Дом Перцовой (иногда встречается Перцевой) — архитектурное творение, заслуживающее внимания даже самых искушённых туристов. Охраняется государством и часто вводит в заблуждение своими названиями. Наряду с официальным, можно встретить вариант дом Перцова/Перцева. Москвичи нарекли здание Домом-сказкой и Сказочным теремом, отводя ему роль самого красивого и необычного исторического строения российской столицы.
Впрочем, так будущий объект культурного наследия прозвали ещё в начале прошлого века. А с подачи известного искусствоведа Сергея Глаголя достопримечательность уже тогда стала считаться самой оригинальной постройкой, возведённой за последние десятилетия, и была включена в путеводитель «По Москве» издательства братьев Сабашниковых.
История дома Перцова в Москве
Зинаида Перцова, официальная владелица архитектурного шедевра, была женой мецената и железнодорожного магната Петра Перцова. Предприниматель задумал построить доходный дом, одна часть которого предназначалась бы для талантливых художников и артистов, вторая — для собственного проживания.
Задуманное воплотилось благодаря коллекционеру Ивану Цветкову, который жил возле храма Христа Спасителя в особняке псевдорусского стиля. Ценитель живописи помог Петру Николаевичу подобрать подходящий участок поблизости, но с одним условием: строение должно быть выдержано в русском стиле.
В 1905 году был проведён закрытый конкурс на лучший проект здания. План должен был соответствовать духу Москвы и требованиям времени. Жюри, состоящее из выдающихся художников и архитекторов, выбрало Аполлинария Васнецова. Однако сам Пётр Николаевич отдал предпочтение работе Сергея Малютина.
«Сказочный терем» строился под руководством инженера Бориса Шнауберта и архитектора Сергея Жукова, который объединил художественный замысел автора в единый гармоничный ансамбль.
Весной 1907 года доходный дом уже встречал своих жильцов. Большую его часть занимали арендаторы, среди них были художники и театральные деятели: Наталья Альтман, Борис Пронин, Александр Куприн, Роберт Фальк и другие.
Здесь же, в подвальном помещении, с 1908 по 1909 год размещалась закрытая площадка для капустников мхатовцев «Летучая мышь». Его сцена видела Станиславского, Шаляпина, Собинова и других великих артистов.
В 1922 году железнодорожного предпринимателя арестовали, а дом национализировали. Поводом послужило содействие церкви — Пётр Николаевич хранил ценности храма Христа Спасителя. В особняке поселился Лев Троцкий и другие военные деятели.
В 30-х годах прошлого века постройки вблизи храма Христа Спасителя намеревались снести. К счастью, проект так и не реализовали.
Архитектура доходного дома Перцовой
Необязательно быть знатоком архитектуры, чтобы оценить необычный внешний вид особняка. Самый выдающийся ракурс в этом плане — угол Соймоновского проезда и Курсового переулка. Здесь возникает чувство, что видишь три фасада одновременно. Это достигается за счёт соединения двух фронтонов общим коньком, расположенным по диагонали. Такая обратная перспектива и делает доходный дом Перцовой неорусским. Среди других характерных черт модерна — асимметричное расположение балконов, окон, башнеобразные выступы кровли.
По словам специалистов, нигде в мире больше нет столь выдающегося опыта неорусской стилистики, воплощённой в многоквартирном доме.
Всю постройку можно считать сочинением Сергея Малютина на тему Древней Руси. Об этом нам говорят и многочисленные декоративные элементы. Сквозной темой выступает славянское язычество, отсылающее ко времени крещения Руси. Одна из самых ярких деталей — яркое солнце из майоликовой мозаики, красующееся на торце.
Путешественники, побывавшие в талашкиновском комплексе «Теремок», наверняка узнают знакомые мотивы в виде драконов. Компанию этим мифологическим персонажам в доме на Пречистенской набережной составляют мифические птицы. Так, сирин, феникс и гамаюн пристально следят за подъездами здания. Сова, очертания которой внимательные наблюдатели узнают в дымоходе, напротив, изображена спящей.
Интерьер дома Перцова на Пречистенской набережной
Мотивы славянского фольклора прослеживаются и в убранстве особняка. Уже известный нам райский сирин запечатлён на деревянной резьбе прямо у входа в хозяйскую часть дома. Фигурки сов зорко наблюдают за происходящим, сидя на балясинах красивой широкой лестницы. Она, кстати, тоже не лишена декоративных элементов. Витиеватые деревянные листья и ягоды украшают и лестницу в доходной части постройки.
Продуманностью интерьера поражала и столовая с дубовыми панелями, майоликовой мозаикой и обильной резьбой. Здесь же некогда висел витраж «Въезд Победителя». Его выполнили по эскизам Михаила Врубеля мастера Строгановского училища. В расположенной рядом комнате была размещена картина Николая Рериха «Заморские гости», в кабинете Перцова — полотно «Мужик» кисти Филиппа Малявина.
Рядом с храмом Христа Спасителя, © Людмила
Экскурсии
Достопримечательность включают во многие пешеходные экскурсии по российской столице, например, «Волшебные дома Остоженки. Московский модерн». К большому сожалению, рассматривать объект федерального значения можно только снаружи.
Внутри особняка с 1970-х годов располагается ГлавУпДК МИД России. Поэтому гостям здесь не рады. Если верить редким современным кадрам, сделанным внутри, от первозданного интерьера там осталось немного: лестницы, двери, кое-какие декоративные элементы и шкаф для одежды в вестибюле, изнутри обитый линолеумом.
Дом Перцевой на панораме Yandex: вид снаружи
Как добраться
Знаменитое четырёхэтажное здание возвышается на пересечении Соймоновского проезда, Курсового переулка и Пречистенской набережной. Точный адрес: пер. Курсовой, 1. Территориально относится к району Хамовники, Центрального административного округа. Удобнее всего добираться на метро, но есть и другие варианты.
На метро: в 400 метрах находится станция «Кропоткинская» Сокольнической линии. В километре с небольшим расположена станция «Парк культуры» Кольцевой линии.
На автобусах: до остановки «Пречистенская набережная» довезёт № 255, до «Метро „Кропоткинская“» — № А, «Музея изобразительных искусств имени Пушкина» — № м3.
Пешком: от храма Христа Спасителя идите на юго-запад в сторону Соймоновского проезда.
На машине: из САО поезжайте по Ленинградскому проспекту или ТТК. По ТТК можно добраться и из ЮАО. Парковки для авто оборудованы со стороны Курсового переулка.
