Достоевский белые ночи рассказ настеньки

— Половину истории вы уже знаете, то есть вы знаете, что у меня есть старая бабушка…

— Если другая половина так же недолга, как и эта… — перебил было я засмеявшись.

— Молчите и слушайте. Прежде всего уговор: не перебивать меня, а не то я, пожалуй, собьюсь. Ну, слушайте же смирно.

Есть у меня старая бабушка. Я к ней попала еще очень маленькой девочкой, потому что у меня умерли и мать и отец. Надо думать, что бабушка была прежде богаче, потому что и теперь вспоминает о лучших днях. Она же меня выучила по-французски и потом наняла мне учителя. Когда мне было пятнадцать лет (а теперь мне семнадцать), учиться мы кончили. Вот в это время я и нашалила; уж что я сделала — я вам не скажу; довольно того, что проступок был небольшой. Только бабушка подозвала меня к себе в одно утро и сказала, что так как она слепа, то за мной не усмотрит, взяла булавку и пришпилила мое платье к своему, да тут и сказала, что так мы будем всю жизнь сидеть, если, разумеется, я не сделаюсь лучше. Одним словом, в первое время отойти никак нельзя было: и работай, и читай, и учись — все подле бабушки. Я было попробовала схитрить один раз и уговорила сесть на мое место Феклу. Фекла — наша работница, она глуха. Фекла села вместо меня; бабушка в это время заснула в креслах, а я отправилась недалеко к подруге. Ну, худо и кончилось. Бабушка без меня проснулась и о чем-то спросила, думая, что я все еще сижу смирно на месте. Фекла-то видит, что бабушка спрашивает, а сама не слышит про что, думала, думала, что ей делать, отстегнула булавку да и пустилась бежать…

Тут Настенька остановилась и начала хохотать. Я засмеялся вместе с нею. Она тотчас же перестала.

— Послушайте, вы не смейтесь над бабушкой. Это я смеюсь, оттого что смешно… Что же делать, когда бабушка, право, такая, а только я ее все-таки немножко люблю. Ну, да тогда и досталось мне: тотчас меня опять посадили на место и уж ни-ни, шевельнуться было нельзя.

Ну-с, я вам еще позабыла сказать, что у нас, то есть у бабушкин свой дом, то есть маленький домик, всего три окна, совсем деревянный и такой же старый, как бабушка; а наверху мезонин; вот и переехал к нам в мезонин новый жилец…

— Стало быть, был и старый жилец? — заметил я мимоходом.

— Уж конечно, был, — отвечала Настенька, — и который умел молчать лучше вас. Правда, уж он едва языком ворочал. Это был старичок, сухой, немой, слепой, хромой, так что наконец ему стало нельзя жить на свете, он и умер; а затем и понадобился новый жилец, потому что нам без жильца жить нельзя: это с бабушкиным пенсионом почти весь наш доход. Новый жилец как нарочно был молодой человек, нездешний, заезжий. Так как он не торговался, то бабушка и пустила его, а потом и спрашивает «Что, Настенька, наш жилец молодой или нет?» Я солгать не хотела: «Так, говорю, бабушка, не то чтоб совсем молодой, а так, не старик». «Ну, и приятной наружности?» — спрашивает бабушка

Я опять лгать не хочу. «Да, приятной, говорю, наружности бабушка!» А бабушка говорит: «Ах! наказанье, наказанье! Я это внучка, тебе для того говорю, чтоб ты на него не засматривалась. Экой век какой! поди, такой мелкий жилец, а ведь тоже приятной наружности: не то в старину!»

А бабушке все бы в старину! И моложе-то она была в старину, и солнце-то было в старину теплее, и сливки в старину не так скоро кисли, — все в старину! Вот я сижу и молчу, а про себя думаю: что же это бабушка сама меня надоумливает, спрашивает, хорош ли, молод ли жилец? Да только так, только подумала, и тут же стала опять петли считать, чулок вязать, а потом совсем позабыла.

Вот раз поутру к нам и приходит жилец, спросить о том, что ему комнату обещали обоями оклеить. Слово за слово, бабушка же болтлива, и говорит: «Сходи, Настенька, ко мне в спальню, принеси счеты. Я тотчас же вскочила, вся, не знаю отчего, покраснела, да и позабыла, что сижу пришпиленная; нет, чтоб тихонько отшпилить, чтобы жилец не видал, — рванулась так, что бабушкино кресло поехало. Как я увидела, что жилец все теперь узнал про меня, покраснела, стала на месте как вкопанная да вдруг и заплакала, — так стыдно и горько стало в эту минуту, что хоть на свет не глядеть! Бабушка кричит: «Что ж ты стоишь?» — а я еще пуще… Жилец, как увидел, увидел, что мне его стыдно стало, откланялся и тотчас ушел!

С тех пор я, чуть шум в сенях, как мертвая. Вот, думаю, жилец идет, да потихоньку на всякий случай и отшпилю булавку. Только все был не он, не приходил. Прошло две недели; жилец и присылает сказать с Феклой, что у него книг много французских и что все хорошие книги, так что можно читать; так не хочет ли бабушка, чтоб я их ей почитала, чтоб не было скучно? Бабушка согласилась с благодарностью, только все спрашивала, нравственные книги или нет, потому что если книги безнравственные, так тебе, говорит, Настенька, читать никак нельзя, ты дурному научишься.

— А чему ж научусь, бабушка? Что там написано?

— А! говорит, описано в них, как молодые люди соблазняют благонравных девиц, как они, под предлогом того, что хотят их взять за себя, увозят их из дому родительского, как потом оставляют этих несчастных девиц на волю судьбы и они погибают самым плачевным образом. Я, — говорит бабушка, — много таких книжек читала, и все, говорит, так прекрасно описано, что ночь сидишь, тихонько читаешь. Так ты, говорит, Настенька, смотри, их не прочти. Каких это, говорит, он книг прислал?

— А все Вальтера Скотта романы, бабушка.

— Вальтера Скотта романы! А полно, нет ли тут каких-нибудь шашней? Посмотри-ка, не положил ли он в них какой-нибудь любовной записочки?

— Нет, говорю, бабушка, нет записки.

— Да ты под переплетом посмотри; они иногда в переплет запихают, разбойники!..

— Нет, бабушка, и под переплетом нет ничего.

— Ну то-то же!

Вот мы и начали читать Вальтер-Скотта и в какой-нибудь месяц почти половину прочли. Потом он еще и еще присылал, Пушкина присылал, так что наконец я без книг и быть не могла и перестала думать, как бы выйти за китайского принца.

Так было дело, когда один раз мне случилось повстречаться с нашим жильцом на лестнице. Бабушка за чем-то послала меня. Он остановился, я покраснела, и он покраснел; однако засмеялся, поздоровался, о бабушкином здоровье спросил и говорит: «Что, вы книги прочли?» Я отвечала: «Прочла». «Что же, говорит, вам больше понравилось?» Я и говорю: «Ивангое да Пушкин больше всех понравились». На этот раз тем и кончилось.

Через неделю я ему опять попалась на лестнице. В этот раз бабушка не посылала, а мне самой надо было за чем-то. Был третий час, а жилец в это время домой приходил.

«Здравствуйте!» — говорит. Я ему: «Здравствуйте!»

— А что, говорит, вам не скучно целый день сидеть вместе с бабушкой?

Как он это у меня спросил, я, уж не знаю отчего, покраснела, застыдилась, и опять мне стало обидно, видно оттого, что уж другие про это дело расспрашивать стали. Я уж было хотела не отвечать и уйти, да сил не было.

— Послушайте, говорит, вы добрая девушка! Извините, что я с вами так говорю, но, уверяю вас, я вам лучше бабушки вашей желаю добра. У вас подруг нет никаких, к которым бы можно было в гости пойти?

Я говорю, что никаких, что была одна, Машенька, да и та в Псков уехала.

— Послушайте, говорит, хотите со мною в театр поехать?

— В театр? как же бабушка-то?

— Да вы, говорит, тихонько от бабушки…

— Нет, говорю, я бабушку обманывать не хочу. Прощайте-с!

— Ну, прощайте, говорит, а сам ничего не сказал.

Только после обеда и приходит он к нам; сел, долго говорил с бабушкой, расспрашивал, что она, выезжает ли куда-нибудь, есть ли знакомые, — да вдруг и говорит: «А сегодня я было ложу взял в оперу; „Севильского цирюльника“ дают, знакомые ехать хотели, да потом отказались, у меня и остался билет на руках».

— «Севильского цирюльника»! — закричала бабушка, — да это тот самый «Цирюльник», которого в старину давали?

— Да, говорит, это тот самый «Цирюльник», — да и взглянул на меня. А я уж все поняла, покраснела, и у меня сердце от ожидания запрыгало!

— Да как же, говорит бабушка, как не знать. Я сама в старину на домашнем театре Розину играла!

