Дороги которые мы выбираем сочинение обломов

­Выбор жизненного пути

Роман И. А. Гончарова “Обломов” был написан в середине 19-го столетия и наилучшим образом отображал жизненный уклад дворян того времени. Впервые он напечатан был в 1859 году, незадолго до ключевых реформ в области крепостничества. Главный герой произведения Илья Ильич Обломов – человек невероятно ленивый и неуклюжий.

Он ведет однообразный образ жизни, ни о чем, не задумываясь и ничем себя не утруждая. У Обломова тучное тело и болезненный вид, как результат ленивого образа жизни.

Автор неслучайно дал своему герою такую фамилию, ссылаясь на его лень и безынициативность. После выхода в свет данного романа слово “обломовщина” стало нарицательным. При всем при этом Илья Ильич далеко неглуп, недурен собой и привлекает внимание противоположного пола.

С детства ему прислуживает один и тот же слуга Захар, такой же ленивый, как и сам хозяин. А лучшим другом героя является человек невероятно деятельный и инициативный – Андрей Иванович Штольц.

Гончаров сумел прекрасно показать разницу характеров своих персонажей и выбор, который они совершили в области ежедневных занятий, супружества и т. д. Каждый человек рано или поздно оказывается перед выбором жизненного пути и тогда ему приходится делать важный шаг. Каждый из нас сам выбирает себе занятие по душе, в зависимости от своих способностей, жизненных ценностей, сил и идеалов. Так и Обломов, выбирая физическое и духовное бездействие, сам решил свою судьбу.

Благодаря Штольцу, он познакомился с чудесной девушкой Ольгой Ильинской, в которую вскоре влюбился. Однако между героями была большая разница в мировосприятии. Ольга – практичный, активный, деятельный человек.

Она, по договоренности со Штольцом, пыталась всячески расшевелить Обломова, вывести из состояния вечной лени и сна, что у нее неплохо получалось. Однако это пробуждение длилось недолго. После своего переезда Илья Ильич стал снова тонуть в рутине однообразия.

Ольга искренне сочувствовала другу, но многое в нем не понимала.

Связавшись с хитрым и корыстным Мухояровым, Обломов познакомился с его сестрой Агафьей Пшеницыной, которая оказалась широкой души человеком и тем самым недостающим в жизни главного героя звеном. Именно рядом с ней Илья Ильич нашел свое счастье. Она ему собственноручно готовила всякие яства, угощала кофе, пекла пироги, чинила его халат. Все это привело к тому, что они вскоре поженились.

Для ленивого Обломова Пшеницына оказалась редкостной находкой, от которой он отказываться не хотел.

В то же время Штольц нашел свое счастье рядом с Ольгой, ввиду общности интересов и совпадения идеалов. Впоследствии эта пара возьмет на воспитание к себе маленького Андрюшу – сына Ильи Ильича и Агафьи Пшеницыной. Жизнь Обломова рано прервалась.

Прожив несколько лет с супругой, он умер. Этот человек не стал известным чиновником, предпринимателем или писателем. Его духовное развитие на каком-то этапе просто замерло.

Он не желал никому зла и никогда зла не делал, просто выбрал для себя такой странный, безвольный и бездейственный жизненный путь.

Loading…

­Главная>Сочинения по произведению Обломов

Выбор жизненного пути

34 предложения/ 438 слов

Роман И. А. Гончарова «Обломов» был написан в середине 19-го столетия и наилучшим образом отображал жизненный уклад дворян того времени. Впервые он напечатан был в 1859 году, незадолго до ключевых реформ в области крепостничества. Главный герой произведения Илья Ильич Обломов — человек невероятно ленивый и неуклюжий. Он ведет однообразный образ жизни, ни о чем, не задумываясь и ничем себя не утруждая. У Обломова тучное тело и болезненный вид, как результат ленивого образа жизни.

Автор неслучайно дал своему герою такую фамилию, ссылаясь на его лень и безынициативность. После выхода в свет данного романа слово «обломовщина» стало нарицательным. При всем при этом Илья Ильич далеко неглуп, недурен собой и привлекает внимание противоположного пола. С детства ему прислуживает один и тот же слуга Захар, такой же ленивый, как и сам хозяин. А лучшим другом героя является человек невероятно деятельный и инициативный — Андрей Иванович Штольц.

Гончаров сумел прекрасно показать разницу характеров своих персонажей и выбор, который они совершили в области ежедневных занятий, супружества и т.д. Каждый человек рано или поздно оказывается перед выбором жизненного пути и тогда ему приходится делать важный шаг. Каждый из нас сам выбирает себе занятие по душе, в зависимости от своих способностей, жизненных ценностей, сил и идеалов. Так и Обломов, выбирая физическое и духовное бездействие, сам решил свою судьбу.

Благодаря Штольцу, он познакомился с чудесной девушкой Ольгой Ильинской, в которую вскоре влюбился. Однако между героями была большая разница в мировосприятии. Ольга — практичный, активный, деятельный человек. Она, по договоренности со Штольцом, пыталась всячески расшевелить Обломова, вывести из состояния вечной лени и сна, что у нее неплохо получалось. Однако это пробуждение длилось недолго. После своего переезда Илья Ильич стал снова тонуть в рутине однообразия. Ольга искренне сочувствовала другу, но многое в нем не понимала.

Связавшись с хитрым и корыстным Мухояровым, Обломов познакомился с его сестрой Агафьей Пшеницыной, которая оказалась широкой души человеком и тем самым недостающим в жизни главного героя звеном. Именно рядом с ней Илья Ильич нашел свое счастье. Она ему собственноручно готовила всякие яства, угощала кофе, пекла пироги, чинила его халат. Все это привело к тому, что они вскоре поженились. Для ленивого Обломова Пшеницына оказалась редкостной находкой, от которой он отказываться не хотел.

В то же время Штольц нашел свое счастье рядом с Ольгой, ввиду общности интересов и совпадения идеалов. Впоследствии эта пара возьмет на воспитание к себе маленького Андрюшу — сына Ильи Ильича и Агафьи Пшеницыной. Жизнь Обломова рано прервалась. Прожив несколько лет с супругой, он умер. Этот человек не стал известным чиновником, предпринимателем или писателем. Его духовное развитие на каком-то этапе просто замерло. Он не желал никому зла и никогда зла не делал, просто выбрал для себя такой странный, безвольный и бездейственный жизненный путь.

см. также:
Другие сочинения по произведению Обломов, Гончаров

Характеристики главных героев произведения Обломов, Гончаров

Краткое содержание Обломов, Гончаров

Краткая биография Ивана Гончарова

Роман “Обломов” был написан И.А.Гончаровым в 1859 году и тотчас же привлек внимание критиков поставленными в романе проблемами. Русская революционная демократия в лице Н.А.Добролюбова оценила роман Гончарова как нечто “более, нежели просто удачное создание сильного таланта”. Она увидела в нем “произведение русской жизни, знамение времени”. Так была определена исключительная злободневность гончаровского романа. И в те же годы весьма авторитетными современниками были высказаны суждения, оценивавшие “Обломова” как произведение, которому предстоит долгая жизнь.

