Дом семья родина в русской литературе 8 класс сочинение

Автор: Шабаева Лариса Николаевна

        Тема дома и семьи — одна из сквозных тем как в мировой литературе вообще, так и в русской в частности. Её отголоски слышны ещё в древнерусских художественных произведениях. О любимом муже Игоре тоскует, плача на путивльской стене, княгиня Ефросинья Ярославна («Слово о полку Игореве»). Через все жизненные испытания проносят любовь и верность муромский князь Пётр и его супруга, мудрая женщина из простого народа, Феврония («Повесть о Петре и Февронии Муромских»), а в конце жизни герои, принявшие монашество и живущие в разных монастырях, даже уходят из жизни в один день, и тела их, как гласит легенда, оказываются в одном гробу — это ли не доказательство преданности мужа и жены друг другу!

 Говоря о русской литературе XVIII века, учащиеся, конечно, вспомнят семью Простаковых (комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль»), в которой нет любви и согласия между супругами (запуганный Простаков во всём подчиняется грубой, властной жене, единолично распоряжающейся и имением, и слугами, и домом). Слепое обожание госпожой Простаковой единственного сына Митрофанушки принимает самые уродливые формы: главное для неё — женить своё избалованное дитя на богатой девушке. Когда же мечты о свадьбе рушатся, да ещё, как выясняется в конце пьесы, имение, по судебному решению, берут в опеку, госпожа Простакова обращается к сыну, видя в нём единственную поддержку и опору. В ответ же слышит от Митрофана: “Отвяжись, матушка, как навязалась!” Стало быть, ни о какой сердечной привязанности сына к матери и речи быть не может, и такой результат, по мнению комедиографа, закономерен: это “злонравия достойные плоды”.

А вот взаимоотношения скромной селянки Лизы и её матери (повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»), напротив, должны, по мнению автора -сентименталиста, вызывать у читателя умиление: мать и дочь нежно привязаны друг к другу, вместе переживают потерю отца и мужа — кормильца. Бедность не мешает героиням сохранять чувство собственного достоинства. Старушка мать радуется искренней любви дочери к молодому дворянину Эрасту, а сама Лиза, решившись на самоубийство, прежде всего думает о матери и просит “любезную подружку” Анюту о ней позаботиться.

 “Мысль семейная” широко прослеживается в литературе XIX века. Вспомним семью Лариных (роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»), где между мужем и женой царило согласие и взаимопонимание, хотя супруга распоряжалась хозяйством, “мужа не спросясь”. Эта патриархальная поместная семья, где исправно “хранили в жизни мирной привычки милой старины”, а дочери воспитывались на причудливом сочетании чтения французских романов и наивной веры в “преданья простонародной старины… сны, карточные гаданья и предсказания луны”, вызывает и у читателей, и у автора добрую, слегка снисходительную улыбку. А.С. Пушкин отмечает, что, когда помещик Дмитрий Ларин отошёл в мир вечного покоя, он был искренне оплакан “детьми и верною женой чистосердечней, чем иной”. Может быть, такой семьи недоставало Евгению Онегину, не знавшему истинной родительской любви и ласки: ведь его отец был поглощён жизнью высшего света, “долгами жил… давал три бала ежегодно и промотался наконец”, о матери героя автор романа вообще не упоминает, с ранних лет Евгений был отдан под опеку “мадам”, которую затем “месье… сменил”. Возможно, отсутствие настоящей семьи в детстве и юности впоследствии не позволило Онегину ответить взаимностью на чувство деревенской “смиренной девочки” Татьяны. Он, хоть и “живо тронут был”, “получив посланье Тани”, искренне уверен в том, что ему и Татьяне “супружество… будет мукой”, потому что сам долго любить не способен: “привыкнув, разлюблю тотчас”. Может быть, именно поэтому создатель произведения наказывает своего “доброго приятеля” одиночеством и душевным страданием в конце романа.

А как нелепо выглядит вторжение в семейную жизнь персонажей лермонтовского Печорина (роман «Герой нашего времени»). Пресытившийся жизнью уже в молодости, одинокий герой ищет острых, необычных ощущений, которые могли бы вырвать его из состояния скепсиса и равнодушия. Поэтому, увлёкшись Бэлой и выкрав её с помощью Азамата, он, по сути, обрекает семью “мирного князя” на гибель (глава «Бэла»). Печорин, которого, по его словам, судьбе было угодно “кинуть в мирный круг честных контрабандистов”, разрушил их семью, пусть и весьма своеобразную: Янко и “ундина” вынуждены уехать, опасаясь доноса на них “странствующего офицера”, старуха обречена на смерть, а слепой мальчик — на страдания (глава «Тамань»). Вера, вышедшая, по воле обстоятельств, замуж за нелюбимого человека, — единственная женщина, к которой Печорин по-настоящему привязан. Но его любовь не приносит героине ничего, кроме душевных страданий, потому что семейное счастье и Печорин — понятия несовместимые. Искренне жаль читателю гордую красавицу Мери, полюбившую героя и уверенную в том, что её ждёт предложение руки и сердца, а затем счастливая супружеская жизнь. Увы, Печорин, встретившись с девушкой для объяснения, “твёрдым голосом и с принуждённою усмешкою” говорит: “…я над вами смеялся… я не могу на вас жениться” (глава «Княжна Мери»). А как не посочувствовать добросердечному Максиму Максимычу, не имевшему своей семьи и искренне, как к сыну, привязавшемуся к Печорину! Холодность и равнодушие, какие герой выказывает при встрече с пожилым штабс-¬капитаном через несколько лет после расставания, больно ранят душу старого служаки (глава «Максим Максимыч»). Не случайно о смерти Печорина автор сообщает всего одной строкой: “Печорин, возвращаясь из Персии, умер”. Герой не сумел создать семьи, не оставил после себя потомства, его жизнь оказалась “ровным путём без цели”, “пиром на празднике чужом”.

Русская литература второй половины XIX века тоже представляет читателю целую череду произведений, которые смело можно назвать “семейными”. Вспомним «Грозу» А.Н. Островского: её главные герои — члены семьи купчихи Кабановой, которая жёстко и властно управляет сыном, невесткой и дочерью. Героиня, фанатично соблюдающая “старые порядки”, по верному замечанию Кулигина, настоящая “ханжа”: “нищих оделяет, а домашних своих заела совсем”. В страхе держит своё семейство и “ругатель, каких поискать”, “пронзительный мужик” Савёл Прокофьич Дикой, а его запуганная жена с самого утра умоляет домочадцев: “Голубчики, не рассердите”. Именно против такого семейного уклада, где всё держится на слепом повиновении и страхе одних перед другими, выступает Катерина, решившаяся на самоубийство, потому что для неё невозможна жизнь в доме деспотичной свекрови и безвольного, нелюбимого мужа.

