- Сочинения
- По литературе
- Чехов
- Проблема счастья в пьесе Вишневый сад
Проблема счастья в пьесе Вишневый сад Чехова сочинение
Что такое счастье и как стать счастливым? Каждый человек осмысливает это по-своему и все к нему стремятся. Хотят стать счастливыми и персонажи «Вишневого сада» Чехова. Но вот никак у них это не получается.
Читая пьесу, можно определить, что проблема счастья в ней поднимается автором на первый план, ибо все герои на протяжении произведения думают и размышляют о нем, мечтая быть счастливыми. Понятие счастья у каждого из них разное и вишневый сад как бы определяет это понятие, ибо для кого-то сад приносит прибыль и это является счастьем, а для кого-то сад – это духовное начало. Как же ищут счастье герои пьесы и находят ли его?
Любовь Раневская, не найдя счастья и потеряв сына, уезжает из страны, но и в Париже она не находит себя. Любимый человек обворовывает ее, и она возвращается на родину, в свое родовое имение. Ее встречает вишневый сад, сад, где беспечно в радостно прошли ее детские и юношеские годы. Именно здесь у нее появляется надежда вновь обрести счастье. Но эта надежда тает, ибо она понимает, что не сможет содержать имения, и вынуждена его продать.
Да, ей искренне жалко вишневого сада, но выхода она не находит, или, вернее, не хочет искать, не может бороться за свое счастье. Она могла бы что-то придумать, чтобы спасти сад, но этого не случилось и ее счастье осталось лишь в приятных воспоминаниях о безмятежном детстве. Только тогда Раневская была счастлива.
Очень похож в отношении взглядов на счастье и брат Раневской – Гаев, которому также невдомек бороться для того чтобы стать счастливым. Он также вспоминает о былых беззаботных временах.
Гаев и Раневская считают, что они несчастны потому, что так должно быть и ничего невозможно изменить. В этом их грубая жизненная ошибка.
Не находит счастья в пьесе и Лопахин. Он вроде и доволен, что приобрел сад и имение, где его родные были крепостными. Но вот какое-то чувство вины перед садом, который гибнет от его руки, не дает ему быть счастливым.
Много о счастье рассуждает Петя Трофимов. В его речах просматривается философский взгляд на счастье. Петя не считает себя счастливым, да он им никогда и не был, но он свято верит в то, чтобы им стать, нужно прочно порвать с прошлым и начать жизнь заново. Может он в чем то и прав. Петя ждет счастья в будущем не только для себя, но и для всей страны.
Счастье в понимании Вари – уйти в монастырь, но денег для этого нет. Она надеется на помощь Лопахина, но скорее всего тот ей не поможет.
Все эти персонажи в понимании счастья в чем-то схожи и только одна Анна уверена в том, что все будет хорошо. Она без сожаления покидает имение и утешает мать. Она верит в светлое будущее, в то, что они посадят новый сад, еще лучше прежнего. Видимо только Анна и будет счастлива.
Чехов мастерски изобразил в пьесе все проблемы несчастных людей и почему они несчастны, а также в образе Анны показал как можно стать счастливым.
2 вариант
Автор произведения Вишневый сад является Антон Павлович Чехов, начало своего произведения он начинает с описания прекрасного сада в котором провело всю свою жизнь старое поколение. На протяжении всего произведения можно увидеть, как главные персонажи рассказа пытаются обрести счастье, тем или иным способом. Они искренне хотят почувствовать счастье в своей жизни, однако назвать их жизнь счастливой никак нельзя.
Каждый главный герой понимает значение слова, счастье, по-своему. Например главная героиня Любовь Раневская, проживала долгое время в центре Франции, вместе со своей дочерью. Она уехала из Вишневого сада несколько лет назад, В этом саду она испытала как счастье, так и горе. Всё своё детство и жизнь она провела в саду своего имения. Для неё это было особенное место воспоминаний, счастливо прошлого. Именно в этом саду она потеряла своего единственного сына. После потери, которого она уехала жить во Францию. Но там, так и не сложились отношения с её возлюбленным, спустя долгое время проживания вместе, он обворовывает её и убегает.
Сама мысль о продаже Вишневого сада угнетает главную героиню. Ведь она провела в этом саду всю жизнь и он служит ее воспоминанием о прошлом, которое так и не удастся вернуть. Однако несмотря на это, главная героиня не торопится что-либо предпринимать, для того чтобы спасти сад от вырубки. Она всю жизнь провела тратя впустую деньги.
Следующим главным героем, а также представителем старого поколения, является её брат. Сам по себе, этот человек добрый, он любит помечтать. Однако его мечты не приводят ни к чему хорошему, ведь они остаются только мечтами. Это человек, который не способен ничего сделать самостоятельно, для того чтобы исправить ситуацию. В его голове мелькают отличные мысли, а также появляются гениальные планы потому как спасти Вишневый сад. Он много размышляет и думает о том, как наладить жизнь. Но к сожалению его размышления не приводят ни к чему, он, как и его сестра не готов менять свои жизненные устои, для того чтобы спасти имение от разорения.
В то же самое время автор пытается показать читателю, совершенно другую сторону медали. Он показывает в противовес, молодое, подрастающее поколение, которое готово экспериментировать и изменять свою жизнь в лучшем направлении. Именно они и пытаются показать своему читателю, что в будущем, сокрыто истинное счастье. Которое способно изменить жизнь каждого.
Сочинение
Как найти счастье в жизни и что это такое? Люди понимают счастье по-своему. Абсолютно каждый хочет его обрести. Но как же это сделать? В пьесе Антона Павловича Чехова «Вишневый сад» остро поднята проблема счастья. Как понимают счастье герои пьесы? О чем они рассуждают? Легко ли найти счастье, и в чем оно заключается? Об этом и повествует нам Чехов.
У каждого персонажа пьесы понятие счастья свое, они мечтают стать счастливыми. И вишневый сад будто бы определяет это понятие: кому-то он доставляет доход, в котором заключается счастье, для кого-то он душевный исток.
Одна из главных героинь Любовь Раневская потеряла радость к жизни после смерти сына, уехала во Францию, но не смола найти себя там. А после того как возлюбленный обворовал ее, она вернулась домой, в свое родовое имение. Она опять оказалась в своем вишневом саду, где провела детство и юношество, где когда-то была счастлива. Она вновь испытала надежду стать счастливой. Но Раневская быстро перегорела, поняв, что больше не сможет содержать имение.
Она не находит в себе силы искать выход, чтобы спасти имение от продажи, тешит себя своими детскими воспоминаниями о саде, и не хочет бороться. А, может быть, для нее это счастье – вспоминать.
Брат главной героини Гаев очень похож на свою сестру в рассуждениях о счастье. Он только и делает, что вспоминает прошлые счастливые годы.
Они оба думают, что это судьба, что ничего нельзя изменить.
Несчастен и Лопахин. С одной стороны он рад, что купил имение и вишневый сад, где его семья была крепостной. Но то, что сад погибает от его рук, не дает ему покоя, и он не может быть счастливым.
Петя Трофимов говорит о счастье по-философски. Он никогда не был счастлив, но упрямо верит, что все впереди. Нужно только начать жизнь с чистого листа. И все обязательно образуется и у него, и людей, и у всей страны в целом.
Счастье для Вари – жизнь в монастыре. Но для этого необходимы деньги. Она ждет, что ей поможет Лопахин, но скорее всего не стоит рассчитывать на его помощь.
Эти герои чем-то похожи в рассуждениях о счастье. А вот Анна мыслит по-другому. Она абсолютно уверена, что все наладится. Героиня не сожалеет, что они продают имение. И вера в светлое будущее, что будет новое имение, новый сад, дает ей энергию жить. И она счастлива благодаря этой вере.
Автор профессионально рассмотрел проблему счастья в своей пьесе. И персонаж Анны это доказал.
Также читают:
Картинка к сочинению Проблема счастья в пьесе Вишневый сад
Популярные сегодня темы
- Сочинение Судьба мастера в России (Левша) (6 класс)
Сюжет повести Николая Лескова «Левша» разворачивается вокруг смешения реальных исторических и выдуманных автором событий, начало которых происходит во времена правления императора Александра Первого
- Анализ рассказа Тёплый хлеб Паустовского
Спустя 9 лет после окончания Великой отечественной войны, в 1954 году, талантливый советский писатель и военный корреспондент, Константин Паустовский, пишет своё произведение «Теплый хлеб»
- Анализ поэмы Облако в штанах Маяковского
Произведение создается в период творчества поэта, в котором он испытывает неразделенное чувство любви.
