Петербургская архитектура может быть описана разными эпитетами: классическая, строгая, парадная, соразмеренная. Но есть в этом городе здания, как бы нарушающие его «строгий стройный вид». Они напоминают о тех временах, когда Россия ещё не была европеизированной страной и имела собственные эстетические идеалы, которые были ближе к природе, отличались разнообразием форм, размеров и красок, плавностью и округлостью линий.
Ассоциируются эти здания со словом «терем», с палехской и хохломской росписью, с яркими дымковскими игрушками, и, конечно, с русской народной сказкой, где царские палаты всегда представлялись великолепными.
Такой дом можно увидеть неподалеку от исторического центра города на улице Колокольной, что идёт параллельно Невскому проспекту. Построено это удивительное здание было в самом начале двадцатого века архитектором Николаем Никоновым, творившим в неорусском стиле. Его работами являются и неповторимый Иоанновский женский монастырь на Карповке, а также доходный дом на Достоевской улице.
Для всех этих строений характерна краснокирпичная отделка, округлые кокошники над окнами, многочисленные растительные мотивы. В доме на Колокольной очень много разноцветной майоликовой мозаики, ею же оформлены своды над входом и в арке, затейливые островерхие башенки венчают местами выступающие балконы.
Разнообразные детали строения можно рассматривать очень долго. Несмотря на их обилие и пестроту, дом смотрится очень гармонично и взывает к нашему генетически обусловленному чувству прекрасного. В 2009 году здание было сильно разрушено в результате пожара, в котором погибло шесть человек. После длительных поисков финансовых средств на реставрацию дом, наконец, был восстановлен и снова радует глаз своей волшебной роскошью русской сказки.
Среди других работ архитектора Николая Никонова особое место занимает церковь Святой Троицы — безвозвратно утраченный шедевр русской архитектуры, на месте которого в наше время возвышается высотное жилое здание. Кроме того, по проекту Никонова были воздвигнуты Покровская церковь на улице Боровой, а также церковь Казанской Иконы на Приморском шоссе.
Николай Никитич творил и в других российских городах, специализируясь в основном на церковной архитектуре. Храмы по его проектам возвышаются в Москве, Таллине, Полтаве и на острове Валаам.
Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+↵
- необычные дома
Тип достопримечательности
Доходный дом Никонова (Дом из русской сказки)
Адрес: Колокольная ул., 11
Дом из русской сказки многими оценивается так же, как и, к примеру, собор Василия Блаженного. Почему? Дело в том, что выглядит он поистине замечательно, по-русски оригинально! Доходный дом Никонова – это альтернативное название исторического памятника отечественной архитектуры.
Николай Никитич – это легендарная и выдающаяся личность, которой присущи многие произведения искусства. Его работы располагаются не только на территории России. К примеру, очень много храмов, построенных по его проектам, располагаются в Таллине, Полтаве, и даже на острове Валаам. Одними из самых ярких работ в нашей стране является не только домик из русской сказки, но также известный Иоаннский женский монастырь на Карповке, а также доходный дом на улице Достоевской.
История доходного дома Никонова
Колокольная, 11 в Санкт Петербурге – это одна из тех построек, которая напоминает о временах, когда Россия еще не была такой европеизированной страной. Это своеобразное воплощение наших родных эстетических идеалов, которые были более близки к природе, нежели к каким-то другим искусственным изыскам.
Домик прошел достаточно богатую историю, однако, одним из самых знаменательных моментов в его судьбе стала трагедия. В 2009 году данное здание очень сильно пострадало от пожара, и в ходе трагедии даже погибло 6 человек. Но из полной разрухи постройку восстановили, несмотря на то, что процесс реставрации надолго затягивался из-за трудностей в поиске финансовых средств. Теперь постройка вновь радует всех прохожих своей сказочностью и необычностью.
Архитектурные особенности дома из русской сказки
Дом на Колокольной (пряничный домик, дом пряник), 11 в СПб больше напоминает терем, в самом натуральном понимании данного слова. Округлость линий, их плавность и аккуратность, огромное количество разнообразных форм, красок и изгибов – все это характеризует дизайнерские особенности представленного строения. Именно поэтому в голове сразу же возникает ассоциации с домиком из русских сказок, который дорого смотрится внутри, а внешне напоминает игрушку, расписанную под хохлому или палехскую роспись.