На такси: до места назначения домчат «Максим»,«Яндекс. Такси», Uber, Gett, «Везёт», «Ситимобил».
Видеоэкскурсия по дому Перцовой:
Смотреть отзывы на
Другие интересные места Москвы
Куда сходить и что посмотреть в Москве
А также
Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк 2% при бронировании ЖД-Билетов на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании квартир, отелей на Tvil.ru.
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании Авто на Localrent. Автомобили от локальных прокатных контор на популярных курорта: Турция, Крым, Сочи, Грузия, ОАЭ, Армения и многие другие. Принимают карты МИР.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
Дом Перцова – один из самых красивых домов Москвы, выполненный в неорусском стиле, расположен на углу Пречистенской набережной и Соймоновского проезда, в двух шагах от Храма Христа Спасителя. Москвичи называют его «Домом-сказкой» или «Домом с крокодилами». Здание задумывалось как доходный дом для творческой интеллигенции.
Дореволюционная Россия была второй страной в мире по абсолютной протяженности железных дорог – 63 тысячи верст. Одна тысяча из этих верст, то есть каждая 63-я верста в России построена Петром Николаевичем Перцовым.
Вообще-то «Дом-сказка» называется Домом Перцовой, а не Перцова, но никакой истории про сильную женщину в патриархальной стране здесь нет. Просто железнодорожный магнат и один из самых состоятельных предпринимателей России Петр Перцов, согласно старинной русской традиции экономической безопасности, записал недвижимость на жену.
Но почему же у такого серьезного человека такой несерьезный, игрушечный дом? Однажды инженер Перцов, талантливый строитель и успешный предприниматель, посетил известную галерею Цветкова на Пречистенской набережной и любовался видами кремля с балкона. Сам же дом известного мецената Ивана Цветкова был выполнен в «русском стиле» по эскизам Виктора Васнецова.
«Вот бы мне такой дом!» – воскликнул инженер. «Ничего не может быть проще!» – подхватил хозяин. – «Если я укажу место еще лучше, обещаете построить дом в русском стиле? На углу моей улицы продается участок и мой сосед-книгоиздатель Левенсон торгует его, но хочет отжать цену. Поторопитесь!»
Инженер бросился к владельцу, и тот, понимая, что Левенсон не даст больше, уступил участок за 70 тысяч рублей. Перцов собирался строить доходный дом. Казалось бы – что мудрёного, ставишь коробку и несколько колонн на фасаде. Но он обещал построить дом в русском стиле. И Перцов поступил так, как делают, когда возводят значимые общественные объекты.
Он объявил открытый конкурс, с призовым фондом. Для участия в жюри были приглашены такие корифеи, как Виктор Васнецов, Василий Суриков, Василий Поленов, Федор Шехтель, Илларион Иванов-Шиц. Победили проекты художников Аполлинария Васнецова и Сергея Малютина, но Перцову по душе пришелся более оригинальный вариант Малютина: терем с изобилием ярких деталей. Художнику дали в помощь архитектора Жукова и работа закипела.
Острый угол по переулку представлял особую сложность, но художник на то и художник, чтобы придумывать. В результате узкий балкончик со шпилем и громадный конек крыши за ним стали одними из самых ярких деталей здания, сразу придав ему сходство со средневековым замком
Для себя хозяин оставил лучшую часть дома вдоль набережной, «отлетный корпус», как он говорил, а для жильцов – часть дома с видом на Храм Христа Спасителя. Специально выписанные из нижегородской губернии мастера покрыли резьбой практически все деревянные поверхности в доме, двери, перила, вешалки. Они же по эскизам Малютина оформляли квартиру Перцова.
На строительство ушло 11 месяцев — совсем немного для таких работ, как резные лестницы, майоликовые печи, витражи, спальни с нишами и курительные комнаты в восточном стиле. Считается, что здание украшают панно с любимыми сюжетами самого Малютина: встреча быка с медведем, Ярило и звезды, драконы, заяц и сова, женщина-птица сирин над входной дверью. Объемная труба имеет форму спящей совы, а балкон поддерживают драконобразные змеи, из-за которых москвичи и прозвали дом Перцова «Домом с крокодилами».
Цветные майоликовые панно этого дома видны издалека. Их делала мастерская выпускников Строгановки «Мурава». Причем, Перцов спас мастерскую от закрытия – у ребят не было работы, а тут такой большой заказ. Разумеется, все панно сделаны по рисункам художника Малютина.
Доходным этот дом, в тогдашнем понимании, назвать было сложно. Перцов брал скромную плату за проживание, а главным критерием предоставления жилья был талант. Таким образом, здесь арендовали квартиры и студии художники Михаил Нестеров, Константин Юон, Павел Соколов-Скаля, Роберт Фальк, Василий Рождественский, Натан Альтман, Александр Куприн, а также артисты МХТ.
Среди жильцов дома хватало и оригиналов – например, некий Поздняков, снявший квартиру из 4 комнат, чтобы дать волю своей фантазии. В одной из комнат он устроил зимний сад, засыпав паркет песком и вкопав в него кадки с пальмами, в другой – гостиную с тигровыми шкурами на полу, а самую большую из комнат превратил в ванную. Громадная ванна из черного мрамора красовалась на специальном возвышении, и хозяин принимал водные процедуры, возлежа в этой ёмкости в окружении множества свечей и собственных отражений в расставленных повсюду зеркалах.
Интерьеры не сохранились, но их надо посмотреть хотя бы на старых фотографиях , настолько они необычны и причудливы. После революции хозяйскую квартиру занял Лев Троцкий, скорее всего, деревянная резьба тогда и исчезла. Очевидно, Троцкому не нравился такой стиль.
Советская власть хорошо «поработала» над особняком Перцова, не оставив из интерьеров почти ничего. Но вот с чем она никак не справилась, так это с лестницей. Малютинская лестница невероятной, очень причудливой формы – это единственный возможный путь на верх в сказочном доме.
Но вернемся к Перцову. В семье подрастали дети, и инженер оборудовал в подвале зал для молодежи – проводить домашние спектакли, танцы. Это помещение приглянулась актеру и режиссеру Никите Балиеву, и он арендовал его для неформальных встреч артистов Художественного театра. Рассказывают, что когда Балиев впервые вошел сюда, ему навстречу вылетела летучая мышь. «Отличное название для кабаре!» – воскликнул режиссер.
