-
-
Предмет:
Русский язык
-
Автор:
josuehoward379
-
Создано:
3 года назад
Ответы
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Русский язык59 секунд назад
Приведите пример предположения
-
Геометрия1 минута назад
В прямоугольном треугольнике сумма косинусов его углов меньше суммы синусов его углов.
да или нет? -
Русский язык1 минута назад
Записки охотника литература
-
Математика2 минуты назад
Вас ебали 7 негров
-
Русский язык5 минут назад
РУССКИЙ ЯЗЫК ПОМОГИТЕ
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Вы не можете общаться в чате, вы забанены.
Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно
Вопросы без ответа
-
Математика2 минуты назад
Вас ебали 7 негров
-
Математика13 минут назад
Боты идите учите окр
Топ пользователей
-
Fedoseewa27
20448
-
Sofka
7417
-
vov4ik329
5115
-
DobriyChelovek
4631
-
olpopovich
3446
-
dobriykaban
2374
-
zlatikaziatik
2275
-
Udachnick
1867
-
Zowe
1683
-
NikitaAVGN
1210
Войти через Google
или
Запомнить меня
Забыли пароль?
У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться
Выберите язык и регион
Русский
Россия
English
United States
How much to ban the user?
1 hour
1 day
Урок
литературы
Тема:
Народная и литературная сказка.
И.С.Красота,
учитель русского языка и литературы
Класс: 5А
Цели:
- Организовать
учащихся на исследовательскую работу по сопоставлению народной сказки с
литературной сказкой. - Показать им
(через сопоставление народных сказок и сказки А.С.Пушкина «Сказка о
мёртвой царевне и о семи богатырях»), что «пушкинская сказка – прямая
наследница сказки народной». - В ходе работы
подвести их к выводу, что А.С. Пушкин, развивая в сказке традиции устного
народного творчества, создаёт самобытное произведение, утверждающее
общечеловеческие ценности.
Оборудование: компьютер,
медиапроектор
Форма: коллективная,
парная, индивидуальная.
Опережающее задание: учащиеся
повторяют изученные ранее понятия «сказка», «композиция сказки», «роды и жанры
литературы». Индивидуально: объяснить новые слова (гипотеза, лубок, лубочное
повествование).
Ход
урока
1. Организационный
момент. Запись темы урока.
2.
Постановка проблемы.
Учитель:
В литературе существует множество аналогов народным сказкам. Вот
некоторые из них:
1.
«Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды» —
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе
Гвидоне Салтановиче и о Прекрасной царевне Лебеди» А.С.Пушкина или
«Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея
бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери» В.Жуковского;
2.
«Иван-царевич и серый волк» — «Сказка о
Иване-царевиче и Сером Волке» В.Жуковского;
3.
«Сивка-бурка» — «Конек-горбунок» П.Ершова;
4.
«Морозко» — «Мороз Иванович» В.Одоевского;
5.
«Финист-ясный сокол», «Заклятый царевич» —
«Аленький цветочек» С.Аксакова;
— Как вы думаете, почему писатели обратились к жанру литературной
сказки?
(предположения учащихся)
3. Определение
последовательности действий.
— Сегодня
я предлагаю вам провести исследование, то есть научную работу, по данной
проблеме. Прежде всего, давайте определимся с целью нашего урока. Как
мы будем действовать в рамках темы «Народная и литературная сказка»? (сравнить)
— В
любом исследовании есть гипотеза. Что это такое?
(выступление
учащегося)
— За
гипотезу возьмем слова детского писателя Самуила Яковлевича Маршака.
«Пушкинская сказка –
прямая наследница сказки народной». Нам нужно доказать: либо это высказывание
верно, либо доказать, что оно не верно.
— Какие
формы работы с материалом вы знаете? (кластер, графическая разметка
текста, таблица З-Х-У, таблица, двухчастный дневник) Какая форма работы более
всего приемлема при сравнении? (таблица)
4.
Исследовательская работа (сопоставительный анализ)
Учитель:
Из скольких граф будет состоять таблица? (из трёх) Почему? Как бы
вы назвали части таблицы? (признаки, народная сказка, литературная сказка)
— На каком материале мы
будем работать? (русские народные волшебные сказки и сказка
А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
(работа
с макетом таблицы на доске, заполнение графы «Признаки»; принимаются все
варианты, ранжируются по общему и отличному)
признаки |
Народная сказка |
Литературная сказка |
сюжет |
традиционные |
|
Пространство и время |
||
Сказочные формулы |
5. Работа
(в парах) с информационными источниками.
