Дом с мезонином рассказ краткое содержание

Краткое содержание «Дом с мезонином»

Краткое содержание «Дом с мезонином»

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 1102.

Обновлено 26 Октября, 2022

О произведении

Рассказ «Дом с мезонином» Чехова, написанный в 1896 году, имеет форму воспоминаний художника, гостившего у своего приятеля. Это история о зарождении и увядании любви. Немалое место в рассказе уделяется и остросоциальным проблемам.

На нашем сайте можно читать онлайн краткое содержание «Дом с мезонином» по главам, а также пройти тест для проверки знаний. Краткий пересказ произведения будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Место и время действия

События рассказа происходят в конце XIX века в Российской империи, в Т-й губернии.

Главные герои

  • Художник – рассказчик, от лица которого ведется повествование; праздный молодой человек, спокойный и уравновешенный.
  • Лида – серьезная, решительная, строгая к себе и окружающим девушка, которая мечтает о процветании народа.
  • Женя (Мисюсь) – младшая сестра Лиды, сентиментальная, романтичная юная девушка.

Другие персонажи

  • Петр Петрович Белокуров – помещик, молодой человек, безвольный, инертный, инфантильный.
  • Екатерина Павловна Волчанинова – мать Лиды и Жени, вдова, добрая, мягкая женщина.

Краткое содержание

Глава I

Художник вспоминает события, которые произошли 6–7 лет назад, когда он жил «в имении помещика Белокурова». Он вел праздную жизнь, и вся его деятельность сводилась к чтению книг, прогулкам по аллеям, созерцанию окружающей действительности и сну.

Однажды во время очередной прогулки художник «нечаянно забрел в какую-то незнакомую усадьбу». Пройдя «мимо белого дома с террасой и с мезонином», он заметил двух девушек. Старшая – «тонкая, бледная, очень красивая» – имела строгое выражение лица, а та, что помладше – «тоже тонкая и бледная» – казалась более живой и непосредственной.

Вскоре после этого случая, когда художник гулял в компании Белокурова, к дому подъехала «рессорная коляска, в которой сидела одна из тех девушек». Ей оказалась старшая – Лидия Волчанинова. Она поделилась бедами погорельцев из соседнего села и попросила помощи для несчастных, оставшихся без крова. В конце она пригласила Петра Петровича и его гостя на ужин.
Белокуров поведал художнику, что Лидия – старшая из дочерей Екатерины Павловны Волчаниновой. Девушка работала учительницей и очень гордилась этим. Ее младшую сестру Женю «еще не считали взрослой и, как маленькую, называли Мисюсь».

Художнику очень понравилось в гостях у Волчаниновых, где все «казалось молодым и чистым, благодаря присутствию Лиды и Мисюсь, и все дышало порядочностью».

Глава II

Художник стал часто бывать у Волчаниновых и вскоре заметил, что строгой и серьезной Лиде он был совсем несимпатичен. Это «была живая, искренняя, убежденная девушка», которая близко к сердцу принимала нужды народа, и ее раздражал тот факт, что художник рисовал пейзажи, а не картины на остросоциальные темы. Будучи прекрасно воспитанной, внешне Лида «никак не выражала своего нерасположения», но герой его очень хорошо ощущал.

На контрасте с Лидой вырисовывался образ Мисюсь, которая, как и художник, «не имела никаких забот и проводила свою жизнь в полной праздности». Она много читала, гуляла и в полной мере наслаждалась жизнью. Женя, считавшая своего нового знакомого умным, талантливым и опытным в житейских вопросах человеком, с удовольствием общалась с ним на разные темы, которые волновали ее неокрепший ум.

Екатерина Павловна и Мисюсь очень любили и «хорошо понимали друг друга, даже когда молчали», в то время как к Лиде, которая «никогда не ласкалась, говорила только о серьезном», они относились с благоговением. Екатерина Павловна переживала, что старшая дочь в своем увлечении гражданским долгом могла пропустить свою собственную, личную жизнь и никогда не выйти замуж.

