Дом сказка в санкт петербурге фото

Публикация

«Дом-сказка» . Доходный дом П. И. Кольцова

Здание на карте

фото

«Дом-сказка» . Доходный дом П. И. Кольцова                 модерн 

Утраченное здание

Английский пр.,21 — ул.Декабристов,60

1909-1910  — арх. Бернардацци Александр Александрович. (Сохранились дворовые корпуса) ([99]. С. 46).


До 1905 г. обширным участком на углу Офицерской ул. (Декабристов) и Английского пр. владела вдова полковника Мария Ивановна Маслова, которой принадлежал четырехэтажный жилой доходный дом середины ХIХ века.
В 1882-1882 гг. в этом доме в квартире своей кузины Амалии Литке некоторое время жил композитор П. И Чайковский.

В 1905 г. Петр Иванович Кольцов, золотопромышленник, гласный городской Думы приобрел участок у дочери Масловой. К концу 1907 г. на территории, расчищенной от старых построек, по проекту арх. департамента народного просвещения и преподавателя высших архитектурных курсов Александра Александровича Бернардацци был возведен новый дом.

Здание поражало своеобразием архитектурных деталей и броской красотой: окна и балконы причудливой формы, красивая угловая башня, облицовка стен природным камнем и огромными майоликовыми панно, выполненными по эскизам М. А. Врубеля. Угловой эркер дома завершался изображением птицы Феникс. Скульптурные украшения фасадов и Феникс с двухметровыми крыльями были изготовлены петербургским ваятелем бароном К. К. Рауш фон Траубенбергом.

В народе здание получило название «Дом-сказка». 

  • фото

    ЦГИА СПб, чертёж фасада
    по Английскому проспекту

  • фото

    ЦГИА СПб, чертёж фасада по
    Офицерской улице (Декабристов)
    (добавил tenrousei )

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

    Анна Павлова
    в репетиционном зале
    своей квартиры
    на Офицерской ул.
    Фото 1906 г.

  • фото

    А. Павлова на репетиции
    с педагогом Э. Чекетти
    в своей студии.
    1907 г.

  • фото

    Фото 1919 г. [*]

  • фото

    Ул. Декабристов, 60.
    Фото 1939 г.

  • фото

    1947 г. Разрушенный жилой
    дом №60 на ул. Декабристов.
    (ЦГАКФФД СПб. Гр 88806)
    (добавил Lonely Walker)

[*] — Студенты и преподаватели Кооперативного института. Он размещался в «Доме — Сказке») и, по воспоминаниям М. А. Борисяк

(она на снимке вв ерхнем ряду крайняя справа), именно в бывшей квартире Анны Павловой. (Анна Зинченко)

В начале ХХ в. в доме проживала знаменитая балерина Анна Павлова. В ее роскошной квартире был оборудован репетиционный зал с кафельной печью, расписанной ампирными веночками с фризом танцующих нимф под высоким потолком. Именно в этом зале М. М. Фокин поставил для Павловой знаменитого «Умирающего лебедя».

После возведения дома и до 1917 г. в здании находился один из крупнейших столичных банков, входивший в банкирский дом братьев Варшавских.
В 1920-х гг. в доме действовала балетная школа А. Ф. Кларка, в которой учился будущий драматический артист Н. К. Черкасов. Балетная школа просуществовала до начала войны. После пожара в доме в 1942 г. занятия в ней прекратились. Почти вся семья Кларков и он сам погибли в блокаду от голода.
В 1930 г. в доме поселился скульптор Матвей Генрихович Манизер.

Зимой 1942 г. в доме вспыхнул пожар. Несколько дней обессиленные от голода жители вместе с пожарными боролись с огнем, протягивая шланги к проруби во льду реки Пряжки. Удалось отстоять лишь дворовую часть жилого здания, украшенный мозаикой фасад рухнул.

После ВОВ на этом месте был построен Жилой дом.

(по материалам [50], [60])

  • фото

    «Дом-Сказка» после пожара.
    Фото 1943 г.

  • фото

    1947 г. Разрушенный жилой дом
    № 60 по улице Декабристов
    ЦГАКФФД Шифр Вр 75078

«В [110]. С.14 — До постройки «Дома-сказки» здесь стоял трехэтажный дом коммерции советника И. А. Глазова». А как это соотносится с утверждением, что Кольцов купил дом у Масловой? Разгадка, как ни странно, скромно кроется в слове «здесь». Дело в том, что современный дом, включая его монументальные ворота,  занял по Английскому пр. не только участок дома-сказки (21), но и участок д. 23. Следующим теперь стоит д. 25, а дома 23 нет вовсе. Вот дом 23 и принадлежал Глазовым. 

Английский, 19 — Дом дешевых квартир,    21 — Масловой М. И.,    23 — Глазова А. И.                   (Адр. кн. 1893. О. 1. Стб. 28)

А в более ранние времена нумерация была не совсем такая:

Английский, 17 — Общественный образцовый дом для улучшения в С.-Петербурге помещения рабочего и нуждающегося населения,  19 — Маслова,  21 — Глазова      

(Цылов Н. Описание улиц С.-Петербурга и фамилии домовладельцев к 1863 году.. СПб., 1862. С. 9).

Этот Глазов был такой важный, что в адресной книге 1867 г. у него даже не указан номер дома: Глазов Иван Алексеевич, 1 г. купец. Английский пр., собств. д. Опт. москательная продажа в москательном ряду № 4 и 5 и в Гост. Дв. № 115 (С. 117).                                                                                                                                          (Добавил: Liz)

Обращение к адресным книгам и каталогу ЦГИА СПб (в вариате электронного каталога Архивного комитета) дает очень показательную картину. Да, этот дом построил А. А. Бернардацци младший. Все остальное, тысячу раз переписанное одними авторами у других, не так очевидно.

Все, списывающие друг у друга, называют П. И. Кольцова золотопромышленником, а нигде не видно ни малейшего намека на это. Кольцов был строительным подрядчиком, владельцем технической конторы (ВПб). Возможно, самый вид дома навеял кому-то эту мысль — размах и впрямь купеческий. Этим размахом и был погублен прекрасный замысел, потому что огромный и чрезмерно — по своим размерам — доходный дом меньше всего был похож на терем, а именно эта идея и лежала в основе художественной стороны замысла. Ведь за образец был взят дом Перцовых в Москве, и даже майолика заказывалась в той же мастерской «Мурава», в которой изготавливались изразцы для московского дома. Что касается Врубеля, он окончательно ослеп в феврале 1906 года.

А о питерском доме-сказке и его связи с домом Перцова известно вот что: «В 1908 купец П. И. Кольцов приобрел у вдовы-полковницы Марии Масловой <…> старое здание на углу Английского проспекта и Офицерской улицы и предложил подрядчику строительных работ Всеволоду Дорошевскому выстроить на этом месте доходный дом. Осенью 1908 Бернардацци был заказан проект с пожеланием, чтобы он был похож на доходный дом Перцовых, выстроенный по эскизам талантливого живописца и самобытного декоратора Сергея Малютина, который  «понял чутьем самую суть русского старинного зодчества». Эта постройка в новорусском стиле стала заметным явлением в архитектурнном стиле России. Бернардацци посчитал необходимым увидеть дом Перцовых и в конце 1908 приехал в Москву. Он внимательно изучил здание, познакомился с живущим в нем Малютиным и под влиянием полученных впечатлений составил свой проект.