Таким образом, В 1908 году в одном из подвалов «Дома-сказки» разместился уникальный театр-кабаре «Летучая мышь». В представлениях и постановках этого уникального театра участвовали известные актеры Московского художественного театра: Ольга Книппер-Чехова, Василий Качалов, знаменитые режиссеры Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко. Здесь пел Александр Николаевич Вертинский.
Первое время они же были и единственными зрителями, так как посторонняя публика на камерные постановки «Летучей мыши» не допускалась. Была придумана эмблема, явно пародирующая мхт-шную чайку, ведь почти все артисты театра-кабаре «Летучая мышь» были из МХТ.
Создателями театра были двое: денди и спортсмен, неимоверно богатый представитель армяно-черкесского рода Николай Лазаревич Тарасов и не менее колоритная личность – Никита Федорович Балиев. «Летучая мышь» проектировалась ими как некое интимное местечко, где могли бы собираться после спектаклей артисты и предаваться отдыху, попутно разыгрывая капустники и ставя спектакли-пародии.
Все театральные события в Москве, где бы они не происходили, пародировались, высмеивались и переигрывались здесь. Попасть сюда мог далеко ни кто угодно, будь ты хоть депутат Госдумы. Попадали только по личному знакомству с Балиевым или Тарасовым. Ну, или (берем выше) со Станиславским. Быть владельцем самого закрытого и самого веселого театра в городе было приблизительно то же самое, что быть председателем Английского клуба, тоже закрытого.
На каждого вновь пришедшего надевался шутовской колпак. Надевший его давал обет: не обижаться ни на что и никогда, ни на оскорбления чувств верующих, ни на глумление над святынями, ни на шутки про царя и отечество. Скетчи из репертуара «Летучей мыши» были довольно специфичны, на самом деле «Летучая мышь» была первым московским театром миниатюр: здесь ставились небольшие спектакли-сценки в столь модном тогда стиле модерн, пародии на то, что было за стенами этого маленького уютного мирка актеров, песенки, танцы, куплеты.
Это были отклики на спектакли театральной Москвы или же отклики на какие-то светские культурные события того времени. Пьеро и Коломбина, смешные персонажи из русских сказок, сценки. Ставились спектакли и по классическим произведениям М. Лермонтова, А. Пушкина, Н. Гоголя, А. Чехова. Первой пародией театра стала пародия на спектакль «Синяя Птица».
В доме Перцова театр просуществовал всего полтора театральных сезона: вода из Москвы-реки, заливавшая подвал, стала причиной того, что театр поменял свое место прописки, переехав в дом в Милютинском переулке. К сожалению «Летучая мышь» не избежала и трагедии: в октябре 1910 года трагически погиб главный меценат театра Николай Тарасов. Это был, пожалуй, единственный случай в истории театра «Летучая мышь», когда вместо смеха и шуток в ее стенах звучали звуки панихиды.
В Государственном историческом музее, который по своему «русскому стилю» так близок дому Перцовой, в 13-ом зале висит панно с пейзажем Москвы, оно появилось тут только в 1950-ом году, то есть уже при Сталине, а раньше тут было пусто. Дореволюционные власти долгие годы тщетно пытались найти художника, которые правильно впишет на это место Куликовскую битву.
Вначале обратились к очень модному в те годы Валентину Серову, и Серов чувственно написал всем известный пейзаж «После битвы». Но заказчикам эта картина показалась недостаточно героической. Следующим кандидатом оказался Малютин, но и его эскиз не устроил руководство. Панно осталось пустым, но замысел так захватил Малютина, что он решает дописать «Куликовскую битву», уже невзирая на заказчика. Для огромного полотна ему требуется большой зал, и подходящим местом оказывается подвал дома Перцова. В подвале же хранились и другие его картины, а сам художник с семьей жил на верхнем этаже здания.
Весной 1908 года в Москве случилось наводнение, и вода Москвы-реки затопила подвал дома. Сам художник в этот день дома отсутствовал, а когда по улицам Москвы хлынула вода, не успел до него добраться. Вернувшись, он обнаружил часть своих полотен безнадежно испорченными: погибли «Куликово поле», «Царевна», «Леший», «Баба-яга» и множество других работ. Жена Малютина, Елена Константиновна, простудилась, бегая в ледяной воде и пытаясь спасти картины мужа. Она вынесла, что успела, но слегла и ушла из жизни через несколько месяцев, оставив Малютина, вдовцом с четырьмя детьми.
После революции домовладельца выселили не сразу. Видимо, ему удалось наладить отношения с одним из новых влиятельных жильцов, которым оказался сам Троцкий. Лев Давидович поселился в бывших апартаментах Позднякова, унаследовав его мраморную ванну и зимний сад. Но в 1922 году Перцов выступил против начатой советской властью национализации церковного имущества. Являясь одним из хранителей ценностей храма Христа Спасителя, Петр Николаевич пытался помешать их разграблению, в результате чего получил пять лет тюремного заключения.
Стараясь вытащить супруга из-за решётки, Зинаида Алексеевна обратилась к Троцкому, и тот решил дело, как посчитал нужным: в 1923 году приказано было Перцова освободить, а его семейству – очистить занимаемую жилплощадь, после чего 4-этажные апартаменты Лев Давидович занял самолично.
О том, кто именно и когда отдал приказание полностью изменить интерьер квартиры, свидетельств не осталось, но наиболее вероятно, что произошло это как раз при Троцком. Ремонт провели просто и кардинально: сняли всю резьбу, стены заштукатурили и покрасили, расписные потолки побелили. Говорят, когда Малютин узнал об этом, он заплакал впервые в жизни.
Кстати, фамилия владельцев дома все же ПерцОвы, а не ПерцЕвы. Это можно увидеть в справочнике «Москва 1917 г.», стр.380. В последней строке третьего столбца читаем: «ПерцОв Петр Николаевич, инженер путей сообщения». (Информация с сайта «Москва любви моей»).
Материал взят из десятка разных источников, в основном, из передачи Владимира Раевского «Сделано в Москве». Фото без моих логотипов взяты из Сети.
Дом Зинаиды Перцовой — один из самых красивых особняков в Москве, выполненный в неорусском стиле. В народе он называется «Доходный дом Перцовой», «Дом-сказка», «Терем», а история дома Перцовой в Москве — это история воплощения в жизнь мечты творческого человека.
Как добраться до «Дома-сказки» в Москве
Особняк расположен на пересечении Соймоновского проезда, Курсового переулка и Пречистенской набережной, адрес дома Перцовой: переулок Курсовой, д. 1, координаты: 55.74259173208123, 37.606026461591284.
