Дорога чести вечный ориентир или устаревшее понятие итоговое сочинение

(442 слова) Многие люди считают, что дорога чести — это архаичное понятие, которое было актуально разве что во времена рыцарских турниров. Сегодня же совсем не ясно, что нужно подразумевать под словом «честь»: мнение общества, самооценку человека или моральные каноны? Все эти понятия абстрактные, у каждого своя их трактовка. Что для одного — честь, то для другого — бесчестье. Однако я все-таки считаю, что этому нравственному ориентиру всегда нужно соответствовать, правда, для начала важно его определить и сформулировать, чтобы не ошибиться. Поэтому так важно держать перед собой литературные примеры, которые во всем помогут разобраться в поставленном вопросе.

В том, что дорога чести — вечный ориентир, мы можем убедиться, читая книгу А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Нас от событий, описанных автором, отделяет уже не одно столетие. Однако мы сразу понимаем, кто ведет себя правильно, а кто — нет. Петр идет дорогой чести, ведь он вовремя признает свои ошибки, меняется к лучшему, но остается верным себе. Если он решил, что присяга для него значима, он не предает ее даже под страхом смертной казни. Если он выбрал Марью в качестве будущей жены, он добивается ее руки и ищет взаимности, а не подавления ее воли. Совсем иной дорогой идет Швабрин. Он врет близким людям, мстит Марье за отказ, подло ударяет друга в спину, а потом предает и присягу, присоединившись к разбойникам. Разве это порядочно? Нет. И даже наши правнуки будут думать так, а не иначе. Дорога чести — понятие универсальное, действующее и по сей день. Поэтому поступки героев мы трактуем однозначно.

Вспомним и повесть Д.И. Фонвизина «Бедная Лиза». Даже сейчас поведение Эраста воспринимается подлым. Он сначала обманул девушку обещаниями, а потом бросил, да еще и денег дал, как будто ее любовь имела цену. Он оскорбил Лизу и предал ее доверие. Герою даже не хватило смелости, чтобы признаться избраннице в том, что он выбрал другую. Эраст просто не вернулся к ней и думал, что все само собой забудется и уляжется. Даже сейчас, когда нравы менее строгие, а люди женятся далеко не сразу, как только полюбили, поступок Эраста вызывает отвращение и осуждение читателя. Он должен был нести ответственность за свои действия и взять, наконец, под контроль свои эмоции, порывы и мысли. Он же не ребенок, но создается впечатление, что речь идет о маленьком мальчике, который делает то, что хочет, не думая о других. Обман, инфантильность, эгоизм и трусость никогда не будут поощряться в обществе. А значит, дорога чести всегда будет моральным ориентиром для определения своей судьбы.

Таким образом, дорога чести — это вечный нравственный эталон, к которому мы должны стремиться, чтобы дойти туда, где нам хочется оказаться. Лишь ответственное и порядочное отношение к себе и другим приведет нас к желаемым результатам. Нужно смотреть наперед и строить жизнь так, чтобы не пришлось потом раскаиваться и стыдиться за бездарно прожитые годы.

Многие люди считают, что дорога чести — это архаичное понятие, которое было актуально разве что во времена рыцарских турниров. Сегодня же совсем не ясно, что нужно подразумевать под словом «честь»: мнение общества, самооценку человека или моральные каноны? Все эти понятия абстрактные, у каждого своя их трактовка. Что для одного — честь, то для другого — бесчестье. Однако я все-таки считаю, что этому нравственному ориентиру всегда нужно соответствовать, правда, для начала важно его определить и сформулировать, чтобы не ошибиться. Поэтому так важно держать перед собой литературные примеры, которые во всем помогут разобраться в поставленном вопросе.

В том, что дорога чести — вечный ориентир, мы можем убедиться, читая книгу А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Нас от событий, описанных автором, отделяет уже не одно столетие. Однако мы сразу понимаем, кто ведет себя правильно, а кто — нет. Петр идет дорогой чести, ведь он вовремя признает свои ошибки, меняется к лучшему, но остается верным себе. Если он решил, что присяга для него значима, он не предает ее даже под страхом смертной казни. Если он выбрал Марью в качестве будущей жены, он добивается ее руки и ищет взаимности, а не подавления ее воли. Совсем иной дорогой идет Швабрин. Он врет близким людям, мстит Марье за отказ, подло ударяет друга в спину, а потом предает и присягу, присоединившись к разбойникам. Разве это порядочно? Нет. И даже наши правнуки будут думать так, а не иначе. Дорога чести — понятие универсальное, действующее и по сей день. Поэтому поступки героев мы трактуем однозначно.

Вспомним и повесть Д.И. Фонвизина «Бедная Лиза». Даже сейчас поведение Эраста воспринимается подлым. Он сначала обманул девушку обещаниями, а потом бросил, да еще и денег дал, как будто ее любовь имела цену. Он оскорбил Лизу и предал ее доверие. Герою даже не хватило смелости, чтобы признаться избраннице в том, что он выбрал другую. Эраст просто не вернулся к ней и думал, что все само собой забудется и уляжется. Даже сейчас, когда нравы менее строгие, а люди женятся далеко не сразу, как только полюбили, поступок Эраста вызывает отвращение и осуждение читателя. Он должен был нести ответственность за свои действия и взять, наконец, под контроль свои эмоции, порывы и мысли. Он же не ребенок, но создается впечатление, что речь идет о маленьком мальчике, который делает то, что хочет, не думая о других. Обман, инфантильность, эгоизм и трусость никогда не будут поощряться в обществе. А значит, дорога чести всегда будет моральным ориентиром для определения своей судьбы.

Таким образом, дорога чести — это вечный нравственный эталон, к которому мы должны стремиться, чтобы дойти туда, где нам хочется оказаться. Лишь ответственное и порядочное отношение к себе и другим приведет нас к желаемым результатам. Нужно смотреть наперед и строить жизнь так, чтобы не пришлось потом раскаиваться и стыдиться за бездарно прожитые годы.

Предыдущая

СочиненияСочинение: Характеристика Ивана Васильевича в рассказе «После бала» (+ таблица с цитатами)

Следующая

СочиненияИтоговое сочинение: Что меняет жизненный путь человека?

Что значит идти дорогой чести? Готовое итоговое сочинение (4 примера) 2021-2022 по литературе для допуска к ЕГЭ 2022. С аргументами из литературы и литературными произведениями.

Данное сочинение подходит для направления «Человек путешествующий: дорога в жизни человека».

Итоговое сочинение на тему что значит идти дорогой чести?

Сегодня понятие «честь» многие люди считают устаревшим. Однако порядочный человек всегда придерживается направления, которое указывает это морально-нравственное понятие. Дорога чести — это прямой и справедливый путь к цели, за который нам не стыдно. Это честно заработанные деньги, это заслуженные награды, это оправданное и справедливое уважение в обществе. Можно называть это как угодно, но суть не изменится. Чтобы точнее объяснить, что значит «идти дорогой чести», приведем несколько литературных примеров.

Вспомним роман-эпопею Л.Н. Толстого «Война и мир». Андрей Болконский прошел свой путь честно и по законам совести. У него нет поступков, за которые стоило бы стыдиться. С первых же страниц герой внушает уважение. Он пошел на войну, чтобы служить, а не прислуживаться. Там он присоединяется к действующей армии и тяготится работой в штабе. Поэтому при любом удобном случае Болконский стремится помочь делом, а не словом. В Шенграбенском сражении он выручает и прикрывает героя Тушина, а под Аустерлицем берет древко знамени и ведет солдат в атаку, чтобы не допустить их позорного бегства. Наверное, он стал единственным штабным офицером, кто получил такое серьезное ранение. Пока большинство людей отсиживались в стороне и делали карьеру подковерными интригами, Андрей вкладывал все силы в победу. После разочарования в войне и Наполеоне он возвращается домой и реализует передовые реформы в своем имении, снимая лишнее бремя с крестьян и давая им больше свободы. Также князь пробует заняться законотворчеством и внести вклад в политическое развитие страны. А в Отечественной войне патриотичный Андрей берет под свое начало полк и становится боевым офицером. В Бородинском сражении герой получает смертельное ранение. Его жизненный путь достоин похвалы и подражания, ведь он направлен не на достижение личных корыстных целей, а на защиту отечества, на улучшение страны. Андрей шел дорогой чести, ведь его достижениями можно гордиться, как и средствами получения этих успехов.

