Эссе на роман Мариам Петросян «Дом, в котором…».
После прочтения по пятому кругу «Дом, в котором…» Мариам Петросян я в полнейшем шоке. Это длинная история, местом действия отдаленно напоминающая «Пролетая над гнездом кукушки» Кена Кизи, только о детях. Или о взрослых в детском возрасте. В общем, о нас с вами, играющими в игру: найди каждого из персонажей внутри себя.
Если бы меня попросили одним словом описать содержание книги, я бы ответила — пронзительно.
Что-то как-то зацепило. Я не знаю что именно, но после обзора на эту книгу на литературном канале Армен и Фёдор я пошла ее читать. Вернее слушать, так как Дом достаточно объемен. Он затянул, приковал, заворожил и не отпускает… в озвучке Игоря Князева Дом просто шикарен.
И плакала частенько, но больше переживала за каждого — как же искренне они друг друга ненавидят, также искренне заботятся и поддерживают. Немного и местами, озорными и хулиганскими выходками похожа на «Кондуит и Швамбранию» Льва Кассиля, что читалась по детству. Уточню — местами. Потому что Дом — книга не детская. Она о нас, о взрослых.
В Доме нет имен. В Доме каждый получает кличку, которая становится именем и второй кожей. Отличительный четко узнаваемый признак и, невольно задумываешься — а как бы назвали тебя?
Попадая внутрь Дома не сразу приходит понимание, а что именно происходит. Ощущение растерянности порождает массу вопросов, которые Курильщик, от лица которого ведется повествование, задает за читателя.
Недоумение:
— А что, Помпея уже не спасти?
Многим из только что вошедших в Дом Курильщик близок более, чем шумный и загадочный Табаки, странные Сиамцы, агрессивный лог Лэри. Македонский. Череп. Химера. Рыжая. Крыса. Русалка.
Ощущение растерянности, недоумение и вопросы — что такое Изнанка Дома, кто Прыгуны и Ходоки и, где тот чертов Черный Лес, куда почти каждую ночь ходит Слепой, принося на себе даже зимой блох и клещей?
Ночь Монологов, Ночь Снов и Самая Длинная Ночь. В Ночь Сказок Курильщик «…стал частью чего-то большого, многоногого и многорукого, теплого и болтливого. Я стал хвостом или рукой, а может быть, даже костью. При каждом движении кружилась голова, и все равно давно уже мне не было так уютно. Если бы утром кто-то сказал, что я проведу эту ночь вот так, разомлевший и счастливый, напиваясь и слушая сказки, смог бы я в это поверить? Пожалуй, нет. Сказки. При выключенном свете, с нестрашными драконами и василисками, с дурацкими снеговиками…
Я чуть не заплакал от наплыва нежности к своим состайникам, но вовремя спохватился,..»
«Дом, в котором…» не обязательно читать, можно слушать аудиокнигу и точно также понять-таки куда делся милый открытый доброжелательный Кузнечик, превратившийся в рассудительного и мистического Сфинкса.
… Некоторые взрослые в некоторых пабликах задают вопросы о мишке на каждой картине Курильщика. Невольно внутренне улыбаюсь таковой глупой детскости. У каждого из нас есть свой такой Мишка. Игрушка, с которой ребенок постоянно таскается таская его с собой, кормит манной кашей и киселем, качается на качелях, лечит, ставит уколы, разговаривает и убаюкивает, засыпая рядом с ним.
Игрушечный Мишка некий талисман детства, что пыльный-замусоленный но все равно любимый, пусть и с разными глазами-пуговицами (по-моему отсыл к «Денискиным рассказам» Виктора Драгунского).
А разве мама не пришивала пуговицу к вашим игрушкам взамен оторванных и потерянных глаз?
Здесь Мишка — то оно и есть. Узнаваемое даже не глядя, на уровне ощущений до боли родное так, что начинает щипать глаза при малейшем воспоминании.
В картинах Курильщика Мишка — теплые воспоминания о друзьях, что были и остаются дороги. Сфинкс, уже в Наружности, после Выпуска, на выставках долго разглядывая картины Курильщика, интуитивно считал посыл, сложил его с Белым Пером от Табаки, посчитав счастливым Знаком. И принял решение, как эстафету — в начале Кузнечика (Сфинкса) поддерживал Слепой. Теперь настала очередь Сфинкса поддержать Слепого, выдернуть из Темного Леса на следующий круг в Наружности.
Но это будет уже после. После Выпуска, — что является порогом, некой ранее кровавой чертой, где необходимо сделать выбор: уйти в Черный Лес под самую известную «средневековую» мелодию Мадригал Генриха VIII, в исполнении Горбача или уехать с компанией Рыжего на краденом автобусе в Наружность. Или скользнуть в неизвестность и исчезнуть как Македонский и Шакал Табаки.
А какой путь выбрали бы вы?
Некоторые люди с трудом ответили бы на этот вопрос, однако я уже давным-давно решил для себя, что лучшей книгой, с которой я когда-либо сталкивался, является “Дом, в котором…” Мариам Петросян. Это роман о приюте для сирот-инвалидов, в котором установились свои законы, отделяющие его от всего мира. И эти законы — далеко не правила поведения. Это буквально законы мироздания, устройства их мини-вселенной.
Обитатели приюта разделились на группировки и время от времени любят сразиться за власть, которая ни в чём особо не выражается. Некоторые дети, умеющие рисовать, увековечивают историю дома и его обитателей на стенах. Другие же, специально обученные, умеют эти рисунки “читать” и рассказывать другим о предсказаниях, которые оставили столь немногочисленные художники. По большому счёту, главным героем является не какой-то отдельный персонаж, а их уникальное, самобытное общество. Впрочем, даже сам дом можно назвать главным героем, потому что он активно влияет на сюжет и не напрямую общается с детьми, изъявляя свою волю.