- Анализ произведения Рикки Тикки Тави Киплинга
Киплинг начинает свою историю как басню. В таких историях животные приобретают черты человека, и их действия отражают определенные истины о поведении человека. Здесь Киплинг использует мангуста для воплощения
- Григорий Мелехов в поисках правды — сочинение (Тихий Дон)
Мелехов Григорий является основным героем произведения Тихий Дон. Его можно охарактеризовать как натурального донского казака, трудоголика и хозяйственный человека. В довоенное время он был весельчаком
Что такое счастье
Бытует мнение, что счастье — это состояние, при котором человек доволен своей жизнью. Ему не хочется перемен и не кажется, что все может стать лучше. Такое состояние удовлетворенности со временем исчезает. Человек начинает метаться в поисках новых ощущений, борьбы за лучшее существование. Чаще всего мотиватором является зависть, месть, реже им руководят порывы осчастливить окружающих, изменив к лучшему чужую жизнь.
Достижение истинной радости, поиск и осмысление этого понятия — проблема, с которой приходится сталкиваться каждому герою пьесы.
Мнение персонажей
Проблема человеческого счастья в произведениях Чехова затрагивается не впервые. Но в пьесе она служит одной из ключевых тем. Ведь герои постоянно говорят о счастье. И в разговорах этих не замечают, как противоречат друг другу, ведь у каждого свое понимание идеального мира:
- Раневская грустит о прошлых временах. Для нее родовое поместье, как и вишневый сад, — символ ушедшей молодости, память о беззаботных годах. Она подсознательно хочет вернуться в то время, когда ей не нужно было ни за что отвечать.
- Ее брат Гаев — еще один инфантильный персонаж. Он также не настроен нести ответственность за что-либо, неспособен завоевывать авторитет способами иными, чем банальный подкуп. Лишившись денег, он потерял всех своих «друзей», а также возможность удовлетворить свои потребности: играть в бильярд, есть нравящуюся еду, рассказывать свои истории внимательным слушателям.
- Лопахин несчастен по-своему, ведь для него уничтожение вишневого сада — путь к будущему, где он поднимается над своим окружением и разорившимися дворянами. При этом Лопахин помнит, что сад был посажен руками его предков — простых крестьян. Разрушая сад Раневской, он одновременно мстит за прошлое своей семьи, а также за безответную любовь. Счастья при этом он не приобретает, ведь его желания остаются неудовлетворенными, а месть и мечты о грядущем богатстве не приносят положительных эмоций.
- Варвара, приемная дочь Раневской, чем-то похожа на свою воспитательницу. Она ищет счастья в приземленных, обыденных вещах. Предел ее желаний — уход в монастырь, но для этого у нее нет средств.
- Петр Трофимов — единственный, кто озвучивает свои стремления достичь счастья, постоянно обсуждает с другими его проблематику, советует Ане не искать его в любви. Этот персонаж противопоставляется Раневской и Гаеву: он видит счастье не в прошлом, а в будущем. И для наступления этого состояния от прошлого надо избавиться.
- Аня, дочь Раневской, на свою мать непохожа. Она также беспокоится о будущем, но видит его светлым, радужным. Практически ребенок, она верит, что, приложив должные усилия, сможет добиться желаемого. В конце пьесы она единственная, кто не опускает руки: собирается уехать учиться, а затем — посадить сад «лучше прежнего».
Проблемы героев во время поиска
Эти люди настолько разные, что не слышат друг друга, поэтому еще одна проблема персонажей — непонимание и отсутствие признания.
Ведь для многих счастье — это не только осуществление его собственной мечты или приятные воспоминания.
Счастливым человека также делает осознание: его слышат и понимают другие люди, он не одинок в своих мечтах, намерениях и стремлениях. Каждый из этих персонажей остается одиноким, непонятым и непризнанным.
Если представления о счастье легко проследить при прочтении пьесы, то мотивацию героев и их пути достижения цели Чехов провел в произведении скрытой канвой. Если внимательно изучить текст пьесы, придется признать: кроме Ани, ни один из героев не пытается предпринять какие-то шаги для достижения цели:
- Раневская лишь сожалеет о своем вишневом саде, а во время торгов, когда решается судьба ее родового гнезда, устраивает бал.
- Гаев стремится решить свои проблемы за счет других людей, но также не прикладывает существенных усилий для спасения поместья.
- Лопахин уделяет все внимание только материальным делам, а о великодушии и других высоких понятиях способен лишь рассуждать.
- Разговорами ограничиваются и Трофимов с Варварой.
Только Аня строит реалистичные планы и предпринимает шаги для их осуществления. Ей небезразлично собственное будущее. Немаловажно, что она уже чувствует себя счастливой в начале пути к собственной цели. Уезжая из поместья в неизвестность, она сохраняет веселое расположение духа и находит силы утешить мать.
Подводя итоги эссе, стоит учесть ситуацию в России, которая сложилась к началу 20 века. Чехов написал «Вишневый сад» в 1903 году. Принято считать, что под садом писатель подразумевал страну, которую начнут менять, уничтожая старые порядки. Если эта теория верна, то одновременно с ней становится понятным и другой посыл истории поместья Раневской.
Заключается он в том, что счастье способен найти только человек, который не опускает руки и готов бороться ради достижения своей цели, а не молча плыть по течению, жалуясь на судьбу.
Еще материалы по пьесе А. Чехова «Вишневый сад»:
- «Вишнёвый сад» — краткое содержание пьесы А. П. Чехова
- Смысл названия пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад»
- Гаев Леонид Андреевич — образ и характеристика героя в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»
- Фирс — характеристика лакея из пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад»
- Петя Трофимов — характеристика персонажа пьесы А.П. Чехова «Вишнёвый сад»
- Ермолай Алексеевич Лопахин — характеристика героя в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»
- Сочинение на тему: «Почему А.П. Чехов назвал «Вишневый сад» комедией?»
- Раневская Любовь Андреевна — характеристика героини из пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад»
Проблема счастья в пьесе Чехова «Вишневый сад»
Что такое счастье
Проблема счастья в пьесе Чехова «Вишневый сад» стала одной из важнейших во всем произведении. И это не удивительно, ведь в ней нет счастливых персонажей, хотя о нем много говорят и вспоминают. Если посмотреть в словаре, то счастье обозначает чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. А соответствует ли состояние героев этому определению необходимо разобраться. Проблема человеческого счастья у многих писателей занимает главное место, ведь не будучи счастливым, человек не может в полной мере наслаждаться жизнью, и его отсутствие толкает людей на его поиски, тем самым становясь первопричиной возникновения разнообразных конфликтов. Для кого-то счастье – добиться признания, успеха, любви, справедливости, богатства, здоровье близких, покой, да и мало ли чего еще человеку необходимо для ощущения полного удовлетворения. Счастье может заключаться и в овладении чем-то материальным. Для героев пьесы счастье духовное неотрывно связано с вишневым садом, ставшим символом недосягаемой или потерянной мечты. А сам сад рассматривается в отношении к нему с двух сторон – одна сторона сугубо материальная, предназначенная только для получения прибыли, другая – эстетическая, умение восхищаться им и ценить его красоту. Так что же такое счастье для героев и почему проблема счастья в пьесе «Вишневый сад» заняла центральное место? Чтоб ответит на этот вопрос необходимо проанализировать действия персонажей.
Поиски счастья героями пьесы «Вишневый сад»
Для каждого разумного существа есть свое определение счастья. Но, как правило, у близких людей это понятие примерно одинаковое, а вот у чеховских персонажей «Вишневого сада» нет единого мнения на этот счет. Люди не могут быть абсолютно счастливы всегда, ведь тогда им просто не к чему будет стремиться, не с чем будет сравнивать прожитые годы, пережитые эмоции. Поиски счастья легли в основу проблематики пьесы «Вишневый сад»
Раневская возвращается в свое имение. Она устала от заграничной жизни, любовные отношения вымотали её. Любовь Андреевна рада увидеть дом и сад неизменными, такими, какими она их и оставила и это дает ей ощущение, что все будет хорошо, но покоя она все равно так и не находит. В чем же заключено счастье для нее? А оно осталось в прошлом, в ее детстве и юности, когда она не задумывалась, в первую очередь, о бытовой составляющей жизни. Раневская наслаждалась ею. Будучи ребенком, она играла в вишневом саду, потом она влюбилась под сенью этих вишневых деревьев в человека не своего круга, но такого же легкомысленного, как и она. Очевидно, именно в эти моменты Любовь Андреевна была счастлива. Промотав состояние, ее муж скончался от пьянства. Но на смену ему пришла пагубная страсть, буквально сжигающая Раневскую, к недостойному человеку. После гибели сына Гриши, обвинив себя в этой трагедии, она бежит. Бежит от себя, от места, где погиб ее ребенок, от своего любовника, чувства к которому затмили для нее все вокруг. Но и в далеком Париже она не смогла быть счастлива. Возлюбленный нашел ее, и, обобрав, бросил. Что же мешает ей быть счастливой?