— Так не хотите ли ехать сегодня? — сказал жилец. — У меня билет пропадает же даром

— Да, пожалуй, поедем, говорит бабушка, отчего ж не поехать? А вот у меня Настенька в театре никогда не была

Боже мой, какая радость! Тотчас же мы собрались, снарядились и поехали. Бабушка хоть и слепа, а все-таки ей хотелось музыку слушать, да, кроме того, она старушка добрая: больше меня потешить хотела, сами-то мы никогда бы не собрались. Уж какое было впечатление от «Севильского цирюльника», я вам не скажу, только во весь этот вечер жилец наш так хорошо смотрел на меня, так хорошо говорил, что я тотчас увидела, что он меня хотел испытать поутру, предложив, чтоб я одна с ним поехала. Ну, радость какая! Спать я легла такая гордая, такая веселая, так сердце билось, что сделалась маленькая лихорадка и я всю ночь бредила о «Севильском цирюльнике»

Я думала, что после этого он все будет заходить чаше и чаще, — не тут-то было. Он почти совсем перестал. Так, один раз в месяц, бывало, зайдет, и то только с тем, чтоб в театр пригласить. Раза два мы опять потом съездили. Только уж этим я была совсем недовольна. Я видела, что ему просто жалко было меня за то, что я у бабушки в таком загоне, а больше-то и ничего. Дальше и дальше, и нашло на меня: и сидеть-то я не сижу, и читать-то я не читаю, и работать не работаю, иногда смеюсь и бабушке что-нибудь назло делаю, другой раз просто плачу. Наконец, я похудела и чуть было не стала больна. Оперный сезон прошел, и жилец к нам совсем перестал заходить; когда же мы встречались — все на той же лестнице, разумеется, — он так молча поклонится, так серьезно, как будто и говорить не хочет, и уж сойдет совсем на крыльцо, а я все еще стою на половине лестницы, красная как вишня, потому что у меня вся кровь начала бросаться в голову, когда я с ним повстречаюсь.

Теперь сейчас и конец. Ровно год тому, в мае месяце, жилец к нам приходит и говорит бабушке, что он выхлопотал здесь совсем свое дело и что должно ему опять уехать на год в Москву. Я, как услышала, побледнела и упала на стул как мертвая. Бабушка ничего не заметила, а он, объявив, что уезжает от нас, откланялся нам и ушел.

Что мне делать? Я думала-думала, тосковала-тосковала, да наконец и решилась. Завтра ему уезжать, а я порешила, что все кончу вечером, когда бабушка уйдет спать. Так и случилось. Я навязала в узелок все, что было платьев, сколько нужно белья, и с узелком в руках, ни жива ни мертва, пошла в мезонин к нашему жильцу. Думаю, я шла целый час по лестнице. Когда же отворила к нему дверь, он так и вскрикнул, на меня глядя. Он думал, что я привидение, и бросился мне воды подать, потому что я едва стояла на ногах. Сердце так билось, что в голове больно было, и разум мой помутился. Когда же я очнулась, то начала прямо тем, что положила свой узелок к нему на постель, сама села подле, закрылась руками и заплакала в три ручья. Он, кажется, мигом все понял и стоял передо мной бледный и так грустно глядел на меня, что во мне сердце надорвало.

— Послушайте, — начал он, — послушайте, Настенька, я ничего не могу; я человек бедный; у меня покамест нет ничего, даже места порядочного; как же мы будем жить, если б я и женился на вас?

Мы долго говорили, но я наконец пришла в исступление, сказала, что не могу жить у бабушки, что убегу от нее, что не хочу, чтоб меня булавкой пришпиливали, и что я, как он хочет, поеду с ним в Москву, потому что без него жить не могу. И стыд, и любовь, и гордость — все разом говорило во мне, и я чуть не в судорогах упала на постель. Я так боялась отказа!

Он несколько минут сидел молча, потом встал, подошел ко мне и взял меня за руку.

— Послушайте, моя добрая, моя милая Настенька! — начал он тоже сквозь слезы, — послушайте. Клянусь вам, что если когда-нибудь я буду в состоянии жениться, то непременно вы составите мое счастие; уверяю, теперь только одни вы можете составить мое счастье. Слушайте: я еду в Москву и пробуду там ровно год. Я надеюсь устроить дела свои. Когда ворочусь, и если вы меня не разлюбите, клянусь вам, мы будем счастливы. Теперь же невозможно, я не могу, я не вправе хоть что-нибудь обещать. Но, повторяю, если через год это не сделается, то хоть когда-нибудь непременно будет; разумеется — в том случае, если вы не предпочтете мне другого, потому что связывать вас каким-нибудь словом я не могу и не смею.

Вот что он сказал мне и назавтра уехал. Положено было сообща бабушке не говорить об этом ни слова. Так он захотел. Ну, вот теперь почти и кончена вся моя история. Прошел ровно год. Он приехал, он уж здесь целые три дня и, и…

— И что же? — закричал я в нетерпении услышать конец.

— И до сих пор не являлся! — отвечала Настенька, как будто собираясь с силами, — ни слуху ни духу…

Тут она остановилась, помолчала немного, опустила голову и вдруг, закрывшись руками, зарыдала так, что во мне сердце перевернулось от этих рыданий.

Я никак не ожидал подобной развязки.

— Настенька! — начал я робким и вкрадчивым голосом, — Настенька! ради бога, не плачьте! Почему вы знаете? может быть, его еще нет …

— Здесь, здесь! — подхватила Настенька. — Он здесь, я это знаю. У нас было условие, тогда еще, В тот вечер, накануне отъезда: когда уже мы сказали все, что я вам пересказала, и условились, мы вышли сюда гулять, именно на эту набережную. Было десять часов; мы сидели на этой скамейке; я уже не плакала, мне было сладко слушать то, что он говорил… Он сказал, что тотчас же по приезде придет к нам и если я не откажусь от него, то мы скажем обо всем бабушке. Теперь он приехал, я это знаю, и его нет, нет!

И она снова ударилась в слезы.

— Боже мой! Да разве никак нельзя помочь горю? — закричал я, вскочив со скамейки в совершенном отчаянии. — Скажите, Настенька, нельзя ли будет хоть мне сходить к нему?..

— Разве это возможно? — сказала она, вдруг подняв голову.

— Нет, разумеется, нет! — заметил я, спохватившись. — А вот что: напишите письмо.

— Нет, это невозможно, это нельзя! — отвечала она решительно, но уже потупив голову и не смотря на меня.

— Как нельзя? отчего ж нельзя? — продолжал я, ухватившись за свою идею. — Но, знаете, Настенька, какое письмо! Письмо письму рознь и…Ах, Настенька, это так! Вверьтесь мне, вверьтесь! Я вам не дам дурного совета. Все это можно устроить! Вы же начали первый шаг — отчего же теперь…

— Нельзя, нельзя! Тогда я как будто навязываюсь…

— Ах, добренькая моя Настенька! — перебил я, не скрывая улыбки, — нет же, нет; вы, наконец, вправе, потому что он вам обещал. Да и по всему я вижу, что он человек деликатный, что он поступил хорошо, — продолжал я, все более и более восторгаясь от логичности собственных доводов и убеждений, — он как поступил? Он себя связал обещанием. Он сказал, что ни на ком не женится, кроме вас, если только женится; вам же он оставил полную свободу хоть сейчас от него отказаться… В таком случае вы можете сделать первый шаг, вы имеете право, вы имеете перед ним преимущество, хотя бы, например, если б захотели развязать его от данного слова…

— Послушайте, вы как бы написали?

— Что?

— Да это письмо.

— Я бы вот как написал: «Милостивый государь…»

— Это так непременно нужно — милостивый государь?

— Непременно! Впрочем, отчего ж? я думаю…

— Ну, ну! дальше!

— «Милостивый государь!

Извините, что я…» Впрочем, нет, не нужно никаких извинений! Тут самый факт все оправдывает, пишите просто:

«Я пишу к вам. Простите мне мое нетерпение; но я целый год была счастлива надеждой; виновата ли я, что не могу теперь вынести и дня сомнения? Теперь, когда уже вы приехали, может быть, вы уже изменили свои намерения. Тогда это письмо скажет вам, что я не ропщу и не обвиняю вас. Я не обвиняю вас за то, что не властна над вашим сердцем; такова уж судьба моя!

Вы благородный человек. Вы не улыбнетесь и не подосадуете на мои нетерпеливые строки. Вспомните, что их пишет бедная девушка, что она одна, что некому ни научить ее, ни посоветовать ей и что она никогда не умела сама совладеть с своим сердцем. Но простите меня, что в мою душу хотя на один миг закралось сомнение. Вы не способны даже и мысленно обидеть ту, которая вас так любила и любит».

— Да, да! это точно так, как я думала! — закричала Настенька, и радость засияла в глазах ее. — О! вы разрешили мои сомнения, вас мне сам бог послал! Благодарю, благодарю вас!

— За что? за то, что меня бог послал? — отвечал я, глядя в восторге на ее радостное личико.

— Да, хоть за то.

— Ах, Настенька! Ведь благодарим же мы иных людей хоть за то, что они живут вместе с нами. Я благодарю вас за то, что вы мне встретились, за то, что целый век мой буду вас помнить!