Художник удивлялся, как его друг до сих пор не влюбился в Лиду или Женю, на что тот отвечал, что влюблен в свою сожительницу.

Глава III

Лида принялась рассказывать матери, что приехавший в Малоземов князь обещал открыть больницу. При этом она больно задела гостившего художника, сказав, что подобные вопросы ему неинтересны.

Между молодыми людьми начался жаркий спор. Лида настаивала на том, что облегчить жизнь простого народа можно при помощи школ, больниц, аптек. Художник же не сомневался, что истинная проблема скрыта гораздо глубже и народ никогда не поднимет голову и не расправит плечи, поскольку его постоянно беспокоит «голод, холод, животный страх, масса труда».

Лида уверяла, что «самая высокая и святая задача культурного человека — это служить ближним», и она все делает правильно. В ответ художник предложил взять на себя часть работ, чтобы крестьяне почувствовали себя более свободно. Он уверен, что все старания Лиды попросту бессмысленны.

Молодые люди никак не могли прийти к единству в этом вопросе. Видя, что его присутствие угнетает Лиду, художник простился и ушел домой.

Глава IV

У ворот стояла Женя, чтобы проводить героя. В эту минуту художник был влюблен в юную девушку, которая восторженно слушала и смотрела на него. Он «обнял ее и стал осыпать поцелуями ее лицо, плечи, руки». Мисюсь призналась, что не имеет тайн от матери и должна тотчас ей во всем признаться.

На следующий день, придя в дом Волчаниновых, художник с удивлением узнал, что Женя с матерью отправилась «к тете, в Пензенскую губернию», а зимой уедет за границу. Из записки от Мисюсь герой узнал, что Лида была категорически против их отношений и они с матерью вынуждены подчиниться ее воле.

Спустя несколько лет художник узнал от Белокурова, что Лида по-прежнему учительствует в школе, а Мисюсь «не жила дома и была неизвестно где». Он с грустью вспоминает нежную, влюбленную в него девушку, и до сих пор мечтает встретить ее…

И что в итоге?

Художник — не виделся с Женей с тех пор, как она уехала с матерью; надеется с ней встретиться.

Лида — будучи против отношений Жени с художником, настаивает на том, чтобы её сестра с матерью уехали.

Женя (Мисюсь) — по настоянию Лиды уезжает с матерью в Пензенскую губернию, а затем покидает свой дом.

Заключение

Заключение

«Дом с мезонином» можно назвать историей о несбывшемся счастье. Мисюсь и художник в силу слабохарактерности не смогли отстоять свою любовь, а Лида, будучи сильной и бескомпромиссной натурой, так и не нашла счастья в личной жизни.

После прочтения краткого пересказа «Дома с мезонином» рекомендуем прочесть рассказ Чехова в полной версии.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Лена Шкалова

    8/10

  • Айгерим Узакбаева

    10/10

  • Юлия Чуева

    7/10

  • Наталья Никитина

    10/10

Рейтинг пересказа

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 1102.


А какую оценку поставите вы?

На чтение 13 мин Просмотров 2.3к. Опубликовано 22.05.2022

⭐⭐⭐⭐⭐ «Дом с мезонином» за 2 минуты и подробно по главам за 9 минут. 

Очень краткий пересказ рассказа «Дом с мезонином»

Повествование ведется от лица молодого художника Monsieur N., который приезжает в имение своего приятеля Петра Петровича Белокурова погостить. Молодые люди ведут уединенную и довольно праздную жизнь, пока к ним не заезжает на минутку жительница соседнего имения – Лидия Волчанинова. Monsieur N, заметив девушку, вспоминает, что видел ее недавно в компании, видимо, младшей сестры, случайно, во время одинокой прогулки.

