Дорога в жизни человека итоговое сочинение мертвые души

Жизненный путь Чичикова и образ дороги в поэме "Мёртвые души" - 4 примера сочинений

­­Пример сочинения 1

Жизненный путь Чичикова в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)

(660 слов) Николая Васильевича Гоголя считают одним из самых загадочных писателей девятнадцатого столетия. Ведь жизнь и творческий путь данного автора наполнены мистикой. Весьма таинственным произведением является поэма «Мёртвые души». В нем автор изобразил галерею человеческих пороков во всем их многообразии, ориентируясь на «Божественную комедию» Данте. Только здесь изображена жизнь помещиков в тридцатые годы, а не адский лабиринт. Над созданием книги Николай Васильевич работал на протяжении целых семи лет. Главный герой — Павел Чичиков, который находится в центре внимания автора. Рассмотрим поподробнее, из чего складывался его жизненный путь.

Жизненный путь персонажа неповторим. Ведь он богат на поучительные события. Однако в образе Павла Ивановича автор воплотил безнравственного человека, которого жизнь учит всему, кроме главного — правильной мотивации действий. Чичиков является воспитанным, тактичным, изобретательным, упорным. Однако все эти качества растрачиваются на аферы.

Будущий мошенник появился на свет в семье дворян, которые обеднели. Русский писатель очень мало рассказывает об образе отца Чичикова, а о его матери и вовсе не говорит ни слова. Еще в детские годы главный герой узнал простые истины. Так, он запомнил, что деньги являются залогом уважения и любви. Именно благодаря финансовым средствам открываются все двери, появляется чувство уверенности, а также ощущение покоя. В связи с этим необходимо все время накапливать материальные блага любыми средствами. Именно такую жизненную науку преподал отец персонажу. Кроме того, и жизнь сама позволила герою рассуждать подобным образом.

Мальчик приспособился к жизни еще в училище, куда героя отвез его отец. Чичиков стал угождать педагогам, знакомиться с богатыми людьми, дружить с ними, а также ограничивать себя и экономить на всём, дабы накопить внушительную сумму. Именно способность героя приспосабливаться к сложившимся обстоятельствам помогла ему с отличием закончить обучение. Кроме того, за время учебы Павел даже сумел собрать свой первый капитал. Своим приятелям Павел Чичиков продавал дрессированную мышь, пирожки и фигурку птицы.

Главный герой начал работать сразу после того, как окончил училище. При этом Чичиков прекрасно осознавал, что не сможет сразу получить достойное место. Ведь он не имел таких полезных связей. Однако все же удача улыбнулась персонажу. Чичиков был принят в казенную палату. Более того, его перевели в канцелярии на вышестоящую должность, ведь герой смог вовремя поухаживать за дочкой начальника. Павел Чичиков слишком увлёкся «борьбой с взяточничеством», когда работал в комиссии по строительству. Его поймали на преступлении, что впоследствии привело к его увольнению и лишению всех сбережений.

Однако такой печальный опыт не привёл ни к каким изменениям в жизни персонажа. Он, наоборот, с гораздо большим стремлением начал работу в другом городе. Чичиков хотел как можно скорее накопить материальные блага. Это говорит о его работоспособности, которая могла бы пригодиться в более полезном и честном направлении.

На новом месте Павел Чичиков сразу же отличился. Он стал более щепетильным и осторожным в своих действиях. Главный герой обладал обаянием, поэтому им восхищались коллеги и руководство. Вскоре Павел Чичиков получил работу на таможне, что являлось очень прибыльным местом. Во время службы персонаж показал себя с самой лучшей стороны. В результате, Чичикову предоставили неограниченную свободу действий в борьбе с контрабандой. Здесь главному герою посчастливилось накопить очень большие средства. Естественно, он начал сотрудничать с преступниками. Однако, как известно, все тайное становится явным. Незаконную деятельность главного героя разоблачили. И Павел снова все потерял. Теперь он должен был начинать все с чистого листа.

Именно в это время Павел Чичиков начинает думать о покупке крепостных. Он размышлял о тех крестьянах, которые уже умерли, но еще числились в списках. Это представляло прекрасную возможность заработать большие деньги и поднять свой социальный статус. Он переселял несуществующих людей на бесплатные земли в Херсонской губернии, а потом заложить вымышленное имение в Опекунский совет и получить ссуду. Данная идея отличалась новизной. Безусловно, Павла Чичикова можно назвать своеобразным гением. Однако желаниям главного героя было не суждено сбыться. Персонажа снова разоблачили. Правда, финал его исканий остается открытым.

Таким образом, жизненный путь Павла Чичикова отражает современную писателю эпоху первых буржуа, которые делали капитал сомнительными способами, но преуспевали благодаря «мертвому» обществу чиновников и помещиков, безразличных к судьбе Родины. Несомненно, главный герой произведения придумал потрясающую аферу. Однако он не стал счастливым человеком и не достиг своей цели, ведь преступные пути всегда приводят к разоблачению и позору.


Пример сочинения 2

Образ дороги в «Мертвых душах».

Поэма «Мертвые души» начинается с описания дорожной брички; основное действие главного героя — путешествие. Ведь только через путешествующего героя, через его странствия можно было выполнить поставленную глобальную задачу: «объять всю Русь» . Тема дороги, путешествия главного героя имеет в поэме несколько функций.

В первую очередь, это композиционный прием, связывающий воедино главы произведения. Во-вторых, образ дороги выполняет функцию характеристики образов помещиков, которых посещает одного за другим Чичиков. Каждая его встреча с помещиком предваряется описанием дороги, поместья. Например, вот как описывает Гоголь путь в Маниловку: «Проехавши две версты, встретили поворот на проселочную дорогу, но уже и две, и три, и четыре версты, кажется, сделали, а каменного дома в два этажа все еще не было видно. Тут Чичиков вспомнил, что если приятель приглашает к себе в деревню за пятнадцать верст, то значит, что к ней есть верст тридцать».