— Ну, довольно, довольно! А теперь вот что, слушайте-ка: тогда было условие, что как только приедет он, так тотчас даст знать о себе тем, что оставит мне письмо в одном месте, у одних моих знакомых, добрых и простых людей, которые ничего об этом не знают; или если нельзя будет написать ко мне письма, затем что в письме не всегда все расскажешь, то он в тот же день, как приедет, будет сюда ровно в десять часов, где мы и положили с ним встретиться. О приезде его я уже знаю; но вот уже третий день нет ни письма, ни его. Уйти мне от бабушки поутру никак нельзя. Отдайте письмо мое завтра вы сами тем добрым людям, о которых я вам говорила: они уже перешлют; а если будет ответ, то сами вы принесете его вечером в десять часов.

— Но письмо, письмо! Ведь прежде нужно письмо написать! Так разве послезавтра все это будет.

— Письмо… — отвечала Настенька, немного смешавшись, — письмо… но…

Но она не договорила. Она сначала отвернула от меня свое личико, покраснела, как роза, и вдруг я почувствовал в моей руке письмо, по-видимому уже давно написанное, совсем приготовленное и запечатанное. Какое-то знакомое, милое, грациозное воспоминание пронеслось в моей голове!

— R, o — Ro, s, i — si, n, a — na, — начал я.

— Rosina! — запели мы оба, я, чуть не обнимая ее от восторга, она, покраснев, как только могла покраснеть, и смеясь сквозь слезы, которые, как жемчужинки, дрожали на ее черных ресницах.

— Ну, довольно, довольно! Прощайте теперь! — сказала она скороговоркой. — Вот вам письмо, вот и адрес, куда снести его. Прощайте! до свидания! до завтра!

Она крепко сжала мне обе руки, кивнула головой и мелькнула как стрела, в свой переулок. Я долго стоял на месте, провожая ее глазами.

«До завтра! до завтра!» — пронеслось в моей голове, когда она скрылась из глаз моих

История Настеньки из повести «Белые ночи» (эпизод, отрывок, фрагмент из текста)

(из главы «Ночь вторая») 

История Настеньки 

– Половину истории вы уже знаете, то есть вы знаете, что у меня есть старая бабушка…

– Если другая половина так же недолга, как и эта… – перебил было я, засмеявшись.

– Молчите и слушайте. Прежде всего уговор: не перебивать меня, а не то я, пожалуй, собьюсь. Ну, слушайте же смирно.

Есть у меня старая бабушка. Я к ней попала еще очень маленькой девочкой, потому что у меня умерли и мать и отец. Надо думать, что бабушка была прежде богаче, потому что и теперь вспоминает о лучших днях. Она же меня выучила по‑французски и потом наняла мне учителя. Когда мне было пятнадцать лет (а теперь мне семнадцать), учиться мы кончили. Вот в это время я и нашалила: уж что я сделала – я вам не скажу; довольно того, что проступок был небольшой. Только бабушка подозвала меня к себе в одно утро и сказала, что так как она слепа, то за мной не усмотрит, взяла булавку и пришпилила мое платье к своему, да тут и сказала, что так мы будем всю жизнь сидеть, если, разумеется, я не сделаюсь лучше. Одним словом, в первое время отойти никак нельзя было: и работай, и читай, и учись – все подле бабушки. Я было попробовала схитрить один раз и уговорила сесть на мое место Феклу. Фекла – наша работница, она глуха. Фекла села вместо меня; бабушка в это время заснула в креслах, а я отправилась недалеко к подруге. Ну, худо и кончилось. Бабушка без меня проснулась и о чем‑то спросила, думая, что я все еще сижу смирно на месте. Фекла‑то видит, что бабушка спрашивает, а сама не слышит про что, думала, думала, что ей делать, отстегнула булавку, да и пустилась бежать…

Тут Настенька остановилась и начала хохотать. Я засмеялся вместе с нею. Она тотчас же перестала.

– Послушайте, вы не смейтесь над бабушкой. Это я смеюсь, оттого что смешно… Что же делать, когда бабушка, право, такая, а только я ее все‑таки немножко люблю. Ну, да тогда и досталось мне: тотчас меня опять посадили на место и уж ни‑ни, шевельнуться было нельзя.

Ну‑с, я вам еще позабыла сказать, что у нас, то есть у бабушки, свой дом, то есть маленький домик, всего три окна, совсем деревянный и такой же старый, как бабушка; а наверху мезонин; вот и переехал к нам в мезонин новый жилец…

– Стало быть, был и старый жилец? – заметил я мимоходом.

– Уж конечно, был, – отвечала Настенька, – и который умел молчать лучше вас. Правда, уж он едва языком ворочал. Это был старичок, сухой, немой, слепой, хромой, так что наконец ему стало нельзя жить на свете, он и умер; а затем и понадобился новый жилец, потому что нам без жильца жить нельзя: это с бабушкиным пенсионом почти весь наш доход. Новый жилец, как нарочно, был молодой человек, не здешний, заезжий. Так как он не торговался, то бабушка и пустила его, а потом и спрашивает: «Что, Настенька, наш жилец молодой или нет?» Я солгать не хотела: «Так, говорю, бабушка, не то чтоб совсем молодой, а так, не старик». – «Ну, и приятной наружности?» – спрашивает бабушка.

Я опять лгать не хочу. «Да, приятной, говорю, наружности, бабушка!» А бабушка говорит: «Ах! наказанье, наказанье! Я это, внучка, тебе для того говорю, чтоб ты на него не засматривалась. Экой век какой! поди, такой мелкий жилец, а ведь тоже приятной наружности: не то в старину!»

А бабушке все бы в старину! И моложе‑то она была в старину, и солнце‑то было в старину теплее, и сливки в старину не так скоро кисли, – все в старину! Вот я сижу и молчу, а про себя думаю: что же это бабушка сама меня надоумливает, спрашивает, хорош ли, молод ли жилец? Да только так, только подумала, и тут же стала опять петли считать, чулок вязать, а потом совсем позабыла.

Вот раз поутру к нам и приходит жилец, спросить о том, что ему комнату обещали обоями оклеить. Слово за слово, бабушка же болтлива, и говорит: «Сходи, Настенька, ко мне в спальню, принеси счеты». Я тотчас же вскочила, вся, не знаю отчего, покраснела, да и позабыла, что сижу пришпиленная; нет чтоб тихонько отшпилить, чтоб жилец не видал, – рванулась так, что бабушкино кресло поехало. Как я увидела, что жилец все теперь узнал про меня, покраснела, стала на месте как вкопанная, да вдруг и заплакала, – так стыдно и горько стало в эту минуту, что хоть на свет не глядеть! Бабушка кричит: «Что ж ты стоишь?» – а я еще пуще… Жилец как увидел, что мне его стыдно стало, откланялся и тотчас ушел!

С тех пор я, чуть шум в сенях, как мертвая. Вот, думаю, жилец идет, да потихоньку на всякий случай и отшпилю булавку. Только все был не он, не приходил. Прошло две недели; жилец и присылает сказать с Феклой, что у него книг много французских и что всё хорошие книги, так что можно читать; так не хочет ли бабушка, чтоб я их ей почитала, чтоб не было скучно? Бабушка согласилась с благодарностью, только все спрашивала, нравственные книги или нет, потому что если книги безнравственные, так тебе, говорит, Настенька, читать никак нельзя, ты дурному научишься.

– А чему ж научусь, бабушка? Что там написано?

– А! – говорит, – описано в них, как молодые люди соблазняют благонравных девиц, как они, под предлогом того, что хотят их взять за себя, увозят их из дому родительского, как потом оставляют этих несчастных девиц на волю судьбы, и они погибают самым плачевным образом. Я, – говорит бабушка, – много таких книжек читала, и все, говорит, так прекрасно описано, что ночь сидишь, тихонько читаешь. Так ты, – говорит, – Настенька, смотри их не прочти. Каких это, – говорит, – он книг прислал?

– А все Вальтера Скотта романы, бабушка.

– Вальтера Скотта романы! А полно, нет ли тут каких‑нибудь шашней? Посмотри‑ка, не положил ли он в них какой‑нибудь любовной записочки?

– Нет, – говорю, – бабушка, нет записки.

– Да ты под переплетом посмотри; они иногда в переплет запихают, разбойники!..

– Нет, бабушка, и под переплетом нет ничего.

– Ну, то‑то же!

Вот мы и начали читать Вальтера Скотта и в какой‑нибудь месяц почти половину прочли. Потом он еще и еще присылал, Пушкина присылал, так что наконец я без книг и быть не могла и перестала думать, как бы выйти за китайского принца.

Так было дело, когда один раз мне случилось повстречаться с нашим жильцом на лестнице. Бабушка за чем‑то послала меня. Он остановился, я покраснела, и он покраснел; однако засмеялся, поздоровался, о бабушкином здоровье спросил и говорит: «Что, вы книги прочли?» Я отвечала: «Прочла». – «Что же, говорит, вам больше понравилось?» Я и говорю: «Ивангое» да Пушкин больше всех понравились». На этот раз тем и кончилось.

Через неделю я ему опять попалась на лестнице. В этот раз бабушка не посылала, а мне самой надо было зачем‑то. Был третий час, а жилец в это время домой приходил. «Здравствуйте!» – говорит. Я ему: «Здравствуйте!»

– А что, – говорит, – вам не скучно целый день сидеть вместе с бабушкой?