Дом купца Зимина на Колокольной, 11 стал произведением искусства, сделанным Николаем Никоновым, архитектором, который творил в неорусском стиле. Круглые окошки, многочисленные мотивы природы, о которых уже было упомянуто, своды над входом в арке – все это лишь малая часть особенностей, присущих оригинальному стилю творца.
Как заказать экскурсию на русском языке в любом городе мира. Обзор сервисов
Поделиться в социальных сетях
Вам понравится
Оставить отзыв к Доходный дом Никонова (Дом из русской сказки)
В путеводителях по Петербургу этот памятник архитектуры нередко ласково именуется “Дом-пряник”. Расположен он в историческом центре: в паре минут ходьбы от Владимирского собора, на Колокольной улице (бывшей когда-то Басманной), что берет начало от соборной 64-метровой колокольни. Нечётная сторона, дом под номером 11.
Зачарованно глядя сначала на небанальное майоликовое изображение этой неполной дюжины, а затем на всю щедрую россыпь яркого декора редкого по живописности здания, проникаешься идеей, которую хотел выразить зодчий сто лет назад: всё новое – это хорошо забытое старое…
Дом строился в 1899-1900 гг. как доходный – подобно множеству домов этого типа, на улицу выходит узким 18-метровым торцом, основною своею длиной в 50 м углубляясь во двор (туда мы тоже заглянем, чтобы рассмотреть сей позитивный ”антиколодец”, он на след. фото).
Сияющий изразцами уличный фасад пятиэтажного здания – гордость всей Колокольной улицы.
Да что уж там — всего предреволюционного гражданского архитектурного Питера, ибо уникален, вызывающ, нестандартен, да и просто красив. Архитектурный замысел принадлежит Николаю Никитичу Никонову – зодчему, оставившему богатейшее наследие, значительная часть которого (десяток храмов в неорусском стиле, в котором работал Никонов) безжалостно уничтожена в Ленинграде как до, так и уже после Великой Отечественной войны. В двухстах метрах от объекта сегодняшнего рассказа, за 10 лет до его возникновения, на углу Стремянной и Николаевской (нынче ул. Марата) улиц по проекту всё того же Николая Никонова была возведена Троицкая церковь, уничтоженная в 1964 году (она на след. фото).
На опустевшем святом месте сначала в 1977 году построили бани, простоявшие на радость жителям неблагоустроенных коммуналок 30 лет (в те годы горячее водоснабжение имелось далеко не во всех домах исторического центра). В 2007 на этом месте (ул. Марата, д. 5/21) возведён свежий новодел, очередной бизнес-центр.
Но вернёмся на Колокольную, 11.
Итак, фасад, выходящий на улицу. Условно разделён на три части (что подчёркивается некстати покрашенными почему-то именно в белый цвет водосточными трубами). На втором этаже в центральной части – четыре самых нарядно оформленных окна, объединённых арками попарно:
Сочетание поливной керамики, терракотовых вставок:
В пары визуально сгруппированы и окна вышележащих этажей, различаясь формой фигурных наличников и колонок. Центральная часть, третий этаж:
Центральная часть, четвёртый этаж:
Центральная часть, пятый этаж:
Левая, самая узкая часть здания, в ней расположены наибольшие по площади окна. Окно третьего этажа:
Левая часть фасада, окна четвертого этажа:
Отсутствие наличников на окнах первого этажа с лихвой компенсируется роскошно декорированным парадным входом-порталом и коваными проездными воротами…
…над которыми нависает, устроенный на уровне второго и третьего этажей, ослепительно прекрасный, прямоугольный в плане эркер, объект зависти всех обладателей недвижимости в старом фонде Петербурга (да и не обладателей тожеJ).