Дело ,наверное, в том, что она ищет счастье в других людях, в предметах. Ей необходима привязанность к кому-то или чему-то. В прошлом она была счастлива в своем доме, и вишневый сад живое напоминание о нем, поэтому ей так тяжела мысль о его разрушении, ведь без него о счастье не останется даже памяти. «Несчастье представляется мне до такой степени невероятным, что даже не знаю, чего думать, теряюсь» – говорит Раневская.
Гаев очень похож на сестру. Для него счастье так же осталось в прошлом. Но он менее требователен к счастью. Леониду Андреевичу бы леденцов по – больше, да бильярдный стол под рукой, да пару слушателей для его красивых речей. Только состояние на леденцах-то уже проедено, играть не с кем особо. А когда хочет блеснуть красноречием, все над ним посмеиваются и просят замолчать. Даже лакей Яшка позволяет язвительные реплики в его сторону.
Раневская и Гаев прекрасно понимают, что не смогут вновь стать счастливыми, считая, что это судьба их такая и расплата за грехи, совершенно не осознавая, что их счастье зависит только от них самих, от того, смогут ли они начать новую жизнь.
Может ли быть счастлив Лопахин? Сад для него напоминание о его корнях, ведь его предки были крепостными, и их руками это сад был посажен. Он ликует, став его хозяином. Вот казалось бы истинное счастье, стать господином там, где дед с отцом гнули спину. Но, почему-то счастье не приходит…Лопахину горько от осознания того, что именно от его рук погибнет сад, пусть даже он получит новую жизнь, при которой он станет «счастливым, богатым, роскошным». Ведь, пожалуй, только он понимает, всю истинную красоту старого вишневого сада. А слезы обожаемой им Любови Андреевны заставляют говорить, чтоб все это непонятное время быстрее кончилось. В любви Лопахину счастье тоже не представляется возможным. Раневская абсолютно не замечает его чувств, пытаясь сосватать ему свою приемную дочь. Варя девушка не плохая, но уж слишком ограничена бытовой жизнью. Для нее счастьем было бы в монастырь пойти, но только средств для этого у нее нет. Может ли она привлечь Лопахина, купца, с « тонкой и нежной душой»? Навряд ли. И его безразличие к ней весьма заметно.
Больше всех о счастье говорит Петя Трофимов, тем самым подчеркивая философскую проблематику пьесы «Вишневый сад». Только он размышляет о счастье будущем и счастье для всего человечества: «…человечество идет..к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах…». Петя не видел его в прошлом, не нашел в настоящем. Он не знает, какое оно, но все равно ждет его и предчувствует. Призывая разрубить связи с прошлым, считая, что пока человек держится за него, нет места для нового осознания счастья. Возможно, есть истина в его словах, но вот только вызывает сомнение, что человек, столь равнодушный ко всему окружающему сможет ощутить чувство полного удовлетворения.
Проблематика произведения «Вишневый сад» затронула всех героев без исключения. Вероятнее всего, что свое счастье получится найти юной Ане. Ведь только она с горящими глазами ждет отъезда из старого дома. Только она уверена в том, что получиться «посадить сад еще краше этого». И она единственная, кто готов ради своей мечты предпринять реальные шаги. Возможно, это юношеский максимализм говорит в ней, но ведь только тот, кто рискует, может стать поистине счастливым. У нее есть все задатки для этого. Она переняла лучшее, что можно было взять у прошлого – чистую, открытую душу, умеющую видеть прекрасное.
Противоречия в поиске счастья героями «Вишневого сада»
Так возможно ли стать счастливыми персонажам пьесы? Пожалуй, именно этот вопрос является основной проблемой «Вишневого сада». Понятие счастья столь противоречиво для всех героев, что однозначного ответа дать нельзя. Заслуживают ли они быть счастливыми? Несомненно, да, хотя Чехов с пренебрежением относился ко многим героям своей последней пьесы. Нужно так же учитывать, что в пьесе затронуты противоречия прошлого, настоящего и будущего и размышления автора по этому поводу. Не стоит забывать, что счастье очень часто мгновенно, смогут ли его увидеть герои и удержать во многом уже философские размышления зрителя и читателя.
Проблематика счастья частая тема русской классики, раскрытие проблемы счастья для героев «Вишневого сада» пригодится ученикам 10 классов при анализе материала для сочинения на тему «Проблема счастья в пьесе «Вишневый сад»».
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Александра Котолуп
11/16
-
Irina Omelyanchuk
16/16
-
Наталья Миллер
16/16
-
Соня Кадирова
15/16
-
Римма Шуклва
16/16
-
Вероника Гвоздкова
14/16
-
Елена Сердюкова
16/16
-
Кирилл Кушнир
15/16
-
Жениш Раимкулов
16/16
-
Михаил Иванов
16/16
(356 слов)
Знакомясь с пьесой Чехова «Вишневый сад», мы с первых страниц замечаем, что самой главной поднятой проблемой в произведении становится проблема счастья. Герои много о нем размышляют и мечтают. Они действительно хотят стать счастливыми, но назвать их таковыми никак не выходит. Почему эта проблема в пьесе стала ключевой? И что для её героев означает счастье?
Например, одна из главных героинь Любовь Андреевна Раневская приезжает в свое имение, где её ждет любимый вишневый сад. Она ужасно устала от жизни в чужой стране, в которую бежала от самой себя после гибели сына. Отношения с любимым мужчиной закончились плохо, он обворовывает её и уходит. В надежде исправить ошибки Раневская возвращается домой, ей кажется, что там она новь обретет счастье. Но сад уже не радует её так, как радовал в детстве, когда она проводила там все свое время. Мысли о его продаже также приводят Любовь Андреевну в тупик, ей больно прощаться с ним, ведь ей очень дороги воспоминания.
На ее примере мы убеждаемся, что несчастные герои пьесы не понимают: их счастье зависит только от них самих. Однако они обвиняют в своем несчастье все и всех: зловещий рок, других людей, но только не себя. Раневская могла бы обрести внутреннюю гармонию, если бы приспособилась к обстоятельствам, шла в ногу со временем. Например, можно было заняться хозяйством и вернуть семейству былое величие. Однако ее активности хватает лишь на ностальгию по эпохе, когда за нее все делали Лопахины.
Другой пример – Лопахин. Он собирается легко разбогатеть, продав вишневый сад. С одной стороны, ему кажется, что с появлением богатства он приобретет счастье, а с другой, понимает, что никогда не станет ровней господам. Он ощущает и признает свою духовную нищету. Эти мысли становятся навязчивыми и мучительными. А ведь он мог бы стать лучше, умнее, благороднее, но ему некомфортно меняться. Купец чуждается интеллектуального труда, выходящего за рамки расчетов.
В вишневом саду даже деревья стали печальны, как и сами герои – а все потому, что эти люди вросли в свои предрассудки с корнями и не могут вырваться. Только Анна пытается всеми силами утешить мать, говоря, что они смогут посадить новый сад, и он будет ещё лучше, чем прежний. Она видит место для нового, лучшего будущего, но, к несчастью, только она одна.
Автор: Мария Онилова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Содержание
- Что такое счастье
- Поиски счастья героями пьесы «Вишневый сад»
- Противоречия в поиске счастья героями «Вишневого сада»
Что такое счастье
Проблема счастья в пьесе Чехова «Вишневый сад» стала одной из важнейших во всем произведении. И это не удивительно, ведь в ней нет счастливых персонажей, хотя о нем много говорят и вспоминают. Если посмотреть в словаре, то счастье обозначает чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. А соответствует ли состояние героев этому определению необходимо разобраться. Проблема человеческого счастья у многих писателей занимает главное место, ведь не будучи счастливым, человек не может в полной мере наслаждаться жизнью, и его отсутствие толкает людей на его поиски, тем самым становясь первопричиной возникновения разнообразных конфликтов. Для кого-то счастье – добиться признания, успеха, любви, справедливости, богатства, здоровье близких, покой, да и мало ли чего еще человеку необходимо для ощущения полного удовлетворения. Счастье может заключаться и в овладении чем-то материальным. Для героев пьесы счастье духовное неотрывно связано с вишневым садом, ставшим символом недосягаемой или потерянной мечты. А сам сад рассматривается в отношении к нему с двух сторон – одна сторона сугубо материальная, предназначенная только для получения прибыли, другая – эстетическая, умение восхищаться им и ценить его красоту. Так что же такое счастье для героев и почему проблема счастья в пьесе «Вишневый сад» заняла центральное место?