На общественном транспорте
Удобнее и быстрее доехать до памятника архитектуры дом Перцова на Пречистенской набережной на метро, в 450 метрах от особняка находится станция «Кропоткинская» (Сокольническая линия).
При выходе со станции метро «Кропоткинская» следует двигаться в сторону вывески «Остоженка, Пречистенка, Соймоновский проезд».
На наземном транспорте из центра Москвы добираться до особняка следует:
- от остановки «Зарядье» (600 метров от Красной площади) на автобусе № с755 (бывший № 255);
- остановки «Манежная площадь» (800 метров от Красной площади) на автобусе № м6 (бывший № м8).
С Комсомольской площади, д. 2 (Ленинградский, Казанский, Ярославский ж/д вокзалы) до особняка прямого транспорта нет. Сначала следует 4 минуты пройти до ул. Новорязанская, сесть на автобус № 40 и проехать до Николоямской ул., пересесть на автобусе № м6, выйти на остановке «Станция метро «Кропоткинская»» и пройти до места назначения примерно 400 метров.
Стоимость проезда на метро и автобусе — 60 рублей.
На личном автомобиле
Бесплатные парковки расположены со стороны Курсового переулка. Из центра столицы (Красная площадь) до особняка можно доехать за 20 минут на автомобиле. Маршрут проходит по наб. Ильинка, Кремлевская и Пречистенская, по переулку Курсовой.
Путь с Комсомольской площади, д. 2 (Ленинградский, Ярославский, Казанский ж/д вокзалы) до особняка составляет 7,2 км и проходит по ул. Комсомольская, Мясницкая, мимо пл. Новая по Кремлевской наб. и пер. Курсовой.
Из Северного административного округа Москвы необходимо двигаться по Ленинградскому пр. или ТТК (Третье транспортное кольцо), из Южного административного округа — только по ТТК.
Стоимость проезда до знаменитого особняка на такси с Красной площади — около 200 рублей, с площади трех ж/д вокзалов на пл. Комсомольская — 300–400 рублей.
История Дома Перцовой
Зинаида Перцова, официальная собственница уникального особняка, была замужем за железнодорожным магнатом Петром Перцовым. Именно он придумал построить доходный дом, в одной половине которого будут жить и общаться художники и артисты, а во второй — проживать сам предприниматель с семьей.
Задумка мецената была реализована с помощью коллекционера Ивана Цветкова. Он помог найти нужный участок, на котором планировалось возвести будущий Дом Перцовых на Пречистенской наб., с условием, что особняк будет в русском стиле.
В 1905 году на конкурсе на лучший проект здания была выбрана работа Аполлинария Васнецова, однако Петру Перцову больше понравилась идея Сергея Малютина. Строительство особняка было завершено весной 1907 года, и в «Дом-сказку» въехали первые жильцы.
В 1922 году меценат был задержан. Поскольку он хранил в доме ценности храма Христа Спасителя, особняк национализировали. После Великой Отечественной войны квартиры расселили, в пятидесятых годах XX столетия в этом месте находилось общежитие привокзального почтамента Октябрьской железной дороги, здесь проходили обучение молодые железнодорожники. Многие горожане и столичные экскурсоводы сожалеют о том, что сейчас в Доме Перцовой не располагается музей, например, модерна.
Отвергнутый автором эскиз
На архитектурном конкурсе большинство членов жюри проголосовало за дом, нарисованный Аполлинарием Васнецовым, а второе место досталось проекту Сергея Малютина. Однако инициатор идеи не зависел от решения жюри, поэтому отверг работу победителя.
ЭТО ИНТЕРЕСНО! Перцов случайно увидел эскиз Малютина, который тот не отправил на конкурс, так как посчитал негодным. Железнодорожный магнат пришел от него в восторг. В дальнейшем художник доработал проект, и получилось гармоничное смешение русского стиля с модерном.
Кто работал над реализацией проекта
Сам живописец Малютин, инженер Борис Шнауберг и Николай Жуков — архитектор дома Перцовой — стали воплощать проект в жизнь, а панно из мозаики, украшающей особняк, создавали студенты из Строгановского училища «Мурава».
Архитектура и интерьер
Особенности архитектуры стиля модерн, в котором построен Дом Перцовой (Соймоновский проезд), выражаются в асимметричном расположении балконов, окон и башнеобразных выступах крыши, в золоченой решетке со львами и скульптурах драконов.
В архитектуре особняка прослеживаются мотивы славянского язычества, фасад украшен панно с изображением солнца и животных в необычном виде.
Если смотреть на «Дом-сказку» снаружи, возникает вопрос, как выглядит дом Перцовой внутри, какой стиль использован для убранства помещений. Вот как он был украшен изнутри:
- у входа в хозяйскую часть особняка находилось изображение райской птицы-девы на деревянной резьбе;
- на столбах в виде небольших колонн на краях лестницы сидели совы, следящие за происходящим внутри;
- сама лестница в доходной части здания была украшена листьями и ягодами из дерева;
- столовая была декорирована дубовыми панелями, мозаикой и резьбой.
Внутренняя отделка помещений поражала изысканностью и красотой.
Жильцы доходного дома
Дом предлагал квартиры для жильцов из разных слоев общества. Всего в особняке находилось 400 квартир, разных по оформлению, размеру и комфорту. Кроме частных квартир, в «Тереме» находился магазин кондитерской продукции и несколько контор. Сам предприниматель занимал 3 этажа с отдельным входом. Также до 1908 года в доме проживал его автор Малютин.
«Летучая мышь»
В подвале особняка находилось популярное кафе и театр-кабаре «Летучая мышь». В его стенах собирались представители столичной богемы, особенно часто здесь бывали артисты Московского художественного театра: В. И. Шверубович (Качалов), жена А. П. Чехова — актриса О. Л. Книппер-Чехова и К. С. Станиславский, который развлекал гостей фокусами.
После национализации
После захвата власти большевиками дом был национализирован. Создателя особняка выселили, а потом поместили на 3 года в тюрьму. Особняк неофициально занял российский революционер Л. Д. Троцкий, который принимал в нем дипломатов, а также его соратники (Эфраим Склянский, Константин Мехоношин, Николай Подвойский) и члены кружка художников-авангардистов «Бубновый валет» — Александр Куприн и Василий Рождественский.
Сказочный терем сегодня
Изучив историю создания этой столичной достопримечательности, вы можете спросить, что находится в доме Перцовой в Москве сейчас, можно ли осмотреть его внутри. С 1970-х годов по настоящее время в доме располагается Главное управление МИДа России по обслуживанию дипломатического корпуса, поэтому внутрь заходить нельзя.