Сегодняшнее напряженное внимание и пристальный интерес к нему театра и кинематографа, читателей и исследователей, включение романа в сферу споров о недавней истории и проблемах будущего прямое подтверждение пророческих предвидений тех лет. В чем же секрет этого романа? Видимо, в том, что Гончаров как гениальный художник сумел раскрыть типично национальное, близкое всем нам явление. Явление, которое стало символом, именем нарицательным. Это явление обломовщина. Кто же он -Илья Ильич Обломов? Жизнь, похожая на сон, и сон, похожий на смерть, вот судьба главного героя романа и многих других персонажей. А за пределами романа читатель видел еще великое множество Обломовых. Трагизм романа Гончарова именно в обычности происходящих событий. Добрый, неглупый человек, Обломов лежит на диване в удобном домашнем халате, а жизнь уходит безвозвратно.

Чудесная девушка Ольга Ильинская, полюбившая Обломова и тщетно пытавшаяся спасти его, спрашивает: “Что сгубило тебя? Нет имени этому злу… Есть… “Обломовщина”, отвечает наш герой. Царство крепостной России вот истоки обломовской апатии, бездеятельности, страха перед жизнью. Привычка получать все даром, не прикладывая к этому труда основа всех поступков и образа действий Обломова. Да и не только его одного. Теперь попробуем на минутку представить себе, от чего отказался Обломов, и в каком направлении могла бы пойти его жизнь.

Вообразим себе иной ход сюжета романа. Ведь многие современники Обломова, выросшие в таких же условиях, преодолевают их пагубное влияние и поднимаются до служения народу, Родине. Представим себе: Ольге Ильинской удается спасти Обломова. Любовь их соединяется в браке. Любовь и семейная жизнь преображают нашего героя. Он становится вдруг деятельным и энергичным. Понимая, что крепостной труд не принесет ему больших выгод, он освобождает своих крестьян.

Обломов выписывает из-за границы новейшую сельхозтехнику, нанимает сезонных рабочих и начинает вести свое хозяйство по-новому, по-капиталистически. За короткий срок Обломову удается разбогатеть. К тому же умная жена помогает ему в предпринимательской деятельности. Представим себе другой вариант. Обломов “пробуждается” ото сна сам. Видит свое гнусное прозябание, бедность своих крестьян и “уходит в революцию”.

Быть может, он станет видным революционером. Его революционная организация поручит ему очень опасное задание, и он его успешно выполнит. Об Обломове напишут в газетах, и имя его узнает вся Россия. Но это все фантазии… Изменить роман Гончарова нельзя. Он написан очевидцем тех событий, он отражал то время, в котором жил. А это было время накануне отмены крепостного права в России. Время ожидания перемен. В России готовилась реформа, которая должна была круто изменить ход событий. А пока тысячи помещиков эксплуатировали крестьян, полагая, что крепостное право будет существовать вечно. До настоящего времени роман Гончарова “Обломов” сохранил свое обаяние как произведение высокого нравственного пафоса, беспощадной авторской откровенности, подлинного гуманизма.

Два обстоятельства творческой истории романа “Обломов” нужно иметь в виду, чтобы правильно понять, о чем это произведение. Первым опубликованным фрагментом романа в 1849 году стал “Сон Обломова” — “увертюра всего романа”, тем не менее, в окончательном тексте занявшая место 9 главы 1 его части. “Сон” является средоточием авторской мысли в романе. Второе обстоятельство — перерыв в писании романа для участия в научной и негласно дипломатической экспедиции на Дальний Восток на фрегате “Паллада” в качестве секретаря начальника экспедиции. Написанная под впечатлением кругосветного путешествия очерковая книга “Фрегат “Паллада” (завершена одновременно с романом в 1858 году) оказала существенное влияние на реализацию обломовского замысла. Герой книги, сам автор, изображен как путешествующий Обломов.

Кругосветное плавание, международные связи, дух прогресса, дух торговли и империализма — все это для западника Гончарова определило масштаб, точку зрения для изображения Обломова и помогло завершить роман об умирании воли, затухании личности, гибели дарований в безвоздушном пространстве барства и рабства, бюрократического бездушия и эгоистического делячества.
В “Сне Обломова” есть характерная деталь — отношение господ к знаниям и обучению барчонка. Для них это неприятная необходимость, ибо и это труд, а им всякий труд неприятен. “Сну” предшествует эпизод с несостоявшимся переездом Обломова на другую квартиру, когда Захар произносит фразу “Другие не хуже нас, да переезжают”, которая так обидела и возмутила Обломова. Ведь он претендует на исключительность: “Кажется, подать, сделать — есть кому”, “ни голода, ни холода никогда не терпел… хлеба себе не зарабатывал и вообще черным делом не занимался”.

Слова Захара — результат воздействия петербургской жизни, потрясение основ обломовского идеала, который переместился теперь из крепостнической Обломовки на Гороховую улицу столицы. Тем горше неблагодарность одного из сотен крепостных Захаров, что барин для них всегда отец и благодетель, даже если ничего для них не сделал и, подобно Обломову, лишь в “умственном” плане преобразований в имении “определил ему особый дом, огород, отсыпной хлеб, назначил жалованье”.

В Обломове загублены живой ум, чистота, доброта, правдивость, кротость, гуманность к нижестоящим, склонность к самоанализу и самокритике, чувство справедливости. Он погряз в эгоизме, который сметает все эти качества. Обломов не испытывает необходимости развивать их в себе. Об этом свидетельствует его “мысленный” план реформ в Обломовке, выражающий инфантильность, архаичность и консерватизм его взглядов на жизнь. Ясно, что Обломов зависит от Захара больше, чем Захар (и другие крепостные захары) от него. В то же время идеалы Обломова помогают ему видеть отрицательные стороны нового буржуазного уклада.

В отличие от Штольца, движимого стремлением к личному преуспеянию путем труда, Обломов, уже имеющий все благодаря происхождению и положению, настойчиво требует указать ему смысл труда, смысл и стимулы для затрат способностей и энергии. Он не подвергает сомнению свое право на эту критику и безделье, ибо считает идеал Обломовки незыблемой нормой. Для Штольца норма — буржуазная деловая жизнь Петербурга, поэтому он не критикует ее и, как все другие визитеры, зовет Обломова в Петергоф.

Во 2 части романа описывается русско-немецкое воспитание Штольца, борьба двух национальных начал, так сказать, у его колыбели. Случайно из нее возникла сильная и гармоничная личность (русская мать и педантичный немец-отец). Несмотря на все взаимные различия, Штольц способен понять Обломова. Это тип новой эпохи, деятельный разночинец.

Слово “обломовщина” произносит Штольц, обозначая им комплекс причин, вызвавших паралич воли героя. Гончаров не раскрывает их прямо, но ясно, что это прежде всего помещичья праздность, возведенная в идеал и разрушающая личность. При этом во всем романе автор подчеркивает, что обломовщина не есть индивидуальная особенность его героя, но следствие влияния всего общественного настроения в целом, выражение общественного неустройства.

Итак, 1 часть обрисовала обломовщину, 2 часть объяснила ее. Герой решил поехать путешествовать, но не поехал, а влюбился. И сразу же продемонстрировал изначальную слабость своей натуры: Ольга активнее, практичнее. Любовь Обломова возвышенна, но отвлеченна, здесь он похож на Чацкого и Онегина. 2 часть кончается летним объяснением в любви, 3-ю часть заключают осеннее затухание страсти, снегопад на Выборгской стороне, болезнь Обломова, и появляется вдова Пшеницына, вторая героиня обломовского “романа”.

