Докучные сказки определение и примеры

Что такое «докучная сказка»? Рассказ детям (с примером)Докучная сказка – это ещё одна жемчужина, придумка русского народа.

Докучная сказка относится к такому типу сказок, в которых несколько раз повторяется один и тот же отрывок текста. В сказке такого рода развития сюжета не происходит.

Произведение похоже на цепочку с одинаковыми звеньями. Звенья скрепляются между собой характерными вопросами, выражениями типа «не начать ли сказочку сначала»? И далее следует повторение отрывка.

Какие характерные особенности докучной сказки?
Цикличность, повторы, движение сюжета по кругу. Персонажи совершают одни и те же действия, бесконечно повторяющиеся.

Почему сказки называются «докучными»?
Давайте для начала разберёмся со словом «докучать». Докучать — это надоедать, допекать, цепляться. Докучный – приставучий, докучающий просьбами, наводящими тоску.

Докучные сказки сочинялись, в том числе и для того, чтобы сказитель мог отбиться от надоедливых слушателей, которые требовали поведать ещё и ещё одну сказку. Но невозможно было бесконечно повествовать. Чтобы сдержать пыл, рассказчик затягивал докучную сказку. От неё все уставали – таким образом, посиделки заканчивались.

Что высмеивают докучные сказки?
Различные недостатки человека, они проверяют человека на смекалку, приучают быть внимательным.

Пример докучной сказки

— Сочинить для тебя докучную сказку?
— Сочинить.
— Ты говоришь «сочинить», я говорю «сочинить». Сочинить тебе докучную сказку?
— Попробуй.
— Ты говоришь «попробуй», я говорю «попробуй». Сочинить тебе докучную сказку?
— А зачем?
— Ты говоришь «зачем», я говорю «зачем». Сочинить тебе докучную сказку?

— Утром петух зернышко нашел?
— Нашел.
— Золотое?
— Золотое.
— Он его клевал?
— Клевал.
— Вкусное?
— Что?
— Зернышко.
— Какое зернышко?
— Утром петух зернышко нашел?
— Нашел.
— Золотое?
— Золотое.
— Он его клевал?
— Клевал.
— Вкусное?
— Что?
И так далее…

«Про бабку Лукерью»
— К тебе бабка Лукерья приходила?
— Приходила.
— Клубок приносила?
— Приносила.
— Сказку сказывала?
— Сказывала.
— А ты сказку слушала?
— Слушала.
— О чём была сказочка?
— Какая?..
— К тебе бабка Лукерья приходила?
— Приходила.
— Клубок приносила?
— Приносила.
— Сказку сказывала?
— Сказывала.
— А ты сказку слушала?
— Слушала.
— О чём была сказочка?
— Какая?..

И так до бесконечности, пока сказитель не устанет, ему не надоест или слушателям наскучит повторяющийся сюжет. А после сказочки к самовару – да за чай с бубликами, баранками и пряниками медовыми.

Докучные сказки для детей считаются очень эффективными для развития памяти, внимания и умственной деятельности. В этой статье мы расскажем подробно об их особенностях, а также приведем примеры докучных сказок.

Читай-город

Что такое докучные сказки для детей

Это сказка, предполагающая повторение одинаковых ситуаций несколько раз. Такие сказки относятся к «перлам» русского народа, воспринимаются на одном уровне с шутками и прибаутками. Это может быть как очень короткий рассказ (всего несколько строк), так и более объемный текст, в котором, как правило, отсутствует логичное развитие сюжета.

В таких сказках персонажи совершают одни и те же действия, которые бесконечно повторяются от начала до конца рассказа. Дети, как правило, очень любят докучные сказки, легко запоминают повторяющиеся действия, интересуются развитием сюжета.

Но почему же они называются докучными? Название произошло от слова «докучать», означающее «надоедать», «цепляться». Считается, что изначально такие сказки придумывались с единственной целью — отвадить от себя слушателей (детей), которые требовали рассказывать новые и новые сказки.

Когда повествователь начинал рассказывать докучную сказку с бесконечно повторяющимися одинаковыми действиями, интерес к прослушиванию быстро пропадал, и посиделки со сказками заканчивались. Позже докучные сказки стали считаться одним из самых интересных и необычных видов детского фольклора.

Что такое докучные сказки для детей

Конечно, докучные сказки очень отличаются от более привычных для нас народных. В них нет логического завершения, интересного и многоступенчатого развития сюжета, но есть многократное повторение и иногда совсем, казалось бы, нелогичный, а то и вовсе бессмысленный рассказ.

Из-за таких характеристик и особенностей некоторые считают докучные сказки совершенно бесполезными. Но это совсем не так. Как ни странно, такие сказки действительно очень нравится детям. Они успокаивают, помогают отвлечься, способствуют концентрации внимания. Часто родители используют именно сказку с повторяющимися элементами, чтобы успокоить плачущего малыша.

Докучные сказки введены в обязательную программу младшей школы. Их изучают дети в 3 классе. Учитель вместе с учениками разбирает примеры таких сказок и предлагает им придумать свою собственную докучную сказку. И обычно дети хорошо справляются с этим заданием. Используя незатейливый сюжет, они придумывают собственные коротенькие и часто очень интересные рассказы.

iQsha RU

Примеры докучных сказок для детей

Докучная сказка

— Рассказать ли тебе докучную сказочку?
— Расскажи
— Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи; рассказать ли тебе докучную сказочку?
— Не надо.
— Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо; рассказать ли тебе докучную сказочку?.. и т.д.

Бабка у речки

Жила-была бабка
Да у самой речки.
Захотелось бабке
Искупаться в речке.
И купила бабка
Мыло и мочало.
Эта сказка хороша,
Начинай сначала.
Жила-была бабка
Да у самой речки.
Захотелось бабке
Искупаться в речке.
И купила бабка
Мыло и мочало.
Эта сказка хороша,
Начинай сначала. И т. д.

Про Антошку и картошку

Чистили картошку,
Ударили Антошку.
Антошка побежал,
Председателю сказал.
Председатель прибежал:
В чем дело, в чем дело?
Чистили картошку,
Ударили Антошку….

Про петушка и колосок

— Утром петушок нашел колосок?
— Нашел!
— Колосок золотой?
— Золотой!
— Он его клевал?
— Клевал!
— Вкусно?
— Что?
— Утром петушок нашел колосок?
— Нашел!…

Все это примеры докучных сказок для детей. Их может быть намного и намного больше. И повторятся одна и та же сказка может бесконечное количество раз, до тех пор, пока повествователю и слушателю окончательно не надоест.

Кстати, иногда докучные сказки могут быть слишком короткими. Например:

Жили-были 2 гуся. Вот и сказка вся!

Такие рассказы обычно не нравятся детям и надоедают очень быстро. Они не несут в себе никакого смысла, и направлены только на то, чтобы ребенок поскорее отстал с просьбой рассказать новую сказку.