Особенно красочно «Терем» выглядит в ясную погоду, тогда и фото дома Перцовой, и фото отдельных архитектурных элементов здания получаются как будто живыми.
Экскурсии к Дому Перцовой
Хотя сейчас нет возможности своими глазами увидеть, что находится в доме Перцовой в Москве, рассмотреть его снаружи и послушать историю его создания из уст опытного экскурсовода или аудиогида можно.
Для этого организуются пешеходные экскурсии по Москве. Множество московских компаний проводит экскурсии в дом Перцовой: «Captour» предлагает автобусное трехчасовое путешествие по самым интересным домам столицы, в том числе и к «Терему».
Можно заранее приобрести аудиогида для мобильного приложения. На сайте suprizeme.ru под названием «Волшебные дома Остоженки. Московский модерн» предлагается такая экскурсия, Дом Перцовой откроется для вас с новой стороны.
Попавший в современный мегаполис как будто из сказки, Дом Перцова в Москве на Пречистенской — дом-история, каждый сантиметр которого имеет огромную ценность. Этот особняк — архитектурное творение, охраняемое государством.
В двух шагах от Храма Христа Спасителя стоит необыкновенный дом из красного кирпича. Его отлично видно с Патриаршего моста. Острые углы и крыша, необычная отделка фасада, изразцы, яркий цвет – здание кокетливо выделяется на фоне скучных домов. За 110 лет своего существования дом нисколько не изменился. Поговорим об одном из самых удивительных домов Москвы.
Фото Елены Крижевской
Дом-предшественник и поиски идеального архитектора
У интересного дома на Пречистенской набережной есть прообраз-вдохновение, который находится в двух шагах, – похожий терем в русском стиле, особняк галериста, мецената и коллекционера Цветкова (Пречистенская набережная, 29). Состоятельный инженер Петр Николаевич Перцов был дружен с Иваном Цветковым и очень удивился, когда среди промышленной части Москвы, по соседству с Храмом и Кремлем, увидел необычной дом-ларец. По соседству пустовал еще один непроданный кусок земли. Перцов предложил за него 70 000 рублей. Сделка состоялась на следующий день.
Перцов хотел построить доходный дом, где смогли бы жить представители творческих профессий. На верхних этажах должны были располагаться студии. Но главной задумкой являлось отражение русского характера и стиля златоглавой красавицы Москвы. Перцов объявил конкурс. В жюри были Василий Поленов, Василий Сурирков, Виктор Васнецов, Федор Шехтель. Но вот предложенные проекты не очень понравились будущему хозяину. Подходящий эскиз нашелся случайно: заказчик смотрел работы одного из победителей, Сергея Малютина, и увидел среди них рисунок чудо-терема в былинном стиле.
Сергей Малютин был известным художником и архитектором. Именно он – автор росписи первой матрешки. Среди известных работ – дома, церкви и театр в семейном имении «Талашкино», оформление интерьеров дома художника Бакшеева, участие в художественных выставках как в России, так и в Париже. Он – автор иллюстраций к сказкам Пушкина. Малютин предложил не сносить старую постройку, а надстроить еще один этаж сверху, пристроить четырехэтажный дом со стороны переулка и объединить все высокой крышей. Осуществить грандиозную идею помогали архитектор Николай Жуков и инженер Борис Шнауберт.
Московский Монпарнас
Дом построили за 11 месяцев – рекордные сроки даже по тем временам. «Все работы велись одновременно. Через четыре месяца от начала работ постройка была закончена, в конце сентября были сняты леса, и на зиму остались штукатурные работы, настилка паркетов и малярные работы, которые и продлились до марта-месяца».
Пётр Николаевич лично вникал во все детали будущего строительства и активно принимал участие в каждом этапе. В «дворце» появился лифт, телефон, система вентиляции, электропроводка, канализация. Полы и панели ванных комнат были выложили плиткой. Самые шикарные апартаменты, конечно, были у хозяев дома. Их оформлением Малютин занимался лично.
Интерьеры комнат напоминали убранство русской избы. Колорит добавляли многоцветные изразцовые печи, массивная мебель. Деревянная лестница, двери, арки, стенные панели и даже потолочные балки были украшены искусной резьбой. В кабинете Перцова была оконная ниша с витражом, выполненном по эскизу Михаила Врубеля, камин, большие книжные стеллажи. В доме спроектировали даже курительную комнату в восточном стиле.
«Салон с панелями и хорами из красного дерева, спальная с нишей и восточная курительная комната. Столовая, лестница и вестибюль в русском стиле делались кустарями из Нижегородской губернии. Стены столовой резались из дуба, а арки, наличники и карнизы – из березы. Посудный лифт для спуска еды из кухни в буфет при столовой был отделан в виде изразцовой майоликовой печи. В большом окне ниши было вставлено цветное, исполненное Строгановским училищем по рисунку Врубеля стекло с изображением «Въезда победителя».
Студии верхних этажей заняли художники: Соколов-Скаля, Александр Куприн, Василий Рождественский, Альтман. За это дом прозвали «Московским Монпарнасом».
Внизу жили состоятельные квартиранты. В одной из квартир обитал пианист Константин Игумнов, в другой – экспрессивный театральный режиссер и деятель, актер, помощник Всеволода Мейерхольда, создатель известных кабаре «Бродячая Собака» и «Привал комедиантов» Борис Пронин. У обитателей красивого дома были свои причуды: один из квартирантов превратил часть пространства в зимний сад, другую устлал тигровыми шкурами, а в еще одной комнате поставил посреди зеркал огромную ванну из черного мрамора.
Один из первых квартирантов был и оформитель дома – Сергей Милютин. Его грустную историю вы узнаете ниже.
Дом быстро привлек внимание москвичей. Еще бы! Красивые остроконечные крыши, цвет, достойный Кремля, необычные изразцы с растениями и птицами, причудливые башенки – все яркое и необычное. Мифические животные украшали двери: сказочные птицы, драконы. Труба – спящая сова. Фасад здания щедро украшен плиткой синего, желтого и зеленого тонов. Эту майолику (разновидность керамики, которая изготавливается из обожженной глины с использованием расписной глазури) создала артель молодых художников Строгановского училища. Золоченый петушок, как будто из одноименной сказки Пушкина, сторожит одну из крыш. Другую украшает мозаика с изображением солнца. Еще на одной – решетка со львами. Все эти сказочные, средневековые и русские мотивы вместе складываются в гармоничную картину, которой хочется любоваться. Так и кажется, что там живут выдуманные персонажи.
