Здравствуйте, дорогие ребята. (У ведущего в
руках — русский народный инструмент — домра)
Сегодня у нас вами встреча с народным
инструментом, который называется — домра. Давайте
вместе повторим название этого инструмента.
(дети вместе с ведущим повторяют название, при
этом как правило, звучат разные вариации —
домбра, балалайка:)
— Ребята, название этого инструмента состоит из
двух слогов — Дом и Ра. Всем знакомо слово
ДОМ? (все дети, как правило, соглашаются) а слог Ра
— означает солнце. У нас получается, что сегодня
мы знакомимся с инструментом, который называется
солнечный домик, давайте ещё раз повторим его
название. (На этот раз название инструмента дети
называют правильно)
Ребята, послушайте, как звучит домра и обратите
внимание, что исполнитель играет по стрункам вот
такой пластинкой (показывает медиатор)
В её три струнки включены все состояния души
И смех, и радость, и печаль,
и молодецкая удаль
Лишь только медиатор струн коснётся —
На звуки музыки и ваше сердце отзовётся —
Уж так природа человека создала —
Поёт от звуков домрочки душа.
Звучит обработка народной песни
«Коробейники»
Ну вот, знакомство состоялось, а сейчас слушаем
сказку:
Давным-давно ноты умели разговаривать как люди,
и жил в то время музыкант, который одинаково
хорошо играл на многих музыкальных инструментах.
И, конечно же, он дружил с нотками.
А нотки были очень разные: весёлые, как солнышко
и грустные, как осень. Он дружил со всеми нотками,
чьи голоса были выше самого высокого облака. — Их
почти не было слышно. Музыкант дружил с нотками,
которые звучали так низко, как будто жили под
землёй, и с теми, которые вечно спешили, бежали,
скакали и за ними трудно было угнаться, и с теми,
которые были ленивыми, тягучими, а их мягкие
голоса могли убаюкать. За его дружбу нотки очень
любили музыканта и доверяли ему все тайны и душу.
Однажды в лесу, на ясной лужайке музыкант
увидел домрочку, которая одиноко сидела возле
пенёчка и плакала. В чём дело? — удивился музыкант.
Потерялась. — Отвечает домрочка. Все мои
сестрички пошли вперёд, а я засмотрелась на небо,
облака, травку зелёную, слушала, как птички поют,
и отстала.
Не беда, — отвечает музыкант, я знаю, как помочь
тебе вернуться домой, к твоей семье. Взял в руки
домру, но она продолжала плакать.
(звучит музыка из к/ф. «Доживём до
понедельника» К. Молчанова «Вступление)
Успокоившись, домрочка увидела, что вокруг неё —
горы, она с музыкантом находится на вершине самой
высокой горы и на троне восседает бог Аполлон,
покровитель музыки и поэзии. В руках у него был
удивительный инструмент — золотая кифара,
удивительно напоминающая современную гитару.
(Ф. Карулли «Вальс»)
— Не подскажешь ли, где найти дом нашей домрочки?
— спросил музыкант Аполлона.
— Конечно, же, подскажу, — услышали они в ответ.
Твоя семья, милая — всюду, везде. Сейчас я
позову твоих старших сестричек.
Звучит музыка XVII — XVIII в.
- И. Дуссек Старинный танец.
- А. Курченко Менуэт
- Й. Гайдн Ригодон
В каждой стране, где бы ты ни оказалась со своим
музыкантом, — у тебя есть родственники, очень
близкие инструменты:
- Лира — в Греции
- Гитара — В Испании
- Мандолина — в Италии
- Банджо — в Америке
Балалайка, как и домра — в России, но она
намного моложе тебя, милая домрочка.
Вы прибыли из России, и свой дом ты найдёшь по
солнечному лучику, который я сейчас пущу вам,
указав дорогу, ведь всем струнным инструментам
покровительствует Солнце.
(РА — египетский бог солнца»)
Посмотри на всех своих сестричек — у них в
основании корпуса — солнышко, и вокруг него
множество лучиков, которые никогда тебе не
позволят затеряться.
Пусть ваша дорога домой будет весёлой и
радостной. На вашем пути встретится много твоих
друзей и подружек, и ты благополучно вернёшься
домой.
- А. Купревич «Пингвины»
- В. Шаинский «Песенка крокодила Гены»
- Рнп «Катенька весёлая»
И, действительно, вскоре перед взором музыканта
и домрочки, предстал домик, в котором жила
большая и дружная семья народных инструментов.
Радости не было конца. Все ноточки были счастливы
и их мелодические пассажи и обороты прекрасно
отражали это состояние.
Звучат народные мелодии:
- Рнп » Как ходил, гулял Ванюша»
- Рнп «Утушка луговая»
- Рнп «Ай, все кумушки, домой»
Дети любят сказки. Со сказкой приходит
понимание добра и зла, силы и мужественности,
любви и ненависти. Через сказку, ту особенную
атмосферу погружения в особенный мир
повествования приходят к детям новые знания,
которые год от года крепнут и расширяются. Так
как я преподаватель дополнительного
образования, контакт с детьми из садиков,
общеобразовательных школ у нас происходит на
плановых встречах — концертах или в нашей школе,
или актовых залах ДОУ, СОШ.
Практика показала, что именно в форме беседы,
сказки, встречи с ребятами наиболее
запоминающиеся и ожидаемы. Один из вариантов
встречи с детьми и представлен на фестиваль
творческих уроков. Этот сценарий рассчитан на
детей 6-9 лет. Время проведения мероприятия —
25-30 минут. Происходит первая встреча с народными
инструментами. Дети запоминают названия
инструментов, звучание каждого из них. Также
знакомимся с нотами.
Очень горько осознавать, как порой
незаслуженно уходят традиции нашей необъятной
Родины в никуда. Мы очень много говорим о
культуре, и своими же поступками разрушаем
накопленные знания, наработки, и опыт. Краснодар
— сохраняет и бережёт традиции и обычаи наших
предков. В первую очередь у нас очень много
концертных народных коллективов
инструментальных, и фольклорных. Я преподаватель
ДШИ «Родник» г. Краснодара, как и многие
преподаватели — народники стараюсь сохранять и
поддерживать интерес к народной музыке, её
истокам у подрастающего поколения. Мои ученики —
постоянные гости в садах и школах нашего города.
Каждая встреча — обязательно сопровождается
рассказом о русских народных инструментах —
домре, балалайке, их истории, развитии. Наиболее
популярны темы встреч: «Русские народные
традиции, обряды», «Родные русские просторы».
Конечно же, музыкальные произведения
варьируются, ведь программа выступления
составляется из репертуара учащихся всего
класса — в одном саду выступают одни дети, в
другом — другие. У ребят накапливается навык
публичного выступления. Самое главное условие —
репертуар должен соответствовать возрастным
особенностям детского восприятия.
Филиппова Л.А., преподаватель по классу домры МБОУ ДОД ДШИ г.Зарайск,Московская обл. 2012г.
Знакомство с историей домры.
Эстетическое воспитание — один из факторов всестороннего развития творческих и художественных способностей подрастающего поколения.
Негативные процессы в развитии современного общества – снижение моральных ориентиров и духовных ценностей, расслоение общества, уменьшение воспитательной функции общеобразовательной школы и семьи – всё это диктует новые подходы к образовательному процессу в учреждениях дополнительного образования.
Из всех видов искусства музыка более всего оказывает влияние на чувства человека. Именно музыкальное искусство в современной жизни наиболее доступно всем слоям населения, поэтому проблема формирования музыкальной культуры, особенно молодого поколения, является сегодня весьма актуальной.
Дать учащимся общее музыкальное образование, приобщить детей к сокровищнице музыкального искусства, сформировать их эстетические вкусы на лучших образцах классической музыки – основные направления работы ДШИ.
В Детскую школу искусств дети приходят по желанию. Ожидаемый эффект от музыкального обучения – развитие ребёнка, привитие интереса к музыке и приобретение первоначальных навыков игры на каком-то инструменте, но главной целью обучения является эффективный нравственный и интеллектуальный рост учеников.
Однако, воспитание духовных ценностей и нравственных идеалов невозможно без знания своих национальных корней, своей истории, музыки, традиций. Поэтому, наряду с традиционным обучением детей игре на музыкальных инструментах, в современном курсе обучения вводятся новые темы — знакомство с народной музыкой и народными инструментами.
Цели данного проекта –
- популяризация народных музыкальных инструментов и образцов народной музыки,
- приобщение ребёнка к различным видам музыкального творчества,
- воспитание духовных ценностей и нравственных идеалов,
- знакомство ребёнка с образцами национальной и мировой культуры,
- формирование толерантности в детско-подростковой среде
Задачи:
- познакомить учащихся с русским народным инструментом — домрой,
- развивать эмоциональную сферу ребёнка,
- воспитывать любовь к семье, дому, природе родного края, к Родине, уважения к людям.
