Домашнее сочинение на тему гимн любви и верности в повести о петре и февронии муромских

Однажды Петр пришёл к брату. Тот был дома, в своей комнате. Потом Петр пошёл к снохе и увидел, что брат уже сидит у неё. Павел объяснил, что змий умеет принимать его облик. Тогда Петр велел брату никуда не уходить, взял Агриков меч, пришёл к снохе и убил змия. Змий явился в своём естестве и, умирая, обрызгал Петра кровью.

Тело Петра покрылось язвами, он тяжело заболел, и никто не мог его вылечить. Больного привезли в Рязанскую землю и стали там искать врачей. Его слуга пришёл в Ласково. Зайдя в один дом, он увидел девицу, ткущую полотно. Это была Феврония, дочь древолаза, добывающего мёд. Юноша, видя мудрость девицы, поведал ей о беде, постигшей его господина.

Феврония ответила, что знает врача, который сможет вылечить князя, и предложила привезти Петра к ней в дом. Когда это было исполнено, Феврония вызвалась сама взяться за лечение, если Петр возьмёт ее в жены. Князь не принял всерьёз ее слов, ибо не считал возможным жениться на дочери древолаза, но пообещал сделать это в случае исцеления.

Она дала ему сосуд своей хлебной закваски и велела идти в баню, помазать там закваскою все язвы, кроме одной. Петр, желая испытать ее мудрость, послал ей пучок льна и приказал соткать из него рубашку, порты и полотенце за то время, пока он будет в бане. В ответ Феврония послала ему обрубок полена, чтобы князь сделал из него за это время ткацкий станок. Петр сказал ей, что это невозможно. А Феврония ответила, что так же невозможно выполнить и его повеление. Петр подивился ее мудрости.

Наутро он проснулся здоровым — на теле была лишь одна язва, — но не выполнил обещания жениться на Февронии, а послал ей подарки. Она их не приняла. Князь уехал в город Муром, но язвы его умножились и он вынужден был со стыдом вернуться к Февронии. Девушка исцелила князя, и он взял ее в жены.

Павел умер, и Петр стал править Муромом. Бояре не любили княгиню Февронию из-за ее происхождения и наговаривали на неё Петру. Один человек рассказал, например, что Феврония, вставая из-за стола, собирает в руку крошки, как голодная. Князь велел жене пообедать вместе с ним. После обеда княгиня собрала со стола крошки. Петр разжал ее руку и увидел в ней благовония.

Потом бояре прямо сказали князю, что не желают видеть Февронию княгиней: пусть возьмёт себе какое хочет богатство и уходит из Мурома. То же самое они повторили на пиру самой Февронии. Она согласилась, но захотела взять с собой только супруга. Князь следовал Божиим заповедям и потому не расстался с женой, хоть и пришлось при этом отказаться от княжества. А бояре были довольны таким решением, ибо каждый из них сам хотел быть правителем.

Петр и Феврония уплыли из города по Оке. На том судне, где была Феврония, находился ещё один человек с женой. Он-взглянул на Февронию с неким помыслом. А она велела ему зачерпнуть воды по правую и по левую сторону лодки и отпить. И потом спросила, какая вода вкуснее. Услышав, что одинаковая, Феврония пояснила: одинаково и естество женское, поэтому нечего помышлять о чужой жене.

На берегу приготовили еду, и повар подрубил маленькие деревца, чтобы повесить на них котлы. А Феврония благословила эти деревца, и наутро они сделались большими деревьями. Петр и Феврония собирались ехать дальше. Но тут пришли вельможи из Мурома и стали просить князя и княгиню вернуться, чтобы править городом.

Петр и Феврония, возвратившись, правили кротко и справедливо.

Супруги умоляли Бога о том, чтобы умереть одновременно. Они хотели быть похороненными вместе и велели высечь в одном камне два гроба, которые имели между собою лишь перегородку. Одновременно князь и княгиня приняли монашество. Петр получил во иночестве имя Давид, а Феврония стала Ефросинией.

Ефросиния вышивала воздух для храма. А Давид прислал к ней письмо: он ждал ее, чтобы вместе умереть. Монахиня просила его подождать, пока она закончит вышивать воздух. Во втором письме Давид писал, что может ждать недолго, а в третьем — что ждать больше не может. Тогда Ефросиния, закончив вышивать лицо последнего святого, одежды же не закончив, послала сказать Давиду, что готова к смерти. И, помолясь, они оба умерли 25 июня.

