Должен ли разум преобладать над чувствами сочинение по литературе

Направление «Разум и
чувства»

Пример сочинения на тему: «Должен ли разум брать верх над
чувствами»?

Должен ли разум брать верх над чувствами?
На мой взгляд, однозначного ответа на этот вопрос не существует. В одних
ситуациях следует прислушиваться к голосу разума, а в других ситуациях,
напротив, нужно поступать в согласии с чувствами. Рассмотрим несколько
примеров.

Так, если человеком владеют негативные
чувства, следует обуздать их, прислушаться к доводам рассудка. Например, А.Масс
«Трудный экзамен» говорится о девочке по имени Аня Горчакова, которая сумела
выдержать непростое испытание. Героиня мечтала стать актрисой, хотела, чтобы
родители, приехав на спектакль в детский лагерь, оценили ее игру. Она очень
старалась, но ее ждало разочарование: в назначенный день ее родители так и не
приехали. Охваченная чувством отчаяния, она решила не выходить на сцену.
Разумные доводы воспитательницы помогли ей справиться со своими чувствами. Аня
поняла, что не должна подводить товарищей, ей нужно научиться владеть собой и
выполнить свою задачу, несмотря ни на что. Так и вышло, она играла лучше всех.
Писатель хочет преподать нам урок: как бы ни были сильны негативные чувства, мы
должны уметь справляться с ними, прислушиваться к разуму, который подсказывает
нам правильное решение.

Однако далеко не всегда разум дает верные
советы. Иногда случается так, что поступки, продиктованные рассудочными
доводами, приводят к негативным последствиям. Обратимся к повести А.Лиханова
«Лабиринт». Отец главного героя Толика был увлечен своей работой. Ему нравилось
проектировать детали машин. Когда он рассказывал об этом, у него блестели
глаза. Но в то же время он мало зарабатывал, а ведь мог бы перейти в цех и получать
более высокую зарплату, о чем ему беспрестанно напоминала теща. Казалось бы,
это более разумное решение, ведь у героя есть семья, есть сын, и он не должен
зависеть от пенсии пожилой женщины — тещи. В конце концов, уступая давлению
семьи, герой принес чувства в жертву разуму: он отказался от любимого дела в
пользу заработка. К чему же это привело? Отец Толика чувствовал себя глубоко
несчастным: «Глаза больные и будто зовут. На помощь зовут, будто страшно
человеку, будто раненный он смертельно». Если раньше им владело светлое чувство
радости, то теперь – глухая тоска. Не о такой жизни мечтал он. Писатель
показывает, что не всегда разумные на первый взгляд решения являются верными,
порой, прислушиваясь к голосу разума, мы обрекаем себя на нравственные страдания.

Таким образом, можно сделать вывод:
принимая решение, поступить ли соответствии с разумом или чувствами, человек
должен учитывать особенности конкретной ситуации.

(375 слов)

 Пример сочинения на тему:
«Должен ли человек жить, повинуясь чувствам?»

 Должен ли человек жить, повинуясь
чувствам? На мой взгляд, однозначного ответа на этот вопрос не существует. В
одних ситуациях следует прислушиваться к голосу сердца, а в других ситуациях,
напротив, не следует поддаваться чувствам, нужно прислушаться к доводам разума.
Рассмотрим несколько примеров.

Так, в рассказе В.Распутина «Уроки
французского» говорится об учительнице Лидии Михайловне, которая не смогла
остаться равнодушной к бедственному положению своего ученика. Мальчик голодал
и, чтобы добыть денег на стакан молока, играл в азартные игры. Лидия Михайловна
пыталась приглашать его к столу и даже прислала ему посылку с продуктами, но
герой отверг ее помощь. Тогда она решилась на крайние меры: сама стала играть с
ним на деньги. Конечно, голос разума не мог не говорить ей, что она нарушает
этические нормы отношений между учителем и учеником, преступает границы
дозволенного, что за это ее уволят. Но чувство сострадания взяло верх, и Лидия
Михайловна нарушила общепринятые правила поведения учителя ради того, чтобы
помочь ребенку. Писатель хочет донести до нас мысль, что «чувства добрые»
оказываются важнее разумных норм.

Однако порой случается так, что человеком
владеют негативные чувства: гнев, обида. Охваченный ими, он совершает плохие
поступки, хотя, конечно же, разумом сознает, что творит зло. Последствия же
могут быть трагическими. В рассказе А.Масс «Ловушка» описывается поступок
девочки по имени Валентина. Героиней испытывает неприязнь по отношению к жене
брата Рите. Это чувство настолько сильно, что Валентина решает устроить
невестке ловушку: вырыть ямку и замаскировать ее, чтобы Рита, наступив, упала.
Девочка не может не понимать, что совершает дурной поступок, но чувства берут в
ней верх над разумом. Она осуществляет свой замысел, и Рита попадает в приготовленную
ловушку. Только вдруг выясняется, что она была на пятом месяце беременности и в
результате падения может потерять ребенка. Валентина в ужасе от содеянного. Она
не хотела никого убивать, тем более ребенка! «Как мне жить дальше?» -вопрошает
она и не находит ответа. Автор подводит нас к мысли, что нельзя поддаваться
власти негативных чувств, ведь они провоцируют на жестокие поступки, о которых
потом придется горько сожалеть.

Таким образом, мы можем прийти к выводу:
можно повиноваться чувствам, если они добрые, светлые; негативные же следует
обуздывать, прислушиваясь к голосу разума.

(344 слова)

 Пример сочинения на тему:
«Спор разума и чувства…»

Спор разума и чувства… Это противоборство
извечно. Порой в нас сильнее оказывается голос разума, а иногда мы следуем
велению чувства. В некоторых ситуациях нет правильного выбора. Прислушиваясь к
чувствам, человек погрешит против нравственных норм; прислушиваясь к разуму, он
будет страдать. Может не быть такого пути, который привел бы к благополучному разрешению
ситуации.

Так, в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
автор рассказывает о судьбе Татьяны. В юности, полюбив Онегина, она, к
несчастью, не находит взаимности. Татьяна проносит свою любовь через годы, и
вот наконец Онегин у ее ног, он страстно влюблен в нее. Казалось бы, об этом
она мечтала. Но Татьяна замужем, она сознает свой долг супруги, не может
запятнать свою честь и честь мужа. Разум берет в ней верх над чувствами, и она
отказывает Онегину. Превыше любви героиня ставит нравственный долг, супружескую
верность, однако обрекает и себя, и возлюбленного на страдания. Могли бы герои
обрести счастье, прими она другое решение? Едва ли. Русская пословица гласит:
«На несчастье другого своего счастья не построишь». Трагедия судьбы героини в
том, что выбор между разумом и чувством в ее ситуации – это выбор без выбора,
любое решение приведет только к страданию.

Обратимся к произведению Н.В.Гоголя «Тарас
Бульба». Писатель показывает, перед каким выбором оказался один из героев,
Андрий. С одной стороны, им владеет чувство любви к прекрасной полячке, с
другой — он казак, один из тех, кто осадил город. Возлюбленная понимает, что им
с Андрием нельзя быть вместе: «И знаю я, какой долг и завет твой: тебя зовут
отец, товарищи, отчизна, а мы – враги тебе». Но чувства Андрия берут верх над
всеми доводами рассудка. Он выбирает любовь, во имя нее он готов предать родину
и семью: «А что мне отец, товарищи и отчизна!.. Отчизна есть то, чего ищет душа
наша, что милее для нее всего. Отчизна моя – ты!.. И все, что ни есть, продам,
отдам, погублю за такую отчизну!» Писатель показывает, что прекрасное чувство
любви способно толкнуть человека на страшные поступки: мы видим, что Андрий
обращает оружие против своих прежних товарищей, вместе с поляками сражается
против казаков, среди которых его брат и отец. С другой стороны, мог ли он
оставить возлюбленную умирать от голода в осажденном городе, быть может, стать
жертвой жестокости казаков в случае его захвата? Мы видим, что в этой ситуации
едва ли возможен правильный выбор, любой путь ведет к трагическим последствиям.

Подводя итоги сказанному, можно сделать
вывод, что, размышляя о споре разума и чувства, нельзя однозначно сказать, что
должно побеждать.

(399 слов)

 Пример сочинения на тему:
«Великим человеком может быть и благодаря своим чувствам – не только
уму». (Теодор Драйзер)

 «Великим человеком может быть и
благодаря своим чувствам – не только уму», — утверждал Теодор Драйзер.
Действительно, не только ученого или полвководца можно назвать великим. Величие
человека может быть заключено в светлых помыслах, стремлении творить добро.
Такие чувства, как милосердие, сострадание, способны подвигнуть нас на
благородные поступки. Прислушиваясь к голосу чувств, человек помогает
окружающим людям, делает мир лучше и сам становится чище. Попытаюсь подтвердить
свою мысль литературными примерами.