Ожидаемые результаты:
проявление интереса к народной музыке и современным исполнителям на русских народных инструментах, развитие эмоциональной сферы ребёнка, повышение его интеллектуальных способностей.
Знакомство с домрой.
Домра – старинный русский струнный щипковый музыкальный инструмент. Судьба его удивительна и уникальна в своем роде.
Давным — давно, более 1000 лет назад (ещё в IX веке) образовалось древнерусское феодальное государство. В нём быстро развивались архитектура, живопись, музыка. Но широкого распространения эти виды искусств получить не могли, потому что в то время не было концертных залов, музыкальных школ, магнитофонов и компьютеров. Основными носителями музыки были скоморохи. Они бродили по городам и селам, собирая много народа на свои представления. Песни, игры, пляски, смех – все это сливалось в одну пеструю, шумную картину. Скоморохи играли на различных инструментах — это гудок, гусли, волынка, бубны. В период расцвета скоморошества ( конец XIV- начала XVв.в.) в Новгороде самым популярным инструментом стала домра.
Домра — очень древний инструмент. Первые сведения о ней относятся к тому времени, когда на Руси ещё не было принято христианство, они сохранились в старинных дворцовых записях. В Польше сохранилось издание Библии перевода Семёна Будного (Несвижская, 1571 -72 гг., так называемая, «арианская»), в котором используется название инструмента «домры», как перевод слова «инструмент», чтобы подчеркнуть всеобъемлющее прославление народом Бога в Псалмах Царя Давида («Хвалите Господа на домрах»). В то время домра была распространена на Литве, и поляками воспринималась как народный инструмент (неблагородный, хотя звучал при дворе Великих князей Радзивиллов), в том числе, и казацкий инструмент. Эти инструменты бытовали и у славянских племён – русов.
Первым русским историческим письменным свидетельством о домре можно считать запись в старинной новгородской книге конца XV — начала XVI веков о Калинке — «домрачее». В переписных документах этого периода профессии «домрачей» и «доморник» встречаются неоднократно.
Непосредственное название инструмента обнаруживается только в памятниках XVII столетия. В 1627 году русский живописец Симон Ушаков составил описание древней стенной росписи Грановитой палаты московского Кремля (сооружение которой относится к 1487-1491 гг.). В описании Ушаков дважды упоминает название инструмента: «человек играет в домру» и «сидят подле стола на скамье люди и играют в гусли и в скрипки и в свирели и в волынки и в домры».
Неоднократны упоминания о домре в административной документации XVII века: в указах, грамотах, памятях, посланиях. В них домра фигурирует как атрибут скоморошьего ремесла, обычно в совокупности с другими инструментами: гуслями, волынками, сурнами, бубнами и т.д.
К тому же времени относятся поговорки «рад скомрах о своих домрах», «любить — игра, купить — домра», «у Ерёмы гусли, у Фомы домра». Они дают повод предполагать, что ударение в названии инструмента падало на последнюю букву «а».
300-400 лет назад ( XVI – XVIIв.в.) домра была одним из самых распространенных инструментов. Вероятно из-за простоты изготовления и низкой стоимости (корпус инструмента иногда делали даже из тыквы!). Домры изготавливались в большом количестве. В Москве существовал целый «домерный» ряд, где продавались домры и другие музыкальные инструменты.
Царь Иван Грозный любил не только слушать скоморохов, но и с удовольствием плясал под их музыку. По его велению новгородских скоморохов вызывали к царскому двору, где они становились участниками царских потех. Специально была создана Государева «Потешная» палата, некий музыкально-развлекательный коллектив, основу которого и составляли скоморохи со своими домрами, гуслями, гудками и прочими древнерусскими музыкальными инструментами, где были сконструированы разновидности домр ( бас, пикколо). В одной из дворцовых записей (1644г.) мы находим: « По государеву приказу куплено домришко по цене 8 денег», т.е. очевидно, речь идет об инструменте очень малого размера, вероятнее всего о домре-пикколо.
А в описи хором князя В.В.Голицына, в числе разных предметов домашнего быта, упоминается домра «большая, басистая деревянная ценою в рубль».
Но как же выглядела древняя домра? Откуда пришла, как и когда появилась домра на Руси, до сих пор остается для исследователей загадкой. В исторических источниках сохранилось немного сведений о домре, еще меньше дошло до нас изображений древнерусской домры. Да и домры ли изображены на дошедших до нас документах, или какие-то другие, распространенные в те времена щипковые инструменты, неизвестно. Её сколько-нибудь достоверные сохранившиеся экземпляры тоже неизвестны.
В настоящий момент наиболее вероятных версий происхождения домры две.
Первая и самая распространенная — версия о восточных корнях русской домры. Действительно, схожие по конструкции и способу звукоизвлечения инструменты существовали, и по сей день существуют в музыкальных культурах стран Востока. Если вам доводилось видеть или слышать казахскую домбру, турецкую багламу или таджикский рубаб, то вы могли заметить, что все они имеют круглую или овальную форму, плоскую деку, звук извлекается посредством ударов плектра разной частоты и интенсивности. Принято считать, что все эти инструменты имели одного предка – восточный танбур. Именно танбур имел овальную форму и плоскую деку, играли на нем специальной щепочкой, выточенной из подручных материалов — плектром. Предположительно, инструмент, позже трансформировавшийся в домру, завезли либо во времена татаро-монгольского ига, либо в ходе торговых отношений со странами Востока.
Другая версия исходит из предположения, что свою родословную домра ведет от европейской лютни. В принципе, в средние века лютней называли любой струнный щипковый инструмент, имевший корпус, гриф и струны. Лютня, в свою очередь, произошла также от восточного инструмента – арабского аль-уда. Возможно, на внешний вид и конструкцию домры повлияли инструменты западных, европейских, славян, например, польско-украинская кобза и ее усовершенствованный вариант — бандура. Как раз бандура очень многое заимствовала непосредственно от лютни, то есть домру можно также считать родственной всем европейским струнно-щипковым инструментам того времени.
Таким образом, можно сделать вывод, что домра являлась типично русским инструментом, объединившим в себе и европейские, и азиатские черты.
Оказывается, у скромной русской домры — огромная родня. У грузин – чунгури, у украинцев – бандура, у туркменов – дутар, у киргизов и татар – думра, у казахов – домбр, у калмыков – домр.
На Руси домра сразу попала в гущу народной жизни. Инструмент с таким названием бытовал на Руси и являлся неотъемлемой частью русской культуры в XVI-XVII веках. Она звучала всюду – на крестьянских и царских дворах, в часы веселья и часы грусти. Известно также, что домры и исполнители на домрах – скоморохи и «домрачеи», пользовались немалой популярностью в народе. Всевозможные торжества, празднества и народные гуляния во все времена и у всех народов сопровождались песнями и игрой на музыкальных инструментах. На Руси в средние века развлекать народ было уделом «домрачеев», «гусельников», «скрыпотчиков» и других музыкантов. На домрах, подобно гуслям, аккомпанировали народному эпосу, былинам, сказаниям, а в народных песнях домра поддерживала мелодическую линию. Достоверно известно, что было налажено кустарное производство домр и домерных струн, записи о поставках которых ко двору и в Сибирь сохранились в исторических документах.
Предположительно, технология изготовления домры была такова: из цельного куска древесины выдалбливался корпус, к нему приделывали палку-гриф, натягивали струны или жилы животных. Играли щепочкой, перышком, рыбьей костью. Сравнительно простая технология, по-видимому, позволила инструменту получить на Руси достаточно широкое распространение.
Но трагично сложилась судьба скоморохов и их искусства. Часто народ, увлекаемый острым словом скоморохов, их насмешками над глупостью, жадностью и своеволием бояр, купцов, начинал стихийно громить усадьбы богачей. Духовенство тоже встревожилось: а не слишком ли музыка отвлекает народ от религии? Обеспокоенные развитием светской культуры, служители церкви ополчились на музыкантов и объявили представления скоморохов «бесовскими игрищами». Было издано много указов, запрещающих игру на домре. В 1648 году царём Алексеем Михайловичем был издан указ о массовом истреблении ни в чем не повинных инструментов – орудий «бесовских игрищ». Знаменитый указ гласит: «А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные сосуды… велел изымать и, изломав те бесовские игры, велел жечь». Согласно указу царя Алексея Михайловича в 1648 г. скоморошество и вообще всякая игра на народных музыкальных инструментах были запрещены в государственном порядке.