В марте 1909 Кольцов подал в Городскую управу ходатайство о постройке дома (прим.: Зодчий. 1909. № 14. С. 150), а через месяц Дорошковский приступил к строительству, завершив к декабрю основные работы. Технический надзор выполнял сам Бернардацци. Летом 1909 он съездил в московскую артель художников-гончаров «Мурава» и через Малютина заказал майолику для облицовки дома Кольцова (прим.: Московский архитектурный мир. 1912. Вып. 1. С. 92-93). [И так далее]

(Боглачев С.В. Петербургский зодчий Александр Бернардацци-младший //

Невский архив: Историко-краеведческий сборник: IV. СПб., 1999. С. 430-431)

(Добавил: Liz)

Чертежи дома И. А. Глазова, совладельцев Масловых, совладельцев П. И. Кольцова и В. Ф. Доротевского (так) по Английскому пр., 21 и Офицерской ул., 60 Начальный год:1879. Конечный год:1910.  ЦГИА СПб. Фонд 515. Опись 4. Дело 3118

Что тут делает Глазов, непонятно, потому что у следующего дела начальный год более ранний, но никакого Глазова там не упомянуто:

Залоговое свидетельство, страховые полисы и план двора М. И. и М. Л. Масловых, В. Ф. Дорошевского, П. И. Кольцова по Офицерской ул., N 60 и Английскому пр., N 21 Начальный год: 1873. Конечный год: 1918

ЦГИА СПб. Фонд 515. Опись 2. Дело 2047

О залоге имущества В. Ф. Дорошевским; П. И. Кольцовым по Офицерской ул.,60 и Английскому пр.,21 Начальный год: 1910. Конечный год: 1918                                                                                           ЦГИА СПб. Фонд 515. Опись 1. Дело 3166А

ВПб на 1912  и 1913 показывает здешнее домовладение и у Кольцова, и у Дорошевского, а ВПб на 1914 только у Кольцова, который — гласный Гор. думы, член Комиссии по Народному образованию, попечитель гор. училищ, подрядчик строительных работ.

Интересно и с Анной Павловой. Чем-то ей этот угол приглянулся еще до перестройки дома. Этот адрес у нее зафиксирован в ВПб на 1907, 1908, 1909. Где-то осенью 1909, в связи со стройкой, пришлось съехать. Ей страшно досаждало ее отчество — Матвеевна — и вот она, как это случалось и в более ранние годы, раздвоилась: в ВПб на 1910 у артистки Анны Матвеевны Павловой показан адрес по Английскому, 21, а у артистки Имп. балетной труппы Анны Павловны Павловой адрес новый — Итальянская, 5. Уже на 1911 и 1912  опять Английский, 21, на 1913 она отсутствует, на 1914 — на Тамбовской, 18.                                                                                                                          (Добавил: Liz)

  • фото

    Купеческая книга на 1863 г. С.8-9
    1-я гильдия

  • фото

    Кольцов
    ВПг на 1915 О. III С. 315

  • фото

  • фото

1916: Банкирский дом «М. А. Варшавский и Ко». Английский, 21. Полн. тов. Варшавский Марк Абрамович      (ВПг на 1916. О. II. С. 1179)

1928: Кларк А. Ф., пр. Маклина, 21 ([124]. С. 128). 

В справочнике «Весь Ленинград на 1926 год» указаны следующие два Кларка, жившие в «Доме-сказке»:

Александр Фёдорович Кларк. Учёный секретарь института мозга. Пр. Маклина 21

Иван Фёдорович Кларк. Хранитель музея. Пр. Маклина 21.

В справочнике «Весь Ленинград: Адресная и справочная книга на 1934 год» про братьев Кларков написано следующее:

Иван Фёдорович Кларк. Член Октябрьского райсовета, пр. Маклина 21, кв. 3

Александр Фёдорович Кларк. «ЛНИИОЭ и ОТ», там же. (ЛНИИОЭ и ОТ — научно-исследовательский институт организации, экономики и охраты труда в ведении ВЦСПС и Облпрофсовета, Гагаринская ул., 3. А.Ф. Кларк указан сотрудником профконсультационной  ВЛ 1934 С. 255)

Согласно тому же справочнику за 1935 г., И. Ф. Кларк работал в ЛИИКСе. Это нынешний Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет.

В блокадной книге памяти (visz.nlr.ru): Александр Фёдорович Кларк. Место проживания: пр. Маклина, д. 21, кв. 10. Дата смерти: январь 1942. Место захоронения: Пискаревское кладб. (Блокада, т. 13) Александра Фёдоровна Кларк, 1892 г. р. Место проживания: пр. Маклина, д. 21, кв. 3. Дата смерти: февраль 1942. Место захоронения: Пискаревское кладб. (Блокада, т. 13)                                                                                                                                                                                             (Добавил: Пьер)

В этом доме жили:

1910-1916  архитектор А. А. Бернардацци  

(ВПб на 1911. O. III. C. 75, на1912. C. 74, на 1913. С.75, на 1914. С. 54, на 1915. С. 56, на 1916. С. 57)

1924-1935  скульптор М. Г. Манизер

 (ВЛд на 1925. О. Х. С. 248, на 1926. O. XI. C. 222, на 1927. С.278, на 1928. С. 347, на 1929. С. 380, на 1930. С. 363, на 1935. O. XIV. C. 256)

1910-1917  военный инженр генерал А. И. Оприц

 (ВПб на 1911. O. III. C. 653, на 1912. С. 659, на 1913. С. 484, на 1915. С. 482, на 1916. С. 499, на 1917. С. 504)

1906-1909, 1910-1912  солистка Императорской балетной труппы А. П. Павлова

 (ВПб на 1907. O. III. С. 527, на 1908. С. 563, на 1909. С. 587, на 1911. С. 663, на 1912. С. 669)

1913-1917  гражданский инженер Н. Н. Чесноков    (ВПб на 1914. O. III. C. 721,  ВПг на 1915. С. 717, на 1916. С. 741, на 1917. С.740)

1910-1917  архитектор В. С. Ястержембский

 (ВПб на 1911. O. III. C.1052, на 1912. С. 1062, на 1913. С. 748, на 1914. С. 782, на 1915. С. 776, на 1916. С. 800, на 1917. С.804) 

1914 — 1915   арабист И. Ю. Крачковский  (ВПг на 1915. O. III. C. 337)

1925 — 1926   поэт, переводчик В. А. Пестовский (Пяст)  (ВЛд на 1926. O. XI. C. 271)

1916 — 1917   историк, академик Петер. АН (1900)  Ф. И. Успенский  (ВПг на 1917. O. III. C. 701)

                      Александр Ильич Оприц  (1843 — после 1917).     

                      Владислав Серафимович Ястржембский  (17. 01. 1880. — после 1917);  АХ (1900-е)     (добавил Valery 39)

Опишу еще один эпизод бомбежки, невольными свидетелями которой мы были. Это описание внесет огромный вклад в историю нашего города. Летом 1942 г., а точнее, в июле, мама послала нас с Розой навестить родственницу, проживавшую по улице Плеханова, 12.

Мы шли по Садовой улице, затем по набережной Крюкова канала по направлению к Мариинскому театру. Когда мы уже переходили мост, ведущий на Театральную площадь, неожиданно начался налет немецких бомбардировщиков. Вокруг все загрохотало, загремело. Люди, бывшие в это время на площади или на ближайших улицах, устремились к Мариинскому театру в поисках укрытия. Однако, входы в театр были закрыты и заколочены. Люди стояли вплотную, прячась друг за друга, боясь пошевелиться.

Когда все смолкло, мы побежали в сторону улицы Декабристов и увидели слева от себя огромное зарево-горело какое-то высокое здание. Мы вместе с толпой людей устремились к аптеке, окна и витрины которой были разбиты вдребезги. Там мы немного передохнули, а когда снова вышли на улицу, увидели толпу людей еще большего размера. Здание, теперь уже справа от нас, продолжало гореть ярким пламенем. Кто-то из толпы выкрикнул: «Горит «Дом-сказка»!