Дорога в деревне Плюшкина напрямую характеризует помещика: «Он (Чичиков) не заметил, как въехал в середину обшир-ного села со множеством изб и улиц. Скоро, однако же, дал заметить ему это препорядочный толчок, произведенный бревенчатою мостовою, перед которой городская каменная была ничто. Эти бревна, как фортепьянные клавиши, подымались то вверх, то вниз, и необерегшийся ездок приобретал или шишку на затылок, или синее пятно на лоб.. . Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях… »

В седьмой главе поэмы автор снова обращается к образу дороги, и здесь этот образ открывает лирическое отступление поэмы: «Счастлив путник, который после длинной, скучной дороги с ее холодами, слякотью, грязью, невыспавшимися станционными смотрителями, бряканьями колокольчиков, починками, перебранками, ямщиками, кузнецами и всякого рода дорожными подлецами видит наконец знакомую крышу с несущимися навстречу огоньками… »

Далее Гоголь сравнивает два пути, избранных писателями. Один выбирает путь проторенный, на котором его ждет слава, почести, рукоплескания. «Великим всемирным поэтом именуют его, парящим высоко над всеми гениями мира… » Но «нет пощады у судьбы» для тех писателей, которые выбрали совсем иной путь: они дерзнули вызвать наружу все, «что ежеминутно пред очами и что не зрят равнодушные очи, — всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров, которыми кишит наша земная, подчас горькая и скучная дорога… »

Сурово поприще такого писателя, так как его не понимает равнодушная толпа, он обречен на одиночество. Гоголь считает, что труд именно такого писателя благороден, честен, высок. И он сам готов идти об руку с такими писателями, «озирать всю громадно-несущуюся жизнь, озирать ее сквозь видимый миру смех и незримые, неведомые ему слезы» . В этом лирическом отступлении тема дороги вырастает до глубокого философского обобщения: выбора поприща, пути, призвания. Завершается же произведение поэтическим обобщением — образом летящей птицы-тройки, являющейся символом всей страны.

Проблемы, затронутые Гоголем в поэме, — это не конкретно поставленный вопрос, и лишь в заключительных строках первого тома «Мертвых душ» ясно и отчетливо звучит: «…Русь, куда ж несешься ты? » И мы понимаем, что для автора Русь — это тройка, несущаяся по дороге жизни. И жизнь — та же дорога, бесконечная, неведомая, с вершинами и падениями, тупиками, то хорошая, то плохая, то сплошная грязь, без начала и конца.

В «Мертвых душах» тема дороги — основная философская тема, а все остальное повествование — лишь иллюстрация к тезису «дорога есть жизнь» . Завершает Гоголь поэму обобщением: он переходит с жизненного пути отдельного человека на исторический путь государства, обнаруживая их удивительное сходство.


Пример сочинения 3

Образ и роль дороги в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» очень важны: это не только художественный приём, помогающий связать в единое целое все события и всех героев, но и жизненный путь отдельного человека и всей России в целом.

Вообще тема путешествия, дороги встречается в отечественной литературе довольно часто. Вспомним «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева, «Героя нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова. Подобный мотив в них используется как сюжетообразующий, зачастую и сам является центральной темой, цель которой — описать российскую жизнь, современную автору.

Сюжет поэмы Н.В. Гоголя таков: Павел Иванович Чичиков — главный герой — выдаёт себя за помещика, разъезжая по окрестностям губернского города. Он скупает у землевладельцев «мёртвые души», то есть умерших крестьян, которые согласно переписи (ведомостям) считаются живыми. Зачем ему это нужно? Чичиков хочет взять кредит, заложив эти «души» (о намерениях читатель узнаёт в конце первой части). Это нужно, чтобы получить высокое общественное положение, нажить капитал. Дорога же авантюриста не пугает.

 Его путь противоречив, положение шатко, как хлипка бричка, на которой он едет (в самом начале мужики рассуждают, доедет ли она или сломается). Автор, останавливая Чичикова в городишке, как бы даёт ему возможность одуматься, то есть отказаться от безумной затеи скупать «мёртвые души». Но герой не хочет видеть бездуховности своей цели, как не хочет следить за бричкой, доверяя всё кучеру. Дорога приводит Чичикова в дворянские имения, где он видит глупость помещиков и бедность крестьян. Но что-то изменить Павел Иванович не намерен (а ведь он по-своему умён, идея о покупке «мёртвых душ» даже гениальна в какой-то мере), да и сам меняться не собирается: он проявляет чёрствость, жадность в поисках лёгких денег. Это его выбор: решение отдельного человека, по какому пути ему идти.

Дорога помогает нарисовать современную (естественно, Гоголю) Россию. Довольно ясно: подобная задача «объять всю Русь» масштабная, поэтому он ограничивается описанием уездного городишки и его окрестностей. В центре исследования — мелкопоместные дворяне, именно они типичны для представленной эпохи.

Какой рисуется страна? Бричка привозит героя в обычный город N., а затем — в имения помещиков. Манилов строит прожекты, витая в облаках, а вокруг всё ветшает и приходит в упадок. Собакевич занят едой, тогда как мужики, работая до упаду, голодают и не могут прокормить свои семьи. Плюшкин настолько алчен, что теряет даже человеческий облик. Ноздрёв только пьёт и буянит. То есть дворяне ничего не желают делать для России, наоборот, лишь разрушают всё вокруг. Таким образом, дорога (точнее — художественный приём) даёт возможность писателю критиковать общественный порядок.