Народные инструменты отнимали, ломали, отвозили за Москву-реку и там сжигали или бросали в воду. Самих скоморохов ссылали в Сибирь. Строгость царского указа доходила даже до запрета шахмат и качелей! Не уцелела и Государева «Потешная» палата.
По свидетельству немецкого путешественника XVII века Адама Олеария, русским запретили инструментальную музыку вообще, а однажды несколько телег, груженых отобранными у населения инструментами, вывезли за Москву-реку и там сожгли.
«А что это за кострище на берегу реки? Чем это подкармливают ненасытный огонь люди в темных одеждах? Небывалый звучащий костер. Лопаются со звоном струны, взрываются барабаны, свистит огонь в отверстиях флейт и свирелей. Жгут отобранные у скоморохов «бесовские сосуды»…, которые учат песням и пляскам, а там и до бунта недалеко. Вот и ходят на музыку облавой, отбирают музыкальные инструменты, жгут, ломают. Только в песнях да воспоминаниях осталась после тех костров знаменитая русская домра. На 400 лет смолк её звонкий голос…»
Изгнанные скоморохи селились на окраинных землях государства — в Сибири, на Урале, в Заволжье – т.е. там, куда не доходила воля царского указа. В придворных кругах и в палатах знатных бояр звучали уже не русские народные инструменты, а виолы, скрипки, флейты, кларнеты, трубы.
К иностранной (западной) культуре проявляется подобострастное отношение, а к своей родной музыке – презрительно-насмешливое.
Гонениям подверглись и музыканты, и скоморошество в целом. Такого трагического поворота судьбы не случалось ни с одним музыкальным инструментом в мире. Итак, в результате ли варварского истребления и запрета, или по каким-то другим причинам, но после XVII века никаких существенных упоминаний о старинной домре исследователи не находят. Домра совсем исчезла, и о ней не сохранилось почти никаких сведений. История древнерусского инструмента здесь обрывается, и можно было бы поставить точку, но… домре суждено было буквально возродиться из пепла!
Произошло это благодаря деятельности выдающегося исследователя и музыканта, необычайно талантливого и неординарного человека – Василия Васильевича Андреева. О роли В.В.Андреева в развитии и пропаганде русских народных инструментов надо сказать отдельно. Во всём мире его называют «отцом» русской балалайки.
Родился он в 1861г. в семье небогатого помещика в г.Бежецк Тверской губернии и к 14 годам играл на 12 музыкальных инструментах — скрипка, фортепиано, гармоника и другие.
Решающим событием в жизни Андреева стала его встреча с крестьянином Антипом, балалаечником – самородком. Вот как сам В.В.Андреев вспоминает об этом: « Был тихий июньский вечер. Я сидел на террасе своего деревянного дома и наслаждался тишиной деревенского вечера…Совершенно неожиданно я услыхал дотоле еще неведомые для меня звуки…Игрок наигрывал плясовую песню. Вначале довольно медленным темпом, а потом всё быстрее и быстрее. Звуки разгорались все ярче…, неудержимо подталкивая к пляске. Я был поражен ритмичностью и оригинальностью приёма игры на балалайке, и никак не мог постичь, как такой убогий с виду, несовершенный инструмент, только с 3-мя струнами может давать столько звуков».
С этого момента В.В.Андреев посвящает свою жизнь делу собирания, изучения, усовершенствования и пропаганды русских народных инструментов.
В 1896г. студент технологического института Мартынов поехал на практику в Вятскую губернию. Там, на чердаке одного старого дома он нашел 3-х струнный музыкальный инструмент, корпус которого имел полукруглую форму, внешне похожий на лопату. Этот инструмент и считается прообразом современной русской домры. Сначала он попал в руки В. В. Андреева, который в то время как раз и занимался поиском и восстановлением сохранившихся в народе образцов старинных русских инструментов. Предположив по его внешнему виду, что это и есть домра, В.В.Андреев отправился к известному мастеру Семену Ивановичу Налимову. Вместе они разработали конструкцию нового инструмента, опираясь на форму и конструкцию найденного. Историки до сих пор спорят о том, был ли найденный Андреевым инструмент действительно старинной домрой. Тем не менее, реконструированный в 1896 году инструмент получил название «домра». Круглый корпус, средней длины гриф, три струны, квартовый строй – так выглядела реконструированная домра. По примеру этой единственной во всем мире домры умельцы смастерили новые инструменты.
К тому времени у В.В.Андреева уже существовал оркестр балалаек. Но для воплощения его гениальной идеи Великорусского оркестра нужна была ведущая мелодическая группа инструментов, и восстановленная домра со своими новыми возможностями идеально подходила на эту роль. В связи с историей создания Великорусского оркестра стоит упомянуть еще об одном выдающемся человеке, без которого, возможно, идея так и не нашла бы своего воплощения. Это пианист и профессиональный композитор Николай Петрович Фомин, ближайший сподвижник Андреева. Именно благодаря профессиональному подходу Фомина кружок Андреева, поначалу любительский, изучил нотную грамоту, встал на профессиональную основу и затем покорял своими выступлениями слушателей, как в России, так и за её пределами. И если Андреев был прежде всего генератором идей, то Фомин стал тем человеком, благодаря которому, фактически, домры и балалайки встали на путь развития как полноценные академические инструменты.
Но вернемся к домре. В период 1896-1890 гг. по чертежам Андреева мастером С. Налимовым были изготовлены ансамблевые разновидности домры – малая, альтовая, басовая. И первые несколько десятилетий после своего нового рождения домра развивалась в русле оркестрового и ансамблевого исполнительства.
Однако почти сразу же выявились и некоторые ограничения по возможностям андреевской домры, в связи с чем предпринимались попытки ее конструктивного совершенствования. Главной задачей стало расширение диапазона инструмента. В 1908 году по предложению дирижера Г. Любимова мастером С. Буровым была создана четырехструнная домра, с квинтовым строем. «Четырёхструнка» получила скрипичный диапазон, но, к сожалению, уступала «трёхструнке» в темброво-колористическом плане. Впоследствии также появились её ансамблевые разновидности и оркестр четырёхструнных домр.
С тех пор домра является основным ведущим инструментом русского народного оркестра. В музыкальных школах, колледжах, консерваториях имеются специальные классы по обучению игре на домре. Домра используется как оркестровый, так и сольный музыкальный инструмент.
Интерес к домре рос с каждым годом, расширялись музыкальные и технические горизонты, появлялись музыканты-виртуозы. Наконец, в 1945 году был создан первый инструментальный концерт для домры с оркестром русских народных инструментов. Знаменитый концерт g-moll Николая Будашкина был написан по просьбе концертмейстера оркестра им. Осипова Алексея Симоненкова. Это событие открыло новую эру в истории домры. С появлением первого инструментального концерта домра становится сольным, виртуозным инструментом.
В 1948 году в Москве открывается первая в России кафедра народных инструментов при Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных. Первым педагогом по домре стал выдающийся композитор Ю. Шишаков, а затем молодые солисты оркестра им. Осипова В. Мироманов и А. Александров – создатель первой школы игры на трехструнной домре. Благодаря высшему профессиональному образованию народный изначально инструмент домра за короткий срок прошел на академической сцене путь, на который инструментам симфонического оркестра потребовались столетия (ведь и скрипка когда-то была народным инструментом!).
Исполнительство на домре движется вперед гигантскими темпами. В 1974 году прошёл I Всероссийский конкурс исполнителей на народных инструментах, победителями которого стали выдающиеся домристы-виртуозы — Александр Цыганков и Тамара Вольская, творческая деятельность которых на десятилетия вперёд определила направление развития домрового искусства как в области собственно исполнительства, так и домрового репертуара. Домра пользуется популярностью в России и странах зарубежья, для него написаны многие концертные и камерные произведения, созданы переложения, в частности, скрипичных произведений. Сегодня домра – молодой перспективный инструмент с огромным, прежде всего, музыкально-выразительным потенциалом, имеющий истинно русские корни и, тем не менее, поднявшийся до высот академического жанра.
Список использованной литературы:
1. Азбука домриста. Сост.Т.Разумеева,2006г., изд. «Кифара», Москва
2. Домрист. Домра и музыка — сайт домристов и о домре.
3. А.Кленов «Музыка и ты», 1996г. «Там, где музыка живет»
4. Махан В. В. «Домра и домровое искусство на рубеже веков».
5. Михеев «Рассказы о русских народных инструментах», Москва, 1990 г.
6. В.С.Чунин «Школа игры на трёхструнной домре», Москва, 1986г.
7. Яковлев Ю. В. История русской домры: на подступах к новому прочтению.
