Дом литературного героя сочинение 5 класс описание

Основные события книги «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского разворачиваются в Петербурге. В романе дано довольно подробное описание интерьера комнаты: в произведении ему отводится большая роль. Крошечная клетушка, в которой обитал Родион, была шагов в шесть длиной. Эта комната имела очень жалкий, убогий вид. Помещение было до того низким, что высокому человеку казалось, что он вот-вот стукнется головой о потолок.

Отставшие от стен жёлтые обои символизировали «расслоение» в душе главного героя книги. Большая неуклюжая софа занимала чуть не половину этой каморки. Эта мебель когда-то была обита ситцем. Но теперь софу, служившую Родиону постелью, сплошь покрывали лохмотья.

Трудно спорить с тем, что в таких клетушках, которые оказывают угнетающее влияние на психику людей, вынашиваются «самые ужасные и дьявольские планы». Именно в этой каморке главный герой романа и обдумывал свою теорию о «право имеющих».

Во внутреннем убранстве помещения отчётливо виден характер Родиона Раскольникова. Главный герой демонстрирует полное равнодушие к внешнему миру. Раскольникова отличает сосредоточенность исключительно на своих внутренних переживаниях. Главному герою романа свойственна замкнутость, желание забиться в своём тесном уголке (словно паук). После убийства старухи-процентщицы эта черта характера Раскольникова проявляется ещё более явственно.

Интерьер комнаты Сонечки Мармеладовой показан совершенно иначе. Это было довольно большое помещение, имевшее вид неправильного четырёхугольника. Несмотря на большие размеры, комната Сони не давала простора душе. Жилище девушки, напротив, словно бы душило, угнетало её. Из-за сходства с неправильным треугольником комната Сонечки казалась неуютной, уродливой.

Примечательная вещь в жилище главной героини – Новый завет, который девушка читает Раскольникову. Именно благодаря вере в Бога душа Мармеладовой не «заледенела» после выпавших на её долю физических страданий, унижений.

При описании интерьера помещения Федор Михайлович Достоевский уделяет большое внимание цветовой гамме. Автор знаменитого романа отдаёт явное предпочтение жёлтому цвету. Он становится отличным дополнением к драматическим переживаниям литературных персонажей. В интерьере присутствуют также зелёный, белый, коричневый цвета. В частности, на грязных жёлтых обоях виднелся неуклюжий белый цветок с коричневыми чёрточками.

Герой книги «Обломов» И. А. Гончарова постоянно находился в одной комнате. Она служила мужчине и кабинетом, и спальней, и приёмной. Комната, в которой Обломов проводил практически всё своё время, на первый взгляд выглядела прекрасно убранной. Но в действительности красота и чистота помещения мало заботили литературного героя. Обломов руководствовался «только желанием кое-как соблюсти видимость неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них». И. А. Гончарову отлично удалось описать комнату в художественном стиле. В результате у читателя складывается впечатление, что литературному герою чуждо стремление к труду, какой-либо деятельности. При дальнейшем прочтении романа становится более понятно, что именно привело Обломова к такому печальному образу жизни.

В произведении «Книжка с картинками» Д. Н. Мамина-Сибиряка автор рассказывает о том, как книги прочно вошли в его жизнь. В центре самой лучшей комнаты в доме находился довольно объёмный шкаф. В нём были размещены томики Некрасова, Пушкина, Кольцова, Гоголя. Такое описание обстановки дома свидетельствует о большой любви к чтению.

Дом – занимает центральное место в жизни любого человека. В дом – возвращаются из путешествий, в доме — скрывается от невзгод и накапливают силы для будущих свершений. В русской литературе дом тоже всегда был центральной фигурой. Он всегда описывается как место, в котором герои – взаимодействуют, любят, ссорятся, мирятся, область, в которой постоянно происходит что-то, что меняет героев, делает их лучше и возвышеннее или наоборот – изменяет их в худшую сторону, превращает в людей, с которым становится неуютно друзьям и родным.

Именно так и происходит в повседневной жизни. Дом – он для души и отдыха, там каждый человек в мире, способен почувствовать себя более счастливым, найти покой и тепло родного очага, поддержку и любовь близких. Дома бывают разные – от самих людей зависит, будет дом местом отдохновения или местом печали. Но в основном, каждая семья, каждый человек, стремится сделать свое личное пространство и пространство своей семьи – максимально комфортным, максимально приспособленным для отдыха и радости.

