Дополните кластер по теме сказка литературная народная

logo

    • Предмет:

      Русский язык

    • Автор:

      josuehoward379

    • Создано:

      3 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    59 секунд назад

    Приведите пример предположения

  • geometriya
    Геометрия

    1 минута назад

    В прямоугольном треугольнике сумма косинусов его углов меньше суммы синусов его углов.
    да или нет?

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    1 минута назад

    Записки охотника литература

  • matematika
    Математика

    2 минуты назад

    Вас ебали 7 негров

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    5 минут назад

    РУССКИЙ ЯЗЫК ПОМОГИТЕ

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • matematika
    Математика

    2 минуты назад

    Вас ебали 7 негров

  • matematika
    Математика

    13 минут назад

    Боты идите учите окр

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20448

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    zlatikaziatik

    2275

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Урок
литературы

Тема:
Народная и литературная сказка.

И.С.Красота,
учитель русского языка и литературы

Класс: 5А

Цели:

  • Организовать
    учащихся на исследовательскую работу по сопоставлению народной сказки с
    литературной сказкой.
  • Показать им
    (через сопоставление народных сказок и сказки А.С.Пушкина «Сказка о
    мёртвой царевне и о семи богатырях»), что «пушкинская сказка – прямая
    наследница сказки народной».
  • В ходе работы
    подвести их к выводу, что А.С. Пушкин, развивая в сказке традиции устного
    народного творчества, создаёт самобытное произведение, утверждающее
    общечеловеческие ценности.

Оборудование: компьютер,
медиапроектор

Форма: коллективная,
парная, индивидуальная.

Опережающее задание: учащиеся
повторяют  изученные ранее понятия «сказка», «композиция сказки», «роды и жанры
литературы». Индивидуально: объяснить новые слова  (гипотеза, лубок, лубочное
повествование).

Ход
урока

1.     Организационный
момент.
Запись темы урока.

2.    
Постановка проблемы.

Учитель:
В литературе существует множество аналогов народным сказкам. Вот
некоторые из них:

1.    
«Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды» —
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе
Гвидоне Салтановиче и о Прекрасной царевне Лебеди» А.С.Пушкина или
«Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея
бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери» В.Жуковского;

2.    
«Иван-царевич и серый волк» — «Сказка о
Иване-царевиче и Сером Волке» В.Жуковского;

3.    
«Сивка-бурка» — «Конек-горбунок» П.Ершова;

4.    
«Морозко» — «Мороз Иванович» В.Одоевского;

5.    
«Финист-ясный сокол», «Заклятый царевич» —
«Аленький цветочек» С.Аксакова;

— Как вы думаете, почему писатели обратились к жанру литературной
сказки?

(предположения учащихся)

3.     Определение
последовательности действий.

Сегодня
я предлагаю вам провести исследование, то есть научную работу, по данной
проблеме. Прежде всего, давайте определимся с целью нашего урока.  Как
мы будем действовать в рамках темы «Народная и литературная сказка»? (сравнить)

В
любом исследовании есть гипотеза. Что это такое?

(выступление
учащегося)

За
гипотезу возьмем слова детского писателя Самуила Яковлевича Маршака.

«Пушкинская сказка –
прямая наследница сказки народной». Нам нужно доказать: либо это высказывание
верно, либо доказать, что оно не верно.

Какие
формы работы с материалом вы знаете? (кластер, графическая разметка
текста, таблица З-Х-У, таблица, двухчастный дневник) Какая форма работы более
всего приемлема при сравнении? (таблица)

4.
Исследовательская работа (сопоставительный анализ)

Учитель:
Из скольких граф будет состоять таблица? (из трёх) Почему? Как бы
вы назвали части таблицы? (признаки, народная сказка, литературная сказка)

— На каком материале мы
будем работать?  (русские народные волшебные сказки и
сказка
А.С.Пушкина  «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

(работа
с макетом таблицы на доске, заполнение графы «Признаки»; принимаются все
варианты, ранжируются по общему и отличному)

признаки

Народная сказка

Литературная сказка

сюжет

традиционные

Пространство и время

Сказочные формулы
(магические цифры, постоянные эпитеты и т.д.)

5. Работа
(в парах) с информационными источниками.

— Мы
использовали наши знания по сказке народной. Решена ли проблема? (Нет, нужно
использовать дополнительную информацию).