В рассказе Б.Екимова «Ночь исцеления»
автор повествует о мальчике Борьке, который приезжает на каникулы к бабушке.
Старушка часто видит во сне кошмары военного времени, и это заставляет ее
кричать по ночам. Мать дает герою разумный совет: «Она лишь начнет с вечера
говорить, а ты крикни: «Молчать!» Она перестает. Мы пробовали». Борька так и
собирается поступить, но происходит неожиданное: «сердце мальчика облилось
жалостью и болью», едва он услышал стоны бабушки. Он уже не может следовать
разумному совету, им властвует чувство сострадания. Борька успокаивает бабушку
до тех пор, пока она не засыпает спокойно. Он готов делать это каждую ночь,
чтобы к ней пришло исцеление. Автор хочет донести до нас мысль о необходимости
прислушиваться к голосу сердца, поступать в согласии с добрыми чувствами.

Об этом же повествует А.Алексин в повести
«А тем временем где-то…» Главный герой Сергей Емельянов, случайно прочитав
письмо, адресованное отцу, узнает о существовании у того бывшей жены. Женщина
просит о помощи. Казалось бы, Сергею нечего делать в ее доме, и разум
подсказывает ему просто вернуть ей ее письмо и уйти. Но сочувствие горю этой
женщины, покинутой когда-то мужем, а теперь и приемным сыном, заставляет его
пренебречь доводами рассудка. Сережа решает постоянно навещать Нину Георгиевну,
помогать ей во всем, спасать от самой страшной беды – одиночества. И когда отец
предлагает ему поехать на каникулах к морю, герой отказывается. Да, конечно,
поездка на море обещает быть увлекательной. Да, можно написать Нине Георгиевне
и убедить ее, что она должна поехать в лагерь с ребятами, где ей будет хорошо.
Да, можно пообещать приехать к ней на зимних каникулах. Но чувство сострадания
и ответственности берут в нем верх над этими соображениями. Ведь он обещал Нине
Георгиевне быть рядом с ней и не может стать ее новой потерей. Сергей едет
сдавать билет на море. Автор показывает, что порой продиктованные чувством
милосердия поступки могут помочь человеку.

Таким образом, мы приходим к выводу:
большое сердце так же, как и большой ум, может привести человека к подлинному
величию. Хорошие поступки и чистые помыслы свидетельстуют о величии души.

(390 слов)

Пример сочинения на тему: «Наш разум приносит нам подчас не меньше
горя, чем наши страсти». (Шамфор)

 «Наш разум приносит нам подчас не
меньше горя, чем наши страсти», — утверждал Шамфор. И действительно, случается
горе от ума. Принимая разумное на первый взгляд решение, человек может
ошибиться. Это случается, когда ум с сердцем не в ладу, когда все его чувства
протестуют против избранного пути, когда, поступив в соответствии с доводами
разума, он чувствует себя несчастным.

Обратимся к литературным примерам.
А.Алексин в повести «А тем временем где-то…» рассказывает о мальчике по имени
Сергей Емельянов. Главный герой случайно узнает о существовании бывшей жены
отца и о ее беде. Когда-то ее покинул муж, и это стало тяжелым ударом для
женщины. Но теперь ее ожидает куда более страшное испытание. Приемный сын решил
оставить ее. Он нашел своих биологических родителей и выбрал их. Шурик не хочет
даже попрощаться с Ниной Георгиевной, хотя она воспитывала его с самого
детства. Уходя, он забирает все свои вещи. Он руководствуется, разумными,
казалось бы, соображениями: не хочет расстраивать приемную мать прощанием,
считает, что его вещи будут только напоминать ей о ее горе. Он осознает, что ей
тяжело, но разумным считает жить с недавно обретенными родителями. Алексин
подчеркивает, что своими поступками, столь обдуманными и взвешенными, Шурик
наносит жестокий удар женщине, которая его беззаветно любит, причиняет ей
невыразимую боль. Писатель подводит нас к мысли, что порой разумные поступки
могут стать причиной горя.

Совсем иная ситуация описана в повести
А.Лиханова «Лабиринт». Отец главного героя Толика увлечен своей работой. Ему
нравится проектировать детали машин. Когда он рассказывает об этом, у него
блестят глаза. Но в то же время он мало зарабатывает, а ведь может перейти в
цех и получать более высокую зарплату, о чем ему беспрестанно напоминает теща.
Казалось бы, это более разумное решение, ведь у героя есть семья, есть сын, и
он не должен зависеть от пенсии пожилой женщины — тещи. В конце концов, уступая
давлению семьи, герой приносит чувства в жертву разуму: он отказывается от любимой
работы в пользу заработка. К чему же это приводит? Отец Толика чувствует себя
глубоко несчастным: «Глаза больные и будто зовут. На помощь зовут, будто
страшно человеку, будто раненный он смертельно». Если раньше им владело светлое
чувство радости, то теперь – глухая тоска. Не о такой жизни мечтает он.
Писатель показывает, что не всегда разумные на первый взгляд решения являются
верными, порой, прислушиваясь к голосу разума, мы обрекаем себя на нравственные
страдания.

Подводя итоги сказанному, хочется выразить
надежду на то, что человек, следуя советам разума, не будет забывать и о голосе
чувств.

(398 слов)

Пример сочинения на тему: «Что правит миром – разум или чувство?»

 Что правит миром – разум или
чувство? На первый взгляд кажется, что главенствует разум. Он изобретает,
планирует, контролирует. Однако человек – существо не только разумное, но и
наделенное чувствами. Он ненавидит и любит, радуется и страдает. И именно чувства
позволяют ему чувствовать себя счастливым или несчастным. Более того, именно
чувства заставляют его творить, изобретать, менять мир. Не будь чувств, разум
не создавал бы свои выдающиеся творения.

Вспомним роман Дж. Лондона «Мартин Иден».
Главный герой много учился, стал известным писателем. Но что подвигло его
работать над собой день и ночь, неустанно творить? Ответ прост: это чувство
любви. Сердце Мартина покорила девушка из высшего общества, Руфь Морз. Чтобы
добиться ее расположения, завоевать ее сердце, Мартин неустанно
самосовершенствуется, преодолевает препятствия, терпит нужду и голод на пути к
писательскому призванию. Именно любовь окрыляет его, помогает ему найти себя и
достичь вершин. Без этого чувства он остался бы простым полуграмотным матросом,
не написал бы своих выдающихся произведений.

Обратимся к другому примеру. В романе В.
Каверина «Два капитана» описывается, как главный герой Саня посвятил себя
поискам пропавшей экспедиции капитана Татаринова. Он сумел доказать, что именно
Ивану Львовичу принадлежит честь открытия Северной земли. Что побудило Саню
много лет идти к своей цели? Холодный рассудок? Вовсе нет. Им двигало чувство
справедливости, ведь много лет считалось, что капитан погиб по своей вине: он
«небрежно обращался с казённым имуществом». На самом же деле истинным
виновником был Николай Антонович, из-за которого большая часть снаряжения
оказалась негодной. Тот был влюблен в жену капитана Татаринова и намеренно
обрек его на гибель. Саня случайно узнал об этом и больше всего хотел, чтобы
справедливость восторжествовала. Именно чувство справедливости и правдолюбие
побуждало героя к неустанным поискам и в конечном счете привело к историческому
открытию.

Подводя итог всему сказанному, можно
сделать вывод: миром правят чувства. Перефразируя известную фразу Тургенева,
можно сказать, что только ими держится и движется жизнь. Чувства побуждают наш
разум создавать новое, совершать открытия.

(309 слов)

Пример сочинения на тему: «Разум и чувства: гармония или
противоборство?» (Шамфор)

 Разум и чувства: гармония или
противоборство? Думается, на этот вопрос не существует однозначного ответа.
Конечно, бывает так, что разум и чувства сосуществуют в гармонии. Более того,
пока есть эта гармония, мы подобными вопросами не задаемся. Это все равно что воздух:
пока он есть, мы его не замечаем, а вот если его не хватает… Однако бывают
ситуации, когда разум и чувства вступают в противоборство. Наверное, каждый
человек хотя бы раз в жизни ощущал, что у него «ум с сердцем не в ладу».
Возникает внутренняя борьба, и трудно предположить, что возьмет верх: рассудок
или сердце.

Так, например, в повести А.Алексина «А тем
временем где-то…» мы видим противоборство разума и чувств. Главный герой Сергей
Емельянов, случайно прочитав письмо, адресованное отцу, узнает о существовании
у того бывшей жены. Женщина просит о помощи. Казалось бы, Сергею нечего делать
в ее доме, и разум подсказывает ему просто вернуть ей ее письмо и уйти. Но
сочувствие горю этой женщины, покинутой когда-то мужем, а теперь и приемным
сыном, заставляет его пренебречь доводами рассудка. Сережа решает постоянно
навещать Нину Георгиевну, помогать ей во всем, спасать от самой страшной беды –
одиночества. И, когда отец предлагает ему поехать на каникулах к морю, герой
отказывается. Да, конечно, поездка на море обещает быть увлекательной. Да,
можно написать Нине Георгиевне и убедить ее, что она должна поехать в лагерь с
ребятами, где ей будет хорошо. Да, можно пообещать приехать к ней на зимних
каникулах. Все это вполне разумно. Но чувство сострадания и ответственности
берут в нем верх над этими соображениями. Ведь он обещал Нине Георгиевне быть
рядом с ней и не может стать ее новой потерей. Сергей едет сдавать билет на
море. Автор показывает, что чувство сострадания побеждает.