Лидия просит Белокурова внести взнос на погорельцев (она привезла с собой подписной лист), приглашает обоих молодых людей в гости – в имении Шелковка она живет вместе с матерью и сестрой.

Белокуров с художником принимают приглашение.

В Шелковке их тепло встречают мать и сестры Волчаниновы. Старшая, Лида, многоречива и деятельна: она пытается привлечь мужчин к решению проблем земства, которое не может справиться с организацией школ, больниц и библиотек в деревне. Мать обожает и побаивается старшую, оттого постоянно поддакивает ей. Младшая, Женя (все считают ее еще ребенком и называют детским прозвищем Мисюсь), не принимает участия в этих «взрослых» разговорах. Она мечтательна, почти всегда праздна, словом, настоящая уездная барышня.

Художник все чаще наведывается к Волчаниновым. Постепенно Лидия начинает вызывать в нем раздражение своей искусственной, как ему кажется, деятельностью и озабоченностью, а вот Мисюсь, напротив, притягивает все сильнее своей беззащитностью и нежной женственностью. Женя тоже понемногу влюбляется в Monsieur N. Молодые люди чувствуют, что они во многом похожи друг на друга. Каждый нашел родственную душу.

Однажды между ними происходит объяснение. Но Лидия, не желавшая союза своей беззаботной, не знающей жизни сестры с этим «бездельником» -художником, отдает распоряжение матери увезти Женю к родственникам. Мать с младшей дочерью безропотно покоряются воле Лидии.

Художник, узнав об этом, грустит, но не предпринимает никаких действий, чтобы вернуть свою любовь. На его долю остаются лишь воспоминания.

Главные герои и их характеристика:

  •  Monsieur N.  – «облеченный судьбой на постоянную праздность» молодой живописец. Его постоянно «томило недовольство собой», ему было «жаль своей жизни», которая проходила слишком быстро и бесцветно. Несмотря на явно хорошее образование, Monsieur N. не имеет определенных занятий в жизни, не имеет цели, хотя наделен большим, тонко чувствующим сердцем и чувствительной душой. Он замечает все прекрасное, его манит все светлое, доброе, но он бездеятелен.
  •  Женя Волчанинова (Мисюсь)  – девушка 17-18 лет, дочь помещицы Волчаниновой. Начитанна, умна (влюбленный в нее Monsieur N.чувствовал в ней большой умственный потенциал, который пока не нашел себе применения). Художника поражала «широта ее воззрений». Не красавица, но очаровательна: у нее «большие глаза», «тонкие, слабые руки», стан тоже «тонкий и слабый» — романтичная, прелестная юная барышня. Она умеет восхищаться всей душой, искренне, умеет впитывать новые впечатления глубоко и страстно. Способна на сильное чувство, имеет крепкие привязанности, способна на самопожертвование: за сестру Лиду готова «жизнь отдать», горячо любит мать. Художнику отдает всю первую страсть юной души. Немного наивна, несмотря на уже не подростковый возраст: в семье до сих пор ее зовут детским прозвищем
  •  Лидия Волчанинова  – старшая сестра Жени, «тонкая, красивая, неизменно строгая девушка с маленьким ртом». Ей 23 года. Она очень серьезна, практична и деловита. Вместо того, чтобы выйти замуж и зажить, как все, респектабельной жизнью богатой помещицы (а у семьи есть средства), Лида работает учительницей в земской школе, получает жалованье размером в 25 рублей и на эти деньги содержит себя. Она увлеченно занимается организацией земских школ, аптек, больниц.

Второстепенные герои и их характеристика:

  •  Екатерина Павловна Волчанинова  – богатая вдова, мать Жени и Лиды, когда-то была на редкость красива, теперь же располнела, стала «сырой», растеряла значительную часть былой привлекательности. Отличается мягким характером, боготворит старшую дочь и обожает младшую.
  •  Петр Петрович Белокуров  – молодой помещик, у него гостит Monsieur N. Целыми днями чем-то занимается, но трудно понять, чем именно, так как плодов его трудов никто не видит. Много рассуждает о своей занятости, на самом деле ленив. Носит поддевку (то есть просто одевается). Любит выпить пива и поговорить.
  •  Любовь Ивановна  – полная, ничем не увлекающаяся дама, с которой сошелся Белокуров. Живет с ним во флигеле, часто садится то пообедать, то выпить чаю, иногда устраивает Белокурову истерики, рыдая мужским голосом.

