестит при свете месяца.
Дверь из леденца, Не сказать ли с конца?..


Ворона на мосту.

Едем дальше.
Видим мост,
На мосту ворона сохнет.
Хвать её за хвост,
Шасть под мост –
Пусть она помокнет!
Едем дальше.
Видим мост,
Под мостом ворона мокнет.
Хвать её за хвост,
Шасть её на мост –
Пусть она обсохнет!
Едем дальше…


Медведь у брода.

Пришел медведь к броду,
Да бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок,
Уж он кис, кис, кис.
Вымок, Выкис, Вылез, Высох,
Встал на колоду – Бултых в воду…;


Мы с тобой шли?

Мы с тобой шли?
– Шли!
– Сапог нашли?
– Нашли!
– Я тебе его дал?
– Дал!
– Ты его взял?
– Взял!
– А где же он?
– Кто?
– Да не кто, а что!
– Что?
– Сапог!
– Какой?
– Ну такой! Мы с тобой шли?
– Шли!
– Сапог нашли?
– Нашли


Про сову.

– Рассказать тебе сказочку про сову?
– Расскажи!
– Хорошо! Слушай, да не перебивай!
Летела сова –
Весёлая голова.
Вот она летела, летела,
На берёзку села,
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела.
Вот она летела, летела,
На берёзку села
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела…
Сказывать ли дальше?..


Дуб над рекой.

Стоит над рекой дуб.
На том дубу сидит сорока –
в реку смотрит.
А рак вылез из воды и ползёт.
Вот он лезет да ползёт, лезет да ползёт, а сорока смотрит.
Вот она смотрит, а рак лезет да ползёт
Вот он лезет да ползёт, лезет да ползёт. А сорока смотрит.
Вот она смотрит, да смотрит, да смотрит. А рак лезет да ползёт…


Мокрая ворона.

Шел я как-то через мост,
Глядь – ворона мокнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил её на мост –
Пусть ворона сохнет!
Шел опять я через мост,
Глядь – ворона сохнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил её под мост –
Пусть ворона мокнет!
Снова шел я через мост,
Глядь – ворона мокнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил её на мост –
Пусть ворона сохнет!
Я опять на мост,
Глядь – ворона сохнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил её под мост –
Пусть ворона мокнет!
Я пришел на тот же мост,
Глядь – ворона мокнет…


Кот и Воркот.

Жили-дружили
Кот и Воркот.
Ели они с одного стола,
В окошко глядели с одного угла,
Гулять уходили с одного крыльца. . .
Не послушать ли сказочку опять с конца?


Шла собака через мост…

Шла собака через мост,
Завязила в тине хвост,
Тянула, тянула, вытянула хвост,
Только завязила в болоте нос.
Тянула, тянула..


Избушка.

На горушке — избушка,
Живёт в ней старушка.
Сидит на печи,
Жуёт калачи.
Вот она встала,
Из-за печи мочалу достала. . .
Хороша у старушки мочала!
Не начать ли сказку с начала?


Диво-дивное.

В некотором царстве,
В незнакомом государстве,
Не в том, в котором мы живём,
Случилось диво дивное,
Явилось чудо чудное:
Выросла в огороде репа важная,
Хвалила старуха кажная:
Одним деньком
Не обойдёшь кругом.
Половину той репы вся деревня месяц ела,
Едва доела.
Соседи увидали —
Три недели другую половину доедали.
Остатки на телегу навалили,
Мимо лесу потащили,
Телегу обломили.
Пробегал медведь — удивился,
Со страху спать повалился…
Когда он проснётся —
Тогда и сказка дальше поведётся!


Тётушка Арина.

Тётушка Арина
Кашу варила,
Егор да Борис
Из-за каши подрались.
Мочала, мочала,
Начинай с начала!


Бурёнка.

У бабушкиной избёнки
Жевала травку Бурёнка,
Жевала, жевала — молчала.
Увидала: на заборе—мочала.
Увидала мочалу — замычала…
Не сказать ли про Бурёнку сначала?


Бабка у речки.

Жила-была бабка
Да у самой речки,
Захотелось бабке
Искупаться в речке.
Накупила она
Мыла да мочала.
Эта сказка хороша,
Начинай сначала…


Кутырь-Мутырь.