Дом – и в литературе и в повседневной реальной жизни, всегда связан с корнями, предками, устоями, традициями каждой семьи, определенными привычками обитателей этого дома. У каждого человека разные устремления то, что для одного – будет мечтой всей жизни, для другого – будет несущественно. И разные люди, бывают счастливы — по разному. Отдых для одного – может состоять даже в работе, а для другого в полной праздности, т.к. потребности души у разных людей совершенно разные. Но все сводится к одному – дом, это место, где человек должен ощущать себя защищенным и счастливым.

Так, в какой же дом хочется возвращаться для этого снова и снова? В литературе множество различных описаний дома, семейного очага и того, как душа хозяев этого дома была либо несчастна, либо счастлива, они могут показать насколько пригоден тот или иной вариант домашнего уклада для жизни, и стоит ли его выбирать.

Например, у Н. В. Гоголя в «Мертвых Душах» найдется много примеров таких домов у разных людей. Так как персонажей в романе у Гоголя очень много, можно привести три – дома Манилова, Собакевича и Плюшкина.

Дом Манилова – является примером счастливого дома, потому, что его хозяин был женат, у него были дети, он любил детей и супругу и они отвечали ему тем же. Этот дом служил примером дома для отдыха и души. Но сам дом, хозяйство этого дома, находилось в запустении, потому, что хозяин, как и хозяйка – не занимались финансовыми и хозяйственными вопросами.

«Дома он говорил очень мало и большею частию размышлял и думал, но о чем он думал, тоже разве богу было известно. Хозяйством нельзя сказать, чтобы он занимался, он даже никогда не ездил на поля, хозяйство шло как-то само собою». Дом Собакевича, можно привести как пример хозяйственного дома, в котором все было основательно, сделано на совесть, семья жила правильно и придерживалась определенных традиций и устоев, принятых в этом доме. В этом доме можно было отдыхать и это все домочадцы делать любили и умели.

Но вот был ли этот дом хоть как-то полезен душе? Нет. Потому, что приземленность хозяина-материалиста, вообще не знающего, что такое мечтать, заниматься творчеством, вообще не давала его душе никакого простора. А сам дом, его уклад и правила, привычки домочадцев, это только усиливали.

«Чичиков еще раз окинул комнату, и все, что в ней ни было, — все было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома; в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь.»

Что касается дома Плюшкина – это конкретный пример несчастного дома, который не мог быть предназначен ни для отдыха, ни для души. В этом доме хозяин глубоко страдал и постепенно сошел с ума. После смерти хозяйки дома, своей жены – он окончательно потерял рассудок и собирал дома всякий хлам, который своей тяжестью и старостью – давил на него еще больше. Более того, он был патологически жаден и подозрителен.

Сам дом страдал от всего этого не меньше хозяина – все было в запустении и жило само по себе. Здесь явно не думали ни о душе, ни об отдыхе, потому, что все было настолько мрачно и ненормально, что душа любого, кто там оказывался, казалось, сама покрывалась пылью и паутиной.

«С каждым годом притворялись окна в его доме, наконец, остались только два, из которых одно, как уже видел читатель, было заклеено бумагою; с каждым годом уходили из вида более и более главные части хозяйства, и мелкий взгляд его обращался к бумажкам и перышкам, которые он собирал в своей комнате»

Если обратиться к другому произведению и к другому примеру дома в русской литературе, у А.С. Пушкина «Евгений Онегин», то рассматривая дом семьи Лариных, то здесь была двойственность – и дом был полной чашей и семья была дружная и счастливая, но родители вместе с младшей сестрой – были материалисты, думали о комфорте тела, но не о душе.

«Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на масленице жирной

Водились русские блины»

А старшая дочь – Татьяна – была вся воплощенная душа и творческая личность, она мечтала, ее сердце хотело любить и ждало счастья и простой комфорт и праздность поместья, где жила семья – была ей в тягость.

«Она любила на балконе.

Предупреждать зари восход,

Когда на бледном небосклоне.

Звезд исчезает хоровод»

Но Пушкин показывает, что раньше, в молодости – мать Татьяны и Ольги, сама была тонкой и возвышенной натурой, но выйдя замуж поневоле и уехав из города в деревню, она забыла обо всех своих мечтах, и стала деловой хозяйкой, забывшей не только о своей прежней жизни, но и о душе, о ее устремлениях и потребностях.