Кстати, дорога здесь также помогает дать характеристику самим помещикам ещё до того, как мы с ними знакомимся. Сравните, например, два описания. Это путь, ведущий в маниловскую усадьбу: «Проехавши две версты, встретили поворот… а каменного дома в два этажа всё ещё не было видно». Чичиков сразу отмечает: говорят про пятнадцать вёрст, значит, их не меньше тридцати. А вот дорога, проходящая через плюшкинскую деревню: «Эти брёвна, как фортепьянные клавиши, подымались то вверх, то вниз… Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях…»

 Есть в поэме отдельное лирическое отступление, так и названное — «О дороге», которое помогает лучше понять образ, его смысл. Можно назвать дорогу помощницей, музой писателя, ведь именно в пути рождается у него много «чудных замыслов, поэтических грёз». В движении «погибающий и тонущий» автор (здесь мы

Он скупает у землевладельцев «мёртвые души», то есть умерших крестьян, которые согласно переписи (ведомостям) считаются живыми. Зачем ему это нужно? Чичиков хочет взять кредит, заложив эти «души» (о намерениях читатель узнаёт в конце первой части). Это нужно, чтобы получить высокое общественное положение, нажить капитал. Дорога же авантюриста не пугает.

 Его путь противоречив, положение шатко, как хлипка бричка, на которой он едет (в самом начале мужики рассуждают, доедет ли она или сломается). Автор, останавливая Чичикова в городишке, как бы даёт ему возможность одуматься, то есть отказаться от безумной затеи скупать «мёртвые души». Но герой не хочет видеть бездуховности своей цели, как не хочет следить за бричкой, доверяя всё кучеру. Дорога приводит Чичикова в дворянские имения, где он видит глупость помещиков и бедность крестьян. Но что-то изменить Павел Иванович не намерен (а ведь он по-своему умён, идея о покупке «мёртвых душ» даже гениальна в какой-то мере), да и сам меняться не собирается: он проявляет чёрствость, жадность в поисках лёгких денег. Это его выбор: решение отдельного человека, по какому пути ему идти.

Дорога помогает нарисовать современную (естественно, Гоголю) Россию. Довольно ясно: подобная задача «объять всю Русь» масштабная, поэтому он ограничивается описанием уездного городишки и его окрестностей. В центре исследования — мелкопоместные дворяне, именно они типичны для представленной эпохи.

Какой рисуется страна? Бричка привозит героя в обычный город N., а затем — в имения помещиков. Манилов строит прожекты, витая в облаках, а вокруг всё ветшает и приходит в упадок. Собакевич занят едой, тогда как мужики, работая до упаду, голодают и не могут прокормить свои семьи. Плюшкин настолько алчен, что теряет даже человеческий облик. Ноздрёв только пьёт и буянит. То есть дворяне ничего не желают делать для России, наоборот, лишь разрушают всё вокруг. Таким образом, дорога (точнее — художественный приём) даёт возможность писателю критиковать общественный порядок.

Кстати, дорога здесь также помогает дать характеристику самим помещикам ещё до того, как мы с ними знакомимся. Сравните, например, два описания. Это путь, ведущий в маниловскую усадьбу: «Проехавши две версты, встретили поворот… а каменного дома в два этажа всё ещё не было видно». Чичиков сразу отмечает: говорят про пятнадцать вёрст, значит, их не меньше тридцати. А вот дорога, проходящая через плюшкинскую деревню: «Эти брёвна, как фортепьянные клавиши, подымались то вверх, то вниз… Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях…»

 Есть в поэме отдельное лирическое отступление, так и названное — «О дороге», которое помогает лучше понять образ, его смысл. Можно назвать дорогу помощницей, музой писателя, ведь именно в пути рождается у него много «чудных замыслов, поэтических грёз». В движении «погибающий и тонущий» автор (здесь мы объединим два понятия — рассказчика и самого Н.В. Гоголя) находит успокоение: «дрожь прохватила члены», «дремлешь и забываешься». То есть дорога располагает к умиротворению, откровенности. Она не отвлекает от мыслей, наоборот, помогает их упорядочить. В одиночестве писатель видит все мелочи, подмечая вёрсты с цифрами, бревенчатые избы и другие детали. Это путь к себе, к собственному сердцу.

Дорога наводит рассказчика на размышления о двух путях, которые могут избрать писатели. Это проторённая дорожка к славе, успеху, если писать о чём-то, приятном обществу. Но если кто-то решит вытащить «тину мелочей, опутавших нашу жизнь», то его путь будет несладок, потому что никто не хочет замечать «незримые, неведомые ему [миру] слёзы». Но именно такой выбор благороден. Так, тема дороги, пути вырастает до целого обобщения о выборе жизненного призвания.

Завершается поэма описанием «необгонимой» тройки — символом несущейся в будущее России: «Русь, куда ж несёшься ты?» Хотя ответа мы не получаем (вопрос риторический), хочется верить в прекрасное.

Вывод таков: образ дороги — это отдельный персонаж, живой, изменяющийся, вызывающий размышления. Герои куда-то спешат, мчатся. В этом вечном движении вся Россия, недаром говорят, что «дорога есть жизнь». Она в контрасте с омертвением душ. Поэтому у внимательного читателя невольно возникает вопрос, как в таком случае можно было остановиться и утратить все человеческие качества. Философский вопрос, на который Н.В. Гоголь призывает ответить каждого из нас.



Пример сочинения 4

Жизненный путь Чичикова по поэме “Мертвые души”

 Если, рисуя образы помещиков, Гоголь дал картину экономического распада натурального крепостнического хозяйства и морального вырождения господствующего класса, то в образе Чичикова он показал типичные черты хищника, “подлеца”, “приобретателя” буржуазной складки, порожденного первоначальной стадией капиталистического накопления.