“Семейным романом” можно назвать и роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», где мы встречаемся сразу с несколькими семействами: из первой главы узнаём об отце и матери братьев Кирсановых — бое¬вом генерале и его верной подруге, проживших в любви и согласии много лет; с нежностью повествует автор о семейном гнёздышке Николая Петровича и его жены Маши, где царили всегда доброта, взаимопонимание, уют. Да и в Фенечке, женщине простой, бесхитростной, искренне привязанной к марьинскому помещику, подарившей ему сына Митю, умеющей обустроить быт в имении и варить варенье из “кружовника”, Николай Петрович словно увидел продолжение милой, рано ушедшей из жизни Маши, память о которой никогда не покинет его сердца. Аркадий повторит путь отца: молодой человек тоже ищет тихого семейного счастья, он готов заниматься делами имения, забыв о юношеском увлечении нигилизмом (“…сделался рьяным хозяином, и «ферма» уже приносит довольно значительный доход”), у него рождается сын, названный в честь деда Николаем. А какое восхищение вызывают “старики Базаровы”, души не чающие в ненаглядном “Енюшеньке” и с заботливым вниманием относящиеся друг к другу. Да и сам Базаров, под маской снисходительной усмешки прячущий свою любовь к родителям, перед смертью просит Одинцову позаботиться об отце и матери: “Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днём с огнём не сыскать…”

 В романе-эпопее «Война и мир» одной из ведущих, по определению самого Л.Н. Толстого, является “мысль семейная”. Писатель утверждал, что “люди как реки”: каждый имеет свой исток, своё русло. С истока — с колыбельной матери, с тепла родного очага, с заботы родных — начинается человеческая жизнь. И в какое русло она войдёт, во многом зависит от семьи, семейного уклада и традиций. В центре произведения два семейства — Ростовых и Болконских. Главные качества членов семьи Ростовых — абсолютная искренность, доверчивость, естественные движения души. Не случайно и мать, и дочь носят одно имя — этим подчёркивается их близость. А об отце, графе Илье Андреевиче, Толстой скажет: “Он — сама распущенная доброта”. Чуткая, отзывчивая, восторженная и ранимая Наташа, наделённая счастливым даром “читать тайное” людей и природы; очаровательный в своей наивности и душевной щедрости Петя; открытый, прямодушный Николай — все они уна¬следовали от родителей способность к сочувствию, сопереживанию, соучастию. Ростовы — настоящая семья, в которой царят мир, согласие, любовь. 

Незаурядностью привлекают к себе Болконские. Отец, Николай Андреевич, “с блеском умных и молодых глаз”, “внушающий чувство почтительности и даже страха”, энергичен и деятелен. Он почитал только две людские добродетели — “деятельность и ум” и постоянно чем¬-нибудь был занят, в том числе воспитанием и обучением детей, не доверяя и не поручая последнего никому. У сына, Андрея, отец вызывает восхищение своим острым аналитическим умом и обширными, глубокими знаниями. Он сам — так же, как и его сестра Марья, — наделён гордостью и чувством собственного достоинства. Марья и Андрей отлично понимают друг друга, во многом обнаруживают единство взглядов, их связывает не только кровное родство, но и настоящая дружба. Впоследствии по-отцовски требовательной будет княжна Марья к своим детям, в Николеньке станет видеть продолжение любимого брата, а старшего сына назовёт Андрюшей.

“Душевные сокровища” открывает писатель в любимых своих героях. Не зря Пьер, размышляя о том, что одобрил бы Платон Каратаев, ставший для Безухова идеалом доброты и совестливости, говорит Наташе: “Одобрил бы нашу семейную жизнь. Он так желал видеть во всём благообразие, счастье, спокойствие, и я с гордостью показал бы ему нас”. 

В пьесах А.П. Чехова   «Вишнёвый сад» мы не видим благополучных — даже   Распадается семья Раневских–Гаевых («Вишнёвый сад»): уезжает в Париж, забрав у дочери последние деньги (ведь именно Ане прислала пятнадцать тысяч “ярославская бабушка”), Раневская; вынуждена пойти “в экономки” приёмная дочь Раневской Варя, так и не дождавшаяся предложения от Лопахина; собирается держать экзамен на учительницу и затем работать Аня. Но, пожалуй, самое драматичное то, что “забыли” в опустевшем доме больного Фирса, несколько десятилетий служившего этой семье верой и правдой, и что гибнет под топором новых хозяев старый вишнёвый сад, который тоже в течение столетий был словно членом семейства, а теперь вот его бросили без помощи, оставили, как и преданного господам Фирса, умирать…

“Рождённые в года глухие пути не помнят своего. Мы, дети страшных лет России, забыть не в силах ничего” ,— так пишет в начале ХХ века Александр Блок, словно предвещая те испытания, которые выпадут в течение столетия на долю Родины и народа, на долю множества семей… Но это сюжет для другой консультации. 

Лариса Васильевна ТОРОПЧИНА — учитель московской гимназии №1549, заслуженный учитель России.

                       Тема дома и семьи в русской литературе XIX века

                                                                                     Что нужно для                                                                             счастья? Тихая семейная жизнь… с                                                                                               возможностью                                                                                        делать добро людям. 

                                                                                               Л.Н.Толстой                

Тема дома и семьи — одна из сквозных тем как в мировой литературе вообще, так и в русской в частности. Её отголоски слышны ещё в древнерусских художественных произведениях. О любимом муже Игоре тоскует, плача на путивльской стене, княгиня Ефросинья Ярославна («Слово о полку Игореве»). Через все жизненные испытания проносят любовь и верность муромский князь Пётр и его супруга, мудрая женщина из простого народа, Феврония («Повесть о Петре и Февронии Муромских»), а в конце жизни герои, принявшие монашество и живущие в разных монастырях, даже уходят из жизни в один день, и тела их, как гласит легенда, оказываются в одном гробу — это ли не доказательство преданности мужа и жены друг другу!

 Говоря о русской литературе XVIII века, учащиеся, конечно, вспомнят семью Простаковых (комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль»), в которой нет любви и согласия между супругами (запуганный Простаков во всём подчиняется грубой, властной жене, единолично распоряжающейся и имением, и слугами, и домом). Слепое обожание госпожой Простаковой единственного сына Митрофанушки принимает самые уродливые формы: главное для неё — женить своё избалованное дитя на богатой девушке. Когда же мечты о свадьбе рушатся, да ещё, как выясняется в конце пьесы, имение, по судебному решению, берут в опеку, госпожа Простакова обращается к сыну, видя в нём единственную поддержку и опору. В ответ же слышит от Митрофана: “Отвяжись, матушка, как навязалась!” Стало быть, ни о какой сердечной привязанности сына к матери и речи быть не может, и такой результат, по мнению комедиографа, закономерен: это “злонравия достойные плоды”.

А вот взаимоотношения скромной селянки Лизы и её матери (повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»), напротив, должны, по мнению автора -сентименталиста, вызывать у читателя умиление: мать и дочь нежно привязаны друг к другу, вместе переживают потерю отца и мужа — кормильца. Бедность не мешает героиням сохранять чувство собственного достоинства. Старушка мать радуется искренней любви дочери к молодому дворянину Эрасту, а сама Лиза, решившись на самоубийство, прежде всего думает о матери и просит “любезную подружку” Анюту о ней позаботиться.