(работа
с текстом статьи «Фольклорные традиции в литературной сказке», заполнение таблицы
по отличиям народной и литературной сказки)

признаки

Народная сказка

Литературная сказка

Сюжет, композиция

традиционные

Пространство и время

Сказочные формулы
(магические цифры, постоянные эпитеты и т.д.)

создатель

народ

конкретный автор

Изобразительные
детали

нет

описание места, события,
внешнего облика

Психологизм

нет

Описание чувств

Герои

традиционные

Обладают характером;
есть новые герои

Авторская позиция

нет

Выражено авторское
понимание жизни

6.     Подведение
итогов.

Учитель. Мы
провели исследовательскую работу, сравнили две сказки. В начале урока нами было
выдвинуто предположение, что сказка Пушкина – прямая наследница сказки
народной.

– Согласны вы с этой
гипотезой?

– Как вы думаете,
ребята, сказка Пушкина – это пересказ народной сказки или авторская
сказка? (Создает свою неповторимую, литературную сказку.)

 — Прочитайте
определение литературной сказки, данное исследователем Л. Ю. Брауде: «Литературная
сказка — авторское художественное прозаическое или поэтическое произведение,
основанное либо на фольклорных источниках, либо придуманное самим писателем, но
в любом случае подчиненное его воле; произведение, преимущественно фантастическое,
рисующее чудесные приключения вымышленных или традиционных сказочных героев и в
некоторых случаях ориентированное на детей; произведение, в котором  волшебство,
чудо играет сюжетообразующую роль, помогает охарактеризовать персонажей».

— Насколько плодотворна
оказалась наша работа? Какие признаки литературной сказки мы определили?

— Какие черты
литературной сказки не исследовали? (форма — поэтическая) Это задача следующего
урока.

7.
Контроль:
Прочитайте отрывки из сказок, определите, литературная она или
народная.

8.
Домашнее задание:
на основе таблицы создать и записать в
тетради своё определение литературной сказки.

Народная волшебная сказка

Литературная сказка

различие

сходство

различие

Нет автора

Сказочные герои, вредители, помощники, волшебные предметы

Есть автор

Не записывалась, передавалась из уст в уста

Сказочные эпитеты, троекратные повторы, волшебные числа

текст, зафиксированный в письменной форме

Общее представление о герое, о его внешности

Зачин, основная часть, концовка

Детально описываются герои, их поступки

Чувства и переживания героя нам неизвестны

Добро побеждает зло

Герои имеет свой внутренний мир, испытывает чувства

Нет авторской позиции, есть общенародные идеалы

Волшебная сила, превращения

Есть четко выраженная авторская позиция, отношение к герою

Нет времени

 Нарушение запрета

Отпечаток времени, когда автор писал сказку

Поиск похищенного

В народный сюжет автор добавляет что-то своё, оригинальное, необычное

Карточка № 1

Сходство и различие литературной сказки и сказки народной

Алгоритм работы

1.Возьмите карточку с таблицей. Рассмотрите ее.

2.Достаньте из конверта маленькие карточки и клей. Положите рядом  с таблицей.

3.Подумайте и распределите карточки в таблице. Графа со смайликом должна быть пустой.

4.Приклейте  карточки.

5.На всю  работу вам отводится  10  минут.

6.Когда все карточки распределены, посоветуйтесь с соседней командой. Есть ли у вас общее, различие в распределении.

7.Проверка результатов по образцу. Там, где не совпадает, поставьте звездочку.

Карточка № 3

1.Продолжите предложение.

Сегодня на уроке я узнал(а)_________________

Мне понравилось______________________

Мне не понравилось__________________

2.Оцени свою работу в группе. Напротив  своей фамилии поставить крестик в нужной графе, соответственно цвету.

Желтый – отлично поработал(а)

Зеленый – хорошо поработал(а)

Красный – недостаточно хорошо поработал(а)

Фамилии

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Назовите сказку

Назовите сказку

Давным-давно жила-была красавица королева. Однажды она шила у окна, нечаянно уколола иголкой палец, и капелька крови упала на лежавший на подоконнике снег.

Таким прекрасным показался ей алый цвет крови на белоснежном покрове, что королева вздохнула и сказала:

— Ах, как бы мне хотелось иметь ребёночка с белым, как снег, личиком, с алыми, как кровь, губками и локонами чёрными, как смоль.

И вскоре она родила девочку: белокожую, с алыми, как кровь, губками и волосами чёрными, как смоль. Королева назвала её Белоснежкой.

К несчастью, вскоре королева умерла, оставив малышку.

Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Ждет-пождет с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда* очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи;
Не видать милого друга!
Только видит: вьется вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белешенька земля.
Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит.
Вот в сочельник
* в самый, в ночь
Бог дает царице дочь.
Рано утром гость желанный,
День и ночь так долгожданный,
Издалеча наконец
Воротился царь-отец.
На него она взглянула,
Тяжелешенько вздохнула,
Восхищенья не снесла,
И к обедне умерла.

*инда очи – даже очи…

*сочельник — канун церковного праздника Рождества

Карточка № 2

Назовите сказку

Назовите сказку

Спустя некоторое время король опять женился. Новая королева была корыстной* и тщеславной* и совсем не занималась Белоснежкой.

Она много времени проводила перед волшебным зеркальцем, каждый день спрашивая:

— Ты мне зеркальце ответь, кто на свете всех милее, всех прекрасней и белее?

И зеркальце неизменно отвечало:

— Ты, моя королева, прекрасней всех на свете.

Ответ радовал королеву, но ненадолго. На следующий день она задавала тот же вопрос. Больше всего на свете её пугало, что зеркальце найдет кого-нибудь прекраснее, чем она.

*Корысть — страсть к приобретению, к поживе; жадность к деньгам, к богатству.

*Тщеславие —  стремление хорошо выглядеть в глазах окружающих, потребность в подтверждении своего превосходства, иногда сопровождается желанием слышать от других людей лесть. Близкими понятиями являются гордыня, спесь.

Долго царь был неутешен,
Но как быть? и он был грешен;
Год прошел как сон пустой,
Царь женился на другой.
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила:
«Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ:
«Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее».
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.

Назовите сказку

Назовите сказку

Однажды прекрасный королевич проезжал верхом у горы и увидел в стеклянном гробу Белоснежку.

Она была так прелестна, что королевич с первого взгляда в неё влюбился.

— Разрешите мне увезти её с собой во дворец. Я обещаю оберегать её покой. Не могу я жить без неё, — умолял он гномиков.

Гномики растрогались сердечной просьбой королевича и согласились.

Только подняли королевские слуги хрустальный гроб, как выпал изо рта Белоснежки кусочек отравленного яблока и она проснулась. Увидела Белоснежка королевича и тут же в него влюбилась. Вскоре Белоснежка и королевич поженились и жили-поживали да добра наживали.

И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!
Тужит бедный царь по ней.
Королевич Елисей,
Помолясь усердно богу,
Отправляется в дорогу
За красавицей душой,
За невестой молодой…

За невестою своей
Королевич Елисей
Между тем по свету скачет.
Нет как нет! Он горько плачет,
И кого ни спросит он,
Всем вопрос его мудрен;
Кто в глаза ему смеется,
Кто скорее отвернется;…
  Ветер дале побежал.
Королевич зарыдал
И пошел к пустому месту,
На прекрасную невесту
Посмотреть еще хоть раз.
Вот идет; и поднялась
Перед ним гора крутая;
Вкруг нее страна пустая;
Под горою темный вход.
Он туда скорей идет.
Перед ним, во мгле печальной,
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном.
И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила. Глядит вокруг
Изумленными глазами,
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
«Как же долго я спала!»
И встает она из гроба…
Ах!.. и зарыдали оба.
В руки он ее берет
И на свет из тьмы несет,
И, беседуя приятно,
В путь пускаются обратно,
И трубит уже молва:
Дочка царская жива!….

Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала.
Тут ее тоска взяла,
И царица умерла.
Лишь ее похоронили,
Свадьбу тотчас учинили,
И с невестою своей
Обвенчался Елисей;
И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.

Карточка № 3

1.Продолжите предложение.

Сегодня на уроке я узнал(а)_________________________________________________________________

Мне понравилось__________________________________________________________________________

Мне не понравилось________________________________________________________________________

2.Оцени свою работу в группе. Напротив  своей фамилии поставить крестик в нужной графе, соответственно цвету.

Желтый – отлично поработал(а)

Зеленый – хорошо поработал(а)

Красный – недостаточно хорошо поработал(а)

Фамилии

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Карточка № 3

1.Продолжите предложение.

Сегодня на уроке я узнал(а)_________________________________________________________________

Мне понравилось__________________________________________________________________________

Мне не понравилось________________________________________________________________________

2.Оцени свою работу в группе. Напротив  своей фамилии поставить крестик в нужной графе, соответственно цвету.