Еще один герой, который жил честно и добродетельно, изображен в пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума». Александр Чацкий обучался за границей, но вернулся на родину, чтобы посвятить все свои таланты отечеству. За рубежом Александр стал более патриотичным, чем все его московское окружение. В фамусовском обществе никто не думал о судьбе России, всех интересовала только личная выгода любой ценой. Дворяне паразитировали на труде крепостных и служили только ради медалей и почестей. Да и то не служили, а «прислуживались». Против этого лизоблюдства и выступает Чацкий. Ему претят лесть, лицемерие, обман, которые оправдываются постами и назначениями. Для Фамусова эталон — Максим Петрович, который исполнял роль шута при венценосной особе только ради чинов и богатств. Александр стал единственным человеком, который отверг это средство для достижения целей и покинул московское дворянство, погрязшее в пороках. Чацкий не изменил своим принципам и продолжил гнуть свою линию. Эта верность себе и является главным признаком того, что человек идет дорогой чести, а не кривой тропой приспособленчества.

Таким образом, люди «идут дорогой чести», когда придерживаются своих взглядов, ищут призвание в деле, полезном для общества, не лукавят и не ставят выгоду выше нравственности. Такой путь никогда не вызовет стыда или упрека, ведь всем очевидна чистота намерений путника. Каждый из нас должен выбрать именно такое направление в жизни.

Пример сочинения №2

В течение жизни человек сталкивается со множеством трудностей, которые ему предстоит преодолеть. Каждый решает сам как ему поступить и какого пути придерживаться. Что же значит идти дорогой чести? Честь — это внутреннее достоинство каждого человека. Быть честным человеком — значит поступать по совести и придерживаться моральных принципов. Следовать дороге чести очень трудно, ведь нравственные поступки нужно совершать постоянно, да и правильный путь может быть связан с угрозой потери чего-то важного, даже собственной жизни.

Тема чести волновала многих писателей разных поколений. Обращается к ней и Александр Сергеевич Пушкин в произведении «Капитанская дочка». Главный герой — Петр Гринёв показан добрым человеком, который обладает высокими моральными качествами. Полной противоположностью ему является лицемерный и лживый офицер Швабрин.

Перед отъездом на службу отец дал Петру наказ: «береги честь смолоду». На протяжении всего произведения Гринёв следовал этому правилу. По пути в Белогорскую крепость Петр Гринёв ссорится со своим слугой Савельичем, а потом сам с ним мирится. Не каждый господин сможет попросить прощения у своего слуги. Также по пути в новое место службы герой, в благодарность за помощь, дарит незнакомцу свой заячий тулуп. В Белогорской крепости между Гринёвым и Швабриным возникает конфликт. Клевета офицера Швабрина в адрес Маши, дочки коменданта крепости, вызывает у Петра негодование. Он решает защитить честь девушки и соглашается на дуэль. Позже, когда крепость захватил Пугачев, всем грозила смертная казнь. Присягнув бунтовщику можно было сохранить жизнь. Швабрин без особых колебаний перешел на сторону Пугачева, тогда как Гринёв предпочел казнь. Ведь честь и долг офицера, давшего присягу императрице, являются для него жизненным законам.

В повести автор акцентирует внимание на том, что немногие люди могут следовать дороге чести, потому что эта дорога крайне сложна, и для того чтобы жить честно нужно совершать нравственные поступки и делать это всегда.

У каждого своя жизнь и каждый решает сам как её прожить и каких путей ему придерживаться. Быть человеком достойным и честным или стать слабым и совершенно забыть о главных ценностях жизни.

Пример сочинения №3

Дорога чести – это наш жизненный путь, который мы проходим, сберегая честь от начала и до самого конца. Если мы держимся этого курса, нам ни по чем многие трудности, однако появляются и новые препятствия, порой, очень тяжелые. Идти честным путем – это значит преодолевать их и не сворачивать на кривые дорожки, чтобы пройти в обход.

Чтобы пояснить свою мысль, я приведу примеры из литературы. В романе Льва Толстого «Война и мир» Андрей Болконский отправляется воевать и вскоре получает жесткий удар судьбы – поражение под Аустерлицем. Ранения, лишения, горечь за потери не меняют решения князя доблестно и честно служить отечеству на передовой. Он отправляется домой, но оттуда спешит снова занять свой пост. Пока некоторые дворяне приветствуют Наполеона, Болконский жертвует жизнью, чтобы его изгнать, хотя он также мог уповать на милость победителя и учить французский у себя в имении. Но его выбор – идти дорогой чести.

Другой пример можно найти в повести Гоголя «Тарас Бульба». Главные герои жертвуют жизнью, чтобы спасти свою веру и отстоять свою родину. Остап и Тарас принимают мученическую смерть, защищая честь родной станицы и честь семьи. Андрей, младший сын Бульбы, предал ее, и за это отец со старшим братом мстили ему, ведь не могли простить бегства с дороги чести – пути тернистого, но порядочного и единственно правильного для защитника отечества. Во время казни гордый Остап не проронил ни стона, до последнего прославляя свой сильный народ, а Андрей позорно пал от рук родного отца.

Фраза «Идти дорогой чести» означает, что человек на своем жизненном пути бережет честь и защищает свое достоинство, чего бы это не стоило. Он никогда не покривит душой ради выгоды и не предаст ради славы. Он идет прямо и гордо, ведь осознает свою нравственную силу.

Пример сочинения №4

Следуя путем чести, мы должны преодолеть страх перед другими людьми и непростыми обстоятельствами, порой многим пожертвовать ради того, чтобы отстоять свою честь.

Обратимся к повести М.А. Шолохова «Судьба человека». Главный герой, Андрей Соколов, попал в плен. За неосторожно сказанные слова его собирались расстрелять. Он мог бы умолять о пощаде, унижаться перед врагами. Возможно, слабый духом человек так бы и сделал. Но герой готов отстаивать честь солдата перед лицом смерти. На предложение коменданта Мюллера выпить за победу немецкого оружия он отвечает отказом и соглашается выпить лишь за собственную погибель как избавление от мук. Соколов ведет себя уверенно и спокойно, отказывается от закуски, несмотря на то, что был голоден. Он так объясняет свое поведение: «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались». Поступок Соколова вызвал уважение к нему даже у врага. Немецкий комендант признал моральную победу советского солдата и сохранил ему жизнь. Автор хочет донести до читателя мысль, что даже перед лицом смерти нужно сохранять честь и достоинство.

Идти путем чести должен не только солдат во время войны. Каждый из нас должен быть готов отстаивать свое достоинство в непростых ситуациях. Почти в каждом классе найдется свой тиран – ученик, держащий в страхе всех остальных. Физически сильный и жестокий, он находит удовольствие в издевательстве над слабыми. Что делать тому, кто постоянно сталкивается с унижением? Терпеть бесчестье или встать на защиту собственного достоинства? Ответ на эти вопросы дает А.Лиханов в повести «Чистые камушки». Писатель рассказывает о Михаське, ученике начальной школы. Он не раз становился жертвой Савватея и его дружков. Хулиган каждое утро дежурил у начальной школы и обирал ребят, отнимая все, что ему приглянется. Более того, он не упускал случая унизить свою жертву: «Иногда он выхватывал из сумки вместо булочки учебник или тетрадку и швырял ее в сугроб или забирал себе, чтобы, отойдя потом на несколько шагов, бросить под ноги и вытереть о них валенки». Савватей специально «дежурил именно у этой школы, потому что в начальной учатся до четвертого класса и ребята все маленькие». Михаська не раз испытал на себе, что значит унижение: однажды Савватей отнял у него альбом с марками, который принадлежал отцу Михаськи и потому был ему особенно дорог, в другой раз хулиган поджег его новую куртку. Верный своему принципу унижать жертву, Савватей провел по его лицу «грязной, потной лапой». Автор показывает, что Михаська не стерпел издевательства и решился дать отпор сильному и безжалостному противнику, перед которым трепетала вся школа, даже взрослые. Герой схватил камень и был готов ударить Савватею, но неожиданно тот отступил. Отступил, потому что почувствовал внутреннюю силу Михаськи, его готовность до конца отстаивать свое человеческое достоинство. Писатель акцентирует наше внимание на том, что именно решимость защищать свою честь помогла Михаське одержать моральную победу.