 “Мысль семейная” широко прослеживается в литературе XIX века. Вспомним семью Лариных (роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»), где между мужем и женой царило согласие и взаимопонимание, хотя супруга распоряжалась хозяйством, “мужа не спросясь”. Эта патриархальная поместная семья, где исправно “хранили в жизни мирной привычки милой старины”, а дочери воспитывались на причудливом сочетании чтения французских романов и наивной веры в “преданья простонародной старины… сны, карточные гаданья и предсказания луны”, вызывает и у читателей, и у автора добрую, слегка снисходительную улыбку. А.С. Пушкин отмечает, что, когда помещик Дмитрий Ларин отошёл в мир вечного покоя, он был искренне оплакан “детьми и верною женой чистосердечней, чем иной”. Может быть, такой семьи недоставало Евгению Онегину, не знавшему истинной родительской любви и ласки: ведь его отец был поглощён жизнью высшего света, “долгами жил… давал три бала ежегодно и промотался наконец”, о матери героя автор романа вообще не упоминает, с ранних лет Евгений был отдан под опеку “мадам”, которую затем “месье… сменил”. Возможно, отсутствие настоящей семьи в детстве и юности впоследствии не позволило Онегину ответить взаимностью на чувство деревенской “смиренной девочки” Татьяны. Он, хоть и “живо тронут был”, “получив посланье Тани”, искренне уверен в том, что ему и Татьяне “супружество… будет мукой”, потому что сам долго любить не способен: “привыкнув, разлюблю тотчас”. Может быть, именно поэтому создатель произведения наказывает своего “доброго приятеля” одиночеством и душевным страданием в конце романа.

А как нелепо выглядит вторжение в семейную жизнь персонажей лермонтовского Печорина (роман «Герой нашего времени»). Пресытившийся жизнью уже в молодости, одинокий герой ищет острых, необычных ощущений, которые могли бы вырвать его из состояния скепсиса и равнодушия. Поэтому, увлёкшись Бэлой и выкрав её с помощью Азамата, он, по сути, обрекает семью “мирного князя” на гибель (глава «Бэла»). Печорин, которого, по его словам, судьбе было угодно “кинуть в мирный круг честных контрабандистов”, разрушил их семью, пусть и весьма своеобразную: Янко и “ундина” вынуждены уехать, опасаясь доноса на них “странствующего офицера”, старуха обречена на смерть, а слепой мальчик — на страдания (глава «Тамань»). Вера, вышедшая, по воле обстоятельств, замуж за нелюбимого человека, — единственная женщина, к которой Печорин по-настоящему привязан. Но его любовь не приносит героине ничего, кроме душевных страданий, потому что семейное счастье и Печорин — понятия несовместимые. Искренне жаль читателю гордую красавицу Мери, полюбившую героя и уверенную в том, что её ждёт предложение руки и сердца, а затем счастливая супружеская жизнь. Увы, Печорин, встретившись с девушкой для объяснения, “твёрдым голосом и с принуждённою усмешкою” говорит: “…я над вами смеялся… я не могу на вас жениться” (глава «Княжна Мери»). А как не посочувствовать добросердечному Максиму Максимычу, не имевшему своей семьи и искренне, как к сыну, привязавшемуся к Печорину! Холодность и равнодушие, какие герой выказывает при встрече с пожилым штабс-¬капитаном через несколько лет после расставания, больно ранят душу старого служаки (глава «Максим Максимыч»). Не случайно о смерти Печорина автор сообщает всего одной строкой: “Печорин, возвращаясь из Персии, умер”. Герой не сумел создать семьи, не оставил после себя потомства, его жизнь оказалась “ровным путём без цели”, “пиром на празднике чужом”.

Русская литература второй половины XIX века тоже представляет читателю целую череду произведений, которые смело можно назвать “семейными”. Вспомним «Грозу» А.Н. Островского: её главные герои — члены семьи купчихи Кабановой, которая жёстко и властно управляет сыном, невесткой и дочерью. Героиня, фанатично соблюдающая “старые порядки”, по верному замечанию Кулигина, настоящая “ханжа”: “нищих оделяет, а домашних своих заела совсем”. В страхе держит своё семейство и “ругатель, каких поискать”, “пронзительный мужик” Савёл Прокофьич Дикой, а его запуганная жена с самого утра умоляет домочадцев: “Голубчики, не рассердите”. Именно против такого семейного уклада, где всё держится на слепом повиновении и страхе одних перед другими, выступает Катерина, решившаяся на самоубийство, потому что для неё невозможна жизнь в доме деспотичной свекрови и безвольного, нелюбимого мужа.

“Семейным романом” можно назвать и роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», где мы встречаемся сразу с несколькими семействами: из первой главы узнаём об отце и матери братьев Кирсановых — бое¬вом генерале и его верной подруге, проживших в любви и согласии много лет; с нежностью повествует автор о семейном гнёздышке Николая Петровича и его жены Маши, где царили всегда доброта, взаимопонимание, уют. Да и в Фенечке, женщине простой, бесхитростной, искренне привязанной к марьинскому помещику, подарившей ему сына Митю, умеющей обустроить быт в имении и варить варенье из “кружовника”, Николай Петрович словно увидел продолжение милой, рано ушедшей из жизни Маши, память о которой никогда не покинет его сердца. Аркадий повторит путь отца: молодой человек тоже ищет тихого семейного счастья, он готов заниматься делами имения, забыв о юношеском увлечении нигилизмом (“…сделался рьяным хозяином, и «ферма» уже приносит довольно значительный доход”), у него рождается сын, названный в честь деда Николаем. А какое восхищение вызывают “старики Базаровы”, души не чающие в ненаглядном “Енюшеньке” и с заботливым вниманием относящиеся друг к другу. Да и сам Базаров, под маской снисходительной усмешки прячущий свою любовь к родителям, перед смертью просит Одинцову позаботиться об отце и матери: “Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днём с огнём не сыскать…”

 В романе-эпопее «Война и мир» одной из ведущих, по определению самого Л.Н. Толстого, является “мысль семейная”. Писатель утверждал, что “люди как реки”: каждый имеет свой исток, своё русло. С истока — с колыбельной матери, с тепла родного очага, с заботы родных — начинается человеческая жизнь. И в какое русло она войдёт, во многом зависит от семьи, семейного уклада и традиций. В центре произведения два семейства — Ростовых и Болконских. Главные качества членов семьи Ростовых — абсолютная искренность, доверчивость, естественные движения души. Не случайно и мать, и дочь носят одно имя — этим подчёркивается их близость. А об отце, графе Илье Андреевиче, Толстой скажет: “Он — сама распущенная доброта”. Чуткая, отзывчивая, восторженная и ранимая Наташа, наделённая счастливым даром “читать тайное” людей и природы; очаровательный в своей наивности и душевной щедрости Петя; открытый, прямодушный Николай — все они уна¬следовали от родителей способность к сочувствию, сопереживанию, соучастию. Ростовы — настоящая семья, в которой царят мир, согласие, любовь. 