Жил Кутырь-Мутырь посреди польца,
Накосил себе стог сенца.
Пришли баран да овца,
Съели весь стог сенца…
Не сказать ли сказку опять с конца?


Слушать докучные сказки онлайн

Докучные сказки для детей считаются очень эффективными для развития памяти, внимания и умственной деятельности. В этой статье мы расскажем подробно об их особенностях, а также приведем примеры докучных сказок.

Читай-город

Что такое докучные сказки для детей

Это сказка, предполагающая повторение одинаковых ситуаций несколько раз. Такие сказки относятся к «перлам» русского народа, воспринимаются на одном уровне с шутками и прибаутками. Это может быть как очень короткий рассказ (всего несколько строк), так и более объемный текст, в котором, как правило, отсутствует логичное развитие сюжета.

В таких сказках персонажи совершают одни и те же действия, которые бесконечно повторяются от начала до конца рассказа. Дети, как правило, очень любят докучные сказки, легко запоминают повторяющиеся действия, интересуются развитием сюжета.

Но почему же они называются докучными? Название произошло от слова «докучать», означающее «надоедать», «цепляться». Считается, что изначально такие сказки придумывались с единственной целью — отвадить от себя слушателей (детей), которые требовали рассказывать новые и новые сказки.

Когда повествователь начинал рассказывать докучную сказку с бесконечно повторяющимися одинаковыми действиями, интерес к прослушиванию быстро пропадал, и посиделки со сказками заканчивались. Позже докучные сказки стали считаться одним из самых интересных и необычных видов детского фольклора.

Что такое докучные сказки для детей

Конечно, докучные сказки очень отличаются от более привычных для нас народных. В них нет логического завершения, интересного и многоступенчатого развития сюжета, но есть многократное повторение и иногда совсем, казалось бы, нелогичный, а то и вовсе бессмысленный рассказ.

Из-за таких характеристик и особенностей некоторые считают докучные сказки совершенно бесполезными. Но это совсем не так. Как ни странно, такие сказки действительно очень нравится детям. Они успокаивают, помогают отвлечься, способствуют концентрации внимания. Часто родители используют именно сказку с повторяющимися элементами, чтобы успокоить плачущего малыша.

Докучные сказки введены в обязательную программу младшей школы. Их изучают дети в 3 классе. Учитель вместе с учениками разбирает примеры таких сказок и предлагает им придумать свою собственную докучную сказку. И обычно дети хорошо справляются с этим заданием. Используя незатейливый сюжет, они придумывают собственные коротенькие и часто очень интересные рассказы.

iQsha RU

Примеры докучных сказок для детей

Докучная сказка

— Рассказать ли тебе докучную сказочку?
— Расскажи
— Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи; рассказать ли тебе докучную сказочку?
— Не надо.
— Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо; рассказать ли тебе докучную сказочку?.. и т.д.

Бабка у речки

Жила-была бабка
Да у самой речки.
Захотелось бабке
Искупаться в речке.
И купила бабка
Мыло и мочало.
Эта сказка хороша,
Начинай сначала.
Жила-была бабка
Да у самой речки.
Захотелось бабке
Искупаться в речке.
И купила бабка
Мыло и мочало.
Эта сказка хороша,
Начинай сначала. И т. д.

Про Антошку и картошку

Чистили картошку,
Ударили Антошку.
Антошка побежал,
Председателю сказал.
Председатель прибежал:
В чем дело, в чем дело?
Чистили картошку,
Ударили Антошку….

Про петушка и колосок

— Утром петушок нашел колосок?
— Нашел!
— Колосок золотой?
— Золотой!
— Он его клевал?
— Клевал!
— Вкусно?
— Что?
— Утром петушок нашел колосок?
— Нашел!…

Все это примеры докучных сказок для детей. Их может быть намного и намного больше. И повторятся одна и та же сказка может бесконечное количество раз, до тех пор, пока повествователю и слушателю окончательно не надоест.

Кстати, иногда докучные сказки могут быть слишком короткими. Например:

Жили-были 2 гуся. Вот и сказка вся!

Такие рассказы обычно не нравятся детям и надоедают очень быстро. Они не несут в себе никакого смысла, и направлены только на то, чтобы ребенок поскорее отстал с просьбой рассказать новую сказку.