Тела их положили в разных местах: Давида — у соборной церкви Богородицы, а Ефросинию — в Воздвиженском женском монастыре. А общий их гроб, который они сами повелели себе вытесать, поставили в церкви Богородицы.

Наутро их отдельные гробы были пусты, а тела святых покоились «в едином гробе». Люди перехоронили их по-прежнему. А наутро снова нашли их в общем гробу. Тогда люди не посмели больше касаться тел святых и, исполнив их волю, похоронили вместе, в соборной церкви Рождества Богородицы. Те, кто с верою приходят к их мощам, получают исцеление.

Ответ:Некоторые из нас слышали о таких святых, как Петр и Феврония Муромские. Их считают покровителями влюбленных, семьи и домашнего очага. Истории их любви посвящено произведение древнерусского писателя Ермолая-Еразма «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Его относят к жанру нравоучительной литературы. Автор высказал в своей повести гуманистические идеи о важности ума и человеческого достоинства.

В произведении описана история любви князя и крестьянки. Сюжет строится на противостоянии героини вельможам и боярам. Ей удается выйти победительницей благодаря личным качествам, таким как: благородство, кротость, ум. Каждая конфликтная ситуация показывает высокое человеческое достоинство крестьянкой девушки в противовес низости ее высокородных врагов.

Эта повесть не могла не произвести на меня впечатления, ведь мудрость Февронии просто поражает. Она словно одна из народных мудрецов, способных справиться с любой бедой. Девушка взялась лечить князя с условием, что он на ней женится. Однако, предугадывая его поведение, полностью не излечила его в первый раз. Петр должен был сдержать свое слово, а попытавшись обмануть девушку, заболел снова. Феврония знала, что это случится, поэтому простила князя. После свадьбы она стала княгиней, но это не сделало девушку высокомерной или спесивой, она осталась прежней.

Князь Петр же сначала хотел избежать данного обещания, потому что дворянину не пристало жениться на простолюдинке. Но болезнь заставила его иначе взглянуть на ситуацию. Он вступает в брак с простой девушкой и обретает в ее лице верного друга, соратника и хорошую жену.  С той минуты он ни разу об этом не пожалел. И даже когда бояре потребовали от князя избавить их жен от верховенства Февронии, Петр предпочел вовсе отречься от престола, но не предал жену. В конце они все же вернулись, это стало их наградой за стойкость и любовь.

Сила любви этих героев достойна восхищения. Им удалось сохранить свои чувства несмотря ни на что. И даже после смерти они остались вместе.

Объяснение:

Феврония  Муромская  не простой по характеру человек .Мы с ней впервые встречаемся в «Повести Петре и Февронии»  после того ,как заболевший князь  Пётр разослал своих слуг по Рязани искать хорошего врача .Один из его соратников в простой избе обнаружил девушку за ткацким станком .Она отвечала на вопросы мудрёно  и посулила помощь в излечении Петра  с условием ,что н женится на ней .Была она дочерью древолаза – бортника .После их препирательств и обещания Петра жениться на ней , она дала Петру хлебную закваску ,велев после бани намазать ею струпья .кроме одного .Пётр так и сделал .Болезнь отступила .но слово ,данное Февронии Петр  не собирался выполнять ( негоже князю жениться на простолюдинке) Послал ей дары .которые были отвергнуты .А болезнь вернулась .Как характеризуют в данной истории Февронию её поступки? Какой у неё характер? Она умна и ,безусловно ,обладает даром исцеления .Это будто волшебство ,данное ей свыше .Но она и мстительна ,не великодушна – помогла Петру корыстно ( хотела замуж за него ) После того ,как он её обманул ,она вернула ему болезнь и вылечила  только после его женитьбы на ней .Упорная .борется за своё счастье .Она очень мудра .Злокозненные бояре наговаривали Петру на его жену –простолюдинку .Она согласилась покинуть город Муром и отказаться от княжения ,но просила разрешить ей взять самое дорогое .И взяла с собой Петра .который понимал ,какая у него мудрая жена, и согласился отказаться от княжения и уехать с Февронией .Мы видим здесь пример супружеской любви и верности .Во время путешествия на лодке один из сопровождающих смотрел на Февронию с вожделением .Её мудрый ответ – пример ( вода с двух сторон реки одинаковая .так и женская сущность ) охладил его пыл ( а плыл тот с женой )Но в Муроме начались волнения и бояре призвали Петра с Февронией  вернуться и княжить ( может ,это она устроила?)В повести говорится .что Творец не оставил в беде благочестивую семью. Они приняли монашество ,стали Давидом и Ефросиньей .Мы видим из повести ,что именно Феврония принимает решения .она сильная и благочестивая .справедливая и верная жена .Пётр и Феврония мудро  правили Муромом и мечтали умереть в один день .Так и случилось .Их не смогли разлучить и после смерти .Похоронены они в одном каменном гробе .в Муроме в церкви Рождества БогородицыИх жизнь – гимн супружеской любви. Легенда расходилась в сотнях списков ,а в России с 2008 года отмечается праздник 8 июля «День семьи, любви и верности».

