ФИПИ изменил подход к формированию комплектов тем итогового сочинения. Больше не будет пяти направлений, известных заранее, а на экзамене ученику придется выбирать из шести тем. Объясняем, как изменилось итоговое сочинение 2022/23.
Чтобы быть уверенными в своем сочинении, записывайтесь на наш курс подготовки. Вы разберете структуру сочинения, научитесь выделять основную мысль текста и подбирать убедительные аргументы, ознакомитесь со списком литературы, в котором найдется аргумент для каждой темы. И главное — напишете 2 пробных сочинения, которые проверит эксперт и даст вам обратную связь. Приходите на курс по итоговому сочинению, чтобы точно получить зачет!
Каким итоговое сочинение было раньше
ФИПИ заранее публиковал направления (о направлениях 2021 читайте в нашей прошлогодней статье). На экзамене ученик получал 5 тем (по одной из каждого направления), выбирал одну из них и писал по ней сочинение. Банк аргументов отрабатывался заранее, так как направления подсказывали приблизительную тематику и можно было примерно понять, о чем придётся писать на экзамене.
Ученики повторяли произведения, готовили аргументы и шли на экзамен с готовым набором «любимых направлений», по которым уже не раз писали тренировочные сочинения.
Учителя русского языка и литературы замечали, что многие направления из года в год перекликались: можно было пользоваться уже готовыми базами аргументов, а темы были очень похожими. Например, направление «Путь» в 2015 году и направление «Человек путешествующий» в 2022, «Забвению не подлежит» в 2020 и «Война и мир» в 2019, «Добро и зло» в 2019 и «Доброта и жестокость» в 2018 и так далее.
В итоге в 2022 году было принято решение не придумывать новые направления и темы, а использовать то, что уже есть. То есть в 2022/23 учебном году на экзамене будут только те темы, которые уже использовались в прошлые годы (в закрытом банке ФИПИ их более полутора тысяч).
Планируется, что в дальнейшем закрытый банк тем итогового сочинения от ФИПИ будет ежегодно пополняться новыми темами.
Каким же будет итоговое сочинение 2022/23
Эксперты взяли огромный банк заданий, который скопился за все эти годы и разбили его на следующие разделы и подразделы:
1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом
1.3. Познание человеком самого себя
1.4. Свобода человека и ее ограничения
2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции
2.2. Человек и общество
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека
3. Природа и культура в жизни человека
3.1. Природа и человек
3.2. Наука и человек
3.3. Искусство и человек
По факту те же самые направления, только более крупные. На экзамене в каждый комплект тем итогового сочинения будут включены по две темы из каждого раздела банка.
Вот как может выглядеть комплект тем на экзамене у ученика в декабре 2022 года:
В остальном требования, критерии оценки и правила написания итогового сочинения не поменялись.
Основные правила написания и критерии
Итоговое сочинение в 2022 году пройдёт 7 декабря. Вам предстоит за 3 часа 55 минут написать развёрнутое, структурное и аргументированное сочинение по одной из выбранных тем.
- Объём должен быть не меньше 250 слов (иначе незачёт!).
- Сочинение должно быть написано самостоятельно.
По структуре итоговое сочинение 2022 сильно отличается от сочинения ЕГЭ. Комплект из шести тем вы получите только за 15 минут до экзамена, заранее известны только разделы и подразделы.
Итоговое сочинение 2022/23: критерии
Сочинение оценивается по пяти критериям, по каждому можно получить или «зачет», или незачет. Первые два критерия самые важные: если не получить по ним «зачет», экзамен провален. Для того, чтобы получить «зачет» за сочинение в целом, нужно получить «зачет» за два первых критерия + за ещё хотя бы один из остальных.
1. Соответствие теме
Самое важное — не уходить от темы, соотнести доказательство и вывод с тезисом, не подменять понятия.
2. Привлечение литературного материала
Чтобы получить зачет, нужно привести минимум 1 литературный аргумент — из русской классики, школьной программы или мировой литературы. Можно использовать даже «Гарри Поттера» или «Голодные игры». Главное — написать развернутый аргумент, который подтвердит ваше мнение.