Так мы стали свидетелями еще одного важного и печального события истории города Ленинграда.

(Фрагмент из воспоминания Симы Гинзбург (США) на сайте  sinusfinnicus.ru; добавил Ладада)

  • фото

    Дом Перцовой в Москве
    1908 г.
    сайт pastvu.com

  • фото

    Дом Перцовой в Москве
    современное фото
    сайт skyscrapercity.com

112 комментариев
47283 просмотра

Добавил: Наталия, 25 Марта 2009, 22:11
Редактировано: 23 Июля 2021, 18:46

Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:

<a href=’https://www.citywalls.ru/house5025.html’ target=’_blank’>»Дом-сказка» . Доходный дом П. И. Кольцова на Citywalls.ru</a>

Категории

Сейчас на сайте

Опубликовано: 30687

Готовится: 275

Гостей: 201

Всего сегодня: 7338

Исчезнувший Петербург: «Дом-Сказка». Доходный дом П. И. Кольцова

Броская красота этого здания сражала наповал. Здесь сам Врубель прошёлся кистью и создал на фасаде удивительные рисунки, здесь прекрасная Павлова танцевала своего «Умирающего лебедя», а великий артист Николай Черкасов только пробовал себя в актёрском амплуа. Рассказываем об ушедшей архитектурной красоте Петербурга, которую мы, в силу обстоятельств, увидеть, увы, уже не можем.

Ассоциации со сказочностью и былью дом получил из-за причудливого смешения и соединения различных романтических стилей — здесь тебе «северный модерн», национальный стиль», окна с балконами прихотливой формы, напоминающие русские терема, и угловая башня, и стены, облицованные ярким природным камнем, и красочные майоликовые панно, созданные по эскизам самого Михаила Врубеля — гениального художника рубежа XIX-XX столетий, которые моментально выделили этот дом на фоне типичных петербургских строений как волшебную театральную декорацию. Кроме того, скульптором Рауш фон Траубенбергом была высечена из камня птица Феникс, которая будто поддерживает на своих крыльях угловой эркер дома — эта декоративная деталь придала оформлению здания окончательный вид.

К постройке дома приступили в 1905 году, когда Пётр Иванович Кольцов — золотопромышленник и богатейший человек — приобретает участок и даёт архитектору Аркадию Бернардацци задание возвести новый дом.

В начале XX столетия в доме проживала знаменитая балерина Анна Павлова, в роскошной квартире которой оборудовали репетиционный зал с кафельной печью, расписанной ампирными веночками с фризом танцующих нимф под высоким потолком. Здесь же танцор балета и хореограф Михаил Фокин создал для Павловой потрясающую постановку «Умирающий лебедь».

До 1917 года в доме находился один из крупнейших столичных банков, а в 1920-х годах в доме действовала балетная школа Кларка, где постигал азы театрального мастерства будущий драматический артист Николай Черкасов. Зимой 1942 года, во время жесточайших морозов и посреди повсеместного голода, в доме вспыхнул пожар, с которым несколько дней подряд боролись обессилившие от голода ленинградцы. Для борьбы с огнём шланги протягивали к проруби во льду реки Пряжки, однако в неравной битве победила стихия: удалось отстоять лишь дворовую часть жилого здания, украшенный же роскошной мозаикой фасад рухнул и был потерян безвозвратно.

После войны на месте дома было выстроено новое здание в стиле сталинского неоклассицизма, над которым в 1953 году работал архитектор Сергей Пермский.

  • Адрес

    Английский пр., 21, Декабристов ул., 60

Фото: 

Места поблизости

История одного дома на углу улицы Декабристов (Офицерской) и Английского проспекта (при СССР — проспекта Маклина), что в Петербургском историческом районе Коломна.
На первом фото сталинский дом, построенный в 1951 году ленинградским архитектором С.А.Пермским на месте утраченного зимой 1942 года сказочного красивого творения архитектора А.А. Бернардацци.
Утраченный дом в стиле северный модерн так и называли в городе — «дом сказка».

В блокаду в доме возник сильный пожар, по одной из версий от бомбежки, по другой от печки буржуйки, которой обогревались голодающие жители.
В тяжелейших условиях блокадной зимы потушить пожар не удалось и дом выгорел полностью с обрушением перекрытий и стен.
После войны дом решили не восстанавливать и построить на данном участке и на его фундаменте новый сталинский дом, который конечно хоть и неплохой, но и близко не мог восполнить утрату архитектурного шедевра.
Пишут, что при сносе с очень большим трудом разрушили нижнюю часть сгоревшего и обрушившегося дома и даже пришлось прибегать к взрывам.
Фото утраченного дома «дома сказки», а это был доходный дом П.И. Кольцова, есть в этой подборке. К сожалению его фотографий сохранилось очень мало. Сохранился его чертеж, также дающий некоторое представление.
Обидно, что утраченный дом простоял на этом месте всего-то 32 года. Он был построен в 1910 году, незадолго до революции.

Цитата из сети о здании 1910 года:
«Здание поражало своеобразием архитектурных деталей и броской красотой: окна и балконы причудливой формы, красивая угловая башня, облицовка стен природным камнем и огромными майоликовыми панно, выполненными по эскизам М. А. Врубеля.
Угловой эркер дома завершался изображением птицы Феникс. Скульптурные украшения фасадов и Феникс с двухметровыми крыльями были изготовлены петербургским ваятелем бароном К. К. Рауш фон Траубенбергом.»

Удалось отстоять лишь дворовую часть жилого здания — его достаточно большой флигель, который я вчера подробно осмотрел впервые зайдя в тот двор.
Флигельная часть «дома сказки» надо сказать тоже достаточно красива.
В одном месте старый флигель и новое сталинское здание касаются друг друга.

1. 1952-1953 — арх. Пермский Сергей Александрович.
Дом неплохо вписался среди старых доходных домов.

2. Утраченный доходный дом Кольцова на старой открытке.

3. Фото фрагмента утраченного дома. 1938 год.

4. Фото 1943 года.

5. Чертеж дома 1910 года.

6. Место где флигельная часть соприкасается со сталинским зданием 1953 года.

7. Вид на флигельную часть со стороны улицы Декабристов.

8. Виды флигельной части «дома сказки» со стороны двора.
Справа и прямо — дом 1953 года.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16. Вот с этой точки флигельная часть «дома сказки»смотрится наиболее красиво.

17. Выход со двора на Английский проспект.

Из городских новостей.

18. А на Невском проспекте в этом году развесили принципиально новые праздничные украшения.

Все прошлые годы, а это у меня уже будет восьмой(!!) Новый год в Петербурге, украшения были совсем иные.

Одним из элементов нынешних стала гирлянда стилизованная под царскую корону.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25. На Невский я вышел через наклонный ход и наземный вестибюль станции метро «Маяковская», который был закрыт на капитальный ремонт почти год и открылся буквально на днях.

26.

27. Эскалатор и наклонный ход после ремонта.

28.

29. Открытие состоялось несколько дней назад.

30.

31.

32. Еще на Невском в кадр попала небольшая уличная выставка у Гостиного двора.

Температура вчера была +3, очень сыро.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40. Здание универмага «Пассаж» построено в 1846-1848 годах архитектором Р. А. Желязевичем по заказу тогдашнего владельца земельного участка графа Я. И. Эссен-Стенбок-Фермора. На первом этаже здания размещались склады, на втором — торговые помещения, на третьем — квартиры.

41. Здание Московского купеческого банка в Петербурге.
Проект Л. Бенуа. 1902 год.