Как он это у меня спросил, я, уж не знаю отчего, покраснела, застыдилась, и опять мне стало обидно, видно оттого, что уж другие про это дело расспрашивать стали. Я уж было хотела не отвечать и уйти, да сил не было.

– Послушайте, – говорит, – вы добрая девушка! Извините, что я с вами так говорю, но, уверяю вас, я вам лучше бабушки вашей желаю добра. У вас подруг нет никаких, к которым бы можно было в гости пойти?

Я говорю, что никаких, что была одна, Машенька, да и та в Псков уехала.

– Послушайте, – говорит, – хотите со мною в театр поехать?

– В театр? как же бабушка‑то?

– Да вы, – говорит, – тихонько от бабушки…

– Нет, – говорю, – я бабушку обманывать не хочу. Прощайте‑с!

– Ну, прощайте, – говорит, а сам ничего не сказал.

Только после обеда и приходит он к нам; сел, долго говорил с бабушкой, расспрашивал, что она выезжает ли куда‑нибудь, есть ли знакомые – да вдруг и говорит: «А сегодня я было ложу взял в оперу; „Севильского цирюльника“ дают; знакомые ехать хотели, да потом отказались, у меня и остался билет на руках».

– «Севильского цирюльника»! – закричала бабушка, – да это тот самый цирюльник, которого в старину давали?

– Да, – говорит, – это тот самый цирюльник, – да и взглянул на меня. А я уж все поняла, покраснела, и у меня сердце от ожидания запрыгало!

– Да как же, – говорит бабушка, – как не знать! Я сама в старину на домашнем театре Розину играла!

– Так не хотите ли ехать сегодня? – сказал жилец. – У меня билет пропадает же даром.

– Да, пожалуй, поедем, – говорит бабушка, – отчего ж не поехать? А вот у меня Настенька в театре никогда не была.

Боже мой, какая радость! Тотчас же мы собрались, снарядились и поехали. Бабушка хоть и слепа, а все‑таки ей хотелось музыку слушать, да, кроме того, она старушка добрая: больше меня потешить хотела, сами‑то мы никогда бы не собрались. Уж какое было впечатление от «Севильского цирюльника», я вам не скажу, только во весь этот вечер жилец наш так хорошо смотрел на меня, так хорошо говорил, что я тотчас увидела, что он меня хотел испытать поутру, предложив, чтоб я одна с ним поехала. Ну, радость какая! Спать я легла такая гордая, такая веселая, так сердце билось, что сделалась маленькая лихорадка, и я всю ночь бредила о «Севильском цирюльнике».

Я думала, что после этого он все будет заходить чаще и чаще, – не тут‑то было. Он почти совсем перестал. Так, один раз в месяц, бывало, зайдет, и то только с тем, чтоб в театр пригласить. Раза два мы опять потом съездили. Только уж этим я была совсем недовольна. Я видела, что ему просто жалко было меня за то, что я у бабушки в таком загоне, а больше‑то и ничего. Дальше и дальше, и нашло на меня: и сидеть‑то я не сижу, и читать‑то я не читаю, и работать не работаю, иногда смеюсь и бабушке что‑нибудь назло делаю, другой раз просто плачу. Наконец, я похудела и чуть было не стала больна. Оперный сезон прошел, и жилец к нам совсем перестал заходить; когда же мы встречались – все на той же лестнице, разумеется, – он так молча поклонится, так серьезно, как будто и говорить не хочет, и уж сойдет совсем на крыльцо, а я все еще стою на половине лестницы, красная, как вишня, потому что у меня вся кровь начала бросаться в голову, когда я с ним повстречаюсь.

Теперь сейчас и конец. Ровно год тому, в мае месяце, жилец к нам приходит и говорит бабушке, что он выхлопотал здесь совсем свое дело и что должно ему опять уехать на год в Москву. Я как услышала, побледнела и упала на стул, как мертвая. Бабушка ничего не заметила, а он, объявив, что уезжает от нас, откланялся нам и ушел.

Что мне делать? Я думала‑думала, тосковала‑тосковала, да наконец и решилась. Завтра ему уезжать, а я порешила, что все кончу вечером, когда бабушка уйдет спать. Так и случилось. Я навязала в узелок все, что было платьев, сколько нужно белья, и с узелком в руках, ни жива ни мертва, пошла в мезонин к нашему жильцу. Думаю, я шла целый час по лестнице. Когда же отворила к нему дверь, он так и вскрикнул, на меня глядя. Он думал, что я привидение, и бросился мне воды подать, потому что я едва стояла на ногах. Сердце так билось, что в голове больно было, и разум мой помутился. Когда же я очнулась, то начала прямо тем, что положила свой узелок к нему на постель, сама села подле, закрылась руками и заплакала в три ручья. Он, кажется, мигом все понял и стоял передо мной бледный и так грустно глядел на меня, что во мне сердце надорвало.

– Послушайте, – начал он, – послушайте, Настенька, я ничего не могу; я человек бедный; у меня покамест нет ничего, даже места порядочного; как же мы будем жить, если б я и женился на вас?

Мы долго говорили, но я наконец пришла в исступление, сказала, что не могу жить у бабушки, что убегу от нее, что не хочу, чтоб меня булавкой пришпиливали, и что я, как он хочет, поеду с ним в Москву, потому что без него жить не могу. И стыд, и любовь, и гордость – все разом говорило во мне, и я чуть не в судорогах упала на постель. Я так боялась отказа!

Он несколько минут сидел молча, потом встал, подошел ко мне и взял меня за руку.

– Послушайте, моя добрая, моя милая Настенька! – начал он тоже сквозь слезы, – послушайте. Клянусь вам, что если когда‑нибудь я буду в состоянии жениться, то непременно вы составите мое счастие; уверяю, теперь только одни вы можете составить мое счастие. Слушайте: я еду в Москву и пробуду там ровно год. Я надеюсь устроить дела свои. Когда ворочусь, и если вы меня не разлюбите, клянусь вам, мы будем счастливы. Теперь же невозможно, я не могу, я не вправе хоть что‑нибудь обещать. Но повторяю, если через год это не сделается, то хоть когда‑нибудь непременно будет; разумеется – в том случае, если вы не предпочтете мне другого, потому что связывать вас каким‑нибудь словом я не могу и не смею.

Вот что он сказал мне и назавтра уехал. Положено было сообща бабушке не говорить об этом ни слова. Так он захотел. Ну, вот теперь почти и кончена вся моя история. Прошел ровно год. Он приехал, он уж здесь целые три дня и, и…

– И что же? – закричал я в нетерпении услышать конец.

– И до сих пор не являлся! – отвечала Настенька, как будто собираясь с силами, – ни слуху ни духу…

Тут она остановилась, помолчала немного, опустила голову и вдруг, закрывшись руками, зарыдала так, что во мне сердце перевернулось от этих рыданий.

Я никак не ожидал подобной развязки.

– Настенька! – начал я робким и вкрадчивым голосом, – Настенька! ради бога, не плачьте! Почему вы знаете? может быть, его еще нет…

– Здесь, здесь! – подхватила Настенька. – Он здесь, я это знаю. У нас было условие, тогда еще, в тот вечер, накануне отъезда: когда уже мы сказали все, что я вам пересказала, и условились, мы вышли сюда гулять, именно на эту набережную. Было десять часов; мы сидели на этой скамейке; я уже не плакала, мне было сладко слушать то, что он говорил… Он сказал, что тотчас же по приезде придет к нам, и если я не откажусь от него, то мы скажем обо всем бабушке. Теперь он приехал, я это знаю, и его нет, нет!

И она снова ударилась в слезы.

– Боже мой! Да разве никак нельзя помочь горю? – закричал я, вскочив со скамейки в совершенном отчаянии. – Скажите, Настенька, нельзя ли будет хоть мне сходить к нему?..

– Разве это возможно? – сказала она, вдруг подняв голову.

– Нет, разумеется, нет! – заметил я, спохватившись. – А вот что: напишите письмо.

– Нет, это невозможно, это нельзя! – отвечала она решительно, но уже потупив голову и не смотря на меня.

– Как нельзя? отчего ж нельзя? – продолжал я, ухватившись за свою идею. – Но, знаете, Настенька, какое письмо! Письмо письму рознь и… Ах, Настенька, это так! Вверьтесь мне, вверьтесь! Я вам не дам дурного совета. Все это можно устроить. Вы же начали первый шаг – отчего же теперь…

– Нельзя, нельзя! Тогда я как будто навязываюсь…

– Ах, добренькая моя Настенька! – перебил я, не скрывая улыбки, – нет же, нет; вы, наконец, вправе, потому что он вам обещал. Да и по всему я вижу, что он человек деликатный, что он поступил хорошо, – продолжал я, все более и более восторгаясь от логичности собственных доводов и убеждений, – он как поступил? Он себя связал обещанием. Он сказал, что ни на ком не женится, кроме вас, если только женится; вам же он оставил полную свободу хоть сейчас от него отказаться… В таком случае вы можете сделать первый шаг, вы имеете право, вы имеете перед ним преимущество, хотя бы, например, если б захотели развязать его от данного слова…

– Послушайте, вы как бы написали?

– Что?

– Да это письмо.