3. Композиция и логика рассуждения
Чтобы получить балл по этому критерию, предлагаем вам использовать классическую структуру сочинения.
5 абзацев:
- вступление (тезис)
- собственное мнение, которое будем доказывать аргументами
- аргумент 1 (доказательство и микровывод)
- аргумент 2 (доказательство или контраргумент + микровывод)
- вывод (итог рассуждений)
Если сочинение выстроено логично и в нем есть абзацное членение, то данный критерий засчитают.
4. Качество письменной речи
Если всё настолько плохо, что речевые ошибки затрудняют понимание смысла, ставят «незачёт», если мысль ясна — «зачёт».
5. Грамотность
«Незачёт» поставят, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. Помните, что на сочинении можно пользоваться орфографическим словарём! Этот поможет вам свести орфографические ошибки к минимуму.
Аргументы для итогового сочинения 2022/23
Несмотря на то, что темы заранее не известны, мы подготовили для вас банк аргументов по подразделам, который поможет вам аргументировать свою позицию по любой теме. А в этой статье вы найдете готовые аргументы с опорой на литературный материал — пользуйтесь!
Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
Темы этого раздела будут связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам в ситуациях нравственного выбора: о нравственных идеалах и моральных нормах, о добре и зле, о свободе и ответственности. Данный раздел побуждает к самоанализу, осмыслению опыта других людей или литературных героев, стремящихся понять себя.
Возможные темы:
- Согласны ли вы с тем, что муки совести — самое страшное наказание?
- Почему человеку важно найти ответ на вопрос о смысле жизни?
- Можно ли оправдать плохой поступок?
- Может ли любовь спасти заблудшую душу?
Литературные аргументы:
- «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский
- «Евгений Онегин» А. С. Пушкин
- «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкин
- «Голодные игры» С. Коллинз
- «Повелитель мух» У. Голдинг
- «Старуха Изергиль» М. Горький
- «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
- «Евгений Онегин» А. С. Пушкин
- «Зеленая лампа» А. Грин
- «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков
- «Граф Монте-Кристо» А. Дюма
- «Черный человек» С. Есенин
- «Гранатовый браслет» А. И. Куприн
Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
Темы этого раздела нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, отношениях и влиянии общества, семьи на человека.
Возможные темы:
- Почему для некоторых людей так важно общественное мнение?
- Как окружение влияет на ребёнка?
- На что готов пойти человек ради своей семьи?
- Человек должен жить для себя или на благо общества?
Литературные аргументы:
- «Война и мир» Л. Н. Толстой
- «Анна Каренина» Л. Н. Толстой
- «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджер
- «Герой нашего времени» М. Лермонтов
- «Горе от ума» А. С. Грибоедов
- «Гарри Поттер» Дж. Роулинг
- «Тарас Бульба» Н. В. Гоголь
- «Капитанская дочка» А.Пушкин
Раздел 3. Природа и культура в жизни человека
Темы этого раздела нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о таланте, ценности творчества и научного поиска, о собственных интересах в области искусства и науки; также темы могут быть связаны с вопросами экологии и рои природы в жизни человека.
Возможные темы:
- Как произведения искусства могут повлиять на личность и воспитание?
- Почему важно сохранять историческую память и традиционные ценности?
- Согласны ли вы с мнением, что природа может существовать без человека, а человек без природы — нет?
- Как достижения науки и технологий повлияли на человека и природу?
- Можно ли пренебречь природой во имя технического прогресса?
Литературные аргументы:
- «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
- «О дивный новый мир» О. Хаксли
- «Отцы и дети» И. С. Тургенев
- «1984» Дж. Оруэлл
- «Мы» Е. И. Замятин
- «Голодные игры» С. Коллинз
- «Повелитель мух» У. Голдинг
- «Прощание с Матёрой», «Уроки французского» В. Г. Распутин
- «Цветы для Элджернона» Дэниел Киз
Итоговое сочинение проверяет общую эрудицию, развитие речи, глубину мысли и, конечно, грамотность. Это значит, что для хорошего результата необходимо погрузиться в систему подготовки по русскому в целом. Сделать это вы сможете на курсе подготовки к ЕГЭ по русскому языку. При его покупке вы получите курс по итоговому сочинению всего за 1 ₽. Не допускайте ошибок большинства выпускников — готовьтесь к экзаменам комплексно!