«В свою деревню, где она, Бог знает, кем окружена, Рвалась и плакала сначала, С супругом чуть не развелась; Потом хозяйством занялась, Привыкла и довольна стала. Привычка свыше нам дана: Замена счастию она»

В заключение, можно сказать, что все перечисленные дома имеют свои недостатки, но также в каждом, найдется определенное достоинство для каждого его обитателя. Даже дом Плюшкина вполне пригоден для самого Плюшкина в какой-то степени, хоть он в целом и сам несчастный человек. Получается, что человек влияет на дом, в котором живет. В его силах сделать его чудесным местом для отдыха и для счастья своей души, но при этом дом, окружение, так сильно влияют на самого человека, меняют его, что он способен забыть об отдыхе, счастье, любви, мечтах. Или стать огрубевшим, приземленным человеком, заботящимся только о нуждах тела и забывшим о душе.

Человек должен быть сильным и бороться, прежде всего, с самим собой и с обстоятельствами, которые будут пытаться его сломать и изменить в худшую сторону. И чем больше в мире будет счастливых людей, семей, домов, в которых будет место как самому человеку и его близким, (так, чтобы им было комфортно и легко жить); чем больше в этих домах, в этих семьях будет духовности, творчества, обращения к высокому, тем больше будет на свете людей с мягкими, добрыми душами и тем меньше будет на свете зла и жестокости, больше света и счастья. И именно в такие дома захочется возвращаться снова и снова!

  • Сочинения
  • По литературе
  • Тургенев
  • Описание каморки Герасима (жилище, комнаты)

Сочинение Описание каморки Герасима (жилище, комнаты) из рассказа Муму Тургенева

Комната главного героя Герасима из повести «МуМу» походила больше на каморку чем на приличное жилье для человека. Очень маленькая комнатка находилась над кухней, в которой готовили еду для барыни ее подданные. У Герасима ничего не было, поэтому его жилище было обставлено очень скромно. В комнате сильного большого мужчины находились кровать, стол, сундук и стул на трех ножках. Кровать Герасима была очень большой и сделана была из дубовых досок, чтобы могла выдержать такого богатыря как Герасим. После того как этот сильный мужчина спас щенка и привел к себе в каморку Му-Му тоже очень любила поспать на кровати Герасима и считала себя хозяйкой в его комнате.

Стол, который находился в каморке, также был устойчив и крепок. Вообще вся мебель в каморке была массивной и соответствовала своему хозяину. Большой и крепкий стол стоял в углу комнаты, Герасим любил посидеть за столом. Рядом со столом стоял стул, который был всего лишь на трех ножках но, несмотря на это он также был крепкий. Стул на трех ножках был настолько крепким, что даже когда Герасим бил по нему или кидал об пол, он выдерживал. Мужчина даже улыбался, смотря на то, как стул падает, но не ломается.

Под богатырской кроватью Герасима стоит сундук, он использует его вместо шифоньера и постоянно задвигает под кровать. Сундук Тургеневым описан как дюжий, поэтому можно сделать вывод, что сундук тоже был большой и массивный. Мебель, которая находилась в маленькой комнатке Герасима, была сделана им самим очень добротно. Мужчина умел делать мебель и поэтому не доверил никому обставлять свою комнату.

Сам по себе Герасим был нелюдим и замкнутым человеком, поэтому закрывал свою каморку на ключ. Замок был большой и напоминал калач черного цвета, богатств у мужчины в комнате не было, но он не хотел, чтобы посторонние люди заходили к нему в жилище. Ключ от комнаты находился всегда у Герасима на поясе, с которым он никогда не расставался.

Также читают:

Картинка к сочинению Описание каморки Герасима (жилище, комнаты)

Описание каморки Герасима (жилище, комнаты)

Популярные сегодня темы

  • Характеристика и образ Алексея Каренина в романе Анна Каренина Толстого

    В произведении Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина» можно столкнуться с огромных количеством различных героев, их характерами и образами. Но одним из основных и наиболее ярких персонажей является Алексей Каренин, муж главной героини романа Анны.

  • Сочинение Почему важно помнить прошлое?