Докучные сказки могут высмеивать те или иные недостатки, но, как правило, они просто описывают какую-то ситуацию (петушок нашел колосок, чистили картошку и так далее). Такой вид сказок направлен на развитие смекалки и внимательности ребенка.

iQsha RU

Как придумать докучную сказку

Конечно, сочинить докучные сказки вы можете вместе с ребенком самостоятельно. Как это делать? Берете какую-то ситуацию из реальной жизни или сказки, дополняете действия вопросами, такими же ответами, цикличностью. Для примера:

— Жили-были мышата. Мышата серые?
— Серые.
— Мышата сыр приносили?
— Приносили!
— Тебя угощали?
— Угощали!
— Вкусно было?
— Что?
— Жили-были мышата. Мышата серые?
— Серые! …

Еще можно сочинить докучную сказку такого примера:

— Рассказать тебе сказку?
— Расскажи!
— Но сказка будет докучная.
— Зачем?
— Вот и я говорю «зачем». Рассказать тебе сказку?
— Какую?…

Вот еще один похожий пример:

— Давай расскажем сказку про белую ворону.
— Не хочу!
— Ты не хочешь, и я не хочу. Рассказать тебе сказку про белую ворону?
— Ну ладно, расскажи.
— Тебе расскажи, и мне расскажи. Давай расскажем сказку про белую ворону.
— Не хочу! …

Если на ум не приходит никакое действие или фраза, которую можно было бы использовать для сочинения сказки, вспомните персонажа или животное, которые вам по душе. Вам нравится лиса? Если да, почему бы не придумать докучную сказку с лисой в главной роли? Лиса живет в лесу и каждый день видит кусты, деревья, холмы, цветы. Вот уже появился сюжет. И вовсе необязательно, чтобы он был логичным. Чем неожиданней будет конец-начало сказки, тем интереснее и веселее будет ребенку.

Для продолжения и очередного повторения сказки можно использовать фразы: «Хороша ли сказочка моя? Рассказать сначала?», «Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец! Ну а мы начнем сначала» и другие.

Также перед началом сказки можно сделать небольшое вступление. Например, «Усаживайтесь поудобнее, слушайте внимательно! Расскажу я вам сказку сейчас добрую-предобрую, долгую-предолгую и самую на свете интересную». После таких слов дети начинают очень внимательно слушать, вникая в каждое произнесенное слово.

Таким образом, сочинять и рассказывать можно абсолютно любую сказку. Главное, чтобы в ней были цикличность, повторяющиеся действия, которые можно просто рассказывать, как повествование, или связать между собой вопросами-ответами.

Издательство «МИФ»

Заключение

На этом мы будем завершаться. Надеемся, что эта информация была для вас полезной. Теперь, зная что такое докучные сказки для детей, вы сможете самостоятельно их придумать. Уверены, что, проявив немного фантазии, вы сможете сочинить очень хорошие докучные сказки, которые ребенок с интересом будет слушать от начала до конца. А потом можно попросить ребенка сочинить похожую сказку.

Придумайте вместе небольшой сюжет и несколько незаурядных раз, из которых получится докучная сказка. Такое упражнение способствует развитию внимательности, памяти, фантазии и логического мышления. Также умение сочинять докучные сказки поможет вам подготовиться к школе, ведь, как упоминалось выше, подобные задания входят в обязательную программу 3 класса.

Если Вам была полезна наша статья не забудьте оценить и оставить комментарий. По желанию подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и в других социальных сетях!!!)))

Содержание

  1. Детский час
  2. для детей и родителей
  3. Что такое «докучная сказка»? Рассказ детям (с примером)
  4. Докучные сказки
  5. Неоправданно короткие докучные сказки
  6. Неоправданно незаконченные докучные сказки
  7. Неоправданно повторяющиеся докучные сказки
  8. Псевдобесконечные докучные сказки
  9. Предлагаем вам небольшую коллекцию докучных сказок
  10. Как придумать докучную сказку. 3 класс. Чтение
  11. Докучные сказки, придуманные детьми 3 класса

Детский час

для детей и родителей

Что такое «докучная сказка»? Рассказ детям (с примером)

Докучная сказка – это ещё одна жемчужина, придумка русского народа.

Докучная сказка относится к такому типу сказок, в которых несколько раз повторяется один и тот же отрывок текста. В сказке такого рода развития сюжета не происходит.

Произведение похоже на цепочку с одинаковыми звеньями. Звенья скрепляются между собой характерными вопросами, выражениями типа «не начать ли сказочку сначала»? И далее следует повторение отрывка.

Какие характерные особенности докучной сказки?
Цикличность, повторы, движение сюжета по кругу. Персонажи совершают одни и те же действия, бесконечно повторяющиеся.

Почему сказки называются «докучными»?
Давайте для начала разберёмся со словом «докучать». Докучать — это надоедать, допекать, цепляться. Докучный – приставучий, докучающий просьбами, наводящими тоску.

Докучные сказки сочинялись, в том числе и для того, чтобы сказитель мог отбиться от надоедливых слушателей, которые требовали поведать ещё и ещё одну сказку. Но невозможно было бесконечно повествовать. Чтобы сдержать пыл, рассказчик затягивал докучную сказку. От неё все уставали – таким образом, посиделки заканчивались.

Что высмеивают докучные сказки?
Различные недостатки человека, они проверяют человека на смекалку, приучают быть внимательным.

Пример докучной сказки

— Сочинить для тебя докучную сказку?
— Сочинить.
— Ты говоришь «сочинить», я говорю «сочинить». Сочинить тебе докучную сказку?
— Попробуй.
— Ты говоришь «попробуй», я говорю «попробуй». Сочинить тебе докучную сказку?
— А зачем?
— Ты говоришь «зачем», я говорю «зачем». Сочинить тебе докучную сказку?

— Утром петух зернышко нашел?
— Нашел.
— Золотое?
— Золотое.
— Он его клевал?
— Клевал.
— Вкусное?
— Что?
— Зернышко.
— Какое зернышко?
— Утром петух зернышко нашел?
— Нашел.
— Золотое?
— Золотое.
— Он его клевал?
— Клевал.
— Вкусное?
— Что?
И так далее…

«Про бабку Лукерью»
— К тебе бабка Лукерья приходила?
— Приходила.
— Клубок приносила?
— Приносила.
— Сказку сказывала?
— Сказывала.
— А ты сказку слушала?
— Слушала.
— О чём была сказочка?
— Какая.
— К тебе бабка Лукерья приходила?
— Приходила.
— Клубок приносила?
— Приносила.
— Сказку сказывала?
— Сказывала.
— А ты сказку слушала?
— Слушала.
— О чём была сказочка?
— Какая.

И так до бесконечности, пока сказитель не устанет, ему не надоест или слушателям наскучит повторяющийся сюжет. А после сказочки к самовару – да за чай с бубликами, баранками и пряниками медовыми.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Источник

Докучные сказки

Докучной сказкой можно переключить внимание ребенка. Так делала наша мама, когда мы с братом чем-то досаждали, а она не могла нас успокоить.

— А давай я расскажу тебе сказочку про белого бычка.
— Нет, не хочу!
— Ты не хочешь – и я не хочу. Рассказать тебе сказочку про белого бычка?
— Ну, расскажи.
— Тебе расскажи – и мне расскажи. Рассказать тебе сказочку про белого бычка.

Докучная сказка – это сказка-обманка. Наши литераторы предложили классификацию докучных сказок.

Неоправданно короткие докучные сказки

Имеется начало, сказочный (или не очень сказочный) зачин, и неожиданно быстрая концовка.

Жили-были два гуся. Вот и сказка вся.

Неоправданно незаконченные докучные сказки

Неоправданно повторяющиеся докучные сказки

Псевдобесконечные докучные сказки

Предлагаем вам небольшую коллекцию докучных сказок

Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?

— Рассказать ли тебе сказочку про белого гуся?
— Расскажи.
— Вот она и вся.

— Рассказать ли тебе докучную сказочку?
— Расскажи.
— Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи; рассказать ли тебе докучную сказочку?
— Не надо.
— Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо; рассказать ли тебе докучную сказочку?

— Мы с тобой шли?
— Шли.
— Кожух нашли?
— Нашли.
— И где он?
— Что?
— Кожух.
— Какой?
— Как это какой? Мы с тобой шли?

Жили-были баран да овца. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?

— Жил-был старичок. Поехал на мельницу намолоть муки.
— Ну, вот поманил, а не рассказываешь!
— Кабы доехал, рассказал, а он, может, неделю проедет!