— Мы
использовали наши знания по сказке народной. Решена ли проблема? (Нет, нужно
использовать дополнительную информацию).
(работа
с текстом статьи «Фольклорные традиции в литературной сказке», заполнение таблицы
по отличиям народной и литературной сказки)
признаки |
Народная сказка |
Литературная сказка |
Сюжет, композиция |
традиционные |
|
Пространство и время |
||
Сказочные формулы |
||
создатель |
народ |
конкретный автор |
Изобразительные |
нет |
описание места, события, |
Психологизм |
нет |
Описание чувств |
Герои |
традиционные |
Обладают характером; |
Авторская позиция |
нет |
Выражено авторское |
6. Подведение
итогов.
Учитель. Мы
провели исследовательскую работу, сравнили две сказки. В начале урока нами было
выдвинуто предположение, что сказка Пушкина – прямая наследница сказки
народной.
– Согласны вы с этой
гипотезой?
– Как вы думаете,
ребята, сказка Пушкина – это пересказ народной сказки или авторская
сказка? (Создает свою неповторимую, литературную сказку.)
— Прочитайте
определение литературной сказки, данное исследователем Л. Ю. Брауде: «Литературная
сказка — авторское художественное прозаическое или поэтическое произведение,
основанное либо на фольклорных источниках, либо придуманное самим писателем, но
в любом случае подчиненное его воле; произведение, преимущественно фантастическое,
рисующее чудесные приключения вымышленных или традиционных сказочных героев и в
некоторых случаях ориентированное на детей; произведение, в котором волшебство,
чудо играет сюжетообразующую роль, помогает охарактеризовать персонажей».
— Насколько плодотворна
оказалась наша работа? Какие признаки литературной сказки мы определили?
— Какие черты
литературной сказки не исследовали? (форма — поэтическая) Это задача следующего
урока.
7.
Контроль: Прочитайте отрывки из сказок, определите, литературная она или
народная.
8.
Домашнее задание: на основе таблицы создать и записать в
тетради своё определение литературной сказки.
Народная волшебная сказка |
Литературная сказка |
|
различие |
сходство |
различие |
Нет автора |
Сказочные герои, вредители, помощники, волшебные предметы |
Есть автор |
Не записывалась, передавалась из уст в уста |
Сказочные эпитеты, троекратные повторы, волшебные числа |
текст, зафиксированный в письменной форме |
Общее представление о герое, о его внешности |
Зачин, основная часть, концовка |
Детально описываются герои, их поступки |
Чувства и переживания героя нам неизвестны |
Добро побеждает зло |
Герои имеет свой внутренний мир, испытывает чувства |
Нет авторской позиции, есть общенародные идеалы |
Волшебная сила, превращения |
Есть четко выраженная авторская позиция, отношение к герою |
Нет времени |
Нарушение запрета |
Отпечаток времени, когда автор писал сказку |
|
Поиск похищенного |
В народный сюжет автор добавляет что-то своё, оригинальное, необычное |
Карточка № 1
Сходство и различие литературной сказки и сказки народной
Алгоритм работы
1.Возьмите карточку с таблицей. Рассмотрите ее.
2.Достаньте из конверта маленькие карточки и клей. Положите рядом с таблицей.
3.Подумайте и распределите карточки в таблице. Графа со смайликом должна быть пустой.
4.Приклейте карточки.
5.На всю работу вам отводится 10 минут.
6.Когда все карточки распределены, посоветуйтесь с соседней командой. Есть ли у вас общее, различие в распределении.
7.Проверка результатов по образцу. Там, где не совпадает, поставьте звездочку.
Карточка № 3
1.Продолжите предложение.
Сегодня на уроке я узнал(а)_________________
Мне понравилось______________________
Мне не понравилось__________________
2.Оцени свою работу в группе. Напротив своей фамилии поставить крестик в нужной графе, соответственно цвету.