Обратимся к роману А.С.Пушкина «Евгений
Онегин». Автор рассказывает о судьбе Татьяны. В юности, полюбив Онегина, она, к
несчастью, не находит взаимности. Татьяна проносит свою любовь через годы, и
вот наконец Онегин у ее ног, он страстно влюблен в нее. Казалось бы, об этом
она мечтала. Но Татьяна замужем, она сознает свой долг супруги, не может
запятнать свою честь и честь мужа. Разум берет в ней верх над чувствами, и она
отказывает Онегину. Превыше любви героиня ставит нравственный долг, супружескую
верность.

Подводя итоги сказанному, хочется
добавить, что разум и чувства лежат в основе нашего бытия. Хотелось бы, чтобы
они уравновешивали друг друга, позволяли нам жить в гармонии с самими собой и с
окружающим миром.

(388 слов)

 Направление
«Честь и бесчестие»

Пример
сочинения на тему: «Как вы понимаете слова «честь» и «бесчестие»?

Честь и бесчестие… Наверное, многие задумывались над тем,
что означают эти слова. Честь – это чувство собственного достоинства,
нравственные принципы, которые человек готов отстаивать в любой ситуации, даже
ценой собственной жизни. В основе бесчестия — трусость, слабость характера, не
позволяющие бороться за идеалы, заставляющие совершать гнусные поступки. Оба
эти понятия раскрываются, как правило, в ситуации нравственного выбора.

Многие писатели обращались к теме чести и бесчестия. Так, в
повести В.Быкова «Сотников» говорится о двух партизанах, попавших в плен. Один
из них, Сотников, мужественно выдерживает пытки, но ничего не рассказывает
врагам. Зная, что наутро его казнят, он готовится с достоинством встретить
смерть. Писатель акцентирует наше внимание на размышлениях героя: «Сотников
легко и просто, как что-то элементарное и совершенно логическое в его
положении, принял последнее теперь решение: взять все на себя. Завтра он скажет
следователю, что ходил в разведку, имел задание, в перестрелке ранил полицая,
что он — командир Красной Армии и противник фашизма, пусть расстреляют его.
Остальные здесь ни при чем». Показательно, что перед смертью партизан думает не
о себе, а о спасении других. И хотя его попытка не привела к успеху, он
исполнил свой долг до конца. Герой мужественно встречает смерть, ни на минуту к
нему не приходит мысль умолять врага о пощаде, стать предателем. Автор хочет
донести до нас мысль, что честь и достоинство превыше страха смерти.

Совсем по-другому ведет себя товарищ Сотникова, Рыбак.
Страх смерти взял верх над всеми его чувствами. Сидя в подвале, он только и
думает, что о спасении собственной жизни. Когда полицаи предложили ему стать
одним из них, он не оскорбился, не возмутился, напротив, он «чувствовал остро и
радостно — будет жить! Появилась возможность жить — это главное. Все остальное
– потом». Конечно, он не хочет становиться предателем: «Он вовсе не собирался
выдавать им партизанских секретов, ни тем более поступать в полицию, хотя и
понимал, что уклониться от нее, видно, будет не просто». Он надеется, что
«вывернется и тогда уж наверняка рассчитается с этими сволочами…». Внутренний
голос подсказывает Рыбаку, что он вступил на путь бесчестия. И тогда Рыбак
пытается найти компромисс с совестью: «Он шел на эту игру, чтобы выиграть себе
жизнь — разве этого недостаточно для самой, пусть даже отчаянной, игры? А там
оно будет видно, только бы не убили, не замучили на допросах. Только бы
вырваться из этой клетки, и ничего плохого он себе не позволит. Разве он враг
своим?» Оказавшись перед выбором, он не готов жертвовать жизнью ради чести.

Писатель показывает последовательные этапы морального
падения Рыбака. Вот он соглашается перейти на сторону врага и при этом
продолжает убеждать себя, что «большой вины за ним нет». По его мнению, «он
имел больше возможностей и схитрил, чтобы выжить. Но он не изменник. Во всяком
случае, становиться немецким прислужником не собирался. Он все ждал, чтобы
улучить удобный момент — может, сейчас, а может, чуть позже, и только они его
увидят…»

И вот Рыбак принимает участие в казни Сотникова. Быков
подчеркивает, что даже этому страшному поступку Рыбак пытается найти
оправдание: «При чем тут он? Разве это он? Он только выдернул этот обрубок. И
то по приказу полиции». И лишь шагая в строю полицаев, Рыбак наконец понимает:
«Из этого строя дороги к побегу уже не было». В.Быков подчеркивает, что путь
бесчестия, который выбрал Рыбак, – это путь в никуда.

Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то,
что мы, оказавшись перед непростым выбором, не будем забывать о высших ценностях:
чести, долге, мужестве.

(610 слов)

 Пример сочинения на тему: «В каких ситуациях раскрываются
понятия чести и бесчестия?»

В каких ситуациях раскрываются понятия чести и бесчестия?
Размышляя над этим вопросом, нельзя не прийти не прийти к выводу: оба эти
понятия раскрываются, как правило, в ситуации нравственного выбора.

Так, в военное время солдат может оказаться перед лицом
смерти. Он может принять смерть с достоинством, сохранив верность долгу и не
запятнав воинской чести. В то же время он может попытаться спасти свою жизнь,
ступив на путь предательства.

Обратимся к повести В.Быкова «Сотников». Мы видим двух
партизан, захваченных полицаями. Один из них, Сотников, ведет себя мужественно,
выдерживает жестокие пытки, но ничего не рассказывает врагу. Он сохраняет
чувство собственного достоинства и перед казнью, принимает смерть с честью. Его
товарищ, Рыбак, во что бы то ни стало пытается спастись. Он презрел честь и
долг защитника Отечества и перешел на сторону врага, стал полицаем и даже
участвовал в казни Сотникова, собственноручно выбив у того из-под ног
подставку. Мы видим, что именно перед лицом смертельной опасности проявляются
истинные качества людей. Честь здесь – это верность долгу, а бесчестие –
синоним трусости и предательства.

Понятия чести и бесчестия раскрываются не только во время
войны. Необходимость пройти испытание на моральную прочность может возникнуть
перед каждым, даже ребенком. Сохранить честь – значит попытаться защитить свое
достоинство и гордость, познать бесчестие – значит терпеть унижение и
издевательства, боясь дать отпор.

Об этом повествует В.Аксёнов в рассказе «Завтраки сорок
третьего года». Рассказчик регулярно становился жертвой более сильных
одноклассников, регулярно отбиравших у него не только завтраки, но и любые
другие вещи, приглянувшиеся им: «Он отобрал у меня её. Он всё отбирал – всё,
что представляло для Него интерес. И не только у меня, но и у всего класса».
Герою не просто было жаль потерянного, нестерпимым было постоянное унижение,
осознание собственной слабости. Он решился постоять за себя, оказать
сопротивление. И хотя физически он не мог одолеть трех великовозрастных
хулиганов, но моральная победа была на его стороне. Попытка отстоять не только
свой завтрак, но и свою честь, преодолеть свой страх стала важной вехой в его
взрослении, становлении личности. Писатель подводит нас к заключению: надо
уметь отстаивать свою честь.

Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то,
что мы в любой ситуации будем помнить о чести и достоинстве, сумеем преодолеть
душевную слабость, не позволим себе морально пасть.

(363 слова)

 Пример сочинения на тему: «Что значит идти дорогой
чести?»

 Что значит идти дорогой чести? Обратимся к толковому
словарю: «Честь — достойные уважения и гордости моральные качества человека».
Идти дорогой чести значит отстаивать свои нравственные принципы, невзирая ни на
что. Верный путь может быть сопряжен с риском потери чего-то важного: работы,
здоровья, самой жизни. Следуя путем чести, мы должны преодолеть страх перед
другими людьми и непростыми обстоятельствами, порой многим пожертвовать ради
того, чтобы отстоять свою честь.

Обратимся к повести М.А. Шолохова «Судьба человека».
Главный герой, Андрей Соколов, попал в плен. За неосторожно сказанные слова его
собирались расстрелять. Он мог бы умолять о пощаде, унижаться перед врагами.
Возможно, слабый духом человек так бы и сделал. Но герой готов отстаивать честь
солдата перед лицом смерти. На предложение коменданта Мюллера выпить за победу
немецкого оружия он отвечает отказом и соглашается выпить лишь за собственную
погибель как избавление от мук. Соколов ведет себя уверенно и спокойно,
отказывается от закуски, несмотря на то, что был голоден. Он так объясняет свое
поведение: «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду
пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое,
русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни
старались». Поступок Соколова вызвал уважение к нему даже у врага. Немецкий
комендант признал моральную победу советского солдата и сохранил ему жизнь.
Автор хочет донести до читателя мысль, что даже перед лицом смерти нужно
сохранять честь и достоинство.