Докучные сказки могут высмеивать те или иные недостатки, но, как правило, они просто описывают какую-то ситуацию (петушок нашел колосок, чистили картошку и так далее). Такой вид сказок направлен на развитие смекалки и внимательности ребенка.

iQsha RU

Как придумать докучную сказку

Конечно, сочинить докучные сказки вы можете вместе с ребенком самостоятельно. Как это делать? Берете какую-то ситуацию из реальной жизни или сказки, дополняете действия вопросами, такими же ответами, цикличностью. Для примера:

— Жили-были мышата. Мышата серые?
— Серые.
— Мышата сыр приносили?
— Приносили!
— Тебя угощали?
— Угощали!
— Вкусно было?
— Что?
— Жили-были мышата. Мышата серые?
— Серые! …

Еще можно сочинить докучную сказку такого примера:

— Рассказать тебе сказку?
— Расскажи!
— Но сказка будет докучная.
— Зачем?
— Вот и я говорю «зачем». Рассказать тебе сказку?
— Какую?…

Вот еще один похожий пример:

— Давай расскажем сказку про белую ворону.
— Не хочу!
— Ты не хочешь, и я не хочу. Рассказать тебе сказку про белую ворону?
— Ну ладно, расскажи.
— Тебе расскажи, и мне расскажи. Давай расскажем сказку про белую ворону.
— Не хочу! …

Если на ум не приходит никакое действие или фраза, которую можно было бы использовать для сочинения сказки, вспомните персонажа или животное, которые вам по душе. Вам нравится лиса? Если да, почему бы не придумать докучную сказку с лисой в главной роли? Лиса живет в лесу и каждый день видит кусты, деревья, холмы, цветы. Вот уже появился сюжет. И вовсе необязательно, чтобы он был логичным. Чем неожиданней будет конец-начало сказки, тем интереснее и веселее будет ребенку.

Для продолжения и очередного повторения сказки можно использовать фразы: «Хороша ли сказочка моя? Рассказать сначала?», «Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец! Ну а мы начнем сначала» и другие.

Также перед началом сказки можно сделать небольшое вступление. Например, «Усаживайтесь поудобнее, слушайте внимательно! Расскажу я вам сказку сейчас добрую-предобрую, долгую-предолгую и самую на свете интересную». После таких слов дети начинают очень внимательно слушать, вникая в каждое произнесенное слово.

Таким образом, сочинять и рассказывать можно абсолютно любую сказку. Главное, чтобы в ней были цикличность, повторяющиеся действия, которые можно просто рассказывать, как повествование, или связать между собой вопросами-ответами.

Издательство «МИФ»

Заключение

На этом мы будем завершаться. Надеемся, что эта информация была для вас полезной. Теперь, зная что такое докучные сказки для детей, вы сможете самостоятельно их придумать. Уверены, что, проявив немного фантазии, вы сможете сочинить очень хорошие докучные сказки, которые ребенок с интересом будет слушать от начала до конца. А потом можно попросить ребенка сочинить похожую сказку.

Придумайте вместе небольшой сюжет и несколько незаурядных раз, из которых получится докучная сказка. Такое упражнение способствует развитию внимательности, памяти, фантазии и логического мышления. Также умение сочинять докучные сказки поможет вам подготовиться к школе, ведь, как упоминалось выше, подобные задания входят в обязательную программу 3 класса.

Если Вам была полезна наша статья не забудьте оценить и оставить комментарий. По желанию подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и в других социальных сетях!!!)))

Сборник русских народных докучных сказок (сказок-надоедок). Тексты докучных сказок.
 

1.

У попа была собака, 
Он ее любил, 
Она съела кусок мяса — 
Он ее убил. 
И в землю закопал, 
И на камне написал: 
У попа была собака, 
Он ее любил… и т. д.

 

2.

Жили-были баран да овца, 
Поставили они стожок сенца. 
Не начать ли сказку с конца? 
Жили-были баран да овца…

 

3.

Пришел медведь к броду, 
Бултых в воду! 
Уж он мок, мок, мок, 
Уж он кис, кис, кис. 
Вымок, 
Выкис, 
Вылез, 
Высох, 
Встал на колоду — 
Бултых в воду! 
Уж он мок, мок, мок…

 

4.