Летел гусь, сел на дорогу — упал в воду. Мок-мок, кис-кис — вымок, выкис, вылез — сел на дорогу и опять пал в воду. Мок-мок, кис-кис, выкис, вылез и т.д.

Слушайте, послушайте! Расскажу вам сказочку – хорошую-прехорошую, длинную-предлинную, интересную-преинтересную!
Жил-был журавль. Задумал он жениться на прекрасной на девице, на цапле. Пошел свататься. Вот идет он по болоту – ноги вязнут. Станет ноги из болота вытаскивать – хвост увязнет; хвост вытащит – ноги увязнут; ноги вытащит – хвост увязнет; хвост вытащит – ноги увязнут; ноги вытащит – хвост увязнет…
Хороша ли моя сказочка?

— Рассказать тебе сказочку про сову?
— Расскажи!
— Хорошо! Слушай, да не перебивай!
Летела сова –
Веселая голова.
Вот она летела, летела,
На березку села,
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела.
Вот она летела, летела,
На березку села,
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела…
Сказывать ли дальше?

Жил-был Яшка,
У него была красная рубашка,
На поясе пряжка,
На голове шапка,
На шее тряпка,
В руках – лыка связка.
Хороша ли моя сказка?

«Сказать ли тебе сказку про белого бычка?» — «Скажи». — «Ты скажи, да я скажи, да сказать ли тебе сказку про белого бычка?» — «Скажи». — «Ты скажи, да я скажи, да чего у нас будет, да докуль это будет! Сказать ли тебе сказку про белого бычка?»

Источник

Как придумать докучную сказку. 3 класс. Чтение

Как придумать докучную сказку на урок литературного чтения в 3 классе? Поможем на этой странице детям и родителям справится с таким домашним заданием без проблем. Приведем примеры текстов сочиненных детьми.

Докучные сказки – это небольшие по объему произведения, выстроенные особенным образом: либо без конца (в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста), либо с внезапно быстрым концом. Яркий образец первого типа «Сказка про белого бычка» или «У попа была собака», а второго типа – известное нам с детства стихотворение «Села муха на варенье».

В некоторых из докучных сказок рассказчик задаёт вопрос, на который слушатель обязательно должен дать ответ, который и используется для очередного повтора сказочки.

Докучные сказки, придуманные детьми 3 класса

Жили-были пёс и кот.
Кот ловил мышей за хвост.
Укусил однажды пса;
Вот и сказка вся.

Посмотрел я в окно
А на улице темно.
Ничего не видать,
Можно снова начинать.

Жили-были у Кирилла
Два весёлых крокодила.
Крокодил Антошка
Играет на гармошке,
Крокодил Бориска
Съел мою ириску!
Так делать нельзя!
Вот и сказка моя вся!

Я кашу ел.
По сторонам глядел
Горизонт далеко,
Море глубоко,
Небо высоко, не достать,
А надо кашу доедать.

Жил-был кот,
Ездил задом- наперёд.
Коней своих погонял
И на полпути упал.
Хотели услышать сказку про кота,
А не начать ли нам её с конца?

Жил-был весёлый слон.
Каждый день купался он.
Он купался, обливался-
Это делать он старался.
Слон – чистюля, молодец!
Вот и сказочке конец!

Жили- были две лисички
Очень дружные сестрички.
Жили – поживали
И беды не знали.
Вот и сказку дочитала,
Начинай её с начала.

Жили-были
Два весёлых брата,
Два весёлых брата –
Брата – акробата.
Смотреть на акробатов –
Весёлая картина,
Весёлая картина
А сказке – середина.
Веселье продолжается,
А сказочка кончается.

Репка росла, росла
Выше дома стала
Семенами пошла
Семена собрали, посадили
Репка росла, росла…

Около дорожки домик стоит.
В домике том старушка сидит.
Домик обычный, простой
Одна кровать, печка, стул и стол.
Но вот чудо случилось –
Старушка читать научилась.
Хорошо она читала…
Не начать ли нам сказку сначала?

Жил-был паучок-старичок.
Были у него внучата – паучата.
Один паучок – серебряный бочок,
А другой внучок – усатый паучок.
Эта сказка началась
И закончилась сейчас!

Рак задом наперед полз по реке
Вдруг упал в обрыв
Водоворот его подхватил
Рак задом наперед полз по реке…

Жили- дружили кот и воронок.
Ели они с одного стола
В окошко глядели с одного угла.
Гулять уходили с одного крыльца…
Не послушать ли сказочку опять с конца?

Докучные сказки придуманные детьми с картинками

Сказка начинается.
Жили-были подружки –
Валюшка и Надюшка.
Напекли они ватрушки.
Одна ватрушка
Убежала под подушку,
Другую ватрушку
Съела лягушка.
Надюшка и Валюшка
Плакали, рыдали,
Сказку вспоминали

Жила-была Настюшка.
Была у неё кружка.
Из кружки чай пила.
На кружечке малина,
А сказке середина.
Вот кружка осерчала,
От Насти убежала.
Она её не мыла,
На кружечке чернила.
Прибегай ко мне быстро,
Я помою тебя чисто.
Кружка возвращается,
А сказочка кончается.

Переделанная докучная сказка.

Жили- были два павлина,
Вот и сказки половина.
Жили- были два гуся.
Вот и сказка вся!

Сел голубь на ветку
Посмотрел на Светку
Смотрел, смотрел и упал
Поднялся, крыльями замахал
Сел голубь на ветку…

Докучные сказки занимали особое место в детском фольклоре.

Докучная сказка не имеет такой воспитательной ценности, как, например, пословицы, поговорки, привычные традиционные сказки, но она способствует развитию выдержки, умеренности в желаниях, чувства юмора.

Источник

Докучная сказка представляет собой небольшое произведение устного народного творчества, в котором один и тот же фрагмент повторяется несколько раз и которое не имеет логического конца, либо же сказка заканчивается, не успев начавшись.

Пример докучных сказок для учеников начальной школы:

Для начала объясним, что такое докучная сказка.

Ниже приведем примеры докучных сказок.

В народном творчестве русского языка, докучных сказок великое множество. При чем на самую разную тему и разного объема.

Короткие докучные сказки для детей

Сюжет самих сказок не столь важен, как эта цикличность.

Например, к докучным сказкам относится Сказка о белом бычке.

Примеры докучных сказок

Докучные сказки характеризуются тем, что в ней повторяется один и тот же текст. Их придумали в старые времена для тех деток, которые пристают к родителям с просьбой рассказать сказку. А когда они слышат оно и то же, то им это быстро надоедает и они отстают.

Сейчас в школе, в начальных классах просят придумать докучные сказки.

Жил был дед, у деда был обед. Потом он пошел спать не рассказать ли сказку опять?

Жил-был маленький елец. Вот он вырос и тут сказочке конец.

Жила была девочка, любила читать книжки, все книжки прочитала, начинаем сказку сначала.

Русский язык такой многообразный, имеет множество фольклеров.

Интересными и незатейливыми являются докучные сказки.

Бытует мнение, что они появились тогда, когда рассказчику попросту надоело рассказывать, придумывая новые сказки, вот и появились сказки в которых многократно повторяется один и тот же фрагмент текста.

Таких сказок существует огромное множество.

Приведу примеры докучных сказок.

Ниже вы можете прочитать три докучных сказки:

Прилагательное «докучный» произошло от глагола «докучать», что означает «надоедать», «приставать».

В старину, когда много слушателей собиралось вокруг одного рассказчика, последний придумал такую уловку: повторять один и тот же сюжет, чтобы слушатели устали и не требовали новых сказаний.

Вот пример такой сказки:

Докучных сказок у русского народа много, да и некоторые известные писатели были не прочь написать этакий забавный и бесконечный текст. В сказке есть сюжет, но никакого дальнейшего развития действий нет, этим они и отличаются от других произведений. В качестве примера можно привести следующие сказки:

Дети их быстро запоминают и потом шутят друг над другом, рассказывая.