    Прошлое – это ценный фрагмент времени. Часть жизни отдельного человека и всего человечества в целом. В прошлом остаются важные и неважные, большие и маленькие события.

  • Бородинское сражение в романе Война и мир Толстого

    Лев Николаевич Толстой является автором в произведения Война и мир. Автор произведения позволил себе исправить некоторые факты, связанные с войной 1812 года. Многие историки по сей день рассуждают о том

  • Характеристика полковника на балу и после бала сочинение

    Петр Анисимович – герой, который представлен в двух «вариантах» – до праздника и после. Конечно, дело не в том, что на вечере он красиво выглядит, хорошо себя показывает, а после такой дома в халате. Нет, он на отдыхе (в обществе) и на работе.

  • Сочинение Мой любимый мультфильм

    У каждого из нас есть любимый мультфильм, который привлёк наше внимание ещё в детстве. Даже будучи взрослыми, мы не отказываемся от просмотра анимационных картин, ведь это снова погружает нас в беззаботную пору

Обновлено: 08.01.2023

«В углу стоял шкаф с посудой; на стене висел диплом
офицерский за стеклом и в рамке; около него красовались
лубочные картинки, представляющие взятие Кистрина и
Очакова, также выбор невесты и погребение кота.
. В угол дома помещались самые красивые и ценные вещи —
иконы, например.
Самой красивой и ценной вещью в доме Мироновых был шкаф
с посудой, что говорит о простом и небогатом убранстве.
Из украшений на стенах были только лубочные картинки —
рисунок с подписью, вид народного творчества.
Сюжет картинок простой по смыслу, что говорит о наивности,
доброте хозяев».

Повесть «Пиковая дама»
(описание комнаты старой графини).

«Перед кивотом, наполненным старинными образами,
теплилась золотая лампада.
Полинялые штофные кресла и диваны с пуховыми подушками,
с сошедшей позолотою, стояли в печальной симметрии
около стен, обитых китайскими обоями.
На стене висели два портрета, писанные в Париже.
По всем углам торчали фарфоровые пастушки,
столовые часы, коробочки, рулетки, веера и разные
дамские игрушки.
Германн пошел за ширмы.
За ними стояла маленькая железная кровать.
Раздевшись, она села у окна в вольтеровы кресла и
отослала горничных».

«. По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них по пыли rаких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки. Если б не эта тарелка, да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было бы подумать, что тут никто не живет — так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия. На этажерках, правда, лежали две-три развернутые книги, валялась газета, на бюро стояла и чернильница с перьями; но страницы, на которых развернуты были книги, покрылись пылью и пожелтели; видно, что их бросили давно; нумер газеты был прошлогодний, а из чернильницы, если обмакнуть в нее перо, вырвалась бы разве только с жужжаньем испуганная муха. «

Обломов, И. Гончаров.

Комната, которая была перед ним, больше всего напоминала большой пустой чулан. Пахло чем-то затхлым — так пахнет в местах, где хозяева держат нескольких кошек и собирают советские газеты в подшивку. На полу валялся мусор — пустые аптечные флаконы, старый ботинок, сломанная гитара без струн и какие-то бумажные обрывки. Обои в нескольких местах отстали от стен и свисали целыми лоскутами, а окно выходило на близкую — в метре, не больше, — кирпичную стену. В центре комнаты стояла принцесса.
Саша сначала долго смотрел на нее, потом несколько раз обошел вокруг и вдруг сильно залепил по ней ногой. Тогда все то, из чего она состояла, повалилось на пол и распалось — сделанная из сухой тыквы голова с наклеенными глазами и ртом оказалась возле батареи, картонные руки согнулись в рукавах дрянного ситцевого халата, правая нога отделилась, а левая повалилась на пол вместе с обтянутым черной тканью поясным манекеном на железном шесте, упавшим плашмя, прямо и как-то однозначно, словно застрелившийся политрук.

Стол, который находился в каморке, также был устойчив и крепок. Вообще вся мебель в каморке была массивной и соответствовала своему хозяину. Большой и крепкий стол стоял в углу комнаты, Герасим любил посидеть за столом. Рядом со столом стоял стул, который был всего лишь на трех ножках но, несмотря на это он также был крепкий. Стул на трех ножках был настолько крепким, что даже когда Герасим бил по нему или кидал об пол, он выдерживал. Мужчина даже улыбался, смотря на то, как стул падает, но не ломается.