На улице лето, 
Под окошком лывка, 
В лыве елец — 
Сказке конец!

 

5.

Жили-были два гуся — 
Вот и сказка вся!

 

6.

Был дом. В дому подполье. 
В подполье бочка, в бочке рак. 
Кто слушает, тот дурак.

 

7.

Был себе человек Яшка (Сашка), на нем серая сермяжка, на затылке пряжка, на шее тряпка, на голове шапка — хороша ли моя сказка?
 

8.

Жил-был журавль с журавлихой, поставили они стожок сенца — не сказать ли опять с конца?
 

9.

Накосил мужик сенца, поставил середи польца́, не сказать ли опять с конца?
 

10.

Жила-была старица одна в сельце, поставила старица зарод сенца; шло буде не ладно — опять с конца.
 

111.

Жили-были два братца, два братца — кулик да журавль. Накосили они стожок сенца́, поставили среди польца́. Не сказать ли сказку опять с конца?
 

122.

Жил-был старик, у старика был колодец, а в колодце-то елец3, тут и сказке конец.
 

13.

Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли (сказку) с начала?
 

14.

«Сказать ли тебе сказку про белого бычка?» — «Скажи». — «Ты скажи, да я скажи, да сказать ли тебе сказку про белого бычка?» — «Скажи». — «Ты скажи, да я скажи, да чего у нас будет, да докуль это будет! Сказать ли тебе сказку про белого бычка?»4
 

155.

«Рассказать ли тебе докучную сказочку?» — «Расскажи». — «Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи; рассказать ли тебе докучную сказочку?» — «Не надо». — «Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо; рассказать ли тебе докучную сказочку?» — и т. д.
 

16.

Тетушка Арина
Кашу варила,
Егор да Борис
Из-за каши подрались.
Мочала-мочала,
Начинай сначала.

 

17.

Жило-было два мочала,
Вот и сказочке начало.
Было-жило два павлина,
Вот и сказке половина.
А жило-было два гуся,
Вот и сказка вся.

 

18.

Летела-летела, летела-летела ворона. Ну и села. Сидела-сидела, сидела-сидела и полетела. Летит-летит, летит-летит и сядет. Сидит-сидит, сидит-сидит и опять полетит. (Так без конца.)
 

19.

Шел мужик в лес, видит мост, а на мосту ворона сохнет. Взял ворону за хвост, кинул под мост — пусть ворона мокнет. Пошел дальше. Опять видит мост, под мостом ворона мокнет. Взял ворону за хвост, кинул на мост — пусть ворона сохнет. Пошел дальше. Опять видит мост…
 

20.

Жило-было два старичка, накосили зарод сенца посреди дворца. Хороша ли моя сказочка? Ты скажешь — хороша. Да я скажу — хороша. Жили-были два старичка (и так далее).
 

21.

Жил-был старичок, накосил сена стожок. Ты скажешь — хорошо, да я скажу — хорошо. Жили-были два старичка, да накосили сена два стожка. Ты говоришь — хорошо, да я скажу — хорошо. (И так без конца.)
 

22.

«Рассказать тебе сказку про белого быка, про белого быка, про широкие рога?» — «Расскажи». — «Кому сказку сказать, тому год коров обрезать».
 

23.

Шло два старичка по краю поличка, сметали зарод сенца. Какова моя сказочка? Ты говоришь — хороша. Я говорю — хороша. Шло два старичка по краю поличка. Сметали два стожка сенца. Какова моя сказочка?
 

24.

У попа была собака, поп ее любил. Она съела кусок мяса, он ее убил. Убил, похоронил и надпись написал: «У попа была собака…»
 

25.

Жил-был досюль поп, да попадья, да дьякон, да дьяконица. Тут и сказка вся.
 

26.

Жили-были досюль два старца, пили да ели с одного корца. Такая же сказка опять с конца.
 

27.

Десять поросят пошли купаться в море,
Десять поросят резвились на просторе,
Один из них утоп,
Ему сковали гроб,
И вот результат —
Девять поросят.
Девять поросят пошли купаться в море,
Девяь поросят резвились на просторе,
Один из них утоп,
Ему сковали гроб,
И вот результат —
Восемь поросят.

(И так по убывающей до конца, а потом сначала).
 

28.