Краткое содержание рассказа «Дом с мезонином» подробно

I

Рассказ ведется от лица молодого художника Monsieur N., приехавшего в гости к своему приятелю Петру Петровичу Белокурову. Живописец останавливается у Белокурова и живет в течение длительного времени. Приятели особо ничем не заняты: хозяин дома встает рано, куда-то уходит по делам имения, вечерами пьет пиво. Гость осматривает окрестности, читает, предается размышлениям.

Иногда приятели вместе гуляют, беседуя на разные темы. В целом они живут, не стесняя друг друга.

Однажды во время прогулки по окрестностям Monsieur N. забредает в сад соседнего имения, где встречает двух прелестных девушек. Младшая одаривает его удивленным взглядом больших глаз. Ощутив приятное волнение, художник возвращается домой.

встреча Monsieur N с сестрами

Через несколько дней к Белокурову приезжает дочь хозяйки одного из окрестных имений, в которой художник признает старшую из сестер. Ее зовут Лидия Волчанинова. Девушка предлагает Белокурову принять участие в сборе подписей в пользу крестьян-погорельцев. Затем, пригласив друзей в гости, уезжает.

Белокуров рассказывает художнику о семье Волчаниновых. Это вдова с двумя дочерьми, они вполне обеспечены, у них нет недостатка в средствах, но старшая дочь Лида заняла позицию независимой женщины, которая сама себя обеспечивает: она работает учительницей в земской школе и содержит себя на скромные 25 рублей жалованья. Кроме того, Лидия занимается всеми вопросами, которые касаются облегчения тяжкого существования крестьян: собирает деньги для неимущих, способствует открытию новых школ, аптек и больниц.

Выбрав однажды день, приятели едут в гости к Волчаниновым в имение Шелковку. Три дамы встречают их радушно: мать угощает, Лидия занимает серьезным разговором. Младшая, Женя, которую все еще считают ребенком, застенчиво рассказывает о родне, показывает Monsieur N. альбом с семейными фотографиями.

Белокуров оживляется во время беседы с Лидией. На обратном пути он сокрушается, что огромное количество сельскохозяйственных забот заставило его отдалиться от интересного общества, от людей, с которыми есть о чем поговорить, которые могут поддержать беседу на волнующие общество темы.

Но художник не слишком верит словам Петра Петровича: он знает, что тот вовсе не трудится от зари до зари. Его разговоры о хозяйственных хлопотах – не более, чем пустые слова.

II

С того дня художника неудержимо влекло в дом с мезонином – имение Волчаниновых. Со старшей сестрой он не нашел взаимопонимания: они оказались слишком разными людьми. Лидия рассказывала о делах земства, крестьянском вопросе и выборах, а молодого человека раздражало это. Не сразу, со временем он понял причину раздражения: Лидия казалась ему неестественно оживленной, ее полная самоотдача – искусственной.

Лидия чувствовала это и часто подчеркивала разницу между собой и молодым гостем, начиная рассказ и тут же прерывая себя словами, обращенными к Monsieur N.: «Впрочем, вам это не интересно».

Зато с младшей живописец быстро нашел общий язык. Они подолгу бывали вместе, он понемногу писал этюды, она наблюдала или читала, или вдвоем они собирали вишни на варенье либо растущие в саду грибы. Мисюсь охотно делилась с юношей своими нехитрыми полудетскими тайнами, рассказывала о семейных происшествиях. Младшая сестра, в противоположность старшей, жадно внимала словам художника о сути бытия, о боге, о роли человека – ее привлекали сложные философские предметы. Женя, как и Monsieur N., вела праздный образ жизни, что ничуть ее не смущало.