42. Самое старое здание Российской национальной библиотеки. Построено архитектором Е.Т. Соколовым в 1796-1801 гг., однако отделочные работы продолжались до 1812 года. Здесь помещаются залы отдела рукописей, залы и хранения русского книжного фонда.
Угол Невского и Садовой.

43. Доходный дом купца П.Н. Балабина был построен в сер. Х1Х века. В 1850—1860-х гг. в нём размещалась т.наз. «Гостиница П.Н. Балабина» с трактиром, бывшим в те годы пристанищем Н.К. Костомарова, Т.Г. Шевченко, Н.Г. Чернышевского, А.Ф. Писемского, Н.А. Лейкина и др. деятелей русской культуры второй половины Х1Х в.
Затем дом перешёл в ведение Петербургской городской станции казенных железных дорог, а в
годы Первой мировой войны тут помещались «Петроградское общество взаимного кредита» и банкирский дом «А.Ф.Филиппов и К». В 1918 г. по решению СНК дом был передан Публичной библиотеке, которая разместила здесь дирекцию и квартиры сотрудников.

44. На Васильевском острове вагон конки «уехал на реставрацию». Пишут, что ненадолго — до весны.
Теперь это место выглядит вот так.

45.

46. Табличка с подробной информацией о реставрации.

47.

Хозяин блога просит о поддержке друзей и подписчиков.
Карта СБ России 5469 5500 5863 0507
Или по номеру телефона +7 904 6304358

Еще со времен императорской России Коломна была одним из самых мрачных районов Санкт-Петербурга. Недаром здесь жили персонажи произведений Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского — серые здания, холодные набережные и темные переулки – вот то место, где обитали маленькие и ненужные люди, влачащие свое жалкое существование.

Но с ростом и развитием Северной Пальмиры стали преображаться и эти забытые уголки. Именно в Коломне в 1909 году по проекту архитектора Александра Бернардацци на пересечении Английского проспекта и Офицерской улицы (ныне улица Декабристов) было возведено необычное для всеобщей серости здание, получившее в народе прозвище «Дом-сказка».

Стройка дома началась в 1905 году, когда Пётр Иванович Кольцов, золотопромышленник и богатейший человек, приобретает участок и нанимает архитектора А.А. Бернардацци, чтобы он возвел новый дом. Стоит сказать, что до 1905 г. на этом месте находился четырехэтажный жилой доходный дом, в котором в 1882 г. в квартире своей кузины Амалии Литке жил композитор П.И. Чайковский.

Дом получился действительно сказочным — построенный в сочетании псевдорусского стиля и северного модерна он выглядел причудливо, словно театральная декорация. Крыша зеленого цвета, с выступающей угловой башней, несла в себе скандинавские мотивы. Отделка природным камнем и майоликовые панно выделяли дом среди типовой застройки XIX века. Главным украшением стала птица Феникс, высеченная на фасаде дома скульптором Траубенбергом, которая словно поддерживала на своих крыльях угловой эркер «Дома-сказки».

Из-за близости к Мариинскому театру дом почти сразу стал обителью актеров, режиссеров и композиторов. Пожалуй, самой известной его жительницей стала Анна Павлова, легендарная русская балерина. Здесь она проживала вплоть до своего отъезда за границу, а дом получил еще одно имя – «Дом Павловой». У нее была роскошная квартира, оборудованная репетиционным залом с кафельной печью, которая была украшена ампирными веночками и танцующими нимфами. Здесь же хореограф Михаил Фокин создал для Павловой постановку, которая стала её визитной карточкой — «Умирающий лебедь».

Анна Павлова

В доме вплоть до 1917 года действовал банк братьев Варшавских, а после революции здесь была размещена балетная школа Кларка. Именно здесь учился будущий актер Николай Черкасов, сыгравший Александра Невского в одноименном фильме Эйзенштейна. Балетная школа находилась в Доме-сказке вплоть до начала Великой Отечественной войны.

В годы блокады балетная школа закрылась, а сам Кларк умер от голода. Зимой 1942 года в доме случилось несчастье – вспыхнул пожар, который в течение нескольких дней безуспешно пытались потушить обессиленные жители окрестных домов. «Дом-сказку» было решено снести. Однако здание оказалось таким прочным, что пришлось прибегнуть к местным взрывам.

Современный вид «Дома-сказки»

Новый дом построили на старом фундаменте в стиле сталинского неоклассицизма, над которым в 1953-1954-х годах работал архитектор Ленпроекта Сергей Александрович Пермский. Дом утратил свой сказочный облик и более ничем не напоминает своего предшественника, но жители Коломны продолжают называть его «Домом-сказкой» в память об утраченном шедевре русской архитектуры.

Уже уходите? Рекомендуем Вам прочитать свежие статьи на нашем сайте:

«ДОМ-СКАЗКА»

«ДОМ-СКАЗКА»

В конце 1907 года петербургские газеты восторженно писали о том, что на большом земельном участке, расположенном на углу Офицерской улицы и Английского проспекта, возведен необычный жилой дом, «выделяющийся оригинальной композицией и изысканным рисунком фасада. Поражает яркость и оригинальность архитектурных деталей нового здания, его броская красота. Жители нашей столицы специально приезжают сюда, чтобы полюбоваться этим сказочным домом.».

До 1905 года участком владела вдова подполковника Мария Ивановна Маслова, ей принадлежал доходный четырехэтажный жилой дом № 60, построенный в середине XIX века.

Офицерская ул., 60. Фото начала 1900-х гг.

В 1881–1882 годах в этом доме некоторое время жил композитор П.И. Чайковский. Он вернулся тогда в Петербург из-за границы для встречи с больной сестрой, Александрой Ильиничной, приехавшей в столицу, чтобы проконсультироваться у медицинских светил. 30 марта 1881 года Петр Ильич сообщал об этом в письме Надежде Филаретовне фон Мекк: «Вот уже пятый день, что я в Петербурге, милый друг мой! Все впечатления в высшей степени грустные… Общее настроение жителей какое-то подавленное; у всех на лицах написан страх и беспокойство за будущее. Я нашел здесь сестру и старшую племянницу Таню. Обе они больны, и еще Бог знает, когда им можно будет тронуться в путь, а я не уеду, пока они снова не поправятся. Пишу Вам. из дома моей кузины, где сестра и племянница остановились».

Кузиной композитора была Амалия Литке, она в то время снимала квартиру в доме Масловой на Офицерской улице.

П.И. Чайковский

Петр Ильич приехал в столицу в довольно печальное и смутное время – Россия носила траур по убиенному «царю-освободителю» Александру II. На кровавый террор революционеров-народовольцев правительство ответило не менее жестокими мерами, получив право предавать любого мятежника военно-полевому суду без предварительного следствия. Казни приводились в исполнение немедленно, без рассмотрения кассаций о помиловании, направляемых на имя нового императора. В городе свирепствовал департамент полиции, заменивший III отделение. Почти всех членов исполкома партии «Народной воли» арестовали и передали в руки военно-полевого суда. Обстановка в столице накалилась до предела. Обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев получил от нового императора Александра III разрешение беспощадно карать революционеров и право применять «штыки и пули».

В эти смутные дни Петр Ильич все же находит в себе силы и здесь, в доме № 60, работает над новой оперой с глубоко драматическим содержанием – «Мазепа». К середине сентября 1882 года Чайковский практически завершает работу над оперой и ведет переговоры с главным дирижером Мариинского театра Э.Ф. Направником о возможности совместной работы над клавиром «Мазепы».

В 1905 году богатый золотопромышленник и гласный городской думы Петр Иванович Кольцов приобретает у дочери М.И. Масловой обширный земельный участок с находящимся на нем старым домом № 60.