Желтый – отлично поработал(а)

Зеленый – хорошо поработал(а)

Красный – недостаточно хорошо поработал(а)

Фамилии

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Карточка № 3

1.Продолжите предложение.

Сегодня на уроке я узнал(а)_________________________________________________________________

Мне понравилось__________________________________________________________________________

Мне не понравилось________________________________________________________________________

2.Оцени свою работу в группе. Напротив  своей фамилии поставить крестик в нужной графе, соответственно цвету.

Желтый – отлично поработал(а)

Зеленый – хорошо поработал(а)

Красный – недостаточно хорошо поработал(а)

Фамилии

1.

2.

3.

4.

5.

6. 

7.

Карточка № 3

1.Продолжите предложение.

Сегодня на уроке я узнал(а)_________________________________________________________________

Мне понравилось__________________________________________________________________________

Мне не понравилось________________________________________________________________________

2.Оцени свою работу в группе. Напротив  своей фамилии поставить крестик в нужной графе, соответственно цвету.

Желтый – отлично поработал(а)

Зеленый – хорошо поработал(а)

Красный – недостаточно хорошо поработал(а)

Фамилии

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Карточка № 2. Сходство и различие литературной сказки и сказки народной

Народная волшебная сказка

Литературная сказка

различие

сходство

различие

Алгоритм работы

1.Возьмите карточку с таблицей. Рассмотрите ее.

2.Достаньте из конверта маленькие карточки и клей. Положите рядом  с таблицей.

3.Подумайте и распределите карточки в таблице. Графа со смайликом должна быть пустой.

4.Приклейте  карточки.

5.На всю  работу вам отводится  10  минут.

6.Когда все карточки распределены, посоветуйтесь с соседней командой. Есть ли у вас общее, различие в распределении.

7.Проверка результатов по образцу. Там, где не совпадает, поставьте звездочку.

Сходство

и различие литературной сказки и сказки народной

Угадай  произведение  по иллюстрации

Угадай произведение по иллюстрации

Сказки Литературные Народные «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (А.С.Пушкин) «Дюймовочка» (Г.Х.Андерсен) «Золушка» (Ш.Перро) «Белоснежка и семь гномов» (братья Гримм) «Царевна-лягушка» «Морозко» «Гуси – лебеди» «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»

Сказки

Литературные

Народные

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (А.С.Пушкин)

«Дюймовочка» (Г.Х.Андерсен)

«Золушка» (Ш.Перро)

«Белоснежка и семь гномов» (братья Гримм)

«Царевна-лягушка»

«Морозко»

«Гуси – лебеди»

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»

А.С. Пушкин А. Родионовна русская народная  сказка  «Волшебное Зеркальце» авторская сказка  «Сказка о мертвой Царевне и о семи богатырях»

А.С. Пушкин

А. Родионовна

русская народная

сказка

«Волшебное

Зеркальце»

авторская сказка

«Сказка о мертвой

Царевне и о семи

богатырях»

русская народная  сказка  «Волшебное Зеркальце» А.С.Пушкин «Сказка о мертвой Царевне и о семи богатырях» Одинаковое Разное 1. Сюжет 1.Зачин,концовка 2.Обращение к зеркальцу 3. Наличие героев. 4. Попытка избавиться от падчерицы. 5. Смерть мачехи.

русская народная

сказка

«Волшебное

Зеркальце»

А.С.Пушкин

«Сказка о мертвой

Царевне и о семи

богатырях»

Одинаковое

Разное

1. Сюжет

1.Зачин,концовка

2.Обращение к зеркальцу

3. Наличие героев.

4. Попытка избавиться от падчерицы.

5. Смерть мачехи.

Является ли авторская сказка самостоятельным произведением или это обработанный повтор народной сказки?

Является ли авторская сказка самостоятельным произведением или это обработанный повтор народной сказки?

 Авторские сказки – это самостоятельные произведения, так как они написаны с более сложным сюжетом, в другой форме, добавлено много персонажей, у героев сказок свои характеры, изменены имена, зачины и концовки.  Содержание сказок подчинено более глубокой идее: «Со злом нельзя бороться злом. Только добро может победить зло, причем, оставаясь добром».

Авторские сказки – это самостоятельные произведения, так как они написаны с более сложным сюжетом, в другой форме, добавлено много персонажей, у героев сказок свои характеры, изменены имена, зачины и концовки.

Содержание сказок подчинено более глубокой идее: «Со злом нельзя бороться злом. Только добро может победить зло, причем, оставаясь добром».