Подробнее — на Znanija.com — https://znanija.com/task/29785874#readmore

­Пример сочинения 1

Петр и Феврония – это две легендарные исторические личности в истории Руси, которые теперь признаны православной церковью святыми. Они жили в начале 13 века в русском городе Муроме: князь Петр (первым его именем было Давыд) правил этим городом и всем небольшим Муромским княжеством. Эта пара известна своими добрыми делами и праведным образом жизни: они сотворили много хорошего на земле, пока жили на ней. А еще они известны своей большой любовью и верностью друг другу, что не знали границ и преград.

Жизнь Петра и Февронии описана в «Повести о Петре и Февронии Муромских» — одном из образцов литературы Древней Руси. Это наполовину сказка, наполовину быль, написанная одним монахом. Князь Петр описан как герой, который убил огненного змия, защищая от него свой народ. А простая крестьянка Феврония полюбила его, когда лечила его раны, нанесенные чудищем. Они поженились, родили троих детей как плод своей любви.

Герои народных легенд Петр и Феврония привлекают меня своими характерами. Оба храбры и отважны, ведь простая сельская девушка не побоялась полюбить князя и выйти за него замуж, хоть ей и строили различные козни завистники. Князь же переступил через мнение богатых бояр и ответил любовью на чувства девушки, отблагодарил ее за спасение своей жизни.

А еще меня восхищает их большая любовь друг к другу. Они не чаяли друг в друге души, жили долго и счастливо, умерли в один день, в один и тот же час.


Пример сочинения 2

В России очень много святых, чьи имена известны пожалуй не только в нашей стране.

Не станут исключением и знаменитые русские святые Пётр и Феврония Муромские. Эти святые уже много лет по праву считаются покровителями семейного очага, семьи и влюблённых. Их уважали и уважают в наши дни, о них сказано не мало поверий, сказаний и повестей.

Стоит справедливо отметить, что повесть о Петре и Февронии на большинство прочитавших производит сильнейшей впечатление о настоящей любви, преданности, верности и просто человеческом счастье любить и быть любимым.

В каждом из произведений молодая Феврония, предстаёт перед читателями и людьми, в целом как не только красивая, молодая женщина, но и довольно мудрый и рассудительный человек. Её мысли, речи в ходе всего рассказа подобны высказываниям знаменитых, старинных мудрецов и провидцев. Эта женщина, в силу своей мудрости с лёгкостью смогла предугадать поведение и мысли своего мужа, не излечив его в первый раз окончательно. И читая данный рассказ можно в этом убедиться, ведь не сдержав своё данное слово Пётр вновь заболевает.

Так же справедливо заметить и то, что несмотря ни на что любящее сердце всегда сможет простить и понять родного человека.

Ведь Феврония всё же смогла простить своего возлюбленного, не взирая на его предыдущие ошибки.

После того, как выйдя замуж за Петра она становиться княгиней, она остается таким же добрым, отзывчивым, мудрым и достойным человеком. Стоит отметить и то, что простота характера в данном случае не вредит, а наоборот помогает оставаться настоящим человеком.

Не может не вызывать восхищения и молодой князь Пётр, даже не взирая на то, что в начале рассказа он был несколько не прав, не сдержав своё слово. За это он понёс справедливое наказание, ведь вернувшаяся болезнь не только помогла ему разобраться в происходящем, но и заставила взглянуть на собственную жизнь совершенно по новому, под другим углом. Взяв в жёны простую крестьянскую девушку, он ни минуты об этом не пожалеет, а наоборот с каждым днём будет лишь удостоверяться в правильности своего выбора и своего решения.

Любовь двух этих людей не может не покорить своей силой, искренностью и глубиной. Даже когда встанет выбор между княжеством и любовью, они не задумываясь откажутся от всего, для того, чтобы сохранить свои чувства.