Во “Сне Обломова” крестьянский труд дан издали, здесь — крупным планом, но не крестьянский. С огромной художественной силой Гончаров воспроизводит поэзию и моральность женской самоотверженности в заботах о семье, женский домашний труд. Имя Агафьи Матвеевны Пшеницыной Гончаров взял из гоголевской “Женитьбы” (героев которой напоминают Обломов и Тарантьев в 1 части), а отчество — у своей матери, которая рано овдовела, стала жить с барином, в доме которого будущий классик нашей литературы и получил дворянское воспитание.

(354 слова) Люди стремятся найти свое направление в жизни, которое будет совпадать с их взглядами на мир и моральными убеждениями. Как это сделать? Важно выстроить четкую систему мировоззрения, которая даст ответ на вопрос, куда идти и зачем? Чтобы пояснить свою мысль, приведу литературные примеры.

Вспомним роман И.А. Гончарова «Обломов». Андрей Штольц, в отличие от главного героя произведения, прекрасно знал, чего хочет от жизни. Он с детства прилежно учился, много работал над собой и стал самостоятельным человеком, способным на большие достижения. Он не остался в деревне, где для него не было будущего. Он уехал в большой город, чтобы дослужиться до солидного чина и проявить себя. Штольц твердо придерживался выбранного курса и тратил время с умом: завязал нужные знакомства, повидал мир, изучил много всего интересного. Это помогло ему создать свое дело и добиться финансового успеха. В зрелом возрасте он женился и чувствовал себя вполне удовлетворённым судьбой. Как он определил свое направление в жизни? С самого начала пути он ставил себе те цели и планки, которые совпадали с его мировоззрением и способностями. Он обдумал и распланировал свой маршрут. Это и позволило ему всегда поступать правильно и мудро.

Не менее вдохновляющий пример мы видим на страницах рассказа А.П. Чехова «Невеста». Главная героиня должна была пойти по стопам матери: выйти замуж и проживать скучные дни в праздности. Но на пороге судьбоносного решения Надя задумалась, а тот ли жребий она вынимает? Нужен ли ей этот брак? Неужели прозябание в пустоте и рутине — это и есть ее выбор? Друг семьи, студент Саша, заставил Надю поверить в себя, в то, что она способна на большее. И девушка вняла голосу разума. Она решила сбежать из дома и реализовать свой потенциал в обучении. В большом городе Надя нашла свое призвание и ощутила яркий эмоциональный подъем. Правильное направление она выбрала неслучайно. Выход ей подсказало мировоззрение, которое было в достаточной степени сформировано, чтобы дать четкое представление о будущем.

Таким образом, человек обязательно найдет себя, если научится грамотно и четко формулировать свои желания, цели, потребности. Правильное направление в жизни будет результатом его сознательного выбора и работы над собой. Важно честно и открыто смотреть вдаль, чтобы планировать каждый шаг и прийти к тому результату, который станет поводом для обоснованной гордости.

       

   

Запомни!

О после шипящих в суффиксах существительных:

рубашонка, девчонка, речонка, ручонка, коробчонка, собачонка, лавчонка, душонка, книжонка, бумажонка, шпажонка, одежонка, рыбчонка, юбчонка, мужичонка, шапчонка, шляпчонка, тысчонка, мальчонка, старушонка.

Дороги, которые мы выбираем.

Тематическое направление: Человек путешествующий: дорога в жизни человека.

25.10.2021 14:28:28

Автор: Даниил Сергеев


«Дороги, которые мы выбираем»
Наверное, каждый человек хоть раз в  жизни задумывался над  тем, а правильный ли он выбрал жизненный путь. Такой вопрос, по моему мнению, должен задавать себе  всякий, если он не хочет прожить  впустую. А какая цель достойна высокого предназначения человека? Я думаю, что судьба человека во многом определяется теми целями, которые он ставит перед собой. Если цель подчинена низменными потребностями или не связана с активной жизненной позицией, то такой путь приведёт к духовной деградации или медленному угасанию. Если смысл жизни в стремлении быть полезным обществу, не предавать идеалы добра и справедливости, то человек проживет свою жизнь ярко и насыщенно, не сожалея ни об одном дне.    
Вспомним сюжет романа И.А Гончарова «Обломов».  Главный герой Илья Ильич, добрый и искренний по своей натуре персонаж,  считает, что служба — это пустая трата времени, ищет только тишины и покоя. Цель его жизни – прожить счастливо; так, чтобы она (жизнь) «не трогала».Он создаёт для себя образ идеального места и мечтает обрести свою Обломовку, где за ним будут ухаживать как за маленьким ребёнком. Грёза, мечта, сон заменяют ему настоящую жизнь. Вот и проводит Илья Ильич почти всё время на диване, в персидском халате,  и ничего не делает. Андрей Штольц пытается вытянуть своего друга детства из «вечной спячки»: вовлекает в круговорот светской жизни, разрушает привычный распорядок дня, знакомит с Ольгой Ильинской. На примере Обломова мы видим, что без какого-либо стремления человек не может реализовать «хорошее, светлое начало, лежащее в недрах его чуткой и доброй души», и происходит   постепенное и полное отмирание думающей, но инертной личности. И никто не сможет направить его на правильный путь, кроме него самого.
В том же романе есть и другой  герой, который противопоставляется автором Обломову. Андрей Штольц является представителем нового класса буржуазии.  Он постоянно чем-то занят, ездит по разным странам  и много читает.  Работоспособность, предприимчивость, самостоятельность, независимость, а также уверенность в своих силах — основа характера и мировосприятия Андрея Штольца. Его цель — преодолеть себя, как можно  больше возвысившись в карьере. И  благодаря своему бесконечному стремлению и трудолюбию он  поднимается по карьерной лестнице все выше и выше. Штольц — пример целеустремленного человека, который радуется достигнутому результату,  идёт вперёд, преодолевая преграды, и  постоянно ставит перед собой новые, еще большие ,чем старые.
Таким образом, можно сделать вывод, что дорога, по которой пойдёт человек, во многом определяется теми целями, которые он перед собой ставит, и теми нравственными принципами, которыми он руководствуется. Ведь подводя итог прожитой жизни, каждый  мысленно оглядывается назад. И очень важно, чтобы не было стыдно за поступки и принятые решения. Я совершенно согласен с высказыванием О.Генри: «Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет выбирать дорогу».

Количество слов — 422


Здравствуйте, Даниил!

Сочинение выстроено логично, грамотно и последовательно, но впечатление от работы портят заимствованные  из интернета фразы и целые предложения.

В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.

К1 (соответствие теме) + 1 балл.

К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.

Аналитическая часть сочинения содержит несамостоятельно написанные фрагменты. В первом аргументе это следующие фразы: «круговорот светской жизни», «вытянуть друга из вечной спячки», «происходит   постепенное и полное отмирание думающей, но инертной личности».

Во втором аргументе плагиатом признаются фразы: «Работоспособность, предприимчивость, самостоятельность, независимость, а также уверенность в своих силах — основа характера и мировосприятия».

Обращаю ваше внимание на то, что присутствие плагиата в итоговом сочинении приведет к обнулению баллов по всем критериям и выставлению «незачета».

К3 (логика и композиция) + 1 балл

Логических ошибок нет.

К 4 (речь)+ 1 балл

Ошибки

Главный герой Илья Ильич, добрый и искренний по своей натуре персонаж,  считает, что служба — это пустая трата времени, ищет только тишины и покоя.

слово «персонаж» неуместно в данном контексте, корректнее — «человек».

Его цель — преодолеть себя, как можно  больше возвысившись в карьере.