– Я бы вот как написал: «Милостивый государь…»

– Это так непременно нужно – милостивый государь?

– Непременно! Впрочем, отчего ж? я думаю…

– Ну, ну! дальше!

– «Милостивый государь!

Извините, что я…» Впрочем, нет, не нужно никаких извинений! Тут самый факт все оправдывает, пишите просто:

«Я пишу к вам. Простите мне мое нетерпение; но я целый год была счастлива надеждой; виновата ли я, что не могу теперь вынести и дня сомнения? Теперь, когда уже вы приехали, может быть, вы уже изменили свои намерения. Тогда это письмо скажет вам, что я не ропщу и не обвиняю вас. Я не обвиняю вас за то, что не властна над вашим сердцем; такова уж судьба моя!

Вы благородный человек. Вы не улыбнетесь и не подосадуете на мои нетерпеливые строки. Вспомните, что их пишет бедная девушка, что она одна, что некому ни научить ее, ни посоветовать ей и что она никогда не умела сама совладеть с своим сердцем. Но простите меня, что в мою душу хотя на один миг закралось сомнение. Вы неспособны даже и мысленно обидеть ту, которая вас так любила и любит».

– Да, да! это точно так, как я думала! – закричала Настенька, и радость засияла в глазах ее. – О! вы разрешили мои сомнения, вас мне сам бог послал! Благодарю, благодарю вас!

– За что? за то, что меня бог послал? – отвечал я, глядя в восторге на ее радостное личико.

– Да, хоть за то.

– Ах, Настенька! Ведь благодарим же мы иных людей хоть за то, что они живут вместе с нами. Я благодарю вас за то, что вы мне встретились, за то, что целый век мой буду вас помнить!

– Ну, довольно, довольно! А теперь вот что, слушайте‑ка: тогда было условие, что как только приедет он, так тотчас даст знать о себе тем, что оставит мне письмо в одном месте у одних моих знакомых, добрых и простых людей, которые ничего об этом не знают; или если нельзя будет написать ко мне письма, затем, что в письме не всегда все расскажешь, то он в тот же день, как приедет, будет сюда ровно в десять часов, где мы и положили с ним встретиться. О приезде его я уже знаю; но вот уже третий день нет ни письма, ни его. Уйти мне от бабушки поутру никак нельзя. Отдайте письмо мое завтра вы сами тем добрым людям, о которых я вам говорила: они уже перешлют; а если будет ответ, то сами вы принесете его вечером в десять часов.

– Но письмо, письмо! Ведь прежде нужно письмо написать! Так разве послезавтра все это будет.

– Письмо… – отвечала Настенька, немного смешавшись, – письмо… но…

Но она не договорила. Она сначала отвернула от меня свое личико, покраснела, как роза, и вдруг я почувствовал в моей руке письмо, по‑видимому уже давно написанное, совсем приготовленное и запечатанное. Какое‑то знакомое, милое, грациозное воспоминание пронеслось в моей голове.

– R,o – Ro, s,i – si, n,a – na, – начал я.

– Rosina! – запели мы оба, я, чуть не обнимая ее от восторга, она, покраснев, как только могла покраснеть, и смеясь сквозь слезы, которые, как жемчужинки, дрожали на ее черных ресницах.

– Ну, довольно, довольно! Прощайте теперь! – сказала она скороговоркой. – Вот вам письмо, вот и адрес, куда снести его. Прощайте! до свидания! до завтра!

Она крепко сжала мне обе руки, кивнула головой и мелькнула, как стрелка, в свой переулок. Я долго стоял на месте, провожая ее глазами.

«До завтра! до завтра!» – пронеслось в моей голове, когда она скрылась из глаз моих.

Краткое содержание «Белые ночи»

Краткое содержание «Белые ночи»

4.8

Средняя оценка: 4.8

Всего получено оценок: 8187.

Обновлено 12 Января, 2022

О произведении

Повесть «Белые ночи» Достоевского была написана в 1848 году и опубликована в литературном журнале «Отечественные записки». Словосочетание «белые ночи» указывает на некую нереальность, фантастичность сюжета, а также на то, что местом действия рассказа является Петербург.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Белые ночи» по главам, это будет полезно при подготовке к уроку литературы. Для проверки полученных знаний можно пройти тест на нашем сайте.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Место и время действия

События повести происходят в Петербурге в первой половине XIX столетия.

Главные герои

  • Мечтатель – молодой бедный чиновник, одинокий и тонко чувствующий человек, который привык уходить от реального мира в свои фантазии.
  • Настенька – юная, неискушенная девушка, большая мечтательница, родственная душа Мечтателя.

Другие персонажи

  • Бабушка – родная бабушка Настеньки, которая воспитала девочку после смерти ее родителей.
  • Постоялец – жених Настеньки, прагматичный и здравомыслящий молодой человек.

Краткое содержание

Ночь первая

Рассказчик – молодой чиновник, который уже восемь лет живет в Петербурге, но за это время так и не завел «почти ни одного знакомства». В свободное время он неспешно прогуливается по городу, разглядывая прохожих.

С наступлением тепла город заметно опустел, и молодому человеку кажется, что «весь Петербург поднялся и вдруг уехал на дачу».

Глядя на бесконечные процессии возов, «нагруженных целыми горами всякой мебели», молодой человек чувствует в душе бесконечное одиночество. Он бы не прочь отправиться вместе с другими отдыхающими за город, но ему «решительно некуда и незачем было ехать на дачу».

Отраду он находит в прогулках, любуясь весенней расцветающей природой. В такие моменты он с особым упоением предается романтическим мечтаниям.

Однажды, возвращаясь домой после продолжительной загородной прогулки, герой встречает девушку, которая горько плачет на берегу канала. Его одолевает желание успокоить незнакомку, но неуверенность в себе берет верх, и молодой человек лишь робко наблюдает за ней.

Испугавшись, девушка быстро уходит прочь, а юноша идет следом, укоряя себя за нерешительность. Ему приходит на помощь случай, когда к девице начинает приставать пьяный прохожий. С палкой в руках герой прогоняет нахала и предлагает перепуганной девушке свои услуги в качестве провожатого.

Мельком взглянув на свою спутницу, юноша замечает, что «она была премиленькая и брюнетка». Он умоляет о новой встрече, и девушка соглашается, только с условием: он не будет считать это романтическим свиданием и не будет влюбляться в нее.

Ночь вторая

При встрече Настенька – именно так зовут девушку – просит героя рассказать о себе «самым подробнейшим образом». Исполняя ее желание, юноша делится сокровенным: он – Мечтатель, которому даже «страшно подумать о будущем». В реальности юноша очень одинок, и его угнетает собственная «затхлая, ненужная жизнь». Он мечтает лишь о том, чтобы встретить родственную душу, и Настенька успокаивает его тем, что теперь у него есть друг. Полностью доверившись новому знакомому, девушка рассказывает свою историю жизни

История Настеньки

Семнадцатилетняя Настенька осталась круглой сиротой в раннем детстве, и ее воспитанием занялась бабушка. До пятнадцати лет девочка занималась с учителями, которых нанимала бабушка, благодаря чему получила весьма неплохое образование.

Жили они тем, что сдавали в аренду мезонин своего небольшого двухэтажного домика. Однажды в нем поселился новый жилец, который предложил бабушке свободно пользоваться его богатой библиотекой.

Разговорившись с Настенькой, постоялец очень удивился, что все время она проводит с бабушкой, и у нее совсем нет подруг, «к которым бы можно было в гости пойти». Он несколько раз приглашал хозяек дома в театр, и Настенька сама не заметила, как влюбилась в молодого человека.

«Ровно год тому, в мае месяце» квартирант сообщил бабушке, что по делам службы вынужден уехать в Москву. Узнав об этом, Настенька собрала все свои вещи в узелок и предложила молодому человеку ехать вместе с ним.

Между влюбленными произошла трогательная сцена, и в итоге они договорились встретиться ровно через год на набережной в десять часов вечера.

Мечтатель застал на набережной плачущую девушку как раз в тот момент, когда она узнала, что любимый ее вернулся, «но вот уже третий день нет ни письма, ни его». Юноша предложил Настеньке написать письмо и вызвался передать его общим знакомым влюбленных.

Ночь третья

На следующий день герой, как и обещал, отнес письмо Настеньки по указанному адресу. Девушка пригласила Мечтателя прийти к десяти часам вечера, чтобы разделить с ней ее радость.

С нетерпением ожидая прихода жениха, Настенка «сделалась как-то необыкновенно говорлива, весела, шаловлива». Она ласково обращалась к молодому человеку и была очень признательна ему за то, что он не влюбился в нее и тем самым не испортил их нежную дружбу.

В приподнятом настроении Настенька принялась увлеченно строить планы на жизнь, не замечая, какими глазами смотрит на нее влюбленный Мечтатель. Однако от радости девушки не осталось и следа, когда куранты пробили одиннадцать часов: ее жених так и не объявился.

Впрочем, герою удалось успокоить Настеньку и уверить ее в благополучном исходе дела.

Ночь четвертая

Придя на набережную в девять часов вечера, Мечтатель находит там девушку. Он признается, что так и не получил ответа от ее жениха. Настенька безмерно огорчена и оскорблена в своих чувствах. Она искренне не понимает, как жених её мог «оскорбить, обидеть бедную, беззащитную девушку, которая тем и виновата, что любит его».