Жила-была бабка,
Да жила у речки.
Захотелось бабке
Искупаться в речке.
И купила бабка
Мыло и мочало.
Эта сказка хороша,
Я начну сначала.
Жила-была бабка…

 

29.

Жил-был царь Картоус, у него вырос ус, на усу — арбуз, на арбузе — дыня, на дыне — огурец, на огурце — дворец, во дворце — двор, во дворе — кол, на колу — мочало, качало, качало… Рассказать вам сказку сначала?
 

30.

Жил-был бычок, смоляной бочок, хвост, как мочало. Начинай сначала…
 

31.

Жил-был поп, сделал плот, вкруг наволока отплыл — да и опять поплыл.
 

32.

На улице две курицы 
Да петух. 
На болоте две гагары 
Да кулик. 
На покосе две старухи 
Да старик. 
Накосили они стог сенца — 
Эта песенка опять с конца. 

 

33.

Сказочку сказать — 
Свою беду казать. 
Отец сына зарезал — 
Мачеха велела. 
Сестра мяса не ела, 
Под столом сидела, 
Косточки глодала, 
На голбенку бросала, 
А не начать ли сначала? 

 

34.

Сказать тебе сказочку? 
Связать тебя в связочку? 
Положить под лавочку? 
Лежать тебе три дня, 
Съедят тебя свинки, 
Сказать тебе сказочку? 

 

35.

В некотором царстве, 
В некотором государстве 
Жил-был царь богатый: 
У него был лвор, 
На дворе стоял кол, 
На колу-то мочало, 
Не начать ли сначала? 

 

36.

Жили-были два павлина, 
Вот и сказки половина, 
Жили-были два гуся, 
Вот и сказка вся. 

 

37.

— Купи слона. 
— Ладно, куплю. 
— Купи слона… 

 

38.

Аз — алашки, 
Буки — бабашки, 
Веди — Валяшки, 
Глаголь — голяшки. 
И опять сначала. 

 

39.

Был себе Яшка, 
На нем серая рубашка, 
На голове шапка, 
Под ногами тряпка: 
Хороша ли моя сказка? 
(И опять с начала.) 

 

40.

Был себе царь Додон, 
Застроил он дом костяной, 
Набрали со всего царства костей, 
Стали мочить — перемочили, 
Стали сушить — пересушили, 
Опять намочили, а когда намокнут, 
Тогда доскажу. 

 

41.

Жили-были дед да баба. 
Ели кашу с молоком. 
Рассердился дед на бабу, 
Хлоп по пузе кулаком. 
Баба не стерпела, 
В голбец улетела, 
А в голбце-то — рак: 
Кто слушал, тот дурак. 
Или
А в голбце — огурец: 
Кто слушал — молодец. 

 

42.

Ишь ты, беда-то какая: 
Съела бабушка зубы, 
Остались язык да губы. 

 

43. Тороча (Заветная докучная сказка)

44.

Жил-был царь, у царя был двор, во дворе был кол, на колу мочало. Не сказать ли сказку сначала?
 

45.

Жил-был царь Ватута. И вся сказка тута.

Источники докучных сказок:

1, 3 — Архив фольклорного кабинета Новосибирского госпединститута, коллекция М. Н. Мельникова. М. Н. Мельников, Русский детский фольклор, Москва, «Просвещение», 1987.
2, 4, 6 — Архив ИРЛИ. К. 78. М. Н. Мельников, Русский детский фольклор, Москва, «Просвещение», 1987.
5, 7-10 — Пословицы русского народа. Сборник пословиц, поговорок, речений, присловий, чистоговорок, загадок, поверий и проч. В. Даля. Москва, 1862 г.
11-15 — Народные русские сказки А. Н. Афанасьева: В 3 т. — Лит. памятники. — М.: Наука, 1984—1985.
16-31 — Русский детский фольклор Карелии / Сост., автор вступит. ст.  и коммент. С. М. Лойтер. Петрозаводск: Карелия, 1991. 
32-42 — Ехал Сенька по воду. Детский фольклор Шадринского края / Составители В. Н. Бекетова, В. П. Тимофеев. — Шалринск: Изд-во Шадринского пединститута, 1996.
43 — Заветные сказки из собрания Н. Е. Ончукова / Изд. подгот. В. И. Еремина, В. И. Жекулина; Худож. Д. Шимилис. — М.: Ладомир, 1996.
44 — С. М. Лойтер. Детский поэтический фольклор Карелии. Петрозаводск, 2013.
45 — А. Можаровский. — Из жизни крестьянских детей. Казань, 1882.