Идти путем чести должен не только солдат во время войны.
Каждый из нас должен быть готов отстаивать свое достоинство в непростых
ситуациях. Почти в каждом классе найдется свой тиран – ученик, держащий в
страхе всех остальных. Физически сильный и жестокий, он находит удовольствие в
издевательстве над слабыми. Что делать тому, кто постоянно сталкивается с
унижением? Терпеть бесчестье или встать на защиту собственного достоинства?
Ответ на эти вопросы дает А.Лиханов в повести «Чистые камушки». Писатель
рассказывает о Михаське, ученике начальной школы. Он не раз становился жертвой
Савватея и его дружков. Хулиган каждое утро дежурил у начальной школы и обирал
ребят, отнимая все, что ему приглянется. Более того, он не упускал случая
унизить свою жертву: «Иногда он выхватывал из сумки вместо булочки учебник или
тетрадку и швырял ее в сугроб или забирал себе, чтобы, отойдя потом на несколько
шагов, бросить под ноги и вытереть о них валенки». Савватей специально «дежурил
именно у этой школы, потому что в начальной учатся до четвертого класса и
ребята все маленькие». Михаська не раз испытал на себе, что значит унижение:
однажды Савватей отнял у него альбом с марками, который принадлежал отцу
Михаськи и потому был ему особенно дорог, в другой раз хулиган поджег его новую
куртку. Верный своему принципу унижать жертву, Савватей провел по его лицу
«грязной, потной лапой». Автор показывает, что Михаська не стерпел
издевательства и решился дать отпор сильному и безжалостному противнику, перед
которым трепетала вся школа, даже взрослые. Герой схватил камень и был готов
ударить Савватею, но неожиданно тот отступил. Отступил, потому что почувствовал
внутреннюю силу Михаськи, его готовность до конца отстаивать свое человеческое
достоинство. Писатель акцентирует наше внимание на том, что именно решимость
защищать свою честь помогла Михаське одержать моральную победу.

Идти дорогой чести значит вставать на защиту других. Так,
Петр Гринев в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» дрался на дуэли со
Швабриным, отстаивая честь Маши Мироновой. Швабрин, будучи отвергнут, в
разговоре с Гриневым позволил себе оскорбить девушку гнусными намеками. Гринев
не мог стерпеть этого. Как порядочный человек, он вышел на поединок и готов был
умереть, но защитить честь девушки.

Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то,
что каждому человеку хватит мужества избрать путь чести.

(582 слова)

 Пример сочинения на тему: «Честь дороже жизни»

В жизни нередко возникают ситуации, когда мы оказываемся
перед выбором: поступить в соответствии с нравственными правилами или заключить
сделку с совестью, поступиться моральными принципами. Казалось бы, каждый
должен был бы выбрать правильный путь, путь чести. Но это зачастую не так
просто. Особенно, если цена верного решения – жизнь. Готовы ли мы идти на
смерть во имя чести и долга?

Обратимся к роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Автор
рассказывает о захвате Белогорской крепости Пугачёвым. Офицеры должны были либо
присягнуть на верность Пугачеву, признав его государем, либо закончить жизнь на
виселице. Автор показывает, какой выбор сделали его герои: Петр Гринев так же,
как комендант крепости и Иван Игнатьевич, проявил отвагу, готов был умереть, но
не опозорить честь мундира. Он нашел в себе мужество в лицо сказать Пугачеву,
что не может признать его государем, отказался изменить воинской присяге: «Нет,
— отвечал я с твердостию. — Я природный дворянин; я присягал государыне императрице:
тебе служить не могу». Со всей прямотой Гринев сказал Пугачеву, что, возможно,
станет сражаться против него, исполняя свой офицерский долг: «Сам знаешь, не
моя воля: велят идти против тебя — пойду, делать нечего. Ты теперь сам
начальник; сам требуешь повиновения от своих. На что это будет похоже, если я
от службы откажусь, когда служба моя понадобится?» Герой понимает, что его
честность может стоить ему жизни, но чувство долго и чести преобладает в нем
над страхом. Искренность и мужество героя настолько поразили Пугачева, что тот
сохранил Гриневу жизнь и отпустил его.

Порой человек готов защищать, не щадя даже собственной
жизни, не только свою честь, но и честь близких людей, семьи. Нельзя безропотно
сносить оскорбление, даже если оно нанесено человеком, более высоко стоящим на
социальной лестнице. Достоинство и честь превыше всего.

Об
этом рассказывает М.Ю. Лермонтов в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого
опричника и удалого купца Калашникова». Опричнику царя Ивана Грозного
приглянулась Алена Дмитриевна, жена купца Калашникова. Зная, что она замужняя
женщина, Кирибеевич все равно позволил себе домогаться ее любви. Оскорбленная женщина
просит мужа о заступничестве: «Ты не дай меня, свою верную жену, //Злым
охульникам в поругание!» Автор подчеркивает, что купец ни секунды не
сомневается в том, какое решение ему принять. Конечно, он понимает, чем грозит
ему противоборство с царским любимцем, но честное имя семьи дороже даже самой
жизни: А такой обиды не стерпеть душе
Да не вынести сердцу молодецкому.
Уж как завтра будет кулачный бой
На Москва-реке при самом царе,
И я выйду тогда на опричника,
Буду насмерть биться, до последних сил…
И действительно, Калашников выходит сражаться против Кирибеевича. Для него это
бой не ради потехи, это бой за честь и достоинство, битва не на жизнь, а на
смерть: 
Не шутку шутить, не людей смешить
К тебе вышел я, басурманский сын, —
Вышел я на страшный бой, на последний бой!
Он знает, что правда на его стороне, и готов умереть за нее:
Постою за правду до последнего!
Лермонтов показывает, что купец одержал победу над Кирибеевичем, кровью смыв
нанесенное оскорбление. Однако судьба готовит ему новое испытание: Иван Грозный
велит казнить Калашникова за убийство любимца. Купец мог бы оправдаться,
рассказать царю, по какой причине убил опричника, но не стал делать этого. Ведь
это значило бы принародно опозорить честное имя своей супруги. Он готов идти на
плаху, отстаивая честь семьи, принять смерть с достоинством. Писатель хочет
донести до нас мысль, что нет ничего важнее для человека, чем его достоинство,
и нужно защищать его, несмотря ни на что.

Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод: честь
превыше всего, даже самой жизни.

(545 слов)

 Пример сочинения на тему: «Лишать чести другого — значит
лишаться своей»

 Что такое бесчестие? С одной стороны, это отсутствие
достоинства, слабость характера, трусость, неспособность преодолеть страх перед
обстоятельствами или людьми. С другой стороны, бесчестие навлекает на себя и
внешне кажущийся сильным человек, если он позволяет себе порочить других, а то
и просто издеваться над более слабыми, унижать беззащитных.

Так,
в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Швабрин, получив отказ от Маши
Мироновой, в отместку клевещет на нее, позволяет себе оскорбительные намеки в
ее адрес. Так, в разговоре с Петром Гриневым он утверждает, что добиваться
расположения Маши нужно не виршами, намекает на ее доступность: «… ежели
хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков
подари ей пару серег. Кровь моя закипела.
— А почему ты об ней такого мнения? — спросил я, с трудом удерживая свое
негодование.
— А потому, — отвечал он с адской усмешкою,— что знаю по опыту ее нрав и
обычай».
Швабрин, не задумываясь, готов запятнать честь девушки только потому, что она
не ответила ему взаимностью. Писатель подводит нас к мысли, что человек,
поступающий подло, не может гордиться незапятнанной честью.

Другим примером может служить повесть А.Лиханова «Чистые
камушки». Персонаж по кличке Савватей держит в страхе всю школу. Ему доставляет
удовольствие унижать тех, кто слабее. Хулиган регулярно обирает учеников,
издевается над ними: «Иногда он выхватывал из сумки вместо булочки учебник или
тетрадку и швырял ее в сугроб или забирал себе, чтобы, отойдя потом на
несколько шагов, бросить под ноги и вытереть о них валенки». Любимым его
приемом было провести по лицу жертвы «грязной, потной лапой». Даже своих
«шестерок» он постоянно унижает: «Савватей зло посмотрел на парня, взял его за
нос и сильно дернул вниз», он «стоял рядом с Сашкой, облокотясь о его голову».
Покушаясь на честь и достоинство других людей, он сам становится олицетворением
бесчестья.

Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод: человек,
унижающий достоинство или порочащий доброе имя других людей, сам себя лишает
чести, обрекает на презрение со стороны окружающих.

(313 слов)

­Пример сочинения 1

Человек – сложное существо, поведение которого порой довольно сложно предугадать. Разум выбирает наиболее оптимальные пути, но душа нам дана не просто так и часто случается, что она вмешивается в процесс принятия решений, создавая тем самым внутренний конфликт. Веления чувств и веления разума нередко расходятся.

В жизни каждого из нас рано или поздно наступает момент непростой внутренней борьбы. Чаще всего чувства подталкивают человека к безрассудным или даже опасным поступкам. Разум же при этом старается остановить его, чтобы предотвратить непоправимые последствия. И такая борьба дается ему нелегко.

В качестве примера подобной борьбы можно привести непростую судьбу Катерины из пьесы Островского «Гроза». Героиня старалась смириться с тем, что ей придется всю жизнь прожить с нелюбимым мужчиной в ненавистном доме. Так велел ей разум, ведь ее «удачно» выдали замуж в зажиточную семью. Девушка надеялась получить хоть какое-то понимание со стороны своей новой семьи, но это было невозможно. Ей хотелось любви и ласки.