Мечтатель попытался было утешить ее, но все напрасно. Девушка заявляет, что более не любит этого злого человека, который так подло обманул ее.

В эту минуту юноша чувствует, что «должен наконец говорить, высказать» свои истинные чувства к Настеньке. Он признается ей в любви, и в ответ вместе укоров с удивлением слышит ответное признание Настеньки. Девушка видит, что он гораздо лучше ее жениха, но пока не может ответить ему взаимностью. Она предлагает Мечтателю переехать к ним в опустевший мезонин и, возможно, со временем она сможет полюбить его столь же сильно, как и он ее.

Молодые люди «будто в чаду, в тумане» принимаются мечтать о совместном будущем. Но в этот момент к ним подошел мужчина, и Настенька узнала в нем своего жениха. Она стремительно «порхнула к нему навстречу», оставив Мечтателя, которому ничего не оставалось, как с горечью наблюдать за трогательной встречей влюбленных.

Утро

Утро следующего дня выдалось пасмурным. Пошел дождь, который уныло стучал в окна Мечтателя. У него сильно болела и кружилась голова: это «лихорадка прокрадывалась» к незадачливому влюбленному.

Герой получил восторженное письмо от Настеньки, в котором она просила ее простить и признавалась, что его любовь к ней «напечатлелась, как сладкий сон, который долго помнишь после пробуждения». Также она сообщила, что через неделю выходит замуж и очень хотела бы, чтобы Мечтатель и ее жених познакомились и подружились.

Герой долго перечитывал это письмо. Перед глазами его промелькнула «неприветно и грустно вся перспектива» его безрадостной жизни, которая и через пятнадцать лет вряд ли изменится к лучшему.

Однако Мечтатель не укоряет Настеньку. Напротив, он благодарен ей «за минуту блаженства и счастия», память о которой он пронесет через всю свою жизнь.

И что в итоге?

Мечтатель — получает письмо от Настеньки о её скором замужестве, благодарен ей за минуту счастья и пронесёт о ней память через всю свою жизнь.

Настенька — выходит замуж за своего жениха, о чём сообщает мечтателю письмом.

Новый жилец — женится на Настеньке.

Заключение

Заключение

Достоевский определил жанр своего произведения как сентиментальный роман, тем самым сделав акцент на душевных переживаниях героев, их эмоциях и чувствах. Но несмотря на легкость и кажущуюся простоту повести, в ней рассматриваются важные философские вопросы о любви и счастье.

Краткий пересказ «Белых ночей» будет особенно полезен для читательского дневника. После ознакомления с ним рекомендуем прочитать повесть Достоевского в полной версии.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Алия Айзуанова

    10/10

  • Александр Андрюхин

    10/10

  • Ксюшаа Карпова

    4/10

  • Влад Рубанов

    10/10

  • Елена Деева

    9/10

  • Ани Наволокос

    8/10

  • Karina Tm

    9/10

  • Михаил Сафронов

    9/10

  • Людмила Большакова

    8/10

  • Света Леонова

    9/10

Рейтинг пересказа

4.8

Средняя оценка: 4.8

Всего получено оценок: 8187.


А какую оценку поставите вы?

  • Сочинения
  • По литературе
  • Достоевский
  • Роль истории Настеньки в повести Белые ночи

Роль истории Настеньки в повести Белые ночи Достоевского сочинение

Сентиментальный  роман Достоевского «Белые ночи» ведётся от лица мечтателя. Он рассказывает о событиях, произошедших с ним пятнадцать лет тому назад.

Герой живёт в иллюзорном мире, созданным им самим. Он мысленно общается с прохожими на улицах Петербурга, с его старыми домами.

В одну из белых ночей мечтатель случайно знакомится с девушкой Настенькой, которая чем-то очень расстроена. Он провожает её до дома и рассказывает о себе. Героев объединяет одиночество. Разница лишь в том, что мечтатель надеется встретить в будущем любимую девушку, а у Настеньки уже есть реальная история любви, в которую она посвящает своего нового друга

Родители девушки умерли, когда она была ещё совсем маленькой. Она осталась жить со своей старой слепой бабушкой. Однажды бабушка наказала Настю за невинную шалость, приколов её платье к своему булавкой. С тех пор она это делает каждый раз, чтобы держать девушку на контроле.

Одну из комнат в доме бабушка вынуждена сдавать постояльцам, так как денег им не хватает. Таким образом, у них появился новый жилец – молодой человек приятной наружности. Он оказывал Насте незначительные знаки внимания: давал ей почитать книги из своей библиотеки и несколько раз вывозил их с бабушкой в театр. Настя и сама не заметила, как влюбилась в постояльца. Узнав, что он переезжает от них в Москву, девушка очень расстроилась. Подумав, она решилась на отчаянный поступок. Настя собрала свои вещи в узелок и предстала с ними перед жильцом. Она   рассказала молодому человеку о своих намерениях ехать с ним, чем озадачила его. Постоялец объяснил Насте, что пока это невозможно. У него недостаточно средств, чтобы содержать семью, но пообещал через год вернуться за ней. Назначенное время прошло, но жилец не появился, хотя девушке было известно, что он приехал.

Так мечтатель узнал от Насти о причине её переживаний. В свою очередь, он признаётся Насте в любви. Девушка находит в его словах утешение, и они с мечтателем строят планы на свою дальнейшую совместную жизнь.

Однако их грёзам не суждено было сбыться, неожиданно появился тот, кого Настенька очень ждала. Ей пришлось делать непростой выбор. В результате героиня предпочла прежнего возлюбленного.

Мечтатель – добрый, но слабый человек и в столкновении с реальностью потерпел поражение. Благодаря истории Насти, произведение имеет сюжет и развитие событий. По сути, девушка и является главной героиней повести. Она активна и действует, а герой пассивен и только мечтает. С исчезновением из жизни мечтателя Настеньки, заканчивается и история. Мечтатель возвращается в свой прежний нереальный мир фантазий.

2 вариант

Роман «Белые ночи» — одно из ранних творений Фёдора Михайловича Достоевского. Данное произведение по стилю очень отличается от других работ автора. Книга написана очень романтично и сентиментально, в ней рассказывается о безответной любви.

В романе два ключевых персонажа — Настенька и Мечтатель. Повествование ведётся от лица последнего. Он рассказывает историю, которая произошла с ним пятнадцать лет назад.

Мечтатель — особый человек, он пребывает в своём иллюзорном мире. Мысленно общается с прохожими, домами, улицами, городом. В его жизни нет действия, она подобна туману.

Настенька — тоже мечтательная натура. Примечательно, что описывая героиню, писатель использует исключительно уменьшительно-ласкательную форму слов. Подобным образом он подчёркивает наивность, чистоту девушки и пребывание в состоянии ребёнка.

Родители Настеньки умерли рано, и её воспитывает старенькая слепая бабушка. Она излишне строга к внучке и чрезмерно опекает её. В жизни Настеньки нет никакого общения с людьми, если не считать бабушки и кухарки, даже единственная подруга уехала. Героиня мечтает, что однажды ей встретится настоящее счастье.

Счастье приходит к девушке в виде постояльца в их дом. Он проявляет к ней знаки внимания, и Настенька тут же влюбляется в юношу. Возлюбленный уезжает, обещая вернуться, но в назначенный час не появляется. Героиня чувствует себя несчастной и раздавленной, и именно в это время ей встречается Мечтатель.

Он нежно утешает девушку, провожает её до дома и вскоре предлагает ей соединить судьбы. Настенька испытывает симпатию к герою, но не любовь, однако, соглашается на его предложение скорее от отчаяния. Вдвоём они мечтают о новой, лучшей жизни…

Однако, когда появляется возлюбленный Настеньки, девушке приходится делать сложный выбор. Она выбирает того, к кому лежит её сердце. Мечтатель же остаётся один.

Нельзя назвать героя несчастным. Он счастлив теми минутами, проведёнными вместе с возлюбленной. Коротких мгновений Мечтателю хватило на то, чтобы быть счастливым всю жизнь.

История Настеньки — ключевая в романе «Белые ночи». Это единственные события, происходящие в реальном, а не иллюзорном мире.

Мне кажется, Настенька и Мечтатель не смогли бы стать счастливыми вместе. Он — человек с которым можно мечтать, но не жить. Он не деятель, и живёт в мире, оторванном от реальности. Встреча героев должна была произойти. Настеньке она не дала впасть в отчаяние, а Мечтателю подарила любовь всей жизни. О большем он и не мечтал.

Однако, нам есть чему поучиться у Мечтателя. Он умеет быть счастливым, и это прекрасно. Если задуматься, то в жизни каждого из нас было куда больше счастливых моментов, чем у него. Давайте же помнить о них в трудной ситуации, чтобы былое счастье согревало теплом в самые тяжёлые минуты.

Рассуждение

История ведется от первого лица. Этим лицом является главный герой – петербургский мечтатель и романтик. Он рассказывает читателям о событиях, которые произошли с ним пятнадцать лет тому назад.

