Конспект урок литературы, 5 класс
Р.р. Что за прелесть эти сказки!
Цели: совершенствовать речевые умения; повторить «законы» волшебной сказки; помочь овладевать навыком создания творческих работ; учить сочинять свою сказку; побуждать к успешному выполнению поисковых и проблемных заданий.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:
Предметные умения: знать основные нормы РЛЯ; уметь создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.
Метапредметные УУД:
Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.
Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.
Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Оборудование: проектор, иллюстрации к сказкам.
Ход урока.
- Оргмомент.
-Здравствуйте! Подарите улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир – это большое волшебное зеркало, через которое мы будем разглядывать мир сказок.
- Актуализация изученных знаний.
1.Вступительное слово учителя.
В ряду разных жанров устной народной прозы сказка занимает особое место. Это самый популярный, необычайно любимый жанр детей и взрослых. Захватывающий сюжет, интересная композиция, различные художественные средства придают сказке особую поэтику.
«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» – писал в XIX веке А. С. Пушкин. А вот слова из его произведения:
Сказка – ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок!
-Сегодня мы обобщим знания о фольклоре, а в частности о русских народных сказках, продолжим развивать умение анализировать поступки и характеры героев, урок должен способствовать воспитанию любви к чтению, к сказкам, воспитывать в вас самые лучшие человеческие качества на примере положительных сказочных героев, а также мы будем развивать память, внимание, речь, мышление.
— А что такое сказка?
Сказка – рассказ, который повествует о таких событиях, которые в жизни произойти не могут, они невероятны фантастичны. Учат добру, сказка имеет мораль. Сказки рассказываются не так, как все другие интересные истории. Слова в них звучат непривычно, как будто они становятся волшебными, напевность, мелодичность, интонация, жесты, мимика.
— А какие виды сказок вы знаете? (Бытовые, волшебные, сказки о животных)
— Будет сказка занимательна, слушайте ее внимательно. Кто уши раскроет, много-много всякой всячины усвоит, кто невзначай уснет, тот ни с чем и уйдет (Присказка)
-Что это такое?
— Для чего нужна присказка? (Пробудить интерес слушателя, привлекая внимание. Присказка речь ведет, что сразу ясно — история будет сказываться небывалая, слушать хорошо нужно, а то начало пропустишь.)
— А как называется начало сказки? Зачин (Зачинать: начинать, начало).
— А какие зачины вам известны? (В некотором царстве, в некотором государстве… В тридевятом царстве, в тридесятом государстве. Жили были…)
— Вспомните, как заканчиваются сказки. Как называется этот элемент сказки? (Сказка вся, боле врать нельзя)
— Для чего нужны присказки, зачины, концовки? (Они делают сказку такой красивой и необыкновенной, настраивают нас на особый лад: переносят в удивительный сказочный мир)
- Работа по теме урока
1.Игра
-А сейчас давайте вспомним, прочитанные нами сказки, и проведем Литературную игру.
Послушайте отрывок из сказки
1 – найти среди сказочных героев отрицательных
2 – в каких сказках живут эти предметы? (9 слайд)
2.Из какой сказки чудеса?
-Все мы знаем, что в сказках есть чудеса или чудесные превращения.
— Следующее задание называется «Из каких сказок эти чудеса?»
- Лягушка прыгнула на крыльцо, сбросила с себя лягушачью кожу и обернулась красавицей. («Царевна-лягушка»)
- У двора дуб стоит, на дубу ясен сокол сидит. Слетел сокол с дуба, ударился оземь, обернулся добрым молодцем. («Марья Моревна»)
- Царевич ударился об пол и сделался перышком. Она положила перышко в коробочку и отворила дверь.. (Финист – ясный сокол)
- Вернулись домой, не успели сесть, как ударил гром, раздвоился потолок и влетел ворон; ударился ворон об пол и сделался добрым молодцем (Марья Моревна)
- Потом обратилась Баба Яга к воротам и вскрикнула: «Эй, запоры мои крепкие, отомкнитесь, ворота мои широкие, отворитесь». (Василиса Прекрасная)
- Махнула левым рукавом – появилось озеро, махнула правым – поплыли по озеру белые лебеди. («Царевна Лягушка»)
3 – к каким иллюстрациям сделали художники иллюстрации? (презентация)
— А сейчас творческое задание: «Смешные названия сказок».
Я вам говорю смешное название сказок, а вы правильное.