Они смогли не только сохранить свою любовь, но и пронести её сквозь всю свою жизнь, оставаясь вместе даже после своей смерти.


Пример сочинения 3

Любовь и преданность в «Повести о Петре и Февронии Муромских»

Главные образы «Повести о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма – князь Петр и простая, но мудрая девушка Феврония, ставшая его женой. Читатель вначале узнает их по отдельности. Автор не скупится на добрые слова, характеризируя главных героев.

Петр изображен храбрым, самоотверженным и умным человеком. Он искренне любит своего брата Павла. Петр не устраивает заговоров, чтобы сместить брата с престола, а наоборот помогает тому в трудные моменты.

К жене князя стал приходить коварный змий и чинить насилие, принимая облик ее мужа. Стали думать супруги, как справиться с врагом и придумали одну хитрость. Княгиня добрыми прельщениями выведала у змия тайну его конца. Оказалось, что победить его может Петр при помощи Агрикова меча. Узнав о своей избранности, Петр соглашается помочь брату. Чтобы найти меч, он проводит время в молитвах. Это говорит о Петре, как о глубоко верующем человеке.

В результате ему удается победить змия, однако тот успевает обрызгать его своей кровью. Петр заражен страшной болезнью, которую считают неизлечимой. Но таки нашлась одна девушка по имени Феврония, которая смогла излечить раны Петра.

Феврония – простая дочь крестьянина. Однако она награждена благородными качествами. Автор восхищается ее необыкновенной мудростью, загадочностью речи, добротой.

Девушка умеет врачевать, и соглашается помочь Петру. Взамен она берет с него обещание жениться на ней. Но когда Петр излечивается, то забывает о данном обещании. Тем более, что обычная крестьянка не могла считаться ему ровней.

Спустя время Петру вновь приходится обратиться за помощью к Февронии, так как его болезнь вернулась. Он полагает, что девушка злится, ведь он не сдержал обещание. На деле же Феврония не проявила обиды и согласилась помочь бескорыстно, не приняв даров.

Уразумев, насколько добродетельна Феврония, Петр влюбляется в нее. Он убедился в ее бескорыстие и милосердие. Поэтому теперь Петр сдерживает обещание и женится на девушке.

Автор говорит, что жили Петр и Феврония благочестиво и праведно. И даже интриги бояр не могли разрушить их семью. Любовь и преданность – вот что берегло их от всех бед.

Доказательством большой любви супругов можно найти очень много. Например, когда бояре заставили покинуть престол Февронию, то она попросила забрать с собой самое дорогое. И самим дорогим оказался князь. Любящий князь согласился последовать за женой. В изгнании его одолевали сомнения, правильно ли он поступил, отрекшись от престола. Но Феврония подбадривала мужа и укрепляла веру.

Преданность Февронии мужу – безгранична. Она всегда хранила ему верность. Однажды она угадала мысли другого мужчины, польстившегося на нее. Феврония ответила ему, что точно, как вода по разные стороны корабля всегда одинакова – так же и она всегда верна мужу.

Петр и Феврония – пример идеальной семьи.


Пример сочинения 4

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» написал Ермолай-Еразм. В ней говорится о причисленных к лику святых муромских князе и княгине, описывается их жизнь и чудеса, которые совершала феврония. Однако эта повесть не житие, потому что в нем много эпизодов, которые не включают в жития. Например, в повести много фольклорных мотивов, некоторые эпизоды похожи на сказки (например, испытание Февронии, когда Петр прислал ей клочок льна и повелел сделать из него рубаху). Это значит, что «Повесть о Петре и Февронии» уже ближе к художественной литературе, как она есть сейчас. Автор написал повесть, не похожую на рассказы, которые сочиняли в те времена.

События, которые описаны в повести, происходят в Муроме. Сначала там правил князь Павел. К его жене стал летать змей. Жена Павла хитростью выведала, как погубить змея. Для этого брат её мужа, Пётр, раздобыл Агриков меч и покончил со змеем. Во время схватки кровь попала на Петра, от этого он заболел неизлечимой болезнью.

Крестьянка из Рязани Феврония смогла излечить Петра. Она полюбила его и вышла за негоо замуж, хотя Петр сначала считал для себя зазорным жениться на простолюдинке. Князь Пётр описан в повести как идеальный муж. Но Феврония всё равно лучше, потому что сила её любви, ум и мудрость оказываются выше.