Незаурядностью привлекают к себе Болконские. Отец, Николай Андреевич, “с блеском умных и молодых глаз”, “внушающий чувство почтительности и даже страха”, энергичен и деятелен. Он почитал только две людские добродетели — “деятельность и ум” и постоянно чем¬-нибудь был занят, в том числе воспитанием и обучением детей, не доверяя и не поручая последнего никому. У сына, Андрея, отец вызывает восхищение своим острым аналитическим умом и обширными, глубокими знаниями. Он сам — так же, как и его сестра Марья, — наделён гордостью и чувством собственного достоинства. Марья и Андрей отлично понимают друг друга, во многом обнаруживают единство взглядов, их связывает не только кровное родство, но и настоящая дружба. Впоследствии по-отцовски требовательной будет княжна Марья к своим детям, в Николеньке станет видеть продолжение любимого брата, а старшего сына назовёт Андрюшей.

“Душевные сокровища” открывает писатель в любимых своих героях. Не зря Пьер, размышляя о том, что одобрил бы Платон Каратаев, ставший для Безухова идеалом доброты и совестливости, говорит Наташе: “Одобрил бы нашу семейную жизнь. Он так желал видеть во всём благообразие, счастье, спокойствие, и я с гордостью показал бы ему нас”. 

В пьесах А.П. Чехова   «Вишнёвый сад» мы не видим благополучных — даже   Распадается семья Раневских–Гаевых («Вишнёвый сад»): уезжает в Париж, забрав у дочери последние деньги (ведь именно Ане прислала пятнадцать тысяч “ярославская бабушка”), Раневская; вынуждена пойти “в экономки” приёмная дочь Раневской Варя, так и не дождавшаяся предложения от Лопахина; собирается держать экзамен на учительницу и затем работать Аня. Но, пожалуй, самое драматичное то, что “забыли” в опустевшем доме больного Фирса, несколько десятилетий служившего этой семье верой и правдой, и что гибнет под топором новых хозяев старый вишнёвый сад, который тоже в течение столетий был словно членом семейства, а теперь вот его бросили без помощи, оставили, как и преданного господам Фирса, умирать…

“Рождённые в года глухие пути не помнят своего. Мы, дети страшных лет России, забыть не в силах ничего” ,— так пишет в начале ХХ века Александр Блок, словно предвещая те испытания, которые выпадут в течение столетия на долю Родины и народа, на долю множества семей… Но это сюжет для другой консультации. 

Добавить комментарий

VII Республиканский литературно-краеведческий конкурс

«Я и мой край»

Номинация: «Литературное творчество»

Тема работы: «Моя семья – моя родина»

                                                                              Автор работы:

                                                                             Шкиль Елизавета Игоревна,

                                                                              МБОУ «СОШ №2 ст. Архонская»,

                                                                              7-а класс, 13 лет.т. 88673931163

Руководитель: Ирха Светлана Владимировна

МБОУ «СОШ №2 ст. Архонская»

учитель русского языка и литературы

т. 89618219897

г. Владикавказ

2014 год.

                       Моя семья – моя родина.

«С чего начинается Родина?..» Как знакомы и сколько раз до боли пережиты строки этой песни. С чего берет начало Родина? Родина – это, конечно же, моя маленькая станица Архонская, в которой я родилась, мой дом, моя школа, мои товарищи и самое главное  –моя семья: мама, папа, сестренка. Это самое дорогое, самое святое, что есть у меня. Ведь никто в этом мире не поймет  меня  так, как моя семья. Никто не порадуется моим успехам и достижениям так, как моя семья. Никто не поможет мне в трудную минуту так, как моя семья.

У меня обычная семья: мама, папа, сестра и я. Но она имеет очень богатое прошлое, хорошее настоящее и, надеюсь, светлое будущее. История моей семьи начинается с конца 18 века. Именно в то далекое время мои предки-казаки  были зажиточными крестьянами, имели хороший дом, большое хозяйство, мир и лад в семье. Впоследствии моих предков и подобных им назовут кулаками. Горькая история раскулачивания и ссылки не прошла мимо моей семьи, которая потеряла все и была разбросана по всей России. Спустя несколько лет Шкилевы (фамилия моей семьи) снова встали  на ноги. Благодаря упорному труду и честности мои предки вернули доброе имя и уважение к семье в своей станице. Шли годы… Наступила Великая Отечественная война.  И тут мои предки не остались в стороне, они внесли свою лепту в дело Великой Победы. Мой прадед прошел всю войну и вернулся домой с победой и полной грудью орденов и медалей. А прабабушка, будучи еще совсем девчонкой, почти всю войну проработала на пекарне, обеспечивая фронт самым необходимым – хлебом.

Время шло, семья становилась больше и крепче. В свое время мой отец так же, как и его отец, дед и прадед проходил военную службу в Вооруженных Силах. Папа принял участие в боевых действиях в Чечне. С честью отслужив Родине, он вернулся домой. Вскоре он встретился с моей мамой, они поженились. Наше семейное дерево дало новые веточки: появились я и моя сестра.

На протяжении всей жизни мои предки теряли близких, боролись с несправедливостью, отстаивали честь, рожали и воспитывали детей и просто жили. Все это их закаляло и объединяло. Вот так же и сейчас – в моей семье царит любовь, доброта и счастье. Я всегда могу обратиться к моим дорогим близким людям, и в любой ситуации они мне подскажут, помогут, поддержат. Я думаю, что семья – это как маленькая страна, в которой есть свои законы и традиции. Есть они и в моей семье. Основные законы моей семьи: взаимоуважение, взаимопомощь, доверие.

Я думаю, для каждого родная земля начинается по-своему. Я, конечно, тоже очень люблю наши необыкновенные величественные горы, бурные неудержимые реки, высокое лазурное небо. Ведь это тоже — моя родина. Возможно, став старше, я смогу  более  глубоко оценить и полюбить нашу большую родину, нашу страну. Хотя в глубине сердца, конечно же, каждый из нас уже испытает искреннюю любовь к своей стране — России. Но мне кажется, что сейчас мне намного ближе, дороже и понятнее именно наша маленькая  родина —  дом моих родителей, бабушек, дедушек.Трудно сказать, какая родина дороже – маленькая или большая. Мне кажется, что и большая, и маленькая родина одинаково важны, и я их люблю. Больше того, это неразрывное целое.  Это моя Родина.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя образовательная школа №46» г. Набережные Челны

Исследовательская работа

Секция 2: «Семья — это лучшее, что может быть в жизни любого человека…»

Тема: «Образы семьи, дома, рода в произведениях русских писателей 19 века (на примере повести С.Т.Аскакова «Детские годы Багрова-внука» и «Капитанской дочки» А.С.Пушкина)».

Автор работы: Уткин Иван, 9 класс, МБОУ «СОШ №46»

Руководитель:

Хабетдинова Зумрат Даминовна

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

2018год.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………………….3

ГЛАВА I. Семья: сущность, структура и функции. ……………………………………………5

ГЛАВА II Семья и семейные ценности в современном мир. …………………..…………..6

ГЛАВА III. «Мысль семейная» в русской литературе 19 века. ……………………………………8

3.1. Понятия «семья», «дом», «род» в повести С.Т.Аксакова «Детские годы Багрова-внука». …………………………………………………………………………………………….9

3.2. Идея дома и семьи в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». ……………………9

Заключение ………………………………………………………………………………..…..11

Список использованной литературы……………………………..……………………………12

Приложения ……………………………………………………………………………………..13

Введение

Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди.