В конце 1907 года на расчищенном от строений месте, на углу Английского проспекта и Офицерской улицы, как в сказке, возникло непривычно броско оформленное жилое здание, названное вначале по фамилии его владельца «домом Кольцова».

Архитектура нового строения отличалась своей оригинальностью и эффектностью, в то же время она вполне типична для начала столетия – времени широкого распространения эклектики и псевдорусского стиля. Разработку проекта нового дома осуществил архитектор департамента народного просвещения и преподаватель высших архитектурных курсов Аркадий Аркадьевич Бернардацци, сторонник необычного и столь оригинального оформления фасадов зданий.

Всех действительно поражали своеобразие и вызывающая яркость архитектурных деталей нового дома, их необычная форма и броская красота. Непривычно выглядели окна и балконы причудливой формы, красивая угловая башня, облицовка стен природным камнем и огромными майоликовыми панно, воспроизведенными по эскизам самого М.А. Врубеля. Угловой эркер дома завершался изображением птицы Феникс – популярного персонажа русских лубочных картинок. Скульптурные украшения для фасада дома, как, впрочем, и фигуру птицы феникс, изготовил из серого гранита знаменитый петербургский ваятель барон К.К. Рауш фон Траубенберг. Широко расправив двухметровые крылья, птица красиво смотрелась с вершины фасада дома, который благодаря своим причудливым архитектурным деталям и ярким мозаичным панно со сказочно-былинными сюжетами получил свое второе название – «дом-сказка».

Люди специально приезжали издалека полюбоваться красотой и пышностью необычного строения.

Справедливости ради следует отметить, что этот дом получил широкую известность в городе не только благодаря своему необычному внешнему виду. В разные годы здесь жили многие талантливые и знаменитые люди: артисты, композиторы, музыканты, деятели отечественной науки.

Вскоре после возведения «дома Кольцова» петербургские балетоманы нарекли его «домом Анны Павловой», русской балерины, «единственной и неповторимой», поселившейся здесь в 1907 году. Да, это действительно была великая артистка, чье творчество отложилось в духовном опыте ее поколения и далеко за рубежами родины, прославило русское балетное искусство. Со времени Марии Тальони мир не знал другой такой же великой артистки в балете.

Балерина Н.В. Трухановская вспоминала: «Секрет превосходства и отличия от других заключался в ее неповторимой индивидуальности. Природа наделила ее этим великим даром. Воздушная, неземная, летящая по сцене, как пух, растворяющаяся в танце, как облако, она была небольшого роста и прекрасного идеального сложения. В группах, т. н. полетах, она постоянно ужасала своих партнеров, кидаясь им на руки в стремительном беге из глубины сцены и даже с довольно высокого дерева в балете „Жизель“. Павлова дебютировала на сцене петербургского Императорского балета в 1899 году. Достигнув высокой славы, она осталась такой же, какой она была в начале своей карьеры – типичной балериной „Императорского петербургского балета“».

А. Павлова в костюме 1830-х гг.

Анна Павлова – ученица Павла Андреевича Гердта, он при обучении сохранял у балерин так называемую «французскую манеру», видя достоинство женского танца в грации, мягкости и благородстве.

Если в биографии П.И. Чайковского дом № 60 связан лишь с небольшим эпизодом в его жизни, то для великой балерины Анны Павловой – с блистательным началом карьеры и с самым плодотворным периодом в ее творчестве. Квартиру в «доме Кольцова» снял для нее родовитый балетоман, покровитель, а впоследствии ее муж Виктор Эммануилович Дандре.

А. Павлова (в центре) с балеринами Мариинского театра. Фото 1904 г.

В октябре 1907 года «Петербургская газета» писала:

«Наши балетные артистки позволяют себе роскошь, которой не знали прежние балерины: госпожа Павлова устраивает у себя на квартире танцевальный зал со всеми приспособлениями для практических занятий. До сих пор артистка занималась в театральном училище у Е.П. Соколовой, а теперь обзаводится собственным залом с необходимыми для этого зеркалами.

А. Павлова в репетиционном зале своей квартиры на

Офицерской ул. Фото 1906 г.

Мало того, балерина добилась, чтобы знаменитый маэстро Чегетти стал ее постоянным наставником в репетиционном зале огромной комфортабельной квартиры „дома-сказки“.

Давно забыта убогая квартирка на Коломенской улице, 3. Выбран недавно отстроенный дом на Офицерской улице, 60. Место, отдаленное от центра города, но почему-то здесь селятся талантливые и интересные люди».

И действительно, сквозь стекла промчавшегося экипажа вдруг промелькнет знакомый профиль с прядью падающих на лицо волос: это знаменитая Комиссаржевская, в то же время, что и Анна Павлова, едет в театр.

Осенним сырым вечером пронзительный ветер с залива и Пряжки раскачивает фонарь, и в его неверном свете внезапно осветится фигура стройного Блока, спешащего к себе на Офицерскую, 57. Этому старому кварталу, расположенному на задах глухих стен Литовского замка, со временем суждено было стать заповедным местом расцвета талантов Александра Блока, Анны Павловой и Веры Комиссаржевской.

Газета была права, квартира действительно оказалась роскошной, в ней даже оборудовали превосходный «белый зал для танцевального класса», где и родился бессмертный концертный номер «Умирающий лебедь» на музыку Сен-Санса.

В новом «собственном» репетиционном зале Павловой с кафельной печью, расписанной «ампирными» веночками, с фризом танцующих нимф под высоким потолком, известный реформатор балетного искусства М.М. Фокин поставил для Анны Павловой знаменитого «Лебедя». Свидетелем рождения этого шедевра стал «придворный» наставник балерины, знаменитый маэстро Чекетти. Добродушного живого старика буквально потрясло увиденное. Павлова плыла на пальцах, проверяя в зеркале взмахи рук. Фокин шел рядом, шепотом подсказывая движения. Маленький маэстро Чекетти, примостившись в углу зала на стуле, с удовольствием и восхищением взирал на рождение нового танца. Его маслянисто-черные глаза восторженно блестели и следовали за всеми выразительными движениями танцовщицы.

М.М. Фокин.

Фото 1907 г.

Впоследствии Михаил Михайлович вспоминал: «Для постановки танца потребовалось всего несколько минут. Это была почти импровизация. Я танцевал перед ней, а она тут же позади меня. Потом она стала танцевать одна. Этот танец стал символом русского балета».

Концертный номер «Умирающий лебедь» в исполнении Павловой получил всемирную

известность, и его единодушно признали высшим достижением хореографии XX века. Зрители многих стран находили самые восторженные слова для передачи своих эмоций, вызываемых танцем этой великой артистки балета. И дело не в технической виртуозности, а скорее в одушевлении танца во всех его технических деталях драматическим огнем, который заставлял забывать условность всех антраша, арабесков и фуэте.

Фокин поставил танец-монолог, танец-мелодекламацию. «Умирающего лебедя» в исполнении Анны Павловой показали зрителям 22 декабря 1907 года на одном из благотворительных концертов. Афиша извещала, что спектакль состоится «в Мариинском театре, для усиления средств благотворительного общества ее Императорского Высочества великой княгини Ольги Александровны в пользу новорожденных детей и бедных матерей при императорском родовспомогательном заведении (Надеждинская, 5)».