Тяжелое испытание выпадает на долю супругов, когда бояре Мурома прогоняют княгиню, а Петр уходит за ней. И все же они выдерживают и снова становятся правителями.

Пётр и Феврония очень сильно любили друг друга, даже хотели умереть вместе. В старости они постриглись в монахи, как часто делали в то время благочестивые старички и старушки. Когда Пётр почувствовал, что умирает, он отправил послание жене. Феврония в это время вышивала образы святых и попросила мужа подождать. Он не мог ждать и отправил ещё послание. Тогда Феврония прекратила вышивать и сообщила, что готова умереть с ним.

После смерти тела Пётра и Феврония положили в разные гробы. На следующий день они оказались в приготовленном накануне общем гробу. После нескольких неудачных попыток разлучить влюблённых люди поняли, что сделать это невозможно.

Автор «Повести…» хочет напомнить всем читателям, что истинная любовь сильнее всего, даже сильнее смерти.

Сочинение о Петре и Февронии Муромских из одноименной повести

Мы живем в светском государстве, а потому немногие сейчас обращаются к церковным образам для того, чтобы сформировать свою жизненную позицию и духовные ценности. Более того, некоторым молодым людям это кажется даже устаревшим. Я же считаю, что зря: такие истории, как у Петра и Февронии, остаются актуальными для любого человека независимо от того, насколько он религиозен.

Петр и Феврония были из разных социальных слоев. Петр был братом князя, а Феврония – простой крестьянкой. В глазах общества их брак был никак невозможен, несмотря на то, что Петр влюбился в девушку, излечившую его от смертельной болезни. Однако он все же женился на Февронии.

Они вместе стали княжеской четой и преодолели многие трудности. Например, их прогнали бояре, но они все же смогли заслужить народную любовь и восстановить княжескую власть. Это были добрые и понимающие люди, которые черпали силы в своей любви. Петр и Феврония прожили вместе до глубокой старости.

Сочинение по Повести о Петре и Февронии Муромских

Когда они сложили с себя полномочия правителей, то стали больше времени уделять своей вере. Чем старше человек, тем он ближе к Богу, и Петр с Февронией приняли монашеский постриг. Их вера была настолько сильна, что ради нее они даже готовы были на разлуку, ведь мужские и женские монастыри содержатся отдельно. Но даже на расстоянии они сохранили настолько сильные чувства, что умерли в один день – ничто на свете не смогло их разлучить.

Я считаю, что история Петра и Февронии — это образец наивысшей любви, лишенной эгоизма. Именно к таким чувствам и должен стремиться каждый из нас, ведь на свете нет ничего дороже такого светлого чувства. Даже тем, кто далек от религии, следует знать эту историю для того, чтобы сформировать для себя образ того, как должна выглядеть крепкая семья.

Сочинение-рассуждение о любви Петра и Февронии Муромских

В своем сочинении про Петра и Февронию Муромских для 7 класса я хочу поговорить не о древнерусском произведении, рассказывающим их историю, а о том великом чувстве, которое было между ними. Я буду рассматривать святые образы двух влюбленных, которые смогли пронести свое чувство через всю жизнь и даже через смерть, несмотря на все трудности, которые встречались на пути.

Брак Петра и Февронии – случайность. Дело в том, что Петр был из княжеской семьи, пусть сам и не был князем в молодости. Правил его брат, а Петр старался поддерживать его и даже не думал о том, чтобы сместить брата с престола. Феврония же была простой крестьянкой, но с будущим мужем их объединяло одно важное качество – благородство.

Именно благодаря благородству души эти двое смогли полюбить друг друга (не обращая внимание на то, что такой брак недопустим из-за разного социального положения) и сохранить свое чувство до глубокой старости. Вместе они стали правителями, вместе завоевывали народную любовь. Их не пугало ничего, и они все годы брака были преданы друг другу.

Даже когда в старости Петр и Феврония были разлучены (они пошли на это добровольно, уйдя в монастырь), они сохранили очень прочную духовную связь. Оба молились о том, чтобы умереть в один день, и так и случилось. Они оказались даже в одном гробу, хотя это было физически невозможно – настолько сильная была любовь.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Гимн любви и верности

Счи­та­ет­ся, что «По­весть о Петре и Фев­ро­нии Му­ром­ских» была на­пи­са­на в ХVІ веке свя­щен­ни­ком псков­ско­го мо­на­сты­ря Ер­ма­ла­ем-Ераз­мом. Чуть позже он стал на­сто­я­те­лем Двор­цо­во­го со­бо­ра в Москве.