Появление театра-кабаре «Летучая мышь»
«Летучая мышь» задумывалась как камерное кабаре содружества актеров Московского художественного театра, основанного Станиславским и Немировичем-Данченко. Руководителем и идеологом театра был Никита Балиев. Он и пришел к Перцову просить подвал для организации кабаре. По пути в подвал они встретили летучую мышь. В 1908 году театр въехал в здание. «Интимный „кабачок“ друзей художественного театра открывается в воскресенье» – так писали об этом в «Русском слове».
Кабаре было чем-то вроде закрытого клуба для своих: по задумке оно было создано для того, чтобы разбирать спектакли, сочинять скетчи и укрываться от посторонних глаз. Актеры хотели отдохнуть вдали от театральных правил и традиций. «Изящный дух людей, воспитанных на подлинном искусстве и театральной школе» (Николай Эфрос). Среди актеров кабаре были Ольга Книппер-Чехова, Алиса Коонен, Василий Качалов.
Для заведения был отдельный вход – с переулка. Вы и сейчас можете заметить эту узкую готическую дверь. «Летучая мышь» благодаря закрытости стала популярной и породила массу слухов. Все и так мечтали попасть туда – не нужна была даже реклама. Создатели сдались, и в театр хлынул поток любопытных театралов. В доме Перцова «Летучая мышь» просуществовала несколько сезонов, а затем переехала в более просторное помещение.
Трагическая история Сергея Милютина
В 1908 году в столице случилось несчастье: вода в Москве-реке поднялась настолько высоко, что затопила город. Все произошло очень быстро. «Два-три тёплых дня кряду и несколько дождей сразу настолько дружно продвинули таяние снегов и разрыхлили лёд, что быстрый и многоводный разлив реки Москвы был уже вне сомнения» («Русское слово» от 23 апреля 1908-года). Плавало все. Болотный остров затопило. Многие дома и центр Москвы остались без света. Пострадал и красавец-дом Перцова. На нижнем этаже Милютин хранил картины. Конечно, их залило, и холсты погибли. Самое страшное, что их пыталась спасти жена художника – она выносила холсты, бегая в холодной воде, после чего простудилась и умерла. А Милютин с детьми съехал.
Перцов закладывает дом
Спустя год после постройки Перцов заложил дом. Все было во имя великой цели – постройки первой в России «народной дороги», которая соединяла бы Армавир и Туапсе. Промышленник активно искал средства на строительство. В залог под два миллиона пришлось отдать любимый дом и дачу. Жена Петра Николаевича Зинаида Алексеевна не поддерживала мужа. Долго ругалась, называя такие действия авантюрой. Боялась, что супруга обвинят в растратах и посадят в тюрьму, как Савву Мамонтова. Перцову повезло: никакой трагической истории не случилось, дорога была построена, в 1910 году по ней прошел первый поезд, а ссуда в банк была возвращена.
Лев Троцкий – новый жилец дома
В 1917 году в доме появился новый влиятельный жилец – Лев Троцкий. Хозяев не тронули, но других жильцов вселили. Вместо них теперь в «тереме» жили выдающиеся деятели партии. В 1922 году Перцов выступил против национализации церковной собственности, за что был осуждён и приговорён к 5 годам тюрьмы. Через год благодаря Троцкому (о чем того очень попросила Зинаида Алексеевна) Перцова освободили. Правда, с оговоркой – конфискацией имущества. «Я прочла мемуары одного английского дипломата, описывающего пышный прием, данный Троцким. Дипломат восторгался его замечательным вкусом! Я поспешила написать наивному автору, что все поразившие его картины, статуи, вазы и мебель были собственностью моего отца» – писала об этом дочь Перцова. Семье пришлось переехать на Плющиху.
Фото Елены Крижевской
«Не могу не благодарить Создателя, что уберег меня от самого ужасного – угрызений совести. И сохранил еще во мне на шестьдесят седьмом году жизни радость бытия и веру, что придут, пусть после нас, лучшие дни, когда наступит действительное равенство между людьми и ничьи интересы не будут приноситься в жертву ни классам, ни партиям» (из мемуаров П.Перцова, 1923-1 год). Пётр Перцов умер в 1937 году своей смертью. Его супруга дожила до 70-ти лет, далее ее след потерялся. Дочь Зинаида дожила до 100 лет в эмиграции на острове в Карибском море. Ее сестра жила с мужем в Хибине. А брат, участник белого движения, осел во Франции.
Жизнь дома в эпоху СССР
Квартиранты, хозяева съехали. Но дом остался. И он продолжал манить всех красотой и шиком. Там по-прежнему жила богема, только уже совсем другая. Одну из студий приобрел живописец Роберт Фальк. Каждое воскресенье он устраивал выставку своих работ на чердаке. Его гостями были Рихтер, Эренбург, Михоэлс.
В 70-х гг. жильцов расселили, а здание передали МИДу.
Фото: Екатерина Гаранина специально для PORUSSKI.me
- Экскурсии по Москве
- Главное меню
- Блог о Москве
- «Дом-сказка» (доходный дом З.А. Перцовой)
«Дом-сказка» (доходный дом З.А. Перцовой)
Дом Зинаиды Алексеевны Перцовой – одно из самых красивых зданий Москвы, которое уже в первые года после постройки получило среди горожан название «Дом-сказка». Заказчиком постройки и ее фактическим владельцем стал знаменитый железнодорожный инженер Петр Николаевич Перцов. В 1905 году он приобрел угловой участок, ограниченный Пречистенской набережной, Соймоновским проездом и Курсовым переулком. Учитывая финансовые риски, которые он нес, участвуя в строительстве железных дорог, Петр Перцов переписал участок, а затем и выстроенный дом на имя своей супруги – Зинаиды Алексеевны.
Перцов принял решение возвести целый жилой комплекс, включавший доходные квартиры и часть, в которой он предполагал поселиться со своей семьей. Для создания проекта дома была созвана выдающаяся комиссия архитекторов и художников, в число которой вошли Франц Шехтель, Виктор Васнецов, Василий Суриков, Сергей Соловьев, Василий Поленов, Илларион Иванов-Шиц и другие выдающиеся представители московской творческой интеллигенции. Среди предоставленных на конкурс проектов наибольшего внимания удостоились работы художников Аполлинария Васнецова и Сергея Малютина.