Музыкальный инструмент: Домра
С давних времен на Руси простой народ свои душевные переживания, а также происходящие события талантливо отображал в народном творчестве. Помощниками в этом ему были различные народные музыкальные инструменты, искусство исполнения на которых передавалось от поколения к поколению. Одним из таких инструментов являлась домра — любимица скоморохов и простого народа. Под нее пели и плясали, рассказывали сказки и былины, ее звонкий голос и своеобразный тембр привлекал к себе внимание слушателей. Домра часто была в центре событий, порой даже драматических, в результате чего попала под опалу и исчезла из народного творчества на несколько столетий.
Прошло время, домра возродилась и вновь покорила слушателей своим необычным звучанием, похожим на голос звонкого ручья. Ей подвластно отобразить и романтические настроения, и чарующую красоту природы. Недаром в кинематографе, когда необходимо подчеркнуть очарование русской земли, мы часто слышим трепетный голос домры.
Историю домры и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.
Звук
Домра – это инструмент, обладающий большими выразительными возможностями, ее яркий и лёгкий голос узнается без труда. Из-за сильного натяжения струн, звук у домры звонкий, но быстро затухающий. Тембр — теплый, мягкий, лучистый, бархатистый и насыщенный.
Пиццикато, удары по струнам вверх и вниз, тремоло, флажолеты и глиссандо – такой набор основных приемов, которыми пользуются исполнители на домре.
Игра на инструменте, как правило, происходит при помощи медиатора. Длинные ноты исполняются только приемом «тремоло».
Домра – инструмент, обладающий большим техническим потенциалом, ей доступны композиции различной сложности и любой стилистической направленности — это и оригинальные произведения и переложения сочинений классических композиторов. Виртуозная арпеджированная и пассажная техника, сложные ритмические фигурации, разнообразные штрихи, игра интервалами и аккордами – все это технические приемы, которыми владеют исполнители.
Домры бывают двух видов: трехструнная – имеет диапазон от «ми» первой до «ми» четвертой октавы; и четырехструнная — диапазон от «си» малой до «ми» четвертой октавы.
Фото:
Интересные факты
- Домрочеи, так назывались в старину исполнители на домре.
- В далеком прошлом домру делали из разрезанной пополам и вычищенной тыквы.
- Домра и балалайка — две различные модификации одного вида древнего струнно-щипкового инструмента.
- В 1654 году по распоряжению Никона — патриарха всея Руси пять больших полно нагруженных телег со скоморошьими инструментами, включая домры, были привезены на берег Москвы-реки и там прилюдно сожжены. Огромный костер горел несколько дней.
- Иосиф Сталин очень любил слушать домру.
- А.А. Цыганкова — музыканта-виртуоза называют королем домры, а также «домровым Паганини».
- В Соединенных Штатах Америки есть ассоциация любителей игры на домре и балалайке, которая существует уже более 30 лет и насчитывает 400 членов.
- На четырехструнной домре, имеющей скрипичный строй и диапазон, можно исполнять весь репертуар, написанный не только для скрипки, но также и мандолины.
Конструкция
Домра, как и скрипка, очень капризный инструмент, и чтобы она хорошо звучала, то должна быть сделана высоко квалифицированным мастером с тонким слухом, а также из хорошо выдержанного дерева.
Конструкция включает в себя корпус инструмента и гриф с головкой.
1. Корпус имеет в своем составе кузов и деку.
- Кузов обычно изготавливают из выгнутых клепок, образующих полусферическую форму. Клепки изготавливаются из палисандра, белого клена или волнистой березы. На кузов устанавливаются струнодержатели, которые называются кнопками.
- Дека – это лицевая часть корпуса в форме плоского овала, закрывающая кузов и окаймленная по кромке обечайкой. В центре расположен голосник – резонатор, имеющий розетку фигурной формы. На деку накладывается панцирь, который защищает ее от царапин, и подставка, приподнимающая струны и устанавливающаяся в точно определенном месте. Дека обычно изготавливается из резонаторных ели и пихты, подставка из клена, а панцирь из дерева твердых пород или синтетических материалов.
2. Прикрепленный к корпусу гриф заканчивается головкой с закрепленным на ней колковым механизмом необходимым для натяжки струн. К грифу приклеивается накладка с порожками, которые разделяют лады, располагающиеся в хроматической последовательности. Между головкой и шейкой грифа крепится порожек, который влияет на уровень высоты струн. Высоко поднятые струны тяжело прижимаются к ладам и усложняют исполнение на инструменте.
Звук на домре извлекается при помощи маленькой пластиночки медиатора — плектра, имеющего форму овала и размер которого зависит от размера домры. Лучшим материалом для медиаторов считаются черепаховые панцири, но также сейчас изготавливают плектры из различных полимерных материалов.
Разновидности
Домра имеет два вида, которые различаются по количеству струн и по строю.
Трехструнная домра (конструкции В. Андреева) в оркестре называется малой домрой, настраивается по квартам. Четырехструнная домра (конструкции Любимова) как скрипка имеет квинтовый строй.
У каждого вида домр есть еще и подвиды, которые отличаются по размерам. В группе трехструнных домр в практике ансамблевой и оркестровой игры активно используются: басовая, альтовая, и пикколо; редко применяются: контрабасовая, теноровая и меццо – сопрановая.
У четырехструнных домр (конструкции Г. П. Любимова) имеется: басовая, альтовая, и пикколо, редкие разновидности: контрабасовая и теноровая.
- Пикколо – звучит ярко и светло, ее пронзительный голос очень дополняет и украшает звучание всего оркестра.
- Альт с мягким и грудным по тембру звуком обычно служит для гармонического заполнения между верхним и нижним голосом, но иногда ему поручают и сольные моменты.
- Бас — по всему диапазону имеет насыщенный, бархатный звук. Являясь обладателем веского, густого и немного тяжеловатого голоса, нижнему регистру инструмента поручается ведение басовой линии. Мелодические линии, поручаемые среднему и высокому регистрам, которые имеют мягкий и бархатистый оттенок, звучат очень красочно и проникновенно. Из-за больших размеров бас технически весьма ограничен, потому что требует от домриста наличие большой растяжки пальцев левой руки.
Применение и репертуар
Уже изначально в период восстановления домры мастерами под руководством музыканта, создателя кружка балалаечников и композитора В. Андреева, предназначение ее было определено как мелодического в оркестре народных инструментов. Продолжительное время роль домры заключалось именно в этом, она в народном оркестре играет ту же роль примы, как и скрипка в симфоническом. Домра довольно долго оставалась только оркестровым инструментом и лишь потом она стала ансамблевым, когда при оркестре под управлением В. Андреева начал свою концертную деятельность домровый квартет. Инструмент вышел на сцену как солирующий несколько позже. Очень жаль, но в России домра как народный инструмент больше не применялась.
Как солирующий концертный инструмент домра раскрылась весьма ярко, специально для нее начали сочиняться произведения. Особо следует отметить концертное произведение Н. Будашкина, поистине ставшее жемчужиной в репертуаре для этого инструмента, также произведения крупной формы Ю. Шишакова, Б. Кравченко, Ю. Зарицкого, которые еще больше раскрыли его новые художественные возможности.
К сожалению, маститые композиторы, сочиняющие в иных жанрах, не проявляют особого интереса к домре, и для нее обычно пишут произведения композиторы — исполнители, среди них: А. Цыганков, Г. Зайцев, Н. Пенько, К. Волков, В. Соломин, В. Соболева-Белинская, В. Пожидаев, Н. Хондо, Ю. Семашко, Е. Подгайц и другие. Однако домра в плане репертуара не обижена, на инструменте прекрасно звучат транскрипции, написанные величайшими композиторами для скрипки, флейты, кларнета, фортепиано. Это шедевры таких композиторов как И.С. Бах, П.И. Чайковский, Г. Венявский, Ф. Пуленк, А. Скарлатти, К. Сен-Санс, П. Сарасате, Д. Шостакович, Н. Паганини, С. Рахманинов, C. Прокофьев, Д. Гершвин, А. Пьяццолла.
Произведения:
Н.П. Будашкин — Концерт ля домры с оркестром (слушать)
Ю.Н. Шишаков — Концерт для домры (слушать)
Исполнители
После своего долгожданного возвращения домра сразу нашла своих почитателей, которые начали активно заниматься развитием и популяризацией инструмента. Одним из первых профессиональных домристов-виртуозов был П. Каркин, разработавший основные приемы звукоизвлечения и своей неутомимой деятельностью внесший весомый вклад в развитие исполнительского мастерства. Продолжателями дела П. Каркина были Ф. Коровай, В. Никулин, Р. Белов, Ю. Яковлев, А. Симоненков, М. Васильев, В. Красноярцев, В. Круглов, А. Цыганков, Т. Вольская, В. Ивко, Б. Михеев, С. Лукин, и другие.