Однажды она призналась молодому человеку, что отдала бы жизнь за сестру – ведь «…Лидия замечательный человек!». Того же мнения придерживалась и мать, Екатерина Павловна, горячо любившая, но побаивавшаяся старшую дочь. Правда, мать робко напоминала, что старшей идет уже 24 год, и пора бы всерьез подумать о замужестве. Земские дела, школы и больницы представлялись помещице Волчаниновой чем-то вроде игрушек, которыми может тешиться барышня, пока еще не вошла в возраст.

Женю беспокоило, почему два человека, которыми она дорожила – сестра и молодой художник — не сходятся во взглядах и постоянно спорят. Она не понимала этого, но искренне хотела разобраться в причинах и помочь им сблизиться.

Как-то после обеда художник был у Волчаниновых, туда же пришел и Белокуров. После визита, возвратясь домой, Петр Петрович пространно и нудно рассуждал о разных предметах. Monsieur N. поинтересовался, почему бы не жениться ему на одной из этих хороших девушек, ведь жизнь стала бы намного ярче, полнее и полезнее. На это Белокуров возразил, что у него есть любимая женщина – Любовь Ивановна. Эта полная, пухлая женщина жила с ним во флигеле. Будучи старше своего друга на 10 лет, она подчинила его своей воле, а его явно все устраивало, было лень менять заведенные привычки.

Приятели поругались, так как художник, раздраженный бессмысленностью существования Белокурова, сделал ему замечание, намекнув на недостаток ума.

III

В один из приездов Monsieur N. в Шелковку тихое взаимное раздражение, копившееся у него и у Лидии, нашло выход во всплеске гнева – между ними произошла настоящая ссора. Лидия, вернувшись из деловой поездки, начала рассказывать матери о том, что в деревеньке Малоземове нужно открыть медицинский пункт, и возможно, земство сможет это сделать.

В разговор вступил Monsieur N. Он открыто высказал свое мнение: в Малоземове не нужен медицинский пункт. Вообще крестьянам не нужны ни аптеки, ни школы, так как они лишь усугубляют страдание народа, раскрашивая яркими красками влекомые простыми людьми тяжелые цепи.

Лидия возразила, что сидеть сложа руки тоже нельзя: нужно хоть что-то делать для облегчения участи народа. Художник же заявил, что здесь может помочь одно: нужно освободить людей от постоянного тяжелого физического труда и бесконечной нужды. Работу следует поделить на всех – и тогда у всех появится свободное время, которое можно будет тратить на досуг, развитие, науку и искусство. Сейчас же положение таково, что скромная помощь Лидии и ей подобных не имеет смысла и служит еще большему закабалению народа. При таких условиях служение искусству также бессмысленно, а потому Monsieur N.заявил, что он больше не будет писать картины – ведь они лишь становятся забавой избалованной, богатой, ничего не делающей малой части человечества, на которую без отдыха гнет спину другая, большая часть, малограмотная, забитая и униженная, существующая в вечной нищете и страхе.

После этого Лидия прервала разговор, выслав из комнаты младшую сестру. Раздосадованный художник больше не мог находиться в Шелковке – он простился и отправился домой.

IV

Monsieur N. дошел до ворот. Там стояла Женя, грустная, без улыбки. Она пришла проводить гостя. Между влюбленными состоялось объяснение. Женя убежала, намереваясь рассказать матери и сестре о взаимных чувствах с молодым человеком.

Художник остался ждать. Он стоял, пока желтый свет в мезонине, где жила Женя, не сменился на ночной зеленый, а потом вовсе не погас. Душа юноши полнилась радостью от осознания того, что он любит и любим. Он ждал, не выйдет ли Женя. Но ночь была тиха и безлюдна. Monsieur N. отправился домой.