В одиннадцатой главе первого тома Гоголь подробно рассказывает о жизненном пути Чичикова с рождения до того момента, как этот “герой” занялся скупкой мертвых душ: как складывался характер Чичикова, какие жизненные интересы, сформировавшиеся в нем под влиянием окружающей среды, руководили его поведением.
Еще в детстве он получил от отца наставление, как выбиться в люди: “больше всего угождай учителям и начальникам… водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными… а больше всего береги и копи копейку, эта вещь надежнее всего на свете… Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой”. Этот завет отца и положил Чичиков в основу своих отношений с людьми еще со школьной скамьи.

Копить копейку, но не ради нее самой, а для достижения материального благополучия и заметного положения в обществе, стало основной целью всей его жизни.
Уже в училище он быстро добился расположения учителя и, обладая “большим умом со стороны практической”, успешно накапливал деньги.

Служба в различных учреждениях развила и отшлифовала в Чичикове его природные данные: практический ум, изобретательность, лицемерие, терпение, умение “постигнуть дух начальника”, нащупать слабую струнку в душе человека и умело воздействовать на нее в личных целях, энергию и упорство в достижении задуманного, полную неразборчивость в средствах и бессердечность.

Получив должность повытчика, Чичиков “стал человеком заметным. Все оказалось в нем, что нужно для этого мира: и приятность в оборотах и поступках, и бойкость в деловых делах”. Все это отличало Чичикова и в дальнейшей его службе: таким предстает он перед нами и во время покупки “мертвых душ”. “Неодолимую силу характера”, “расторопность, проницательность и прозорливость”, все свое умение обворожить человека пускает Чичиков в ход, чтобы достичь желаемого обогащения.

Широко применяя всю свою практическую сметку, обходительность и изворотливость, Чичиков сумел очаровать и губернский город, и усадьбы.

Быстро разгадав характер человека, он умеет по-особому к каждому подойти, тонко рассчитав свои ходы и приспособив к характеру помещика манеру обращения и самый тон речи. Стоит только проследить, как держит себя Чичиков с Маниловым, Коробочкой, Ноздревым, Собакевичем и Плюшкиным, чтобы убедиться в этом и поразиться неистощимому разнообразию всех оттенков и тонкостей его обращения”.

Эта внутренняя “многоликость” Чичикова подчеркивается и его внешностью, данною Гоголем в неопределенных тонах. “В бричке сидел господин – не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод”.

Выражение лица Чичикова беспрестанно меняется, в зависимости от того, с кем он разговаривает. Отправляясь на бал к губернатору, он целый час проводит перед зеркалом, “пробуя” различные выражения лица и манеры, чтобы применить их на балу. “Пробовалось сообщить ему (лицу) множество разных выражений: то важное и степенное, то почтительное, но с некоторую улыбкою, то просто почтительное без улыбки, отпущено было в зеркало несколько поклонов в сопровождении неясных звуков, отчасти похожих не французские, хотя по-французски Чичиков не знал вовсе”.

Гоголь постоянно подчеркивает внешнюю опрятность своего героя, его любовь к чистоте, хорошему, модному костюму. Чичиков всегда тщательно выбрит, надушен, всегда на нем чистое белье и модное платье “коричневых и красноватых цветов с искрой” или “цвета наварринского дыму с пламенем”.

И вот эта внешняя опрятность, чистота Чичикова, разительно контрастируя со внутренней грязью и нечистоплотностью, полно дорисовывает образ “подлеца”, “приобретателя “-хищника, все пускающего в ход для осуществления основной цели – наживы, приобретательства.

Гоголь сатирически бичует своего героя – “подлеца”, представителя тех хищников, которых немало появилось в 30-е годы, когда буржуазно-капиталистические силы начали развиваться еще в рамках феодально-крепостнического строя. Это отметил Белинский, сказавший, что “Чичиков, как приобретатель, не меньше, если не больше Печорина, – герой нашего времени”.

Белинский писал, что за границей встречаются “те же Чичиковы, только в другом платье: во Франции и Англии они не скупают мертвых душ, а покупают живые души на свободных парламентских выборах. Вся разница в цивилизации, а не в сущности”. Чернышевский писал, что в Англии “Чичиковы… заняты биржевыми и фабричными проделками”.

На чтение 5 мин Просмотров 3.9к.
Обновлено 9 января, 2021

Образ и роль дороги в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» очень важны: это не только художественный приём, помогающий связать в единое целое все события и всех героев, но и жизненный путь отдельного человека и всей России в целом.

Вообще тема путешествия, дороги встречается в отечественной литературе довольно часто. Вспомним «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева, «Героя нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова. Подобный мотив в них используется как сюжетообразующий, зачастую и сам является центральной темой, цель которой — описать российскую жизнь, современную автору.

Сюжет поэмы Н.В. Гоголя таков: Павел Иванович Чичиков — главный герой — выдаёт себя за помещика, разъезжая по окрестностям губернского города. Он скупает у землевладельцев «мёртвые души», то есть умерших крестьян, которые согласно переписи (ведомостям) считаются живыми. Зачем ему это нужно? Чичиков хочет взять кредит, заложив эти «души» (о намерениях читатель узнаёт в конце первой части). Это нужно, чтобы получить высокое общественное положение, нажить капитал. Дорога же авантюриста не пугает.

Его путь противоречив, положение шатко, как хлипка бричка, на которой он едет (в самом начале мужики рассуждают, доедет ли она или сломается). Автор, останавливая Чичикова в городишке, как бы даёт ему возможность одуматься, то есть отказаться от безумной затеи скупать «мёртвые души». Но герой не хочет видеть бездуховности своей цели, как не хочет следить за бричкой, доверяя всё кучеру. Дорога приводит Чичикова в дворянские имения, где он видит глупость помещиков и бедность крестьян. Но что-то изменить Павел Иванович не намерен (а ведь он по-своему умён, идея о покупке «мёртвых душ» даже гениальна в какой-то мере), да и сам меняться не собирается: он проявляет чёрствость, жадность в поисках лёгких денег. Это его выбор: решение отдельного человека, по какому пути ему идти.