Желтый – отлично поработал(а)
Зеленый – хорошо поработал(а)
Красный – недостаточно хорошо поработал(а)
Фамилии |
|||
1. |
|||
2. |
|||
3. |
|||
4. |
|||
5. |
|||
6. |
Назовите сказку |
Назовите сказку |
Давным-давно жила-была красавица королева. Однажды она шила у окна, нечаянно уколола иголкой палец, и капелька крови упала на лежавший на подоконнике снег. Таким прекрасным показался ей алый цвет крови на белоснежном покрове, что королева вздохнула и сказала: — Ах, как бы мне хотелось иметь ребёночка с белым, как снег, личиком, с алыми, как кровь, губками и локонами чёрными, как смоль. И вскоре она родила девочку: белокожую, с алыми, как кровь, губками и волосами чёрными, как смоль. Королева назвала её Белоснежкой. К несчастью, вскоре королева умерла, оставив малышку. |
Царь с царицею простился, *инда очи – даже очи… *сочельник — канун церковного праздника Рождества |
Карточка № 2
Назовите сказку |
Назовите сказку |
Спустя некоторое время король опять женился. Новая королева была корыстной* и тщеславной* и совсем не занималась Белоснежкой. Она много времени проводила перед волшебным зеркальцем, каждый день спрашивая: — Ты мне зеркальце ответь, кто на свете всех милее, всех прекрасней и белее? И зеркальце неизменно отвечало: — Ты, моя королева, прекрасней всех на свете. Ответ радовал королеву, но ненадолго. На следующий день она задавала тот же вопрос. Больше всего на свете её пугало, что зеркальце найдет кого-нибудь прекраснее, чем она. *Корысть — страсть к приобретению, к поживе; жадность к деньгам, к богатству. *Тщеславие — стремление хорошо выглядеть в глазах окружающих, потребность в подтверждении своего превосходства, иногда сопровождается желанием слышать от других людей лесть. Близкими понятиями являются гордыня, спесь. |
Долго царь был неутешен, |
Назовите сказку |
Назовите сказку |
Однажды прекрасный королевич проезжал верхом у горы и увидел в стеклянном гробу Белоснежку. Она была так прелестна, что королевич с первого взгляда в неё влюбился. — Разрешите мне увезти её с собой во дворец. Я обещаю оберегать её покой. Не могу я жить без неё, — умолял он гномиков. Гномики растрогались сердечной просьбой королевича и согласились. Только подняли королевские слуги хрустальный гроб, как выпал изо рта Белоснежки кусочек отравленного яблока и она проснулась. Увидела Белоснежка королевича и тут же в него влюбилась. Вскоре Белоснежка и королевич поженились и жили-поживали да добра наживали. |
И молва трезвонить стала: За невестою своей Злая мачеха, вскочив, |
Карточка № 3
1.Продолжите предложение.
Сегодня на уроке я узнал(а)_________________________________________________________________
Мне понравилось__________________________________________________________________________
Мне не понравилось________________________________________________________________________
2.Оцени свою работу в группе. Напротив своей фамилии поставить крестик в нужной графе, соответственно цвету.
Желтый – отлично поработал(а)
Зеленый – хорошо поработал(а)
Красный – недостаточно хорошо поработал(а)
Фамилии |
|||
1. |
|||
2. |
|||
3. |
|||
4. |
|||
5. |
|||
6. |
|||
7. |
Карточка № 3
1.Продолжите предложение.
Сегодня на уроке я узнал(а)_________________________________________________________________
Мне понравилось__________________________________________________________________________
Мне не понравилось________________________________________________________________________
2.Оцени свою работу в группе. Напротив своей фамилии поставить крестик в нужной графе, соответственно цвету.
Желтый – отлично поработал(а)
Зеленый – хорошо поработал(а)
Красный – недостаточно хорошо поработал(а)
Фамилии |
|||
1. |
|||
2. |
|||
3. |
|||
4. |
|||
5. |
|||
6. |
|||
7. |
Карточка № 3
1.Продолжите предложение.
Сегодня на уроке я узнал(а)_________________________________________________________________
Мне понравилось__________________________________________________________________________
Мне не понравилось________________________________________________________________________
2.Оцени свою работу в группе. Напротив своей фамилии поставить крестик в нужной графе, соответственно цвету.
Желтый – отлично поработал(а)
Зеленый – хорошо поработал(а)
Красный – недостаточно хорошо поработал(а)
Фамилии |
|||
1. |
|||
2. |
|||
3. |
|||
4. |
|||
5. |
|||
6. |
|||
7. |
Карточка № 3
1.Продолжите предложение.