Герой не привык к реальной жизни. Он живет мечтами. Его спутники – это Петербург, жители города, которые с ним незнакомы, питерские домики и «богиня Фантазия», во власти которой он все время находится. Не общался он никогда и с женщинами. Он только мечтает, что «когда-нибудь встретит кого-нибудь».

И он встречает. Эта встреча на короткое время переворачивает весь его мир. Юной героиней этого своеобразного романа становится девушка Настенька. Так она представляется всем и нашему герою. Не Анастасия и даже не Настя. И все, что касается героини, употреблено в уменьшительно-ласкательном виде: ручка, мантилька, «слезинки как жемчужинки», кудряшки, «добренькая девушка». И даже имя единственной подружки, уехавшей в Псков, – Машенька.

То, что Настенька совершенно не готова к реальной жизни определяется тем, что всю жизнь она провела «подле» старенькой и слепой бабушки. Родители умерли, когда она была совсем маленькой. Как-то внучка совершила небольшую шалость. Бабуля, испугавшись, что не может уследить за внучкой, приколола булавкой ее платье к своему. Таким образом, стала контролировать каждый шаг девицы.

Неудивительно, что юная барышня влюбляет в молодого и «недурной наружности» постояльца, проживающего в их доме. Ведь кроме него, престарелой бабушки и глухой служанки Феклы, она ни с кем и не общалась. Даже в театре, до встречи с ним, ни разу не была.

Настенька и мечтатель – ключевые образы повести «Белые ночи».

Женские образы в произведениях Ф.М. Достоевского играют важную роль. Всегда есть героиня, которая особенным образом влияет на главного героя. Она меняет его взгляды, корректирует мышление и даже рушит старое мировоззрение, возводя по кирпичикам новое. Женский образ в романах автора всегда антипод мужского. Если не во всем, то во многом.

Настенька тоже сыграла важную роль в истории мечтателя. Она подарила ему крупицу реальной жизни, которой ему так не хватало. Но, по сути, он сам отказался от девушки и реальности. Он получил стимул для новых мечтаний на долгие годы. Это все, что ему было нужно.

Произведения Ф.М. Достоевского объединяют насыщенный сюжет и тема судьбы униженного и оскорбленного человека, который не может найти свое место в жизни. Безмерность его страданий и противоречий, мучающих его. Из-за глубокого психологизма историй, произведения автора принято считать тяжелыми.

«Белые ночи» – одно из ранних произведений классика, чудом сохранившееся. Поэтому это сочинение сильно отличается от тех, которые мы привыкли читать и ассоциировать с писателем. Сам автор определил его жанр как «сентиментальный роман», критики же окрестили повестью.

Также читают:

Картинка к сочинению Роль истории Настеньки в повести Белые ночи

Роль истории Настеньки в повести Белые ночи

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Кто такой хороший собеседник

    Каждый человек в своей жизни слышал фразу о том, что он должен быть хорошим собеседником. Что он должен учиться правильно общаться, и поддерживать контакты с окружающими его людьми

  • Испытание любовью Базарова (Тургенев Отцы и дети) сочинение

    В своём романе «Отцы и дети» Иван Сергеевич Тургенев затрагивает различные философские, политические, идеологические вопросы. Каждый из героев является носителем какой-либо идеи, которая по ходу сюжета опровергается либо

  • Характеристика и образ Анны Сергеевны в рассказе Дама с собачкой Чехова сочинение

    Анна Сергеевна выглядит достаточно привлекательно, она молодая, ей 22 года. Она обладает правильными чертами лица, у этой женщины красивые серые глаза, слабая, тонкая шея и длинные светлые волосы.

  • Аргументы и примеры любви из литературы для сочинения

    Тема любви всегда была очень важной для человека. Классики литературы рассматривали любовь как разнообразное, всеобъемлющее чувство, необходимое каждому человеку.

  • Сочинение по картине Герасимова Церковь Покрова на Нерли 8 класс

    Еще одно полотно Герасимова, которое передает всю простоту и в тоже время величие родной природы.

    Картина очень красива! Она настолько нежна и светла, что хочется на нее смотреть и смотреть.

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Роль истории Настеньки в повести Белые ночи

Роль истории Настеньки в повести Белые ночи (Достоевский)

Наверное каждый женский образ в произведениях должен быть по-особенному нежным и красивым, так как это позволяет больше проникнуться картиной и понять ее основной смысл, который автор вложил в произведение образом именно этой прекрасной девушки или женщины.

Повесть Белые ночи получилась одной из самых красивых и утонченных, так как она показывает образ молодой девушки Настеньки, история которой играет невероятно важную роль для каждого героя повести. Федор Михайлович Достоевский, кажется, использовал все возможные способы для того, чтобы его повесть получилась сентиментальной и интересной.

По сути, он рассказывает события своей собственной жизни, которые произошли с ним пятнадцать лет назад и повлияли на всю его дальнейшую судьбу, сделав автора еще более утонченной натурой, которая может обращать внимание на те моменты, которые для других кажутся не важными и не значимыми.

Родители Настеньки умерли, когда она была совсем ребенком. Но даже отсутствие родительского воспитания не помешало девушке вырасти спокойной, умиротворенной и нежной натурой, на долю которой выпало не мало испытаний. Автор старается показать свое особенное отношение к девушке, делая все для того, чтобы она чувствовала его поддержку. Очевидно, что Достоевский был хорошо знаком с Настенькой и понимает, как ей была важна поддержка со стороны более взрослого парня.

Бабушка Насти старалась дать ей все самое лучшее и для того, чтобы обеспечить внучку сдавала одну комнату постояльцам. Писатель хорошо показывает тот момент, что поведение каждого человека зависит в первую очередь от него самого, так как для него должно быть важно то, чтобы окружающие ценили внутренний мир и переживания, а не наигранную маску, которую многие носят.

Автор признается Насте в любви из-за того, что понимает, она смогла сохранить саму себя несмотря на все жизненные трудности и доказать, что истинное воспитание передается с кровью и молоком матери. Настенька показывает автору мир большой любви, в который сама не смогла попасть из-за того, что просто побоялась оказаться не нужной и не оцененной в полной мере. Бабушка до последних дней делала для Насти все, что могла и это позволили девушке вырасти порядочной и доброй, что конечно по мнению автора, сказалось на ее дальнейшей жизни и судьбе. Рассказав судьбу девушки, автор хотел, чтобы каждый читатель в первую очередь задумался о своем жизненном пути.

Вариант 2

Повесть «Белые ночи» отличается от других произведений Ф.М.Достоевского. Читатель испытывает сентиментальные чувства к героям. Ими являются молодой человек, который рассказывает свою историю 15-летней давности и девушка Настенька. Герой повести живет в призрачном придуманном мире. Его жизнь, как туман. Мечтатель разговаривает с предметами, жилищами и мысленно с прохожими. В одну из ночей молодой человек встречает Настеньку, которая была довольно расстроена. Провожая ее до дома юноша и узнает ее историю. Только у Насти история реальная, а вот главный герой живет лишь иллюзиями. Родители молодой девушки давно погибли, воспитывала строгая бабушка. Денег не хватало и старой опекунше пришлось сдавать комнату. Съемщиком оказался приятный молодой человек. Настя принимала его ненавязчивые и ни к чему не обязывающие знаки внимания. Сама не заметила, как в сердце зажглась любовь. Вскоре она узнает об отъезде возлюбленного и решается ехать с ним. Однако постоялец не был готов к такому решению Насти и пообещал вернуться за ней через год. Срок прошел, но известий не было.

Выслушав историю, мечтатель проникся нежными чувствами и также решает заявить о своей любви. Расстроенная девушка от отчаяния принимает признание и утешается этим. Молодые люди строят планы на будущее, которым не суждено сбыться. Приезжает бывший постоялец и Настенька останавливает свой выбор на нем.

На примере этих двух героев Ф.М.Достоевский показывает два разных характера. Хоть мечтатель и добрый, понимающий, но пассивный и бессильный перед реальностью. По сути Настеньку можно назвать главной героиней. Ее мечты воплощаются в реальности, она действует и благодаря этому строит свое счастье.

Мечтатель исчезает из жизни Насти и заканчивается ситуация. Он продолжает грезить и возвращается в свой привычный фантастический мир. Ф.М.Достоевский наглядно показал, что не стоит жить только мечтами. Нужно действовать и принимать реальность такой, какая она есть. Хотя нам симпатизируют оба героя, образ и история Настеньки служат примером, а мечтатель вызывает жалость.

Образ Настеньки играет особую роль в жизни каждого героя, мотивируя на поступки и действия. В первую очередь автор хотел обратиться к читателям и пояснить, как важно иметь твердую позицию, характер, доброту и упорство и не бояться жизненных трудностей. Не случайно выбран женский персонаж. Несмотря на юность, хрупкость и наивность, Настенька показывает твердый характер. А имя Настенька употребляется как обращение к маленькой девочке говорит о чистоте помыслов и доброй душе.

Роль истории Настеньки в повести Белые ночи

Роль истории Настеньки в повести Белые ночи

Несколько интересных сочинений

  • Герои произведения Сказка о потерянном времени Шварца

    Сказка о потерянном времени имеет очень поучительный смысл, ведь она рассказывает о школьниках, которые не ценили своё время и тратили его попросту.