Сегодня быть домристом–исполнителем, значит быть приверженцем своего дела, и музыканты доказывают это, создавая свой уникальный исполнительский стиль. А результатом такого энтузиазма является то, что домра стала полноценным академическим инструментом в одном ряду с флейтой, скрипкой, фортепиано, виолончелью, гобоем, кларнетом и другими.
История
Исторические корни домры уходят в далекие времена, но когда и откуда появилась она на Русской земле, никто точно сказать не может. В древних, сохранившихся до нас летописях, сведений о ней почти нет. Инструменты, чрезвычайно схожие с домрой имелись у разных национальностей: доглама у турков, думра у киргизов, рубаб у таджиков, думбыра у башкир, домбра у казахов. Предшественником всех таких инструментов считается имеющий форму овала древнеегипетский танбур, звук на котором извлекали при помощи маленькой подточенной палочки. Домра также имела большое сходство с ним, но на русском инструменте, выточенном из дерева, с приделанной палкой — грифом и натянутыми из жил струнами, играли рыбной костью или пером.
Домра на Руси была очень востребована, люди делили с ней печаль и радость. Под домру пели и плясали, складывали сказки и рассказывали былины. Очень простой в изготовлении инструмент был весьма популярным среди простого народа и потешных людей – скоморохов. Голосистая и легкая домра пять сотен лет звучала в крестьянских избах, на рыночной площади и даже в царских хоромах. В 16 столетии с целью организации увеселения царского двора была создана «Потешная палата» — своеобразный придворный оркестр того времени, в который входили и домрочеи — так называли исполнителей на домре.
В 17 веке для скоморохов, устраивающих развеселые представления и часто небезобидно подшучивающих над церковной и светской властью, наступили темные времена.
Серьезное недовольство знати и церкви вылилось в гонение на музыкантов. По особому указанию царя в 1648 году скоморохов начали отправлять в ссылку или казнить, а инструменты, включая и домры, названные бесовскими, собирать и уничтожать. Домра была истреблена и 200 лет про нее никто не вспоминал. Только в конце 19 столетия в далекой от столицы губернии, в глухой деревне, на чердачном помещении ветхой избы был найден инструмент с корпусом в виде овала, и никто даже не вспомнил, как он называется.
Основываясь на изображения в древних документах, сделали заключение — этот инструмент — домра. Как ей удалось сохраниться, так и остается тайной, но спящая красавица должна была вернуться к жизни.
По форме найденного уникального раритета и эскизам В. Андреева, основоположника первого оркестра народных инструментов, и при участии энтузиаста – патриота Н. Фомина в 1896 году мастером по изготовлению скрипичных инструментов С. Налимовым домра была воссоздана. В то время В. Андреев уже организовал ансамбль балалаек, с успехом выступавший в России и за ее пределами, но для воплощения его главной мечты, создания полноценного оркестра нужен был инструмент, который бы красиво проводил мелодическую линию, и домра для этого очень подходила.
В. Андреевым вместе с С.Налимовым были разработаны, а затем и изготовлены разные виды домр: пикколо, альт, тенор (применяется редко), бас и контрабас(не применяется), ставшие основным инструментарием оркестров народных инструментов. Десять лет после своего возрождения домра, имеющая небольшой диапазон, применялась только как инструмент оркестра. В начале 20 века по просьбе дирижера Г. Любимова мастером С.Буровым была сконструирована домра, которая имела не три струны, как андреевская, а четыре. Она настраивалась по квинтам как скрипка и имела соответствующий диапазон. Несомненно, увеличенный диапазон четырехструнной домры стал преимуществом, но она уступала «трехструнке» в тембральной окраске. Через некоторое время в содружестве Г. Любимова и С.Бурова были изготовлены домры разных размеров — от пикколо до контрабаса, все они имели 4 струны и квинтовый строй. Данные домры вошли в состав оркестра домр, который, к сожалению долго не просуществовал.
Наверное, на свете нет инструмента с такой драматической судьбой, как у домры. Находившаяся на пике популярности она попала в опалу, трагически пропала и была на долгое время забыта. И заново возродилась, но только теперь она не веселит народ на завалинке у деревенской избы, а покоряет своим звучанием слушателей в огромных концертных залах.
На сегодняшний день у домры, молодого подающего большие надежды инструмента, обладающего значительными возможностями, и поднявшегося до высоты академического жанра, очень большая творческая перспектива, так как интерес к нему постоянно возрастает.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Домра
Домра — старинный русский 3-х или 4-хструнный щипковый музыкальный инструмент, состоящий из корпуса, грифа и головки, звук из которого извлекается с помощью медиатора.
История возникновения домры полна загадок — упоминания об этом русском народном инструменте сохранились в летописях, в старинных дворцовых записях и в лубочных картинках XVI-XVII в, из которых очевидно что домра уже в ту пору была довольно распространенным инструментом на Руси.
Документальные свидетельства встречаются у витебского воеводы А. Гвагнина, который писал в 1582 г. о москвичах и русских, которые «без всякого искусства обращаются с пандурами», называя домру «пандурой» — лютнеобразным инструментом, распространенным в те времена в Европе. Этот документ — одно из подтверждений того, что домра — родственница старинных европейских струнно-щипковых инструментов.
— лютни, разновидности которой использовались с древнейших време н в культурах Египта, Хеттского царства, Греции, Рима, Болгарии, Китая, Киликии, а затем и в Персии, Армении, Византии и Арабском халифате;
— кобзы, распространенной с XIII в. у венгров, румын, чехов, в Литве, Польше, на Украине, и
— бандуры, более совершенной разновидности кобзы, ставшей национальным украинским инструментом.
Существуют также предположения, что русская домра и подобные ей национальные инструменты других народов — калмыцкий домр, татарская и казахская домбра, киргизская дунбура, турецкая баглама или таджикский рубаб имеют общие корни — восточный танбур, и были занесены на Русь монголо-татарами во время набегов. Само название «домра» имеет тюркский корень.
Как бы там ни было, инструмент принял принципиально иной внешний вид и конструкцию и естественно и легко вошел в совершенно иную музыкально-этническую среду, став инструментом типично славянским. То есть, как и многое в культуре и истории Руси, домра — это не чужеземный, заносной, а типично русский инструмент, объединивший в себе как европейские, так и азиатские черты.
Достоверно известно, что уже в Средние века на Руси было налажено кустарное производство домр и струн для них. Сравнительно простая технология, позволила инструменту получить достаточно широкое распространение на территории Руси: записи о поставках их ко двору и в Сибирь сохранились в исторических документах…
На домрах, гуслях, скрипках «домрачеи», «гусельники», «скрыпотчики», «гудошники» и другие музыканты развлекали народ на всевозможных празднествах и народных гуляньях, аккомпанировали былинам, сказаниям, песням. Домра также поддерживала мелодическую линию в народных песнях.
Но всенародная любовь и популярность сыграли домре плохую службу… В середине XVII в в истории домры наступает драматический момент. Скоморохи в своих выступлениях не стеснялись поднимать социальные проблемы, которые высмеивали в достаточно вольной сатирической форме. Естественно, все это не могло нравиться и власти и церкви:
«Игрища стоят утоптаны, а церкви — пусты».
Представления скоморохов были объявлены «бесовскими игрищами». В 1648 году царь Алексей Михайлович издал знаменитый указ о массовом истреблении ни в чем не повинных инструментов – орудий «бесовских игрищ»:
«А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные сосуды… велел изымать и, изломав те бесовские игры, велел жечь».
Вряд ли еще какой-либо музыкальный инструмент в истории человечества подвергался столь чудовищному истреблению. Домры жгли, ломали, уничтожали. Она была забыта на два с лишним столетия…
«Воскресла» домра только в конце XIX века благодаря талантливому музыканту Василию Васильевичу Андрееву, создателю первого великорусского оркестра, композитора и дирижера, имя которого пользуется большой и заслуженной любовью миллионов ценителей музыки.
В 1896 году в Вятской губернии был случайно найден небольшой струнный инструмент с округлой формой корпуса, который вскоре попал в руки Андрееву. Сравнив инструмент с изображениями на старинных лубочных картинах и гравюрах, и с описанием в старинных документах, Андреев предположил в нем давно разыскиваемую домру. Реабилитированная домра была включена в состав балалаечного ансамбля, а затем — в знаменитый Великорусский оркестр народных инструментов В. Андреева, в качестве основного оркестрового инструмента: группе домр была доверена мелодическая функция. По указаниям В.В. Андреева было создано семейство домр разных размеров — пикколо, малая, альт, бас и контрабас.