Хорошим примером такой сказки есть такая:

Конечно, докучные сказки слегка надоедливые, но если их рассказывать на ночь ребенку, то малыш быстрее заснет, так в них тоже есть плюс.

Почему такие сказки называются докучными?

Да потому что рассказывали их тогда, когда кто-либо докучал с просьбами рассказать сказку.

Примеры таких сказок.

В рассказе Виктора Драгунского «Дымка и Антон» не так уж и много персонажей. Главными я бы назвала собак, ведь именно их кличками назван рассказ.

Главные герои рассказа Виктора Драгунского «Зеленчатые леопарды» как обычно дети. Это:

В былине «Про прекрасную Василису Микулишну» много действующих лиц: и племянница князя Владимира Забава Путятишна, и борцы-молодцы братья Притченковы и братья Хапиловы, слуги и служанки, послы из Киева и другие.

К главным героям произведения я бы отнесла:

1) Купца из Чернигова Ставра Годиновича, который за княжеским столом, не стал хвастаться своим богатством, но не удержался и похвастался молодой женой Василисой Микулишной.

2) Князя Владимира, которому не понравилось, что Ставр сказал, что красивее и умнее Василисы Микулишны на свете не сыщешь, и он посадил его под замок, чтобы жена Ставра смогла продемонстрировать свой ум и выручить мужа.

3) Прекрасную Василису Микулишну, старшую дочь Микулы Селяниновича, которая действительно оказалось не только красивой, но и очень умной и находчивой, ради спасения мужа переоделась в мужское платье и остригла свои чудесные волосы, сумела обвести князя и его слуг вокруг пальца и выручила мужа.

Источник

Картотека докучных сказок

Докучная сказка — это жанр устного народного творчества, название которого произошло от слова «докука», что значит надоедливая просьба.

  Докучная сказка начинается как обычная сказка, но неожиданно заканчивается или не заканчивается вообще. В такой сказке много раз, а то и бесконечно, может повторяться один и тот же фрагмент текста. Докучная сказка похожа на цепь с большим количеством повторяющихся звеньев. Количество этих звеньев зависит и от рассказчика или от слушателя.

***

Жил-был карась,

Вот и сказка началась.

Жили-были два налима,

Вот и сказки половина.

Жили были три гуся,

Вот и сказка вся.

***

У попа́ была собака,

Он её любил.

Она съела кусок мяса,

Он её убил.

В ямку закопал

И надпись написал, что

У попа́ была собака,

Он её любил.

Она съела кусок мяса,

Он её убил.

В ямку закопал

И надпись написал, что

У попа́ была собака,

Он её любил.

Она съела кусок мяса,

Он её убил.

В ямку закопал

И надпись написал, что

….. и т.д.

***

У нашего Гришеньки

Под окном вишенки.

У Семёна в саду клёны,

У Алёны — дуб зелёный,

У Марины — куст малины,

У Арины — две рябины,

У Тараски — лыка связка.

Хороша ли моя сказка?

Хороша!

У нашего Гришеньки

Под окном вишенки.

У Семёна в саду клёны,

У Алёны — дуб зелёный,

У Марины — куст малины,

У Арины — две рябины,

У Тараски — лыка связка.

Хороша ли моя сказка?

…. и.т.д.

***

— Жил-был старичок. Поехал на мельницу намолоть муки…..

— Ну вот, поманил, а не рассказываешь!

— Кабы доехал, рассказал, а он, может, неделю проедет!

***

Жил-был журавль,

Поставил он стожок сенца —

Не сказать ли опять с конца.

***

Десять негритят

Пошли купаться в море,

Десять негритят

Резвились на просторе.

Один из них утоп,

Ему купили гроб,

И вот вам результат —

Девять негритят.

Девять негритят

Пошли купаться в море,

Девять негритят

Резвились на просторе.

Один из них утоп,

Ему купили гроб,

И вот вам результат —

Восемь негритят.

Восемь негритят

Пошли купаться в море,

Восемь негритят

Резвились на просторе.

Один из них утоп,

Ему купили гроб,

И вот вам результат —

Семеро негритят.

Семеро негритят

Пошли купаться в море,

Семеро негритят

Резвились на просторе.

Один из них утоп,

Ему купили гроб,

И вот вам результат —

Шестеро негритят.

Шестеро негритят

Пошли купаться в море,

Шестеро негритят

Резвились на просторе.

Один из них утоп,

Ему купили гроб,

И вот вам результат —

Пятеро негритят.

Пятеро негритят

Пошли купаться в море,

Пятеро негритят

Резвились на просторе.

Один из них утоп,

Ему купили гроб,

И вот вам результат —

Четверо негритят.

Четверо негритят

Пошли купаться в море,

Четверо негритят

Резвились на просторе.

Один из них утоп,

Ему купили гроб,

И вот вам результат —

Трое негритят.

Трое негритят

Пошли купаться в море,

Трое негритят

Резвились на просторе

Один из них утоп,

Ему купили гроб,

И вот вам результат —

Двое негритят.

Двое негритят

Пошли купаться в море,

Двое негритят

Резвились на просторе.

Один из них утоп,

Ему купили гроб,

И вот вам результат —

Один негритёнок.

Один негритёнок

Пошёл купаться в море,

Один негритёнок

Резвился на просторе.

И вот пошёл ко дну,

И там нашёл жену,

И вот вам результат —

Десять негритят.

Десять негритят

Пошли купаться в море,

Десять негритят

Резвились на просторе.

Один из них утоп,

Ему купили гроб,

И вот вам результат

Девять негритят.

….. и т.д.

Искать:

Народный фольклор

    Докучные сказки

    Заклички

    Колыбельные

    Лимерики

    Пестушки

    Пословицы, поговорки

    Потешки

    Прибаутки

    Скороговорки

    Считалочки

    Частушки

Чучуло-Мяучело.

Чучело-мяучело на трубе сидело,
Чучело-мяучело песенку запело.
Чучело-мяучело с пастью красной-красной,
Всех оно замучило песенкой ужасной.
Всем кругом от чучела горестно и тошно,
Потому что песенка у него про то, что
Чучело-мяучело на трубе сидело…

Старичок.

— Жил-был старичок. Поехал на мельницу намолоть муки…

— Ну, вот поманил, а не рассказываешь!

— Кабы доехал, рассказал, а он, может, неделю проедет!

Белый бычок.

— Сказать ли тебе сказку про белого бычка?

— Скажи.

— Ты скажи, да я скажи, да сказать ли тебе сказку про белого бычка?

— Скажи.

— Ты скажи, да я скажи, да чего у нас будет, да докуль это будет! Сказать ли тебе сказку про белого бычка?

Два братца.

Жили-были два братца, два братца — кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?

Старик и колодец.

Жил-был старик, у старика был колодец, а в колодце-то елец; тут и сказке конец.

Царь, двор и кол.

Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?

Докучная сказка.

— Рассказать ли тебе докучную сказочку?

— Расскажи.

— Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи; рассказать ли тебе докучную сказочку?

— Не надо.

— Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо; рассказать ли тебе докучную сказочку?.. и т.д.

Гусь.

Летел гусь, сел на дорогу — упал в воду. Мок-мок, кис-кис — вымок, выкис, вылез — сел на дорогу и опять пал в воду. Мок-мок, кис-кис, выкис, вылез и т.д.

Гусь (2)

— Рассказать сказку про гуся ?

— Расскажи.

— А она уже уся.

— Рассказать сказку про утку?

— Расскажи.

— А она ушла в будку.

Карась

Плавал и плавал у плотины карась…

Сказка моя уже началась.

Плавал и плавал карась у плотины…

Сказка рассказана до половины.