Дорога помогает нарисовать современную (естественно, Гоголю) Россию. Довольно ясно: подобная задача «объять всю Русь» масштабная, поэтому он ограничивается описанием уездного городишки и его окрестностей. В центре исследования — мелкопоместные дворяне, именно они типичны для представленной эпохи.

Какой рисуется страна? Бричка привозит героя в обычный город N., а затем — в имения помещиков. Манилов строит прожекты, витая в облаках, а вокруг всё ветшает и приходит в упадок. Собакевич занят едой, тогда как мужики, работая до упаду, голодают и не могут прокормить свои семьи. Плюшкин настолько алчен, что теряет даже человеческий облик. Ноздрёв только пьёт и буянит. То есть дворяне ничего не желают делать для России, наоборот, лишь разрушают всё вокруг. Таким образом, дорога (точнее — художественный приём) даёт возможность писателю критиковать общественный порядок.

Кстати, дорога здесь также помогает дать характеристику самим помещикам ещё до того, как мы с ними знакомимся. Сравните, например, два описания. Это путь, ведущий в маниловскую усадьбу: «Проехавши две версты, встретили поворот… а каменного дома в два этажа всё ещё не было видно». Чичиков сразу отмечает: говорят про пятнадцать вёрст, значит, их не меньше тридцати. А вот дорога, проходящая через плюшкинскую деревню: «Эти брёвна, как фортепьянные клавиши, подымались то вверх, то вниз… Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях…»

Есть в поэме отдельное лирическое отступление, так и названное — «О дороге», которое помогает лучше понять образ, его смысл. Можно назвать дорогу помощницей, музой писателя, ведь именно в пути рождается у него много «чудных замыслов, поэтических грёз». В движении «погибающий и тонущий» автор (здесь мы объединим два понятия — рассказчика и самого Н.В. Гоголя) находит успокоение: «дрожь прохватила члены», «дремлешь и забываешься». То есть дорога располагает к умиротворению, откровенности. Она не отвлекает от мыслей, наоборот, помогает их упорядочить. В одиночестве писатель видит все мелочи, подмечая вёрсты с цифрами, бревенчатые избы и другие детали. Это путь к себе, к собственному сердцу.

Дорога наводит рассказчика на размышления о двух путях, которые могут избрать писатели. Это проторённая дорожка к славе, успеху, если писать о чём-то, приятном обществу. Но если кто-то решит вытащить «тину мелочей, опутавших нашу жизнь», то его путь будет несладок, потому что никто не хочет замечать «незримые, неведомые ему [миру] слёзы». Но именно такой выбор благороден. Так, тема дороги, пути вырастает до целого обобщения о выборе жизненного призвания.

Завершается поэма описанием «необгонимой» тройки — символом несущейся в будущее России: «Русь, куда ж несёшься ты?» Хотя ответа мы не получаем (вопрос риторический), хочется верить в прекрасное.

Вывод таков: образ дороги — это отдельный персонаж, живой, изменяющийся, вызывающий размышления. Герои куда-то спешат, мчатся. В этом вечном движении вся Россия, недаром говорят, что «дорога есть жизнь». Она в контрасте с омертвением душ. Поэтому у внимательного читателя невольно возникает вопрос, как в таком случае можно было остановиться и утратить все человеческие качества. Философский вопрос, на который Н.В. Гоголь призывает ответить каждого из нас.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Гоголь
  • Образ дороги в поэме Мертвые души

Образ дороги в поэме Мертвые души Гоголя сочинение

Начать хотелось бы с того, что автор такого гениального творения, как «Мёртвые души» заканчивает его тем, что говорит о дороге, как о пути, в который нужно отправиться несмотря на многие сложности, которые возникают на пути, их будет немало, однако свернуть с дороги уже не представляется возможным. Это поистине философская мысль сопровождается тем, что дорога отчасти сравнивается с жизнью, а все трудности, которые возникают на пути героев, лишь подтверждают то, что куда бы ни привела тропа, идти по ней все же приходится.

Само перемещение главного персонажа по необъятной России, его знакомства и разговоры с важными для города людьми, всё это непременно отражено как события, которые попутно совмещены с жизненными моментами нашего героя.

Путь, по которому движется именно он, зачастую не прямой, извилистый, не ровный, отражает суть того, что человек прибегает к незаконным действиям, к обманным уловкам, зачастую такая дорога и вовсе никуда и не приводит.

Автор применяет весьма нетипичную схему кульминационного развития сюжета с переплетениями философских мыслей, связанных именно с дорогой. Так, на пути основного персонажа Чичикова встаёт время от времени и еще один персонаж – сам автор, которому неплохо знаком весь город. Например, это можно понять по репликам появляющегося незнакомца: «Эта гостиница..своего известного рода». Также автор говорит и о том, что персонажи данного произведения не в состоянии по праву оценить существующие реалии. Автор подтрунивает над обстановкой, где царят коррупция, взятничество, договорные отношения с элементами воровства.

Однако дорога, которая так была показана Гоголем, приводит персонажей к такому пути, который, по его мнению, они и заслуживают. Ведь, как считал сам «гений пера», в его произведении сочтены и смех, и смысл. Острая сатира, к которой прибегает автор в необходимых ситуациях, еще раз показывает осознание того, что неизбежность последствий при пересечении данного пути по определенным маршрутам всё же присутствует.