Интересно, что первой премии удостоился проект Васнецова, однако по решению заказчика, Петра Перцова, для дальнейшего воплощения был отобран даже не конкурсный проект, а эскиз здания, выполненный в качестве варианта Сергеем Васильевичем Малютиным. Необычная работа Малютина настолько вдохновила Петра Перцова, что он полностью доверил художнику создание долгожданного доходного дома. Сергей Малютин проходил обучение в Московском училище живописи ваяния и зодчества вместе с такими выдающимися художниками, как Исаак Ильич Левитан, Михаил Васильевич Нестеров и Константин Алексеевич Коровин.
Сергей Малютин был мастером, способным воплотить стремления Петра Перцова – выстроить дом, в котором бы нашли выражение замечательные традиции русского зодчества. Русское национальное искусство было близко Малютину, неслучайно именно он в 1898 году расписал современный символ России – первую матрешку. Однако при постройке дома для Петра Перцова художник использовал черты чрезвычайно актуального в то время северного варианта стиля модерн, который подразумевал заимствование выразительных деталей и особенностей у архитектурных произведений Северной Европы.
Таким образом, в проекте доходного дома Перцова объединились мотивы популярной в то время европейской готики и национального русского зодчества XVII столетия, ставшие гармоничным целым благодаря объединяющему эстетизму стиля модерн. Русское влияние прочитывается в таких ярких деталях, как кованая решетка над остроконечным щипцом, в оформлении теремков-балконов, один из которых (со стороны Соймоновского проезда), получил собственное специальное название «Сон Царевны». Сюжеты керамических панно, определяющих декоративный облик доходного дома Перцова, также связаны со славянской мифологией.
Панно, украсившее фасад со стороны набережной демонстрирует изображения солнечного славянского божества Ярилы, наблюдающего за битвой Быка и Медведя – символических животных божеств Перуна и Велеса. Керамические детали фасадов напоминают об архитектуре узорочья, а на панно над входным проемом со стороны Соймоновского проезда можно увидеть вещую птицу Гамаюн, встреча с которой предвещала удачу. Однако такие детали, как угловой эркер, ломаные линии карнизов и кронштейны балкона, выполненные в виде драконов, отсылают нас к традициям архитектуры Средневековой Европы.
При работе с проектом художнику Сергею Малютину, у которого не было некоторых специфических знаний и навыков, потребовалось сотрудничество с профессиональным инженером и архитектором Николем Константиновичем Жуковым, который помог Малютину создать ультрасовременную постройку, оснащенную всеми известными на тот момент видами городских коммуникаций, включая канализацию и водопровод, трубы которого были надежно спрятаны в толщу мощных стен этого высокого здания. Малютин полностью разработал и необычное оформление интерьеров в хозяйской части доходного дома, выполнив их, как и фасады, в русском стиле.
В 1908 году в одном из подвалов «Дома-сказки» разместился уникальный театр-кабаре «Летучая мышь» под руководством Никиты Федоровича Балиева. В представлениях и постановках этого уникального театра участвовали известные актеры Московского художественного театра: Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, Василий Иванович Качалов, знаменитые режиссеры Константин Сергеевич Станиславский и Владимир Иванович Немирович-Данченко. Первое время они же были и единственными зрителями, так как посторонняя публика на камерные постановки «Летучей мыши» не допускалась.
Впоследствии театр выехал из дома Перцова, и идея закрытых театрализованных актерских капустников была утрачена – за плату или же пользуясь знакомствами с актерами на спектаклях стали появляться сторонние гости. Петр Перцов проживал в этом замечательном доме вплоть до ареста в 1922 году. В советский период дом Перцова был передан Министерству Иностранных Дел, дипломатическое представительство которого размещается здесь и в наши дни. Сегодня уникальный «Дом-сказка» по праву считается самым красивым доходным домом Москвы. Он любим москвичами и гостями города.
- ВКонтакте
Ближайшие экскурсии
Хочу рассказать Вам об одном очень интересном доме, который расположен в самом центре Москвы, недалеко от Храма Христа-Спасителя. Называется он Дом Перцовой (или Перцова). Москвичи же прозвали его «Дом-сказка» за его причудливый декор.
Точный адрес дома Перцовой — Соймоновский проезд, д. 1 (угол Соймоновского проезда и Пречистенской набережной).
История постройки такого необычного дома началась с «Дома-ларца», который был построен по инициативе коллекционера картин Цветкова. Из «Дома-ларца» открывался вид на Москву-реку, Кремль и Храм Христа-Спасителя.
Этот дом очень понравился инженеру путей сообщения Петру Николаевичу Перцову. И ему захотелось создать что-то такое же необычное и завораживающее. Цветков готов был помочь ему найти еще лучшее место при условии, что дом, построенный на нем, будет в русском стиле. Перцов согласился с условием и при помощи Цветкова приобрел участок земли рядом.
Был объявлен конкурс на составление проекта «доходного дома в русском стиле». В итоге был выбран проект Сергея Васильевича Малютина — автора русской матрешки.
Строительство дома продолжалось 11 месяцев — с 1906 по 1907 гг.
Создавался дом как доходный с жилыми квартирами и мастерскими для художников, расположенными в мансардной части дома. Управлением же дома занималась жена Перцова — Зинаида Перцова. Отсюда и двоякое название дома — Перцовой/Перцова.
Семья занимала лишь часть принадлежавшего им дома — четырехэтажную пристройку. В остальных помещениях жили арендаторы-художники.
Отличительной особенностью «Дома-сказки» является необыкновенное разнообразие форм и стилей, которые, одновременно с тем, выглядят как единое целое. В оформлении фасадов были использованы разнообразные приемы, присущие модерну, например, асимметричное расположение окон и балконов, богатый декор.
Фронтоны, простенки, перила балконов, углы здания — все эти элементы, по задумке автора, должны были быть облицованы майоликой — это разновидность керамики, изготавливающейся из обожженной глины с использованием расписной глазури. Исполнение такого сложного по конструкции и цветовой гамме майоликового убранства Перцов доверил артелю молодых художников Строгановского училища «Мурава». В то время у них не было заказов, и артель находился на грани закрытия. Перцов не ошибся с выбором — заказ был выполнен точно в срок. Прошло чуть больше ста лет, а глазурь до сих пор осталась целой и не потускнела.
Постояльцами «Дома-сказки» были художники М. Нестеров и К. Юон, здесь снимали квартиры артисты МХТа. Один из них — Н. Балиев — придумал устраивать в подвале дома представления для самих артистов — так в 1908 году появилось знаменитое кабаре «Летучее мышь», которое просуществовало до 1912 года. В постановках кабаре можно было увидеть мхатовских знаменитостей в совершенно неожиданных амплуа: В. И. Качалов — в роли циркового борца, О. Л. Книппер-Чехов — парижской шансонетки, а В. И. Немирович-Данченко дирижировал оркестром.