1. Уточка Ряба (Курочка Ряба)
2. Крошечка-Терешечка (Крошечка-Хаврошечка)
3. Бегунок (Колобок)
4. Царевна-квакушка (Царевна-лягушка)
5. Сугробочка (Снегурочка)
6. Холодок (Морозко)
7. Василиса Мудреная (Василиса Премудрая)
8. Финист – ясный ворон (Финист – ясный сокол)
-А сейчас задание по карточкам «Вспомните сказку»
(каждому – подписать сказку, и Ф.И.)
Следующее задание называется «Дополни имя»
Если есть время, то каждому на стол, они дописывают, а если нет, устно
У сказочных героев и предметов есть двойные имена и названия. Я проговариваю первую часть названия, а вы вторую:
Кощей — (Бессмертный)
Елена — (Прекрасная)
Иван — (Царевич)
Финист — (ясный сокол)
Братец (Иванушка)
Змей (Горыныч)
Крошечка (Хаврошечка)
Марья (Моревна)
Василиса — (Прекрасная)
Гуси — (Лебеди)
Мальчик — (с пальчик)
Скатерть — (самобранка)
Сапоги — (скороходы)
3.Подготовленные викторины обучающимися
- Итог урока
— Наш урок подходит к концу, понравилось вам наше сегодняшнее занятие?
«Сказка – складка, песня – быль», — гласит пословица. В этом народном изречении метко подмечена сущность сказок: в них рассказывается о том, чего не было и не могло быть. Сегодня многие считают народные сказки наивными и неинтересными, ведь они уходят корнями в далекое прошлое. Но это не так! И в наш компьютерный век мы можем поучиться у народной сказки осознавать себя в окружающем мире, ценить лучшие человеческие качества: доброту, преданность в дружбе и любви, справедливость, умение преодолевать любые жизненные невзгоды. Вечные ценности: семья, дружба, любовь к родине – зерна народной сказки. Поэтому и живут они много веков и будут жить вечно.
- Домашнее задание: написать сочинение- рассуждение «Мой любимый сказочный герой», «Чему нас учат русские народные сказки»
«Что за прелесть эти сказки!»
(урок-обобщение по теме «Русские народные сказки» в 5 классе)
Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Русские народные сказки».
Задачи:
— проверить уровень знаний учащихся по изученной теме, степень сформированности предметных умений и навыков (знание видов русских народных сказок, их жанровых и композиционных особенностей, умение определять вид сказки, находить зачин и концовку сказки, традиционные сказочные приёмы);
— развивать у учащихся коммуникативные умения, ИКТ-компетенции, творческие способности;
— воспитывать интерес к изучению произведений устного народного творчества, уважение к истории и культуре своего народа.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, электронный учебный модуль «Контрольный тест по теме «Фольклор. Своеобразие русской народной сказки» (базовое изучение):
http://fcior.edu.ru/card/28424/kontrolnyy—test—po—teme—folklor—svoeobrazie—russkoy—narodnoy—skazki—bazovoe—izuchenie.html
Для воспроизведения учебного модуля на компьютере требуется предварительно установить специальный программный продукт – ОМС-плеер: http://fcior.edu.ru/programma-prosmotra-resursov
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Работа с высказываниями известных русских писателей о сказках:
«Сказка — воплощённая в поэтической форме мечта человека о прекрасном». (К. Г. Паустовский)
«Сказка — великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа». (А. Толстой)
«Читайте простонародные сказки, чтобы видеть свойства русского языка». (А. С. Пушкин)
«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» (А. С. Пушкин)
Обсуждение высказываний:
— Ребята! Как вы думаете, о чём мы с вами сегодня будем говорить на уроке? (О сказках. Учащиеся формулируют тему урока.)
— На какие свойства русских народных сказок обращают внимание маститые художники слова?
— Какое высказывание наиболее близко вам?
Запишите в тетради число, тему урока и понравившееся высказывание о сказках в качестве эпиграфа к уроку.
— Ребята! Мы с вами уже много на уроках литературы говорили о русских народных сказках. Сформулируйте для себя, что бы вы сегодня на уроке хотели узнать и чему научиться, продолжите высказывание:
Сегодня на уроке я хотел(а) бы …
3. Актуализация знаний.
— Сейчас давайте вспомним, что нам с вами известно о русских народных сказках.
Беседа:
— Что такое сказка? (Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях, фантастических приключениях героев.)
— Кто является автором сказок? Почему мы их относим к жанрам фольклора? (Cказки сочинялись в глубокой древности талантливыми людьми из народа. Передавались они, как и другие произведения народного творчества, из уст в уста. Записывать сказки начали около двухсот лет тому назад.)
— Какие представления народа отразились в сказках? (В сказках выражена вера в победу добра над злом, в силу любви и дружбы, мечта о покорении природы, восхищение мастерством и трудолюбием человека.)
— Перечислите виды сказок, дайте их краткую характеристику.