Сегодня на уроке я узнал(а)_________________________________________________________________
Мне понравилось__________________________________________________________________________
Мне не понравилось________________________________________________________________________
2.Оцени свою работу в группе. Напротив своей фамилии поставить крестик в нужной графе, соответственно цвету.
Желтый – отлично поработал(а)
Зеленый – хорошо поработал(а)
Красный – недостаточно хорошо поработал(а)
Фамилии |
|||
1. |
|||
2. |
|||
3. |
|||
4. |
|||
5. |
|||
6. |
|||
7. |
Карточка № 2. Сходство и различие литературной сказки и сказки народной
Народная волшебная сказка |
Литературная сказка |
|
различие |
сходство |
различие |
|
Алгоритм работы
1.Возьмите карточку с таблицей. Рассмотрите ее.
2.Достаньте из конверта маленькие карточки и клей. Положите рядом с таблицей.
3.Подумайте и распределите карточки в таблице. Графа со смайликом должна быть пустой.
4.Приклейте карточки.
5.На всю работу вам отводится 10 минут.
6.Когда все карточки распределены, посоветуйтесь с соседней командой. Есть ли у вас общее, различие в распределении.
7.Проверка результатов по образцу. Там, где не совпадает, поставьте звездочку.
Сходство
и различие литературной сказки и сказки народной
Угадай произведение по иллюстрации
Сказки
Литературные
Народные
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (А.С.Пушкин)
«Дюймовочка» (Г.Х.Андерсен)
«Золушка» (Ш.Перро)
«Белоснежка и семь гномов» (братья Гримм)
«Царевна-лягушка»
«Морозко»
«Гуси – лебеди»
«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»
А.С. Пушкин
А. Родионовна
русская народная
сказка
«Волшебное
Зеркальце»
авторская сказка
«Сказка о мертвой
Царевне и о семи
богатырях»
русская народная
сказка
«Волшебное
Зеркальце»
А.С.Пушкин
«Сказка о мертвой
Царевне и о семи
богатырях»
Одинаковое
Разное
1. Сюжет
1.Зачин,концовка
2.Обращение к зеркальцу
3. Наличие героев.
4. Попытка избавиться от падчерицы.
5. Смерть мачехи.
Является ли авторская сказка самостоятельным произведением или это обработанный повтор народной сказки?
Авторские сказки – это самостоятельные произведения, так как они написаны с более сложным сюжетом, в другой форме, добавлено много персонажей, у героев сказок свои характеры, изменены имена, зачины и концовки.
Содержание сказок подчинено более глубокой идее: «Со злом нельзя бороться злом. Только добро может победить зло, причем, оставаясь добром».
А.С. Пушкин
Братья Гримм
авторская сказка
«Белоснежка
и семь гномов»
авторская сказка
«Сказка о мертвой
Царевне и о семи
богатырях»
«Белоснежка и семь гномов»
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Общее в сказках
- Правдивое зеркальце
- Ведьма (мачеха)
- Ядовитое яблоко
- Стеклянный гроб
- Оживляет королевич
- Хижина на опушке леса
- Семь – магическое число
- Сходный сюжет
- Белоснежка родилась зимой
- Немецкие традиции
- Правдивое зеркальце
- Ведьма (мачеха)
- Ядовитое яблоко
- Стеклянный гроб
- Оживляет королевич
- Терем на опушке леса
- Семь – магическое число
- Сходный сюжет
- Царевна родилась зимой
- Русские традиции
А.С.Пушкин
«Сказка о мертвой
Царевне и о семи
богатырях»
Братья Гримм
«Белоснежка
и семь гномов»
« Бродячие» сюжеты– это такие сюжеты, которые перемещаются из одного произведения в другое.
«Белоснежка и семь гномов»
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Различное в сказках
- Нет жениха. Он появляется в конце
- Опекуны-гномы
- На убийство мачеха посылает псаря
- Обращение к зеркалу: «Зеркальце, зеркальце на стене, Кто всех красивей во всей стране?»
- Нет охраняющей собаки
- Три попытки убийства героини
- Расположение гроба на горе
- Героиня оживает от того, что кусочек яблока удаляется
- Смерть мачехи от раскалённых туфель
- Есть жених, королевич Елисей
- Опекуны-богатыри
- На убийство мачеха посылает Чернавку
- Обращение к зеркалу: «Свет мой, зеркальце, скажи Да всю правду доложи, Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?»