Слова не сочетаются друг с другом: больше возвыситься — плеоназм, возвыситься в карьере — неверный выбор паронима. Корректнее: подняться как можно выше по карьерной лестнице.

Штольц — пример целеустремленного человека, который радуется достигнутому результату,  идёт вперёд, преодолевая преграды, и  постоянно ставит перед собой новые, еще большие ,чем старые.

что он ставит перед собой? преграды? большие — это как?

К5 (грамотность) + 1 балл, всего допущено ошибок: 2

Пунктуация

Он создаёт для себя образ идеального места и мечтает обрести свою Обломовку, где за ним будут ухаживать ЗПТ как за маленьким ребёнком.

Пропущена запятая перед как.

Грамматика

Если цель подчинена низменными потребностями или не связана с активной жизненной позицией, то такой путь приведёт к духовной деградации или медленному угасанию.

подчинена (чему?) низменным потребностям

Общий вывод по работе

Итак, Даниил, ваше сочинение оценивается на «зачет», однако советую не использовать в сочинении чужие фразы.

Удачи!

Баллы по критериям К1: 1; К2: 1; К3: 1; К4: 1; К5: 1;

Итоговый балл — 5 Зачёт

Возврат к списку

Дороги, которые мы выбираем 5 примеров готового итогового сочинения 2021-2022 по литературе на данную тему для допуска к ЕГЭ 2022. С аргументами из литературы и литературными произведениями.

Итоговое сочинение на тему дороги которые мы выбираем

Каждый из нас ищет дорогу, которая приведет его к счастью и гармонии с собой. Для этого мы выбираем профессию, спутника жизни, город, увлечения. Кто-то находит стимул в погоне за богатством, но теряет себя на кривой дорожке. Кто-то идет по тропе чести и честности и приходит туда, куда нужно. Кто-то плывет по течению и не получает удовлетворения от этого прозябания. У каждого свой маршрут, и от его определения зависит все. Литературная классика учит нас ответственно подходить к решению своей судьбы.

Вспомним повесть А.И. Куприна «Олеся». Героиня прекрасно знала, к чему приведут ее отношения с добрым, но слабовольным мужчиной. Она — лесная отшельница, он — городской писатель со статусным происхождением. Разве могут они быть вместе? Олеся обладала способностью видеть будущее и здравым смыслом, поэтому предполагала, что роман будет ярким, но коротким и трагическим. Она могла бы избегать своего рокового искусителя и победить эту страсть, однако она приняла любовь без иллюзий и без ропота. Ее путь был прямым и честным: она испила чашу эмоций до дна и не пожалела себя, ведь приобретенный опыт был уникален и необходим ей для дальнейшего личностного роста. Олеся, в отличие от Ивана, понимала и принимала все последствия их связи: неприятие общества, отторжение семьи, слабость Ивана, совсем не готового к таким жертвам. Поэтому она отказалась от брака, чтобы не обременять своего возлюбленного и оставить в его судьбе только отпечаток счастья. Это горькое и трудное решение для женщины, но оно было честным, прямолинейным и мудрым. Дорога, которую выбрала Олеся, полна препятствий, но она ведет ее по индивидуальному маршруту к ее собственному видению счастья и гармонии. Не приняв навязанную обществом патриархальнее модель, она осталась свободной и самодостаточной.

Достоин уважения и выбор героини в рассказе И.А. Бунина «Чистый понедельник». Она узнала о прелестях мирской жизни, испытала страсть и любовь, но предпочла духовное призвание типичной патриархальной модели семьи. Избранник желал навязать ей это видение жизни и набор социальных ролей того времени: жена, мать, хранительница очага. Но девушке это не было близко. Она мечтала о высшем предназначении, которое так искала в мудрых книгах, на лекциях, в храмах. Не зря же она получала образование, занималась религиозными практиками и углублялась в чтение. Применения себе и своим знаниям в рамках традиционного брака она не нашла. Поэтому героиня покинула свою роскошную квартиру, красивого и богатого кавалера, светскую жизнь. Ее дорога была индивидуальной и вела к ее собственной модели счастья, которая была создана ею для себя одной. Это гораздо честнее, чем подстраиваться под общепринятые каноны, не приняв их душой.

Таким образом, дороги, которые мы выбираем, должны вести нас по пути саморазвития к счастью и гармонии с миром и собой. Важно найти маршрут, который отвечает нашим духовным потребностям и мировоззрению. Не стоит слепо идти туда, куда нас зовут все. Лучше слушать внутренний голос.

Сочинение №2

Дороги жизни бывают разные.  И, наверное, каждый задумывался, как  найти свой путь? Делать хорошие дела, или пакостные, быть добрым, по отношению к окружающим, или быть бездушным. Помочь нам сделать правильный выбор может художественная литература.

О нахождении жизненного пути рассуждал А.С. Пушкин в своем произведении «Капитанская дочка».  В этом романе жизненный путь Петра Гринева лежит через препятствия и испытания. Родители дали ребенку изначально должное воспитание: отец дал понятия о чести и достоинстве военного, а мать воспитывала в нём чувства сострадания и милосердия. Для закалки характера Петра отец отправил сына в Белогорскую крепость.

Благодаря жизненным трудностям из задорного мальчишки, который всё свое беззаботное, но веселое детство гонял голубей и играл в чехарду с дворовыми ребятами, он стал мудрым, добродушным, честным, справедливым и смелым мужчиной. Еще по дороге к месту службы Гринёв по своей неопытности проиграл сто рублей, но долг он отдал, потому что был человеком чести. В Белогорской крепости Петр полюбил Марью Ивановну. Когда о его чувствах узнал Швабрин, то начал всячески наговаривать на девушку. Гринев решил защитить честь возлюбленной и назначил Швабрину дуэль.

Во время обороны крепости Петр проявил смелость, решительность и самоотверженность. Гринев остался верен своей присяге, когда Пугачев предложил Петру перейти на его сторону. Достойно преодолев все испытания судьбы, проведя работу над собой, Пётр Гринёв повзрослел духовно, обрел житейскую мудрость, нашел своё предназначение и свой жизненный путь. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско» рассуждал о том, как его герой не нашел свой жизненный путь. Господин — состоятельный человек. Богатство и деньги имеют самую главную значимость в его жизни, ведь тогда можно будет купить всё. Только толстый кошелёк Господина не дал возможности ему испытать настоящих, искренних человеческих чувств. На протяжении всего произведения автор не называет имени господина, тем самым хочет сказать, как личность его больше не существует, ведь жажда богатства овладела им полностью.

Господин вместе с семьей отправляется в путешествие на корабле Атлантида. Я думаю, автор не случайно назвал судно именно так, как символ погибшей цивилизации, ведь, как известно, остров ушел под воду за одни сутки. Иван Алексеевич этим названием обозначил своё отношение к выбранному жизненному пути героя.

Отправившись в путешествие, никто не предполагал, что судьба так распорядится с героем. Прямо на корабле его настигает внезапная смерть. А вместе с ним умирают и его состоятельность и значимость в обществе. Смерть Господина обременяет окружающих. Хозяин отеля не разрешает перевозить тело в комнате, и во избежание плохой репутации отеля его перевозят в тёмном трюме, положив в ящик из-под напитков. Семья не скорбит о потере кормилица. После его смерти все относятся к нему как к вещи, без души, без должного уважения.

Жизнь Господина прошла зря: в погоне за богатством и роскошью, он забыл о настоящих ценностях, забыл жить. Герой не обрел своего пути: он не ставил перед собой никаких целей, не хотел заглядывать к себе в душу, проводить работу над собой.