В зависимости от темы сказки делятся на три вида:
— волшебные сказки,
— сказки о животных,
— бытовые сказки.
В волшебных сказках повествуется о приключениях героев, на долю которых выпадают трудные задачи: защитить родную землю от врага, достать какой-нибудь волшебный предмет, победить Кощея или Змея. У положительных героев волшебных сказок есть добрые помощники, которые помогают им подняться выше туч, попасть в подземное царство, достать мёртвую и живую воду, победить смерть. В волшебных сказках встречаются ковры-самолёты, сапоги-скороходы и другие волшебные предметы, а также говорящие растения и животные.
В сказках о животных действующими лицами являются хорошо знакомые нам звери: лиса – хитрая обманщица, волк – злой и коварный хищник, заяц – трусишка и хвастунишка, кот – лакомка и баловень. Речь в этих сказках идёт о животных, но мы догадываемся, что в них высмеиваются человеческие пороки и недостатки.
Героями бытовых сказок являются солдат, мужик, барин, царь, мудрая дева. И всегда правда оказывается на стороне простых людей. Мужем, солдат или крестьянская девушка благодаря своему уму и находчивости побеждают попа, купца, царских придворных и даже самого царя. В бытовых сказках высмеиваются богатые и знатные люди, их жадность, жестокость, глупость.
— Какие композиционные особенности сказок вы знаете?
В сказке есть зачин и концовка.
Зачин нас вводит в мир сказки: «В некотором царстве, в некотором государстве… » или «Жили–были старик со старухой…».
Завершаются сказки концовкой: «Вот вам сказка, а мне бубликов связка», «Стали жить – поживать и добра наживать». Концовка возвращает нас в реальный мир.
— Перечислите художественные приёмы сказок.
Художественные особенности:
— повторы слов, выражений и эпизодов;
— использование устойчивых выражений («Шёл он долго ли, коротко ли», «Ни в сказке сказать, ни пером описать»);
— троекратный повтор (число три очень часто встречается в сказках, в них обычно три брата, три сестры, три испытания);
— постоянные эпитеты (красная девица, добрый молодец, чистое поле).
4. Обобщение и систематизация знаний (воспроизведение знаний на новом уровне). Викторина «Русские народные сказки»:
Кто всё время лежит на печи? (Емеля)
Русская народная сказка «Сестрица … и братец Иванушка». (Алёнушка)
Прекрасная и премудрая (Василиса, Елена).
Кто из животных помог Крошечке-Хаврошечке? (Корова Бурёнушка).
Русская народная сказка «Молодильные …» (яблоки).
Имя главной героини сказки «Морозко». (Настенька)
Мужское имя, часто встречающееся в русских народных сказках. (Иван)
Транспортное средство Емели. (Печь)
Баба — … , костяная нога. (Яга)
Чья смерть спрятана на конце иглы? (Кощея Бессмертного)
Какая рыба помогла Емеле стать царём? (Щука)
Кто отправил Ивана «туда, не знаю куда, искать то, не знаю чего»? (Царь)
5. Применение знаний и умений в новой ситуации. Работа с электронным учебным модулем «Контрольный тест по теме «Фольклор. Своеобразие русской народной сказки».
Задание 1. Определите, к какому жанру относится данное фольклорное произведение.
Задание 2. Соотнесите фрагменты из русских народных сказок с их названиями.
Задание 3. В представленном отрывке из русской народной сказки «Емеля-дурак» подчеркните сказочный зачин.
Задание 4. Введите в поле ввода пропущенное слово (постоянный эпитет) в приведённом ниже фрагменте из русской народной сказки «О молодце-удальце, молодильных яблоках и святой воде».
Задание 5. Как называется средство художественной выразительности, используемое во фрагменте русской народной сказки «Царевна-лягушка» и основанное на сопоставлении одного предмета с другим?
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7. Рефлексия (подведение итогов урока).
— Ребята! В начале урока вы сформулировали для себя цель. Давайте посмотрим, что вы узнали и чему научились на уроке. Продолжите высказывание:
Сегодня на уроке я узнал(а), научился …
8. Домашнее задание: сделать иллюстрацию к понравившейся русской народной сказке (по желанию).
9. Заключительное слово учителя. Оценка работы учащихся на уроке. Чтение стихотворения С. В. Викулова «Русские сказки».
Русские сказки
О сказки! О бессмертные творенья,
Далёких предков наших сочиненья,
На полках не лежавшие вовек!
Кто вас творил?
Доподлинно известно:
Русоволосый, живший повсеместно,
С умом расхожим русский человек.
Творил стоустно, слово подбирал
Правдивое, не мудрствуя лукаво.