Эта по­весть не един­ствен­ное его со­чи­не­ние. Но имен­но она стала более всех по­пу­ляр­на.    

Со­хра­ни­лось около 150 спис­ков по­ве­сти во мно­же­стве ва­ри­ан­тов. До сих пор мно­гие за­да­ют­ся во­про­сом: кто же яв­ля­ет­ся ре­аль­ны­ми про­то­ти­па­ми глав­ных ге­ро­ев? Есть пред­по­ло­же­ния, что это дей­стви­тель­но ре­аль­ные ис­то­ри­че­ские люди, ко­то­рые жили в ХІІІ веке, а точ­нее в 1228 году.  

В то же время, одним из ис­точ­ни­ков дан­но­го про­из­ве­де­ния стала ле­ген­да о про­стой кре­стьян­ской де­вуш­ке, ко­то­рая впо­след­ствии стала кня­ги­ней.

Сюжет

1. Экс­по­зи­ция:

«В граде этом [Му­ро­ме], как рас­ска­зы­ва­ют, кня­жил бла­го­вер­ный князь Павел. И стал к его жене ле­тать змий-на­силь­ник. Для по­сто­рон­них он при­ни­мал облик Павла. Жена Павла по­ве­да­ла мужу о своем несча­стии, и стали оба ду­мать, как из­ба­вить­ся от на­силь­ни­ка. Од­на­ж­ды, когда змий снова при­ле­тел к жене Павла, она спро­си­ла змия «с по­чте­ни­ем»: «Мно­гое ты зна­ешь, зна­ешь ли ты кон­чи­ну свою: какая она будет и от чего?» Пре­льщен­ный «доб­рым пре­льще­ни­ем» жены Павла, змий от­ве­тил: «Смерть моя — от Пет­ро­ва плеча, от Аг­ри­ко­ва меча»».

2. За­вяз­ка – страш­ная бо­лезнь Петра. По­яв­ля­ет­ся муд­рая дева Фев­ро­ния, из­ле­чи­ва­ю­щая князя. Фев­ро­ния – муд­рая дева ска­зоч­ных сю­же­тов.

 Вме­сте с тем ее муд­рость – не толь­ко свой­ство ее ума, но в такой же мере – ее чув­ства и воли. Между ее чув­ством, умом и волей нет кон­флик­та: от­сю­да необык­но­вен­ная «ти­ши­на» ее об­ра­за.       

3. Раз­вяз­ка:

Жи­во­тво­ря­щая сила любви Фев­ро­нии так ве­ли­ка, что жерди, во­ткну­тые в землю, рас­цве­та­ют в де­ре­вья по ее бла­го­сло­ве­нию. Она на­столь­ко силь­на духом, что раз­га­ды­ва­ет мысли встре­чен­ных ею людей. В силе любви, в муд­ро­сти, под­ска­зан­ной ей этой лю­бо­вью, Фев­ро­ния ока­зы­ва­ет­ся выше даже сво­е­го иде­аль­но­го мужа – князя Петра.

4. Эпи­лог:

После смер­ти Петра и Фев­ро­нии (рис. 1) люди по­ло­жи­ли тела их в от­дель­ные гробы, но на сле­ду­ю­щий день тела их ока­за­лись в общем, за­ра­нее при­го­тов­лен­ном ими гробу. Люди вто­рой раз по­пы­та­лись раз­лу­чить Петра и Фев­ро­нию, но снова тела ока­за­лись вме­сте, и после этого их уже не смели раз­лу­чать.

Ска­зоч­ные эле­мен­ты в по­ве­сти

Во-пер­вых, ко­неч­но, ска­зоч­ный зачин. И пер­вая часть по­ве­сти очень по­хо­жа на вол­шеб­ную сказ­ку, а вто­рая часть по­ве­сти по­хо­жа на бы­то­вую сказ­ку.

Во-вто­рых, есть ска­зоч­ный герой. Это змей-ис­ку­си­тель.

В-тре­тьих, добро по­беж­да­ет зло, как в любой вол­шеб­ной сказ­ке.

В-чет­вер­тых, есть вол­шеб­ные по­мощ­ни­ки – это Аг­ри­ков меч.

Агрик – это ска­зоч­ный бо­га­тырь, ко­то­рый, как рас­ска­зы­ва­ли, по­беж­дал ис­по­ли­нов и чу­до­вищ. И он со­брал несмет­ную со­кро­вищ­ни­цу ору­жия, в ко­то­рую и вхо­дил меч-кла­де­нец.