А. С. Макаренко

Семья – это первое общество, в которое попадает человек. Именно здесь он впервые учится общаться с людьми, вести совместное хозяйство, строить отношение с людьми разного возраста. В семье он впервые сталкивается с традициями, правилами и обязанностями. Здесь закладываются нравственные и духовные основы человека. Именно от близких людей, родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер зависит, каким вырастет человек — добрым или злым, великодушным или алчным, героем или трусом.

Актуальность работы заключается в том, что проблема семьи и воспитания подрастающего поколения важны для любого времени. Семья всегда воспринималась как центр нравственной жизни человека, как первая общественная ступень, направляющая сознание, волю, чувства ребенка. Изученный теоретический материал является практическим руководством для работы с учащимися по привитию им семейных ценностей.

Объект исследования: семейное воспитание в повести «Детские годы Багрова-внука» С.Т. Аксакова и «Капитанской дочки» А.С. Пушкина.

Предмет исследования: процесс воздействия семейных отношений на духовное развитие главных героев повести «Детские годы Багрова-внука» С.Т. Аксакова и «Капитанской дочки» А.С. Пушкина.

Цель исследования: через исследование и анализ художественных произведений С.Т.Аксакова и А.С.Пушкина изучить возможности формирования семейных ценностей у обучающихся.

Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:

    Рассмотреть сущность, структуру и функции семьи.

    Рассмотреть вопрос семьи и семейных ценностей в современном мире.

    Проанализировать художественные произведения, в которых поднимается проблема семейных ценностей, в частности повести С.Т.Аксакова «Детские годы Багрова-внука» и романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

    Определить, прослеживается ли преемственность в раскрытии темы семьи в русской литературе.

    Выработать у учащихся на основе материала художественных произведений стойкое убеждение в необходимости уважительного отношения к семейным ценностям.

    Провести анкетирование среди учащихся школы.

    Разработать памятки для родителей и детей, отражающие ценность семьи.

 В соответствии с целью и задачами разработана гипотеза: только в дружной и крепкой семье, в обстановке любви и согласии воспитываются настоящие граждане, патриоты нашей страны.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных источников и научной литературы, интерпретации художественного текста, наблюдение, анкетирование, анализ полученных данных, обобщение.

Методологической и теоретической основой работы послужили художественные тексты С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука», А.С. Пушкина «Капитанская дочка», справочные материалы научно-популярных статей.

Структура работы определена ее целью и задачами. Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.

В первой теоретической главе дано определение семьи, раскрыты функции семьи, которые выражают качество и развитие семьи. Функции подтверждают, что Семья веками почитается как большая ценность, именно здесь, человек находит поддержку, здесь он разделяет радость и находит любовь, покой и счастье.

Во второй практической главе перечислены семейные ценности. Все, что узнаешь в своей семье, становится системой ценностей, на основе которых формируются дальнейшие действия. Родители выступают примером для своих детей. Они передают им свои навыки в решении проблем, коллективном труде, общении и т.д. Они охраняют домашний очаг, своим примером доказывают важность семьи.

Основная часть работы посвящена изучению образа семьи, дома в произведениях русской литературы, в частности С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука» и А.С. Пушкина «Капитанская дочка». При этом выделены те особенности, которые нам понадобятся для дальнейшего анализа.

В заключении обобщаются результаты исследования, подводятся итоги, формулируются выводы.

Приложение состоит из компьютерной презентации, выполненной в программе Microsoft PowerPoint, а также сбора статистических данных о семьях, обучающихся в нашей школе, форм анкет, проведенных среди учащихся 5-9 классов, и созданных памяток для родителей по формированию семейных ценностей у детей и их родителей.

Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что изученный теоретический материал является практическим руководством для работы с подростками по привитию им семейных ценностей.

Практическая направленность работы состоит в возможности привития семейных ценностей учащимся через изучение, анализ художественных произведений. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и на классных часах.

Работа написана на основе 3-х типов источников:

    Письменные (статьи из газет, книги, словари).

    Изобразительные (фотографии).

    Электронные (Интернет – сайты).

ГЛАВА I. Семья: сущность, структура и функции.

По определению, семья – это малая социальная группа, члены которой связаны браком, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью.

Семья — ячейка общества с организацией личного быта, ведущая общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи насыщена материальными и духовными процессами. Союз основан на кровных связях, где переплетены отношения между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе. Функции семьи напрямую зависят от общественных отношений и уровня культурного развития общества. Из этого следует, чем выше культура общества, тем выше культура семьи.

Развитие и качество семьи отражается в ее функциях, основными из которых являются:

1. рождение детей,

2. хозяйственно-потребительская функция,

3. воспитательная,

4. сексуальная,

5. поддержание здоровья и жизненного тонуса в семье.

Рождение детей, безусловно, одна из главных функций семьи. Для воспроизводства населения России надо, чтобы примерно 50% семей имели 3 и более детей. Это будет способствовать приросту населения страны.

Хозяйственно-потребительская функция охватывает ведение домашнего хозяйства, формирование бюджета, управление семьей, трудоустройство каждого члена семьи.

В родном доме главным образом воспитываются дети. Здесь подрастающее поколение получает первые трудовые навыки. Оно учится ценить и уважать труд людей, заботиться о родных, учится разумному потреблению материальных благ, получает первый опыт общения с деньгами. Я считаю, что лучший пример — это пример родителей. И я, в чем то, являюсь отражением своих родителей. В своей семье я получаю опыт самовоспитания.

Восстановительная функция семьи состоит в организации досуга и отдыха. Каждый член семьи вправе рассчитывать на заботливое отношение родных. Общение играет огромную роль. Ведь близость в общении, доверие и разговоры на интересные темы способны сблизить людей сильнее физической близости. Пассивный и активный отдых приносит в семью здоровье и взаимопонимание. В этом и есть, на мой взгляд, смысл и роль семьи в жизни человека.

Славянская семья с незапамятных времен строится на установившихся веками традициях. Главным в семье считается мужчина, в его функции входит материальное обеспечение семьи, защита ее от внешних неблагоприятных факторов, сохранение в ней здорового морального климата; он обязан готовить себе смену, растить детей, достойных продолжателей рода, обучать сыновей тому ремеслу и делу, которым занимается он сам и его предки.

Женщина является хранительницей домашнего очага, продолжательницей рода, растит и воспитывает детей, учит домашнему хозяйству дочерей, готовит их выполнять предстоящую обязанность жены и матери. Несоблюдение этих традиций приводит к плохому воспитанию подрастающего поколения.

Семья веками почитается как большая ценность, именно здесь, человек находит поддержку, здесь он разделяет радость и находит любовь, покой и счастье. А счастливый человек — это благодарный человек.

В своем доме я нахожу опору в лице родителей, они — это зеркало, в которое я смотрю и перенимаю их жизненный опыт, друга — брата, хорошего собеседника и мастера на все руки — деда, добрую и все понимающую бабушку. Без них моя жизнь была бы серой, безрадостной.