1 Записано в Никольском уезде Вологодской губ. Большинство этих лаконичных шутливых произведений чаще всего рассказывается детям в ответ на настойчивую просьбу «рассказать сказочку».
2 Записано в Никольском уезде Вологодской губ.
3 Рыба.
4 И так далее, пока не наскучит одному спрашивать, а другому отвечать.
5 Записано в Воронежской губ.

Докучная сказка — это жанр устного народного творчества, название которого произошло от слова «докука», что значит надоедливая просьба.

Докучная сказка начинается как обычная сказка, но неожиданно заканчивается или не заканчивается вообще.  Это небольшие по объему произведения, выстроенные особенным образом: либо без конца (в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста), либо с внезапно быстрым концом.

Яркий образец первого типа «Сказка про белого бычка» или «У попа была собака», а второго типа – известное нам с детства стихотворение «Села муха на варенье».

В некоторых из докучных сказок рассказчик задаёт вопрос, на который слушатель обязательно должен дать ответ, который и используется для очередного повтора сказочки.

Различают 4 вида докучных сказок: неоправданно короткие, неоправданно незаконченные, неоправданно повторяющиеся и псевдобесконечные.

Докучные сказки для детей 

Летел ворон
Сел на колоду
Да бух в воду.
Уж он мок, мок, мок,
Уж он кис, кис, кис.
Вымок, выкис, вылез, высох.
Сел на колоду
Да бух в воду…

Жил-был карась,
Вот и сказка началась.
Жили-были два налима,
Вот и сказки половина.
Жили были три гуся,
Вот и сказка вся.

Чистили картошку,
Ударили Антошку.
Антошка побежал,
Председателю сказал.
Председатель прибежал:
В чем дело, в чем дело?
Чистили картошку,
Ударили Антошку….

Чучело-мяучело на трубе сидело,
Чучело-мяучело песенку запело.
Чучело-мяучело с пастью красной-красной,
Всех оно замучило песенкой ужасной.
Всем кругом от чучела горестно и тошно,
Потому что песенка у него про то, что
Чучело-мяучело на трубе сидело…

***

— Купи слона!
— Зачем мне слон?
— Все спрашивают «зачем он мне», а ты возьми и купи слона.
— Отстань!
— Отстану, только вначале ты купи слона

***

— Мы с тобой шли?
— Шли.
— Кожух нашли?
— Нашли.
— Я тебе его дал?
— Дал.
— Ты его взял?
— Взял.
— И где же он?
— Кто?
— Кожух.
— Какой?
— Как это какой? Мы с тобой шли?..

***

Ворона на мосту.

Едем дальше.
Видим мост,
На мосту ворона сохнет.
Хвать её за хвост,
Шасть под мост –
Пусть она помокнет!
Едем дальше.
Видим мост,
Под мостом ворона мокнет.
Хвать её за хвост,
Шасть её на мост –
Пусть она обсохнет!
Едем дальше…

Старик и колодец.

Жил-был старик, у старика был колодец, а в колодце-то елец; тут и сказке конец

Два братца.

Жили-были два братца, два братца — кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?

Докучная сказка.

— Рассказать ли тебе докучную сказочку?

— Расскажи.

— Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи; рассказать ли тебе докучную сказочку?

— Не надо.

— Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо; рассказать ли тебе докучную сказочку?.. и т.д.

Медведь и вода.

Встал медведь на колоду –
Бултых в воду!
Уж он в воде мок, мок,
Уж он в воде кис, кис,
Вымок, выкис,
Вылез, высох.
Встал медведь на колоду…

***

Задумал журавль жениться,
Идти семь верст болотом.
А задумал жениться
На прекрасной на девице, на цапле.
Ноги-то станет из болота вытаскивать – хвост завязнет.
Хвост вытащит – ноги завязнут.
Ноги-то станет из болота вытаскивать – хвост завязнет,
Хвост вытащит – ноги завязнут…

***

Протекает речка,
Через речку мост,
На мосту овечка,
У овечки хвост,
На хвосте мочало,
Рассказать сначала?…