- Есть охраняющая собака
- Одна попытка убийства героини
- Расположение гроба под горой
- Героиня оживает от того, что гроб разбился
- Смерть мачехи от тоски
А.С.Пушкин
«Сказка о мертвой
Царевне и о семи
богатырях»
Братья Гримм
«Белоснежка
и семь гномов»
Рефлексия
Прием «Составление (сочинение) загадок»
Объект – сказка.
Алгоритм составления загадок
- Нужно выбрать объект.
- Составить таблицу
3.Сформулировать загадку по схеме «…, а не …» .
Какая?
Что такое же?
Задание на самоподготовку(на выбор):
1)Проектное задание для группы(по желанию воспитанников): написать сказку с «бродячим» сюжетом.
2) Прочитать сказки корейские, японские, китайские (Азиатско-тихоокенского региона) и найти в них соответствие «бродячих» сюжетов
3) Составить 5 вопросов, которые начинаются словами: «Дайте два объяснения, почему…….»
4)Выучить наизусть отрывок из сказки А.С.Пушкина или братьев Гримм .
Виды сказок
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 418.
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 418.
Сказка – один из жанров фольклора, письменное или устное народное творчество, с помощью которого показывается вымышленный мир и вымышленные персонажи. В данной статье дается ответ на вопрос, какие бывают виды сказок, и каковы их особенности?
Виды сказок
Сказка чаще всего представляет собой эпическое, прозаическое произведение, где главными героями могут быть не только люди, но и животные, предметы, стихии. Сказка пытается с помощью созданных образов донести до читателя определенную идею. Любая сказка состоит из зачина, середины и концовки. Признаком сказки является то, что в ней всегда имеется мораль, с помощью которой высмеиваются пороки общества или конкретного человека.
Все сказки можно разделить на следующие виды:
- сказки о животных. В таких сказках главными героями являются дикие или домашние животные, при этом они наделены определенными человеческими качествами. Например, лису обычно наделяют хитростью, проворностью, зайца – трусостью, медведя – мудростью, неторопливостью. Эти сказки очень распространены, например, у Л. Толстого. Присутствие человека в таких сказках тоже имеет место быть, но это не обязательное условие.
- волшебные сказки. Волшебные сказки могут быть приключенческими, героическими, волшебными. Они описывают фантастический мир, в котором в отличие от реального действуют совершенно другие законы. стоит заметить, что сказки никогда не претендуют на реалистичность и не стараются выглядеть правдивыми.
- бытовые сказки. Характеристикой бытовой сказки служит то, что такой вид сказок описывает обыденную жизнь. Конфликт здесь заключается противостоянии противоположных качеств: доброта, честность, верность, порядочность противопоставляются лжи, лицемерию, жадности, вранью.
Также сказки можно разделить на 2 типа: народные и авторские. Автором народных сказок являются народы, поколения людей, которые в сказках выразили волнующие их поколение вопросы.
Примерами народных сказок могут служить «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок» и т.д.
У авторских сказок имеется автор.
Популярными авторами сказок являются Ш. Перро, Ф. Гауф, братья Гримм
Что мы узнали?
Данная статья поможет школьникам узнать определение слова «сказка», выучить основные виды и типы этого фольклорного жанра. Также здесь перечисляются самые известные авторы этого жанра.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Екатерина Ромах
5/5
-
Неструева Лиза
5/5
-
Денис Крец
5/5
-
Злата Жогина
5/5
Оценка статьи
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 418.
А какая ваша оценка?
Литературное чтение, 3 класс
Урок 32. Обобщающий урок по теме «Литературные сказки»
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
жанровые особенности литературной сказки; сравнение авторской сказки «Мороз Иванович» и русской народной сказки «Морозко»; составление викторины по сказкам.
Глоссарий по теме
Литературные сказки — сказки, созданные писателями, которые используют народные сказочные сюжеты, мотивы или создают собственные сюжеты с вымышленными героями.
Сюжет — это последовательность событий в художественном тексте.
Ключевые слова
художественное произведение, искусство слова, автор, сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
- Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. Ч.1, С. 209-213.
- Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 50.
- Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.