Чтоб ответит на этот вопрос необходимо проанализировать действия персонажей.
Поиски счастья героями пьесы «Вишневый сад»
Для каждого разумного существа есть свое определение счастья. Но, как правило, у близких людей это понятие примерно одинаковое, а вот у чеховских персонажей «Вишневого сада» нет единого мнения на этот счет. Люди не могут быть абсолютно счастливы всегда, ведь тогда им просто не к чему будет стремиться, не с чем будет сравнивать прожитые годы, пережитые эмоции. Поиски счастья легли в основу проблематики пьесы «Вишневый сад»
Раневская возвращается в свое имение. Она устала от заграничной жизни, любовные отношения вымотали её. Любовь Андреевна рада увидеть дом и сад неизменными, такими, какими она их и оставила и это дает ей ощущение, что все будет хорошо, но покоя она все равно так и не находит. В чем же заключено счастье для нее? А оно осталось в прошлом, в ее детстве и юности, когда она не задумывалась, в первую очередь, о бытовой составляющей жизни. Раневская наслаждалась ею. Будучи ребенком, она играла в вишневом саду, потом она влюбилась под сенью этих вишневых деревьев в человека не своего круга, но такого же легкомысленного, как и она. Очевидно, именно в эти моменты Любовь Андреевна была счастлива. Промотав состояние, ее муж скончался от пьянства. Но на смену ему пришла пагубная страсть, буквально сжигающая Раневскую, к недостойному человеку. После гибели сына Гриши, обвинив себя в этой трагедии, она бежит. Бежит от себя, от места, где погиб ее ребенок, от своего любовника, чувства к которому затмили для нее все вокруг. Но и в далеком Париже она не смогла быть счастлива. Возлюбленный нашел ее, и, обобрав, бросил. Что же мешает ей быть счастливой?
Дело ,наверное, в том, что она ищет счастье в других людях, в предметах. Ей необходима привязанность к кому-то или чему-то. В прошлом она была счастлива в своем доме, и вишневый сад живое напоминание о нем, поэтому ей так тяжела мысль о его разрушении, ведь без него о счастье не останется даже памяти. «Несчастье представляется мне до такой степени невероятным, что даже не знаю, чего думать, теряюсь» – говорит Раневская.
Гаев очень похож на сестру. Для него счастье так же осталось в прошлом. Но он менее требователен к счастью. Леониду Андреевичу бы леденцов по – больше, да бильярдный стол под рукой, да пару слушателей для его красивых речей. Только состояние на леденцах-то уже проедено, играть не с кем особо. А когда хочет блеснуть красноречием, все над ним посмеиваются и просят замолчать. Даже лакей Яшка позволяет язвительные реплики в его сторону.
Раневская и Гаев прекрасно понимают, что не смогут вновь стать счастливыми, считая, что это судьба их такая и расплата за грехи, совершенно не осознавая, что их счастье зависит только от них самих, от того, смогут ли они начать новую жизнь.
Может ли быть счастлив Лопахин? Сад для него напоминание о его корнях, ведь его предки были крепостными, и их руками это сад был посажен. Он ликует, став его хозяином. Вот казалось бы истинное счастье, стать господином там, где дед с отцом гнули спину. Но, почему-то счастье не приходит…Лопахину горько от осознания того, что именно от его рук погибнет сад, пусть даже он получит новую жизнь, при которой он станет «счастливым, богатым, роскошным». Ведь, пожалуй, только он понимает, всю истинную красоту старого вишневого сада. А слезы обожаемой им Любови Андреевны заставляют говорить, чтоб все это непонятное время быстрее кончилось. В любви Лопахину счастье тоже не представляется возможным. Раневская абсолютно не замечает его чувств, пытаясь сосватать ему свою приемную дочь. Варя девушка не плохая, но уж слишком ограничена бытовой жизнью. Для нее счастьем было бы в монастырь пойти, но только средств для этого у нее нет. Может ли она привлечь Лопахина, купца, с « тонкой и нежной душой»? Навряд ли. И его безразличие к ней весьма заметно.
Больше всех о счастье говорит Петя Трофимов, тем самым подчеркивая философскую проблематику пьесы «Вишневый сад». Только он размышляет о счастье будущем и счастье для всего человечества: «…человечество идет..к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах…». Петя не видел его в прошлом, не нашел в настоящем. Он не знает, какое оно, но все равно ждет его и предчувствует. Призывая разрубить связи с прошлым, считая, что пока человек держится за него, нет места для нового осознания счастья. Возможно, есть истина в его словах, но вот только вызывает сомнение, что человек, столь равнодушный ко всему окружающему сможет ощутить чувство полного удовлетворения.
Проблематика произведения «Вишневый сад» затронула всех героев без исключения. Вероятнее всего, что свое счастье получится найти юной Ане. Ведь только она с горящими глазами ждет отъезда из старого дома. Только она уверена в том, что получиться «посадить сад еще краше этого». И она единственная, кто готов ради своей мечты предпринять реальные шаги. Возможно, это юношеский максимализм говорит в ней, но ведь только тот, кто рискует, может стать поистине счастливым. У нее есть все задатки для этого. Она переняла лучшее, что можно было взять у прошлого – чистую, открытую душу, умеющую видеть прекрасное.
Противоречия в поиске счастья героями «Вишневого сада»
Так возможно ли стать счастливыми персонажам пьесы? Пожалуй, именно этот вопрос является основной проблемой «Вишневого сада». Понятие счастья столь противоречиво для всех героев, что однозначного ответа дать нельзя. Заслуживают ли они быть счастливыми? Несомненно, да, хотя Чехов с пренебрежением относился ко многим героям своей последней пьесы. Нужно так же учитывать, что в пьесе затронуты противоречия прошлого, настоящего и будущего и размышления автора по этому поводу. Не стоит забывать, что счастье очень часто мгновенно, смогут ли его увидеть герои и удержать во многом уже философские размышления зрителя и читателя.
Проблематика счастья частая тема русской классики, раскрытие проблемы счастья для героев «Вишневого сада» пригодится ученикам 10 классов при анализе материала для сочинения на тему «Проблема счастья в пьесе «Вишневый сад»».
Предыдущая
Сочинения«Вишнёвый сад» – драма, комедия или трагедия – рассуждение для сочинения
Следующая
СочиненияОсновной конфликт в пьесе «Вишневый сад» Чехова – своеобразие и особенности для сочинения по теме
Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!
/ Сочинения / Чехов А.П. / Вишневый сад / Проблема счастья в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад».
Проблема счастья в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад».
«Время, деньги… Счастлив тот, кто не считает ни то, ни другое.»
Алексей Иванов.
В 1903 году Антон Павлович Чехов пишет свою последнюю пьесу «Вишневый сад», центральной проблематикой которой становится вопрос о счастье героев. Счастье — это состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого призвания, самореализации. Вопрос осознания себя счастливым возникал во многих произведениях писателей. Для кого-то оно в материальных вещах, для кого-то в душевной гармонии. В центре пьесы Чехова стоит вишневый сад, который олицетворяет счастье героев, как материальное, так и духовное. Но кого из них можно назвать счастливым?
Центральным героем пьесы становится Любовь Андреевна Раневская, помещица, вернувшаяся в своё имение после неудачного отъезда в Париж. Но почему она была вынуждена покинуть дом? Героиня бежала от большого горя: её муж потратил всё состояние и скончался от пьянства, сын Гриша погиб. Она надеется обрести счастье за границей, но такового не случается и там. По приезде домой она видит всё неизменным и это дает ей веру в лучшее. Ведь она была счастлива в далеком прошлом, когда была совсем юна, проводила много времени в любимом вишневом саду, а осознание этого чувства ещё не было связано с материальными вещами. Но в настоящем в этом и кроется главная проблема героини. Она привязана к прошлому, а для счастья в настоящем она слишком привязана к людям и предметам, которые, по её мнению, могут сделать её по-настоящему счастливой.
Ещё один герой, купец Ермолай Алексеевич Лопахин, мечтает о вишневом саду, который своими руками посадили его предки. Он считает, что его счастье кроится именно в этом, ведь сад – это его корни и достояние прошлого. Да и разбогатеть с его помощью легко. Но и легкие деньги не делают его счастливым, ведь с их помощью он не станет равным господам, а значит и не сможет быть с Раневской, которую так давно любит.