К героине даже стали приходить грешные сны, с которыми она изо всех сил боролась. Однако человеческая природа все же взяла верх над нелогичными заскорузлыми порядками. Катерина почувствовала себя женщиной, в ней всколыхнулось желание быть любимой и любить самой. При этом ее постоянно гложут сомнения, страх и чувство вины. Такая сложная борьба в юной душе привела к печальным последствиям. Отдавшись своим чувствам, Катерина не смогла себе этого простить и покончила с собой.

Уверен, что хотя бы раз всем приходилось бороться с чувствами, идущими вразрез нашему привычному мироощущению, устоям или здравому смыслу. Как правило, разум служит защитой от неприятностей и ошибок. Это, конечно, не означает, что к своим чувствам не нужно прислушиваться, просто в любой ситуации лучше хорошенько подумать, прежде чем принимать решение.


Пример сочинения 2

Конфликт рационального и эмоционального начал в человеке был испокон веков. Две крайности как будто перетягивают канат, в центре которого находится личность. Эта борьба продолжается на протяжении всей жизни с переменным успехом. Вероятно, сами обстоятельства создают конфликтную ситуацию, которая в полной мере разворачивается во внутреннем мире человека.

Мне бы хотелось привести пример из романа Тургенева «Отцы и дети». Один из основных героев произведения Николай Петрович Кирсанов заводит себе любовницу «из простых». Дочь покойной экономки Фенечка вскоре забеременела и родила ребенка. Барин всей душой полюбил девушку, но разум не позволяет его чувствам принять законное облачение. Помещик не мог жениться на крестьянке. В финале он все-таки женится на свой возлюбленной, конфликт разрешится в пользу чувства.

Но почему же этот конфликт возник? Очевидно, что дворяне были вынуждены лишний раз подумать, стоит ли терять положение в обществе ради любви? То, что они должны выбирать между тем и этим, уже коллизия. Таким образом, если в обществе царит социальное неравенство, то внутреннего конфликта людям не избежать.

Еще один пример можно найти в произведении Солженицына «Матренин двор». Главная героиня любила своего нареченного Фаддея, но тот пропал без вести во время войны. По настоянию его семьи девушка вышла замуж за младшего брата своего жениха Ефима. В ту пору в деревне женщину звали под венец не от большой любви: в первую очередь, нужна была работница. Матрена, конечно, не переставала любить жениха и ждать его, но разум пересилил чувства. Тяжелые годы войны не располагали к сентиментальности. Однако трагедия в том, что Фаддей вернулся и обиделся на брата и бывшую невесту. Матрена тоже пришла в отчаянье, но ничего уже не исправить. Когда же возник конфликт? В ситуации, когда общество решало за человека. Проблема заключается в том, что влияние извне мы часто принимаем за разум, а свой собственный голос за чувство. Поэтому конфликт неизбежен, если окружающие определяют ход наших мыслей, но не могут подчинить чувства.

Конфликт между разумом и чувствами всегда будет, однако его можно решить в свою пользу, если задуматься, что стоит за расплывчатыми формулировками «разум» и «чувство». Может, они и не наши вовсе, а это значит, что конфликт перестает быть внутренним и перерастает в борьбу за самобытность, когда личность отстаивает свои права на свободу мысли и убеждений.


Пример сочинения 3

Разум и чувство представляют собой важнейшие силы внутреннего мира человека, которые часто конфликтуют между собой. Порой возникают ситуации, когда чувства преобладают над разумом и наоборот. К сожалению, далеко не все умеют контролировать свои эмоции или давать им волю, когда это необходимо.

Конфликт разума и чувства (аргументы из литературы)

Порой жизнь заставляет человека сделать очень сложный выбор между разумом и чувством. Данная проблема является актуальной во все времена, ведь сердце и рассудок нередко вступают в конфликт.

И.С. Тургенев, «Отцы и дети».
Главным героем романа Ивана Тургенева является Евгений Базаров. Перед читателем предстаёт нигилист, для которого чужды такие понятия, как искусство, чувства, природа. Главный персонаж обладает критическим мышлением. Для Базарова не существует никакой религии. А все природные явления он объясняет с научной точки зрения. Мировоззрение Евгения Базарова кардинально меняется, когда на балу он знакомится с Анной Одинцовой. Постепенно и не без внутреннего боя он осознает, что влюбился в нее без памяти. Таким образом, судьба уготовила Базарову непростой выбор: здравый рассудок или сильные чувства к Одинцовой? Привязанность к женщине противоречит мировоззрению Базарова. Ведь до этого он утверждал, что любовь представляет собой всего лишь химию. Притяжение к Одинцовой затмило рассудок персонажа. Под воздействием сильных чувств были разрушены принципы, по которым жил Базаров. Это конфликт привел к гибели героя.

Л.Н. Толстой, «Война и мир».
Как разум и чувства влияют на поведение и поступки человека можно проследить в романе-эпопее Льва Толстого «Война и мир». Кутузов, будучи очень мудрым полководцем, принимал важные решения, руководствуясь не только умом, но сердцем. Такой подход позволил Кутузову составлять правильные стратегии, чтобы заслужить великую победу и защитить русский народ. В таких решениях, конечно же, присутствовали чувства, ведь полководец с особым уважением и любовью относится к своим солдатам. Ему была дорога жизнь каждого воина. В свою очередь, благодаря разумному подходу к принятию решений, Кутузов смог рационально обдумать ситуацию и сделать верные выводы. Бородинское сражение забрало у армии много воинов. Полководец прекрасно понимал, что из-за нехватки сил ему придётся отступить. Руководствуясь умом, Кутузов смог трезво оценить ситуацию. Он осознал, что с наступлением морозов французы отступят сами. Именно так и произошло. Такой пример доказывает, что важную роль в принятии решений играют и разум, и чувства. Не нужно допускать конфликта между ними. Важно учитывать все аспекты.

А.С. Пушкин, «Капитанская дочка».
Конфликт между разумом и чувством заметен в повести Александра Пушкина «Капитанская дочка».
Пётр Гринев, когда узнал, что Швабрин насильно удерживает Машу Миронову, обратился за помощью к Пугачеву. В данном случае персонаж предпочел идти на зов сердца, игнорируя рационализм. Гринев прекрасно понимает, что такое поведение может стоить ему жизни, что идти в стан врага одному равноценно гибели. Однако он не желает отступать от намеченного плана. И ему удалось сохранить жизнь, достоинство и честь Марьи благодаря смелости и упорству. Анализируя данный пример, можно сделать вывод, что чувства необходимы в принятии человеком правильного решения. Именно голос сердца помог Петру Гриневу спасти любимую девушку. Но ведь персонаж в своих действиях руководствовался и умом. Пётр Гринев смог мысленно составить план помощи своей возлюбленной и прибегнуть к определенной хитрости — обратиться к Пугачеву. Таким образом, автор напоминает нам о том, что в человеке гармонировать и разум, и чувства. Между ними всегда должно быть компромиссное решение.

А.И. Куприн, «Олеся».
Тема противостояния разума и чувства поднята в повести Александра Куприна «Олеся». Олеся ощущает неразрывную связь с природным миром, но в ее жизнь ворвалась страсть к городскому дворянину Ивану. Девушка очень боится своих чувств, ведь она искренне полюбила человека, который был очень далек от нее. Руководствуясь разумом, Олеся приходит к выводу, что их любовь не приведёт к счастливому финалу. Она предсказывает разлуку и как будто видит судьбу Ивана. Обладатель «ленивого сердца» не мог стать ее верным спутником. Однако она поддается эмоциям и вступает в отношения с Иваном, понимая, что их роман обречен. Но победа сердца была временной. После нападения прихожанок Олеся окончательно убеждается в том, что ей чужды культура и ментальность мира Ивана. Вопреки сильным чувствам главная героиня принимает решение уехать с бабушкой. Ивану она об этом не говорит. Несмотря ни на что, Олеся явно не жалеет о своих поступках и связи с Иваном. Сердце не может лгать, но разум все равно берет свое: девушка поступает рационально, оставляя своего любимого.

А.И. Куприн, «Гранатовый браслет».

Конфликт разума и чувства присутствует в произведении Александра Куприна «Гранатовый браслет».
Главные герои произведения — чиновник Желтков и Вера Шеина — олицетворяют абсолютно разные образы мыслей. Один из них посвящён разуму, а другой отдан чувствам. Увидев в первый раз Веру, Георгий никак не мог стереть из памяти её образ. Главный герой все время думал о Вере, несмотря на то, что она была дворянкой, а потом стала замужней женщиной. Они не могли быть вместе, ведь принадлежали к разным сословиям. Да и Вера вовсе не была человеком страстным и увлекающимся. Героиня умело вела домашнее хозяйство, урезала расходы и жила по канонам рационализма. От господина Ж она получает письма с признанием в любви, но не реагирует: размеренная семейная жизнь ее полностью устраивает. Желтков прекрасно понимал, что у него ничего не получится с Верой. Несмотря на это, он не терял надежду на светлое будущее и продолжал писать ей письма. Однако эта любовь приводит к смерти Желткова. Повинуясь эмоциям, он убивает себя, когда лишается своей иллюзии. Этот поступок заставил Веру пересмотреть свою жизнь. Она поняла, что потеряла возможность обрести истинную любовь — одну на миллион. Таким образом, автор наглядно показал, к каким печальным последствиям приводит нарушение баланса между чувством и разумом. Оба героя были несчастны, но каждый по-своему.