Безвыходность положения при выборе дороги или изначальное понимание конечных последствий – это неразрешимый вопрос, который оставляет автор читателю. Однако все же стоит отметить, что в конце произведения он прибегает к оптимистичным образам, как бы показывая, что путь добродетели всё же есть, но увидеть его не так-то просто, и не всем он подходит. В произведении, столь наполненном смыслом и оставляющим «пищу для размышлений» говорится о том, что человек должен сам понимать выбор своего пути и принимать его последствия.

2 вариант

Н.В. Гоголь. Признанный мастер слова, который был в состоянии описать жизнь на Руси во всем ее многообразии. Образы со страниц книг будто разговаривают с нами, говоря о своей нелегкой судьбе. Мы видим их как будто вживую. Здесь и кучер, с мужицкой хваткой, и дворовый слуга, неопрятный и грязный, но безмерно простодушный и дворянин, рассуждающий о судьбе страны и радеющий, чтобы оброк был в срок уплачен.

В этом же сочинении хотелось бы затронуть образ дороги.

Почти всемирную известность получило выражение о том, что любой русский любит быструю езду. Совершенно точно сказано: постоянные репортажи из новостей об очередном ДТП из-за превышения скорости доказывают мысль,- утверждение применимо и сейчас. Езда связана с дорогой  как бы то ни было. И здесь проявляются черты характера: широта души, желание рисковать, почувствовать раздолье и всецело ему отдаться.

Образ дороги каноничен. Можно и на своем опыте описать, что она значит в жизни человека, и как ее можно представить в художественном произведении. Еще лучше о ней могли бы рассказать водители, а в ту пору кучера и странники.

Дорога – транспортная артерия, вдоль которой располагаются и города, и деревушки, и поля. Следовательно, в пути Чичиков мог поверхностно изучать страну, собирать информацию о том, как найти нужно помещика для его аферы. Для описательной части, образ Дороги составляет представление о внешнем виде населенных пунктов и живущих в них людях.

Образ Дороги можно увидеть во многих произведениях, как Гоголя, так и других авторов той поры. Здесь можно сказать о «Невском проспекте», о «Путешествии из Петербурга в Москву» Радищева. Все потому, что Дорога – образ яркий, способный направить сюжет в нужное русло. В частности, во время Путешествия Чичиков знакомится с дочкой губернатора и узнает, как заехать к персонажам-помещикам из поэмы.

Отвечая образом на образ, можно сказать, что Дорога – один изнаиболее значимых компонентов произведения, ведь путешествуя вместе с главным героем по дороге, мы и двигаемся по сюжету.

Если Русь — это организм, то Дорога – это главный кровяной сосуд, где вместо крови люди и лошади.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ дороги в поэме Мертвые души

Образ дороги в поэме Мертвые души

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Сурикова Покорение Сибири Ермаком

    Картина написана за пять лет до конца 19 века и, как само событие, стала одной из многих славных отеческих страниц истории. Ключевую роль в этом сыграл талантливый и известный полководец. Великий, отважный и мужественный, Ермак Тимофеевич.

  • Капитон Климов в рассказе Муму Тургенева сочинение

    Капитон – мужчина, привыкший злоупотреблять алкогольными напитками. Он всегда легкомысленно относился к собственной жизни, именно это создает образ испорченного человека, не способного принимать решения и отвечать за собственные поступки.

  • Сочинение Я горжусь своей Родиной Россией 4, 8 класс

    Каждый из нас всем сердцем любит и уважает свою страну. То, где мы родились, где растем и развиваемся любим всем сердцем. Я рад, что я родился/-лась в прекрасной стране – России.

  • Биография Чичикова в поэме Мертвые души кратко

    С биографией Павла Ивановича Чичикова можно познакомиться лишь под конец поэмы. Читателю уже известно какими делами занимался помещик в городе NN

  • Сочинение Что значит «быть отзывчивым»?

    Часто слышу, как люди говорят другим: «Ты совсем неотзывчивый!» А что такое «отзывчивость», что значит «быть отзывчивым» и как стать отзывчивым человеком?

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Гоголь
  4. Образ дороги в Мертвых душах

Сочинение Образ дороги в поэме Гоголя Мертвые души

Движение играет большую роль в поэме Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души». Произведение начинается в дороге, и оканчивается в дороге. В начале Павел Чичиков едет в город, чтобы провести аферу и обогатиться. В конце он покидает город, чтобы спасти свою репутацию. Главный герой постоянно находится в движении, в дороге. Он всегда куда-то едет, направляется. Дорога — неотъемлемая часть произведения.

Отношение Чичикова к дороге разнообразно. Он, как и всякий русский, любит быструю езду. Вместе с тем, когда дорога спокойна, он тихо дремлет и не замечает пейзажей, которые проезжает.

Дорога выступает для автора как символ движения, вечной жизни, развития. Чичиков путается в поездке, блуждая по поворотам. Это символ того, что путь, выбранный им, ложен и ошибочен. Однако, герой не способен этого понять.

Помещица Коробочка ответила Чичикову на его вопрос таким образом: «объяснить немудрено, да поворотов много». Это выражение можно толковать как размышление о дороге жизни. Как найти свой жизненный путь? Просто поставить себе цель, однако на пути к ней можно встретить много соблазнов, помех, врагов, сложностей, поэтому можно так и не дойти до нее. Это и имела в виду Коробочка, когда объясняла Чичикову как добраться до места.

В главе, завершающей действия поэмы, вырисовывается образ России. Здесь дорога приобретает глобальное значение. Теперь это символ  исторического пути России, ее роли в обществе, положение на международной арене. Что будет со страной в будущем? Как на это можно повлиять? Эти вопросы мучают автора, но он не может найти на них ответы. Почему? Потому что не суждено, чтобы они были найдены. Жизнь будет самостоятельно развиваться, идти своим чередом. Многое уже предопределено. Так и думает автор. В своей поэме он отстаивает самобытность России и ее индивидуальный, ни на что не похожий путь. Гоголь не одобряет то, что многие оглядываются на пути зарубежных стран. Это глобальная ошибка, потому что у России свой, оригинальный путь. Этот посыл и содержится в образе дороги как пути исторического развития России.