Павлова выступала одна, без кордебалета. Сцена непривычно пустынна. Вспыхнул резкий, «концертный» свет. Танцовщица стояла в дальнем углу, опустив голову, уронив скрещенные руки. Все казалось странным при обычном балетном костюме – лебяжий пух на лифе, прилегающие к вискам белые перья Одетты из «Лебединого озера». После первых звуков арфы балерина поднялась на пальцы и тихо «поплыла» через сцену. Балерина виртуозно воспроизводила на сцене движения благороднейшей из птиц. Перед зрителями изящно плыл лебедь. Руки-крылья приоткрывались, расправлялись, вторя мелодии виолончели. Чуть заметный перебор ног полностью имитировал вьющиеся струи воды по озерной глади позади скользящего лебедя. При последних аккордах белая птица опустилась в изнеможении наземь и спрятала голову под крыло.

Павлова передала в танце жизнь человеческого духа. Каждый вечер балерина дарила танец зрителям. Проникая в миллионы душ, танец вбирал в себя их отклик. Постепенно лирика окрашивалась трагизмом. Движения оставались неизменными – менялся их смысл. Поступь нервных ног становилась все напряженнее, резче обозначались контрастные повороты головы и тела. Руки-крылья поднимались, падали, вдруг приникали к груди, где теперь в белом оперении кроваво пылал рубин. На поднятые кисти рук, на стрельчато сплетенные пальцы склонялось лицо. И не «спящая заводь», не «вечер отгорающий», да и не прочий заунывный антураж «Лебедя» Бальмонта, а совсем другой образ возникал здесь:

На гладях бесконечных вод,

Закатом в пурпур облаченных,

Она вещает и поет

Не в силах крыл поднять смятенных…

Роскошные апартаменты в доме № 60 на Офицерской улице не принесли счастья балерине и ее поклоннику Виктору Дандре. Представитель старинного обрусевшего французского аристократического рода, человек прекрасно воспитанный, он владел иностранными языками и занимал достаточно высокий государственный пост председателя ревизионной комиссии и гласного городской думы. В свои 40 лет Дандре сумел сделать блестящую карьеру.

Страстный балетоман, влюбленный в Анну Павлову, это он в пику ее знатной конкурентке – Матильде Кшесинской – устроил возлюбленной в новом доме на Офицерской улице упоминавшуюся выше роскошную квартиру с огромным репетиционным залом. Он тратил на балерину гигантские суммы, залезая при этом в долги. Пытаясь их ликвидировать, поступал несообразно со своим служебным положением. В 1912 году Дандре изобличили в служебных злоупотреблениях и предали суду. Процесс получил широкую огласку и громко обсуждался столичными газетами.

27 февраля 1911 года журнал «Рампа и жизнь» опубликовал заметку в рубрике «Мелочи театральной жизни»: «В скором времени состоится допрос сенатором Нейдгартом известной балерины Павловой в связи с ревизией городской управы. Артистка специально для этого возвращается из Америки».

28 февраля Виктора Эмильевича Дандре арестовали по делу постройки Охтинского моста, детища городской управы.

9 октября 1912 года в особом присутствии судебной палаты под председательством В.Д. Олышева открылось судебное заседание по уголовному делу бывшего председателя городской ревизионной комиссии В.Э. Дандре. Ему предъявлялось обвинение в том, что он получал взятки за содействие при сдаче подряда на постройку Охтинского моста Варшавской строительной фирмой Рудзского, а также за помощь при сдаче строительного подряда по переводу городской железной дороги на электрическую тягу, выполняемого правлением русского электрического общества «Вестингауз», срывавшим сроки строительных работ. В итоге суд признал Виктора Дандре «виновным в простом мздоимстве, без нарушения служебного долга». Факт вымогательства денег со строительных компаний суд не подтвердил. Обвиняемого приговорили к отречению от должности и к уплате денежного штрафа в размере 36 тысяч рублей. До выплаты штрафа Дандре заключили в долговую тюрьму, так как подобной суммой он не располагал.

Балерина, внешне казавшаяся все это время равнодушной, сразу же после суда уехала за границу, где вынуждена была подписать очень дорогой, но кабальный по своим жестким условиям контракт с менеджером лондонского агентства «Брафф». Ей требовались деньги для высвобождения В.Э. Дандре из тюрьмы.

Анна Павлова обязывалась в течение целого года, без перерыва, танцевать ежедневно по два раза в день. Спектакли проходили не в театрах первого разряда, а в мюзик-холлах, на которые популярные артисты Императорских театров смотрели с презрением. Великая Анна Павлова выступала вперемежку с акробатами, клоунами, куплетистами и другими представителями легкого жанра. Она работала на износ, боясь нарушить жесткие условия контракта, ибо размер неустойки при его нарушении во много раз превышал сумму ее заработка. Все думали, что при ее взбалмошном и капризном характере она не сможет довести контракт до конца и порвет со своими хозяевами. Однако Павлова его выдержала до последнего спектакля, не уплатив ни одной неустойки даже за малейшее нарушение контрактных условий.

Спустя много лет балерина признается Н.В. Трухановской, что она обожала Дандре. Именно так, не любила, а обожала, и это было мукой для них обоих. Она сознавала, что многим обязана своему поклоннику, что он во многом способствовал ее восхождению на мировой олимп. Анна Павлова считала своим долгом не только отблагодарить, но и помочь ему в трудную минуту жизни. Уже из полученного от агентства аванса за работу по кабальному контракту балерина внесла залог, требовавшийся для вызволения Дандре из тюрьмы, и оплатила все расходы по его переезду из России в Англию. Дандре стал менеджером Павловой и спутником ее жизни. Великая русская балерина и ее возлюбленный навсегда покинули Россию.

В 1913 году В.Э. Дандре, по сути, распоряжался всеми делами павловской труппы. Он добывал деньги, необходимые на содержание балерин и оркестра, для оплаты композиторам, балетмейстерам и художникам, оформлявшим новые спектакли.

В труппе Павловой Дандре побаивались и уважали. Он всегда был вежлив, аккуратно выплачивал жалованье, вникал в проблемы каждого члена театрального коллектива и деликатно улаживал конфликты и споры.

Актеров всегда удивляло, что же связывало Анну Павлову с этим человеком. Доверив ему все дела, постоянно советуясь с ним, проявляя к Дандре дружелюбие и представляя его на официальных приемах как мужа, балерина могла вдруг по пустяковому поводу разразиться потоком слез и обрушить на Виктора Эмильевича массу обидных слов и упреков.

«Вы могли бы пощадить меня, Анна, хотя бы при посторонних», – цедил он сквозь зубы, переждав высшую точку вспышки внезапной бури.

Павлова убегала, хлопнув дверью, а потом, как будто ничего не случилось, становилась вновь мила, добра и уступчива к своему верному распорядителю и советчику.

Отношение Павловой к Дандре носило необычный характер. Обожая его, она обращалась с ним отвратительно. Балерина Трухановская свидетельствовала, что Анна Павлова, как капризный ребенок, ругала его, придиралась, доводила до слез отчаяния. Потом сама впадала в истерику и валялась перед закрытой на ключ дверью его кабинета, умоляя впустить ее. Добившись прощения, начинала новую сцену, кричала, что оскорблена и никогда не простит его, что она заболела от горя. Подобные сцены составляли большую часть жизни этих обожавших друг друга людей, располагавших всем, что могло бы составить их полное семейное счастье и прекрасную жизнь в любви и радости. Жизнь Дандре с Анной Павловой – подвиг самопожертвования и культ любви. Он обеспечивал ей «райскую» жизнь, вел хозяйство, ее театральные предприятия, скромно оставаясь в тени.

Как менеджер Дандре оказался блестящим специалистом, находя для Павловой дорогие контракты и создавая балерине надлежащие условия для работы.

Искусство и жизнь танцовщицы недолговечны. Великая и неповторимая Анна Павлова скончалась в Гааге.

Биограф писал: «Около полуночи она открыла глаза и подняла с усилием руку, как будто чтоб перекреститься. В половине первого ночи, 23 января 1931 года, Павловой не стало. Ее последними словами были: „Принесите мой костюм Лебедя“…».