Поймал бы я Вам за хвост карася…

Да жаль, что сказка рассказана вся

Додон.

Был себе царь Додон.

Построил он костяной дом.

Набрал со всего царства костей.

Стали мочить – перемочили,

Стали сушить – кости пересохли.

Опять намочили.

А когда намокнут – тогда доскажу!

Царь.

Жил был царь, у царя был двор,

На дворе был кол, на колу — мочало;

Не сказать ли сказку сначала?

Царь и пруд.

В некотором царстве,

В некотором государстве

Жил-был царь, у царя был сад,

В саду был пруд, в пруды был рак…

Кто слушал – тот дурак.

Лето.

На улице лето, под окошком – лавка,

В лавке елец – сказке конец!

Старик и мельница.

— Жил-был старичок. Поехал на мельницу намолоть муки…
— Ну, вот поманил, а не рассказываешь!
— Кабы доехал, рассказал, а он, может, неделю проедет!

Медведь и вода.

Встал медведь на колоду –
Бултых в воду!
Уж он в воде мок, мок,
Уж он в воде кис, кис,
Вымок, выкис,
Вылез, высох.
Встал медведь на колоду…

Овечка на мосту.

Протекает речка,
Через речку мост,
На мосту овечка,
У овечки хвост,
На хвосте мочало,
Рассказать сначала?..

У попа была собака.

У попа была собака,
Он ее любил.
Она съела кусок мяса,
Он ее убил.
В яму закопал,
И надпись написал,
что:
У попа была собака,
и т.д.

Царь Ватута.

Жил-был царь Ватута и вся сказка тута.
Стоит домишка пряничный,
Изюмом разукрашенный, 
Блестит при свете месяца. 
Дверь из леденца, Не сказать ли с конца?..

Ворона на мосту.

Едем дальше.
Видим мост,
На мосту ворона сохнет.
Хвать её за хвост,
Шасть под мост –
Пусть она помокнет!
Едем дальше.
Видим мост,
Под мостом ворона мокнет.
Хвать её за хвост,
Шасть её на мост –
Пусть она обсохнет!
Едем дальше…

Медведь у брода.

Пришел медведь к броду,
Да бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок, 
Уж он кис, кис, кис. 
Вымок, Выкис, Вылез, Высох, 
Встал на колоду — Бултых в воду…;

Мы с тобой шли?

Мы с тобой шли?
— Шли!
— Сапог нашли?
— Нашли!
— Я тебе его дал?
— Дал!
— Ты его взял?
— Взял!
— А где же он?
— Кто?
— Да не кто, а что!
— Что?
— Сапог!
— Какой?
— Ну такой! Мы с тобой шли?
— Шли!
— Сапог нашли?
— Нашли

Про сову.

— Рассказать тебе сказочку про сову?
— Расскажи!
— Хорошо! Слушай, да не перебивай!
Летела сова —
Весёлая голова.
Вот она летела, летела,
На берёзку села,
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела.
Вот она летела, летела,
На берёзку села
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела…
Сказывать ли дальше?..

Дуб над рекой.

Стоит над рекой дуб.
На том дубу сидит сорока —
в реку смотрит.
А рак вылез из воды и ползёт.
Вот он лезет да ползёт, лезет да ползёт, а сорока смотрит.
Вот она смотрит, а рак лезет да ползёт
Вот он лезет да ползёт, лезет да ползёт. А сорока смотрит.
Вот она смотрит, да смотрит, да смотрит. А рак лезет да ползёт…

Мокрая ворона.

Шел я как-то через мост,
Глядь — ворона мокнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил её на мост —
Пусть ворона сохнет!
Шел опять я через мост,
Глядь — ворона сохнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил её под мост —
Пусть ворона мокнет!
Снова шел я через мост,
Глядь — ворона мокнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил её на мост —
Пусть ворона сохнет!
Я опять на мост,
Глядь — ворона сохнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил её под мост —
Пусть ворона мокнет!
Я пришел на тот же мост,
Глядь — ворона мокнет…

Кот и Воркот.

Жили-дружили
Кот и Воркот.
Ели они с одного стола,
В окошко глядели с одного угла,
Гулять уходили с одного крыльца. . .
Не послушать ли сказочку опять с конца?

Шла собака через мост…

Шла собака через мост,
Завязила в тине хвост,
Тянула, тянула, вытянула хвост,
Только завязила в болоте нос.
Тянула, тянула..

Избушка.

На горушке — избушка,
Живёт в ней старушка.
Сидит на печи,
Жуёт калачи.
Вот она встала,
Из-за печи мочалу достала. . .
Хороша у старушки мочала!
Не начать ли сказку с начала?

Диво-дивное.

В некотором царстве,
В незнакомом государстве,
Не в том, в котором мы живём,
Случилось диво дивное,
Явилось чудо чудное:
Выросла в огороде репа важная,
Хвалила старуха кажная:
Одним деньком
Не обойдёшь кругом.
Половину той репы вся деревня месяц ела,
Едва доела.
Соседи увидали —
Три недели другую половину доедали.
Остатки на телегу навалили,
Мимо лесу потащили,
Телегу обломили.
Пробегал медведь — удивился,
Со страху спать повалился…
Когда он проснётся —
Тогда и сказка дальше поведётся!

Тётушка Арина.

Тётушка Арина
Кашу варила,
Егор да Борис
Из-за каши подрались.
Мочала, мочала,
Начинай с начала!

Бурёнка.

У бабушкиной избёнки
Жевала травку Бурёнка,
Жевала, жевала — молчала.
Увидала: на заборе—мочала.
Увидала мочалу — замычала…
Не сказать ли про Бурёнку сначала?

Бабка у речки.

Жила-была бабка
Да у самой речки,
Захотелось бабке
Искупаться в речке.
Накупила она
Мыла да мочала.
Эта сказка хороша,
Начинай сначала…

Кутырь-Мутырь.

Жил Кутырь-Мутырь посреди польца,
Накосил себе стог сенца.
Пришли баран да овца,
Съели весь стог сенца…
Не сказать ли сказку опять с конца?

Литературное чтение, 3 класс

Урок 3. Докучные сказки.

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Докучные сказки
  2. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка

Тезаурус

Докучная сказка — малый жанр фольклора; сказка, в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста.

Иногда в конце сказки рассказчик задаёт вопрос, на который слушатель обязательно должен дать ответ, который и используется для очередного повтора сказочки.

Гжель — русский народный промысел, вид русской народной росписи, также один из традиционных российских центров производства керамики.

Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в селе Хохлома. Представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную в красных, зелёных, золотистых и черных тонах.

Дымковская игрушка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково, близ города Вятки

Богородская игрушка — русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптур из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины)

Ключевые слова

Одним из малых жанров фольклора является докучная сказка. Она имеет свои особенности. Название «докучная» произошло от слова «докучать» — надоедать.

Кроме устного народного творчества на Руси с давних пор развивалось декоративно-прикладное искусство, в котором находили отражение народные обычаи, верования, изображались персонажи фольклора. Не только в России, но и в других странах мира известны такие произведения прикладного народного искусства, как богородская и дымковская игрушка, предметы быта, расписанные мастерами Гжели и Хохломы.

Список литературы:

Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2016. – 223 с.:ил. С.18-21

  1. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. С. 20-21
  2. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях- М : Просвещение, 2013
  3. Об искусстве Гжели https://farfor-gzhel.ru/o_zavode/muzej_zavoda/istoriya_gzhelskogo_narodnogo_hudozhestvennogo_promysla/
  4. Об искусстве Хохломы http://goldenhohloma.com/2
  5. О дымковской игрушке http://dymkatoy.ru/

Об истории богородской игрушки http://bogorodskoe.ru/?page=home

На уроке мы узнаем, что такое докучные сказки, познакомимся с некоторыми произведениями прикладного искусства. Научимся отличать докучные сказки от других видов сказок. Сможем называть особенности докучных сказок; различать некоторые произведения прикладного искусства

Основное содержание урока

1. Перед нами сборник докучных сказок. Но прежде чем мы послушаем и почитаем сами сказки, давайте разберемся, что же означает само слово «докучные». Сейчас в русском языке слова «докучать», «докука» встречаются редко.