Идти дорогой чести значит вставать на защиту других. Так, Петр Гринев в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» дрался на дуэли со Швабриным, отстаивая честь Маши Мироновой. Швабрин, будучи отвергнут, в разговоре с Гриневым позволил себе оскорбить девушку гнусными намеками. Гринев не мог стерпеть этого. Как порядочный человек, он вышел на поединок и готов был умереть, но защитить честь девушки.

Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что каждому человеку хватит мужества избрать путь чести.

Для итогового сочинения 2021-2022 посмотрите:

  • Аргументы для направления «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»

  • Примерные темы итогового сочинения 2021-2022 ЕГЭ по литературе

ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ

Что значит идти дорогой чести?

итоговое сочинение

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сочинения на тему чести на нашем сайте:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

   Что такое честь? Актуально ли это понятие в наши дни? Многим кажется, что честь – явление устаревшее, больше относящееся ко времени мужчин во фраках и дам с вуалью.
   Проблеме чести как важнейшей нравственной категории посвящена повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Испытание на честь и совесть проходят все герои произведения. Автор ставит героев в такие условия, где особенно ярко проявляются их характеры. «Героями чести» оказываются Василиса Егоровна и Иван Кузьмич Мироновы, решившие, что лучше принять смерть, чем служить самозванцу и убийце. Маша Миронова – девушка совсем юная, но с глубокими моральными принципами, не желающая выходить замуж по расчету, без любви. Даже под страхом смерти она отказывается принять предложение Швабрина, человека бесчестного, не гнушающегося ни лицемерием, ни предательством, ни насилием. Пётр Гринёв, от лица которого ведется повествование, показан человеком чести. Он также отказывается присягать Пугачёву. Чуть позже герой, не раздумывая, бросается спасать честь любимой девушки. И хотя ему пришлось для этого обратиться за помощью к Пугачёву, он по-прежнему остается верен своим принципам. Да и сам Пугачёв, несмотря на то, что предстаёт в повести как бунтовщик и разбойник, всё же оказывается человеком чести. Так, народный предводитель с благодарностью вспоминает тулупчик, некогда подаренный Гринёвым, а также по достоинству оценивает его правдивость. Позднее он вступается за Машу, говоря, что никто не смеет обижать сироту.
   В романе В. Каверина «Два капитана» также представлены два выбора жизненного пути: честный и бесчестный. Главный герой произведения – Саня Григорьев – образец истинно возвышенной души. Выходец из народа, воспитывавшийся в детском доме, этот человек по-настоящему благороден. Он честен, глубоко порядочен, ему ненавистна неправда в человеческих отношениях, лицемерие и какая-либо подлость. Даже в самых непростых ситуациях он не отказывается от этих принципов. Так, он не может молчать, когда узнаёт, что директор школы-коммуны Николай Антонович Татаринов, намереваясь свести личные счёты с учителем географии Кораблевым, хочет подставить его и выгнать из школы. Мальчика не страшит гнев директора, подлого, трусливого, бесчестного и беспринципного человека: он видит несправедливость и не может допустить её. Благородство и порядочность Саша Григорьев пронёс через всю свою жизнь, именно эти качества помогали ему выходить победителем в борьбе с низостью человеческого духа. 
   Таким образом, идти по жизни дорогой чести – это жить согласно моральным и нравственным законам, «по совести». Это было, есть и будет актуально всегда, поэтому понятие чести не устареет никогда, ведь чувство собственного достоинства формирует человека как личность, определяет его взаимоотношения с миром, его жизненный путь.

Автор: Парочкина Мария Михайловна

Многие сегодня назовут понятие «честь» устаревшим и даже непопулярным. Однако порядочный человек всегда будет придерживаться морально-нравственных установок, которые являются неотъемлемой частью «дороги чести». Идти по такой тропе — получать заслуженные награды, справедливое уважение и честно заработанные деньги. Это жизнь достойной личности, что никогда не будет за себя стыдиться.

Для подтверждения вышеизложенной точки зрения обратимся к роману-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». Андрей Болконский прошел непростой жизненный путь. Герой перенес ряд страданий, связанных со смертью жену и побегом новоиспеченной возлюбленной, он разочаровался в собственных взглядах на жизнь. У самого же молодого человека, если не считать пренебрежительное отношение к супруге, нет поступков, за которые стоит стыдиться или просить прощения. Болконский всегда оставался честным, благородным человеком, что смог даже простить проступок Наташи Ростовой.

Несомненно, в какой-то момент времени мужчина находился на неправильном пути, поддерживая войну и желая получить славу и медали в сражениях. Однако это специфика того времени, ведь практически каждый в эпоху Наполеона хотел построить успешную военную карьеру, став ближе к почестям и королевскому или императорскому двору. После разочарования в войне и Наполеоне он возвращается домой и реализует передовые реформы в своем имении, снимая лишнее бремя с крестьян и давая им больше свободы. Его жизненный путь достоин похвалы и подражания, ведь он направлен не на достижение личных корыстных целей, а на защиту отечества, на улучшение страны. Это настоящая «дорога чести».

Другой персонаж, что жил честно и добродетельно, — Александр Чацкий. Это главный герой пьесы «Горе от ума», написанной А.С. Грибоедовым. Молодой человек получил достойной образование заграницей, однако решил вернуться в родную Россию, так как понимал, что государству нужны преобразования для достойного развития. За пределами родины Чацкий стал более патриотичным, но его идеи и взгляды не нашли отражения в местном обществе. Фамусовские представители не задумывались о судьбе страны, «прислуживались» для получения выгоды и не более.

Александр же остается верен изначально обозначенной цели — служить во благо страны. Молодой человек остался единственным человеком, который отверг это средство для достижения целей и покинул московское дворянство, погрязшее в пороках. Эта верность себе и является главным признаком того, что человек идет дорогой чести, а не кривой тропой приспособленчества.

Таким образом, личность способна идти «дорогой чести» только тогда, когда может четко и стойко придерживаться морально-нравственных устоев. Такой путь никогда не вызовет вины или необходимости извиняться.

Наверх

Темы

  • Что мешает человеку двигаться вперед? 
  • Как дорожные приключения героев классики запомнились Вам лучше всего и почему?
  • Для чего люди путешествуют?
  • Что человек находит в путешествиях?
  • Как не потерять свою дорогу в жизни?
  • Как Вы понимаете выражение «пошел по кривой дорожке»?
  • Как выбрать правильную дорогу в жизни?
  • Дорога чести: вечный ориентир или устаревшее понятие?
  • Как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт?
  • Что меняет жизненный путь человека?
  • Согласны ли Вы с утверждением Леонардо Да Винчи «Познание стран мира – украшение и пища человеческих умов»?
  • Как не сбиться с жизненного курса?
  • Что означает фраза «сбился с пути»?
  • Как путешествие позволяет познать внутренний мир человека?
  • Исторический путь России: какой он?