А.С. Пушкин Братья Гримм авторская сказка  «Белоснежка и семь гномов» авторская сказка  «Сказка о мертвой Царевне и о семи богатырях»

А.С. Пушкин

Братья Гримм

авторская сказка

«Белоснежка

и семь гномов»

авторская сказка

«Сказка о мертвой

Царевне и о семи

богатырях»

«Белоснежка и семь гномов» «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Общее в сказках Правдивое зеркальце Ведьма (мачеха) Ядовитое яблоко Стеклянный гроб Оживляет королевич Хижина на опушке леса Семь – магическое число Сходный сюжет Белоснежка родилась зимой Немецкие традиции  Правдивое зеркальце Ведьма (мачеха)  Ядовитое яблоко Стеклянный гроб Оживляет королевич Терем на опушке леса Семь – магическое число Сходный сюжет  Царевна родилась зимой Русские традиции А.С.Пушкин «Сказка о мертвой Царевне и о семи богатырях» Братья Гримм  «Белоснежка и семь гномов»

«Белоснежка и семь гномов»

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Общее в сказках

  • Правдивое зеркальце
  • Ведьма (мачеха)
  • Ядовитое яблоко
  • Стеклянный гроб
  • Оживляет королевич
  • Хижина на опушке леса
  • Семь – магическое число
  • Сходный сюжет
  • Белоснежка родилась зимой
  • Немецкие традиции
  • Правдивое зеркальце
  • Ведьма (мачеха)
  • Ядовитое яблоко
  • Стеклянный гроб
  • Оживляет королевич
  • Терем на опушке леса
  • Семь – магическое число
  • Сходный сюжет
  • Царевна родилась зимой
  • Русские традиции

А.С.Пушкин

«Сказка о мертвой

Царевне и о семи

богатырях»

Братья Гримм

«Белоснежка

и семь гномов»

« Бродячие» сюжеты– это такие сюжеты, которые перемещаются из одного произведения в другое.

« Бродячие» сюжеты– это такие сюжеты, которые перемещаются из одного произведения в другое.

«Белоснежка и семь гномов» «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Различное в сказках Нет жениха. Он появляется в конце Опекуны-гномы На убийство мачеха посылает псаря Обращение к зеркалу: «Зеркальце, зеркальце на стене, Кто всех красивей во всей стране?»  Нет охраняющей собаки Три попытки убийства героини Расположение гроба на горе Героиня оживает от того, что кусочек яблока удаляется Смерть мачехи от раскалённых туфель Есть жених, королевич Елисей Опекуны-богатыри На убийство мачеха посылает Чернавку Обращение к зеркалу: «Свет мой, зеркальце, скажи Да всю правду доложи, Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?» Есть охраняющая собака  Одна попытка убийства героини Расположение гроба под горой  Героиня оживает от того, что гроб разбился Смерть мачехи от тоски А.С.Пушкин «Сказка о мертвой Царевне и о семи богатырях» Братья Гримм  «Белоснежка и семь гномов»

«Белоснежка и семь гномов»

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Различное в сказках

  • Нет жениха. Он появляется в конце
  • Опекуны-гномы
  • На убийство мачеха посылает псаря
  • Обращение к зеркалу: «Зеркальце, зеркальце на стене, Кто всех красивей во всей стране?»
  • Нет охраняющей собаки
  • Три попытки убийства героини
  • Расположение гроба на горе
  • Героиня оживает от того, что кусочек яблока удаляется
  • Смерть мачехи от раскалённых туфель
  • Есть жених, королевич Елисей
  • Опекуны-богатыри
  • На убийство мачеха посылает Чернавку
  • Обращение к зеркалу: «Свет мой, зеркальце, скажи Да всю правду доложи, Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?»
  • Есть охраняющая собака
  • Одна попытка убийства героини
  • Расположение гроба под горой
  • Героиня оживает от того, что гроб разбился
  • Смерть мачехи от тоски

А.С.Пушкин

«Сказка о мертвой

Царевне и о семи

богатырях»

Братья Гримм

«Белоснежка

и семь гномов»

Рефлексия Прием «Составление (сочинение) загадок» Объект – сказка. Алгоритм составления загадок Нужно выбрать объект. Составить таблицу         3.Сформулировать загадку по схеме «…, а не …» . Какая? Что такое же?

Рефлексия

Прием «Составление (сочинение) загадок»

Объект – сказка.

Алгоритм составления загадок

  • Нужно выбрать объект.
  • Составить таблицу

3.Сформулировать загадку по схеме «…, а не …» .