Таким образом, образ дороги в поэме «Мертвые души» имеет огромный смысл, который постепенно расширяется с каждой главой. Сначала дорога была просто символом движения вперед, затем она приобрела смысл жизненного пути, в том числе и ложного, за этим это уже знак более глобальный — исторический путь России.

Образ дороги в Мертвых душах

Образ дороги в Мертвых душах

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Почему проблему «отцов и детей» называют вечной?

    Мы все любим своих родителей. Но, пожалуй, каждый из нас хотя бы раз в жизни вступал с ними в тот или иной конфликт. На мой взгляд, это вполне нормально и является неотъемлемой частью нашей жизни

  • Образ и характеристика Обломова в романе Гончарова Обломов сочинение

    Написав свой роман об инертном помещике средней руки, И. А. Гончаров ввел в русский язык термин «обломовщина», от имени его главного героя. Он означает миролюбиво-пассивное ничегонеделанье, бессмысленное, праздное времяпровождение

  • Сочинение на тему Грибной дождик 3 класс

    Как становится грустно и обидно, когда на улице начинается дождь, и все прячутся под различные навесы или совсем убегают с прогулки домой. Но так бывает не всегда!

  • Сочинение Письмо водителю

    Уважаемый водитель, очень прошу не нарушать правила дорожного движения. Пристегивайте ремни безопасности, это может сохранить вам жизнь. Не садитесь пожалуйста за руль выпившим и будьте внимательны

  • Герои трагедии Гамлет Шекспира (характеристика персонажей)

    Клавдий, король Дании — дядя Гамлета, совершивший братоубийство ради того, чтобы занять престол. После похорон бывшего короля женится на его вдове, королеве Гертруде. Эти поступки говорят о Клавдии

Образ дороги в поэме “Мертвые души”

Странствие по Руси невозможно без дорожных впечатлений. Образ дороги в поэме «Мертвые души» – отдельно стоящий персонаж. Причем он живой, меняющийся, вызывающий страсти и наводящий на размышления.

Смысл образа

Дорога встречается в большинстве произведений Н. В. Гоголя. Герои куда-то стремятся, двигаются, несутся. На этом стоит вся Россия. Она в вечном движении. В поэме образ дороги контрастен основной теме – омертвению души. Как при таком вечном движении можно остановиться и потерять человеческие качества? Философский вопрос заставляет заглянуть внутрь человека. Начинают появляться вопросы:

  • Сам человек едет или движется по накатанной?
  • Едет или его везут?
  • Выбирает ли дорогу, путь или движется по тем путям, которые кто-то указал?
  • Вопросы об одном человеке переходят ко всей стране:
  • Куда летит Русь?
  • Что ждет Россию в конце пути и где он этот конец?

В поэме смысл образа многогранен: это история России, символ развития человеческий нации, олицетворение разных судеб, отличие русского характера, эпитет бездорожья. Основная нагрузка на образ – судьба русского народа, каждого его сословия: мужика, чиновника, помещика.

Дорога главного персонажа

Богатый образами язык писателя помогает представить главного героя Чичикова. Дорога характеризует его движение. Он едет на бричке, о колесе которой рассуждают мужики: доедет ли? Шаткое устройство спасает персонаж от Ноздрева. Композиционно колесо, как круг замыкает поэму. Сомнения крестьян о прочности колеса на первых страницах книги завершаются их поломкой. Автор за каждым действием скрывает глубокий смысл. Читателю приходится отвлекаться и рассуждать. Прямых ответов нет. Зачем классик задерживает Чичикова в городе? Может, чтобы он остановился?

Выбрал другой путь? Отказался от нелепой затеи, увидев все кощунство, бездуховность, которая в ней скрывается?

Дороги предприимчивого афериста беспорядочны. Сам он не следит за бричкой, доверяя эту работу кучеру. Дорога заводит Павла Ивановича в такие глухие места, что в них страшно оказаться на сломанной телеге.

Помещик смел или безрассуден? Возможно, и то, и то. Дорога – не меняет мошенника, она поглощает его, делая черствым и жадным. Получается у всех людей своя дорога, свой жизненный путь, свое восприятие России.

Лирическое отступление

Автор предлагает несколько лирических отступлений, который можно признать отдельными художественными произведениями. Отступление от текста «О дороге» – одно из самых лиричных, оно помогает понять образ дороги в «Мертвых душах». Без него тема будет раскрыта только поверхностно. Каждое слово приводит в трепет читателя, все точно и реально:

  • «дрожь прохватила члены»;
  • «сап лошадей»;
  • «дремлешь и забываешься и храпишь»;
  • «на вершине неба солнце.

Природа в дороге – это друг, который становится собеседником. Он мил, приятен, умеет слушать, не отвлекает, не мешает, а располагает к откровенности. Сколько мыслей пролетает в голове путников, не перечесть.

Нравится писателю тишина, одиночество. Красиво сияние месяца, мелькают полотняные платки, развешанные хозяйками. Крыши домов блистают. За каждым словом встает образ:

  • верста с цифрой;
  • зажатый в угол сосед;
  • белые дома;
  • бревенчатые избы;
  • открытый пустырь.

Даже холод не пугает в дороге. Он славный, чудный, свежий. По-особенному с волшебством описана ночь: «какая ночь совершается в вышине!

», «небесные силы». Темнота не пугает читателя, а завораживает.