- 30.08.2021
30 августа 2021 года стали известны официальные правления для итогового сочинения в 11 классе в 2021-2022 учебном году. Направления были представлены на официальном сайте ФИПИ
Список направлений тем итогового сочинения 2022
- Человек путешествующий
- Цивилизация и технологии
- Преступление и Наказание
- Книга (музыка, спектакль, фильм)
- Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина
Краткий видеоразбор направлений в 2022 году
Полезные ссылки
- Всё про итоговое 2022
- Все темы для итогового 2022
- Литература для итогового 2022
- Аргументы для сочинения 2022
- Реальные темы прошлого года 2021
О темах, направлениях и комментариях на 2022-2022 год (кликайте для деталей)
- Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).
- Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).
- Преступление и Наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).
- Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).
- Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).
Официальные комментарии по направлениям итогового сочинения 2022
Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).
Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.
Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.
Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.
Преступление и наказание — вечная тема.
Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.
Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.
Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.
В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.
Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.
Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.
Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.
При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.
Рекомендации по подготовке ко всем направлениям
Ожидаем…
Важное примечание про итоговое 2022
Сами темы сочинений становятся известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) может быть «зачет» или «незачет». К сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допускают только выпускников, получивших «зачет».
Сочинение оценивается по двум требованиям (объем и самостоятельность) и пяти критериям («Соответствие теме»; «Аргументация. Привлечение литературного материала»; «Композиция и логика рассуждения»; «Качество письменной речи»; «Грамотность»).
Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по двум требованиям и трем критериям («зачет» по критериям № 1 и № 2 — в обязательном порядке, а также «зачет» по одному из других критериев).
Новые направления от ФИПИ на 2021-2022 учебный год.
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).
2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).
3. Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).
5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).
В 2021 году будет отмечаться 200-летие со дня рождения Н.А. Некрасова (10 декабря) и Ф.М. Достоевского (11 ноября), с произведениями которых связаны направления тем сочинения в этом году.
Сами темы выпускники традиционно узнают уже перед началом сочинения.
Итоговое сочинение проводится в первую среду декабря.
→ Критерии оценивания итогового сочинения.
→ Все темы прошедшего ИС 1 декабря.
Комментарий ФИПИ к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2020/21 учебного года
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.
Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.
3. Преступление и наказание — вечная тема.
Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.
Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.
В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.
Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.
Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.
При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.
Утверждены тематические направления итогового сочинения 2021/22 учебного года:
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
3. Преступление и наказание — вечная тема
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина
Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2021/2022 учебный год
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.
Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.
3. Преступление и наказание — вечная тема.
Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.
Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.
В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.
Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.
Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.
При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.
В 2022 году правила публикации тем итогового сочинения поменялись, а значит, изменилась и подготовка к испытанию. Рассказываем о главных нововведениях и о том, на что стоит обратить особое внимание.
В этой статье:
Итоговое сочинение — отдельная работа, которая проверяет общие речевые компетенции школьника и его умение рассуждать по конкретной теме, аргументировать свою позицию. Чтобы написать хорошее сочинение, ученику необходимо не только аргументировано выразить свою позицию, но и подкрепить её примерами из литературного материала.
При этом итоговое сочинение не похоже на задания, которые встречаются в ЕГЭ по литературе. Они требуют глубокого погружения в само произведение, навык анализа литературного текста, образов и концептов. В отличие от экзамена по литературе, итоговое сочинение таких специальных навыков не требует: достаточно уметь проводить простые аналогии и комментировать сравнения.
В 2022 году у репетиторов и выпускников был повод немного испугаться: ФИПИ объявил, что открытые тематические направления итогового сочинения на каждый год публиковаться больше не будут. Теперь темы экзамена будут брать из закрытого банка.
Дело в том, что многие направления и темы прошлых лет повторяются, а потому школьники могут использовать для подготовки старые наработки. Встречавшиеся ранее формулировки тематических направлений — сейчас их больше 1,5 тысячи — поместили в закрытый банк.