На уроке мы узнаем жанровые особенности литературной сказки;
Научимся сравнивать народные и литературные сказки;
Сможем составить литературную викторину по сказкам
Все любят сказки, все слушали их детстве. Волшебный мир будит воображение, учит отличать добро от зла, дарит неповторимые впечатления. Кто-то оставляет сказку в детстве, а с кем-то она остается надолго. Такие люди становятся писателями и создают свои добрые и поучительные сказки. Для кого бы ни были написаны эти сказки, они всегда рождаются из любви. Любви к детям, к слову, к жизни.
Литературная сказка на первый взгляд очень похожа на народную волшебную сказку. В ней тоже есть волшебство, герои сталкиваются с препятствиями. Но есть и отличительные черты.
Герои сказок
Знаете ли вы героев народных сказок: Баба Яга, царь, Василиса Премудрая, Иван-царевич, Кощей. Герои литературных сказок могут быть похожи на героев народных сказок: красна девица, конек-горбунок. А есть герои, созданные писателями, ни на кого не похожие: Федора из сказки К. Чуковского, Страшила и Железный Дровосек, Мойдодыр и многие другие.
Как и в народной, в авторской сказке героями могут быть животные. Животные в авторской сказке не просто разговаривают, но и обладают характером.
Вспомните «Сказку про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Мы можем сказать о герое, что он хвастливый, трусливый. Но он сумел преодолеть свой страх. Также и другие герои авторских сказок наделены чувствами, мыслями, проявляют черты характера.
Авторская сказка, как и народная, часто называется именем главного героя. Например, «Лягушка-путешественница», «Старик Хоттабыч», «Гарри Поттер», «Русалочка». У героев авторских сказок бывают «говорящие» имена: Храбрый Заяц, Ленивица и Рукодельница.
Сюжет
В сюжете волшебной народной сказки всегда есть обязательные части:
зачин; троекратные повторы; концовка.
В литературной сказке события могут развиваться как угодно, с героями могут происходить невероятные события, предсказать их невозможно. Иногда авторская сказка может начинаться так же, как народная. Или начинаться совсем обычно, чего невозможно в народной сказке. Например, сказка о зайце начинается словами «Родился зайчик в лесу и всё боялся».
Волшебство
В народной сказки положительный герой побеждает злого с помощью волшебных предметов, волшебных превращений, ему помогают волшебные помощники.
В авторской сказке волшебных предметов может и не быть, герои справляются со злом благодаря качествам характера, помощи друзей, собственной выдумке и знаниям.
Время и место
События народной сказки начинаются в некотором царстве, затем герой отправляется за тридевять морей, в тридесятое царство.
События литературной сказки могут происходить в современности. Иногда чтобы начались настоящие чудеса, герою приходится попасть в другой, волшебный мир: провалиться в глубокую нору, перенестись за моря и горы. Вспомни, как еще герои литературных сказок оказываются в волшебном месте.
Средства выразительности
В народной волшебной сказке мы не найдём описаний природы или переживаний героев. Чтобы сказать о каких-то качествах, сказители используют устойчивые выражения: красна девица, добрый молодец, сине море, темный лес, чисто поле и др.
Писатель в сказке часто при помощи описания внешности героя, чувств передает его характер.
Поучительность есть и в народной, и в авторской сказке. Вдумавшись, легко можем ответить на вопрос, чему учит сказка, какие качества характера называет положительными, а какие порицает.
Сказка «Лягушка-путешественница» учит не унывать в любой ситуации, стремиться познавать мир, но в то же время не быть хвастливым. В «Сказке Храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост» герой смог преодолеть свой страх. Пусть автор немного и посмеивается над ним, но говорит в финале: «С этого дня храбрый Заяц начал верить, что он действительно никого не боится». В сказке «Мороз Иванович» автор выражает отношение к своим героям с помощью пословиц «Нам даром, без труда ничего не даётся, — недаром исстари пословица ведётся» и «Какова твоя работа, такова будет тебе и награда». В литературный сказке автор выражает свое отношение к героям, событиям, подводит к поучительному выводу.
Сказки «Морозко» и «Мороз Иванович»
Сравним народную сказку «Морозко» и сказку «Мороз Иванович» В. Ф. Одоевского. Для этого ответим на вопросы, чем похожи сказки и чем отличаются, а затем сделаем вывод.
Чем похожи волшебные сказки «Морозко» и «Мороз Иванович»?
- В обеих сказках есть волшебные персонажи: Морозко и Мороз Иванович. Они испытывают героинь.