Под богатырской кроватью Герасима стоит сундук, он использует его вместо шифоньера и постоянно задвигает под кровать. Сундук Тургеневым описан как дюжий, поэтому можно сделать вывод, что сундук тоже был большой и массивный. Мебель, которая находилась в маленькой комнатке Герасима, была сделана им самим очень добротно. Мужчина умел делать мебель и поэтому не доверил никому обставлять свою комнату.

Сам по себе Герасим был нелюдим и замкнутым человеком, поэтому закрывал свою каморку на ключ. Замок был большой и напоминал калач черного цвета, богатств у мужчины в комнате не было, но он не хотел, чтобы посторонние люди заходили к нему в жилище. Ключ от комнаты находился всегда у Герасима на поясе, с которым он никогда не расставался.

Также читают:

Картинка к сочинению Описание каморки Герасима (жилище, комнаты)

Популярные сегодня темы

На протяжении всего жизненного пути мы постоянно стремимся к чему-либо. Задаёмся целью, к которой стремимся как к маяку, без которого легко потеряться в жизни. Очень важно осознать — в каком направлении надо двигаться.

Благодаря образу Лизы Муромской в повести «Барышня-крестьянка» А. С. Пушкин обратил внимание читателя на то, что люди, которые принадлежат разным сословиям, имеют множество препятствий на пути к браку

Основным персонажем произведения является Анна Петровна, небогатая дворянка, представленная писателем в образе восемнадцатилетней молодой, изящной девушки.

Одни из самых ярких и красивых созданий природы — это цветы. Они украшают наши сады, городские парки и клумбы. Кроме всего этого, цветы — эскиз для многих художников и мастеров тату.

Русская литература 19 и 20 веков — источник сильных драматичных сюжетов, ярких персонажей, богатых красочных символов. Образ дома в русской литературе — один из сильных, эталонных, привлекающих внимание и заставляющий равняться на него. Отражение писателями и поэтами понятия «дом» мы будем изучать в нашей статье.

образ дома в русской литературе

Литература 19 века. Краткий обзор

Этот период литературы — один из самых сильных, мощных и предопределивших судьбу, как самой литературы, так и русского языка в целом. Его называли «Золотым веком поэзии». Но проза этих лет тоже не уступала, ее смело можно назвать образцом зарождения канонов письма.

В это столетие творили Пушкин и его учитель Жуковский, Фет и Тютчев. Всемирно известные Лев Толстой и Федор Михайлович Достоевский, конкуренты Горький и Чехов, Некрасов и Тургенев творили свои жемчужины, известные сейчас во всем мире. В этот период было создано множество достойных образов. Образ дома в русской литературе этого времени — один из самых сильных и запоминающихся, наделенный исконно русскими чертами и одновременно благосклонный к новым мировым тенденциям.

Век начинался развитием романтизма, который плавно перешел в реализм и социальный реализм. Настроение произведений было пронизано революционными предчувствиями и желанием перемен.

образ дома в русской литературе сочинение

Образ дома в русской литературе 19 века

Понятие «дом» часто идет рука об руку с понятием «родина». Возможно, поэтому писателями 19 бурного века дому уделялось много внимания. Дом часто был основным местом действия, самые драматические события происходили в нем. Жилье героев ассоциировалось с их родовыми традициями и семейными принципами.

Многие писатели разворачивали свои сюжеты вокруг жилья главных и второстепенных персонажей. Дом ассоциировался со своим хозяином и его родом.

образ дома в русской литературе 19 века

Образ дома у классиков прозы XIX века

Мы рассмотрим образ дома у трех знаковых мастеров художественного слова: Пушкина, Льва Толстого и Чехова.

Благодаря А. С. Пушкину образ дома в русской литературе имеет две трактовки. Разберем их детально на примере романа «Евгений Онегин» и его главных героев — Евгения и Татьяны.

Для Евгения дом — скучное место для отдыха. К своему дому особо трепетного отношения Евгений не испытывает. Другое дело — домоседка Татьяна. Дома она рукодельничает, читает и мечтает. Она — настоящая хранительница домашнего очага, дома ей очень уютно и комфортно. Возможно, именно поэтому она с такой легкостью отвергает несвоевременные чувства Онегина. У нее есть настоящий, достойный дом, и сейчас он — ее высшая ценность. И читатель понимает, что Татьяна даже мыслями не может осквернить свое жилье, что выступает в романе символом и ее души, двери которой если закрываются для определенного человека, то уже навсегда. Так образ дома у Пушкина выступает символом покоя, умиротворения, моральной чистоты.