Какая?

Что такое же?

Задание на самоподготовку(на выбор):   1)Проектное задание для группы(по желанию воспитанников): написать сказку с «бродячим» сюжетом. 2)  Прочитать сказки корейские, японские, китайские (Азиатско-тихоокенского региона) и найти в них соответствие «бродячих» сюжетов 3) Составить 5 вопросов, которые начинаются словами: «Дайте два объяснения, почему…….» 4)Выучить наизусть отрывок из сказки А.С.Пушкина или братьев Гримм .

Задание на самоподготовку(на выбор):

1)Проектное задание для группы(по желанию воспитанников): написать сказку с «бродячим» сюжетом.

2) Прочитать сказки корейские, японские, китайские (Азиатско-тихоокенского региона) и найти в них соответствие «бродячих» сюжетов

3) Составить 5 вопросов, которые начинаются словами: «Дайте два объяснения, почему…….»

4)Выучить наизусть отрывок из сказки А.С.Пушкина или братьев Гримм .

Виды сказок


Виды сказок

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 418.

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 418.

Сказка – один из жанров фольклора, письменное или устное народное творчество, с помощью которого показывается вымышленный мир и вымышленные персонажи. В данной статье дается ответ на вопрос, какие бывают виды сказок, и каковы их особенности?

Виды сказок

Сказка чаще всего представляет собой эпическое, прозаическое произведение, где главными героями могут быть не только люди, но и животные, предметы, стихии. Сказка пытается с помощью созданных образов донести до читателя определенную идею. Любая сказка состоит из зачина, середины и концовки. Признаком сказки является то, что в ней всегда имеется мораль, с помощью которой высмеиваются пороки общества или конкретного человека.

Все сказки можно разделить на следующие виды:

  • сказки о животных. В таких сказках главными героями являются дикие или домашние животные, при этом они наделены определенными человеческими качествами. Например, лису обычно наделяют хитростью, проворностью, зайца – трусостью, медведя – мудростью, неторопливостью. Эти сказки очень распространены, например, у Л. Толстого. Присутствие человека в таких сказках тоже имеет место быть, но это не обязательное условие.
  • волшебные сказки. Волшебные сказки могут быть приключенческими, героическими, волшебными. Они описывают фантастический мир, в котором в отличие от реального действуют совершенно другие законы. стоит заметить, что сказки никогда не претендуют на реалистичность и не стараются выглядеть правдивыми.
  • бытовые сказки. Характеристикой бытовой сказки служит то, что такой вид сказок описывает обыденную жизнь. Конфликт здесь заключается противостоянии противоположных качеств: доброта, честность, верность, порядочность противопоставляются лжи, лицемерию, жадности, вранью.

Также сказки можно разделить на 2 типа: народные и авторские. Автором народных сказок являются народы, поколения людей, которые в сказках выразили волнующие их поколение вопросы.

Примерами народных сказок могут служить «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок» и т.д.

Колобок

Рис. 1. Колобок.

У авторских сказок имеется автор.

Популярными авторами сказок являются Ш. Перро, Ф. Гауф, братья Гримм

Заключение

Что мы узнали?

Данная статья поможет школьникам узнать определение слова «сказка», выучить основные виды и типы этого фольклорного жанра. Также здесь перечисляются самые известные авторы этого жанра.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Екатерина Ромах

    5/5

  • Неструева Лиза

    5/5

  • Денис Крец

    5/5

  • Злата Жогина

    5/5

Оценка статьи

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 418.


А какая ваша оценка?

Литературное чтение, 3 класс

Урок 32. Обобщающий урок по теме «Литературные сказки»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

жанровые особенности литературной сказки; сравнение авторской сказки «Мороз Иванович» и русской народной сказки «Морозко»; составление викторины по сказкам.

Глоссарий по теме

Литературные сказки — сказки, созданные писателями, которые используют народные сказочные сюжеты, мотивы или создают собственные сюжеты с вымышленными героями.

Сюжет — это последовательность событий в художественном тексте.

Ключевые слова

художественное произведение, искусство слова, автор, сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. Ч.1, С. 209-213.
  2. Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 50.
  3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.