После смерти Павловой ее балетная труппа распалась. От ликвидации всего имущества балерины осталось около миллиона франков. Их Дандре посвятил культу ее памяти: он создал «Общество памяти Анны Павловой».

В 1933 году в Берлине вышла в свет прекрасная книга «Анна Павлова». Автор ее, Виктор Дандре, писал в предисловии: «Я беру на себя смелость писать эту книгу об Анне Павловой по двум причинам. Первое, что в течение всей театральной жизни Анны Павловой я, будучи ее мужем, был ее ближайшим сотрудником…».

Сразу же после возведения необычного по своей архитектуре жилого дома золотопромышленника и гласного городской думы П.И. Кольцова в здании вплоть до 1917 года находился один из крупнейших столичных банков, принадлежавший знаменитой династии крупнейших финансистов и промышленников, входивших в банкирский дом братьев Варшавских.

В 1919 году на Офицерской улице в доме № 60 появился другой балетоман – завсегдатай Мариинского театра, поклонник не только великой Анны Павловой, но и ученицы М.М. Фокина, балерины Елены Михайловны Люком. Это был Александр Федорович Кларк.

В «доме-сказке» в тяжелые годы Гражданской войны Александр Федорович на собственные средства открыл балетную школу. На первом этаже здания, в помещении бывшей лавки купца Кольцова, обустроили удобный репетиционный балетный класс. Сам А.Ф. Кларк также жил в этом доме и занимал квартиру 14.

Преподавателем-репетитором в школу пригласили московскую балерину Н.Д. Данилову, подругу солистки Большого театра Е. Гельцер. Постановка балетных студийных спектаклей осуществлялась бывшими солистами Мариинского театра А.А. Матятиным и П.А. Маржецким, обладавших богатейшим опытом сценической работы.

В 1995 году журнал «Музыкальная жизнь» (№ 1) опубликовал очерк о замечательной балерине Марине Николаевне Матвеевой, ученице балетной школы Кларка и партнерше будущего драматического актера Николая Константиновича Черкасова. Да, Николай Черкасов, оказывается, учился балетному искусству в школе на Офицерской улице и серьезно мечтал о карьере солиста балета. В 1923 году при поступлении в Институт сценических искусств в анкете, приложенной к заявлению о приеме, в графе «основная профессия» он указал: «Артист балета, стаж – четыре года». Навыки балетного мастерства и амплуа характерного танцовщика Черкасов приобрел в молодости у известных педагогов и признанных мастеров танца. В хореографическую школу А.Ф. Кларка Николай Константинович пришел, имея за плечами «опыт» работы в Мариинском театре, где он некоторое время в паре с Евгением Мравинским выполнял обязанности внештатного мимиста. При поступлении в балетную школу будущего главного дирижера и художественного руководителя симфонического оркестра Ленинградской филармонии зачислили только аккомпаниатором, а будущая краса и гордость советского драматического театра и кино, будущий народный артист СССР Николай Черкасов стал учащимся балетных классов.

Н. Черкасов, учащийся балетной школы А.Ф. Кларка.

Фото 1920 г.

Уже в первых ученических хореографических постановках проявился незаурядный артистический талант Николая Константиновича. Природная музыкальность молодого человека, прекрасная пластика тела и тонкое чувство ритма органично вплетались в сложный рисунок балетного танца. Его постоянная партнерша в школе, Марина Николаевна Матвеева, всегда с удовольствием выступала в паре с Черкасовым. Вспоминая годы учебы, балерина отмечала: «молодой танцовщик поражал всех своей энергией, работоспособностью, тактом и тончайшим чувством юмора. Преподаватель балетной школы П.Я. Маржецкий готовил из Черкасова характерного танцовщика и занимал тогда его почти во всех спектаклях».

В балете Минкуса «Баядерка» Николай Константинович исполнял партию раджи Дугманта. У его партнерши Марины Матвеевой в домашнем архиве сохранилась фотография актера в этой роли с дарственной надписью: «Дорогой Мариночке, талантливейшей. На воспоминание о совместной работе и о длинноногом человечке, который всегда будет любить и вспоминать славную деточку Марину. Ник. Черкасов».

В балете «Тайна клада» на музыку Э. Грига артист танцевал партию богатого жениха, а Матвеева – дочери старого рыбака. В комическом балете «Арлекинада» юноша Черкасов перевоплощался в Пьеро, а его прелестная партнерша – в Коломбину.

В 1922 году балетная школа А.Ф. Кларка подготовила новый учебный спектакль «Лебединое озеро». Молодой Черкасов выступил в нем в роли «Злого гения». На первом просмотре этой балетной постановки присутствовали А.Я. Ваганова, М.Ф. Романова и В.А. Семенов, пришедшие в балетную школу с определенной целью – отобрать талантливых учеников для поступления на курсы при Хореографическом училище, созданном в то время по инициативе солиста Мариинского театра И.Ф. Кшесинского.

Талант Черкасова сомнений не вызвал, однако всех смущал его рост, при котором все прыжки танцовщика носили невольно пародийный характер. Правда, в репертуаре Николая Константиновича уже тогда были роли и балетные номера, где именно его рост способствовал раскрытию сложных театральных образов. Угадав главную тему всей жизни великого артиста, Маржецкий специально для Черкасова поставил в школе Кларка балет Минкуса «Дон Кихот». Огромный успех у зрителей имела также комическая полька, поставленная на контрасте роста Черкасова и его миниатюрной партнерши Л. Гальслебен. Позднее гром аплодисментов каждый раз сопровождал блестящий номер, с которым неоднократно выступал Н.К. Черкасов, «Пат, Паташон и Чарли Чаплин».

Следует сказать, что все спектакли в балетной школе Кларка проходили под прекрасный аккомпанемент Евгения Мравинского, знавшего наизусть мелодии всех балетных партий. В то время юноша и представить себе не мог, что наступит момент, когда он длительное время будет управлять знаменитым симфоническим оркестром Филармонии. Нередко после репетиций в зале на первом этаже дома № 60 усталые студийцы поднимались в квартиру 14, где Александр Федорович Кларк согревал их горячим чаем с сухарями и развлекал рассказами о балете и его легендарных солистах.

В 1941 году, на второй день войны, в Ленинграде все же состоялся юбилейный концерт, посвященный 50-летию талантливой русской балерины Елены Михайловны Люком. Николай Константинович Черкасов, тогда уже народный артист СССР, в буквальном смысле поразил зрителей, выступив в балетном спектакле и с блеском исполнив в паре с виновницей торжества партию Дон Кихота в одноименном балете Л. Минкуса. Отточенное в школе А.Ф. Кларка мастерство характерного танцовщика стало сюрпризом для всех, кто присутствовал на этом концерте.

Балетная школа Кларка просуществовала до начала войны. После пожара в доме зимой 1942 года занятия в ней прекратились. В голодную блокадную зиму почти вся семья Кларков и он сам погибли от голода.

«Дом-сказка» связан также с именами других известных деятелей отечественной культуры и науки. Одну из его квартир занимал создатель советской школы арабистики, исследователь-востоковед, автор широко известной книги «Над арабскими рукописями», академик Игнатий Юлианович Крачковский. Его трудами в стране организовано издание литературы по истории культуры арабов в средние века и в новое время.

Другую квартиру в доме № 60 занимала замечательная русская певица и педагог, профессор Ленинградской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова Е.А. Бронская.

В 1930 году в доме поселился видный советский скульптор Матвей Генрихович Манизер, вице-президент Академии художеств СССР и создатель памятников «Жертвам 9 января 1905 года», М.М. Володарскому в Ленинграде, Т.Г. Шевченко в Харькове, В.И. Ленину в Ульяновске и скульптурного портрета Зои Космодемьянской в Московском парке Победы.