Мы сами творцы своего будущего, и каким оно будет, зависит только от нас.  Найти свой путь можно благодаря долгой кропотливой работой над самим собой. Самое главное не сойти с этого пути и идти к своей цели, невзирая на преграды, которые будут встречаться на пути.

Сочинение №3

Каждый из нас ищет свою дорогу, ту, которая станет единственно верной на пути к счастью и гармонии с самим собой. Мы постоянно делаем выбор: профессия, место проживания, вторая половинка, увлечения. Одни, мечтая о материальном благосостоянии, теряют нравственный облик и скатываются в пропасть. Другие же живут, руководствуясь принципами чести и совести, и верно и уверенно идут к намеченной цели. Третьи ничего не предпринимают, идут по жизни так, как придется, куда кривая выведет. У каждого своя дорога, и от того, какой маршрут мы выберем, зависит многое, точнее сказать, зависит все. Литературные произведения дают богатый опыт и учат нас подходить к важным судьбоносным выборам ответственно.

Тема выбора жизненного пути поднимается в повести Александра Ивановича Куприна «Олеся». Героиня, молодая и красивая девушка по имени Олеся, с самого начала прекрасно понимают, куда заведут ее отношения с Иваном Тимофеевичем, добрым, но слабохарактерным молодым человеком. Их происхождение изначально прокладывает между ними огромную пропасть: писатель, дворянин и лесная отшельница без роду и племени. Могут ли они быть вместе? Этот вопрос даже не требует ответа! Олеся знала свое будущее наперед: короткий и яркий роман с трагическим концом. Девушка могла бы отказаться от чувств, прекратить всякое общение с молодым человеком, но не сделала этого. Олеся испила эту горькую чашу до дна. Ее путь был честным и прямым. Девушка ни о чем не жалела. В отличие от Ивана она не питала иллюзий и отказалась от брака, который обоих сделал бы только несчастными. Для любой влюбленной девушки такое решение будет трудным. Не исключение и Олеся. Но она смогла отказаться от чувств. Олеся не приняла ту патриархальную модель, которую диктовало общество, и так и осталась лесной жительницей, свободной и самодостаточной. Она не изменила себе, пусть даже и путем такой жертвы.

Подобную тему затрагивает и Иван Алексеевич Бунин в рассказе «Чистый понедельник». Героиня, у которой нет даже имени, узнав все прелести мирской жизни выбрала духовное развитие. Ее избранник видел в ней жену, мать, хранительницу домашнего очага, девушка должна была жить по заранее известному сценарию, давно заведенному и нерушимому. Но это была не ее мечта, не ее жизнь. Ей хотелось иного. Героиня получила образование, увлекалась чтением, искала ответы на мучившие ее вопросы в лекциях, глубоких книгах, в посещении церковных служб. Традиционный брак загнал бы ее в жесткие рамки. Поэтому она не решила ничего лучше, чем уйти в монастырь. Именно в такой жизненной модели она видела свое личное счастье, свой путь. Так она осталась честной перед избранником и перед собой.

Подводя итог сказанному, мы можем сделать вывод, что дорога, на которую мы встаем, должна вести нас к развитию, к счастью и внутренней гармонии. Самое главное в жизни — найти такой маршрут, который удовлетворяет нашим духовным потребностям, в котором нам комфортно и не приходится себя ломать. Важно слушать свой внутренний голос, а не слепо подчиняться общепринятому мнению. Все мы разные. Каждому нужно свое.

Сочинение №4

Человек с раннего детства вынужден принимать определенные решения. В малом возрасте это может касаться того, с какой игрушкой поиграть, с кем подружиться, какую сказку прочитать на ночь или кем стать в будущем. Подобные решения являются определяющими моментами нашего взросления и формируют дальнейший жизненный путь. У кого-то он складывается очень просто и понятно, а кому-то придётся петлять в поисках своего счастья. В любой случае, каждый человек индивидуален. Он проживает уникальную жизнь, которой больше ни у кого нет.

Осознавать свой путь человек начинает ещё в раннем возрасте, а именно тогда, когда у него формируются привычки, желания и предпочтения. Безусловно, возраст оказывает влияние на характер и привычки людей, однако у каждого имеются особые черты, которые присущи лишь ему. Окружение оказывает сильное воздействие на выбор нашего жизненного пути. Оно способно подталкивать на определенные решения, однако не определяют их. Многие талантливые известные люди жили в очень тяжелых условиях, однако, несмотря на сложную ситуацию, смогли пробиться и получить заслуженное уважение. У людей, которые растут в «тепличных» условиях, наоборот, часто наблюдается ситуация, когда они не могут ни в чём проявить себя.

Самое главное в жизненном пути – не сходить с него, а идти к своей цели, невзирая на преграды, которые обязательно будут вам встречаться. Каждому человеку предстоит проходить свой индивидуальный путь, совершая при этом ошибки. Только на собственном опыте человек может обрести житейскую мудрость. Не имеет значения, самостоятельно ли мы выбираем свой путь, либо это делает кто-то за нас. Главное, чтобы нам хватило сил для того, чтобы пройти его достойно.

Когда речь касается выбора пути, люди преимущественно задумываются о дальнейшей карьере, однако это касается и того, каким человеком вы станете. Наша жизнь не заключается исключительно в профессии либо профессиональных отношениях. Важно всегда оставаться человечным, быть добрым, весёлым, отзывчивым и так далее. Хороших мест работы существует бесчисленное количество, а вот хорошие люди встречаются не часто в современном мире. Обучиться профессии можно сравнительно быстро, однако чтобы быть хорошим человеком требуются годы правильного воспитания.

Сочинение №5

С самого раннего детства человек имеет свойство выбирать то, что ему по нраву. С чем играть, что есть, с кем дружить и на кого учиться. Кто-то идет по своей дороге всю свою жизнь, не имея резких поворотов. Однако, многие до конца своих дней предпочитают сворачивать с пути, разыскивая что-то новое и неизведанное. Все эти варианты выбора жизненного пути можно отнести к дорогам и предпочтениям, которые мы выбираем.

Для полного раскрытия вышеупомянутой темы хотел бы обратиться к произведению Ивана Алексеевича Бунина «Господин из Сан-Франциско». Особенностью данного произведения является отсутствие имени у главного героя. Автор обосновывает это тем, что ни в одной из стран, которые он посетил «его не запомнили». Главный герой представлен читателю как господин пятидесяти восьми лет, который решил отблагодарить себя за труд путешествием с семьей, протяженностью в два года.

Единственной целью, над которой господин работал всю свою жизнь стало явью. Огромное материальное состояние дало безымянному герою роскошную жизнь, лишь материальные потребности могли удовлетворить господина. Однако, представление об идеальном отдыхе, о котором он так мечтал не совпало. Плохая погода и укачивание в море, дали понять, что ощущения совсем не такие, какие он себе представлял. По прибытию в Италию главный герой увидел насквозь проплесневевшие, накинувшиеся друг на друга домики. Даже испорченную версию своего отдыха главный герой так и не смог воплотить. Он погиб в самом начале своего долгого путешествия, лишь цепляясь за реальность жизни.

Именно этим произведением автор хотел показать, что главный герой выбрал вовсе не ту дорогу, которую стоило бы выбирать. По мнению автора настоящее счастье заключается в нематериальных ценностях. Вся скупость главного героя заключалась в его мании заработка денег. Идея, которая дала бы «дышать полной грудью» так и не воплотилась, судьба так и не дала ему потратить свой капитал, к которому он следовал и работал всю свою жизнь.