Слово «докука» означает надоедливая просьба, «докучать – надоедать, мешать, настойчиво просить или требовать чего-либо. Докучные сказки рассказывали детям и взрослым для развлечения, их можно назвать «шуточными» сказками или «сказками-обманками». Иногда, если рассказчику надоедали просьбой рассказать сказку, он вместо обычной сказки рассказывал докучную, намекая, чтобы ему не докучали. Чаще всего докучная сказка начинается, как и обычная, со слов «Жили-были», там могут действовать такие же персонажи, как в сказках, но на этом сходство заканчивается. Вот пример докучной сказки.

«Жил был царь у царя был двор на дворе был кол на колу мочало не начать ли сначала?»

В отличие от привычных для вас сказок, докучная сказка имеет неожиданную концовку или не заканчивается вообще.

«Еду-еду, вижу мост,

глядь — ворона сохнет,

взял ворону я за хвост,

положил ее под мост,

пусть ворона мокнет.

Еду-еду, вижу мост,

глядь — ворона мокнет, взял ворону я за хвост, положил ее на мост, пусть ворона сохнет…» и так без конца…

Представьте себе, сидит сказочник, вокруг слушатели собрались, сказку ждут.

Начинает сказочник: «Жили – были два гуся, тут и сказка вся!»

То-то шуму бывает, недовольства! Неожиданно закончилась сказка!

Ладно, говорит сказочник, другую сказку расскажу: «В некотором царстве,

В некотором государстве

Жила-была ворона,

И вздумала она лететь

В тридевятое царство,

В тридесятое государство.

Полетела,

Летела, летела, летела –

Да села,

Сидела, сидела, сидела –

Да полетела;

Летела, летела, летела –

Да села;

Сидела, сидела, сидела, сидела –

Да полетела…» и так без конца сказка продолжается, пока слушатели не разбегутся.

Иногда докучные сказки-шутки превращаются в весёлую игру.

«— Купи слона!

— Зачем мне слон?

— Все спрашивают «зачем мне слон», а ты возьми и купи слона.

— Отстань!

— Все говорят: «отстань», а ты купи слона…» И так до бесконечности, пока не надоест.

Итак, докучная сказка это малый жанр фольклора, состоящий из неограниченного числа одинаковых фрагментов или неожиданно заканчивающийся. Такую сказку можно рассказывать бесконечно пока не устанете вы или ваш слушатель. Докучную сказку можно сочинить самому, главное – знать её особенности.

2. Сегодня мы совершим экскурсию по центрам прикладного искусства России. Кроме устного народного творчества на Руси с давних пор развивалось декоративно-прикладное искусство, в котором находили отражение народные обычаи, верования, изображались персонажи фольклора. Не только в России, но и в других странах мира известны такие произведения прикладного народного искусства, как Богородская и дымковская игрушка, предметы быта, расписанные мастерами Гжели и Хохломы. Гжель – родина русской керамики.

Слово Гжель имеет несколько значений. Первое – название посёлка, расположенного в Раменском районе Московской области, в 60 км от Москвы. Впоследствии так стали называть целый район, где с давних пор люди занимались керамическим мастерством. Впервые Гжель упоминалась в 1328 году московским князем Иваном Калитой. Затем, об отличном качестве гжельской глины писал Михаил Васильевич Ломоносов. В 1724 году в Гжели открыли первый завод.

Второе значение слова Гжель – вид керамики, то есть изделий из глины, расписанной по белому фону сине-голубыми узорами. Однако так гжельская посуда выглядела не всегда. В начале 18 века в тех местах производили майолику – глиняные изделия, расписанные по белому фону разноцветными узорами. Сначала на изделие наносили жидкую эмаль. Затем мастер наносил рисунок темным цветом и раскрашивал его фиолетовым, желтым, зеленым, синим, коричневым. При обжиге краски сливались с эмалью, что придавало им большую прочность. Позже появилась гжельская посуда в бело-синем цвете, которая распространена в настоящее время. Кроме посуды в Гжели делают игрушки в виде птиц и зверей, статуэтки, изображающие сценки русского быта.В настоящее время на Гжельском фарфоровом заводе кроме традиционных изделий производят люстры, часы, самовары и другие необычные изделия. Гжельскими изделиями можно любоваться бесконечно, они создают радостное настроение, вносят в дом ощущение праздника.

Хохломская роспись.

Хохлома — старинный русский народный промысел, который возник в Нижегородской области в 17 веке. В то время в деревнях ремесленники производили деревянную расписную посуду, которую привозили на ярмарку в село Хохлома. Отсюда и пошло название промысла. В настоящее время у хохломской росписи два центра — город Семёнов, где находится фабрика «Хохломская роспись» и село Сёмино, Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломской художник». Как изготавливается хохломская посуда? Сначала мастер бьет баклуши – грубые заготовки из древесины. Затем на токарном станке вытачивается посуда. Заготовка особым образом обрабатывается и просушивается, затем художник наносит на неё узор. Чаще всего роспись наносится на золотой, черный или красный фон. Для создания рисунка используют красный, жёлтый, оранжевый, немного зелёный и голубой цвета. Также в росписи всегда присутствует золотой цвет. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Часто встречаются птицы, рыбы и звери. Благодаря ярким краскам и затейливым узорам хохломские изделия напоминают сказочную жар-птицу. Они вносят в дом ощущение солнечного света.

Богородская игрушка.

Богородская игрушка — русский народный промысел, возникший в селе Богородское Сергиево-Посадского района Московской области. С давних пор эти места славились вырезанными из мягкого дерева (липы, ольхи, осины). игрушками и фигурками. Как же появлялась на свет игрушка? Сначала высушенные стволы деревьев распиливали на чурки. Чурки раскалывали на четыре части и из этих заготовок вырезали фигурки с помощью специальных богородских ножей и напильников. Мастерами резьбы по дереву чаще всего были мужчины. Богородская игрушка всегда радовала детей. Малыши забавлялись клюющими курочками,

дети постарше разыгрывали целые спектакли с скульптурными игрушками. Символом фабрики Богородской игрушки является игрушка «Мужик и медведь». Именно медведя чаще всего изображали мастера. До сих пор во многих российских семьях богородские игрушки передают из поколения в поколение.

Дымковская игрушка

Неподалёку от старинного города Вятки (ныне Киров) за речкой, находилась слобода Дымково. С давних пор там создавали необыкновенные глиняные игрушки -свистульки в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных; их красили в разные яркие цвета. Позже, кроме свистулек мастера начали изготавливать скульптурные игрушки. Традиционные образы дымковских игрушек — барыня, домашние животные, индюк. Дымковская игрушка – создание одного мастера – он и лепит, и обжигает, и раскрашивает. Создается дымковская игрушка из красной глины. Сложные игрушки состоят из нескольких частей, которые скрепляются между собой. Затем игрушку сушат, обжигают и покрывают белой краской. На белом фоне рисуют разноцветные узоры. Традиционные цвета дымковской игрушки: синий, красный, желтый, изумрудный, голубой, зеленый, оранжевый. Белая и черная краска используется в небольших количествах. Хвосты птиц, рога животных, некоторые детали одежды покрывали сусальным золотом. Каждый цвет имеет свое значение: белый — символизирует чистоту; черный — ложь; зеленый — природу; красный — силу, здоровье; синий — небо.