Увидев в первый раз Веру, Георгий никак не мог стереть из памяти её образ. Главный герой все время думал о Вере, несмотря на то, что она была дворянкой, а потом стала замужней женщиной. Они не могли быть вместе, ведь принадлежали к разным сословиям. Да и Вера вовсе не была человеком страстным и увлекающимся. Героиня умело вела домашнее хозяйство, урезала расходы и жила по канонам рационализма. От господина Ж она получает письма с признанием в любви, но не реагирует: размеренная семейная жизнь ее полностью устраивает. Желтков прекрасно понимал, что у него ничего не получится с Верой. Несмотря на это, он не терял надежду на светлое будущее и продолжал писать ей письма. Однако эта любовь приводит к смерти Желткова. Повинуясь эмоциям, он убивает себя, когда лишается своей иллюзии. Этот поступок заставил Веру пересмотреть свою жизнь. Она поняла, что потеряла возможность обрести истинную любовь — одну на миллион. Таким образом, автор наглядно показал, к каким печальным последствиям приводит нарушение баланса между чувством и разумом. Оба героя были несчастны, но каждый по-своему.

Разум и чувства. Как писать сочинение? Пример

Добро пожаловать на наш портал! Раз уж вы оказались на данной странице, поспешу сделать вывод, что вы является выпускником 11-ого класса и именно вам предстоит написать выпускное сочинение в декабре этого года. Ну или же вы преподаватель, который хорошо заботится о своих учениках, в любом случае информация будет вам полезна.

Сегодня мы разберем как писать выпускное сочинение по частям. Вступление, аргументация, заключение. Ниже в таблице все подробно написано на примере направления Разум и чувство.

Тема дана в форме вопроса.

Должен ли разум преобладать над чувствами? 
 Записать данный вопрос или перефразировать его, добавить проблемные вопросы, а затем дать на них ответ, сформулировав тезис.          

Должен ли разум преобладать над чувствами? К каким последствиям  может привести конфликт между разумом и чувством?  Может ли человек, подчиненный законам разума, чувствовать и ощущать полноту жизни, счастье, радость?

Действительно, как часто мы сталкиваемся с тем, что разум подсказывает нам одно, а чувства – совсем другое. Мне кажется, что человек, который всю жизнь испытывал «холод разума», никогда не сможет окунуться в мир страстей, в «стихию чувств».  А если это вдруг и произойдет, то он сгорит в этом огне чувств. В этом легко убедиться, обратившись к художественной литературе. (тезис — 83 слова)

Основная часть (2 аргумента)

     Давайте вспомним  роман в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин». В этом произведении автор изображает столкновение двух противоположностей, символизирующих собой разные типы личностей –романтиков и реалистов («волна и камень, стихи и проза, лед и пламень» )– Владимира Ленского и Евгения Онегина. В отличие от Онегина, человека рассудочного, с поврежденным и приглушенным сердцем, Ленский сохранил сердечность и доверчивость; порой он наивен в своем простодушии, порой неумеренно вспыльчив и горяч. Именно эти качества приводят Ленского к трагической гибели на дуэли от руки Онегина. Понимал ли Евгений Онегин, что может произойти трагедия? Да. Но будучи рационально мыслящим, прагматичным человеком, в угоду общественному мнению он принимает вызов от друга и убивает его. Таким образом, разум Онегина взял верх над его чувствами и привел к трагедии.  Промежуточный вывод   (118 слов)

      Можно привести и другой пример из этого же произведения. Получив письмо от Татьяны Лариной с признанием в любви, Онегин по-человечески оценил её сердечный порыв. Это письмо тронуло его душу и привело в волнение, но он не разглядел своего счастья; прагматический подход ко всему, даже к любви, не позволил Онегину, подчиненному законам разума, обрести семейное счастье. Однако, когда Евгений встречается с Татьяной через несколько лет, он влюбляется в неё как мальчишка, слепо и безрассудно, позволяя уже чувствам взять верх над разумом. Эта страсть испепелила его душу, но не принесла ему счастья, так как Татьяна была уже замужем и они не могли быть вместе.                   (102 слова)                                       ИТОГО: аргументы =220 слов

Вывод      В заключение нельзя не сказать об актуальности поднятой темы, которая до сих пор звучит современно, потому что бездуховна жизнь человека, в которой всё подчинено разуму, в которой нет места чувствам. Думаю, человек в равной мере должен уметь управлять и «стихией чувств», и «холодом разума», и тогда он будет жить  в гармонии и с самим собой, и с окружающими.              (54 слова)

ИТОГО: 353 слова

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Оценка: 4.2 из 45

Комментарии

Всего комментариев: 0

Проверенные примеры итогового сочинения 2022-2023 на тему что в большей степени управляет человеком разум или чувства? Структура сочинения: вступление, аргументы из литературы, вывод.

Человек отличается от животных наличием разума — это его определяющая черта. Поэтому каждое его действие требует обдумывания и вызывает рефлексию. А вот свои инстинкты он вынужден подавлять, иначе он не сможет состояться в социуме и соответствовать его канонам. Поэтому именно рассудок правит личностью в большей степени, чем чувства. Это доказывают многие литературные примеры.

Обратимся к произведению И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». Все герои рассказа подчиняются лишь доводам рассудка и редко позволяют своим чувствам проявить себя. Например, господин всю жизнь откладывал отдых и развлечения, чтобы заработать достаточно большое состояние. День за днем он трудился, забывая о своих увлечениях и желаниях, чтобы потом удалиться на покой и пожинать плоды. Получается, всеми его поступками управлял расчет. Даже в отпуске он делал то, что вполне разумно: досуг его не выходил за рамки условностей, принятых в его кругу. Окружающие его люди тоже жили так. Вспомним хотя бы парочку влюбленных, которые лишь изображали страсть, чтобы поднимать настроение пассажирам. Они работали и тоже копили деньги, строили планы, рассчитывая на будущее, а не слепо отдаваясь порыву. Каждый шаг персонажей определен рассудком, а настоящие эмоции скрыты глубоко внутри.

Даже когда человек отдается чувству, его не отпускает разум. Это доказывает пример из книги А.И. Куприна «Гранатовый браслет». Георгий полюбил Веру — девушку из высшего общества. Но сам он был обыкновенным чиновником низшего звена, так что о сватовстве и браке не могло быть и речи. Однако эмоции Желткова были так сильны, что он решился написать даме сердца. Конечно, она не отвечала. Первые его послания были нелепыми и настойчивыми. Он все еще на что-то надеялся. Но постепенно разум взял верх над его страстью: Желтков осознал, что Вера не будет с ним, и изменил тональность писем. Они были полны смирения и преклонения без нажима. Именно поэтому Вера годами почти ничего не предпринимала и получила такую корреспонденцию, а ее муж не видел в этом ничего предосудительного. Желтков не был слеп в своем влечении. Его действия были тщательно продуманы и рассчитаны на то, чтобы не вызвать негативных последствий. Даже такая страсть, как у Георгия, подчинена неким требованиям и купюрам разума, что говорит о его главенстве.

Таким образом, именно рассудок управляет поступками личности и даже ее чувствами. Человек — существо разумное, поэтому все его эмоции упорядочены и находятся под контролем. Чем выше уровень развития людей, тем лучше они «властвуют собою». Без этого силового перевеса мы не были бы собой.

Пример №2 итогового сочинения ЕГЭ

Сочинение на тему «Что в большей степени управляет человеком: разум или чувства?» Что в большей степени управляет человеком: разум или чувства? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно дать определения главным его составляющим. Разум — это способность человека логически мыслить: анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, находить смыслы, делать выводы, формулировать принципы. А чувства – это эмоциональные переживания человека, возникающие в процессе его отношений с окружающим миром. Чувства формируются и вырабатываются в ходе развития и воспитания человека.

Многим кажется, что нужно жить лишь разумом, и они в чем-то правы. Разум дан человеку, чтобы он все обдумывал и принимал верные решения. Но человеку даны и чувства. Они всегда борются с разумом, показывая, что именно на них стоит обращать большее внимание. Чувства важны для каждого из нас: они помогают сделать нашу более насыщенной и интересной. Иногда сердце подсказывает одно, а мозг говорит нам совсем противоположное. Как же быть? Хочется, чтобы они жили в мире и не спорили друг с другом, но это недостижимо. Душа желает свободы, праздника, веселья… А разум твердит нам, что нужно трудиться, работать, заботиться о повседневных мелочах, чтобы они не скапливались в неразрешимые бытовые проблемы. Две противоборствующие силы тянут бразды правления каждая на себя, поэтому в разных ситуациях нами управляют разные мотивы.