На следующий день после обеда молодой влюбленный вновь навестил Шелковку. Ему не терпелось узнать свою судьбу. Что скажет Женя? Станет ли девушка его женой?

Но в Шелковке Monsieur N. встретила странная тишина. Тихо было и в саду, и в доме. Пройдя по длинному коридору, художник услышал за одной из дверей голос Лиды, которая, очевидно, занималась с ученицей – диктовала ей. Лида извинилась за то, что не может сейчас побеседовать с гостем, так как ведет урок. На его вопрос, где Екатерина Павловна, она ответила, что мать и младшая сестра утром уехали в Пензенскую губернию. Затем, вероятно, отправятся за границу.

Все чувства в душе Monsieur N. вдруг улеглись. Вновь он осознал, что жизнь его скучна, бледна и прозаична. Когда художник уже шагал по направлению к дому, его догнал мальчишка, сунув в руку записку от Жени. Там было признание, что девушка не в состоянии противоречить воле старшей сестры.

В тот же вечер Monsieur N. уехал в Петербург. Жизнь вошла в прежнюю колею. Как-то раз, спустя несколько лет, он случайно встретил Белокурова, и тот поведал, что Лидия все так же живет в Шелковке, учит детей. Где Женя – неизвестно.

Время прошло, чувства неотвратимо стирались, блекли. Но нет-нет да и вспоминается с тех пор художнику дом с мезонином, и печально задает он себе вопрос: «Где ты, Мисюсь? Может быть, мы еще встретимся?».

Кратко об истории создания произведения

Известно, что работу над произведением Антон Павлович начал в 1895 году. Тогда в одном из писем к друзьям он упоминал о «маленьком рассказе» «Моя невеста». И эту невесту звали Мисюсь.

Работа продлилась целый год: рассказ стал полнее и интереснее, превратившись в повесть. В 1896 г. повесть была закончена и отдана в печать.

Чехов часто «срисовывал» своих персонажей со знакомых людей, несколько меняя и дополняя их характеры. Считается, что и сестры Волчаниновы имеют реальных прототипов: сестер Турчаниновых, чье имение находилось в Тверской губернии. Любопытно, что однажды у Турчаниновых гостил живописец – это был И. Левитан.

«Дом с мезонином» был принят неоднозначно: писателя многие критиковали за симпатию к «бездельнику» главному герою, который ничего не делал для общества, не смог ничего сделать и для себя, не уберег свою любовь. Но если вдуматься, смысл повести гораздо глубже: люди разные, судьбы разные, и добро на земле можно умножать разными способами, имея при этом даже противоположные взгляды.

  • Краткие содержания
  • Чехов
  • Дом с мезонином

Краткое содержание Дом с мезонином Чехова

Молодой художник гостил у своего друга. Рисовать ему не хотелось. Чтобы как-то скоротать время, он целый день бродил и любовался округой. Как-то гуляя, он попал в чужую усадьбу. В старом заброшенном парке он прогулялся по липовой аллее, а потом вышел к помещичьему дому. У ворот он увидел двух девушек. Они были молодые, красивые, и оставили в душе художника приятные воспоминания. Ему очень захотелось познакомиться с ними.

Вечером друг рассказал, что в той старинной усадьбе живёт семья Волчаниновых: мать с двумя дочерьми. Старшая дочь Лида работала учительницей в деревенской школе и очень гордилась, что живёт на свои заработанные деньги.

Прошло несколько дней, и друзья поехали в соседнюю усадьбу знакомиться. Из всех членов семьи художнику больше всех понравилась младшая дочь, Женя. Мать и старшая сестра относились к ней, как к ребёнку. У неё даже прозвище было – Мисюсь. Так она обращалась в детстве к своей гувернантке. Вместе с Женей художник рассматривал фотографии, гулял по саду, играл в крокет. У него появилось чувство, что он знает эту семью очень давно, так приятно было с ними просто пить чай и разговаривать.