В качестве второго аргумента хотел бы привести произведение Александра Сергеевича Пушкина «Моцарт и Сальери». В этом произведении автор показывает низшее качество человека, такое как зависть. Один из главных героев- Сальери, крайне завидовал Моцарту. Однако, Моцарт ничего не подозревая, был добр к своему товарищу. Главная развязка трагедии хорошо описана в финале. Несмотря на то, что Моцарт пишет реквием Сальери. Тот все-таки подсыпает ему яд в бокал шампанского. Из-за чего Моцарт вскоре погибнет. Перед своей смертью произнося важные слова «Гениальность и зло, не совместимы»

Данное произведение прекрасно показывает дорогу человека ради своей славы. Автор воплощает одну из самых серьезных «раковых опухолей» в характере главного героя, а именно зависть. Из-за чего человек, пострадавший от этой зависти лишается жизни.

Рассматривая данные произведения, можно убедиться в том, что человек выбирает исключительно свои дороги развития. Это можно наблюдать в произведениях, которые были приведены выше. Каждый человек способен идти по любому пути развития ради своего результата. Человеческие дороги могут нести за собой как хороший контекст, так и серьезные последствия.

Для итогового сочинения 2021-2022 посмотрите:

  • Аргументы дорога к счастью и дорога к себе итоговое сочинение 2021-2022

  • Примерные темы итогового сочинения 2021-2022 ЕГЭ по литературе

ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ

Аргументы: Цели и средства в романе Гончарова «Обломов»

Цели и средства – важные характеристики деятельности. По тому, какие цели человек ставит перед собой и какими средствами их достигает, можно многое сказать о нём как о личности. Вот почему писатели в своих произведениях нередко касаются этой темы. Мы подобрали пять аргументов по направлению «Цели и средства» из романа И.А. Гончарова «Обломов».

  1. Известно, что цель – основа любой деятельности. Главный герой романа, Илья Ильич Обломов, – самый бездеятельный персонаж. Значит ли это, что у него нет целей? С одной стороны, ему не чужды благие побуждения: к примеру, он хочет улучшить жизнь в своём имении, а иногда, в особом расположении духа, даже мечтает совершить что-нибудь великое. Однако дальше замыслов дело не идёт, и в настоящие задачи они так и не превращаются. Возможно, причина в том, что все заботы Ильи Ильича сводятся к мелким бытовым вопросам; он «плывёт по реке жизни», не задумываясь о её смысле – вот и существование его бессмысленно и бесцельно.
  2. Андрей Штольц, лучший друг Обломова, показан его полной противоположностью. Больше всего герой уважал в людях настойчивость в следовании целям, и сам он в полной мере обладал этим качеством. Средства достижения целей он тщательно продумывал и, если на его пути вставало непреодолимое препятствие, никогда не рисковал, а отказывался от затеи. Всё это вкупе с активностью и любовью к труду дало отличные результаты: Штольц добился успеха в личных делах и принёс немало пользы обществу.
  3. Соответствие средств поставленной цели – важное условие для её достижения. Но может ли чувство выступать в роли средства? Ответ на этот вопрос кроется в отношении Ольги Ильинской к Обломову. Задумав «возвратить его к жизни», она использует влюблённость Ильи Ильича, чтобы влиять на него, и ей многое удаётся. Однако от истинной любви это далеко, вот почему отношения постепенно сходят на нет, а ленивый герой в итоге возвращается к прежнему образу жизни.
  4. Истинные цели человека – часто загадка для окружающих. Так, например, приятель Обломова по фамилии Тарантьев откровенно использует его: обедает у него дома, берёт деньги и вещи – разумеется, под прикрытием дружбы. А в конце и вовсе устраивает аферу, подсунув Обломову контракт с подставным поверенным, своим дружком, – в результате эти двое получают право бессовестно грабить имение Обломова, который остаётся ни с чем. Беда в том, что доверчивый Илья Ильич не способен распознать целей такого хитроумного человека, как Тарантьев, и до последнего верит, что тот заботится о его благополучии.
  5. В своём романе И.А. Гончаров поднимает общую философскую проблему цели в жизни человека. Мы видим две противоположные точки зрения – Обломова и Штольца. Первый мечтает «лечь и заснуть… навсегда», жизнь для него – словно тяжкая обязанность, он ни к чему по-настоящему не стремится; второй утверждает, что «сама жизнь и труд есть цель жизни». Можно и не согласиться со Штольцем в том, что является целью жизни, однако пример Обломова показывает, что отсутствие цели хуже всего.

Автор: Надежда Сидорова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Пушкинский роман в стихах «Евгений Онегин» раскрывает сложные взаимоотношения между мужчиной и женщиной.

Отношения между Евгением Онегиным и Татьяной Лариной отличаются своей неоднозначностью и сложностью. Девушка влюбилась в героя, потому что ее душа требовала романтических отношений, схожих с теми, которые она встречала в книгах. Она уверена в том, что встреча с Онегиным является волей судьбы. Однако автор указывает, что влюбленность Татьяны связана с тем, что пришла пора для любви. Это авторское замечание позволяет рассуждать о том, что часто наивные и мечтательные девушки объектом своей любви выбирают недостойного человека. Евгений Онегин был таким человеком, про которого она читала в романах, поэтому он стал для нее идеалом.

То, что Татьяна самостоятельно признается Евгению в своих чувствах, говорит о силе ее характера. В своем письме Ларина раскрывала всю свою душу, что было в те времена не принято. Героиня признается в том, что она не хочет тайно воздыхать о своем возлюбленном. Ради любви и собственного счастья Татьяна Ларина готова бороться. Влюбленность милой и сдержанной девушки раскрыла ее истинный характер, отличающийся огромной силой.

Предмет обожания Татьяны отказал ей в чувствах. В этом нельзя винить Евгения Онегина, ведь он ничего к ней не чувствовал. Герой не стал обманывать Татьяну и тешить ее надеждами, которые никогда бы не сбылись. Онегин честно и откровенно раскрывает свою душу перед Татьяной, признавая свое равнодушие души и эгоизм. Автор через слова и действия героя показывает, что в отношениях между мужчиной и женщиной нет места для эгоизма.

После отказа Онегина герои на долгое время расстаются. Когда Евгений вновь встречает Татьяну, он влюбляется в нее. Герой жалеет о том, что в молодости упустил шанс быть рядом с Татьяной. Однако раскаяние Онегина пришло слишком поздно. А.С. Пушкин показывает, что отношения между возлюбленными всегда строятся спонтанно и в будущем нет возможности исправить любовные ошибки прошлого. Татьяна отказывает Евгению, потому что находится замужем. Это говорит о высоких нравственных ценностях Татьяны Лариной. Брак оказывается для Татьяны важнее, чем собственное счастье, построенное на искренней любви к Онегину. Время не излечило душевные раны Татьяны: она все еще была влюблена в Онегина. Это указывает на долговечность чувств человека, который действительно любит.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

А.С. Пушкин в повести «Капитанская дочка» раскрывает отношения между Петром Гриневым и Машей Мироновой. Любовь между героями раскрывает все их лучшие черты.