Многие писатели и поэты поднимали тему борьбы разума и чувств. Так, например, в трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта» главные герои принадлежат к враждующим между собой кланам Монтекки и Капулетти. Всё против чувств молодых людей, и голос разума советует каждому не поддаваться вспыхнувшей любви. Но эмоции оказываются сильнее, и даже в смерти Ромео и Джульетта не захотели расставаться. Мы никогда не знаем наверняка, что случится, если чувства возьмут верх над разумом, но Шекспир показал нам трагическое развитие событий. И мы охотно верим ему, ведь подобный сюжет не раз повторялся как в мировой культуре, так и в жизни. Героям – всего лишь подростки, которые наверняка полюбили впервые. Если бы они попытались хотя бы унять пыл и попробовать договориться с родителями, сомневаюсь, что Монтеки или Капулетти предпочли бы смерть своих детей. Они бы, скорее всего, пошли на компромисс. Однако подросткам в этой ситуации не хватило мудрости и житейского опыта,ю чтобы достичь своей цели иными, разумными способами. Иногда чувства выступают в роли нашей внутренней интуиции, но бывает и так, что это всего лишь минутный порыв, который лучше сдержать. Я думаю, Ромео и Джульетта поддались порыву, свойственному их возрасту, а не интуитивно установили нерушимую связь. Любовь подтолкнула бы их к решению проблемы, а не к суициду. Такая жертва – только веление капризной страсти.

В повести «Капитанская дочка» мы также наблюдаем столкновение между разумом и чувством. Пётр Гринев, узнав о том, что его возлюбленная Маша Миронова насильно удерживается Швабриным, который хочет заставить девушку выйти за него замуж, вопреки голосу разума обращается за помощью к Пугачёву. Герой знает, что это может грозить ему смертью, ведь связь с государственным преступником сурово каралась, но он не отступается от задуманного и в итоге сохраняет собственную жизнь и честь, а позже получает Машу в законные жёны. Этот пример – иллюстрация того, что голос чувства необходим человеку в принятии окончательного решения. Он помог спасти девушку от несправедливого притеснения. Если бы юноша только думал да прикидывал, любить до самопожертвования он не смог бы. Но разумом Гринев не пренебрег: он составил мысленный план, как максимально эффективно помочь возлюбленной. Он не записывался в предатели, а воспользовался расположением Пугачева, который оценил мужественный и сильный характер офицера.

Таким образом, я могу сделать вывод о том, что в человеке должны быть сильными и разум и чувства. Нельзя отдавать предпочтение крайности, нужно всегда находить компромиссное решение. Какой выбор сделать в той или иной ситуации: подчиниться чувствам или прислушаться к голосу разума? Как избежать внутреннего конфликта между этими двумя «стихиями»? На эти вопросы каждый должен ответить сам. И выбор человек тоже делает самостоятельно, выбор, от которого иногда может зависеть не только будущее, но и сама жизнь.

Пример №3 итогового сочинения ЕГЭ

На протяжении всей жизни в нас борются две силы: разум и чувства. Что же из них в большей степени управляет нами? Кто-то скажет, что всегда нужно думать головой и прислушиваться к голосу разума, а другие твердят, что стоит довериться чувствам и поступать так как велит сердце. В данном случае, каждый прав по-своему. Ведь если постоянно действовать по велению разума, взвешивать все решения и обдумывать каждую деталь, то вскоре можно превратиться в робота без чувств и эмоций.

Хотелось бы, чтобы разум и чувства сосуществовали в гармонии, но это не достижимо, потому что в разный период нами управляют разные причины. Во многих произведениях описывается борьба разума и чувств, но даже в них иногда не совсем понятно, что лучше.

Например, в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» отчетливо видно, как герои делают выбор между чувствами и разумом. Каждый из них поступал в зависимости от того, что над ним оказывало значительную власть. Эраст руководствовался разумом, но в некоторые моменты чувства брали над ним власть (момент, когда он проиграл в карты свое имение). После чего действуя исключительно разумом, он женился на вдове, с чистым расчетом, поправить свое материальное положение.

Лиза же, руководствовалась исключительно чувствами, не давая разуму ни малейшего шанса. Выгодное замужество было моментально отвергнуто, несмотря на то, что с любимым девушка быть все равно бы не смогла (разный социальный статус). К чему же это привело? Лиза убила себя, не задумываясь ни о ком кроме себя. Не подумала о больной матери, которую, вроде как, очень любила.

Так кто из героев поступил правильно? Кто из них стал счастливым? Если с Лизой все понятно, то Эраст, руководствуясь разумом, выбрал безбедную жизнь, тоже оказался несчастлив. Узнав о гибели Лизы, он считал себя виноватым.

В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» так же прослеживается борьба между разумом и чувствами. Герой Петр Гринев стоит перед выбором: послушать разум и не идти на преступление или же отдаться чувствам и нарушить закон, связавшись с преступником Пугачевым. В итоге Гринев выбирает чувства и бросается спасать любимую Машу Миронову из лап Швабрина, который удерживает девушку насильно. Он знает, чем ему грозит это, но все равно рискует. В конце концов он спасает возлюбленную, и они женятся. Данный пример показывает, что и чувства иногда способны помочь человеку, особенно в совокупности с остатками разума. Ведь Гринев же все-таки придумал план и максимально четко его осуществил.

Главное понять, что взаимопомощь разума чувствам и наоборот, помогут жить в гармонии. Ведь отказываясь от одного, мы не будем счастливы.

Пример №4 итогового сочинения ЕГЭ

Человек — уникальное явление, одинаково сочетающее в себе две, на первый взгляд, взаимоисключающие категории – разум и чувства. Именно эти две противоположности управляют нашим поведением и являются неким мерилом жизни. Эмоциональные, восприимчивые люди всегда руководствуются чувствами, тогда как рациональные и практичные выбирают разум.

Что же в большей степени управляет человеком: разум или чувства? На этот вопрос, пожалуй, ответить однозначно нельзя, ведь все люди разные. Также многое зависит от ситуации, в которой человек оказался; от среды, в которой он вырос и продолжает жить. Примеры того, что в большей степени управляет человеком, можно найти на страницах художественной литературы.

В произведении А.И. Куприна, рассказе «Чудесный доктор», автор дает пример в пользу чувств. Под влиянием сострадания к чужому горю, доктор Пирогов помогает отчаявшемуся многодетному бедняку Мерцалову. Потерявший работу глава семейства никак не мог найти новое место, а между тем семье приходилось жить в подвале впроголодь. Сильно болели жена и старшая дочь, среднего ребенка уже схоронили. Пребывание в доме младенца сильно усложняло проблему: у жены не было молока, она не могла выйти на работу, чтобы получить денег на пропитание.

В тот самый кульминационный момент, когда старший Мерцалов решил уйти из жизни, посторонний солидный господин проникся сочувствием к чужому горю. Он выслушал нехитрую исповедь бедняка и сразу же начал искать пути решения его проблемам, потому что им двигало милосердие.

Таким образом, поддавшись благим чувствам, посторонний человек смог в корне изменить жизнь других людей. Протянутая рука помощи стала пропуском в другую, более лучшую жизнь: от лекарств доктора дочери стало лучше, глава семейства нашел новую работу, а сыновья поступили в пансион с полным государственным обеспечением. Несмотря на то, что этот человек помог лишь раз, факт проявленного сочувствия смог развенчать убеждение этого семейства о том, что мир жесток. Они стали создавать другую реальность, ставить цели и достигать их.

В другом произведении А.И. Куприна, рассказе «Куст сирени» автор показывает, как две силы – разум и чувства – работают вместе. Главная героиня, Вера, очень любила своего мужа и помогала ему получить профессию ландшафтного дизайнера. Николаю трудно давалась учеба в Академии: он постоянно нервничал, нередко срывался на жену. Верная жена постоянно проявляла сочувствие и прощала все эмоциональные срывы своему мужу. Однажды Николай пришел с экзамена совершенно не в духе: профессор не принял его чертеж. Оказывается, он замаскировал кляксу, нарисовав в этом месте кусты. Обман раскрылся, и студент был удален с экзамена.

Любящая жена стала думать, как помочь мужу в этой ситуации. Она наняла садовника и посадила кусты сирени в том месте, где они были обозначены на чертеже. После экскурсии в указанное место Николаю удалось реабилитироваться в глазах профессора: он получил отличную оценку. Таким образом, любящей супругой управляли и разум, и чувства; примененные одновременно, они смогли помочь разрешить проблему.

Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод о том, что человеком управляют разум и чувства в более-менее одинаковой степени. Для того, чтобы обрести гармонию, необходимо, чтобы они работали слаженно. Тогда поведение будет продуманным, а поступки — высоконравственными.

Пример №5 итогового сочинения ЕГЭ

Я считаю, что разум — это то, что контролирует человеческие поступки, поведение, мысли и даже чувства, которые мы испытываем. На мой взгляд, разум не позволяет нам выходить за грани принятых в обществе норм и правил, то есть в каком-то смысле разумное начало защищает человека от различных опасностей, сохраняя ему жизнь. Когда человек совершает ошибки или делает неправильный выбор, наш разум в дальнейшем помогает избежать подобного. Чувства же – это эмоциональная составляющая. Как правило, они спонтанны, безудержны, и порой их невозможно объяснить или понять. Но тогда что же в человеке должно преобладать: разумное начало или чувственное? Или они оба должны гармонично сочетаться друг с другом. Попробуем найти ответ на этот вопрос в произведениях русской литературы.