Орнаменты, которые на ней изображены — это гладкая роспись в сочетании с геометрическими узорами. Дымковская игрушка – символ радости, жизни, праздника. Она неизменно привлекает внимание и бережно хранится во многих семьях.

Разбор типового тренировочного задания.

Установление соответствий между элементами двух множеств

Текст вопроса: Соедините название народного промысла с изделием.

Название народного промысла

Изделие народного промысла

Гжель

Хохлома

Богородская игрушка

Дымковская игрушка

Правильный ответ:

Название народного промысла

Изделие народного промысла

Хохлома

Дымковская игрушка

Гжель

Богородская игрушка

Разбор типового контрольного задания

Добавление подписей к изображениям

Текст вопроса

Подберите подписи к картинкам

1 вариант

Гжель

Хохлома

Дымка

2 вариант

Богородское

Хохлома

Дымка

Название файла с изображением к вопросу:

Изображения даны для примера

Ответ

1 вариант

Дымка

Гжель

Хохлома

2 вариант

Хохлома

Дымка

Богородское

МБОУ Новосибирского
района Новосибирской области Раздольненская школа №19

XVI районная научно-практическая конференции школьников Новосибирского
района Новосибирской области

 «Надежды
района — 2018»

Секция
гуманитарные знания

Тема
исследовательской работы

«ДОКУЧНЫЕ
СКАЗКИ»

Автор:

                                                                                          
Теплоухова Полина

                                                                                                        
3 «Б» класс

Руководитель:

           
                                                               Тарлышева Анна
Васильевна

учитель
начальных классов

с.
Раздольное

2018г.

Оглавление

1.     Введение

2. Основная часть.

2.1 История происхождения сказок.

2.2 История докучной сказки

2.3 Что такое докучная  сказка?

2.4 Композиция, сюжет и структура докучной
сказки.

2.5 Сказки собственного сочинения.

3. Заключение

4. Список использованной литературы

5. Приложения

1. Введение

Сказка
проходит через всё наше детство, через всю нашу жизнь. Мы даже и не
представляем, как много знаем сказок. Наверно, это не случайно.

    
  Но какие сказки мы знаем? Сказки бывают народные и авторские. Народные –
это те, у которых нет конкретного автора, сказка передавалась в народе из уст,
в уста и никто не скажет, кем она была первоначально написана. Авторская – это
сказка, у которой есть конкретный автор. Следующая классификация касается не
авторства, а содержания сказок. Сказки о животных, волшебные, социально —
бытовые и т.д.

    Актуальность: На уроке литературного
чтения, я услышала понятие «докучные сказки» это вызвало у меня интерес. Моим
одноклассникам понравилось читать очень короткие, веселые и смешные докучные
сказки, но мы их изучали в короткий промежуток времени, и я решила, собрать более
полную информацию и провести исследовательскую работу.

Что же такое
докучная сказка? За что же им такая честь? В
чём её притягательная сила?

 Цель проекта:

Углубить свои знания об одном из жанров детского фольклора — докучной
сказке.

Задачи
проекта:

1) узнать историю докучных сказок;

    
2)
выявить
основные черты докучных сказок, их направленность, композиционное построение;

3) сочинить собственные (авторские) докучные
сказки.

Гипотеза: докучная
сказка – это не  просто бессмысленная отговорка от надоедливых слушателей, это
вполне самостоятельное произведение устного народного творчества со своими
законами построения, композицией, предполагающая словотворчество.

2.Основная часть.

2.1 История происхождения
сказок.

 Сказки пришли к нам из глубины
веков. Сочинённые народными сказителями, чудесные истории передавались из уст в
уста, из поколения в поколение. Потом пришло время, когда сказки стали собирать
и записывать. Порой, сказки видоизменялись и дополнялись рассказчиками — ведь
«возраст» многих сказок исчисляется тысячелетиями! Сказки — это
занимательные рассказы о необыкновенных, вымышленных, волшебных историях,
событиях, приключениях людей, зверей, предметов.

   2.2
История докучной сказки

Каждый ребёнок рано или поздно задаёт вопрос «А кто же создал сказки?
Когда и как они появились?

Есть такое объяснение происхождение сказок – фантастическое. Сказки
сочиняют цыганки, вроде русалок. Они в море сидят… и сказки сказывают…  А люди
сидят на берегу и слухают и записывают… и пускают написанное по свету. Вот один
читает, а другой слухает, а этот передает другому, а другой – третьему, а
третий – четвертому…  Так сказки и идут своей дорогой по всему свету.

Да, сказки создал народ, именно поэтому они и называются – русские народные.
Они возникли в глубокой древности, когда люди ещё не знали письменности, и
передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Безвестные сказители и
сказительницы сочиняли и устно передавали слушателям свои поэтические творения.
Так, сказки стали произведениями устного народного творчества.

Впервые несколько
текстов докучных сказок были опубликованы Владимиром Ивановичем Далем в 1862
г. в сборнике «Пословицы русского народа» (разделы «Докука» и
«Приговорки-прибаутки»). В скобках после текстов указывался их жанр —
«докучливая сказка»: Жил-был журавль да овца, накосили они стожок сенца — не
сказать ли опять с конца?; Был себе Яшка, на нем серая рубашка, на голове
шапка, под ногами тряпка: хороша ли моя сказка?

Исследованием докучной сказки
занимались известные ученые, фольклористы и этнографы — А.Ф. Можаровский, А.Н.
Афанасьев, Н.П. Колпакова, А.И. Никифоров. Особое внимание в работах этих и
других авторов уделяется созданию различных типологий докучной сказки, где за
основу берется формальный (выделение сказок — коротушек, усеченных сказок
(сказки-шутки, сказки-издевки).

Главное в докучной сказке,
как отмечают ее исследователи, это то, что она «ненастоящая»: — Ты настоящую
расскажи! — просит слушатель. «Ненастоящая» сказка «одевается» в поэтические
формулы волшебной сказки, используя, например, традиционный зачин: Жил-был
царь, У царя был двор; Жил-был старик со старухой У самого синего моря, Жил-был
царь Ватута…
А потом следует саморазоблачение «ненастоящей» сказки: И вся
сказка тута.

Докучная сказка — веселая
отговорка, испытанный прием, помогающий уставшему рассказчику отбиться от
надоедливых «охотников до сказок». Традиционным стало замечание о безобидной
шутливости докучной сказки

И все-таки, докучная сказка –
это лишь веселая отговорка или самостоятельное произведение народного
творчества с определенной структурой, композицией? Докучная сказка ― 
докучающая, доводящая до скуки, надоедливая. Докучная сказка сказывается любому
слушателю, если есть соответственная предпосылка ― приставание слушателя к
сказочнику и нежелание последнего говорить сказку.

«Жил-был царь, у царя был двор, на
дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?»

В докучной сказке много раз
повторяется одна и та же часть текста, причем количество повторений одной и той
же фразы может быть бесконечным. Это зависит только от желания рассказчика и от
терпения слушателей.

Многие исследователи и разборчивые
слушатели воспринимают докучные сказки, как «ненастоящие», как пародии на
народную  сказку.

66_Russkie_narodnye_skazki_A_N_Afanasev_Dokuchnye_skazki.png

 

2.3 Что такое докучная 
сказка?

Прежде, чем начать исследование, нужно тщательно изучить его объект.
Поэтому я решила выяснить, что такое докучная сказка как жанр устного народного
творчества.