От­ли­чие от сказ­ки

Ука­за­но кон­крет­ное место дей­ствия по­ве­сти город Муром (Ря­зан­ская об­ласть). В сказ­ках же про­стран­ство все­гда не опре­де­ле­но, не кон­крет­но.

Дей­ству­ю­щие герои в по­ве­сти – ре­аль­ные люди, что тоже про­ти­во­ре­чит фольк­лор­но­му жанру сказ­ки. Все нам ука­зы­ва­ет на то, что это ис­то­ри­че­ская по­весть.

От­ли­чие от ка­но­ни­че­ско­го жития

Сюжет, тра­ди­ци­он­ный для вол­шеб­ных ска­зок раз­ных на­ро­дов, при­об­ре­та­ет черты жития рус­ских свя­тых. Финал по­ве­сти – об­ра­зец жи­тий­ной ли­те­ра­ту­ры.

Икона. Свя­тые Петр и Фев­ро­ния.

Рис. 1. Икона. Свя­тые Петр и Фев­ро­ния.

Ка­но­ни­че­ское житие

Житие свя­то­го – по­вест­во­ва­ние о жизни свя­то­го, ко­то­рое, обя­за­тель­но со­про­вож­да­ет офи­ци­аль­ное при­зна­ние его свя­то­сти (ка­но­ни­за­цию)

Жития пи­шут­ся по осо­бым пра­ви­лам (ка­но­нам). Счи­та­лось, что по­яв­ле­ние от­ме­чен­но­го осо­бой бла­го­да­тью ре­бен­ка чаще всего про­ис­хо­дит в семье бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей. Чаще всего свя­той с ран­них лет ведет стро­гую, пра­вед­ную жизнь. В жизни свя­той на­би­ра­ет­ся муд­ро­сти, про­хо­дит ряд ис­пы­та­ний. Свя­той мог пред­ска­зать свою смерть, так как чув­ство­вал ее. После смер­ти его тело оста­ва­лось нетлен­ным.  

В по­ве­сти про­сле­жи­ва­ют­ся черты свя­то­сти у обоих ге­ро­ев. Но все-та­ки это не ка­но­ни­че­ское житие. Дело все в том, что нет рас­ска­за в сю­же­те по­ве­сти об их бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лях, о том, как за­ро­ди­лась в Петре и Фев­ро­нии вера в Бога; нет рас­ска­за о том, какие стра­да­ния им при­ш­лось пре­тер­пе­вать во имя Бога. По­весть про­ни­за­на ли­риз­мом, ав­тор­ским со­чув­стви­ем героя, вос­хи­ще­ни­ем их кра­со­той и ду­шев­ной силой.

С 2008 года (8 июля) в Рос­сии от­ме­ча­ет­ся празд­ник День семьи, любви и вер­но­сти  в честь князя Петра и бла­го­че­сти­вой су­пру­ги его Фев­ро­нии.

Ха­рак­те­ри­сти­ка глав­ных ге­ро­ев  

«По­ве­сти о Петре и Фев­ро­нии Му­ром­ских»

Па­мят­ник Петру и Фев­ро­нии. Яро­славль

Рис. 2. Па­мят­ник Петру и Фев­ро­нии. Яро­славль

Фев­ро­ния – глав­ная ге­ро­и­ня по­ве­сти. Она мудра на­род­ной муд­ро­стью. Пер­вое по­яв­ле­ние в по­ве­сти де­вуш­ки Фев­ро­нии за­пе­чат­ле­но в зри­тель­но-от­чет­ли­вом об­ра­зе.

Ее на­хо­дит в про­стой кре­стьян­ской избе по­сла­нец му­ром­ско­го князя Петра, за­бо­лев­ше­го от ядо­ви­той крови уби­то­го им змея. В бед­ном кре­стьян­ском пла­тье Фев­ро­ния си­де­ла за ткац­ким стан­ком и за­ни­ма­лась «тихим» делом – ткала по­лот­но, а перед нею ска­кал заяц, как бы сим­во­ли­зи­руя собой сли­я­ние ее с при­ро­дой. Ее во­про­сы и от­ве­ты, ее тихий и муд­рый раз­го­вор ясно по­ка­зы­ва­ют, что «руб­лев­ская за­дум­чи­вость» не без­дум­на. Фев­ро­ния изум­ля­ет по­слан­ца сво­и­ми ве­щи­ми от­ве­та­ми и обе­ща­ет по­мочь князю. Све­ду­щая в це­леб­ных сна­до­бьях, она из­ле­чи­ва­ет князя, как Изоль­да из­ле­чи­ва­ет Три­ста­на, за­ра­жен­но­го кро­вью уби­то­го им дра­ко­на.  