Аргументы

  1. И.А. Гончаров, «Обломов». Человеку мешает двигаться вперед только его лень. Главный герой романа каждый день добровольно проводит в постели, хотя ничем не болен. Он не выходит из душной и неубранной комнаты и довольствуется засаленным халатом, ведь ему никуда не нужно, ничего не хочется. Взрослый мужчина в расцвете сил не работает, не заводит семью, не имеет даже хобби. А тем временем приказчик присылает очередное письмо, сулящее снижение доходов помещика. Что предпринимает Илья Ильич? Ничего. Он так и не находит силы воли, чтобы спасти себя от разорения. Все насущные дела он перекладывает на Штольца, а бытовые обязанности уже лежат на Захаре. Герой ленится встать с кровати и начать жить полноценно. Поэтому в жизни Обломова ничего не меняется к лучшему: он застыл на месте и не развивается. Именно лень тормозит его на жизненном пути.
  2. М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени». Автор очень ярко описал приключения Печорина в дороге. Герой путешествовал, чтобы разогнать тоску и получить новые жизненные впечатления. Переезжая с места на место, Григорий находил интересные знакомства и участвовал в авантюрах, которые хоть как-то его развлекали. В Тамани герой раскрыл таинственных контрабандистов и едва не погиб в схватке с Ундиной — ловкой и смелой преступницей. В Кисловодске он встретил давнюю возлюбленную, вскружил голову наивной Мери и убил на дуэли подлеца Грушницкого. А на службе в отдалённом горном селении он украл местную красавицу Бэлу. Все эти приключения выходят за рамки обыденности и волнуют кровь читателя, ведь очень интересно узнавать о необычных случаях из жизни героя, каждый из которых мог закончиться для него гибелью. Описание этих путевых историй и впечатлений интригует и затягивает даже сегодня.  
  3. А.Н. Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву». В дороге человек лучше всего узнает страну, в которой живет. Народ и его менталитет проявляются наиболее ярко именно в путешествии через города и села. Вот и рассказчик в романе Радищева проехал длинную дорогу из Петербурга в Москву, чтобы увидеть настоящую жизнь крестьян и понять их. Картины нравов и быта простых людей поразили дворянина. Например, он услышал ужасную историю чиновника из уголовной палаты: он рассказал, как его принудили осудить на каторгу тех крестьян, которые спасали девушку от насильника и в пылу драки проломили голову барскому сыну — тому самому преступнику. Такие сведения о бесправии и несправедливости получить можно было только в дороге, ведь простых людей никто не слышал и не защищал. Такая журналистская работа стоила Радищеву нескольких лет заточения, зато она открыла глаза людям на то, что происходит в России. 
  4. М. Горький, «Макар Чудра». Человек находит в путешествиях ощущение свободы и уникальный жизненный опыт. Например, Макар Чудра не имел образования, но накопил  мудрость, ведь скитался по разных уголкам света. Он знал много необычных историй и стал интересным собеседником. Герой считает, что люди, которые привязаны к одному месту и отказываются от открытия и постижения других, являются настоящими рабами. Их мир однообразен и ограничен, поэтому они ничего не знают о многообразии планеты и не получают всех возможностей, которые нужно искать в странствиях и приключениях. Макар пользовался всеми шансами судьбы, многое осознал и смог построить свою жизнь так, что бы каждый день приносил ему счастье. Его пример убеждает нас в том, что в путешествии каждый человек может найти, в первую очередь, себя.
  5. Л.Н. Толстой, «Война и мир». В жизни легко заблудиться и попасть в тупик. Но человека всегда направляет его совесть. Вот и Пьер Безухов, получивший в наследство огромное богатство, был окружен соблазнами. Бесчестные люди вроде Курагиных манипулировали им, чтобы обогатиться за чужой счет. Веселые компании с вином и продажными женщинами, брак по расчету с Элен, лень и чревоугодие роскошного быта — все это отвлекало Пьера от его целей и духовных запросов. Что помогло ему не погрязнуть в обломовщине или разврате светского общества? Совесть. Безухову было стыдно ничего не делать и растрачивать свой капитал впустую. Ему было противно делить жену с другими мужчинами и смиряться с ее кодексом поведения. Он считал безнравственной интеллектуальную бездеятельность большинства. Поэтому Пьер превозмогал себя и направлял все силы на духовный рост. Совесть была его ориентиром.
  6. М. Горький, «На дне». «Кривая дорожка» — это бесчестный путь, который сокращает дистанцию до цели, но взамен требует отказа от нравственных принципов. Именно такую жизненную тропу выбрали обитатели ночлежки. Васька Пепел пошел по накатанной и повторил судьбу отца. Настя получала легкие деньги ценой унижения. Актер хотел забыться и снять стресс, а в результате стал рабом алкоголя. Сатин после каторги не смог найти работу и срезал путь — начал обманывать людей в азартных играх. Бубнов не захотел разбираться в своих семейных проблемах и стал бродягой. Все герои выбрали вариант попроще и побыстрее — это и есть «кривая дорожка», ведь она ведет к цели ценой отказа от своих правил и установок.
  7. И.А. Бунин, «Чистый понедельник». Чтобы выбрать правильную дорогу в жизни, человеку нужно отгородиться от влияния со стороны и услышать свой внутренний голос. Так сделала и героиня данного рассказа. Она много читала, ходила на развлекательные мероприятия и посещала лекции, словом, вела активный образ жизни. Она познала все особенности мирской жизни и изучила духовное поприще, чтобы выбрать свой путь. Но ее кавалер всячески пытался повлиять на ее решение и навязать ей свое видение их будущего: брак, дети, семейная жизнь. Героиня же не посвящала его в свои планы и оставила последнее слово за собой. Девушка не стала доверять свою судьбу другим людям и сама все решила. Она избрала религиозный сан и отказ от мирской суеты. Это больше соответствовало ее натуре, а значит, дорога была верной. Только самостоятельность выбора помогает не ошибиться.
  8. М.Ю. Лермонтов, «Песня про купца Калашникова». Дорога чести и сегодня является единственно правильным направлением. Вспомним историю купца Калашникова: Степан защитил честь своей семьи в поединке после того, как любимец царя прилюдно опозорил его супругу своими домогательствами. Алена Дмитриевна была верной женой, но теперь кто угодно мог в этом усомниться. И Степан понял, что Кирибеевич не отступится, так и будет преследовать Алену Дмитриевну, ведь ему ничего за это не будет. Любой современный мужчина поступил бы на его месте точно так же: наказал обидчика, пресек домогательства и всем показал, что подобное деяние влечет за собой ответственность. В наши дни для этого есть правовые инструменты, но тогда человек мог отстоять свою семью только в кулачном бою и по всем правилам поединка. Но суть у этих явлений одна: дорога чести определяет наши поступки в любом месте и в любое время.
  9. А.С. Грибоедов, «Горе от ума». Качественное образование и опыт зарубежного туризма помогают человеку накапливать практический и духовный опыт. Например, Александр Чацкий до своего отъезда за границу спокойно общался с Фамусовым и его дочерью, но не вступал в такие ожесточенные конфликты, свидетелями которых мы становимся после его возвращения. Александр вышучивал некоторых представителей фамусовского общества и только. Но истинное положение России он увидел только тогда, когда провел в иностранных государствах три года и получил фундаментальное образование. Новый опыт открыл ему глаза на все социальные проблемы, которых в упор не замечали те, кто так и остался в Москве наедине с французиками из Бордо. Кругозор Чацкого расширился, и он понял, почему Россия отстает, а все его соотечественники копируют любую зарубежную тенденцию. Причинами глобального отставания его Родины были крепостное право, кумовство и блат во власти, казнокрадство, невежество и другие явления. Но смог бы Александр их заметить, если бы не приобрел те знания, навыки и впечатления, которые подарило ему это путешествие? Нет. Практический и духовный опыт не приобретается теми, кто не выходит из зоны комфорта и не пробует что-то новое.
  10. Н.М. Карамзин, «Бедная Лиза». Судьбу человека меняет любовь. Это чувство является ядром семьи и движущей силой человеческой цивилизации, и, конечно, оно способно менять направление жизни людей. Лиза надеялась, что это изменение маршрута станет для нее счастливым билетом. Она полюбила дворянина Эраста, и эти эмоции были взаимными. Влюбленные много времени проводили вместе и планировали пожениться. Но Эраст, добившись близости до брака, охладел к предполагаемой невесте. Он пошел в армию, а обратно пришел не с победами, а с долгами. Чтобы решить финансовые вопросы, герой нашел богатую вдову и собрался под венец. А обманутая Лиза осталась с разбитым сердцем. А ведь в свое время сын преуспевающего крестьянина предлагал ей брак, но она отказалась, ведь любила другого. Ее судьба могла бы сложиться иначе, не будь Эраста. Но роковая любовь загнала девушку в тупик: она утопилась.  
  11. Л.Н. Толстой, «Анна Каренина». Познание стран — украшение и пища человеческих умов. И это подтверждает пример Анны Карениной. После скандального ухода из семьи Анна оказалась в изоляции: прежние знакомые и друзья отказались от общения с «падшей женщиной». Поэтому героиня уехала в Италию вместе с Вронским. За границей они узнали много нового и интересного. Анна всерьез увлеклась искусством и чтением. Она повысила уровень эрудиции и стала блестящей собеседницей. Свежие впечатления и новые знакомства отвлекли ее от мрачных мыслей и настроили на позитивный лад. В спокойной обстановке влюбленным никто не мешал строить свою семью и развиваться. Даже Вронский открыл в себе талант живописца. После возвращения из зарубежной поездки Анна блеснула новыми знаниями и покорила даже консервативного Левина, который осуждал ее поступок. Путешествия действительно украсили ее ум.
  12. А. Грин, «Алые паруса». Вера в свое предназначение помогает человеку не сбиваться с пути. Если бы Ассоль пошла на поводу у предрассудков и скептицизма своего окружения, то она бы не дождалась своего капитана. Люди упорно убеждали ее, что предсказание Эгля — всего лишь сказка, и нужно вернуться в реальность, где паруса вовсе не алые. Но Ассоль не сдавалась и мечтала о том, чтобы ее судьба сложилась иначе. И только поэтому Артур услышал вдохновляющую историю о грезах и решил их воплотить в жизнь. Если бы Ассоль перестала верить в себя и свою счастливую звезду, никто не сказал бы капитану о ней. Она ничем бы не выделялась среди других. Вот почему так важно придерживаться своего курса и не позволять другим похоронить свою мечту в руинах сомнений.
  13. А.И. Куприн, «Поединок». Человек «сбился с пути», если чувствует, что находится не на своем месте и делает то, что ему не нравится. Таков, например, главный герой «Поединка». Ромашову не нравится военная служба, ему претит бесконечная муштра без смысла и жалости. Он искренне сочувствует солдатам, с которыми обращаются хуже, чем с животными. Да и успехи у него весьма сомнительные: он хуже всех выступает на смотре и получает выговор. Все указывает на то, что герой ошибся с выбором призвания. У него мягкий характер, чуткая душа, нет достаточно воли и силы, чтобы стать хорошим офицером и построить карьеру. Ему лучше было бы заняться творчеством. А так он стал жертвой местной интриганки и погиб на дуэли с ее мужем. Ромашов не должен был быть в этой части и в этих обстоятельствах, потому что он им не соответствовал, он «сбился с пути».
  14. Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо?». Герои поэмы отправились в странствие по России, чтобы найти счастливого человека. Но в пути крестьяне больше всего времени проводят в беседах с такими же простыми людьми, как они сами. В разговорах они все больше узнают о своем сословии и силе, которая в нем заложена. Они открывают для себя внутренний мир русского народа, его ментальность, обычаи, традиции. Они знакомятся с Власом, Климом, Матреной Тимофеевной, Якимом Нагим. Слушают истории о Савелии, Ермиле Гирине, Якове (холопе), Кудеяре и других людях, которые представляют русский характер и добавляют к нему все новые и новые черты. В путешествии они нашли ответ и на свой исходный вопрос. Счастливцем оказался Гриша Добросклонов, который воспевает силу своих соотечественников и предрекает им большое будущее. Он верит в свою страну, а потому ощущает неподдельное счастье. Вместе с ним путь к процветанию и гармонии с собой нашли и странники. В их внутреннем мире картина мировоззрения прояснилась.
  15. Н.В. Гоголь, «Мертвые души». Куда несется птица-тройка? Этот риторический вопрос задает нам автор «Мертвых душ». А стремится она вперед, к процветанию всего народа и справедливой жизни, наполненной созиданием. И движущей силой России Гоголь считает простых тружеников, которые каждый день обогащают страну своим вкладом в ее развитие. Он с уважением и даже восхищением описывает крестьян Собакевича, которые при жизни проявили большие таланты. А вот самих помещиков автор считает виновниками регресса и отставания страны. Дворяне ничего не делают и ведут паразитический образ жизни, используя подневольный труд других людей. Поэтому вполне логично предположить, что Гоголь видел будущее России в демократических тенденциях: все граждане страны должны иметь равные возможности и права, чтобы у всех был стимул трудиться во благо отчизны.