Несмотря на изменения в публикации тем, требования и критерии оценивания итогового сочинения не изменились.
Темы 2022 года
Во время подготовки стоит ориентироваться на названия разделов и подразделов закрытого банка, изучать комментарии к ним. Структура банка есть на сайте ФИПИ, количество разделов — всегда три:
- «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»
Темы связаны с вопросами нравственного выбора и моральными идеалами. Темы из этого раздела призваны стимулировать философское рассуждение о вопросах различения вечного и мгновенного, добра и зла, свободы и ответственности. Кроме того, темы могут быть связаны со смыслом жизни, внутренними противоречиями и вечными понятиями вроде любви, верности, дружбы.
Подразделы:
— Внутренний мир человека и его личностные качества.
— Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.
— Познание человеком самого себя.
— Свобода человека и её ограничения.
- «Семья, общество, Отечество в жизни человека»
В этом разделе учеников просят рассмотреть человека как часть социума — ребёнка, родителя, члена поколения или представителя народа и эпохи. Предполагается, что темы этого раздела будут нацелены на размышления о ценностях семьи и общества, традициях и обычаях, отношениях между обществом и человеком.
Подразделы:
— Семья, род; семейные ценности и традиции.
— Человек и общество.
— Родина, государство, гражданская позиция человека.
- «Природа и культура в жизни человека»
Здесь темы более абстрактные. Они подразумевают размышления о философских, социальных, этических, эстетических, экологических проблемах. Главный вопрос раздела: «Как это влияет на человека?».
Подразделы:
— Природа и человек.
— Наука и человек.
— Искусство и человек.
На самом экзаменам школьники будут выбирать не из пяти, а из шести тем — в каждом комплекте им предложат по две темы из каждого раздела.
Как выбрать тему на экзамене
На экзамене стоит потратить несколько минут на обдумывание темы сочинения, и сделать это стоит в начале работы. Понятно, что некоторые темы получится отсеять сразу, например, если они покажутся совсем непонятными или слишком трудными.
Более привлекательные темы заслуживают отдельного осмысления. Ученику стоит спросить себя: какая тема вызывает у него больше ассоциаций, мыслей о конкретных текстах и примерах. Это поможет выбрать наиболее привлекательную тему.
Затем стоит проанализировать саму формулировку темы:
- Она может быть заявлена в виде прямого вопроса, например: «В чём проявляется любовь к Отечеству?». Это более понятный вариант формулировки темы, который подразумевает конкретный и последовательный ответ. Так, в случае приведённого примера выпускник может сначала объяснить своё понимание «любви к Отечеству», обозначить принципы этой любви, а затем, привести аргументы в поддержку своей позиции.
- Возможна формулировка в виде проблемного вопроса, который подразумевает несколько возможных вариантов ответа.
- Ещё один вариант формулировки — в утвердительной форме. Как правило, такие формулировки сразу подразумевают некий тезис, который необходимо раскрыть, подтвердить или опровергнуть.
Как оценивают итоговое сочинение
В 2022 году итоговое сочинение состоится 7 декабря. Выпускникам предстоит написать развёрнутое и аргументированное сочинение по одной из предложенных тем за 3 часа 55 минут.
Объём сочинения не должен быть меньше 250 слов, иначе работу вообще не станут рассматривать. Рекомендуемый объём — не менее 350 слов, а вот максимальная граница не устанавливается. Впрочем, и чересчур усердствовать не стоит — учтите, что работу нужно будет проверить на орфографические, пунктуационные и, наконец, смысловые ошибки.
Текст должен быть уникальным — не содержать отрывки из других работ. От сочинений по русскому и литературе работа будет отличаться, поэтому не нужно писать по заученным благодаря другим экзаменам шаблонам.
Оценивают текст по пяти критериям, которые предполагают отметку «зачёт» или «незачёт». Работу оценивают по следующим критериям:
- Соответствие теме
Хотя итоговое сочинение — работа довольно свободная, далеко уходить от темы не нужно. Важно также соотносить доказательства и выводы с тезисами, не путать понятия и концепции.