образ дома в русской литературе 20 века

Краткий итог сочинений

Удивительное разнообразие тем для исследований может дать нам образ дома в русской литературе. Сочинение, к сожалению, не может передать все оттенки значения жилища для писателей XIX века, но мы можем подвести итог, выделив основные, общие для всех черты:

  • Дом – как родовое гнездо.
  • Он символизирует традиции и историю рода.
  • Является часто основным местом действия произведения.

Писатели не жалели красок для описания семейных гнезд своих героев. Большинство из них жили в унаследованных от отцов и дедов поместьях, ценили и уважали его. Отношение к дому и нахождению в нем во многом предопределяло характер персонажа, наличие/отсутствие авантюрности в нем.

Литература XX века. Обзор

На смену литературным традициям XIX столетия пришло бросающее вызов новаторство века XX. Образ дома в русской литературе 20 века приобретет совсем иные черты, чем в веке-предшественнике.

Главный герой возвращается из дома своей сестры в небольшой деревне и вспоминает свое пребывание там. На фоне дома разворачиваются главные события в жизни этой семьи.

Позже этот дом будет продан и станет двузначным символом: с одной стороны, он уже стар, и надо бы новый, но с другой – здесь все воспоминания, здесь сила рода и его моральные устои. Героиня романа Лиза из последних сил готова бороться за отцовский дом, он родной ей даже полуразрушенным, пострадавшим от ничем не брезгующих рук перекупщика.

образ дома в произведениях русской литературы

Дом у Пастернака и Гоголя

образ дома и семьи в русской литературе

Выводы

Каждый век по-своему видит своих героев. Так же разным предстает образ дома в русской литературе (сочинение об обоих периодах даст вам общее впечатление о доме в XIX и XX веках).

Век-предшественник изображает дом семейным гнездом, хранилищем традиций и истории родов, предметом, что формулирует не только характеры, но и судьбы героев.

Двадцатый век относится к жилищу уже иначе. Оно становится символом некоего регресса и иногда требует обновления, а то и избавления от него.

Сложным и неоднозначным выступает образ дома в русской литературе. Аргументы можно найти в самих произведениях.

В любом художественном произведении события основаны на переплетении и тесной связи самих героев, их действий и мест, где все происходит. Описание интерьера — это изображение внутренних помещений здания, описание жилых и рабочих пространств. Умение описать интерьер так, чтобы у читателя в голове сложился четкий образ комнаты (квартиры или офиса), а также появилось “объемное” представление об этом пространстве, показывает ваше писательское мастерство. Визуальные эффекты важны, но не пренебрегайте другими чувствами. Если вы добавите описание звуков и запахов, то описанное помещение обретет нечто неповторимое: может быть мы услышим звуки хрипящего радиоприемника или цокот каблучков, почувствуем аромат букета дачных цветов или свежей выпечки. Предлагая полный спектр сенсорной информации, вы только улучшите ваше произведение.

В художественном произведении интерьер не просто показывает условия жизни персонажей, он также служит инструментом для создания характеристики героев, показывает социальную среду, в которой они существуют.

Хорошо продуманное описание интерьера помещения привлекает и удерживает внимание читателя, буквально помещая его в место действия.

Ваш вымышленный мир должен казаться реальным. Он должен захватывать читателя так же сильно, как и реальная жизнь, и даже сильнее. Здания, города, места, квартиры, — все составляющие вашего вымышленного мира должны быть убедительными и правдоподобными.

Если в начале повествования сцена кажется безликой — будет очень сложно создать атмосферу этого места позже.

Если вы создаете кофейню, это должно быть что-то особенное. Место, в котором вы действительно могли бы оказаться. Что-то со своим настроением и цветом. Помните, одна яркая описательная деталь сделает для вашего текста больше, чем три достойных, но бесцветных предложения.

Это простой метод, но он всегда работает.

Интерьер как средство характеристики героя

Описание интерьера — мощный инструмент в руках писателя. С его помощью можно раскрыть не только образ жизни героя, но и его характер — особенно если мы говорим о жилом пространстве, в котором он постоянно обитает; если же описываемое пространство не является местом жительства героя, оно может показывать отношение вашего персонажа к этому месту и через это отношение, опять же проявлять определенные черты его характера.