Оппозицией в пьесе становятся два героя: Петя Трофимов и Аня, дочь Раневской. Петя не связывает счастье с прошлым или будущим, наоборот он призывает людей оторваться от прошлого, ведь нет счастья там, где мы ничего не можем изменить. Сам же герой не знает, какое счастье на самом деле, но с предвкушением ждёт его. Аня, совсем юная девушка, уверена, что не стоит грустить о прошлом, что они смогут посадить сад «ещё краше этого». Она не боится что-то делать, лишь бы быть счастливым. Ведь настоящее счастье кроится в тебе самом, пока ты готов за него бороться.
Последняя пьеса Чехова полностью отразила проблему поиска счастье, свойственную для той переломной эпохи в истории России. Время войн, революций, смены строя и перемен на пути к будущему, начавшихся после отмены крепостного права в 1861 году. Тогда часть людей тосковала по прошлому и не хотела ничего менять, считая, что они были по-настоящему счастливы. Другая же часть стремилась построить новое будущее, не боясь делать для этого всё возможное и жертвовать имеющимся. Эти два лагеря нашли своё отражение в героях пьесы. Но события произведения стали не только отражением событий эпохи, но и размышлением над злободневным житейским вопросом поиска счастья. И всё-таки истина одна: человек не должен цепляться за прошлое, в котором он был счастлив, за людей и материальные вещи; счастливым каждый может сделать себя сам, стоит только начать действовать.
Добавил: lavnovakaterina1106
21488 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Чехов А.П. / Вишневый сад / Проблема счастья в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад».
Смотрите также по
произведению «Вишневый сад»:
- Краткое содержание
- Полное содержание
- Характеристика героев
- Критические статьи
- Сочинения
- По литературе
- Чехов
- Проблема счастья в пьесе Вишневый сад
Что такое счастье и как стать счастливым? Каждый человек осмысливает это по-своему и все к нему стремятся. Хотят стать счастливыми и персонажи «Вишневого сада» Чехова. Но вот никак у них это не получается.
Читая пьесу, можно определить, что проблема счастья в ней поднимается автором на первый план, ибо все герои на протяжении произведения думают и размышляют о нем, мечтая быть счастливыми. Понятие счастья у каждого из них разное и вишневый сад как бы определяет это понятие, ибо для кого-то сад приносит прибыль и это является счастьем, а для кого-то сад – это духовное начало. Как же ищут счастье герои пьесы и находят ли его?
Любовь Раневская, не найдя счастья и потеряв сына, уезжает из страны, но и в Париже она не находит себя. Любимый человек обворовывает ее, и она возвращается на родину, в свое родовое имение. Ее встречает вишневый сад, сад, где беспечно в радостно прошли ее детские и юношеские годы. Именно здесь у нее появляется надежда вновь обрести счастье. Но эта надежда тает, ибо она понимает, что не сможет содержать имения, и вынуждена его продать.
Да, ей искренне жалко вишневого сада, но выхода она не находит, или, вернее, не хочет искать, не может бороться за свое счастье. Она могла бы что-то придумать, чтобы спасти сад, но этого не случилось и ее счастье осталось лишь в приятных воспоминаниях о безмятежном детстве. Только тогда Раневская была счастлива.
Очень похож в отношении взглядов на счастье и брат Раневской – Гаев, которому также невдомек бороться для того чтобы стать счастливым. Он также вспоминает о былых беззаботных временах.
Гаев и Раневская считают, что они несчастны потому, что так должно быть и ничего невозможно изменить. В этом их грубая жизненная ошибка.
Не находит счастья в пьесе и Лопахин. Он вроде и доволен, что приобрел сад и имение, где его родные были крепостными. Но вот какое-то чувство вины перед садом, который гибнет от его руки, не дает ему быть счастливым.
Много о счастье рассуждает Петя Трофимов. В его речах просматривается философский взгляд на счастье. Петя не считает себя счастливым, да он им никогда и не был, но он свято верит в то, чтобы им стать, нужно прочно порвать с прошлым и начать жизнь заново. Может он в чем то и прав. Петя ждет счастья в будущем не только для себя, но и для всей страны.
Счастье в понимании Вари – уйти в монастырь, но денег для этого нет. Она надеется на помощь Лопахина, но скорее всего тот ей не поможет.
Все эти персонажи в понимании счастья в чем-то схожи и только одна Анна уверена в том, что все будет хорошо. Она без сожаления покидает имение и утешает мать. Она верит в светлое будущее, в то, что они посадят новый сад, еще лучше прежнего. Видимо только Анна и будет счастлива.
Чехов мастерски изобразил в пьесе все проблемы несчастных людей и почему они несчастны, а также в образе Анны показал как можно стать счастливым.
Сочинение
Как найти счастье в жизни и что это такое? Люди понимают счастье по-своему. Абсолютно каждый хочет его обрести. Но как же это сделать? В пьесе Антона Павловича Чехова «Вишневый сад» остро поднята проблема счастья. Как понимают счастье герои пьесы? О чем они рассуждают? Легко ли найти счастье, и в чем оно заключается? Об этом и повествует нам Чехов.
У каждого персонажа пьесы понятие счастья свое, они мечтают стать счастливыми. И вишневый сад будто бы определяет это понятие: кому-то он доставляет доход, в котором заключается счастье, для кого-то он душевный исток.
Одна из главных героинь Любовь Раневская потеряла радость к жизни после смерти сына, уехала во Францию, но не смола найти себя там. А после того как возлюбленный обворовал ее, она вернулась домой, в свое родовое имение. Она опять оказалась в своем вишневом саду, где провела детство и юношество, где когда-то была счастлива. Она вновь испытала надежду стать счастливой. Но Раневская быстро перегорела, поняв, что больше не сможет содержать имение.
Она не находит в себе силы искать выход, чтобы спасти имение от продажи, тешит себя своими детскими воспоминаниями о саде, и не хочет бороться. А, может быть, для нее это счастье – вспоминать.
Брат главной героини Гаев очень похож на свою сестру в рассуждениях о счастье. Он только и делает, что вспоминает прошлые счастливые годы.
Они оба думают, что это судьба, что ничего нельзя изменить.
Несчастен и Лопахин. С одной стороны он рад, что купил имение и вишневый сад, где его семья была крепостной. Но то, что сад погибает от его рук, не дает ему покоя, и он не может быть счастливым.
Петя Трофимов говорит о счастье по-философски. Он никогда не был счастлив, но упрямо верит, что все впереди. Нужно только начать жизнь с чистого листа. И все обязательно образуется и у него, и людей, и у всей страны в целом.
Счастье для Вари – жизнь в монастыре. Но для этого необходимы деньги. Она ждет, что ей поможет Лопахин, но скорее всего не стоит рассчитывать на его помощь.
Эти герои чем-то похожи в рассуждениях о счастье. А вот Анна мыслит по-другому. Она абсолютно уверена, что все наладится. Героиня не сожалеет, что они продают имение. И вера в светлое будущее, что будет новое имение, новый сад, дает ей энергию жить. И она счастлива благодаря этой вере.
Автор профессионально рассмотрел проблему счастья в своей пьесе. И персонаж Анны это доказал.
Что такое счастье
Бытует мнение, что счастье — это состояние, при котором человек доволен своей жизнью. Ему не хочется перемен и не кажется, что все может стать лучше. Такое состояние удовлетворенности со временем исчезает. Человек начинает метаться в поисках новых ощущений, борьбы за лучшее существование. Чаще всего мотиватором является зависть, месть, реже им руководят порывы осчастливить окружающих, изменив к лучшему чужую жизнь.
Достижение истинной радости, поиск и осмысление этого понятия — проблема, с которой приходится сталкиваться каждому герою пьесы.
Общая трагедия
Им сложно стать счастливыми. Под одной крышей столько радикально отличающихся мнений. Никак не получается договориться. При этом все они неплохие люди, вполне заслуживающие хорошей судьбы. Хотя сам Чехов относится к ним с пренебрежением.
В глобальном смысле все они олицетворяют разные времена и состояния:
- прошлое;
- будущее;
- настоящее;
- личная точка зрения автора.
Однозначного вывода из этого сделать нельзя, потому что он зависит от философских взглядов человека, читающего «Вишнёвый сад». Поэтому кто-то присоединится к сохранению прошлого, другие подумают о настоящем, а ещё больше людей согласятся со стремлением к будущему.
Список литературы
1. Айтматов Ч.Т. Плаха: Роман/ Предисл. Е.Суркова. – М.: Молодая гвардия, 1987.