Эркер, уровень второго этажа, ширинки с изразцами, живописная керамика в тимпане:
Эркер, уровень третьего этажа, вертикальные и горизонтальные майоликовые панно, тройная арка с висячими “гирьками”, настоящий праздник для глаз:
Третий, четвертый, пятые этажи, обращаем внимание на шатёр, кокошники и слуховые оконца:
Говорят, на крыше установлены флюгеры с изображением числа 1900, года постройки здания. В одном из окон 4 этажа желтеет табличка ”Продаётся”, речь о комнате, подробности далее в рассказе.
И, наконец, первый этаж, самая главная красота дома, сложносоставные майоликовые узорные панно, украшающие вход/въезд.
Восемь лет назад очищенные от вековых копоти и грязи, блестят и сверкают, даже несмотря на вечное отсутствие солнца – на эту сторону улицы оно не заглядывает.
Классика жанра – на одной площадке квартиры №№ 4, 5, 23, фирменная питерская нумерация. Всего в доме 23 квартиры, из которых 7 коммуналок. Если верить одному из риэлторских сайтов, стоимость 31-метровой комнаты в два окна, выходящих на Колокольную, с сохранившейся на потолке замечательной лепниной (фото прилагается) в 9-комнатной (!) коммунальной квартире (общей площадью под 300 квадратов) на 4 этаже – порядка 2,5 млн р. За 9-комнатное удовольствие – недурственно. Ну да, метраж, памятник, лепнина, аура дома…А вы еще не видели, какая там лестница…А если еще и на 9 эту сумму умножить…
Декоративные детали, рисунок изразцов, каменные фигурные элементы – сделаны по авторским эскизам самого Николая Никитича Никонова.
Керамику изготовляли в мастерской при Миргородской художественно-промышленной школе им. Н. В. Гоголя, где в те годы был налажен выпуск полихромных изразцов. Архитектор, будучи родом из Ярославской губернии и, возможно, в пору юности имея перед глазами живые примеры украшенных изразцами зданий, широко использовал майолику для многих своих проектов, часть из которых, к сожалению, не дошла до наших дней.
Вот так смотрел бы и смотрел – мешая спешащим прохожим, которые, видя замершего созерцателя, невольно поворачивают голову в том же направленииJ.
Давайте войдём во двор – ибо калитка (о чудо – редкий случай, спасибо Жилкомсервису Центрального района!) не заперта на кодовый замок. Арка-проезд:
Вид из арки во двор:
А тут и не колодец вовсе! У дома два двора – один не замкнут стенами по периметру. сообщается с двором рядом стоящего дома № 13 и в него выходят окна квартир, предназначенных для респектабельных жильцов, а также сохранившие витражную расстекловку окна роскошной парадной лестницы, на которую попадают входящие с Колокольной улицы посетители:
А вот второй двор уже глухой, депрессивный, мы в него не пойдем, чтобы не портить впечатление от увиденного. Первый двор:
Здесь на стенах уже нет буйства псевдо-русского узорочья, о нём напоминают лишь керамические вставки в геометрически-строгом кирпичном орнаменте.
Торец здания эффектно оформлен в виде башни с полукруглыми окнами и щипцовыми завершениями:
Ярусы подчеркнуты декоративными поясками разных профилей.
Собственно, башня эта предназначалась для размещения всего-навсего…черной лестницы – с голубями впридачуJ.
Шикарная парадная лестница помещена в центре здания – внутри выступающей за линию фасада части, ассимметрично расположенные окна которой соответствуют линиям лестничных маршей.
Окна сии замечательны не только значительными размерами, но и своими разноцветными витражами, сохранившимися во внутренних оконных рамах (с улицы, увы, роскошь эту не разглядеть, зато в Рунете можно найти их многочисленные фото). Мда, вот это и в самом деле парадная…
И напоследок еще раз окинем взглядом сие архитектурное чудо.
И впрямь, эдакая русская узорная коврижка, созданная хоть и ”по мотивам”, но с фантазией и размахомJ
Заметили? Фасад не изуродован кондиционерами и рекламными вывесками, хотя помещения и арендуются коммерческими организациями.
В 2010 году, после случившегося во внутреннем дворе пожара в одной из квартир 4 этажа, в результате тушения которого серьезно пострадала часть здания, дом качественно отреставрировали – событие из разряда ”нет худа без добра”.
Теперь – берегут.