Он, как отец, имел на это право.
Он всё из жизни брал.
И если врал –
Не из тщеславия, жаждая успеха,
И не из лести – участи льстеца.
В сём деле он не ведал…
Врал для смеха,
Из озорства, для красного словца…
И слово — всё, чем он владел пока, —
Рождало эхо. Грохотало громом!
И поднимался во весь рост над злом он
В обличии Ивана-дурака.
Он всё умел, дурак, и всё он мог!
И неспроста, играя опояской,
Он ухмылялся в ус: мол сказка сказкой,
А дело делом… Дайте только срок!
Использованные источники:
http://fcior.edu.ru/card/28424/kontrolnyy—test—po—teme—folklor—svoeobrazie—russkoy—narodnoy—skazki—bazovoe—izuchenie.html — электронный учебный модуль «Контрольный тест по теме «Фольклор. Своеобразие русской народной сказки» (базовое изучение)
http://www.proza.ru/2012/01/16/625 — стихотворение С. В. Викулова «Русские сказки»
http://citater.ru/cite/9741 — высказывание А. Толстого о сказках
http://paustovskiy.niv.ru/paustovskiy/public/skazka-budet-zhit-vsegda.htm — К. Г. Паустовский «Сказка будет жить всегда»
https://www.livelib.ru/author/4215/quotes — цитаты А. С. Пушкина
В современном обществе приоритетом
образования становится такое обучение, которое
помогает выпускнику найти своё призвание,
реализоваться в жизни как личность. Трудно
учиться сейчас здоровым, подготовленным к школе
детям. Что же говорить о детях с задержкой
психического развития, детях с ограниченными
возможностями здоровья. Они испытывают
трудности в обучении. Нет мотивации в
познавательной деятельности, не развита
эмоционально-волевая сфера.
В системе психологической, медицинской и
педагогической помощи таким детям на первое
место ставят не дефект, а формирование и развитие
целостной личности ребёнка. Под руководством
взрослых дети с ограниченными возможностями
здоровья могут компенсировать нарушения,
реализовать свои возможности и благополучно
адаптироваться в социальной среде.
Художественная литература является средством
эстетического, нравственного и социального
воспитания детей, способствует повышению их
познавательной и творческой активности, даёт
ребёнку образцы правильного литературного
языка.
Сказки самый богатый материал для
нравственного воспитания. В.А Сухомлинский
писал, что “сказка неотделима от красоты,
способствует развитию эстетических чувств, без
которых немыслимо благородство души, сердечная
чуткость к человеческому несчастью, горю,
страданию. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир
не только умом, но и сердцем”.
Сказки помогают детям усваивать
духовно-нравственные категории. Это добро и зло,
послушание и непослушание, согласие и вражда,
трудолюбие и лень, бескорыстие и жадность,
простота и хитрость. Работа над сказкой на уроке
способствует коррекции нарушений
эмоционально-волевой сферы детей в процессе
художественной и продуктивной деятельности,
связанной с нравственным содержанием сказки. Эта
работа обеспечивает социальную адаптацию детей
путем введения их в культурную традицию народной
и авторской сказки.
Использование на уроках литературного чтения
информационных технологий помогает детям
поддерживать интерес к предмету, активизирует
внимание, память, воображение, развивает
творческие способности детей. На таких уроках
реализуется принцип наглядности, при котором
наблюдается самый высокий уровень усвоения
материала.
Данная презентация является основой для уроков
литературного чтения в начальной школе по теме:
обобщение знаний о сказках. Она хороша тем, что её
можно использовать почти на всех уроках,
посвящённых народным сказкам или литературным
сказкам. Каждый слайд содержит насыщенный
материал, поэтому может быть использован в
отдельно взятом уроке. Слайд 2 красочный,
привлекает внимание детей, а стихотворение
(отрывок) вводит в чудесный мир сказок. Вспоминая
содержание каждой сказки, дети неоднократно
повторяют, что добро всегда побеждает зло. Слайды
3 и 4 можно использовать на уроке, повторяя зачины,
повторы, присказки и концовки на сказке, которую
проходят в данный момент. Слайды 8 и 9 помогают,
когда надо определить к какому виду относится
сказка по содержанию: волшебная, сказка о
животных или бытовая. Эти слайды имеет смысл
использовать на всех уроках, посвящённых
сказкам. Для детей с ограниченными возможностями
здоровья это очень важно, так как при этом
происходит автоматизация знаний, используется
схема, она красочная, быстро запоминается. Очень
хорош слайд 10, где дети должны, отгадав кроссворд
(каждый индивидуально) получить в итоге слово
Пушкин. Кроссворды могут быть составлены и даны
детям дифференцированно, по уровню их знаний. В
презентации использовано много иллюстраций к
сказкам, которые можно рассматривать и
анализировать, в зависимости от темы урока.