ГЛАВА IIСемья и семейные ценности в современном мире.

Семья — это первая школа жизни для любого человека. Все, что узнаешь в своей семье, становится системой ценностей, на основе которых формируются дальнейшие действия. Я родился в счастливой семье. Это счастье требует затрат времени, сил, денег и энергии каждого члена семьи. Это одно из самых главных дел моих родителей.

Одной из важнейших семейных ценностей является чувство значимости и необходимости. Дома ты должен чувствовать, что тебя любят, ценят и в тебе нуждаются. Семья – это место, где тебе безопасно, куда ты можешь вернуться, где тебя выслушают и помогут.

Гибкость в принятии решений приводит к ощущению комфорта в семье. В каждом доме установлен свой порядок, режим дня, правила, которые должны быть согласованы со всеми её членами.

Одно из главных правил – проявлять уважение. Между уважением и чувством страха существует очень тонкая грань. Уважать — значит принимать мысли, предпочтения, чувства другого человека. Уважение переходит из семьи, в школу и в общественную жизнь.

Другая, не менее важная семейная ценность, – честность. Она образует сильную связь между членами семьи.

Большая ценность в семейных отношениях — научиться прощать друг друга. Жизнь многообразна. Все совершают ошибки, но простить, понять и жить дальше — это важно. Семья учит быть щедрыми на внимание, любовь, общение и материальные ресурсы.

Формирование ответственности в семье помогает вовремя и правильно выполнять работу. Семейные традиции – это то, что делает семью индивидуальной, они сплачивают всех членов семьи. Родители выступают примером для своих детей. Они передают им свои навыки в решении проблем, коллективном труде, общении и т.д. Они сохраняют домашний очаг, своим примером доказывают важность семьи.

Как жаль, что в современном мире для многих людей семья перестала являться такой ценностью, а большие дружные семьи стали редкостью. Растёт процент количества распавшихся семей, что очень прискорбно. Отношения в семье теряют доверие и понимание.

Изменились условия жизни. Современный человек в состоянии самостоятельно обеспечить себе свое существование. Технический прогресс облегчил домашний быт. А такие черты характера, как эгоизм, индивидуализм, потребительское отношение привели к тому, что человек перестал делиться с близкими и чувствами, и материальными ценностями. Ему комфортно одному, а эмоции он может получить и в виртуальном мире в виде лайков, репостов и т.д. Там его «не пилят», не требуют отчета и заботы о другом человеке. В Японии уже столкнулись с проблемой семьи. В моду вошли виртуальные жены, мужья и дети. Все это может привести к тому, что люди перестанут общаться в «живую», молодые люди не будут стремиться создавать свои семьи. Одной из бед современных родителей в том, что, зарабатывая деньги, обеспечивая материальное благо, они упускают самое главное — духовную сторону воспитания, что является «стержнем» каждой личности.

Проведя исследования в своей школе, я обнаружил, что в 2018г. из 1172 семей учащихся полные составляют 886 семей, неполные — 286. И это большая проблема для всего общества и нашего государства, в частности.

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»1,- писал Л.Н.Толстой. И я полностью согласен с мнением русского классика. Именно воспитание в семье играет важную роль в формировании личности. Я счастлив в своей семье! Мама дает мне тепло и ласку, она вкладывает в меня базовые ценности; отец учит работать в команде; дедушка дает советы, непринужденно рассказывая о своей жизни; старший брат Максим помогает в решении вопросов подростка и проблем в учебе; бабушка окружает заботой и любовью. Все вместе они адаптируют меня в обществе и прививают мне положительные нравственные качества.

ГЛАВА III. Семейные ценности в русской литературе.

Тема дома, семьи и рода — одна из ведущих. Она нашла свое отражение на страницах многих художественных произведений. Каждый писатель, рассматривая проблему семейных взаимоотношений, исследует обстановку, в которой растет и развивается герой, пытается понять его.

3.1. Образы семьи, дома, рода в повести «Детские годы Багрова-внука».

 “Мысль семейная” прослеживается в литературе XIX века, свое яркое воплощение она нашла в трилогии С.Т. Аксакова «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука», «Воспоминания». Писатель был первым в воссоздании повседневного семейного лада.

С.Т. Аксакова желал «написать такую книгу для детей, какой не бывало в литературе…», чтобы в ней «не было… намёка на нравственное впечатление».2 Эта мысль была осуществлена в повести «Детские годы Багрова-внука». В ней писателю удалось передать атмосферу «общего гнезда». Сергей Тимофеевич убеждает читателей, что воспитание ребёнка, формирование его духовного мира вне семейного окружения невозможно. Автор воссоздаёт жизнь провинциальной дворянской семьи, при этом особое внимание уделяет крепости семейных начал. Он считает, что на покорности авторитету старших может держаться семья.

Внешний мир в произведении показан глазами маленького мальчика — Сережи. Он целиком «погружён» в лоно собственной семьи, в которой окружен заботой и вниманием близких. Мать и отец для него центр вселенной. При чтении книги, ощущаешь постоянное присутствие родителей в жизни Сережи. Отношения в семье Багровых определяются одним словом — любовь, её герой чувствует с момента своего рождения. Родители постоянно подчеркивают, что он «желанный», «прошенный маменькой», и это создает у мальчика чувства безопасности. Маленький герой счастлив.

Страстная любовь матери, «мягкая доброта» отца способствуют пробуждению в душе мальчика аналогичных чувств. Сережа обожает свою младшую сестру. Это проявляется в его поступках: «Сестренку я любил сначала больше всех игрушек… любовь эта выражалась беспрестанным желанием ее видеть и чувством жалости:… я беспрестанно хотел одеть ее своим платьем и кормить своим кушаньем…».3

Багрову-внуку интересно все, что происходит вокруг него. Он научился понимать и любить природу, ценить незамысловатый мир Багрова. И этот интерес ненавязчиво привит родителями. Мать воспитывает любовь маленького Сережи к книгам. Он с четырех лет читает. «Я всякий день читал свою единственную книжку «Зеркало добродетели» моей маленькой сестрице… Эту детскую книжку я знал тогда наизусть всю…».4 Сергей не просто с увлечением читает, но и ощущает потребность поделиться прочитанным с окружающими. Так, сказки Шехерезады он с воодушевлением пересказывает тетушке и младшей сестренке, порой дополняя их придуманными им самим подробностями, удивляя всех пылкостью воображения с умением фантазировать.