Жил-был царь Ватута и вся сказка тута.
Стоит домишка пряничный,
Изюмом разукрашенный,
Блестит при свете месяца.
Дверь из леденца, Не сказать ли с конца?…

— Рассказать тебе сказочку про сову?
— Расскажи!
— Хорошо! Слушай, да не перебивай!
Летела сова —
Весёлая голова.
Вот она летела, летела,
На берёзку села,
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела.
Вот она летела, летела,
На берёзку села
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела…
Сказывать ли дальше?…

У бабушкиной избёнки
Жевала травку Бурёнка,
Жевала, жевала — молчала.
Увидала: на заборе—мочала.
Увидала мочалу — замычала…
Не сказать ли про Бурёнку сначала?

— Купи слона!
— Зачем мне слон?
— Все спрашивают «зачем он мне», а ты возьми и купи слона.
— Отстань!
— Отстану, только вначале ты купи слона.

***

Слушайте, послушайте! Расскажу вам сказочку – хорошую-прехорошую, длинную-предлинную, интересную-преинтересную!
Жил-был журавль. Задумал он жениться на прекрасной на девице, на цапле. Пошел свататься. Вот идет он по болоту – ноги вязнут. Станет ноги из болота вытаскивать – хвост увязнет; хвост вытащит – ноги увязнут; ноги вытащит – хвост увязнет; хвост вытащит – ноги увязнут; ноги вытащит – хвост увязнет…
Хороша ли моя сказочка?

***

Ехал как-то через мост, глянь — ворона мокнет
Положил ее на мост, пусть ворона сохнет.
Еду снова через мост, глянь — ворона сохнет.
Положил ее под мост, пусть ворона мокнет…

В некотором царстве,
В некотором государстве
Жила-была ворона,
И вздумала она лететь
В тридевятое царство,
В тридесятое государство.
Полетела,
Летела, летела, летела –
Да села,
Сидела, сидела, сидела –
Да полетела;
Летела, летела, летела –
Да села;
Сидела, сидела, сидела, сидела –
Да полетела…

Задумал журавль жениться,
Идти семь верст болотом.
А задумал жениться
На прекрасной на девице, на цапле.
Ноги-то станет из болота вытаскивать – хвост завязнет.
Хвост вытащит – ноги завязнут.
Ноги-то станет из болота вытаскивать – хвост завязнет,
Хвост вытащит – ноги завязнут…

Жила-была бабка
У самой речки.
Захотелось бабке
Искупаться в речке.
И купила бабка
Себе мочало
— Эта сказка хороша
— Начинай сначала!

Короткие докучные сказки для детей

Села муха на варенье —
Вот и всё стихотворенье.

Хочешь сказку про лису?
Она в лесу.

Жили-были баран да овца,
Поставили они стожок сенца.
Не начать ли сказку с конца?

Жил-был царь Ватута,
И вся сказка тута.

Жил-был царь Додон,
Замарал себе ладонь.

Тётушка Арина
Кашу варила,
Егор да Борис
Из-за каши подрались.
Мочала, мочала,
Начинай сначала.

Докучные сказки, придуманные детьми 3 класса

Жили-были братца два
И сестра у них одна.
Они вышли погулять
И малинку пощипать.
Ангелина – молодец!
Вот и сказочке конец!

Жили- были две лисички
Очень дружные сестрички.
Жили – поживали
И беды не знали.
Вот и сказку дочитала,
Начинай её с начала.

Жила бабочка красавица
Всем на свете нравится
Крылышки — малина,
А сказки — половина.
бабочка порхает
Сказку продолжает.

Жил-был весёлый слон.
Каждый день купался он.
Он купался, обливался-
Это делать он старался.
Слон – чистюля, молодец!
Вот и сказочке конец!

Докучные сказки занимали особое место в детском фольклоре.

Докучная сказка не имеет такой воспитательной ценности, как, например, пословицы, поговорки, привычные традиционные сказки, но она способствует развитию выдержки, умеренности в желаниях, чувства юмора.

Смотрите также:

  • Доктор хоппер однажды в сказке
  • Доктор фасилье однажды в сказке актер
  • Доктор уэйл однажды в сказке
  • Доктор стрэндж на английском как пишется
  • Доктор по английски как пишется по английски