Работая много лет в коррекционной школе,
поняла, что подобные презентации, слайды которых
неоднократно можно использовать на уроках, очень
помогают детям с ограниченными возможностями
здоровья. Учитель, творчески работающий и
любящий детей, всегда сможет использовать данную
презентацию в своей работе со сказками.
Презентацию я составила к конкретному уроку по
теме: “Что за прелесть эти сказки!”. Целью урока
и презентации было обобщение и закрепление
знаний о сказках. Ниже прилагается план этого
урока.
План урока по литературному чтению в 3
классе
Тема: “Что за прелесть эти сказки!”
Цель: обобщение знаний о народных и
литературных сказках, закрепление знаний о
волшебных сказках, бытовых сказках и сказках о
животных, развитие навыков осознанного и
выразительного чтения, развитие памяти и речи,
развитие умения соотносить иллюстрацию с
текстом, прививать интерес к чтению, развитие
речи.
Оборудование: творческие работы детей:
иллюстрации к сказкам из соленого теста, рисунки
детей, сказки, написанные детьми. Выставка
книг-сказок, раздаточный материал: карточки с
заданиями, кроссворды.
Ход урока
1. Организационный момент.
— Объявление цели урока. (2 слайд)
— Сегодня на уроке мы вспомним все сказки,
изученные нами. А тему урока мы прочитаем все
вместе (“Что за прелесть эти сказки!”)
— Эмоциональный настрой на сказки.
— Замечательным стихотворением о сказках мы
начинаем наш урок.
Стихотворение Ю. Мориц “Сказка по лесу идет”
(читают ученики наизусть), а слова “Чтобы, чтобы,
чтобы снова, добрый злого победил, чтобы добрый,
чтобы злого стать хорошим убедил”, читают хором
все дети.
(Приложение 1)
2. Обобщение знаний о сказках
— Речевые разминки: (3 слайд)
Соедини половинки.
Скоро сказка сказывается,
(Да не скоро дело делается.)
Солнце высоко, колодец далеко,
(Жар донимает, пот выступает.)
Жили-были в тридевятом царстве,
(В тридесятом государстве…)
Я там был, мед, пиво пил.
(По усам текло, а в рот не попало.)
Понесла меня лиса, понесла петуха за темные
леса,
(За дремучие боры, по крутым бережкам, по высоким
горам.)
— Назовите зачины, повторы, присказки, концовки.
(4 слайд)
— Из каких это сказок?
— Какие ещё вы знаете зачины, повторы, присказки,
концовки.
— Понятие литературных сказок или авторских. (5
слайд)
— Соотнеси сказки и авторов.
“Принцесса на горошине” | Одоевский |
“Кот в сапогах” | Ершов |
“Конёк Горбунок” | Пушкин |
“Сказка о рыбаке и рыбке” | Андерсен |
“Аленький цветочек” | Мамин — Сибиряк |
“Сказка о храбром зайце…” | Аксаков |
“Мороз Иванович” | Шарль Перро |
— Если у сказок есть автор, как их называют?
(Авторские или по-другому литературные)
— Запомни. Народные сказки и литературные
сказки. (6 слайд)
— Как можно назвать сказки, где нет автора?
(Народные)
— К какому жанру творчества относятся народные
сказки? (К устному народному творчеству)
— Что значит устное народное творчество? (Не
записываются, а передаются из уст в уста)
3. Физкультминутка. (7 слайд)
— Кто догадался, что сейчас будет?
(Дети делают упражнения, изображая Буратино)
“Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся, три нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Видно ключик не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать”.
— Как называется сказка, из которой прибежал к
нам Буратино? Кто автор этой сказки? Сказка
народная или литературная.
4. Продолжение обобщения знаний о сказках.
— Волшебные сказки, бытовые сказки и сказки о
животных. (8 слайд)
— Как можно разделить народные сказки по
содержанию?
— Что характерно для волшебных сказок?
— А какие сказки относятся к бытовым сказкам?
— Что характерно для сказок о животных?
— Работа по доске с иллюстрациями сказок. (9
слайд)
— Как называется сказка, которая помещена в
волшебный домик?
— Докажите, что она волшебная.
— Как называется сказка, которая в домике о
животных?
— Докажи, что она правильно помещена туда.
— Докажи, что в третьем домике бытовая сказка.
— Иллюстрации сказок вы видите на доске.
Назовите их. (Любые иллюстрации прочитанных
сказок, которые имеются в наличии)
— Какие это сказки? Литературные или народные.