С тех пор художник часто приходил в эту усадьбу. Его принимали радушно, особенно Женя. У художника с девушкой было много общего. Жили они беззаботно, много читали, гуляли, собирали грибы, катались на лодке по реке. Вместе им было интересно, даже просто молчать. Такой образ жизни художника не нравился старшей сестре Лиде. Она не высказывала вслух своего мнения о нём. Но по лицу её было видно, что она его презирала, считая бездельником. Сама Лида была занята с утра до вечера: лечила крестьян, работала в школе, ездила с какими-то прошениями в уезд. Мать с младшей сестрой гордились ею и никогда не вмешивались в её жизнь. Женя не могла понять, почему два таких хороших человека не могут понять друг друга. Художник пытался объяснить девушке, что нельзя помогать людям и, в то же время, не любить и презирать их.

В одну из таких встреч художник признался Жене в любви, и девушка ответила взаимностью. Но предупредила о том, что расскажет об этом матери и сестре. Когда на следующий день художник пришёл делать официальное предложение, в доме его встретила Лида. Она сообщила, что мать с сестрой уехали к тёте в Пензу, а потом поедут за границу.

Когда художник возвращался в усадьбу друга, его догнал мальчик с запиской. В ней Женя сообщала, что сестра против этого брака, и потребовала, чтобы они уехали.

Художник вернулся в Петербург и больше никогда не встречался с этой семьёй. Но в минуты одиночества и грусти ему вспоминался дом с мезонином и свет в его окошках.

Рассказ учит не быть пассивным, отстаивать своё мнение и бороться за свои чувства до конца.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Чехов. Все произведения

  • Альбом
  • Анна на шее
  • Архиерей
  • Беглец
  • Беззащитное существо
  • Безотцовщина
  • Белолобый
  • В овраге
  • Ванька
  • Вишнёвый сад
  • Враги
  • Глупый француз
  • Горе
  • Гриша
  • Дама с собачкой
  • Детвора
  • Дом с мезонином
  • Драма на охоте
  • Душечка
  • Дуэль
  • Дядя Ваня
  • Егерь
  • Жалобная книга
  • Злой мальчик
  • Злоумышленник
  • Иванов
  • Ионыч
  • Канитель
  • Каштанка
  • Крыжовник
  • Леший
  • Лошадиная фамилия
  • Мальчики
  • Маска
  • Медведь
  • Моя жизнь
  • Мужики
  • На мельнице
  • Налим
  • Невеста
  • О любви
  • Орден
  • Остров Сахалин
  • Палата №6
  • Пари
  • Переполох
  • Пересолил
  • Письмо к учёному соседу
  • Попрыгунья
  • Предложение
  • Радость
  • Размазня
  • Репетитор
  • Свадьба
  • Скрипка Ротшильда
  • Скучная история
  • Случай из практики
  • Смерть чиновника
  • Спать хочется
  • Степь
  • Страшная ночь
  • Студент
  • Счастье
  • Толстый и тонкий
  • Тоска
  • Три года
  • Три сестры
  • Унтер Пришибеев
  • Учитель словесности
  • Хамелеон
  • Хирургия
  • Цветы запоздалые
  • Чайка
  • Человек в футляре
  • Чёрный монах
  • Шведская спичка
  • Шуточка
  • Юбилей

Дом с мезонином. Картинка к рассказу

Дом с мезонином кратко за 2 минуты

Сейчас читают

  • Краткое содержание Заводной апельсин Энтони Бёрджесса

    В романе Энтони Бёрджесса рассказывается о достаточно далеком будущем, которое автор представляет в достаточно мрачных тонах. По версии автора будущее должно было выглядеть очень ужасным.

  • Краткое содержание Царь Федор Иоаннович Толстой

    Все действия происходят в доме известного исторического лица Шуйского. В произведении много интересных перипетий и событий.