На уроке мы узнаем жанровые особенности литературной сказки;

Научимся сравнивать народные и литературные сказки;

Сможем составить литературную викторину по сказкам

Все любят сказки, все слушали их детстве. Волшебный мир будит воображение, учит отличать добро от зла, дарит неповторимые впечатления. Кто-то оставляет сказку в детстве, а с кем-то она остается надолго. Такие люди становятся писателями и создают свои добрые и поучительные сказки. Для кого бы ни были написаны эти сказки, они всегда рождаются из любви. Любви к детям, к слову, к жизни.

Литературная сказка на первый взгляд очень похожа на народную волшебную сказку. В ней тоже есть волшебство, герои сталкиваются с препятствиями. Но есть и отличительные черты.

Герои сказок

Знаете ли вы героев народных сказок: Баба Яга, царь, Василиса Премудрая, Иван-царевич, Кощей. Герои литературных сказок могут быть похожи на героев народных сказок: красна девица, конек-горбунок. А есть герои, созданные писателями, ни на кого не похожие: Федора из сказки К. Чуковского, Страшила и Железный Дровосек, Мойдодыр и многие другие.

Как и в народной, в авторской сказке героями могут быть животные. Животные в авторской сказке не просто разговаривают, но и обладают характером.

Вспомните «Сказку про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Мы можем сказать о герое, что он хвастливый, трусливый. Но он сумел преодолеть свой страх. Также и другие герои авторских сказок наделены чувствами, мыслями, проявляют черты характера.

Авторская сказка, как и народная, часто называется именем главного героя. Например, «Лягушка-путешественница», «Старик Хоттабыч», «Гарри Поттер», «Русалочка». У героев авторских сказок бывают «говорящие» имена: Храбрый Заяц, Ленивица и Рукодельница.

Сюжет

В сюжете волшебной народной сказки всегда есть обязательные части:

зачин; троекратные повторы; концовка.

В литературной сказке события могут развиваться как угодно, с героями могут происходить невероятные события, предсказать их невозможно. Иногда авторская сказка может начинаться так же, как народная. Или начинаться совсем обычно, чего невозможно в народной сказке. Например, сказка о зайце начинается словами «Родился зайчик в лесу и всё боялся».

Волшебство

В народной сказки положительный герой побеждает злого с помощью волшебных предметов, волшебных превращений, ему помогают волшебные помощники.

В авторской сказке волшебных предметов может и не быть, герои справляются со злом благодаря качествам характера, помощи друзей, собственной выдумке и знаниям.

Время и место

События народной сказки начинаются в некотором царстве, затем герой отправляется за тридевять морей, в тридесятое царство.

События литературной сказки могут происходить в современности. Иногда чтобы начались настоящие чудеса, герою приходится попасть в другой, волшебный мир: провалиться в глубокую нору, перенестись за моря и горы. Вспомни, как еще герои литературных сказок оказываются в волшебном месте.

Средства выразительности

В народной волшебной сказке мы не найдём описаний природы или переживаний героев. Чтобы сказать о каких-то качествах, сказители используют устойчивые выражения: красна девица, добрый молодец, сине море, темный лес, чисто поле и др.

Писатель в сказке часто при помощи описания внешности героя, чувств передает его характер.

Поучительность есть и в народной, и в авторской сказке. Вдумавшись, легко можем ответить на вопрос, чему учит сказка, какие качества характера называет положительными, а какие порицает.

Сказка «Лягушка-путешественница» учит не унывать в любой ситуации, стремиться познавать мир, но в то же время не быть хвастливым. В «Сказке Храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост» герой смог преодолеть свой страх. Пусть автор немного и посмеивается над ним, но говорит в финале: «С этого дня храбрый Заяц начал верить, что он действительно никого не боится». В сказке «Мороз Иванович» автор выражает отношение к своим героям с помощью пословиц «Нам даром, без труда ничего не даётся, — недаром исстари пословица ведётся» и «Какова твоя работа, такова будет тебе и награда». В литературный сказке автор выражает свое отношение к героям, событиям, подводит к поучительному выводу.

Сказки «Морозко» и «Мороз Иванович»

Сравним народную сказку «Морозко» и сказку «Мороз Иванович» В. Ф. Одоевского. Для этого ответим на вопросы, чем похожи сказки и чем отличаются, а затем сделаем вывод.

Чем похожи волшебные сказки «Морозко» и «Мороз Иванович»?

  • В обеих сказках есть волшебные персонажи: Морозко и Мороз Иванович. Они испытывают героинь.
  • Героини обеих сказок противоположны по характеру. Падчерица и Рукодельница добрые, трудолюбивые, не ждут награды. Ленивица же и родная дочка бездельницы, грубые и неблагодарные.
  • В конце сказки одна из героинь наказывается, а другая награждается.