Ярким проявлением противостояния разума и чувств может стать история героев из рассказа А.П. Чехова « Дама с собачкой». Д.Д. Гуров – обычный семьянин, который женился не по любви и который частенько изменял своей супруге, что уже говорит нам о том, что для героя чувства не являются столь важными в жизни. Поэтому при выборе спутницы жизни он руководствовался разумом. Гуров часто ездил в Ялту, и во время одной из таких поездок он познакомился с Анной Сергеевной – красивой, скромной молодой женщиной, которая была замужем. Гуров, естественно, заводит с ней, как он думал, мимолётные отношения, которые по возвращении домой он непременно забудет. Однако из Ялты Д.Д. возвращается совершенно другим человеком. Он постепенно осознает, что существовал в пошлом и порочном обществе, которое интересуется только обедами, играми в карты и пустыми разговорами. Вскоре он решается ехать за своей любовью. Данное поведение героя свидетельствует о том, что он впервые почувствовал настоящую любовь. Время идёт, возлюбленные в тайне от своих супругов встречаются друг с другом, но никак не могут бросить свои семью и начать жить вместе. Чехов показывает читателю, что эти люди боятся совершить ошибку, нарушить какие-то правила. Они думают о последствиях, а значит, действуют с позиции разума. Финал рассказа остаётся открытым. Я, к сожалению, не вижу будущего у этой пары, потому что считаю, что у них не хватит решимости отдаться своим чувствам сполна.

Ещё одним примером, где разум преобладает над чувствами, может стать образ господина из Сан-Франциско из одноимённого рассказа И.А. Бунина. Герой – обеспеченный человек, который все свои 58 лет стремился к богатству. Он не знал, что такое развлечение, путешествия, душевные разговоры, любовь и семейный отдых. Автор даже не назвал своего персонажа, тем самым показывая нам, что его герой не играет никакой роли в этом мире. Его знают и почитают лишь из-за его доходов. И вот герой наконец-то зарабатывает определённую сумму денег и решает отправиться в длительное путешествие со своей семьёй. Они плывут на большом круизном лайнере, где встречают пару влюблённых, от которых так и веет счастьем. Но оказывается, что эти люди – всего лишь актёры, которые играют в любовь. Таким образом Бунин указывает на тот факт, что жизнь господина из Сан-Франциско – это фальшь. Деньги, красивая одежда- это всего лишь материальные ценности, а духовного у героя ничего нет, как и у людей, окружающих его. Он просто плывёт по течению, из которого не может выбраться, потому что духовно он уже давно мёртв. Через некоторое время семья из Сан-Франциско приезжает на остров Капри – очень фешенебельное место для богатых людей, где герой внезапно умирает. Примечательно то, что его тело оставляют в сыром и прогнившем номере отеля. А затем в трюме в ящике из-под содовой транспортируют на родину всё на том же огромном корабле. Данное развитие событий ещё раз даёт нам понять, что вся жизнь господина, наполненная лишь материальными ценностями, была фальшива. В ней никогда не было места чувствам, которые делают нашу жизнь ярче.

Однако другой русский писатель, Н.В. Гоголь, показывает иную сторону этих двух противоречащих начал. Читатель видит, как чувства Андрия к польской красавице затмевают его разум, и он решается на отчаянный шаг: сбегает к полякам, чтобы быть рядом со своей возлюбленной. Его отец, Тарас Бульба, узнав о предательстве сына, решает его убить, так как он оставил своё отечество, товарищей и родителей ради эгоистических чувств к полячке, которая в скором времени позабудет его и никогда не узнает, как он умер, и не сможет прийти на его могилу, чтобы оплакать. Мне кажется, что в ситуации с Андрием голос разума был ему необходим, потому что тогда бы он не променял свою любовь к родине на любовь к полячке. Эти две любви должны были остаться в его сердце. Сильный человек не может предать Родину, но может любить женщину на расстоянии, как, например, любил Желтков Веру Николаевну Шеину в течение восьми лет, не требуя от неё ничего взамен.

Подводя итог вышесказанному, я хотел бы еще раз подчеркнуть, что именно чувства должны преобладать в человеке, хотя и разум нам, безусловно, необходим. Закончить своё сочинение я хотел бы словами помещика Алёхина – героя из рассказа А.П. Чехова « О любви»: « Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного… или не нужно рассуждать вовсе».

Пример №6 итогового сочинения ЕГЭ

Что в большей степени управляет человеком: разум или чувства? Чтобы разобраться в поставленном вопросе, необходимо четко понимать значения этих понятий. Разум – это наша способность все анализировать, контролировать, думать наперед, понимать, что будет дальше и к чему приведут наши действия. Чувства – это эмоции. Они отображают то, что происходит с нами. Чтобы бы мы ни делали, чувства тоже будут реагировать.

Во время написания сочинения я думала, что должно преобладать. Мудрость подсказывала, что разум должен быть на первом месте. Ведь он так часто спасает нас от проблем. Но, а как же чувства? Без них мы неживые.

Есть хорошие примеры из литературы, где разбирается вопрос, что в большей степени управляет человеком разум или чувства. Об этом написано в произведениях «Отцы и дети», «Война и мир», «Преступление и наказание».

Наверное, в каждом удачном романе поднимается вопрос чувств и разума, так как на этом основывается наша жизнь.

Я же хочу привести пример из «Ромео и Джульетты» Шекспира. Двое молодых людей влюблены. Они не хотят руководствоваться разумом, который отвергает даже надежду на подобное счастье. Они выбирают чувства. Поэтому каждый их шаг – это реакция чувств на происходящее. История стала трагической, дети мертвы. Было ли это правильно? Я думаю, что проблема кроется в первую очередь в обществе и семьях, который создали эту печальную ситуацию, создали для своих детей мир войны.

Другой пример столкновения разума и чувств описан в повести «Капитанская дочка». Петр Гринев попал в сложную ситуацию и ему нужно было сделать выбор. В заточении находилась его возлюбленная. Можно были либо идти за разумом и отказаться от чувств, либо закрыть глаза на закон, разум и броситься в объятия любви. Петр выбрал второй вариант. Он связался с преступником, чтобы тот помог освободить его любимую.

Я считаю, что чувства и разум должны всегда помогать нам делать важный выбор. Если мы будем от чего-то отказываться, то станем несчастными, обреченными. Мы всегда будем что-то терять. А ведь можно создать идеальный мир.

  • Аргументы для итогового сочинения 2022-2023 по каждому разделу ФИПИ
  • Темы итогового сочинения 2022-2023 по всем разделам банка ФИПИ

ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ

(430 слов) В минуты испытаний мы часто спрашиваем себя: «Что важнее: разум или чувства?». Порой кажется, что рассудок должен управлять поведением, ведь без него человек скатывается до уровня животного. Но главные решения в нашей жизни должны быть озвучены голосом сердца, потому что люди теряют смысл бытия, если чувствуют себя счастливыми. Об этом нам напоминают известные классические произведения русской литературы.

Вспомним пьесу А.Н. Островского «Гроза». Катерина была замужем и жила в довольно ханжеской среде, где один косой взгляд мог навлечь на человека позор и даже расправу. Кабаниха следила за ней, постоянно искала поводы для упреков и сцен, так что даже «неправильные» жесты ставились в вину невестке. В те времена уйти героине было некуда, развестись она не могла. И вполне разумно было бы подавить грезы о романе с Борисом и постараться укрепить свое положение в доме. Но героиня не могла больше мириться с одиночеством и неуважением. Она хотела любви и чувствовала, что ее жизнь лишена смысла без душевной теплоты и гармонии. Зачем все эти деньги, статусы и ранги? Чтобы стать такой же деспотичной купчихой, как Марфа Игнатьевна? Путь Катерины в доме Кабановых вел в тупик, несмотря на кажущееся везение бедной невесты, нашедшей богатого жениха. И сердце вовремя подсказало героине, как надо себя вести. Оно выдернуло ее из протоптанной колеи и положило конец страданиям, которые предлагал разум в обмен на комфорт. Чувства оказались зорче и важнее.

Менее однозначен пример из романа И.А. Гончарова «Обломов». Многие читатели винят героя в том, что он поставил свою лень выше любви и проиграл в битве с самим собой. Он ведь так и не решил свои финансовые проблемы, так и не стал идеальным мужем для Ольги, хотя обещал сделать это. Но зачем вся эта борьба? Разум предлагал логичную мотивацию: превратиться в «нормального» человека. Правда, эта «норма» вовсе не является выбором Ильи Ильича. Выбрав ее, он предает свою личность, свою индивидуальность. Построившись под всех, он теряет себя. Поэтому Обломов прислушался в голосу сердца и остался дома на диване. Ему не хотелось играть навязанную ему роль. Его бы и не хватило на всю жизнь. Нельзя же постоянно притворяться и лгать, тянуться к планке, поставленной кем-то другим. Рассудок нашел наиболее рациональное решение, но душе оно претило, поэтому герой пошел на голос сердца и обрел счастье. Это важнее логической правомерности.

Мы можем быть бесконечно правы, логичны, последовательны, но несчастны и подавлены. А можем ошибиться, совершить спонтанный поступок, показаться глупыми, но обрести себя и свою гармонию с этим миром. Никакой истине в последней инстанции мы ничем не обязаны, так что вовсе не обязательно гнаться за правильностью. Важно остаться собой и жить так, как велит сердце. Чувства важнее разума, если они ведут туда, где нас ждут.

  • Дурная голова ногам покоя не дает из какого рассказа
  • Дурак и береза русская народная сказка смотреть
  • Дружба великая сила сочинение
  • Друг как в сказке скрипнула дверь слушать
  • Достяжения или достижения как правильно пишется