До середины ХХ века домра использовалась, в основном, в качестве оркестрового инструмента. В 1945 году Н. Будашкин написал Концерт для домры с оркестром русских народных инструментов g-moll.
Н.Будашкин Концерт для домры. Исп. А.Цыганков
Впервые на высоком профессиональном уровне композитору удалось подчеркнуть богатые технические и выразительные возможности инструмента, блестящую виртуозность и в то же время лиричность, задушевность тембра в неповторимом звучании домрового тремоло. С этого момента домра начинает свою «сольную карьеру» и весьма успешно двигается вперед не только как народный, но и как солирующий академический, а потом и джазовый инструмент.
А. Цыганков «Мар-дяндя». Солистка Вера Махан — домра
Буквально за несколько десятилетий домра прошла огромный путь от музыкального примитива до высочайших явлений камерной инструментальной культуры. Многим «классическим» инструментам для этого потребовался ряд столетий.
Автор: Венская И.С.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НЯГАНЬ
«ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №3»
Творческий проект « Домра на Руси»
Музыкальный час для учащихся 2 классов
Авторы: Миннигалиева Анастасия, ученица 7е класса
Прородченко Анна,ученица 5а класса,
Шафир Даниил,ученик 5б класса Руководитель: Фоменко Е.Г., учитель музыки
Нягань 2020 год.
Оглавление
1 |
Введение |
3 |
2 |
Основная часть |
3-4 |
Теоретическая. История происхождения балалайки и домры, их строение. |
||
Практическая часть. Управление проектом |
5-8 |
|
3 |
Заключение |
8 |
4 |
Список литературы |
|
5 |
Приложение I |
8-10 |
Введение
Актуальность
Народные инструменты являются неотъемлемой частью истории русской культуры. Любой человек должен изучать свою историю, свои корни.
Проблема
В настоящее время люди, узнав, что я играю на домре, исконно русском инструменте, нередко задают вопрос – «А что это?». Другие, услышав «домра», спешат продемонстрировать свою просвещенность и уточняют: «Знаем, это такая балалайка, круглая только». И лишь немногие представляют домру действительно как музыкальный инструмент, обладающий собственным звучанием и неповторимым тембром.
Объект: струнные народные музыкальные инструменты: балалайка, домра
Предмет: организация музыкального часа для учащихся начальной школы «Домра на Руси»
Гипотеза: если в школе проводить для детей музыкальные часы с использованием «живой» музыки, будет ли это являться популяризацией народных музыкальных инструментов.
Цель:
познакомить учащихся начальной школы со струнными народными музыкальными инструментами, продемонстрировать их звучание.
Задачи:
-
узнать о происхождении домры.
-
выяснить историческое значении струнных народных инструментов на Руси.
-
повысить интерес учащихся начальных классов к русским народным струнным инструментам, к традиция нашего народа.
Практическая значимость работы
Данный проект имеет большую практическую значимость:
-главный результат – проведено мероприятие для учащихся 2а и б классов, они познакомились с балалайкой и домрой, услышали их звучание, им очень понравились музыкальные инструменты;
-разработан сценарий, который могут использовать ученики для проведения музыкального часа в следующем году;
-создана презентация о истории происхождения домры;
-мы многое узнали об истории струнных народных музыкальных инструментов и в интересной форме рассказали об этом учащимся;
-мы стали самостоятельнее и ответственнее;
-повысили свою компетентность в поиске и переработке информации в интернете;
-получили возможность реализовать свои творческие способности.
Обзор источников информации
В основном мы пользовались источниками в интернете для поиска информации о струнных народных инструментах, загадки, «минусовка» для песни «Самовар» , разработанных сценариев, музыка к танцевальному флешмобу. Информацию как оформлять афишу, какая должна быть на ней информация.
Теоретическая часть
«Откуда, как и когда появилась домра на Руси?»
Домра – старинный русский струнный щипковый музыкальный инструмент. Судьба его удивительна. Откуда пришла, как и когда появилась домра на Руси, до сих пор остается загадкой. Первые упоминания о домре обнаружены в источниках XVI (16) века. Вероятно, слово «домра» тюркского происхождения (танбур, дунбара, думбра, домбра, домб, домра).
Учёные предполагают, что древним предком нашей русской домры явился египетский инструмент, получивший у греческих историков наименование «пандура», и бывший в употреблении уже за несколько тысячелетий до нашего времени. Инструмент этот под названием «танбур», возможно, проник к нам через Персию, торговавшую с Закавказьем.
История существования домры на Руси.
Основываясь на исторических материалах можно прийти к выводу о популярности домры не только в народной среде, но и в дворцовом быте XVII (17) в. В царствование Михаила Фёдоровича при дворцовой потешной палате рядом с гусельниками и бахарями состояли домрачеи. Неоднократно упоминаются такие имена, как Богдан Путята, Андреюшка Фёдоров др. Главными исполнителями на домрах были скоморохи и были они не только музыкантами, но и актёрами, плясунами, акробатами и балагурами. (Само слово «скоморох» происходит от арабского «maskhora» — смех, насмешка.) В Древней Руси центром поселения скоморохов стал Великий Новгород. Представители этой профессии пользовались в «вольном» городе большой честью.
Скоморохи были главными зачинщиками песен и плясок. Своим весельем и «гудьбой» они не только развлекали народ, но и заставляли подражать себе. Потому, при царствовании Алексея Михайловича прозванного «тишайшим» по инициативе патриарха начались гонения на певцов и скоморохов.
Аскетичные византийцы считали, что русские очень любившие пение и музыку, стали злоупотреблять этим искусством, распевая разного рода «скандалезные песни». Музыка и её орудия признавались «треклятыми изобретениями дьявола», музыкант считался прямым слугою сатаны и назывался «шпынь».
Начиная с 1648 года последовал ряд царских указов, запрещавших инструментальную музыку. В Москве было приказано собрать все инструменты и когда их собрали, то, нагрузив ими 5 возов, свезли за Москву-реку и там сожгли. С тех пор первенствующее значение при дворе приобретают певцы духовных стихов.
Современная жизнь домры.
Но искусство игры на домре не пропало, а активно развивалось и росло.
В 1948 году в Москве открывается первая в России кафедра народных инструментов при Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных. Первым педагогом по домре стал выдающийся композитор Ю. Шишаков, а затем молодые солисты оркестра им. Осипова В. Мироманов и А. Александров – создатель первой школы игры на трехструнной домре.В 1974 году прошел I Всероссийский конкурс исполнителей на народных инструментах, победителями конкурса стали выдающиеся домристы-виртуозы — Александр Цыганков и Тамара Вольская, творческая деятельность которых на десятилетия вперед определила направление развития домрового искусства как в области собственно исполнительства, так и домрового репертуара.
Будущее домры – в XXI веке, вместе с новой музыкой, новыми идеями в искусстве. И кто знает, возможно, скоро она завоюет мировое признание. Ведь на ней уже играют в Америке (там есть Ассоциация любителей игры на русских народных инструментах), в Японии (Токийский оркестр русских народных инструментов, отдельные музыканты-любители).
Я очень хочу, чтобы в XXI веке в России на вопрос: «Знаете ли вы музыкальный инструмент домра?» – утвердительно ответил бы даже ребенок, и уже никто не спутал бы домру с казахской домброй.
Такова сегодня задача всех исполнителей в области народных инструментов.
Практическая часть
Управление проектом
Этапы, задачи, сроки
Таблица 1
№ п.п. |
Этап |
Задачи, виды деятельности |
Сроки |
I |
Организационный |
Определить сроки, наметить план и распределить обязанности |
1 неделя февраля |
II |
Теоретический |
Пользуясь ресурсами интернета, найти интересный материал для сценария, изучить историю происхождения домры, чтобы использовать эту информацию в сценарии; подобрать музыку к танцевальному флешмобу, минусовку к песне «Самовар», музыкальные загадки о балалайке и домре. |
2,3 неделя февраля |
III |
Практический |
Разработать сценарий; подготовить по два музыкальных произведения для балалайки и домры; подготовить презентацию; выучить движения для танцевального флешмоба; провести репетиции; нарисовать афишу мероприятия и сделать объявление для учащихся; провести музыкальный час 12 марта. |
4 неделя февраля 1 неделя марта |
IV |
Реализационный |
Провести музыкальный час |
12.03.2020 |
V |
Аналитический |
Понять, что из намеченного не получилось и почему. |
19.03.2020 |
Участники нашего проекта, ученики разных классов, тем более я сама нахожусь на домашнем обучении. Поэтому мы разделили обязанности по проекту: за организацию отвечает наш педагог, за рекламу и сценарий мероприятия — Анна, Даниил готовит самостоятельно свое выступление на балалайке. Общение у нас происходило в группе Вайбере, она и стала площадкой для обсуждения проблем и быстрого их решения. Сложность нашего проекта была связана еще с тем, что проект творческий, поэтому для его реализации нужны различные творческие способности: артистизм, вокальные и танцевальные данные, интересные идеи для сценария, умение публично выступать, выразительная грамотная речь. Большим подспорьем стало то, что я учусь в музыкальной школе и занимаюсь танцами в «Планете», Даниил занимается в школе искусств по классу балалайки шестой год, поэтому мы использовали наши возможности и способности в осуществлении проекта.