Чем различаются эти сказки?

  • Главное отличие сказки Владимира Фёдоровича Одоевского от народной в том, что героини описаны более подробно. Автор раскрывает характеры с помощью речи, поступков девочек, их отношения к труду и к другим персонажам.
  • Изменил Владимир Фёдорович Одоевский и концовку сказки. В народной родная дочка замерзает в лесу, старик привозит домой только косточки. В сказке «Мороз Иванович» Ленивица тоже наказана, награду она получила, да вот что толку-то от неё.

Можно сделать вывод, что Владимир Фёдорович Одоевский использовал элементы народных сказок, но все же придумал свою, авторскую сказку.

Разбор типового тренировочного задания

1. Переставьте буквы так, чтобы получилось название сказки:

1. МЫРДОЙДО

2. ИСГУ-ДИЕЛБЕ

3. ИВКАС-КАРУБ

Ответ

МОЙДОДЫР

ГУСИ-ЛЕБЕДИ

СИВКА-БУРКА

Разбор типового контрольного задания

1 вариант

Из каких сказок отрывки? Соедините название сказок и тексты.

— Никого я не боюсь! — крикнул он на весь лес. — Вот не боюсь нисколько, и всё тут!

«Сказка про Храброго зайца —длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Рукодельница принялась взбивать снег, чтобы старику было мягче спать, а между тем у ней, бедной, руки окостенели и пальчики побелели, как у бедных людей, что зимой в проруби бельё полощут: и холодно, и ветер в лицо, и бельё замерзает, колом стоит, а делать нечего — работают бедные люди.

«Лягушка-путешественница»

— Смотрите, смотрите! — кричали в третьей

деревне. — Экое чудо! И кто это придумал такую хитрую штуку?

Тут лягушка уж не выдержала и, забыв вся-кую осторожность, закричала изо всей мочи:

— Это я! Я!

И с этим криком она полетела вверх тормашками на землю.

«Мороз Иванович»

2 вариант

Из каких сказок отрывки? Соедините название сказок и тексты.

«Авось и так пройдёт. Вольно было сестрице на себя труд принимать; старик добрый, он мне и так, задаром, пятачков подарит».

«Сказка про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

— А ловко напугал Волка наш Заяц! — решили все. — Если бы не он, так не уйти бы нам живыми… Да где же он, наш бесстрашный Заяц?

«Лягушка-путешественница»

Она болталась таким образом целый день: нёсшие её утки переменялись на лету, ловко подхватывая прутик. Это было очень страшно: не раз лягушка чуть было не квакала от страха, но нужно было иметь присутствие духа, и она его имела.

«Мороз Иванович»

Ответ:

1 вариант

— Никого я не боюсь! — крикнул он на весь лес. — Вот не боюсь нисколько, и всё тут!

«Сказка про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

— Смотрите, смотрите! — кричали в третьей

деревне. — Экое чудо! И кто это придумал такую хитрую штуку?

Тут лягушка уж не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи:

— Это я! Я!

И с этим криком она полетела вверх тормашками на землю.

«Лягушка-путешественница»

Рукодельница принялась взбивать снег, чтобы старику было мягче спать, а между тем у ней, бедной, руки окостенели и пальчики побелели, как у бедных людей, что зимой в проруби бельё полощут: и холодно, и ветер в лицо, и бельё замерзает, колом стоит, а делать нечего — работают бедные люди.

«Мороз Иванович»

2 вариант

— А ловко напугал Волка наш Заяц! — решили все. — Если бы не он, так не уйти бы нам живыми… Да где же он, наш бесстрашный Заяц?

«Сказка про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Она болталась таким образом целый день: нёсшие её утки переменялись на лету, ловко подхватывая прутик. Это было очень страшно: не раз лягушка чуть было не квакала от страха, но нужно было иметь присутствие духа, и она его имела.

«Лягушка-путешественница»

«Авось и так пройдёт. Вольно было сестрице на себя труд принимать; старик добрый, он мне и так, задаром, пятачков подарит».

«Мороз Иванович»

  • Дополни рассказ маркуса глаголом sein
  • Дополни рассказ глаголами в нужном времени сейчас они отдыхать у себя ответ учи ру
  • Дополни план сочинения впиши в план подходящие слова пользуйся текстом сказки лиса и заяц
  • Дополни план рассказа топик и катя
  • Дополни план рассказа встреча топика и кати