Несмот­ря на со­ци­аль­ные пре­пят­ствия, князь же­нит­ся на кре­стьян­ской де­вуш­ке Фев­ро­нии. Как и лю­бовь Три­ста­на и Изоль­ды, лю­бовь Петра и Фев­ро­нии пре­одо­ле­ва­ет иерар­хи­че­ские пре­гра­ды фе­о­даль­но­го об­ще­ства и не счи­та­ет­ся с мне­ни­ем окру­жа­ю­щих. Чван­ли­вые жены бояр невзлю­би­ли Фев­ро­нию и тре­бу­ют ее из­гна­ния…

Муд­рая жена — все­гда ра­дость для сво­е­го мужа и для окру­жа­ю­щих. Фев­ро­ния про­сла­ви­ла и воз­вы­си­ла своей муд­ро­стью и себя, и сво­е­го мужа Петра.

Фев­ро­ния скон­ча­лась в 1228 году в один день со своим су­пру­гом. Оба они, со­глас­но за­ве­ща­нию, по­ло­же­ны в одном гробу.  

Князь Петр пы­та­ет­ся об­ма­нуть её толь­ко один раз, вна­ча­ле, когда он ре­ша­ет не же­нить­ся на ней, во­пре­ки сво­е­му обе­ща­нию. Но после пер­во­го же урока, пре­по­дан­но­го ему Фев­ро­ни­ей, он слу­ша­ет её во всем и, об­вен­чав­шись, живёт с нею в со­гла­сии. Их лю­бовь пе­ре­сту­па­ет и за порог смер­ти. Петр не по­та­кал Фев­ро­нии, как бояре, ко­то­рые пред­ло­жи­ли ей оста­вить их город, по­та­ка­ли своим женам. Од­на­ж­ды кто-то из при­слу­жи­ва­ю­щих за сто­лом Фев­ро­нии при­шел к бла­го­вер­но­му князю Петру и на­го­во­рил на нее: «Каж­дый раз, — го­во­рил он, — окон­чив тра­пе­зу, не по чину из-за стола вы­хо­дит: перед тем как встать, со­би­ра­ет в руку крош­ки, будто го­лод­ная!» И вот бла­го­вер­ный князь Петр, желая её ис­пы­тать, по­ве­лел, чтобы она по­обе­да­ла с ним за одним сто­лом. И когда кон­чил­ся обед, она, по обы­чаю сво­е­му, со­бра­ла крош­ки в руку. Тогда князь Петр взял Фев­ро­нию за руку и, раз­жав её, уви­дел ладан бла­го­уха­ю­щий и фи­ми­ам. И с того дня он её боль­ше ни­ко­гда не ис­пы­ты­вал.   

Т. о., «По­весть о Петре и Фев­ро­нии Му­ром­ских» со­че­та­ет в себе эле­мен­ты ска­зоч­но­го и бы­то­во­го, со­зда­ет яркие ха­рак­те­ры и яв­ля­ет­ся об­раз­цом не толь­ко бла­го­че­сти­во­го жития свя­тых, но и на­род­ной муд­ро­сти, доб­рых се­мей­ных от­но­ше­ний и иде­а­лом рус­ско­го на­ро­да. 

Вопросы к конспектам

Срав­ни­те «По­весть о Петре и Фев­ро­нии Му­ром­ских» со сказ­кой (общее и раз­лич­ное).

В чем от­ли­чие по­ве­сти от ка­но­ни­че­ских жиз­не­опи­са­ний свя­тых?

Срав­ни­те сюжет по­ве­сти со сред­не­ве­ко­вым ро­ма­ном «Три­стан и Изоль­да».

Чему учит по­весть о Петре и Фев­ро­нии? За что их воз­ве­ли в ранг свя­тых?

  • Домашнее сочинение алексин краткое содержание для читательского дневника
  • Домашнее сочинение алексин краткий рассказ
  • Домашнее задание что за прелесть эти сказки
  • Домашнее задание сочинить сказку
  • Домашнее задание сказка о мертвой царевне и семи богатырях