Герои знакомятся в достаточно тяжелые времена восстания под предводительством Емельяна Пугачева. Петр Гринев, оказавшийся в Белогорской крепости, не сразу заметил достоинства Маши. Это связано с тем, что Швабрин называл героиню дурочкой. Но вскоре Петр Гринев замечает, что Маша Миронова – добрая и честная девушка. Герой влюбляется в нее, несмотря на мнение его товарища. А. С. Пушкин показывает, что Петр Гринев слушает свое сердце и отвечает на те чувства, которые у него возникали, не слушая чужие мнения.

Чувства Гринева и Мироновой взаимны. Главного героя не смущает то, что его возлюбленная является бесприданницей. Это подчеркивает бескорыстной и искренность любви. Она не зависит ни от социального, ни от материального положения. Петр Гринев любит Машу, а Маша Миронова любит Петра. Они ценят внутренние качества друг друга.

Однако герои впервые сталкиваются с трудностями, когда родители Гринева отказываются давать благословение на их брак. Девушка не хочет идти против родителей своего возлюбленного, поэтому отступает. Это говорит о жертвенности отношений.

Отказ героини не становится причиной разлада между героями, Гринев добивается расположения девушки. Чувства Гринева и Маши не угасают. Петр защищает честь Маши Мироновой, которую оскорбил Швабрин, спасает свою возлюбленную от плена Швабрина, а Маша спасает Гринева от ареста. Это говорит о том, что возлюбленные готовы пожертвовать собой ради любви. Петр не боится отдать собственную жизнь, только чтобы его любимая была цела. Маша в свою очередь не боится отправиться к самой императрице, чтобы освободить его от несправедливого ареста.

Отношения между Гриневым и Мироновой строятся на взаимопомощи и взаимодоверии. Персонажей не испугали те трудности, с которыми они столкнулись на своем жизненном пути. Любовь помогала в их преодолении.

Отношения для Маши могут строиться только по любви. Она отказывается выходить замуж за Швабрина, который удерживает ее в плену. Это говорит о том, что выйти замуж за нелюбимого человека – не то, на что готова пойти Маша. Искренность чувств – вот что важно для героини. Брак – священное явление для девушки, поэтому она не хочет связывать свою жизнь с нелюбимым Швабриным.

История взаимоотношений Петра Гринева и Маши Мироновой является примером истинной любви.

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» продемонстрировано несколько любовных историй. Большой интерес представляют отношения центрального персонажа Евгения Васильевича Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой.

И.С. Тургенев показывает сложность характеров Базарова и Одинцовой. Оба персонажа являлись свободными и независимыми людьми. Автор указывает на то, что это послужило причиной трагичного финала отношений между Базаровым и Одинцовой. Их любовь с самого начала была обречена.

Однако любовь в произведении имеет огромное значение для раскрытия внутреннего мира центрального персонажа. Придерживаясь теории нигилизма, Базаров постепенно влюбляется в Одинцову, хотя и не признается себе в этом. Чувства к Одинцовой помогают показать истинное лицо Базарова, а также помогают развенчать его нигилизм. И.С. Тургенев демонстрирует, на что способна любовь. Только она может показать человеку истинные ценности жизни. Любовь оказывается сильнее нигилизма. И.С. Тургенев показал, что отрицать любовь невозможно, потому что она воздействуют на всю жизнь человека.

Несмотря на трагичность отношений, нельзя сказать о том, что между героями не было любви. Она была – сильная и страстная. Одинцова поняла, что встреча с Евгением Базаровым повлияла на нее, словно ее сердце было уколото. Базаров долгое время не мог признаться самому себе, что он чувствует к Одинцовой. Герой, который смеялся над любовью и вообще отрицал ее существование, не мог согласиться с тем, что он влюбился. Он обманывает не только возлюбленную, но и самого себя. Только на пороге смерти он до конца осознал это и принял этот факт. Отношения с Одинцовой открыли центральному персонажу глаза на жизнь, однако было уже слишком поздно: Базаров был смертельно заражен.

Чувства Базарова были сильны. Одинцова воспринимала зарождающиеся между ними отношения более просто. Когда главный герой признается Одинцовой в любви, она не готова ответить согласием, потому что больше всего на свете она ценила спокойствие и размеренность жизни. Быть с Базаровым значило получать все новые и новые эмоции, а Одинцова не привыкла к этому, она не хотела этого. Из-за мировоззрения героини отношения Базарова и Одинцовой были обречены на провал. Автором подчеркивается, что отношения между мужчиной и женщиной всегда строятся не только на взаимности чувств, но и на схожести жизненных целей и приоритетов.

Урок-исследование по роману «Обломов»

Тема: Роман «Обломов» в русской критике: оценка романа Н. А. Добролюбовым, Д. И. Писаревым, А. В. Дружининым.

Цели урока: обучающая

– создание условий по овладению учащимися умению сопоставить разные точки зрения на роман и образ главного героя; сформировать логически завершенное представление о романе и его герое;

развивающая

– формировать коммуникативную компетентность, умение вести дискуссию, творчески походить к тексту художественного произведения;

воспитательная

– способствовать формированию активной жизненной позиции учащихся, их нравственному выбору.

ОБОРУДОВАНИЕ: текст романа, личное дело Обломова, фрагменты фильма Никиты Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова», презентация «Критики о романе «Обломов», таблица «Два «лица» Обломова», конспекты критических статей.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

Мы заканчиваем изучать роман «Обломов». К какому разряду относится фамилия главного героя?

(Его фамилия относится к разряду “говорящих”, т. к. он “родов дряхлеющих обломок

”, имя Илья напоминает нам былинного героя, который до 33 лет лежал на печи, но мы знаем, что потом Илья Муромец столько добрых дел сделал, что в народной памяти жив до сих пор. А наш герой так и не поднялся с дивана (когда мы знакомимся с Обломовым, ему 32–33 года, но в его жизни ничего не меняется). Кроме того, автором использован прием повторения имени и отчества: Илья Ильич. Этим подчеркивается, что сын повторяет судьбу отца, жизнь идет по заведенному порядку.)

_ Все идет своим чередом. Жизнь главного героя никчемна и пуста. Его поразила обломовщина.

l Что значит это понятие?

l «Обломовщина» – это прежде всего отсутствие высокой цели жизни, пренебрежение к труду, стремление к покою, подмена живого дела мечтами, равнодушное отношение к общественной жизни .

В чем заключался замысел романа?

Этим романом писатель показал, как условия помещичьего быта и дворянского воспитания порождают в герое апатию, безволие, равнодушие.

Какова главная тема романа?

l Главная тема романа – судьба поколения, ищущего свое место в обществе, истории, но не сумевшего найти правильный путь.

2. Сообщение темы и цели урока.

Произведение Гончарова было практически единодушно признано выдающимся художественным явлением. Вместе с тем в понимании основного пафоса романа и смысла созданных им образов современники сразу же разошлись во мнениях едва ли не полярно.

Итак, мы начинаем урок-исследование по роману «Обломов». Нам предстоит выяснить, чем объясняются противоположные суждения о нем первых русских критиков.

Запись темы урока.

«В каждом из нас сидит значительная часть Обломова, или отчего люди превращаются в кисель? Прислушаемся к голосам очень уважаемых людей оттуда , из ХiХ века , когда и появился роман.

Презентация ( 1 группа экспертов)

:

«О! О! О! Пока останется хоть один русский , до тех пор будут помнить «Обломова».

: «Успех романа невременной».

:

«Обломов – социальный тип, не личность… Это логическое завершение образа (лишнего человека), прямое порождение крепостной системы, символ уходящей в прошлое России.»