Дорога – это помощница писателя. Она выносила и спасала его, когда он «погибающий и тонущий» хватался за нее как «за соломинку». Дорога – писательская муза. В пути родилось множество «чудных замыслов, поэтических грез».

Дивные впечатления ночи отвлекают от тяжелых мыслей гибели души русского помещика. Написать сочинение «Образ дороги в поэме «Мертвые души», опираясь на предложенный материал, станет намного проще.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Lili Belova

    19/19

  • Анна Вишневская

    19/19

  • Минубаев Руслан

    11/19

  • Виолетта Никитина

    9/19

  • Матвей Михалков

    15/19

  • Curonuk Lord

    16/19

  • Егор Земченко

    8/19

  • Владислав Лунин

    7/19

  • Шамиль Мигранов

    19/19

  • Айгерим Алшынбаева

    19/19

Начать хотелось бы с того, что автор такого гениального творения, как «Мёртвые души» заканчивает его тем, что говорит о дороге, как о пути, в который нужно отправиться несмотря на многие сложности, которые возникают на пути, их будет немало, однако свернуть с дороги уже не представляется возможным. Это поистине философская мысль сопровождается тем, что дорога отчасти сравнивается с жизнью, а все трудности, которые возникают на пути героев, лишь подтверждают то, что куда бы ни привела тропа, идти по ней все же приходится.

Само перемещение главного персонажа по необъятной России, его знакомства и разговоры с важными для города людьми, всё это непременно отражено как события, которые попутно совмещены с жизненными моментами нашего героя.

Путь, по которому движется именно он, зачастую не прямой, извилистый, не ровный, отражает суть того, что человек прибегает к незаконным действиям, к обманным уловкам, зачастую такая дорога и вовсе никуда и не приводит.

Автор применяет весьма нетипичную схему кульминационного развития сюжета с переплетениями философских мыслей, связанных именно с дорогой. Так, на пути основного персонажа Чичикова встаёт время от времени и еще один персонаж – сам автор, которому неплохо знаком весь город. Например, это можно понять по репликам появляющегося незнакомца: «Эта гостиница..своего известного рода». Также автор говорит и о том, что персонажи данного произведения не в состоянии по праву оценить существующие реалии. Автор подтрунивает над обстановкой, где царят коррупция, взятничество, договорные отношения с элементами воровства.

Однако дорога, которая так была показана Гоголем, приводит персонажей к такому пути, который, по его мнению, они и заслуживают. Ведь, как считал сам «гений пера», в его произведении сочтены и смех, и смысл. Острая сатира, к которой прибегает автор в необходимых ситуациях, еще раз показывает осознание того, что неизбежность последствий при пересечении данного пути по определенным маршрутам всё же присутствует.

Безвыходность положения при выборе дороги или изначальное понимание конечных последствий – это неразрешимый вопрос, который оставляет автор читателю. Однако все же стоит отметить, что в конце произведения он прибегает к оптимистичным образам, как бы показывая, что путь добродетели всё же есть, но увидеть его не так-то просто, и не всем он подходит. В произведении, столь наполненном смыслом и оставляющим «пищу для размышлений» говорится о том, что человек должен сам понимать выбор своего пути и принимать его последствия.

2 вариант

Н.В. Гоголь. Признанный мастер слова, который был в состоянии описать жизнь на Руси во всем ее многообразии. Образы со страниц книг будто разговаривают с нами, говоря о своей нелегкой судьбе. Мы видим их как будто вживую. Здесь и кучер, с мужицкой хваткой, и дворовый слуга, неопрятный и грязный, но безмерно простодушный и дворянин, рассуждающий о судьбе страны и радеющий, чтобы оброк был в срок уплачен.

В этом же сочинении хотелось бы затронуть образ дороги.

Почти всемирную известность получило выражение о том, что любой русский любит быструю езду. Совершенно точно сказано: постоянные репортажи из новостей об очередном ДТП из-за превышения скорости доказывают мысль,- утверждение применимо и сейчас. Езда связана с дорогой  как бы то ни было. И здесь проявляются черты характера: широта души, желание рисковать, почувствовать раздолье и всецело ему отдаться.

Образ дороги каноничен. Можно и на своем опыте описать, что она значит в жизни человека, и как ее можно представить в художественном произведении. Еще лучше о ней могли бы рассказать водители, а в ту пору кучера и странники.

Дорога – транспортная артерия, вдоль которой располагаются и города, и деревушки, и поля. Следовательно, в пути Чичиков мог поверхностно изучать страну, собирать информацию о том, как найти нужно помещика для его аферы. Для описательной части, образ Дороги составляет представление о внешнем виде населенных пунктов и живущих в них людях.

Образ Дороги можно увидеть во многих произведениях, как Гоголя, так и других авторов той поры. Здесь можно сказать о «Невском проспекте», о «Путешествии из Петербурга в Москву» Радищева. Все потому, что Дорога – образ яркий, способный направить сюжет в нужное русло. В частности, во время Путешествия Чичиков знакомится с дочкой губернатора и узнает, как заехать к персонажам-помещикам из поэмы.

Отвечая образом на образ, можно сказать, что Дорога – один изнаиболее значимых компонентов произведения, ведь путешествуя вместе с главным героем по дороге, мы и двигаемся по сюжету.

Если Русь — это организм, то Дорога – это главный кровяной сосуд, где вместо крови люди и лошади.

Картинка к сочинению Образ дороги в поэме Мертвые души

Предыдущая

СочиненияИстория создания поэмы Медный всадник Пушкина (прототипы героев, история публикации)

Следующая

СочиненияСочинение по рассказу Толстый и тонкий Чехова

  • Дориан грей страшные сказки поцелуй
  • Дориан грей из страшных сказок
  • Дориан грей аргументы к итоговому сочинению
  • Дорестайлинг как пишется правильно
  • Дорасти как пишется правильно слово