Материалы для подготовки к итоговому сочинению по направлению «Человек путешествующий»

Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Итоговое сочинение 2021

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека
  

Комментарий от ФИПИ к направлению итогового сочинения: «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»​

Направление сформулировано очень широко — исходя из описания ФИПИ, конкретные темы в рамках данного направления могут касаться следующих аспектов:
· Самопознание, духовные искания на жизненном пути
· Путешествия: как они могут познать мир вокруг себя
· Путешествия во времени
· Научные открытия и их влияние на пути развития человечества; творческие искания

Аспекты направления «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»

Дорога – это не только физическое расстояние, которое человек проходит, двигаясь из пункта А в пункт Б, но также путь в метафорическом смысле, означающий накопление знаний и осмысление опыта в процессе жизни. Жизненный путь похож на странствие или путешествие, ведь во время него тоже нужно преодолевать препятствия, принимать решения и достигать цели, чтобы прийти в конечную точку на маршруте другим человеком, подобно героям классических произведений, которых дорога меняет кардинально

Словарная работа

Маршрут никогда не может быть линейным, он всегда – извилист, иногда – тернист, часто – изобилует внезапными поворотами. Если путь вниз – быстрый и легкий, то дорогу вверх – осилить невозможно без труда, прилежания и самопожертвования. Но ради этого стоит жить, ведь это –  путь к вершине, к себе и к Богу

Для русского этноса передвижения всегда играли заметную роль в жизни, процесс расселения и освоения огромных территорий не закончен и в настоящее время. Русские — движущийся этнос с самосознанием оседлого. Испокон веков в жизни русских присутствовали странники, «калики перехожие», странствующие богомольцы, «нищеброды», коробейники, отходники-промысловики, охотники, беглые крестьяне и каторжники, ушкуйники и разбойники, ямщики, уходившие в дальние извозы, переселенцы, отправлявшиеся искать, кому и где «на Руси жить хорошо», — весь тот российский люд, жизнь которого была связана с постоянными странствиями, передвижениями по путям-дорогам огромной страны

Выражения

Найти свою дорогу в жизни (найти себя) — кстати,
Грудью пролагать себе дорогу (добиваться успеха, преодолевая все препятствия
Выбиваться на (широкую) дорогу (ценой больших усилий и стараний находить своё место в жизни, становиться самостоятельным) Выходить на дорогу (становиться самостоятельным, находить своё место в жизни)
Идти своей дорогой (действовать, поступать самостоятельно)

Афоризмы и цитаты «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»

Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят, что хотят (Данте Алигьери, «Божественная комедия»)
Благими намерениями вымощена дорога в ад (С. Джонсон)
Дороги, которые мы выбираем (О. Генри, «Дороги, которые мы выбираем»)
Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок (С.А. Есенин, «Мне грустно на тебя смотреть…»)

Источник: Статья Фразеологизмы с «дорога» с https://burido.ru/905-frazeologizmy-s-doroga на сайте Буридо

Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят, что хотят (Данте Алигьери, «Божественная комедия»)
Благими намерениями вымощена дорога в ад (С. Джонсон)
Дороги, которые мы выбираем (О. Генри, «Дороги, которые мы выбираем»)
Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок (С.А. Есенин, «Мне грустно на тебя смотреть…»)

Источник: Статья Фразеологизмы с «дорога» с https://burido.ru/905-frazeologizmy-s-doroga на сайте Буридо

Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят, что хотят (Данте Алигьери, «Божественная комедия»)
Благими намерениями вымощена дорога в ад (С. Джонсон)
Дороги, которые мы выбираем (О. Генри, «Дороги, которые мы выбираем»)
Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок (С.А. Есенин, «Мне грустно на тебя смотреть…»)

Источник: Статья Фразеологизмы с «дорога» с https://burido.ru/905-frazeologizmy-s-doroga на сайте Буридо

Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят, что хотят (Данте Алигьери, «Божественная комедия»)
Благими намерениями вымощена дорога в ад (С. Джонсон)
Дороги, которые мы выбираем (О. Генри, «Дороги, которые мы выбираем»)
Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок (С.А. Есенин, «Мне грустно на тебя смотреть…»)

Афоризмы и цитаты «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»

Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят, что хотят (Данте Алигьери, «Божественная комедия»)
Благими намерениями вымощена дорога в ад (С. Джонсон)
Дороги, которые мы выбираем (О. Генри, «Дороги, которые мы выбираем»)
Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок (С.А. Есенин, «Мне грустно на тебя смотреть…»)

Источник: Статья Фразеологизмы с «дорога» с https://burido.ru/905-frazeologizmy-s-doroga на сайте Буридо

Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят, что хотят (Данте Алигьери, «Божественная комедия»)
Благими намерениями вымощена дорога в ад (С. Джонсон)
Дороги, которые мы выбираем (О. Генри, «Дороги, которые мы выбираем»)
Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок (С.А. Есенин, «Мне грустно на тебя смотреть…»)

Источник: Статья Фразеологизмы с «дорога» с https://burido.ru/905-frazeologizmy-s-doroga на сайте Буридо

Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят, что хотят (Данте Алигьери, «Божественная комедия»)
Благими намерениями вымощена дорога в ад (С. Джонсон)
Дороги, которые мы выбираем (О. Генри, «Дороги, которые мы выбираем»)
Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок (С.А. Есенин, «Мне грустно на тебя смотреть…»)

Источник: Статья Фразеологизмы с «дорога» с https://burido.ru/905-frazeologizmy-s-doroga на сайте Буридо

Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага (Китайская поговорка)
Путешествия — это единственное, что делает Вас богаче за потраченные деньги» (Агата Кристи)
Мир — это книга. И кто не путешествовал по нему — прочитал в ней только одну страницу. (Аврелий Августин)
Ковыляющий по прямой дороге опередит бегущего, сбившегося с пути (Фрэнсис Бэкон)
Дорогу осилит идущий (Поговорка)

«Война и мир» Л. Н. Толстой
«Вокруг света за 80 дней» Жюль Верн
«Герой нашего времени» М. Лермонтов
«Шантарам» Грегори Дэвид Робертс
«Дети капитана Гранта» Жюль Верн
«Жена путешественника во времени» Одри Ниффенеггерф
«Горе от ума» А. С. Грибоедов
«Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов

Литературные аргументы

Литературные аргументы

Литературные аргументы

И.А. Гончаров, «Обломов». Человеку мешает двигаться вперед только его лень. Главный герой романа каждый день добровольно проводит в постели, хотя ничем не болен. Он не выходит из душной и неубранной комнаты и довольствуется засаленным халатом, ведь ему никуда не нужно, ничего не хочется. Взрослый мужчина в расцвете сил не работает, не заводит семью, не имеет даже хобби. А тем временем приказчик присылает очередное письмо, сулящее снижение доходов помещика. Что предпринимает Илья Ильич? Ничего. Он так и не находит силы воли, чтобы спасти себя от разорения. Все насущные дела он перекладывает на Штольца, а бытовые обязанности уже лежат на Захаре. Герой ленится встать с кровати и начать жить полноценно. Поэтому в жизни Обломова ничего не меняется к лучшему: он застыл на месте и не развивается. Именно лень тормозит его на жизненном пути

Литературные аргументы

М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени». Автор очень ярко описал приключения Печорина в дороге. Герой путешествовал, чтобы разогнать тоску и получить новые жизненные впечатления. Переезжая с места на место, Григорий находил интересные знакомства и участвовал в авантюрах, которые хоть как-то его развлекали. В Тамани герой раскрыл таинственных контрабандистов и едва не погиб в схватке с Ундиной — ловкой и смелой преступницей. В Кисловодске он встретил давнюю возлюбленную, вскружил голову наивной Мери и убил на дуэли подлеца Грушницкого. А на службе в отдалённом горном селении он украл местную красавицу Бэлу. Все эти приключения выходят за рамки обыденности и волнуют кровь читателя, ведь очень интересно узнавать о необычных случаях из жизни героя, каждый из которых мог закончиться для него гибелью. Описание этих путевых историй и впечатлений интригует и затягивает даже сегодня

Литературные аргументы

А.Н. Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву». В дороге человек лучше всего узнает страну, в которой живет. Народ и его менталитет проявляются наиболее ярко именно в путешествии через города и села. Вот и рассказчик в романе Радищева проехал длинную дорогу из Петербурга в Москву, чтобы увидеть настоящую жизнь крестьян и понять их. Картины нравов и быта простых людей поразили дворянина. Например, он услышал ужасную историю чиновника из уголовной палаты: он рассказал, как его принудили осудить на каторгу тех крестьян, которые спасали девушку от насильника и в пылу драки проломили голову барскому сыну — тому самому преступнику. Такие сведения о бесправии и несправедливости получить можно было только в дороге, ведь простых людей никто не слышал и не защищал. Такая журналистская работа стоила Радищеву нескольких лет заточения, зато она открыла глаза людям на то, что происходит в России

Литературные аргументы

М. Горький, «Макар Чудра». Человек находит в путешествиях ощущение свободы и уникальный жизненный опыт. Например, Макар Чудра не имел образования, но накопил  мудрость, ведь скитался по разных уголкам света. Он знал много необычных историй и стал интересным собеседником. Герой считает, что люди, которые привязаны к одному месту и отказываются от открытия и постижения других, являются настоящими рабами. Их мир однообразен и ограничен, поэтому они ничего не знают о многообразии планеты и не получают всех возможностей, которые нужно искать в странствиях и приключениях. Макар пользовался всеми шансами судьбы, многое осознал и смог построить свою жизнь так, что бы каждый день приносил ему счастье. Его пример убеждает нас в том, что в путешествии каждый человек может найти, в первую очередь, себя

Литературные аргументы

Л.Н. Толстой, «Война и мир». В жизни легко заблудиться и попасть в тупик. Но человека всегда направляет его совесть. Вот и Пьер Безухов, получивший в наследство огромное богатство, был окружен соблазнами. Бесчестные люди вроде Курагиных манипулировали им, чтобы обогатиться за чужой счет. Веселые компании с вином и продажными женщинами, брак по расчету с Элен, лень и чревоугодие роскошного быта — все это отвлекало Пьера от его целей и духовных запросов. Что помогло ему не погрязнуть в обломовщине или разврате светского общества? Совесть. Безухову было стыдно ничего не делать и растрачивать свой капитал впустую. Ему было противно делить жену с другими мужчинами и смиряться с ее кодексом поведения. Он считал безнравственной интеллектуальную бездеятельность большинства. Поэтому Пьер превозмогал себя и направлял все силы на духовный рост. Совесть была его ориентиром

Литературные аргументы

И.А. Бунин, «Чистый понедельник». Чтобы выбрать правильную дорогу в жизни, человеку нужно отгородиться от влияния со стороны и услышать свой внутренний голос. Так сделала и героиня данного рассказа. Она много читала, ходила на развлекательные мероприятия и посещала лекции, словом, вела активный образ жизни. Она познала все особенности мирской жизни и изучила духовное поприще, чтобы выбрать свой путь. Но ее кавалер всячески пытался повлиять на ее решение и навязать ей свое видение их будущего: брак, дети, семейная жизнь. Героиня же не посвящала его в свои планы и оставила последнее слово за собой. Девушка не стала доверять свою судьбу другим людям и сама все решила. Она избрала религиозный сан и отказ от мирской суеты. Это больше соответствовало ее натуре, а значит, дорога была верной. Только самостоятельность выбора помогает не ошибиться

Литературные аргументы

М.Ю. Лермонтов, «Песня про купца Калашникова». Дорога чести и сегодня является единственно правильным направлением. Вспомним историю купца Калашникова: Степан защитил честь своей семьи в поединке после того, как любимец царя прилюдно опозорил его супругу своими домогательствами. Алена Дмитриевна была верной женой, но теперь кто угодно мог в этом усомниться. И Степан понял, что Кирибеевич не отступится, так и будет преследовать Алену Дмитриевну, ведь ему ничего за это не будет. Любой современный мужчина поступил бы на его месте точно так же: наказал обидчика, пресек домогательства и всем показал, что подобное деяние влечет за собой ответственность. В наши дни для этого есть правовые инструменты, но тогда человек мог отстоять свою семью только в кулачном бою и по всем правилам поединка. Но суть у этих явлений одна: дорога чести определяет наши поступки в любом месте и в любое время

Литературные аргументы

А.С. Грибоедов, «Горе от ума». Качественное образование и опыт зарубежного туризма помогают человеку накапливать практический и духовный опыт. Например, Александр Чацкий до своего отъезда за границу спокойно общался с Фамусовым и его дочерью, но не вступал в такие ожесточенные конфликты, свидетелями которых мы становимся после его возвращения. Александр вышучивал некоторых представителей фамусовского общества и только. Но истинное положение России он увидел только тогда, когда провел в иностранных государствах три года и получил фундаментальное образование. Новый опыт открыл ему глаза на все социальные проблемы, которых в упор не замечали те, кто так и остался в Москве наедине с французиками из Бордо. Кругозор Чацкого расширился, и он понял, почему Россия отстает, а все его соотечественники копируют любую зарубежную тенденцию. Причинами глобального отставания его Родины были крепостное право, кумовство и блат во власти, казнокрадство, невежество и другие явления. Но смог бы Александр их заметить, если бы не приобрел те знания, навыки и впечатления, которые подарило ему это путешествие? Нет. Практический и духовный опыт не приобретается теми, кто не выходит из зоны комфорта и не пробует что-то новое