- Ссылка на литературное произведение
Чтобы получить зачёт, необходимо привести в качестве примера хотя бы один литературный пример из русской классики, школьной программы или мировой литературы. Балл не снимут, даже если школьник сошлётся на историю Гарри Поттера. Главное, чтобы в аргументе был смысл.
- Композиция и логика рассуждения
Получить балл за это сочинение просто — достаточно придерживаться классической структуры сочинения. Так, у него должно быть:
— вступление с заявленным тезисом,
— блок с объяснением собственного мнения автора,
— два аргумента (доказательство или контраргумент и микровывод),
— заключение всего текста.
Если в сочинении есть ясное повествование, логика развития мысли и абзацы, автор текста получит зачёт.
- Качество письменной речи
Если язык автора слишком непонятный, а речевые ошибки мешают понимать написанное, поставят незачёт. Во всех остальных случаях — зачёт.
- Грамотность
Незачёт по этому критерию поставят в том случае, если на 100 слов будет больше пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. При этом важно помнить: экзаменуемые могут пользоваться орфографическим словарём.
Подготовка к итоговому сочинению
Изучите методические рекомендации и правила заполнения бланков. Чтобы не допустить досадных ошибок, связанных с самыми простыми аспектами работы, заранее изучите документы, опубликованные ФИПИ.
Разберите основные произведения школьной программы. Составьте схемы и майндмэпы, которые помогут вспомнить ключевые эпизоды и имена главных героев произведений, попробуйте выделить основные конфликты.
Вспомните стихотворения и поэмы, которые тоже могут стать источниками аргументации для сочинения.
Потренируйтесь выстраивать аргументы для подкрепления своей позиции. Необязательно делать это письменно — потренироваться можно и в устном формате.
Попробуйте написать полноценное сочинение, не забывая о необходимом объёме, структуре и ошибках. В тексте можно обойтись без прямых цитат — достаточно передать суть сюжета и образ мыслей героев.
На что влияет оценка
Сочинение, по которому получен незачёт, придётся пересдавать, чтобы получить допуск к ЕГЭ. Если всё в порядке, не спешите забывать о работе — она может пригодиться при поступлении.
Некоторые вузы начисляют дополнительные баллы за текст — до 10 дополнительных баллов. Как правило, текст проверяется университетскими экспертами, которые решают, сколько баллов начислят абитуриенту.
Поделиться
Комментарии
Таблица — презентация итоговое сочинение 2022-2023 учебный год удобна для распечатки. Она может быть использована в качестве памятки, шпаргалки для 11 классов. В ней представлены основные сведения, необходимые для понимания и осуществления подготовки к итоговому сочинению.
Скачать таблицу: в ворде, в пдф
Направления, темы и рекомендации для итогового сочинения 2023
itog-2023
Требования к итоговому сочинению
Требование №1 Минимальное количество слов в сочинении – от 250, рекомендуемое количество – от 350. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом.
Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения» Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).
Критерии оценивания итогового сочинения
Итоговое сочинение, соответствующее установленным выше требованиям, оценивается по 5 критериям: «Соответствие теме»; «Аргументация. Привлечение литературного материала»; «Композиция и логика рассуждения»; «Качество письменной речи»; «Грамотность»
Критерии №1 и №2 являются основными. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев.
Критерий № 5 «Грамотность» Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачет» ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.
Структура сочинения
Вступление (рассуждения о теме, которые заканчиваются тезисом)- 60-100 слов.
Основная часть — 1 аргумент-тезис — пример из произведения — микровывод; — 2 аргумент-тезис — пример из произведения – микровывод …)
Количество примеров может быть любое!
Заключение (итоги, выводы) – 40-70 слов
Как правильно написать вступление?
1.Найти ключевые слова в формулировке темы.
2.Объяснить значение ключевых слов.
3.Если в формулировке есть цитата или метафора, объяснить, как Вы понимаете её смысл. 4.Повторить вопрос темы.
5.Если вопроса в теме не было, надо сформулировать его (КАК…? ПОЧЕМУ…? КАКИМ ОБРАЗОМ…?)