Не стоит делать всю объяснительную работу в тексте: вы даете описание пространства, но причинно-следственные связи о характере и образе жизни героя, читающий должен додумать самостоятельно.

Вы можете использовать описание интерьера, чтобы в процессе повествования показывать, как меняется ваш герой: описание внутреннего убранства дома может быть вашим помощником в раскрытии персонажа на протяжении всей книги. Цвет стен, расположение и стиль мебели, захламленность или наоборот образцовый порядок, — все это порой раскрывает вашего героя точнее и сильнее, чем просто описание характера через прилагательные “грязнуля, аккуратный”. Еще интереснее, когда внутренние изменения в вашем персонаже (рост или деградация) отражаются на его месте обитания.

Функции интерьера в литературе

Обстановка, в которую помещены ваши персонажи, может по-разному влиять на их раскрытие.

  • Место, в котором живет персонаж — его выбор или так сложились обстоятельства? Таким образом, через этот пункт можно проявить определенные черты характера.
  • Интерьер может оказывать психологическое влияние на персонажа (угнетать, вдохновлять) и даже служить своеобразным детонатором к каким-либо ключевым действиям.
  • Через предметы и вещи, которыми себя окружают персонажи, можно показать их интересы, хобби, жизненные ценности, отсутствие или наличие вкуса, и многое другое.
  • Хорошо описанный интерьер сделает ваше произведение более запоминающимся, поскольку история уже не будет плоской, и каждый прописанный элемент будет буквально оживать в голове читателя.

Вот так выглядит современный текст-описание интерьера в одном из романов С. Кинга.

А вот так — в классической литературе.

“Большая квадратная комната из-за отсутствия мебели выглядела еще более просторной. Стены были обклеены вульгарными обоями с кричащим рисунком, местами они покрылись пятнами плесени, а кое-где оторвались и свисали длинными лохмами, обнажая желтую штукатурку. Напротив двери находился такой же безвкусно-шикарный камин с полкой из поддельного белого мрамора. На одном ее краю стоял огарок красной восковой свечи. Единственное окно было таким грязным, что пропускало в комнату лишь тусклый неверный свет, придававший всему находившемуся в ней уныло-серый оттенок. Это впечатление усугублялось толстым слоем пыли, покрывавшим всю квартиру.” (Тайна Лористон-Гарденс, Артур Конан Дойл)

Как описать интерьер в книге

Важно понять, что не существует какого-то одного определенного и правильного способа описать интерьер и место действия. Но это ни в коем случае не должно быть похоже на то, что вы шаг за шагом проходите по комнате, знакомя читателя со стенами, полом, мебелью. Это будет сухо, долго и неинтересно. Если вам нужно объяснить значение какого-либо предмета в интерьере, попробуйте разбить повествование на описание и диалог; вы должны поддерживать динамику сюжета, и если вы будете долго задерживаться на описании дизайна интерьера, это может затормозить развитие сюжета и наскучить вашему читателю.

Обратите внимание на выбор эпитетов, с помощью которых вы рассказываете читателю об интерьере дома вашего героя: они могут быть нейтральными (привычный, знакомый, необычный, своеобразный), но могут быть негативно (душный, мрачный, скудный, убогий, унылый) или позитивно окрашенными (изысканный, уютный, светлый, просторный, комфортный). Как автор, вы можете четко выразить свои чувства к обитателям того дома, который описываете, и внимательный читатель это обязательно почувствует.

Для начала обозначьте, какое значение имеет эта комната (офис, дом, квартира) и вся обстановка для вашей истории и для ваших персонажей? Если комната предназначена только для короткой сцены и не особо влияет на сюжет, то уделяйте ей именно столько времени, сколько нужно для передачи фактической информации. Например:

Мистер Пиггз заглянул в крохотную кладовку под лестницей. Там было темно и тесно, узкое пространство было завалено старыми швабрами и ведрами чуть ли не до самого потолка”.

Когда вы действительно хотите нарисовать картину в головах читателей и передать словами ощущение пространства и атмосферы, которые будут раскрывать историю вашего персонажа, используйте развернутое описание и добавляйте подробности. Главное — не переусердствуйте! Не превращайте художественное описание дома (комнаты, квартиры) в сухой и длинный архитектурный отчет. Старайтесь передать общее впечатление от пространства: какое там царит настроение и атмосфера.