В ходе чтения мы отмечаем любовь мальчика к природе. Следует заметить, что мать Сережи была равнодушна к ней, а вот отец с увлечением отдавался рыбалке, охоте, иногда с разрешения матери брал с собой сына. С.Т. Аксаков показывает, как природа обогащает человека духовно, формирует его поэтическое мироощущение, помогает сближению людей, оказывает влияние на нравственность. Природа – добрый учитель и воспитатель. «Не до чтения ли, до письма тут, когда душистые черемухи зацветают, когда все скаты гор покрываются подснежными тюльпанами, когда жаворонки с утра до вечера висят в воздухе над самым двором…»5 — вспоминает автор. А вот сцена рыбной ловли, которая привела мальчика в неописуемый восторг: «Уженье просто свело меня с ума! Я ни о чем другом не мог думать, ни

говорить… Удочка, дрожащий и ныряющий поплавок, согнутое от тяжести удилище, рыба, трепещущая на леске, приводили меня при одном воспоминании в восторг, в самозабвение».6

Разумеется, не стоит идеализировать отношения, сложившиеся в семье Багровых. Я понимаю, что в условиях крепостнического быта ребенку приходилось сталкиваться с несправедливостью, как и в любой семье, здесь были свои подводные течения: не всегда взрослые вели себя искренне, честно, достойно, и это доставляло Сереже сильные страдания. Нельзя не вспомнить отношение героя к своей бабушке. После смерти дедушки, мальчик пытается сблизиться с ней, но привычка женщины бить дворовых отталкивает ребенка. Воссоздавая миф о счастливом детстве, Аксаков проводит мысль о том, что жизненные уроки, полученные мальчиком в семье, не прошли даром. Он понимает, что есть люди добрые и злые, есть господа и слуги, есть любовь, уважение, сострадание, но есть и жестокость, предрассудки. Багров-внук рано стал взрослым и смог сказать о себе: «Голова моя была старше моих лет».

«Уважение – это застава, охраняющая отца и мать, столько же и детище; первых оно спасает от огорчений, последнего – от угрызений совести»,7- пишет О. де Бальзак. Именно этими словами хочется закончить рассказ об отношениях в семье Багровых.

3.2. Идея дома и семьи в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Русская литература второй половины XIX века представляет нам целую галерею произведений, которые смело можно назвать “семейными”. Из них мы получаем опыт семейных отношений, опыт взаимодействия с родителями. “Семейным романом” можно назвать и повесть А.С. Пушкин «Капитанская дочка». В своей книге автор немало внимания уделяет роду и семье, он видит в семейном кругу «залог могущества» и человеческого достоинства, усматривает историческое значение семьи для развития государства в целом.

В книге А.С.Пушкина в центре внимания находятся две семьи: Гринёвых и Мироновых. Уклад жизни в этих семьях связан с лучшими традициями дворянской культуры: чувством долга, чести, человеческого достоинства. В них царит любовь, уважение, взаимопонимание. Молодое поколение воспитываются словом и делом, оно защищёно от подлости, жестокости, бесчестия.

Обратимся к семье Гриневых, все члены которой любят и заботятся друг о друге. Между мужем и женой царит согласие и взаимопонимание. Эта патриархальная поместная семья, где хранят «привычки милой старины”, в ней царит доброта, взаимопонимание, уют. Традиции этой семьи неразрывно связаны с чувством долга, чести, справедливости, понятия дома.

Андрей Петрович Гринёв — отец семейства. Он служил при графе Минихе, вышел в отставку и женился на Авдотье Васильевне Ю. Детей в этой семье было 9, но все, кроме Петруши, умерли ещё в младенчестве.

Семья сыграла непосредственную роль в формировании Петруши Гринева. С детства он чувствовал любовь и заботу родителей, которые учили его уважать старших, быть честным человеком, не совершать дурных поступков. Отец ему говорил: «Береги платье снову, а честь смолоду».

Для семьи Гриневых честь превыше всего. Слово отца — закон, которому беспрекословно подчиняются все члены семьи. Гринев-старший видит сына офицером, защитником Родины. Петруше прививают морально-волевые качества, но мало уделяют внимание изучению наук. Родители влияют на поведение и мироощущения сына.

Авдотья Васильевна – мать Петруши, она очень любит сына, поэтому разлуку с ним переносит тяжело. Провожая его на службу, горько плачет и расстраивается. Её огорчает место службы Петруши — город Оренбург.

О Петруше заботятся не только его родители, с отцовской любовью к нему привязан простой мужик Савельич. Слуга находится возле Петруши с детства, оберегает его, дает наставления как старший по возрасту, следит за здоровьем и благополучием барина. Именно в нем Петруша находит поддержку, заботу, находясь далеко от дома. Так, по пути на службу Петр напивается, Савельич делает ему замечания, бранит, но опохмелиться дает, видя, что тот мучается. Савельич проявляет отцовские чувства к Петруше, он терпелив и внимателен.

На формирование взглядов Петра большое влияние оказывают родители. Именно они, воспитывая своего ребёнка, «строят» его характер, судьбу.   Искренняя любовь матери, строгое воспитание отца, общение со справедливым Архипом и близость к природе развили в нем чувство долга, чести, собственного достоинства. Он никогда не посрамит фамилию, будет хранить традиции своей семьи.

 С семьей Мироновых мы знакомимся в третьей главе романа, когда Пётр Гринёв приезжает в Белогорскую крепость. Глазами Гринева мы видим уклад этой семьи. Мироновы почитают патриархальные традиции. Живут тихо и мирно. Их дом — это русская изба, стены которой украшены лубочными картинками, «представляющие взятие Кистрина и Очакова, также выбор невесты и погребение кота». Глава семейства — Иван Кузьмич, необразованный и простой, но честный и добрый человек. Он комендант Белогорской крепости, выходец «из солдатских детей». В обращении с подчиненными сказывается его крестьянское происхождение.  Порой А.С. Пушкин иронизирует над жизнью простого провинциального офицера. Он показывает его «в колпаке и китайчатом халате». Капитан занимается строевой подготовкой со старыми инвалидами в треугольных шляпах, пытается быть нужным даже в отставке. В молодости он совершал боевые походы, имел награды и диплом, который весит на стене за стеклом в рамке. Хозяин семейства отличается гостеприимством, любит свою семью дочь и жену. Несмотря на капитанский чин, он дает возможность Василисе Егоровне командовать в семье и полностью вести все хозяйство. Капитан Миронов добрый по натуре человек. Однако в решающие моменты он проявляет мужество, стойкость, готовность отдать жизнь за родину. Для него патриотизм и честь являются важнейшими качествами.

Василиса Егоровна — жена Ивана Кузьмича, окружающие называют её «комендантша». Она прекрасная жены, мать и хозяйка. Во всех военных делах мужа она принимает активное участие. Для нее воинская служба мужа — «привычное дело». Василиса Егоровна добрая, смелая, преданная женщина, в опасных для жизни её близких ситуациях, она готова пожертвовать собой. Эта простая женщины разделила со своим мужем трагическую участь.

Маша Миронова – достойная дочь своих родителей, смелая и решительная. Ради своего любимого Петруши, девушка готова на безумные поступки. Так, не думая о последствиях, она едет к императрице на поклон.

Семьи Гриневых и Мироновых во многом похожи, они взаимно дополняют друг друга. Обе семьи объединяют вечные ценности – любовь, доброта, совесть, верность. Это те нравственные категории, на которых держится мир, которые передаются из поколения в поколение.

Заключение

Рассмотрев процесс воздействия семейных отношений на духовное развитие главных героев повести «Детские годы Багрова-внука» С.Т.Аксакова и повести «Капитанская дочка» А.С.Пушкина, мы пришли к выводу, что русской литературе прослеживается преемственность в раскрытии темы семьи, дома. Именно в семье закладываются основы нравственного и патриотического воспитания.