Отсюда в первые дни войны ушел на фронт и погиб в 1942 году в битве под Москвой известный композитор и пианист М.А. Браиловский.

В тяжелые годы блокады Ленинграда из насквозь промороженного «дома-сказки» регулярно уходил на репетиции и концерты солист Театра оперы и балета им. С.М. Кирова A.С. Лыжин.

Все пережил этот петербургский дом – бомбежки, артиллерийские обстрелы дальнобойных немецких орудий, он являлся свидетелем гибели от голода его жильцов.

Лютой морозной зимой 1942 года в «доме-сказке» вспыхнул пожар. Несколько дней полуживые от голода жильцы дома и ленинградские пожарные вели битву с огнем. Под бомбежкой и обстрелом люди с трудом тянули шланги к проруби, сделанной во льду речки Пряжки. Вода замерзала в шлангах, но люди продолжали бороться с огнем. Дом горел несколько дней. Удалось отстоять лишь дворовую часть жилого здания. Украшенный мозаикой фасад рухнул. Красота погибла. Полностью выгорела квартира профессора B.М. Догадова, внесшего большой вклад в развитие отечественной юридической науки.

На дверях одной из квартир чудо-дома уцелела бронзовая дощечка с надписью: «С.М. Майкапор». Не одно поколение начинающих пианистов обращалось к сборнику музыкальных пьес этого замечательного композитора. Здесь же находилась квартира, где долгие годы жила педагог по вокалу М.Г. Фитингоф. К ней, первой своей наставнице в вокальном искусстве, приходила в этот дом будущая народная артистка СССР И.П. Богачева.

Руины «Дома сказки» после пожара 1943 г. Фото 1943 г.

Во время пожара в огне погибли уникальная библиотека и коллекция редких минералов, которую долгие года собирал профессор Горного института Т.А. Оболдуев – один из основателей отечественной школы цветной металлургии и автор проектов первых отечественных металлургических заводов-гигантов.

Жильцы дома № 60, вернувшись в город из эвакуации, увидели, что от здания осталась лишь обгорелая коробка. На опаленном огнем фасаде кое-где сохранились куски мозаики и вычурные балкончики. Вероятно, следовало бы этот удивительный петербургский дом восстановить. Люди верили символу «дома-сказки» – птице феникс, она, по древним преданиям, в старости сжигала себя и возрождалась из пепла молодой и обновленной. Нет, этого не случилось. Пригнали тягачи и при помощи тросов стали разрывать чудо-дом на части. Он отчаянно сопротивлялся – строили раньше на века. Пришлось прибегнуть к взрывным работам. Позже на месте сказочного дома возвели новое жилое строение, современного сдержанного стиля, даже отдаленно ничем не напоминающее прежнее сказочное чудо.

В 1990 году в редакцию газеты «Ленинградская правда» пришло возмущенное письмо от жильцов нынешнего дома № 60. Они называли его теперь «домом страшной сказки». В здании прохудилась сантехника, обветшала электропроводка, вышли из строя газовые колонки. Домовая котельная зимой регулярно отключалась, вынуждая людей находиться в квартирах в пальто. В крайне запущенном состоянии тогда находилось и все дворовое хозяйство нового жилого строения. Жильцы жаловались, что их обращения в различные инстанции ни к чему не приводили. Красивая сказка обернулась худой былью!

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

СКАЗКА о барине и лакее

СКАЗКА
о барине и лакее
Жил да быль помещик в Я… губернии, очень богатый, и был у этого помещика лакей, по прозванию Афонька.Вот и вздумал барин попутешествовать и посмотреть людей, да и себя показать. Говорить барин лакею: «Афонька! собирайся-ка в путь, в дорогу, поедем мы с

СКАЗКА о трех королевичах

СКАЗКА
о трех королевичах
В некотором царстве, в некотором государстве был король, а у этого короля было три сына: первый назывался Василий королевич, другой Феодор королевич, а третий Иван королевич. И как уже все три королевича были в совершенном возрасте, а отец их был в

СКАЗКА об Олеше голопузом

СКАЗКА
об Олеше голопузом
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был мужичок. У этого мужичка был сын Олеша. С малолетства Олеша у дьячка выучился грамоте, а потом сделался такой лентяй, что кроме печи никуда не ходил. Вот и говорит отец Олеше: «Пора тебе, Олеша, и

СКАЗКА О МУЖИКЕ-ВОИНЕ [35]

СКАЗКА О МУЖИКЕ-ВОИНЕ[35]
Поехал мужик репы пахать. И насело на его лошадь много комаров, оводов, бучней и мух. Он как махнет мешком, то несколько голов сразу убьет. И говорит мужик сам себе: «Что мне-ка репу пахать, как я несколько голов сразу убиваю? Так лучше я поеду домой и

Сказка об обездоленном брате

Сказка об обездоленном брате
Мир-сусне-хум следит за справедливостью в этом мире и помогает обездоленным, о чем повествует миф манси. Три брата поделили наследство отца и, как это бывает в сказках, младшему не досталось ничего. Ему же нужны были олени — не только для еды,

«ДОМ-СКАЗКА»

«ДОМ-СКАЗКА»
В конце 1907 года петербургские газеты восторженно писали о том, что на большом земельном участке, расположенном на углу Офицерской улицы и Английского проспекта, возведен необычный жилой дом, «выделяющийся оригинальной композицией и изысканным рисунком

Донская сказка

Донская сказка

В один из солнечных дней по вольной и широкой южной степи несся табун донских тарпанов. В этом табуне была одна молодая и красивая рыжая кобыла с золотой гривой, у которой на широком лбу виднелось единственное белое пятнышко, за это её назвали Звёздочкой.

СКАЗКА О РЫБКЕ И ПТИЧКЕ

СКАЗКА О РЫБКЕ И ПТИЧКЕ
13 мая 1835 года увидело свет (в майской «Библиотеке для чтения») одно из самых загадочных сочинений Пушкина, написанное в едином порыве вдохновения за полтора года перед тем, 14 октября 1833 года. Пушкин предполагал включить эту сказку под номером 18 в

МИФ, СКАЗКА, ЭПОС

МИФ, СКАЗКА, ЭПОС
Миф был гегемоном в том лишь частично расчлененном жанровом синкретизме, который характерен для состояния повествовательного искусства в архаических обществах. О трудностях различения мифа и сказки в фольклоре подобных обществ неоднократно

ПРОТИВНАЯ СКАЗКА

ПРОТИВНАЯ СКАЗКА
Посвящается 302-й годовщине со дня рождения Санкт-ПетербургаОднажды белый царь посадил сам себе дуб. Царь был большой, умный и злой, дуб посадил не просто так, а с приговором — кто царскому дереву навредит, тому счастья не видать самому точно, детям

Детская сказка

Детская сказка
Основные понятия: определение детской сказки, классификация, основные разновидности и их особенности, процесс детского сказкотворчества.Определение. Сказка является одним из основных видов устной народной прозы, ее типическим свойством считается

Сказка и ложь

Сказка и ложь
Самое главное мы в предыдущий раз выяснили. Причём самое главное не то­лько для главы 22, а для всей книги: отно­шения Воланда и его свиты, особен­но Коровьева, вовсе не таковы, какими ка­жутся неис­кушён­ным героям и читателям Романа. Теперь можно пере­йти к

  • Доллар как пишется знак
  • Долина тысячи и одной сказок
  • Долина сказок ялта официальный сайт
  • Долина сказок таганай фото
  • Долина сказок совхоз имени ленина