Объекты в комнате: мебель, растения, бытовая техника, скульптуры и так далее — могут влиять на сюжет, а могут и не иметь такой цели. Если вы рассказываете о персонажах, которые находятся в гостиной, то читатель автоматически представит себе такую комнату и мысленно заполнит ее какими-то стандартными предметами вроде дивана, журнального столика и телевизора. Если по сюжету мебель или предметы не будут участвовать в событиях или использоваться персонажами, то их детальное описание может быть лишним и порой даже неуместным. С другой стороны, если персонажи собираются что-то использовать, будет лучше, если вы расскажете об этих предметах заранее, чтобы читатель мог понять, что данная вещь существует. Например, если персонажи находятся в комнате с пистолетом на столе, и один из них вдруг хватает пистолет и использует его, это выглядит логичным. В противном случае это будет выглядеть так, как будто пистолет волшебным образом появился на столе. Для некоторых событий это правило совсем необязательно использовать (хватание ножа на кухне не требует пояснений), но для всего остального, что не так очевидно, лучше его придерживаться.

Предметный мир произведения, особенно описание интерьера — это колоссальное внимание к деталям. Разные жанры литературы могут использовать этот инструмент по-своему. В детективах это может служить ключиком к пониманию или вычислению личности преступника. В лирике — это может быть акцент на эмоциональной составляющей. В фантастике — это дает нам более полную картину нового и неизвестного для нас мира.

Детали делают ваше произведение запоминающимся, если при описании холла гостиницы, вы возьмете слишком общие и слишком расфокусированные определения, то и описание получится безликим. Если под это описание подойдут тысячи гостиниц, это не останется в памяти вашего читателя.

Таким образом:

От кухонной плиты в доме было тепло; по коридору разносился запах выстиранного белья, все еще слегка влажного, чисто вымытого пола и свежеиспеченного хлеба” (Трущобы Севен-Дайлз).

Письменное упражнение-тренировка “Описание дома”

Тренировка №1

Потренируйтесь описывать интерьеры самых разных по стилю и назначению комнат: спальня, гостиная, кабинет, офис, ванная комната, детская, столовая, кухня. Для вдохновения можно брать интерьеры из сериалов, фильмов и даже игр. В процессе такой литературной тренировки вы расширите и обогатите свой словарный запас. И еще один небольшой совет-напутствие: начинающему художнику очень помогает “насмотренность” — чем больше он смотрит на другие работы, обращает внимание на технику других художников, тем больше он приобретает и вдохновляется. Начинающему писателю в этом смысле помогает “начитанность”, чем больше вы будете читать других авторов (классических и современных) и обращать внимание на то, как они описывают интерьеры, в которых живут герои и происходят важные события, тем богаче и выразительнее будет ваш собственный слог и стиль.

Свои результаты выкладывайте в категорию Литературная мастерская Penfox.

Тренировка №2

Давайте опишем дом или квартиру (или любое другое место, где живет ваш персонаж), следуя пунктам ниже. Поскольку это просто тренировочное задание, объем написанного не должен быть слишком большим. На каждый пункт отводите от одного до трех предложений. Смело экспериментируйте с местами, стилями и героями. .

Дом Раскольникова




Дом Турбиных в Киеве

Дом Турбиных в романе Михаила Афанасьевича Булгакова — настоящая твердыня семейного тепла и любви в страшном вихре Гражданской войны. Он весь, с его теплой изразцовой печкой, потертым бархатом, книгами, крахмальной скатертью — противопоставление страшному хаосу и разрушительной силе войны за его пределами, в завывающей метели охваченного страхом города.


Читайте также:

      

  • Сочинение на тему две дуэли в романе отцы и дети
  •   

  • Напишите сочинение рассказ на основе услышанного в разговорном стиле используйте план в упр 125
  •   

  • Сочинение на тему тіл туралы
  •   

  • В чем трагизм судьбы базарова сочинение
  •   

  • Памятник умову город аша сочинение

  • Дом книги как пишется
  • Дом кино песочное шоу сказки пушкина официальный сайт
  • Дом как в сказке фото
  • Дом интернат как пишется
  • Дом из оцилиндрованного бревна лесная сказка