Волшебные сказки, о животных или бытовые. (Докажи)
— В какой домик поместим эти сказки?
— Расскажи, какой момент сказки изображён?
(Оцениваются ответы детей)
— Работа с текстом (тренировка в
выразительности чтения). (9 слайд). (Приложение
1)
— Сейчас вы выберите карточку с отрывком из
сказки, прочитаете его и расскажите всё, что
знаете об этой сказке. Сказка литературная или
народная, волшебная, о животных или бытовая.
— Потренируемся читать их выразительно.
(Жужжащее чтение 2 минуты)
(Для каждого ученика карточки могут быть
дифференцированы по сожности чтения)
Чтение и ответы учеников. Оценивание ответов.
— Работа с творческими работами учащихся. (9
слайд)
— Рассмотрите рисунки с иллюстрациями к
сказкам. Кто их нарисовал, поднимите руки.
— Поднимите руки, кто сделал иллюстрации к
сказкам из солёного теста.
— Кто написал свою сказку? Прочитайте. Какая это
сказка, народная или литературная?
— В какой домик поместим?
(Оценка ответов учащихся)
— Работа с кроссвордами (10 слайд). (Приложение 1)
— Давайте прочитаем все вместе тему нашего
урока. Кто согласен с этим выражением?
— Чему учат сказки? (Добро побеждает зло)
— Сейчас вы отгадаете кроссворды, которые у вас
на столах и узнаете автора этих строк.
(Дети отгадывают кроссворды, которые могут быть
дифференцированными)
Зашифровано в кроссворде: Пушкин
— Прочитайте тему урока все вместе.
“Что за прелесть эти сказки!” Пушкин Александр
Сергеевич.
— Посмотрите внимательно на портрет Пушкина.
— Ему принадлежат эти замечательные нежные
слова о сказках.
5. Итог урока.
Оценка деятельности детей. Выявление лучшего
знатока сказок. Домашнее задание: сделать
иллюстрацию к понравившейся сказке из
пластилина.
. Литература
- Литературное чтение. 2 класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений, в 2 частях
(составители Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий,
В.М.Голованова). 2009. - Литературное чтение. 3 класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений, в 2 частях
(составители Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий,
В.М.Голованова). 2009. - Программы для ощеобразовательных учреждений.
Коррекционно-развивающее обучение. Начальные
классы (1- 4 кл) Авторы: Р.Д.Тригер, Ю.А.Костенкова,
И.Н.Волкова, С.Г.Шевченко, Г.М.Капустина,
Т.В.Кузмичёва и другие. Москва “Школьная
Пресса”. 2004. - http://bibnout.ru/?p=5021
- Уроки развития речи. Поурочное планирование и
дидактические материалы. 2 класс. Л.Д.Мали,
О.С.Арямова, С.А.Климова, Н.С.Пескова. Москва. 2006. - О.А.Козырева, ст. преп. Кафедры коррекционной
педагогики и специальной психологии Института
повышения квалификации работников образования,
г. Красноярск. Начальная школа 2004. — №4. - Е.Г.Кошкина преп. ЦРО, г. Самара. Лекция:
Педагогические технологии, обеспечивающие
полноценное психическое и личностное развитие
каждого ребёнка в условиях образовательного
процесса. - М.Ю. Гаврикова. Коррекционно-развивающие
занятия. Развитие речи (1-4 класс).
Учебно-методическое пособие. ООО “Глобус”. 2007.
Раздел долгосрочного плана: «Мир фантазий»
К
Краткосрочный план урока
ГУ «Средняя школа № 17 имени М. Ауэзова» г.Усть-Каменогорска»
Дата:
Бритикова Марина Викторовна
КЛАСС: 5 класс
Количество присутствующих:
Отсутствующих:
Тема урока
«Что за прелесть эти сказки!»
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)
5СГ1 — Понимать основное содержание текста, определяя главную информацию;
5Ч2 — Определять основную мысль текста на основе содержания и композиции;
5П5 — Писать эссе-повествование, эссе-рассуждение;
5СРН4 — Использовать знаки препинания в предложениях с прямой речью и обращением, однородными членами, тире в простом предложении, а также с обобщающими словами при однородных членах
Цели урока
Все учащиеся смогут понять, что такое мир фантазий, познакомиться с понятиями темы, понять содержание текста,определять основную мысль, выделять ключевые слова,написать собственный текст повествование, продолжение сказки, выражать свое мнение,писать предложения с однородными членами;
Большинство учащихся смогут формировать мораль сказки, сравнивать сказки народов мира и находить в них общее и различия, написать продолжение сказки, определяя главную информацию, применять пуктуационные правила оформления прямой речи и обращения;
Некоторые учащиеся смогут анализировать, составлять словесные портреты героев сказок, используя прилагательные, писать эссе–повествование с элементами описания, расставлять знаки препинания при постановке тире в простом предложении и при обобщающих словах
Языковые цели
Учащиеся могут определять основное содержание текста, формулировать мораль сказки, сравнивать героев, находить в тексте глаголы, прилагательные, существительные, определять их функцию в тексте-повествовании и описании, выделять композиционные части текста-повествования, применять пунктуационные правила оформления обращений и прямой речи
Ключевые слова и фразы
Предметная лексика: Фантазия, сказка, литературная сказка, эпитеты, олицетворения, положительный герой, волшебные предметы.