6.Дать свой ответ на вопрос – это ТЕЗИС, который надо подтвердить в основной части сочинения литературными примерами.
На экзамене могут встретиться 3 варианта формулировки темы:
вопрос (Что значит идти дорогой чести?)
цитата (Согласны ли Вы с высказыванием: «Жизнь скучна без нравственной цели»?)
повествовательное или назывное предложение (Поиски нравственного идеала в литературе)
Пример тем для выбора на итоговом сочинении
1)Как, по-Вашему, связаны понятия чести и совести?
2)Что Вы вкладываете в понятие «счастье»?
3)Семейные ценности и их место в жизни человека.
4)В чём может проявляться любовь к Отечеству?
5)Способно ли, с Вашей точки зрения, явление культуры (книга, музыкальное произведение, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
6)Чему человек может научиться у природы?
ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ
Минпросвещения России и Рособрнадзор объявили об изменениях в проведении Итогового сочинения в 2022/23 учебном году. Разбираемся, к чему готовиться одиннадцатиклассникам.
Итоговое сочинение — это допуск к ЕГЭ. Его проверяет школьный учитель и ставит «зачёт/незачёт». Также, при поступлении в некоторые вузы Итоговое сочинение может добавить до 10 баллов в конкурсе на место.
Про структуру Итогового сочинения и требования к содержанию рассказали в статье «Всё про Итоговое сочинение по русскому: структура, регламент, подготовка, лайфхаки». А также разобрали основные мифы и сделали список клише, которые можно использовать в своём сочинении.
Как изменится Итоговое сочинение в 2022/23 учебного году
Начиная с 2022/23 учебного года меняется подход к формированию комплектов тем итогового сочинения. Теперь их будут брать из закрытого банка тем итогового сочинения.
Раньше ФИПИ заранее утверждало общие направления для Итогового сочинения, а темы открывались за 15 минут до экзамена. С 2022 года больше не будет пяти направлений, а будет три раздела с подтемами:
👉«Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»
- Внутренний мир человека и его личностные качества.
- Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.
- Познание человеком самого себя.
- Свобода человека и ее ограничения.
👉«Семья, общество, Отечество в жизни человека»
- Семья, род; семейные ценности и традиции.
- Человек и общество.
- Родина, государство, гражданская позиция человека.
👉«Природа и культура в жизни человека»
- Природа и человек.
- Наука и человек.
- Искусство и человек.
В 2022/23 учебном году комплекты тем итогового сочинения будут собираться только из тех тем, которые использовались в прошлые годы. Также расширяются возможности выбора темы сочинения: каждый комплект будет включать не пять, а шесть тем — по две темы из каждого раздела банка.
📌 Образец комплекта тем Итогового сочинения 2022/23 учебного года
Что значат эти изменения для одиннадцатиклассников, обсудили на трансляции с Агнией Розенталь, преподавательницей русского языка в Вебиуме.
Как готовиться к Итоговому сочинению 2022/23
Мы с вами поняли, что разделы представляют собой более широкие области для рассуждения, поэтому сейчас важно начать читать и учиться логично выстраивать свою мысль.
Что можно начать делать летом
👉 начинаем читать;
👉 смотрим хорошие экранизации;
👉 изучаем темы прошлых лет.
Не забывайте, что в качестве аргументации МОЖНО использовать и русскую, и зарубежную, и классическую, и современную литературу. Поэзия тоже топ. Сделали список произведений и экранизаций для Итогового сочинения 2022/23.
Что можно начать делать осенью
🍂 ещё раз посмотреть разделы и подразделы, прочитать к ним комментарии;
🍂 составить себе список произведений на прочтение и анализ;
🍂 написать по два–три сочинения по каждому подразделу.
Агния Розенталь уже больше шести лет готовит выпускников к ЕГЭ и влюбляет в свой предмет. В 2022 году каждый третий её ученик сдал ЕГЭ по русскому на 90+. С сентября стартует главный курс года «Основа» — это 9 месяцев подготовки по индивидуальному плану и с личным наставником.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Мы обязательно поправим!