Если к слову «докука» подобрать однокоренные слова, то получится
следующий ряд: докука – скука – докучный – докучать. То есть докука – это то,
что надоедает, делается скучным. За толкованием слова «докука» мы обратились к
различным словарям и справочникам:

       1) В «Толковом
словаре» В.И. Даля дано такое значение: ДОКУЧАТЬ,
докучить кому чем, надоедать, просить неотступно, кланяться, упрашивать, лезть
с просьбою настоятельно; приставать, кучиться кому. Что докучает, то и научает.
И ленивому свое брюхо не докучит. Докучиться чего, допроситься, выпросить,
вымолить, выходить у кого; докука и самая просьба, ходатайство, хлопоты
просителя. У меня к тебе докука есть. Чужая докука злая мука. Убогого докука,
богатого скука одолевают. Молись до пупа, Бог любит докуку, кланяйся больше,
ниже. Много докуки, да ничего в руки, не далось. Быть или ходить в докуке,
хлопотать, кланяться, просить. Докучный, докучающий просьбами, наводящий скуку.
Есть потешно, а работать докучно.
Это докучная сказка, бесконечная.
Полно тебе докучную сказку сказывать, надоедать все одним. Докучливый
проситель. Докучность ж. свойство докучного; докучливость, свойство
докучливого.

    2) В «Словаре русского
языка» С.И. Ожегова следующее объяснение: «докука — надоедливая просьба, а
также надоедливое, скучное дело.

      3) В книге для чтения
«Мир народных сказок» в кратком словаре литературоведческих терминов дано
следующее значение: «Небольшие по объему сказки с бесконечным концом»

4)  Справочное издание «Эрудит» так трактует это понятие: «сказки –
бесконечки, напоминающие дразнилки.»

       В результате изучения данных
определений, я пришла к выводу, что самое точное определение дал «Толковый
словарь живого великорусского языка» В. И. Даля «Докучная сказка от «докучать»
надоедать, просить неотступно, кланяться, упрашивать… приставать, кучиться
кому… дойти кучась [- прося] до каких последствий.  «Докучный»  
докучающий просьбами, наводящий скуку: Полно тебе докучную сказку сказывать,
надоедать все одним. Это докучная сказка, бесконечная
.

2.4 Композиция, сюжет и
структура докучной сказки.

Что же такое текст докучной сказки,
как он организован, как проявляется обманная природа докучной сказки в ее
композиции, в системе сюжетов, образов и персонажей?

Суть докучной сказки
заключается в некоем обмане. Анализируя тексты, я выяснила, что в них
отсутствует полноценный сюжет: сразу после зачина следует быстрый конец, в подмене
начала концом и конца — началом, в создании иллюзии бесконечности путем
повторения отдельных, уже прозвучавших звеньев текста. Эти сказки неоправданно
короткие, неоправданно незаконченные, неоправданно повторяющиеся.

Рассмотрим их поподробнее:

1. Неоправданно короткие

Это сказки, которые состоят только из
начала и конца, а серединная часть в них отсутствует.

Докучная сказка –
веселая отговорка, помогающая уставшему рассказчику отбиться от «надоедливых»
охотников до сказок.

2.5 Сказки собственного
сочинения.

Сказки сочинять интересно. Можно
сочинять их вообще не о чём. Этим и занимались люди во все времена. Когда было
совсем нечего делать, придумывали сказки докучные.

Это такие истории, в которых конец –
это начало, а начало – это конец, поэтому их можно рассказывать бесконечно и
тем самым докучать, т.е. надоедать кому-нибудь.

После
изучения темы «Докучные сказки», Анна Васильевна задала домашнее задание
придумать докучную сказку. Мы с одноклассниками немного поломали голову и
придумали свои докучные сказки. Оказалось это под силу сделать даже ребенку,
если знать что она — докучная сказка, из себя представляет вообще (см.Приложение
2)

3. Заключение

В данной проектной работе «Докучные сказки»,
я
углубила свои
знания об одном из жанров детского фольклора — докучной сказке. Удалось
выяснить, что собранные сказки соответствуют правилам построения и структуре
докучных сказок. Они не несут воспитывающей нагрузки, но используются как
хитрый прием для надоедливого слушателя и для  успокаивания и усыпления детей
вместо колыбельной.

Изучая
эту тему, я заинтересовалась, знают ли учащиеся моего класса, что такое
докучная сказка? Для этого я провела анкетирование. На вопрос, любите ли Вы
сказки? Все одноклассники ответили – да. Какие сказки Вы любите? Ответы были
очень разнообразные: Красная Шапочка, Конек – Горбунок, Сестрица – Аленушка и
братец – Иванушка, Колобок, Репка, Царевна – Лягушка, сказки Пушкина,
Белоснежка, Курочка – Ряба, Три поросенка, Кот в сапогах. Какие виды сказок Вы
знаете? Ответы одноклассников: Авторские –  5 чел. Русские — народные сказки –
13 чел. 3 ученика  ответили: волшебные. Еще были ответы: хорошие, грустные,
веселые, любознательные, интересные. На вопрос, знаете, ли Вы, что такое
«Докучные сказки»? 31 ученик  – ответил не знают; 1 ученик (Семеновский Олег)
ответил: — это сказки, которые докучают что – то. Ну и на вопрос: Хотели бы
узнать о докучных сказках? Все ребята ответили – да. (см. Приложение 1)

Сочинила собственные (авторские) докучные сказки (см. приложение
2)

Выдвинутая мною гипотеза, о том, что:
докучная сказка – это не  просто бессмысленная
отговорка от надоедливых слушателей, это вполне самостоятельное произведение
устного народного творчества со своими законами построения, композицией, предполагающая
словотворчество, подтвердилась.

4. Список использованной
литературы:

1.    
Л. Ф. Климанова, В. Г.
Горецкий, М. В. Голованова «Литературное чтение» 3 класс Ч.1 – М.: Просвещение,
2013. – 223 с.: ил. – (Школа России)

2.    
Интернет – источники:

              http://detskiychas.ru/school/rodnoye_slovo/skazka_dokuchnaya/

              https://ru.wikipedia.org/wiki/Докучная_сказка

              https://onlinedic.net/dalya/index.php

5. Приложения

Приложение 1

Приложение№2

«Огород»

Пошла Алинка в огород

Набила помидоров полный рот

Еще хотела огурец, а тут
сказочке конец!!!

Автор: Теплоухова Полина, 9 лет

«Сказочка»

Расскажу Вам сказочку. Про
девочку Наташечку,

Умничка – красавица, Всем нам
очень нравится.

Нате было десять лет и любила
она омлет,

Омлетика покушала и нас она
послушала!

Автор: Теплоухова Полина, 9 лет

«Копейка»

На земле лежит копейка, никому
не нужная

Саша шла, шла, шла и копеечку
нашла.

В магазин пошла и еще нашла!

Автор: Теплоухова Полина, 9 лет

«Про Полинку»

Шла Полинка по тропинке, по
тропиночке, тропе,

И нашла там две малинки, две
малиночке себе!

Одну в ротик положила, а другую
подарила.

Автор: Теплоухова Полина, 9 лет

«Петька»

Петька шел через ручей

И нашел там карасей

Караси купалися, Петьке не
досталися!

Вот и сказочке конец, а кто
слушал – Молодец!!!

Автор: Теплоухова Полина, 9 лет

«Кот»

У кота был огромный живот.

Будто съел он громадный
арбуз!

Был кот, вылитый бегемот!?

Извините, вот это канфуз.

Автор: Теплоухова Полина, 9 лет

«Снеговик»

Снеговик пошел погулять!

Раз, два, три, четыре, пять.

Сел на печку отдохнуть,

Шесть, семь, восемь, девять,
десять

Посмеялись все мы вместе!

Автор: Теплоухова Полина, 9 лет

  • Докучные сказки жил был старичок читать
  • Докучные сказки для дошкольников
  • Докучные сказки для детей короткие 3 класс сочинить самим
  • Докучные сказки детский фольклор
  • Доктор хоппер однажды в сказке