Терминология: Текст, повествование, описание, рассуждение, тема, план, однородные члены предложения.
Полезные фразы для диалога / письма: Я считаю, что… Мне кажется, что… Я думаю, что…
Вопросы для обсуждения: Что такое литературная сказка?
Сказка – это……
Почему в сказках всегда побеждает добро?
Почему она названа « мостиком в детство для каждого взрослого»?
Письменные подсказки: В данном тексте речь идет о… Сказки нужны, потому что…
Слово обозначает…
Критерии оценивания
— понимают основное содержание текста, особенности текстов, определение сказки, применение слов с прямым и переносным значением;
—составляют повествование на заданную тему, умеют писать предложения с прямой речью и обращением;
— аргументируют, создают тексты различных жанров, классифицируют изобразительно-выразительные средства языка
Привитие ценностей
Прививать коммуникативные навыки, традиции в рамках национальной идеи «Мәңгілік Ел», воспитывать культурных людей, мир и согласие в нашем обществе
Межпредметные связи
Русская литература, информатика, музыка, ИЗО
Навыки использования ИКТ
Интерактивная доска, интернет, слайды с героями сказки
Предыдущее обучение
Учащиеся умеют извлекать информацию из разных источников, знакомы с жанром сказок, владеют достаточным словарным запасом
ХОД УРОКА
Запланированные этапы урока
Запланированная деятельность на уроке
Ресурсы
Начало урока
6 мин.
1 мин.
1мин.
1мин.
1 мин.
2мин.
Организация класса. Приветствие.
Психологический настрой.
Говорю Вам «Добрый день!
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать.
Мотивационный этап.
Демонстрация иллюстраций с изображением разных сказок.
Задать вопрос: Что объединяет все эти изображения?
Ученики определяют, что объединяет иллюстрации.
Работа над эпиграфом: «Сказка – ложь, дав ней намек — добрым молодцам урок.
Как вы понимаете эти слова?
Определение темы и целей урока:
Как вы думаете, какова тема нашего урока?
Запись даты и темы урока.
Создание коллаборативной среды. Деление на группы с использованием приема «Мозаика».
На столе лежат разрезанные по количеству учеников в группе по теме «Что за прелесть эти сказки!» картинки, каждый учащийся берет одну картинку и затем, составляя изображение, учащиеся делятся на 5 групп
Иллюстрации сказок
Эпиграф вынесен на доску
Тетради
Картинки с изображением сказок
Тетради
Середина урока
30 мин.
10 мин.
2мин
3мин.
10 мин.
1 мин.
1мин.
5 мин.
2 мин.
8 мин.
( И, Г) Задание на развитие навыка чтения
Работа с текстом стр.143, упр.322А.
Стратегия «Литературное светило»
-
Прочитайте текст и определите тему, основную мысль
-
Определить 3 или 4 значимые части текста, раскрывающие тему и содержание.
-
Прочитать части вслух.
-
Обсудить в группе их значимость.
-
Заслушать спикеров групп.
Формативное оценивание прием «Словесное оценивание»
(И, К) Задание на развитие навыка слушания и говорения «Просмотр видеоролика»
Мультфильм « У Лукоморья дуб зеленый» по отрывку из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».
Стр. 143 упр. 323 А.
С опорой на прослушанный отрывок, охарактеризуйте сказку:
а) описать сказочных героев;
б) рассказать о необыкновенных событиях и приключениях;
в) приводить примеры из стихотворения;
г) опираясь на прилагательные, составьте кластер и подберите к ним антонимы;
Уровень мышления |
Критерии оценивания |
Понимание |
Понимают основное содержание текста, описывают героев |
Применение |
Умеют составлять текст в жанре эссе, используют прилагательные |
Анализ |
Аргументируют, выражают свою точку зрения |
Стратегия «Перестрелка ответами».
Учащиеся описывают героев и оценивают, чье описание лучше.
Формативное оценивание прием «Конкурс вопросов».