С приходом советов Перцову, как защитнику церкви, пришлось выдержать несколько судов и даже отсидеть год в тюрьме. В итоге в 1922 году он лишился дома, после чего в хозяйских 4-этажных апартаментах поселился Лев Троцкий.
В наши дни в Доме Перцовой располагается Главное управление по обслуживанию дипломатического корпуса. В дом никого не пускают и посмотреть на него можно только с улицы.
И в конце — несколько черно-белых фото.
Общий вид дома С. и З. Перцовых.
Интерьеры Дома Перцовой (Столовая).
Интерьеры Дома Перцовой (Столовая).
Интерьеры Дома Перцовой (Лестница).
Интерьеры Дома Перцовой (Резная арка столовой)
История доходного дома инженера Перцова на Пречистенской набережной началась в ноябре 1902 года, когда его будущий владелец Пётр Николаевич Перцов зашел в частную картинную галерею мецената Ивана Евменьевича Цветкова.
Галерея располагалась в двухэтажном особняке на набережной Москвы-реки, Перцов был восхищен не только картинами, но и прекрасным видом на Кремль.
В своих воспоминаниях он записал: «Из окон его главного зала я залюбовался открытым видом на Кремль и высказал И.Е., что завидую ему, что он нашел такое прекрасное место под выстройку дома. И.Е. поймал меня на слове и предложил указать мне еще лучшее место при условии, что я, приобретя его, построю дом также в русском стиле». Пётр Николаевич согласился и вскоре приобрел участок по соседству с Цветковым на набережной, оформив купчую на свою супругу Зинаиду Алексеевну.
История строительства
Начать постройку дома запланировали на весну 1906 года. П.Н. Перцов, учитывая близость Кремля и Храма Христа Спасителя, а также памятуя о своем обещании, организовал конкурс на проект доходного дома в русском стиле. В конкурсе участвовали художники А.М. Васнецов и С.В. Малютин, а также архитектор А.И. Дидерихс и архитектор-художник Л.М. Браиловский. В жюри конкурса были приглашены В.М. Васнецов, В.И. Суриков, В.Д. Поленов, Ф.О. Шехтель. Первую премию присудили А.М. Васнецову, но заказчику больше понравился проект Малютина в «сказочно-былинном» стиле. С.В. Малютин в 1900–1903 годах руководил мастерскими в Талашкино, которые стремились возродить древнерусские ремесла. Многие элементы дома на Пречистенской набережной, которые использовал Сергей Васильевич — это цитаты декора избы «Теремок», построенной в Талашкино в псевдорусском стиле.
Перевести эскиз в архитектурный проект художнику помогали архитектор Н.К. Жуков и инженер Б.Н. Шнауберт. В новом доме расположились квартира-особняк, мастерские художников и квартиры сдаваемые внаем. Оформлением фасадов занимался также С.В. Малютин, он сделал эскизы наружных панно со сказочными сюжетами в технике «майолика». Выполнить заказ поручили артели молодых художников Строгановского училища и вскоре на фасаде дома яркими красками заиграли древнерусские языческие символы и сказочные персонажи.
Вся постройка была закончена в одиннадцатимесячный срок, хозяин дома П.Н. Перцов лично контролировал строительные работы, он записал «в мае въехали в дом первые жильцы: Во всем доме не было допущено деревянных перекрытий: Проводка электричества устроена вся скрытая, равным образом замаскированы все водопроводные и канализационные трубы. Вообще при постройке дома во всех деталях преследовались две основные задачи — солидность устройства и удовлетворение требований эстетики».
Квартира-особняк Перцовых с отдельным подъездом занимала четыре этажа и выходила окнами на набережную. Отделка квартиры хозяев была выполнена в неорусском стиле с резными стенами, арками, наличниками, интерьер украшали полотна Рериха, Малявина и витражи по рисункам Врубеля.
В 1908–1910 годах в подвале дома размещалось артистическое кабаре «Летучая мышь», где мхатовские знаменитости пробовали себя в неожиданных амплуа: В.И. Качалов — в роли циркового борца, О.Л. Книппер-Чехова — парижской шансонетки, В.И. Немирович-Данченко дирижировал любительским оркестром, К.С. Станиславский демонстрировал «чудеса черной и белой магии».
Дом в послереволюционное время
Сам Петр Николаевич Перцов прожил в своем доме 15 лет. Он был одним из хранителей ценностей Храма Христа Спасителя, выступал в защиту церкви и в 1922 году по процессу «церковников», получил 5 лет тюрьмы.
Когда через год он вышел на свободу, узнал, что из дома его выселили. Дом был национализирован. Одну из квартир в нем занял Лев Троцкий.
Младшая дочь П.Н. Перцова, Зинаида писала в мемуарах: «…жил в нашем доме известный оригинал и чудак — Поздняков. Свою квартиру из четырех громадных комнат он устроил необычайным образом. Самая большая, почти зала, была превращена в ванную (братья мои бывали у Позднякова, они подробно описали мне ее устройство). Пол и стены были затянуты черным сукном. Посреди комнаты, на специально сооруженном помосте, помещалась громадная черная мраморная ванна (вес 70 пудов). Вокруг горели оранжевые светильники. Огромные стенные зеркала отражали со всех сторон сидевшего в ванне. Другая комната была превращена в зимний сад: паркет засыпан песком и уставлен зелеными растениями и садовой мебелью. Гостиная была прелестная — с тигровыми шкурами и художественной мебелью из карельской березы. Хозяин принимал в ней посетителей в древнегреческой тоге и сандалиях на босу ногу, причем на ногте большого пальца сияла бриллиантовая монограмма. Прислуживал ему негр в красной ливрее, всегда сопровождаемый черным мопсом с большим красным бантом! Вот этой-то фантастической квартирой и прельстился вначале Лев Давыдович Троцкий: Не знаю только, заимствовал ли он также у Позднякова его греческую тогу и сандалии!»
В 1930-е на верхних этажах дома Перцова облюбовали себе мастерские художники Соколов-Скаля, Александр Куприн, Василий Рождественский, Роберт Фальк за что дом прозвали «московским Монпарнасом».
До середины 1970-х годов дом оставался жилым, а затем перешел во владение МИДа.
Информация о доступности учреждения для людей с особенностями здоровья отсутствует