  • Краткое содержание Некрасов Русские женщины

    Поэма «Русские женщины» написана в двух частях, первая «Княгиня Трубецкая» и вторая – «Княгиня М.Н. Волконская». Из названий можно понять, что повествование будет вестись о двух этих женщинах, русских княгинях.

  • Петрушевская

    Творческая жизнь Людмилы Стефановны Петрушевской началась в школьные и студенческие годы. Она писала рассказы, стихи и в то время еще не планировала становиться писателем.

  • Краткое содержание Чехов Глупый француз

    Рассказ о том, как французский клоун зашёл пообедать в московский ресторан. Он сделал заказ, и в ожидании блюда, принялся наблюдать за остальными посетителями ресторана

Содержание:

  • 1 Читательский дневник по рассказу «Дом с мезонином» Чехова
    • 1.1 Сюжет
    • 1.2 Отзыв

Рассказ художника

Лет семь назад молодой рассказчик-художник гостит у помещика Петра Петровича Белокурова. Оба скучают, но Белокуров изображает из себя занятого человека, который «ни в ком не встречает сочувствия». Однажды рассказчик забредает в чужую усадьбу и видит там барышень Волчаниновых: старшую красавицу учительницу Лиду, учительницу и 18-летнюю тоненькую робкую большеглазую Женю (Мисюсь).

Художнику мил их дом, размеренная жизнь. Он поладил с матерью девушек, только Лида к нему строга. Она народница, учит, лечит крестьян, интересуется политикой. А он «всего лишь» рисует, да прогуливается с Мисюсь, беседуя о Боге и чудесах. В спорах с Лидой художник объясняет: книги, лекарства и прочее для народа – полумера. Среди крестьян и так хватает грамотных. Надо избавить их от непосильного труда. Или взять часть их работы на себя. Тогда невежество и смертность уйдут сами собой, тогда у мужиков будет время думать о душе.

Художнику тепло на сердце от восхищения, доверия прелестной Мисюсь. Однажды вечером он целует ее. А потом любуется милым домом с мезонином. Утром он узнает от Лиды, что мать с сестрой надолго уехали. Есть и записочка от Жени, как они с мамой плакали, но не посмели ослушаться Лиду. Художнику «стало скучно жить». Он уехал в город. И почти забыл все. Лишь иногда ему кажется, что и о нем кто-то грустит. «Мисюсь, где ты?»

Читательский дневник по рассказу «Дом с мезонином» Чехова

Сюжет

Скучая и сердясь на самого себя за малоинтересную жизнь, молодой художник, гостя у бездельника-помещика Белокурова, знакомится с Екатериной Волчаниновой и ее дочками: старшей учительницей и красавицей Лидой и 18-летней мечтательницей Мисюсь. Лида в семье за главную, она борется за права народа.

Художнику по душе этот милый дом. Но Лида его недолюбливает. Ведь он считает, что сперва крестьян нужно освободить от тяжкого физического труда, а потом уже учить читать. Лида разлучает влюбленного художника с сестрой. Спустя годы он грустит по той любви и чувствует, что Мисюсь его не забыла…

Отзыв

Рассказ о любви и о выборе жизненных ценностей. Для художника, Мисюсь, ее матери главное человек, отношения, чувства, душа, для Лиды – идея, борьба, материализм. Белокуров и вовсе из мира пошлости. Жалея народ, Лида не пожалела сестру и любящего ее художника.

Тема социальной несправедливости: крестьян нужно не «просвещать», а избавить от тяжкого труда. Рассказ учит беречь чувства других, быть чутким, сердечным, мудрым, скромным, прислушиваться к чужому мнению, ценить время, правильно расставить приоритеты в жизни.

  • Дом рассказов александра района яндекс дзен
  • Дом рассказов александра райна тягоды домохозяйки
  • Дом рассказов александра райна дзен
  • Дом рассказов александра рай
  • Дом призрения как пишется