Литературные аргументы

Н.М. Карамзин, «Бедная Лиза». Судьбу человека меняет любовь. Это чувство является ядром семьи и движущей силой человеческой цивилизации, и, конечно, оно способно менять направление жизни людей. Лиза надеялась, что это изменение маршрута станет для нее счастливым билетом. Она полюбила дворянина Эраста, и эти эмоции были взаимными. Влюбленные много времени проводили вместе и планировали пожениться. Но Эраст, добившись близости до брака, охладел к предполагаемой невесте. Он пошел в армию, а обратно пришел не с победами, а с долгами. Чтобы решить финансовые вопросы, герой нашел богатую вдову и собрался под венец. А обманутая Лиза осталась с разбитым сердцем. А ведь в свое время сын преуспевающего крестьянина предлагал ей брак, но она отказалась, ведь любила другого. Ее судьба могла бы сложиться иначе, не будь Эраста. Но роковая любовь загнала девушку в тупик: она утопилась

Литературные аргументы

А. Грин, «Алые паруса». Вера в свое предназначение помогает человеку не сбиваться с пути. Если бы Ассоль пошла на поводу у предрассудков и скептицизма своего окружения, то она бы не дождалась своего капитана. Люди упорно убеждали ее, что предсказание Эгля — всего лишь сказка, и нужно вернуться в реальность, где паруса вовсе не алые. Но Ассоль не сдавалась и мечтала о том, чтобы ее судьба сложилась иначе. И только поэтому Артур услышал вдохновляющую историю о грезах и решил их воплотить в жизнь. Если бы Ассоль перестала верить в себя и свою счастливую звезду, никто не сказал бы капитану о ней. Она ничем бы не выделялась среди других. Вот почему так важно придерживаться своего курса и не позволять другим похоронить свою мечту в руинах сомнений

Литературные аргументы

Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо?». Герои поэмы отправились в странствие по России, чтобы найти счастливого человека. Но в пути крестьяне больше всего времени проводят в беседах с такими же простыми людьми, как они сами. В разговорах они все больше узнают о своем сословии и силе, которая в нем заложена. Они открывают для себя внутренний мир русского народа, его ментальность, обычаи, традиции. Они знакомятся с Власом, Климом, Матреной Тимофеевной, Якимом Нагим. Слушают истории о Савелии, Ермиле Гирине, Якове (холопе), Кудеяре и других людях, которые представляют русский характер и добавляют к нему все новые и новые черты. В путешествии они нашли ответ и на свой исходный вопрос. Счастливцем оказался Гриша Добросклонов, который воспевает силу своих соотечественников и предрекает им большое будущее. Он верит в свою страну, а потому ощущает неподдельное счастье. Вместе с ним путь к процветанию и гармонии с собой нашли и странники. В их внутреннем мире картина мировоззрения прояснилась

Литературные аргументы

Н.В. Гоголь, «Мертвые души». Куда несется птица-тройка? Этот риторический вопрос задает нам автор «Мертвых душ». А стремится она вперед, к процветанию всего народа и справедливой жизни, наполненной созиданием. И движущей силой России Гоголь считает простых тружеников, которые каждый день обогащают страну своим вкладом в ее развитие. Он с уважением и даже восхищением описывает крестьян Собакевича, которые при жизни проявили большие таланты. А вот самих помещиков автор считает виновниками регресса и отставания страны. Дворяне ничего не делают и ведут паразитический образ жизни, используя подневольный труд других людей. Поэтому вполне логично предположить, что Гоголь видел будущее России в демократических тенденциях: все граждане страны должны иметь равные возможности и права, чтобы у всех был стимул трудиться во благо отчизны

Темы сочинений

Что мешает человеку двигаться вперед? 
Для чего люди путешествуют? Что человек находит в путешествиях?
Как не потерять свою дорогу в жизни?
Как Вы понимаете выражение «пошел по кривой дорожке»?
Как выбрать правильную дорогу в жизни?
Дорога чести: вечный ориентир или устаревшее понятие?
Как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт?

Существует огромное количество трактовок слова честь, но для меня честь — это достойные уважения и гордости моральные качества человека. Что значит идти дорогой чести? Я думаю, что это значит жить по велению сердца и разума одновременно, быть честным перед собой и другими, просто быть человеком способным на благие поступки, достойные уважения. Тему чести затрагивали такие писатели как А.С. Пушкин и М.А. Шолохов. Давайте обратимся к их произведениям.

В романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» главный герой Пётр Гринёв является примером чести. Он по жизни следует наказу своего отца: «береги честь смолоду». Гринёв слушает своё сердце, когда принимает какие-либо решения. В Белогорской крепости между главным героем и Швабриным возникает конфликт. Швабрин оговаривал Машу Миронову, это не устраивает главного героя, он принимает вызов Алексея Ивановича и идёт на дуэль. Позже, когда Пугачёв захватывает крепость всем грозит смертная казнь, но присягнув бунтовщикам смерти можно избежать. Швабрин принимает сторону Пугачёва, чтобы спасти себя, а Пётр Гринёв остаётся верен государству и предпочитает казнь, потому что он несёт честь офицера и будет верен ей всегда.

В рассказе Шолохова «Судьба человека» также поднимается тема чести. Главный герой Андрей Соколов даже в критической ситуации, когда на кону стоит его жизнь не отказывается от своей «веры», остаётся на стороне чести и достоинства. Главный герой попадает в плен и на допросе у Мюллера отказывается пить за «побуду немецкого оружия», Андрей Соколов
Сказал: «Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?!». Одна только мысль об этом у Андрея Соколова вызывает недоумение и ужас. Герой ведёт себя уверенно, хладнокровно, он не молит о пощаде и смерть ему не страшна, ведь Соколов знает, что, если даже отдаст жизнь, то только за Родину. Мужчина одерживает моральную победу перед немецким комендантом, потому что, даже смотря в лицо смерти, он не забывает о чести и достоинстве.

Таким образом, идти дорогой чести значит быть верным своим моральным принципам, быть верным своей Родине, предоставлять помощь тем, кто в ней нуждается и быть искренним человеком с чистой душой.

Здравствуйте, Емельяна!

Вам удалось раскрыть тему и привести корректные примеры, пишете вы без орфографических ошибок, но стоит обратить внимание на речевые и пунктуационные.

В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.

К1 (соответствие теме) + 1 балл

Сочинение соответствует теме.

К2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл

Анализ произведений выполнен на среднем уровне.

К3 (логика и композиция) + 1 балл

для меня честь — это достойные уважения и гордости моральные качества человека.

Это определение из википедии, не ваше :)

В Белогорской крепости между главным героем и Швабриным возникает конфликт.

Непонятно, откуда взялись крепость и Швабрин. Надо вводить героев в текст.

Главный герой попадает в плен и на допросе у Мюллера отказывается пить за «побуду немецкого оружия», Андрей Соколов
Сказал: «Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?!».

Вы не говорили, что речь идет о войне. Рассказывайте в расчете на человека, который ничего не знает о произведении.

К4 (речь) + 1 балл

В романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» главный герой Пётр Гринёв является примером чести.

примером человека чести

В романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» главный герой Пётр Гринёв является примером чести. Он по жизни следует наказу своего отца: «береги честь смолоду». Гринёв слушает своё сердце, когда принимает какие-либо решения. В Белогорской крепости между главным героем и Швабриным возникает конфликт. Швабрин оговаривал Машу Миронову, это не устраивает главного героя, он принимает вызов Алексея Ивановича и идёт на дуэль.

Знаете, не вполне уместно одного называть по фамилии, а второго — главным героем… А кто такой Алексей Иванович, вы не говорите… То есть Швабрин — Алексей Иванович, а Гринев — просто Петр или главный герой. Выглядит довольно странно.

Швабрин принимает сторону Пугачёва, чтобы спасти себя, а Пётр Гринёв остаётся верен государству и предпочитает казнь, потому что он несёт честь офицера и будет верен ей всегда.

У вас так сказано, будто он и впрямь был казнен…

Верен — повторы. Несет честь офицера — некорректно, можно: остается человеком чести.

В рассказе Шолохова «Судьба человека» также поднимается тема чести.

Тему нельзя поднять, можно раскрыть. Поднять можно проблему (но не чести).

Главный герой Андрей Соколов даже в критической ситуации, когда на кону стоит его жизнь не отказывается от своей «веры», остаётся на стороне чести и достоинства.