Чье описание было самым интересным?
Чей рассказ о событиях был самым подробным?
Кто подобрал больше антонимов?
(И, К) Задание на СРН. Прием «Учимся сообща»
Стр.144 упр.327Б.
Задание. Списать упражнение (индивидуальная работа), вставляя пропущенные, расставить знаки препинания. Составить схему предложений с прямой речью (обсудить в группе). Прокомментировать знаки препинания при обращении.
Словесно оформить свои мечты, фантазии. «Если бы у меня были волшебные предметы, что бы я сделал?».
Формативное оценивание стратегия «Одна звезда и одно желание»
Учитель предлагает проверить работу одноклассника.Учащиеся комментируют работы друг друга, они не оценивают работы, а определяют и указывают на один положительный момент-«одна звезда» и на один момент, который заслуживает доработки-желание.
(Г) Задание на развитие навыка письма
Уровень мышления |
Критерии оценивания |
Понимание |
Понимают основное содержание текста, определяя главную информацию. |
Применение |
Умеют различать типы текста, использовать художественные средства, пишут тексты с конкретными заданиями, правильно пишут знаки препинания при прямой речи и обращении. |
Анализ |
Аргументируют необходимость использования сказок в жизни человека, создают тексты на заданную тему. |
Диференцированное задание. Творческая работа.
Задание для менее способных учащихся: составить текст-повествование, описать эпизод любимой сказки, какие качества помогают героям сказок побеждать в трудной ситуации?
Задание для учащихся со средними учебными возможностями: создать текст на тему «Встреча Елисея с ветром» в жанре эссе, используя знаки препинания при прямой речи и обращении.
Задание для более способных учащихся: от лица королевича Елисея рассказать о себе, используя прилагательные, составить словесный портрет королевича Елисея.
Дескрипторы:
-понимают основную информацию;
-определяют тему и основную мысль текста;
-соблюдают особенности типов текста;
-соблюдают грамматические нормы;
-делают логические выводы.
Формативное оценивание стратегия «Стикеры»
Учебник «Русский язык для 5 класса общеобразовательных школ», автор З.К.Сабитова
Издательство «Мектеп», 2017 г.
стр.143 упр 322А
Учебник «Русский язык для 5 класса общеоб
разовательных
школ», автор З.К.Сабитова
Издательство «Мектеп», 2017 г.
стр.143 упр.323А
https:// m.youtube.
com.watch
Учебник «Русский язык для 5 класса общеоб
разовательных
школ», автор З.К.Сабитова
Издательство «Мектеп», 2017 г, упр 327Б стр144
Учебник «Русский язык для 5 класса общеобразовательныхшкол», автор З.К.Сабитова
Издательство «Мектеп», 2017 г
Конец урока
2мин.
-
Дифференцированное домашнее задание
-
менее способные учащиеся выполняют упражнение 325;
-
учащиеся со средними учебными возможностями выполняют упражнение 324Б;
-
более способные учащиеся 326 ;
Рефлексия
На какие вопросы,заданные вам в начале урока,вы получили ответы?
Почему сказка названа «мостиком для каждого взрослого»?
Обратная связь . Стратегия «ХИМС».
Учащиеся заполняют таблицу по методу «ХИМС»
Каждый учащийся на карточках на карточках пишет:
Х- что было хорошего;
И- что было интересно;
М- что мешало работе;
С- что взял с собой.
Затем листочки вывешиваются на доску, либо учащиеся приклеивают свои карточки к 4 большим плакатам
Учебник «Русский язык для 5 класса общеобразовательных школ», автор З.К.Сабитова
Издательство «Мектеп», 2017 г.
Дифференциация
Каким образом вы планируете оказать больше поддержки?
Какие задания вы будете давать более способным ученикам?
Оценивание
Как вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?
Здоровье и соблюдение техники безопасности
Индивидуальная работа.
Дифференцированное домашнее задание
— менее способные учащиеся выполняют упражнение 325;
— учащиеся со средними учебными возможностями выполняют упражнение324;
более способные учащиеся упражнение 326;
На уроке предусмотрено дифференцированное задание: творческая работа
— менее способные учащиеся составляют текст-описание, какие качества помогают героям сказок побеждать в трудной ситуации?
— учащиеся со средними возможностями: создают текст на тему «Встреча Елисея с ветром» в жанре эссе.
— более способные учащиеся: от лица королевича Елисея рассказывают о себе
ФО по критериям и дескрипторам, с использованием приемов «Мозаика»,
«Конкурс вопросов», «Словесное оценивание», наблюдение учителя, обратная связь
Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических норм,здоровьесберегающего аспекта,разминка,смена видов деятельности