2. Астафьев В.П. Царь-рыба: Роман-газета №5, март 1977.
4. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита: Роман. – М.: «Сварогъ», 1994.
5. Булгаков М.А. Собачье сердце: Роман. Повести. Рассказы. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. (Серия «Русская классика»).
5. Вознесенский А. Ров: Роман-газета, 1989, № 21/22.
6. Воробьев К.Д. Убиты под Москвой. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – (Библиотека школьника).
7. Кондратьев В.Л. На поле овсянниковском: Повести, рассказы. – М.: Известия, 1985. (Серия: Библиотека журнала «Дружба народов»)
8. Короленко В.Г. Слепой музыкант: Повесть. – М.: Детская литература, 1973.
9. Куприн А.И. Олеся; Поединок; Гранатовый браслет. – М.: Художественная литература, 1984.
10. Лермонтов М.Ю. Избранные сочинения/ Редкол.: Г.Беленький, П.Николаев и др.; Сост., вступ. статья и примеч. В.Коровина– М.: Художественная литература, 1987. (Библиотека учителя).
11. Мехед Г. Скрипач: Роман-газета, 2006, №11.
12. Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х томах. Т. 3. Евгений Онегин. Романы и повести. Путешествие в Арзум. Примеч. К.И.Тюнькина. М.: Художественная литература, 1978.
13. Твардовский А.Т. По праву памяти: Роман-газета, 1989, № 21/22.
14. Толстой Л.Н. Война и мир: Собрание сочинений в двенадцати томах. – М.: Издательство «правда», 1987. Тома 1 – 4.
15. Трифонов Ю. Другая жизнь. – М.: Известия, 1979. (Серия: Библиотека журнала «Дружба народов»).
16. Тургенев И.С. Избранные сочинения/ Редкол.: Г.Беленький, П.Николаев, А.Овчаренко и др.; Сост., вступ. статья В.Щербины; примеч. сост. раздела «Приложения» Вл. Катаева. – М.: Художественная литература, 1987. (Библиотека учителя).
17. Фонвизин Д.И., Грибоедов А.С., Островский А.Н. Избранные сочинения/ Редкол.: Г.Беленький, П.Николаев, А.Пузиков; Сост. и вступ. статья В.Турбина; Сост. раздела «Приложения» Ю.Двинской. – М.: Художественная литература, 1989. (Библиотека учителя).
18. Чалмаев В.А. «Слово, не сорвись на стон…». Константин Воробьев: у истоков войны народной.
18. Чехов А.П. Повести и рассказы. Вишневый сад./ Сост. Е.М.Жезлова. – М.: Московский рабочий, 1979.
Популярные сегодня темы
На свадьбе Ольги Ивановны и Осипа Дымова присутствовало много гостей, в основном люди искусства, знакомые Ольги Ивановны. Всем своим друзьям Ольга расхваливала своего новоявленного мужа, начинающего доктора.
Повесть Л.Н. Толстого «Детство» рассказывает нам о небольшом отрезке жизни десятилетнего мальчика Николеньки Иртеньего. Своих родителей Николенька искренне любит.
Писатель Василь Быков прошел Великую Отечественную войну от начала до конца, поэтому он пишет о ней как очевидец. Почти все его произведения посвящены военной тематике. Одна из главных тем военной прозы – тема подвига
Пьеса Максима Горького “На дне» по сей день вызывает множество дискуссий среди критиков. Даже уже само название пьесы вызывает вопросы у читателей. Что имел автор под “дном»?
Источник
Источники информации
1. Баронова М.М. Русский язык. ЕГЭ-Учебник. – М.:АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.
2. Давыдов С.И., Северенко Ю.Д. Русская литература. – М.: «Высшая школа», 1965.
3. Долинина Н.Г. По страницам «Войны и мира»: заметки о романе Л.Н.Толстого «Война и мир»/ Рис. А.Слепкова. – Изд. 3-е. – Л.: Детская литература, 1989.
4. Драбкина С.В., Субботин Д.И. Оптимальный банк заданий для подготовки к ЕГЭ. Русский язык. Учебное пособие. – Москва: Интеллект-Центр, 2015.
5. Золотусский И.П. Там, на войне. – Литература в школе № 2, 1995.
6. Еремина О. Тема памяти в лирике А.Т.Твардовского. – Литература №15, 2004.
7. Коган А. …Жил и умер, как солдат. О Вячеславе Кондратьеве, его жизни и творчестве, его непростой судьбе. – Литература в школе № 2, 1995.
8. Кузнецова М.С. «Эта вечная, добрая музыка, от которой так хочется жить»: рассказ Глеба Мехеда «Скрипач»: 11 класс. – Литература в школе с приложением «Уроки литературы № 8 , 2009.
9. Пащук Н., Терентьева Н., Куликова В.. Проблемы века в русской литературе XX столетия. – Литература №15, 2000.
10. Русская литература: Учебник для 9 класса средней школы / Под ред. Проф. Б.И. Бурсова. Издание 8-е. – М.: «Просвещение», 1975.
11. Рыжова Т.В. Повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце» на уроках в VIII классе. – Литература в школе № 6, 1995.
12. Чалмаев В.А. «Слово, не сорвись на стон…». Константин Воробьев: у истоков войны народной. – Литература в школе № 4, 1998.
13. Шапиро Н. Проблема воспитания в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». – Литература №17, 2004.
14. Швец Т. «Защита Родины есть защита и своего достоинства» (Н.К.Рерих). – Литература №17, 2004
15. Ягупова Н.П. Какой дом обрел Иван Бездомный? «Мастер и Маргарита». – Литература в школе № 2, 1998.
Об авторе: Гольцова Елена Алексеевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №49» г. Рязани
Ключевые проблемы комедии
Пьеса была создана в 1903 году, когда в стране начинается подъём общественного сознания. Возникает необходимость в переменах и формировании новой силы в обществе, которая будет противостоять старому режиму.
Именно размышления о судьбе России является «подводным течением» произведения. В своём сочинении Чехов показал весь драматизм социальных проблем общества через поведение, поступки и переживания главных героев. Автор смог показать неизбежность ухода старых хозяев, старого режима, как необходимость естественного хода времени в историческом развитии страны.
Основной сюжет пьесы развивается вокруг продажи родового поместья. Что будет дальше с его владельцами и жильцами? На эти мысли наталкивает сюжет пьесы. Судьба страны и судьбы главных героев неразрывно связаны.
В комедии Чехов описал представителей разных поколений и эпох. В таблице представлены основные образы прошлого, будущего и настоящего «Вишнёвого сада».
Прошлое | Раневская, Гаев, Фирс |
Настоящее | Лопахин |
Будущее | Аня, Петя Трофимов |
Предмет поисков
Счастье определяется как состояние высшего удовлетворения во всех сферах жизни. Именно оно подталкивает людей на великие поступки, но ещё чаще вызывает кучу конфликтов. Неправильное понимание цели ведёт к печальным последствиям. Писатели регулярно используют это в своих работах, поэтому проблематика «Вишнёвого сада» — это не в новинку.
Столь чудесное состояние рассматривают по-разному. Для кого-то речь идёт об успехе, признании, любви. Кому-то грезится владение огромными материальными богатствами. Но для персонажей пьесы счастье — это их вишнёвый сад, ставший неким символом и мечтой.
Чем ещё видится сад в их понимании:
- источник финансового благополучия;
- повод для гордости перед соседями и гостями;
- личный уголок для получения созерцательного удовольствия.
Они поделились на две стороны.
Кое-кто считает, что важнее всего прибыль. Для других смысл в эстетическом наслаждении, способности восхищаться красотой. Но лучше всего понять, почему происходит такое деление и кто из них прав, можно через анализ действий героев.
Вариант 2
Начинаю это сочинение без готового ответа. Думаю, что в процессе я смогу понять, в чем проблема счастья в этих рассказах. Для примера нужно взять несколько произведений.
В «Белолобом», например, там просто счастливое стечение обстоятельств получилось. Дед подумал на украденного волчицей (но вернувшегося) щенка, поэтому не стал искать волков и отстреливать. А волчица-то думала, что счастлива, так как украла «ягненка», но такое разочарование! Но она должна быть счастлива, что жива осталась, волчица эта.
Или рассказ «Беглец», где Пашка поверил доктору, что они пойдут на ярмарку и подобное. В итоге остался в больнице на операцию, только по мамке скучал – к ней и бежал. Тоже обманулся «счастьем», а понял, что оно было в маме, в доме, даже если они и жили очень бедно.