Матрица проекта
Таблица 2
Куратор |
Контролер, консультант (классный руководитель) |
Креативный руководитель (сценарист, режиссер) |
Адвокат |
Художник-оформитель |
Звукорежиссер |
Исполнитель |
|
I этап |
+ |
+ |
+ |
||||
II этап |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||
III этап |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
IV этап |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||
V этап |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
«Риски» и пути их решения
Таблица 3
«Риски» |
Пути решения |
Группа проекта учатся в разных классах, один человек на домашнем обучении |
все обсуждение было вынесено в беседу в «вайбере» и все организационные моменты, противоречивые вопросы разрешали креативный руководитель, адвокат |
Могло подвести здоровье |
Номера в сценарии создавали и репетировали отдельно с каждым участником, следили куратор и креативный руководитель |
По каким-то причинам кто-нибудь из ребят мог не прийти на репетицию |
Ресурсы
Таблица 4
Наименование |
Количество |
Источник финансирования |
Ватман для афиши |
1 лист |
Из дома |
Оборудование и оснащение
Проектор
Колонки
Компьютер
Балалайка
Домра
Аудиозаписи (минусовка) песни «Самовар»
Аудиозаписи музыки для танцевального флешмоба.
Заключение
Участвуя в этом проекте, мы многому научились: работать с информацией, режиссировать, быть сценаристами, ставить цель и достигать ее, увидели друг друга с новой стороны, но самое главное – мы устроили для учащихся начальных классов небольшой концерт «живой» музыки и все были в восторге!
Самое главное, что ученики задавали много вопросов, интересовались инструментами, и гипотеза наша оказалась действительно верна! Если в школе проводить для детей музыкальные часы с использованием «живой» музыки, то это являться популяризацией народной музыкальной культуры.
Приложение
«Сценарий «Домра на Руси»
Ведущая: Здравствуйте, дорогие ребята, мы очень рады вас видеть на нашем мероприятии! Давайте поприветствуем, друг друга аплодисментами, это мы так поздороваемся с вами!
Ребята, давайте на машине времени перенесёмся в далёкие- далёкие времена, в древнюю Русь. Мы сегодня поближе познакомимся с русскими народными струнными инструментами.
СЛАЙДЫ: русские народные струнные инструменты.
Первым струнным инструментом принято считать охотничий лук. Натягивая тетиву, древний охотник заметил, что от щипка, тетива «поёт».
Истина в том, что мы не можем сказать, как именно выглядел первый музыкальный инструмент, но то, что музыка, пусть и в её примитивном виде была частью жизни первобытного человека, это точно!
Время шло, и музыкальные инструменты изменялись, становились всё лучше и совершеннее. И сейчас мы познакомимся с инструментами, на которых учатся играть ученики музыкальной школы.
Ведущая: Всем известна на Руси,
Хоть кого о ней спроси!
У неё лишь три струны,
Но она любовь страны.
Выйдет Ваня за плетень
И сыграет: «трень» да «брень»
ДЕТИ: Балалайка!
Ведущая: Правильно, балалайка!
Давайте знакомится, Шафир Даниил, учится в музыкальной школе и сейчас немного расскажет о себе и познакомит вас с этим замечательным инструментом. А если появятся вопросы к нему, то задавайте!
Даниил исполнит для вас два произведения:
-Ларгетто
-Зимний интермеццо
Ведущая: (игра) А сейчас давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные слова, и если слово обозначает музыкальный инструмент, то вы хлопаете в ладоши, а если слово не обозначает музыкальный инструмент, то вы топаете ногами. Хорошо?
ДЕТИ: Да!
Ведущая: Барабан телевизор
Гитара компьютер
Скрипка телефон
Домра магнитофон
Кларнет велосипед
Флейта карандаши
ДЕТИ: Хлопают в ладоши или топают ногами.
Ведущая: Какие вы молодцы! Знаете музыкальные инструменты!
Ведущая: Играет, а не гитара.
Деревянная, а не скрипка.
Круглая, а не барабан.
Три струны, а не балалайка.
ДЕТИ: Домра!
Ведущая: Молодцы, ребята, правильно, это – домра!
СЛАЙД: Домра
Ведущая: Домра — старинный русский народный инструмент
Ведущая:Играли на нем музыканты-скоморохи. При царском дворе существовала целая «Потешная палата», музыкально-развлекательный коллектив, где скоморохи играли на домрах и гуслях. Домры и исполнители на домрах – скоморохи пользовались большой популярностью в народе.
Домра, как забытая царица,
Что жила когда-то на Руси,
Балалайки старшая сестрица,
Звуком ладным в голубой выси,
Разносила на потеху миру
В скоморошьих озорных руках
Складных песен звонкую сатиру
В старых сказках, баснях и стихах.
Сегодня с домрой вас познакомит Анастасия, давайте ее внимательно послушаем, можете задать вопросы, если появятся!
-Презентация –знакомство с историей инструмента
-исполнение:
Ведущая: Ребята, сегодня вы услышали голоса двух замечательных музыкальных инструментов. Приходите в нашу школу искусств учиться играть на полюбившемся вам инструменте!
А мы, в заключение музыкального часа, предлагаем вместе с Анастасией потанцевать!
Если вам понравилось с нами общаться выбирайте смайлики!!
Старинные русские народные инструменты звучат с особым колоритом. Один из них, возродившийся сравнительно недавно — домра. Её звук, светлый и журчащий словно ручеёк, завораживает и придает очарование народным мелодиям.
Содержание статьи
- 1 Что такое домра
- 2 История возникновения
- 3 Как устроена домра
- 4 Как звучит домра
- 5 Как играют на домре
- 6 Разновидности домр
- 7 Сфера использования
- 8 Интересные факты
Что такое домра
Домра — древний славянский музыкальный инструмент, выполненный из дерева, относится к категории струнных щипковых. Она почти два столетия была несправедливо забыта и возродилась лишь недавно.
История возникновения
Происхождение домры остаётся загадкой. По одной версии инструмент пришел с востока. Он схож по строению и принципу игры с казахской домброй и турецкой багламой, которые ведут свою историю от восточного танбура. В пользу этого предположения говорит и название “домра”, что в переводе с тюркского означает “балалайка”.
Некоторые историки родиной домры считают Европу. Подобные инструменты известны со времен Древней Греции и назывались одинаково — лютней.
Когда появилась первая домра у славян никто точно не знает. Сведения о ней историки взяли из письменных упоминаний в документах Х века.
В 16 веке уже были известны несколько разновидностей инструмента: самая маленькая домра высокого тембра звалась ласково “домришка”, самую большую величали домрой басистой.
В 1648 году был издан государственный указ о преследовании скоморохов за язвительные высказывания в адрес властей. Их музыкальные инструменты изымали и сжигали. Это привело к тому, что в XVII столетии след домры теряется.
Вторую жизнь она обрела неожиданно в конце XIX столетия. В. В. Андреев в Вятской губернии обнаружил интересный экземпляр, по описанию похожий на старинную домру и занялся его реконструкцией. Вместе с мастером Налимовым они в 1896 году фактически создали инструмент снова.
Андреев как раз искал ведущую линию для своего оркестра балалаек. С 1896 по 1890 год Налимов сконструировал ансамблевые разновидности, вошедшие в состав Великорусского Оркестра. Но звучания в узком диапазоне оказалось недостаточно.
В 1908 году мастер Буров придумал и разработал домру со звучанием в скрипичном ключе. Она имела четыре струны, что давало преимущества по тональным возможностям, но уступала по богатству тембра.
В 1945 году специально для домры был написан Инструментальный концерт с оркестром русских народных инструментов, и она начинает использоваться в сольных выступлениях.
Как устроена домра
Строение домры сложностью не отличается. Она состоит:
- из корпуса;
- грифа;
- головки с колковым механизмом;
- порожков;
- струн.
Корпус представляет собой кузов, собранный из 7 березовых частей (клепок). Сверху он прикрыт декой, по бокам опоясан обечайкой.