а что за «вера» в кавычках?

Не удаются вам сочетания с честью… не может быть стороны чести и достоинства.

плеоназм, чужой Родины не бывает

К5 (грамотность) + 1 балл, всего допущено ошибок: 10

Орфография

Нет ошибок.

Пунктуация

Я думаю, что это значит жить по велению сердца и разума одновременно, быть честным перед собой и другими, просто быть человеком ЗПТ способным на благие поступки, достойные уважения.

Обособленное определение

Тему чести затрагивали такие писатели ЗПТ как А.С. Пушкин и М.А. Шолохов.

Обороты с союзом «как» выделяются запятыми, если в основной части предложения имеется указательное слово «такой».

Главный герой Андрей Соколов даже в критической ситуации, когда на кону стоит его жизнь ЗПТ не отказывается от своей «веры», остаётся на стороне чести и достоинства.

Конец придаточного предложения.

Сказал: «Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?!».

Точка после кавычки не ставится, если в кавычках есть вопросительный или восклицательный знаки.

Герой ведёт себя уверенно, хладнокровно, он не молит о пощаде ЗПТ и смерть ему не страшна, ведь Соколов знает, что, если даже отдаст жизнь, то только за Родину.

Запятая между частями сложносочиненного предложения нужна.

А вот между ЧТО ЕСЛИ — нет, так как дальше стоит ТО.

Таким образом, идти дорогой чести ТИРЕ значит быть верным своим моральным принципам, быть верным своей Родине, предоставлять помощь тем, кто в ней нуждается ЗПТ и быть искренним человеком с чистой душой.

Конец придаточного предложения.

Грамматика

Главный герой попадает в плен и на допросе у Мюллера отказывается пить за «побуду немецкого оружия», Андрей Соколов
Сказал: «Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?!».

Нарушение границ предложения, тут уместна точка, далее идет прямая речь.

Мужчина одерживает моральную победу перед немецким комендантом

одержать победу НАД

Общий вывод по работе

Итак, Емельяна, ваше сочинение оценивается на «зачет», но обратите внимание на аргументацию: описывать сюжет надо так, чтобы любому человеку были понятны обстоятельства, место и время действия и т. д., а героев надо вводить в текст. И у вас проблемы с лексической сочетаемостью, когда речь заходит о нравственных категориях. Возможно, стоит просмотреть темы ИС и попытаться найти устойчивые сочетания с такими словами…

Удачи!

  • Сочинения
  • 11 класс
  • Что значит идти дорогой чести 11 класс (итоговое сочинение)

Честь – довольно широкое понятие. Оно указывает на высокие моральные качества и этические принципы человека, которые вызывают уважение и гордость. В первую очередь, речь идёт о таких чертах характера, как порядочность, достоинство и благородство.

Оно же подразумевает и сохранение человеком своего честного имени, репутации.Как своей, так и чужой.

Кроме того, честь всегда проявлялась в любви к Родине и её народу. Того, кто мужественно и героически защищал своё Отечество, люди всегда уважали, почитали его не только героем, но и человеком чести.

Иными словами, честь, как утверждал Аристотель, это награда, присуждаемая человеку «за его добродетели». И, лишившись её, человек теряет себя. Ведь сверх того, «уже ничего потерять нельзя». Так считали древние, так сейчас считают и их потомки.

Противоположность чести – бесчестие. Это не только подлые поступки человека, его трусость, безнравственность, слабость и беспринципность. Это позор, вызывающий лишь презрение.

Понять и прочувствовать, что такое честь или бесчестие, можно только тогда, когда человек оказывается в экстремальной ситуации. В ситуации, когда ему приходится сталкиваться с проблемой нравственного выбора. И выбор этот ему приходится делать в полном одиночестве.

О чести и человеческом бесчестии писали много. Но, пожалуй, наиболее ярко она раскрыта в повести «Тарас Бульба».

Андрий, один из сыновей Тараса, был смелым, очень весёлым и красивым молодым казаком. Он любил сражения, даже искал их. Но с ранних лет он чувствовал некую «потребность» в любви. Он любил и жалел мать, ценил её труд, ощущал её материнскую боль, её любовь.

Но именно Андрий стал предателем. Он променял не только свою, но и честь близких ему людей, Родину на любовь гордой полячки. Тем самым он подверг позору и себя, и свою семью.

Тарас Бульба, отец двух непохожих друг на друга сыновей, был его прямой противоположностью. Именно о таких людях говорят, что идут они по жизни дорогой чести. Он любил Андрия, но, поборов отцовские чувства, поступил с ним по совести: он зарубил сына. Этим поступком он доказал доверявшим ему людям, казакам, что для него честь превыше всего. Превыше самой жизни.

Остап, как и его отец, тоже принял мученическую смерть от рук ненавистных ему ляхов. Во время казни гордый и смелый Остап не проронил ни одного стона. Он умер, прославляя свой смелый и сильный народ.

Эта же тема красной нитью проходит через всю пушкинскую повесть о капитанской дочке.

Гринёв, один из героев произведения, уезжая на службу, получает главный отцовский наказ: беречь честь.

На протяжении всей повести он беспрекословно следует этому правилу. Даже, имея возможность спастись, он не переходит на сторону бунтовщика Пугачёва: честь офицера, присягнувшего императрице, для главного героя не просто слова. Это его правила жизни, его убеждения.

Полной его противоположностью является лживый, лицемерный и трусливый офицер Швабрин, для которого оклеветать дочь капитана и перейти на сторону врага – обычное дело.

В повести автор особо заостряет внимание читателей на том, что не каждый может следовать дорогой чести. Она, эта дорога, сложна. Ведь дорога чести – это тот жизненный путь, который человек выбирает сознательно.

Особо чётко значение указанных слов раскрывается и в повести В. Быкова о партизанах, которые попали в руки фашистов.

Сотников, сын русского офицера, преподаватель, попав в руки полицаев, пережив все пытки, с достоинством встречает последние минуты жизни. Он сожалеет лишь об одном: вместе с ним гибнут невиновные.

Рыбак, член местного партизанского отряда, ведёт себя иначе. Испугавшись, он переходит на сторону врага. Сохранив себе жизнь бесчестием, он участвует в убийстве русского офицера. Его путь – это путь предателя, путь, с которого уже не свернуть.

Конечно, каждый может ошибиться, и каждый имеет на неё право. Но учиться жить по совести – это, если и не обязанность, то нравственная возможность каждого человека жить честно.

Ведь дорога чести – это не только умение отстаивать свои взгляды, своё достоинство в непростых жизненных ситуациях, но и решимость вставать на защиту слабых и обездоленных. Это сложный выбор. Но он есть.

Итоговое сочинение 11 класс

Картинка к стихотворению Что значит идти дорогой чести 11 класс (итоговое сочинение)

Что значит идти дорогой чести 11 класс (итоговое сочинение) Анализ стихотворения

Популярные темы анализов

  • Сочинение Что значит идти дорогой чести 11 класс (итоговое сочинение)

    Честь – довольно широкое понятие. Оно указывает на высокие моральные качества и этические принципы человека, которые вызывают уважение и гордость. В первую очередь,

  • Анализ стихотворения Есенина Мои мечты

    Стихотворение «Мои мечты» поэт написал незадолго до своего отъезда в Москву. В нём автор предпринял попытку сформулировать свои чаяния и надежды относительно новой страницы в собственной биографии.

  • Анализ стихотворения Есенина Тебе одной плету венок

    Есенин, подарил этому миру, множество литературных шедевров, которые и по сей день вызывают у читателей и любителей русской поэзии неведомое восхищение. Все свои стихи, он посвящал женщинам, Родине, своему, родному народу,

  • Анализ стихотворения Пушкина Цветок

    Огромное количество произведений русских писателей и поэтов содержит упоминания о растениях. Среди них ярким пятном выделяется изображение цветов, которые в разных своих проявлениях — формах, цветовых оттенках,

  • Анализ стихотворения Анненского Снег

    Иннокентий Федорович Анненский долго не мог определиться с вариантом стихотворения Снег, который хотел бы напечатать, так как их было целых пять.

  • Дорога пустынна как пишется и почему
  • Дорога пройдена как пишется
  • Дорога недолгая как пишется
  • Дорога не широкая но удобная как пишется
  • Дорога не освещена как пишется слитно или раздельно