  • Сочинение на тему Я подросток

    Быть подростком, хочу я Вам сказать, дело не легкое. Становясь взрослее, к нам приходит осознание многих вещей. появляются новые потребности. Меняется характер

  • Герои произведения Вий Гоголя

    Главным героем произведения Гоголя является Хома Брут, философ из одного монастыря, мужчина очень любит компании, так сам веселый и задорный. Он любит веселое времяпровождение и слушать музыку.

  • Роль художественной детали в рассказах Чехова

    Наверное, нет такого человека в нашей стране, которые не читал рассказы Чехова. Его рассказы короткие взяты из жизни, но в них он описывает художественные детали, которые трудно не заметить.

  • Анализ трагедии Фауст произведения Гете

    Произведение Гёте стало одним из самых знаковых и влияющих на мир литературы, поэзии, и искусства. В процессе его повествования раскрываются несколько сюжетных линий, происходит трагическая любовная история

Трогательная, наивная любовь описана в произведении великого автора. Читается легко, язык захватывающий. Ознакомьтесь с кратким содержанием повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи» по главам.

Действующие лица

  • Главный герой – молодой, одинокий, мечтатель.
  • Настенька – юная девушка, романтичная, наивная, влюбленная.
  • Бабушка Насти – строгая, слепая.
  • Постоялец – возлюбленный Настеньки, серьезный, прагматичный.

Ночь первая

Главный герой жил в Санкт-Петербурге, чувствовал себя одиноким. Особенно летом, когда весь город выезжал на дачи. Он не успел завести знакомства, но уже казалось, что все бросили его. Юноша видел ежедневно одних и тех же людей, проходя по улицам города. Угадывал их настроение, огорчался, когда они не появлялись.

Но заговорить с кем-либо не решался. С одним стариком он чуть не заговорил. Однажды его долго не было на улице, и когда он появился снова, юноша чуть не поздоровался с ним от радости.

Еще он считал друзьями дома, знал наизусть каждый дом. Однажды дом «закричал» юноше, что его красят в желтый цвет, это так некрасиво.

Однажды ночью не хотелось спать, он гулял по улицам. Зашел далеко в незнакомые места. На набережной увидел незнакомку в шляпке и вуали. Он почему- то подумал, что она – брюнетка. Вдруг услышал всхлипывания, незнакомка плакала.

Он решил подойти, утешить, но не знал, что сказать. Она почувствовала это и ушла. И вдруг услышал, что к ней подошел мужчина. Она сердито ответила ему. Юноша почувствовал, что это – его шанс. Он быстро подошел и сказал девушке, чтобы брала его за руку. Тогда мужчина уже не вернется.

Они разговорились. Юноша признался, что никогда за свои двадцать шесть лет не встречался с женщинами. Девушка удивилась, но сказала, что женщинам нравятся робкие парни. Они шли, разговаривали. Девушка назвала свое имя – Настенька. Она поняла, что ему можно доверять, обещала рассказать все о себе, но только завтра.

Он сказал, что придет на это место завтра в десять. Девушка обещала ему дружбу, просила в нее не влюбляться.

Они дошли до ее дома, она ушла, попрощавшись до завтра. Юноша всю ночь бродил в возбужденном счастливом состоянии и ждал, когда наступит завтра.

Ночь вторая

Настенька пришла на другой вечер. Они снова стали разговаривать. Настя попросила рассказать о себе. Он начал повествование о своей одинокой жизни. У него нет друзей, потому что с ними он чувствует себя неловко. У юноши богатый внутренний мир, полный мечтаний и грез.

А эти бесполезные увеселения, куда приводят его друзья, расстраивают его, делают нервным. Поэтому друзья его оставили, им неитересно с ним.

Юноша выразил Насте свое опасение, что и она его теперь оставит, и он будет совем один как прежде. Девушка пообещала никогда не прерывать с ним дружбы. Юноша попросил ее рассказать о своей жизни. Она сказала, что родители ее умерли. Воспитывала ее слепая бабушка, строгая. Однажды девушка совершила проступок, после чего бабушка пришпилила ее платье булавкой к своей юбке. С тех пор Настяне могла выйти из дома, вынуждена была сидеть с бабушкой.

Настя решила поведать новому другу свою подробную историю.

История Настеньки

Бабушка строго следила за нравственностью внучки. Она занималась ее воспитанием и обучением. Бабушка нанимала учителя до семнадцатилетнего возраста Насти.

Однажды ей надоело быть пришлпиленной к юбке бабушки, и она посадила вместо себя глухую Феклу. Но бабушка задала вопрос, а Фекла не могла ответить. Тогда она заплакала, а бабушка поняла, что внучка ее обманула.

С тех пор бабушка усилила надзор. В доме поселился жилец, который понравился девушке. Он давал книги Вольтера, и Настя читала их бабушке вслух. Перед этим она интересовалась, нравственные ли это книги, не повредят ли они внучке. Бабушка строго сказала, чтобы Настя не засматривалась на гостя.

Он зашел и увидел, что Настя приколота к бабушкиной юбки. Девушка от стыда заплакала. Постояльцу стало жаль ее, он пригласил их с бабушкой в театр. Девушка ни разу не была в театре, ей понравилось.

Она надеялась на развитие отношений с жильцом, но он вдруг объявил, что уезжает. Настя собрала свои вещи в узелок и поднялась в комнату к жильцу. Ее сердце сильно билось. Когда девушка открыла дверь, он вскрикнул от неожиданности.

Настя упала без чувств на кровать. Он, увидев ее узелок, все понял. И сказал, что не может жениться на ней, потому что не имеет денег и работы. Постоялец обещал уладить все дела и через год вернуться. Если девушка не передумает, он готов жениться на ней.

Настенька поведала, что год уже прошел, жилец приехал, но к ней не идет. Она зарыдала. Слушатель посоветовал написать ему письмо и передать этому человеку. Настя сказала адрес, куда принести письмо, и отдала его.

Ночь третья

Настенька ждала, что в эту ночь ее возлюбленный придет. Он должен прийти после прочтения письма. Она была взволнованна и очень нежна. Как будто делилась своим счастьем со своим другом.

Девушка все время весело говорила, благодарила юношу, что он сдержал слово и не влюбился в нее. Что их дружба так похожа на любовь, она прекрасна. Что Настенька его любит и всегда будет любить, как друга. Что они всегда будут вместе.

Эти слова взволновали молодого человека. Он понял, что по-настоящему влюбился в Настю. Пробило одиннадцать часов. Показался прохожий, девушка вздрогнула. Но это оказался не ее возлюбленный.

Главный герой успокоил Настеньку, что он, может быть придет завтра. Он предложил ей встретиться здесь же на следующую ночь. Она согласилась.

Ночь четвертая

Главный герой пришел на место свидания, увидел Настеньку. Она пришла на час раньше. Девушка волновалась, плакала. Она не понимала, почему тот человек предал ее. Ведь она ничего плохого ему не сделала. Она доверяла ему свои первые чувтсва, а он так жестоко их отверг.

Юноша успокаивал ее, предложил даже самому нанести ему визит. Но Настенька сказала, что уже почти ненавидит его. Потом предположила, что ее любовь – самообман, желание вырваться из плена бабушки. Она благодарила главного героя, что он поддержал ее в трудную минуту. Говорила, что Бог послал его.

Юноша не смог больше молчать. Он признался ей в любви. Настя была удивлена. Она сказала, что разлюбит того человека и выйдет замуж за него, если он так ее любит. Она просила юношу переехать к ним. Он сказал, что его заработок небольшой. Настя пообещала, что будет сама зарабатывать, начнет давать уроки.

Молодые люди были счастливы. Как вдруг Настенька вздоргнула, прижалась к другу. Навстречу шел незнакомец. «Это он!» — прошептала она.

Он позвал ее, Настя бросилась к нему в объятия. Потом вернулась к другу, обняла его, горячо поцеловала. И снова побежала к возлюбленному.

Внезапное счастье главного героя разбилось вдребезги.

Утро

На следующий день главный герой сидел дома и чувствовал себя плохо. Болела голова, начиналась лихорадка. Вдруг принесли письмо. Он понял, что оно от Настеньки.

В нем она много раз извинялась, говорила, что счастлива. Выходит замуж за своего возлюбленного и приглашает его на свадьбу. Что ее жених не забывал о ней, но не мог приехать.

Главный герой был разбит, он понимал, что обречен на долгую одинокую жизнь. Весь дом, прислуга, день казались ужасными, невыносимыми. Но он не укорял Настеньку, наоборот, благодарил за короткий миг счастья, который будет помнить всю жизнь.


Главная мысль произведения. В сентиментальном романе, несмотря на кажущуюся простоту и легкость, содержится глубокая мысль. Философия о настоящей любви, истинном счастье, заключающимся в счастье любимого человека.

  • Достижимо ли всеобщее счастье сочинение аргументы
  • Дорогу осилит идущий сочинение отцы и дети
  • Достижимо ли всеобщее счастье итоговое сочинение
  • Дорогу осилит идущий сочинение гадюка
  • Дорогу осилит идущий сочинение вывод