( либер. критик): «Невозможно узнать Обломова и не полюбить всем сердцем. Нехорошо той земле, где нет добрых и неспособных на зло чудаков в роде Обломова».

Никита Михалков,

(режиссер фильма « Несколько дней из жиэни Обломова» в гл. ролях — Олег Табаков, Юрий Богатырев, Елена Соловей , 1979-1980 г.г.): «Актуальность обломовщины кончилась. Порок обломовщины сменился пороком штольцевщины».

(Современ. исследователь творчества писателя.): «Обломовское житье воспитывает в человеке не активное , сказочное отношение к жизни».

В.Котельников

: «По этой линии (спирали) движется улитка, втягиваясь в свою раковину .Обломов – не байбак, не лентяй, сибарит. Он не приемлет такую жизнь. Он спасает свою душу, отгородившись диваном».

— Чья точка зрения вам ближе?

Работа над исследованием проблемы.

Давайте посмотрим фрагмент фильма Н. Михалкова « Несколько дней из жизни Обломова» и ответим на вопрос:

-Что для Обломова было самым главным в жизни? (Покой)

-Как вы понимаете слова: « Лежание не было ни необходимостью, ни случайностью, ни наслаждением – это было его нормальное состояние».

Какие приемы использует автор, чтобы показать сложность и двойственность характера Обломова?

_ Портрет героя, его внешность, речь, внутренние монологи, сны, поступки – все эти детали подчеркивают, что с одной стороны , Обломов – человек мягкий, с «голубиным сердцем», а с другой стороны, он лежебока, лентяй.

Получить полный текст

Репетиторы

ЕГЭ

Дипломная

Инд. зад. Мастерство автора в создании образа Обломова.

Составление таблицы. Два «лица» Обломова.

«Золотое сердце» «Русская лень»
Честность, совестливость, добросердечие, кротость, стремление к идеалам, мечтательность, поэтичность, доброта Безволие, неспособность к действию, апатичность, медлительность, нерешительность

Список положительных и отрицательных черт Обломова можно продолжить. Это даст нам возможность понять, что Обломов – сложный образ. Отражающей сложность и противоречивость русского национального характера.

Работа в группах. Прокомментируем точку зрения одного из литературных критиков.

1 группа Николай Александрович Добролюбов «Что такое обломовщина?»

1. Почему Добролюбов считает главными пороками Обломова его нравственное рабство, барство и неумение работать? Как оценивает Добролюбов образ Обломова?

2. С каким чувством изображены эти черты Обломова?

3. подтвердите правомерность высказываний.

Вывод – слайд.

Добролюбов показал,что роман был знамением времени. В нем, по словам критика, глубоко отразилась русская жизнь, и перед читателем предстает, по мнению Добролюбова, «живой современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью».

Главные черты обломовского типа – апатия, лень и бездеятельность –«создание воспитания и окружающих обстоятельств».

Добролюбов указывает, что обломовщина не была новым явлением в русской литературе, что черты обломовщины были присущи в какой-то мере и Онегину, и Печорину, и Манилову.

Получить полный текст

Курсовая

ЕГЭ

Дипломная

Добролюбов рассматривал обломовщину как социальное зло, влияние которого чувствуется в самых различных слоях русского общества – и в среде чиновников, и офицеров, и журналистов, и общественных деятелей.

2 группа «Обломов». Роман .

1. Какие противоречивые, взаимоисключающие черты характера Обломова видит Писарев?

2. Прав ли критик, объясняя двойственность характера Обломова неизбежностью переходной эпохи от старорусской жизни к европейской?

3. Показал ли Гончаров в романе, что таких людей, как Обломов, «нужно жалеть», потому что они «жертвы исторической необходимости»?

Вывод – слайд В критических взглядах Д. И. Писа-рева заметна резкая смена отношений к образам романа «Обломов»: от положительных оценок до резкого неприятия.

3
группа
1. «Обломов». Роман .

1. Прав ли Дружинин, что «нежная, любящая натура Обломова свя озаряется через любовь»? Подтвердите свои мысли текстом.

2. Какой смысл вкладывает критик в такую оценку: «…он любезен нам, как чудак, который в нашу эпоху себялюбия, ухищрений и неправды мирно покончил свой век»?

3. Почему Дружинин сравнивает Гончарова с фламандскими живописцами? Найдите в тексте примеры такого воссоздания жизни.

Вывод-слайд Дружинин считает, что Обломов «любезен всем нам и стоит беспредельной любви». Критик называет его чудаком, потому что он в ущерб своему человеческому достоинству не хочет стать дельцом, потерять свое золотое сердце, которое никого не обмануло, не научило «ни одного человека ничему скверному».

Получить полный текст

Инд. зад. Роман «Обломов» в русской критике.

1. В чем видит «вечность» Айхенвальд? («Силуэты русских писателей» 1906-1908)?

2. Какую оценку героям романа «Обломов» дает Ю. Лощиц? («Феномен Гончарова», 1982)?

Вывод В критике XIX века мнения о романе Гончарова разделились на два лагеря в решении вопроса, что важнее: «художественность» или «социальная значимость» произведения. Критики революционно-демократического лагеря видели в Обломове апофеоз «лишнего человека», менее радикальная критика пыталась заметить в нем и положительные черты русского национального характера. В оценках исследователей конца XX века образ Обломова трактуется в диалектике «временного» и «вечного», социального и общечеловеческого, сатирического и лирического начал.

Давайте еще раз убедимся в том, что Обломов – человек со сложным, двойственным характером. Посмотрим диалог Обломова со Штольцем.

Продолжим наше исследование и выясним, что сформировало характер Обломова.

Жизненный путь Обломова. Рассказ учащихся (дом. задание )

Что же погубило Обломова?

ОБЛОМОВЩИНА!

Обломовщина – так и зашипит предостерегающе своим суффиксом. В нем страшная, губительная сила. Обломовщина –это

-апатия, инертность,

-несостоятельность. Они являются губительными для человека.

Н. А. Добролюбов обличает «обломовщину» как общественный порок.

В критических взглядах Д. И. Писарева резкая смена отношений к образам романа «Обломов»: от положительных оценок до резкого неприятия.

Кто же такой Обломов? О чем мечтает? Что в нем положительного и отрицательного? Давайте еще раз убедимся в том, что Обломов – человек со сложным, двойственным характером. Посмотрим диалог Обломова со Штольцем, в котором раскрывается самое главное для каждого из нас.

Каждый из нас должен сделать свой выбор.

«Забирайте же с собой в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом».

В романе есть страницы, которые помогают каждому из нас понять что-то главное. Давайте посмотрим, какие нравственные уроки получили вы после прочтения романа «Обломов»?

Нравственные уроки романа.

Я понял ( а), что…

— у человека должны быть крылья, мечта;

— страшны и обломовщина, и штольцевщина;

— воспитание не должно превращаться в питание — терять приставку;

— сопротивляться душевному сну;

— никто не поможет: надо самому встать с дивана снять ХАЛАТ

Заключительное слово учителя

.
Впереди у каждого из вас большая жизнь. Перед вами откроются многие пути. И только от вас зависит, какой выбор вы сделаете.

  • Дороги которые мы выбираем итоговое сочинение капитанская дочка
  • Дороги которые мы выбираем итоговое сочинение аргументы
  • Дороги которые мы выбираем генри аргументы к итоговому сочинению
  • Дорогая ольга сергеевна как пишется
  • Дор блю как пишется на русском