- Героини обеих сказок противоположны по характеру. Падчерица и Рукодельница добрые, трудолюбивые, не ждут награды. Ленивица же и родная дочка бездельницы, грубые и неблагодарные.
- В конце сказки одна из героинь наказывается, а другая награждается.
Чем различаются эти сказки?
- Главное отличие сказки Владимира Фёдоровича Одоевского от народной в том, что героини описаны более подробно. Автор раскрывает характеры с помощью речи, поступков девочек, их отношения к труду и к другим персонажам.
- Изменил Владимир Фёдорович Одоевский и концовку сказки. В народной родная дочка замерзает в лесу, старик привозит домой только косточки. В сказке «Мороз Иванович» Ленивица тоже наказана, награду она получила, да вот что толку-то от неё.
Можно сделать вывод, что Владимир Фёдорович Одоевский использовал элементы народных сказок, но все же придумал свою, авторскую сказку.
Разбор типового тренировочного задания
1. Переставьте буквы так, чтобы получилось название сказки:
1. МЫРДОЙДО
2. ИСГУ-ДИЕЛБЕ
3. ИВКАС-КАРУБ
Ответ
МОЙДОДЫР
ГУСИ-ЛЕБЕДИ
СИВКА-БУРКА
Разбор типового контрольного задания
1 вариант
Из каких сказок отрывки? Соедините название сказок и тексты.
— Никого я не боюсь! — крикнул он на весь лес. — Вот не боюсь нисколько, и всё тут! |
«Сказка про Храброго зайца —длинные уши, косые глаза, короткий хвост» |
Рукодельница принялась взбивать снег, чтобы старику было мягче спать, а между тем у ней, бедной, руки окостенели и пальчики побелели, как у бедных людей, что зимой в проруби бельё полощут: и холодно, и ветер в лицо, и бельё замерзает, колом стоит, а делать нечего — работают бедные люди. |
«Лягушка-путешественница» |
— Смотрите, смотрите! — кричали в третьей деревне. — Экое чудо! И кто это придумал такую хитрую штуку? Тут лягушка уж не выдержала и, забыв вся-кую осторожность, закричала изо всей мочи: — Это я! Я! И с этим криком она полетела вверх тормашками на землю. |
«Мороз Иванович» |
2 вариант
Из каких сказок отрывки? Соедините название сказок и тексты.
«Авось и так пройдёт. Вольно было сестрице на себя труд принимать; старик добрый, он мне и так, задаром, пятачков подарит». |
«Сказка про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост» |
— А ловко напугал Волка наш Заяц! — решили все. — Если бы не он, так не уйти бы нам живыми… Да где же он, наш бесстрашный Заяц? |
«Лягушка-путешественница» |
Она болталась таким образом целый день: нёсшие её утки переменялись на лету, ловко подхватывая прутик. Это было очень страшно: не раз лягушка чуть было не квакала от страха, но нужно было иметь присутствие духа, и она его имела. |
«Мороз Иванович» |
Ответ:
1 вариант
— Никого я не боюсь! — крикнул он на весь лес. — Вот не боюсь нисколько, и всё тут! |
«Сказка про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост» |
— Смотрите, смотрите! — кричали в третьей деревне. — Экое чудо! И кто это придумал такую хитрую штуку? Тут лягушка уж не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи: — Это я! Я! И с этим криком она полетела вверх тормашками на землю. |
«Лягушка-путешественница» |
Рукодельница принялась взбивать снег, чтобы старику было мягче спать, а между тем у ней, бедной, руки окостенели и пальчики побелели, как у бедных людей, что зимой в проруби бельё полощут: и холодно, и ветер в лицо, и бельё замерзает, колом стоит, а делать нечего — работают бедные люди. |
«Мороз Иванович» |
2 вариант
— А ловко напугал Волка наш Заяц! — решили все. — Если бы не он, так не уйти бы нам живыми… Да где же он, наш бесстрашный Заяц? |
«Сказка про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост» |
Она болталась таким образом целый день: нёсшие её утки переменялись на лету, ловко подхватывая прутик. Это было очень страшно: не раз лягушка чуть было не квакала от страха, но нужно было иметь присутствие духа, и она его имела. |
«Лягушка-путешественница» |
«Авось и так пройдёт. Вольно было сестрице на себя труд принимать; старик добрый, он мне и так, задаром, пятачков подарит». |
«Мороз Иванович» |