В процессе чтения мы узнаём предысторию основных действующих лиц: кто и за что получил свою кличку, почему кто-то стал местным “королём”, но не особо доволен, и, что самое главное, мы лучше начинаем понимать местную реальность. Поначалу кажется, что дети просто от скуки выдумали некие “правила жизни”, однако потом ты приходишь к осознанию, что когда-то наступит “Самая длинная ночь”, что время для одних течёт совсем иначе, чем для других, что директор не имеет власти над воспитателями, а воспитатели — над детьми. Все эти переплетения реальности с магией прекрасно подходят для книги в жанре магический реализм. И, несмотря на то, как сильно читатель втягивается в этот новый мир, ничто не вечно, и даже Дом. Ближе к концу книги герои стоят перед самым трудным выбором, который навсегда изменит их жизнь. Они должны решить, смогут ли они жить в реальности, лишённой магии, лишённой причудливых ритуалов, реальности, в который люди раз в год не собираются в комнату, не выключают свет и не начинают рассказывать друг другу самые безумные истории. Но многие, конечно же, не готовы пойти на такие бездумные компромиссы с судьбой и решают уйти в иную реальность вместе с самим Домом. Третьи же, в свою очередь, удаляются от цивилизации и живут своей укромной коммуной, храня традиции и истории Дома.
Именно поэтому я люблю эту книгу – она навсегда остаётся в твоей голове. Я никогда не забуду того, что нужно уважать и бояться “ходоков” и ”прыгунов”. Того, что злая директриса может быть превращена в маленькую девочку. Того, что где-то всё ещё одинокий художник рисует картины, которые никто не может понять. А на всех этих картинах изображено то, что происходит в Доме.
Автор: Павел Фархутдинов
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
«Дом, в котором. . . » -нашумевший, популярный дебют Мариам Петросян. Художница работала над созданием романа более 20 лет! Интересно, что ввиду своей специальности Мариам сначала трудилась над портретами и образами героев, которые приходили ей в голову. Затем начала придумывать небольшие истории с их участием. Это делалось для себя, для собственного удовольствия и развлечения, и только спустя длительное время переросло в что-то большое-в целую Вселенную со своей уникальной реальностью. Позже писательнице пришлось складывать все эти разрозненные сюжеты в единый, связный, цельный труд.
Сюжет этой книги нетривиален, главными ее лицами являются дети с инвалидностью, постоянно проживающие в интернате. Из-за этого факта писательница подверглась нападкам, что неэтично эксплуатировать тему больных детей ради популярности. Но само их место обитания представлено в несколько мистической и иносказательной манере. Необходимо подчеркнуть, что эта мистическая форма представлена не так явно, как в «Гарри Поттере», например, а в виде намеков, явлений, отдельных, необъяснимых обрядов воспитанников Дома. В Доме есть так называемая Изнанка-своеобразное потустороннее пространство, которое является своего рода входом в другой мир. Пространство вне Дома ограничено и отделено от него и называется Наружностью. На первых страницах произведения мы узнаем о событиях от лица одного из главных героев-Курильщика. Надо сказать, что у всех обитателей есть свои клички, а само их общество имеет четкую стратификацию и даже кастовость.
После выхода книги с такой необычной фабулой естественным образом стали возникать вопросы об источниках и прототипах, которые могли бы послужить музой для вдохновения писательницы. Сложно привести какое-то конкретное литературное произведение, тем не менее, общую литературную тенденцию, некие устоявшиеся каноны жанра проследить можно. Перед нашими глазами писательница раскрывает особый, не похожий на остальной мир, микросоциум других, не таких как все людей. Такой прием использовала блистательная Джоан Роулинг в истории о мальчике-волшебнике, тонко подметив особенности психологии детей и подростков, вступающих в непростую фазу переходного возраста и испытывающих чувство, что их никто не понимает, что они другие.
Название книги полностью отражает ее смысл. Главный ее центральный персонаж-это Дом, а название с загадочным многоточием как бы предлагает нам додумать всю его многомерную историю самим. Это подстегивает воображение читателя, заставляя его с первых срок погрузиться в мир, созданный Петросян.
В книге много метафор и символизма. Таким образом творение общается с нашим подсознанием. Известно, что дом-это архетипический образ личности. Если попросить любого человека изобразить дом, созданный им рисунок будет отображать его качества и его отношение к жизни. А пресловутая Изнанка-это неосознаваемые бессознательные желания и страхи, которые есть у каждого из нас. Так, в образе Дома мы видим внутренний мир человека, поставленного перед лицом жестокого, взрослого мира(Наружности) и испытывающего бурю переживаний и сложностей в процессе взросления. А многочисленные дети, обитатели Дома, являются субличностями одной, единой психики.
Все эти субличности находят свой индивидуальный путь, сталкиваясь с необходимостью выбора своего места и предназначения во взрослой жизни. Уже упомянутый Курильщик покидает Дом, становясь художником, как и сама Мариам Петросян. Другой герой Сфинкс находит в себе Смелость выйти в реальный мир и работает психолог, но при столкновении с душевным кризисом возвращается в Дом-мистическое пространство-убежище, которое готово приютить заблудшего.
Смысл книги в том, что каждый, открыв переплет,тут же становится обитателем таинственного Дома, а любая попытка тщательного анализа его устройства является всего лишь индивидуальной гранью его разнообразной, не до конца постижимой целостности.