«Детвора» из одноименного рассказа была просто счастлива игре. Дети проявляют свои характеры, ссорятся, мирятся… Но они просто счастливы.
«Ионыч» просто «завис» в своём «счастье», бросил все мечты и стал обрюзгшим и глупым. Он сам бы таких ругал в молодости! Но вот оно, счастье… Ионыч ведь раньше понимал, что оно в движении, в борьбе даже.
Как раскрывается проблема счастья в творчестве А. П. Чехова? (ЕГЭ по литературе)
Счастье — одно из тех чувств, которое каждый человек видит и ощущает по-своему. Многие поэты и писатели затрагивали проблему счастья в своих произведениях. Антон Павлович Чехов не был исключением. В основе сюжета произведений Чехова всегда лежал какой-то случай из жизни, поэтому проблема счастья чаще всего поднималась не как что-то глобальное, например, как смысл жизни, а то, что делает человека счастливым в конкретной ситуации, жизненном случае.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Рассмотрим некоторые произведения Антона Чехова, в которых, так или иначе, раскрывается проблема счастья.
Одним из самых известных произведений Чехова является пьеса «Вишнёвый сад», в котором затронута проблема счастья. Герои этой пьесы много задумываются, рассуждают о счастье, но никто их них, на самом деле, его не испытывает. Некий символ счастья в произведение — вишнёвый сад. Любови Андреевне Раневской он дарит положительные эмоции, заставляет вспоминать о прошлом, когда всё было хорошо, когда он была по-настоящему счастлива. Другой герой, Лопахин, думал, что нашёл своё счастье в материальном. Выкупив имение Раневской, Ермолай Алексеевич счастлив, восторгаясь тем, что он богат, в отличие от его предков. Торжество Лопахина кратковременно, оно быстро сменилось грустью и унынием. Счастья в том, что он теперь хозяин сада, он так и нашёл. Против поисков счастья в прошлом выступают Петя Трофимов и дочь Раневской, Анна. Трофимов ждёт счастья в будущем, а Анна говорит, что они смогут посадить сад, который будет ещё краше этого, она готова идти навстречу счастью.
Герои рассказа «О любви», Павел Алёхин и Анна Алексеевна, считали, что не смогут быть счастливы в этой запретной любви, ведь Анна была замужем. Но, на самом деле, взаимная любовь — единственное, что могло сделать их по-настоящему счастливыми. Поняли они это слишком поздно, перед тем, как им пришлось расстаться навсегда. Павел и Анна думали, что будут счастливы, если не будут нарушать общепринятую мораль, но оказались не правы.
Остаётся только догадываться, смогли бы сделать друг друга счастливыми герои рассказа «Ионыч», Дмитрий Старцев и Екатерина Ивановна Туркина. Одно ясно, что в конце рассказа они оба порознь несчастливы. Ионыч морально деградирует, сильно меняется внешне. «Он одинок. Живется ему скучно, ничто его не интересует»: очевидно, что счастья Старцев не знает. Котик свои мечты в жизнь не воплотила, она также печально увядает.
Таким образом, можно сделать вывод, что герои Чехова в финале произведений не находят счастья. Они либо упускают его, либо просто ищут не там. Всё, как в реальной действительности. Но это вовсе не означает, что счастья нет и оно недостижимо. Главное, не делать поиски дороги к счастью смыслом своей жизни.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id99008
Источник
Что такое счастье
Проблема счастья в пьесе Чехова «Вишневый сад» стала одной из важнейших во всем произведении. И это не удивительно, ведь в ней нет счастливых персонажей, хотя о нем много говорят и вспоминают. Если посмотреть в словаре, то счастье обозначает чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. А соответствует ли состояние героев этому определению необходимо разобраться. Проблема человеческого счастья у многих писателей занимает главное место, ведь не будучи счастливым, человек не может в полной мере наслаждаться жизнью, и его отсутствие толкает людей на его поиски, тем самым становясь первопричиной возникновения разнообразных конфликтов. Для кого-то счастье – добиться признания, успеха, любви, справедливости, богатства, здоровье близких, покой, да и мало ли чего еще человеку необходимо для ощущения полного удовлетворения. Счастье может заключаться и в овладении чем-то материальным. Для героев пьесы счастье духовное неотрывно связано с вишневым садом, ставшим символом недосягаемой или потерянной мечты. А сам сад рассматривается в отношении к нему с двух сторон – одна сторона сугубо материальная, предназначенная только для получения прибыли, другая – эстетическая, умение восхищаться им и ценить его красоту. Так что же такое счастье для героев и почему проблема счастья в пьесе «Вишневый сад» заняла центральное место?
Чтоб ответит на этот вопрос необходимо проанализировать действия персонажей.
Поиски счастья героями пьесы «Вишневый сад»
Для каждого разумного существа есть свое определение счастья. Но, как правило, у близких людей это понятие примерно одинаковое, а вот у чеховских персонажей «Вишневого сада» нет единого мнения на этот счет. Люди не могут быть абсолютно счастливы всегда, ведь тогда им просто не к чему будет стремиться, не с чем будет сравнивать прожитые годы, пережитые эмоции. Поиски счастья легли в основу проблематики пьесы «Вишневый сад»
Раневская возвращается в свое имение. Она устала от заграничной жизни, любовные отношения вымотали её. Любовь Андреевна рада увидеть дом и сад неизменными, такими, какими она их и оставила и это дает ей ощущение, что все будет хорошо, но покоя она все равно так и не находит. В чем же заключено счастье для нее? А оно осталось в прошлом, в ее детстве и юности, когда она не задумывалась, в первую очередь, о бытовой составляющей жизни. Раневская наслаждалась ею. Будучи ребенком, она играла в вишневом саду, потом она влюбилась под сенью этих вишневых деревьев в человека не своего круга, но такого же легкомысленного, как и она. Очевидно, именно в эти моменты Любовь Андреевна была счастлива. Промотав состояние, ее муж скончался от пьянства. Но на смену ему пришла пагубная страсть, буквально сжигающая Раневскую, к недостойному человеку. После гибели сына Гриши, обвинив себя в этой трагедии, она бежит. Бежит от себя, от места, где погиб ее ребенок, от своего любовника, чувства к которому затмили для нее все вокруг. Но и в далеком Париже она не смогла быть счастлива. Возлюбленный нашел ее, и, обобрав, бросил. Что же мешает ей быть счастливой?
Дело ,наверное, в том, что она ищет счастье в других людях, в предметах. Ей необходима привязанность к кому-то или чему-то. В прошлом она была счастлива в своем доме, и вишневый сад живое напоминание о нем, поэтому ей так тяжела мысль о его разрушении, ведь без него о счастье не останется даже памяти. «Несчастье представляется мне до такой степени невероятным, что даже не знаю, чего думать, теряюсь» – говорит Раневская.
Гаев очень похож на сестру. Для него счастье так же осталось в прошлом. Но он менее требователен к счастью. Леониду Андреевичу бы леденцов по – больше, да бильярдный стол под рукой, да пару слушателей для его красивых речей. Только состояние на леденцах-то уже проедено, играть не с кем особо. А когда хочет блеснуть красноречием, все над ним посмеиваются и просят замолчать. Даже лакей Яшка позволяет язвительные реплики в его сторону.
Раневская и Гаев прекрасно понимают, что не смогут вновь стать счастливыми, считая, что это судьба их такая и расплата за грехи, совершенно не осознавая, что их счастье зависит только от них самих, от того, смогут ли они начать новую жизнь.
Может ли быть счастлив Лопахин? Сад для него напоминание о его корнях, ведь его предки были крепостными, и их руками это сад был посажен. Он ликует, став его хозяином. Вот казалось бы истинное счастье, стать господином там, где дед с отцом гнули спину. Но, почему-то счастье не приходит…Лопахину горько от осознания того, что именно от его рук погибнет сад, пусть даже он получит новую жизнь, при которой он станет «счастливым, богатым, роскошным». Ведь, пожалуй, только он понимает, всю истинную красоту старого вишневого сада. А слезы обожаемой им Любови Андреевны заставляют говорить, чтоб все это непонятное время быстрее кончилось. В любви Лопахину счастье тоже не представляется возможным. Раневская абсолютно не замечает его чувств, пытаясь сосватать ему свою приемную дочь. Варя девушка не плохая, но уж слишком ограничена бытовой жизнью. Для нее счастьем было бы в монастырь пойти, но только средств для этого у нее нет. Может ли она привлечь Лопахина, купца, с « тонкой и нежной душой»? Навряд ли. И его безразличие к ней весьма заметно.