В средней части деки вырезан голосник и 6 резонаторных отверстий поменьше.
Накладка (панцирь) — жёсткая пластина из дерева или пластика, которая предохраняет деку от ударов. Функция верхнего и нижнего порожков направлять струну. Подставка не даёт ей касаться деки и перенаправляет вибрацию на корпус.
Поверх удлиненного грифа устанавливают накладку с дорожками из металла. Расстояние между двумя дорожками – лад. Отсчитываются лады от верхнего порожка. У грифа есть головка, где расположены колки для крепления и регулировки натяжения струн.
Верхний порожек установлен там, где соединяются головка и шейка грифа и влияет на расстояние между струнами и грифом. На деке находится подставка. Её центр — 12-й лад. Наклейки на её верхней стороне помогают в настройке и выравнивании тона.
Все детали домры изготавливают из хорошо просушенного дерева. Корпус и подставка чаще всего из клена. Дека пихтовая или еловая, наклейка и порожки выполняются из твердых пород древесины или черного дерева. Навесной подлокотник — из клена.
Струны делают из стали, реже применяются синтетические. Диаметр их отличается:
- первая струна сечением 0,3 мм;
- вторая — 0,4;
- третья — 0,56.
Для придания инструменту своеобразного звучания у третьей струны шелковое покрытие. Струны закреплены на кнопках, тянутся через прорезь в подставке и крепятся к колковому механизму.
Как звучит домра
Туго натянутые струны дают звонкий, сильный, но быстро затухающий звук с бархатистым теплым оттенком.
Создание разных видов инструмента расширило область применения. Трепетное задушевное звучание позволяет занять ему роль примы в оркестре.
Басовая домра играет мягко и завораживающе, на низких нотах тяжеловато. Чтобы сильнее приглушить звук, для игры на ней используется кожаный медиатор. Пикколо отличается громким и резковатым голосом и звучит на октаву выше написанных нот. Теноровая, альт и контрабасовая транспонируют на октаву ниже.
Как играют на домре
Исполнитель при игре сидит, положив ногу на ногу, слегка наклонившись вперед, к инструменту. Домра на правой (лежащей сверху) ноге. Звук извлекается при одновременной работе обеих рук. Левая согнута под прямым углом и удерживает гриф, прижимая пальцами струны на нужных ладах. Правая расположена на струнах возле голосника.
Звук извлекают медиатором или пальцами. Основные приёмы игры:
- Стаккато — движение медиатором одностороннее вверх или вниз, с извлечением коротких отрывистых звуков;
- Тремоло — разносторонние движения медиатором, при которых получается длинный протяжный звук;
- Пиццикато (щипок) — игра без медиатора, пальцами в одном направлении, звук короткий затухающий.
Разновидности домр
Инструмент классифицируют по числу струн и звучанию. Основные разновидности: 3х- и 4х-струнные.
Четырехструнные с квинтовым строем распространены как национальный инструмент в Беларуси и на Украине. Диапазон в три октавы от соль малой октавы до ля 4-й.
Трехструнные квартового строя — это традиционный русский инструмент, диапазоном от ми 1-й октавы до ре 4-й. На грифе 3-хструнного инструмента имеется 24 лада.
По звучанию различают несколько видов домр:
- Малая названа так не из-за размера. Это солирующая домра, прима, ведущая в оркестре. Используется в качестве соло в сопровождении баяна, гитары, фортепиано. Настраивается со второй открытой струны. Ей присуща ровная звучность во всех диапазонах кроме пяти самых верхних звуков. Популярна для обучения игре.
- Домра пикколо самая маленькая из всех разновидностей с самым высоким голосом и сильным звуком.
- Меццо-сопрано и теноровая — редкие разновидности.
- Альтовая в среднем регистре даёт выразительный звук напевных мелодий, верхние крайние ноты звучат немного напряженно.
- Басовая и контрабасовая самые большие по размеру. Они заполняют басовую линию в оркестре своим густым, глубоким звуком.
Сфера использования
Звонкий голос инструмента издревле служил аккомпанементом для песен и сказок, былин и преданий. Домра сопровождала празднества, пляски и гуляния, развлекался ею народ на ярмарках.
Воссозданная домра представляет немалую ценность для ансамблевой и оркестровой музыки. В народных ансамблях домра солирует. В оркестре русских народных инструментов насчитывается до 20 домр-прим, 3-6 басовых, более 4 альтовых и 1 пикколо.
Ей доступно воспроизведение композиций разного уровня сложности. Современные исполнители играют на домре переложенные сочинения классиков, стили кантри, рок-н-ролл, авангард.
Современная домра ещё молода и отличается большими техническими возможностями.
Интересные факты
Несколько наиболее примечательных фактов об инструменте:
- Первые домры изготавливали из тыквы. Её разрезали, вычищали и высушивали на солнце. Струны для инструмента делали из жил животных.
- Патриарх Никон в 1654 году приказал собрать у народа скоморошичьи “бесовские” инструменты. По историческим данным пять телег гуслей, домр и гудков сожгли на берегу Москвы-реки.
- 4-хструнная домра имеет скрипичный строй. Это позволяет исполнять на ней репертуар для скрипки и мандолины.
- “Домровый Паганини” — так называют домриста А. А. Цыганкова, виртуозно владеющего техникой игры. Народные песни в его обработке зазвучали по-новому и приобрели неповторимый колорит.
- Домра является прообразом русской балалайки. Инструменты относятся к одному виду, похожи по устройству и приемам игры.
- В древности на Руси музыкантов, играющих на домре, называли домрачеями. Современные исполнители — домристы.
«С песнею ветра задумал Пастух сделать первую домру. Долго трудился мастер. И вот домра запела. Домра запела, запел и певец. Реки и горы запели. Птицы и звери запели. Небо запело ».
Так говорит сказка о том великом событии. А событие действительно было великое. Древнеегипетский инструмент «танбур» проник в Россию через Персию, в купеческих караванах проехал всё Закавказье. Кстати, и сейчас в тех далёких странах, расположенных на пути купеческих караванов существуют инструменты, похожие на домру, как родные и двоюродные братья.
У грузин – чунгури и пандури, у южных славян — танбура, у киргизов и татар – думра, у калмыков – домр, у остяков – домбра. Вот, оказывается, какая большая родня у скромницы- домры.
А уж голос какой у домры — звонкий, схожий с пеньем бегущего весеннего ручья. А всего–то округлый корпус, узкая длинная шейка, вдоль которой натянуты струны. Играют на домре не бряцанием всей руки, как на балалайке, не защипывают струны, как на гитаре, а маленькой пластиночкой – плектром — пробуждают каждый звук. Народные музыканты мастерили эти плектры из рыбьей косточки или пёрышка. Мастер — игрец на домре звался домрач, домрачей. Самые умелые домрачи освоили волшебный приём, от которого звук домры становится похож на шелест листвы, тронутой ветром. И зовётся тот приём – тремоло.
Домра на Руси попала в самую гущу народной жизни. Особенно пришлась она по душе вездесущим скоморохам – лёгкая, маленькая и очень звонкая. «Рад скомрах о своих домрах» — гласит старая пословица. 500 лет назад домра звучала всюду: на рыночных площадях, в крестьянской избе и в царских палатах. И грусть, и веселье делили люди с маленькой певуньей.
Но наступили для домры и тяжёлые времена. По приказу царскому были собраны все скоморошьи инструменты. И потянулись подводы с ними к берегу Москва-реки. И запылал там многодневный костёр.
Почти на двести лет умолкла народная любимица. И лишь в конце 19 века на Севере России, в заброшенной деревне на пыльном чердаке избы случайно был найден инструмент с округлой формой корпуса. Никто из местных жителей уже не помнил ни названия, ни назначения «чудного» сокровища. И происхождение инструмента было никому неведомо. К счастью, он попал в руки Василия Андреева. «Я думаю восстановить все инструменты, на которых играл народ государства московского…, к моим балалайкам присоединяю я домры…» Как раз в ту пору музыкант собирал и изучал старинные русские инструменты, мечтая создать из них оркестр. Именно по этому вятскому образцу и была воссоздана полузабытая русская домра. Она и стала ведущим инструментом оркестра русских народных инструментов и заняла достойное место рядом с балалайкой. Семейство домр стало разрастаться. К малой и средней домре присоединились «басистая» домра и крошечная домра-пикколо, или, как её ласково называли, «домришко». Последние два названия пришли к нам из скоморошьего прошлого русской домры.
Вот такая интересная судьба у маленького скромного музыкального инструмента.
Колеватых Светлана Ивановна, преподаватель ДШИ им. М.А. Балакирева г. Тольятти
Назад