Дети в 19 веке растут в больших семьях. Они окружены заботой и любовью своих родителей. Мне показалось, что в этих семьях любовь не делится, а преумножается с каждым членом семьи. И это здорово! А вот современные семьи небольшие и общение в них незначительное.

Оба писателя показали, что семья – это главное, что есть в жизни отдельных людей и общества в целом. Для развития всесторонней личности семья играет главную роль. Только в любви можно вырастить внимательного и заботливого человека. И эту мысль подтверждают герои С.Т.Аксакова и А.С.Пушкина. На примере семьи Мироновых в «Капитанской дочке» мы видим, каких прекрасных и смелых детей могут воспитать добрые и заботливые родители. Багров-внук, Петруша Гринев, Маша Миронова выросли добрыми, чуткими, готовыми сопереживать ближнему. В своей жизни они руководствуются чувством долга, чести, собственного достоинства, понятием дома.

Следуя поставленной цели исследования, изучив формирования семейных ценностей на примере русской классической литературы, я выявил определенную специфику семейного воспитания:

1.Воспитание в семье отличается от воспитания в обществе. Оно основано на любви, нежности, ласке, заботе, чувстве долга или отсутствия иных.

2. Изучив произведения, я пришел вывод, что в семьях действуют свои правила, нормы, традиции, своя система поощрения и наказания.

3. В каждой семье существует своя система взаимоотношений:

-между мужем и женой;

-между родителями и детьми;

-между детьми.

4. В качестве правил и норм поведения вступают семейные традиции.

5. Благоприятное развитие личности ребенка связано с направлением его развития и формами их реализации.

6. Постоянное взаимоотношение всех членов семьи приводит к благоприятному формированию личности подрастающего человека. Именно на собственном примере прививаются первые навыки в поведении и труде.

Результаты исследования будут представлять интерес психологам, учителям, родителям и детям. Мне они помогли разобраться в функциях семьи, в ее ценностях. Художественные произведения выступили яркими примерами в подтверждении моей гипотезы. Разработанные памятки напомнят родителям и детям о значимости семьи в их жизни.

Анкетирование учащихся показало, что в современном мире люди меньше времени проводят в совместных играх, делах и на отдыхе. Как правило дети заняты собой, а взрослые — работой и домашними заботами. Результаты анкеты будут интересны для классных руководителей и психологов.

В семье ребенок растет, приобретает культуру материальных и духовных ценностей. Преемственность поколений рождает историю семьи и страны в целом. Только любящая и дружная семья воспитает будущего семьянина. Без собственного примера родителей, без наставлений ребенок теряет способность расти как личность. Отсутствие у подростка четкого представления о добре и зле, о пороках и добродетели толкают его на путь криминала, алкоголизма, наркомании и преступлений. Необходимо помнить, что духовное воспитание в семье — основа для воспитания и в обществе.

Список использованной литературы:

1. Аксаков Сергей Тимофеевич. ­ Русские писатели: библиогр. словарь. – М., 1971 год. 
2. Аксаков, Воспоминания; Литературные и театральные воспоминания / коммент. Е. И., Анненковой. – М.: Худож. лит, 1986 год. 
3. Лобанов М. П. Сергей Тимофеевич Аксаков. — М.: Мол. гвардия, 1987 год (2­е изд., 2005). (Жизнь замечательных людей). 

4.А. С. Пушкин. «Сочинения в трёх томах», т. 1, т. 2, т. 3 – М.: «Художественная литература», 1986 год.

5. «Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия» — М.: ООО «Уральский электронный завод», 2004 год.

6. Лотман Ю. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века). 2014 год.

7. «Пушкин в школе». Учебное пособие для учителей, студентов, учащихся старших классов. Сост. В.Я.Коровина. М.: «РОСТ», 1999 год.
8. http:// www.aksakov.net.ru /lib/sb/book/2061 …

9. https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Lotman/index.php

10.http://www.literaturus.ru/2018/03/kritika-pushkin-tvorchestvo-otzyvy-sovremennikov.html

11. http://az.lib.ru/a/aksakow_s_t/text_0020.shtml

Приложение 1

КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ СОСТАВ СЕМЕЙ

Приложение 2

ПАМЯТКА ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

Приложение 3

Вопросы анкетирования

1. Вы считаете взаимоотношения в вашей семье:

а) очень хорошими; б) хорошими; в) не очень хорошими; г) плохими; д) не очень плохими.

2. Считаете ли вы свою семью дружным коллективом?

а) да; б) не совсем; в) нет.

3. Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (перечислите эти традиции)

4. Как часто ваша семья собирается вместе?

а) ежедневно; б) по выходным дням; в) редко.

5. Что делает ваша семья, собравшись вместе?

а) решаете сообща жизненные проблемы;

б) занимаетесь семейно-бытовым трудом;

в) работаете на приусадебном участке;

г) вместе проводите досуг, смотрите телепередачи;

д) обсуждаете вопросы учебы детей;

е) делитесь впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и неудачах;

ж) каждый занимается своим делом;

з) допишите, что ещё ______________________________________

6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты?

а) да; б) часто; в) иногда; г) редко; д) не бывают.

7. Чем обусловлены ссоры, конфликты?

а) непониманием членами семьи друг друга;

б) нарушением этики взаимоотношений (грубость, неверность, неуважение и др.)

в) отказом участвовать в семейных делах, заботах;

г) разногласиями в вопросах воспитания детей;

д) злоупотреблением алкоголем;

е) другими обстоятельствами (укажите) _____________________________________________________________________________________________

8. Какие способы разрешения нравственных конфликтов в вашей семье?

а) примирение;

б) обсуждение ситуации и принятие обоюдного решения;

в) прекращение конфликта на некоторое время;

г) обращение за помощью к другим людям (родителям, соседям, друзьям, учителям);

д) конфликты практически не разрешаются, имеют затяжной характер.

9.Как вы реагируете на семейные конфликты?

а) переживаю, плачу;

б) становлюсь на сторону одного из родителей;

в) пытаюсь помирить родителей;

г) ухожу из дома;

д) замыкаюсь в себе;

е) отношусь безразлично;

ж) становлюсь озлобленным, неуправляемым;

з) пытаюсь найти поддержку в других людях.

Приложение 4

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ

Приложение 5

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ (продолжение)

1 Л.Н.Толстой http://aforizm.org/aforizmy/3378-schastliv-tot-kto-schastliv-u-sebya-doma

2 Борис Бобылев «Жизнь русской семьи в изображении С. Т. Аксакова». https://www.proza.ru/2015/06/21/1602

3 С.Т.Аксаков «Детские годы Багрова-внука».

4 С.Т.Аксаков «Детские годы Багрова-внука».

5 С.Т.Аксаков «Детские годы Багрова-внука».

6 С.Т.Аксаков «Детские годы Багрова-внука».

7 Оноре де Бальзак https://tsitaty.com/цитата/148972

Автор материала: И. Уткин (9 класс)

  • Дом с мезонином рассказ краткое содержание
  • Дом с колодцем журавлем марьины рассказы
  • Дом русской сказки сосновый бор
  • Дом россия сочинение аргументы
  • Дом реджины однажды в сказке