Больше всех о счастье говорит Петя Трофимов, тем самым подчеркивая философскую проблематику пьесы «Вишневый сад». Только он размышляет о счастье будущем и счастье для всего человечества: «…человечество идет..к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах…». Петя не видел его в прошлом, не нашел в настоящем. Он не знает, какое оно, но все равно ждет его и предчувствует. Призывая разрубить связи с прошлым, считая, что пока человек держится за него, нет места для нового осознания счастья. Возможно, есть истина в его словах, но вот только вызывает сомнение, что человек, столь равнодушный ко всему окружающему сможет ощутить чувство полного удовлетворения.
Проблематика произведения «Вишневый сад» затронула всех героев без исключения. Вероятнее всего, что свое счастье получится найти юной Ане. Ведь только она с горящими глазами ждет отъезда из старого дома. Только она уверена в том, что получиться «посадить сад еще краше этого». И она единственная, кто готов ради своей мечты предпринять реальные шаги. Возможно, это юношеский максимализм говорит в ней, но ведь только тот, кто рискует, может стать поистине счастливым. У нее есть все задатки для этого. Она переняла лучшее, что можно было взять у прошлого – чистую, открытую душу, умеющую видеть прекрасное.
Противоречия в поиске счастья героями «Вишневого сада»
Так возможно ли стать счастливыми персонажам пьесы? Пожалуй, именно этот вопрос является основной проблемой «Вишневого сада». Понятие счастья столь противоречиво для всех героев, что однозначного ответа дать нельзя. Заслуживают ли они быть счастливыми? Несомненно, да, хотя Чехов с пренебрежением относился ко многим героям своей последней пьесы. Нужно так же учитывать, что в пьесе затронуты противоречия прошлого, настоящего и будущего и размышления автора по этому поводу. Не стоит забывать, что счастье очень часто мгновенно, смогут ли его увидеть герои и удержать во многом уже философские размышления зрителя и читателя.
Проблематика счастья частая тема русской классики, раскрытие проблемы счастья для героев «Вишневого сада» пригодится ученикам 10 классов при анализе материала для сочинения на тему «Проблема счастья в пьесе «Вишневый сад»».
Часто бывает такое, что все вокруг рассказывают про счастье, фантазируют о нём, но оно никак не наступает. Несложно заметить проблему счастья в пьесе Чехова «Вишнёвый сад», где каждый персонаж вспоминает про прекрасные времена, но совершенно несчастлив. Следует подробней разобраться в авторской идее.
Оглавление:
- Предмет поисков
- Анализ персонажей
- Общая трагедия
Предмет поисков
Счастье определяется как состояние высшего удовлетворения во всех сферах жизни. Именно оно подталкивает людей на великие поступки, но ещё чаще вызывает кучу конфликтов. Неправильное понимание цели ведёт к печальным последствиям. Писатели регулярно используют это в своих работах, поэтому проблематика «Вишнёвого сада» — это не в новинку.
Столь чудесное состояние рассматривают по-разному. Для кого-то речь идёт об успехе, признании, любви. Кому-то грезится владение огромными материальными богатствами. Но для персонажей пьесы счастье — это их вишнёвый сад, ставший неким символом и мечтой.
Чем ещё видится сад в их понимании:
- источник финансового благополучия;
- повод для гордости перед соседями и гостями;
- личный уголок для получения созерцательного удовольствия.
Они поделились на две стороны.
Кое-кто считает, что важнее всего прибыль. Для других смысл в эстетическом наслаждении, способности восхищаться красотой. Но лучше всего понять, почему происходит такое деление и кто из них прав, можно через анализ действий героев.
Анализ персонажей
Обычно если люди живут под одной крышей, то они частично сходятся в том, что для них есть счастье. В чеховской работе такого нет. Большинство персонажей искренне не понимает других, в их идеях полно́ расхождений.
Приезд Раневской
Раневская прибывает в родовое гнездо, возвратившись из других стран. Ей страшно надоели романтичные приключения, чужие люди и другая культура. Увидев, что дом и сад в прежнем состоянии, она искренне этому обрадовалась. Это стало символом постоянства, спокойствия. Появилась вера в существование точки опоры, к которой можно возвращаться в любое время.
Всё бы хорошо, но проблема человеческого счастья в произведениях Чехова гораздо глубже, чем кажется. Любовь Андреевна была счастлива лишь в детстве, когда ей не приходилось заниматься бытовыми делами, можно было оставаться легкомысленной.
Ей нравилось играть в саду. Там же она встретила свою первую любовь. История эта оказалась печальной, ведь муж был человеком порочным, проиграл всё состояние и умер от пьянства. Раневской было мало одного горя. Погиб сын, и она обвинила в этом себя. Начались попытки бегства от прошлого, вспыхнула любовь к другому недостойному человеку.
Закончилось это в Париже. Там её окончательно обобрали и бросили. А мораль здесь проста.
Главный аргумент в её несчастье — это поиск привязанностей. Сначала она привязывается к саду, потом к плохим людям, а когда всё это разрушается, то она не хочет терять хотя бы память о прошлом. Поэтому полностью против того, чтобы от любимого места избавились.
Скромные потребности Гаева
Гаев отчасти похож на свою сестру. У него всё хорошее тоже осталось в прошлом. Только вот размах у него другой. Ему бы леденцов, бильярдный стол и немного благодарных слушателей, чтобы было перед кем красоваться.
Но денег нет даже на леденцы, показывать высокий класс в бильярде некому, а только открываешь рот — сразу начинаются просьбы замолчать, появляются упрёки и язвительные замечания. Куда там ему, если даже лакей посмеивается.
Легко судить в сочинении для ЕГЭ о том, что персонажи не видят истинного счастья. Им в действительности тяжелей, они окружены иллюзиями. Гаев думает, что всё происходящее с ним, — это наказание за прошлые грехи. Поэтому он не может представить себя счастливым вновь.
Трудный выбор Лопахина
Уничтожение сада — это больная тема Лопахина. Он хорошо помнит своих предков, которые были ещё крепостными. Они собственными руками засаживали сад, и ему радостно оттого, что он сам стал хозяином.
Но итоговая дилемма приносит страдания. Тяжело уничтожать труд своих родных, даже если на этом месте появится что-то лучшее. По его рассказам заметно, что ему ближе всего красота сада. Лопахин лучше всех понимает его эстетику и ценность.
И поиск любви у Раневской обречён на провал. Она в упор не замечает купца, сватая ему приёмную дочку. Варя хорошая девушка, но она совершенно не понимает высоких ценностей, для неё лучшая судьба — это отправиться в монастырь, а денег на это нет.
Философия Трофимова
Мнение о происходящем у Трофимова очень широкое. Он думает о будущем счастье, но не только для них, а для всех людей. В эссе важно упомянуть, что он считает себя первопроходцем, будто бы ведущим всех людей к идеальной жизни.
Но самое интересное в том, что Петя не соответствует своему великодушию. Он рассуждает о вещах, которых никогда в жизни не видел. Он не был счастливым раньше, не является таковым сейчас, но почему-то представляет будущее.
Неведомая сила заставляет его подниматься, чтобы рассказывать всем об истине. А для него она выражается в отказе от прошлого. Ему чудится, что если разрубить все связи, то появится свобода.
Идея его заманчива. Но словам не соответствует образ Пети. Этот человек настолько равнодушен ко всему, что как-то не верится в его понимание образа счастливых дней. Ему долго ещё бытовать скучно, без вкуса к жизни.
Юная Аня
Только у маленькой Ани всё в порядке. Её шансы на лучшую жизнь высоки. Она с нетерпением ждёт отъезда из старого дома. В ней твёрдо засела мысль, что возможно обустроить сад лучше прежнего.
Аня не только любит размышлять, но и не против действовать. Максимализм в ней силён, толкает на риск, обещая большую награду. Это хорошо, ведь она воспринимает жизнь, как множество возможностей и прекрасных событий.
Общая трагедия
Им сложно стать счастливыми. Под одной крышей столько радикально отличающихся мнений. Никак не получается договориться. При этом все они неплохие люди, вполне заслуживающие хорошей судьбы. Хотя сам Чехов относится к ним с пренебрежением.
В глобальном смысле все они олицетворяют разные времена и состояния:
- прошлое;
- будущее;
- настоящее;
- личная точка зрения автора.
Однозначного вывода из этого сделать нельзя, потому что он зависит от философских взглядов человека, читающего «Вишнёвый сад». Поэтому кто-то присоединится к сохранению прошлого, другие подумают о настоящем, а ещё больше людей согласятся со стремлением к будущему.